Отношение анны к обитателям ночлежки на дне. Люди дна - характеры и судьбы М. Горький На дне. Дальнейшая судьба героев

Имя героя Как попал «на дно» Особенности речи, характерные реплики О чем мечтает
Бубнов В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно. Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств. «Все люди на земле лишние». Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая его негативное отношение к миру.
Настя Жизнь заставила ее стать проституткой, что и является социальным дном. Мечтательная и романтичная особа, которая живет любовными романами. Долгое время мечтает о большой и чистой любви, продолжая заниматься древнейшей профессией
Барон В прошлом был настоящим бароном, но судьба распорядилась иначе, и он утратил все свое богатство. Продолжает жить прошлым, не воспринимает насмешки обитателей хижины Главная мечта — вернуть прошлое положение и стать вновь состоятельным господином
Алешка Вечно пьяный и веселый сапожник, который никогда не старался подняться по социальной лестнице. Его легкомысленность и привела его на дно. «А я — ничего не хочу; я — ничего не желаю», «Зато я весёлый мальчик, зато я хороший». Алешка всегда всем доволен и о каких-то нуждах сложно сказать. Скорее всего, он мечтает о «вечном солнце и теплом ветерке».
Васька Пепел Потомственный вор, который дважды сидел в заключении. Влюбленный, слабохарактерный вор. Мечтает уехать с Натальей в Сибирь и начать жизнь с нового листа, став добропорядочным гражданином.
Актер На дно опустился из-за постоянного пьянства. Часто цитирует литературные произведения. Мечтает вылечится от алкоголизма, найти работу и выбраться из социальной ямы.
Лука Загадочный странник, о котором мало что известно. Утешает героев, учит их быть добрыми и сочувствовать, направляет на истинный путь. Мечтает помочь многим нуждающимся.
Сатин Однажды убил человека, из-за чего был отправлен в тюрьму на 5 лет. «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…». Мечтает создать собственную философию и преподнести ее людям.
    • Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее - в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей. Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, […]
    • Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки - убийство Костылева. Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии […]
    • В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
    • Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. […]
    • Пьеса «На дне», по словам Горького, явилась итогом «почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”». Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся за очень сложную тему, над которой до сих пор бьются лучшие умы человечества. Однозначных ответов на вопрос «Что такое правда?» пока не нашли. В горячих спорах, которые ведут герои М. Горького Лука, Бубнов, Сатин, проступает неуверенность самого автора, невозможность прямо ответить на […]
    • Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет […]
    • Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным. Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не […]
    • Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно. Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе «Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам. Больше всего на свете они ценят […]
    • В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал «свинцовые мерзости» российской жизни. В рассказах «Челкаш», «Супруги Орловы», «Однажды осенью», «Коновалов», «Мальва» он создал образы «босяков», людей, сломленных существующим строем в государстве. Эту линию писатель продолжил в пьесе «На дне». В рассказе «Челкаш» Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом он презирает собственность и […]
    • Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
    • В рассказе Максима Горького «Челкаш» выступают два главных героя – Гришка Челкаш – старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор, и Гаврила – простой деревенский парень, бедняк, как и Челкаш. Первоначально образ Челкаша воспринимался мной как отрицательный: пьяница, вор, весь оборванный, кости, обтянутые коричневой кожей, холодный хищный взгляд, походка, словно полет хищной птицы. Это описание вызывает некоторое отвращение, неприязнь. Зато Гаврила, наоборот, широкоплечий, коренастый, загорелый, […]
    • Величайшее достижение цивилизации – это не колесо и не машина, не компьютер и не самолет. Величайшее достижение любой цивилизации, любого человеческого сообщества – это язык, тот способ общения, который и делает человека человеком. Ни одно животное не общается с себе подобными с помощью слов, не передает записи будущим поколениям, не выстраивает сложный несуществующий мир на бумаге с такой правдоподобностью, что читающий верит в него и считает его реальным. Любой язык обладает бесконечными возможностями для […]
    • Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие. Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», […]
    • Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
  • Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.

    Методические приемы: лекция, аналитическая беседа.

    Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет, иллюстрации «На дне».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ход урока.

    1. Беседа по содержанию пьесы «На дне».

    В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические произведения Ницше. Центральным образом у раннего Горького является гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добродетель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.

    В 1902 году Горький создает драму «На дне».

    Как изображается место действия?

    Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это подвал, похожий на пещеру, тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам – нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: грязный ситцевый полог, некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

    Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засоренным разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обратим внимание на колорит этого места: темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.

    В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний акт драмы совершается все же на пустыре – там удавился Актер.

    Какие люди являются обитателями ночлежки?

    Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20 лет) и нестарые еще люди (самому старшему, Бубнову, 45 лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна представляется нам старухой, а ей, 30 лет.

