Необычное представление героев в афише пьеса гроза. Самые необычные театры, в которых непременно cтоит побывать. История создания драмы «Гроза»

Прочитайте список действующих лиц. Что вы узнаете из него о героях пьесы? Что “говорят” о пер­сонажах комедии их фамилии? Герои пьесы – представители москов­ского дворянства. Среди них – обладате­ли комических и говорящих фамилий: Молчалин, Скалозуб, Тугоуховские, Хрю­мины, Хлестова, Репетилов. Это обсто­ятельство настраивает зрителей на вос­приятие комического действия и комиче­ских образов. И только Чацкий из глав­ных героев назван по фамилии, имени, от­честву. Он, по-видимому, представляет ценность по своим достоинствам.

попытки исследователей проана­лизировать этимологию фамилий. Так, фамилия Фамусов происходит от англ. famous – “известность”, “слава” или от лат. fama – “молва”, “слух”. Имя Софья в переводе с греческого означает “муд­рость”. Имя Лизанька – дань француз­ской комедийной традиции, явный пере­вод имени традиционной французской субретки Лизетты. В имени и отчестве Чацкого подчеркнута мужественность: Александр (от греч. победитель мужей) Андреевич (от греч. мужественный). Есть несколько попыток интерпретировать фа­милию героя, в том числе ассоциировать ее с Чаадаевым, но все это остается

на уровне версий.

Почему список действующих лиц часто назы­вают афишей?

Афиша – это объявление о спектакле. Этот термин используется чаще всего в те­атральной сфере, в пьесе же как в литера­турном произведении, как правило, она обозначается “список действующих лиц”. В то же время афиша представляет собой своеобразную экспозицию драматического произведения, в которой названы персона­жи с некоторыми очень лаконичными, но существенными пояснениями, обозначена последовательность их представления зри­телю, указаны время и место действия.

Объясните последовательность расположе­ния героев в афише.

Последовательность расположения пер­сонажей в афише сохраняется такой, ка­кая принята в драматургии классицизма. Сначала называется глава дома и его до­мочадцы, Фамусов, управляющий в ка­зенном месте, затем Софья, его дочь, Лизанька, служанка, Молчалин, секре­тарь. И только после них в афишу впи­сывается главный герой Александр Анд­реевич Чацкий. После него следуют гости, расположенные по степени знатности и значимости, Репетилов, слуги, множество гостей всякого разбора, официанты.

Классицистический порядок афиши на­рушает представление четы Горичей: сна­чала названа Наталья Дмитриевна, моло­дая дама, затем Платон Михайлович, ее муж. Нарушение драматической тради­ции связано с желанием Грибоедова на­мекнуть уже в афише на характер отно­шений молодых супругов.

Глоссарий:

    • говорящие фамилии в горе от ума
    • анализ афиши горе от ума
    • горе от ума говорящие фамилии
    • прочитайте список действующих лиц что вы узнаете из него о героях пьесы
    • почему список действующих лиц часто называют афишей

Другие работы по этой теме:

  1. А. С. Грибоедов 1. Какие черты классицизма сохранились в комедии “Горе от ума”? а. Говорящие фамилии б. Общественный конфликт в. Соблюдение принципа трех единств г....
  2. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика). В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” противопоставлены два героя...
  3. Павел Афанасьевич Фамусов – одно из главных действующих лиц комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Фамусов – московский барин, отец Софьи и давний друг...
  4. Грибоедов, Горе от ума. Какой конфликт зарождается во втором дей­ствии? Какой конфликт зарождается во втором дей­ствии? Когда и как это происходит? Во втором действии зарождается...

Фотография: DR

Действие иммерсивного спектакля, поставленного по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения», будет происходить сразу на четырех уровнях старинного особняка XIX века в центре Москвы. Современное иммерсивное представление подразумевает полное вовлечение зрителя - каждый из них словно очутится в мире фильмов Дэвида Линча и Гильермо дель Торо, в котором на расстоянии вытянутой руки развернется мистическое действо, полное намеков и чувственных соблазнов.

