Что такое автобиографическое художественное произведение. Указать особенности автобиографической литературы. Примеры предложений с паронимом - автобиографичный

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал автобиографию.

Значение слова «автобиография» -своя личная биография.

Ответ: свою.

Ответ: свою

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Правило: Задание 6 (ОГЭ). Лексическое значение слова. Группы слов по происхождению и употреблению.

Формулировка задания:

замените разговорное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;

замените книжное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;

замените разговорное словосочетание стилистически нейтральным, запишите это словосочетание.

1. Что нужно знать, выполняя данное задание?

Синонимы - это слова, чаще всего одной части речи, различные по звучанию, но тождественные или близкие по лексическому значению , нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь - тут, смотреть - глядеть мыслить - думать, жестокий - безжалостный, окрестность - округа и т.д.

Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом: спать- почивать- дрыхнуть .

Первое слово спать - является стилистически нейтральным, т.к. наиболее употребительное, может быть использовано в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре стоит первым в синонимическом ряду. Слово почивать используется в основном в книжном стиле, придает речи архаический характер (так говорили в старину). Дрыхнуть - этот синоним звучит грубо (такие слова называют просторечными) и употребляется в разговорной речи.

2. Что нужно понимать, выполняя данное задание? Что разговорные слова - это слова, разрешённые в непринуждённой устной речи. И что их можно использовать только в определённых условиях. Чтобы не заменить одно разговорное слово на другое, необходима помощь словарей. Нам помогают толковые словари известных авторов Ожегова, Ефремовой, а также словарь синонимов Александрова.

При поиске слова обращаем внимание на пометки: разг., прост. и слова с такими пометками ни в коем случае не выбираем в качестве ответа.

Рассмотрим пример. Мы замешкались в пути, поэтому пришли к назначенному месту затемно

В словаре Ожегова: ЗАМЕ́ШКАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; совер. (разг.). Задержаться, пробыть дольше, чем нужно где-н.; замедлить. З. у приятеля. З. с ответом.

Как видно из статьи, нет у этого слова нейтрального значения, поэтому нужно искать другие слова. Как правило, в толковании это слово уже есть, вот оно - «задержаться». Найти больше слов-синонимов нам поможет практический словарь синонимов Александрова. В поисках слова «замешкаться» мы попадаем на статью со словом

ЗАДЕРЖАТЬСЯ и его значениями:

1. застрять (разг.)

/ о человеке: промедлить;

засесть, завязнуть, замешкаться, промешкать, помешкать, закопаться, проканителиться (разг.)

// в гостях или за работой: засидеться (разг.)

// в гостях, загоститься (разг.)

/ о деле: замедлиться, затянуться;

затормозиться, застопориться (разг.)

2. см. опоздать

Обратите внимания, сколько слов имеют пометку разг ! Таким образом, мы видим, что слово «замешкаться» заменить нужно нейтральным словом ЗАДЕРЖАЛИСЬ, и это самый точный, самый верный ответ. Нам не подойдут ни «промедлить», ни «замедлиться», ни «затянуться», потому что наше слово в предложении имеет определённое значение.

Итак, алгоритм выполнения задания будет таков:

1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.

2. Подберите к этому слову возможные синонимы.

3. Определите, какой из этих синонимов

− наиболее употребителен;

− не носит оттенка книжности и разговорности;

− обладает минимальной экспрессией (то есть в нём практически нет эмоций);

− стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.

4. Вставьте слово в предложение, при оно должно подходить и по грамматическим признакам, и по значению.

3. Учитывайте особенности внесения ответа в поле «ответ»

1) Впишите в поле ответ ОДНО выбранное слово (или словосочетание).

2) Проверьте, верна ли форма рода, числа, времени, вида. Помните, что мы заменяем одно слово другим, поэтому нельзя вместо вида несовершенного совершенный, вместо настоящего прошедшее время и т.п. Ставьте слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в предложении.

3) Частицы НЕ, БЫ писать в ответ не нужно.

