Первобытное искусство. Общая характеристика. География. Хронология. Основные памятники. «Происхождение первобытного искусства: религиозные верования и причины их возникновения Ранние формы искусства основные памятники

Особенности первобытного искусства

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире. Благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Оно играло универсальную роль в духовной культуре архаической эпохи. Первобытное искусство имело место на всех континентах, кроме Антарктиды.

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (нерасчлененность, смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, характеризующая неразвитое состояние). Музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга. На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе .

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолити­ческого искусства показывают нам, что внимание людей сосредотачивалось на изображении зверей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных - мамонтов, слонов, лошадей, оленей. Широко были распространены женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схема­тизированными головами - так называемые «венеры», по-видимому, свя­занные с культом матери-прародительницы. И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое сущест­венное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. Охотник до малейших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел по­казать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Системы сложных по своей структуре символов, несущие большую эстетическую нагрузку, передают разнообразные понятия или человеческие чувства.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высе­ченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве - резьбе по камню и кости, рельефах. Особая область первобытного искусства - орнамент. Геометрическим узором покрыты каменные и костяные орудия, браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообраз­ных линий. Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров. Таким образом, в основе геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Последний этап в развитии бронзового века характеризуется развитием металлургии и металлообработки. Наравне с бронзовыми предметами начинают по­являться железные, изготавливаются художественные изделия из бронзы, золота, серебра.

В связи с оседлым образом жизни к концу первобытной эпохи появляются новые виды поселений и погребений. Поселения делят на неукрепленные (стоянки и селища ) и укрепленные (городища и крепости ), а погребения различают с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты и гробницы) и грунтовые. Над курганами иногда возвышались каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин), которые показывали, что образ человека в искусстве занимает все большее и большее место, а, значит, свидетельствовали о начале периода господства человека над природой. Наиболее сложными сооружениями были мегалиты, т.е. гробницы из больших камней - дольмены, менгиры и кромлехи .

Первобытное искусство, несмотря на свою внешнюю простоту и незатейливость, имеет огромное значение в истории человечества в целом. Развитие различных его видов продолжалось тысячелетиями, а в некоторых регионах планеты - к примеру, в Австралии, Океании, некоторых и Америки - оно существовало и в ХХ веке, сменив своё название на «традиционное искусство».

Изобразительное искусство

Самые древние памятники искусства первобытного мира относятся к древнекаменному веку - палеолиту (приблизительно 40 тыс. лет до н. э.). В основном это были наскальные росписи на потолках и стенах пещер, в подземных гротах и галереях Европы, Северной Африки и Ранние рисунки были крайне примитивными и отображали только то, что человек видел в своей повседневной жизни: животных, отпечатки человеческих рук, вымазанных в краске, и т. д. Для живописи применяли земляные краски, охру, черный марганец, белую известь. По мере развития искусства первобытного периода рисунки становились многоцветными, усложнялись и сюжеты.

Резьба

Кроме того, интенсивно развивалась дереву и кости, люди учились изготовлять полноценные статуэтки. Чаще всего изображались опять-таки животные: медведи, львы, мамонты, змеи и птицы. Изготовляя такие фигурки, люди старались как можно точнее воссоздать силуэт, фактуру шерсти и т. д. Считается, что статуэтки служили нашим предкам в качестве амулетов, оберегали их от злых духов.

Архитектура

После ледникового периода произошла так называемая неолитическая революция. Всё большее количество племён избирали оседлый образ жизни и нуждались в постоянном надежном жилище. В зависимости от места обитания того или иного народа, появлялось множество новых типов домов - на сваях, из высушенного кирпича и т. д.

Керамика

Важнейшее место в истории искусства занимают керамические изделия. Впервые их также начали изготовлять в эпоху неолита. Использовать доступный и простой в обработке материал - глину - люди научились ещё задолго до того, в палеолите, однако по-настоящему красиво выделывать посуду и другие изделия из него они стали несколько позже. Постепенно появлялось всё больше новых форм (кувшины, чаши, миски и другие), почти каждый предмет украшали с помощью нарисованных или высеченных орнаментов. Ярким примером искусства можно считать Трипольскую керамику. Роспись на различных изделиях этого народа отображала реальность во всём её разнообразии.

Эпоха бронзы

Рассматривая формы первобытного искусства, следует обратить внимание и на которое ознаменовало собой начало совершенно новой эпохи в истории развития человечества. Именно в этот период появляются (менгиры, дольмены, кромлехи), которые, по мнению историков, несли в себе религиозный подтекст. Как правило, мегалиты располагались поблизости от мест захоронения.

Украшения

На протяжении всех этапов первобытные люди стремились украшать себя и свою одежду. Украшения изготовлялись из всех подручных материалов: ракушек, костей добычи, камня, глины. Со временем, научившись обрабатывать бронзу, железо и другие металлы, в том числе и драгоценные, люди обзавелись искусно сделанными ювелирными изделиями, которые и по сей день потрясают нас своей красотой и изящностью.

Искусство имеет важнейшее значение, ведь именно с его появлением часто сопоставляют сильнейший скачок в эволюции, навсегда отделивший человека от зверя.

Изображениями на поверхности земли, дендроглифами - изображениями на коре деревьев и изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов, например бус, популярных и в настоящее время. Но всё перечисленное не способно противостоять натиску разрушительного времени. Поэтому, сохранились и были постепенно обнаружены лишь абстрактные знаки, выбитые искусственно на сверхтвёрдых скальных поверхностях на территории Центральной Индии, на севере Австралии и на территории Перу , а также пиктограммы позитивных и негативных трафаретов рук и анималистические пещерные изображения (Нерха, Южное побережье Испания, Шове , Ардеш, Юг Франции) зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм (Венера из Холе-Фельс и Человеколев - Швабский Альб, Германия) из кости и камня, гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге, времени верхнего палеолита (35 - 40 тыс. лет) и многочисленные скопления наскальных изображений на поверхностях скал под открытым небом, эпохи неолита, или новом каменном веке, (11 тыс. лет), известные на всех обитаемых континентах. К неолиту относятся и руины различных мегалитических построек на территории Европы, Южной Америки и Азии (например: Стоунхендж в Солсбери, с вертикально установленными камнями по кругу - кромлехами, весом до 50 тонн, Великобритания, упорядоченные ряды из крупных необработанных камней-обелисков, на бескрайнем Карнакском поле, называемых менгирами , и могильных комплексов из необработанных крупных камней, например, Корконнский дольмен, Морбиган, Франция).