Во время шоу зрители в масках, сохраняющих их анонимность, погрузятся в драматическую историю загадочных семейных отношений, где каждый из героев хранит тяжелую тайну прошлого. В каждой из 50 комнат будет разыгрываться действие, в котором два десятка актеров умело смешают энергетику современного театра и невероятную хореографию, визуальную эстетику кино и впечатляющие спецэффекты.

«Вернувшиеся» стали результатом творческого и профессионального союза режиссеров Виктора Карины и Мии Занетти из нью-йоркской театральной компании Journey Lab и российских продюсеров Вячеслава Дусмухаметова и Мигеля, режиссера и наставника шоу «ТАНЦЫ» на ТНТ.

«Иммерсивное представление такого уровня в России будет поставлено впервые. В работе над созданием шоу была чрезвычайно важна не только отдача и профессионализм команды, но и новейшие технологии работы с аудиторией и опыт моих американских коллег», - рассказывает продюсер шоу Мигель.

За музыкальное оформление шоу отвечает лидер Therr Maitz Антон Беляев, а speakeasy-бар шоу получит специальную музыкальную программу с участием российских и зарубежных артистов.

«Призраки» или «Привидения» - пьеса норвежского классика Генрика Ибсена, написанная ровно 135 лет назад, в 1881 году. Сюжет критики часто сравнивают с паутиной загадок. Некий дом готовится к большому событию - на средства вдовы почтенного капитана Альвинга должен открыться приют в память о её муже. По этому поводу собираются родственники и старые друзья, но странные события и призраки, будто вернувшиеся из прошлого, трагично меняют судьбы всех героев.

Чтобы передать атмосферу пьесы Ибсена в наше время, команда художников, декораторов и костюмеров шоу воссоздала в историческом особняке XIX века интерьер, впитавший в себя дух нордических стран.

Московская премьера сразу вызвала огромный интерес не только среди зрителей, но и у профессионального сообщества. «Вернувшиеся» стали хедлайнерами программы одного из самых престижных театральных смотров столицы - фестиваля Нового европейского театра NET.

«Одной из тем фестиваля стал иммерсивный театр - как быстро набирающий зрительскую аудиторию жанр, вчера ещё казавшийся маргинальной экзотикой. Поэтому проект, который должен стать этапным для развития этого жанра, привлёк наше внимание», - говорит арт-директор фестиваля Роман Должанский.

Адрес: Дашков переулок, дом 5 (метро «Парк культуры»)

Стоимость билета – 5000/30000 рублей

Возрастное ограничение: 18+

Официальный сайт проекта: www.dashkov5.ru

Урок 30. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Цели урока:

Обучающая:

  • вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга;
  • познакомить с основными этапами творческого пути Островского;
  • рассказать учащимся об особенностях жанра драма, о творческой истории пьесы «Гроза»;
  • выяснить, в чем суть основного конфликта;
  • познакомиться с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе;
  • воспитывать нравственную читательскую позицию учащихся.

Развивающая: способствовать развитию воображения учащихся, овладению навыками самоанализа; развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Оборудование: Мультимедийный экран (презентации биографии Островского и истории создания «Грозы»), таблица, схема жанров.

Ход урока

Эпиграф

Зачем лгут, что Островский «устарел»?
Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.
Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель (театральный критик )

I. Мотивация.

–Темой нашего урока будет конфликт между старшим и молодым поколениями, который озвучил известнейший драматург 19 века Александр Николаевич Островский в своем произведении «Гроза». Проблема стара как мир, но тем не менее она актуальна и до сих пор для нас.

Основная цель нашего урока: познакомиться с основными этапами жизни и творчества Александра Николаевича Островского, а также начать работу над чтением и анализом его произведения «Гроза». В конце урока вы должны будете письменно, а затем устно ответить на следующий вопрос:

II. Изучение нового материала.

1) Сообщение учителя об основных этапах жизни и творчества Александра Николаевича Островского.

Рассказ учителя + презентация биографии Островского

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Его отец, Николай Федорович, большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Мать, Любовь Ивановна, умерла, когда Александру было восемь лет. Обстановка, в которой жил и воспитывался А.Н. Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего сословия»: клиенты отца, соседи по Замоскворечью, друзья были в основном купцы и мещане. На Слайде вы видите усадьбу Щелыково, в которой Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А.Н. Островского.

