Горького как писателя знает весь мир. И именитый и отверженный. Личная жизнь Максима Горького

Максим Максимович Горький (наст. имя Алексей Максимович Пешков) 28 марта 1868, Нижний Новгород 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. "серебряного века") и советской литературы.

Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство").

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос "самоучкой". Тяжелая работа (посудник на пароходе, "мальчик" в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. "Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться…" сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова "Песнь старого дуба".

Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, "ходил в народ", странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с "Капиталом" К. Маркса и "Историческими письмами" П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.

Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и парадоксальным образом породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где "Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о встать рядом с Богом" (письмо Горького В. В. Розанову, 1912).

Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией А. Пешков; обозначения "А. М. Горький" и "Алексей Максимович Горький" контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете "Кавказ", где был напечатан первый рассказ "Макар Чудра". В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале "Русское богатство" (рассказ "Челкаш"). В 1898 в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев". Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.

С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой "идейного лиризма". Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода "философию", которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с "правдой жизни". Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно "вопрос о Горьком" и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 начала 20 вв. и который критика сравнивала со "сверхчеловеком" Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.

Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.

Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества "Знание" и вскоре стал выпускать "Сборники товарищества "Знание", где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.

Вершина раннего творчества, пьеса "На дне", в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление "На дне" с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького "Мещане" (1901), "Дачники" (1904), "Дети солнца", "Варвары" (обе 1905), "Враги" (1906) не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.

Между двух революций (1905-1917)
После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). "Каприйский" период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о "конце Горького" (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести "Мать" (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести "Городок Окуров" (1909), "Детство" (1913-14), "В людях" (1915-16), цикл рассказов "По Руси" (1912-17). Споры в критике вызвала повесть "Исповедь" (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим "заигрывание с боженькой".

Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи "коллективного разума", к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до "окопной вши", "пушечного мяса", когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: "Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?"

Годы эмиграции (1917-28)
Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не "музыку", а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В "Несвоевременных мыслях" (цикл статей в газете "Новая жизнь"; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, "звериным" и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге "О русском крестьянстве" (1922).

Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства "Всемирная литература", открытие "Дома ученых" и "Дома искусств" (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш "Сумасшедший корабль" и книге К. А. Федина "Горький среди нас"). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.

С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл "Рассказы 1922-24 годов", "Заметки из дневника" (1924), роман "Дело Артамоновых" (1925), начал работать над романом-эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (1925-36). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг.

Возвращение
В 1928 Горький совершил "пробную" поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание "Жизни Клима Самгина", панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство "Аcademia", книжные серии "История фабрик и заводов", "История гражданской войны", журнал "Литературная учеба", а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

Обстоятельства смерти
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде.

Отцом его был столяр-краснодеревщик. В последние годы жизни работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать происходила из семьи мещан. Её отец когда-то ходил бурлаком, но сумел разбогатеть и приобрёл красильное заведение. После смерти мужа мать Горького вскоре снова устроила свою судьбу. Но прожила недолго, умерев от чахотки.

Оставшегося сиротой мальчика забрал дед. Он учил его грамоте по церковным книгам, а бабушка прививала любовь к народным сказкам и песням. С 11 лет дед отдал Алексея «в люди», чтобы он зарабатывал на жизнь сам. Он работал пекарем, «мальчиком» в магазине, учеником в мастерской по написанию икон, посудником в буфете на корабле. Жизнь была очень тяжёлой и, в конечном итоге Горький не выдержал и сбежал «на улицу». Он много бродил по Руси, повидал неприкрытую правду жизни. Но удивительным образом сохранил в себе веру в Человека и скрытые в нём возможности. Повар с корабля сумел привить будущему писателю страсть к чтению, и теперь Алексей всячески старался её развивать.

В 1884 году пытается поступать в Казанский университет, но узнаёт, что с его финансовым положением это невозможно.

В голове Горького зреет романтическая философия, согласно которой Человек идеальный и реальный не совпадают. Он впервые знакомится с марксистской литературой, начинает заниматься пропагандой новых идей.

Творчество раннего периода

Писательскую карьеру Горький начал как провинциальный литератор. Псевдоним М.Горький впервые появится в 1892 году в Тифлисе, в газете «Кавказ» под первым печатным рассказом «Макар Чудра».

За активную пропагандистскую деятельность Алексей Максимович находился под неусыпным надзором полицейских органов. В Нижнем Новгороде печатался в газетах «Волжский вестник», «Нижегородский листок» и других. Благодаря содействию В.Короленко в 1895 году опубликовал в популярнейшем журнале «Русское богатство» рассказ «Челкаш». В этом же году были написаны «Старуха Изергиль» и «Песня о Соколе». В 1898 - в Петербурге выходят «Очерки и рассказы», получившие всеобщее признание. Ещё на следующий год - публикуется поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и роман « Фома Гордеев». Слава Горького возрастает невероятно, его читают не меньше чем Толстого или Чехова.

