Кто создатель инструментального концерта. Инструментальный концерт. Понятие концерта, специфика, классификация

Тема урока : «Инструментальный концерт».

Педагогическая цель : дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как он возник, как развивался.

Исходя из цели урока ставятся следующие задачи:

    Образовательная : познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра инструментального концерта на примере концерта «Времена года» А.Вивальди, закрепить представления о различных видах концерта, расширить представления о программной музыке.

    Развивающая : продолжить знакомить с лучшими образцами музыки эпохи барокко.

    Воспитательная : воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран..

Планируемые результаты:

Личностные : у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку; ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Предметные: ученик научится осознанно воспринимать и исполнять муз. произведения; ориентироваться в муз.жанрах, образах, формах; обращаться к литературным первоисточникам, выделять нравственную проблематику литературных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале; осмыслять специфику музыки и литературы как видов искусства.

Метапредметные.

Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; ученик получит возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и образы одного произведения, находить общее и различное; оценивать и соотносить черты творчества композитора.Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса, использовать разные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством.

Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока; оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе; излагать своё мнение, аргументируя его и подтверждая фактами; получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок-размышление.

Оборудование: ноутбук, фонохрестоматии к учебнику «Музыка» 6 классов, цикл «Времена года» А. Вивальди, распечатанные слова песни А. Ермолова «Времена года» и др.

ХОД УРОКА

    Орг. момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие;

Здравствуйте, дорогие ребята, рада вас видеть.

Снова вижу вас сегодня,
Снова музыке звучать,
И прекрасное искусство
Очарует нас опять.
Все сердца одним стремленьем
Музыка объединит,
И торжественно и чудно
В наших душах зазвучит!

Я надеюсь, что вы будете принимать активное участие на уроке. В свою очередь я постараюсь, чтобы урок прошёл для вас интересно и познавательно.

2. Тема урока. Целеполагание.

1) На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о камерной музыке. Скажите, что такое «камерная музыка»?

Камерная, т.е. комнатная музыка, предназначенная для исполнения в небольших помещениях для небольшой аудитории (ответы детей).

Чтобы понять, о чем пойдет речь сегодня на уроке, предлагаю вам отгадать кроссворд. Слово спряталось по вертикали. Работаем в парах.





    Большой коллектив музыкантов-инструменталистов, совместно исполняющих произведение (ОРКЕСТР)

    Многочастное произведение для хора, солистов и оркестра (КАНТАТА)

    Музыкальный спектакль, в котором основным средством выразительности является пение (ОПЕРА)

    Оркестровое вступление к опере, спектаклю или самостоятельное симфоническое произведение (УВЕРТЮРА)

    Ансамбль из четырёх исполнителей (певцов или инструменталистов) (КВАРТЕТ)

    (по вертикали) Крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра и какого либо солирующего инструмента, состоящее из 3 частей (КОНЦЕРТ)

- проверка, оценивание;

2) - Сформулируйте тему урока.

- Тема урока «Инструментальный концерт» (записать на доске).

Какие цели мы можем поставить?

3) повторение и введение нового материала.;

Давайте вспомним, что такое концерт?

- Концерт - (в переводе с итальянского означает согласие, с латинского – состязание). Концерт - музыкальное произведение, для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Обычно состоит из трех частей. Встречаются концерты для одного инструмента, без оркестра, для оркестра без солиста , концерты для хора. В русской музыке широко применялся жанр хорового духовного концерта.

Инструментальный концерт - концерт для одних только музыкальных инструментов, без пения.

- Жанр концерта возникает в XVII веке в связи с интенсивным развитием скрипичного исполнительства.

Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко
Был создателем жанра – инструментального концерта.

Определите одним словом эпоху барокко?( Причудливость).

Известно около 450 концертов Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику:насыщенность сменялась спокойствием, нежность – мощью, соло прерывалось оркестром.
В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части.

Вершина творчества Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания * скрипки - solo * оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все ).

Принцип контраста определил трёхчастную форму концерта: 1-я часть – быстрая и энергичная; 2-я – лирическая, певучая, небольших размеров по форме; 3-я часть – финал, живой и блестящий.

Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы, смена времен года: осень, зима, весна, лето – неповторима, каждая по-своему

Как вы думаете, обращались художники поэты к теме времен года?

Вы знаете такие произведения?

Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы.

Сегодня мы сравним, как изображено каждое время года в поэзии, в живописи и в музыке. А помогут нам в этом стихи русских поэтов, репродукции картин русских художников и волшебная музыка итальянского композитора Антонио Вивальди., который сумел отразить своей музыкой красоту родной природы.

Стихи, картины и музыка помогут нам увидеть, услышать и почувствовать каждое время года.

(Звучит 1-я часть, учитель название не называет) .

    Какие чувства выражает эта музыка?

    С каким временем года может ассоциироваться эта музыка?

    Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп, контрасты динамики, изобразительные моменты – подражание пению птиц- это весна

    Прослушанная музыка яркая, звонкая, радостная. В ней чувствуется полет, движение, пение птиц. Мелодия светлая, в музыке чувствуется приход весны.

Как звучит главная мелодия 1-й части концерта?

Эта часть начинается веселой беззаботной мелодией, легкой, светлой, прозрачной, непринужденной.

    Что композитор изобразил в эпизодах?

    Пение птиц, журчание ручейков, удары грома и вспышки молний.

    Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны.

Учащиеся: Возможные ответы детей: ясно слышно, где играет оркестр, а где звучит солирующая скрипка. Мелодия, которая исполняется оркестром в мажорном ладу, очень ясная, яркая, легко запоминается, в танцевальном ритме. Мелодия, исполняемая солистом, гораздо сложней, она виртуозная, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц).

Итак, что же вы почувствовали, представили?

Это ранняя весна или поздняя?

Да. Ранняя, так как музыка изображает пробуждение природы.

Как звучит музыка, передающая это состояние (стремительно, энергично, порывисто…)

Ответы учащихся

Вы услышали, как инструменты подражали звукам природы? (показ слайда)

Радостное пение птиц, веселое журчание ручейков, нежное веяние ветерка, сменяемое грозовым шквалом.

А может это состояние человека, наблюдающего весеннее пробуждение жизни?

Как вы себя ощущаете весной?

Какие новые чувства возникают у вас?

Ответы учащихся

Учитель дополняет: ощущение счастья, света, тепла, торжества природы.

Учащиеся определяют, что это ВЕСНА. Вывешиваем репродукцию о весне.

Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение , в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла. Предполагается, что сонеты написаны самим композитором

- Литературный текст подобен музыкальному и каждое из искусств своими средствами воспроизводит состояние человека, его чувства, вызванные приходом весны.

Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами.

Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года.

Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни

весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность

зима - конец пути - старость.

Слушание «Зима» (2ч. Largo) А. Вивальди.

(Ответы уч-ся). Музыка спокойная, напевная задушевная, задумчивая, лирическая.

Почему в наше время часто исполняется музыка, написанная более трех веков назад?

(Ответы уч-ся).

Итак, ребята, ваши впечатления?

Какое это время года?

Что вы представили, слушая эту музыку?

А как это передано в звучании, в исполнении?

(тема, движение мелодии, сила звука)

Да. Создаётся ощущение всепронизывающей зимней стужи, как будто «под порывами ледяного ветра всё живое дрожит в снегу» (показ слайда)

Как вы думаете, в музыке только образ природы, зимы, или переданы чувства человека- композитора?

Да. Ведь человек – это часть природы, и в этой музыке мы чувствуем собранность, волю, готовность человека преодолеть невзгоды зимы: стужу, холод.

4) физминутка;

Если есть время, то по тому же времени характеризуем часть «Лето», часть «Осень».

Учитель вместе с детьми определяют Принцип контраста произведения

    1-я часть – Allegro (Пришла весна)

быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления

    2-я часть – Largo e pianissimo sempre (Спящий пастух) лирическая, певучая, более скромная по размерам

    3-я часть – Allegro danza pastorale. (Деревенский танец) финал, подвижный, блестящий

- поставьте оценку за эту работу в своих оценочных листах.

4) составление синквейнов (по группам);

СИНКВЕЙН (5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка-

Пятая строка-

  1. Пришла, расцвела, разбудила.

    Благодать!

Выставление оценок.

В ы в о д: Композитор, в своих концертах выразил собственное восприятие окружающего мира. В музыке переданы чувства человека, его отношения к природе, миру. Они неизменны, постоянны, независимо от того, в какую эпоху живет человек.

Концерты Вивальди положили начало развитию жанра инструментального концерта.

4. Вокальная работа.

Дыхательная гимнастика;

Распевка;

Слушание;

Пение песни Ю. Антонова. « Живет повсюду красота»;

4. Итоги. Рефлексия.

Что узнали?

Что понравилось?

(заполняем листа настроения).

задания

оценка

задания

оценка

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

















ВЕСНА (La Primavera)

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

ЛЕТО (L"Estate)

В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает, сохнет все в природе,

Томится жаждой все живое.

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И теплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром,

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом.

ОСЕНЬ (L"Autunno)

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,

Но петь и танцевать уже невмочь.

И, завершая радость наслажденья,

В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утором на рассвете скачут к бору

Охотники, а с ними егеря.

И, след найдя, спускают гончих свору,

Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,

Израненный, слабеющий беглец

От псов терзающих бежит упрямо,

Но чаще погибает, наконец.

ЗИМА (L"Inverno)

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лед

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идет не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима.

СИНКВЕЙН (5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

  1. Ранняя, солнечная, долгожданная.

    Пришла, расцвела, разбудила.

    Душа полна предчувствием счастья.

    Благодать!

СИНКВЕЙН (5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

  1. Ранняя, солнечная, долгожданная.

    Пришла, расцвела, разбудила.

    Душа полна предчувствием счастья.

    Благодать!

СИНКВЕЙН (5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

  1. Ранняя, солнечная, долгожданная.

    Пришла, расцвела, разбудила.

    Душа полна предчувствием счастья.

    Благодать!

СИНКВЕЙН (5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

  1. Ранняя, солнечная, долгожданная.

    Пришла, расцвела, разбудила.

    Душа полна предчувствием счастья.

    Благодать!

контрольная работа

1. Понятие концерта, специфика, классификация

Концерт - это особая законченная сценическая форма, в основе которой - номер, свои законы построения, свои художественные принципы и свои "условия игры". Каждый из них по форме и содержания имеет свои особенности.

Концерты бывают самых различных видов:

· смешанный (музыкальные номера, художественное чтение, сцены из спектаклей и т.д.),

· эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, цирковые номера и др.),

· музыкальный,

· литературный.

Наиболее распространен дивертисментный (сборный) концерт, в который может входить: пение, музыка, танцы, сценки, пародии и др. Такой концерт, тем более театрализованный, это произведение сценического эстрадного искусства, и важнейшая роль в нем принадлежит режиссеру.

Также концерт - (нем. - "состязание") - состязание в мастерстве, его демонстрация.

1) Музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра.

2) Публичное исполнение музыкальных произведений.

3) Публичное исполнение произведений малых форм, соревнование разных жанров, видов исполнительского искусства.

Концерт - едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно-просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного. Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский, - это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю. Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать в расчет постановщикам: высокая идейность исполняемого репертуара; его художественная полноценность; жанровое разнообразие, особенно когда речь идет о концерте для смешанной аудитории; высокое качество исполнения номеров и эпизодов; оригинальность исполняемых номеров, разнообразие жанров; надлежащее качество драматургической основы и соответствующий уровень режиссуры.

Концерт - это публичное исполнение музыкальных произведений по заранее составленной программе. В период средневековья концерт имел музыкально-инструментальный характер. На нем могли быть приглашенные члены только аристократических, знатных семей. Организовывался для небольшого количества приглашенных и был закрытым от посторонних глаз. Впервые публичные концерты организовывались во второй половине XVIII века и были сугубо музыкальными.

Первый развлекательный концерт, с внедрением продуманной программой, был организован в Англии. Проводились они в театрах, пивных барах со сценой, и в музыкальных залах гостиниц. Виды концертов - это самостоятельные программы, своеобразие которых определяется задачами, потребностью зрителя, эстетическими запросами определенной аудитории. Можно определить основные разновидности концертов:

1. Сольный - концерт одного исполнителя, популярность которого в сочетании с глубоким и ярким репертуаром способны на протяжении всего вечера поддерживать неослабевающий интерес. К сольным концертам относятся также: концерты хореографического коллектива, хора, одного ансамбля, оркестра, как единого организма.

2. Концерт-дивертисмент - сборный, смешанный. Определяется выступлением артистов разных жанров.

3. Академический, филармонический - концертные организации, ставящие своей целью пропаганду высоко художественных и музыкальных произведений, (а иногда и различных видов эстрадного искусства и исполнительского мастерства). Исполняемые в таких концертах жанры достаточно сложны по форме и содержанию, требуют особой подготовленности от аудитории.

4. Камерные концерты - (в переводе "комната") - по звучанию репертуара, по характеру исполнительства предназначенный для небольшого помещения, для небольшого круга слушателей.