На слайде Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9). В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.

Учеба

В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию . Особый интерес во время учебы он проявлял к литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.

После окончания гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета , однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.

Служба

В 1843 году А.Н. Островский поступил на службу писцом в Совестный суд , где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей . В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд.

Семейная жизнь

В 1840-е годы А.Н. Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н. Островского был против – он разорвал сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.

Со второй женой, Марьей Васильевной, А.Н. Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.

Сотрудничество с журналами

В начале 1850-х годов А.Н. Островский вышел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин». Её члены (поэт и критик А.А. Григорьев, писатель А.Ф. Писемский, исполнитель народных песен Г.И. Филиппов, артист П.М. Садовский и др.) выступили за сохранение самобытности и народности искусства.

В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели А.Н. Островского в новый литературный круг – салон И.И. Панаева. Здесь он познакомился с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник». Долгие годы А.Н. Островский сотрудничал с ним, а после его закрытия в 1866 году стал публиковать свои пьесы в журнале «Отечественные записки» (главным редактором обоих журналов был Н.А. Некрасов).

Общественная деятельность

14 ноября 1865 года А.Н. Островский вместе с композитором Н.Г. Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А. Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок . Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.

В 1863 году А.Н.Островский опубликовал в газете «Северная пчела» статью «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» об излишней строгости цензуры и бесправии авторов. С целью решить эти проблемы под его руководством в 1874 году было создано Общество драматических писателей и оперных композиторов .

Создание народного театра

В 1882 году А.Н. Островский направил в специальную Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время», где высказал мнение о необходимости создания в Москве русского народного театра: « У нас есть русская школа живописи, есть русская музыка, позволительно нам желать и русской школы драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».

Ходатайство было удовлетворено, и А.Н. Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н. Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров , а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.

Особенности стиля Островского (запись в тетерадь):
- говорящие фамилии;
- необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
- специфические авторские ремарки;
- роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
- своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
- фольклорные моменты;
- параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
- значимость первой реплики героя;
- «подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
- своеобразие речевой характеристики героев.

– Все, что мы сейчас узнали о жизни и творчестве Островского несомненно имело отражение в его произведениях. К тому же Александр Николаевич является новатором в разработке традиционного жанра – драма, к которому и относится произведение «Гроза».

Поэтому для начала давайте все же разберем особенности драмы, чтобы понять особенности «Грозы».

Драма – это трудный род литературы не только для писателя, но и для читателя. Необходимо образное мышление, чтобы представить героя в той или иной ситуации. Настоящий читатель проделывает ту работу в понимании характера героя, которую проделывает актер в процессе работы над ролью.

У каждого на столе лежит раздаточный материал, давайте обратимся к схеме, в которой анализируется драма (Схема роды и виды литературы). Прочитать особенности драмы.

Так в чем же состоит сложность в восприятии драматического произведения?

Для драмы характерна зрелищность и актерская игра. Также текст разбит на действия и явления, о событиях мы узнаем из реплик героев, авторская речь в пьесе отсутствует. Вот в чем будет заключаться сложность при чтении «Грозы» .

II. Творческая история «Грозы» (подготовленный ученик)

– Фактически каждое произведение имеет свою творческую историю создания, и «Гроза» тому не исключение. Чтобы понять какие моменты и детали из жизни Островского повлияли на написание «Грозы», давайте сейчас прослушаем историю создания данного произведения.

Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.

“С Переяславля начинается Меря, – записывает он в дневнике, – земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.

“Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне...

Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.

Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.

А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.

И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

Писать “Грозу” Островский начал в июне – июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины

– В итоге можно сказать, что именно путешествие по Волге оставило у Островского несомненный след в его творчестве, поскольку именно красоты этих мест он и описывает в «Грозе». А как вам история про Клыкову? Здесь Островский уже выступает как ясновидящий.

