В чем сила русских традиций. Русская жизненная сила. Опыт и традиции славянского делоуправления. О русской душе

«Стоит только русскому Императору отпустить себе бороду, и он непобедим», – сказал гениально Наполеон, проникая мыслию из своего лонгвудского уединения в тайны исторической жизни народов, – еще темные, еще не раскрывшиеся в то время сознанию просвещенного мира. Едва ли нужно объяснять, что под символом «бороды» разумеется здесь образ и подобие русского народа, в значении его духовной и нравственной исторической личности. Другими словами: пусть только русское государство проникнется вполне духом русской народности и оно получит силу жизни неодолимую и ту крепость внутреннюю, которой не сломить извне никакому натиску ополчившегося Запада.

Полезно припомнить это слово Наполеона I ввиду загадочных действий Наполеона III, как будто готовящих нам войну и ополчающих на нас снова весь Запад. Неужели племянник забыл слово дяди, – он, не оставивший праздным, обновивший в своем сознании всякое изречение, всякую мысль этого, по выражению русского поэта, «огромного человека, расточителя славы»? Чем объясним мы теперь такую азартную игру французской дипломатии в вопросе о Польше? За кого принимает император французов Россию, что не боится своим вмешательством, своими предложениями вызвать в ней именно ту силу, которую разумел первый император, обсуживая, после 1815 года, исторические судьбы России? Думает ли Наполеон III, что Россия уступит? Но чем же заслужили мы такое презрительное мнение о нас и разве мы не те, что были в 1812 году и в тот период времени, когда Наполеон I томился на острове Св. Елены, под стражею океана?

Нельзя и думать, чтоб Людовик‑Наполеон забыл изречение родоначальника Наполеонидов, – и остается предположить, что он в словах дяди о России видит только одно указание: чем бы должна была быть Россия, но чего однако в действительности, по мнению Наполеона III, она вовсе не представляет. Он ошибается; он не видит, что возможность приблизиться к источнику силы всегда при нас и с нами; он не подозревает, что мы несравненно ближе теперь к этому источнику, чем были 50 и 45 лет тому назад, что этот засоренный всяким мусором, свезенным с заднего двора Европы, источник начинает наконец нами расчищаться. То, чту составляет наше действительное могущество, то остается до сих пор невидимым и неведомым Западу; то, напротив, что он видит и ведает, что способен понимать и ценить, что только и может назваться могуществом с его точки зрения, то, без всякого сомнения, представляется ему слабее его собственного могущества. Только этою ложною оценкой нашей настоящей, кровной силы и можно объяснить ту слепую самоуверенность западных держав, с которою они предприняли свой дипломатический поход на Россию.

Частные сведения, полученные нами из Парижа и помещаемые нами ниже, в этом же номере, подтверждают такое предположение: как лет 10 тому назад существовало в Европе преувеличенное понятие о нашем внешнем могуществе, так и теперь господствует там не только преувеличенное, но совершенно ошибочное понятие о нашем будто бы государственном бессилии: доказательством может служить также французская статья о нашем войске («impuis‑sance militaire»), вызвавшая ответ русского инвалида. Впрочем, ошибка Европы не в этом: ее выводы, пожалуй, и верны и согласны с ее логической посылкой на внешние признаки могущества и силы; ошибка в том, что эти условные признаки нисколько не выражают истинной меры нашего могущества. Постараемся стать на точку зрения Европы – Людовика‑Наполеона, например, и посмотреть на Россию его глазами: как и чем представляется ему Россия?

Ему, как и всей Европе, Россия известна только своею европейски принаряженною стороною, только в европейском костюме, надетом на нее Петром I; костюм, или мундир был щеголеват, пояс перетягивал ее стан в рюмочку, и она в глазах европейцев представлялась статным и красивым молодцом; но мы все хорошо понимали и чувствовали, что этот мундир был тесен и узок, члены отекали кровью, движения были несвободны и вялы. Этот мундир наконец стал лопаться по швам, а наконец позволено было и правительством расстегнуть его на все пуговицы: мы вздохнули легче и вольнее, мы возвратили себе свободу движений и гибкость членов, – но очень может быть, что этот расстегнутый и лопнувший кое‑где мундир представляется и не совсем красивым для европейского глаза, кажется ему признаком какой‑то распущенности и дряблости. Чтоб не вводить его в смущение и соблазн, следовало бы и совсем отказаться от мундира и надеть свое русское платье. Это сравнение с мундиром довольно наглядно поясняет нашу мысль. Европа знает Россию только со стороны государственной и воображает, что она создана Петром, существует единственно как мысль и дело Петра.

