Киплинг был первым из англичан кто. Биография киплинга кратко. Вермонтский период творчества

Марлен Дитрих — немецкая и американская актриса, певица, секс-символ. Она ещё при жизни стала легендой, создав в кино один из совершенных женских образов и оказав большое влияние на моду, стиль и женское сознание. Дитрих представляла собой шокирующий тип прекрасной и обаятельной женщины, одновременно порочной и невинной, вызывающе сексуальной и неприступной. Её судьба, замешанная на искусстве, политике и сексе, её одиночество в конце жизни все ещё вызывают интерес и споры. Дитрих осталась в истории и как популярная певица. Её жестковатое контральто с выразительным тембром до сих пор привлекает поклонников своим волнующим обаянием. В 1999 году Американский институт киноискусства поставил Марлен Дитрих на девятое место в списке величайших актрис классического голливудского кино.

Сегодня мы предлагаем вам подборку из 20 пропитанных женской мудростью афоризмов этой великой актрисы.


«Почти каждая женщина хотела бы хранить верность, трудность лишь в том, что найти мужчину, которому можно было бы хранить верность».

«Если ты возвращаешься в девять вечера вместо семи, и он еще не позвонил в полицию - значит, любовь уже прошла».

«Каждый, кто был соблазнен, хочет соблазнять сам».


Красные платья нужно покупать с большой осторожностью, да и надеть его можно не так уж часто. Однако я понимаю женщин, рискнувших сделать такую покупку. Ведь мужчины всегда интересуются: «А кто эта девушка в красном платье?»

«Женщины, бесспорно, умнее мужчин. Вряд ли найдется женщина, которая была бы без ума от мужчины только из-за его красивых ног».

«Для женщины красота важнее ума, потому что мужчине легче смотреть, чем думать».


«Женщины делятся на две категории: рассеянные, которые вечно забывают на диване перчатки, и внимательные, которые одну перчатку обязательно приносят домой».

«Лучше купить одну пару хороших туфель, чем три пары плохих».

«Только женщина может разглядеть другую женщину с микроскопической точностью».

«Любовь к тому или иному городу обусловлена чувствами, которые в нем пришлось испытать, а не самим городом».


«Некрасивым девушкам легче вести скромную жизнь».

«Истинная женщина не волнуется - она волнует».

«Друг - это тот, кому ты можешь позвонить в 4 часа утра».

«Важно знать свою ахиллесову пяту и не позволять другим прикасаться к ней».

«Надутые губы лично мне не нравятся. Но многие мужчины попадаются на это. Так что продолжайте дуться!»

«Люди смотрят на меня как на теннисный матч, только водят глазами не слева направо, а сверху вниз».


«Держи язык за зубами, если не можешь предложить что-то взамен того, что тебе не нравится».

«В любви гордость более опасна для женщин, чем для мужчин. Если нужно спасти положение, мужчина забывает о своей гордости легче и быстрее».

«Так просто быть добрым Нужно только представить себя на месте другого человека, прежде чем начать его судить».

«Нежность - лучшее доказательство любви, чем самые страстные клятвы».


Марлен Дитрих, (1901-1992), немецко-американская киноактриса

Каждый мужчина больше интересуется женщиной, которая интересуется им, чем женщиной, у которой красивые ноги.

Мои ноги не так уж красивы, просто я знаю, что с ними делать.

Латиноамериканцы невероятно пылкий народ. В Бразилии они бросают к твоим ногам цветы, в Аргентине они бросают тебя.

Если ты возвращаешься в девять вечера вместо семи и он еще не звонил в полицию, - значит, любовь уже кончилась.

Если женщина уже простила мужчину, она не должна напоминать ему о его грехах за завтраком.

Женщина не должна требовать от мужчины мыть посуду. Ведь когда она влюбилась в него, он не стоял возле мойки.

Надутые губы лично мне не нравятся. Но многие мужчины попадаются на это. Так что продолжайте дуться!

Нежность - лучшее доказательство любви, чем самые страстные клятвы.

В любви невозможно отличить победу от капитуляции.

О ПОЦЕЛУЯХ: Не тратьте их понапрасну, но и не подсчитывайте.

У французов есть поговорка; «Разлука для любви что ветер для огня. Малый гасит, раздувает большой». К этому можно добавить лишь то, что «большой огонь» - слишком большая редкость, так что поговорка относится скорее к области желаний, а не действительности.

Каждый, кто был соблазнен, хочет соблазнять сам.

Для женщины красота важнее ума, потому что мужчине легче смотреть, чем думать.

По-настоящему прекрасная грудь непоколебима в своей твердости.

Женщины делятся на две категории: рассеянные, которые вечно забывают на диване перчатки, и внимательные, которые одну перчатку всегда приносят домой.

