Почему первобытные художники изображали животных. Чем и как рисовал первобытный человек. История одного открытия

Как известно, изобразительное искусство появилось в позднем периоде древнего каменного века. Люди в то время рисовали почти одних зверей. В среднем каменном веке, наступила новая пора. На скалах и в пещерах изображают совсем другие сцены. Это не ряды зверей или стада бизонов в разных позах. Главным предметом изображения становится группа людей, именно группа, а не отдельный человек. На наскальных рисунках этого времени в Испании, Индии или на юге Африки можно видеть отряд охотников на оленей или диких быков, группы танцующих людей. Они изображены условно и не отличаются один от другого, у них нет лиц. Их движения переданы очень живо, и почти всегда можно понять, что они делают.

Но возникает вопрос, зачем людям в то далекое время вообще нужно искусство как таковое, ведь оно не играет существенной роли для выживания?

На этот счет существует множество теорий. Исторический приоритет принадлежит теории, которая видела истоки искусства в потребности людей создавать прекрасное. Это одно из первых, простых и прямолинейных объяснений, так называемая теория искусства для искусства. Она ведет начало от первых находок предметов искусства в культурных слоях палеолитических памятников, то есть с середины-конца XIX века. Сегодня некоторые исследователи считают, что искусство – это просто прямое следствие появления способности создавать символы, творить прекрасное, что искусство появляется немедленно, как только человек приобретает необходимые для его создания и восприятия интеллектуальные и телесные способности. Однако появление символизма вообще и искусства в частности – это, скорее, все-таки следствие общего усложнения культуры, повышения ее информационной сложности. Это следствие того, что на определенном этапе развития информационная насыщенность культуры, то есть объем общих сведений о мире, который общество должно хранить и передавать для того, чтобы приспособиться и выжить, превышает некий порог. До достижения этого порога было достаточно естественной памяти, устной передачи всех существенных сведений, но когда объем информации, циркулирующей в обществе, превысил пороговый объем, стали необходимы внешние носители информации. Это, видимо, и повлекло за собой появление многих из тех видов деятельности, которые мы сегодня привычно объединяем под термином искусство.

Свидетельства символизма появились давно, они редкие и разрозненные, но они, несомненно, есть уже в среднем палеолите. Они обнаруживаются на памятниках, оставленных как представителями Homo sapiens, так и неандертальцами, а также более архаичными гоминидами. Например, на стоянке Берехат Рам в Израиле, что относится еще к ашельской эпохе. Тем не менее, там найдена фигурка, представляющая из себя кусок породы, который изначально, в силу игры природы, напоминал человеческую фигуру, но был доработан. Ему было придано еще большее сходство с человеческим обликом. Это своего рода Венера, но еще нижнепалеолитическая. В среднем палеолите таких находок становится больше. Обычно в этой связи вспоминают охряные плитки стоянки Бломбос в Южной Африке возрастом около 70-75 тыс. лет назад, где нанесены ритмично заштрихованные решетки и тому подобные изображения. Такие вещи есть и на ряде других памятников Южной Африки.

Кроме того, в этот период и даже более ранний (примерно 100 тыс. лет назад) появляются украшения в виде раковин с искусственными и естественными отверстиями. Вряд ли можно сомневаться в том, что люди были способны к символизму задолго до того, как это явление получило в культуре массовое распространение. Но только в каких-то обществах, районах оно было востребовано, а в каких-то – нет, и сложно сказать, в силу чего. То есть способности были, но не было общественного запроса. Это одна из возможных интерпретаций. У нее есть свои слабые стороны, прежде всего, это недостаток археологических данных, которые позволили бы ее проверить и доказать.

Зачем первобытные люди рисовали животных, на которых они охотились, в таком большом количестве? Только с чисто эстетической целью, получая удовольствие от самого процесса? Но почему для творчества они выбрали столь неудобное, плохо освещенное, часто труднодоступное место - пещеры, их отдаленные коридоры и проходы? Зачем после окончания своей работы они не наслаждались ее лицезрением, а разрушали - метали в нее копья и дротики? Ответить на эти вопросы помогают этнографические наблюдения за народами, еще в XIX - XX веках сохранившими первобытный уклад жизни.