Петербург называют окошком, прорубленным из России в Европу; действительно, только в это окошко и сквозь это окошко и глядит Европа на Россию, а потому и судит о России только по Петербургу. Она убеждена, что могучая Империя, которой она так долго и неутомимо боялась, жила только благодаря своему могучему бюрократическому механизму и своим внешним материальным средствам. В благонадежность этих внешних средств она в первый раз перестала верить со времени Восточной войны и, замечая теперь некоторое расстройство в бюрократическом механизме, льстит себя приятной надеждой, что все силы Империи, крепость и связь частей ее, окончательно подорваны: она не может понять, что это расстройство для нас спасительно, совершается вполне сознательно и свидетельствует о стремлении не только России, но и правительства заменить механизм прежней немецкой администрации естественною свободою органических, до сих пор стесненных отправлений.

Европа видела только могучую централизацию, какое‑то наружное, отвлеченное, государственное единство, и не подозревала присутствия повсеместной, не государственной, а бытовой жизни, которою Россия есть, живет и движется, она не понимала, как глубоко вкоренено в русском народе сознание единства и целости русской земли, какая исполинская сила лежит в этой возможности ощущать и чувствовать себя пятидесятимиллионным братством!..

От взора Европы укрывалось до сих пор, что только подкладка, так сказать, внутренней органической силы давала движение и силу петровскому государственному механизму, что только Русью жила и держалась Российская Империя, несмотря на все преграды, положенные органическому развитию Руси безусловным господством западной цивилизации, отступничеством русского общества от русской народности и вообще немецкими мастерами и подмастерьями государственных дел. От взаимного отношения народной Руси и официальной России зависит мера истинной, а не мнимой силы русского государства. Когда мы были сильны в смысле западном, – мы были слабы в нашем народном, русском смысле, и эта слабость не замедлила обнаружиться в Восточную войну. Мы возвращаемся теперь к источнику силы и являемся слабыми в глазах европейцев! Это понятно. Нам остается им показать – какова наша настоящая, не мишурная сила.

Но, может быть, возразят нам, Запад и не сомневается в истине изречения Наполеона I, но он убежден, что Петровская реформа уже навеки оторвала нас от источника жизни и крепости, что иссяк этот источник, что подсох корень могучего дерева. Может быть, и действительно Запад рассчитывает так: «что мы, русские, уже неспособны к возрождению в смысле народном, что в России существует только одна официальная, так сказать, казенная Россия и народная Русь давно заглохла, а с официальной Россией ему не трудно будет справиться; что Россия 1812 года, внушившая Наполеону слова, приведенные выше, была цельнее России 1863 г., представляющей заметное разложение своих общественных элементов, которого не было прежде». И в самом деле количество штыков у нас теперь меньше, чем было десять лет тому назад, курс на наши деньги стоит ниже, бумажных денег больше, а положение дел в Варшаве должно представляться человечку, совершившему переворот 2 декабря, явлением или непонятным, или же понятным только как симптом, как признак вполне благоприятный для всякого постороннего вмешательства во внутренние дела России; как залог, наконец, нашей непременной уступки всякому строгому и соединенному требованию Западной Европы. При таких внешних признаках нашего могущества, почему же и не предъявить таких требований? Россия на войну не пойдет, рассуждают европейцы, а если и пойдет, так 1812 год теперь не возобновится: «она слишком объевропеилась, чтоб проявить суровую, „варварскую“ энергию той эпохи, ее правительство никогда не решится опереться на народные массы, ее государственные принципы слишком резко противоречат началам русской народности, ее государственные люди никогда не отважатся и неспособны даже прибегнуть к мере, указываемой Наполеоном I, – и это противоречие, разлад и недоразумение между народом и государством помогут одержать нам легкую над Россией победу».

Так рассуждают иностранцы, таково общественное мнение об нас всей Европы, таково, вероятно, мнение и Людовика‑Наполеона и министров британской королевы!

Но они ошибаются! Мы верим, что только разочарование принесет им война, если она состоится, а едва ли она может не состояться при таком взгляде на нас Европы; да и нам, кажется, не остается другого средства, чтобы разбить ее ложные надежды, сокрушить ее корыстные расчеты, добиться вновь подобающего нам почета, и отвадить ее от охоты вмешиваться в наши внутренние дела. Мы должны явить миру, что Русь жива и существует, что внешние признаки слабости и разложения суть признаки нашего внутреннего перерождения; что, наконец, то, что в 12‑м году являлось только эпизодически плодом сверхъестественного напряжения народного духа, пробивавшегося сквозь толстую кору казенности и тупости русского общественного сознания, то, надеемся мы, скоро станет нормальным ходом русской народной и государственной жизни.

Нам предстоит доказать, что наши общественные недуги только накожные наросты, или вернее сыпь, освобождающая организм от внутренней болезни и свидетельствующая о выздоровлении: пусть только не вгоняют ее внутрь насильственными репрессивными мерами, и пособят ей высыпаться свободно… Европа должна будет убедиться, что имеет дело не с государством только, но со всем русским народом и что польский вопрос есть именно вопрос не правительственный, а всей русской земли, что, наконец, не латинским и немецким стихиям разрешить этот вопрос и умирить Польшу: этот вопрос может быть разрешен и Польша умирена только свободным воздействием на поляков и на нас самих духовных и органических сил русского народа, без всякого постороннего вмешательства, нашею собственною властью и соизволением!

