Учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему: открытый урок по литературному чтению. Детские сказки онлайн

Технологическая карта урока
Учитель: Аюшеева Мария Балдыновна
Класс: 1 «Б». Дата: 23.04.2013
УМК: Гармония
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Л.Яхнин «Силачи»
Место и роль урока в изучаемой теме: в разделе: девятый урок. По теме: урок первый
Педагогическая цель: познакомить с произведением Леонида Яхнина
Задачи: Обучающая: 1. Совершенствовать все стороны навыка чтения: осознанность, правильность, плавность, выразительность
Учить выявлять отношение автора к персонажам, учить выражать своё отношение к персонажам. Учить передавать авторское отношение к персонажам
посредством интонационной выразительности
3. Развивающая: способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся на уроках литературного чтения
4. Воспитание нравственно­этической позиции по отношению к хвастовству, а также личностные качества­ заботливость, готовность прийти на помощь.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» О.В. Кубасова, рабочие тетради, презентация, учебник «Я хочу читать» О.В. Кубасова
Планируемые результаты:
Предметные:
Личностные: формировать нравственно­этическую позицию по отношению к хвастовству, а также личностные качества­ заботливость, готовность прийти на
помощь. Выработать способность к нравственной оценке поступка героев и авторское отношение к героям.
Регулятивные: развивать способность к самооценке и оценке учебной деятельности учащихся
Познавательные: формировать умения ориентироваться в тексте. Соотносить заголовок с текстом, выявляя его эмоциональный подтекст. Сравнивать пословицы
с целью выявления идейной общности.
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать речь других, работать в группе, создавая инсценировки по произведению, вступать в
общение, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения, аргументировать своё отношение к персонажам.

Характеристика этапов урока.
Этап урока.
Цель данного этапа.
I.Самоопределение к
деятельности
Цель.
Включение детей в
деятельность на личностно­
значимом уровне.

II.Повторение.
Проверка Д/з
Цель: проверить все
стороны навыка чтения:
прежде всего
осмысленность,
Деятельность учителя
Деятельность обучающихсяУУД
Ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь к ним и
поприветствуйте аплодисментами. Мы всегда рады
гостям.
Проверяет готовность детей к уроку.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все на месте? Всё в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Все готовы, присмирели
И на место тихо сели.
Организует проверку домашнего задания.
Учатся. Контролирует и
оценивает свою
готовность к уроку.
Регулятивные­целеполагание.
Личностные:
Будут сформированы: основные
моральные нормы поведения;
получит возможность для
формирования: интереса
(мотивации) к учению.
К:Соблюдать простейшие нормы
речевого этикета: приветствовать
Выразительное чтение
учащимися
стихотворения Сергея
Михалкова «Прививка»
Оценивают чтение своих
товарищей и выставляют
К:Развивать способность
оценивать товарищей, выражать
свою точку зрения, слушать
партнера по коммуникации,
соблюдать правила общения
П: ориентироваться в учебнике,
делать обобщение об

правильность,
выразительность.
III . Постановка учебной
задачи
Цель.
Подведение детей к
формулированию темы
урока.
Составление плана работы,
уточнение следующего шага
учебной деятельности;
I V. Изучение нового
материала
Цель:
­ организовать усвоение
учениками нового знания с
проговариванием
во
внешней речи.

