Дмитрий кабалевский сообщение. Автобиография

Дмитрий Борисович Кабалевский - замечательный композитор, общественный деятель, педагог. Его можно отнести к наиболее выдающимся деятелям советской музыкальной культуры. Биография Кабалевского - тому подтверждение.

Детство

Дмитрий Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге. Его дед был военным инженером, отец - математиком, окончившим Петербургский университет. Мать воспитывала детей. С раннего возраста у мальчика проявились разнообразные творческие способности, одной из которых была музыкальность. В семье это, конечно, поощрялось. Однако учительница музыки, с которой занимался юный Кабалевский, была слишком уж строга и не разрешала ему импровизировать. Это надолго отвратило Дмитрия от музыки. Увлеченность музыкой сменилась желанием рисовать. Желая выразить себя, Кабалевский стал заниматься в училище живописи и ваяния.

Переезд в Москву

В Москву семья Кабалевских переехала в 1918 году. Дмитрий вновь решает заняться музыкой. В музыкальной школе он стремится наверстать упущенные годы. После года занятий в школе он учился в Музыкальном техникуме имени Скрябина, в классе фортепиано директора В. Селиванова. В это же время он начал заниматься сочинением музыки. Своей активной творческой активностью он подтолкнул директора к открытию в техникуме нового отделения - композиторского. На должность преподавателя по композиции пригласили Г. Катуара - выдающегося музыкального ученого, автора трудов по гармонии и музыкальному анализу.

Начало трудовой деятельности

Жизнь после революции была очень тяжелой. Кроме учебы необходимо было заботиться и о заработке. Кабалевский пробовал заниматься различными подработками. Он работал почтальоном, рисовальщиком плакатов, тапером в кино. Затем Дмитрий начал заниматься с маленькими детьми в музыкальной школе при техникуме. Для них он пишет разнообразные инструктивные пьесы.

Учеба в Московской консерватории

В 1925 году Кабалевский начал учиться в Московской консерватории на фортепианном и композиторском факультетах, которую с отличием окончил в 1929 году у Н. Мясковского по классу композиции и в 1930-м у А. Гольденвейзера по классу специального фортепиано.

В годы учебы он много занимался общественной деятельностью, став активистом общества студентов, обучающихся композиции. Идеей этого оригинального объединения стало полное отрицание старого художественного наследия как пережитка дворянского искусства, а также призыв к созданию нового искусства, понятного и доступного для всех простых людей: рабочих, крестьян и красноармейцев. В этом новом искусстве особое место занимали хоры и массовые песни. Кабалевский много общался с людьми, бывал на фабриках, заводах, занимался с кружками самодеятельности. Все это время он не прекращал работу с детьми. Он постоянно пишет для них детскую музыку.

К окончанию учебы в консерватории у Кабалевского появляется Первый концерт для фортепиано с оркестром и струнный квартет.

В 30-е годы композитор много работает в различных жанрах. Он становится автором трех симфоний, музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям.

Работа в Московской консерватории

В 1932 году помимо работы с детьми Кабалевский был преподавателем в Московской консерватории. Им была получена ученая степень кандидата искусствоведения без защиты диссертации в 1935 году, а в 1939 году он был уже профессором. В 1940 году он стал членом единственной в стране, правящей Коммунистической партии.

Уральская консерватория

В период Великой Отечественной войны Дмитрий Борисович был эвакуирован с Союзом композиторов. Он жил в Свердловске и преподавал в Уральской консерватории. Там он много занимался общественной работой по организации концертов и бесед о музыке и искусстве в профессионально-технических училищах. В 1942 году многократно ездил в действующую армию. Под впечатлением от военных событий он написал песни на слова Е. Долматовского. В это время была задумана сюита «Народные мстители», написанная для смешанного хора и симфонического оркестра.

Побывав осенью 1943 года в блокадном Ленинграде, он по возвращению начал работу над «24 прелюдиями для фортепиано» — циклом пьес, каждая из которых основана на народной мелодии, оригинально переработанной автором. Этот цикл был законен осенью 1944 года, а исполнен Я. Флиером уже в послевоенные годы.

Военная тематика еще долго используется композитором. В послевоенное время была написана опера «Семья Тараса», в основе которой лежит повесть Б. Горбатова «Непокоренные». Произведения Кабалевского этого периода насыщены образами военных лет, они присутствуют и во Втором струнном квартете, Второй и Третьей фортепианных сонатах, некоторых песнях.