Европа не может понять, но ей придется понять, что Петровская реформа, задержавшая на время внутреннюю жизнь народного организма, оказала ту историческую заслугу России, что вызвала к деятельности народное самосознание, просветила мыслью наши бытовые и непосредственные силы, заставила понять и уразуметь духовную сущность наших народных начал, оценить, наконец, по достоинству пригодность и пользу того могущества, порядка и благоустройства, на которые потрачено было столько сил и которыми думали у нас во время оно гордиться! Мы прозрели. Вне народа и народности не спасут нас никакие системы самой лучшей немецкой отделки, никакие штуцера бельгийской работы и пушки английского изобретения, никакие советы, примеры и приемы действий французского императора – никакие дипломатические союзы: мы сами должны быть с собою в союзе, а этот союз для нас возможен только тогда, когда мы вполне отречемся от русских преданий Петербургского периода нашей истории. В этом единственно залог нашей победы и успеха.

Мы, может быть, накануне войны; вспомним же и мы, сами для себя, изречение Наполеона: «стоит русскому Государю отпустить себе бороду, и он непобедим…».

Из тех, кто был крещен в Днепре и выстоял под Сталинградом,
Кто на седьмое ноября в окопы уходил с парада,
Кто приносил присягу красным стягам,
Что позже гордо бились на Рейхстагом…
Из тех, кто наступал по льду Чудского,
Кто был в ряду дружин Донского До и после поля Куликова,
Кто кровью отвечал за данное Отчизне слово.

Поехали…
Волен покаяться перед тобой, Россия…
Я обессилен, как вечный узник стен Бастилии,
А ты красивая, щедрая, справедливая,
И не найти мне места в этом мире любимее.
И ты люби ее, как брат любит своего брата
Здесь из дворовых пацанов вырастают солдаты
Первые космонавты бороздят Кассиопеи
Любовь в стихах Пушкина и в стихах Есенина
Революция Ленина, реформы Берия.
Не стерты концлагеря Рейхстага- временем.
От Юга и до Севера наши народы рассеяны,
Один Бог – одна судьба, но не ждем из вне спасения.
В таблицах Менделеева, учениях Ломоносова
Мы все изжили просто, когда-то в 90-х.
В старых хрущевках, лозунгах листовок
В войне, что когда-то означала холод…

Эй, Россия! Начну с главного:
Где твоя вера? Вера православная!
Где твоя манера, статная, плавная?
Ты забыла что ли, что ты штатам равная?
Ничем не хуже, Господь твой суженый,
Тебя хранит Апостолов дюжина.
Северную сторону и сторону южную.
И не растерзать воронам тебя дружную.
Будь во всеоружии
Я есть, пока тебе нужен
От покаяния слезы, Боже, я разбужен.
Тот сон, холодная стужа – все мне чуждо!
Звериные законы и неправильные нужды
Я ищу спасение в учении одного пророка
Пришел с любовью– ответили ему жестоко
Чему быть, того не миновать
Россия, Матушка, пойдем его искать.



Между Востоком и Западом на распутье
Орел хранит границы, прикрывает грудью
Вся сила в русских людях, идеях, судьбах;
Если родился гражданином, будь им!

Мама!
Моя родина в поросших зеленью храмах,
В просторах родных,
В истинах простых и чистых,
В стихах лучистых,
В облупленных временем ДК,
В поколении Ленина и Маршака,
В наградах деда,
В любви к тебе преданной,
Во дворе со сломанной лавкой,
В пустых и полных прилавках,
В мешках, на день черный,
В шутках Задорнова,
В крестах нательных,
В родном рубле и чужой зелени,
В нефти и перестройке,
В народе стойком,
В пародии на фастфуд в Мавродии
И в людях, что любят труд,
В наивности детской,
В запахе нашатыря резком,
В 90-х кровавых,
В сильных нравах,
В вере завтра искренней,
В счастье, что бывало очень близко,
В кукурузе Хрущева,
В Дегтяреве из Каурова,
В светлых лицах молодежи,
В каменной коже прохожих,
В жизни консервной,
Где все по ГОСТу,
В жизни, где все не так просто,
В женщинах самых красивых,
В урожаи и в нивах,
В перспективах наших,
В тройных стажах,
В детях и матерях-одиночках,
В глазах бездомной дочки,
В плохих привычках,
В пустых электричках,
В родном автопроме,
В горелом белом доме,
В пункте приема цветного лома,
В лицах знакомых,
В стране красивой, но страшной,
В военных маршах,
В малышах, что стали старше,
В жизни интересной до жути,
В Путине и в Распутине,
В праздниках досыта,
В православных постах,
В старых погостах,
В реформах Гайдара,
В молодых и старых,
В нас с вами, в лицах,
В книгах Солженицына,
В умах и науке,
В сердца стуке,
В иконах, что мироточат,
В дорогах, что не лучше обочин,
В школах и учителях-энтузиастах,
Во врачах и оружейниках первоклассных,
В глазах пусть не веселых, но честных,
В снах частых, страшных о прошлом помпезном,
В зарплате, в задержках,
В братской поддержке,
В мозолях крестьян,
В застольях пьяных,
В партийных билетах,
В гениях и поэтах,
В лучши Of those who were baptized in the river and stood at Stalingrad
Who on November 7 in the trenches left with a parade
Who takes the oath red flag ,
That later proudly fought for the Reichstag ...
Of those advancing ice Chud ,
Who was among the squads Don Before and after field Kulikova
Who was responsible for the blood of this word Fatherland .