Сегодня мы познакомимся
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым
произведением. Как фамилия автора вы узнаете отгадав
ребусы. 1 слайд и слайд 2
Посмотрите на картинку. Кто изображён на картинке?
Как называют очень сильных людей?
Может быть кто­нибудь догадается как называется
произведение?
Перед вами выставка книг Леонида Яхнина. Вы можете
сегодня сходить в школьную библиотеку и познакомиться
с творчеством писателя.
Что мы будем делать на уроке:
Помогает составлять план работы
1. Прочитайте упражнения на стр. 105 в парах
2. Прочитайте рассказ «Силачи» самостоятельно
3. Отметь слова автора и мальчиков
4. Подготовься читать выразительно по ролям
5. Ответить на вопросы в конце произведения.
1. Организует самостоятельное чтение «про себя»
2. Организовать самостоятельное деление текста на
слова автора и слов мальчиков.
Сколько человек могут читать этот текст? кто?
3. Задаёт вопросы в конце текста.
им оценки
Вступают в диалог с
учителем, узнают
фамилию автора
произведения, отгадав
ребус, посмотрев на
картинку «Силачи»
пытаются угадать
название произведения
­
Делятся на группы.
Читают выразительно
по ролям, отвечают на
вопросы в конце
текста
Читают молча по
слогам и целыми
словами
Выражают и
аргументируют своё
отношение к
персонажам.
Определяют характер
заголовка
эмоциональной окраске
произведения
Помогают учителю
формулировать тему урока.
Регулятивные­целеполагание.
Коммуникативные –
планирование учебного
сотрудничества совместно с
учителем.
Познавательные:
Развитие логического мышления
(Отгадывание ребуса)

позицию
Личностные:
нравственно­
Формировать
по
этическую
отношению к хвастовству, а
также личностные качества­
заботливость, готовность прийти
на
Выработать
способность к нравственной
оценке поступка
Регулятивные:
способность к самоконтролю
Познавательные: ориентироваться
в тексте
развивать

Соотносить заголовок с текстом,
выявляя его эмоциональный
подтекст
Сравнивать текст с пословицами
с целью выявления идейной
общности
Коммуникативные:
аргументировать своё отношение
к персонажам.
Вступать в
общение, выражать свою точку
зрения.
Организует работу в группах­ чтение по ролям
Сколько человек могут читать это произведение, если мы
будем читать его по ролям?
V. Первичное закрепление
Цель.
Закрепить знания,
полученные на уроке, учить
читать выразительно,
вкладывая своё отношение к
героям
Читают выразительно,
передавая черты
персонажей и
отношение к ним
автора.
Рассуждают на
нравственную
тематику.
К: Вступать в общение, выражать
свою точку зрения.
Р: развивать способность к
контролю и самоконтролю
П: ориентироваться в тексте
Л: Выработать способность к
нравственной оценке поступка
через выразительное прочтение
текста

VII. Рефлексия
Цель.
Соотнесение поставленных
задач с достигнутым
результатом, самооценка
результатов деятельности.
Подводит итог (по плану, составленному в начале урока).
С произведением какого писателя мы сегодня познакомились?
Выполнили ли мы всё что запланировали на уроке?
Понравилось ли вам читать рассказ Леонида Яхнина?
Каким бы вы его назвали­ поучительным, смешным, весёлым,
грустным. Чему учит его произведение?
Кто из вас хочет прочитать другие его произведения? Где
можно найти рассказы Яхнина?
Понравилось ли вам работать на уроке? Что особенно
нравится? Что получается? Чему бы вы хотели ещё научиться?
Спасибо за урок.
Контролирует результат
своей деятельности.
Понимает причины
успеха/неуспеха.
Находит ответы на
вопросы, опираясь на
свой опыт.
Оценивает свою
деятельность на уроке.
Познавательные ­
ориентироваться в своей системе
знаний; отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
Коммуникативные
­ оформлять
свою мысль в устной и речи (на
уровне одного предложения).
Регулятивные ­ самооценка.

Все же приятно читать сказку "Силачи (Латышская сказка)" даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. Здесь во всем чувствуется гармония, даже негативные персонажи они, словно являются неотъемлемой частью бытийности, хотя, конечно выйдя за границы приемлемого. С виртуозностью гения изображены портреты героев, их внешность, богатый внутренний мир, они "вдыхают жизнь" в творение и происходящие в нем события. Конечно же идея превосходства добра над злом не нова, конечно же о ней написано множество книг, но каждый раз убеждаться в этом все равно приятно. Зачастую вызывают умиление диалоги героев, они полны незлобия, доброты, прямоты и с их помощью вырисовывается иная картина реальности. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Сказка "Силачи (Латышская сказка)" читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