Почти каждая женщина хотела бы хранить верность, трудность лишь в том, чтобы найти мужчину, которому можно было бы хранить верность.

Я совершенно определенно знаю: для решения различных проблем ясное мнение мужчины - лучшее средство привести в порядок свою собственную запутанную голову. Я всегда любила, когда мной руководили. И нет ничего лучше, когда знаешь, чего от тебя хотят, будь то в жизни, работе или любви.

Образ, который создает мужчина, думая об идеальной женщине, похож на образ, который создает женщина, думая об идеальном мужчине.

Мужчина охотнее видит дома неубранную постель и счастливую жену, чем образцово заправленную постель и недовольную жену. Мой совет: заправляй постель и будь счастливой!

Если вы чувствуете за плечами крылья, значит, у вас хорошая свекровь.

Некрасивым девушкам легче вести скромную жизнь.

Никто не станет рассказывать сплетни, если некому слушать.

В Америке секс - это мания, в других странах - факт.

Страна без борделя - что дом без ванной комнаты.

Настоящий друг - это человек, которому можно позвонить в четыре часа утра.

Дружба объединяет людей куда сильнее, чем любовь.

Мода - самое совершенное оружие текстильной промышленности против возрастающей прочности материи.

Красные платья нужно покупать с большой осторожностью, да и надеть их можно не так уж часто. Однако я понимаю женщин, рискнувших сделать такую покупку. Ведь мужчины
всегда интересуются: «А кто эта девушка в красном платье?»

Если женщина, одеваясь, хочет понравиться собственному мужу, она выбирает прошлогоднее платье.

Приветствую обычай носить траурное платье. Женщина в трауре получает внимание как раз в то время, когда она в нем нуждается.

Держи язык за зубами, если не можешь предложить что- то взамен того, что тебе не нравится.

Хорошее воспитание имеет и свои минусы, особенно когда речь идет о карьере в театральном мире.

Я была знакома с несколькими гангстерами и нашла, что их правила и принципы иногда довольно точно совпадали с моими, особенно когда речь шла о человеческой верности.

Курить я начала во время войны. Это и сохранило мое здоровье.

Мужчины, с которыми я бы охотно потанцевала, все без исключения не танцуют.

Ни одна роль, из сыгранных мною на экране, не имеет ничего общего со мною лично, и отождествлять меня с моими ролями просто глупо.

Люди смотрят на меня как на теннисный матч, только водят глазами не слева направо, а сверху вниз.

Разве профессия актера для мужчины? Ведь большая часть жизни актера состоит из того, чтобы гримироваться, одеваться, притворяться.

Поскольку терпение - моя величайшая добродетель, а совершенство - моя цель, я была хорошо подготовлена для выполнения кулинарных задач.

В любви гордость более опасна для женщин, чем для мужчин. Если нужно спасти положение, мужчина забывает о своей гордости легче и быстрее.

Мужчину, который причисляет дамские сумочки к предметам роскоши, ждет наказание. Если на свете существует справедливость, в следующем своем рождении он должен появиться на свет в облике крокодила и закончить жизнь в качестве самого дорогого предмета роскоши. Или ему следует перевоплотиться в женщину, которая входит в супермаркет, держа в руках ребенка, портмоне, ключи, водительское удостоверение, перчатки, и должна при этом сделать
массу покупок. Тогда он все поймет правильно.

По-настоящему хорошая жена не нуждается в драматизации повседневной жизни.

Жена только может давать советы, но выбор галстука остается за мужчиной.

В чем состоит отличие кавалера от джентльмена? Кавалер никогда не сможет забыть о хороших манерах, а джентльмен может.

Автомобиль - любимая игрушка взрослых мужчин.

Существует огромная разница между тем, кто заработал много денег, и тем, кто богат от рождения.

Когда люди говорят: «Я сделал все, что мог», это значит, что они недооценивают себя.

Так просто быть добрым. Нужно только представить себя на месте другого человека, прежде чем начать его судить.

Сочувствие к себе - вещь запрещенная, и не следует отягощать других своими заботами.

Неизбежное надо принимать с достоинством.

Нужно иметь большую фантазию, чтобы бояться смерти.

К одиночеству в конце концов привыкаешь, но примириться с ним трудно.

Счастлив только гадкий утенок. У него есть время подумать в одиночестве над смыслом жизни, дружбы, почитать книгу, оказать помощь другим людям. Так он становится лебедем. Только нужно терпение!

Домашняя работа - не только лучшая терапия, но и необходимейшее занятие. Редкое дело так быстро приносит результаты, а следовательно - и удовлетворение.

Что бы ты ни делал для своих детей, в определенном возрасте они упрекнут тебя за это. Единственное, на чем нужно настаивать, так это на изучении иностранных языков. Это они тебе простят.