Произведения для детей

Все это время Кабалевский продолжает работу над детскими произведениями (24 легкие фортепианные пьесы, «Семь веселых песен» на стихи С. Маршака, «4 песни-шутки» на стихи С. Михалкова). В 1948 году был написан первый из них — для скрипки с оркестром, который он посвятил молодежи. Это стало одним из самых удачных сочинений композитора. В 1949 году был завершен Концерт для виолончели с оркестром, а в 1952 году - фортепианный концерт, который основывался на детских, пионерских песнях и был рассчитан на исполнение школьниками. Средняя часть этого концерта строится на интонации популярной песни Кабалевского «Наш край».

В 1955 году создан вокальный цикл «10 сонетов Шекспира» — сочинение, которое Кабалевский долго планировал. Еще одним обращением к поэзии Шекспира стала музыка к спектаклю «Ромео и Джульетта». Впоследствии композитор сделал сюиту из этой музыки.

Сочинения 50-х годов

В 1955 году была написана и состоялась премьера оперы «Никита Вершинин». В следующем году была создана Четвертая симфония. В 1957 год Кабалевским написаны два крупных сочинения — кантата «Песни утра, весны и мира», посвященная теме борьбы за мир, и оперетта «Весна поет», в которой продолжается тема молодости, которая была очень любима композитором.

Кабалевский - композитор много работал над музыкой к кинофильмам, среди которых «Академик Иван Павлов», «Первоклассница», «Вихри враждебные», «Вольница», «Мусоргский», «Хождение по мукам» по роману А. Толстого.

В 1962 году Кабалевский написал Реквием на стихи Роберта Рождественского, посвященный памяти погибших в Великой Отечественной войне. Это произведение было написано в традициях советского атеистического реквиема, который не только не содержал богослужебных текстов, но и прославлял борцов за коммунизм.

«Детская тема»

На протяжении всех этих лет Дмитрий Борисович Кабалевский не прерывал «детскую тему». Несмотря на то, что он уже не занимался преподавательской работой, композитор писал инструктивные пьесы. В эти годы Кабалевский возглавляет некоторые международные общества и комиссии, специализирующиеся на эстетическом воспитании молодежи. Им написано множество статей о молодежи, он проводит лекции, беседы в концертных залах и по телевидению. Кабалевский встречается с юными исполнителями и слушателями, систематически посещает крымский пионерский лагерь «Артек», а также другие пионерские лагеря, там проходят его встречи с ребятами у пионерских костров.

В 60-е годы в Куйбышеве появился конкурс юных пианистов, которому Дмитрий Кабалевский дал свое имя. На первых его проведениях он считает необходимым свое присутствие. Кроме того, он специально для него пишет музыку, участвует в качестве дирижера в гала-концертах лауреатов.

Деятельность Кабалевского в 60-70-х годах

В эти же годы Кабалевский - композитор - перерабатывает свою оперу «Кола Брюньон». А несколько позднее в Пермском оперном театре остоялась премьера еще одной оперы - «Сестры», в основе которой - повесть И. Лаврова «Встреча с чудом». Биография Кабалевского этого периода связана с городом Пермь, так как именно там он много лет избран депутатом в одну из палат Верховного Совета СССР - Совет национальностей, в котором заседали выдающиеся представители советской культуры и искусства. На этой должности Кабалевский активно выполняет свои обязательства перед народом. В 1970 году Кабалевский - председатель парламентской группы СССР, а с 1979 по 1984 год — заместитель председателя Совета Национальностей.

Никто другой из его современников - деятелей культуры - не пользовался таким доверием со стороны всемогущей советской власти. В отличие от С. Прокофьева и Д. Шостаковича, на долю которых выпали издевательства и гонения со стороны власти, музыку Д. Кабалевского принимали восторженно. Полученные Кабалевским награды и звания - свидетельство тому. Более того, он был включен в состав тех людей, которые определяли государственную политику в области культуры и искусства.

Творчество Кабалевского периода 70-80 годов уже не так многообразно - много времени и сил композитора уходят на общественную работу. К сочинениям этих относятся «Пражский» фортепианный концерт, кантата «О родной земле», вокальный цикл «Время», состоящий из шести романсов на стихи Маршака.

С 1960 года Кабалевский - активный деятель Интернационального общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ), а в последние годы он был членом Совета директоров. Дмитрий Борисович был на конгрессах ИСМЕ в Токио, Париже, Будапеште, Стокгольме, Варшаве, Дижоне, Интерлохене (США), Монтре (Швейцария), Перте (Австралия). На всех конгрессах он обязательно выступает с докладами, речами, сообщениями.