    У многих ночлежников нет имен, остались одни клички, выразительно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменями Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось – «все забыл».

    Что является предметом изображения в пьесе? Каков конфликт драмы?

    Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающая на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

    Предметом изображения в драме становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на дно жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

    Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.

    Что привело в ночлежку ее обитателей – Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?

    Сатин попал на дно, после того как отсидел в тюрьме за убийство; Барон разорился; Клещ потерял работу; Бубнов ушел из дома «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника, хотя сам признается, что он ленив, да еще и запойный пьяница; Актер спился; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я – сызмальства – вор … все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!». Подробней других рассказывает об этапах своего падения Барон (4 действие). Каждый этап жизни 33 Барона словно отмечен определенным костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими переодеваниями ничего не стоит, жизнь прошла как во сне.

    В чем особенность социального конфликта каждого обитателя ночлежки?

    Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

    Эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое, они не становятся основой драматургического конфликта.

    Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

    В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обуславливают взаимоотношения

    Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» - Василиса опрокинула самовар и обварила ноги Наташе. Убийство Костылева Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они – заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»

    В чем своеобразие любовного конфликта?

    Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывается, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре – сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитатели ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.

    1. Слово учителя.

    Конфликт, в котором участвуют все герои, - другого рода. Горький изображает сознание людей дна. Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

    Итог. Жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

    Д.З.

    Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.


    Пьеса «На дне» – итог двадцатилетних наблюдений А. М. Горького над миром «бывших людей». Самому писателю было всего десять лет, когда ему пришлось отправиться «в люди». Он наблюдал жизнь самого «дна» общества, а когда начал писать, в его произведениях нашли отражение эти детские и юношеские впечатления. Вначале М. Горький даже идеализировал бездомных бродяг, потому что ему казалось, что эти люди, лишенные собственности, отличаются от обычных обывателей. Они не жадны, не копят денег, а потому свободны. Позже, в пьесе «На дне», написанной в 1902 году, М. Горький отказался от какой бы то ни было идеализации и романтизации мира «бывших людей».

    В пьесе «На дне» изображена ночлежка Костылева, в которой обитают люди, лишенные всего. У многих из них не осталось даже имени, и они известны по кличкам: Актер, Клещ, Татарин, Барон. Обитатели «дна» – это выходцы из самых разных сословий тогдашней России. Барон – бывший аристократ, Бубнов – ремесленник, Сатин – интеллигент, бывший служащий на телеграфе. Есть в пьесе и те, кто не знал другой жизни. Это Настя и «вор, воров сын» Васька Пепел.

    Известно, что официальная пропаганда оправдывала существование «дна». Считалось, что на «дно» люди попадают вследствие своих пороков, обитатели ночлежек – это естественные отбросы человеческого общества. М. Горький же показывает, что эти люди даже в нечеловеческих условиях сохранили «жемчужины нравственных качеств». Добр, мягок, отзывчив Актер, трудолюбив Клещ, мечтающий честным трудом вырваться со «дна». А сколько богатырской силы и благородства у потомственного вора Васьки Пепла! Нищая, голодная Настя мечтает не о сытости и благополучии, а о жертвенной, чистой и бескорыстной любви. И у читателя создается впечатление, что не сами люди виноваты в своем падении. При других обстоятельствах они могkи бы стать достойными членами общества. Судьбы людей «дна», как их описывает М. Горький, это обвинение социальному устройству России того времени.

    Рисуя образы ночлежников, М. Горький не только отвечает на вопрос: «Кто виноват?». Он ставит и решает еще более существенный вопрос: «Что делать?». Что поможет человеку обрести достойную жизнь? По-разному отвечают на этот вопрос главные персонажи пьесы – Лука и Сатин.

    Лука – странник, старый человек, который появляется в пьесе не сразу. Зритель и читатель уже заглянули на «дно» жизни и ужаснулись человеческому страданию. И вот появляется Лука, который умеет для каждого найти ласковые, утешительные слова, примиряющие человека с действительностью. Актеру он рассказывает о бесплатной лечебнице, где могут ему помочь; Анну он уговаривает потерпеть и не бояться смерти, потому что потом «муки не будет». Он защищает Настю, когда говорит, что верит ее рассказам о «роковой любви». Ваське Пеплу он советует ехать в Сибирь на «вольные земли». И несчастные люди потянулись к Луке. Даже Васька Пепел, который не очень-то поверил рассказам Луки, говорит: «Ври, ничего… Мало, брат, приятного на свете…»

    Дальнейшие события пьесы показывают, что утешительная ложь Луки, хотя и смягчила нравы в ночлежке, по-настоящему никому помочь не смогла. Судьба ночлежников поистине трагична: повесился Актер, умерла Анна, еще тяжелее, чем прежде, Насте, которой больше никто не верит; Васька Пепел, скорее всего, попадет в Сибирь, только не на «вольные земли», а на каторгу.