Первые, из обнаруженных при раскопках произведений первобытного творчества, были великолепными, реалистичными, гравированными изображениями животных на поверхностях костей, к настоящему времени уже давно вымерших животных эпохи плейстоцена (закончившейся 11 тыс. лет назад) и сотен крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок), найденных Буше де Пертом , впервые, в 30-х годах XIX века на территории Франции. Но тогда, эти находки оказались предметом ожесточённого спора между первыми исследователями-любителями и догматичными креационистами в лице священнослужителей, уверенных в божественном происхождении мира. В результате, удивительные, необычные находки не вызвали доверия как у профессиональных учёных французской Академии наук, так и у широкой публики. Переворот во взглядах на первобытное искусство произвело открытие палеолитической пещерной живописи. В 1879 году Мария, восьмилетняя дочь испанского археолога-любителя М. де Саутуола , обнаружила на сводах пещеры Альтамира , на севере Испании, скопление крупных, от одного до двух метров, изображений бизонов, нарисованных красной охрой в разнообразных, сложных позах. Это были первые, официально опубликованные в 1880 году, росписи палеолитической живописи, обнаруженные в пещере. В настоящее время известно около сорока пещер с палеолитической живописью на территории Австралии, Южной Африки, России, Испании и Франции. Мастерство древних художников отразилось в умении передавать изобразительными средствами динамику и характерные особенности животных. Первое сообщение об этом, на русском языке, появилось только в 1912 году, в переводе с французского языка, шестого издания курса публичных лекций Соломона Рейнака, прочитанном им в Луврской школе в Париже в 1902-1903 гг. В настоящее время первобытное изобразительное творчество изучают исследователи из двух международных организаций ИКОМОС (ICOMOS) - объединяющий профессиональных исследователей и ИФРАО (IFRAO), объединения исследователей-любителей, куда входит более 50 национальных организаций со всего мира. В июне 2012 г., в журнале «Science » были опубликованы новые методы датировки по урану, в 11 испанских пещерах и французской пещере Шове . Международной группе учёных удалось, наконец, получить надёжные серии датировок древнейших пещерных росписей. Изображения «чёрных носорогов» в пещере Шове составили 35,3-38,8 тыс.лет. Древнейшими в мире, из известных, оказались даты охристого пигмента изображений испанской пещере Нерха - 43,5-42,3 тыс. лет. Всё перечисленное с одной стороны, и новые находки образцов портативного искусства в Германии с другой, позволили полностью опровергнуть точку зрения академической науки, представленную 100 летними систематическими исследованиями, в частности, авторитетным мнением Леруа-Гурана.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества . Появление зачатков искусства относят к эпохе мустье (150-120 тыс. - 35-30 тыс. лет назад). На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики - намёк на орнамент . Отдельные находки могут свидетельствовать о появлении зачатков искусства - орнамента из ямок и насечек, окраски предметов, и даже изготовления антропоморфных фигурок, - еще в предшествующие эпохи . Так, «Венера из Берехат-Рама » датируется 230 тыс. лет, а «Венера из Тан-Тана » - более чем 300 тыс. лет назад. Изготовление орнамента связывается с т. н. «поведенческой современностью» (behavioral modernity ) Серия находок первобытных украшений может свидетельствовать об относительном раннем начале современной культуры и о времени, начиная с которого Homo sapiens sapiens проявил способности к абстрактному мышлению. Три раковины моллюсков с перфорацией, найденные археологами в Израиле и Алжире, и изготовленные приблизительно 90 тыс. лет назад, считаются элементами первых ювелирных изделий, созданных человеком . В 2007 году на востоке Марокко были найдены отдельные декорированные и перфорированные раковины, из которых, возможно, состояли бусы; их возраст - 82 тысячи лет . В пещере Бломбос (ЮАР) были найдены более 40 раковин со следами окраски и следами, свидетельствующими об использовании в бусах возрастом в 75 тыс. лет .

    Первобытная скульптура

    Наскальная живопись

    Файл:Naskl.jpg

    Бизон атакует человека.

    До наших времен сохранилось множество наскальных изображений, выполненных людьми эпохи палеолита , прежде всего - в пещерах. Большинство подобных объектов найдено в Европе, но их находят также и в других частях света. При создании изображений использовались краски из минеральных красителей (охра , оксиды металлов), древесного угля, и растительных красителей, смешиваемых с жиром или кровью животных, либо водой . Старейшим известным наскальным изображением является, по-видимому, сцена сражения носорогов в пещере Шове , возрастом около 32 тыс. лет . Наскальные рисунки нередко выполнены с учётом цвета и формы скальной поверхности и с передачей движения изображённых животных, но, как правило, без соблюдения пропорций фигур, перспективы и без передачи объема. На наскальных рисунках преобладают изображения животных, сцены охоты, фигурки людей и сцены обрядовой или повседневной деятельности (танцы и др.).

    Вся первобытная живопись, как часть первобытного изобразительного творчества, явление синкретичное и предположительно создавалась в соответствии с культами. Позднее, изображения первобытного изобразительного творчества приобрели черты стилизации. Многие образцы пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО .

    Мегалитическая архитектура

    Типы мегалитических сооружений

    • менгир - одиночный вертикально стоящий камень
    • кромлех - группа менгиров, образующая круг или полукруг
    • дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней

    Первобытное искусство стало началом искусства всего человечества, и оно начало формироваться в первобытном обществе. Это произошло 150 тысяч лет назад.

    Тогда господствовал так называемый «ранний палеолит». В это время у первыбытных людей начинает развиваться абстрактное мышление. Они создают ювелирные украшения из моллюсков и антропоморфные фигурки. Из раковин делают бусы.

    http://denta22.ru/

    30 тысяч лет назад начинается эпоха позднего палеолита, и тогда бурно развивается пещерная живопись. Создается искусство резьбы на кости. 10 тысяч лет назад создаются наскальные рисунки, в которых отображены сцены жизнедеятельности человека (охота, рыбалка и т.д.). В это время развивается керамика, искусства ткачества, выдающихся высот достигает развитие орнамента.