4. Тематический концерт - концерт одной главенствующей темы. Она, как стержень нанизывает и группирует вокруг себя все художественные компоненты концерта. Здесь жанры могут быть различные.

6. Концерт-ревю - (с франц. "панорама", "обозрение") - обозрение на определенную тему, его сюжет, его ход, подача номеров различных жанров, соединение патетического и комического.

Условно ревю можно разделить на 2 вида:

1) Ревю-феерия.

2) Камерное ревю.

В (1) определяющим является сочетание значимости содержания с яркой зрелищностью. Постановка ревю-феерии характерна для мюзикл-холла и эстрадных коллективов подобного типа. В ревю-феериях основными компонентами являются разнообразные эстрадные, цирковые и другие драматургические номера, большие коллективы, танцевальные группы, эстрадные оркестры. Основную роль играет музыка. Сцен. решение в ревю-феерии отличает эффективное использование технических возможностей сцены.

7. Эстрадный концерт - вершина развлекательности, в них меньше внимания уделяется камерной, особенно инструментальной музыке и серьезным жанрам. Главенствующее место: эстрадная песня, юмор, танец.

8. Гала-концерт - (с франц. "большой") - особенно праздничное, торжественное, привлекающее публику зрелище.

9. Шоу - пышное зрелище с участием звезд эстрады, цирка, джаза, спорта и т.д., в котором звучащие слова, как наиболее полный выразитель содержательности исполняемого произведения, оказывается скрытым антуражем декораций, света, технических возможностей.

10. Концерт-шатан - развлекательные мероприятия с разными программами в барах, ресторанах, гостиницах, концертных залов.

Организация концертов представляет собой административно-технический процесс. Он состоит из нескольких этапов:

2. Разработка сценария. Режиссерская подготовка проекта;

3. Приглашения звездных исполнителей;

4. Техническое обеспечение концерта;

5. Оформление праздников дизайнерскими решениями;

6. Административный контроль и проработка трансферов исполнителей и участников.

Разного рода празднований, презентаций альбомов любимых исполнителей, концертных туров звёзд мировой и государственной эстрады, корпоративные и государственные праздники, спортивные соревнования круглый год собирают десятки тысяч людей на стадионах, площадях, концертных залах, плацах. Целые команды специалистов трудятся над организацией каждого мероприятия.

Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов -- дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные. Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения. Тематические концерты проводятся в клубах в связи с праздниками, юбилейными датами.

В последнее время широкую популярность приобрели театрализованные концерты -- разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт представляет собой синтез различных музыкальных жанров. Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера, знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей.

В отличие от тематического концерта, театрализованный концерт помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал. Получили широкое распространение самодеятельные мюзик-холльные программы, объединяющие различные жанры эстрадного искусства. Составление такой программы -- один из самых ответственных и сложных моментов организации концертной деятельности.

"Концерт для фагота и одиннадцати струнных" французского композитора Жана Франсе

Инструментальный концерт возник на рубеже XVI-XVII вв. как один из жанров церковной музыки. За несколько столетий существования он прошел достаточно сложный путь развития...

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает возвышенные эмоции...

Гармоническая фактура светской музыки эпохи Возрождения

Рассмотрим, что такое фактура. Фактура-это форма изложения музыкального материала, которая проявляется и в статике (например, то или иное расположение аккорда). Фактура, являясь внутренней содержательной стороной произведения...

Жанры русского музыкального фольклора

Хоровод - сочетание хореографического движения целой группы лиц с их совместным ансамблевым пением. Хороводы имеют многовековую историю, на протяжении которой они развивались, обновлялись и по характеру хореографии, и по стилю пения...

Музыка как стиль искусства

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль - ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе...

Основные виды и жанры концертов

Театрализованный концерт, или, как его иначе называют, "концерт-спектакль" ("спектакль-концерт"), представляет собой органический сплав различных видов искусства: музыки, литературы, театра (музыкального и драматического), эстрады, кино и цирка...

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии...

Основные методы развития музыкальной памяти в музыкальной педагогике

Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную...

Основные методы развития музыкальной памяти в музыкальной педагогике

Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти...

Особенности гармонического языка С.С. Прокофьева

Культура XX века - сложный, многоплановый и противоречивый феномен. Современное музыкальное искусство - часть этой реально функционирующей и развивающейся большой системы, еще недостаточно изучена как в целом так и в составных элементах...

Особенности музыкальной памяти

Существует несколько основных подходов в классификации памяти...

Специфика звуковой субстанции как музыкального материала

Эта сложность усугубляется в музыке дифференцированностью музыкальных профессий и инструментальным опосредованием. Звуковая материя, которой пользуются исполнитель и композитор, далеко не всегда производится самим музыкантом...

Стилистические особенности инструментальных концертов XVIII века

Фортепианные концерты в творчестве А.Г. Шнитке

Известно, что практически ни одно из сочинений Шнитке не обходилось без участия фортепиано, хоть по воспоминаниям Ирины Шнитке композитор предпочитал струнные инструменты, а "рояль у него был не на первом месте" Хайрутдинова А...

Языковые особенности бардовской песни (на примере исследования категории времени в творчестве Ю. Визбора)

В качестве исходной теоретической и методологической основы в данной работе принимается развернутое определение авторской песни, предложенное в монографии И.А.Соколовой: «Авторская песня…- это тип песни...

Посетители залов филармонии знакомы с особой, приподнятой атмосферой, которая царит во время концерта инструментальной музыки. Приковывает внимание то, как соревнуется солист с целым оркестровым коллективом. Специфика и сложность жанра состоит в том, что солист постоянно должен доказывать превосходство своего инструмента над другими, участвующими в концерте.

Понятие инструментального концерта, специфика

В основном, концерты пишут для богатых своими звуковыми возможностями инструментов - скрипки, фортепиано, виолончели. Композиторы стараются придать концертам виртуозный характер, чтобы максимально раскрыть художественные возможности и техническую виртуозность выбранного инструмента.

Однако инструментальный концерт предполагает не только соревновательный характер, но и точную согласованность между исполнителями солирующих и аккомпанирующих партий. Содержит в себе противоречивые тенденции:

  • Раскрытие возможностей одного инструмента в противопоставлении целому оркестру.
  • Совершенство и согласованность полного ансамбля.

Возможно специфика понятия "концерт" имеет двоякое значение, а все из-за двойственного происхождения слова:

  1. Concertare (с латинского) - "состязаться";
  2. Concerto (с итальянского), concertus (с латинского), koncert (с немецкого) - "согласие", "гармония".

