Никколо Паганини. Скрипичные концерты. Техника игры на скрипке, приёмы

П. И. Чайковского написан в 1878 году, во время пребывания композитора в Швейцарии. К моменту написания концерта автор уже имел опыт написания произведений в этом жанре. (Концерт для фортепиано с оркестром № 1 и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром , пьесы для скрипки с оркестром "Меланхолическая серенада" и Вальс-скерцо). Весна 1878 года была для Чайковского временем знаменательным. Он постепенно выходил из душевного кризиса, вызванного женитьбой в 1877 году и последовавшей за ней сильнейшей депрессией. Приезд к Чайковскому, находившемуся тогда в Кларансе, его ученика, друга, к которому он испытывал сердечную привязанность, И.Котека, послужил поводом к созданию скрипичного концерта. Котек и Чайковский вместе музицировали и играли среди других скрипичный концерт "Испанская симфония" французского композитора Лало.

Чайковский увлекся и решил написать для своего друга Концерт для скрипки с оркестром. Неровные отношения с Котеком, постоянные перемены в настроении привели к тому, что Чайковский стал сомневаться, кому посвятить этот концерт и предложить его к исполнению. Композитор предпочел Котеку знаменитого скрипача Л.Ауэра.


Концерт в начале был посвящён Леопольду Семёновичу Ауэру, но тот не решился сыграть это произведение из-за его сложности для исполнения.

В Европе, а затем и в России исполнителем и пропагандистом концерта стал скрипач А.Бродский. И, почти как с Первым фортепианным концертом, произошла смена посвящения. Хотя даже часть первого издания концерта успела выйти с посвящением Л.Ауэру. Позже все издания выходили с посвящением А.Бродскому.

Первый раз концерт исполнил с оркестром 4 декабря 1881 года в Вене Адольф Давидович Бродский, ставший пропагандистом концерта в Европе, а затем и в России. Чайковский, оценив то, что скрипач играл это виртуозное сочинение в Европе, где творчество Чайковского было тогда известно довольно мало, сменил прежнее посвящение на посвящение Адольфу Давидовичу Бродскому.

Концерт для скрипки с оркестром - одно из лучших произведений русского музыкального искусства. В настоящее время этот концерт является обязательным произведением для исполнения на Международном конкурсе имени Чайковского .

Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35


Виктор Третьяков, скрипка
Moskow Radio Symphony Orchestra
Conductor - Vladimir Fedoseyev


Концерт для скрипки с оркестром (1878), созданный в пору высокого творческого подъема, вскоре после окончания «Евгения Онегина» и Четвертой симфонии, не уступает Первому фортепианному по яркости материала и мастерству его разработки, но отличается большей «классичностью», стройностью и гармоничной уравновешенностью композиции. Богатство и смелость творческой фантазии подчиняются твердой конструирующей воле и укладываются в рамки строгих рационально организованных форм, не стесняющих, однако, свободы и непосредственности выражения.

Фрагмент солирующей партии из концерта


Скрипичный концерт Чайковского - произведение, исполненное высшей душевной гармонии. Поэтическая глубина музыки, блестящее использование возможностей скрипки ставят его в один ряд с образцовыми сочинениями этого жанра - концертами Бетховена, Мендельсона, Брамса. В то же время он отмечен печатью индивидуальности Чайковского: симфонический размах, виртуозный блеск удивительным образом сочетаются в нём с трогательной задушевностью, скромным изяществом. Ярким примером служит I часть (Allegro moderato). В ней естественно и легко сменяют друг друга плавно-сдержанная музыка оркестрового вступления, простая и благородная главная тема, песенная побочная.

Естественно и непринужденно развертываются пленяющие своей мелодической красотой и пластичностью темы, постепенно ширясь, разрастаясь и «набирая дыхание», две темы первого Allegro — одна более энергичная, мужественная, ритмически чеканная, лежащая в основе главной партии, и другая — лирическая, женственно мягкая (побочная партия), — не столько контрастируют, сколько дополняют друг друга. Обе они имеют светлую мажорную окраску и различаются только в оттенках выражения. Особенно примечательна своей мелодической широтой и пластичностью рисунка вторая тема, которую можно отнести к прекраснейшим лирическим мелодиям Чайковского. Вырастая из простого мотива опевания, она достигает в своем непрерывном напряженном развертывании обширного диапазона более чем в две октавы и приобретает ярко экспрессивное звучание.


Альпы вокруг Кларанса. В Кларансе довольно долгое время жил Пётр Ильич Чайковский. Здесь он написал свои оперы «Евгений Онегин» и «Жанна д’Арк», а также свой широко известный Концерт для Скрипки с оркестром в Ре миноре (март 1878). В том месте, где жил Чайковский, сейчас находится отель Ройяль Плаза (Roуal Plaza).