Неожиданно в 1973 году в биографии Кабалевского появляется новое занятие: он стал преподавать музыку в общеобразовательной школе. Это своеобразная творческая лаборатория для создания новой программы занятий музыкой, в которой он ведет один класс в течение 7 лет, разрабатывая положения программы.

Личная жизнь композитора

О Дмитрие Борисовиче Кабалевском много пишут в прессе. Он рассказывает авторам о своем творчестве, общественной деятельности. Но личная жизнь композитора - это закрытая информация. Известно лишь, что он рано женился. Эдварда Иосифовна Блюман - преподаватель английского языка, переводчик художественной литературы - женщина, на которой женился Кабалевский. К сожалению, семья просуществовала совсем недолго. От этого брака у него появился сын Юрий Дмитриевич.

Второй брак стал более удачным. С Ларисой Павловной, второй женой, композитор прожил всю жизнь. У него родилась дочь Мария, которая впоследствии возглавила Музыкальный культурно-образовательный центр имени Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Кабалевский много ездит по стране и за рубеж. Его основная деятельность теперь направлена на продвижение программы музыкально-эстетического воспитания, которую не принимает Академия педагогических наук. К этому времени он является одним из руководителей Союза композиторов СССР. Большие надежды композитор возлагает на объявленную М. Горбачевым перестройку, он пишет статьи на эту тему.

В феврале 1987 года в Москве велась подготовка международного форума «За безъядерный мир, за выживание человечества». По просьбе руководства страны Кабалевский должен был принять в нем участие. После его открытия, где он встретился со многими известными людьми, композитор возвращался домой, и внезапно смерть настигла его. Похороны Кабалевского отличались официальностью и торжественностью, соответственно его статусу выдающегося композитора и общественного деятеля советского государства.

Биография Кабалевского - это биография творческого человека, который был принят и признан правящей властью. Имя композитора было увековечено советской властью: в некоторых городах СССР (Ростове-на-Дону, Чайковском и других) появилась улица Кабалевского.

Родился 30 декабря 1904 г. в Ленинграде (Петербурге) в семье служащего. В 1918 году вместе с родителями переехал в Москву. Отец работал (в ЦСУ, в Госстрахе), умер в 1939 г., мать - домохозяйка, умерла в 1958 г.

Учился до переезда в Москву - в 3-классном городском училище и в 1-й Петроградской классической гимназии. В Москве окончил 35 сов. школу II ступени (1922 г.), учился в 3-й музыкальной школе и музыкальном техникуме имени Скрябина (окончил в 1925 г.). В 1925 г. поступил в Московскую государственную консерваторию (окончил по композиции у профессора Н. Я. Мясковского в 1929 г. и по классу фортепиано у профессора А. Б. Гольденвейзера в 1930 г.). Был занесён на золотую доску.

Первые изданные сочинения и музыкально-критические заметки относятся к 1927-28 гг. С 1925 г. начал педагогическую деятельность (в муз. техникуме им. Скрябина). С 1932 г. по 1939 г. - профессор (по классу композиции).

Самостоятельную работу начал в 1922 г. (аккомпаниатор, секретарь и управделами муз. техникума им. Скрябина). Позже, помимо педагогической работы, в разные годы: был концертмейстером в Центральном детском театре; редактором, зав. детской редакцией в Музгизе; редактором в Радиокомитете; ответственным редактором журнала «Советская музыка» (1940-1947 гг.); начальником Управления художественного вещания. Член комитета Всесоюзного радиокомитета (1943-1945 гг.); заведующим сектором музыки в Институте истории искусств Академии наук СССР. В 1932-1948 гг. был членом Правления и Оргкомитета, с 1952 г. по н/время - секретарь правления Союза композиторов СССР. В 1973 г. организовал Лабораторию музыкального образования (в НИИ школ МП РСФСР) и руководил ею до 1983 г.; результат этой работы - новая программа по музыке для общеобразовательной школы, утвержденная МП РСФСР, одобренная Президиумом Академии педагогических наук, ПМ СССР, Секретариатом СК СССР; с 1983 г. продолжаю участвовать в работе лаборатории в качестве профессора-консультанта. С 1956 г. по н/время - член Коллегии Министерства культуры СССР; с 1982 г. - главный редактор журнала «Музыка в школе».

