Что читали советские школьники. Что читают школьники на уроках литературы в европе, сша и японии Произведения 20 века школьная программа список

1 16 000

Отставленная было за ненадобностью во второй ряд, с появлением «президентского» сочинения литература вернулась в шеренгу самых важных предметов в российской школе. Но родителей и учеников по-прежнему волнует вопрос, насколько наше образование в этой сфере способно конкурировать с зарубежным.

Посмотрим, как и какие произведения изучают учащиеся зарубежных школ. В каждый список мы включили 10 главных авторов школьной программы.

Франция

Разделения на два разных предмета, «Французский язык» и «Французская литература», для школьников не существует. На уроках словесности юные французы практически не уделяют внимания сюжетам, образам, развитию характеров персонажей в произведениях. Главное - стиль! А идеальным считается стиль авторов до XIX века. Школьники часто выполняют задания написать отрывок на заданную тему в стиле Мольера (Расина, Корнеля и т.п.). Серьёзно изучаются древнегреческие и древнеримские авторы.

В обязательной программе

  1. Кретьен де Труа. «Ланцелот».
  2. Жан Батист Мольер. «Скупой».
  3. Пьер Корнель. «Сид».
  4. Педро Кальдерон. «Жизнь есть сон».
  5. Виктор Гюго. «Отверженные».
  6. Эмиль Золя. «Жерминаль».
  7. Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари».
  8. Оноре де Бальзак. «Человеческая комедия».
  9. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
  10. Альбер Камю. «Падение».

США

Как таковой единой школьной программы по литературе в США нет. На уроках английского языка читают и обсуждают те произведения, которые выбирает учитель. Главные критерии выбора: художественная ценность текста, увлекательное содержание, возможность вынести из него нравственные уроки. Сегодня принято включать в список изучаемых произведений больше книг о войне, холокосте, об истории США и демократических ценностях.

В обязательной программе

  1. Теодор Драйзер. «Американская трагедия», «Финансист».
  2. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость».
  3. Роберт Льюис Стивенсон. «Остров сокровищ».
  4. Джозеф Конрад. «Сердце тьмы».
  5. Джордж Оруэлл. «Скотный двор».
  6. Терри Пратчетт. «Плоский мир».
  7. Эдит Уортон. «Эпоха невинности».
  8. Герман Мелвилл. «Моби Дик».
  9. Дэниел Киз. «Цветы для Элджернона».
  10. Эдгар По. Стихотворения и поэмы.

Великобритания

Англичане читают в школе то, что принято считать классикой английской литературы. Форму изучения больших тем каждый класс часто выбирает голосованием. Например, «Английская литература XIX века» - тема, которую ученики могут захотеть проходить в форме дискуссии, написания рефератов, индивидуальных занятий, подготовки групповых проектов и так далее. Некоторые программные произведения знакомы российским выпускникам с детства, а имена многих авторов так или иначе на слуху благодаря частым упоминаниям.

В обязательной программе

  1. Дж. Чосер. «Кентерберийские рассказы».
  2. К. Марло. «Трагическая история доктора Фауста».
  3. Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
  4. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера», «Письма суконщика».
  5. С. Ричардсон. «Кларисса, или История молодой леди», «Памела, или Вознаграждённая добродетель».
  6. Г. Филдинг. «История Тома Джонса, найдёныша».
  7. Чарльз Диккенс. «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын».
  8. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия».
  9. Джордж Элиот. «Мельница на Флоссе».
  10. С. Кольридж. «Старый моряк».

Германия

В разных типах школ литературу проходят по-разному. В обычных школах проходят в основном произведения немецких авторов. В стране много гимназий с гуманитарным уклоном, где подробно изучают произведения от античных авторов до самых современных. В некоторых учебных заведениях курс литературы разделён по темам, поднятым в произведениях. Например, «Право и справедливость», «Родина и чужбина», «Наука и ответственность» и другие. Так, драма Ф. Шиллера «Разбойники» относится к теме «Право и справедливость», его же «Мария Стюарт» изучается в разделе «Конфликт человека и истории», а «Коварство и любовь» закономерно попадает в раздел «Любовные истории».

В обязательной программе

  1. Готхольд Эфраим Лессинг. «Натан Мудрый».
  2. Фридрих Шиллер. «Разбойники», «Мария Стюарт», «Коварство и любовь».
  3. Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания юного Вертера».
  4. Генрих Гейне. «Путешествие по Гарцу».
  5. Томас Манн. «Будденброки», «Волшебная гора».
  6. Генрих фон Кляйст. «Маркиза д"О».
  7. Фридрих Дюрренматт. «Визит старой дамы», «Физики».
  8. Амадей Гофман. «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра».
  9. Эдуард Мёрике. «Художник Нольтен», «Моцарт на пути в Прагу».
  10. Георг Бюхнер. «Смерть Дантона».

Япония

В старших классах японских школ литературу изучают более или менее подробно, в зависимости от выбранного направления, учебники по литературе используются тоже самые разные - единого стандарта нет. Так же, как в России, Германии и Великобритании, основное внимание уделяется изучению отечественной литературы. Наибольший интерес для японцев - в том числе и японских школьников - представляют те произведения, где можно наблюдать и анализировать процесс становления характера героя.

  1. Мурасаки Сикибу. «Повесть о Гэндзи».
  2. Сэй-Сёнагон. «Записки у изголовья».
  3. Хигути Итиё. «Сверстники».
  4. Юкио Мисима. «Золотой храм».
  5. Кобо Абэ. «Женщина в песках».
  6. Сосэки Нацумэ. «Сердце».
  7. Рюноскэ Акутагава. «Расёмон».
  8. Огай Мори. «Танцовщица».
  9. Харуки Мураками. «Охота на овец».
  10. Сики Масаока. Стихи.

Это читают все

Конечно, отечественная литература всегда стоит на первом месте. Но есть произведения мировой литературы, которые входят в продвинутый школьный курс для старшеклассников практически всех стран . Итак, «всемирная десятка»:

  1. Гомер. «Илиада», «Одиссея».
  2. Уильям Шекспир. «Гамлет», «Ромео и Джульетта».
  3. Харпер Ли. «Убить пересмешника».
  4. Уильям Голдинг. «Повелитель мух».
  5. Чарльз Диккенс. «Большие надежды».
  6. Мэри Шелли. «Франкенштейн».
  7. Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст».
  8. Франц Кафка. «Превращение».
  9. Лев Толстой. «Анна Каренина».
  10. Фёдор Достоевский. «Преступление и наказание».