II часть (Andante) - канцонетта - лирический центр концерта. Колорит её мягкий, чуть матовый - солирующая скрипка и все струнные инструменты играют с сурдинами. Миниатюрная канцонетта, подернутая дымкой легкой, неглубокой задумчивости (Известно, что Чайковским была сначала написана другая средняя часть, более развернутая по форме и окрашенная в элегические тона. Но, очевидно, композитор почувствовал, что она недостаточно соответствует общему строю произведения и может вызывать ощущение затянутости. Этим была вызвана ее замена другой более простой и краткой. Первоначально же написанная часть вошла в цикл из трех пьес для скрипки и фортепиано ор. 42 под названием «Meditation» («Размышление»), написанная в простой трехчастной форме с песенной основной темой, в которой можно услышать отголоски итальянских впечатлений композитора, и более оживленной подвижной серединой.


Панорама Женевского озера. В этих местах жил П.И. Чайковский во время написания Концерта


Мечтательно светлая музыка, обрамляющая канцонетту, служит переходом к финалу (Allegro vivacissimo). Один из её мотивов становится при этом ключевой интонацией главной темы финала - упругой и горячей. Чайковский следует уже установившейся в его творчестве симфонической концепции, обращаясь к образам праздничного народного веселья. Особенно ярко выраженный народно-жанровый характер носит побочная партия рондо-сонатной формы с ее размашистой ритмически остро акцентированной темой, звучащей на фоне «сельских» квинт виолончели, и упорными, словно дразнящими повторениями одного краткого мелодического оборота. Другая тема, женственная и грустная - будто воздвигает островок интимной лирики посреди бурлящего моря праздника. Ощущение полноты жизненных сил господствуют в этом финале.

Ян Сибелиус
Концерт для скрипки с оркестром,ре минор, Опус 47 (1903)

1. Allegro moderato
2. Adagio di molto
3. Allegro, ma non tanto

Эмоциональный, величественный и захватывающий концерт давно стал фаворитом аудитории. Один из критиков сравнил музыку концерта с «живописными скандинавскими зимними пейзажами, на которых художники посредством утонченной игры белого на белом добиваются редких, подчас гипнотических и мощных эффектов».


С. Прокофьев
Концерт для скрипки с оркестром No.2 соль минор (1935)

1. Allegro moderato
2. Andante assai
3. Allegro, ben marcato

Второй скрипичный концерт Прокофьева полон счастливых мелодических находок - это типично прокофьевское творение, как в смысле эмоционально-образной направленности - от тончайшей лирики до озорства, гротеска, сарказма, так и в смысле использованных средств (характерная интервалика, неистощимая ритмическая изобретательность, темброво-колористические новшества, гармоническая терпкость, четкость формы). Музыка концерта поистине театральна - некоторые его моменты напоминают поздние балеты Прокофьева, особенно Золушку. Концерт начинается с простой мелодии скрипки, связанной с русской народной музыкой, вторая часть - замечательное Анданте, в финале заметные испанские мотивы - главная тема рондо сопровождается при каждом своём появлении треском кастаньет (жена Прокофьева - испанка).


И. Стравинский
Концерт для скрипки с оркестром in D (1931)

Концерт для скрипки с оркестром Стравинского - неоклассическое сочинение, написанное с явной ориентацией на Баха. Как и в большинстве произведений периода неоклассицизма Стравинский сохраняет здесь эпическое спокойствие, приверженность музыкальной математике и предписывает исполнителям сухую и отстраненную игру. Солирующий инструмент и оркестр в нём на равных правах, и вслушиваться в странные звуки оркестрового сопровождения не менее интересно, чем в выверенные линии, вычерчиваемые скрипкой, тем не менее всё это звучит как вполне образцовый скрипичный концерт, и в трактовке современных исполнителей вполне экспрессивно.


А. Хачатурян
Концерт для скрипки с оркестром ре минор (1940)

1. Allegro con fermezza
2. Andante sostenuto
3. Allegro vivace

В концерте для скрипки с оркестром Хачатуряна оригинально используется ряд приемов, употребляющихся в армянской и грузинской народной музыке (многократно повторяющийся упор на один звук, орнаментика, хроматизмы, прихотливая ритмика), черты импровизационности близки пению ашугов, вспоминаются сказочный восток Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева.


М. Равель "Цыганка"
концертная рапсодия для скрипки c оркестром (1924)

В основу "Цыганки" Равеля положены мелодии стиля вербункош(жанр венгерской танцевальной музыки, появившийся во второй половине XVIII века, а также стиль венгерской инструментальной музыки конца XVIII — начала XIX века), вернее сказать, их стилизованное подобие. Сольная партия написана в блестящем концертном стиле, партитура отмечена печатью чисто французской элегантности, изобилует изысканно тонкими сочетаниями скрипки с оркестром.


