История кубизма в живописи. Кубизм в живописи: история, виднейшие представители, картины Кубизм работы

Кубизм Кубизм

(франц. cubisme, от cube - куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) первой четверти XX в. Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину "Авиньонские девицы" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрублённые фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. В 1908 в Париже образовалась группа "Бато-лавуар" ("Лодка-плотомойня"), куда входили Пикассо, Ж. Брак, испанец X. Грис, писатели Г. Аполлинер, Г. Стайн и др. В этой группе сложились и были последовательно выражены основные принципы К. В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке "Сексьон д"ор" ("Золотое сечение"), вошли популяризаторы и истолкователи кубизма - А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с кубизмом, - Ф. Леже, Р. Делоне, чех Ф. Купка. Слово "кубисты" впервые употребил в 1908 французский критик Л. Восель как насмешливое прозвище художников, изображающих предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объёмов (куба, шара, цилиндра, конуса).

Кубизм, родившийся в условиях острого кризиса буржуазной культуры эпохи империализма, знаменовал собой решительный разрыв с традициями реалистического искусства. Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости живописи позднего импрессионизма. Сводя к минимуму, а зачастую и вовсе отказываясь от изобразительно- познавательной функции искусства, стремясь строить свои произведения из сочетания элементарных, "первичных" форм, представители кубизма обратились к конструированию объёмной формы на плоскости, расчленению реального объёма на геометризированном тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения. Входя в круг бунтарских буржуазно-индивидуалистических течений, кубизм выделялся среди них тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др.). Это особенно характерно для раннего этапа кубизма, сложившегося под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907) и африканской скульптуры. В этот "сезанновский" период кубизм (1907-09) геометризация форм подчёркивает устойчивость, предметность мира; мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на поверхности холста, образуя подобие рельефа; цвет, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дробит объём (П. Пикассо, "Три женщины", 1909, ГЭ; Ж. Брак, "Эстак", 1908, Художественный музей, Берн). В следующей, "аналитической" стадии кубизма (1910-12) предмет распадается, дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга; предметная форма как бы распластывается на холсте (П. Пикассо, "А. Воллар", 1910, ГМИИ; Ж. Брак, "В честь И. С. Баха", 1912, частное собрание, Париж). В последней, "синтетической" стадии (1912-14) побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Пикассо, "Гитара и скрипка", 1913, ГЭ; Ж. Брак, "Женщина с гитарой", 1913, Национальный музей современного искусства, Париж); появляется интерес ко всякого рода фактурным эффектам - наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям на холсте, то есть отказ от изображения пространства и объёма как бы компенсируется рельефными материальными построениями в реальном пространстве. Тогда же появилась кубистическая скульптура с её геометризацией и сдвигами формы, пространственными построениями на плоскости (неизобразительные композиции и ассамбляжи - скульптуры из неоднородных материалов Пикассо, произведения А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, геометризированные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица, вогнутые контррельефы А. П. Архипенко). К 1914 кубизм начал уступать место другим течениям, но продолжал влиять не только на французских художников, но и на итальянских футуристов, русских кубофутуристов (К. С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников "Баухауза" (Л. Фейнингер, О. Шлеммер). Поздний кубизм вплотную приблизился к абстрактному искусству ("абстрактный кубизм" Р. Делоне) одновременно через увлечение кубизмом прошли, преодолев его воздействие, некоторые крупные мастера XX в., стремившиеся к выработке современного лаконичного экспрессивного художественного языка, - мексиканец Д. Ривера, чехи Б. Кубишта, Э. Филла и О. Гугфрёйнд, итальянец Р. Гуттузо, поляк Ю. Т. Маковский и др.

П. Пикассо. "Дама с веером". 1909. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

Литература: М. Лифшиц, Л. Рейнгардт,. Кубизм, в кн.: Модернизм, 3 изд., М., 1980; Der Kubismus, Kцln, (1966); Alexandrian S., Panorama du cubisme, P., 1976.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

куби́зм

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Кубизм" в других словарях:

    Одно из первых направлений в искусстве авангарда. Годом возникновения считается 1907, когда Пикассо выставил свою программную кубистич. картину “Девицы из Авиньона”, а несколько позже Брак свою “Ню”. Название К. было дано направлению в… … Энциклопедия культурологии