    А сам Лука исчезает в самый решительный момент, когда людям нельзя помочь словами, а нужны только реальные дела.

    Хотя многие сюжетные линии пьесы исчерпываются в третьем акте, М. Горький пишет и четвертый акт, который, как показала многолетняя практика постановки пьесы на многих сценах мира, воспринимается как самый важный. Когда- то даже А. П. Чехов усомнился в сценичности этого акта. Но зрительское напряжение всегда достигало кульминации именно в четвертом акте, где не происходит никаких событий, но где Сатин произносит свои знаменитые монологи о правде и лжи.

    Сатин вовсе не положительный герой пьесы, да такого, наверно, и не могло быть в пьесе о босяках. Но Сатин, сохранивший многие хорошие человеческие качества, стал выразителем идей М. Горького в этой пьесе. Примечательна биография Сатина, который «убил подлеца в запальчивости и раздражении», защищая честь сестры, а после тюрьмы ему «нет ходу». И этот много переживший в жизни человек утверждает, что людям не нужна ложь. «Ложь – религия рабов и хозяев», одним она помогает оправдать свое господство, а другим – примириться с бесправием и угнетением. Но тому, кто свободен и «не жрет чужого», ложь не нужна. «Правда – бог свободного человека!». Не нужно унижать человека ложью, человек всегда должен знать истинное положение дел. Только тогда он сможет победить обстоятельства. Это философское содержание пьесы, особенно отчетливо выраженное в последнем акте, и было особенно дорого зрителю и читателю.

    Пьеса М. Горького «На дне» была написана накануне первой русской революции, и в те тревожные дни она утверждала красоту и величие свободного человека. «Человек – это звучит гордо!». Это была пьеса-буревестник, которая предвещала бурю и бурю звала.

    Поэма «Василий Теркин» имеет подзаголовок – «Книга про бойца». И действительно, А.Твардовский пишет о рядовом армии, о том, кто стоит на самой нижней ступени армейской иерархии, кто несет главные т...

    Роман «Поднятая целина» М. А. Шолохов начал писать по горячим следам событий – тогда, когда партия приняла решение о сплошной коллективизации и в село было направлено 25 тысяч рабочих, которые должны...

    1. Конфликт драмы «На дне»..
    2. «Во что веришь — то и есть».
    3. Вера в человека — выражение авторской позиции.

    Превосходная должность — быть на земле человеком!
    М. Горький

    Пьеса М. Горького «На дне»— это социально-философская драма. Она появилась в печати и на сцене накануне первой русской революции. В этом произведении нашли свое отражение противоречия русской жизни. Место действия пьесы — ночлежный дом Костылевых. Почти все герои пьесы — обитатели ночлежки. Разными путями попали они сюда, вывод один — обратного хода нет. Их отвергло общество, они никому не нужны. Настоящее их ужасно, а будущего у них нет. Все только в прошлом. Здесь и бывший актер, и бывший барон, и бывший слесарь. Их имена больше напоминают клички, прозвища: Пепел, Клещ, Актер, Барон, Татарин. Ночлежка как тюрьма, из нее не выбраться. Даже песня, которую поют ночлежники, звучит трагично и зловеще — «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно...».

    Грубая и суровая жизнь в ночлежном доме. Законы выживания царят здесь. Нет места жалости, состраданию. Никто не реагирует на муки Анны, кото-» рая умирает от чахотки, даже ее муж Клещ. Если человек не может работать, здесь он становится обузой. Свою черствость души Клещ оправдывает тем, что хочет уйти из ночлежки, покинуть «дно», но для этого он должен искать работу. Больная Анна отнимает и время, и деньги, ведь их надо тратить на ее содержание. Клещ свысока относится ко всем обитателям ночлежки, называя себя «рабочим человеком», он считает их «пропащими людьми», потому что они живут без цели, без смысла. Он говорит, что уйдет от них, когда умрет Анна. Но со смертью жены он продает свои инструменты, чтобы похоронить ее, и утрачивает последнюю надежду стать полноправным членом общества. Клещу противопоставлен Васька Пепел. Это вор, который живет лучше Клеща, так как «ему деньги легко достаются». Пепел недолюбливает Клеща за то, . что тот гордый, злой. Клещ заявляет: «Ежели людей по работе ценить... тогда лошадь лучше всякого человека... Возит и молчит!». На слова Клеща о том, что ему противны люди без совести и чести, Пепел говорит, что совесть и честь нужны тем, у кого сила и власть. Пепел считает себя вольным человеком. Он крутит роман с Василисой, женой хозяина ночлежки. Но Васька способен проявить широту своей души. Он дает в долг деньги Актеру, хотя знает, что Актер не вернет ему долг. Пепел способен полюбить Наташу, сестру Василисы. Он предлагает ей уехать вместе и изменить жизнь. Но ему не удается осуществить свои планы. Все закончилось убийством Костылева, которое подстроила Василиса, и судом.