В годы Великой Отечественной войны с середины октября 1941 г. до января 1942 г. был эвакуирован с Союзом композиторов в Свердловск (вел занятия в консерватории и был инструктором Обкома ВЛКСМ по работе с учащимися ПТУ); в январе-феврале 1942 г. по командировке ПУРККА был на Юго-Западном фронте; в 1943 г. по командировке ВРК был в Ленинграде.

Начиная с 1945 г., неоднократно был за границей: Австрия, Австралия, Англия, Бельгия, Болгария, Венгрия, ГДР, Канада, Китай, Мексика, Польша, Румыния, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швеция, Швейцария, Япония.

С 1951 г. - член Советского комитета защиты мира; с 1955 по 1959 гг. был членом Всемирного совета мира; с 1964 по 1970 гг. - вице-президент, с 1970 по 1972 гг. - член совета директоров. С 1972 г. - почетный Президент ИСМЕ (Международное общество по музыкальному воспитанию при ЮНЕСКО); в 1959 году был избран почётным профессором консерватории в Мехико (Мексика), в 1969 году - избран почётным членом-корреспондентом Берлинской Академии Искусств (ГДР); почётный член Международного музыкального Совета при ЮНЕСКО (ММС), почётный член Международного общества имени Кодая (Венгрия).

С 1966 г. - депутат Верховного Совета СССР (VII, VIII, IX, X, XI созывов) от Пермского избирательного округа № 23 (Совет Национальностей); с 1970-1979 гг. - член постоянной комиссии по делам молодёжи; с 1974-1979 гг. - заместитель председателя Бюро парламентской группы; с 1979-1984 гг. - заместитель председателя Совета Национальностей. В 1939 году был принят кандидатом в члены КПСС, в октябре 1940 года - в члены КПСС (партийный билет № 06083545); с 1951 по 1956 гг. - был членом партбюро Союза композиторов СССР, с 1952 по 1954 гг. - член Свердловского райкома КПСС г. Москвы, с 1966 по 1968 гг. - член МГК КПСС.

Награждён орденами: «Знак почёта» (1940 г.), Трудового красного Знамени.

Наибольшей популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков: триада инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему песни То березка, то рябина), циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются часто исполнявшиеся в свое время Десять сонетов Шекспира (1955).


Родился в Петербурге 17 (30) декабря 1904. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского в 1929. С 1932 и до конца жизни преподавал там же, главным образом композицию. В 1940–1946 был главным редактором журнала «Советская музыка», в 1949–1952 руководил сектором музыки Института истории искусств в Москве. С начала 1950-х годов входил в руководящие органы Союза советских композиторов (после 1957 – Союз композиторов СССР), в частности, с 1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества, был действительным членом Академии педагогических наук СССР (с 1971).

Композитор создал множество произведений в самых разных жанрах, в его наследии пять опер, из которых две – Кола Брюньон по Р.Роллану (1938, 2-я ред. 1968) и Семья Тараса (на сюжет из эпохи Второй мировой войны, 1950) достаточно широко ставились при жизни автора, а также балет, оперетта, четыре симфонии, оркестровые поэмы и сюиты, ряд кантат (из которых самая заметная – Реквием на слова Р.И.Рождественского, 1964), инструментальных концертов, камерных инструментальных ансамблей, очень много фортепианной музыки и романсов; он автор музыки к большому числу театральных постановок и кинофильмов.

Наибольшей популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков: триада инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему песни То березка, то рябина), циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются часто исполнявшиеся в свое время Десять сонетов Шекспира (1955). Хорошо владея пером, Кабалевский много выступал в периодической печати, написал несколько книг о музыкально-эстетическом воспитании.

В свое время имя Кабалевского называлось обычно в первой пятерке советских композиторов, после Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, что вряд ли соответствовало реальной ситуации. Кабалевский был культурным человеком и образованным музыкантом; обладал несомненным, хотя и не слишком глубоким, мелодическим дарованием (отсюда – удачи в музыке для детей и в музыке для театра и кино); владел классическими формами. Роль же Кабалевского в истории советской музыки противоречива. В частности, до сих пор непонятно, почему его имя, фигурировавшее в списке обвиняемых в «формализме» в 1948 (разумеется, без всяких оснований к тому, как и у других жертв «ждановщины»), не появилось в опубликованном тексте печально знаменитого постановления Об опере «Великая дружба» (по одной из версий, Кабалевский успел «покаяться», и его имя была заменено именем другого музыканта). Во всяком случае, после 1948 Кабалевский, бывший в молодости некоторое время членом Ассоциации современной музыки, занимал исключительно ретроградные позиции, особенно в своей публицистике. Реформу школьного музыкального образования, осуществленную по его инициативе, также нельзя признать удачной. С окончанием советского периода музыка Кабалевского, ранее усердно насаждаемая, практически перестала звучать.