Значительная часть моей жизни прошла с русскими. Сначала я училась готовить их блюда, а потом попробовала водку, один из самых здоровых алкогольных напитков.

Кто не был на войне, не имеет права говорить о ней.

Любовь к тому или иному городу обусловлена чувствами, которые в нем пришлось испытать, а не самим городом.

Только женщина может разглядеть другую женщину с микроскопической точностью.

Марлен Дитрих позировала для фотопортрета одному из лучших голливудских фотографов. Снимки ей не понравились. «Не понимаю, - сказала она. - Шесть лет назад я вам позировала, и снимки были превосходны!» «Увы, - ответил фотограф, - тогда я был на шесть лет моложе».

Старые люди осознают окостенелость своего тела, но отнюдь не духа.

На исходе девятого десятка лет:
- Мне, скажем так, семьдесят пять, и на этом я остановлюсь.

Английская литература

Редьярд Киплинг

Биография

КИПЛИНГ, РЕДЬЯРД (Kipling, Rudyard) (1865−1936), английский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1907. Родился 30 декабря 1865 в Бомбее (Индия). Отец, крупный специалист по истории индийского искусства, был директором музея; мать происходила из известной лондонской семьи; оба деда были методистскими священниками. В шесть лет мальчика отослали в Англию на попечение кальвинистской семьи. В 1882 шестнадцатилетний Редьярд вернулся в Индию и устроился помощником редактора в лахорской газете. Не по летам развитый юноша удивлял местное общество проницательными суждениями о тайных пружинах колониального правления и знанием Индии, почерпнутым в основном в разговорах с энциклопедически образованным отцом. Ежегодные отпуска в гималайском городе Симле стали источником многих работ писателя. В 1886 он выпустил книгу стихов Департаментские песни (Departmental Ditties). За ней последовали Простые рассказы с гор (Plain Tales from the Hills, 1888) - лаконичные, зачастую грубоватые рассказы о жизни британской Индии. В 1887 Киплинг перешел в газету «Пайонир» в Аллахабаде. Лучшие его рассказы вышли в Индии, в дешевых изданиях, и позже были собраны в книгах Три солдата (Soldiers Three) и Ви-Вилли-Винки (Wee Willie Winkie), содержащих картины жизни британской армии в Индии.

В 1889 Киплинг путешествовал по всему миру, писал дорожные заметки. В октябре он приехал в Лондон и почти сразу сделался знаменитостью. Следующий год стал годом славы Киплинга. Начав с Баллады о Востоке и Западе (The Ballad of East and West), он шел к новой манере английского стихосложения, создав Песни казармы (Barrack-Room Ballads).

С выходом первого романа Киплинга Свет погас (The Light That Failed) (1890) связаны некоторые библиографические трудности, поскольку он появился в двух вариантах - один со счастливым концом, другой с трагическим. Из-за переутомления здоровье писателя пошатнулось, и большую часть 1891 он провел в путешествиях по Америке и британским доминионам. Вернувшись в январе 1892, женился на сестре американского издателя У. Балестьера, в соавторстве с которым написал не имевший успеха роман Науланка (Naulanka, 1892).

Во время медового месяца, который чета Киплингов проводила в Японии, банковский крах оставил их без гроша, и они обосновались в доме Балестьеров в Братлборо (шт. Вермонт). За четыре года, прожитых в Америке, Киплинг написал лучшие свои произведения. Это рассказы, вошедшие в сборники Масса выдумок (Many Inventions, 1893) и Труды дня (The Day’s Work, 1898), стихи о кораблях, о море и моряках-первопроходцах, собранные в книге Семь морей (Seven Seas, 1896), и две Книги джунглей (Jungle Books, 1894−1895). В 1896 он написал книгу Отважные мореплаватели (Captains Courageous). Жизнь Киплингов в Новой Англии закончилась нелепой ссорой с шурином, и в 1896 они вернулись в Англию. По совету врачей писатель проводил зимы в Южной Африке, где сблизился с идеологами колониализма А. Милнером, Л. С. Джеймсоном и С.Родсом. Был военным корреспондентом во время англо-бурской войны 1899−1902.

На вершине славы и богатства Киплинг избегал публичности, игнорировал враждебную критику, отказался от звания поэта-лауреата и многих почестей. В 1902 он поселился в глухой деревне в графстве Суссекс. В 1901 Киплинг выпустил роман Ким (Kim), свое прощальное слово к Индии, в 1902 - восхитительную детскую книгу Сказки просто так (Just So Stories).