Let"s go ...
Free to confess to you, Russian ...
I am exhausted , as an eternal prisoner walls of the Bastille ,
And you are beautiful , generous , fair ,
And do not get me a place in this world favorite.
And you love her, like a brother loves his brother
Here, from the street boys grow soldiers
First astronauts roam Cassiopeia
Love in Pushkin"s poems and verses Esenina
Lenin revolution , reform Beria .
Not erased camp Reichstag - time.
From North to South, and our people are scattered,
One God - one destiny , but do not expect salvation from outside .
In the periodic table, exercise Lomonosov
We all just got rid of , sometime in the 90s.
In the old Khrushchev , slogans flyers
In the war that once meant a cold ...

Hey, Russia ! I"ll start with the main:
Where is your faith? Orthodox faith !
Where is your style , stately , smooth ?
You forgot something, you"re equal to the states ?
No worse than thy Lord betrothed ,
Thee Apostles dozen stores .
The north and south side .
And do not you tear crows amicable .
Be fully prepared
I have until you need
Tears of repentance , God, I awakened .
That dream , cold frost - all alien to me !
Animal laws and wrong needs
I"m looking for salvation in the teachings of one of the Prophet
Came with love , told him brutally
What will be , there is no escaping
Russian , Mother , let"s go look for him.




If born citizen , be it!

Between East and West at the Crossroads
Eagle keeps borders , covers breast
All power in the Russian people, ideas , destinies ;
If born citizen , be it!

Mom !
My homeland in overgrown greenery temples
In the vastness of relatives,
In truth is simple and clean ,
In verses radiant ,
In peeling time DK ,
In the generation of Lenin and Marshak ,
In the rewards of his grandfather,
In love devoted to you ,
In the yard with a broken bench ,
In empty and full shelves ,
In bags , on the day of black,
In jokes Zadornov
In Neck Crosses ,
In ruble native and alien green ,
In oil and restructuring ,
In people, persistent ,
In a parody of fast food in Mavrodiev
And people like that work,
In naive child ,
In sharp smell of ammonia ,
In the 90 bloody ,
In strong morals ,
In tomorrow faith sincere ,
In happiness , which is very close
In corn, Khrushchev
In Degtjarevo of Kaurova ,
The bright faces of youth,
In stone skin passers
In life, canning ,
Where are all on STATE ,
In a life where everything is not so simple ,
In women, the most beautiful ,
In crops and cornfields ,
In our outlook ,
In triple -time ,
In children and single mothers ,
In the eyes of the homeless daughters ,
In bad habits
In the empty trains ,
In his native automobile industry ,
In Gorelykh white house
Paragraph receiving non-ferrous scrap ,
The faces of friends,
The country is beautiful but scary
In military marches
In kids that are older ,
In life interesting eerily ,
In Putin and Rasputin
In the holidays fill,
In Orthodox positions ,
In the old churchyard ,
In Gaidar reforms ,
In young and old,
In you and me, in the people ,
The books Solzhenitsyn
In the minds and science,
In the heart hammering ,
In icons that streaming myrrh ,
In a way, that no better shoulders ,
In schools, teachers and enthusiasts
In first-class doctors and gunsmiths ,
In the eyes though not funny , but honest ,
In frequent dreams , scary pompous about the past ,
In salary in delays ,
In the fraternal support
In callouses peasants
In drunken feasts ,
In Party tickets
In geniuses and poets ,
In the best

Уникальность русских людей признаем не только мы сами, носители своей нации, но и иностранцы, многим из которых трудно понять загадку русской души. Самобытность русских признают по всему миру, так давайте же попытаемся выяснить, в чем сила русских, чем русский народ отличается от других и привлекает к себе внимание.
Сила русского народа

Каждый народ обладает своими типичными национальными чертами, они есть и у русских. Именно в этом и заключается сила русских людей. Давайте поговорим о том, какие же это качества.