Ни в одной из рассмотренных стран не придаётся большого значения главному принципу, по которому изучается литература в старших классах российских школ, - историко-художественному методу: классицизм, романтизм, реализм и т.д. Между тем именно такой подход ближе всего к научному взгляду на литературу - его можно считать преимуществом нашей системы образования.

Он требует системных теоретических знаний. И если школьные учителя вынуждены жертвовать уроками литературы, готовя выпускников к ЕГЭ, то хороший репетитор может восполнить пробелы и сформировать в сознании ученика стройную картину всей истории литературного процесса. Ведь именно такое знание предмета потребуется при вступительных испытаниях по литературе в престижные вузы.

В последнее время споров вокруг того, какие книги должны входить в обязательный школьный курс – хоть отбавляй. Но сама программа уже которое десятилетие остается неизменной, какие бы страсти в обществе ни накалялись. Вопрос, какие книги могут разбудить в школьнике интерес к чтению, мы задали нескольким преподавателям литературы в школах культурной столицы. Учителя не только рассказали, какие произведения, по их мнению, забыли включить в школьную программу, но и объяснили, почему.

1. «Дело, которому ты служишь», Юрий Герман

Нужно любить то, что делаешь, и всегда оставаться человеком – два «кита», на которых стоит книга. События в романе происходят в предвоенное время. В центре сюжета – рядовые советские граждане. Огромный плюс - повествование лишено наивности, которой часто грешат произведения с явным моральным посылом. Нотаций и нравоучений автор избегает, а написана книга очень легко. Вполне подойдет для ребенка лет 12.

2. «Тополиная рубашка», «Мальчик со шпагой», Владислав Крапивин

Еще один современный автор, который пишет повести для детей лет 12-13. Впрочем, многие взрослые тоже с интересом читают книги Крапивина, узнавая в его персонажах самих себя. Автор так переплетает реальность и вымысел так, что трудно отличить одно от другого. А атмосфера в книгах такая, что чудесам, происходящим с героями, очень хочется верить.

3. «Хоббит, или Туда и обратно», Дж. Р. Р. Толкиен

Сказка, которая покорила мир, была популярна задолго до экранизации. Эту книгу с удовольствием читают и шестиклассники, и взрослые. Приключения забавного хоббита, который вдруг оказывается не просто вовлечен в события невероятной важности, а занимает в них центральное место. Великолепный образец классического фэнтези.

4. «Колодец и маятник», Эдгар По

Чаще преподаватели включают в программу старомодный детектив «Золотой Жук». Но, на наш взгляд, «Колодец и маятник» гораздо интереснее, хоть действие в книге не выходит за стены мрачного колодца. Герою рассказа очень легко сопереживать – безнадежность, которой проникнуты его мысли, равнодушным не оставит. Кроме того, «Колодец» просто переполнен символами, которые очень интересно расшифровывать.

5. «Благие знамения», Терри Пратчетт

Совершенно потрясающий автор, чьи книги можно читать запоем, одну за другой. А потом снова возвращаться к первой. А все потому, что у Пратчетта – великолепный юмор и очень своеобразный взгляд на, казалось бы, вполне обыденные вещи. «Благие знамения» написана в соавторстве с Нилом Гейманом , автором, который и по отдельности достоин внимания. В книге необычно обыгрываются образы из Библии и вечное противостояние Тьмы и Света.

6. «Град обреченный», «Пикник на обочине», Борис и Аркадий Стругацкие

Творчество братьев-писателей не одно поколение режиссеров вдохновило на съемки. Но многие и тех, кто смотрел «Трудно быть богом» или «Обитаемый остров», «Гадкие лебеди» или «Дни затмения» уверены: лучше это все читать. Почему-то визуализировать миры Стругацких во всей их полноте просто невозможно. «Град обреченный» и «Пикник на обочине» - это две разные грани таланта Стругацких. Первый – философский, с атмосферой мрачной безнадежности. Второй написан в совершенно другом стиле. «Пикник на обочине» был издан в 20 странах, получил несколько наград как лучший фантастический роман, на его основе Тарковский снял своего «Сталкера», были поставлены спектакли и созданы компьютерные игры. Так что фанатам «S.T.A.L.K.E.R.» читать это нужно обязательно.

7. «Короли и капуста», О’Генри

Книга очень легкая, несмотря на то, что описывает вроде бы серьезные, хоть и вымышленные, события. О’Генри – прекрасный сатирик, в этом все и дело. Он, кстати, первым делом предупреждает читателя, что в этой книге вы ничего не найдете ни о королях, ни о капусте.

8. «12 стульев», Илья Ильф и Евгений Петров

Фильмы о самом обаятельном аферисте всех времен и народов все наверняка видели. Но только прочитав книги, можно наконец-то для себя решить, кто же лучший Остап Бендер : Андрей Миронов , Арчил Гомиашвили , Сергей Юрский или Олег Меньшиков . Американский вариант с Роном Муди мы даже обсуждать не будем.

9. «О дивный новый мир», Олдос Хаксли

Классическая антиутопия, где общество строго поделено на классы и каждый отвечает своему предназначению, заложенному еще на этапе создания. Именно создания, ведь людей здесь выращивают в пробирках, а слова «мать» и «отец» считаются неприличными.

10. «Мы», Евгений Замятин

Второй возможный сценарий развития общества – коммунистический. Все на виду, никаких секретов, личных связей и симпатий. Даже имен у людей нет – только порядковые номера.

11. 1984, Джордж Оруэлл

Пожалуй, самая реалистичная антиутопия. Никакой фантастики, только жесткий тоталитаризм. За каждым следят. Доверять нельзя никому. История переписывается. И жестокая правда о том, во что может превратиться запуганный и униженный человек.

12. «Наши», Сергей Довлатов

Сборник из 12 рассказов осилит даже тот, кто безнадежно поражен синдромом клипового мышления. Все рассказы – не просто о реальных людях, а о родственниках самого Довлатова . Поэтому все произведения получились теплыми и душевными, с добрым, и в то же время острым юмором, присущим автору.