К середине жизни писателя его литературная манера изменилась, теперь он писал неторопливо, осмотрительно, тщательно выверяя написанное. Для двух книг исторических рассказов Пак с холма Пука (Puck of Pook’s Hill, 1906) и Награды и Феи (Rewards and Fairies, 1910) характерен более высокий строй чувств, некоторые из стихов достигают уровня чистой поэзии. Киплинг продолжал писать рассказы, собранные в книгах Пути и открытия (Traffics and Discoveries, 1904), Действие и противодействие (Actions and Reactions, 1909), Самые разные существа (A Diversity of Creatures, 1917), Дебет и кредит (Debits and Credits, 1926), Ограничение и обновление (Limits and Renewals, 1932).

В 1920-е годы популярность Киплинга уменьшилась. Гибель сына в Первую мировую войну и неотвязные болезни писатель перенес стоически. Умер Киплинг в Лондоне 18 января 1936.

Редьярд Киплинг, знаменитый английский писатель, воспеватель красоты и колоритности дикой Индии родился 30 декабря 1865 в Бомбее, в семье кальвинистов. Отец, интеллектуал, директор музея, мать из известной в Лондоне семьи. Шестилетнего Редьярда отослали в Англию, но сообразительный мальчик, с живым умом, с пониманием жизни продержался в туманном Альбионе только десять лет, в шестнадцать вернулся в Индию, нашел работу помощником редактора в местной газете.

В 1886 печатаются первые пробы пера Редьярда – книга стихов «Департаментские песни», и честные, правдивые, порой грубые рассказы о жизни колониальной Индии. Три года спустя, после странствий по миру, на основе путевых заметок, он создает новую манеру английского стихотворного сложения – «Балладу о Востоке и Западе».

Активный писательский труд пошатнул здоровье, он путешествует по Бирме, Америке, в Лондон возвращается только в 1892 году, женится на Каролине Балестьер, сестре американского издателя, с которым у него были не принёсшие успеха деловые связи. Крах банка, где хранились сбережения писателя, настигает чету молодожёнов в Японии, средств хватает только на то, чтобы добраться до штата Вермонт и осесть в доме Балестьеров в Братлборо.

Это были четыре золотых года для творчества Редьярда Киплинга. В Америке он написал свои лучшие произведения, стихи о море, приключениях, две Книги Джунглей, обогатив английскую литературу чистым слогом, ярким звучанием слова. Киплинг ушел от модной чопорности, его герои разговаривали на понятном языке. Их чувства были созвучными чувствам, как маленьких читателей, так и их родителей.

Поссорившись с родственниками по абсолютно мелочному поводу, семья Киплингов вынуждена вернутся в Англию. К писателю приходят слава, почет, а вместе с ними злая критика. Редъярд скрывается от публичности в деревне в графстве Суссекс, пишет произведения в непривычном для себя, зрелом стиле, неторопливо выделяя каждое слово и слог, обращается к «чистой» поэзии. В 1907 году писателю присуждают Нобелевскую премию, как признание мировой литературной общественностью его вклада и его таланта. К концу жизни Киплинг теряет былую популярность. Здоровье расшатано, даже зимы, проводимые в Южной Африке, не способны вернуть писателю оптимистичный настрой. Над Европой пронеслась Первая мировая война, сломав границы трех империй, отняв у Редъярда любимого сына, болезней все больше, поводов подниматься с постели все меньше. Умер писатель в Лондоне, в 1936 году, прожив семьдесят один год.

Детство

Редьярд Киплинг родился в Бомбее, в Британской Индии в семье профессора местной школы искусств Джона Локвуда Киплинга и Алисы (Макдональд) Киплинг. Имя Редьярд он получил, как полагают, в честь английского озера Редьярд, где познакомились родители. Ранние годы, полные экзотических видов и звуков Индии, были очень счастливыми для будущего писателя. Но в возрасте 5 лет Киплинга вместе с его 3-летней сестрой отправили в пансион в Англию - в Саутси (англ. Southsea, Портсмут). Следующие шесть лет - с октября 1871 по апрель 1877 - Киплинг жил в частном пансионе Лорне Лодж (Кэмпбелл-Роуд, 4), который содержала супружеская пара Прайса Э. Холлоуэя (англ. Pryse Agar Holloway), бывшего капитана торгового флота, и Сары Холлоуэй. Они плохо обращались с мальчиком, нередко наказывали. Такое отношение так сильно повлияло на него, что до конца жизни он страдал от бессонницы.

В 12 лет родители устраивают его в частное Девонское училище, чтобы он смог потом поступить в престижную военную академию. Позже о годах, проведённых в училище, Киплинг напишет автобиографическое произведение «Сталки и компания». Директором училища был Кормелл Прайс, друг отца Редьярда. Именно он стал поощрять любовь мальчика к литературе.Близорукость не позволила Киплингу избрать военную карьеру, а дипломов для поступления в другие университеты училище не давало. Под впечатлением от рассказов, написанных сыном в училище, отец находит ему работу журналиста в редакции «Гражданской и военной газеты» (Civil and Military Gazette ), выходившей в Лахоре (Британская Индия, ныне Пакистан).