Первое качество — это трудолюбие и талант. Многие русские люди — личности одаренные, у нас много талантов, некоторых из них переманивают на Запад. У нас богатое культурное наследие и много выдающихся ученых в различных областях. Русский человек — это хороший работник, особенно если ему нравится его работа и если нужно заботиться о своей семье. Русский человек может привыкнуть к любым условиям работы, неприхотлив и готов трудиться.

Второе качество — свободолюбие. Вспомните, сколько раз нашу страну пытались захватить разные враги! Ни одному не удалось сделать этого, Россия крепко стоит на своих ногах, никому не позволяя отобрать свое право на свободу. И во многом это заслуга наших людей, ведь русский народ патриотичен и даже в тяжелые времена готов защищать свою Родину. Ярчайший тому пример — это участие в мировых войнах, и не только в них. С этим качеством непосредственно связаны сила воли, смелость, упорство и мужество русских людей, и с этим действительно трудно поспорить!

Следующее качество — терпение , а вместе с ним и умение адаптироваться, что позволяет русским выживать. Русский народ действительно очень терпелив, он готов стоически переносить трудности жизни, стараясь не падать духом и даже в самые тяжелые времена находить повод для радости и улыбки. Не секрет, что в России жить трудно, много людей находятся за чертой бедности, экономика и социальная сфера — не на лучшем уровне, климат суровый. Жить в таких условиях трудно, но русский народ благодаря своему терпению и стойкости не сдается и борется за свое место под солнцем.

Доброта, гостеприимство, широта души — эти качества хорошо известны многим иностранцам, приезжающим в нашу страну погостить. Кто как не русская бабушка вкусно накормит путника и оставит на ночлег совершенно бескорыстно? А если «сломался» на трассе, обязательно кто-нибудь из русских водителей остановится и попытается помочь. Примеров таких можно найти много, русские действительно добрые и общительные люди, если найти к ним подход и относиться благожелательно. Многие считают, что русские угрюмы, ведь по улицам мы ходим именно такие. Но сами посудите, кому захочется сильно улыбаться после долгой учебы или работы вечером на улице, когда темно, холодно и устал? Но стоит разговориться с русским человеком, и вы поймете, что он вполне добродушен и даже готов помочь, если его помощь требуется. Конечно, не все такие, но все же в большинстве у нас именно добрые люди.

И наконец, еще одно качество русских — это религиозность. Православие крепкими корнями проросло в русской национальности, духовная нравственность и чистота, стремление к лучшему у русского человека исходят от Бога. Мы сейчас говорим о тех людях, которые живут по законам Божьим, которые смиренны, кротки, доброжелательны и мягкосердечны.

Сила русского слова

Говоря о силе русских людей, нельзя не сказать о силе русского слова. Русский язык многогранный и богатый, он веками складывался и обогащался, и это происходит до сих пор. Сила русского слова заключается в том, что с помощью него можно зажечь в сердцах людей надежду и любовь, желание стремиться к лучшему, объединить народ. В русском языке есть множество таких слов и выражений, которые в разных ситуациях могут сильно повлиять на человека. Пример силы русского слова - это речи командующих, которые те произносили своим воинам перед важными битвами. Сила русского слова заряжала солдат, они шли на войну и побеждали.

Сила русского оружия

Главная сила оружия в России — это сами люди, потому что за свою Родину они готовы бороться с врагами и голыми руками, никому не отдавая ее. Если же говорить об оружии, как средстве борьбы, то и тут Россия не проигрывает. На сегодняшний день наша страна богата различными видами оружий, и это неудивительно, ведь богатый военный опыт и постоянный контроль за неприкосновенностью границ прямо влияет на это. Кроме того, развитие оружейного производства в России не стоит на месте, постоянно предлагаются и развиваются разные технологии, создаются и накапливаются новые разнообразные оружия. Вспомните хотя бы «Катюши» Великой Отечественной! Немцы были в ужасе от поражающего эффекта этого оружия, названного милым женским именем.
Русская нечистая сила

Русская нечисть — еще один пример русской самобытности. Те, кому бабушки рассказывали в детстве сказки и предания, связанные с русской нечистью, хорошо знают, о чем идет речь. На русской нечисти построен фольклор нашего народа, а это очень богатая и ценная часть русской культуры. Многие слышали о зеленоволосых и сладкоголосых русалках, обитающих в реках и морях, о лешем, охраняющем лес, о водяном, следящем за водоемами, о банщике, кикиморах... а о домовом и говорить не приходится, многие верят в него и в наше время!

Сила русского духа проявляется в различных гранях и в разных областях, мы же поговорили лишь о нескольких. Но даже исследуя этот небольшой материал, можно познать силу и самобытность русского народа.

