Характеристиками человека в традиционном обществе являются. Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Жизнь в традиционном обществе

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Ментальность традиционного общества определяет его культуру: ценности, нормы, модели поведения, средства.

Попытаемся представить иерархию этих ценностей .

Высшей, несомненно, является БОГ . Именно стремление к нему формирует самые глубинные мотивы поведения, Бог в человеке - это его бессмертная душа, достойная того, чтобы не погубить ее грехом нечаянным или осмысленным. Бог есть воплощение высшей справедливости, источник добродетели и благонравного поведения.

Служение Богу ставило людей в ситуацию выбора, заставляя предпочитать одни занятия и отказываться от других, исполненных греха. К таким относились, в первую очередь: торговля, коммерция, ростовщичество. Более того, оно придавало особый смысл экономическим категориям - богатству, например. Быть богатым, значило много жертвовать церкви, много раздавать сирым и убогим.

Иной ценностью можно признать АСКЕЗУ - добровольный отказ от земных благ во имя обретения благ небесных , страдание, смирение.

Следующей ценностью - ВЕРНОСТЬ , проявляющуюся в беспрекословном служении Богу, но также земным установлениям, в т.ч. и кодексу поведения. Чем выше социальное положение корпорации, тем жестче нормы (А.Гуревич).

Обратим внимание на то, что все ценности носят сакральный (священный) характер.

В традиционном обществе складываются также и ценности второго порядка , не канонизированные церковью, тем не менее, весьма влиятельные. Укажем на ПРАЗДНОСТЬ , толкуемую как уклонение от физического труда, в т.ч. и от земледельческого. Отношение к труду у людей традиционного общества противоречиво. С точки зрения рыцарства, благородные занятия ограничивались войной и охотой, турнирами. Труд - удел простолюдинов.

Согласно Библии, безгрешное состояние человека также не предполагало труда. С другой стороны, церковь рассматривала земледельческий труд как благородное дело.

Суммирующим смыслом различных культурных образцов стало отношение к труду как к повинности и связанное с ним стремление уйти от подневольного и чрезмерного труда. В результате треть дней в году считались праздничными, запретными для работы.

Если праздность, хотя по-разному толкуемая, является ценностью всеобщей, то в традиционном обществе складываются и сословные ценности , прежде всего, рыцарские: честь, воинственность, личная независимость.

Традиционное общество, таким образом, располагает широким набором ценностей. В нем доминируют сакральные ценности, но, наряду с ними формируются и ценности мирские.

Традиционное общество навязывает своим членам жесткую систему норм , также сакральных по своему происхождению.

Нормы опираются на обычай более, нежели на писаное право. Чем норма старше, тем она авторитетней. Традиция выступает оправданием для тех или иных правил.

Светские (мирские) нормы имеют сословный характер. Они жестко регламентированы уставами, статутами, кодексами поведения, писанными или традиционными.

Причем все они разрабатывались внутри общины (корпорации) на основе согласия и самоуправления.

Любая корпорация требовала от своих сочленов жесткой дисциплины, следования определенным стандартам поведения.

В традиционном обществе складываются разнообразные модели культуры, свойственные не только отдельным сословиям, но и внутрисословным группам: общинам и корпорациям.

Отступление от норм карается жесткими санкциями: прежде всего, изгнанием из общины.

Традиционная культура знает и совсем иные модели поведения: празднично-карнавальные. В особые дни люди перестают стеснять себя установленными правилами. Они их не просто на время отменяют. Они их выворачивают наизнанку, побуждая себя и других делать именно то, что в будни запрещено: смеяться над святынями, ниспровергать авторитеты, пародировать самые важные ритуалы, пить и безобразничать. Праздник означал временное унижение и даже отрицание культурного порядка, принятого в обществе.

Таким образом,

o Культура традиционного общества РЕЛИГИОЗНА . Религиозность означает двухмерность мира небесного и земного, а также сакральность основных моделей культуры.

o В традиционном обществе складывается дифференциация культуры по сословному принципу.