III. Чтение и анализ действий «Грозы». Ролевое чтение 1 действия пьесы.

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления)

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстает перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчеркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

– Значение первых 4 явлений 1 действия? (Из них мы узнаем о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– Что мы узнали из прочитанного о Диком, Борисе, Кулигине, Кудряше?

– Какую характеристику дает Кулигин жизни города?

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (5–6 явления)

В пятом явлении происходит знакомство с главными героями пьесы – Катериной и Кабанихой.

– Какой вывод о двух этих героинях можно сделать из данного диалога?

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину. В чём заключается конфликт в пьесе?

– Что значит в устах кабанихи слово «порядок»?

IV. Подведение итогов

– Наш урок подходит к завершению, но на следующем уроке мы продолжим работать по «Грозе», разбирать конфликт, о котором мы только начали говорить сегодня.

В заключении давайте ответим на вопрос, который был поставлен в начале урока: В чем заключается значимость драматургии Островского для культуры русского народа? (обратить внимание на эпиграф ) В чём он был продолжателем традиций русского театра?

Оценивание учащихся.

V. Домашнее задание.

Задание по группам:

1 группа – смысл названия пьесы;

2 группа – охарактеризовать действующих лиц;

3 группа – подобрать примеры для речевой характеристики героев (Кулигин, Дикой, Кабаниха, Феклуша, Тихон, Борис)


Урок литературы в 9 классе.

А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок».

Цели урока :

    Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии «Бедность не порок».

Задачи:

    Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать выводы;

    Развивать умения дискутировать на заданную тему;

    Развивать монологическую речь;

    Воспитывать правильное отношение к морально-нравственным ценностям русского менталитета;

    Воспитывать интерес и бережное отношение к русской литературе.

    Вступительное слово учителя . Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не порок». Запишите в тетради тему урока: «А. Н. Островский. «Бедность не порок». В старших классах вы будете изучать его знаменитую пьесу «Гроза». Но сейчас имя это для нас новое, поэтому несколько слов о самом драматурге.

(Сл. 2) Островский Александр Николаевич родился в 1823 году в Москве: в Замоскворечье, - в старинном купеческом и чиновничьем районе. Отец будущего драматурга, образованный и умелый судебный чиновник, а затем - известный в московских коммерческих кругах адвокат; поднимаясь по служебной лестнице, получил права потомственного дворянина, стал помещиком; понятно, что ему хотелось и сына пустить по юридической части. (Сл. 3 )Александр Островский получил неплохое домашнее образование - с детства пристрастился к литературе, владел немецким и французским языками, хорошо знал латынь, охотно занимался музыкой. Он с отличием окончил гимназию и в 1840 году без экзамена был принят на юридический факультет Московского университета. Но карьера юриста Островскому не нравилась, неодолимо влекло его к себе искусство. Он старался не пропускать ни одного спектакля: много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В то же время сам пробовал писать стихи и рассказы.

(Сл. 4) Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет по настоянию отца служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем. В 1867 году он совместно с братом выкупает у мачехи имение Щёлыково, в котором великий русский драматург проживал с весны до поздней осени в течение многих лет и писал свои замечательные пьесы: «Снегурочка», «Бесприданница», «Без вины виноватые» и др.

П. К сожалению, в школьной программе мало представлено драматических произведений, а ведь каждый драматург неповторим, у каждого своя манера письма, свои достоинства, но, тем не менее, только А. Н. Островского называют в мире искусства и литературы «отцом русского театра».

В связи с этим возникает вопрос… Какой? (Чем же заслужил он это звание? Каковы особенности его творчества?) Это и предстоит нам с вами сегодня выяснить.

Пропустим 2-3 строчки после указанной темы урока, допишем:

Особенности драматургии А. Н. Островского (по ходу урока будем отмечать и записывать, будьте внимательны).

О чём же писал Островский в своих произведениях?

Выступление подготовленного ученика.