13. «Криминальное чтиво», Квентин Тарантино

Сценарий культового фильма режиссер издал в виде книги. Описывать сюжет – значит испортить удовольствие и от чтения, и от просмотра. Если, конечно, есть еще люди, которые не смотрели Pulp Fiction.

14. «Омон Ра», Виктор Пелевин

За такой выбор любой учитель литературы немедленно стукнет по голове увесистым томом «Войны и мира». Но мы уверены – современных авторов читать нужно. Тем более, если они так здорово пишут, как Пелевин . А после «Омона » можно и за «Чапаева и пустоту» взяться – крутейшая фантасмагория, которая вывернет ваше сознание наизнанку.

15. «Бойцовский клуб», Чак Паланик

Помимо лихо закрученного сюжета в книге американского автора украинского происхождения есть и безусловная художественная ценность. Есть, что обсудить, и о чем поспорить. Так что, даже если вы видели кино с Бредом Питтом и Эдвардом Нортоном, - читайте. Может, даже с режиссером поспорите.

16. «Кысь», Татьяна Толстая

Книга читается как забавная сказка. Но концовка оставляет смутное ощущение недоумения. Чтобы разобраться, приходится возвращаться к отдельным фрагментам, чтобы решить, что же стало с главным героем. Ну или опять же обсудить с кем-нибудь. Ведь это же прекрасно, когда есть тема для разговора – не пустого трепа, а именно беседы. Опять же, Татьяна Никитична прекрасно пишет.

17. «Заводной апельсин», Энтони Берджесс

Что у человека в голове? Никто не знает. А если и получится заглянуть в чужие мысли, иногда становится тошно, а то и страшно. Берджесс препарирует человеческую психику виртуозно. Он раскладывает по полочкам вещи, которые, казалось бы, в одной личности ужиться не могут: любовь к музыке и безусловную жестокость, патологическую склонность к насилию и самопожертвование. Книги оставляют настолько глубокое впечатление, что не сразу получается набраться духу, чтобы их перечитать. Даже если очень хочется.

18. «Смерть – дело одинокое», Рэй Бредбери

«Вино из одуванчиков» Брэдбери даже входит в список книг, рекомендуемых к прочтению в школе. Но наш выбор пал на детектив, который стал квинтэссенций лучших традиций жанра. Автор посвятил книгу признанным мастерам классического детектива – Рэймонду Чандлеру и Дэшилу Хэммету, Россу Макдональду и Джеймсу Кейну . С первых страниц Брэдбери создает невероятную атмосферу в лучших традициях нуара.

19. «Записки о Шерлоке Холмсе», Артур Конан Дойль

Английского детектива так полюбили читатели, что когда Дойль «убил» своего персонажа в книге «Последнее дело Холмса », жители Лондона вышли на митинг протеста. И заставили автора вернуть Шерлока к жизни. Что тот и сделал – виртуозно.

20. «Зеленая миля», Стивен Кинг

Скажете, жестокая книга? Нет, нисколько не более жестокая, чем «Донские рассказы» Шолохова . И вполне может вскоре стать классикой от короля ужасов.

21. «Перед восходом солнца», Михаил Зощенко

В школе принято больше внимания уделять Зощенко как сатирику. И мало кто знает, что его жизнерадостное восприятие мира было искусственным. Внушая себе солнечный взгляд на мир, Зощенко пытался справиться с детскими страхами – как он считал, начитавшись Фрейда , именно они были виновны в его меланхолии и страхе перед жизнью. Все это есть в его автобиографии.

22. «Лабиринты Ехо», Макс Фрай

Под мужским псевдонимом скрывается дуэт Светланы Мартынчик и Игоря Степина . Их «Лабиринты» - это целая серия повестей. Макс Фрай умудрился построить очень гармоничный мир. В поступках героев всегда есть логика. А еще повести просто нашпигованы отсылками к самым разным мифологиям. Чтобы понять, о чем речь, хочется изучить еще и древние легенды. И это круто.

23. «Норвежский лес», Харуки Мураками

Да, не самая однозначная книга японского писателя. Но мы осмелимся все-таки порекомендовать ее старшеклассникам. Главный герой «Леса» не только переживает все подростковые страсти и метания, но и анализирует их. А заодно дает понять, что в сокровенных желаниях нет ничего плохого. Возможно, книга поможет некоторым молодым людям получше разобраться и в самих себе.

24. «Молот ведьм», Генрих Крамер и Якоб Шпренгер

Авторы трактата – не писатели. Они монахи-доминиканцы. С присущим им аскетизмом монахи описывают работу инквизиции в конце XV века. Жутко становится от того, как обыденно они пишут о страшных вещах. И от того, насколько далеко готовы люди зайти в своем невежестве.

25. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», Хантер Томпсон

Создатель гонзо-журналистики написал поистине культовую книгу. Если мните себя хоть сколько-нибудь творческими людьми, читать ее надо обязательно.

26. «У войны не женское лицо», Светлана Алексиевич

Эту книгу на одном дыхании прочитать не получится. В ней нет ни слова вымысла. «У войны не женское лицо» - это рассказы женщин, прошедших сквозь все ужасы кровавых боев . Им было, пожалуй, еще сложнее, чем мужчинам. Ведь весь военный быт был совершенно не рассчитан на присутствие женщин на фронте. И, поверьте, - уже на 10-й странице вы будете рыдать в голос.

27. «Три товарища», Эрих Мария Ремарк

Многослойный роман о любви, о фронтовой дружбе и искалеченных войной судьбах. Ведь даже если ты вернулся домой невредимым, стереть из памяти увиденное не получится. Так и будешь жить с воспоминаниями о том, как на твоих глазах умирали товарищи. А дома – тоже не сахар: голод, безработица и безденежье. Но это не значит, что ничего светлого не осталось.

28. «Колыбель для кошки», «Бойня №5, или Крестовый поход детей», Курт Воннегут

Первый роман – фантастика. Гениальный ученый и крайне скверный семьянин изобрел некое вещество, способное разом заморозить всю воду на Земле. Воннегут в этой книге очень изящно и бескомпромиссно уничтожил жизнь на планете. «Бойня №5» - о войне. Воннегут знал, о чем писал, ведь он сам побывал на фронте и попал в плен. Свою историю он излагает самыми простыми словами и без всякого надрыва. Возможно, поэтому они воспринимаются как рассказ близкого друга.