4) Иногда встречаются задания, в которых указанная форма в задании не совпадает с формой в предложении. Например, в условии «Замените слово закидывать ...в предложени..», а в предложении «закидывали». В этом случае нужно писать ту форму, что в условии. Если же на экзамене попадётся такое задание, непременно обратите на этот факт внимание ассистентов, вплоть до написания заявления.

5) В связи с тем, что количество синонимов может достигать 5-6 слов, в поле «ответ» редактор вводит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.

Остальные - возможные, допустимые или невозможные - написаны в пояснению к заданию. Настоятельно рекомендуем не предлагать новые слова, а придерживаться правила: самое верное слово ПЕРВОЕ в ряду синонимов . И тогда балл за это задание вы непременно получите.

Биографическое произведение как вид литературы. Биографические произведения художественной литературы, при всем их жанровых различиях, имеют немало общего. В них совершенно отсутствуют публицистические элементы, получает большую свободу художественный вымысел, значительно усложняется сюжетное начало.

Царик 1979 107 Биография героя всегда предстает при этом как реконструкция истории личностной индивидуальности, структура которой включает пять составляющих 1. Поступок и ситуация 2. Биографический факт. 3. Биографическое объяснение 4. Этические долженствования 5. Повествовательная изобразительность. Валевский 1995 50 Следует остановиться подробнее на определении вышеназванных элементов. Под поступком и ситуацией нами будет пониматься определенное действие героев и персонажей, нашедшее отражение в повествовании.

Под биографическим фактом мы будем понимать определенное высказывание, фиксирующее эмпирический уровень знания и являющееся ответом на вопросы кто что когда т.е. обозначающее пространственно-временной уровень идентичности персонажа. Валевский 1995 53 В произведении биографический факт занимает место в ряду других фактов, образуя с ними завершенную цепь, и получая тем самым своеобразную смысловую окраску. При создании художественного образа факты переплавляются на огне вымысла, создается сложнейший сплав реального и вымышленного И чем выше мастерство писателя, чем глубже и разностороннее его эрудиция, тем менее разложим этот сплав на составные части.

Лишь обладая специальными знаниями, мы можем отделить исторический факт от создания художника. Янская Кардин 1981 243 Биографическое объяснение сводится, как правило, к попытке автора понять мотивацию поведения действующих лиц. Этические долженствования выражаются в моральной оценке, выносимой автором.

Наконец, определенной лексико-синтаксической организацией текста автор придает ему необходимую повествовательную изобразительность. Подлинно биографическим, однако, становится лишь то литературное произведение, в котором художественная достоверность находится в непосредственной связи с достоверностью фактов. 5.2

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Романтизм в биографической новелистике Паустовского

Свойственные этому жанру краткость повествования, компактность композиции, прямота сюжетных линий как нельзя лучше способствовали раскрытию его.. Следует отметить, что творчество Паустовского, хотя и было достаточно хорошо.. Имеющаяся критическая литература советских авторов по этому вопросу носит в основном обзорный характер.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К концепции романтизма

Романтическая эстетика

Новелла в романтизме
НОВЕЛЛА В РОМАНТИЗМЕ. Жанр новеллы В определениях новеллы, многочисленных и разнообразных, чаще всего встречаются такие жанрообразующие признаки, как событийность, краткость, сжатость, символичност

Эволюция жанра в романтизме






Характер отношений

Предназначение творца

К проблеме романтического пьдестала
К проблеме романтического пьдестала. Живые, общительные, чуть насмешливые герои новелл Паустовского, даря тепло и очарование своего воображения, нисколько не стремятся выделиться среди людей, их ок


К концепции романтизма
К концепции романтизма. Рубеж веков вошел в мировую историю как период бурных социально-политических потрясений. Необходимость их отражения в искусстве обуславливала поиск новых форм художественног

Романтическая эстетика
Романтическая эстетика. Чрезвычайно глубокую и точную характеристику романтизма дал еще в середине 19-ого в. Гегель. По его мнению, предметом романтического искусства является свободная конкретная

Новелла в романтизме
Новелла в романтизме. Жанр новеллы В определениях новеллы, многочисленных и разнообразных, чаще всего встречаются такие жанрообразующие признаки, как событийность, краткость, сжатость, символичност

Эволюция жанра в романтизме
Эволюция жанра в романтизме. Творение итальянского Ренессанса, новелла привлекла внимание писателей-романтиков повышенной эмоциональностью восприятия текста читателем, драматизацией действия.