    Кубизм - Кубизм. П. Пикассо. Портрет А. Воллара. 1910 г. Москва. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. КУБИЗМ (французское cubisme, от cube куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве 1 й четверти 20 в. Развивалось … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Направление в живописи, зародившееся во Франции около 1908 года, которое может быть рассматриваемо, как реакция импрессионизму, (см это слово) с его тяготением к световой полноте картины, от чего терялась четкость деталей отдельных предметов, как … Литературная энциклопедия

    Кубизм - КУБИЗМ Направление в живописи, зародившееся во Франции около 1908 года, которое может быть рассматриваемо, как реакция импрессионизму, (см это слово) с его тяготением к световой полноте картины, от чего терялась четкость деталей отдельных… … Словарь литературных терминов

    - [фр. cubisme] иск. авангардистское (АВАНГАРДИСТСКИЙ) течение в изобразительном искусстве начала XX в.; кубисты разлагали предмет на плоские грани или уподобляли его простейшим телам шару, конусу, кубу. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

    - (франц. cubisme от cube куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве 1 й четв. 20 в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис), в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты конструирование… … Большой Энциклопедический словарь

    КУБИЗМ, кубизма, мн. нет, муж. (от куб1) (иск.). Направление в живописи (частично и в др. искусствах) в начале 20 века, изображавшее предметы действительности разложенными на простейшие геометрические фигуры, без соблюдения внешнего сходства с… … Толковый словарь Ушакова

    КУБИЗМ, а, муж. В изобразительном искусстве начала 20 в.: формалистическое направление, последователи к рого представляли предметный мир в простых геометрических формах (куба, конуса, граней). | прил. кубистический, ая, ое и кубистский, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова

    кубизм - а, м. cubisme < cube. Авангардистское формалистическое течение в европейском изобразительном искусстве нач. 20 в.; стремясь выявить геометрическую структуру объема, кубисты разлагали предмет на плоские грани или уподобляли его простейшим телам … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Пабло Пикассо, Авиньонские девицы, 1907 Кубизм (фр. Cubisme) модернистское … Википедия

Книги

  • Ольга Розанова и ранний русский авангард , Нина Гурьянова , Первое монографическое исследование о жизни и творчестве оригинального живописца, поэта и теоретика русского авангарда О. В. Розановой (1886-1918). Ее искусство рассматривается в неразрывной… Категория:

История кубизма в живописи ведёт своё начало от “Авиньонских девиц” Пабло Пикассо, написанных в 1907 году под влиянием африканской скульптуры и творчества Поля Сезанна…

В начале ХХ века в живописи (и не только) происходит глобальная революция: художники, игнорируя условности академической школы и реализма, свободно экспериментируют с формой, цветом, аппликацией и другими выразительными средствами, в результате чего возникает ряд модернистских направлений в изобразительном искусстве. Одним из них является кубизм .

“Портрет Анны Ахматовой”, Натан Альтман, 1914, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

История кубизма в живописи ведёт своё начало от “Авиньонских девиц” Пабло Пикассо, написанных в 1907 году под влиянием африканской скульптуры и творчества Поля Сезанна.

“Авиньонские девицы”, Пабло Пикассо, 1907 (243,9х233,7, холст, масло), Музей современного искусства, Нью-Йорк

Фигуры девиц на картине изображены контурно, светотени и перспектива отсутствуют, задний фон раздроблен на осколки разной формы.

Тогда же, в 1907 году, Пабло Пикассо знакомится с молодым, но уже показавшим высокие результаты в фовизме (ещё одно модернистское направление начала ХХ века), художником Жоржем Браком. Совместно они становятся основоположниками нового направления в живописи - кубизма , проводят постоянные встречи, обсуждения, обмениваются находками.


“Тарелка и блюдо с фруктами”, Жорж Брак, 1908, частная коллекция (46х55, холст, масло)

Название “кубизм ” появилось в 1908 году, когда художественный критик Луи Воссель назвал новые картины Брака “bizarreries cubiques”, что в переводе с французского означает “кубические причуды”.

К новому направлению присоединились художники Хуан Грис, Мари Лорансен, Фернан Леже. В продолжение нескольких лет в стиле кубизма начинают работать Робер Делоне, Альбер Глез, Анри Ле Фоконье, Жан Метценже, Франсис Пикабиа и другие.


“Гитара на столе”, Хуан Грис, 1915, Rijksmuseum Kröller-Müller, Оттерло, Нидерланды, (73х92)

Поль Сезанн и его роль в возникновении кубизма

Первый период кубизма называется “сезанновский”, так как художники-кубисты продолжили эксперименты Поля Сезанна (1839-1906) с формой, перспективой и поиском новых композиционных решений.