29. «Девять принцев Амбера», Роберт Желязны

Произведение давно стало классикой. Кому-то нравится, кому-то нет. Но прочитать стоит хотя бы для расширения кругозора.

30. Стихи и рассказы, Даниил Хармс

Вот уж поистине неординарное мышление. Короткие, даже коротюсенькие рассказы, но при этом – абсолютно законченные. Хоть и абсурдные. Зато можно растаскивать на цитаты. Во всяком случае, про падающих старушек точно все слышали.

31. «Луна и грош», Сомерсет Моэм

Внезапно овладевшая обычным биржевым маклером страсть к искусству, ради которой он бросил семью, жил в нищете, которая поглощала его целиком, без остатка – главный герой потерял всякую способность к настоящим человеческим чувствам. И только последней своей работой художник изгнал демона, завладевшего его душой. Теперь он бессмертен.

32. «Уловка 22», Джозеф Хеллер

Читать этот роман русскому человеку странно. Совершенно невозможно представить, чтобы события, которые происходят с солдатами во время Второй Мировой в этой книге, происходили с советскими бойцами. И в то же время рассказ выглядит не просто достоверным, а каким-то… ощущательным. Будто кино смотришь.

33. «О мышах и людях», «Консервный ряд», Джон Стейнбек

«О мышах и людях» - классический роман Стейнбека. Прочитать его, конечно стоит. Он, безусловно, хорош. Но еще посоветуем серию романов об обитателях Монтерея: «Квартал Тортилья-Флэт», «Консервный ряд». Они не такие грустные, как «О мышах». И очень человечные. Особенно «Консервный ряд» - одна только композиция чего стоит. Главы основного повествования перемежаются главами с рассказами о побочных персонажах романа, среди которых есть даже толстый суслик. Чистое удовольствие.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты).

Д.И. Фонвизин Комедия «Недоросль».

Г.Р. Державин Стихотворения: «Памятник», «Река времен в своем стремленьи…», а также 2 произведения по выбору.

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Н.М. Карамзин Повесть «Бедная Лиза». В школе с родным (нерусским) языком обучения литература XVIII века изучается обзорно с чтением фрагментов вышеуказанных произведений.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И.А. Крылов 5 басен по выбору.

В.А. Жуковский Баллада «Светлана», а также 2 произведения по выбору.

А.С. Грибоедов Комедия «Горе от ума» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные сцены).

И.А. Гончаров Статья «Мильон терзаний»* (фрагменты).

А.С. Пушкин Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «К*» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также 3 стихотворения по выбору. Поэма «Полтава» (фрагменты) «Повести Белкина» (одна из повестей по выбору). Романы: «Дубровский», «Капитанская дочка» (в школе с родным (нерусским) языком обучения оба романа изучаются в сокращении). Роман в стихах «Евгений Онегин» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – фрагменты). В.Г. Белинский Цикл статей «Сочинения Александра Пушкина». Статьи: 8, 9 (фрагменты). М.Ю. Лермонтов Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также 3 стихотворения по выбору. Поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри». Роман «Герой нашего времени» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – повесть «Бэла»). А.В. Кольцов 3 стихотворения по выбору. Н.В. Гоголь Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1 повесть по выбору), «Тарас Бульба», «Шинель» (в школе с родным (нерусским) языком обучения указанные повести изучаются в сокращении). Комедия «Ревизор» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные сцены). Поэма «Мертвые души» (I том) (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные главы). А.Н. Островский Комедия «Свои люди – сочтемся» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные сцены). И.С. Тургенев «Записки охотника» (2 рассказа по выбору). Повесть «Муму». Повесть «Ася»*. Роман «Отцы и дети» (фрагменты) . «Стихотворения в прозе» (3 стихотворения по выбору).

Ф.И. Тютчев Стихотворения: «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «Умом Россию не понять…», а также 3 стихотворения по выбору.

А.А. Фет Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Учись у них  у дуба, у березы…», а также 3 стихотворения по выбору.

А.К. Толстой Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край…». Баллада «Василий Шибанов», а также 3 произведения по выбору. Н.А. Некрасов

Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «Крестьянские дети», «Железная дорога». 3 произведения по выбору*. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (фрагменты) . Н.С. Лесков Рассказы: «Левша»*, «Кадетский монастырь» (в сокращении). М.Е. Салтыков-Щедрин Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», а также 1 сказка по выбору.

Ф.М. Достоевский Повести: «Бедные люди»* или «Белые ночи»*. Роман «Преступление и наказание» (фрагменты). Л.Н. Толстой Рассказы: «Кавказский пленник», «После бала»*. Роман-эпопея «Война и мир» (фрагменты) , повесть «Хаджи-Мурат». В.М. Гаршин 1 рассказ по выбору. А.П. Чехов Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Крыжовник», а также 2 рассказа по выбору. Рассказы: «Злоумышленник»*, «Человек в футляре»*. В.Г. Короленко 1 произведение по выбору. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА И.А. Бунин 2 рассказа по выбору. 2 стихотворения по выбору. М. Горький Повесть «Детство» (фрагменты). «Песня о Соколе», а также 1 рассказ по выбору. А.А. Блок Стихотворения: «Россия», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», а также 3 стихотворения по выбору. В.В. Маяковский Стихотворения: «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», а также 3 стихотворения по выбору. С.А. Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…», а также 3 стихотворения по выбору. А.А. Ахматова Стихотворения: «…Мне голос был. Он звал утешно…», «Мужество», «Родная земля», а также 3 стихотворения по выбору. М.И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью…», «Семь холмов, как семь колоколов…», «Москве», а также 2 стихотворения по выбору. О.Э. Мандельштам 3 стихотворения по выбору. Б.Л. Пастернак 3 стихотворения по выбору. М.А. Булгаков Повесть «Собачье сердце» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – фрагменты). М.М. Зощенко 1 рассказ по выбору А.П. Платонов 1 произведение по выбору. К.Г. Паустовский1 рассказ по выбору. М.М. Пришвин 1 произведение по выбору. Н.А. Заболоцкий 3 стихотворения по выбору. А.Т. Твардовский Поэма «Василий Теркин» (главы). М.А. Шолохов Рассказ «Судьба человека» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты). ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.А.Вознесенский, Е.А.Евтушенко, Ф.А.Искандер, Ю.П.Казаков, В.Л.Кондратьев, Е.И.Носов, Б.Ш.Окуджава, В.Г.Распутин, Н.М.Рубцов А.И.Солженицын, В.Ф.Тендряков, В.Т.Шаламов, В.М.Шукшин. 4 произведения по выбору. ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Мёге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр» (1 произведение по выбору во фрагментах) . Р. Гамзатов, М. Карим, Г. Тукай, Ю. Рытхэу, К. Хетагуров (1 произведение по выбору). ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Гомер «Одиссея» (фрагменты). Античная лирика 2 стихотворения по выбору. О. Хайям Цикл «Рубаийат» (3 рубаи по выбору). Данте «Божественная комедия» (фрагменты). М. Сервантес Роман «Дон Кихот» (фрагменты). У. Шекспир Трагедии: «Ромео и Джульетта» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты) или «Гамлет» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты). 2 сонета по выбору.