Таким образом, "инструментальный концерт" в общем значении понятия - это музыкальное произведение, исполняемое одним или несколькими солирующими инструментами с оркестровым сопровождением, где меньшая часть принимающих участие противостоит большей или оркестру полностью. Соответственно, инструментальные "взаимоотношения" строятся на партнерстве и соперничестве с целью предоставления возможности каждому из солистов проявить виртуозность исполнения.

История возникновения жанра

В XVI веке впервые было использовано слово "концерт" для обозначения вокально-инструментальных произведений. История концерта, как формы ансамблевой игры, имеет древние корни. Совместное исполнение на нескольких инструментах с явным выдвижением солирующего "голоса" встречается в музыке многих народов, но изначально это были многоголосные духовные сочинения с инструментальным сопровождением, написанные для соборов и церквей.

Вплоть до середины XVII понятия "концерт" и "концертный" относились к вокально-инструментальным произведениям, а во 2-ой половине XVII века уже появились строго инструментальные концерты (сначала в Болонье, затем в Венеции и Риме), а это название закрепилось за камерными сочинениями для нескольких инструментов и сменило название на concerto grosso ("большой концерт").

Первым основателем концертной формы считают итальянца скрипача и композитора Арканджело Корелли, им был написан концерт в трех частях в конце XVII века в котором было деление на солирующие и аккомпанирующие инструменты. Затем в XVIII-XIX веках происходило дальнейшее развитие концертной формы, где наибольшей популярностью пользовалось фортепианное, скрипичное, виолончельное исполнение.

Инструментальный концерт в XIX-XX веке

История концерта, как формы ансамблевой игры, имеет древние корни. Длинный путь развития и становления прошел жанр концерта, подчиняясь стилевым тенденциям времени.

Концерт пережил свое новое рождение в творчестве Вивальди, Баха, Бетховена, Мендельсона, Рубинштейна, Моцарта, Сервэ, Генделя и др. У Вивальди концертное произведение состоит из трех частей, из которых две крайние достаточно быстрые, они окружают среднюю - медленную. Постепенно, занимающий солирующие позиции, клавесин заменяют оркестром. Бетховен в своих произведениях сблизил концерт с симфонией, в которой части слились в одну непрерывную композицию.

До XVIII века оркестровый состав был, как правило, случайным, по большей части струнным, и композиторское творчество напрямую зависело от состава оркестра. В дальнейшем образование постоянных оркестров, развитие и поиск универсального оркестрового состава способствовали становлению концертного жанра и симфонии, а исполняемые музыкальные произведения стали называть классическими. Таким образом, говоря об инструментальном исполнении музыкальной классики, подразумевают концерт классической музыки.

Филармоническое общество

В XIX веке в странах Европы и Америки активно развивалась симфоническая музыка, а для ее общественной широкой пропаганды стали создаваться государственные филармонические общества, способствующие развитию музыкального искусства. Основной задачей таких обществ, помимо пропаганды, было содействие развитию и организация концертов.

Слово "филармония" происходит от двух составляющих греческого языка:


Филармония сегодня - учреждение, как правило, государственное, ставящее перед собой задачи по организации концертов, пропаганде высокохудожественных музыкальных произведений и исполнительского мастерства. Концерт в филармонии - это специально организованное мероприятие, направленное на ознакомление с классической музыкой, симфоническими оркестрами, музыкантами-инструменталистами и вокалистами. Также в филармониях можно насладиться музыкальным фольклором, включающим песни и танцы.

Фортепианный концерт – один их наиболее значимых и востребованных жанров в мире музыки. Жанровая природа концерта, конкретизируемая динамичностью, развитой игровой логикой, способностью к передаче глубоких жизненных коллизий, оказалась весьма привлекательной для композиторов различных временных и национальных традиций. Особый интерес к исследуемому жанру проявили представители венского классицизма, в творчестве которых сольный инструментальный концерт получил окончательную кристаллизацию.

Исследование жанра фортепианного концерта определяет поле научных интересов таких учёных-музыковедов, как: Л. Н. Раабен («Советский инструментальный концерт»), И. И. Кузнецов («Фортепианный концерт» (к истории и теории жанра)), М. Е. Тараканов («Инструментальный концерт»), Г. А. Орлова («Советский фортепианный концерт»). Существенные ракурсы новейших направлений анализа жанра, с позиций исполнительской практики, демонстрируют работы А. В. Мурги, Д. И. Дятлова, Б. Г.Гнилова; жанровые и исторические аспекты фортепианного концерта проанализированы в научных публикациях Д. А. Нагина, О. В. Подколозина, Ш. Г. Палтаджанян и др. Несмотря на неугасаемый интерес учёных-музыковедов к концертному жанру, некоторые исторические, а также теоретические аспекты исследуемой проблемы требуют более глубокого изучения. Данное обстоятельство определило цель публикации: исследовать особенности зарождения и развития жанра фортепианного концерта. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи публикации:

  1. Исследовать генезис жанра инструментального концерта;
  2. Проанализировать истоки становления и развития жанра фортепианного концерта;
  3. Выявить жанровую специфику фортепианного концерта.

Историческое движение музыки явственно отражается на судьбах музыкальных жанров. Живая связь времен наглядно проявляется и на примере инструментального концерта – одного из наиболее старинных жанров европейской музыки. Как свидетельствуют исследователи, этимология слова «концерт» связана с итальянским «concertare» («согласиться», « прийти к согласию») или с латинским «concertare» («оспаривать», «бороться»), потому как взаимоотношения солирующего инструмента и оркестра содержат элементы «партнерства» и «соперничества». Традиционно, концерт определяют как одночастное или многочастное музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра .

Одной из разновидностей инструментального концерта является фортепианный концерт. Поскольку историю развития фортепианного концерта невозможно отделить от генезиса инструментального концерта в целом, исследуем особенности зарождения этого уникального музыкального жанра. Истоки фортепианного концерта уходят в далекое музыкальное прошлое. Акцентируем внимание на том, что до конца XVII в. инструментальный концерт, как самостоятельный жанр, не существовал. Понятие «концерт» впервые было обнаружено в музыкальном обиходе XVI в. Данное определение использовали для обозначения вокально-инструментальных произведений. Концертами называли хоровые духовные сочинения с инструментальным сопровождением. В качестве примера целесообразно назвать концерты Дж. Габриели, Л. да Виаданы и Г. Шютца. Возникновение жанра инструментального концерта связано с зарождением гомофонного стиля в музыке. На данном этапе композиторы, как никогда ранее, стремились подчеркнуть ведущее значение мелодического начала, выраженного солирующим инструментом, в противовес сопровождающему оркестру. Соревнование между солирующим музыкальным инструментом и оркестром, актуализировало значимость виртуозного начала в концертном жанре. Большое влияние на развитие инструментального концерта оказала также практика инструментальных ансамблей и традиции совместной игры на музыкальных инструментах, восходящие к народному музицированию в европейской культуре средних веков.