В период до первой русской революции 1905-1907 годов Горький вёл активную революционную пропагандистскую деятельность, лично познакомился с Лениным. В это время появились его первые пьесы: «Мещане» и «На дне». В 1904-1905 годах были написаны «Дети солнца» и «Дачники».

Ранние творения Горького не имели особой социальной направленности, но герои в них были хорошо узнаваемы по своему типу и одновременно имели свою «философию» жизни, что привлекало читателей необычайно.

В эти годы Горький проявляет себя и как талантливый организатор. С 1901 года он становится во главе издательства «Знание», в котором начинают печататься лучшие писатели того времени. В Московском художественном театре ставится пьеса Горького «На дне», в 1903 году она играется уже на сцене берлинского Kleines Theater.

За свои крайне революционные взгляды писатель не раз подвергался арестам, но продолжал поддерживать идеи революции не только духовно, но и материально.

Меж двумя революциями

Первая мировая война произвела на Горького крайне тягостное впечатление. Его безграничная вера в прогрессивность человеческого разума была растоптана. Писатель воочию увидел, что человек, как личность, не значит на войне вообще ничего.

После поражения революции 1905-1907 годов и в связи с обострившимся туберкулёзом Горький уезжает на лечение в Италию, где поселяется на острове Капри. Здесь он проживает семь лет, занимаясь литературным творчеством. В это время написаны его сатирические памфлеты о культуре Франции и США, роман «Мать», ряд повестей. Здесь же созданы «Сказки об Италии» и сборник «По Руси». Наибольший интерес и разногласия вызвала повесть «Исповедь», содержащая темы богостроительства, что категорически не принимали большевики. В Италии Горький редактирует первые газеты большевиков - «Правда» и «Звезда», возглавляет отдел по художественной литературе журнала «Просвещение», а также помогает издать первый сборник писателей-пролетариев.

В это время Горький уже выступает против революционного переустройства общества. Он пытается уговорить большевиков не проводить вооружённого восстания, т.к. народ ещё не готов к кардинальным преобразованиям и его стихийная сила может снести и всё лучшее, что есть в царской России.

После Октября

События Октябрьской революции подтвердили, что Горький был прав. Много представителей старой царской интеллигенции погибли во время репрессий или вынуждены были бежать за границу.

Горький с одной стороны осуждает действия большевиков во главе с Лениным, но с другой стороны называет простой народ варварским, чем, по сути, оправдывает жестокие действия большевиков.

В 1818-1819 годах Алексей Максимович ведёт активную общественную и политическую деятельность, выступает со статьями, осуждающими власть Советов. Многие его начинания задумываются именно для того, чтобы спасти интеллигенцию старой России. Он организует открытие издательства «Всемирная литература», возглавляет газету «Новая жизнь». В газете он пишет о важнейшей составляющей власти - её единстве с гуманизмом и нравственностью, чего категорически не видит в большевиках. На основании таких заявлений газета в 1918 году закрывается, и Горький подвергается нападкам. После покушения на Ленина в августе того же года писатель снова возвращается «под крыло» большевиков. Свои предыдущие выводы он признаёт ошибочными, утверждая, что прогрессивная роль новой власти значительно важнее, чем её ошибки.

Годы второй эмиграции

В связи с очередным обострением болезни и по настоятельной просьбе Ленина Горький снова едет в Италию, останавливаясь на этот раз в Сорренто. До 1928 года писатель остаётся в эмиграции. В это время он продолжает писать, но уже сообразуясь с новыми реалиями русской литературы двадцатых годов. В период последнего проживания в Италии был создан роман «Дело Артамоновых», большой цикл рассказов, «Заметки из дневника». Начато фундаментальное произведение Горького - роман «Жизнь Клима Самгина». В память о Ленине Горький издал о вожде книгу воспоминаний.

Проживая за границей, Горький с интересом следит за развитием литературы в СССР и поддерживает связи со многими молодыми писателями, но возвращаться не торопится.

Возвращение на Родину

Сталин считает неправильным, что писатель, поддерживавший большевиков в годы революции, проживает за границей. Алексею Максимовичу было сделано официальное приглашение вернуться на Родину. В 1928 году он приехал в СССР с кратковременным визитом. Для него была организована поездка по стране, во время которой писателю показали парадную сторону жизни советского народа. Впечатлённый торжественной встречей и увиденными достижениями, Горький решил вернуться на Родину. После этой поездки он написал цикл очерков «По Советскому Союзу».