В давние времена у одного человека сын был такой силач, что во всей округе никто против него устоять не мог. Собрался силач пойти в другие края — противника себе поискать. Идет он день, идет другой, нигде подходящего противника найти не может. Наконец зашёл силач в одну избу, а там старушка лепешки четвериками мерит.
— Куда путь держишь, парень? — спрашивает старушка.
— Противника ищу, чтоб силами помериться.
— Вот вернутся оба моих сына, посмотришь: может, подойдут.
Испекла старушка еще один четверик лепешек и ждет сыновей. Вскоре явились сыновья; у каждого по оленю под мышкой и по косуле на мизинце. Поставила старушка перед каждым по четверику лепешек и гостя к третьему четверику зовет. Съели сыновья свои лепешки в один присест, и выпили по полбочки пива. А гость не может и верхушки со своего четверика съесть, где уж полбочки осилить! Поглядел он на братьев — не по себе ему стало: лучше он с утра бороться будет.
Вечером постелила старушка одному сыну у одних дверей, другому — у других, а гостю — посредине. Ночью один сын кашлянул, да так, что гость с середины избы отлетел к другим дверям, прямо на второго сына. Тут второй сын кашлянул, и отлетел гость, словно перышко, обратно к первому. Так вот и бросали братья силача всю ночь напролет по избушке, будто мешок с мякиной, из конца в конец.
Наутро ему уж и не до борьбы было, бросился он бежать изо всех сил, а братья — за ним. На свое счастье, встретил беглец человека с толстым бревном на плече. Взмолился силач, чтоб спас его человек от погони. Сбросил человек бревно, схватил обоих братьев, сунул одного в один карман штанов, другого — в другой и говорит:
— А теперь не зевай, беги, да поживее, пока они у меня в карманах. Как отбежишь, что я тебя видеть не смогу, тогда их выпущу.
Дома сын рассказал об этом отцу и все удивлялся:
— Кто бы подумал! Уж на что я силен, но таких повстречал, что я их мизинца не стою. Те двое были сильны, да куда им до третьего!

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Аюшеева Мария Балдыновна

Класс: 1 «Б». Дата: 23.04.2013

УМК: Гармония

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Л.Яхнин «Силачи»

Место и роль урока в изучаемой теме: в разделе: девятый урок. По теме: урок первый

Педагогическая цель: познакомить с произведением Леонида Яхнина

Задачи: Обучающая: 1. Совершенствовать все стороны навыка чтения: осознанность, правильность, плавность, выразительность

3. Развивающая: способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся на уроках литературного чтения

4. Воспитание нравственно-этической позиции по отношению к хвастовству, а также личностные качества-заботливость, готовность прийти на помощь.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» О.В. Кубасова, рабочие тетради, презентация, учебник «Я хочу читать» О.В. Кубасова

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные: формировать нравственно-этическую позицию по отношению к хвастовству, а также личностные качества- заботливость, готовность прийти на помощь. Выработать способность к нравственной оценке поступка героев и авторское отношение к героям.

Регулятивные : развивать способность к самооценке и оценке учебной деятельности учащихся

Познавательные: формировать умения ориентироваться в тексте. Соотносить заголовок с текстом, выявляя его эмоциональный подтекст. Сравнивать пословицы с целью выявления идейной общности.

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать речь других, работать в группе, создавая инсценировки по произведению, вступать в общение, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения, аргументировать своё отношение к персонажам.

Характеристика этапов урока.

Этап урока.

Цель данного этапа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

II.Повторение.

Проверка Д/з

Цель: проверить все стороны навыка чтения: прежде всего осмысленность, правильность, выразительность.

Ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте аплодисментами. Мы всегда рады гостям.

Проверяет готовность детей к уроку.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Все на месте? Всё в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Все готовы, присмирели

И на место тихо сели.

Организует проверку домашнего задания.