“Пьеро и Арлекин”, Поль Сезанн, 1888, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Картина “Пьеро и Арлекин” была написана Полем Сезанном в 1888 году, то есть, за 19 лет до возникновения кубизма как отдельного направления. В этой работе прослеживается проработка художником геометрических форм (кругов, овалов и ромбов), направление линий рисунка к некоторой точке, а также нестандартный угол зрения: зритель смотрит на персонажей как бы немного сверху и слева. Перспектива изображена неправильно: создаётся впечатление, что Пьеро и Арлекин находятся в разных пространственных измерениях. Оригинальное композиционное решение создаёт эффект изломанности, механичности и марионеточности движений фигур несмотря на то, что это - живые персонажи с живыми лицами.

В письме к художнику Эмилю Бернару (около 1904 года) Поль Сезанн писал: “Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря, через ощущение. В природе всё лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того, как пишешь, - рисуешь: чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов - вот весь секрет рисунка и моделировки”.

Стадии [фазы] кубизма

В теории искусствоведения выделяют III стадии [фазы] кубизма :

I стадия: сезанновский кубизм (1907 - 1909) - выделение геометрических форм фигур и предметов, отделение формы от пространства/плоскости.

II стадия: аналитический кубизм (1909-1912) - дробление форм на грани и срезы, построение композиции при помощи коллажа из пересекающихся срезов и плоскостей, стирание граней между формой и пространством, визуальное взаимодействие формы и пространства.

“Скрипка и подсвечник”, Жорж Брак, 1910, San Francisco Museum of Modern Art (61х50, холст, масло, направление “аналитический кубизм ”).

III стадия: синтетический кубизм (1913 - 1914) - с помощью геометрических форм и их фрагментов конструируются новые объекты, которые обладают реальностью сами по себе, а не являются изображением видимого мира. Коллажи создаются, в том числе, с помощью аппликаций, которые наиболее часто представляют собой фрагменты газетного листа, вклеенного в композицию.


“Le Jour”, Жорж Брак, 1929, National Gallery of Art, Вашингтон (115х146,7, холст, масло, направление “синтетический кубизм ”)

Таким образом, кубисты разложили предмет на геометрические элементы и отделили его от пространства, форму предметов показали в срезах, изгибах, под разными углами зрения, в бессистемных репликациях и других видоизменениях.

Начавшись во Франции, кубизм стал популярен в разных странах мира, в том числе, и в России. К наиболее выдающимся (виднейшим) представителям кубизма в живописи относят Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Фернана Леже, Хуана Гриса.

Впоследствии художники-кубисты начнут осваивать новые направления, и примерно с 1925 года кубизм постепенно пойдёт на спад, внеся свой важный вклад в развитие живописи.

До кубизма в европейском искусстве одной из основных всегда оставалась проблема жизнеподобия. Несколько веков искусство эволюционировало, не беря эту задачу под сомнение. Даже импрессионисты, открывшие в истории живописи новую главу, посвященную свету, фиксации мимолетного впечатления, тоже решали вопрос: как запечатлеть на холсте этот мир.

Стимулом к развитию нового языка искусства, пожалуй, стал вопрос: зачем рисовать? К началу XX в. основам "правильного" рисования можно было научить практически любого. Активно развивалась фотография, и стало понятно, что изображения фиксационного, технического плана станут ее вотчиной. Перед художниками встал вопрос: как искусству остаться живым и актуальным в мире, где изобразительные образы становятся все доступнее и все легче тиражируются? Ответ Пикассо чрезвычайно прост: в арсенале живописи есть только ее собственные специфические средства - плоскость холста, линия, цвет, свет, и их совершенно не обязательно ставить на службу природе. Внешний мир лишь дает толчок для выражения индивидуальности творца. Отказ от правдоподобной имитации предметного мира открывал перед художниками невероятно широкие возможности. Шел этот процесс по нескольким направлениям. В области "освобождения" цвета лидировал, пожалуй, Матисс, а Брак и Пикассо - основатели кубизма - больше интересовались формой.

