Что такое развитие в литературе. Предложения со словом «развитие действия». Сюжет в литературном произведении

Действие

Действие

ДЕЙСТВИЕ - термин, который имеет несколько значений. Употребляется как синоним термина «акт» (см.). Обозначает поступок героя произведения, который характеризует и обнажает его волевую направленность (драматический прием). Является одним из звеньев в цепи событий, именуемой фабулой произведения (см.). И, наконец, под действием мы подразумеваем динамику произведения. Лессинг доказывал, что если областью живописи являются тела и пространственные отношения между ними, то предметом поэзии является действие, располагающееся во временной последовательности.
Обычно принято определять драму как изображение человека в Д. Аристотель называл Д. душой трагедии. Но Д. обязано любое художественное произведение своим подобием жизни, иллюзией действительности. Воспроизводя жизнь, мир, художественное произведение воспроизводит их не в готовом виде, а в процессе их становления, ибо «мир не состоит из готовых предметов, а является совокупностью процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то умирают» (Энгельс). И закон развития («все течет, все движется, ничто не пребывает в покое»), проникающий собой природу, общественные отношения и индивидуальное существование, как бы предопределяет действие, движение в художественном произведении. Предопределяет Д., движение в художественном произведении и та борьба, которую приходилось и приходится вести человеку на всем протяжении истории («История человечества - история борьбы классов» - К. Маркс). Вот почему резонеры классической трагедии, к-рые статичны и даны в «готовом виде» с первой сцены, не производят художественного впечатления. Крайне низка и суггестивная роль героев символистов (см.), к-рые, - как выразился Л. Андреев о Метерлинке, - «одевают мысли в штаны, а сомнения заставляют бегать на сцене». Наоборот, образы Шекспира, характеры и страсти к-рых показаны в процессе их зарождения и развития, к-рые как бы на наших глазах подвергаются различным жизненным метаморфозам, являются неотразимыми по своему впечатлению. Вспомним короля Лира, Макбета и др. По той же причине герои Толстого (напр. Андрей Болконский, Наташа, Пьер, Анна Каренина и др.), к-рые показаны в диалектическом развитии, так художественно убедительны. От первой до последней страницы романов они несутся в потоке жизни, «текут».
«Гомер, - говорит Лессинг, - не описывает щит, как вещь, уже совсем готовую, но как вещь делающуюся. Видя это, мы, - замечает он, - начинаем дивиться самому произведению, но дивимся, как самовидцы, видевшие, как это делалось». То, чего нельзя описать по частям и в подробностях, Гомер умеет показать действием описываемого явления на других. Он в «Илиаде», например, портрета Елены не дает, но рассказывает, как красота Елены действует на троянских старейшин.
Проблема Д. - основная проблема творчества. «Начинающие создавать поэтические произведения, - говорил Аристотель, - могут раньше достигать успеха в диалогах и изображении нравов, чем в развитии действия». Для многих писателей проблема Д. остается на всем их творческом пути неразрешенной. Так для Чехова типично следующее письмо к Суворину, написанное вовремя работы над «Дуэлью»: «Повесть моя, - пишет он, - подвигается вперед. Все гладко, ровно, длиннот почти нет, но знаете, что очень скверно? В моей повести нет движения, и это меня пугает» (О движении в повести и в рассказе Чехова см. в книжке Рыбникова М., По вопросам композиции, М., 1924). Чрезвычайной слабостью Д. отличались и пьесы Чехова.
Какое значение придавали великие писатели этой проблеме, можно судить по отзыву Л. Толстого о прозаических произведениях Пушкина: «Их надо изучать и изучать каждому писателю. Вот как надо писать. Пушкин приступает прямо к делу (Гости съезжались на дачу). Другой бы начал описывать гостей и комнату, а он вводит в действие сразу» (Гусев Н., Толстой в расцвете художественного гения, М., 1928).