В октябре 1882 года Киплинг возвращается в Индию и принимается за работу журналиста. В свободное время он пишет короткие рассказы и стихи, которые затем публикуются газетой наряду с репортажами. Работа репортёра помогает ему лучше понять различные стороны колониальной жизни страны. Первые продажи его произведений начинаются в 1883 году.

Эпоха путешествий

В середине 1880-х годов Киплинг начинает совершать поездки по Азии и США в качестве корреспондента аллахабадской газеты «Пионер» (Pioneer ), с которой он заключил контракт на написание путевых очерков. Популярность его произведений стремительно увеличивается, в 1888 и 1889 годах издаются 6 книг с его рассказами, которые принесли ему признание.

В 1889 году он совершает долгое путешествие в Англию, затем посещает Бирму, Китай, Японию. Он путешествует через все США, пересекает Атлантический океан и устраивается в Лондоне. Его начинают называть литературным наследником Чарльза Диккенса. В 1890 году выходит его первый роман «Свет погас» (The Light That Failed ). Наиболее известными стихами того времени становится «Баллада о Востоке и Западе» (The Ballad of East and West ), а также «Последняя песнь Честного Томаса» (The Last Rhime of True Thomas ).

Карьера писателя

В Лондоне Киплинг знакомится с молодым американским издателем Уолкоттом Бейлстиром, они вместе работают над повестью «Наулахка» (The Naulahka ). В 1892 году Бейлстир умирает от тифа, и вскоре после этого Киплинг женится на его сестре Каролине. Во время медового месяца банк, в котором у Киплинга были сбережения, обанкротился. Денег у четы осталось лишь на то, чтобы добраться до Вермонта (США), где жили родственники Бейлстир. Следующие четыре года они проживают здесь.

В это время писатель вновь начинает писать для детей; в 1894-1895 годах выходят знаменитые «Книга джунглей» (The Jungle Book ) и «Вторая книга джунглей» (The Second Jungle Book ). Опубликованы также стихотворные сборники «Семь морей» (The Seven Seas ) и «Белые тезисы» (The white thesis ). Скоро рождаются двое детей: Джозефина и Элси. После ссоры со своим шурином Киплинг с женой в 1896 году возвращаются в Англию. В 1897 году выходит повесть «Отважные мореплаватели» (Captains Courageous ). В 1899 году, во время визита в США, от воспаления лёгких умирает его старшая дочь Джозефина, что стало огромным ударом для писателя.

В 1899 году он проводит несколько месяцев в Южной Африке, где знакомится с Сесилом Родсом, символом британского империализма. Выходит роман «Ким» (Kim ), который считается одним из лучших романов писателя. В Африке он начинает подбирать материал для новой детской книги, которая выходит в 1902 году под названием Just So Stories (в русском переводе - «Просто сказки»).

В этом же году он покупает загородный дом в графстве Сассекс (Англия), где остаётся до конца жизни. Здесь он пишет свои знаменитые книги «Пак с Холмов» (Puck of Pook’s Hill ) и «Награды и феи» (Rewards and Fairies ) - сказки Старой Англии, объединённые рассказчиком - эльфом Паком, взятым из пьес Шекспира. Одновременно с литературной деятельностью Киплинг начинает активную политическую деятельность. Он пишет о грозящей войне с Германией, выступает в поддержку консерваторов и против феминизма.

Время Первой мировой войны

Литературная деятельность становится всё менее насыщенной. Ещё одним ударом для писателя стала гибель старшего сына Джона в Первую мировую войну в 1915 году. Он погиб во время битвы при Лосе 27 сентября 1915 года, находясь в составе батальона ирландских гвардейцев. Тело Джона Киплинга так и не было обнаружено. Киплинг, вместе с женой работавший в военное время в Красном Кресте, потратил четыре года, пытаясь выяснить, что же случилось с сыном: у него все время теплилась надежда, что, возможно, сын попал в немецкий плен. В июне 1919 года, потеряв все надежды, Киплинг в письме военному командованию признал, что его сын скорее всего погиб. В одной из «Эпитафий войны» (1919) он написал: «Если кто-то спросит, почему мы погибли, Ответьте им, потому что наши отцы лгали нам».

Об истории гибели сына Киплинга британские кинематографисты в 2007 году сняли телевизионный фильм «Мой мальчик Джек» (режиссёр Брайан Кирк, в главных ролях - Дэвид Хэйг и Дэниел Рэдклифф).