Следует отметить, что в исследуемый период, оркестра (в современном понимании) не существовало. Популярными были ансамблевые объединения музыкантов, интересы и предпочтения которых определяли устойчивые формы сочетания инструментов. Особенностью концертных ансамблей XVII в. являлось обязательное участие так называемой партии Continuo, как правило, поручавшейся клавесину. Данный инструмент выступал в роли руководителя ансамбля, его дирижера, тем самым цементировал общее звучание. Именно в это время в жанр инструментального концерта проникает главный принцип концертной игры – принцип состязания и соревнования. Форма соревнования предполагала органическую связь согласования и единоборства, сочетание ведущего и аккомпанирующего, взаимное согласование их усилий. Клавесином поддерживался либо удваивался басовый голос и заполнялся так называемый «средний этаж» музыкального пространства . И все же главное заключалось не столько во внешних свойствах концертной музыки XVII века, сколько во внутренней природе, характерной для музыкального сознания европейцев исследуемого периода. Новый жанр инструментального концерта во многом перекликался с танцевальной сюитой.

Мастером инструментального концерта XVII в. является А. Корелли – автор первых классических образцов жанра Concerto Grosso (большого концерта), основанного на сопоставлении солирующих ripieno и аккомпанирующих Grosso. Концерты А. Корелли, как правило, многочастны. Композитор включал в концерты от четырёх до семи частей, а также небольшие Adagio, служащие как бы связками между быстрыми частями. Музыкальное единство Concerto Grosso А. Корелли проявлялось и в сохранении основной тональности на протяжении всех частей. Музыка практически всех концертов этого удивительного итальянского мастера патетична, порой в ней слышится лирический напев, ощущаются связи с народными истоками.

Особое место в истории развития инструментального концерта XVII – XVIII вв. принадлежит итальянскому композитору, скрипачу-виртуозу А. Вивальди. В концертах этого гениального композитора сложилась типичная структура инструментального концерта, которая предполагала трехчастность формы. Если в Concerto Grosso А. Корелли, замкнутое целое образуют краткие сольные эпизоды, то у А. Вивальди партии солистов рождены неограниченным полетом фантазии и проходят в свободном импровизационном изложении. В концертах А. Вивальди возрастают масштабы оркестровых ритурнелей, и вся форма приобретает новый динамичный характер. Создатель сольного концерта стремился к ярким и необычным звучаниям, смешивал тембры разных инструментов, часто включал в музыку диссонансы.

Следует отметить, что концерты А. Вивальди предоставляли музыкантам широкие возможности блеснуть виртуозной игрой и показать свое совершенное владение инструментом. Между солистами и остальными участниками концертного действа возникают определенные концертные диалоги. Именно в концертах А. Вивальди чередование solo и tutti стало родовой приметой концертного Allegro. Так же определяющей характерной чертой данной формы является рондальность, которая становится следствием жизнеутверждающей природы инструментального концерта XVII – начала XVIII вв. Ярким примером стиля инструментальных концертов А. Вивальди является цикл «Времена года».

Новый этап эволюции инструментального концерта связан с творчеством представителей позднего барокко – И. С. Бахом и Г. Ф. Генделем. Открытия этих мастеров музыкальной мысли в области инструментального концерта, стали прозрением в далекое будущее. Обилие тембровых контрастов, многообразие ритмических комбинаций, напряжённое взаимодействие солиста и ансамбля-оркестра – всё это работает на усложнение и более глубинное прочтение концерта. Так, ярким примером концертного мастерства И. С. Баха являются «Бранденбургские концерты» для различных инструментальных составов, «Итальянский концерт», утвердивший самостоятельное значение клавира, как концертного инструмента. Акцентируем внимание на том, что именно клавирные концерты И. С. Баха, определили вектор развития будущего фортепианного концерта. Как свидетельствуют исследователи, И. С. Бах долго работал в области концертного жанра; тщательно изучал скрипичные концерты итальянских мастеров, делал переложения скрипичных концертов для клавира. Затем композитор начал писать собственные концерты для скрипки и делать их переложения. Позже И. С. Бах перешел к написанию собственных клавирных концертов . Следует отметить, что, создавая клавирные концерты, И. С. Бах следует традициям и опыту итальянских мастеров, что выражается в трехчастном циклическом строении, облегченной фактуре, мелодической выразительности и виртуозности.

В сольном инструментальном концерте раскрылась и глубокая жизненная основа творчества Г. Ф. Генделя. Совершенно не случайно в письме одному из друзей М. И. Глинка писал: «Для концертной музыки — Гендель, Гендель и Гендель» . Вершиной инструментального концертного творчества этого удивительного мастера являются Concerto Grosso – великие сокровища оркестровой музыки XVIII в. Данные сочинения отличает классическая строгость и сдержанность письма. Говоря о праздничности этого жанра у Г. Ф. Генделя, можно было бы определить его стиль как «генделевское барокко» и охарактеризовать его как энергичный, оживленный, блестящий с яркими контрастами и изобилием ярких ритмов. Концерты Г. Ф. Генделя строги по мелодике и фактуре, более лаконичны в композиционном строении. По складу музыки Concerto Grosso, преимущественно, гомофонны. Строение каждого цикла разнообразно (от двух до шести частей); каждому концерту свойственны особые жанровые связи, определенный образно-поэтический облик. Таким образом, традиции, установившиеся в концертной музыкеXVII в., развивались на протяжении всего XVIII в.

Создателями инструментального концерта нового типа явились представители венского классицизма. Именно в творчестве венских классиков инструментальный концерт становится новым жанром концертной музыки, отличающимся от прежнего ConcertоGrossо, а также от сольного концерта XVII в. В классическом стиле меняется облик циклических композиций, утверждается строгий нормативный трехчастный цикл, с акцентуацией первой части сонатного Allegro.

Концертные сочинения Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена по своему звучанию, по масштабности развития тематического материала не уступают их симфониям и сочетают принципы сольной и концертно-симфонической музыки, что свойственно данному жанру в целом.

Несмотря на то, что инструментальный концерт у венских классиков был родственен симфониям, исследуемый жанр не является разновидностью симфонии. Концерт в эпоху классицизма выступает самостоятельным сложившимся жанром с определенными чертами. Очень важен состав оркестра, где основополагающей является струнная группа, ее дополняет группа деревянных и медных духовых, эпизодически используются ударные инструменты. Практически ликвидируется практика continuo – клавишные инструменты уходят из основного состава оркестра. Солирующий инструмент (скрипка или фортепиано) становится равноправным участником концертного состязания, концертного диалога. Солист и оркестр сближаются по своим исполнительским приемам, тем самым, создавая условия для более тесного взаимодействия. Включение новых тем, переменность функций в изложении одной темы – свидетельствует о формировании нового типа взаимодействия солиста и оркестра.