Ж.-Б. Мольер Комедия «Мещанин во дворянстве» (в школе с родным (нерусским) языком обучения - фрагменты). И.-В. Гете «Фауст» (фрагменты). Ф. Шиллер 1 произведение по выбору. Дж. Г. Байрон 1 произведение по выбору. Х.К. Андерсен 1 сказка по выбору. П.-Ж.Беранже, Р.Бернс, Р.Брэдбери, Ж.Верн, Г.Гейне, В.Гюго, Д.Дефо, А.К. Дойл, Р.Киплинг, А.Линдгрен, М.Рид, Л. Кэрролл, Ф. Купер, Д. Лондон, Ш.Перро, Дж.Родари, Дж.Свифт, А.Сент-Экзю-пери, Дж.Сэлинджер, В. Скотт, Р. Л.Стивенсон, М. Твен, Г.Уэллс. 2 произведения по выбору.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА А.С. Пушкин Стихотворения: «Вольность» , «Погасло дневное светило…», «Я пережил свои желанья…», «Демон», «Свободы сеятель пустынный…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (III, V, IX), «Если жизнь тебя обманет…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Осень», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «…Вновь я посетил…», «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Из Пиндемонти», а также 4 стихотворения по выбору. Поэма «Медный всадник» Повесть «Пиковая дама». «Маленькие трагедии» («Моцарт и Солбери»). Трагедия «Борис Годунов» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов). Ф.М. Достоевский, очерк «Пушкин». Поэты пушкинской поры К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, А.А. Дальвег, Д.В. Давыдов. 4 стихотворения по выбору. М.Ю. Лермонтов Стихотворения: «К*» («Я не унижусь пред тобою…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Есть речи - значенье…», «Благодарность», «Завещание» («Наедине с тобою, брат…»), «Валерик», «Сон» (В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…», а также 4 стихотворения по выбору. Поэма «Демон» Н.В. Гоголь Повести: «Портрет», «Невский проспект». А.Н. Островский Пьесы: «Гроза», «Лес». Н.А. Добролюбов, «Луч света в темном царстве» (фрагменты). А.А. Григорьев, «После “Грозы” Островского. Письма к И.С. Тургеневу» (фрагменты). И.А. Гончаров Очерк «Фрегат “Паллада”» (фрагменты). Роман «Обломов» Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?» (фрагменты). А.В. Дружинин «Обломов», роман Гончарова» (фрагменты). И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети» Д.И. Писарев «Базаров» (фрагменты). Ф.И. Тютчев Стихотворения: «Полдень», «Silentium!», «Цицерон», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…», «День и ночь», «Слезы людские, о слезы людские…», «О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), а также 4 стихотворения по выбору. А.А. Фет Стихотворения: «Кот поет, глаза прищуря…», «Облаком волнистым…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сосны», «Еще майская ночь…», «Заря прощается с землею…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще одно забывчивое слово…», «Как беден наш язык! – Хочу и не могу…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях», а также 4 стихотворения по выбору. А.К. Толстой Стихотворения: «Меня, во мраке и в пыли…», «Коль любить, так без рассудку…», «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Благословляю вас, леса…» (из поэмы «Иоанн Дамаскин»), «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», а также 4 произведения по выбору. Н.А. Некрасов Стихотворения: «В дороге», «Современная ода», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Праздник жизни – молодости годы…», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Под жестокой рукой человека…» («О погоде»), «Умру я скоро. Жалкое наследство…», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Сеятелям», «О Муза! я у двери гроба…», а также 4 стихотворения по выбору. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов). Н.Г. Чернышевский Роман «Что делать?» (обзор). Н.С. Лесков Повесть «Очарованный странник» или рассказ «Однодум». М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание» Н.Н. Страхов, Очерк «Преступление и наказание» (фрагменты). Л.Н. Толстой Роман-эпопея «Война и мир» А.П. Чехов Рассказы: «Попрыгунья», «Палата №6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», а также 2 рассказа по выбору. Пьеса «Вишневый сад». РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА И.А. Бунин Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи» (рассказ), «Чистый понедельник», а также 2 рассказа по выбору. А.И. Куприн Повесть «Гранатовый браслет», а также 1 произведение по выбору. Л.Н. Андреев 1 произведение по выбору. М. Горький Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». Поэзия конца XIX–начала XX вв. И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, З.Н.Гиппиус, А.Белый, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, В.В. Хлебников, И. Северянин. Стихотворения 4 поэтов по выбору. А.А. Блок Стихотворения: «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…», «Вхожу я в темные храмы…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Фабрика», «Она пришла с мороза…», «Когда вы стоите на моем пути…», цикл «На поле Куликовом», «В ресторане», «Художник», «О, я хочу безумно жить…», «Перед судом», «На железной дороге», «Скифы», а также 4 стихотворения по выбору. Поэмы: «Соловьиный сад», «Двенадцать». В.В. Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой», а также 4 стихотворения по выбору. Поэмы: «Облако в штанах», «Люблю». Первое вступление к поэме «Во весь голос». Пьеса «Клоп». С.А. Есенин Стихотворения: «Шел Господь пытать людей в любови…», «Русь», «Сорокоуст» («Видели ли вы…»), «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Я помню, любимая, помню…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Письмо матери», «Русь Советская», «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «На Кавказе», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо к женщине», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Каждый труд благослови, удача…», а также 4 стихотворения по выбору. Поэма «Анна Снегина». М.И. Цветаева Стихотворения: «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Стихи растут, как звезды и как розы…», «Я счастлива жить образцово и просто…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», цикл «Ученик», «Легкомыслие – милый грех…», «Маяковскому» («Советским вельможей…»), «Заклинаю тебя от злата…», «Дон» («Белая гвардия, путь твой высок…»), «Тоска по родине! Давно…», а также 4 стихотворения по выбору. О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Дано мне тело – что мне делать с ним…», «Невыразимая печаль…», «Notre Dame», «Я не знаю, с каких пор…», «Бессонницы. Гомер. Тугие паруса…», «Я ненавижу свет…», «О, как мы любим лицемерить…», «Не спрашивай: ты знаешь…», «Образ твой, мучительный и зыбкий…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Век», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», а также 4 стихотворения по выбору. А.А. Ахматова Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Сероглазый король», «Смятение», «Любовь», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Мне ни к чему одические рати…», «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Приморский сонет», «Молитва», «Муза», а также 4 стихотворения по выбору. Поэмы: «Поэма без героя», «Реквием». Б.Л. Пастернак Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Про эти стихи», «Быть знаменитым некрасиво…», «Определение поэзии», «Когда разгуляется», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Чудо», «Август», «Гефсиманский сад», «Ночь», «Единственные дни», а также 4 стихотворения по выбору. М.А. Булгаков Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». И.Э. Бабель 2 рассказа по выбору. А.А. Фадеев Роман «Разгром» А.П. Платонов Повесть «Сокровенный человек». М.А. Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон» В.В. Набоков 1 произведение по выбору. Н.А. Заболоцкий Стихотворения: «Меркнут знаки Зодиака…», «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц», «Сентябрь», а также 3 стихотворения по выбору. А.Т. Твардовский Стихотворения: «Я убит подо Ржевом…», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны…», а также 4 стихотворения по выбору. А.И. Солженицын Повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матренин двор». Проза второй половины XX века Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г.Битов, В.В. Быков, В.С.Гроссман, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И.Носов, В.Г. Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.Т.Шаламов, В.М.Шукшин. 4 произведения по выбору; одно из них на тему Великой Отечественной войны. Поэзия второй половины XX века Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, А.А. Тарковский. Стихотворения 4 поэтов по выбору. Драматургия ХХ века А.Н.Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин, Е.Л. Шварц. 2 произведения по выбору.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ Г. Айги. Стихотворения. Р. Гамзатов. Книга «Мой Дагестан», сказание «Возвращение Хаджи-Мурата», поэма «Горянка». М. Джалиль. Цикл стихотворений «Моабитская тетрадь». М. Карим. Стихотворения по выбору; трагедия «Не бросай огонь, Прометей». Д. Кугультинов. Стихотворения. К. Кулиев. Стихотворения. Ю. Рытхэу. Роман «Сон в начале тумана» (легенда о белой Женщине-прародительнице). Г. Тукай. Стихотворения по выбору. Поэма «Шурале». К. Хетагуров. Стихотворения. Поэма «Фатима». Ю. Шесталов. Языческая поэма. Два произведения по выбору. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Г. Аполлинер, О. Бальзак, Г.Бёлль, Ш. Бодлер, П.Верлен, О. Генри, Г.Гессе, У. Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В. Гюго, Ч. Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Т. Манн, Г.Маркес, П. Мериме, М.Ме-терлинк, Г. Мопассан, Д. Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, А.Рембо, Дж.Сэлинджер, О.Уайльд, Г.Флобер, У.Фолкнер, А. Франс, Э. Хемингуэй, Б.Шоу, У. Эко. 3 произведения по выбору.