Говоря о Д. как о проблеме мастерства художника, необходимо подчеркнуть, что эта проблема есть одновременно проблема стиля. Отсутствие движения в повестях, рассказах и пьесах Чехова объясняется не только органическим недостатком его таланта. Провинциальная жизнь в реакционные 80-е гг., которую он воспроизводил, не была динамична. Пошлая, обыденная она парализовала волю ее носителей - хмурых, разочарованных, усталых интеллигентов, какими по преимуществу являются образы Чехова. Равно не одной лишь гениальности Л. Толстого обязаны его произведения своей динамичностью. «Эпоха, к-рая замечательно рельефно отразилась как в его гениальных художественных произведениях, так и в его учении, есть эпоха, - говорит В. И. Ленин, - после 1861 и до 1905», когда «все переворотилось и только укладывалось...» Тургенев, описывая жизнь «Дворянского гнезда», воспроизводит эту жизнь, как текущую очень вяло и медленно - так, что создается впечатление, будто жизнь здесь даже остановилась. Произведение как бы самим материалом обречено на статичность, неподвижность. Но это только видимость, подобно тому как видимостью является неподвижность земли. Здесь действие, движение, просто замедлено. Таков усадебный быт, такова жизнь крепостников-помещиков.
В противоположность усадебной жизни крепостничества, жизнь города мчится убыстренным темпом. Писатель-урбанист, как бы торопясь угнаться за этим темпом, не задерживается на описаниях природы, обстановки, персонажей. Эти «бездейственные части» (выражение Аристотеля), столь характерные для произведений писателей-усадебников - выразителей психоидеологии обреченного на относительную бездейственность класса, совершенно отсутствуют у писателей-урбанистов. В произведениях последних преобладают преимущественно динамические мотивы.
Развивая непрерывное действие, типичный в этом отношении писатель города - Достоевский, художник движения, а не форм, - как указывает В. Переверзев, вкладывает попутно в уста героев необходимые описания и характеристики. У Достоевского даже выработалась особая манера начинать с середины, с Д. (например «Преступление и наказание» и др.). Поэтому формой его произведений являются часто мемуары и переписка. «Переписка есть уже Д.: она сразу открывает нам отношения, ничего не говорит об их завязке».
Устанавливая зависимость динамики художественного произведения от стиля социальной жизни, мы в заключение должны еще раз подчеркнуть, что произведения, появляющиеся в эпохи социальных сдвигов, революционных эпох, отличаются особой динамичностью, действенностью. Революция - «великое Д. на всемирно-исторической сцене» - создает свою особую поэзию - поэзию Д., воспроизводящую динамику борьбы. В тех случаях, когда класс, делающий революцию, этой поэзии не создает, он заимствует ее из арсенала революционных традиций прошлого. Так было напр. в эпоху Великой французской революции, когда буржуазия заимствовала поэзию Д. у древнего Рима. Для «гладиаторов буржуазного строя классические строгие традиции Римской республики давали все идеалы, все художественные формы и средства самообмана, в которых они нуждались, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы и поддерживать свой энтузиазм на высоте великой исторической трагедии» (Карл Маркс, «18-е Брюмера»).
Октябрьская революция, развернувшая у нас невиданное в мире социальное Д., борьбу рабоче-крестьянских масс с капитализмом, создала свою художественную лит-ру, воспроизводящую динамику этого Д., классовой борьбы. Наиболее яркие произведения Октябрьской революции - полные движений и Д. с характерными динамическими названиями - «Железный поток», «Падение Даира», «Шторм», «Разгром».Библиография:
Аристотель, Поэтика, перев., введение и примеч. Н. И. Новосадского, Л., 1927; Лессинг, Лаокоон, Собр. сочин., т. VIII, СПБ., 1904; Переверзев В., Творчество Достоевского, М., 1922; Фриче В., Зап.-европейская литература XX в. в ее главнейших проявлениях, изд. 2-е, М., 1928.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Де́йствие