После войны Редьярд Киплинг становится членом Комиссии по военным захоронениям. Именно им была выбрана библейская фраза «Их имена будут жить вечно» на обелисках памяти. Во время одной поездки в 1922 году по Франции он знакомится с английским королём Георгом V, с которым потом завязывается большая дружба.

Последние дни писателя

Киплинг продолжал свою литературную деятельность до начала 1930-х годов, хотя успех сопутствовал ему всё меньше и меньше. С 1915 года писатель страдал от гастрита, который впоследствии оказался язвой. Умер Редьярд Киплинг от прободения язвы 18 января 1936 года в Лондоне, на 2 дня раньше Георга V. Похоронен в Уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве.

В масонстве

По данным английского журнала «Масонские иллюстрации», Киплинг стал масоном примерно в 1885 году, за шесть месяцев до обычного минимального возраста (21 год). Он был инициирован в ложе «Надежда и настойчивость» № 782, которая находилась в Лахоре. Позже он написал в лондонской «Таймс»:

Я был секретарём ложи несколько лет…, в которую вошли братья, по крайней мере, четырёх вероисповеданий. Я был введён [в ученики] членом Брахмо Сомадж, индусом, повышен [в степень подмастерья] мусульманином, и возведён [в степень мастера] англичанином. Наш привратник был индийским евреем.

Киплинг так любил свой масонский опыт, что запечатлел его, как свои идеалы в стихотворении «Материнская ложа».

Также он был членом французской ложи «Строители совершенного города» № 12, в Сан-Омер.

Список произведений

Переводы на русский

Сказки серии «Just so stories» впервые были изданы на русском языке уже в 1903 году и неоднократно переиздавались в оригинальных переводах 11 раз, в том числе 4 раза до 1918 г. и 7 раз после 1989 г.

Первый сборник стихов Киплинга на русском вышел в 1922 году в переводе Ады Оношкович-Яцыны.

Экранизации

  • «Крошка Вилли Винки» (Wee Willie Winkie) - реж. Джон Форд (США, 1937)
  • Маленький погонщик слонов(Elephant Boy) - реж. Роберт Флаэрти, Золтан Корда (Великобритания, 1942)
  • «Отважные капитаны» (Captains Courageous) - реж. Виктор Флеминг (США, 1937)
  • «Ганга Дин» (Gunga Din) - реж. Джордж Стивенс (США, 1939)
  • Книга джунглей (Rudyard Kipling"s Jungle Book) реж. Золтан Корда(США, Великобритания, 1942)
  • «Ким» (Kim) - реж. Виктор Сэвилл (США, 1950)
  • Рикки-Тикки-Тави (мультфильм) (СССР, 1965)
  • Книга джунглей (мультфильм) (The Jungle Book) - реж. Wolfgang Reitherman «Walt Disney Productions»(США, 1967)
  • «Человек, который хотел быть королём» (The Man Who Would Be King) - реж. Джон Хьюстон (США-Великобритания, 1975)
  • Белый морской котик (мультфильм) (The White Seal) - реж. Чак Джонс (США,1975)
  • Рикки-Тикки-Тави (мультфильм) (Rikki-Tikki-Tavi) - реж. Чак Джонс (США,1975)
  • «Рикки-Тикки-Тави» - реж. Александр Згуриди (СССР-Индия, 1975)
  • Братья Маугли (мультфильм) (Mowgli"s Brothers) - реж. Чак Джонс (США,1976)
  • «Ким» (Kim) - реж. Джон Ховард Дейвис (Великобритания, 1984)
  • Книга джунглей (аниме-сериал, 52 серии) (ジャングルブック 少年モーグリ Jungle Book: Shounen Mowgli)- реж. Фумио Курокава (Япония (TV Tokyo) 1989-1990)
  • «Книга джунглей» (The Jungle Book) - реж. Стивен Соммерс (США, 1994)
  • Книга джунглей: история Маугли (The Jungle Book: Mowgli"s Story) - реж. Ник Марк (США, 1998)
  • «Книга джунглей» (The Jungle Book) - реж. Джон Фавро (США, 2016)
  • 1936 - Слонёнок - чёрно-белый
  • 1936 - Отважный моряк - чёрно-белый
  • 1938 - Почему у носорога шкура в складках - чёрно-белый
  • 1965 - Рикки-тикки-тави
  • 1967 - Слонёнок
  • 1967-1971 - Маугли
  • 1968 - Кот, который гулял сам по себе
  • 1981 - Ёжик плюс черепаха
  • 1984 - Как было написано первое письмо
  • 1988 - Кошка, которая гуляла сама по себе

Влияние

  • Название сборника Just-so stories (1902) (в русском переводе получившего название «Просто сказки») было превращено в ироничную характеристику ненаучного теоретического обоснования Just-so story) в англоязычной академической публицистике.
  • В сериале «Гримм» (6.04) Редьярд Киплинг упоминается как один из Гриммов.

