Кто написал турандот. Значение слова турандот в литературной энциклопедии. Намеки и аллюзии

ТУРАНДОТ

ТУРАНДОТ (итал. Turandot) - героиня трагикомедии К.Гоцци «Турандот» (1761). Дочь китайского императора, прекрасная и умная Т. уже отвергла несколько женихов. Они заплатили жизнью за то, что не смогли отгадать ее три загадки. Тайно прибывший в Пекин ногайский принц Калаф отваживается искать руки Т. И отгадывает все ее загадки. Но Т., усматривая в победе Калафа оскорбление своему уму, не желает выходить замуж. Благородный и великодушный принц предлагает ей испытание: до следующего утра она должна узнать его настоящее имя и происхождение. Т. чувствует, что ее неприязнь к чужестранцу исчезает, уступая место зарождающейся любви. Всеми средствами она пытается узнать тайну Калафа, пока ее служанка не сообщает ей, кто этот незнакомец. Наутро в траурном одеянии появляется Т. перед двором и объявляет, что тайну незнакомца она открыть не может и что она побеждена. Калаф счастлив. Вдруг Т. называет его настоящее имя. Калаф поражен и хочет умереть, но Т. признается ему в любви.

Фабулу «Турандот» К.Гоцци заимствовал из повести поэта XII века Низами. Первым для сцены обработал сюжет «Турандот» французский драматург Лесаж в своей комической опере «Китайская принцесса», поставленной в парижском Ярмарочном театре (1729). Лесаж использовал только центральный эпизод восточного сюжета о разгадывании загадок капризной и строптивой принцессы, которая просто забавляется тем, что посылает на казнь незадачливых женихов. У Гоцци характер героини становится намного глубже и сложнее. Его Т. от природы не жестока, она таким образом протестует против неравного положения в этом мире мужчины и женщины. Образ Т. увлек Ф.Шиллера, который сделал обработку фьябы Гоцци в 1802 г. и сообщил этому образу патетические черты, приглушив игровое начало, свойственное комедии дель арте. Шил-леровская «Турандот», поставленная М.Рейн-хардтом в Берлине с Г.Эйзольт в главной роли, дала творческий импульс Дж.Пуччини для создания оперы «Турандот» (либретто Г.Адами, Р.Симони), ставшей его последним, неоконченным шедевром. У Пуччини Т. предстает героиней музыкально-философского действа, имеющего истоки в античной трагедии с решающей функцией хора. (Премьера оперы «Турандот» состоялась 2S апреля. 1926 года в Милане.) В России «Турандот» имела замечательный успех в постановке Е.Б.Вахтангова (1922). Режиссер предпочел трагикомедию Гоцци драме Шиллера: импровизированный дух комедии дель арте привнес в спектакль атмосферу праздничной театральности, изящества и веселья, коих была лишена суровая действительность революционного времени. Первой исполнительницей роли Т. в этом легендарном спектакле - Ц.Л.Мансуровой удалось воплотить «тему ликующей жизни, где жизнь с ее счастьем, любовью и солнцем празднует победу над смертью» (Б.Захава). Ее партнером в роли Калафа выступил Ю.А.Завадский. С тех пор «Турандот» остается в репертуаре «вах-танговцев», превратившись в своего рода эстетический символ этого театра.

Е.И.Кузнецова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ТУРАНДОТ" в других словарях:

    Турандот персидское имя, означающее «дочь Турана». Художественные произведения «Турандот» сказочная пьеса Карло Гоцци в жанре комедия дель арте (1762). «Турандот» опера Ферруччо Бузони (1917). «Турандот» опера Джакомо… … Википедия

    - «ТУРАНДОТ», СССР, ГРУЗИЯ ФИЛЬМ, 1990, цв., 98 мин. Притча. В основе сюжета современной притчи о любви, долге и чистоте помыслов творческий процесс оперной театральной труппы, работающей над постановкой одного из сложнейших произведений… … Энциклопедия кино

    ТУРАНДОТ - см. Рекомендуется для цельноплодного консервирования. Раннеспелый. Созревание плодов наступает на 98 105 день после полных всходов. Растение нештамбовое, детерминантное, стелющееся, средневетвистое, среднеоблиственное. Лист промежуточного типа,… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

    У этого термина существуют и другие значения, см. Турандот. Опера Турандот итал. Turandot … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Турандот. Турандот Turandoti Жанр Притча Режиссёр Отар Шаматава … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Принцесса Турандот. Фонтан «Принцесса Турандот» на Арбате, перед зданием театра Вахтангова. «Принцесса Турандот … Википедия