Богатые, но еще вчера жившие по старинке люди и новые требования, которые властно предъявляет им современная жизнь, где миром правят власть и деньги, - вот основа комедийных конфликтов молодого Островского, да еще таких, где смешное переплетено с грустным: ведь причуды имеющих власть не только забавны, но и опасны для бедных: зависимых и угнетенных. (Сл. 5 ) Его всероссийская известность началась с комедии - «Свои люди - сочтемся!» (или «Банкрот» 1849 г.), опубликованная в журнале «Москвитянин», молодые сотрудники которого тяготели к славянофильству, проповедующему идеи национальной самобытности, сохранившейся в среде крестьянства и патриархального купечества. Пьеса имела огромный успех. Однако постановка ее были запрещена по указанию самого царя Николая 1. Цензурный запрет продержался одиннадцать лет. (Сл.6 – читает ученик). (Сл. 7) Уже в комедии «Свои люди - сочтемся!» проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры. В его пьесах звучит сочная, живая народная речь. Островскому захотелось показать героев положительных, способных противостоять безнравственности и жестокости современных отношений. Именно такие, вызывающие сочувствие герои и появляются в комедии «Не свои сани не садись» (1853) (первая из пьес Островского, которая пошла на сцене) и «Бедность не порок» (1954) .(первоначальное название «Гордым бог противится»). В последующие периоды творчества Островского появляется более 50-ти оригинальных пьес, составивших целый народный театр, где перед читателем прошла история всех сословий России.

Помимо писательского творчества, А. Н. Островский успешно занимался общественной деятельностью. Он организовал Московский артистический кружок, Общество русских драматических писателей и композиторов. Но главная его заслуга – создание огромного драматического репертуара для русского театра. (Сл. 8)

Особенности :

    Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт;

    Яркие, узнаваемые характеры;

    Разбор конфликта пьесы.

(Сл. 9) Сегодня мы начинаем знакомство с комедией Островского «Бедность не порок».

Название. Итак, бедность не порок .

Как вы понимаете это изречение?

К какому жанру относится это выражение?

Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди – сочтёмся!, На всякого мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых двух, Свои собаки грызутся – чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг алтын, Без вины виноватые.

Из полусотни драм.произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у одного писателя.

Особенность :

    Своеобразие названий.

Работа с 9 слайдом.

Чтение текста слайда.

Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте.

Конфликт – это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Аня, напомни, какова основа конфликтов в пьесах молодого Островского.

Найдите в этом предложении антонимичные понятия. (патриархальный (старинный) быт – новшества).

В чём, по-вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность мировоззрения).

Чему противостоит этот мир? (новшествам, современной, так называемой «цивилизации»).

Запись в тетради (пропущенные строчки):

Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному миру власти и денег.

Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно – бытовой конфликт. Кто же в нём участвует?

(Сл. 10 ). Афиша . Чтение имен и фамилий действующих лиц.

Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому – Гордей? Какие качества людей подсказываются именами и фамилиями – Африкан Коршунов (хищник) , Любовь, Гуслин, Разлюляев, Митя?

(Гордей – гордый, богатый купец,

Любим – любимый всеми, хороший человек, но неудачник,

Гуслин – простой, весёлый парень (от слова «гусли» - старинный народный инструмент),

Разлюляев – простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» - потеха),

Митя –. посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре)

П. -Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом?

У. – дал им говорящие имена и фамилии.

Особенность :

    Говорящие имена.

Ещё раз обращаю ваше внимание на авторское представление героев в афише.

Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций?

Особенность:

Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему?

(Купец Гордей Карпыч Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по-новому и даже готов отдать за старика единственную дочь)

А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу)

Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова – хищника, расстраивает свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.)

С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт?

Любим Карпыч (берет).Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот и будет в настоящий такт. (Митя дает.)Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.)Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело сделает. Я походил по Москве-то, я все видел, все… Большую науку произошел! А дураку лучше денег не давай, а то он заломается… фу, фу, фу, трр!… вот как брат, да как я, скотина… (Полусонным голосом.)Митя, я ночевать к тебе приду.

Митя. Приходите. Теперь контора пустая… праздники…

Любим Карпыч (засыпая). А я с братом смешную штуку сделаю. (Засыпает.)

(Сл. 11 – читать как итог ответа на вопрос)

5. Краткий обзор действий.

Задание: Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка.