Учатся. Контролирует и оценивает свою готовность к уроку.

Выразительное чтение учащимися стихотворения Сергея Михалкова «Прививка»

Оценивают чтение своих товарищей и выставляют им оценки

Регулятивные- целеполагание.

Личностные:

Будут сформированы: основные моральные нормы поведения; получит возможность для формирования: интереса (мотивации) к учению.
К:Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: приветствовать

К:Развивать способность оценивать товарищей, выражать свою точку зрения, слушать партнера по коммуникации, соблюдать правила общения

П: ориентироваться в учебнике, делать обобщение об эмоциональной окраске произведения

III . Постановка учебной задачи

Цель.

Подведение детей к формулированию темы урока.

Составление плана работы, уточнение следующего шага учебной деятельности;

Сегодня мы познакомимся

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Как фамилия автора вы узнаете отгадав ребусы . 1 слайд и слайд 2

Посмотрите на картинку. Кто изображён на картинке? Как называют очень сильных людей?

Может быть кто-нибудь догадается как называется произведение?

Перед вами выставка книг Леонида Яхнина. Вы можете сегодня сходить в школьную библиотеку и познакомиться с творчеством писателя.

Что мы будем делать на уроке:

Помогает составлять план работы

  1. Прочитайте упражнения на стр. 105 в парах
  2. Прочитайте рассказ «Силачи» самостоятельно
  3. Отметь слова автора и мальчиков
  4. Подготовься читать выразительно по ролям
  5. Ответить на вопросы в конце произведения.

Вступают в диалог с учителем, узнают фамилию автора произведения, отгадав ребус, посмотрев на картинку «Силачи» пытаются угадать название произведения

Делятся на группы. Читают выразительно по ролям, отвечают на вопросы в конце текста

Помогают учителю формулировать тему урока.

Регулятивные- целеполагание.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.

Познавательные:

Развитие логического мышления

(Отгадывание ребуса)

I V. Изучение нового материала

Цель.

Цель:

Организовать усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи.

  1. Организует самостоятельное чтение «про себя»
  2. Организовать самостоятельное деление текста на слова автора и слов мальчиков.
  1. Задаёт вопросы в конце текста.

Читают молча по слогам и целыми словами

Выражают и аргументируют своё отношение к персонажам. Определяют характер заголовка

Личностные:

Формировать нравственно-этическую позицию по отношению к хвастовству, а также личностные качества-заботливость, готовность прийти на помощь. Выработать способность к нравственной оценке поступка

Регулятивные: развивать способность к самоконтролю

Познавательные: ориентироваться в тексте

Соотносить заголовок с текстом, выявляя его эмоциональный подтекст

Сравнивать текст с пословицами с целью выявления идейной общности

Коммуникативные: аргументировать своё отношение к персонажам. Вступать в общение, выражать свою точку зрения.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания, полученные на уроке, учить читать выразительно, вкладывая своё отношение к героям

Организует работу в группах- чтение по ролям

Читают выразительно, передавая черты персонажей и отношение к ним автора.

Рассуждают на нравственную тематику.

К: Вступать в общение, выражать свою точку зрения.

Р: развивать способность к контролю и самоконтролю

П: ориентироваться в тексте

Л: Выработать способность к нравственной оценке поступка через выразительное прочтение текста

VII. Рефлексия

Цель.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности.

Подводит итог (по плану, составленному в начале урока).

С произведением какого писателя мы сегодня познакомились?

Выполнили ли мы всё что запланировали на уроке?

Каким бы вы его назвали- поучительным, смешным, весёлым, грустным. Чему учит его произведение?

Понравилось ли вам работать на уроке? Что особенно нравится? Что получается? Чему бы вы хотели ещё научиться?

Спасибо за урок.

Контролирует результат своей деятельности.

Понимает причины успеха/неуспеха.

Находит ответы на вопросы, опираясь на свой опыт.

Оценивает свою деятельность на уроке.

Познавательные -

ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные - оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения).