    - … Википедия

    Фонтан «Принцесса Турандот» на Арбате. Спектакль «Принцесса Турандот» по сказке Карло Гоцци «Любовь к трём апельсинам» в постановке Евгения Вахтангова (Третья Студия МХТ, впоследствии театр имени Вахтангова, 1922) последний прижизненный… … Википедия

    Принцесса Турандот: Принцесса Турандот героиня сказочной пьесы Турандот и поставленных по ней опер. Принцесса Турандот спектакль по пьесе Турандот в московском Театре Вахтангова. См. также Турандот … Википедия

    Эмблема премии Премия «Хрустальная Турандот» театральная премия, учреждённая в 1991 году продюсером и режиссером Борисом Беленьким. Это первая негосударственная, независимая творческая награда в новой России. Премия получила имя в честь героини… … Википедия

Книги

  • Дж. Пуччини. Турандот. Лирическая драма в 3 действиях, 5 картинах. Клавир , Дж. Пуччини. ТУРАНДОТ (Turandot) - музыкальная драма Дж. Пуччини. Либретто Дж. Адами и и Р. Симони по одноименной драматической сказке К. Гоцци. Премьера: Милан, театр "Л а Скала", 25 апреля 1926 г., под…

Джакомо Пуччини — известный итальянский композитор, создавший 10 опер, большинство из которых уже более 100 лет идет на подмостках самых известных театров планеты. В их числе особое место занимает опера «Турандот», краткое содержание которой представлено ниже.

Автор

Джакомо Пуччини родился в 1858 году в итальянском городе Лукка, в семье музыкантов. После смерти отца мальчик обучался игре на различных инструментах у дяди, а став старше, он поступил в Миланскую консерваторию. В 1884 году состоялась премьера первой оперы молодого композитора — «Виллисы». Затем ему предложили написать на заказ партитуру для музыкального спектакля «Эдгар». Однако настоящий успех пришел к Дж. Пуччини после постановки оперы «Манон Леско». Не менее удачными оказались также «Богема» и «Тоска», премьера которых состоялась в 1900 году. Успех не заставил Пуччини почивать на лаврах, и спустя 4 года он порадовал поклонников своим новым произведением «Мадам Баттерфляй». Оно вызвало фурор. Достаточно сказать, что после спектакля Пуччини 7 раз вызывали на сцену. После этой работы в жизни композитора наступила черная полоса: он попал в аварию, его жена обвинила домработницу в связи с супругом, и та совершила самоубийство. Кроме того, у него диагностировали рак горла. Операция по удалению опухоли привела к осложнениям в его состоянии, от чего он скончался в ноябре 1929 года.

История создания оперы «Турандот»

Сказка Гоцци привлекла к себе внимание Пуччини в 1919 году. По признанию самого композитора, опера «Турандот» (краткое содержание либретто см. ниже) была написана после посещения спектакля в берлинском театре Макса Рейнгардта. Однако он задумал несколько изменить сюжет сказки. Для создания либретто Пуччини пригласил Джузеппе Адами и Ренато Симони, однако и сам активно участвовал в написании текстов к ариям.

Опера «Турандот», краткое содержание которой представлено ниже, создавалась в период с лета 1920 года до последних дней жизни композитора. За это время Пуччини успел написать около 3/4 предполагаемого объема этого произведения. Однако он не успел написать финальный дуэт Турандот с принцем Калафом и последнюю сцену третьего акта. Их создал впоследствии друг Пуччини Франко Альфано.

Опера «Турандот»: содержание первого акта

Спектакль начинается с того, что мандарин объявляет условия, на которых каждый желающий может жениться на принцессе Турандот. Согласно пожеланию дочери императора, претендент на ее руку и сердце сначала должен ответить на 3 ее загадки. Если ему не удастся, казнят. Известно и о первой жертве жестокой девушки. Ею стал персидский принц, приговор которому будет приведен в исполнение на восходе луны. Разъяренная толпа жаждет стать свидетелем казни. Начинается давка, из-за которой на землю падает изможденный, оборванный старик. Оказывается, что это татарский царь Тимур. Недавно его свергли с престола, и он скитается по миру в компании рабыни Лиу. Девушка в отчаянии, так как у нее нет сил поднять с земли своего несчастного повелителя. Неожиданно ей на помощь приходит юноша Калаф — единственный сын царя Тимура, который давно покинул родную страну и находился в Пекине инкогнито.