Изначально Пикассо под влиянием отчасти иберийского и африканского искусства, отчасти идей Сезанна стал огрублять и упрощать очертания фигур и предметов (это период раннего кубизма, 1906/07-1909 гг.). Примером могут послужить произведения 1908 г. Фигуры в "Фермерше" , "Дриаде" , "Трех женщинах" и "Дружбе" легко вычленяются в контексте полотна, но при этом сведены к определенной комбинации переданных цветом объемов. Сезанн говорил: "Все природные формы можно свести к сферам, конусам и цилиндрам. Начиная с этих простых основных элементов, можно сделать, что угодно". Вполне "сезанновской" в этом смысле является работа "Две обнаженные фигуры" , где человеческие тела уподоблены формам окружающего мира, практически слились с ним. Сезанн говорил: "Следует не воспроизводить натуру, а представлять ее, но какими изобразительными средствами? Посредством формирующих цветовых эквивалентов". Пикассо ему вторит: "Кубизм никогда не был чем-то иным, кроме живописи ради самой живописи, в которой исключаются все понятия несущественной действительности. Цвет играет роль только постольку, поскольку он помогает изображать объемы".

Во многих натюрмортах 1909 года видны игры с точкой зрения на предметы: например, в полотне "Хлеб и ваза с фруктами на столе" на вазу и фрукты взгляд направлен сверху, а на перевернутую чашку - сбоку и чуть снизу, ведь мы не видим ее дна. Все более свободно мастер манипулирует средствами изобразительности, теперь он действительно волен делать с ними "все, что угодно".

Начинается период "аналитического" кубизма (1909/10-1912). Эту манеру можно рассмотреть на портрете Амбруаза Воллара , над которым Пикассо работал в 1910 году Лицу маршана придан естественный цвет, поэтому оно легко выделяется из смешения граней, отрывочных форм, линий (в портрете Даниэля Анри Канвейлера лицо цветом почти не подчеркнуто, и работа кажется более формальной и холодной). Цвет в произведениях этого периода лишь подчеркивает объемы и позволяет выявлять пластическую суть объекта изображения. О разложении формы цельного предмета на мелкие разнородные детали Пикассо говорил так: "Зритель видит картину только по частям; всегда лишь фрагмент за раз: например, голову, но не тело, если это портрет; или глаз, но не нос или рот. Следовательно, все всегда правильно".

В произведениях синтетического кубизма, датирующихся 1912-1914 годами зачастую использовалась техника коллажа , они включали в себя дотоле "посторонние" искусству элементы (газеты, ткани, крупинки песка, земли) и превратились в некие арт-объекты, составляющие которых лишь обозначали подобия, соответствия, давали смотрящему на картину определенные ориентиры, но не показывали предмет в его "данности" (в качестве примера можно привести работы "Гитара" 1913 года и "Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей" 1914 года).

Тем не менее все большее разложение и искажение форм (особенно периода аналитического кубизма) привели к тому, что зрители стали воспринимать кубистические работы как абстрактные, а это Пикассо никак не устраивало. Для него было важно, чтобы зритель, во-первых, эмоционально реагировал на полотно, во-вторых - улавливал авторский посыл, заложенный в произведении, и - желательно - подчинялся ему. С чистой же абстракцией это далеко не всегда возможно. Таким образом кубизм, открывший массу новых возможностей для изобразительного искусства, постепенно перестал интересовать мастера, создавшего его.

Критический реализм, который достиг расцвета во второй половине XIX в., только частично отвечал новым социальным и идейным запросам. Искусство критического реализма не воплощало в себе революционных идеалов, не указывало новых реальных путей прогрессивного преобразования общества.

Реализм вступал в новую, высшую стадию своего развития - созревал метод социалистического реализма, значительно расширявший возможности социального и эстетического воздействия искусства.

Экспериментировавшие в области формы художники не ставили перед собой задач более полного воплощения в своих произведениях прогрессивных социальных и эстетических идеалов, ограничиваясь решением узких, частных задач. Эти частные вопросы - передача средствами живописи и скульптуры объёмности, движения, времени, цвета и света - были поставлены и по-своему решены художниками-модернистами путем чистого формотворчества, который подразумевал разрушение единства формы и содержания. Это, в свою очередь, в качестве закономерного итога приводило к отрицанию необходимости осмысленного содержания в художественном произведении.

Характеристика направления

Кубисты объявили художника автономным творцом «иной» действительности. Именно кубисты стали создавать произведения больше не для подражания природе, не для её организации, а для создания, в свою очередь, творения, несущего печать человека, истинное произведение архитектуры, т. е. произведение, способное заставить временами поверить в онтологическую свободу.

Формируя своё направление, кубисты подчеркивали его противоположность всему ранее созданному изобразительному искусству, которое пренебрежительно определялось ими как «подражательное».