    Функции первобытного искусства

    Многие ученые и исследователи культур первобытной эпохи спорят о том, какова основная функция первобытного искусства. Но однозначно ответить на этот вопрос сложно. Прежде всего, это, конечно, украшение. Первобытные люди стремились сделать свой быт красивее. Затем искусство служило обозначению своей территории и своих предпочтений. Также с его помощью создавались идолы для поклонения.

    http://finsekrret.ru/

    Выдающиеся явления первобытного искусства

    Многие исследования были проведены, и оказывается, что первобытное искусство (традиционное искусство) имело многие феномены, которые достойны изучения. Они были найдены во время раскопок или в пещерах, и оказывают значительное влияние на всю историю человечества.

    Ла-Ферраси

    Эта пещера во Франции является древнейшей стоянкой неандертальцев, раскопки здесь проводились в 1910-1922 годах. На известняковых стенах здесь изображены люди и бизоны, лошади, олени.

    Эль-Кастильо

    Испанская пещера входит в состав объектов всемирного наследия ЮНЕСКО из-за того, что в ней были обнаружены древние рисунки. Они изображают животных первобытной эпохи, таких как бизоны, олени, слоны, лошади. Также там был найдены отпечатки человеческих рук.

    Трипольская культура

    Эти памятники первобытного общества распространены на территории России и Украины. В Галиции считали, что это культура «расписной керамики», характерная для Украины.

    Эта культура функционировала в эпоху энеолита, и основными занятиями тогдашних жителей были земледелие и скотоводство. Но в то же время развивается работа с металлом, появляется шлифованное кремневое оружие. Трипольцы добывали также пищу с помощь охоты и рыбалки.

    http://greecetourr.ru/

    Циклопическая кладка

    Это произведение древней культуры так и не нашло себе окончательного объяснения. Оно представляет собой совокупность больших каменных глыб, которые поставлены рядом друг с другом без какого-либо связующего раствора.

    Всречаются такие сооружения в Крыму, возле Средиземного моря. Считается, что они возникли в бронзовом веке, и были произведением искусства, либо объектом религиозного поклонения.

    Майкопский курган

    Это древнее захоронение находилось в городе Майкопе. Там были найдены несколько скелетов, вместе с которыми лежали сокровища из золота и серебра. Из золота были сделаны быки и стрелы, положенные в могилу.

    Яркой достопримечатльностью майкопской культуры являются сосуды, сделанные из красной глины. Они свидетельствуют о хорошем эстетическом вкусе представителей культуры.

    Гальштатская культура

    Она представляет собой железный век. Относится к периоду с 900 по 400 годы до нашей эры. Эту культуру представляли кельты, фракийцы и иллирийцы.

    К тому времени была хорошо освоена бронза, и поэтому на месте раскопок были найдены много бронзовых изделий. Создавались изделия из железа, в том числе изысканные украшения, и их обменивали на изделия из янтаря.

    Заключение

    Произведениями искусства являлись статуэтки из бронзы и глины, которые делали мастера. Статуи из камня тоже создавались тогда. Красиво была сделана посуда из глины, на ней изображались сцены из народной жизни. При ее изготовлении использовался гончарный круг. Также делались изображения на поясах. На них можно было увидеть праздники, ритуалы из храмов, поединки между борцами. Уже тогда люди начинали делиться на простых и знать, это поняли археологи. Люди освоили обработку стекла, и это дало им возможность создавать красивые стеклянные сосуды.


    Билет №1

    1. Происхождение и ранние формы искусства

    Имя и слово в мифологическом сознании - два этапа, характеризующие процесс перехода от эмоциональной рефлексии к понятийной.

    Слово выражает духовную жизнь народа, его ценностный потенциал. Функцию выражения духовности наиболее полно и последовательно выполняет художественное слово, принявшее ее в результате дифференциации функций, появления специальной гносеологической, познавательной функции слова, направленной на сохранение и передачу объективной информации, очищенной и освобожденной от ценностных аспектов, на сообщение рационального знания, однозначного и точного смысла (135).

    Художественное слово также стремится к точности, но, в отличие от рационально-понятийной устремленности к однозначности, оно - через многозначность, целостность и комплексность - пытается выразить уникальность и тончайшие нюансы иррационального мира внутренних переживаний человека.

    В лингвистике продолжается спор о соотношении языка и мышления. Многие ученые считают, что мышление начинается только после обретения формы в языке (имея в виду вербальный язык), другие полагают, что мысль появляется прежде своего вербального выражения, что ею можно считать взаимодействие впечатлений и образов действительности, запечатленных в памяти. Аргументом в пользу второй точки зрения (которую разделяет автор) является факт существования художественного мышления в рамках несловесных видов искусства (музыка, изобразительное искусство, архитектура, хореография), имеющих достаточно развитые невербальные знаковые системы. Невербальными способами мышления можно считать также сон и мифологическое сознание (67, 172).

    Возвращаясь к художественному слову, необходимо отметить, что оно нередко пытается соединить рациональное и иррациональное. Так, О. М. Фрейденберг отмечает в античной литературе процесс отхода от копирования действительности (например, в гомеровском эпосе) и использование конкретных событий для выражения отвлеченных нравственных проблем, конкретность «оказывается отвлеченным и обобщенным новым смыслом». Отсюда возникает, по ее мнению, потребность в средстве выражения переносных смыслов - метафоре, являющейся «формой образа в функции понятия» (200, 186-187).