Алена Бальцева | 18.01.2016 | 20348

Алена Бальцева 18.01.2016 20348


Если в вашей семье есть школьник , это прекрасный повод заново перечитать с ним самые лучшие книги, включенные в программу по литературе. Можем поспорить, что многие произведения откроются вам с неожиданной стороны и станут поводом для откровенных разговоров на важные темы.

Все знают, что в романе «Отцы и дети» Тургенев затрагивает тему конфликта поколений, но это произведение гораздо глубже. Здесь не только история отношений эксцентричного сына и пожилых родителей, которые не чают в нем души и одновременно побаиваются его. Эта небольшая книга – о конфликте мировоззрений, человеческих ценностях, смысле жизни.

Возможно, перечитывая «Отцов и детей» вместе с ребенком, вы узнаете там друг друга. Чем не отличная возможность вызвать чадо на открытое обсуждение и поучиться на чужих ошибках, пусть и литературных?

Запрещенный цензурой роман, написанный за тюремной решеткой, который вызвал настоящую бурю в Российской империи и за ее пределами, – кажется, этого достаточно, чтобы заинтриговать подростка, не так ли?

Во многом это философское произведение Николая Чернышевского является ответом на «Отцов и детей» Тургенева. В «Записках из подполья» его идеи оспаривал Федор Достоевский. А Ленин и Маяковский, к примеру, восхищались им.

Так какая же загадка кроется в этой книге? Возможно ли то новое общество, о котором писал Чернышевский? Попробуйте разобраться в этом вместе.

«Тварь я дрожащая или право имею?» – этот вопрос мучил не только Раскольникова, но в определенные моменты жизни встает и перед каждым из нас. Допустимо ли зло во благо? Имеет ли преступник шанс на искупление и прощение? Ответы на все это подросток должен найти в первую очередь вместе с родителями. Прочтите вместе «Преступление и наказание».

Признайтесь честно: а вы в школе осилили все четыре тома «Войны и мира», не пропуская ни строчки про войну? Если вы ответили утвердительно, вашей выдержке можно только позавидовать!

На самом деле, у эпического романа Толстого лишь два недостатка, которые отпугивают школьников, – это обилие цитат на французском и внушительный объем. Все остальное – сплошь достоинства: увлекательный сюжет (любовь – для девочек, война – для мальчиков), динамичное повествование, яркие персонажи.