1) поступок персонажа литературного произведения, который может выражаться в виде высказывания, передвижения, жестов, мимики и т. д. Действие может иметь внешнее выражение (практические изменения) или внутреннее (изменения в состоянии, настроении, личности героев). Внешнее действие (напр., в произведениях В. Скотта ) – средство изобразить разрешимые противоречия и кратковременные конфликты. Внутреннее действие (напр., у Э. Хемингуэя ) изображает вечные, устойчивые конфликты.
2) В драматургии действие (помимо обозначения поступков героев) – часть драматического произведения или спектакля и одно из правил классицизма . В классицистической драме должно было соблюдаться (наряду с единством места и времени) единство действия – спектакль должен был развивать до логического завершения одну сюжетную линию. В современных драмах единство действия часто отсутствует. В лирических жанрах литературы действие отходит на второй план, т. к. более важны чувства, эмоции и переживания, выражаемые с помощью лирики. Действие при этом на периферии.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Действие" в других словарях:

    См. Причина; квант действия – см. Квантовая теория. «Принцип наименьшего действия» гласит, что из всех механических движений, которые может совершать система тел, связанная определенными ограничивающими условиями, совершается то движение, при… … Философская энциклопедия

    ДЕЙСТВИЕ, действия, ср. 1. Проявление какой нибудь энергии, обнаружение деятельности. Действие равно противодействию. 2. только ед. Работа, состояние действующего. Привести машину в действие. Эта машина еще вчера была в действии. 3. только ед.… … Толковый словарь Ушакова

    Действие неоднозначное слово, которое может означать: В Викисловаре есть статья «действие» Акт деятельности. Действие группы (в математике) Действие (физика) Действия (акты) … Википедия

    Деяние, подвиг, поступок, выходка, шаг, маневр, манипуляция, махинация, операция, процедура, процесс, акт, делание, дело, выделка, изготовление, исполнение, осуществление, реализация, производство, фабрикация. Впечатление, эффект. Выходка против… … Словарь синонимов

    1) законченная часть спектакля, пьесы (то же, что и акт).2) В драме и эпосе развитие событий, составляющее основу, плоть сюжета (фабулы).3) В театре основное средство воплощения сценического образа

    Физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время. Если рассмотреть некоторую совокупность возможных движений механической системы между двумя ее положениями, то истинное (фактически происходящее) ее движение будет отличаться … Большой Энциклопедический словарь

    Процесс взаимодействия с каким либо предметом, в котором достигается определенная, заранее определенная, цель. В структура действия могут быть выделены следующие составные части: 1. Принятие решения; 2. Реализация; 3. Контроль и коррекция. При… … Психологический словарь

    ДЕЙСТВИЕ, я, ср. 1. Проявление какой н. энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего н. Машина в действии. Продлить д. договора. Закон обратного действия не имеет. Привести в д. 2. Результат проявления… … Толковый словарь Ожегова

    - (новелла в киноальманахе «Трое из нас»), СССР, Арменфильм, 1987, цв. Новелла, философская притча. По одноименному рассказу А.Айвазяна. В ролях: Григол Карагезян, Ваган Арцрунян, Сергей Мкртчян, Геворк Дододжан, Светлана Григорян, Виктория… … Энциклопедия кино

Самостоятельный художественный образ. Арсенал художественных средств освоения внутренней жизни человека. Историзм. Подтекст – это смысл, скрытый «под» текстом. Психологизм. Историзм в художественном произведении. Психологизм не покинул литературу. Историзм литературы. Дискуссия развернулась в 1840-е гг. Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет. А. Горнфельд «Символисты». Теория литературы.

«Литература» - Акмеисты или адамисты. Романтизм. Условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в.. Преклонение перед началом эгоистическим. Предания, бывальщины, былички, легенды. Фантастика означает особый характер художественных произведений. Символизм. Теория литературы. Модернизм. Классицизм. Гораздо большее, чем просто литературная школа. Особое место в поэтике. Жанры фольклора. Реализм, это - верность жизни, это - такая манера творчества.

«Теория литературы в школе» - Биографический автор. Сюжет. Композиция. Идея художественного произведения. Эпические жанры. Пространство. Баллада. Художественное время. Содержание и форма литературного произведения. Драматические жанры. Теория литературы. Футуризм. Лирические жанры. Драма. Сентиментализм. Тема художественного произведения. Реализм. Стадии развити действия в художественном произведениия. Жанры фольклора. Символизм.

«Основы теории литературы» - Временный признак. Вечный образ. Вечные темы. Исторические лица. Персонажи. Пример противопоставления. Речевая характеристика героя. Теория литературы. Фабула. Эмоциональное содержание художественного произведения. Пушкин. Вечные темы в художественной литературе. Два способа создания речевых характеристик. Монолог. Пафос. Содержание произведения. Развитие фабулы. Пафос состоит из разновидностей. Сказ.

«Вопросы по теории литературы» - Средство, помогающее описать героя. Эпилог. События в произведении. Намеренное употребление в тексте одинаковых слов. Описание природы. Символ. Описание внешности персонажа. Гротеск. Пламя таланта. Выразительная подробность. Способ отображения внутреннего состояния. Экспозиция. Термин. Эпические произведения. Интерьер. Род литературы. Перифраз. Внутренний монолог. Аллегория. Сюжет.