Редьярд Киплинг получил Нобелевскую премию в 42 года, он - самый моло­дой писатель-лауреат. Причину такого необычного успеха следует усматривать прежде всего в его поразительной даровитости.

«Киплинг совершенно самостоятелен. Он оригинален как никто другой в современной.литературе. Могущество средств, которыми он обладает в своем творчестве, прямо неисчерпаемо. Волшебная увлекательность фабулы, необычайная правдоподобность рассказа, порази­тельная наблюдательность, остроумие, блеск диалога, сцены гордого и простого героизма, точный стиль, или, вернее, десятки точных стилей, экзотичность тем, бездна знаний и опыта и многое, многое другое составляют художественные данные Киплинга, которыми он властвует с неслыханной силой над умом и воображением читателя».

Для Киплинга не существовало неразрешимых задач. Он блестяще владел и разнообразной стихотворной формой, и новеллой, и рома ном, и сказкой, и очерком. Киплинг стал реформатором английского стиха, а его рассказы - энциклопедией сюжетов. Всего Киплингом выпущено 37 самостоятельных книг беллетристики, в том числе 24 сборника рассказов, 5 книг стихов, 4 романа, 2 книги путевых очерков, 1 пьеса и 1 критическое исследование, а также ряд брошюр на полити­ческую и социальную тематику.

Он много писал об Индии, и в его представлении местное населе­ние - великий народ с гордой душой. В мировой литературе именно у него это показано впервые. Вместе с тем чувствуется четкое понима­ние Киплингом различия между мироощущением и образом действий людей разных рас и народов. В «Балладе о Востоке и Западе» это выра­жено чеканными строками:

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток,

и с мест они не сойдут,

Пока не предстанут Небо с Землей

на Страшный Господень суд.

Перевод Е. Полонской

Преобладание восточной темы в его творчестве не случайно. Родился Киплинг в Бомбее, куда его отец, начинающий художник, от­правился с молодой женой в поисках надежного заработка и устойчи­вого положения в обществе. Мальчик рос в дружной семье, где его отчаянно баловали. Все изменилось, когда шестилетнего Редьярда вме­сте с младшей сестрой Беатрисой отправили в Англию для получения образования. Дети попали на попечение дальних родственников, которые держали нечто вроде частного пансиона. Здесь всем заправ­ляла жестокая и вздорная хозяйка. Она делала все, чтобы подавить волю мальчика, и довела его до нервного заболевания, сопровождав­шегося временной потерей зрения. Проведенные в этом аду шесть лет ставили в душе Редьярда травму на всю жизнь. В одном из рассказов он писал: «Когда детским губам довелось испить в полной мере горь­кую чашу Злобы, Подозрительности, Отчаяния, всей на свете Любви не хватит, чтобы однажды изведанное стерлось бесследно».

После этого мальчика на пять лет определили в закрытую школу в Лондоне, где растили будущих «строителей Империи». От воспитан­ников требовали не столько знаний, сколько подчинения полувоенной дисциплине. Пребывание в шкале оказало решающее влияние на фор­мирование мировоззрения будущего писателя. внушив ему преклоне­ние перед порядком, организованностью.

Первый сборник его стихов «Школьная лирика» был издан в Bндии, когда Киплингу исполнилось 16 лет. Этим был подведен итог отроческих опытов. Вернувшись в 1882 году в Лахор (ныне один из крупнейших городов Пакистана), где работал в то время его отец, Редьярд Киплинг деятельно принялся за журналистику и литературу. В течение пяти лет он работал штатным сотрудником, а затем соредактором «Гра­жданской и военной газеты» в Лахоре. В число его обязанностей вхо­дил выпуск еженедельного приложения к газете с занимательными очерками и рассказами. Поскольку известных авторов привлечь для этого не удалось, молодой журналист сам взялся за работу. Затем ему в таком же качестве довелось сотрудничать в другой газете, после чего он перебрался в Англию, предварительно совершив путешествие в Японию и США. Последний раз Киплинг побывал в Индии в 26 лет, до этого посетив Южную Африку (куда, кстати, ездил в дальнейшем ежегодно летом), Австралию и Новую Зеландию. Вскоре он женился на молодой американке, пробовал обосноваться в Америке, но жизнь в США омрачилась смертью старшей дочери, шестилетней Жозефины, и с 1902 года он поселился в одном из городков Англии, где и прожил до конца дней.

Для Киплинга характерно необычно раннее достижение творчес­кой зрелости. Уже в первой книге стихов «Департаментские песни», вышедшей, когда автору было всего 21 год, и в появившихся в последу­ющие два года нескольких сборниках новелл ощущалась твердая рука мастера.

