Кукольник Н. В. Биография кратко. Кукольник Нестор Васильевич. Нестор васильевич кукольник - чтобы помнили

Значение КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ

Кукольник, Нестор Васильевич - известный писатель (1809 - 1868), сын В.Г. Кукольника. Учась в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал там спектакли и литературные чтения, редактировал гимназический журнал "Звезда"; в "Недоросле" он играл Митрофана, а Н.В. Гоголь - Простакова. Был учителем русского языка в виленской гимназии; служил в министерстве финансов, затем в военном министерстве. Драматическая фантазия Кукольника "Торквато Тассо" (М., 1833) встретила восторженный прием. Публике особенно нравились напыщенные, ходульные, но иногда не лишенные яркости монологи Тассо. Вслед за другой фантазией: "Джакобо Санназар" (СПб., 1834; 2-е издание 1860) появилась пятиактная драма в стихах из эпохи междуцарствия: "Рука Всевышнего отечество спасла" (СПб., 1834), имевшая громадный успех. "Московский Телеграф", справедливо отметивший ее деланность, был запрещен. Не меньший успех выпал на долю другой драмы Кукольника: "Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский" (СПб., 1835), не сходившей с репертуара казенной сцены до 1860-х годов и доныне идущей в провинции. В период 1840 - 1845 годов Кукольник напечатал 5 романов, 26 повестей, 5 драм и множество стихотворений. С 1836 по 1842 г. он издавал "Художественную Газету", в которой ему принадлежит большая часть текста, позже - "Дагерротип", в 1845 - 1847 годах - "Иллюстрацию". В этот же период вышли его "Сказка за сказкой" (СПб., 1841) и "Картины русской живописи" (ib., 1842 - 1843). Время до 1848 г. можно считать расцветом славы Кукольника. Он звал себя родоначальником школы русских романтиков, признавая только гениальную триаду в литературе, живописи и музыке - себя самого, Брюллова и Глинку, с которым был очень близок. И тогда, однако, лучшая часть литературы относилась к Кукольнику холодно: Пушкин считал его драматический талант ниже таланта барона Розена, Белинский признавал некоторое значение только за его рассказами. Когда М.Е. Салтыков, после появления "Запутанного дела" (1848), просил отпуска у военного министра, графа Чернышева, последний пожелал ознакомиться с его сочинениями и поручил Кукольнику сделать доклад о них. Доклад был неблагоприятен для Салтыкова, вскоре после того переведенного на службу в Вятку. В 1850-х годах популярность Кукольника стала падать; не поддержало ее и предпринятое им издание собрания его сочинений (СПб., 1851 - 1853). Успех его исторической драмы "Денщик" (СПб., 1852), поставленной на сцене во время Крымской кампании, был случайным, зависящим от общего патриотического увлечения. В 1857 г. он вышел в отставку и поселился в Таганроге. Журналы печатали произведения Кукольника неохотно, и он умер почти всеми забытый. Нельзя отрицать в Кукольнике таланта, но его искры только изредка прорывались из-под шумихи риторических фраз, натянутых метафор и общей ходульности. Чувства меры в нем не было вовсе. Пушкин употребил в "Борисе Годунове" слово "зане"; Кукольнику оно понравилось, и он стал употреблять это выражение чуть не в каждом монологе. Герои Кукольника на каждом шагу восклицают: "Га!" (междометие, придуманное Кукольником для изображения высшей степени отчаяния или гнева) и прибегают к кинжалу и яду там, где это вовсе не требуется по ходу действия. Произведения Кукольника печатались преимущественно в "Библиотеке для Чтения". Отдельно изданы: "Повести и рассказы" (СПб., 1842), "Маркитантка", др. (ib., 1854), "Морской праздник в Севастополе", драматическое представление (ib., 1854), "Азовское сиденье", историческое сказание в лицах (ib., 1855), "Генерал-поручик Паткуль" (2-е издание, ib., 1860); "Боярин Федор Васильевич Басенок", историческая драма (ib., 1860) и много других романов, пьес и рассказов. Несколько рассказов Кукольника из времен Петра Великого перепечатано в "Дешевой Библиотеке" Суворина.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ
    (1809-68) русский писатель. Исторические повести и рассказы ("Сержант Иван Иванович Иванов...", 1841), романтическая "драматическая фантазия" в стихах "Торквато Тассо" (1833), …
  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Нестор Васильевич , русский писатель. Из семьи профессора Петербургского педагогического института. Учился вместе с Н. В. …
  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    известный писатель, сын В. Г. Кукольника. Род. в 1809 г., учился в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал там …
  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? известный писатель, сын В. Г. Кукольника. Род. в 1809 г., учился в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал …
  • КУКОЛЬНИК в Словаре воровского жаргона:
    - мошенник, пpи пpодаже ценностей подменяющий их на …
  • НЕСТОР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — царь Пилоса. Сын Нелея и Хлориды. Отец Арета и Антилоха. В молодости прославился ратными подвигами: в войне с Аркадией …
  • НЕСТОР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Nestor, ??????). Сын Нелея и царь Пилоса в Мессении. Под Троей он выделялся из числа прочих героев своей мудростью, справедливостью …
  • НЕСТОР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии царь Пилоса, сын Нелея. Единственный из двенадцати сыновей Нелея, уцелевший после воины пилосцев с Гераклом. В источниках …
  • НЕСТОР в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Гомер считал Нестора царем Пилоса (запад Пелопоннеса). Он - единственный сын Нелея, избежавший гибели в войне Геракла с его отцом. …
  • КУКОЛЬНИК в Литературной энциклопедии:
    Нестор Васильевич — русский драматург и беллетрист. Учился в нежинском лицее, был учителем русского яз. и словесности, служил в …
  • НЕСТОР в Большом энциклопедическом словаре:
    древнерусский писатель, летописец 11 - нач. 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно …
  • НЕСТОР в Современном энциклопедическом словаре:
    древнерусский писатель, летописец 11 - начала 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно …
  • НЕСТОР в Энциклопедическом словарике:
    древнерусский писатель, летописец 11 - начала 12 вв., монах Киево- Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. …
  • КУКОЛЬНИК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Человек, ведущий кукольное представление, артист кукольного театра. Русские народные кукольники в театре Петрушки. Подготовка актеров-кукольников. 2. …
  • НЕСТОР
    Н́ЕСТОР ИСКАНДЕР (Александр), рус. писатель 2-й пол. 15 в. Ист. "Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.". Падение Византии …
  • НЕСТОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ЕСТОР, др.-рус. писатель, летописец 11 - нач. 12 вв., монах Киево-Печерского мон. Автор житий кн. Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. …
  • НЕСТОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ЕСТОР, в греч. мифологии царь Пилоса, один из участников Троянской войны. В "Илиаде" изображался старцем, славящимся мудростью и житейским …
  • КУКОЛЬНИК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌУКОЛЬНИК Нестор Вас. (1809-68), рус. писатель. Ист. повести и рассказы ("Сержант Иван Иванович Иванов...", 1841), романтич. "драм. фантазия" в стихах …
  • КУКОЛЬНИК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ку"кольник, ку"кольники, ку"кольника, ку"кольников, ку"кольнику, ку"кольникам, ку"кольника, ку"кольников, ку"кольником, ку"кольниками, ку"кольнике, …
  • НЕСТОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • НЕСТОР в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • НЕСТОР
    имя, историк, летописец, …
  • КУКОЛЬНИК в словаре Синонимов русского языка:
    артист, кукловод, куколеотборник, …
  • КУКОЛЬНИК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. 1) Мастер, изготовляющий кукол (1*1). 2) Актер кукольного …
  • КУКОЛЬНИК
    к`укольник, …
  • НЕСТОР в Словаре русского языка Лопатина:
    Н`естор, -а (мифол.; историк, …
  • НЕСТОР
    Нестор, (Несторович, …
  • КУКОЛЬНИК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    кукольник, …
  • НЕСТОР в Орфографическом словаре:
    н`естор, -а (мифол.; историк, …
  • КУКОЛЬНИК в Орфографическом словаре:
    к`укольник, …
  • КУКОЛЬНИК в Словаре русского языка Ожегова:
    мастер, изготовляющий кукол кукольник человек, ведущий кукольное представление, артист кукольного театра Русские народные кукольники в театре Петрушки. Подготовка …
  • КУКОЛЬНИК в Словаре Даля:
    -ный и пр. см. кукла. | Растен. Veratrum album, чемерица, чеморка. | Растен. Veronica latifolia, змеиная головка, змеиная трава, …
  • НЕСТОР
    в греческой мифологии царь Пилоса, один из участников Троянской войны. В «Илиаде» изображался старцем, славящимся мудростью и житейским опытом. - …
  • КУКОЛЬНИК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Нестор Васильевич (1809-68) , русский писатель. Исторические повести и рассказы («Сержант Иван Иванович Иванов…", 1841), романтическая «драматическая фантазия» в стихах …
  • КУКОЛЬНИК в Толковом словаре Ефремовой:
    кукольник м. разг. 1) Мастер, изготовляющий кукол (1*1). 2) Актер кукольного …
  • КУКОЛЬНИК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. 1. Мастер, изготовляющий кукол [кукла I 1.]. 2. Актер кукольного …
  • КУКОЛЬНИК в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. разг. 1. Мастер, изготавливающий кукол [ кукла I 1.]. 2. Актер кукольного театра. II м. местн. Многолетнее травянистое …
  • ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ в Цитатнике Wiki.
  • КУКОЛЬНИК ПИРСОНА в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
    С центра комнаты на Луиса смотрело существо не человеческое, но и не гуманоидное. Оно стояло на трех ногах и разглядывало …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРОИЦКИЙ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троицкий Петр Васильевич (1889 - 1938), псаломщик, мученик. Память 31 декабря и …
  • РУМПЕЛЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румпель Иван Васильевич (1926 - 2002), чтец, регент. Родился 7 июня 1926 г. в …
  • РОЗОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Розов Константин Васильевич (1874 - 1923), архидиакон. Родился 10 февраля 1874 года в …
  • ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петров Николай Васильевич, имя нескольких лиц: Петров Николай Васильевич (1874 - 1956), прот., проф. Петров …
  • НЕСТОР СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нестор Солунский (ок. 306), мученик. Память 27 октября Юноша Нестор был учеником святого Димитрия …
  • НЕСТОР ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нестор Печерский: Прп. Нестор Летописец, в Ближних пещерах (XII в., память 27 октября). Прп. …
  • НЕСТОР ПАМФИЛИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нестор Пергийский (Памфилийский) (+ ок. 250), епископ, священномученик. Память 1 марта . …