В 1931 году Горький навсегда возвращается в СССР. Здесь он с головой уходит в работу над романом «Жизнь Клима Самгина», который так и не успевает закончить до своей смерти.

В это же время он занимается огромной общественной работой: создаёт издательство «Academia», журнал « Литературная учёба», Союз писателей СССР, книжные серии об истории фабрик и заводов, и по истории гражданской войны. По инициативе Горького открывается первый литературный институт.

Своими статьями и книгами Горький, по сути, рисует высокий моральный и политический облик Сталина, показывая только достижения советского строя и замалчивая репрессии руководства страны по отношению к собственному народу.

18 июня 1936 года, пережив на два года сына, Горький умирает при невыясненных до конца обстоятельствах. Возможно, его правдивая натура одержала верх, и он посмел высказать какие-то претензии партийному руководству. Такого в те времена не прощали никому.

В последний путь писателя провожало всё руководство страны, урна с прахом была захоронена в Кремлёвской стене.

Интересные факты:

9 июня 1936 года практически уже умершего Горького оживил приезд Сталина, который приехал, чтобы попрощаться с покойным.

Мозг писателя перед кремированием был удалён из тела и передан в Московский Институт мозга для изучения.

Максим Горький (1868-1936) является одним из самых знаменитых русских писателей. 5 раз его номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Еще с конца XIX века в своих произведениях Горький поднимал вопросы революционного изменения общества, он находился в явной оппозиции к царизму и симпатизировал социал-демократам. Революцию писатель встретил с недоверием, однако в итоге вернулся из-за границы и последние годы стал прижизненным классиком советской литературы.

Знакомство с Горьким у нас происходит еще со школы. Мы читаем повести «Детство» и «В людях», учим фрагмент «Песни о буревестника», взрослыми читаем «Жизнь Клима Самгина». Трудно переоценить культурное влияние Максима Горького на жизнь советских людей. Его именем назвали город, заводы, корабли, парки, кинотеатры. Но образ писателя был далеко не однозначным.

Миф о нем начал создаваться еще до революции, а советская власть только утвердила его, канонизировав Горького. Уже в годы перестройки критики пересмотрели отношение к нему. Подлинная же фигура Горького стала размываться под напором двух антагонистических подходов. О самых спорных моментах биографии писателя, которые и легли в основу мифов о нем, мы и поговорим.

Горький - настоящая фамилия писателя. Алексей Пешков начал печататься под псевдонимом Максим Горький с 1892 года. Тогда в тифлисской газете «Кавказ» появился его рассказ «Макар Чудра». Но появился этот псевдоним неслучайно. Отец писателя обладал острым языком, его поэтому прозвали Горький. Проживая в Тифлисе, Алексей Пешков познакомился с революционером Калюжным. Тот, пройдя каторгу и работая на железной дороге, помог начинающему писателю взглянуть на себя серьезно. Калюжный и посоветовал Пешкову взять псевдоним Горький, который соответствовал бы острой социальной направленности произведений.

Горький - единственный псевдоним Пешкова. Начиная работать в Самаре провинциальным газетчиком, Алексей Пешком пользовался псевдонимом Иегудиил Хламида. Под этим именем выпускались первые фельетоны писателя, где основной темой была эксплуатация трудового человека.

Горький был незначительный писателем. Известна цитата Владимира Набокова: «Художественный талант Горького не имеет большой ценности». Писатель называл дар своего коллеги убогим, отказывал ему в интеллектуальном размахе. Да и Мережковский в своей работе «Чехов и Горький» считал, что больше пары слов тот не заслуживает, а его поэзию следует снисходительно забыть. Другой явный обладатель литературного вкуса, Иван Бунин, в своей работе «Горький» 1936 года отмечал беспримерную незаслуженность мировой славы коллеги и обвинял даже в фальсификации своей биографии. Однако это далеко не единственные авторитетные отзывы о творчестве Горького. Немало знаменитых современников признавались ему в любви, восхищались талантом. Чехов называл его талант «настоящим и залихватским», Блок величал «русским художником». Всегда сдержанный и язвительный Ходасевич отметил «высокую пробу» писателя. Марина Цветаева в ответ на присуждение Бунину Нобелевской премии написала, что считает куда более достойного этой награды Горького, ибо тот больше, своеобразнее и человечнее. По мнению поэтессы Бунин являлся концом эпохи, тогда как Горький ее всю олицетворял.