Регулятивные - самооценка.


Был у одного человека сын, звали его Силач. Подрос Силач и просит отца:
– Отец, покажи мне наши поля, велики ли они. Повел его отец поля смотреть. А посреди поля росла большая-пребольшая ель. Силач спрашивает:
– Что это за цветочек?
Ухватил он ель за макушку и вырвал вместе с корнями. Удивился отец, а Силач взял ель одной рукой, другой ободрал все ветки и говорит:
– Вот славная тросточка у меня будет, когда я гулять пойду.
Вернулись они домой, Силач проголодался и просит у матери есть. Мать хотела приготовить на скорую руку что-нибудь перекусить, но отец говорит:
– Такой малостью ты его не накормишь. Мать хотела приготовить на скорую руку что-нибудь перекусить, но отец говорит:
– Такой малостью ты его не накормишь. Свари-ка лучше каши в нашем десятиведерном котле.
Сварила мать кашу и хотела было ее в миску положить, а Силач говорит:
– Зачем еще накладывать? Так поем, из котла. И как взялся за кашу, так всю и съел. Увидел это отец, нахмурился:
– Нет, сын, не смогу я тебя прокормить! Иди-ка ты лучше к королю. Во дворце и работа тебе по плечу найдется, да и есть ты там сможешь, сколько твоей душе угодно.
– Что ж, отец, я бы не прочь, только сам не пойду. Пусть король за мной придет, тогда пойду.
Прислал за ним король один раз, прислал другой, а Силач все не идет. Тогда прислал король за ним шестерых солдат, а он все не хочет. Ну, не идет он по-хорошему, решили солдаты его силой привести. А Силач смеется:
– Стану я с вами, хорьками, возиться! Вот вам!
И как стукнул каждого солдата пальцем, так всех и убил на месте. Прислал король за ним двенадцать солдат. Их Силач тоже перебил. А потом призадумался: “Не дело это, столько королевских солдат угробил! Придется мне пойти к нему”.
Пришел к королю, подал руку и спрашивает:
– Ну, король, что хорошего скажешь?
– Оставайся да послужи мне, у меня дел невпроворот!
– Что ж, послужу, пожалуй! – пробурчал Силач и остался.
Через некоторое время стал Силач королю намекать, что он не прочь на принцессе жениться.
Король только глазами повел:
– Ну, сынок, коли хочешь на моей дочери жениться, достань мне сначала золотого коня, золотую собаку и золотого петуха. Пока не достанешь, дочери я тебе не отдам.
– Ладно! – согласился Силач и тут же отправился к кузнецу, чтоб тот выковал ему дубинку покрепче, такую, что не гнется, не ломается.
Выковал кузнец дубинку весом в берковец. Но Силач ударил дубинкой себя по пальцу – дубинка и сломалась. Добавил кузнец еще берковец железа, и дубинка вышла на славу.
Перед тем как в путь отправиться, зашел Силач к принцессе проститься и наказал, чтоб она его ждала и, упаси бог, не выходила за другого.
Пообещала принцесса его ждать и надела ему на палец свое золотое кольцо.
Шел Силач,шел, встретил огромного детину и спрашивает его:
– Ты кто такой?
– Я – Водуразгоняй. Как опущу свою палку в воду, вода тут же расступится и можно посуху пройти.
– Пойдем со мной!
Согласился Водуразгоняй. Шли они, шли и встретили человека, который горы двигал. Спрашивает его Силач:
– Ты кто такой?
– Я – Горыпередвигай.
– Пойдем с нами!
Пошли они втроем и встретили еще одного великана. Спрашивает его Силач:
– Ты кто такой?
– Я – За-сто-верст-все-видишь-все-слышишь.
– Пойдем с нами!
Отправились они дальше вчетвером и пришли к замку,где жил черт. А вокруг замка текла большая река – никак не перебраться.
Ударил Водуразгоняй своей палкой по воде, и сразу стало сухо. Вошли они в замок, видят: в комнате дряхлая старуха сидит. Это была чертова мать. А сам черт со своими сыновьями неизвестно куда подевался.