Выход Турандот

В это время появляется персидский принц, которого должны казнить. Его несчастный вид вызывает у толпы жалость, ропот и негодование. Усмирить людей выходит сама Турандот. Красота принцессы пленяет Калафа, и он решает добиться ее расположения. Рабыня Лиу, давно влюбленная в своего царевича, пытается предотвратить беду и рассказывает ему о своей любви. К ней присоединяется и Тимур. Им исполняется ария из оперы «Турандот» Ah, per ultima volta. В ней старик отговаривать сына от сватовства к жестокой принцессе. Однако татарский царевич непреклонен и раскрывает свое сердце перед всеми. Звучит ария Калафа из оперы «Турандот» (Non piangere, Liu), она является одной из основных. По ее завершении молодой человек ударяет в гонг, оповещая всех о своей готовности отгадать загадки китайской принцессы.

Либретто оперы «Турандот»: краткое содержание второго акта (сцена первая)

Появляются министры Понг, Пинг и Панг, которым поручено приготовить все необходимое для проведения церемонии загадок. В трио Ho una casa nell’Honan они оплакивают участь китайской империи. По их словам, страна катится в пропасть из-за Турандот. Все трое негодуют, так как капризы этой своенравной девушки превратили их всех в палачей. Министры мечтают покинуть проклятую работу и отправиться в провинцию.

Второй акт: содержание второй сцены

Далее действие переносится на площадь перед дворцом. Старый император Альтоум исполняет арию, в которой пытается отговорить Калафа от состязаний. Однако татарский принц настроен решительно. Появляется Турандот. В арии In questa reggia девушка рассказывает об истории своей бабки Лоу-Линь, которую обесчестили завоеватели, и говорит о своей ненависти ко всем мужчинам.

Калаф просит Турандот загадать ему загадки. Девушка спрашивает его, может ли он назвать, какой чудесный призрак летает под покровом ночи, исчезает утром, чтобы воскреснуть в сердце на закате. Молодой человек легко находит правильный ответ и говорит, что это надежда. Тогда Турандот требует от него ответа на вопрос, что горит как пламя, хотя не имеет отношения к огню, в час последний похолодеет, цветом напоминает кровь и схоже с зарей. Принц вновь находит разгадку и говорит, что это — кровь. Остается последнее испытание. Принцесса спрашивает: «Лед зажег твое сердце, но оно не может его растопить. Оно и свет, и тьма. Может сделать рабом захотевшего воли, и царем того, кто захотел рабства. Что же это такое?».

На этот вопрос Калаф не может ответить, но его подбадривают старый император, народ, министры и даже верная Лиу. Принцесса заглядывает ему в лицо и, усмехаясь, спрашивает: «Чужестранец, что же это за лед, зажигающий пламя?». Калаф догадывается, о чем речь и говорит: «Я растоплю твой лед пламенем моей любви, Турандот!».

Принцесса умоляет отца не выдавать ее за чужеземца. Однако Калаф не хочет жениться вопреки воле девушки. Он предлагает принцессе отгадать его имя. Если она узнает его до восхода солнца, то он добровольно пойдет на смерть. В противном случае принцесса выйдет за него замуж.

Третий акт

Опера «Турандот» (автор — Джакомо Пуччини) подходит к своему заключительному этапу. Действие проходит ночью, в императорском саду. Глашатаи оповещают всех о приказе принцессы, согласно которому нужно вызнать имя неизвестного принца, но Калаф уверен, что Турандот будет принадлежать ему, так как никто не сможет помочь ей узнать его тайну.

Появляются министры императора, которые пытаются соблазнить принца, предлагая ему красивых девушек, богатство и славу. Затем его окружают горожане, умоляющие его открыть свое имя, так как иначе им грозит гибель. Но и это не дает результатов. Тогда разъяренная толпа решает убить Калафа, но он непреклонен. Однако опера «Турандот» (краткое содержание первого акта см. выше) на этом не заканчивается.

Развязка

Стража императорского дворца вводит царя Тимура и Лиу. Их хотят пытать, чтобы они сообщили имя чужеземного принца. Чтобы избавить царя от пытки, рабыня объявляет, что только ей известно, как зовут юношу. Однако она отказывается выдать имя Калафа, и говорит, что силы молчать ей дает ее любовь. Она совершает самоубийство, предварительно предсказав принцессе, что и она полюбит своего жениха. Толпа уносит тело рабыни. Турандот и Калаф остаются вдвоем. Молодой человек целует девушку и в ее сердце зажигается пламя любви. Он раскрывает ей свое имя. Однако принцесса объявляет всем, что имя юноши — Любовь. Звучит финальный хор.

Теперь вы знаете, кем написана опера «Турандот». Краткое содержание его либретто вам также известно, и вы сможете лучше оценить это произведение при его исполнении на языке оригинала.