Кабалевский Дмитрий Борисович — русский композитор, педагог, общественный деятель. Один из наиболее выдающихся деятелей русской музыкальной культуры советского периода.

Из семьи математика (дед — военный инженер). Самостоятельную работу начал в 1922 г. (тапер в кинотеатрах, аккомпаниатор, секретарь и управляющий делами музыкального техникума имени А. Н. Скрябина).

Д. Б. Кабалевский с отличием окончил Московскую консерваторию (ученик Н. Я. Мясковского по композиции, окончил в 1929 г.; А. Б. Гольденвейзера по фортепьяно, окончил в 1930 г.), его имя занесено на золотую доску консерватории, где стоит рядом с именами самых знаменитых ее воспитанников. С 1925 г. вел педагогическую деятельность, сначала в музыкальном техникуме имени А. Н. Скрябина (в т. ч. в 1932-1939 гг. профессор по классу композиции), с 1932 г. в Московской консерватории (с 1939 г. профессор). В разные годы также: концертмейстер в Центральном детском театре, редактор в Радиокомитете, ответственный редактор журнала «Советская музыка» (1940-1947), инициатор создания и главный редактор журнала «Музыка в школе» (1983-1987), начальник Управления художественного вещания; и др. В годы войны вел занятия в консерватории в Свердловске, направлялся на Юго-западный фронт (1942) и в Ленинград (1943). После войны вел пропаганду достижений отечественной музыки во всем мире, посетив Австрию, Австралию, Англию, Бельгию, Болгарию, Венгрию, ГДР, Канаду, Китай, Мексику, Польшу, Румынию, США, Финляндию, Францию, ФРГ, Чехословакию, Швецию, Швейцарию, Японию и другие страны. С 1972 г. Д. Б. Кабалевский — почетный Президент ИСМЕ (Международного общества по музыкальному воспитанию при ЮНЕСКО). Он был избран почетным профессором консерватории в Мехико (Мексика, 1959), почетным членом-корреспондентом Берлинской Академии Искусств (ГДР, 1969).Одновременно это была деятельность по защите мира. С 1951 г. Д. Б. Кабалевский — член Советского комитета защиты Мира, в 1950-1955 гг. член Всемирного Совета Мира.

Творчество Д. Б. Кабалевского-композитора отмечено глубоким мелодизмом, развитием традиций русской классической школы. Он автор четырех симфоний (из которых выделяется Вторая симфония, ставшая одним из любимых сочинений великого дирижера ХХ века Артуро Тосканини), пяти опер («Кола Брюньон», «В огне», «Семья Тараса», «Никита Вершинин», «Сестры»), оперетты «Весна поет», балета «Золотые колосья» (неоконч.), кантат (наиболее известное сочинение — «Реквием» на слова Р. Рождественского), трех концертов для фортепиано с оркестром, скрипичного концерта, двух виолончельных концертов, двух струнных квартетов, музыки к кинофильмам («Петербургская ночь», «Щорс», «Антон Иванович сердится», «Хождение по мукам» и др., сотрудничество с режиссерами Г. Рошалем, А. Довженко, А. Ивановским, И. Фрэзом и др.), драматическим спектаклям (особо известна музыка к «Школе злословия» Р. Б. Шеридана во МХАТе, реж. В. Станицын), фортепианных произведений, песен, из которых самые популярные — «Наш край» («То березка, то рябина…»), «Школьные годы»; и др. Его произведения исполняли крупнейшие отечественные и зарубежные музыканты — Д. Ойстрах, Э. Гилельс, В. Горовиц и мн. др. «Рондо» для фортепиано и «Рондо» для скрипки входили в обязательную программу Первого и Второго международных конкурсов им. П. И. Чайковского в Москве, их блестяще исполнили Ван Клиберн, Валерий Климов, Владимир Ашкенази, Джон Огдон и др. Д. Б. Кабалевский рассматривался как представитель плеяды выдающихся советских композиторов, определивших лицо отечественной и во многом мировой музыки ХХ века (наряду с С. С. Прокофьевым, Д. Д. Шостаковичем, А. А. Хачатуряном, Т. Н. Хренниковым, Г. В. Свиридовым, с которыми Д. Б. Кабалевский тесно сотрудничал и дружил, даже при иногда возникавших расхождениях в концептуальных вопросах развития музыки). В последнее время появились статьи, в которых выражается сомнение в масштабе вклада Д. Б. Кабалевского в музыку. Глубокое разъяснение поверхностности такого взгляда и смысла композиторской деятельности Д. Б. Кабалевского дал композитор Владимир Дашкевич в радиопередаче «Просветитель Дмитрий Кабалевкий» из цикла «Кумиры ХХ века», прозвучавшей по радиоканалу «Орфей» 9 апреля 2009 г. на материале музыки Д. Б. Кабалевского к фильму «Антон Иванович сердится» (1941) и других произведений композитора.