Понятие традиционного общества

В процессе исторического развития примитивное общество преобразуется в традиционное общество. Толчком к его возникновению и развитию послужила аграрная революция и возникшие в связи с ней социальные изменения в обществе.

Определение 1

Традиционное общество можно определить как общество с аграрным укладом, основанное на четком соблюдении традиций. Поведение членов данного общества строго регламентировано обычаями и нормами характерными для данного общества, важнейшими устойчивыми социальными институтами, такими как семья, община.

Особенности традиционного общества

Рассмотрим особенности развития традиционного общества с помощью характеристики его основных параметров. Особенности характера общественного устройства в традиционном обществе обусловлены появлением избыточного и прибавочного продуктов, что в свою очередь обозначает возникновение оснований для образования новой формы социального устройства – государства.

Формы правления в традиционных государствах, в основе своей носят авторитарный характер – это власть одного правителя или узкого круга элиты – диктатура, монархия или олигархия.

В соответствии с формой правления существовал и определенных характер участия членов общества в управлении его делами. Само возникновение института государства и права обусловливает необходимость возникновения политики и развитие политической сферы жизнедеятельности общества. В данный период развития общества наблюдается повышение активности граждан в процессе участия их в политической жизни государства.

Еще одним параметром развития традиционного общества является господствующий характер экономических отношений. В связи с появлением прибавочного продукта неизбежно возникает частная собственность и товарный обмен. Частная собственность оставалась господствующей на протяжении всего периода развития традиционного общества, менялся лишь ее объект в различные периоды его развития – рабы, земля, капитал.

В отличие от примитивного общества в традиционном обществе значительно усложнилась структура занятости его членов. Появляется несколько секторов занятости – земледелие, ремесло, торговля, все профессии связанные с накоплением и передачей информации. Таким образом, можно говорить о возникновении большего разнообразия сфер занятости членов традиционного общества.

Изменился и характер поселений. Возник принципиально новый тип поселений – город, который стал центром проживания для членов общества, занимающихся ремеслом и торговлей. Именно в городах сосредоточена политическая, промышленная и интеллектуальная жизнь традиционного общества.

Ко времени функционирования традиционной эпохи относится формирование нового отношения к образованию, как к особому социальному институту и характеру развития научных знаний. Появление письменности обуславливает возможность формирования научного знания. Именно в момент существования и развития традиционного общества были совершены открытия в различных научных сферах и заложен фундамент во многих отраслях научного знания.

Замечание 1

Очевидным минусом развития научных знаний в данный период развития общества являлось независимое развитие науки и техники от производства. Данный факт и служил причиной достаточно медленного накопления научных знаний и их последующего распространения. Процесс приращения научных знаний имел линейных характер и требовал значительного количества времени для накопления достаточного количества объема знаний. Люди, занимающиеся наукой, чаще всего делали это ради собственного удовольствия, их научные изыскания не подкреплялись потребностями общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Традиционное общество

Традиционное общество -- общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество -- аграрное общество.

Общая характеристика

Для традиционного общества, как правило, характерны:

традиционная экономика

преобладание аграрного уклада;

стабильность структуры;

сословная организация;

низкая мобильность;

высокая смертность;

низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными. Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены -- нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению / обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например, деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны. Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры -- первобытный синкретизм, т. е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым -- все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

В области социальных отношений господствует родовой строй. Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выживанию человечества, а также культурному взаимодействию между родами. Межродовые отношения регулируются по принципу «око за око, зуб за зуб», внутри же рода господствует принцип табу -- система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъестественными силами.

Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология, а первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Первобытное искусство отличается безликостью человеческого изображения, выделением особых отличительных родовых черт (знаки, украшения и т. д.), а также важных для продолжения жизни частей тела. Вместе с усложнением производственной

деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе «неолитической революции» растут запасы знаний, накапливается опыт,

формируйся иные представления об окружающей действительности,

совершенствуются виды искусства. Примитивные формы верований

заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т. д.

Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин. Таким образом, формируется «верхушка» и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство.

2. Древний Восток: единство и многообразие

Великие культуры Древнего Востока - Древнего Египта Шумера АссироВавилонии и Древнего Ирана государство хеттов и Урарту культуры древнейших периодов Китая и Индии - при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью. Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре.

3. Культура Древнего Египта

Древний Египет первое государство на Земле, первая могущественная, великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой - ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения, Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около III тыс. лет назад! Однако самая знаменитая и самая значительная по разменам - пирамида Хеопса. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца - Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис - бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Фараон Аменхотеп IV выступал как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. В Древнем Египте были выработаны такие классические скульптурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Активно развивалась астрономия. Была установлена роль мозга в человеческом организме. Развивалась математика, изобретены древнейшие в человеческой истории часы - водяные и маленькие нашейные солнечные часики, был изобретен папирус для письма.

В целом можно выделить несколько черт древне египетской культуры:

1. Религиозный и погребальный характер.

2. Монументальность и прочность.

3. Традиционность и стабильность стиля.

4. Синтез всех жанров, в которых главную роль играет архитектура.

традиционный общество восток египет

4. Культура Древней Индии

Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Проблема единства и многообразия индуистской культуры привлекает к себе внимание исследователей. Множество региональных, религиозных, кастовых, этнических различий создает впечатление разрозненности. Однако структура индуистской цивилизации основана на взаимодействии между различными группами и уровнями, которое создает непрерывную связь, так унифицирующую роль играли религии Индии, которые последовательно сменяли одна другую.

Жители долины Мохенджо-Даро и Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого уровня развития искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенной среди древневосточных городов система канализации и водоснабжения. В городах строились двух- и трехэтажные здания из обожженного кирпича. Хараппская цивилизация, пережив подъем, приходит в упадок и исчезает. Начиная уже с середины второго тысячелетия до нашей эры, происходит процесс вытеснения коренного населения на юг. Его место занимают скотоводческие племена ариев, которые принесли с собой свой язык, свои мифологические представления, свой жизненный уклад. С конца II начала I тысячелетия до нашей эры дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы - веды. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул.

Но все-таки, как уже отмечалось, самую главную роль в культуре Древней Индии религия. Итак, перечислим основные религии индийской цивилизации:

1) Брахманизм (I тысячелетие до нашей эры) - весь мир лишь иллюзия, страдания несущественны, трудолюбие, отсутствие зависти, культ предков.

2) Индуизм (I тысячелетие до нашей эры) в основе лежит учение о перевоплощении душ (реинкарнация), закон воздаяния кармы за доброе или злое поведение.

3) Буддизм (VI век) - жизнь-это страдания; источник страдания- желание; спасение от страданий возможно; путь спасения от страдания отказ от мирских соблазнов. Буддизм до сих пор остается одной из мировых религий.

Общей чертой всех перечисленных религий является понятие «сансара» (путь перерождений).

5. Культура Древнего Китая

Китай - самая большая и обособленная цивилизация. Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных сил - Света и Тьмы.

Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле. Очень сильным был так же культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности и предметы утвари.

В середине I в. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция, Буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец

Лао-Цзы. Исходной идеей даосизма является учение о дао (в переводе с китайского - путь).

Учение о дао может привести к выводу: если все в мире живет, развивается, переходит в свою противоположность, то надо соответствовать дао, жизнь сама в конце концов нормализуется. От сюда вывод - человек не должен вмешиваться в естественный ход событий.

Центральное место в учении Конфуция занимает концепция «жэнь» (человечность) - закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве, в соответствии с принципом: «чего не желаешь себе, того не делай другим».

Известно, что уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2000 иероглифов. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы - «Книга перемен».

Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в первые словари. При императорских дворцах создаются обширные библиотеки. Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой Китайской Стены, которая частично сохранилась до нашего времени.