Джордж Фридман узнал, в чем сила русских

"Могущество русских в том, что они могут выдержать то, что бы сломало другие народы", — написал по возвращении из Москвы Джордж Фридман, известный аналитик и руководитель частного разведывательного центра Stratfor. Выводы автора лишены антироссийской пропаганды, прозвучавшей в Москве, ведь на родине ему надо было поддерживать марку "теневого ЦРУ".
Любая разведдеятельность основывается на прогнозировании: независимо от того, нужны ли вам данные для того, чтобы узнать, что скажет президент США на следующей неделе, или для того, чтобы узнать будущее своей страны. Суть разведки — получение знаний о том, что случится в будущем, сказал Фридман на лекции в МГИМО 9 декабря. Так каков прогноз Фридмана в отношении будущего России?
Об этом Джордж Фридман пишет в статье под называнием "Взгляд на Россию изнутри". Заметив по дороге из аэропорта "Домодедово" "бесконечное обновление" Москвы, Фридман поражен: а где же действия западных санкций? Фридман замечает, что хозяин квартиры, где он остановился, "гораздо более знаком с нюансами американской жизни, чем я с русскими".
В Москве Джордж Фридман общался со студентами МГИМО — "экспертами по большинству регионов мира", а также с теми, кого "я принял за обычных граждан". Подчеркнем, что аудитория общения — российская молодежь, которая, казалось бы, должна быть пропитана симпатиями к "западным ценностям".

Фридман пишет после вступления, что вопреки его ожиданиям экономические проблемы не очень беспокоили собеседников. "Падение рубля, цен на нефть, общее снижение экономического роста, а также эффект западных санкций — все это, как кажется Западу, разрушает экономику России. Тем не менее мы говорили вовсе не об этом", — удивляется Фридман.
Фридман объясняет американцам, что это потому, что для России "экономическая разруха" — нормальное периодическое явление, а "процветание" — исключительное. Русские всегда рассматривают вариант "возвращения к бедности", и сегодня российское правительство предупреждает о грядущих трудностях. Говорит, что 10 лет процветания закончились. И эксперт замечает, что "это не блеф".
Но с кем бы Фридман ни говорил, когда речь заходила о санкциях, то всегда главным посылом было то, что Западу санкциями не удастся заставить Россию изменить свою политику по отношению к Украине. "Сила русских в том, что они могут выдержать то, что бы сломало другие народы", — замечает эксперт.
Когда внешняя угроза реальна, русские поддержат любое правительство — "независимо от его компетенции". Русские настроены и с решительным ответом, что, "как я предполагаю, будет означать захват активов западных компаний в России и сокращение сельскохозяйственного импорта из Европы. Но никто не говорил о прекращении поставок газа в Европу", в третий раз удивляется Фридман. Заметим, что газовая дубинка — это одна из главных русских страшилок на Западе.

Один из самых важных уроков для автора — это то, что русские имеют гораздо более высокий болевой порог к экономическому давлению, чем любая страна на Западе, или даже вовсе его не имеют. Если это так, то США и ЕС заблуждаются по поводу эффектов санкций, делает вывод эксперт.
Второй вывод состоит в том, что в России очень сильно чувство патриотизма. Для русских события на Украине были историческим поворотным моментом. Существует и "обида" на администрацию Обамы, которая, согласно сложившемуся в России мнению, ведет пропагандистскую кампанию, пытаясь выставить Россию агрессором.


Фридман объясняет западному читателю российские аргументы для действий в Крыму и на Украине. Крым для русских — историческая часть России, и армия там находилась по соответствующему договору. Поэтому не было никакого вторжения, а лишь утверждение реального положения вещей. Что же касается востока Украины, то она заселена этническими русскими, и им должна быть предоставлена автономия в украиноязычном государстве.
"Один ученый указал мне на канадскую модель и Квебек, чтобы показать, что Запад обычно не имеет никаких проблем с этнической региональной автономией, но почему-то шоке, когда этого хотят русские", — пишет Фридман. Он признает убедительность аргументации о русской автономии на Украине.

Далее Джордж Фридман утверждает, что прецедент Косово является чрезвычайно важным для россиян. "Русские утверждают, что там границы были перерисованы, хотя никакой опасности для Косово не было. Россия не хотела, чтобы это произошло, но Запад сделал это силой. По мнению России, перерисовав карту Сербии, Запад не имеет права возражать против перекройки карты Украины" .
Фридман признается, что излагал аудитории и в частных беседах американскую точку зрения на события на Украине. Она выражается в том, что Соединенные Штаты должны препятствовать росту любого гегемона в мире. Присутствует страх перед возрождающейся Россией и живы воспоминания о холодной войне с СССР.
Если России удастся восстановить свою власть на Украине, то что будет дальше? Однако эта аргументация "высокопоставленному чиновнику из министерства иностранных дел Российской Федерации" показалась надуманной. "Он сказал мне, что не имеет ни малейшего представления, о чем я говорю. Для русских их действия на Украине были обороной, а не наступлением", — пишет Фридман.
Что будет дальше, вопрошает эксперт? Будет ли украинский кризис распространяться на страны Балтии, Молдову или Кавказ? Официальный представитель МИД России подчеркнул, что не будет. "Я думаю, что он был искренен. Русские не могут действовать широко. Они должны справиться с существующими санкциями и экономическими проблемами. Запад имеет ресурсы, чтобы справиться с несколькими кризисами. Россия — только с кризисом на Украине", - заключает эксперт.