Российская империя

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Не́стор Васи́льевич Ку́кольник (8 () сентября , Санкт-Петербург - 8 () декабря , Таганрог) - русский прозаик , поэт , переводчик и драматург первой половины XIX века , автор текстов популярных романсов .

Ранние годы

Творчество

Творчество Н. Кукольника обширно и многогранно. Наряду с драматургией, он успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, поэзии и даже в музыке . С 1838 года издаёт ряд периодических изданий искусствоведческого характера. Драматургия Н. Кукольника должна рассматриваться как своеобразный буфер между российской исторической драмой первой трети XIX века и второй половины XIX века. Писатель стоит у истоков жанра драматической поэмы . Он первый использовал и ввёл в обиход приёмы и мотивы, которые позднее найдут отражение в творчестве А. К. Толстого , Л. А. Мея , М. И. Цветаевой и других. Современные исследователи обоснованно указывают на параллели между отдельными произведениями Н. Кукольника и драматическим циклом «Романтики» М. И. Цветаевой . Н. Кукольник также первым в русской литературе представил новый тип жанра исторического романа, нашедшего потом на Западе блестящее воплощение в романах А. Дюма , его современника. Одним из первых в русской литературе Н. Кукольник начал развивать любовно-авантюрный жанр в духе Эжена Сю , Поля де Кока . Его литературные поиски на сюжеты из зарубежной истории справедливо можно рассматривать как предшественника историко-биографического жанра, позднее получивших развитие в романах-исследованиях Д. С. Мережковского , Ю. Н. Тынянова , Ольги Форш .

В период наибольшего творческого взлёта Н. Кукольник сближается с композитором М. Глинкой и художником К. Брюлловым . Его участие в судьбе таких писателей и поэтов как Т. Г. Шевченко , М. Е. Салтыков-Щедрин и И. С. Никитин общепризнано. Один из соавторов стихов либретто опер «Иван Сусанин » («Жизнь за царя ») и «Руслан и Людмила ». На его стихи написали музыку 27 композиторов, в том числе М. Глинка (его перу принадлежат ставшие классическими романсы «Жаворонок» и «Попутная песня»), А. Варламов, С. Монюшко .

Служба

Поздние годы

Вот только краткий перечень всех этих общегородских начинаний. Н. Кукольник первый поставил и обосновал необходимость университетского образования на Дону и в Приазовье . Его предложение открыть университет в Таганроге хотя и не привело к успеху, но послужило одним из оснований открытия в 1865 году Новороссийского университета . Н. Кукольник обосновал необходимость городской газеты в Таганроге, что послужило в конце концов одной из причин открытия газет не только в Таганроге, но и в Одессе и Ростове-на-Дону . Начиная с 1865 года Н. Кукольник возглавлял рабочую группу по обоснованию и выбору трассы железной дороги от Харькова к Таганрогу. Работа эта увенчалась успехом, и в 1868 году Александр II утвердил соответствующие договоры на строительство. Неоднократно Н. Кукольником ставится перед правительством вопрос о необходимости надлежащих мер по экологической защите Таганрогского залива Азовского моря . Н. Кукольник поднимает вопрос об изменении административно территориального устройства Приазовского края путём создания Петровской (Таганрогской) губернии. Здесь он встречает сильное противодействие со стороны руководства Области Войска Донского , что в конечном итоге и привело к негативному результату. Н. Кукольник способствовал открытию в ходе судебной реформы в Таганроге Окружного суда, что произошло уже после его смерти в 1869 году . Эти и подобные общественные начинания Н. Кукольника вызывали массу недовольства у провинциальной знати, которую он высмеял в своей последней драме «Гоф-юнкер», запрещённой фактически по указанию Александра II .

Умер Н. Кукольник внезапно, в декабре 1868 года , собираясь в театр. Был похоронен в Таганроге в своём имении близ рощи Дубки .