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготавливая почву для производства фарфора.

6. Исламская культура

По сравнению с другими мировыми культурами мир ислама относительно молод. Его возникновение относится к первой половине VII в. и полно драматических событий. Поскольку эти события оказались включенными в мусульманскую культуру и приобрели социально значимые черты, на них необходимо остановиться несколько подробнее.

Аллах - абсолютная ценность, и в жизни человека он не воплощается. Он постоянно остается чем-то внешним для людей, лежащим за пределами их личного опыта. К людям обращается посланник Аллаха - мессия (махди). Такие махди появляются, чтобы исправить положение на Земле, восстановить справедливость.

На Земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине, в умме. Умма символизирует собой, по существу, общность всех правоверных. Жизнь, каждого мусульманина, его образ мыслей, быт и система ценностей строго контролировались уммой, вне которой индивид становился изгоем и не мог рассчитывать на благочестие и религиозное спасение.

При сотворении молитвы должны соблюдаться правила. Одно из главных условий: молящийся должен сосредоточить все свое внимание, все душевные силы только на молитве. В одном из хадисов сказано, что Всевышний не услышит молитв человека порочного, снедаемого никчемными мыслями и обуреваемого низменными желаниями.

Молитва должна быть короткой, но глубокой по смыслу. Во время молитвы руки следует поднять до уровня плеч, а после прочтения ее совершить руками благословление Аллаху - провести ладонями по лицу, и это считается необходимым и непреложным ритуалом.

Особое место в ритуалах исламской культуры занимает пост рамазан. Он соблюдается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному Мухаммедом. В течение всего поста целый день нельзя ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине и т.д. Шариат утверждает, что пост будет нарушен, если в дневное время слизнуть хоть каплю дождя, случайно попавшую на губы. Все запреты снимаются на время ночи.

Воспитанию фанатизма у мусульман содействует и у культ паломничества (хаджж). Каждый совершеннолетний мусульманин обязан совершить хоть раз в жизни хаджж, то есть посетить Мекку, священный город ислама, где родился пророк Мухаммед. После этого он получает право на почетный титул «хаджжи». Мекка известна своим храмом - Кааба. Считается, что это древний языческий храм, известный тем, что там хранится Черный камень - Аль-хаджар уль-асвад, упавший, по преданию, с неба. Для мусульман Черный камень - святыня, символ Аллаха. Кааба именуется «домом Аллаха»

Совершив ряд ритуальных действий, паломники получают право вернуться домой в зеленой чалме, арабском бурнусе или белой длиннополой тунике. Эта одежда символизирует свершение хаджа, пятый элемент - налог в пользу бедных. В Коране это называется «закят»; (очищение). Богач как бы очищается перед Аллахом за свои грехи, чрезмерное богатство. Закят важен для мусульманского образа жизни, для исламской культуры. Он не только символизирует единство уммы, заботу богатых о бедных.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследования возникновения этнической общности египтян. Особенности древнеегипетской мифологии, религии, их роли в развитии культуры Египта. Характерные черты архитектуры, письменности, изобразительного искусства, науки, источников права Древнего Египта.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2010

    Понятие и сущность ядра культуры. Особенности культуры Древнего Египта. Положения психоаналитической концепции культуры (З. Фрейд, К. Юнг). Культура первобытного общества. Особенности культуры Нового времени. Культура эпохи Средневековья и Возрождения.

    шпаргалка , добавлен 18.06.2010

    Понятие "Древний Восток", его территориальные и временные границы. Хозяйственное и политическое устройство, особенности искусства, науки и культуры. Культурные и религиозные традиции Индии и Китая. Великие мыслители Востока и значение их учений.

    реферат , добавлен 11.06.2010

    Особенности и направления развития искусства первобытнообщинного общества. Религия и традиции Древней Индии, Египта, Месопотамии, Греции, Рима, Киевской Руси, народов Эгейского моря. Искусство средних веков в Западной Европе. Возрождение в Италии.