Художественная биография в романтизме
Художественная биография в романтизме. Оформившись как самостоятельное направление в литературе лишь в 17-ом веке, художественная биография долгое время игнорировалась писателями-романтиками. Так,

Типы биографических произведений
Типы биографических произведений. Многообразие биографической литературы не помешало исследователям предложить различные способы ее классификации. Основными критериями при этом становились р

Обычность необычного героя
Обычность необычного героя. Отрицая обусловленность личности социальными и историческими условиями, романтизм тяготел к нивелированию облика своих персонажей. Это создавало некую постоянную совокуп

Роль кульминационного момента в структуре романтической новеллы
Роль кульминационного момента в структуре романтической новеллы. Неизбывная тоска по прекрасному, стремление к идеалу лежали в основе развития характера романтического героя. Постепенной его

Напряженный лиризм романтического образа
Напряженный лиризм романтического образа. Лиризм - одна из важнейших отличительных черт романтической кульминации с ее неизменным стремлением к воплощению мечты, какой бы грандиозной, трепетной и м

Символика в романтическом тексте
Символика в романтическом тексте. Мифологизация сюжета, широкое использование символики придавали романтическому произведению значительную степень условности, Формы ходожественной изобразительности

Достоверность и условность в биографии героя
Достоверность и условность в биографии героя. Биографическое произведение в романтизме отличает тонкое сочетание элементов правды и вымысла в воссоздании картин прошлого. Свою роль в образов

Характер отношений
Характер отношений. Портретная и художественная биография являют собой пример различных трактовок отношения героя с окружающим его обществом. В первом случае перед нами ярко выраженная идеализация.

Предназначение творца
Предназначение творца. Роль творца в романтизме не ограничивалась только его служением искусству. Отмеченный божественной искрой талант этих людей позволял им соприкасаться с высшими, астральными с

Синестезии и их роль в романтическом тексте
Синестезии и их роль в романтическом тексте. Романтичность стиля новелл Паустовского во многом была обусловлена своеобразием художественного мышления писателя и характеризовалась предельной обостре

Литературная реминисценция
Литературная реминисценция. Образ, появляющийся путем использования приема литературной реминисценции, в жанре новеллы обладает немалой долей устойчивости, что призвано подчеркнуть цельность мирово

Конфликт и характер его разрешения
Конфликт и характер его разрешения. В качестве малого жанра литературы романтическая новелла была ограничена в выборе сюжетных и композиционных решений. Присущую ей схематичность она, однако

Автобиография -

Автобиография

Автобиография

1929—1939 .

Автобиогра́фия

мемуары, дневник Августина Герцена Булгакова , «Дар» В. В. Набокова Пушкина ).

2006 .

Автобиография

АВТОБИОГРАФИЯ Писатель

Э. Лунин. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


автобиография

АКЦИОНЕРНЫЙ РЕГИСТР

Автобиография

,

Автобиография

АВТОБИОГРАФИЯ — см. Мемуарные жанры.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

автобиография автобиография автобиография Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая. 1998.

АКЦИОНЕРНЫЙ РЕГИСТР АКЦИОНЕРНЫЙ РЕГИСТР (share register) Список акционеров, ведущийся акционерной компанией. В список заносятся полное имя держателей акций, их адреса, количество акций в собственности каждого держателя и их сумма, а также класс акций. Занесение в регистр удостоверяе

Автобиография Автобиография Автобиография (от греч. autоs - сам + bios - жизнь + grapho - пишу) - в литературоведении выделяют следующие виды автобиографий: исповеди и воспоминания религиозного содержания, в центре которых стоит ""обращение"" автора Психологический словарь. 2000.