Альбан Берг
Концерт для скрипки с оркестром "Памяти ангела" (1936)

1. Andante - Allegretto
2. Allegro - Adagio

Концерт для скрипки с оркестром Альбана Берга посвящён памяти талантливой юной скрипачки Анны Гропиус - дочери вдовы Густава Малера, умершей в семнадцатилетнем возрасте (имени её в посвящении нет. Там сказано лишь: "Dem Andenken eines Engels" - "Памяти ангела"). Концерт основан на додекафонной теме, возносящейся от самого низкого звука скрипки ввысь, в верхний регистр, где зависает на "фа" третьей октавы. Во 2-м разделе второй, последней части, Берг цитирует хорал Баха, удивительно органично вписывающийся в двенадцатитоновую ткань Концерта. В музыке царит просветленная созерцательность и отрешенность.


Д. Шостакович
Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор, соч. 77 (1948)

I. Nocturne (Moderato)
II. Scherzo (Allegro)
III. Passacaglia (Andante)
IV. Burlesque (Allegro con brio - Presto)

Шостакович написал свой первый скрипичный концерт в 1948 году. В концерте выражено с присущей только этому композитору пронзительной остротой настроение той эпохи, "темнота 20-ого столетия."


Бела Барток
Концерт для скрипки с оркестром No.2 (1938)

I. Allegro non troppo
II. Andante tranquillo
III. Allegro molto

Второй концерт для скрипки с оркестром Белы Бартока давно стал музыкальной классикой XX века, сделав народные венгерские ритмы с восточноевропейских задворок достоянием мировой классики. "От мрака, ужаса и безысходности наших дней - к миру, свету и радости" - так можно было бы охарактеризовать скрытую программу этого концерта.


Эдвард Элгар
Концерт для скрипки с оркестром, op.61 (1910)

I. Allegro
II. Andante
III. Allegro molto

Концерт Элгара в си миноре, Опус 61, написанный в 1910 году - один из немногих удержавшихся в репертуаре английских "старомодных" концертов, сотканный из знакомых романтических формул, демонстрирует викторианское великолепие и эмоциональную чувствительность одновременно.


Кароль Шимановский
Концерт для скрипки с оркестром No.2, Op.61 (1933)

Второй концерт Шимановского объединяет французскую созерцательность со славянской необузданностью, древний гуцульский фольклор и современный музыкальный язык. Духом народных ритмов, задором и лирической искренности наполнена партитура - композитор проникает в те глубины, где находятся архаические праинтонации польской музыки.


Скрипка имеет народное происхождение. Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фидель, германская рота, слияние которых и образовало виолу.

Формы скрипки установились к XVI веку. К этому веку и началу XVII века относятся известные изготовители скрипок - семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.

Скрипка является сольным инструментом с XVII века. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Марини из Брешии (1620 год) и «Capriccio stravagante» его современника Фарина. Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693-1764 гг), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.

Современный вид скрипка приобрела в XVI веке, широко распространилась в XVII веке.

Устройство скрипки

Скрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d,a,e (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы).

Диапазон скрипки от g (соль малой октавы) до a (ля четвёртой октавы) и выше.

Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.

Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах.

Верхняя и нижняя деки корпуса соединены друг с другом обечайками. Нижнюю деку делают из клена, а верхнюю из Тирольской ели. Они обе имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а так же их толщина в той или иной степени определяют силу и тембр звука.

Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки - высота обечаек.

В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия - эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).

В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок). Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой жильной струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке. Подставка тоже влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге вниз - звук глуше, вверх - более пронзителен).

Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый штифт из резонансной ели - душка (от слова «душа»). Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс.

Гриф скрипки - длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке. Также, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака.

Техника игры на скрипке, приёмы

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.

От прижима пальцем к грифу струна укорачивается, тем самым повышая высоту звучания струны. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются нулём.

Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.

Диапазон скрипки - от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны.

От полуприжима струны в определенных местах получаются флажолеты. Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.

Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний - вторым, безымянный - третьим, мизинец - четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями - от шестой до двенадцатой.

Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер, силу, тембр звука, да и вообще на фразировку.

На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), в исключительных случаях - три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро - три (тройные струны) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при пустых струнах и труднее без них и используются как правило в сольных произведениях.

Весьма распространен оркестровый прием тремоло - быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания.

Прием коль леньо (col legno), означающий удар древком смычка по струне, вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.

Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки - пиццикато (pizzicato).

Для ослабления или приглушения звука пользуются сурдиной - металлической, резиновой, каучуковой, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки.

На скрипке легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Самые удобные пассажи - те, которые составлены из гамм или их частей, а так же из арпеджио натуральных тональностей.

Скрипачом трудно стать в зрелом возрасте (но возможно!), так как для этих музыкантов очень важна чувствительность пальцев и мышечная память. Чувствительность пальцев взрослого человека на много меньше, чем у молодого, а мышечная память требует большего времени для становления. Учиться играть на скрипке лучше всего с пяти-шести-cеми лет, возможно даже с более раннего возраста.