    шпаргалка , добавлен 27.10.2010

    Стадии развития человеческого общества; периодизация первобытности. Характерные черты архаической культуры; ранние формы верования: фетишизм, тотемизм, анимизм; магия и религия. Эволюция культуры и искусства в каменном, бронзовом и железном веках.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2011

    Изобразительные, музыкальные формы первобытного искусства. Суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии. Историческая обусловленность эпохи Просвещения. Особенности религии Древнего Египта. Наука в античных государствах.

    контрольная работа , добавлен 02.01.2014

    Культура Древнего Египта. Мастаба. Пирамиды. Архитектура Месопотамии. Зиккураты. Дворцы. Египет. Божества и культы. Религия Древнего Египта. Мумификация. Боги Древнего Египта. Древний Китай. Конфуцианство. Даосизм.

    реферат , добавлен 21.03.2007

    Культура, архитектура и система письменности Древнего Египта. Периоды истории и особенности индийской культуры, возникновение религиозно-философских учений. Древний Китай как уникальный образец сословной иерархии, достижения в развитии государства.

    презентация , добавлен 21.01.2013

    Специфика становления культуры Древнего Египта. Преднаучные знания и религия. Искусство Древнего Египта. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Сфинксы из красного гранита, привезенные из Египта, украшают набережную Невы.

    реферат , добавлен 18.06.2006

    Древний Египет как одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций. Самобытность культуры Древнего Египта. Основы государственной организации, религии. Потрясающие открытия древних, высокий уровень науки. Выдающиеся творения архитектуры, искусства.

Традиционное общество является разновидностью общественности, которая имеет свои особенности. Какие черты характерны для традиционного общества?

Традиционное общество - это община, в которой всё регулируется ценностями. Сохранению многочисленных традиций в таком сословии уделяется гораздо больше внимания, нежели развитию самого товарищества. Характерной чертой традиционного общества является наличие жесткой иерархии и существования четкого разделения на классы.

Традиционная общественность является аграрной. Это можно объяснить тем, что работы на земле являются частью многолетних ценностей, которые характерны для такого типа общественного строя. В первозданном виде традиционная каста сохранена в некоторых государствах Африки, Азии и Востока.

Признаки

Характерными признаками традиционного общества являются:

  • Основа бытия - сельскохозяйственная деятельность. Такой уклад жизни является характерным для эпохи Средневековья. На сегодняшний день сохранен в некоторых государствах Африки, Азии и Востока.
  • Сословно-корпоративная социальная система. Это означает, что общественность четко разделена на несколько сословий, которые никак не перекликаются в процессе своей деятельности. Такая система зародилась много тысячелетий назад.
  • Для традиционного общества характерна ценность человеческой личности, так как человек является продолжением Бога. По этой причине духовная жизнь ставится выше, нежели материальные блага. Также человек чувствует тесную взаимосвязь с землей, на которой родился, и своим сословием.
  • Устоявшиеся традиции, которые четко регламентируют поведение человека с рождения, семейные отношения и ценности. Правитель при этом имеет неоспоримую власть.
  • Низкая продолжительность жизни, которая связана с высокой рождаемостью и не менее высокой смертностью.
  • Два признака, характерных для традиционного общества, - почитание собственной культуры и древних обычаев.
  • На сегодняшний день исследователи сошлись во мнении, что традиционное общество лишено выбора в плане духовного и культурного развития. Это значительно тормозит его прогресс.

    Черты

    Какие черты характерны для традиционного типа общества? Перечислим их по порядку:

  • Патриархальный уклад жизни, в котором мужчина играет главную роль, а женщина является второстепенным членом общества.
  • Чувство коллективизма и принадлежность к конкретной общине.
  • Так как традиционное общество построено на сельском хозяйстве и примитивных ремеслах, то для него характерна полная зависимость от сил природы.
  • Стремление человека зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей.
  • Целью такого типа государства является не развитие, а поддержание человеческой популяции. Именно поэтому страны с такими жизненными устоями не имеют стремления к производству товаров.
  • Традиционный тип является самым ранним, так как возник вместе с общественностью. На первый взгляд может показаться, что в нем не происходит никакого развития. Однако это не так. Просто такой тип общности развивается несколько в другом ключе, нежели остальные разновидности.