Для Фридмана очевидно, что "нет ничего более опасного, чем ранить медведя". "Лучше убить его, но убить Россию никогда не было легким делом". Фридман убедился, что Россия не планирует агрессию, но его беспокоит, что в этом не уверены на Западе.
Такая ситуация может привести к непредсказуемым действиям, чреватыми самыми страшными последствиями. Западу надо понять озабоченность России. История России — это история войн, которые Россия выигрывала, благодаря буферным государствам. Для России очень важно иметь Украину как стратегический буфер против вероятных нашествий, какими были в свое время нападения Наполеона и Гитлера, и Россия хочет иметь гарантии, которые оставляют Украину, по крайней мере, нейтральным государством. Русским же, в свою очередь, нужно понять, что у США их "восходящая страна" вызывает страх повторения полуторавековой истории холодной войны, чреватой завоеванием Европы.
"У США и Европы есть проблемы с пониманием опасений России. У России тоже есть проблемы с пониманием, особенно американских страхов. Опасения являются реальными и законными. Это не вопрос недопонимания между странами, но несовместимых императивов". И все же надо взаимно пытаться их понять, если невозможно успокоить, заключает Джордж Фридман.

Справка: Джордж Фридман родился в 1949 в Будапештe в еврейской семье, пережившей Холокост. В 1949 семья Фридманов перебралась в Австрию, а спустя несколько лет — в США. Там Фридман получил степень по политологии в Нью-Йоркском городском колледже и по государственному управлению в Корнелльском университете. С 1974 года, 20 лет, преподавал политологию в частном колледже в Пенсильвании. В это же время регулярно консультировал старший командный состав вооруженных сил армии США в техническом центре при штабе Объединенных вооруженных сил НАТО, Армейском военном колледже США, Университете Национальной обороны и Корпорации RAND по вопросам безопасности и национальной обороны.
Изучал теорию марксизма, международную конфликтологию, фокусируясь на военных аспектах отношений между СССР и США, США и Японии. Автор или соавтор популярных книг: "Грядущая война с Японией", "Будущие войны", "Следующие 100 лет", "Передовая линия разведки" и "Секретная война Америки".
В 1996 Джордж Фридман основал компанию STRATFOR, частную разведывательно-аналитическую компанию с офисом в городе Остин (Техас). Компания привлекается ЦРУ для разработки планов "цветных революций" и политического прогнозирования.