Известно, что австралийские аборигены перед началом охоты исполняли специальный обряд: рисовали на песке фигуру кенгуру и во время ритуального танца вонзали в изображенное животное свои боевые копья. При этом они полагали, что, попав в рисунок животного, попадут и в само животное во время охоты. Очевидно, так же полагал и первобытный человек. Здесь можно привести слова Карла Маркса о фетишизме: ”Распаленная вожделением фантазия создает у фетишиста иллюзию, будто “бесчувственная вещь” может изменить свои свойственные свойства для того только, чтобы удовлетворить его прихоть”. Аналогичная иллюзия создавалась и у первобытных участников магического ритуала, символизирующего смерть и убийство животного. “Распаленная вожделением фантазия” исполнителей ритуала превращала имитацию охоты в саму охоту, ритуально-магическое “убийство” животного в реальное убийство зверя.

Корни первобытной веры в магию следует искать в материальных и общественных условиях жизни людей. Первобытное состояние человечества иногда изображается полным блаженства, когда люди как баловни природы получали от нее в виде даров все необходимое для жизни. Но о трудностях первобытных людей, о суровых, подчас трагических условиях их жизни красноречиво говорят следующие цифры: почти 50% неандертальцев не доживали до своего двадцатилетия. У кроманьонца средняя продолжительность жизни не превышала 20 лет. В наиболее тяжелом положении оказывались женщины и дети: 38% неандертальцев умирало, не достигнув и 11 лет, почти никто из женщин не доживал до 25 лет. У питекантропов и синантропов смертность была еще выше: 68% синантропов не достигало и 14 лет.

Эти данные были получены учеными при изучении костных останков первобытных людей. Высокий уровень смертности чаще всего был результатом частых голодовок, смертельных ранений в ходе охоты на крупных животных, что было закономерным и естественным в силу неразвитости производительных первобытных сил, бедности и слабости первобытной техники. У людей той эпохи были лишь простейшие орудия труда, сделанные из камня, кости, дерева. Они были грубы и не могли обеспечить постоянные источники питания. Средства к существованию древнейшие люди добывали охотой, рыбной ловлей, собирательством. Однако первобытный охотник, несмотря на все свое умение и искусство, часто оставался без добычи, а рыболов без рыбы: зверь исчезал из леса, рыба покидала реки. Растительную же пищу можно было добывать лишь в определенные месяцы года.

Трудовая деятельность первобытных людей, все усилия наших далеких предков, имевшие своей целью обеспечить себя и своих близких средствами к существованию, нередко заканчивались безрезультатно. Это вызывало у них состояние неуверенности в своих силах, неуверенности в будущем. Отсутствие реальных средств, гарантирующих надежные и постоянные результаты производственной деятельности, и явились основными причинами того, что человек каменного века обратился к поискам иррациональных средств практического воздействия на природу. Подобными средствами и явились магические ритуалы и обряды. Так экономическая неразвитость, слабость первобытного человечества, выразившаяся в практическом бессилии человека перед природой, и явилась тем социальным фоном, на котором выросла вера в магию.

Первобытные люди были убеждены, что посредством исполнения магических обрядов они вступают в контакт со сверхъестественной силой, могущей защитить их от стихий природы, от всех злых сил и существ, помочь в достижении той или иной практической цели, которую они не в состоянии достичь посредством реальных приемов и средств. Конкретные формы колдовства создавались каждым родом, племенем, общиной самостоятельно, результатом чего явилось бесчисленное многообразие магических ритуалов и обрядов. Ученые описали и систематизировали буквально тысячи колдовских ритуалов и верований, бытовавших у разных народов в разные времена.

Исследователи открыли пещерные рисунки, называемые «вонджина», у туземцев северо-западной Австралии.

Чтобы был хороший дождь, хороший урожай, много скота. Для этого туземцы рисовали под «вонджина» то, что им было нужно.

Отправляясь на поиски пищи, на охоту, люди первобытной общины не были уверены в успехе. Ведь не раз, даже подраненный, зверь убегал от них. Как обеспечить себе удачу?