Горький создал соцреализм. В советском литературоведении развитие реализма проходило от критических форм Пушкина, Гоголя, Толстого до социалистической. Такой художественный метод считался официальным и единственно верным для советского искусства. И если последним представителем критического реализма считался Чехов, то Горького назвали создателем социалистического реализма и всей советской литературы. Классическими образцами считались пьеса «Враги» (1906) и роман «Мать» (1906). Но сама теория социалистического реализма оформилась полностью лишь в 1930-е годы, тогда же и была выстроена генеалогия произведений с Горьким в ее основе. А ведь его классический роман был написан еще за 30 лет до этого, да к тому же в Америке, вдалеке от Родины. Сам Горький считал ту поездку неудачной, чем и объяснил недостатки своей книги. Современные исследователи творчества писателя считают, что в основе его идеологии лежал вовсе не марксизм, как это представляли советские литературоведы, а идея создания нового человека и мира. Да и последнее произведение Горького, незавершенная «Жизнь Клима Самгина», даже в Большой Советской энциклопедии причислена к критическому реализму.

Горький боролся с социальной несправедливостью. Не вызывает сомнений факт неприятия писателем современного миропорядка. Но бунтарство его было не только социальным. Даже критик творчества Горького, Мережковский, указывал на метафизический, богоборческий взгляд на проблему. По его мнению, Чехов и Горький стали пророками, но не в общепринятом смысле. Писатели благословили то, что хотели проклясть и прокляли то, что хотели благословить. Они пытались показать, что человеку Бог не нужен, он сам им является, но из произведений становится понятно, что человек становится зверем и скотом, а то и хуже. Горькому были близки идеи русского космизма, он боролся со смертью, как с абсолютным злом, пытаясь ее преодолеть путем бессмертия и воскрешения. Умирая, писатель в бреду произносил, что яростно спорит с Богом. Бунт писателя касался самих основ мироздания, жизни и смерти. Это было намного выше, чем просто изменение общественного устройства. Сказка в стихах «Девушка и смерть» (1892) заставила даже Сталина заявить, что это произведение сильнее «Фауста».

Горький являлся антимодернистом. Горького называют противником модернизма и декаданса, проповедником реализма. Но данный образ быстро рассыплется, если посмотреть на настоящее место писателя в творческих процессах Серебряного века. В ранних рассказах Горького присутствует богоискательство, ницшеанство, что вполне гармонирует с русскими тенденциями модернизма, волновавшими умы на рубеже XIX-XX веков. О пьесе «На дне» Анненский писал в 1906 году, что Горький предстает самым ярким русским символистом после Достоевского. Реалистичность творчества иная, нежели у Гончарова или Островского. Читая Горького, любая будничная обстановка предстает иллюзией или сном. Даже миф о своей жизни, созданный самим писателем, может быть воспринят, как символ жизнетворчества. Да и Горький был близок со многими модернистами, что заставляет скептично смотреть на традиционный советский подход к его творчеству. Природу искусства писателя лучше всего описал Владислав Ходасевич. Этот видный представитель русского модернизма несколько лет был близким другом Горького.

Горький дружил с Лениным. Разве мог великий пролетарский писатель не дружить с буревестником революции Лениным? На свет появилась легенда о близости двух мощнейших фигур. Ее визуализировали многочисленные скульптуры, картины и даже фотографии. На них видны беседы вождя с создателем социалистического реализма. Но после революции политическое положение писателя было уже неоднозначным, он потерял свое влияние. В 1918 году Горький оказался в Петрограде в двусмысленной ситуации, начав писать критические по отношению к новой власти очерки «Несвоевременные мысли». В России эта книга была издана только в 1990 году. У Горького образовалась вражда с Григорием Зиновьевым, влиятельным председателем Петроградского совета. Из-за этого Горький уехал пусть в почетную, но ссылку. Официально считалось, что Ленин настоял на лечении классика за границей. В послереволюционной жизни писателю места не нашлось. С такими взглядами и деятельностью ему грозил арест. Но помог появиться этому мифу и сам Горький. В своем биографическом очерке «Ленин» он довольно сентиментально описал свою дружбу с вождем. Познакомились Ленин с Горьким еще в 1905 году, быстро сблизившись. Однако затем революционер стал отмечать ошибки и колебания писателя, пытаясь бороться за него. Горький иначе смотрел на причины Первой мировой войны, не мог желать поражения в ней своей стране. Ленин полагал, что виной тому - эмиграция и ослабшие связи с Родиной. В 1918 году писатель публикуется в газете «Новая жизнь», которая открыто критикуется «Правдой» и именуется мелкобуржуазной. Ленин стал видеть в Горьком временно заблуждающегося товарища.