Особенно подчеркивается кубистами «аскетизм» их направления, «строгость, доходящая до иррационализма». Этому способствовала цветовая неиндивидуализированность кубистских произведений искусства, их колористическая невыразительность. Каждый цветовой оттенок, каждая модуляция цвета превращается у кубистов в плоскость (т. е. в элемент формы). Выраженные таким способом плоскости кубисты сочетают резко, не избегая контрастов. Они пытаются этим более четко выразить плоскость, представить её более «твердой».

Формалистическая узость задачи художника-кубиста, ограниченность художественных средств приводят к снижению художественных возможностей, к стиранию индивидуальности художника. Задачу живописи кубисты сводят к изображению цветного объёма на плоской поверхности. К решению этой задачи они подходят абстрактно, без учета материальных закономерностей реального мира. Создаваемые кубистами объекты изобразительного искусства приобретают самодовлеющее значение. «Приверженность кубиста объектам такова, - пишет французский историк искусства Б. Дориваль, - что он ищет их внутри себя, независимо от правдоподобия и каких-либо изменений».

Антидиалектическое отношение к действительности определяет статичность кубистского искусства. Скульпторы и художники-кубисты нарочито избегают всяких элементов, передающих жизненную динамику, мрачные грани тяжеловесных геометрических фигур придают произведениям искусства этого направления незыблемость, давящую тяжесть.

Отвергая динамизм, кубисты отрицают само понятие времени, восприятие во времени различных сторон объекта. Многоплановость объекта передается на их полотнах через единовременное изображение его черт. Попытка показать лицо человека как бы видимым одновременно с разных сторон приводит к появлению, например, изображений лица в профиль с двумя глазами и несколькими носами. В искусстве кубизма этот прием вызывает резкое нарушение норм восприятия картины, что делает её мало коммуникативной.

Прогрессирующий процесс потери коммуникативности в произведениях кубистского искусства прослеживается довольно отчетливо. В ранних полотнах, ещё не совсем оторванных от действительности, наблюдаются отдельные моменты деформации, затрудняющие восприятие произведения.

С развитием кубизма исчезают и те немногие «опорные пункты», которые в какой-то степени позволяли воспринять замысел художника, - отдельные детали, отражающие действительность. Замена частей предмета или человеческого тела геометрическими фигурами делает кубистское изображение неузнаваемым, а замысел художника невоспринимаемым зрителями. Такова, например, кубистская скульптура Жака Липшица «Человек с гитарой». Не прочитав подписи под произведением или его репродукцией, невозможно соотнести изображение с каким-либо реальным предметом или явлением.

Геометрия кубизма

Нагромождение геометрических плоскостей не вызывает у зрителя никаких ассоциаций с формами реальности.

Такого рода «обессмысленные» произведения кубизма не поддаются эстетическому анализу, и эстетики долгое время подменяли критическое осмысление произвольным формалистическим толкованием, лишенным всякой основательности. Так, в книге «Мастера искусства модернизма» скульптура Ж. Липшица «Человек с гитарой» описывается следующим образом: «Липшиц в своем «Человеке с гитарой» свел взаимозамыкающиеся и взаимопроникающие плиты и призмы в монументальную конструкцию, которая допускает рассмотрение её почти под любым углом зрения. Ее прямые линии разнообразятся случайными кривыми. В частности, круглую резонаторную дырку гитары скульптор с исключительным формальным остроумием проделал через все тело музыканта». Подобный критический анализ не раскрывает ни художественной ценности, ни смысла произведения. Впрочем, уровень анализа в данном случае «задан» уровнем анализируемого произведения.

Производимое в картинах и скульптурах искажение реальности кубисты упорно называют не деформацией, а «реформацией» и, создавая разумно не воспринимаемые произведения, претендуют на «тотальное изображение предметов». Свои притязания на «тотальность» кубисты реализуют чисто формалистическим путем - посредством отказа от изображения самого предмета. Художники-кубисты выработали определённую схему расположения на полотне геометрических фигур, заменяющих части предмета. Следуя такой схеме, художники-кубисты создают однотипные произведения, составляющие определённый период в существовании этого направления. Наиболее характерной для кубизма являемся схема, созданная и использованная художниками этого направления в 1910-1912 гг. Она отчетливо видна в картине кубиста Хуана Гриса «Гитара и цветы»: он пользуется очевидной геометрической схемой рисунка, при помощи которой композиции придается основной порядок путем разделения полотна на четыре части: вертикально, горизонтально и дважды по диагонали. Совершенно аналогично строится картина Жоржа Брака «Девушка с гитарой» и многие другие.