Могила

В 1931 году прах Нестора Кукольника и его жены был осквернён. Грабители, ища драгоценности, вскрыли могилы и выбросили останки, которые потом ещё долго валялись в траве. В 1966 году Таганрогским горисполкомом был подписан указ об отводе земельного участка заводу Красный Котельщик за счёт территории рощи Дубки для размещения производственных площадей. Указ привели в исполнение спустя два года. Бульдозерами был уничтожен дом Кукольника, а останки великого писателя перемешаны с грязью и вывезены на свалку вместе со строительным мусором. На сегодняшний день прах поэта безвозвратно утерян.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1836 год - дом Гавриловой - набережная реки Мойки, 70;
  • 1836-1837 - набережная реки Мойки, 78;
  • 1837-1843 - доходный дом - Итальянская улица, 31.

См. также

«Прощание с Петербургом» (вокальный цикл М. Глинки на стихи Нестора Кукольника)

Напишите отзыв о статье "Кукольник, Нестор Васильевич"

Примечания

Ссылки

  • Кукольник Н. В. Избранные труды по истории изобразительного искусства и архитектуры; Доменикино: трагедия /сост., авт. вступ.ст. и примеч. Н. С. Беляев; науч. ред. Г. В. Бахарева; БАН. - СПб.: БАН, 2013. - 464 с.: ил.
  • .

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Кукольник, Нестор Васильевич

– Эсклармонд де Перейль, – последовал ответ.
– Хюг де Арси, действую от имени короля Франции. Вы обвиняетесь в ереси Катар. Вам известно, в соответствии с нашим соглашением, которое вы приняли 15 дней назад, чтобы быть свободной и сохранить жизнь, вы должны отречься от своей веры и искренне поклясться в верности вере Римской католической церкви. Вы должны сказать: «отрекаюсь от своей религии и принимаю католическую религию!».
– Я верю в свою религию и никогда не отрекусь от неё... – твёрдо прозвучал ответ.
– Бросьте её в огонь! – довольно крикнул человечек.
Ну, вот и всё. Её хрупкая и короткая жизнь подошла к своему страшному завершению. Двое человек схватили её и швырнули на деревянную вышку, на которой ждал хмурый, бесчувственный «исполнитель», державший в руках толстые верёвки. Там же горел костёр... Эсклармонд сильно ушиблась, но тут же сама себе горько улыбнулась – очень скоро у неё будет гораздо больше боли...
– Как вас зовут? – продолжался опрос Арси.
– Корба де Перейль...
Через коротенькое мгновение её бедную мать так же грубо швырнули рядом с ней.
Так, один за другим Катары проходили «отбор», и количество приговорённых всё прибавлялось... Все они могли спасти свои жизни. Нужно было «всего лишь» солгать и отречься от того, во что ты верил. Но такую цену не согласился платить ни один...
Пламя костра трескалось и шипело – влажное дерево никак не желало гореть в полную мощь. Но ветер становился всё сильнее и время от времени доносил жгучие языки огня до кого-то из осуждённых. Одежда на несчастном вспыхивала, превращая человека в горящий факел... Раздавались крики – видимо, не каждый мог вытерпеть такую боль.

Эсклармонд дрожала от холода и страха... Как бы она ни храбрилась – вид горящих друзей вызывал у неё настоящий шок... Она была окончательно измученной и несчастной. Ей очень хотелось позвать кого-то на помощь... Но она точно знала – никто не поможет и не придёт.
Перед глазами встал маленький Видомир. Она никогда не увидит, как он растёт... никогда не узнает, будет ли его жизнь счастливой. Она была матерью, всего лишь раз, на мгновение обнявшей своего ребёнка... И она уже никогда не родит Светозару других детей, потому что жизнь её заканчивалась прямо сейчас, на этом костре... рядом с другими.
Эсклармонд глубоко вздохнула, не обращая внимания на леденящий холод. Как жаль, что не было солнца!.. Она так любила греться под его ласковыми лучами!.. Но в тот день небо было хмурым, серым и тяжёлым. Оно с ними прощалось...
Кое-как сдерживая готовые политься горькие слёзы, Эсклармонд высоко подняла голову. Она ни за что не покажет, как по-настоящему ей было плохо!.. Ни за что!!! Она как-нибудь вытерпит. Ждать оставалось не так уж долго...
Мать находилась рядом. И вот-вот готова была вспыхнуть...
Отец стоял каменным изваянием, смотря на них обеих, а в его застывшем лице не было ни кровинки... Казалось, жизнь ушла от него, уносясь туда, куда очень скоро уйдут и они.
Рядом послышался истошный крик – это вспыхнула мама...
– Корба! Корба, прости меня!!! – это закричал отец.
Вдруг Эсклармонд почувствовала нежное, ласковое прикосновение... Она знала – это был Свет её Зари. Светозар... Это он протянул руку издалека, чтобы сказать последнее «прощай»... Чтобы сказать, что он – с ней, что он знает, как ей будет страшно и больно... Он просил её быть сильной...
Дикая, острая боль полоснула тело – вот оно! Пришло!!! Жгучее, ревущее пламя коснулось лица. Вспыхнули волосы... Через секунду тело вовсю полыхало... Милая, светлая девочка, почти ребёнок, приняла свою смерть молча. Какое-то время она ещё слышала, как дико кричал отец, называя её имя. Потом исчезло всё... Её чистая душа ушла в добрый и правильный мир. Не сдаваясь и не ломаясь. Точно так, как она хотела.
Вдруг, совершенно не к месту, послышалось пение... Это присутствовавшие на казни церковники начали петь, чтобы заглушить крики сгоравших «осуждённых». Хриплыми от холода голосами они пели псалмы о всепрощении и доброте господа...
Наконец, у стен Монтсегюра наступил вечер.
Страшный костёр догорал, иногда ещё вспыхивая на ветру гаснущими, красными углями. За день ветер усилился и теперь бушевал во всю, разнося по долине чёрные облака копоти и гари, приправленные сладковатым запахом горелой человеческой плоти...
У погребального костра, наталкиваясь на близстоявших, потерянно бродил странный, отрешённый человек... Время от времени вскрикивая чьё-то имя, он вдруг хватался за голову и начинал громко, душераздирающе рыдать. Окружающая его толпа расступалась, уважая чужое горе. А человек снова медленно брёл, ничего не видя и не замечая... Он был седым, сгорбленным и уставшим. Резкие порывы ветра развевали его длинные седые волосы, рвали с тела тонкую тёмную одежду... На мгновение человек обернулся и – о, боги!.. Он был совсем ещё молодым!!! Измождённое тонкое лицо дышало болью... А широко распахнутые серые глаза смотрели удивлённо, казалось, не понимая, где и почему он находился. Вдруг человек дико закричал и... бросился прямо в костёр!.. Вернее, в то, что от него оставалось... Рядом стоявшие люди пытались схватить его за руку, но не успели. Человек рухнул ниц на догоравшие красные угли, прижимая к груди что-то цветное...
И не дышал.
Наконец, кое-как оттащив его от костра подальше, окружающие увидели, что он держал, намертво зажав в своём худом, застывшем кулаке... То была яркая лента для волос, какую до свадьбы носили юные окситанские невесты... Что означало – всего каких-то несколько часов назад он ещё был счастливым молодым женихом...
Ветер всё так же тревожил его за день поседевшие длинные волосы, тихо играясь в обгоревших прядях... Но человек уже ничего не чувствовал и не слышал. Вновь обретя свою любимую, он шёл с ней рука об руку по сверкающей звёздной дороге Катар, встречая их новое звёздное будущее... Он снова был очень счастливым.
Всё ещё блуждавшие вокруг угасающего костра люди с застывшими в горе лицами искали останки своих родных и близких... Так же, не чувствуя пронизывающего ветра и холода, они выкатывали из пепла догоравшие кости своих сыновей, дочерей, сестёр и братьев, жён и мужей.... Или даже просто друзей... Время от времени кто-то с плачем поднимал почерневшее в огне колечко... полусгоревший ботинок... и даже головку куклы, которая, скатившись в сторону, не успела полностью сгореть...
Тот же маленький человечек, Хюг де Арси, был очень доволен. Всё наконец-то закончилось – катарские еретики были мертвы. Теперь он мог спокойно отправляться домой. Крикнув замёрзшему в карауле рыцарю, чтобы привели его коня, Арси повернул к сидящим у огня воинам, чтобы дать им последние распоряжения. Его настроение было радостным и приподнятым – затянувшаяся на долгие месяцы миссия наконец-то пришла к «счастливому» завершению... Его долг был исполнен. И он мог честно собой гордиться. Через короткое мгновение вдали уже слышалось быстрое цоканье конских копыт – сенешаль города Каркассона спешил домой, где его ждал обильный горячий ужин и тёплый камин, чтобы согреть его замёрзшее, уставшее с дороги тело.
На высокой горе Монтсегюр слышался громкий и горестный плач орлов – они провожали в последний путь своих верных друзей и хозяев... Орлы плакали очень громко... В селении Монтсегюр люди боязливо закрывали двери. Плач орлов разносился по всей долине. Они скорбели...