Безусловное первенство принадлежит Д. Б. Кабалевскому в области музыкального воспитания, работы с детьми и молодежью. Он посвятил им немало произведений. Как ученый и педагог (с 1935 г. кандидат, с 1965 г. доктор искусствоведения, с 1971 г. действительный член Академии педагогических наук СССР) разработал уникальную, получившую мировое признание систему приобщения детей к музыкальной культуре, убедил руководителей образования ввести в школьные программы уроки музыкального воспитания, что сыграло большую роль в повышении уровня музыкальной культуры в стране. В 1964 г. в Колонном зале Дома союзов начали проводиться Пионерские музыкальные собрания — крупнейший культурный проект того времени по музыкальному образованию детей, к которому Д. Б. Кабалевский привлек выдающихся музыкантов, композиторов, педагогов (Т. Хренников, Н. Сац, Я. Флиер, В. Дударова, Г. Рождественский и мн. др.), создав также актив проекта из школьников и передоверив им ряд функций по его реализации (председатель собраний — школьник Валерий Луков). Композитор вел с детьми обширную переписку, частично опубликованную в книге «Дорогие мои друзья» и других изданиях. Он считал необходимым не только проводить большие мероприятия для тысяч школьников, но и индивидуально общаться с молодыми людьми, помогать им.

Кабалевский и Шекспир. Человек необычайного обаяния, широчайшей эрудиции, глубокого таланта, Д. Б. Кабалевский стал одним из наиболее ярких воплощений того, что можно определить как «новый шекспиризм» — вариант ренессансной гуманистической личности, воодушевленной масштабной художественной идеей. В его творчестве это не раз звучало как перекличка с Ренессансом: опера «Кола Брюньон», сюжет которой относится к этой эпохе, «Серенада Дон Кихота» и т. д.

Несколько раз Д. Б. Кабалевский непосредственно обращался к творчеству Шекспира.

Первой крупной работой в этой сфере стала музыка к радиопостановке по пьесе У. Шекспира «Как вам это понравится» , прозвучавшей в эфире 1 февраля 1935 г. (1935, без №). Затем последовало создание в 1938 г. музыки к радиоспектаклю «Мера за меру» , позже, в 1940 г., поставленному в Театре им. Евг. Вахтангова с использованием музыки Д. Б. Кабалевского (соч. 1938, без №). Наконец, в 1956 г. композитор написал музыку к спектаклю «Ромео и Джульетта» , поставленному в том же Театре им. Евг. Вахтангова режиссером Иосифом Рапопортом (музыка и декорации Вадима Рындина создавали образ ренессансного мира, в котором разворачивался сюжет трагедии).

На основе этого последнего произведения для сцены Д. Б. Кабалевский в том же 1956 г. представил слушателям сочинение «“Ромео и Джульетта”. Музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира для большого симфонического оркестра» (op. 56). В состав оркестра автором были включены ксилофон, арфа, фортепиано. В произведении были следующие разделы:

  • Вступление (Вражда и любовь). Largo con gravita
  • Утро в Вероне. Andantino tranquillo
  • Приготовление к балу. Allegro vivace
  • Шествие гостей. Marciale maestoso
  • Веселый танец. Presto
  • Лирический танец. (Встреча Ромео и Джульетты). Andante con moto
  • В келье Лоренцо. Adagio con moto
  • Сцена на площади. Presto
  • Ромео и Джульетта. Agitato
  • Финал (Смерть и примирение). Andante

Отдельным произведением стал романс Бенволио («Когда в груди сомнения и муки…») для среднего голоса и фортепиано.