Сезанн

Определение раннего периода существования кубизма как «сезанновского» вызывает самые решительные возражения: ни в одной из стадий своего существования кубизм не был непосредственно связан с Сезанном - ни с его эстетическими воззрениями, ни с практикой его искусства. Кубизм противоположен творчеству Сезанна по своему художественному методу.

Объектом искусства Сезанна является окружающий материальный мир. Кубисты же пользовались методом формализма, объекты их искусства - само произведение. Сезанн посвятил жизнь задаче «развития искусства в контакте с природой». Кубисты оторвали своё искусство от природы, пойдя по пути абстрактного формотворчества и деформации реальности. Сезанн предостерегал художников от опасности искажения жизни в угоду теориям. «Художник должен отказаться от всякой точки зрения, которая не основывается на вполне сознательном наблюдении характерного. Он должен опасаться следовать теоретической установке, которая так часто побуждает художника отступить от истинной дороги - это значит от конкретного изучения природы, - чтобы надолго заблудиться в непостижимой спекулятивности... Все же я вновь и вновь возвращаюсь к следующему: художник должен посвятить себя целиком изучению природы и создавать картины, которые служат делу познания». Эту точку зрения, основанную на его художественной практике, Сезанн высказал в 1904 г., оставаясь ей верным всю свою долгую творческую жизнь.

Кубисты объявили своё искусство «концептуальным» и всю свою практическую деятельность посвятили, выражаясь словами Сезанна, «непостижимой спекулятивности», от которой Сезанн как раз и предостерегал художников. Сезанн использовал геометрические формы как одно из средств, один из приемов отражения в искусстве действительности. Но отдельный прием ещё не определяет творческого метода. Кубисты не заимствовали и не развили творческий метод Сезанна в его целостности, они выхватили один из его приемов, выхолостили его и превратили в самоцель, противопоставили его реализму. Спекулируя на авторитете Сезанна, они попытались придать значимость своим лишенным смысла формалистическим изысканиям.

Проблема соотношения творчества Сезанна и кубизма выходит за рамки частных вопросов оценки живописи Сезанна и определения истоков кубизма. Она имеет общее методологическое значение. Вопрос об использовании отдельных приемов не может решаться отвлеченно от общих эстетических позиций художника, пользующегося тем или иным приемом. Характер использования конкретного приема в художественном творчестве определяется прежде всего творческим методом художника. Один и тот же прием может служить самым противоположным целям. Деформация в реалистическом искусстве, применяемая, например, в гротеске, в дружеском шарже, карикатуре, является средством отражения реальности, она не снимает, а усиливает элемент оценки художником отражаемого явления, подчеркивает творческую индивидуальность художника.

Художественный прием в процессе творчества не выступает в чистом виде, он опосредован мировоззрением художника, его творческим методом. Абстрактное выделение художественного приема неизбежно приводит к путанице в оценках явлений искусства. Примером такого антинаучного смещения оценок является приравнивание приема «геометризации» у Сезанна к формотворчеству кубистов.

Эволюция кубизма

Абстрактное рассмотрение приемов художественного творчества вне связи с творческим методом нередко используется теоретиками искусства в их попытках «растворить» реализм в различных направлениях модернистского искусства.

Говоря о стадиях (периодах) в эволюции кубизма, исследователи исходят из сугубо формальных оснований периодизации. Теоретик искусства модернизма К. Грей в своей книге «Эстетические теории кубизма» определяет «аналитическую» фазу существования этого направления следующим образом: «Первая фаза кубизма характеризуется более или менее острым различием между проблемами формы и пространства. Имеется известная «логика», но имеется и объект, к которому эта логика обращена. Объект анализируется и интерпретируется, но он все ещё сохраняет свою объективную реальность».

Кубизм усматривает задачу искусства в выражении «идей», предшествующих формам.

Процесс эволюции кубизма демонстрирует усиление в нём по мере его развития идеалистических элементов, постепенный отрыв кубистского искусства от жизни вплоть до полной потери им коммуникативности.

Пикассо

Возникновение кубизма связывается, как правило, с именем Пабло Пикассо. Критика видит достоинства его «Авиньонских девиц» в «резкости почерка, острой свежести палитры, отсутствии всякой перспективы и настоящей светотени». Пикассо работает параллельно и рядом (в одном доме) с кубистами, не будучи формально участником этого направления. Он строит свои картины по тем же принципам, что и художники-кубисты, но к кубизму как школе относится скептически. Он рассматривает свои эксперименты как поиски новых средств художественной выразительности. Пикассо стремится найти новые формальные художественные средства, в то время как кубисты ставят себе целью искать независимо от результатов этих поисков.