Помогите ребенку рассмотреть всю прелесть этого произведения. А чтобы чтение шло веселее, добавьте элемент соревнования: кто быстрее закончит первый том? А второй? А как насчет прочесть всю книгу до конца? Вы не пожалеете, что решились перечитать великое произведение.

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя», «Но я другому отдана и буду век ему верна» – список крылатых фраз из этой поэмы можно продолжать до бесконечности. Недаром Пушкин считал это произведение одной из самых значимых работ собственного сочинения.

В этой книге – история первой безответной любви романтичной девочки, история праздной жизни молодого денди, история верности и самоотречения. Все это в красках предстанет перед вашими глазами, если вы устроите семейные чтения по ролям этого шедевра русской литературы.

Истерически смешная пьеса Фонвизина о семействе Простаковых завовевала моментальный успех в день своей премьеры в конце XVIII века и продолжает смешить читателей в начале XXI. Говорят, сам Григорий Потемкин похвалил Фонвизина следующими словами: «Умри, Денис, лучше не напишешь» .

Почему же это пьеса попала в разряд бессмертных? Как минимум благодаря двум цитатам:

  • «Не хочу учиться – хочу жениться!
  • «Вот злонравия достойные плоды».

Как максимум – благодаря колкой сатире, обличающей невежество. Еще одна блестящая история о взаимоотношениях родителей и детей.

Цитируя Грибоедова, «счастливые часов не наблюдают». Особенно, когда держат в руках «Горе от ума», ведь читать его – сплошное удовольствие. Как и прочил произведению Пушкин, едва ли не половина стихов перешла в разряд пословиц.

Эта блестящая трагикомедия лишь поверхностно затрагивает любовную тему, обличая подхалимство и чинопочитание. Важные вопросы для каждого человека, будь ему 15 лет или 40.

Самый известный роман Гоголя – эталонный образец русской ироничной прозы, своеобразная «Одиссея», описывающая путешествие предприимчивого помещика Чичикова по российской провинции, энциклопедия архетипов.

Чтобы научиться распознавать в жизни плюшкиных, маниловых, коробочек, стоит прочесть «Мертвые души» еще в юности. А чтобы не «потерять сноровку» – перечитать в зрелом возрасте.

Сюжет этого ироничного, остроумного романа до неприличия прост: по большей части главный герой лежит на диване в старом халате, изредка отвлекаясь на попытки устроить личную жизнь. Несмотря на это, «Обломов» читается легко и с интересом.

К сожалению, «обломовщина» поражает не только ленивых холостяков чуть за 30, но и солидных отцов семейства уже за 40, а зарождается – в умах избалованных чад младше 18. В целях профилактики этого острого заболевания – читать Гончарова всей семьей!

В отличие от Ильи Ильича Обломова, герои чеховских пьес ведут довольно активную деятельность, а результат все тот же – нерешительность и душевные терзания, которые в итоге ни к чему хорошему не приводят. Вырубать сад или не вырубать? Сдавать землю в аренду или нет?

Действительно, а как поступили бы вы на месте главной героини пьесы Раневской? Хорошая тема для семейного обсуждения.

Орест Кипренский, «Бедная Лиза»

Этот драматичный роман – хороший повод обсудить с подростком этику отношений с противоположным полом, поговорить о мужской порядочности и девичьей чести. История бедной Лизы, покончившей с собой из-за предательства соблазнившего ее молодого человека, к сожалению, слишком часто повторяется в реальной жизни в различных вариациях, чтобы считать ее лишь литературной выдумкой.

Эпическое произведение, главный герой которого – классический «плохой парень», скептик и фаталист Печорин. «Герой нашего времени» вдохновлен романтическими произведениями Вальтера Скотта и лорда Байрона, а также «Евгением Онегиным» Пушкина.

Угрюмый главный герой покажется во многом близким подростку, да и повидавшему виды взрослому – тоже.

Пополнить словарный запас лаконичными фразочками Эллы Щукиной, научиться просить милостыню на нескольких европейских языках, получить мастер-класс по превращению шкурки сомнительного качества в мех шанхайского барса, узнать 400 относительно честных способа отъема денег? Запросто!

В то время как школьник, скорее всего, увидит в романе талантливого писательского дуэта лишь искрометную юмористическую историю, его родители оценят тонкую иронию авторов.

Еще одно произведение, буквально разошедшееся на цитаты. Перечитайте гениальную сатиру Михаила Булгакова, чтобы напомнить себе и объяснить ребенку, что «разруха не в клозетах, а в головах».

За последние 100 лет школьная литературная программа претерпела ряд изменений. Менялось количество часов на изучение материала, сдвигался политико-идеологический вектор школьной программы и многое другое. Но ядро школьного литературного канона оставалось всегда примерно одним и тем же.

Наш обзор основывается на материале образовательного ресурса «Arzamas» , в котором рассказывается, что читали советские школьники .

Учитель словесности Анастасия Серазетдинова рассказала, какие вечные идеи в каждом из этих произведений не позволяют скинуть классику с корабля современности.

Анастасия Серазетдинова

учитель словесности

Почему мужской костюм-тройка никогда не выходит из моды? Школьник, служащий офиса, посол, президент - все носят костюмы. Потому что это признак хорошего тона, удобный крой, есть потайной карман внутри. Потому что с помощью классической тройки можно всегда быть актуальным, где бы ты ни оказался: на торжественном приеме или родительском собрании. Поэтому-то костюм и назвали «классикой». То же самое и с литературой.
«Мертвые души», «Горе от ума», «Герой нашего времени» - это представление актуального на сегодняшний день устройства мира, во-первых, во-вторых, это культурный код, позволяющий отличить своего от чужого, и в-третьих, это прекрасный литературный язык. Сомневающийся Онегин, предприимчивый Чичиков и циничный Печорин встречаются и сегодня. Это может быть ваш сосед, чиновник из министерства или модный хипстер, обладающий прекрасным вкусом.
А ещё давайте все же не будем забывать, что перед нами не реальная жизнь, а литература. Это искусственно созданный текст, который позволяет размышлять, внимательно читать, упражняться в интерпретациях.