,

Автобиогра́фия

(от греч. autos – сам, bios – жизнь, grapho – пишу), литературный жанр, описание автором своей жизни. В отличие от смежных жанров (мемуары, дневник ), может быть отдалена по времени от событий, о которых пишут, а внимание уделяет не только внешней, сюжетообразующей стороне жизни автора, но и становлению и развитию его душевных качеств. Кроме классических автобиографий («Исповедь» Блаженного Августина , «Исповедь» Ж. Ж. Руссо, «Былое и думы» А. И. Герцена ), существуют автобиографичные художественные произведения, где автор приписывает герою свои черты и события своей жизни («Театральный роман» М. А. Булгакова , «Дар» В. В. Набокова ). Часто произведения стилизуются под автобиографию («Капитанская дочка» А. С. Пушкина ).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

автобиография автобиография автобиография Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая. 1998.

АКЦИОНЕРНЫЙ РЕГИСТР АКЦИОНЕРНЫЙ РЕГИСТР (share register) Список акционеров, ведущийся акционерной компанией. В список заносятся полное имя держателей акций, их адреса, количество акций в собственности каждого держателя и их сумма, а также класс акций. Занесение в регистр удостоверяе

Автобиография Автобиография Автобиография (от греч. autоs - сам + bios - жизнь + grapho - пишу) - в литературоведении выделяют следующие виды автобиографий: исповеди и воспоминания религиозного содержания, в центре которых стоит ""обращение"" автора Психологический словарь. 2000.

,

Автобиография

АВТОБИОГРАФИЯ — описание своей личной жизни. Различают А. в собственном смысле, когда автор просто и безыскусственно рисует свой жизненный путь, и А. художественную, где под видом описания жизни какого-нибудь героя выводятся жизнь самого писателя. Примером А. первого рода могут служить «Воспоминания детства» Л. Н. Толстого, «Исповедь» Ж. Ж. Руссо, „Warheit und Dichtung“ Гете. Нужно оговориться, что перечисленные автобиографии, написанные великими мастерами слова, часто переходят за черту обычного жизнеописания. Люди, с которыми они вместе совершали свой жизненный путь, окружающая их обстановка с необычайной рельефностью выступают здесь перед читателем, как в художественном произведении. Однако, поскольку эти автобиографии представляют собой описание собственной жизни их автора, они не могут быть отнесены к автобиографиям второго рода, к художественным. Как на пример последних принято указывать на такие произведения, где их автобиографичность слишком очевидна, — на «Детство, отрочество и юность» Л. Н. Толстого, «Утро помещика» — его же, на «Детство» и «В людях» М. Горького, на «Историю моего современника» В. Короленко. Нужно указать, что осколки А. любого писателя разбросаны повсюду во всех его творениях. Их собрать — значит получить яркое представление о жизни и личности писателя. По установившемуся традиционному делению писателей на субъективистов и объективистов материалом для автобиографии принято считать произведения только первых. Объясняется это только тем, что в произведениях субъективных писателей, какими больше являются лирики, всего очевидней автобиографичность. Она во всех их лирирических излияниях, где сквозь поэтические образы просвечивается их мироощущение и миропонимание, следовательно, они сами. Но так принято думать о субъективных писателях, между тем, если присмотреться внимательнее к произведениям объективных писателей, то и здесь автор предстанет пред нами со всеми качествами его души, со всем его жизненным багажом, опытом и наблюдениями. Ибо надо помнить что всякий писатель, прежде всего, пишет о том, что больше ему знакомо, что ближе его душе. Мир образов, которые рисуются нам в любом художественном произведении, — это не что другое, как окружающий художника мир, преломленный в его душе. Это люди, природа, пропущенные через горнило переживаний и настроений писателя. На них всех лежит печать облика их творца. Недаром же принято различать произведения, одного автора от художественных произведений другого. А то, что на произведениях всегда следы эпохи, убеждает нас также в том, что художественные произведения — автобиографические данный писателя. По «Мертвым душам» Гоголя мы, правда, можем судить о нравах и обычаях крепостной России, об отдельных ее сословиях, но, прежде всего, мы судим об авторе, по своему преломившем эпоху. И даже, когда писатель избирает сюжетом для своей темы исторические события, как это, примерно, часто наблюдается у Шекспира, — и тогда в римских одеяниях мы узнаем современников гениального английского драматурга, стало быть, его эпоху, его самого, сына этой эпохи. «Илиаду» и «Одиссею» не случайно связывают с именем Гомера. Один был у них автор, пусть анонимный кто-то, но этот кто-то чувствуется во всех строках бессмертных творений, он присутствует везде, куда ни ступят его герои. Он весь тут, со всеми своими привычками и желаниями, со всей своей мудростью и предрассудками. Как мы указали в статье «Писатель » (см.), писатель именно тем и отличается от простого смертного, что он в жизни как бы не участвует, а только созерцает, но в это свое созерцание он вкладывает всего себя и сквозь призму своих мыслей и чувств воспринимает мир. И точно так же, как он косвенно только участвует в жизни, он косвенно и выявляет себя в произведениях своих. Не участвуя в жизни, а созерцая ее, он, как бы, не участвует и в перипетиях жизни своих героев, но он всегда с героем, он весь — они, и они — все он, только как бы разорванный на части.