Ко времени нобелевской славы Киплинг написал почти все из тех произведений, значение которых сохранилось до наших дней: роман «Свет погас», воспроизводящий историю трагической юношеской любви автора, повесть «Маугли » о живущем среди зверей мальчике, роман «Ким» о индийском подростке, состоящем на шпионской службе у англичан, книжку «Сказки просто так для маленьких детей», множе­ство рассказов и стихов.

Слава Киплинга была всемирной. И причиной тому не только его редчайший талант, но и то, что он смог предложить читателям свое, нестандартное видение мира, свое толкование общечеловеческих проблем и проблем личности. Ирландский поэт Уильям Баглер Йетс, ровесник Киплинга, получивший Нобелевскую премию 16-ю годами позже, назвал свое поколение трагическим. Именно этому поколению, первому в истории, довелось столкнуться с крахом религиозного миро­восприятия, итог которому Фридрих Ницше подвел формулой «Бог умер!». Вместе с этой потерей от людей ушло понимание высшего смы­сла мира, разрушились эталоны, с которыми человек мог сверять свои помыслы и поступки.

Выход из этой мировоззренческой катастрофы искали многие, в том числе и те, кто оказался в списке награжденных Нобелевской премией. Киплинг вместе со своим поколением испытал ужас перед опустевшей Вселенной и попытался сконструировать свое понимание нового мира. Единственное спасение от его бессмысленности он видел в действии, освященном высшей, надиндивидуальной целью. Отсюда родилась центральная идея Киплинга - идея высшего нравственного Закона, то есть господствующей над человеком и обществом системы запретов и разрешений, «правил игры», нарушение которых недопустимо. Если ты волк, утверждает он, ты обязан жить по Закону Стаи, если мат­рос - по Закону Команды, если офицер - по Закону Полка. Самым высшим для него стал Закон Британской Империи, в которой он хотел видеть законодателя и лидера, ведущего «избранные народы» к эсхато­логическому спасению.

Наиболее одаренный провидец бедствий XX века Джордж Оруэлл, которого не заподозришь в стремлении согласовать свою точку зрения с канонами узколобой материалистической критики, сказал: «Бессмы­сленно делать вид, будто киплинговский взгляд на вещи, взятый в целом, может быть приемлем или простителен для любого цивилизо­ванного человека...Да, Киплинг - оголтелый империалист». Осо бенно Киплингу доставалось за программное стихотворение «Бремя белого человека» (1898). Оно начинается словами:

Неси это гордое Бремя -

Родных сыновей пошли

На службу тебе подвластным

Народам на край земли -

На каторгу радл угрюмых

Мятущихся дикарей,

Наполовину бесов,

Наполовину людей.

Перевод А. Сергеева

Недостаточность и даже тупиковость мировоззренческой докт­рины Киплинга проявилась сравнительно скоро. Первая мировая вой­на, на фронтах которой погиб его единственный сын, поставила точку под этим приговором времени. Творчество Киплинга перестало быть фактором культуры. Когда его хоронили в Вестминстерском аббатстве (честь, которой удостаиваются немногие), в церемонии, на которой присутствовал премьер-министр Англии, не пожелал участвовать ни один мало-мальски значительный писатель.

И тем не менее книги Киплинга ценят и сейчас. И не только за их высочайшую художественность. Немаловажное значение имеет и его проповедь личной ответственности человека перед миром. Свое миро­ощущение он лучше всего выразил в блестящей «Заповеди» - стихо­творении, написанном в форме обращения к сыну. Из него взят эпи­граф к этому очерку, другим отрывком, характеризующим отношение «железного Редьярда» к жизни, его и закончим:

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: «Иди!»

Перевод М. Лозинского

ИЗДАНИЯ КИПЛИНГА

Лиспет: Рассказы. Л.: ХЛ, 1968. 487 с.

Стихотворения. Рассказы//БВЛ. Т. 118. М.: ХЛ, 1976. С. 339-732.

Избранное [роман «Свет погас», рассказы, стихотворения]. Л.: ХЛ, 1980.

Ким. Роман. М.: ВШ, 1990, 287 с.

ЛИТЕРАТУРА О КИПЛИНГЕ

Куприн А. Редиард Киплинг//Куприн А. Собр. соч. в 9 т. Т. 9. М.: Правда, 1964. С. 478-483.

Дьяконова Н., Долинин Л. О Редьярде Киплинге//Киплинг Р. Избранное. Л., 1980. С. 3-26.

Долинин А. Загадки Редьярда Киплинга//Киплинг P. I Ьбранное [на англ. яз.]. М.: Радуга , 1983. С. 9-32.

Статья из книги А. Илюковича «Согласно завещанию»