Новизна классического фортепианного концерта заключалась также в методе показа эмоции. Если барочный инструментальный концерт фиксировал неподвижную эмоцию, то концерт эпохи классицизма демонстрировал передачу аффектов в движении, развитии, внутренней контрастности. На смену стабильному барочному концерту пришёл динамичный классический концерт.

Изображение процесса переживаний, изменение аффекта, картины душевных движений, требовало особой музыкальной формы. Реализацией заданной семантической задачи стала сонатная форма, функции которой заключались в том, чтобы начальную неустойчивость усилить, обострить и лишь в конце достигнуть равновесия. Масштабность, выбор нетипичных оркестровых составов, монументальность циклов классического фортепианного концерта способствовало активизации процесса раскрепощения границ концертного жанра. В результате подобных новаторских допущений, композиторы получили больше возможностей для реализации собственных художественных замыслов. Следует отметить, что помимо музыкальной драматургии, формы классический фортепианный концерт демонстрирует не свойственное концертам предшествующих эпох отношение к каденции, тематизму, трансформируются отношения солиста и оркестра.

Как свидетельствуют исследователи, жанр классического фортепианного концерта можно сравнивать с театральным действием, в котором музыкальная игровая логика выступает как логика игровых ситуаций, превращается в логику сценического действия, позволяющую средствами концертного жанра реализовать сложную драматургию и скрытый авторский подтекст.

Новаторством, определяющим облик фортепианного концерта эпохи классицизма, явилось также отношение композиторов и исполнителей к каденции. Как свидетельствуют исследователи, в концертном жанре, предшествующих классицизму эпох, каденциям уделялось особое внимание. В XVIII в., когда процветало искусство свободной импровизации, каденции считались «гвоздем» исполнения. Именно каденции демонстрировали творческую изобретательность, а также виртуозность исполнителя. Каденция должна была соответствовать общему настроению произведения и включать его важнейшие темы. Каждый виртуоз высокого класса должен был владеть этим искусством. Умение импровизировать являлось не только обязанностью музыканта, но и правом, которым он пользовался при исполнении чужих (авторских) сочинений.

Следует отметить, что каденции, встречающиеся в барочных инструментальных концертах, доставляли немало мучений неопытным исполнителям, неискушенным в импровизации. Многие исполнители выучивали каденции заранее. Постепенно, вставные каденции начали вытесняться из концертов. Именно в период венского классицизма произошел кардинальный перелом в природе каденционных построений, который завершил переход каденций из рамок импровизационной культуры в сугубо письменную традицию. В сформировавшейся классической концертной форме, каденция, как виртуозное соло исполнителя, являлась обязательной частью формы. Первый шаг в этом направлении сделал Л. ван Бетховен, который вписал в своем Пятом концерте всю каденцию полностью нотами. В фортепианном концерте эпохи классицизма были распространены виртуозные сложнейшие каденции. Начало каденции, чаще всего, было подчеркнуто или ярким аккордом или виртуозным пассажем. В момент звучания этого фрагмента концерта, внимание слушателя многократно обострялось. Принципы, по которым выстраивалась каденция, конкретизированы элементами неожиданности, ярким виртуозным началом, эффектностью. Исследуя особенности формирования и развития каденции в фортепианном концерте, целесообразно процитировать правила из «Фортепианной школы» Д. Г. Тюрка: «Каденция, не только должна поддерживать впечатление, произведенное музыкальной пьесой, но, насколько это возможно, усилить его. Наиболее верный путь достичь этого – изложить в каденции чрезвычайно сжато важнейшие основные мысли или напомнить о них с помощью оборотов. Поэтому каденция должна быть теснейшим образом связана с исполняемой пьесой и более того, из нее, главным образом, черпать свой материал. Каденция, как и всякое свободное орнаментирование, должна состоять не из намеренно привнесенных трудностей, а скорее из таких мыслей, которые соответствуют основному характеру пьесы» .

Фортепианный концерт эпохи классицизма является жанром, в котором происходит утверждение музыкальной темы, не только как носителя определенной выразительности, но и как художественного образа, который заключает в себе потенциальные возможности развития. Именно в фортепианных концертах композиторы венской классической школы достигают высочайшего мастерства в области тематического развития, разработки, используя самые различные приемы – изменение тональности, гармонизации, ритма, элементов мелодии. Так же характерно расчленение темы на отдельные мотивы, которые сами подвергаются различным преобразованиям и по-разному комбинируются друг с другом. Тематический материал фортепианных концертов венских классиков отличается образной рельефностью и индивидуальной характерностью.

В числе важнейших музыкальных истоков – народная музыка. Опираясь на богатства народно-песенного искусства, представители венской классической школы пришли к новому пониманию мелодии, ее функций и возможностей.

Особым своеобразием отмечен музыкальный тематизм фортепианных концертов венских классиков, испытавший на себе влияние итальянского стиля belcanto. Как утверждал Г. Ф. Телеман: «Пение – всеобщая основа музыки. Кто берется за сочинение – должен петь в каждой из частей. Кто играет на инструментах – должен быть в пении сведущ». Поскольку belcanto предполагает сочетание прекрасной кантилены и виртуозной орнаментики, в классических фортепианных концертах выделяются темы двух видов: темы близкие к вокальной кантилене и виртуозные тематические комплексы. В связи с этим, солист предстаёт в двух амплуа – как вдохновлённый музыкант и исполнитель-виртуоз.

Представители венской классической школы достаточно интересно и многообразно реализовали себя в жанре фортепианного концерта, тем самым вызвав интерес и развитие данного жанра в эпоху романтизма, а также в творчестве композиторов XX века.

В качестве важнейших специфических свойств жанра фортепианного концерта исследователи традиционно выделяют следующие: игровую логику, виртуозность, импровизационность, состязательность, концертирование.

Жанрообразующим принципом классического концерта является игра. Именно в инструментальном концерте наиболее полно реализуются ключевые компоненты игры – противопоставление различных начал и состязательность. В музыкознании понятие игровая музыкальная логика использовано Е. В. Назайкинским. В гениальном труде учёного («Логика музыкальной композиции») представлено определение исследуемой дефиниции, как логики концертирования, столкновения различных инструментов и оркестровых групп, различных компонентов музыкальной ткани, разных линий поведения, образующих вместе «стереофоническую», театрального характера картину развивающегося действия . Поскольку понятие игры является определяющим для концертного жанра, остановимся более подробно на его характеристике.