— Все мои произведения, только отрывки одной большой исповеди, — сказал Гете.

Это могли бы о себе сказать все писатели. Правда, не с первых дней творческой жизни писателя начинается его исповедь. Раньше, когда он только начинает ощущать свое призвание, он бежит от себя и действительности в мир грез и фантазий. Эта пора, как ее называют, романтическая у всех поэтов. Но проходит она — и писатель начинает писать только окружающую его обстановку, и на фоне ее — себя, свою, стало быть, А.

Перевоплощение художественное — это вживание художника в чужое горе или чужую радость, — не скрывает ли оно всегда намека на собственное переживание художника? В этом легко убедиться тогда, когда писатель сам нам помогает своими признаниями, как это было, напр., с Л. Н. Толстым, который, избрав однажды «героем» своих произведений «правду» и полюбив этого «героя» всеми силами души, никогда не разлучался с ним (под конец своей жизни, в августе 1910 года, Л. Н. Толстой признался Б. П. Бирюкову в том, что в основу его рассказа «Дьявол» и романа «Воскресение» легли случаи из собственной жизни). Когда же писатель не пускает нас в свою творческую лабораторию или не помнит, когда и как его «осенил рассказ или роман», — тогда по тому, как движутся и живут у него герои, во что верят, что любят и ненавидят, мы можем догадываться об его собственном духовном облике. Здесь, разумеется, труднее уловить автобиографичность, надо самому быть художником, чтобы ее прощупать между строк и поэтических приемов, но она несомненно присутствует в каждом произведении писателя. Больше того, автобиографию художника, может быть, только и нужно искать в его творениях, ибо — где еще полнее проявляет он себя, где чаще высказывает свои сокровенные мысли и чувства вслух, где еще больше непосредственней он и искренней, где, наконец, еще так ярко выступает та часть души, которую «несовсем» удобно показывать, как об этом пишет в одном письме Тургенев Л. Толстому (1-е собр. писем Тургенева, 338—9)? И если при изучении жизни и личности писателя принято с особым усердием подбирать все биографические данные, вплоть до мелочей, то с еще большим усердием надо вчитываться в произведения его, где всего ярче описывает он бессознательно свою собственную жизнь. Поэтому автобиографией художника мы и назовем его художественные произведения.

Автобиография Автобиография (от греч. autоs - сам + bios - жизнь + grapho - пишу) - в литературоведении выделяют следующие виды автобиографий: исповеди и воспоминания религиозного содержания, в центре которых стоит ""обращение"" автора Психологический словарь. 2000.

Автобиографии и мемуары часто представляют собой отдельные, полноценные литературные произведения, поэтому они составляют особый жанр. Автобиографическая литература основана на личности ее автора, который пытается изобразить свою жизнь и свои размышления с помощью художественной формы.

Мемуарная литература представляет собой воспоминания о прошлом, которые создаются на основе жизненного опыта автора. В данном случае, автор повествует о своей жизни и о том, что ему удалось пережить по причине определенных политических и исторических изменений, и для этого использует письма, дневники и различную документацию.

Личность автора и ее раскрытие в литературе

Главное отличие между автобиографией и мемуарами в том, что автобиографическая литература посвящена исключительно личности автора и тому, что с ней связано, а мемуарная литература может повествовать о важных исторических эпохах и событиях и показывать их глазами одного или нескольких людей.