Человек пытался внушить животному, что именно он ждет от него. Он перевоплощался в будущую добычу, надевал маску зверя, подражал его повадкам, поведению, которые знал превосходно.

Охотники собирались в потайном месте, наряжались, устраивали магические пляски, церемонии, «настигая» добычу и «убивая» ее. В нарисованный контур животного летели дротики, стрелы.

Очевидно, без таких вот священнодействий племя не рисковало начинать охоту. Очевидно и другое: весь обряд в мельчайших подробностях передавался следующему поколению как самое ценное достояние. (3)

Так же как процедура охотничьего колдовства, из рода в род переходили амулеты и талисманы, различные предметы, будто бы обладающие необыкновенными силами воздействия на окружающий мир, способные приносить человеку удачу и здоровье.

Когда в прошлом веке у одного африканского колдуна обнаружили тайник с талисманами, то насчитали их около 20 тысяч. Этот своеобразный музей достался ему по наследству, и старик старательно пополнял его.

Чего там только не было!

Горшок с красной глиной, в которую воткнули петушиное перо, перья попугая, человеческие волосы, различные фигурки. Здесь же стоял маленький стул и лежала циновка, чтобы талисманы могли отдохнуть, так сказать, по-человечески. Колдун ухаживал за сокровищами и то у одного, то у другого -- в зависимости от нужд -- выпрашивал милость и помощь. Для себя и для других.

Остров Пасхи. Это крохотный клочок суши, затерянный в безбрежном Тихом океане. Такое имя дали ему европейцы, открывшие остров накануне праздника пасхи. Несколько столетий воображение исследователей будоражили гигантские каменные фигуры таинственных людей, неведомо как попавшие туда.

И вот в 1955 году на далекий остров отправилась экспедиция во главе с норвежским ученым и путешественником Туром Хейердалом.

Тур Хейердал и его товарищи прожили на острове целый год. Они много узнали о жизни туземцев, согласованной с приметами и запретами, доставшимися им по наследству от далеких предков.

Современные жители острова Пасхи не начинали работу, не принеся в жертву особым образом запеченную курицу, не приступали к серьезному делу, не задобрив духов традиционными церемониями, плясками в их честь, молитвенным пением. На каждом шагу заклинания, счастливые талисманы, советы с духами умерших предков. Хейердал узнал о существовании тщательно скрываемых родовых пещер. Ему удалось проникнуть в одну из них. Перед спуском в тайник с его головы срезали прядь волос - таким образом, он считался посвященным в тайну пещеры. Вход в нее «охранял» череп похороненного там предка.

Ученый увидел дощечки с древними загадочными письменами, фантастические фигурки зверей и птиц, якобы обладавших особой магической силой. Один из родовых камней изображал собачью голову с широко разинутой, оскаленной пастью и скошенными глазами, такими дикими, что они скорее могли бы принадлежать волку или лисе. Были здесь также птицы, птице-человеки, плоский камень с рельефным изображением двух свившихся змей.

Хейердал спросил, в, чем смысл этих камней. Островитянин показал на змей и сказал, что двойные фигуры обладают вдвое большей силой.

А между тем жители острова считались христианами

Европейцы привезли им свою религию, ее обряды, обычаи, учение о Христе как единственном боге, от которой зависит вся жизнь человека. Но верования далеких предков, веками бытовавшие на этом одиноком острове, оказались ближе и понятней религиозных заповедей чужеземного бога из-за океана.

Местный священник жаловался Туру Хейердалу, что его прихожане-туземцы продолжают почитать своих далеких предков. Если бы священник знал о тайных пещерах, где островитяне совершали древние религиозные обряды!

Забавная деталь: домоправительница священника считала своим предком... кита, выброшенного на берег залива. Все его попытки доказать упрямой женщине, что людей, как и все вокруг, создал бог, ни к чему не приводили.

«Она на все отвечала ему,-- пишет Тур Хейердал,-- что он, хотя и священник, не может ничего знать об этом, а она слышала это от своего отца. Ему же рассказал его отец, в свою очередь узнавший об этом от своего отца, а уж тому ли этого не знать -- ведь он сам и был тем китом!»