Если мы пожелаем назвать самую загадочную личность в истории искусства вообще и музыки в частности, одним из первых претендентов станет, несомненно, . Одни современники считали его «дьявольским скрипачом», другие выражали сожаление, что потомки никогда не узнают, как он играл… На многие вопросы, касающиеся его жизни и творчества, нет ответа и по сей день, и одной из загадок Паганини остаются его концерты для скрипки с оркестром. У музыковедов нет точного ответа, сколько таких сочинений создано Паганини, а это означает, что, возможно, часть его творений остается скрытой от нас. С уверенностью можно говорить о шести скрипичных концертах – их партитуры находятся у наследников композитора, одни были впервые изданы при жизни автора, другие – в ХХ столетии; они входят в репертуар скрипачей, хотя одни концерты популярны в большей степени, другие – в меньшей. Однако в одном из писем композитора упоминается о неком фа-минорном концерте, а в автобиографии – еще о двух, написанных в Парме в 1796 г. Кроме того, Конестабиле – итальянский биограф композитора – упоминает о двух концертах, написанных в редко используемых тональностях, ми-диез мажоре и си-диез миноре (возможно, они требовали особой настройки скрипки). Таким образом, несколько концертов Паганини остаются неизвестными ныне.

Но если об утраченных концертах мы можем сожалеть, то дошедшими до нас можно только восхищаться. Разумеется, скрипичные концерты создавались задолго до Никколо Паганини, но все то, что было до него, не может сравниться с грандиозностью его творений. Масштабность формы, яркость контрастов, мелодическое богатство, патетика, сопоставимая с драматизмом оперного спектакля, множество интереснейших колористических эффектов – всё это отличает так называемый «большой концерт», начало которому положил Паганини. Как утверждал , о возможности многих «эффектных и остроумных» приемов, которые появились в концертах Паганини, скрипачи прежде и не подозревали, но с тех пор, как они были найдены великим итальянцем, потребовалась бы целая книга, чтобы описать их все.

Принцип «состязания», который лежит в основе жанра инструментального концерта, в творениях Паганини доведен до предела, скрипичная партия в них – это словно роль в драматическом спектакле, центральным действующим лицом которого становится романтический художник. Такая сконцентрированность на личности творца приводит к повышению роли импровизационного начала – в концертах Паганини множество драматических «высказываний», лирических отступлений, свободно развивающихся монологов-фантазий, вносящих разнообразие в структуру формы. Например, в первой части Концерта № 1 ре мажор появляется своеобразное инструментальное преломление интонаций, характерное для речитативов в операх. Кроме этого «монолога» в первой части сочинения нет особых новшеств в области музыкальной формы, однако ощущается характерная особенность романтического концерта: в образном строе сонатного allegro побочная партия играет более значимую роль, чем главная, построенная на регистровых контрастах в пределах одной мелодической линии. Вторая часть напоминает вдохновенную, исполненную драматизма оперную арию. Подобно первой части, здесь встречаются очень широкие мелодические ходы – в мелодии присутствует скачок на дециму, но если в первой части подобные интонации воспринимались как составляющая часть героического образа, то в Adagio они делают лирическое высказывание более выразительным, насыщая его эмоциональным накалом. Примечательно, что в рукописи этого концерта партии оркестровых инструментов и солирующей скрипки композитор написал в разных тональностях: оркестр – в ми-бемоль мажоре, солист – в ре мажоре, что предполагает настройку сольного инструмента на полтона выше и делает возможным некоторые эффекты.

Наибольшую известность снискал Концерт № 2 си минор, точнее, его заключительная часть – «Кампанелла» («Колокольчик»). В этом рондо весьма ярко проявилась одна из характерных особенностей стиля Паганини – обилие орнаментики, не имеющей ничего общего с «украшательством». Мелизматические украшения и пассажи органично вписываются в мелодические контуры, придавая им то ораторский пафос, то утонченное изящество. В основной теме «Кампанеллы» мелизмы воспроизводят тончайшие переливы звона тех колокольчиков, которые можно было услышать на итальянских карнавалах. Способствует такому впечатлению и регистр, и острота «отскакивающих» штрихов. Образ обогащается колористическими приемами – например, использованием флажолетов. Нередко «Кампанелла» исполняется в транскрипции , но в этом случае рондо теряет изрядную долю своего очарования – как из-за «утяжеляющих» гармоний, так и из-за исчезновения лирического эпизода исключенного Крейслером.

Скрипичные концерты Никколо Паганини исполняли и продолжают исполнять многие музыканты. Они являют собой одно из тех «отражений» искусства великого скрипача, очарование которого не ослабевает со временем.

Все права защищены. Копирование запрещено.