Поэтому она может включаться в себя воспоминания многих людей. Есть выдающиеся литературные произведения такого жанра - это "Исповедь" Ж. Руссо и "Былое и думы" А. Герцена. Эти мемуары полностью раскрывают личность автора, показывая, что пришлось ему пережить в разных, сложных обстоятельствах.

Мемуары Герцена оказали большое влияние на развитие русской литературы в целом, так как восхищали читателя не только интересными размышлениями автора о жизни и исторических событиях, но и высоким словесным мастерством и художественной выразительностью.

Мемуары используют и для идеологической и политической борьбы, примером таких произведений служит "Мысли и воспоминания" О. Бисмарка и "Воспоминания" С. Витте. И несмотря на то, что мемуары зачастую становятся историческими источниками, многие авторы прибегают к искажению истины ввиду своих личных идеологических представлений.

Историческая значимость мемуаров заключается в том, что автор, раскрывая свою жизнь, раскрывает и картину жизни того периода, политические события, ее культурную составляющую, быт и нравы людей разных сословий.

Традиции автобиографической литературы

Возникновение автобиографической и мемуарной литературы относится к эпохе Возрождения, когда пришло осознание исторической ценности человеческой личности и своеобразного индивидуального опыта.

А к 18 веку же сложилась разнообразная по своей форме литература, как и автобиографии, так и мемуаров. Именно в этот период были сформированы основные традиции автобиографической литературы, так как важнейшие исторические события подталкивали людей писать литературные произведения в таком жанре.

Основными традициями этого жанра становится правдивость от автора, точность и исключительная четкость классовых оценок. Свой личный взгляд авто должен обосновывать и объяснять, но не преподносить его, как должное.

Большое количество автобиографии и мемуаров посвящено Великой Октябрьской революции, Гражданской Войне и Великой Отечественной Войне. Серии мемуаров издавались в СССР - это "О жизни и о себе", "Военные мемуары" и "Литературные мемуары".

Автобиография это описание своей жизни, собственная биография - жанр документально-художественных произведений, преимущественно в прозе. Слово автобиография произошло от греческих autos - сам, bios - жизнь и grapho, что в переводе означает - пишу. Впервые термин автобиография употребил английский поэт-романист Роберт Саути в 1809 году.

Виды автобиографии

Автобиография может быть написана в виде:

  • диалогов между людьми;
  • анекдотов;
  • мемуаров;
  • записок, воспоминаний, покаяний.

Для произведения в автобиографическом стиле, характерно описание специфического человеческого образа и времени действия повествования. Тексты автобиографии рассказывают о жизненном пути автора, с видом «от первого лица».

Формально автобиография, это структурированный набор данных о человеке и его жизни. Историческую ценность автобиографического произведения можно оценить лишь по истечению определенного промежутка времени. С годами, художественная часть повествования может затмить собой документальную и наоборот.

Литературная автобиография

По большей части произведения данного типа состоят из документальных свидетельств и описаний. Факты главенствуют над художественной составляющей текста. Все события описываются с точными датами, метами и действующими лицами. Участники повествования реальные люди, никакого вымысла.

Автобиографическое произведение ограниченно временными рамками. Ведь его, в отличие от биографии, автор пишет сам про себя. Действие всегда обрывается на моменте написания.

Многие писатели имеют в своей копилке несколько вариантов автобиографий. Яркими примерами могут послужить такие мастаки русской литературы, как С.А.Есенин, М.Ю.Горький, М.А.Булгаков и другие авторы. Один и тот же автор может написать автобиографию по разным поводам, использую различные стилистические и лингвистические приёмы. Со временем автор может поменять свои убеждения и ценности. Всё это отражается на содержании автобиографических произведений.

Ярким примером изменчивости в повествование является русский писатель М.М.Зощенко. В 1928 году он написал «Автобиографию» для журнала «Бегемотик». Она получилась весёлая и ироничная. Текст «Автобиографии» от 1953 года написан, в сухом и строгом деловом стиле.

Из автобиографических источников можно получить исчерпывающую информацию не только об этапах жизни писателя, но и о творческих начинаниях и успехах.