«Теория литературы» - Элементы содержания. Функции. Лирика. Ремарка. Психологизм. Проблема. Притча. Средство. Название художественного приема. Драма. Лирический герой. Портрет. Задания. Поэма. Сюжет. Комедия. Рассказ. Символ. Судьба народа. Художественный прием. Завязка. Роман. Эпиграмма. Литературные роды. Гротеск. Гимн. Тема и идея. Трагическое. Конфликт. Лирическое отступление. Фабула. Сочетание строк. Стиль. Подготовка к ЕГЭ по литературе.

важнейшая составляющая художественного конфликта; понятие характеризует способ движения художественного действия, проходящего через точки завязки, кульминации и развязки. Развитие действия может вестись в разном композиционном ритме, иметь разное количество кульминационных точек.

Целое: сюжет

Прочие ассоциативные связи: завязка, конфликт, кульминация, развязка

"В художественном произведении развитие действия может прерываться внезапной, неожиданной развязкой. В древнегреческих трагедиях такой силой, распутывающей своим вмешательством все противоречия, были боги" (А. Ревякин).

"В области сюжетосложения не существует каких-либо универсальных правил и норм. В одних случаях лежащий в основе сюжета конфликт требует многочисленных перипетий; в других, напротив, для писателя важна неторопливость развития действия" (В.Е. Хализев).

  • - необратимые, направленные, закономерные количеств. и качеств. изменения в живом организме, характеризующиеся преобразованием в его структуре, переходом от одного качеств...

    Ветеринарный энциклопедический словарь

  • - прохождение организмом ряда стадий, отличающихся морфологическими и физиологическими признаками, приводящее, как правило, к изменению его строения и функций...

    Анатомия и морфология растений

  • - Совокупность процессов, обусловливающих морфологические, физиологические и биохимические изменения, которые претерпевает особь на пути от оплодотворения яйцеклетки до смерти...

    Термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных

  • - процесс тесно взаимосвязанных количеств. и качеств, преобразований особей с момента зарождения до конца жизни и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и др. система-тич. групп...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство...

    Начала современного Естествознания

  • - структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются...

    Словарь литературоведческих терминов

  • - 1. Усиление, укрепление. 2. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр. 3. Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровня чего-либо. 4...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т. е. интерпретировать поведение взрослого как усложнение или эволюцию детского поведения, и что «высшие» формы последнего...

    Словарь по аналитической психологии

  • - поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и...

    Философская энциклопедия

  • - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и ново-ведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей...

    Новейший философский словарь

  • - РАЗВИТИЕ - необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В европейской философии понятие Р. стало доминирующим в...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - англ. development; нем. Entwicklung. 1. Индивидуальное Р. - проявляющееся в совокупности последовательных морфол., физиол., биохимических изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни...

    Энциклопедия социологии

  • - Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному...

    Политология. Словарь.

  • - направленное, закономерное изменение в природе и обществе. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры...

    Современная энциклопедия

  • - качественные изменения структуры и функций организма и его отдельных частей - органов, тканей и клеток, возникающие в процессе онтогенеза...

    Экологический словарь

  • - 1. процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему 2...

    Большой экономический словарь

"развитие действия" в книгах

Развитие тропов в ходе действия

Из книги Юрий Любимов. Режиссерский метод автора Мальцева Ольга Николаевна

Развитие тропов в ходе действия В ранних работах театра большинство образов-тропов, однажды возникнув, в дальнейшем бездействовало (обогатив, конечно, ассоциативное поле зрительского восприятия). В дальнейшем режиссер все чаще старался «не бросать», не оставлять

21.5 (М25) Действие: центр действия (ЦД) и территория действия (ТД)

Из книги Путешествие длиною в себя (0.73) автора Артамонов Денис

21.5 (М25) Действие: центр действия (ЦД) и территория действия (ТД) Центральный маркер (М25) «действие», является звеном объединяющим всю конструкцию из маркеров и множителей. Исходя из этого, можно дать такое определение этого понятия: «Действие - способ проявления человека, в

3. Развитие гипотезы Планка. Квант действия

Из книги Революция в физике автора де Бройль Луи

3. Развитие гипотезы Планка. Квант действия При построении своей теории равновесного теплового излучения Планк исходил из предположения, что вещество представляет собой совокупность электронных осцилляторов, при посредстве которых и происходит обмен энергией между

Место действия – Палестина. Время действия – тринадцатый век

Из книги Черная легенда. Друзья и недруги Великой степи автора Гумилев Лев Николаевич

Место действия – Палестина. Время действия – тринадцатый век Византия Не только каждый организм, но и каждый этнос, а тем более суперэтнос проходит инкубационный период развития, когда он незаметен не только для окружающих, но и для самого себя. Таковы были отдельные