Страшный конец чудесной империи Катар – империи Света и Любви, Добра и Знания – подошёл к своему завершению...
Где-то в глубине Окситанских гор ещё оставались беглые Катары. Они прятались семьями в пещерах Ломбрив и Орнолак, никак не в силах решить, что же делать дальше... Потерявшие последних Совершенных, они чувствовали себя детьми, не имевшими более опоры.
Они были гонимы.
Они были дичью, за поимку которой давались большие награды.

И всё же, Катары пока не сдавались... Перебравшись в пещеры, они чувствовали себя там, как дома. Они знали там каждый поворот, каждую щель, поэтому выследить их было почти невозможно. Хотя прислужники короля и церкви старались вовсю, надеясь на обещанные вознаграждения. Они шныряли в пещерах, не зная точно, где должны искать. Они терялись и гибли... А некоторые потерянные сходили с ума, не находя пути назад в открытый и знакомый солнечный мир...
Особенно преследователи боялись пещеру Сакани – она заканчивалась шестью отдельными ходами, зигзагами вёдшими прямиком вниз. Настоящую глубину этих ходов не знал никто. Ходили легенды, что один из тех ходов вёл прямиком в подземный город Богов, в который не смел спускаться ни один человек.
Подождав немного, Папа взбесился. Катары никак не хотели исчезнуть!.. Эта маленькая группка измученных и непонятных ему людей никак не сдавалась!.. Несмотря на потери, несмотря на лишения, несмотря ни на что – они всё ещё ЖИЛИ. И Папа их боялся... Он их не понимал. Что двигало этими странными, гордыми, неприступными людьми?!. Почему они не сдавались, видя, что у них не осталось никаких шансов на спасение?.. Папа хотел, чтобы они исчезли. Чтобы на земле не осталось ни одного проклятого Катара!.. Не в силах придумать ничего получше, он приказал послать в пещеры полчища собак...
Рыцари ожили. Вот теперь всё казалось простым и лёгким – им не надо было придумывать планы по поимке «неверных». Они шли в пещеры «вооружившись» десятками обученных охотничьих псов, которые должны были их привести в самое сердце убежища катарских беглецов. Всё было просто. Оставалось лишь чуточку подождать. По сравнению с осадой Монтсегюра, это была мелочь...
Пещеры принимали Катар, раскрыв для них свои тёмные, влажные объятия... Жизнь беглецов становилась сложной и одинокой. Скорее уж, это было похоже на выживание... Хотя желающих оказать беглецам помощь всё ещё оставалось очень и очень много. В маленьких городках Окситании, таких, как княжество де Фуа (de Foix), Кастеллум де Вердунум (Castellum de Verdunum) и других, под прикрытием местных сеньоров всё ещё жили Катары. Только теперь они уже не собирались открыто, стараясь быть более осторожными, ибо ищейки Папы никак не соглашались успокаиваться, желая во что бы то ни стало истребить эту скрывавшуюся по всей стране окситанскую «ересь»...
«Будьте старательны в истреблении ереси любыми путями! Бог вдохновит вас!» – звучал призыв Папы крестоносцам. И посланцы церкви действительно старались...
– Скажи, Север, из тех, кто ушёл в пещеры, дожил ли кто либо до того дня, когда можно было, не боясь, выйти на поверхность? Сумел ли кто-то сохранить свою жизнь?
– К сожалению – нет, Изидора. Монтсегюрские Катары не дожили... Хотя, как я тебе только что сказал, были другие Катары, которые существовали в Окситании ещё довольно долго. Лишь через столетие был уничтожен там последний Катар. Но и у них жизнь была уже совершенно другой, намного более скрытной и опасной. Перепуганные инквизицией люди предавали их, желая сохранить этим свои жизни. Поэтому кто-то из оставшихся Катар перебирался в пещеры. Кто-то устраивался в лесах. Но это уже было позже, и они были намного более подготовлены к такой жизни. Те же, родные и друзья которых погибли в Монтсегюре, не захотели жить долго со своей болью... Глубоко горюя по усопшим, уставшие от ненависти и гонений, они, наконец, решились воссоединиться с ними в той другой, намного более доброй и чистой жизни. Их было около пятисот человек, включая нескольких стариков и детей. И ещё с ними было четверо Совершенных, пришедших на помощь из соседнего городка.
В ночь их добровольно «ухода» из несправедливого и злого материального мира все Катары вышли наружу, чтобы в последний раз вдохнуть чудесный весенний воздух, чтобы ещё раз взглянуть на знакомое сияние так любимых ими далёких звёзд... куда очень скоро будет улетать их уставшая, измученная катарская душа.
Ночь была ласковой, тихой и тёплой. Земля благоухала запахами акаций, распустившихся вишен и чабреца... Люди вдыхали опьяняющий аромат, испытывая самое настоящее детское наслаждение!.. Почти три долгих месяца они не видели чистого ночного неба, не дышали настоящим воздухом. Ведь, несмотря ни на что, что бы на ней ни случилось, это была их земля!.. Их родная и любимая Окситания. Только теперь она была заполнена полчищами Дьявола, от которых не было спасения.

Творчество Н. Кукольника обширно и многогранно. Наряду с драматургией, он успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, поэзии и даже музыке.