Мы воспринимаем мир иначе, чем наши далекие предки. Сейчас уже ученики начальных классов умеют правильно отвечать на вопросы «кто?» или «что?», разделять предметы на одушевленные и неодушевленные.

Первобытные люди, выделившиеся из животного мира и еще тесно с ним связанные, не умели провести четкую границу между одушевленной и неодушевленной природой. Им казалось, что они находятся в тесном родстве со всем окружающим миром -- камнями, деревьями, животными...

Больше того: люди считали, что растения и животные -- те далекие предки, от которых ведет начало их собственный род.

У родов и племен, занимавшихся рыболовством, священными прародителями были рыбы, морские животные: островитянка-домоправительница не случайно назвала предком-отцом кита, самое большое морское животное. Охотники выбирали кенгуру, медведя, собиратели кореньев, ягод и орехов почитали священными полезные им растения.

У коренных жителей Австралии ученые обнаружили до 700 предков, 56 можно было отнести к предметам и явлениям природы, большинство же составили животные и растения. Люди называли себя их именами, считали священных предков творцами мира, создателями существующих обычаев, порядков, а позднее -- создателями и хранителями общественной морали.

В чем же выражалось поклонение растениям и животным? (В науке их называют тотемами, а связанный с ними комплекс верований и обрядов -- тотемизмом.)

С одной стороны, их строго-настрого запрещалось уничтожать и употреблять в пищу. Они были под особой охраной, и неуважение к ним нередко становилось причиной распрей, вражды между разными племенами.

А с другой стороны, в определенное время года «предков» специально убивали. И убийство и поедание священного животного проходило по особому, тщательно разработанному магическому церемониалу. Люди хотели принять на себя необыкновенные свойства могущественного предка. Они были убежденны, что таким образом заключают с ним союз.(3)

Шедевры древней наскальной живописи поражают не только далеких от искусства людей, но и маститых художников. Их создатели давно канули во тьме тысячелетий, но их работы продолжают жить, восхищая далеких потомков. Ни скудная палитра красок, ни отсутствие кистей, ни плохая освещенность не помешали первобытным художникам красиво и реалистично отобразить окружающий их мир.

Самовыражение или древняя магия?

Первые рисунки первобытных художников, изумившие ученых, были обнаружены в Испании во второй половине XIX века. Эти рисунки не оказались столь примитивными, как можно было бы ожидать. Выяснилось, что первобытные художники рисовали не хуже многих представителей современного искусства. После Испании древнюю наскальную живопись обнаружили в других странах Европы, а затем практически на всех континентах, кроме Антарктиды. Пещерная живопись времен палеолита главным образом посвящалась животным. С развитием первобытных общин в мезолите и неолите в сюжетах рисунков помимо животных стали встречаться и изображения людей, их взаимодействия друг с другом и с животными. Появились изображения неких религиозных обрядов, а уфологи различают на ряде рисунков даже инопланетян и летающие тарелки.

Некоторые рисунки пещерной,живописи выполнены одним цветом, при создании других использовалось несколько цветов. Надо отметить, что первобытные художники не располагали богатой палитрой, они использовали только природные красители. Каолин давал им белый цвет; охра - красный или желтый; марганец - черный. Также они использовали гематит, мергель, кварц, сажу, древесный уголь, растения и кровь животных. Для защиты рисунка от размывания стекающей по стенам водой в краски добавляли древесную смолу или животный жир. Благодаря таким ухищрениям пещерная живопись на тысячелетия пережила своих создателей.

При создании рисунков краски наносились с помощью пальцев, позже для их нанесения стали использоваться полые трубки из костей птиц и некие подобия самодельных кистей. Случалось, контур рисунка для придания ему четкости и выразительности доисторические художники выскабливали или выбивали. Для создания эффекта объемности рисунки нередко наносили на выступы стены, которые подбирались с большим мастерством. Из-за плохой освещенности или полного ее отсутствия шедевры пещерной живописи создавались при свете костров или факелов.