Опера - это всегда масштабно, эффектно, красиво. Это мощные голоса, яркие костюмы и, конечно, сильный текст или захватывающий сюжет. В данной статье рассказывается о пьесе "Принцесса Турандот", которая была написана аж в восемнадцатом веке. Также описывается, где и когда появилась опера "Турандот": краткое содержание, история создания, персонажи и многое другое.

Граф Карло Гоцци

Родился будущий автор "Турандот" в 1720 году, в Венеции. Писать начал с небольших поэм и эссе, где критически разбирал все то, что ставилось на сценах Италии того времени. Именно эти критические очерки принесли Гоцци первую известность не только среди специалистов, но и среди широкой публики.

По легенде, первую пьесу Гоцци написал, поспорив с одним из самых известных драматургов своего времени - Карло Гольдони. Суть спора заключалась в том, что пьесу необходимо было написать на самый незамысловатый сюжет и добиться с ней максимально возможного признания. Вскоре после этого спора у Гоцце из-под пера вышла "Любовь к трем апельсинам", с которой драматург не только очень громко заявляет о себе, но и зачинает новый жанр - фьябу, или трагикомическую сказку для театра. Кстати, С. Прокофьев для своей одноименной оперы использовал именно эту пьесу Гоцце.

Помимо Прокофьева, фьябы Гоцце высоко оценивали Гофман, Гете, Островский и многие другие.

Пьеса "Принцесса Турандот" написана в 1762 году и по праву относится к числу лучших творений мастера. В данном произведении нет магических превращений, как было в ранних работах Гоцце, мотив "Принцессы" более реален. За основу автор взял мотивы "Китайской принцессы" Лесажа. С самых первых постановок "Принцесса Турандот" вызвала шквал эмоций и восторженных отзывов критиков той эпохи.

Джакомо Пуччини

Джакомо Пуччини называют вторым по величине и значимости в мире оперы, после Джузеппе Верди. Родилась будущая легенда 22 декабря 1858 года в городе Лукке. Попав в Миланскую консерваторию, он пишет оперу "Виллисы", которая привлекла внимание будущих клиентов и покровителей Пуччини.

Опера "Манон Леско", которая была написана в 1893 году, имела просто оглушительный успех. Последующая опера "Богема" принесла автору славу не просто хорошего оперного композитора, но и лучшего. Пуччини творил до самого последнего дня своей жизни, и венцом его творчества стала, к сожалению, незаконченная опера "Турандот".

Опера "Турандот": история создания

Впервые идея о создании этой оперы зародилась у Пуччини в 1919 году. Посмотрев драматический спектакль в театре Макса Рейнгардта, композитор решил создать что-то свое. Выбор пал на сказку Гоцца "Принцесса Турандот".

Работа над оперой продолжалась с лета 1920 до ноября 1924 года, когда Пуччини скончался, так и не закончив произведение. Доделывал работу после смерти старшего товарища его коллега Франко Альфано.

Опера "Турандот" отличается от всего того, что писал композитор раньше. Если ранние работы Пуччини отличались камерностью, то здесь, как отмечали критики позже, композитор ввел массивный звук хоров. Также не исключено, что данное нововведение могло появиться под влиянием еще одного известного композитора - М. Мусоргского.

Опера "Турандот": действующие лица

В опере принимают участие следующие действующие лица:

  • сама принцесса Турандот;
  • ее отец - Альтоум, китайский император;
  • Тимур - свергнутый царь, слепой и нищий;
  • Калаф - сын Тимура, жених и муж Турандот, который выдержал испытания и ответил на загадки;
  • Лиу - рабыня Тимура, которая убивает себя;
  • Пинг, Панг, Понг - служащие при дворце;
  • Мандарин;
  • народ, солдаты.

Авторы либретто к опере

Пока писалась сама опера "Турандот", либретто для нее сочиняли люди, приглашенные и уже известные в музыкальных кругах, - Адами и Симони. Чуть подробнее о каждом:

  • Джузеппе Адами родился в Вероне. Изначально учился на юриста и о занятиях музыкой даже не думал. Но судьба распорядилась иначе, и уже к 1905 году он становится одним из главных либреттистов в музыкальной среде довоенной Европы. Как признавал и сам Джузеппе, слава пришла к нему вместе с работами, которые писал он вместе с Пуччини.
  • Ренато Симони родом был также из Вероны. Очень много писал для сцены, занимался критикой, работал обозревателем в ряде газет и писал об оперной сцене. Первая работа в качестве "соавтора" относится к 1915 году - это опера "Мадам Сан-Жен". Опера "Турандот", в создании которой Симони принимал участие наряду с Пуччини и Адами, была лучшей его работой и по признанию самого Симони, и по оценкам критиков того времени.