    Невыносима и беспросветна жизнь в ночлежке. Каждый из обитателей «дна», ищет для себя отдушину, чтобы хоть на время забыть о своем безрадостном существовании. Актер и картузник Бубнов пьянствуют, проститутка Настя читает сентиментальные романы и фантазирует о настоящей любви, умирающая Анна мечтает о спокойной загробной жизни. Все это прекрасно понимает странник Лука. Он внезапно появился в ночлежке и так неожиданно исчез. Он жалеет людей, успокаивает их. Лука утешает Анну, говорит ее о светлой райской жизни, Настю убеждает, что она найдет свою настоящую и чистую любовь. Спившемуся Актеру рассказывает о том, что есть специальные бесплатные лечебницы для алкоголиков, и там его вылечат, и он обязательно будет еще играть на сцене. Но постепенно Горький обнажает пагубность этого самообмана для слабохарактерных людей, не случайно Актер читает вслух стихи П. Ж. Беранже, которые пришли ему на память:

    Господа! Если к правде святой
    Мир дорогу найти не умеет, —
    Честь безумцу, который навеет
    Человечеству сон золотой!

    Лука дает понять, что может произойти с человеком, если у него отнимут надежду. Он рассказывает притчу о праведной земле. Один бедный человек собирался идти искать праведную землю. Он жил очень плохо, но не унывал, он мечтал уйти в эту праведную землю. А жил он в Сибири, там познакомился со ссыльным ученым. Он попросил показать ученого на карте, где она, эта земля. Но на карте ее не было, да и быть не могло. Человек от злости и обиды даже побил ученого, а потом ушел и повесился. Актер повторяет судьбу этого человека. Он узнал, что нет таких бесплатных лечебниц для больных алкоголизмом, и от отчаяния повесился. Мы понимаем, что Лука отдает себе отчет в том, что уход в мир иллюзий — это страшно, потому что возвращение в реальность будет болезненным и страшным. Главный вопрос, который пытается разрешить в этой пьесе драматург, — это вопрос, что же лучше: красивая ложь или страшная правда.

    Автор дает нам ответ на поставленный им самим вопрос. Изменить свою жизнь в лучшую сторону может только сильный духом человек. Ложью спасаются только слабые люди, потому что они не могут принять свободу выбора. М Горький вкладывает свои мысли о человеке в уста бывшего телеграфиста Сатина, который попал когда-то в тюрьму из-за того, что посмел заступиться за сестру. После ухода Луки Клещ вспоминает, что старик не любил правды. Но Сатин вступает в спор и говорит, что Лука шарлатаном не был и знал всю правду: «Человек — вот правда! Он это понимал... Вы — нет! Он врал... но — это из жалости к вам... Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... Кто слаб душой... и кто живет чужими соками — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие — прикрываются ею. А кто сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!» Чтобы утешить себя, человек хотеть услышать ложь, боится жизни, боится сделать выбор. Писатель нам говорит, что если человек не готов к тому, чтобы двигаться по выбранному сложному жизненному пути, то ему нужна ложь «во спасение». Горький словами Сатина утверждает мысль, что ложь может унизить только тех, кто силен духом, для кого слово «человек» «звучит гордо». А для слабых духовно, кто не борется за право называться человеком, необходимы самообман, жалость, ложь и сострадание.

    В драме «На дне» М. Горький показал нам некую модель общества, где находятся люди, попавшие на самое «дно» жизни. Каждый из них по-разному переживает свое положение и свое будущее. Писатель стремился найти выход из тупиковой ситуации, пытался провозгласить идею свободного выбора человеком своего будущего. Проблемы, поднятые автором пьесы «На дне», носят общечеловеческий характер. Самое главное — это верить в себя, в свои силы. Активное, жизнеутверждающее начало заключено в самом человеке. И только движение по пути может привести к счастливой жизни. Пьеса «На дне» показала сложный этап в судьбе самого писателя. Герои пьесы демонстрируют противоречивость мятежной натуры и самого М. Горького. Главные проблемы, которые решал драматург на страницах этого произведения — проблемы духовной отчужденности людей, реального и иллюзорного преодоления кошмарного положения вещей, утопических мыслей и пробуждения души. Но самая главная мысль этой пьесы — вера писателя в Человека.