У Горького была взаимная неприязнь к Сталину. Последний период жизни Горького прошел в Советской России. Эти годы обросли легендой, став идеологической основой. Уже в наше время появились слухи, что писателя жестко контролировали чекисты, что ему угрожал Сталин и в итоге уничтожил сперва его сына, а потом и самого Горького. Однако факты говорят о другом. Горький искренне приветствовал сталинизм, а отношения с самим лидером страны были по меньшей мере нейтральными. В Советском Союзе писатель увидел, какими методами пользуются большевики для переделки человека. Эта государственная лаборатория литератора восхитила. Проживая в эмиграции, Горький смущался и тяготился таким своим положением. Почему он, буревестник революции, оказался ей не нужен? Горький хотел лично принимать участие во всех событиях на Родине. Тем более вскоре Сталин уничтожил врага писателя, Зиновьева. Это позволило Горькому вернуться, заняв влиятельное место культурного лидера. Такого положения ему даже Ленин не давал. А личность Сталина писателю нравилась, он льстил ему не только в официальных речах. Писатель и политик нужны были друг другу. Сталин по каналам НКВД давал Горькому все необходимое, а тот своей поддержкой легимитизировал его действия.

Максим Горький был убит. 27 мая 1936 годы при посещении могилы сына писатель простудился и заболел. Смерть наступила через 3 недели, 18 июня. Гроб великого русского писателя несли в том числе Молотов и Сталин. Но уже в ходе Третьего Московского процесса в убийстве сына Горького обвинили Генриха Ягоду. Тот в своих показаниях признался, что убил и самого писателя, по приказу Троцкого. В заговоре участвовали и секретарь Горького, а также известные врачи. Ягода долго пытался поссорить литератора со Сталиным, а когда ему не удалось это, то совершил убийство. Заговорщики боялись, что в случае смерти вождя авторитетный писатель может не поддержать их. Позже появились версии, по которым приказ убить Горького отдавал сам Сталин или же он просто послал в подарок отравленные конфеты. Но это кажется явным преувеличением - писатель сладкое не любил, раздавая его гостям. Да и убедительных свидетельств этому мифу нет. Разве можно верить показаниям, данным под пытками? Но сама легенда оказалась выгодной Сталину, она помогла ему расправиться с политическими конкурентами. А разоблачители Сталина легко вписали Горького в число жертв режима.

Горький любил русских крестьян. Этот образ быстро рушится, если узнать, как пролетарский писатель относился к деревне и русскому крестьянству. Их он попросту ненавидел! Горький считал, что в крестьянине собраны все наихудшие черты человеческой натуры: лень, глупость, ограниченность, приземленность. Любимый тип писателя, босяк, родом как раз из этой среды, возвышался над ней и всем своим дальнейшим существованием отрицал. В рассказе «Челкаш» столкнулись старый волк, пьяница и ловкий вор Челкаш с трусливым, слабым и ничтожным крестьянином Гаврилой. Картина показательная. Горький писал, что полудикие, глупые и тяжелые люди деревень вымрут, на смену им придет новое племя, грамотное, разумное и бодрое. И оно должно отличаться от милого и симпатичного народа, будучи деловым и неравнодушным лишь к своим потребностям.

Горький был антисемитом. Евреи были как раз образцом того самого нового народа, в котором должны слиться воедино разум, деловитость и трудолюбие. Об этой замене классического русского крестьянства Горький как раз и писал. Еврейская тема вообще занимает важное место в его творчестве, он всегда защищал этот народ и жестко выступал против антисемитов. Горький говорил, что на пути человека к прогрессу евреи протестовали против всего грязного и низкого, против насилия, пошлости и духовного невежества. Уже в Самаре в 1895-1896 годах Горький стал знаменитостью. Для Самары начинающий писатель был странным человеком. Его таланта никто не видел. Знакомые его были образованными людьми, из дворян. Горький же относительно них был действительно «из народа». Даже на фотографии времен «Самарской газеты» писатель изображен с палкой и в сапогах. К нему и относились соответствующим образом. Уже в советское время появился этот миф. Но когда в Самаре стали ставить пьесы Горького мало кто помнил, что он тут вообще жил тут. Один из приятелей писателя, Александр Смирнов, решил сделать на этой почве творческую карьеру. Его воспоминания о Горьком - единственное, что печаталось. Писатели в Самаре составили список людей, с которыми общался Горький. За них были написаны мемуары, раскрывающие жизнь и характер классика.

Горький был всегда бедным. Советская пропаганда превозносила Горького, как пролетарского писателя из народа, познавшего с детства нужду и лишения. Однако Алексей Пешков родился в небедной семье. Его отец был управляющим пароходной конторы, мать была дочерью богатого купца. Родители Горького умерли рано, он стал богатым наследником. Жил он явно не одними гонорарами. Писатель Леонид Андреев ругал своего коллегу, который, прикидываясь пролетарием, льнул к богатым и путешествовал, как принц. Поэтесса Гиппиус вспоминала, как в 1918 году Горький скупал у голодающих старинные ценные вещи. Он не был чужд материального благополучия. Да и жизнь за границей всегда требовала немалых средств.