( Сл. 12 ) 1 действие. Первый акт - это объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия. Это начальный момент в развитии событий, подготовленный экспозицией. Здесь читатель получает первые представления об изображаемых характерах, о конфликте между ними.

В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство - зло!», « А я с братом смешную штуку сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

П. - Как мы знакомимся с главными героями: с Гордеем Карпычем и Любимом Карпычем?

У. – О них мы слышим от других персонажей.

О Гордее от Егорушки: ругается, сердит на Любима Карпыча,

от Пелагеи: с Африканом пьёт, будто подменили его. (д. 1, явл. 3)

О Любиме от Егорушки: рассмешил всех за обедом, Гордей выгнал, Любим в отместку созорничал: стал с нищими у собора.

Особенность:

П. - С каких реплик вступают непосредственно в действие наши герои?

У. – Первая реплика Любима (увидел одних в комнате Любовь Гордеевну и Митю), закрывая лицо руками: «Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять под сумнение! Я, племянница! Что, испугалась? Ступай, не бойсь! Я не доказчик, а кладу всё в ящик…» (д.1, явл. 11)

Первая реплика Гордея (д.1, явл. 7), входит в комнату, где веселится молодёжь: «Что распелись! Горланят, точно мужичьё! (Мите) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная! Чтоб у меня этого не было вперёд!

П. – Что можно сказать о персонажах по их первой реплике? (Л. – шутки, прибаутки, «не доказчик»; Г. – грубит, унижает, «мужичьё» - ругательство).

Особенность:

    Значимость первой реплики героя

( Сл.13 ) Второе действие . Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности, праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой, гаданиями, ряжеными, представлениями с медведем и козой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.

П. - О каком празднике речь? Святки. Что за праздник? По каким приметам можно догадаться, что это святки?

- Почему Островский время действия пьесы соотносит со временем празднования святок?

У. – Соблюдение народно- религиозных традиций. Основным смыслом свят. периода, по народным представлениям, являлось возрождение порядка в мире и в жизни каждого человека как частице этого мира. (Традиции устного народного творчества – фольклора)

Особенность :

    Фольклорные моменты.

( Сл. 14 ) Действие третье . Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, что развязка логически вытекает из развития действия, она все-таки носит неожиданный характер: это действительно подчеркнуто счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим. «Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги. Любим Торцов вмешивается в естественный ход событий, препятствует торжеству зла. Протест против сильных мира сего он облекает в броскую форму: «Хорошо тому на свете жить, у кого нету стыда в глазах».

Опять пословица!

Метко сказано, что театр Островского - речевой театр. У него в пьесах красивый, поэтически богатый язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. У Островского каждый персонаж говорит своим языком. Речь героев - важнейшее средство их характеристики. Докажем.

Чтение отрывков. (Пелагея, Любим)

Гордей Карпыч. Нет, ты вот что скажи: все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот фициянт, он ученый, из Москвы, он все порядки знает: где кому сесть, что делать. А у других что! Соберутся в одну комнату, усядутся в кружок, песни запоют мужицкие. Оно, конечно, и весело, да я считаю так, что это низко, никакого тону нет. Да и пьют-то что, по необразованию своему! Наливки там, вишневки разные… а и не понимают они того, что на это есть шампанское! Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал.

Объясните особенности речи тех персонажей, монологи которых мы читали.

(Гордей неграмотный, считает, что образование ни к чему, главное – жить по моде.

Любим: его речи присущ элемент несомненной интеллигентности; его речь не патриархальна, не фольклорна, а принадлежит современной Островскому городской культуре; один из всех действующих лиц он употребляет какие-то обрывки иностранных фраз довольно правильно и уместно).

Особенность :

П. – Если бы я попросила вас выявить черты сходства и различия между определёнными героями пьесы, кого бы вы сопоставляли, сравнивали? Почему?

(Митя – Коршунов . Сходство: намерение жениться на Любови Гордеевне; различие: честность Мити – действия исподтишка Коршунова;

Любим Торцов – Гордей Торцов . Сходство: братья, в конце концов, Гордей прозревает, оказывается не чужд правде. Различие: Г. – самодур, ему важен внешний лоск, а не человеческая душа; Л., в молодости тоже поддавшийся на якобы обязательное поддержание статуса и прогулявший всё своё состояние, осознал, что главное в жизни не деньги, потому что можно и без денег оставаться хорошим человеком;

Любим Торцов – Коршунов . Сходство: бывшие сотоварищи. Различие: честность первого и бесчестие второго.)