    Развитие

    В экономическом плане для традиционного общества характерно развитие, основанное на сельском хозяйстве. При этом материальные блага распределяются в зависимости от социального положения человека.

    Для общества традиционного типа характерна ценность редистрибутивных отношений, когда права и обязанности распределяются в зависимости от общественного положения человека. При этом у человека нет шансов улучшить свое социальное положение, так как оно передается по наследству, как и выбор деятельности. Например, сын кузнеца тоже будет кузнецом. Кроме того, категорически запрещены браки между людьми из разных социальных слоев социума.

    Для традиционного общества характерно разделение на общины. Например, это могут быть купеческая гильдия, рыцарский орден или воровские корпорации. Человек вне общины считается изгоем, поэтому изгнание из нее всегда было одним из самых страшных наказаний. Человек рождается, живёт и умирает на одной и той же земле.

    Культура

    Для традиционного общества характерна культура, полностью построенная на соблюдении наследий, которые закладывались на протяжении многих десятилетий. Традиции - это нематериальная часть культуры социума, которая передается из поколения в поколение. Задачей традиционной общности является сохранение и почитание собственной культуры.

    Очень большую роль в таком типе социума играет религия. Человек является служителем Богу или богам и поэтому обязан выполнять некие религиозные ритуалы.
    Традиционная культура имеет тенденцию развиваться на протяжении многих столетий, как, например, китайская или индийская.

    Ценности традиционного общества

    В данном типе государства труд рассматривается как повинность. Среди наименее престижных и тяжелых можно выделить земледелие, торговлю и ремесленничество. Наиболее уважаемыми считаются духовенство и военное дело.

    Какие из ценностей характерны для традиционного общества?

  • Распределение материальных благ не зависит от того, трудится человек на благо государства или города. Оно зависит от положения человека. Например, гражданин из более высшего сословия имеет на порядок больше привилегий.
  • Стремление получить материальные блага, которые не положены данному сословию, вызывает непонимание у общественности.
  • Механизмы традиционной общественности направлены на поддержание стабильности, а не на развитие.
  • Управление государством принадлежит богатым людям, которым не нужно заботиться о пропитании семьи, а значит, у них есть свободное время. Тогда как людей из низших сословий постоянно занимал вопрос о том, как удовлетворить базовые потребности.
  • Основой традиционного социума является средний класс - люди, которые имеют частную собственность, но не стремятся к чрезмерному обогащению.

    Разделение общества на классы

    Разделение по классовой принадлежности является основой традиционного общества. Сословие - это группа людей, которая имеет определенные права, обязанности. Принадлежность к определенному классу передается из поколения в поколение. Среди сословий традиционного средневекового общества можно выделить следующие:

  • Знатные люди, духовенство, воины - высший класс людей. Им не нужно трудиться на земле для удовлетворения потребностей. Они имеют имущество по праву рождения, а также прислугу.
  • Независимые предприниматели - купцы, мельники, ремесленники, кузнецы. Им необходимо трудиться для поддержания своих материальных благ, однако они не находятся у кого-то в услужении.
  • Крепостные крестьяне полностью подчинены господину, который регулирует их жизнь. В обязанности крестьянина всегда входило возделывание земель, поддержание порядка в поместьях, выполнение поручений господина. Хозяин имел возможность наказывать крестьянина за провинности и следить за всеми аспектами его жизни, вплоть до личных и семейных отношений.
  • Такие устои традиционного общества не менялись столетиями.