Нестор Васильевич Кукольник (1809-1868), забытый русский писатель первой половины XIX века, последние 10 лет проживший в Таганроге и здесь же похоронен. Могила Н. Кукольника разорена в 1931 году и до наших дней не сохранилась.

Родился в Петербурге в семье педагога, приглашенного в Россию. В 1821 году поступил в Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко, которую окончил в 1829 году. Выпущен из гимназии без аттестата как один из основных обвиняемых по "делу о вольнодумстве", начатом по доносу вскоре после декабрьских событий 1825 года (Восстание декабристов). В гимназии начал впервые заниматься литературной деятельностью. Первые литературные опыты не сохранились, т.к. были изъяты при расследовании "дела о вольнодумстве". Литературные опыты были продолжены в Вильно, где Н. Кукольник работал преподавателем русского языка после окончания гимназии. Но расцвет литературной деятельности падает на Петербург, куда он переезжает в 1831 году. Известность получил в 1834 году, когда на сцене Александринского театра в бенефис В. Каратыгина была поставлена "Рука Всевышнего отечества спасла". Драма была одобрена императором Николаем I.

Творчество Н. Кукольника обширно и многогранно. Наряду с драматургией, он успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, поэзии и даже музыке. С 1938 года издает ряд периодических изданий искусствоведческого характера. Драматургия Н. Кукольника должна рассматриваться как своеобразный буфер между российской исторической драмой первой трети XIX века и второй половины XIX века. Писатель стоит у истоков жанра драматической поэмы. Он первый использовал и ввел в обиход приемы и мотивы, которые позднее найдут отражение в творчестве А.К. Толстого, Л.А. Мея, М.И. Цветаевой и других. Современные исследователи обоснованно указывают на параллели между отдельными произведениями Н. Кукольника и драматическим циклом "Романтики" М. И. Цветаевой. Н. Кукольник также первым в русской литературе представил новый тип жанра исторического романа, нашедшего потом на Западе блестящее воплощение в романах А. Дюма, его современника. Одним из первых в русской литературе Н. Кукольник начал развивать любовно-авантюрный жанр в духе Эжена Сю, Поля де Кока. Его литературные поиски на сюжеты из зарубежной истории справедливо можно рассматривать как предшественника историко-биографического жанра, позднее получивших развитие в романах-исследованиях Д. Мережковского, Ю.Тынянова, О. Форш. В период наибольшего творческого взлета Н. Кукольник сближается с композитором М. Глинкой и художником К. Брюлловым. Его участие в судьбе таких писателей и поэтов как Т.Г. Шевченко, М.Е. Салтыков-Щедрин и И.С. Никитин общепризнанны. Один из соавторов стихов либретто опер "Иван Сусанин"("Жизнь за царя") и "Руслан и Людмила". На его стихи написали музыку 27 композиторов, в том числе М. Глинка, А. Варламов, Монюшко.

С 1843 года поступил на службу в канцелярию Военного Министерства, что является причиной его многочисленных и порой длительных командировок практически по всей Европейской части России, начиная от Кишинева до Астрахани. И хотя литературную деятельность он не оставляет, но много времени и сил отдает служебным делам. Среди этих дел особо надо отметить такое, как изучение состояния горнодобывающей промышленности в районе Донбасса. Результаты этой работы потом весьма существенно повлияли на экономическое развитие западного Донбасса, особенно после строительства железной дороги Курск-Харьков-Таганрог, обоснованием которого успешно занимался Н.Кукольник вместе с промышленниками братьями Поляковыми.

В 1843 году Н. Кукольник женится. Жена София Амалия фон Фризен, по национальности немка, лютеранского вероисповедания, до конца жизни разделяла все тяготы службы, в том числе и длительные командировки. До женитьбы Н. Кукольник переживает две любовные трагедии. Первая любовь к Е.Т. фон дер-Флит закончилась неожиданно для влюбленных тем, что по решению родителей выходит замуж за другого. Это вызвало ряд лирических стихотворений, где Н. Кукольник скрывает свою возлюбленную под именем Ленора (Элеонора), что послужило причиной насмешек в среде литераторов и критиков, обвинявших Н. Кукольника в искусственности и надуманности. Особенно язвителен был И.И. Панаев, оценки которого до сих пор положены отечественными литературоведением в основу оценки всей поэзии Н. Кукольника. Вторая любовь к М.Ф. Толстой также прекратилась при непонятных обстоятельствах, но судя по жизненным опытам (большею частью незаконченным) тоже нанесла серьезную душевную травму.

События Крымской войны 1853-1856 гг. Застают Н. Кукольника в Новочеркасске, куда он был прикомандирован к штабу Войска Донского (атаман М. Хомутов), Н. Кукольник занимается снабжением действующей армии и его действия на этом посту заслуживают высокой оценки. В 1857 году он выходит в отставку в чине Действительного статского советника и поселяется в Таганроге. В Таганроге Н. Кукольник продолжает литературную деятельность, но основу в этот период составляет общественная деятельность. Вопреки установившемуся мнению, Н.Кукольник не был гласным городской Думы, но выполнял отдельные поручения Таганрогского городского общества. Часть работ выполнена им по собственной инициативе на общественных началах. Результаты этих работ, в том числе и отрицательные, серьезно сказались на судьбе Таганрога как городского центра образования на юге России. Вот только краткий перечень всех этих общегородских начинаний. Н.Кукольник первый поставил и обосновал необходимость университетского образования на Дону и в Приазовье. Его предложение открыть университет в Таганроге хотя и не привело к успеху, но послужило одним из оснований открытия в 1865 Новороссийского университета. Н.Кукольник обосновал необходимость городской газеты в Таганроге, что послужило в конце концов одной из причин открытия газет не только в Таганроге, но и в Одессе и Ростове-на-Дону. Начиная с 1865 года Н. Кукольник возглавлял рабочую группу по обоснованию и выбору трассы железной дороги от Харькова к Таганрогу. Работа эта увенчалась успехом, и в 1868 году Александр II утвердил соответствующие договоры на строительство. Неоднократно Н. Кукольником ставится перед правительством вопрос о необходимости надлежащих мер по экологической защите Таганрогского залива Азовского моря. Н. Кукольник поднимает вопрос об изменении административно территориального устройства Приазовского края путем создания Петровской (Таганрогской) губернии. Здесь он встречает сильное противодействие со стороны руководства Области Войска Донского, что в конечном итоге и привело к негативному результату. Н.Кукольник способствовал открытию в ходе судебной реформы в Таганроге Окружного суда, что произошло уже после его смерти в 1869 году. Эти и подобные общественные начинания Н.Кукольника вызывали массу недовольства у провинциальной знати, что он высмеял в свое последней драме "Гоф-юниер", запрещенной фактически по указанию Александра II.

Умер Н. Кукольник внезапно, в декабре 1868 года, собираясь в театр. Есть предположение, которые пока не подтверждены, что он был отравлен.

Сейчас идет активное и всестороннее переосмысление культурного и общественно-политического наследия Н. Кукольника. Среди исследований последних лет надо отметить работы О. Супронюк, В. Сажина, Н. Нарнышкиной, Я. Платека, И. Охотина и А. Ганшина.

Кукольник Нестор Васильевич - популярный отечественный писатель и поэт. Он также известен как драматург и переводчик. Работал в первой половине XIX столетия.