Роль автобиографии

Автор не просто пишет про свою жизнь. В автобиографических произведениях можно увидеть самоанализ трудов писателя. Он как бы приоткрывает завесу тайны, рассказывая о событиях, предшествующих написанию текста. Автор даёт читателю собственную точку зрения на свои произведения. Он может выступить в роли стороннего критика собственного творчества. Историческая ценность автобиографических работ зависит от точности изложенных автором фактов. Часто писатели предают события и даты с точность аптекарских весов. Они как бы раскрывают через точное описание дух и веяние своего времени.

Но документальность не всегда сопутствует процессу написания автобиографий. Нередко авторы предпочитают приукрасить или не рассказывать о некоторых событиях в своей жизни.

Автобиографизм

В художественной литературе распространен жанр автобиографизм. Автор бёрет реальные события из своей жизни и переносит их на бумагу, в виде сюжетной линии. По аналогии писатель берёт за основу свою личность и характер, создавая выдуманного главного героя. Художественные автобиографические произведения различны по жанру написания. Это может быть роман – «Другие берега» Владимира Набокова (1954 г.), трилогия – «Детство» (1913 г.), «В людях (1916 г.)» Максима Горького или повесть.

В эпоху Возрождения в автобиографических романах становиться популярна и распространена рефлексия личности. Более ранние произведения – «К самому себе» (2 век) Марка Аврелия и «Исповедь» (примерно 400 год н.э.) Августина Блаженного представлены рассуждениями и философскими выкладками автора на религиозные темы.Европейская автобиографическая литература 17 века наполнена известными политическими и важными в управление государством фигурами: особами королевских фамилий (Маргарита Валуа, Генриетта Английская); кардиналами (Режилье, Мазарини, Рец); писателями (Ф.де Ларошфуко).

Сюжеты пестрят политической деятельностью и военными действиями. Как правило, автор таких произведений выступает в роли исторического арбитра. Тональность повествования полностью зависит от политических воззрений самого писателя.«Исповедь» (1792-1789 гг.), автором которой стал Ж.Ж.Руссо, явилась предвестником нового этапа в развитие автобиографического жанра в литературе. А.Вольтер и П.О.Бормаше тоже дали весомый толчок в развитие жанра.
Автобиографии знаменитых А.Калиостро и Дж. Казановы, по сути своей плутовские авантюрные романы, внесли значительный вклад в развитие жанра. Такие произведения уже не стоит рассматривать, как чисто документальные или исторические. В них превалирует вымысел и фантазия автора.

Автобиография в русской литературе

Первым автобиографическим произведение в русской литературе принято считать «Житие» (около 1673 г.), написанное старцем Аввакумом.

В начале 18 века русские мыслители стали чаще задумываться о роли человека в истории мира, о сознании и психологии бытия. Эта тенденция приводит к развитию жанра автобиографии.

Популярность получает жанр автобиографических записок: «Записки императрицы Екатерины 2» (оригинал на французском языке, переведен на русский в 1907 г.), «Записки» Е.Р.Дашковой (оригинал на французском языке 1804-1806 гг.; переведен на русский в 1859 г.), «Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себя жизнь Г.Р.Державина» (1812-1813 гг.), «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» Д.И.Фонвизина (1789 г.). Сохранились записи автобиографического характера в личных тетрадях Михаила Лермонтова.

Николай Васильевич Гоголь пишет «Авторские исповеди» (1847 г.). Там он декларирует свои жизненные принципы. Важнейшими качествами он считает честность и непредвзятость суждений, которые читатель может увидеть в последней книге Лермонтова «Выбранные места из переписки с друзьями». Лев Николаевич Толстой рассуждает о смысле существования «образованных» людей в автобиографическом произведение «Исповедь» (1884 г.).

В 20 веке русская автобиографическая исповедь не утратила своей актуальности и популярности . Достойными продолжением трудов великих «отцов» русской автобиографии можно считать: «Перед восходом солнца» (1943 г.) М.М.Зощенко, «охранная грамота» (1931 г.) Б.Л.Пастернака, «Бодается телёнок с дубком» (1990) А.И.Солженицина, «Весёлый солдат» (1998 г.) В.П.Астафьева.