    Художественное слово имело огромное влияние на древних людей, это зафиксировано в фольклорных текстах. Связано это с тем, что в эпосе отразилось мифологическое сознание древнего человека, имевшее ценность единственно возможного способа осмысления мира. Поэтому оно имело большой суггестивный потенциал. При исследовании происхождения искусства и ранних стадий его развития нередко упускается из виду, что общение первобытных людей между собой носило в гораздо большей степени, чем сегодня, эмоциональный и паралингвистический характер. Искусство, опирающееся на подобного рода общение, было, по словам Л. С. Выготского, не столько общением, сколько «заражением» (44, 2, 18), приобретало благодаря этому необыкновенную силу воздействия. И дело не только в магии. Вспомним эпизод из карело-финского эпоса «Калевала» о постройке лодки Вяйнямейненом, когда ему не хватило «трех слов». Наряду с традиционным толкованием этого эпизода в магическом плане (напр.: 76, 24), правомерен и другой смысл этих «слов». В словах откладывался социальный опыт, опыт эмоционально-ценностных отношений и опыт технологический. Конечно, дело не в том, что Вяйнямейнен не умел строить лодки. Смысл эпизода в положительной ценности коллективного опыта, который нельзя забывать, уносить в могилу, а необходимо сохранять и развивать в культурной практике, в традициях, переходящих от поколения к поколению (134). «Искусство, - по словам А. Ф. Еремеева, - в своем художественном содержании хранило данный уровень отношений людей к окружающему миру, оно делало бессмертным необходимые общественные чувства, необходимый обществу способ реагирования на мир, необходимый жизненный тонус - короче говоря, способность социального организма воспринимать мир и относиться к нему по-человечески» (59, 229-230).

    С развитием и совершенствованием вербальных и особенно письменных средств коммуникации роль жестов и мимики снижается, ослабляется и эмоциональный потенциал устного общения, хотя он и остается более высоким, чем потенциал письменного общения, который сегодня все более влияет на стиль устной речи. Процесс восприятия письменного текста отличается тем, что можно в любой момент возвратиться к нужному месту. Это трудно сделать в отношении устной речи, которая в большей степени носит импровизационный характер. Она всегда естественным образом связана с паралингвистическими средствами коммуникации (жестами, мимикой, интонацией). Современные фольклористы стараются записать на магнитофонную пленку слова сказителей, чтобы запечатлеть мелодику, интонации, ударения, паузы и другие особенности фонетики. Но кинетика сказителя остается незафиксированной, равно как и реакция слушателей-зрителей, что составляет необходимый контекст фольклорного явления, наполняет его подлинным смыслом, подлинным обрядово-мифологическим содержанием (40). Без этого контекста фольклор становится редуцированным проявлением насыщенного когда-то смыслом обряда.

    Письменная речь менее произвольна, более обдуманна и рационализирована, меньше приспособлена для передачи эмоциональных оттенков. В этом состояла сложность работы Э. Лённрота по переработке фольклорных текстов при составлении «Калевалы» как целостного художественного произведения. Необходимо было попытаться лексическими средствами выразить те эмоциональные нюансы, для выражения которых у сказителей было достаточно невербальных средств.+ лтвед+фолклор

    ^ 2. Немецкий предромантизм. Творчество Ф. Шиллера периода «Бури и натиска». Драмы «Разбойники, «Коварство и любовь», «Заговор Фьеско в Генуе».

    ПРЕДРОМАНТИЗМ, преромантизм (фр. preromantisme) - идейно-стилевое направление в культуре и искусстве стран Европы и Америки кон. 18 -нач. 19 в. Подобно сентиментализму, многие принципы которого развивал П., он основывался на идеях Ж. Ж. Руссо, англо-шотландских философов (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон); но особенно сильно повлияло на возникновение П. немецкое движение «бури и натиска» 1770-х гг. (Ф. М, Клингер, И. В. Гёте, Я. Лени), опиравшееся на свободолюбивые взгляды Г. Э. Лессинга и И. Г. Гердера. П. не только явился непосредственным предшественником романтизма, но и выразил многие его характерные черты с особой активностью и яркостью (поэзия У. Блейка в Англии, «Влюбленный дьявол» французского писателя Ж. Казотта); характерны для П. увлечение средневековыми легендами, картинами дикой природы, бурных стихий, жизни вдали от цивилизации, образами смерти и кладбища («готический роман», поэзия Э. Юнга в Англии, баллады Г. А. Бюргера в Германии, В. А. Жуковского в России). С П. связана псевдоготика 18 в. в Англии, Германии, России, а также живопись и графика, окрашенные в яркие, смелые краски романтики, полные контрастов и неожиданных сопоставле­ний, взлетов фантазии: акварели и рисунки Уильяма Блейка, картины швейцарца Иоганна Генриха Фюссли, картоны на античные и аллегорические темы датчанина Асмуса Кар стенса, проникнутые поэзией лунных ночей и бурь пейзажи Жозефа Вер не, картины Пьера-Поля Прюдона и Луи Жироде-Триозона (Франция). В России предромантические настроения «бури и натиска» не нашли открытого проявления, отразившись гл. обр. в рисунках и акварелях И. А. Ерменёва, Ф. Ф. Репнина, Д. И. Скотти, А. Л. Шустова. П. в изобразительных искусствах не может быть отделен от романтизма, в который он непосредственно перерастает, когда созревают исторические условия и выдвигаются лидеры романтического движения (Филипп Отто Рунге, Каспар Давид Фридрих, Теодор Жерико, Эжен Делакруа).

    «Буря и натиск» («Sturm und Drang»), литературное движение в Германии 70-х гг. 18 в., получившее название по одноименной драме Ф. М. Клингера. Творчество писателей «Б. и н.» отразило рост антифеодальных настроений, проникнуто духом мятежного бунтарства (И. В. Гёте, Клингер, И. А. Лейзевиц, Я. М. Р. Ленц, Г. Л. Вагнер, Г. А. Бюргер, К. Ф. Д. Шубарт, И. Г. Фосс). Это движение, многим обязанное руссоизму, объявило войну аристократической культуре. В противовес классицизму с его догматическими нормами, а также манерности рококо, «бурные гении» выдвинули идею «характерного искусства», самобытного во всех своих проявлениях; они требовали от литературы изображения ярких, сильных страстей, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Главной областью творчества писателей «Б. и н.» была драматургия. Они стремились утвердить боевой третьесословный театр, активно воздействующий на общественную жизнь, а также новый драматургический стиль, главным признаком которого становится эмоциональная насыщенность, лиризм. Сделав предметом художественного изображения внутренний мир человека, они вырабатывают новые приёмы индивидуализации характеров, создают лирически окрашенный, патетический и образный язык. Решающее значение в становлении эстетики «Б. и н.» имели мысли И. Г. Гердера о национальном своеобразии искусства и его народных корнях: о роли фантазии и эмоционального начала. «Б. и н.» - новый этап в развитии немецкого и общеевропейского просвещения. Продолжая в новых условиях демократические традиции Г. Э. Лессинга, опираясь на теорию Д. Дидро и Л. С. Мерсье, «бурные гении» способствовали подъёму национального самосознания, сыграли выдающуюся роль в формировании национальной немецкой литературы, открыв ей живую стихию народного творчества, обогатив её новым, демократическим содержанием, новыми художественными средствами. Хотя политическая слабость немецкого бюргерства привела к кризису «Б. и н.» уже во 2-й половине 1770-х гг., однако в начале 80-х гг. 18 в. мятежные настроения «бурных гениев» с новой силой возрождаются в трагедиях молодого Ф. Шиллера, приобретая отчётливую политическую окраску.