В начале пути

Кукольник Нестор Васильевич родился в Санкт-Петербурге. Он появился на свет в 1809 году. В 1821-м герой нашей статьи поступил в Нежинскую гимназию, в которой проучился 8 лет. По результатам обучения он не получил аттестат, так как был обвинен по делу о вольнодумстве. Оно началось вскоре после восстания декабристов в 1825 году.

Литературой Кукольник Нестор Васильевич начал заниматься еще тогда, когда учился в гимназии. Но его самые первые произведения, к сожалению, не сохранились. Их изъяли в ходе расследования дела о вольнодумстве. Писать он продолжил и после того, как переехал в Вильно. Там он поселился у своего брата Павла, который работал профессором в университете. Сам Кукольник Нестор Васильевич устроился в местную гимназию, где учил подростков русской словесности. На польском языке он издал курс, посвященный русской грамматике.

Знаковым в его судьбе стал переезд в Петербург. В столицу герой нашей статьи перебрался в 1831 году. Тут и наступил расцвет его литературной деятельности. Популярность к Нестору Кукольнику пришла в 1834 году. Тогда в Александринском театре была поставлена его пьеса под названием "Рука Всевышнего Отечество спасла". Драма получила одобрение критиков и понравилась даже императору Николаю I.

Творчество Кукольника

Творения Нестора Кукольника увлекают читателей до сих пор. Интересно, что писал он в различных жанрах. Это и драматические пьесы, и авантюрные романы, и исторические повести, и стихи, и художественная критика. Пробовал себя герой нашей статьи даже в качестве композитора.

В 1838 году вышли в свет несколько его произведений искусствоведческого характера. Его драматические творения рассматриваются современными критиками как переходной этап от отечественной исторической драмы начала XIX века ко второй половине столетия. При этом Кукольник считается одним их основоположников драматической поэмы. Он первым среди российских литераторов использовал мотивы и приемы, которые позже нашли отражение в творчестве многих его коллег по цеху: Марины Цветаевой, Алексея Константиновича Толстого.

Знатоки его творчества утверждают, что можно проследить очевидные параллели между некоторыми произведениями Нестора Кукольника и известным драматическим циклом Цветаевой "Романтики". Также автор считается основоположником жанра исторического романа в России. Его опыт позже использовал в своих произведениях и многие другие современники. Также новаторство Кукольника заключается и в том, что он одним из первых начал развивать любовно-авантюрный жанр в духе француза Эжена Сю, основателя уголовно-сенсационного жанра в массовой литературе, и Поля де Кока, имя которого на протяжении многих лет ассоциировалось с фривольной литературой.

При этом в своих книгах Нестор Кукольник часто обращается к сюжетам из зарубежной истории. Это можно рассматривать как первые историко-биографические произведения, которые получили развитие в романах-исследованиях Юрия Тынянова, Ольги Форш.

Сотрудничество с композиторами

Находясь на пике славы и популярности, Кукольник был близок со знаменитым отечественным композитором Михаилом Глинкой, а также живописцем Карлом Брюлловым. Практически всеми исследователями творческой биографии признано его влияние на таких писателей, как Михаил Салтыков-Щедрин, Тарас Шевченко и Иван Никитин. Кукольник был одним из соавторов либретто сразу для нескольких опер. Это "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила". Многие его стихи композиторы положили на музыку, и получились всем известные романсы. Писал музыку на тексты Кукольника и Михаил Глинка. Хорошо известны и любимы многими романсы "Жаворонок" и "Попутная песня". Нестор Кукольник в общей сложности сотрудничал с 27 композиторами.

На службе

При этом Кукольник зарабатывал не только литературным трудом. В 1843 году он начал нести службу при Военном министерстве. На этой работе он регулярно ездил в командировки, побывал во многих российских губерниях. Особенно в тех, что расположены в европейской части страны. С рабочими визитами побывал в десятках городов от Астрахани до Кишинева.

Совсем забрасывать литературу Кукольник не стал, но служба отнимала много времени и сил, поэтому он стал писать значительно меньше, чем раньше. В частности, герой нашей статьи занимался изучением перспектив горнодобывающей промышленности в районе Донбасса. Его работы оказали существенное влияние на экономическое развитие всего региона.

Личная жизнь

В 1843 году герой нашей статьи оставил литературную деятельность и пошел на службу. В биографии Нестора Кукольника произошло важное событие - он женился на Софии Амалии фон Фризен. Она была немкой лютеранского вероисповедания. Женщина оставалась с ним до самого конца жизни, разделяя все заботы и трудности, ездила в длительные командировки.

Перед тем как встретить свою будущую супругу, Кукольник перенес две любовные трагедии, как утверждают биографы. Первые серьезные отношения у него были с Екатериной Фан-дер-Флит. Для влюбленных все закончилось весьма неожиданно. Отец девушки просто приказал ей выйти замуж за адмирала Михаила Лазарева. После этих отношений начал писать лирические стихи Нестор Кукольник. В них его возлюбленная скрывается под именем Ленора. Из-за этого факта многие критики стали обвинять его в излишней надуманности и искусственности образов. Особенно сильно поэта критиковал Панаев, чьи литературоведческие замечания до сих пор служат оценкой всего творчества героя нашей статьи.

Следующей его возлюбленной стала Мария Толстая. Подробности этой романтической истории неизвестны. Судя по стихам Кукольника, эти отношения также нанесли ему глубокую душевную рану.

Во время Крымской войны

В 1853 году Крымская война застала героя нашей статьи в Новочеркасске. Его прикомандировали к штабу Войска Донского. Кукольник занимался снабжением армии. Добился в этом определенных успехов. В 1857 году он завершил карьеру. В отставку ушел в чине действительного статского советника. Возвращаться в столицу не стал, поселился в Таганроге. Здесь он прослужил еще около десяти лет. Кукольник начал активно заниматься общественной деятельностью. Он выполнял поручения Таганрогского городского общества. Его работа имела большое значение в судьбе всего Таганрога.

Что сделал Кукольник в Таганроге?

Этот человек обосновал необходимость появления университетского образования на Дону. Предложил открыть университет в самом Таганроге. Правда, реализовать этот проект ему не удалось, но его усилия повлияли на открытие вуза в Новороссийске в 1865 году.

Именно Кукольник пролоббировал появление в Таганроге городской газеты. После этого собственные средства массовой информации появились в Ростове-на-Дону и Одессе. В 1865 году герой нашей статьи начал руководить рабочей группой, которая занималась выбором железнодорожной трассы к Таганрогу от Харькова. Эта работа увенчалась успехом - в 1868 году император Александр II утвердил соответствующие договоры на строительство магистрали.

Противостояние с казаками

Также Кукольник многократно поднимал вопрос необходимости принятия мер экологической защиты который относится к Азовскому морю. Параллельно усиленно добивался изменения административно-территориального устройства Приазовского края с помощью создания Таганрогской губернии. В этом вопросе он встретил ожесточенное сопротивление местного казачества, поэтому решить эту проблему так и не удалось.