Горький был пламенным большевиком. Хотя писатель и позиционировался, как яростный революционер, вскоре после событий октября 1917 года он уже критиковал своих недавних друзей. Горький писал, что Ленин и Троцкий отравились ядом власти, попирая демократические свободы. В беседах писатель предрекал скорое уничтожение коммунистов восставшими крестьянами. Но вскоре судьба сделала Горького новым трибуном режима.

У Горького было однозначное отношение к религии. Был ли писатель действительно воинствующим безбожником? На протяжении всей своей жизни Горький не прекращал попыток обрести духовный путь. Он много общался со священниками, вместе с Толстым помог уехать на запад христианам-молоканам. Но сам к религии писатель так и не пришел. В 1929 году Горький заявил, что в любви верующих есть только ненависть к людям. Писатель подписал письмо с просьбой уничтожить Храм Христа Спасителя. Да и христианское смирение было чуждо литератору, он писал, что никогда ни в чем не собирался каяться.

Горький был толерантен к геям. В ближайшем окружении писателя были и гомосексуалисты. В той творческой среде это явление процветало (Мейерхольд, Эйзенштейн). При этом писатель никакой толерантности к гомосексуалистам не проявлял. На страницах «Правды» и «Известий» он открыто называл явление социально преступным и наказуемым, заявлял, что на нем зиждется фашизм.

Горький не причастен к сталинским репрессиям. При всех заслугах Горького в области литературы нельзя забывать и о его роли в репрессиях режима. Именно писатель являлся автором объемной книги о строительстве Беломоро-Балтийского канала. Там Горький восхищается, как из бывших врагов пролетариата появились на свет квалифицированные рабочие. Писатель открыто восторгался исправительно-трудовой политикой страны. Всемирно известной личности верили. Поездка Горького на Соловки в 1929 году помогла убедить Запад покупать лес в СССР. На положение заключенных писатель предпочел не обращать внимания.

28 марта 2008 года, в день 140-летия со дня рождения Максима Горького в институте его имени пройдут Горьковские чтения, посвященные месту писателя в современном мире. В "Горьковских чтениях-2008" принимают участие литературоведы не только из России, но и из Франции, Польши, Италии, Украины и США.

Максим Горький (настоящее имя - Алексей Максимович Пешков) родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Родители умерли рано, и детство писателя прошло в доме деда Василия Каширина. Дед научил мальчика чтению по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство").

Летом 1884 года шестнадцатилетний Алексей Пешков отправился в Казань в надежде поступить в университет. Однако за недостатком средств он ограничился активным общением со студентами, посещениями кружков самообразования, сходок. В это время он зарабатывал себе на жизнь поденной работой: был чернорабочим, грузчиком, пекарем. Неустроенность в быту, личные неурядицы привели Горького к душевному кризису, завершившемуся попыткой самоубийства (декабрь 1887 года).

С лета 1888 по октябрь 1892 года Горький странствовал "по Руси". За четыре года он исходил всю Южную Россию - от Астрахани до Москвы, побывал в Южной Бесарабии, Крыму и на Кавказе. Он батрачил в деревнях, работал на рыбных и соляных промыслах, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских.

В эти годы Горький приобрел немало знакомств в среде творческой интеллигенции, пережил увлечение народничеством, толстовством и социал-демократическими учениями, писал стихи и прозу. В сентябре 1892 года в газете "Кавказ" (Тифлис) был напечатан его рассказ "Макар Чудра", подписанный псевдонимом "М.Горький".

До 1909 года Горький по своим взглядам ближе всего стоял к большевикам. В 1909 году, благодаря своей симпатии к "впередовцам" и "богостроителям", он разошелся с Лениным. После февральской революции основал, вместе с рядом левых социал-демократических публицистов и литераторов, интернационалистическую газету "Новая жизнь", которая стала объединяющим центром своеобразного течения в социал-демократической партии, получившего название "новожизненского".

Октябрьскую революцию "Новая жизнь" и сам Горький встретили с пессимизмом, предрекая ее скорый провал. В первые недели и месяцы после революции писатель выступил с циклом статей под общим заголовком "Несвоевременные мысли", в которых резко критиковал взятый Лениным курс, подчеркивал преждевременность революции и ее разрушительные последствия. Горький высказывался в защиту буржуазной прессы, находя, что именно особенности переходного периода требуют свободного соревнования различных политических партий. Однако уже в 1919 году он сделался горячим сторонником Советской власти.