Зачем древние художники тратили столько времени на творчество? Спросить об этом у них мы уже не можем, а вот ученые выдвигают на этот счет свои предположения. Например, Анри Брейль видел в наскальных рисунках часть ритуалов «охотничьей магии». Древние художники рисовали стада бизонов, пронзенных копьями животных, привлекая таким образом удачу на охоте. По мнению других исследователей, художники просто отображали окружающий мир, выражая свое творческое начало.

Основными художниками были женщины и дети?!

Когда были обнаружены первые наскальные рисунки, никто не сомневался, что они были созданы мужчинами. Первобытная женщина долгое время считалась забитым существом без тени интеллекта, способным только рожать и выкармливать детей, поддерживать огонь и выделывать шкуры. Однако стоило ученым подробно заняться изучением отпечатков ладоней, оставленных древними художниками, как взгляды изменились. В публикации научного журнала National Geographic американские исследователи прямо говорят о том, что древние наскальные рисунки были выполнены женщинами. Такой вывод был сделан на основании анализа отпечатков ладоней, обнаруженных на стенах в пещерах рядом с древними наскальным рисунками. Оказалось, что длина фаланг и пропорции пальцев соответствуют как раз женской ладони. Получается, что авторами около 75% обнаруженных наскальных рисунков были женщины. Ранее было установлено, что к художественному творчеству в пещерах были причастны и дети.

Получается, что «командой», состоящей в основном из женщин, частично из детей и мужчин, и были созданы шедевры пещерной живописи. Среди таких шедевров рисунки из пещеры Фон де Гом в Дордоне. В этой пещере обнаружены многочисленные изображения мамонтов, бизонов, диких лошадей, оленей и других животных.

Любопытно, что они выполнены в различной манере, здесь встречаются и древнейшие линейные рисунки, выполненные черной и красной краской. Есть и изумительные полихромные композиции, созданные в более позднее время. Стоит вспомнить и о знаменитой пещере Ляско, открытой французскими школьниками в сентябре 1940 года близ местечка Монтиньяк. На стенах пещеры оказались сотни желтых, красных, коричневых, выполненных охрой, сажей и мергелем, изображений животных - оленей, козлов, быков, бизонов, лошадей, носорогов. Все они были выполнены с таким мастерством, что у некоторых даже возникло предположение о грандиозном розыгрыше, устроенном современными художниками. Однако ни о каком розыгрыше не могло идти и речи, все рисунки являлись подлинными и очень древними. Вскоре пещеру Ляско прозвали «Сикстинской капеллой первобытной живописи».

Один из шедевров пещерной живописи обнаружили сравнительно недавно, в 1995 году, в пещере Шове во Франции. Древний художник с помощью охры, гематита и древесного угля изобразил на ее стенах мамонтов, бизонов, зубров, лошадей, оленей, пещерных львов, медведей, диких баранов, а также гиен, пантер и сов. Самое интересное, что эти рисунки оказались самыми древними из известных - им 31 тысяча лет. Удивительно, что при этом они выполнены с поразительным мастерством. Специалист по наскальной живописи французский ученый Жан Клотт заявил: «Люди, которые нарисовали это, были великими художниками».

А теперь пора вспомнить о знаменитой пещере Альтамира в Испании, с которой практически и началась история изучения древней пещерной живописи.

Пикассо был восхищен шедеврами Альтамиры

Посетив пещеру Альтамира и осмотрев ее наскальную живопись, знаменитый художник Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное!» Он был восхищен экспрессией рисунков, их композицией, подбором красок, тонким вкусом древнего живописца, знанием пропорций и особенностей движения животных. До Альтамиры никто даже не подозревал о том, что люди каменного века были способны создавать самые настоящие шедевры живописи. Именно в этой пещере были открыты самые первые рисунки времен позднего палеолита (35-10 тыс. до н. э.) Эпохальное открытие сделал испанский археолог-любитель граф Марселино де Савтуола.