Вершиной работы Д. Б. Кабалевского с шекспировскими текстами стал вокальный цикл «Десять сонетов Шекспира» для голоса с фортепиано (1953-1955, op. 52). Композитор использовал перевод С. Я. Маршака . Для цикла композитор отобрал следующие сонеты (в порядке, занимаемом ими в произведении Д. Б. Кабалевского):

  • Сонет 81 («Тебе ль меня придется хоронить…»)
  • Сонет 27 («Трудами изнурен, хочу уснуть…»)
  • Сонет 102 («Люблю, но реже говорю об этом…»)
  • Сонет 30 («Когда на суд безмолвных, тайных дум…»)
  • Сонет 153 («Бог Купидон дремал в тиши лесой…»)
  • Сонет 13 («Не изменяйся, будь самим собой…»)
  • Сонет 8 («Ты — музыка…»)
  • Сонет 71 («Ты погрусти, когда умрет поэт…»)
  • Сонет 90 («Уж если ты разлюбишь…»)
  • Сонет 76 («Увы, мой стих не блещет новизною…»)

В цикле ощущается традиция романсов П. И. Чайковского, но им присущ более широкий диапазон чувств от оптимистического до трагического регистров, что отражает поляризацию чувств человека ХХ века. Произведение часто исполнялось в концертах и по радио. Нередко Д. Б. Кабалевский сам исполнял партию фортепиано, цикл пели многие выдающиеся оперные и камерные певцы, среди которых выделялся глубиной проникновения в художественный материал Марк Рейзен (бас).

Значение творчества и просветительской деятельности Д. Б. Кабалевского огромно. Оно получило широкое признание. В 1963 г. ему было присвоено звание «Народный артист СССР», в 1974 г. — звание Героя Социалистического труда. Он был награжден четырьмя орденами Ленина (29.12.1964, 1971, 27.12.1974, 29.12.1984), орденом Трудового Красного Знамени (14.10.1966), орденом «Знак Почета» (1.06.1940), медалями. Д. Б. Кабалевский — лауреат Ленинской премии (1972), Сталинских премий (1946, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1980), Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1966), премии Ленинского комсомола (1984). Помимо официального композитор получил широкое народное признание. Его дело продолжили многочисленные ученики — музыканты и педагоги.

Соч. : Б. В. Асафьев (Игорь Глебов). М., 1954; Избранные статьи о музыке. М., 1963; Про трех китов и про многое другое: Книга о музыке. М. : Детгиз, 1970 и послед. изд. (многократно изд. за рубежом); Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973; Как рассказывать детям о музыке. М., 1977; Дорогие мои друзья. М., 1977 (2-е изд. 1979); Воспитание ума и сердца. М., 1981 (2-е изд. 1984); Ровесники: Беседы о музыке для юношества. М., 1981, 1987; Музыка и музыкальное воспитание. М., 1984; Сила искусства. М., 1984; Педагогические размышления. М., 1986.

«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира для большого симфонического оркестра (соч. 56). М. : Музгиз, 1959.

Шекспировский спектакль Большого театра. (Опера «Укрощение строптивой» В. Шебалина) // Правда. 1953. 26 апреля.

Лит.: Грошева Е. Д. Кабалевский, М., 1956; Абрамовский Г. Д. Кабалевский. М., 1960; Данилевич Л. Творчество Д. Б. Кабалевского. М., 1963; Глезер Р. В. Д. Б. Кабалевский. М., 1969; Назаревский П. Д. Б. Кабалевский. Нотографический и библиографический справочник. М., 1969; Пожидаев Г. А. Д. Б. Кабалевский. Рассказы о жизни и творчестве. М., 1970.

Васина-Гроссман В. На слова Шекспира. Десять сонетов Д. Кабалевского // Советская музыка. 1956. № 4. С. 41-45, с нотн. илл.; Рогожина Н. Вокальный цикл. Д. Кабалевского «Десять сонетов Шекспира». Пояснения. М. : Советский композитор, 1961. 25 с., с нотн. илл.

Творческая деятельность Дмитрия Борисовича Кабалевского охватывает множество областей. Он был и композитором, и педагогом, и общественным деятелем, и доктором искусствоведения – и везде его вклад был очень значительным.