Через реку к замку был переброшен мост, по которому черти домой скакали. Велел Силач За-сто-верст-все-видишь-все-слышишь за этим мостом приглядывать, чтоб черти их не застали врасплох. А Водуразгоняй и Горыпередвигай спать отправил, да и сам вздремнуть прилег. Дремал, дремал, а по-настоящему уснуть не может. Наконец не выдержал, протер глаза, вскочил с постели и пошел посмотреть, что у моста делается. Приходит. Вот те на! За-сто-верст-все-видишь-все-слышишь храпит вовсю!
Ох и рассердился Силач, но подумал, подумал и не стал его будить: пусть уж соня выспится! Сел Силач под мостом и решил сам чертей подстеречь.
Ждал, ждал и дождался – около полуночи скачет на черном коне младший сын черта, а за ним черная собака и черный петух. Подъехал он к мосту, а конь на мост не идет.
– Почему на мост не идешь? – спрашивает молодой черт. А конь, собака и петух отвечают:
– Под мостом богатырь стоит, он нас убьет.
– Ну, коли он такой сильный, пусть выходит – поборемся!
Вышел Силач из-под моста да как трахнет молодого черта своей железной дубиной по голове – из того и дух вон.
Отвел Силач коня, собаку и петуха на чертову конюшню и запер их там.
Наутро Силач спрашивает За-сто-верст-все-видишь-все-слышишь:
– Ну, что ночью видал?
– Ничего не видал, – отвечает тот.
Что ж – нет так нет. Велел Силач на следующую ночь, чтобы Горыпередвигай шел мост караулить. Но и тот заснул. Пришлось Силачу вместо него чертей подстерегать. В эту ночь он убил среднего сына черта, а его коня, собаку и петуха тоже в конюшне запер.
На третью ночь мост караулил Водуразгоняй, и все было так же, как в первые две ночи. В эту ночь Силач убил старшего сына черта, а коня, собаку и петуха в конюшне запер.
На четвертую ночь сам Силач собрался мост караулить. Перед тем как идти, поставил он на стол три тарелки, на тарелки – по стакану, налил в стаканы воды и наказал своим товарищам:
– Вы оставайтесь здесь и смотрите в эти стаканы. Если вода в них покраснеет, то мешайте ее изо всех сил, чтоб у меня, когда я на мосту с чертом биться буду, силы прибавилось.
Спустился Силач под мост и ждет. Вот наступила полночь, скачет на золотом коне сам черт – земля под ним ходуном ходит, а за ним золотая собака и золотой петух. Подъехал черт к мосту – золотой конь ржет, золотая собака лает, золотой петух поет, а на мост идти не хотят.
– Почему на мост не идете? – кричит черт. Отвечают ему золотой конь, золотая собака и золотой петух:
– Под мостом сам Силач стоит, он нас убьет.
– Ну, коли это сам хваленый Силач, пусть выйдет со мной силой помериться!
Вышел Силач из-под моста, и начали они биться. Ударил черт Силача, и тот почти до колен в землю ушел. Тогда огрел Силач черта и вогнал его в землю до щиколоток. Ударил черт второй раз Силача, и Силач в землю выше колен ушел. Теперь Силач черта саданул, и вот черт почти до колен в земле. Ударил черт Силача третий раз и вогнал его в землю по бедра. Говорит Силач черту:
– А что, во время работы отдохнуть можно?
– Ясное дело – можно, – отвечает черт.
А тем временем вода в стаканах в кровь превратилась, пенится, через край переливается, а бездельники устали за день и уснули.
Понял Силач, в чем дело, и как только черт ему передышку дал, сорвал с головы шапку и швырнул ее в стену замка, но его товарищи так и не проснулись. Тогда сорвал он свои башмаки и запустил их в стену замка – а друзья как спали, так и спят. Наконец сорвал он с шеи платок и бросил его в стену замка. К счастью, пробил платок стену и задел ножки кроватей. Сразу сони очнулись, почуяли, что беда стряслась, и принялись что есть сил мешать воду в стаканах.