Среди заслуг Кукольника нужно отметить проведение судебной реформы, в результате которой в Таганроге появился Окружной суд. Это произошло вскоре после его смерти, в 1869 году. Многие его инициативы вызывали бурю недовольства у местной знати. Особенно после того, как он их высмеял в своей драме под названием "Гоф-юнкер". Произведение было запрещено по личному распоряжению императора Александра II.

Смерть Кукольника

Нестор Кукольник скончался в конце 1868 года во время сборов в театр. Ему было 59 лет. Поэта похоронили в Таганроге. У могилы героя нашей статьи печальная история. В 1931 году прах Нестора и его жены осквернили. Грабители, пытаясь найти в гробах драгоценности, вскрыли их и выбросили останки на землю. В 1966 году горисполком Таганрога издал указ об отводе земельного участка заводу "Красный Котельщик", на этой территории как раз располагалась роща Дубки. Дом Кукольника был уничтожен бульдозерами. Останки писателя фактически перемешали с грязью. После того как провели работы, их смешали со строительным мусором.

Личное дело

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868) родился в Петербурге в семье профессора Главного педагогического института Василия Григорьевича Кукольника. С 1813 по 1817 год его отец давал частные уроки римского и российского гражданского права великим князьям Николаю (будущему Николаю I) и Константину, за что Александр I пожаловал ему в аренду имение в Виленской губернии, где семья проводила лето. В 1820 году его отец принял предложение стать директором только что открывшийся в Нежине Гимназии Высших наук имени князя Безбородко. В эту гимназию поступил и Нестор Кукольник. Аттестаты, выдававшиеся гимназией, обладали «равной силой» с аттестатами университета и освобождали «получивших оные от испытания для производства в высшие чины».

По неясным причинам отношения Василия Кукольника с профессорами его гимназии складывались плохо. 6 февраля 1821 года в помрачении рассудка он выбросился из окна своего кабинета и разбился насмерть. Вдова с младшими детьми поселилась в виленском имении, где вскоре умерла. Нестор Кукольник остался на попечении старших братьев. В нежинскую гимназию он вернулся в 1823 году, когда ее возглавил старый друг его отца Иван Орлай.

В гимназии Нестор Кукольник познакомился с Гоголем, который окончил ее двумя годами раньше. Вместе с одноклассниками издавал журнал «Звезда». Начал писать стихи и драмы, в том числе написал драму «Торквато Тассо», которая позже была опубликована.

В год выпуска Нестора нежинскую гимназию затронула кампания по искоренению свободомыслия в учебных заведениях. Она вылилась в так называемое «дело о вольнодумстве»: учеников обвинили в чтении запрещенных произведений. У гимназистов изъяли оду «Вольность» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова и другие произведения, распространявшиеся в списках. Одним из обвиненных стал Нестор Кукольник. У него были обнаружены собственные сочинения, в том числе не сохранившаяся трагедия «Мария», которую начальство сочло «возмутительной». В результате Кукольник, будучи первым учеником, при выпуске не получил чина и золотой медали.

С 1829 по 1831 год Нестор Кукольник преподавал русский язык в гимназии в Вильно. Затем переехал в Петербург, стремясь заняться литературной деятельностью. Литературные занятия ему приходилось сочетать со службой в различных учреждениях. Первую известность он получил, опубликовав в 1833 году драматическую фантазию «Торквато Тассо».

В Петербурге Нестор Кукольник со временем стал известен как хозяин литературно-художественного салона, где бывали многие деятели культуры. Особенно близкие дружеские отношения связывали его с художником Карлом Брюлловым, композитором Михаилом Глинкой, актерами братьями Каратыгиными и Михаилом Щепкиным.

В 1834 году на сцене Александринского театра была поставлена драма Нестора Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла», посвященная освобождению Москвы Мининым и Пожарским и избранию на царство Михаила Романова. Драма пользовалась огромным успехом у публики, но вызвала критические отзывы из-за отступлений от исторической правды. Однако после того, как пьесу одобрил лично Николай I, публичная критика пьесы стала невозможной. Когда Николай Полевой опубликовал в «Московском телеграфе» (номер 3 за 1834 год) рецензию, в которой раскритиковал данную пьесу, указывая на её льстивый характер, его журнал был закрыт.

Во второй половине 1830-х и в 1840-х годах Нестор Кукольник пробовал себя в самых разных жанрах. Писал стихи, пьесы в стихах и в прозе, повести, рассказы, исторические романы. Выступал в качестве издателя, выпуская «Художественную газету» (1836 - 1841), ставшую одним из первых в стране регулярных искусствоведческих изданий, а также журналы «Дагерротип» (1842) и «Иллюстрация» (1845 - 1847). В течение краткого периода времени популярность Нестора Кукольника среди массового читателя была сравнима с популярностью Пушкина.

Все это время он не оставлял службы. С 1843 года служил чиновником по особым поручениям при военном министре графе Чернышеве, совершая по долгу службы длительные поездки по всей европейской России, особенно по южной ее части. В 1847 году он представил Николаю I доклад о состоянии каменноугольной промышленности.

С начала 1850-х Кукольник постепенно отходит от литературной деятельности. Принимает активное участие в подготовке проекта Курско-Харьково-Азовской железной дороги, соединивший Курск и Таганрог (открыта в 1869 году уже после смерти Кукольника).

Во время Крымской войны Нестор Кукольник служил интендантом, занимаясь поставками на кавказский фронт. Свои впечатления от этой службы он описал в дневнике: «Вместо того чтобы писать исторические романы и драмы, учиться и приготовляться к истории, наконец, пожалуй, и служить по часть науки, художеств, просвещения, высших служебных соображений, я отправился считать кули с мукой и смотреть, только смотреть, искусно ли плутуют и мошенничают люди? Насмотрелся! Сначала в Воронеже я видел, как плутуют патриоты, и даже сам сплутовал, написал об этом плутовстве журнальную статейку, но ей-богу, нечаянно!».

После войны, в 1857 - 1858 годах, Нестор Кукольник совершил поездку на лечение за границу. После нее он вышел в отставку и поселился в Таганроге. Там он активно участвовал в общественной жизни: добился открытия в Таганроге первой газеты, стал одним из учредителей акционерного общества по постройке городского оперного театра.

8 (20) декабря 1868 года, собираясь в оперу, Нестор Кукольник неожиданно скоропостижно скончался.

Аполлон Мокритский. Портрет Нестора Кукольника. 1830-егг.

Wikimedia Commons

Чем знаменит

В истории литературы пьеса Нестора Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла» обычно оценивается как произведение невысоких художественных достоинств, выражавшее уваровскую концепцию официальной народности, напыщенное и высокопарное по стилю и демонстративно верноподданническое. Частично эти упреки справедливы, и их можно отнести также к созданным в последующие годы историческим драмам Кукольника («Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский», «Роксолана» и другие). Однако наряду с этим нельзя не признать несомненного таланта автора. Это видели и современники Кукольника. Белинский писал о его пьесе «Иван Рябов»: «Особенное достоинство этого нового произведения составляет народный язык, доведенный до крайнего совершенства, и что особенно-то и важно - под русскою простонародною речью таится русский простонародный ум, русская душа».

Талант Нестора Кукольника, возможно, даже в большей мере проявился в его прозаических произведениях. Особенно - в исторических повестях о временах Петра I.