Эту пещеру, расположенную в 30 км от города Сантандер (Кантабрия), в 1868 году случайно обнаружил пастух. Правда, ничего особенного, кроме костей и рогов животных, он тогда не нашел. В 1875 году пещеру впервые посетил граф де Савтуола, ему удалось обнаружить лишь каменные орудия палеолитического человека, но в этой находке не было ничего сенсационного. В 1879 году граф решил еще раз осмотреть пещеру, взял с собой 6-летнюю дочь Марию. Именно она, показывая пальчиком в пещерный потолок, неожиданно закричала: «Быки, быки!» Ее отец засмеялся, но все же поднял глаза к потолку и замер от изумления: там находились огромные красочные фигуры бизонов. Некоторых из них древний художник изобразил стоящими на месте, других в динамике - с наклоненными рогами бросающихся на врага. Граф стал тщательно осматривать потолок и стены пещеры, и ему удалось обнаружить еще ряд рисунков, выполненных черной, коричневой и красной красками.

Рисунки животных были выполнены с высоким мастерством и большой реалистичностью. Савтуола опубликовал сообщение о своей находке, но научный мир встретил его с явным недоверием. Кончилось тем, что рисунки Альтамирской пещеры признали подделкой и на время о них забыли. Об открытии Савтуолы вспомнили в 1895 году, когда французский археолог Эмиль Ривьер нашел рисунки первобытного человека на стенах пещеры Ла-Мут в Дордоне. После этой находки ученые приступили к тщательному обследованию стен и потолков всех известных на тот период пещер. В десятках пещер в Испании и Франции удалось обнаружить наскальную живопись.

Некоторые рисунки скрывали сталагмиты, другие были покрыты известняковой корой, но было ясно, что они очень древние, и ни о какой подделке не могло быть и речи. После этого ученые обратили пристальное внимание на 270-метровую пещеру Альтамира и ее уникальные рисунки. Исследователи пришли к выводу, что их возраст насчитывает около 20 тысяч лет. В 1902 году, увы, уже после смерти первооткрывателя графа де Савтуолы, наскальную живопись Альтамиры признали подлинной. Пещеру стали посещать многочисленные туристы, поэтому из-за нарушения микроклимата древние рисунки начали разрушаться. Альтамиру пришлось закрыть для посещения, в пещеру стали пускать на ограниченное время только ученых. Рядом с пещерой организовали музейный комплекс, в 2001 году в нем открыли точную копию панно Большого плафона, с тех пор туристы, не нарушая покой пещеры, могут увидеть то, что было скрыто в ней десятки тысячелетий.

3656

В предыдущей статье мы поговорили о том, как можно поиграть с ребенком в доисторические времена и познакомить его с жизнью и бытом первобытных людей. А сегодня обратим внимание на искусство тех лет и сами попробуем выступить в роли художника.

Искусные художники

Расскажите своему ребенку историю: «Однажды один испанский археолог Марсели́но де Саутуо́ла исследовал древнюю пещеру. С ним была его маленькая дочь Мария. Как-то девочка решилась заглянуть в самую глубь пещеры, и, прибежав к отцу, закричала: «Там бык! Бык!» Отец начал успокаивать дочку: «Да откуда же здесь взяться быкам?»

Спросите ребенка, могли ли быть в пещере какие-нибудь животные? Придумайте вместе несколько вариантов. Затем продолжите рассказ: «Марселино прошел вглубь пещеры и замер в изумлении. Нет, там был не один бык! А целое стадо! Бизоны стояли, лежали, били копытом. И все они были нарисованы на стене пещеры, каждый в полтора-два метра, да так натурально и реалистично, что их действительно можно было спутать с живыми».

Рассмотрите с ребенком изображения бизонов, нарисованных на стене пещеры.



Ученым долгое время не верилось, что это творения, созданные на заре человечества. Одно время даже считалось, что это шутка какого-нибудь современного художника.
Покажите своему юному «археологу» еще несколько пещерных рисунков.




Внимательно изучите картинки и задайте вопрос: что объединяет рисунки первобытных людей, что у них общего? Верно, все они изображают животных. Почему именно их рисовал древний человек? А не растения или пейзажи. Напомните своему «первооткрывателю» об играх, когда вы знакомились с жизнью в доисторические времена. И ваш ребенок догадается, что вся жизнедеятельность первобытных людей была связана с животными, которые обеспечивали их пищей, одеждой, кровом (на шалаши из костей мамонтов натягивали шкуры).