8.3. Действия 4-й армии Обстановка в тылу группировки Действия дивизий 47-го стрелкового корпуса на барановичском направлении

Из книги 1941. Разгром Западного фронта автора Егоров Дмитрий

8.3. Действия 4-й армии Обстановка в тылу группировки Действия дивизий 47-го стрелкового корпуса на барановичском направлении 25 июня штабом Западного фронта была получена телеграмма из штаба 10-й армии: «Части вышли на реку Зельвянка, противником заняты все переправы, прошу

Боевые действия войск 1-го Прибалтийского фронта на подступах к Двинску и развитие успеха на свенцянско-каунасском направлении

Из книги Операция «Багратион» автора Гончаров Владислав Львович

Боевые действия войск 1-го Прибалтийского фронта на подступах к Двинску и развитие успеха на свенцянско-каунасском направлении В период с 23 июня по 4 июля войска 1-го Прибалтийского фронта успешно решили задачи, поставленные Ставкой Верховного Главнокомандования.

Экономическое развитие. Социальное положение. Зарождение и развитие феодальных отношений.

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Экономическое развитие. Социальное положение. Зарождение и развитие феодальных отношений. 1. Экономическое развитие. Колхидское и Картлийское царства были экономически довольно развитыми государствами. Ведущую роль в хозяйстве традиционно играли земледелие,

30. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи

Из книги Психология автора Богачкина Наталия Александровна

30. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка. К концу раннего детства начинают складываться и

76. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16 лет; развратные действия

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

76. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16 лет; развратные действия Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16 лет (134 УК РФ)Объект – половая неприкосновенность малолетней (малолетнего).

1.1.3. Концептуальные метатропы и область действия «семантического действия»

Из книги Поэт и проза: книга о Пастернаке автора Фатеева Наталья Александровна

1.1.3. Концептуальные метатропы и область действия «семантического действия» Таким образом, мы закономерно вступаем в область концептуальных МТР. Концептуальные метатропы - это некоторые устойчивые мыслительно-функциональные зависимости, образующие и синтезирующие

Глава 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ. ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Из книги Управление персоналом современной организации автора Шекшня Станислав Владимирович

Глава 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ. ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ Выбор моего преемника станет самым важным решением, которое я когда-либо приму. Его подготовка занимает значительное количество моего времени каждый день. Джек Велш, президент

Штурм крепости 6 августа 1915 г. с применением отравляющих газов; действия атаки и обороны, результаты действия газов

Из книги Борьба за Осовец автора Хмельков Сергей Александрович

Штурм крепости 6 августа 1915 г. с применением отравляющих газов; действия атаки и обороны, результаты действия газов Схема 15. Атака передовых позиций Бялогронды-Сосня 6 августа 1916 г.Немцы начали устраивать газовые батареи в конце июля (см. схему 15), всего было установлено 30

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей

Раздел 1.1: О естественных факторах, происходящих от работы внутренних систем Механизм действия естественного полового возбуждения и развитие страсти

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Раздел 1.1: О естественных факторах, происходящих от работы внутренних систем Механизм действия естественного полового возбуждения и развитие страсти К естественным факторам относятся: 1. работа внутренних органов и связанные с ней внутренние приятные ощущения; 2.

Развитие мастерства, действия по предназначению

Из книги Принцип денег. Секретная практика управления реальностью автора Смирнов Антон

Развитие мастерства, действия по предназначению Человек ориентируется по своему пути, исходя из каких-то социальных реализаций. К примеру, я занимаюсь тренингами. Следовательно, я понимаю, что мне надо выступать везде, где только можно. Во время выступлений я тренирую

Сюжет и композиция. Этапы развития сюжета

I. СЮЖЕТ - вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении.

1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, композиция сюжета)

ЭКСПОЗИЦИЯ - предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии.

ЗАВЯЗКА - отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - часть сюжета между завязкой и кульминацией.

КУЛЬМИНАЦИЯ - высшая точка развития действия, напряжения конфликта перед окончательной развязкой.

РАЗВЯЗКА - завершение сюжета, разрешение (или уничтожение) конфликта.

2. НЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

В начале произведения

  • НАЗВАНИЕ
  • ПОСВЯЩЕНИЕ
  • ЭПИГРАФ - цитата из другого произведения, помещаемая автором перед своим сочинением или его частью.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ, ПРОЛОГ
Внутри текста
  • ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ - отступление от сюжета в лиро-эпическом или эпическом произведении.
  • ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ
  • ВСТАВНОЙ РАССКАЗ, ЭПИЗОД, ПЕСНЯ, СТИХОТВОРЕНИЕ
  • РЕМАРКА - авторские пояснения в драматическом произведении.
  • АВТОРСКОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
В конце произведения
  • ЭПИЛОГ, ПОСЛЕСЛОВИЕ - финальная часть произведения после завершения основного сюжета, повествующая о дальнейшей судьбе персонажей.
3. МОТИВ - простейшая единица сюжета (мотивы одиночества, бегства, ушедшей молодости, соединения возлюбленных, самоубийства, ограбления, моря, "футляра").

4. ФАБУЛА - 1. Прямая временная последовательность событий, в отличие от сюжета, который допускает хронологические сдвиги. 2. Краткая схема сюжета.

ІІ. КОМПОЗИЦИЯ - построение произведения, включающее в себя:

  • Расположение его частей в определенной системе и последовательности. В эпосе -фрагментов текста, глав, частей, томов (книг), в лирике -строф, стихов; в драме - явлений, сцен, действий (актов).
Некоторые типы композиционных принципов

Кольцевая композиция - повторение начального фрагмента в конце текста.
Концентрическая композиция (сюжетная спираль) - повторение аналогичных событий по ходу развития действия.
Зеркальная симметрия - повторение, при котором сначала один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа.
"Нитка с бусами" - несколько разных сюжетов, соединенных одним героем.

Вам могут быть интересны другие темы:

ДЕЙСТВИЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ, термин имеет несколько значений.

1. В сценическом искусстве – важнейшее средство выражения актерского мастерства. Фактически является средством воплощения сценического образа, роли. Включает в себя сложный комплекс как физических (пластика, мимика, речь, жестикуляция и т.д.), так и психологических процессов (переживание, восприятие, оценка и т.д.).

Понятие сценического действия легло в основу «cистемы Станиславского» – теории и метода актерского искусства, разработанные К.С.Станиславским . В частности, К.С.Станиславским введены понятия «действенный анализ пьесы» (анализ психофизических действий каждого персонажа); «сквозное действие» (логическая цепь, непрерывное действие роли), «сверхзадача» (цель, к которой ведет весь комплекс актерского действия).

Актер на сцене вне действия невозможен, – вне зависимости от жанра, стилистики или творческого метода сценической работы. Именно действие является основополагающей видовой особенностью актерского творчества. Оно выносит в зрительный ряд характер персонажа, логику и процесс его развития, конфликтные взаимоотношения и т.д. – т.е., все, что составляет существо сценического произведения.

В зависимости от вида сценического искусства, меняется соотношение физических и психологических действий в работе актера. Скажем, в балетном или оперном спектакле наибольшее значение приобретают техника танца или вокала. Однако и в этом случае без наполнения образа психологическим действием роль остается формальной, из произведения искусства превращается к техническое упражнение.

2. В драматургии действие рассматривается как развитие событий, здесь термин тесно связан с понятиями «сюжет» и «фабула». В соответствии с этим возможна классификация действия по параметрам внешнего и внутреннего. Совокупность фактических событий, приводящих к изменениям в сложившейся ситуации, появление новых персонажей и новых обстоятельств – т.е., все то, что относится к фабуле пьесы, – относится к внешнему действию. Особенно часто действие по внешней линии развивается в водевилях, детективах, комедиях положений. Если же в драматургическом произведении за простыми или обыденными ситуациями встают серьезные проблемы, если изменения происходят не столько в ситуативном положении героев, сколько в их психологии, характерах и мировоззрении, – что входит в понятие сюжета пьесы, действие можно отнести к внутреннему. Ярчайший пример внутреннего действия представляют собой пьесы А.П.Чехова , где за обыденной жизнью встают грандиозные трагикомические проблемы персонажей. Тем не менее, деление на внешнее и внутреннее действия достаточно условно; это – две стороны одной медали, и они не могут существовать изолированно. Так, скажем, в пьесах Шекспира крайне динамичный событийный ряд приводит к не менее динамичному изменению и развитию характеров действующих лиц.

3. Как в драматургии, так и в ее сценическом воплощении термин «действие» зачастую употребляется в качестве синонима термина «акт», обозначающего законченную часть пьесы или спектакля, как правило, отделенную от других антрактом .

Татьяна Шабалина