И чем больше мешали, тем сильнее становился Силач. Снова бросился он на черта. И – вот чудо! – бьет его черт изо всех сил, но Силач не только не уходит в землю, а, наоборот, после каждого удара из земли поднимается. Туго черту пришлось: совсем его Силач в землю вогнал, засмеялся и крикнул:
– Чтоб тебя, черта, черти забрали!
Разделался Силач с чертом, а его золотого коня, золотую собаку и золотого петуха в замок привел. Подозвал он своих товарищей и надавал им оплеух за то, что чуть было его не погубили. Наутро Силач дал каждому из них коня, собаку и петуха – тех, что отобрал у сыновей черта. Себе же оставил золотого коня, золотую собаку и золотого петуха. Вскочили они все четверо на коней и к дому повернули.
Проехали немного, и Силач вдруг вспомнил:
– Где ж золотое кольцо, что принцесса мне на палец надела? Я его в замке у черта забыл!
Делать нечего. Велел он товарищам дальше ехать, а сам за кольцом повернул. Подъехал к замку, но – что это? – ворота на запоре, в замок не пробраться! Задумался Силач: что ж ему теперь делать? Тут золотой конь, собака и петух научили его, как превратиться в муху, чтобы сквозь замочную скважину за кольцом пролезть. Обернулся Силач мухой, пролез сквозь замочную скважину и только хотел кольцо взять, как вдруг видит: сидят в другой горнице три чертовы дочери с матерью черта и о чем-то судачат. Решил он подслушать, о чем они говорят.
Влетел Силач в комнату, сел на печку и слушает. Говорит чертова мать:
– Непременно должны мы этому Силачу отомстить. Завтра я обернусь белой корчмой у дороги, по которой они поедут. Зайдут они в корчму да там и останутся.
– Этого мало! – говорит первая дочь. – Я обернусь горячим солнышком и буду палить их нещадно. Захотят они пить, и появится перед ними прохладная речка. Напьются они из речки да там и останутся.
– Этого мало! – говорит вторая дочь. – Я обернусь грушей, усыпанной плодами. Отведают они груш да там и останутся.
– И этого мало! – говорит третья дочь. – Я обернусь мягким лужком и нашлю на них сон. Стреножат они коней, сами лягут на травку да там и останутся.
Выслушал все это Силач, схватил кольцо, пролез сквозь замочную скважину, принял свой прежний вид, вскочил на золотого коня и что есть духу пустился своих попутчиков догонять, а золотая собака и золотой петух за ним бегут.
Догнал он товарищей, но ни слова не сказал. Едут они, едут, видят: как же, стоит у дороги белая корчма. Товарищи Силача так и рвутся в корчму, будто тянет их кто, но Силач ни за что не пускает. Едут дальше. Солнце так палит, так палит – сил нет! И тут, как нарочно, речка течет, а вода в ней прозрачная да прохладная. Для товарищей это словно манна небесная: нужно им напиться, да и все, а Силач ни за что не разрешает. Проехали эту речку, и велит Силач им назад посмотреть. Глянули: никакой речки нет, да и пить больше не хочется. Едут дальше. Стоит у дороги груша, а на ней полно плодов. Страсть как хочется им груш отведать, но и этого Силач не дозволил. Еще немного проехали – луг перед ними. Травка на нем мягкая, душистая, и так им спать захотелось, прямо с коней падают. А Силач все торопит:
– Нечего здесь спать! Едем дальше!
Доехали до перекрестка – сон как рукой сняло! Попрощался Силач с товарищами на перекрестке и говорит:
– Берите каждый по коню, по собаке да по петуху и езжайте, куда хотите, а я домой поеду.
Вернулся Силач с золотым конем, золотой собакой и золотым петухом к королю и женился на принцессе.