События первого действия разворачиваются в Пекине.Толпа окружает императорский дворец. Люди взволнованно слушают указ, который объявляет в том, что дочь императора выйдет замуж за того, кто сможет отгадать три загадки. Неудачника же ждет казнь. Уже множество голов украшают колья, что высятся вокруг дворца, но нет конца смельчакам. Одних притягивает красота императорской дочери, других - несметные богатства, которые пойдут как приданное.

В толпе сбивают с ног немощного слепца, которого сопровождает одна служанка. Ее крики с просьбой о помощи привлекают внимание юного принца одной арабской страны, и он приходит на выручку. В слепце юноша узнает своего отца, которого много лет назад свергли противники власти и выгнали из страны.

На глазах толпы, юноши и его отца еще один претендент вновь не справился с задачей. Его казнят. На балконе стоит принцесса Турандот и наблюдает за всеми событиями свысока. Оный арабский принц бросает на нее взгляд и тут же влюбляется. Он желает участвовать в испытаниях, и никакие отговорки отца не влияют на его мнение. Он влюблен, поэтому будет добиваться руки принцессы. Звучит гонг и нового претендента провожают во дворец.

Во втором действии рассказывается о придворных людях: советнике Пинге, прорицателе Панге и поваре Понге. Все трое мечтают удалиться от дел, уехать из дворца и жить где-нибудь на лоне природы. Но они вынуждены участвовать в кровавых играх своей госпожи.

Показан дворец императора. На троне - принцесса Турандот. Калафа (именно так зовут арабского принца) вводят в зал, и он готов выслушать загадку.

Ненависть и жестокость Турандот объясняется тем, что когда-то давно принцессу из ее рода обесчестил чужеземный завоеватель. Теперь она своим долго считает мстить за позор и больше всего любит наблюдать, как мужчин казнят.

На две загадки дает ответ Калаф. Над третьей же думает долго и глубоко. Турандот уже предвкушает очередную казнь, но арабский принц находит ответ и на последнюю загадку.

Все замерли в испуге - что же будет? Турандот умоляет отца отменить уговор - она не желает выходить замуж за чужеземца. Но воля отца-императора непреклонна: Калаф победил, он должен получить награду. И тут сам арабский принц отказывается от победы, объясняя это тем, что не желает неволить принцессу. А взамен загадывает свою загадку и дает время до восхода солнца.

В начале третьего действия под страхом смерти все жителя города стараются найти ответ на загадку незнакомого всем арабского принца. А загадка эта - отгадать его имя, ведь его никто не знает, кроме слепого отца и невольницы. Сам Калаф бродит по садам, что окружают дворец, и мечтает о браке с Турандот, когда она наконец усмирит свой пыл.

А тем временем люди находят служанку слепого отца и начинают выпытывать имя юноши. Служанка была влюблена в Калафа и не желает его выдавать. Выхватывая кинжал у одного из приближенных принцессы, она закалывает себя. Пораженная таким поступком, Турандот не может понять, отчего же девушка так поступила.

Близится утро, Калаф и Турандот остаются одни. Неожиданно, принц заключает принцессу в свои объятия, а Турандот, желая вырваться, отвечает на его поцелуй. Сердце девушки растоплено. Калаф на ухо раскрывает свое имя принцессе.

Все заканчивается свадьбой и ликованием народа в честь того, что их жестокая принцесса наконец обрела любовь.

Турандот

Дочка императора, а значит - второе лицо в стране. Очень умна и прекрасна лицом, но черства и не знает, что такое любовь. Всегда с удовольствием наблюдает, как происходят казни ее женихов.

Образ девушки очень ярок, тем более нужно учитывать то, что главными героями обычно были мужчины. Время равноправия (в том числе и духовного) было далеко впереди, поэтому решение автора выдвинуть на первый план девушку считалось очень смелым поступком.

Еще задолго до Гоцци имя Турандот мелькало в легендах и сказаниях. На основе именно исторических, а иногда и откровенно легендарных данных, драматург и писал свое произведение. Произведения у Гоцци и у Пуччини значительно отличаются. Если пьеса получилась более исторически точной, стремящейся показать нам эпоху в деталях, то в опере главное внимание направлено исключительно на девушку.

Калаф

Образ юноши, который и смел, и благороден, и умен, далеко не нов. Если рассматривать такое произведение, как опера "Турандот", краткое содержание которого было дано выше, можно заметить, насколько юноша противопоставляется всем остальным. И принцессе, и народу, и дворцовому окружению. Особенно это заметно, когда весь город старается узнать его имя - люди даже доводят до самоубийства служанку.