Кабалевский родился в 1904 году в Санкт-Петербурге. Музыкой заниматься начал в детстве, и уже тогда почувствовал тягу к сочинению. По воспоминаниям композитора, учительница, поддерживаемая родителями, не поощряла его стремление импровизировать на фортепиано, презрительно называя это «бренчанием». Но скучные упражнения не могли удовлетворить способного, энергичного мальчика, и он продолжал тайком делать то, что ему запрещали. Однажды он шокировал родителей: его попросили исполнить какую-нибудь пьесу перед гостями – а мальчик вместо этого принялся импровизировать. Впоследствии композитор иронически вспоминал, что тогда вдоволь «набренчался», однако занятия музыкой прекратились на несколько лет. Но в четырнадцатилетнем возрасте Дмитрий вновь поступает в музыкальную школу, заканчивает ее, затем обучается в Музыкальном техникуме, где регулярно показывает своему педагогу собственные сочинения. Студент был так упорен, что директору пришлось открыть композиторское отделение. Закончив техникум, Кабалевский становится студентом Московской консерватории, где обучается сразу на двух факультетах – как пианист и как композитор. Сочинению он обучается у , а фортепианной игре – у Александра Гольденвейзера.

Годы, на которые пришелся период творческого становления Кабалевского, были очень непростыми и для страны в целом, и для людей искусства. С одной стороны, молодые композиторы той эпохи получили прекрасную школу, имели музыкальное образование высокого уровня, с другой – власть требовала предельно демократичного музыкального языка, с одинаковым рвением зачисляя в разряд «вражеского влияния» и академические музыкальные традиции, и новаторские искания западных композиторов того времени. Подобные настроения господствовали в «Производственном коллективе» – объединении студентов-композиторов.

В этой непростой обстановке композитор ищет свой собственный музыкальный язык. В его ранних фортепианных произведениях ощущается влияние Александра Скрябина, в симфониях – . Но непосредственно соприкоснуться с тем самым народом, от чьего имени действовала советская власть, Кабалевскому пришлось в силу обстоятельств еще в студенческие годы. Необходимость зарабатывать на жизнь заставляла работать с кружками самодеятельности на заводах и в воинских частях, а также преподавать в музыкальной школе при техникуме. Тогда Кабалевский написал свои первые произведения для детей, и впоследствии это стало весьма важной стороной его творчества.

Композитор работал в разных жанрах: « », «Семья Тараса» и другие оперы, оперетта «Весна поет», кантаты «Родина великая», «Ленинцы», «Песня утра, весны и мира», «О родной земле», «Реквием», фортепианная музыка, концерты для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром, музыка к кинофильмам («Академик Павлов», «Первоклассница» и другие), симфоническая музыка. Вторая симфония Дмитрия Кабалевского была одним из любимых произведений . Отличительными чертами его творчества всегда оставались образная яркость, ясность музыкальных мыслей, логичность формы, а также жизнерадостность. В советскую эпоху к подобному настрою стремились многие композиторы – в особенности не очень одаренные, ведь существовавший в то время социальный заказ предполагал прославление свершений советского народа, но жизнерадостность музыки Кабалевского никогда не была фальшивой, наигранной, его музыка отличается искренностью чувств.

Столь же искренней оставалась всегда его гражданская позиция. Она может показаться не вполне последовательной – он мог, например, с одинаковым энтузиазмом критиковать и за «формализм» и убеждать детей в гениальности их музыки. Но если Кабалевский и был иногда непоследовательным, то лицемером он не был никогда – он всегда оставался искренним и верил в то, что говорил и делал. Будучи активным общественным деятелем, Кабалевский никогда не стремился к самым высоким должностям – в частности, в Союзе композиторов он был одним из заместителей первого секретаря, на большее не претендуя.

Композитором создано немало музыки для детей – например, его песни «Наш край» и «Школьные годы» знал каждый советский школьник. Многие его фортепианные произведения рассчитаны на исполнение детьми: «Сборник детских пьес», «Из пионерской жизни».

Кабалевский является автором концепции музыкального воспитания детей, на которой и по сей день основываются уроки музыки в отечественных общеобразовательных школах. Он отказался от «уроков пения» в пользу «уроков музыки», на которых дети смогут постичь основные закономерности музыки, ее связь с другими видами искусства, а главное – с человеческой жизнью. Главной темой его программы – «сверхзадачей», как говорил композитор – является связь музыки и жизни, раскрываемая в двух ипостасях: отражение реальности в музыке и роль музыки в жизни каждого человека. Он много выступал перед детьми с лекциями о музыке, а с 1973 года сам работал учителем музыки, внедряя свою систему. Школьные программы по музыке, создававшиеся в последующие годы другими педагогами, могут преподноситься как альтернатива программе Кабалевского, но, в сущности, строятся на тех же принципах.

Дмитрий Кабалевский умер в 1987 году, возвращаясь с международного форума «За безъядерный мир», на котором выступал по просьбе руководства страны – настолько высок был его авторитет.

Музыкальные Сезоны