    ^ Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих, немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк, выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Родился Шиллер 10 ноября 1759 г. в Марбахе-на-Неккаре в семье военного фельдшера на службе герцога Вюртембергского. Воспитывался в строгой религиозной атмосфере; в 1772 г., окончив латинскую школу в Людвигсбурге, по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу сначала на юридическое, а затем на медицинское отделение, где познакомился с идеями английских и французских просветителей, а также с творчеством У. Шекспира, Лессинга и произведений поэтов «Бури и натиска». В 1780 г., получив диплом, назначен полковым врачом в Штутгарт, где издал первую книгу - сборник стихов «Антология на 1782 г.» и завершил работу над первым драматическим произведением - «Разбойники» (изд. 1781, пост. 1782). В 1783 г. была написана драма из итальянской истории «Заговор Фиеско в Генуе». В том же году Шиллер, за самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету от герцога писать что-либо, кроме медицинских сочинений. Шиллер бежал из Вюртемберга и поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму «Луиза Миллер» (впоследствии названа «Коварство и любовь», 1784), затем с 1785 по 1787 гг. - в Лейпциге и Дрездене. В этот период была создана драма из испанской истории XVI в. «Дон Карлос». Новый этап жизни и творчества Шиллера открывается в 1787 г. с его отъездом в Веймар, где писатель прожил до конца своих дней и создал самые значительные свои произведения. Изучая историю, философию, эстетику, с 1788 г. Шиллер редактирует серию книг под названием «История замечательных восстаний и заговоров», пишет «Историю отпадения Нидерландов от испанского правления» (вышел только 1 том), при содействии И. В. Гёте в 1789 г. занимает место профессора истории на кафедре Иенского университета, где в 1793 г. опубликовал «Историю Тридцатилетней войны» и ряд статей по всеобщей истории. Под влиянием философии И. Канта, приверженцем которой Шиллер к тому времени стал, он пишет ряд эстетических трудов: «О трагическом искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795-1796) и др.

    В академии Шиллер познакомился с моралистической философией А. Фергюсона и А. Шефтсбери, с идеями английских и французских просветителей Дж. Локка, Ш. Л. Монтескьё, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, с творчеством Шекспира, Лессинга, произведениями поэтов "Бури и натиска". На формирование общественно-политических взглядов Шиллера повлияли и немецкая антифеодальная публицистика и освободительное движение в Америке. По окончании академии (1780) был назначен полковым врачом в Штутгарт. К этому времени им была завершена первая трагедия "Разбойники" (изд. 1781, пост. 1782), в которой выразился протест против феодальных порядков в Германии. Известная декларативность главного героя и компромиссность финала не помешали тому, что впоследствии трагедия воспринималась как боевое, революционное произведение. В Штутгарте Шиллер выпустил поэтическую "Антологию на 1782 год", большинство стихов которой сочинено им самим, создал драму из итальянской истории эпохи Возрождения "Заговор Фиеско в Генуе" (1783). За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление "Разбойников" подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Шиллера бежать из владений герцога. Поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму "Луиза Миллер" (впоследствии названа "Коварство и любовь"), затем в Мангейме. В 1785 году переехал в Лейпциг, потом в Дрезден.

    Своими первыми драматическими и лирическими произведениями Шиллер поднял движение "Бури и натиска" на новую высоту, придав ему более целеустремлённый и общественно действенный характер. Особенно велико значение "Коварства и любви" (1784), первой, по определению Ф. Энгельса, немецкой политической тенденциозной драмы. В ней выражено главное социальное противоречие времени - между бесправным народом и правящей аристократией. Эта "мещанская трагедия" (так Шиллер в духе просветительской литературы определил её жанр) обозначила контуры большой социально-философской трагедии, осуществленной вскоре Шиллером на историческом материале. В 1783-1787 годах Шиллер работал над драмой "Дон Карлос" (из испанской истории 16 века). Задуманная как семейная драма испанского инфанта, она превратилась в трагедию общественного преобразователя - "гражданина вселенной" - маркиза Позы. В окончательном варианте Шиллер заменил прозу пятистопным ямбическим стихом, а жанр определил как драматическую поэму. В трагедии показан непримиримый конфликт между властвующим абсолютизмом и идеалом разума и свободы. В судьбе Позы намечена та трагедия благородного идеалиста, энтузиаста, которой предстоит позднее получить у Шиллера теоретическое обоснование и поэтическое воплощение.

    ^ Драма “Разбойники” - это первое драматическое произведение Шиллера. Юному гению удалось создать очень интересную тему, которая и сегодня актуальна. В драме показано противостояние сыновей графа Моора - Франца и Карла, которые являются носителями двух диаметрально противоположных мировоззрений. Карл - воплощение романтического взгляда на жизнь. Он ненавидит убожество окружающей жизни и с отвращением и презрением относится к лицемерам, которые льстят могущественным властителям, одновременно притесняя бедных людей. Карл не желает жить по законам, которые используют в своих интересах обманщики и злодеи. Карл Моор говорит так: “Закон заставляет ползать то, что должно летать орлом”. Но в глубине души юноша остается добрым и чистым человеком. Узнав, что граф Моор лишает его отцовского наследства, Карл впадает в отчаяние и воспринимает эту личную обиду как очередное проявление всеобщей несправедливости. Юноша покидает общество, скрывается в Богемском лесу и становится главарем разбойников. Карл Моор, графский сын, грабит богатых и знатных и помогает изгоям и обездоленным. Поведение юноши заставляет вспомнить героев народных баллад о благородных разбойниках.