Калаф - это арабский принц, который вернул престол своему роду. Отца его, как это известно по тексту, выгнали из страны, когда герой был еще взрослеющим юношей, и он ничего не смог сделать. Когда Калаф вырос, он забрал себе престол, но отец пропал без вести. Совершенно случайно, спустя годы, отца с сыном сводит судьба.

Опера на родине и в Европе

Премьера оперы состоялась двадцать пятого апреля 1926 года, на сцене миланского театра "Ла Скала". На премьере дирижер Артуро Тосканини, неожиданно прервав оперу, объявил залу, что "перо выпало из рук мастера" - именно на этом моменте обрывалась опера, которую писал Пуччини.

Все дальнейшие постановки оперы завершались дуэтом и финалом, которые написал по черновикам Пуччини его товарищ Франко Альфано. Хотя эта версия продолжения не является единственной - свой вариант представил в 2002 году Лучано Берио, а также Хао Вейя в 2008.

Начиная с 1927 году, оперу ставят практически во всех крупных городах мира. Например, постановку показывали в Каире, Будапеште, а в 2006 году - в Буэнос-Айресе. Это все указывает на то, что опера Пуччини "Турандот" - одна из самых знаковых в истории оперного искусства.

Опера в России

Опера "Турандот", краткое содержание которой было дано в статье, очень часто ставится и в России. Премьерный показ оперы состоялся в 1928 году, в Бакинском оперном театре. Постановщиком выступил А. Ридель.

С 1931 года пьесу ставят в Большом театре. Она выдержала тридцать девять представлений и была снята с репертуара спустя три года - в 1934.

Вновь оперу ставили в 2002 году, опять же - в Большом театре. Двадцать восьмого января 2017 года состоялась премьера произведения в новом прочтении, в московской "Геликон-опере".

Критика и отзывы

Музыковед Израиль Нестьев отмечает, что в опере "Турандот" Пуччини нарушил свои традиции и вместо камерных сцен и исполнения ввел громкие и мощные оперные номера, которые не только требуют мощных голосов, но и поражают своими размахами.

На премьере первой постановке был Владимир Маяковский, который, весьма пренебрежительно относящийся к музыкальным номерам в общем и к опере в частности, оценил "Турандот".

Заключение

Опера "Турандот", краткое содержание которой было представлено в данной статье, - одно из знаковых произведений не только для Италии, но и для всего мира.

Что такое "ТУРАНДОТ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ТУРАНДОТ ТУРАНДОТ (итал. Turandot) - героиня трагикомедии К.Гоцци «Турандот» (1761). Дочь китайского императора, прекрасная и умная Т. уже отвергла несколько женихов. Они заплатили жизнью за то, что не смогли отгадать ее три загадки. Тайно прибывший в Пекин ногайский принц Калаф отваживается искать руки Т. И отгадывает все ее загадки. Но Т., усматривая в победе Калафа оскорбление своему уму, не желает выходить замуж. Благородный и великодушный принц предлагает ей испытание: до следующего утра она должна узнать его настоящее имя и происхождение. Т. чувствует, что ее неприязнь к чужестранцу исчезает, уступая место зарождающейся любви. Всеми средствами она пытается узнать тайну Калафа, пока ее служанка не сообщает ей, кто этот незнакомец. Наутро в траурном одеянии появляется Т. перед двором и объявляет, что тайну незнакомца она открыть не может и что она побеждена. Калаф счастлив. Вдруг Т. называет его настоящее имя. Калаф поражен и хочет умереть, но Т. признается ему в любви. Фабулу «Турандот» К.Гоцци заимствовал из повести поэта XII века Низами. Первым для сцены обработал сюжет «Турандот» французский драматург Лесаж в своей комической опере «Китайская принцесса», поставленной в парижском Ярмарочном театре (1729). Лесаж использовал только центральный эпизод восточного сюжета о разгадывании загадок капризной и строптивой принцессы, которая просто забавляется тем, что посылает на казнь незадачливых женихов. У Гоцци характер героини становится намного глубже и сложнее. Его Т. от природы не жестока, она таким образом протестует против неравного положения в этом мире мужчины и женщины. Образ Т. увлек Ф.Шиллера, который сделал обработку фьябы Гоцци в 1802 г. и сообщил этому образу патетические черты, приглушив игровое начало, свойственное комедии дель арте. Шил-леровская «Турандот», поставленная М.Рейн-хардтом в Берлине с Г.Эйзольт в главной роли, дала творческий импульс Дж.Пуччини для создания оперы «Турандот» (либретто Г.Адами, Р.Симони), ставшей его последним, неоконченным шедевром. У Пуччини Т. предстает героиней музыкально-философского действа, имеющего истоки в античной трагедии с решающей функцией хора. (Премьера оперы «Турандот» состоялась 2S апреля. 1926 года в Милане.) В России «Турандот» имела замечательный успех в постановке Е.Б.Вахтангова (1922). Режиссер предпочел трагикомедию Гоцци драме Шиллера: импровизированный дух комедии дель арте привнес в спектакль атмосферу праздничной театральности, изящества и веселья, коих была лишена суровая действительность революционного времени. Первой исполнительницей роли Т. в этом легендарном спектакле - Ц.Л.Мансуровой удалось воплотить «тему ликующей жизни, где жизнь с ее счастьем, любовью и солнцем празднует победу над смертью» (Б.Захава). Ее партнером в роли Калафа выступил Ю.А.Завадский. С тех пор «Турандот» остается в репертуаре «вах-танговцев», превратившись в своего рода эстетический символ этого театра. Е.И.Кузнецова