    Жизнь в традиционном обществе

    Как уже было отмечено, каждый слой традиционного общества имел свои права и обязанности. Таким образом, высшие сословия имели доступ к любым благам цивилизации, которые предоставляло общество. Они имели возможность демонстрировать свое богатство благодаря наличию роскошного жилья и одежды. Кроме того, знать нередко подносила подарки духовенству, военным, жертвовала средства на нужды города.

    Средний класс имел стабильный заработок, которого хватало для комфортной жизни. Однако кичиться богатством никто не имел права и возможности. Низшие слои общества вынуждены были довольствоваться лишь малыми благами, которых с трудом хватало для удовлетворения базовых потребностей. При этом часто их права регламентировались высшими сословиями. Например, мог существовать запрет на пользование какими-либо предметами быта для бедных или употребление определенного продукта. Таким образом подчеркивалась социальная пропасть между слоями общества.

    Традиционные общества Востока

    Некоторые признаки традиционного типа общества сохранились в восточных странах до сегодняшнего дня. Несмотря на индустриализацию и развитие экономики стран, они сберегли следующие черты:

    • религиозность - большинство государств Востока являются мусульманскими, а это значит, что религия играет очень большую роль как в жизни общества, так и в жизни отдельной личности;
    • почитание старых традиций сильно в державах не только Востока, но и в азиатских (Китай, Япония);

    В современном мире практически не осталось традиционных обществ в классическом понимании. Государства эволюционируют и развиваются в экономическом, духовном, политическом направлениях, тем самым постепенно вытесняя ценности, присущие традиционному обществу.

    Человек в традиционной общине

    Для общества традиционного типа характерно восприятие человека как части общественности, в которой каждому уготована определенная роль, преобладают личные связи, так как внутри общества можно наблюдать семейные, соседские, клановые отношения. Особенно явно это заметно на примере знатных слоев общества, где все всех знали лично.

    При этом каждый имеет социальную роль, которой он придерживается на протяжении жизни. Например, помещик - покровитель, воин - защитник, крестьянин - земледелец.

    В традиционном обществе невозможно получить богатства путем честной работы. Здесь это передается по наследству вместе с положением в обществе и частной собственностью. Предполагается, что власть дает богатство, а не наоборот.

    Краткая характеристика

    Для традиционного общества характерны следующие черты:

  • Зависимости частной и социальной жизни от религиозных представлений общества.
  • Цикличность развития.
  • Отсутствие личностного начала, преимущественно коллективистский характер общества.
  • Неоспоримое признание любой власти, патриархат.
  • Преобладание традиций, а не нововведений.
  • Особенное внимание в традиционном обществе уделяется семье, так как она нацелена на продолжение рода. Именно по этой причине семьи традиционного общества имеют много детей. Кроме того, обществу присуща консервативность, которая значительно замедляет его развитие.

    Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

    В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).

    Что это такое?

    Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.

    Функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.

    Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.

    Характеристики традиционного общества

    Для традиционного общества характерны следующие особенности:

    1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
    2. Большая энергоемкость.
    3. Непринятие нововведений.
    4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
    5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
    6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

    Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.

    Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.

    Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.

    Политическое устройство

    Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.

    Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.

    Социальные отношения

    В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

    1. Патриархальное устройство.
    2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
    3. Низкий уровень
    4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.

    5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.
    6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.

    Духовная сфера

    В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.

    Отношения с природой и окружающим миром

    Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.

    По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.

    Традиционное и индустриальное общество: различия

    Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие прежде всего в Англии и Франции.

    Следует выделить некоторые его отличительные черты.
    1. Создание большого машинного производства.
    2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
    3. Еще одна важная отличительная черта - урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
    4. Разделение труда и его специализация.

    Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.

    Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.

    Примеры традиционного общества: Китай

    Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.

    Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.

    Япония

    Развитие Японии в средние века и в также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое - это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие - крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье - ремесленники и четвертое - купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию каждого из сословий.


    В отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.

    Индия

    Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель - падишах - являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.