Однако сами большевики не считали его близким себе по духу, и с 1921 по 1928 год Горький жил в эмиграции, куда отправился после крайне настойчивых советов Ленина. Горький поселился в Сорренто (Италия), но не прерывал связей с молодой советской литературой (Л.М.Леонов, В.В.Иванов, А.А.Фадеев, И.Э.Бабель). Написал цикл "Рассказы 1922-1924 годов", "Заметки из дневника", роман "Дело Артамоновых".

С 1925 года Горький начал работу над исторической эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (первоначальное название романа - "Сорок лет"), которая, по замыслу писателя, должна была стать летописью переломной эпохи в истории России и русской интеллигенции. Работу над романом он продолжал до самой смерти, но так и не успел закончить его.

В мае 1928 года Горький вернулся в СССР и все лето путешествовал по стране (Курск, Харьков, Днепрострой, Запорожье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Тифлис, Коджори, Ереван, Владикавказ, Сталинград, Самара, Казань, Нижний Новгород). Впечатления об этих поездках были собраны им в книгу "По Союзу Советов" (1929).

В 1933 году Горький переехал в Москву. По его инициативе были созданы журналы "Наши достижения" (1929-1936) и "Литературная учеба" (1930-1941), издание "История фабрик и заводов", выпустившее в 1931-1933 годах около 250 книг различного характера, издание "История гражданской войны", выпускался литературно-художественный альманах, была учреждена серия "Библиотека поэта".

Горький сыграл ключевую роль в образовании Союза советских писателей, явившись организатором и председателем I Всесоюзного съезда советских писателей (1934). По инициативе Горького был основан Литературный институт, затем названный его именем.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года. Его смерть была окутана слухами. Еще во времена сталинских репрессий официальной стала версия о том, что великого пролетарского писателя якобы "залечили до смерти" врачи-убийцы. Впоследствии, еще в советские годы, эта версия была предана забвению. Сейчас обстоятельства и причины смерти Горького (и его сына Максима в мае 1934 года) остаются предметом дискуссии.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Алексей Пешков, более известный как писатель Максим Горький, для русской и советской литературы фигура культовая. Он пять раз номинировался на Нобелевскую премию, был самым издаваемым советским автором на протяжении всего существования СССР и считался наравне с Александром Сергеевичем Пушкиным и главным творцом отечественного литературного искусства.

Алексей Пешков - будущий Максим Горький | Pandia

Он родился в городке Канавино, который в те времена располагался в Нижегородской губернии, а сейчас является одним из районов Нижнего Новгорода. Его отец Максим Пешков был столяром, а в последние годы жизни управлял пароходной конторой. Мать Васильевна умерла от чахотки, поэтому Алеше Пешкову родителей заменила бабушка Акулина Ивановна. С 11 лет мальчик был вынужден начать работать: Максим Горький был посыльным при магазине, буфетчиком на пароходе, помощником пекаря и иконописца. Биография Максима Горького отражена им лично в повестях «Детство», «В людях» и «Мои университеты».


Фото Горького в молодые годы | Поэтический портал

После безуспешной попытки стать студентом Казанского университета и ареста из-за связи с марксистским кружком будущий писатель стал сторожем на железной дороге. А в 23 года молодой человек отправляется странствовать по стране и сумел добраться пешком до Кавказа. Именно во время этого путешествия Максим Горький кратко записывает свои мысли, которые впоследствии будут основой для его будущих произведений. Кстати, первые рассказы Максима Горького стали издаваться тоже примерно в то время.


Алексей Пешков, взявший себе псевдоним Горький | Ностальгия

Уже став известным литератором, Алексей Пешков уезжает в Соединенные Штаты, затем перебирается в Италию. Это произошло вовсе не из-за проблем с властями, как иногда преподносят некоторые источники, а из-за изменений в семейной жизни. Хотя и заграницей Горький продолжает писать революционно направленные книги. В Россию он вернулся в 1913 году, поселился в Санкт-Петербурге и стал работать на различные издательства.

Любопытно, что при всех марксистских взглядах Октябрьскую революцию Пешков воспринял довольно скептически. После Гражданской войны Максим Горький, который имел некоторые разногласия с новой властью, вновь уезжает за рубеж, но в 1932 году окончательно возвращается домой.

Писатель

Первым из изданных рассказов Максима Горького стал знаменитый «Макар Чудра», который вышел в 1892 году. А известность писателю принес двухтомник «Очерки и рассказы». Интересно, что тираж этих томов был почти в три раза выше обычно принятого в те годы. Из самых популярных произведений того периода стоит отметить рассказы «Старуха Изергиль», «Бывшие люди», «Челкаш», «Двадцать шесть и одна», а также поэму «Песня о Соколе». Еще одна поэма «Песня о Буревестнике» стала хрестоматийной. Много времени Максим Горький уделял детской литературе. Он написал ряд сказок, например, «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии», издавал первый в Советском Союзе специальный детский журнал и организовывал праздники для ребятишек из бедных семей.