Обратите внимание ребенка на искусность и мастерство, с которыми сделаны рисунки. Внешний вид, части тела, позы зверей – всё это нарисовать правильно помогала наблюдательность. Почему первобытные люди уделяли деталям столько внимания? Без этого не удалась бы охота.

Невиданные доисторические животные

Покажите ребенку иллюстрации древних зверей, сравните их с современными.

Платибелодон
Пакицет
Пантолямбда
Арсинотерий
Титаноидес
Целодонт
Фороракос

Удивительные существа! Подробнее о них можно узнать на сайте «Мир животных». Произнесите названия каждого из них, наверняка, они не оставят юного «ученого» равнодушным. Ребенку придется по душе и самому придумать собственные подобные изощренные названия, для этого нарисуйте воображаемого доисторического зверя.

Проведите другую игру на воображение и фантазию: обратите внимание молодого исследователя на особенности внешнего вида животных и придумайте «говорящие» названия, по которым можно легко догадаться, кто есть кто. Например, поищите среди всех представленных экземпляров Длиннохвостого Полосатика.

Магические ритуалы

Ученые обнаружили, что животные, изображенные в пещерах, часто были с вмятинами и царапинами от камней и копий. Почему? Позвольте ребенку проявить свои мыслительные и творческие способности и сделать предположения.

Древние люди верили, что нарисованные звери были живыми, что они чувствовали боль, страх, рождались и умирали. Обычно первобытные художники рисовали их перед охотой и разыгрывали сцены из нее: как они преследуют добычу, выслеживают ее, окружают и забивают камнями и копьями. Они считали, что, если нарисованное животное убить, то и реальная охота будет удачной. Часто люди вкладывали и магический смысл в эти ритуалы, которые в настоящей жизни помогали им тренировать свое тело, вырабатывать согласованность действий.

Интересно, что на наскальных рисунках не изображены рыбы, хотя они входили в рацион человека того времени. Вновь позвольте вашему исследователю придумать свои версии ответа. Напомните ребенку о цели изображения животных. Конечно же, тренировка, репетиция настоящей охоты! А рыба ловилась относительно просто, рыбалка не требовала магических ритуалов.

Первобытные краски

Напомните ребенку, что в первобытную эпоху не было ни современных кистей, ни красок. Чем же доисторические люди рисовали целые стада быков? Какие природные материалы могли хорошо окрашивать и оставлять цветной след? Возможно, в жизни вашего юного «археолога» уже есть опыт знакомства с глиной, которая пачкает одежду и руки. Например, когда на берегу он добывал строительный материал с большой глубины. Или другая «краска», которая появляется после тушения костра на пикнике в лесу, – уголь. Или следы на пальцах, языке, зубах от жимолости. Всё это примеры природной краски.

Предложите маленькому исследователю самостоятельно догадаться, с помощью чего первобытные люди могли рисовать, и положите перед ним несколько предметов: фломастеры (или карандаши, краски), игрушки (или что-то, не способное окрашивать), и уголь, мел, цветные глины, ягоды.
Кроме этого доисторические люди использовали цветные минералы, измельчая их и смешивая с жиром животных. Вы с ребенком можете смешать жирорастворимые красители с подсолнечным или сливочным маслом.

Кисти в первобытные времена

А теперь предложите ребенку «изобрести» древнюю кисточку. Выслушайте все идеи, в том числе и вариант рисовать пальцем, это один из правильных ответов. Затем предложите сделать доисторическую кисть из предложенных предметов:

длинная полая куриная косточка с обрезанными концами (можно взять из бульона);
пучок шерсти (домашние питомцы линяют);
кусочек мха (если найдете).

Древние люди из костей делали трубки и у одного конца закрепляли мох или шерсть животных, а через другой наполняли её краской. Вот кисть и готова к применению. Иногда они рисовали просто мхом или куском шкуры.

В домашних условиях допустимо заменить мох кусочком ваты. Объясните малышу, что это тоже растение, хлопчатник. В крайнем случае, можно обойтись и ватной палочкой. Самодельную кисть заправьте соком свеклы и приступайте к творчеству.