Имя: Турандот (Turandot)

Страна: Китай

Создатель:

Деятельность: принцесса

Семейное положение: замужем

Турандот: история персонажа

В древних преданиях нередко встречаются сюжетные линии, когда герою с риском для жизни приходится разгадывать сложные загадки. Этот мотив вошел в основу сказки о китайской принцессе Турандот. Сначала девушка предстала злобной капризной наследницей трона, ради удовольствия играющей с жизнями женихов. Но с легкой руки Карло Гоцци персонаж стал символом борьбы за равные права женщин и мужчин. «Итальянская» Турандот попыталась разрушить стереотипы своего времени о том, что предел мечтаний каждой «нормальной» женщины – выйти замуж и служить мужчине.

История создания

Сказка «Турандот» получила известность благодаря писателю из солнечной Италии Карло Гоцци. Автор использовал в работе историю своенравной китайской принцессы, взятую из творчества азербайджанского поэта Низами. Литератор, живший в 12 веке, творил на персидском языке. Поэма вошла в сказочный сборник, напечатанный в парижской типографии в 1712 году.


Именно из этого издания Гоцци заимствовал сюжеты для своих фьяб, талантливо миксуя детали. Основные элементы персидских сказаний обогащались фольклором, а также принципами комедии дель арте, где зрелищность привносили классические персонажи-маски итальянского театра – Труффальдино, Панталоне, Тарталья и Бригелла.


Произведение итальянца родилось в 1762 году. Чуть позже немецкий поэт и драматург настолько проникся гениально изложенной сказкой, что не удержался от соблазна перекроить ее для Веймарского театра. Так начался славный поход фьябы «Турандот» по мировым театральным сценам.

Биография и сюжет

Сюжет сказки основан на нежелании дочери китайского правителя Альтоума выходить замуж. Гордая и своенравная Турандот считает представителей сильной половины человечества предателями, лжецами и вообще созданиями, не способными любить. Но наследницу престола женихи, конечно, не оставляют в покое, выстраиваясь в очередь.


Чтобы усыпить бдительность отца, которому приходится по вине строптивой дочери воевать с разными странами, а заодно отсеять недостойных ее руки и сердца, принцесса придумала блестящий план. Свататься разрешается всем представителям голубых кровей, но при одном условии – если жених разгадает три загадки, то пропуск в мужья девушки гарантирован, того же, кто окажется недостаточно умным, ждет казнь.

Ко дворцу невесты выстроилась еще более длинная вереница наивных и безрассудных принцев. Еще бы, ведь девушка способна влюбить в себя только по одному портрету. Однако и стены дворца начинают обрастать снесенными с плеч головами женихов. И все же однажды затея Турандот разбилась вдребезги – тайно гостивший в Пекине принц Калаф легко дает ответы на загадки. Принцесса воспринимает событие как унижение: девушке противна сама мысль, что мужчина оказался смекалистее ее и теперь придется покориться. Турандот обещает покончить жизнь самоубийством перед алтарем.


Но Калаф уже всем сердцем полюбил юную даму, поэтому предлагает реванш – Турандот должна назвать имя и статус потенциального мужа. По счастливой случайности принцессе удается добыть достоверную информацию. Отчаявшийся Калаф собрался проститься с жизнью прямо на глазах у возлюбленной. Но девушка вдруг сменила гнев на милость, понимая, что гордость тает от любви, и спасла принца от смерти. Калаф обрел долгожданный статус супруга китайской красавицы.