Легендарный советский писатель | Киевская еврейская община

Очень важны для осмысления творчества писателя пьесы Максима Горького «На дне», «Мещане» и «Егор Булычов и другие», в которых он раскрывает талант драматурга и показывает, каким образом видит окружающую его жизнь. Большое культурное значение для русской литературы имеют повести «Детство» и «В людях», социальные романы «Мать» и «Дело Артамоновых». Последней работой Горького считается роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина», который имеет второе название «Сорок лет». Над этой рукописью писатель трудился на протяжении 11-ти лет, но так и не успел окончить.

Личная жизнь

Личная жизнь Максима Горького была довольно бурной. В первый и официально единственный раз он женился в 28 лет. Со своей женой Екатериной Волжиной молодой человек познакомился в издательстве «Самарской газеты», где девушка работала корректором. Через год после свадьбы в семье появился сын Максим, а вскоре и дочь Екатерина, названная в честь матери. Также на воспитании писателя находился его крестник Зиновий Свердлов, взявший позднее фамилию Пешков.


С первой женой Екатериной Волжиной | Живой Журнал

Но влюбленность Горького быстро улетучилась. Он стал тяготиться семейной жизнью и их брак с Екатериной Волжиной превратился в родительский союз: они жили вместе исключительно из-за детей. Когда маленькая дочь Катя неожиданно умерла, это трагическое событие стало толчком к разрыву семейных уз. Впрочем, Максим Горький и его жена до конца жизни оставались друзьями и поддерживали переписку.


Со второй женой, актрисой Марией Андреевой | Живой Журнал

После расставания с женой Максим Горький при помощи Антона Павловича Чехова познакомился с актрисой МХАТовского театра Марией Андреевой, которая стала его фактической супругой на следующие 16 лет. Именно из-за ее работы писатель уезжал в Америку и Италию. От предыдущих отношений у актрисы остались дочь Екатерина и сын Андрей, воспитанием которых занимался Максим Пешков-Горький. Но после революции Андреева увлеклась партийной работой, стала меньше внимания уделять семье, поэтому в 1919 году пришел конец и этим отношениям.


С третьей женой Марией Будберг и писателем Гербертом Уэллсом | Живой Журнал

Точку поставил сам Горький, заявив, что уходит к Марии Будберг, бывшей баронессе и по совместительству его секретарше. С этой женщиной литератор прожил 13 лет. Брак, как и предыдущий, был незарегистрированным. Последняя жена Максима Горького была на 24 года моложе его, и все знакомые были в курсе, что она «крутит романы» на стороне. Одним из любовников жены Горького был английский фантаст Герберт Уэллс, к которому она уехала сразу после смерти фактического супруга. Существует огромная вероятность, что Мария Будберг, имевшая репутацию авантюристки и однозначно сотрудничавшая с органами НКВД, могла быть двойным агентом и работать еще и на английскую разведку.

Смерть

После окончательного возвращения на родину в 1932 году Максим Горький работает в издательствах газет и журналов, создает серии книг «История фабрик и заводов», «Библиотека поэта», «История гражданской войны», организовывает и проводит Первый Всесоюзный съезд советских писателей. После неожиданной смерти сына от воспаления легких писатель сник. При очередном посещении могилы Максима он сильно простудился. Три недели у Горького была лихорадка, приведшая к смерти 18 июня 1936 года. Тело советского писателя было кремировано, а прах поместили в Кремлёвскую стену на Красной площади. Но предварительно мозг Максима Горького извлекли и передали в Научно-исследовательский институт для дальнейшего изучения.


В последние годы жизни | Электронная библиотека

Позднее несколько раз поднимался вопрос о том, что легендарного писателя и его сына могли отравить. По данному делу проходил народный комиссар Генрих Ягода, который был любовником жены Максима Пешкова. Также подозревали причастность и даже . Во время репрессий и рассмотрения знаменитого «дела врачей» троим докторам ставилась в вину в том числе и смерть Максима Горького.

Книги Максима Горького

  • 1899 - Фома Гордеев
  • 1902 - На дне
  • 1906 - Мать
  • 1908 - Жизнь ненужного человека
  • 1914 - Детство
  • 1916 - В людях
  • 1923 - Мои университеты
  • 1925 - Дело Артамоновых
  • 1931 - Егор Булычов и другие
  • 1936 - Жизнь Клима Самгина