Особенность :

6. Это сопоставление и будет вашим домашним заданием , а также надо ответить на вопрос: почему Любим Торцов – любимый герой Островского?

7 . Подведём итог урока.

(Сл. 15 ) - Перечислим особенности драматургии Александра Николаевича Островского:

    Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт

    Яркие, узнаваемые характеры;

    Своеобразие названий.

    Говорящие имена.

    Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе.

    «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие.

    Значимость первой реплики героя.

    Фольклорные моменты.

    Своеобразие речевой характеристики героев.

    Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.

Если позволит время, можно обсудить слова А. И. Гончарова: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: « У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского».

МБОУ «Калининская ООШ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 9 КЛАССЕ

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ А. Н. ОСТРОВСКОГО.

ПЬЕСА «БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК».

Учитель русского языка и литературы

Кадяева Ирина Алексеевна.

На сцене созданного в 2002 году театра ставят в основном документальные пьесы молодых драматургов. Документальный жанр подразумевает любимую многими аннотацию «основано на реальных событиях». Это пьесы на злобу дня, в основу которых положены настоящие истории людей, дневники, письма и т. п. Со сцены говорят о любви, сексе, офисах, политике, убийст­­вах, гастарбайтерах, медицине — в общем, обо всем, из чего состоит наша жизнь. Будьте готовы к тому, что в спектаклях есть нецензурная лексика. В этом театре часто проходят лекции и обсуждения пьес.

Адрес: Трехпрудный пер., 11/13, стр. 1 (м. Тверская)

Цена билетов: от 500 руб.

Театр «Практика»

Экспериментальный театральный центр новой драмы был учрежден в 2005 году. А в апреле этого года его художественным руководителем стал режиссер Иван Вырыпаев. В центре ставят пьесы современных драматургов и писателей: Юрия Клавдиева, Михаила Дурненкова, Сергея Медведева, Александра Гельмана, Александра Солженицына, Владимира Сорокина и др. В театре постоянно проходят выставки, концерты, кинопоказы и т. п. Он больше похож на клуб по интересам, в котором можно бывать хоть каждый день, а не только тогда, когда есть спектакли.

Цена билетов: от 600 руб.

Театр «Уголок дедушки Дурова»

В прошлом году этому уникальному театру исполнилось сто лет. Актерами здесь числятся разные животные, среди которых: бегемоты, слоны, тигры, собаки, кошки, голуби и даже вороны. При театре существует музей и работает знаменитый аттракцион «Мышиная железная дорога», где всем заправляют белые мыши. Здание театра сохранилось до наших дней почти в том же виде, каким оно было в начале XIX ве­­ка. Парадная лестница украшена фигурами доисторических животных, которых Дуров вылепил сам. Сюда хорошо приходить всей семьей на экскурсию или спектакль.

Адрес: ул. Дурова, 4 (м. Цветной бульвар)

Цена билетов: от 400 руб.

Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой

Уже больше двадцати лет этот театр пользуется популярностью у тех, кто ценит поэзию и авторскую песню. Здесь проходят моноспектакли, литературные вечера, вечера поэзии, концерты камерной музыки, выступления джазовых коллективов и т. п. Зал очень маленький, и в некоторых спектаклях зрители оказываются практически участниками действа и могут подпевать артистам.

Адрес: ул. Б. Пироговская, 53/55 (м. Спортивная)

Цена билетов: от 600 руб.

Детский музыкально-драматический театр «А-Я»

Сюда можно приводить детей начиная с трех лет. Пьесы ставят по Остеру, Шварцу, Ураль­скому, Грибоедову, Крылову и т. д., при этом стараются выбирать не самые известные из них. Театральный зал очень маленький, малышей сажают в первые ряды, и во многих спектаклях актеры обращаются непосредственно к ним, иногда даже вовлекая их в действие.