В энциклопедической литературе представлено следующее определение игры: «игра – вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в ее результате, так и в самом процессе» .

Игра является атрибутом любого музыкально-театрального действа. Среди современных концепций игры, особое место занимает теория нидерландского историка культуры Й. Хейзинги, который рассматривал культурологическую функцию игры в ее историческом развитии. В работах ученого говорится о том, что «игра» – это, прежде всего, свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра. Й. Хейзинга находит взаимосвязь музыки и игры через попытки найти общие для обоих понятий термины. «Игра пребывает вне благоразумия практической жизни, вне сферы нужды и пользы. Тоже относится к музыкальному выражению и музыкальным формам. Законы игры действуют вне норм разума, долга и истины. Тоже верно и для музыки… В любой музыкальной деятельности лежит игра. Служит ли музыка развлечению и радости, или стремится выражать высокую красоту, или имеет священное литургическое назначение – она всегда остается игрой» .

Игра развертывается перед слушателем как увлекательная цепь событий, каждое из которых, являясь откликом на предшествующее, в свою очередь порождает новые отклики или новое течение мысли. Игровая логика развивается в музыке как игре на инструменте. Как отмечал великий немецкий композитор Р. Шуман, «слово «играть» – очень хорошее, так как игра на инструменте должна быть тем же, что и игра с ним. Кто не играет с инструментом, не играем и на нем».

В жанре концерта игровая логика имеет огромное значение. Градация динамики в микромире игровой логики часто выступает как средство контрастных сопоставлений, вторжений, неожиданных акцентов. Как отмечает Е. В. Назайкинский, на композиционном уровне игровая логика может проявляться в особой трактовке формы. На синтаксическом – в особых «игровых фигурах». В качестве подобных «игровых фигур» учёный выделяет такие как: смена модуса, интонационная ловушка, вторжение, оспаривание, реплика-втора, незаметно вкрадывающееся повторение, обрывающий удар, переворот, наложение, слияние, преодоление препятствия, застрявший тон, вариантный подхват, игровая ошибка и др. Следует отметить, что участниками игрового действа могут выступать как определённые тематические построения, так и небольшие мотивы, краткие музыкальные реплики. Их сочетание являют основу инструментально-игровой логики.

Игровая природа фортепианного концерта реализуется посредством виртуозности. Акцентируем внимание на том, что определяющим элементом виртуозности является исполнительское мастерство музыканта, который должен быть намного лучше среднего исполнителя. Виртуоз (от итал.virtuoso – от лат.Virtus – доблесть, талант)– исполнитель мастерски владеющий техникой искусства. Первые упоминания о «виртуозах» связано с Италией XVI – XVII вв. Данный термин предназначался для человека, отметившегося в любой интеллектуальной или художественной области. Термин со временем развивался, одновременно расширялся и сужался в размахе. Изначально музыканты удостаивались такой классификации, будучи композиторами, теоретиками или знаменитыми маэстро, что было важнее, чем мастерское исполнение.

Концерт как жанр предполагает публично-демонстративное проявление мастерства музыканта-исполнителя и его виртуозности. Вместе с тем, виртуозность подчинена внутреннему содержанию музыки и является органическим элементом художественного образа. Также следует отметить, что виртуозность выражает не что иное, как артистическое начало человеческой личности и является частью исполнительского почерка самого музыканта. В жанре концерта впервые воплощается органичное единство виртуозности и певучести. Виртуозность в партии солиста, с одной стороны, делает его лидером в диалоге с оркестром, а с другой – способствует «общительности» самого концертного жанра.

Не менее важным принципом, определяющим жанровую природу фортепианного концерта, является принцип состязательности. Следует отметить, что идея состязательности корнями уходит в древнюю Грецию, где родились Олимпийские игры. До настоящего времени состязательность определяет практически все сферы жизни человека, способствует творческому проявлению, а также творческой самореализации личности. Принцип состязательности в музыке, в частности в инструментальном концерте, не предполагает противоборства «всерьёз». Концертная состязательность – условная ситуация, где ощущается атмосфера диалога, выражающаяся в «общении» главных участников соревнования. Поэтому состязание в концерте – это лишь идеализированная картина противоборства соло и оркестра. Состязательность предполагает попеременное чередование реплик солиста и отыгрышей оркестра, потому одни мысли могут представать как в партии ведущего участника состязания, так и в чисто оркестровом изложении совместно с солистом либо без его участия . Следует отметить, что в концертном состязании, как и в любом игровом действии, важен не столько результат (кто же первый?), сколько само действие, как факт существования такого противоборства.

Различные типы соотношения оркестра и солиста, которые определяют конкретные способы фактурной организации музыкального материала, а также инструментовки концерта, конкретизированы принципами концертирования. Акцентируем внимание на том, что принцип концертирования впервые был применен в Италии, на рубеже XVI – XVII вв., в трактовке вокально-инструментальных концертов. Однако, опираясь на научные исследования немецкого музыкального историка А. Шеринга, можно говорить о более древнем происхождении этого принципа. Как утверждает исследователь, его истоки «…можно проследить вплоть до античности, до переключающегося пения в греческой трагедии и до псалмов древних евреев, которые затем снова обнаруживаются в период средневековья как антифоры в католическом ритуале». Это указание на музыкально-драматическое происхождение концертирования. По убеждению Б. В. Асафьева, именно посредствам концертирования реализуется характерный для концерта инструментальный диалог, основывающийся на раскрытии, импульсов, заложенных в тезисе, в роли которого могут выступать самые различные элементы, вплоть до попевки или «простейшего сопряжения звуков», не говоря уже о развернутых построених типа мелодической темы .

Технология концертирования, а именно взаимодействие солиста с оркестром в жанре концерта, зарождалась в концертах А. Вивальди. Основополагающими моментами служат чередование tutti и solo, жанровость и программность, использование тембровых, динамических и ритмических средств выразительности. Сочетание этих особенностей, в гармоническом сочетании, повышают значимость и актуальность принципа концертирования. Следует отметить, что в эпоху венских классиков данный принцип существенно меняется. Концертирование становится тесно связано с тематическим развитием. Предусматривается импровизация солиста (каденция). Партия солиста имеет характер орнаментальной виртуозности.

Реализацией свободного, творческого самовыражения в фортепианном концерте является принцип импровизационности. Данный принцип символизирует высшее проявление игровой природы фортепианного концерта. Имровизационность является следствием спонтанно-творческой инициативы музыканта-исполнителя. Суть импровизационности заключается в новых элементах интерпретации произведения и аспектах музыкальной выразительности.