    Франц Моор, брат Карла, придерживается других принципов, Шиллер рисует довольно неприятный образ эгоиста, циника, лишенного чести и совести. Именно Франц был причиной того, что отец лишил Карла наследства. Он позорил и оговаривал брата, имея две тайные цели: заполучить все отцовское имущество и жениться на невесте Карла. Цель жизни Франца - удовлетворение своих желаний. Этот человек считает, что честность - удел бедных. Франц Моор жаждет денег и власти, считая, что нет препятствий для достижения этих целей. При необходимости он готов родного отца обречь на голодную смерть. Но в каждом проступке скрывается наказание. Франца начинают преследовать страшные видения, которые становятся расплатой за жестокость и преступление. Франц Моор не может пережить мук совести. Страшась неминуемого возмездия, он накладывает на себя руки. Может показаться, чтожизненная философия Карла победила, но это не совсем так.

    В финале драмы Карла Моора охватывают тяжелые сомнения. Он задается вопросом: правильный ли путь он выбрал? Карл понимает, что ошибся. За свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Карл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует. Наконец он видит, что разбойники корыстолюбивы и жестоки. Карл Моор решает добровольно сдаться властям.

    Фридрих Шиллер изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом, чтобы поднять серьезный вопрос: если против насилия бороться насилием, то не станет ли благородный мститель благородным преступником. Драматург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные законы и мотивы преступления не имеют никакого значения. В драме “Разбойники” Шиллер продемонстрировал резкое противоречие между неотъемлемым правом каждого человека на протест и преступным содержанием всякого насилия. Это противоречие является настоящей трагедией многих мыслящих людей. По мнению Фридриха Шиллера, в реальной жизни это противоречие неразрешимо.

    ^ Заговор Фиеско в Генуе

    Место и время событий автор точно указывает в конце перечня действующих лиц - Генуя, 1547 г. Пьесе предпослан эпиграф римского историка Саллюстия о Каталине: "Сие злодейство почитаю из ряда вон выходящим по необычности и опасности преступления".

    Молодая жена графа Фиеско ди Лаванья, предводителя республиканцев в Генуе, - Леонора ревнует своего мужа к Джулии, сестре правителя Генуи. Граф действительно ухаживает за этой кокетливой вдовствующей графиней, и она просит у Фиеско в залог любви подарить ей медальон с портретом Леоноры, ему же отдает свой.

    Племянник Дории, правителя Генуи, Джанеттино подозревает, что в Генуе республиканцы готовят заговор против его дяди. Чтобы избежать переворота, он нанимает мавра убить главу республиканцев Фиеско. Но вероломный мавр выдает план Джанеттино графу ди Лаванья и переходит к нему на службу.

    В доме республиканца Веррины большое горе, его единственная дочь Берта изнасилована. Преступник был в маске, но по описанию дочери несчастный отец догадывается, что это дело рук племянника Дории. Пришедший к Веррине просить руки Берты Бургоньино становится свидетелем страшного проклятия отца; тот запирает свою дочь в подземелье собственною дома, пока кровь Джанеттино не смоет позор с его рода.

    К Фиеско приходят дворяне Генуи, они рассказывают ему о скандале в синьории, произошедшем при выборах прокуратора. Джанеттино сорвал выборы, он проткнул при голосовании шпагой шар дворянина Цибо со словами: "Шар недействителен! Он с дырой!" В обществе недовольство правлением Дории явно достигло предела. Это понимает Фиеско. Он хочет воспользоваться настроением генуэзцев и осуществить государственный переворот. Граф просит мавра разыграть сцену покушения на него. Как ди Лаванья и предполагал, народ арестовывает "преступника", тот "сознается", что подослан племянником Дории. Народ возмущен, его симпатии на стороне Фиеско.

    К Джанеттино является его доверенный Ломеллино. Он предупреждает племянника Дории об опасности, нависшей над ним в связи с предательством мавра. Но Джанеттино спокоен, он уже давно запасся письмом с подписью императора Карла и его печатью. В нем сказано, что двенадцать сенаторов Генуи должны быть казнены, а молодой Дория станет монархом.

    В дом Фиеско приходят генуэзские патриции-республиканцы. Их цель - склонить графа взять на себя руководство заговором против герцога. Но ди Лаванья опередил их предложение, он показывает им письма, в которых сообщается о прибытии в Геную для "избавления от тирании" солдат из Пармы, "золота из Франции", "четырех галер папы римского". Дворяне не ожидали такой расторопности от Фиеско, они договариваются о сигнале к выступлению и расходятся.

    По дороге Веррина вверяет своему будущему зятю Бургоньино тайну, что он убьет Фиеско, как только тиран Дория будет свергнут, ибо прозорливый старый республиканец подозревает, что цель графа - не установление республики в Генуе. Ди Лаванья сам хочет занять место герцога.

    Мавр, посланный Фиеско в город с целью узнать настроение генуэзцев, возвращается с сообщением о намерении Джанеттино казнить двенадцать сенаторов, в том числе и графа. Он принес также порошок, который графиня Империали просила его подсыпать в чашку с шоколадом Леоноре. Фиеско срочно созывает заговорщиков и сообщает им о письме императора у племянника Дории. Восстание должно начаться этой же ночью.

    Поздним вечером в доме Фиеско собираются генуэзские дворяне якобы на представление комедиантов. Граф произносит пламенную речь, в которой призывает их свергнуть тиранов Генуи, и раздает оружие. Последним в дом врывается Кальканьо, который только что из дворца герцога. Там он видел мавра, он предал их. Все в смятении. Стремясь овладеть ситуацией, Фиеско говорит, что сам послал туда своего слугу. Появляются немецкие солдаты, охраняющие герцога Дорию. Они вводят мавра, с ним записка, в которой тиран Генуи сообщает графу, что он оповещен о заговоре и нынче ночью нарочно отошлет своих телохранителей. Благородство и честь не позволяют Фиеско в такой ситуации напасть на Дорию. Республиканцы же непреклонны, они требуют вести их на штурм герцогского дворца.