Принципы направления

Формулируя в своих теоретических работах основные принципы художественной практики направления, кубисты прежде всего обозначили как порочное всякое искусство, связанное с жизнью и стремящееся отразить явления действительности: «Единственное возможное заблуждение в искусстве - это подражание», - пишут французские кубизма А. Глез и Ж. Метценже.

Кубисты заявляют, что, после того как живопись отказалась от подражания предмету линиями и цветом, задача художника - выразить средствами искусства «пластическое осознание инстинкта». «Мы далеки от мысли, - поясняют при этом кубисты, - ставить под сомнение существование объектов, воздействующих на наши чувства. Но, подходя разумно, мы не можем иметь уверенности ни в чем, кроме образов, которые они создают в нашем уме». И далее: «Мы ищем главное, но мы ищем его в нашей личности, а не в некой вечности, которую математики и философы так усердно фабрикуют». Приведенные высказывания обнаруживают субъективно-идеалистический, интуитивистский характер мировоззрения кубистов - философская основа, на которой базировался модернизм с самого начала в качестве направления в искусстве.

Отказавшись от попыток отобразить реальный мир, кубисты сосредоточились на формотворчестве, откровенно провозгласив его целью своей деятельности. В теоретическом плане кубисты пытались найти соответствия между линиями и цветом, утверждая, например, что кривые линии так же соотносятся с прямыми, как холодные тона с тёплыми.

Некоммуникативные творения кубистов вызывали у зрителей недоумение, а часто и возмущение. Однако кубисты не желали объяснять подобную реакцию особенностями своего творчества, они винили в непонимании, косности зрителей, к которым относились свысока. Называя зрителей «толпой», они претендовали на безоговорочное превосходство над ней.

Отношения обоюдного непонимания художников-кубистов и зрителей стали характерными и для других направлений модернистского искусства. Искусство кубизма оторвалось от зрителей и по существу своему стало антинародным.

При сопоставлении теоретических положений и художественной практики кубизма с современными им и распространенными в XX в. идеалистическими философскими теориями становится очевидной связь кубистов с учениями А. Шопенгауэра и А. Бергсона. Взаимосвязь реальных объектов и явлений, с их точки зрения, не может интересовать художника, это - предмет науки как низшего по сравнению с искусством типа познавательной деятельности.

Кубисты сделали попытку реализовать в своих произведениях понимание идеи как единства, нерасчлененного в пространстве и времени. Вслед за Шопенгауэром они выступили против реальности категории времени. Статичность как атрибут кубистских полотен была, по существу, символом отрицания динамики, движения материи. У Шопенгауэра же была позаимствована идея о безличном характере искусства, о деперсонализации художника.

В философско-эстетическом отношении теоретические программы кубистов были шагом назад даже в сравнении с Шопенгауэром: они изгнали из искусства прекрасное и возвышенное, тем самым лишив его главных средств эстетического воздействия на человека. В отличие от Шопенгауэра, кубисты настаивали на интрансцендентном, «несерьёзном» характере искусства.

Арсенал своих философских идей кубисты обновили учением А. Бергсона. Под воздействием Бергсона искусство модернизма приобрело очевидный субъективистский характер. У кубистов разум ещё не был отброшен полностью (как позднее у сюрреалистов), хотя и участвовал только как инструмент деформации реальности.

Кубизм – уникальное направление в искусстве начала 20-го века. Пластический язык направления основывается на разложении и деформации предметов на несколько геометрических плоскостей и на пластических сдвигах формы. Большинство русских художников провели свой творческий путь именно сквозь увеличения кубизмом, зачастую соединяя его принципы с интересными приемами иных художественных и современных направлений, например, примитивизма и футуризма.

Специфическим типом интерпретации кубизма с ярко выраженным русским оттенком искусства стал кубофутуризм. Рождение направления датируется 1907-08 годами – как раз накануне первой мировой войны. Новое течение в устаревшем модернистском искусстве вызвало неминуемое бешенство со стороны мещан. В свое время за кубизмом в искусстве стоял круг критиков и поэтов, которые следовали философии Бергсона, как ни странно, они то же именовали себя кубистами.