1. Александр Грибоедов. «Горе от ума»

  • В каких классах читалось произведение: До 1921 года и по 1938 год - 7 класс. С 1938 года и по сегодняшний день - 8 класс.

«...Служить бы рад, прислуживаться тошно...»

Это история о молодом человеке, который, побывав за границей, решает рассказать всем вокруг, как они неправильно живут. Мыслят не так, любят как-то тоже не совсем так, да и вообще пора всем выйти из зоны комфорта. На что общество взрослых во главе с Фамусовым начинает над ним насмехаться, а молодёжь, ярким представителем которой является красотка Софья, и вовсе объявляет главного героя, Чацкого, сумасшедшим.

Актуальность истории заключается в том, что общество не всегда готово к переменам. Чаще даже совсем не готово. Прогрессивные идеи непонятны и болезненны, общество предпочитает проверенный вариант, в котором и волки будут сыты, и овцы не пострадают.

2. Александр Пушкин. «Евгений Онегин»

«...Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей...»

Московская лаборатория режиссера Дмитрия Крымова (театр «Школа драматического искусства») поставила любопытный спектакль для школьников - «Евгений Онегин. Своими словами». История Евгения Онегина - это история о моменте позднего «взгляда назад»: нужно уметь вовремя обернуться и попытаться понять, что же происходит вокруг.

Но герой этой теории не знает и оборачивается тогда, когда уже совсем поздно: друг убит, любимая девушка с другим, родственники все умерли. «Евгений Онегин» - это про наш сумасшедший мир, где нет времени оглянуться и осмотреться.

3. Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени»

  • В каких классах читалось произведение: До 1921 года и по 1938 год - 7 класс. С 1938 года и по наше время - 8 класс.

«...Самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким...»

То, что мы узнаем о смерти главного героя в начале книги, даёт нам возможность разглядывать его под увеличительным стеклом. И когда мы его так пристально разглядываем (его поступки, отношение с другими людьми, принятые решения), мы понимаем, почему же Михаил Лермонтов называет его «героем» нашего времени.

Мы начинаем видеть сходства молодого Печорина с теми, кого мы видим ежедневно на улицах. Так ли мы учтивы друг с другом? Может быть, мы великодушны с женщинами? Порядочны с соперниками и оппонентами? Ответ становится очевиден. Даже несмотря на приличное количество лет, прошедших с появления этой истории.

4. Николай Гоголь. «Мёртвые души»

  • В каких классах читалось произведение: До 1921 года и по 1938 год - 7 класс. С 1938 года - 9 класс. С 1960 года и по наше время - 8 класс.

«... Русский человек не любит сознаться перед другим, что он виноват...»

Чичиков - это современный бизнесмен, у которого не сложилась сделка. А не сложилась она потому, что изначально была сомнительной, да и люди на пути предприимчивого Чичикова попались не совсем живые. Что и говорить, сам Чичиков - не вполне живой персонаж.

5. Иван Тургенев. «Отцы и дети»

  • В каких классах читалось произведение: До 1921 года и по 1938 год - 7 класс. С 1938 года и по наше время - 9 класс.

«...Русский мужик - это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа Ратклифф. Кто его поймёт? Он сам себя не понимает...»

Роман Ивана Тургенева пополняет список любимых подростками книг из школьного списка, включая историю об убийстве старухи («Преступление и наказание») и роман о дьяволе («Мастер и Маргарита»). Что может быть лучше для юношеского периода, чем полное отрицание всего, вечные споры с отцами и вскрытия мертвых лягушек?

Базаров - любимый персонаж, нигилизм которого всегда хочется проверять на практике: действительно ли можно все отрицать?

6. Антон Чехов. «Вишнёвый сад»

  • В каких классах читалось произведение: До 1921 года и по 1938 год - 7 класс. С 1938 года и по 1960 год - 10 класс. С 1960 года и по наше время - 9 класс.

«...Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест...»

Такой грустной комедии в школьном списке, пожалуй, больше нет. Тема сада, мирового древа, по которому так резво бьют топором, - сакральна, а у Чехова ещё и трагична.

Если говорить об актуальности, то «Вишнёвый сад» - это своеобразное завещание, это история про конец света. История о том, как, разговаривая друг с другом, люди никогда не услышат сказанного. О том, как прошлое совсем не нужно будущему. И о том, откуда берутся революционеры.

7. «Слово о полку Игореве»

  • В каких классах читалось произведение: До 1921 года и по 1938 год - 3 класс. С 1938 года и по 1960 год - 8 класс. С 1960 по 1984 год - 8 класс. С 1984 года и по наше время - 8 класс.

«...Тяжко голове без плеч, беда телу без головы...»

Говорили тебе, Игорь, не ходи ты один воевать! И предзнаменования тебе были, и вороны летали, даже знамение случилось! Не послушался, пошёл. И себе и всем проблем добавил.

«Слово о полку Игореве» - это своеобразная песнь, которую нам «поет» Боян (пишется через О, это специальный человек, пускающийся вместе с воинами в походы и описывающий в своих напевах, что там происходит, своеобразный держатель древнерусской ленты фейсбука). Это история о том, что междоусобные войны ни к чему хорошему не приводят, и что будет, если всё время поступать по-своему, игнорируя общее решение.

8. Александр Островский. «Гроза»

  • До 1921 года и по 1938 год - 7 класс. С 1938 по 1960 год - 9 класс. С 1960 по 1984 год - 9 класс. С 1984 года и по наше время - 9 класс.

«...Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим...»

Из всего спектра художественных произведений, изучаемых в школе, «Гроза», пожалуй, самое трагически непопулярное. По чистосердечным признаниям школьников, ничего скучнее (девочки скажут, что скучнее лишь сцены битв в «Войне и мире») нет и быть не может. Но о чем же «Гроза»? И есть ли у нее шанс на воскрешение?

Михаил Свердлов (выдающийся литературовед и критик) в своей работе «Почему умерла Катерина?» дарит читателю прекрасную мысль: «Это история о красоте и величии человеческой души. Превратить свободного человека в раба может кто угодно - Кабаниха, Дикой и иже с ними, но человеческую душу никто не в силах заковать. И смерть Катерины - этот тот пример, когда сила человеческой души способна разрушить границы Калинова».