В чем сила русских? Вопрос о том, в чем сила русских, довольно часто обсуждается в разных кругах. Одни говорят, что никакой особенной силы у русских нет и все попытки говорить о ней - это просто желание потешить свое национальное самолюбие. Но другие люди с такой точкой зрения не согласны, они думают, что русский народ уникален, он имеет свою силу и харизму, которые часто непостижимы для западных соседей. Мы присоединимся ко второй группе и выясним, в чем сила русского духа заключается. Уникальность русских людей признаем не только мы сами, носители своей нации, но и иностранцы, многим из которых трудно понять загадку русской души. Самобытность русских признают по всему миру, так давайте же попытаемся выяснить, в чем сила русских, чем русский народ отличается от других и привлекает к себе внимание. Сила русского народа Каждый народ обладает своими типичными национальными чертами, они есть и у русских. Именно в этом и заключается сила русских людей. Давайте поговорим о том, какие же это качества. Первое качество - это трудолюбие и талант. Многие русские люди - личности одаренные, у нас много талантов, некоторых из них переманивают на Запад. У нас богатое культурное наследие и много выдающихся ученых в различных областях. Русский человек - это хороший работник, особенно если ему нравится его работа и если нужно заботиться о своей семье. Русский человек может привыкнуть к любым условиям работы, неприхотлив и готов трудиться. Второе качество - свободолюбие. Вспомните, сколько раз нашу страну пытались захватить разные враги! Ни одному не удалось сделать этого, Россия крепко стоит на своих ногах, никому не позволяя отобрать свое право на свободу. И во многом это заслуга наших людей, ведь русский народ патриотичен и даже в тяжелые времена готов защищать свою Родину. Ярчайший тому пример - это участие в мировых войнах, и не только в них. С этим качеством непосредственно связаны сила воли, смелость, упорство и мужество русских людей, и с этим действительно трудно поспорить! Следующее качество - терпение, а вместе с ним и умение адаптироваться, что позволяет русским выживать. Русский народ действительно очень терпелив, он готов стоически переносить трудности жизни, стараясь не падать духом и даже в самые тяжелые времена находить повод для радости и улыбки. Не секрет, что в России жить трудно, много людей находятся за чертой бедности, экономика и социальная сфера - не на лучшем уровне, климат суровый. Жить в таких условиях трудно, но русский народ благодаря своему терпению и стойкости не сдается и борется за свое место под солнцем. Доброта, гостеприимство, широта души - эти качества хорошо известны многим иностранцам, приезжающим в нашу страну погостить. Кто как не русская бабушка вкусно накормит путника и оставит на ночлег совершенно бескорыстно? А если «сломался» на трассе, обязательно кто-нибудь из русских водителей остановится и попытается помочь. Примеров таких можно найти много, русские действительно добрые и общительные люди, если найти к ним подход и относиться благожелательно. Многие считают, что русские угрюмы, ведь по улицам мы ходим именно такие. Но сами посудите, кому захочется сильно улыбаться после долгой учебы или работы вечером на улице, когда темно, холодно и устал? Но стоит разговориться с русским человеком, и вы поймете, что он вполне добродушен и даже готов помочь, если его помощь требуется. Конечно, не все такие, но все же в большинстве у нас именно добрые люди. И наконец, еще одно качество русских - это нравственность, основанная на истинном природном древнем Православии, вере и славлении русским природным Богам, которое крепкими корнями проросло в русской национальности. Духовная нравственность и чистота не чужеземная и инородная, а своя родовая, стремление к лучшему у русского человека исходят от Бога. Сила русского слова Говоря о силе русских людей, нельзя не сказать о силе русского слова. Русский язык многогранный и богатый, он веками складывался и обогащался, и это происходит до сих пор. Сила русского слова заключается в том, что с помощью него можно зажечь в сердцах людей надежду и любовь, желание стремиться к лучшему, объединить народ. В русском языке есть множество таких слов и выражений, которые в разных ситуациях могут сильно повлиять на человека. Пример силы русского слова - это речи командующих, которые те произносили своим воинам перед важными битвами. Сила русского слова заряжала солдат, они шли на войну и побеждали. Сила русского оружия Главная сила оружия в России - это сами люди, потому что за свою Родину они готовы бороться с врагами и голыми руками, никому не отдавая ее. Если же говорить об оружии, как средстве борьбы, то и тут Россия не проигрывает. На сегодняшний день наша страна богата различными видами оружий, и это неудивительно, ведь богатый военный опыт и постоянный контроль за неприкосновенностью границ прямо влияет на это. Кроме того, развитие оружейного производства в России не стоит на месте, постоянно предлагаются и развиваются разные технологии, создаются и накапливаются новые разнообразные оружия. Вспомните хотя бы «Катюши» Великой Отечественной! Немцы были в ужасе от поражающего эффекта этого оружия, названного милым женским именем. Русская нечистая сила Русская нечисть - еще один пример русской самобытности. Те, кому бабушки рассказывали в детстве сказки и предания, связанные с русской нечистью, хорошо знают, о чем идет речь. На русской нечисти построен фольклор нашего народа, а это очень богатая и ценная часть русской культуры. Многие слышали о зеленоволосых и сладкоголосых русалках, обитающих в реках и морях, о лешем, охраняющем лес, о водяном, следящем за водоемами, о банщике, кикиморах... а о домовом и говорить не приходится, многие верят в него и в наше время! Сила русского духа проявляется в различных гранях и в разных областях, мы же поговорили лишь о нескольких. Но даже исследуя этот небольшой материал, можно познать силу и самобытность русского народа. «Если выстрелить в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пушки». Эта пословица как нельзя лучше отражает жизнь общества не знающего своих корней. Кто мы? Как родилась Русская земля? Как жили и во что верили предки наши? Где те родники духовности, что издревле питали Русь и откуда берёт начало славянская ведическая традиция. Жив и велик род славянский, и духовная жизнь наша подобна реке многоводной, которая благодаря древней традиции и вере очищается от наносного. Она является основой самой жизни, языка, песен и былин, народных праздников и обрядов. И эта вера издревле именовалась Православием, ибо славяне славили Правь, следовали Стезёй Прави. Всегда славяне ведали Правду, знали Пра-Веды, древнейшие Веды, священные предания об истоке родной веры, бывшей первой верой всех народов Земли. Вера наших предков формировалась на базе мудрости и знаний, полученных ими через созерцание явлений природы и всего сущего, доступного органам чувств и пониманию человека в процессе его развития. Они верили в основу Мироздания, величественную и вечную первопричину и называли этот родник Вселенной коротким и емким словом - РОД. Изучай Наследие своего народа и своей РОДины - это знание укрепит твой дух, возвеличит Душу, придаст силы в трудные минуты жизни.