Ушли из дома в музей кубизма? Не забудьте сделать запись аудио на автоответчик , чтобы узнать кто вам звонил пока вы наслаждались прекрасным.

Одной из основных тенденций кубизма стало доминирование основной концепции над художественной и личной ценностью картины. Еще Гегель заметил, что искусство новых времен все больше будет проникаться рефлексией, а привитое обществом образное мышление постепенно вытиснится абстрактным. Иными словами грань между практическим творчеством и искусствоведением становилась очень тонкой. Если в кубизме данная тенденция присутствовала в виде зачаточного состояния, то в постмодернизме она стала доминирующей.

Отцами кубизма принято считать Пикассо и Брака. Но к новому течению сразу примкнули Делоне, Хуан Грис и Фернан Леже. Они сумели произвести на мир искусства того времени сенсационное преобразование существующей художественной реальности, которую доселе никто видеть и представить не мог – разложение формы на кубы.

  • Московская галерея «Наши художники» представила полотна Кристиана Крона
  • Шикарный подарок музею Метрополитен от наследника Estee Lauder

фр. cubisme от cube - куб) – одно из художественных течений в модернизме; возникшее в первом десятилетии XX в. Для него характерны деформация изображаемого, относительно узкий круг сюжетов, стремление к упрощению предметов до геометрических форм – шара, цилиндра, призмы, куба и оторванность от реальной жизни. Главным выразительным средством для К. были линии и плоскости. Кубисты предпочитали бледные, коричневые и серые тона.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КУБИЗМ

франц. cubismе, от cube – куб), направление в искусстве, зародившееся во Франции в 1907 г. и существовавшее до нач. 1920-х гг. Наивысшего расцвета достигло в 1911–18 гг. Для произведений кубистов характерно «разложение» фигур и предметов на составляющие их плоскости, уподобление форм видимого мира элементарным геометрическим телам (кубам, конусам, шарам и т. д.), преобладание прямых линий, острых граней. Кубизм, опираясь на завоевания постимпрессионистов, провозгласил принцип отказа от жизнеподобия. Образы выстраивались из отдельных, вырванных из естественного контекста элементов реальности. Объект изображался одновременно со многих точек зрения.

Термин «кубизм» впервые применил критик Л. Восель в 1908 г., описывая картины Жоржа Брака, в которых дом был изображен в виде куба, а дерево – в виде цилиндра. Одновременно с Браком к кубизму приходит П. Пикассо. Его картина «Авиньонские девицы» (1907) и последовавшие за ней произведения утвердили кубизм как новую пластическую систему. Вскоре к этому направлению присоединились Ф. Леже, Р. Делоне, Х. Грис, А. Глез; скульпторы К. Бранкузи, А. Архипенко, Ж. Липшиц, О. Цадкин и многие др. Кубизм был попыткой разработки нового пластического языка, созвучного эпохе урбанизации и научно-технического прогресса. Так, Ф. Леже, архитектор А. А. Веснин и др. считали высшим воплощением красоты не человеческое тело, а машины и самолеты. Кубисты геометризировали, упрощали формы предметов и живых существ, делали их подобными частям машин и механизмов, а неживые предметы, напротив, наделялись человеческими чувствами и поведением (П. Пикассо. «Танец с покрывалом», 1907). П. Пикассо говорил, что может изобразить предмет, имеющий округлую форму, как квадрат.

Кубизм прошел через несколько периодов развития, отражающих разные эстетические концепции: сезанновский (1907–09), аналитический (1910–12) и синтетический (1912–14). На первой, «сезанновской», стадии, Ж. Брак и П. Пикассо стали буквально воплощать совет П. Сезанна приближать формы предметов к конусу, шару и цилиндру. Одним из источников в формировании кубизма стало первобытное и африканское искусство. Аналитический кубизм характеризуется исчезновением узнаваемых образов предметов и постепенным стиранием различий между формой и пространством. Для синтетического кубизма характерно акцентирование живописной поверхности: цвет, фактура, линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта. Зачастую применяется техника аппликации и коллажа.

К нач. 1920-х годов кубизм исчерпал себя, однако продолжал оказывать влияние на развитие искусства, в том числе русского. К. С. Малевич говорил о кубизме как об истоке своего творчества в книге «От кубизма к супрематизму». Одушевление неживых предметов и механизмов стало излюбленным приемом изобразительного искусства, мультипликации, рекламы 20–21 вв. Элементы пластического языка кубизма продолжают использоваться современными мастерами.

Отличное определение

Неполное определение ↓