Постановки и роли

Первым персидскую сказку для сцены подготовил драматург из Парижа Лесаж. Комическую оперу «Китайская принцесса» представили публике в 1729 году в Ярмарочном театре в столице Франции. Работа была несколько ущербной, потому что «переводчик» использовал только центральный сюжет – злая принцесса отправляет недалеких женихов один за другим на казнь. Гоцци усложнил характер главного персонажа, вложив в действия Турандот смысл. По сути, девушка вступила в борьбу за равноправие полов.


Пьесу в обработке Шиллера сыграли в начале 19 века в Берлине. Именно этот спектакль вдохновил композитора на создание оперы «Турандот», которая стала завершением творческого пути легендарного музыканта. Шедевр с успехом дебютировал весной 1926 года в Милане.

В оперных постановках по мотивам легенды персидских сказок участвовал даже «король верхнего до». В послужном списке – партия принца Калафа. Кстати, это самая сложная партия в творении Пуччини. Ее сумел осилить муж , который считается лучшим лирико-драматическим тенором современности. В опере «Турандот» артист дебютировал в Мариинском театре в 2016 году.


Драматическая пьеса имеет славную историю на сценах российских театров. С восторгом постановку приняла публика в 1922 году. Режиссер выбрал оригинальную трагикомедию Гоцци с ее импровизацией и изяществом, откинув литературную обработку Шиллера. Во главу угла театральный гений поставил не сюжет, а остроумные современные реплики героев.


Людям, переживающим непростые революционные времена, Евгений Багратионович подарил веселый, легкий праздник. Первыми роли Турандот и Калафа исполнили актеры Цецилия Мансурова и Юрий Завадский. В театре им. Вахтангова пьеса шла (с перерывами) до 2006 года, став эстетическим символом этого храма Мельпомены. И всегда был аншлаг.


Широкую известность получил спектакль Рубена Симонова, где в главных героев «Турандот» перевоплотились и . Постановка 1963 года позже попала на голубые экранытворческую работу сняло телевидение.

Третье восстановление спектакля пришлось на 1991 год под режиссерством Гария Черняховского. Турандот играли и , а Калафа – Александр Рыщенков и .


Сегодня театралы и поклонники сценического искусства ждут молодого режиссера, который вдохнет в пьесу новую жизнь. , художественный руководитель театра, озвучивал решение о приостановке спектакля:

«Пройдет какое-то время, мы попробуем его вернуть, но я еще не понимаю, как».
  • Значение имени с персидскими корнями Турандот – «дочь Турана».
  • Подступы к театру им. Е. Вахтангова украшает фонтан «Принцесса Турандот». Памятник героине сказки, которая играет роль талисмана театра, создал скульптор Александр Бурганов. Он установлен в 1997 году – в честь 75-летнего юбилея пьесы. Канонический стиль фонтана гармонично вписывается в архитектуру Арбата. Скульптуру облюбовали влюбленные парочки, потому что по вечерам подсветка создает романтичную атмосферу.

  • В Китае опера «Турандот» находилась под запретом. Власти считали, что страна в постановке показана с темной стороны. Запрет пал в 1998 году, когда появилась работа режиссера Чжан Имо «Турандот в запретном городе», ставшая сенсацией в искусстве.
  • В 1991 году в России учредили первую театральную премию «Хрустальная Турандот». Награда, которую не спонсирует государство, предназначена исключительно для московского театрального сообщества. В списке лауреатов премии 2017 года значатся постановки «Мастер и Маргарита» («Студия театрального искусства» Сергея Женовача), «Царь Эдип» (театр им. Вахтангова), «День опричника» (Ленком) и «Аудиенция» (Театр Наций).

Цитаты

«Я не могу себе представить, что могу я стать рабой мужчины!»
«Первая загадочка будет очень простенькая: почему верблюд не ест ваты? Она простенькая, но никто не догадается».
«Мужчины женятся - женщины мужаются».
«Женщина всегда должна быть жидкой, как вода, чтобы принять любую форму, не сгореть от страсти, просочиться в самый малюсенький капилляр, утечь куда глаза глядят в нужный момент, растворить все неприятности, не соединяться никогда с жиром, не быть раздавленной, быть всегда необходимой, добивать, по капле капая на мозги, быть подобной водопаду в любви, иногда быть нудной, как осенний дождь, и нужной, как летний ливень, быть радостной, как фонтан и неотвратимой, как цунами».
«Чем бы дитя не тешилось, лишь бы в спальню не врывалось!»
«Не меряй, Барах, нежную любовь аршином интереса!»
«Для того, чтобы избавиться от мышей, нужно их всех загнать под шкаф, а потом быстро-быстро отпилить ножки! И все».