Целесообразно отметить, что роль исполнительской импровизации была велика в деятельности музыкантов XVII – первой половины XVIII в. Согласно практике того времени, пианист должен был в непринужденной импровизации пользоваться мотивами предшествующей музыки, но он мог также вплетать в нее и новые, посторонние темы. В инструментальных концертах этой эпохи имеют место музыкальные эпизоды, где оркестр молчит, а солист получает возможность показать свое умение и фантазию. Известно, что как и В. А. Моцарт, так и Л. ван Бетховен были великими импровизаторами, что имело отражение в их фортепианных концертах.

Быстрота художественной реакции, яркость внезапно возникающих образов, изобретательность в острой их смене – качества, которыми должен обладать импровизатор. Импровизационной неожиданностью отмечены вступления солиста, внезапные вариационные освещения тем, сопоставления их, контрасты гармонии, оркестрового колорита. Но эти смены скреплены мудрой музыкальной логикой . Импровизационная природа характерна и для каденций классического концерта, но принцип импровизационности в каденциях классического фортепианного концерта был жестко регламентирован.

Таким образом, исследовав особенности зарождения и развития фортепианного концерта, а также проанализировав специфику его жанровой природы, мы пришли к выводу о том, что фортепианный концерт – один из крупнейших монументальных жанров инструментальной музыки. Возникновение исследуемого жанра связано с зарождением гомофонного стиля в музыке. Кристаллизация основных жанровых признаков концерта (многочастная контрастная структура, принцип состязательности и импровизационности, яркая образность) осуществляется в эпоху барокко (творчество А. Вивальди, А. Корелли, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя.). Новую веху в истории развития жанра фортепианного концерта открывают мастера «венского классицизма» (Й. Гайдн, В. А. Моцарт Л. ван Бетховен). Фортепианный концерт этих новаторов музыкальной лексики отличает масштабность замысла, драматизация музыкальных образов, яркость мелодики, симфоническое развитие тематического материала, виртуозность при большой органической связи солиста и оркестра. Жанровая сущность фортепианного концерта конкретизирована следующими принципами: игровая логика, виртуозность, импровизационность, состязательность, концертирование. Обозначенные принципы определяют не только особенности структуры и содержания концерта, но также формируют поле задач и методов их решения в исполнительской практике пианиста.

Представленные в работе результаты не претендуют на полноту исследования проанализированной проблемы и предполагают дальнейшее развитие. Целесообразно исследовать особенности реализации жанровой природы концерта на конкретных примерах концертных сочинений композиторов-классиков, а также представителей музыкальной культуры второй половины XIX – начала XXI в.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: учебник для студентов муз. вузов: в 3 ч. / А. Д. Алексеев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Ч. 1. – М. : Музыка, 1967. – 286 с.
  2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. – Изд. 2-е. – М. : Музыка, Ленингр. отд., 1971. – 373 с.
  3. Бадура-Скода Е. Интерпретация Моцарта / Е. Бадура-Скода, П. Бадура-Скода. – М. : Музыка, 1972. – 373 с.
  4. Большая советская энциклопедия / гл. ред. Б. А. Введенский. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : БСЭ, 1954. – Т. 28. – 664 с.
  5. Друскин М. С. Фортепианные концерты Моцарта / М. С. Друскин. – Изд. 2-е. – М. : Музгиз, 1959. – 63 с.
  6. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. – М. : Сов. энцикл., 1990. – 672 с.
  7. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. – М. : Музыка, 1982. – 320 с.
  8. Розеншильд К. К. История зарубежной музыки: до середины 18 века / К. К. Розеншильд. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Вып. 1. – М. : Музыка, 1973. – 375 с.
  9. Тараканов М. Е. Инструментальный концерт / М. Е. Тараканов. – М. : Знание, 1986. – 55 с.
  10. Хейзинга Й. Homo Ludensс. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. – М. : Прогресс, 1992. – 464 с.

ПРИЩЕПА Н. А. ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ ВОПРОСА

В данной публикации представлен анализ жанра фортепианного концерта как разновидности инструментальной музыки. Обозначены особенности исторического развития исследуемого жанра. Выявлены и проанализированы структурно-жанровые особенности концерта.

Ключевые слова: фортепианный концерт, жанр, структура, музыкальная форма.

PRISCHEPA N. A. PIANO CONCERTO: HISTORY, THEORY OF THE QUESTION

The article deals with the analysis of the piano concerto genre as a form of instrumental music. The characteristics of the genre development are defined. Structural-and-genre characteristics of the piano concerto are analyzed.

Key words: piano concerto, genre, structure, musical form.

Реферат на тему:

Концерт (произведение)



Концерт (итал. concerto от лат. concertus ) - музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения. Концерт, написанный для 2-х инструментов, называется двойным, для 3-х - тройным. В таких Концертах оркестр имеет второстепенное значение и только в отыгрываниях (tutti) получает самостоятельное значение. Концерт, в котором оркестр имеет большое симфоническое значение, называется симфоническим.

Концерт состоит обычно из 3-х частей (крайние части - в быстром движении). В XVIII веке симфония, в которой многие инструменты местами исполняли соло, называлась concerto grosso. Позднее симфония, в которой один инструмент получал более самостоятельное значение в сравнении с другими, стала называться symphonique concertante, concertirende Simfonie.

Слово "концерт", как название музыкального сочинения, появилось в Италии в конце XVI ст. Концерт в трёх частях явился в конце XVII ст. Итальянец Арканджело Корелли считается основателем этой формы Концерта, из которой развились в XVIII и XIX ст. К. для разных инструментов. Наибольшей популярностью пользуются Концерты скрипичные, виолончельные и фортепианные. Позднее Концерты писали Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Мендельсон, Чайковский, Давыдов, Рубинштейн, Виотти, Паганини, Вьетан, Брух, Венявский, Эрнст, Сервэ, Литольф и другие.

Небольших размеров концерт, в котором части слиты, называется концертино.

Классическим концертом называется также публичное собрание в залах со специальной звуковой акустикой, в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных. Смотря по программе, Концерт получает название: симфонического (в котором исполняются преимущественно оркестровые произведения), духовного, исторического (составленного из произведений разных эпох). Концерт называется также академией, когда исполнителями, как соло, так и в оркестре, являются перворазрядные артисты.

в Концерте есть 2 «соревнующиеся» партии между солистом и оркестром, это можно назвать соревнованием.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 02:41:54
Похожие рефераты: Инструментальный рок , Инструментальный хип-хоп , Инструментальный усилитель ,