Рисуем по-первобытному

Найдите на прогулке большой булыжник и используйте его в качестве холста. Если погода не позволяет, то во имя благой цели доставьте его на дом маленькому художнику. Жители горных местностей могут как никто другой ощутить себя древними творцами и рисовать в самих пещерах. Если же нет возможности раздобыть подходящий камень, то под столом вертикально поставьте большую коробку и представьте себя вместе с ребенком в самодельной пещере.

Способов рисования много: просто пальцами, мхом (или ватой), с помощью самодельной кисточки (из полой кости), углем, цветными глинами, ягодами, отваром луковой шелухи, соком одуванчика или других сильно пигментированных овощей и фруктов. А также уже современным, но, тем не менее, природным красителем – густым раствором кофе.

Что рисовать? Животное, которое больше всего понравилось вашему ребенку. Или придумайте своего зверя доисторической эпохи, дайте ему название, расскажите, как он живет, что есть, как добывает пищу. Его внешний вид и образ жизни неразрывно связаны. Если у животного мощные клыки, то он никак не может быть травоядным. А вот если у него длинная шея, которая помогает дотянуться до листвы высоких деревьев, то он как раз и есть травоядное.

Что делать, если у ребенка не получается передать все детали животных в точности, как у первобытных художников. Оставьте произвольные отпечатки, пятна, кляксы, пририсуйте им глаза и уши – и ваш невиданный доисторический зверь готов. Цветные точки – это его следы. Кустистые отпечатки мхом – растения, которыми он питается или в которых прячется от первобытных охотников.

Пришла пора играть в древних охотников! Потренируйтесь в ловкости и меткости, используя вместо камней клубки ниток или скомканную бумагу.

После подобных ритуальных действий первобытные люди всегда просили прощения у нарисованных животных, ведь они считали их живыми. Извинитесь и вы с ребенком перед вашим «наскальным» зверем.

Вот так, играючи, вы с ребенком познакомитесь с еще одной гранью жизнь доисторических людей и получите большое удовольствие, создавая шедевры в стиле первобытных времен.
В следующих статьях нас ждут пиктограммы, Пещеры рук и рельефные изображения.

Оксана Яремчук , педагог дополнительного образования, психолог

«Первобытная история» - история Нового времени. История возникновения человека сложна и противоречива. Какая эпоха в истории была самой долгой? история Средних веков. Почему первобытные художники рисовали животных? Охота и рыболовство. История человечества. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

«Первые древние люди» - Многие племена. Австалопитеки были маленького роста. Овладение огнем. Охота древних людей. Если огонь потухал, то виновников изгоняли. Задание на урок. Питекантропы. Отщепы. Орудия труда. Австралопитеки жили на деревьях. Применение огня. Первые люди появились в восточной Африке. Древнейшие люди. Древнейшие орудия труда.

«История древнего человека» - История в символах и знаках. Изобретения и открытия (50). Археологи обнаружили стоянку первобытных людей. Как получилось каменное рубило? Изобретения и открытия (10). Изобретения и открытия (60). История в архитектурных памятниках (50). Религия. Что означает слово история? 40 год до нашей эры на 80 лет.

«Возникновение искусства и религиозных верований» - Религия. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. Искусство - творческое отражение действительности. Возникновение искусства и религиозных верований. Жизнь первобытных людей. Рисунки на стенах пещер. Для чего археологи раскапывают могилы людей. Петроглифы. Каким словом можно заменить. Алгоритм самостоятельной работы с электронным учебником.

«Урок Древнейшие люди» - Сделайте вывод. Задача №2. Терминово. Задача №3. Путешествие по станциям. Выставление оценок. Задача №4. Жизнь первобытных людей. Карточка №2 Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Почему появилось неравенство?». Задачкино. Кроссвордово. Цель урока. Систематизация и контроль качества знаний по теме «Жизнь первобытных людей».

«Земледелие и скотоводство» - Мотыжное земледелия. Овца. Рыболовство. Коллектив родственников, ведущих общее хозяйство. Земледелие возникло более 10 тысяч лет назад в Западной Азии. Земледелие. Глиняная посуда. Собирательство. Самые могущественные духи назывались богами. Зернотерка. От собирательства к земледелию. Скотоводство. … Хозяйство.

Всего в теме 30 презентаций