    На представление мнимых комедиантов в дом графа приглашена и Джулия. На глазах у своей жены Леоноры Фиеско разыгрывает сцену, добиваясь от графини Империали признания в любви. Вопреки ожиданию, граф ди Лаванья отвергает пламенную любовь коварной кокетки, он зовет находящихся в доме дворян, возвращает Джулии при свидетелях порошок, которым она хотела отравить его жену, и "шутовскую побрякушку" - медальон с ее портретом, саму же графиню приказывает арестовать. Честь Леоноры восстановлена.

    Оставшись наедине со своей женой, Фиеско признается ей в любви и обещает, что скоро она станет герцогиней. Леонора страшится власти, ей милее уединенная жизнь в любви и согласии, к этому идеалу она пытается склонить и своего мужа. Граф ди Лаванья, однако, уже не в силах переиначить ход событий, звучит пушечный выстрел - сигнал к началу восстания.

    Фиеско бросается к дворцу герцога, изменив голос, он советует Андреа Дории бежать, конь ждет его у дворца. Тот сначала не соглашается. Но, услышав шум на улице, Андреа под прикрытием охраны бежит из дворца. Тем временем Бургоньино убивает племянника Дории и спешит к дому Веррины сообщить Берте, что она отомщена и может покинуть свою темницу. Берта соглашается стать женой своего защитника. Они бегут в гавань и на корабле покидают город.

    В Генуе царит хаос. Фиеско встречает на улице человека в пурпурном плаще, он думает, что это Джанеттино, и закалывает племянника герцога. Откинув плащ убитого, ди Лаванья узнает, что заколол свою жену. Леонора не смогла усидеть дома, она бросилась в битву, чтобы быть рядом со своим супругом. Фиеско убит горем.

    Герцог Андреа Дория не в силах покинуть Геную. Он возвращается в город, предпочитая смерть вечному скитанию.

    Придя в себя после смерти Леоноры, Фиеско облачается в пурпурный плащ, символ герцогской власти в Генуе. В таком виде его застает Веррина. Республиканец предлагает графу сбросить одежду тирана, но тот не соглашается, тогда Веррина увлекает ди Лаванья в гавань, где при восхождении по трапу на галеру сбрасывает Фиеско в море. Запутавшись в плаще, граф тонет. Спешащие на помощь заговорщики сообщают Веррине, что Андреа Дория вернулся во дворец и половина Генуи перешла на его сторону. Веррина тоже возвращается в город, чтобы поддержать правящего герцога.

    ^ 1. Особенности античной литературы. Место древнегреческой мифологии в истории цивилизации, её стадиальное развитие: от мировоззрения до художественного приёма.

    Для античной литературы в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма.

    Мифологизм тематики античной литературы был следствием преемственности общинно-родовой и рабовладельческой культуры. Мифология - это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим. Рабовладельческая формация приносит новое осмысление действительности - теперь за явлениями природы отыскиваются не родственные связи, а закономерности. Новое и старое миропонимания находятся в постоянной борьбе; нападки философии на мифологию начинаются еще в VI в. до н. э. и продолжаются в течение всей античности. Из области научного сознания мифология оттесняется в область художественного сознания. Здесь она и становится основным материалом литературы.

    В более поздней античной литературе мифология уже является прежде всего именно арсеналом для искусства: о классической трагедии и комедии это можно сказать лишь отчасти, но уже отношение Аполлония Родосского или Вергилия к фигурам олимпийских богов в принципе мало чем отличалось от отношения поэтов Возрождения и классицизма. Однако и для этих последующих этапов античности известное замечание Карла Маркса сохраняет силу. Хотя религиозные и философские представления о богах и мире бесконечно изменились с общинно-родовых времен, однако по-прежнему божества, которым приносились жертвы, сохраняли олимпийские имена (достаточно вспомнить роль культа Аполлона при Августе), и философы персонифицировали отвлеченные стихии и первоначала в образах олимпийских божеств (достаточно вспомнить гимн Клеанфа «К Зевсу»). Это и позволяет понять ту прочность, с которой держалась мифологическая тематика в античной литературе. Любое новое содержание, поучительное или развлекательное, философская проповедь или политическая пропаганда, легко воплощалось в традиционные образы и ситуации мифов об Эдипе, Медее, Атридах и пр. Каждая эпоха античности давала свой вариант всех основных мифологических сказаний: для исхода общинно-родового строя таким вариантом был Гомер и киклические поэмы, для полисного строя - аттическая трагедия, для эпохи больших государств - произведения таких поэтов, как Аполлоний, Овидий, Сенека, Стаций и пр.

    По сравнению с мифологической тематикой всякая иная отступала в античной художественной литературе на второй план. Историческая тематика была замкнута специальным жанром истории (хотя этот последний мог быть беллетризован до совершенной романичности) и допускалась в поэтические жанры лишь с постоянными оговорками: исторический эпос Энния, вызванный к жизни спецификой римской культурной обстановки, еще признавался поэзией, но уже у исторического эпоса Лукана право на такое звание оспаривалось. Бытовая тематика допускалась в поэзию, но лишь в «младшие жанры» (комедия, а не трагедия, эпиллий, а не эпос, эпиграмма, а не элегия) и всегда была рассчитана на восприятие на фоне традиционной «высокой» мифологической тематики. Этот контраст обычно сознательно заострялся насмешками по адресу надоевших всем мифологических сюжетов и пр. Публицистическая тематика также допускалась в поэзию, но и здесь средством «возвышения» воспеваемого современного события оставалась та же мифология - начиная от мифов в одах Пиндара и кончая мифологическими образами в позднеантичных стихотворных панегириках.

    Традиционализм античной литературы был следствием общей медлительности развития рабовладельческого общества. Не случайно наименее традиционной и наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время бурного социально-экономического переворота VI-V вв. до н. э. В остальные же века перемены в общественной жизни современниками почти не ощущались, а когда ощущались, то воспринимались преимущественно как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя тосковала по эпохе общинно-родовой (отсюда - гомеровский эпос, созданный как развернутая идеализация «героических» времен), а эпоха больших государств - по эпохе полисной (отсюда - идеализация героев раннего Рима у Тита Ливия, отсюда же - идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в эпоху Империи). Все эти представления переносились и на литературу.