Интересны произведения Кукольника о людях искусства: художниках, музыкантах, поэтах («Торквато Тассо», «Джулио Мости», «Ермил Иванович Костров», «Максим Созонтович Березовский», «Антонио», «Иоанн Антон Лейзевиц», «Три оперы» и другие). Широкую известность получили романсы, написанные на стихи Нестора Кукольника его близким другом Михаилом Глинкой. Цикл «Прощание с Петербургом» стал первым в истории русской вокальной лирики циклом романсов, объединенных общей темой и изданных под общим названием.

О чем надо знать

Отец Нестора Кукольника, Василий Григорьевич, был видны деятелем просвещения. Карпатский русин по национальности, он в 1787 году окончил Львовский университет, затем в течение трех лет продолжал образование в Виленском университете. С начала 1790-х годов преподавал в академии польского города Замостье физику, естественную историю, сельское хозяйство и ряд других дисциплин, был удостоен степени доктора свободных искусств, философии и права. В 1795 - 1796 годах Василий Кукольник совершил поездку по Германии, Чехии и Австрии, чтобы посетить образцовые хозяйства и ознакомиться с состоянием агрономической науки в этих странах. Результаты поездки изложил в учебнике по экономике сельского хозяйства. Переехав в Петербург, преподавал в Главном педагогическом института физику, химию, агрономию и технологию, а в Высшем училище правоведения читал курс римского права. Также работал в Комиссии по составлению законов и во Временном департаменте коммерц-коллегии. Написал несколько учебников по римскому и российскому гражданскому праву, а также книгу «Начальные основания сельского домоводства: для употребления в учебных заведениях Российской империи».

Прямая речь

Дым столбом - кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенья считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О Боже, как долго!»
Нестор Кукольник «Попутная песня» (фрагмент)

Между небом и землей
Песня раздается
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей,
Где поет так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкий
Ветер песенку несет,
А кому — не знает.
Та, к кому она, поймет,
От кого — узнает.
Лейся ж, песенка моя,
Песнь надежды сладкой…
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.
Нестор Кукольник «Жаворонок»

ГРАЖДАНИН: «Нам нужен Царь!» кричат они: «Собор
Напрасно мудрствует, когда законный
Наследникъ есть от крови Иоанна,
От крови Анастасии прекрасной!»
У них свой толк. Единогласным сонмом
Москва, вся Русь Собору бьет челом,
Да изберет на Царство Михаила
Романова! (Низко кланяясь). Не гневайтесь, Бояре!
Мы общее блаженство предлагаем!
ПОЖАРСКИЙ (обняв гражданина).
Друг, если можешь, обними Москву
Так пламенно, как я тебя лобзаю!
Поздравь Москву! Собор единогласно,
Единодушно избрал Михаила!
Нет, не Собор, Господь избрал, и Слава
Ему от ныне и до века!
ВСЕ. Слава!
Да здравствует Царь Михаил! - Ура!
ПОЖАРСКИЙ. Свершилось! Бог благословил отчизну!
Царь Михаил, помазанный от века,
Приемлет Русь в родительские руки -
И благо ей!..
Нестор Кукольник «Рука Всевышнего отечество спасла» (фрагмент финала пьесы)

«Работай, трудись, но не забывай сколотить копейку на черный день, а он придет, потому что наши деятели на том стоят, чтобы разрушить все начала взаимного самоуважения, построить себе дома, разъезжать в каретах на счет тружеников, которых можно держать в черной коже. Это не Англия, не Германия, ни даже Франция. Это Русь неумытая, или наоборот, стриженая татарва. И басня «Осел и Лев» Крылова могла родиться только на русской почве».
Нестор Кукольник

«В день моих именин, то есть 21 мая, когда я шел из Ревельского подворья к Степанову, где провел большую часть того дня, мне пришла мелодия болеро «О дева чудная моя». Я попросил Кукольника написать мне стихи для этой новой мелодии, он согласился, а вместе с тем предложил мне несколько написанных им романсов. По этому, кажется, поводу пришла Платону мысль о двенадцати романсах, изданных потом П. И. Гурскалиным под именем «Прощания с Петербургом». У меня было несколько запасных мелодий, и работа шла весьма успешно».
Из воспоминаний Михаила Глинки

«Н. В. Кукольник в молодости был влюблен в Екатерину Тимофеевну Фан дер-Флит, но, по своей застенчивости и нерешительности, очень долго собирался сделать ей предложение, несмотря на видимую взаимность со стороны Екатерины Тимофеевны. Пока он собирался и изливал свои чувства во множестве страстных стихотворений, в дом Фан дер-Флит явился знаменитый контр-адмирал, герой Наваринский Михаил Петрович Лазарев, влюбился и объяснился с родителями. Отец Екатерины Тимофеевны пришел в такой восторг от такой блестящей партии для своей дочери, что тут же дал слово, даже не спросив ее согласия. Нестор Васильевич и Екатерина Тимофеевна были в страшном отчаянии. Любовь между ними возгорела еще сильнее, но в смысле чисто платоническом. В это время Нестор Васильевич написал собственно для нее драму-фантазию «Джулио Мости», и посвящение это обращено к ней под именем «Ленора», как он ее и обзывает во всех своих стихотворениях к ней».
Из дневника А. Жиркевича

Восемь фактов о Несторе Кукольнике

  • В годы работы преподавателем русского языка в Вильно Нестор Кукольник издал учебник русской грамматики на польском языке.
  • После закрытия «Московского телеграфа» Николая Полевого за отрицательную рецензию о пьесе Нестора Кукольника появилась анонимная эпиграмма: «Рука Всевышнего три чуда совершила: / Отечество спасла, поэту ход дала и Полевого задушила».
  • В 1860-х годах Кукольник анонимно публиковал либеральные статьи и разоблачительные заметки в газете А. Краевского «Голос».
  • Кукольник принимал участие в работе над либретто оперы «Жизнь за царя». На его собственные либретто написано две оперы. Композитор О. Дютш написал музыку к опере «Красотка», а музыку оперы «Азовское сидение» Кукольник сочинил сам.
  • В 1848 году Кукольник был назначен докладчиком по делу Салтыкова-Щедрина, опубликовавшего в «Отечественных записках» повесть «Запутанное дело» и обвиненного в распространении революционных идей. Кукольник пытался избавить Салтыкова-Щедрина от наказания, объясняя его поступок молодостью, но император настоял на ссылке писателя в Вятку.
  • В 1857 году Нестор Кукольник отправил в правительство записку «О народном просвещении в землях, лежащих между Азовским и Каспийским морями с проектом устройства университета в Таганроге». Но был принят проект знаменитого хирурга Пирогова, предлагавшего университет для юга России разместить в Одессе.
  • Свою библиотеку Нестор Кукольник завещал мужской гимназии в Таганроге.
  • Могила Нестора Кукольника была утрачена в 1968 году, когда часть рощи Дубки, где она находилась, была передана властями Таганрога заводу «Красный котельщик».

Материалы о Несторе Кукольнике

Статья о Несторе Кукольнике в русской Википедии

Статья о Несторе Кукольнике в энциклопедии «Кругосвет»

Нестор Кукольник в проекте «Хронос»

Произведения в электронной библиотеке Максима Мошкова

Сайт, посвященный Нестору Кукольнику