Адрес: Петровский пер., 5, стр. 9 (м. Чеховская)

Цена билетов: от 400 руб.

«Студия театрального искусства»

Этот молодой театр создали восемь лет назад выпускники мастерской Сергея Женовача. В репертуаре — малоизвестные и прежде не инсценировавшиеся произведения классиков мировой литературы. Здесь идут «Москва — Петушки» В. Ерофеева, «Река Потудань» Платонова, «Три года» Чехова, «Мальчики» Достоевского и другие спектакли — номинанты и лауреаты премии «Золотая маска». Еще одна причина побывать в этом театре — здание, в котором он находится. В XIX веке на этом месте была золотоканительная фабрика семьи Алексеевых, в которой в 1863 году родился Константин Сергеевич Алексеев, известный всему миру под фамилией Станиславский. В 1904 году Станиславский открыл на территории фабрики театр, помещение которого сохранилось и по сей день. Именно это отреставрированное здание и занимает с 2008 года СТИ.

Адрес: ул. Станиславского, 21, стр. 7 (м. Марксистская)

Цена билетов: от 600 руб.

Театр для всей семьи «Семицветик»

Театр начал свое существование два года назад. Сюда можно приходить с детьми от двух лет. В небольшом уютном зале стульев ставят столько, сколько пришло зрителей. Почти все спектакли интерактивные, так что даже самые маленькие дети не успеют заскучать и устать. В «Семицветике» проводят и театрализованные праздники для детей. Ближайшие приурочены к Хеллоуину.

Адрес: ул. Тимирязевская, 10/12 (м. Тимирязевская)

Цена билетов: от 500 руб.

Московский государственный историко-этнографический театр

В этом году необычный театр отмечает свое 25-летие. В его репертуаре обрядовые мистерии, русские народные сказки, скоморошьи эпопеи и героико-романтические представления. В театре есть спектакли и для взрослых, и для детей. Каждый — как путешествие в машине времени.

Адрес: ул. Рудневой, 3 (м. Бабушкинская)

Цена билетов: от 100 руб.

Московский театр детской книги «Волшебная лампа»

Кукольный театр, созданный в 1989 году, основной своей задачей полагает воспитание у детей любви к чтению и литературе. Малыши встретятся с любимыми героями, известными им по книжкам: котенком Гав, Принцессой на горошине, Винни-Пухом, слоненком Хортоном и другими. Здесь часто проходят встречи с писателями и презентации новинок детской литературы.

Адрес: Сретенский б-р, 9/2 (м. Тургеневская)

Цена билетов: от 700 руб.

Театр «Человек»

В следующем году этот театр отметит сорокалетие. Здесь ставят Ионеско, Хармса, Мрожека, Бонавентуру и т. п. И спектакли эти рассчитаны на совсем небольшое число зрителей. Остаться равнодушным не получится: актеры, как сказал один критик, играют буквально на нервах!

Адрес: Скатертный пер., 23а (м. Арбатская)

Цена билетов: от 700 руб.

Московский еврейский театр «Шалом»

Американский фонд Шолома-Алейхема называл этот театр лучшим еврейским театром мира. В репертуаре спектакли на русском языке, но с элементами идиша и с еврейским колоритом — танцами и песнями. Сюда можно прийти на «Вечер соленого и малосольного анекдота», на мюзикл, на балладу и т. д.

Адрес: Варшавское ш., 71, корп. 1 (м. Нахимовский проспект)

Цена билетов: от 400 руб.

Камерный музыкальный театр им. Покровского

Уже сорок лет здесь можно слышать классические и редко исполняемые оперы. Поклонники этого вида искусства приезжают сюда со всей страны, а гастроли труппы за рубежом всегда проходят с аншлагами. Большой выбор спектаклей для детей, комических опер, опер-шуток, серьезных опер, опер-притч и опер-фантас­ма­­горий. Даже если вы не ценитель, посмотрите несколько спектаклей и обязательно побывайте на развлечении для детей и взрослых «Давайте создадим оперу».

Адрес: ул. Никольская, 17 (м. Китай-город)

Цена билетов: от 350 руб.