    Система литературы казалась неизменяющейся, и поэты последующих поколений старались идти по следам предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший законченный его образец: Гомер - для эпоса, Архилох - для ямба, Пиндар или Анакреонт - для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид - для трагедии и т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или поэта измерялась степенью его приближения к этим образцам.

    Особое значение такая система идеальных образцов имела для римской литературы: по существу, всю историю римской литературы можно разделить на два периода - первый, когда идеалом для римских писателей были греческие классики, Гомер или Демосфен, и второй, когда было решено, что римская литература уже сравнялась с греческой в совершенстве, и идеалом для римских писателей стали уже римские классики, Вергилий и Цицерон. Конечно, были и такие эпохи, когда традиция ощущалась как бремя и новаторство ценилось высоко: таков, например, был ранний эллинизм. Но и в эти эпохи литературное новаторство проявлялось не столько в попытках реформировать старые жанры, сколько в обращении к более поздним жанрам, в которых традиция еще не была достаточно авторитетна: к идиллии, эпиллию, эпиграмме, миму и т. п. Поэтому легко понять, почему в тех редких случаях, когда поэт заявлял, что слагает «досель неслыханные песни» (Гораций, «Оды», III, 1, 3), гордость его выражалась столь гиперболически: он гордился не только за себя, но и за всех поэтов будущего, которые должны последовать за ним как за основоположником нового жанра. Впрочем, в устах латинского поэта такие слова часто означали только то, что он первый перенес на римскую почву тот или иной греческий жанр.

    Последняя волна литературного новаторства прокатилась в античности около I в. н. э., и с этих пор осознанное господство традиции стало безраздельным. У древних поэтов перенимали и темы, и мотивы (изготовление щита для героя мы находим сперва в «Илиаде», потом в «Энеиде», затем в «Пунике» Силия Италика, причем логическая связь эпизода с контекстом все более слаба), и язык, и стиль (гомеровский диалект стал обязателен для всех последующих произведений греческого эпоса, диалект древнейших лириков - для хоровой поэзии и т. п.), и даже отдельные полустишия и стихи (вставить строчку из прежнего поэта в новую поэму так, чтобы она естественно прозвучала и по-новому осмыслилась в данном контексте, считалось высочайшим поэтическим достижением). А преклонение перед древними поэтами доходило до того, что из Гомера в поздней античности извлекали уроки и военного дела, и медицины, и философии и пр. Вергилий же на исходе античности считался уже не только мудрецом, но и колдуном и чернокнижником.

    Третья черта античной литературы - господство стихотворной формы - результат древнейшего, дописьменного отношения к стиху как к единственному средству сохранить в памяти подлинную словесную форму устного предания. Даже философские сочинения в раннюю пору греческой литературы писались в стихах (Парменид, Эмпедокл), и еще Аристотелю в начале «Поэтики» приходилось объяснять, что поэзия

    Отличается от непоэзии не столько метрической формой, сколько вымышленным содержанием. Однако эта связь вымышленного содержания и метрической формы оставалась в античном сознании очень тесной. Ни прозаического эпоса - романа, ни прозаической драмы в классическую эпоху не существовало. Античная проза с самого своего зарождения была и оставалась достоянием литературы, преследовавшей не художественные, а практические цели, - научной и публицистической. (Не случайно «поэтика» и «риторика», теория поэзии и теория прозы в античной словесности различались очень резко.) Более того, чем больше эта проза стремилась к художественности, тем больше она усваивала специфически поэтические приемы: ритмическое членение фраз, параллелизмы и созвучия. Такова была ораторская проза в том виде, какой она получила в Греции в V-IV вв. и в Риме во II-I в. до н. э. и сохранила до конца античности, оказав мощное влияние и на историческую, и на философскую, и на научную прозу. Беллетристика в нашем смысле слова - прозаическая литература с вымышленным содержанием - появляется в античности лишь в эллинистическую и римскую эпоху: это так называемые античные романы. Но и тут интересно, что генетически они выросли из научной прозы - романизированной истории, распространение имели бесконечно более ограниченное, чем в Новое время, обслуживали преимущественно низы читающей публики и ими высокомерно пренебрегали представители «подлинной», традиционной литературы.

    Следствия этих трех важнейших особенностей античной литературы очевидны. Мифологический арсенал, унаследованный от эпохи, когда мифология была еще мироосмыслением, позволил античной литературе символически воплощать в своих образах самые высокие мировоззренческие обобщения. Традиционализм, заставляя воспринимать каждый образ художественного произведения на фоне всего предшествующего его употребления, окружал эти образы ореолом литературных ассоциаций и тем самым бесконечно обогащал его содержание. Поэтическая форма давала в распоряжение писателя огромные средства ритмической и стилистической выразительности, которых была лишена проза. Такова действительно была античная литература в пору высшего расцвета полисного строя (аттическая трагедия) и в пору расцвета больших государств (эпос Вергилия).

    В последующие за этими моментами эпохи общественного кризиса и упадка положение меняется. Мировоззренческие проблемы перестают быть достоянием литературы, отходят в область философии. Традиционализм вырождается в формалистическое соперничество с давно умершими писателями. Поэзия теряет ведущую роль и отступает перед прозой: философская проза оказывается содержательнее, историческая - занимательнее, риторическая - художественнее, чем замкнувшаяся в узких рамках традиции поэзия.

    Такова античная литература IV в. до н. э., эпохи Платона и Исократа, или II-III вв. н. э., эпохи «второй софистики». Однако эти периоды приносили с собой другое ценное качество: внимание переходило на лица и предметы повседневности, в литературе появлялись правдивые зарисовки человеческого быта и человеческих отношений, и комедия Менандра или роман Петрония при всей условности их сюжетных схем оказывались насыщены жизненными подробностями более, чем это было возможно для стихотворного эпоса или для аристофан
    ^ Доолимпийский период

    Процесс жизни воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно нагроможденном виде.

    Окружающее материализуется, одушевляется, населяется какими-то непонятными слепыми силами. Все вещи и явления в сознании первобытного человека исполнены беспорядочности, несоразмерности, диспропорции и дисгармонии, доходящей до прямого уродства и ужаса.

    Земля с составляющими ее