Что означает слово экспозиция в литературе. Что такое экспозиция в литературе? Определение и примеры. Эсхатологическое сознание в литературе, апокалиптика, катастрофизм в литературе

Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.

Категория падежа

Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.

В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.

Наименование падежа

Вопросы падежей имен существительных

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Предложный

О ком? О чем?

Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.

Значение и форма выражения падежей. Именительный падеж

Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.

Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.

Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.

Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).

Значения родительного падежа

Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:

  • вещество, у которого обозначается мера: литр кваса ;
  • принадлежность: мамина обув ь;
  • объект какого-либо действия: кипячение воды ;
  • отношения определения: красота полей .

Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.

Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:

  • обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию ;
  • употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишатьс я и др.: добиваться (чего?) разрешения.

Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .

Значения дательного и винительного падежей

Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).

Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .

Творительный и предложный падежи

У существительного в творительном падеже будут следующие значения:

  • орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
  • субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой ; отмывается (чем?) тряпкой ;
  • входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.

Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:

  • тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете ; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке ;
  • временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных ; работать (где?) в кафе .
  • используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.

Склонение существительных

Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.

Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.

Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.

Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.

Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .

Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.

К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.

Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.

Склонение существительных единственного числа

Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.

Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.

Первое склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Провокаци-я

Родительный

Провокаци-и

Дательный

Провокаци-и

Винительный

Провокаци-ю

Творительный

Провокаци-ей

Предложный

О првокаци-и

Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.

Второе склонение

Мужской род

Средний род

Твердый тип

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.

Третье склонение

Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.

Склонение существительных множественного числа

Разберем падежи имен существительных множественного числа.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Мужской род

Средний род

Именительный

Кастрюли

Родительный

Кастрюль

Дательный

Картинам

Кастрюлям

Винительный

Кастрюли

Творительный

Картинами

Кастрюлями

Бараками

Предложный

О картинах

О кастрюлях

О бараках

Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.

Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.

Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).

Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.

Разносклоняемые существительные

В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .

Единственное число

Множественное число

Именительный

стремена

Родительный

стремени

Дательный

стремени

стременам

Винительный

стремена

Творительный

стременем

стременами

Предложный

о стремени

о стременах

Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.

Неизменяемые существительные

Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).

Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:

1. Пешеходы спешили по новому шоссе.

2. Проложены новые шоссе.

В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).

Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .

Многие из нас еще со школьной скамьи помнят, что именуется склонением. Но воспроизвести все аспекты, связанные с ним, будет под силу далековато не каждому. А ведь познание правил, связанных со склонением имен существительных , поможет не совершать нам орфографических ошибок в предстоящем.

Фактически любая самостоятельная часть речи (кроме наречий и деепричастий) может изменяться по своим правилам. Глаголы, изменяясь по лицам и числам, спрягаются , а именные части речи склоняются. Что все-таки это означает? Склонение слов это способность существительных, прилагательных, числительных и причастий изменяться по:

  1. Родам (мужской, средний, дамский, не считая им. сущ.).
  2. Числам (единственное и множественное).
  3. Падежам.

Узнаваемый многим свод российских правил Грамматика-80 по-другому разъясняет, что именуется склонением. Он предлагает определять его как изменение класса слов по падежам. Какой из определений поближе и что именуется склонением, каждый свободен выбирать сам.

Исходя из определения склонения в российском языке, нам необходимо вспомнить, что такое падеж. Им именуют грамматическую форму, связывающую хоть какое имя существительное со словами других частей речи. Падеж указывает, как конкретно согласуются меж собой части речи.

Длительное время падежная система была подвержена изменениям. В древнерусском языке насчитывали не 6, как в наше время, а семь падежей. Очередной называли звательным. На сегодня он уже упразднен, и сейчас их осталось 6.

  • Именительный. Особый падеж, так как только его именуют прямым (кто?что?), другие косвенные. В форме им. пад. выступают подлежащие в предложениях. Еще одна его особенность: он является исходной формой для именных частей речи.
  • Родительный. Эта форма отвечает на вопросы Кого? Чего? Чтоб не перепутать его с другими падежами, можно подставлять вспомогательное слово нет: кот им. п, (нет) кота род. п.
  • Дательный. Этот падеж назван так, так как отвечает на вопросы Кому? Чему? Склонение слов будет проще, если подставить слово дать: коту дат. п.
  • Винительный. Достаточно спорная форма. Имеет похожий с именительным падежом вопрос для неодушевленных предметов - Что? Правда, по отношению к живым созданиям задают вопрос Кого? Слово винить, подставленное к проверяемому им. сущ. поможет для вас уяснить правила склонения: (винить) кота вин. п.
  • Творительный. Особенный падеж. Отвечает на вопросы Кем? Чем? Проверочное слово для него творить: котом тв. пад.
  • Предложный. Форма, отвечающая на вопросы О ком? О чем? Для легкого запоминания подставляем слово мыслить: о коте предл. п.

Мы вспомнили падежную систему, которую изучает российский язык. Склонение же зависит к тому же от категории числа. Их в нашем языке всего два - единственное и множественное. Практически все имена существительные имеют обе формы. Но, как и в любом правиле, тут есть исключения. Некие слова употребляются исключительно в одной-единственной форме. Пример тех, у каких есть только единственное число: солнце (ну, это разумно, оно существует в одном экземпляре ), молоко, листва, шоссе (оно иноязычное).

Но российский язык так разнообразен, что имеет в собственном арсенале слова, употребляющиеся только во множественном числе. Пример: ножницы , штаны, очки, часы, люди.

Система склонения в российском языке, как понятно, состоит из 3-х групп. Любая из их имеет свои особенности. 1-ое склонение обладает последующими особенными признаками:

  • Слова, называющие неких лиц мужского пола, имеющие окончания а либо -я. дядя, мужик, папа, Ваня.
  • Имена существительные, которые также имеют окончания а либо я. обозначающие людей и предметы дамского рода: весна, рука, тетя, Анна.
  • Те же самые окончания (-а/-я) с существительными общего рода (другими словами обозначают сразу лиц как мужского, так и дамского пола): плакса, брюзга, соня, неряха.

  • Имена существительные, имеющие в исходной форме нулевые окончания и относящиеся к мужскому роду: стол, пень, потолок, супруг.
  • Слова супруг. рода, но оканчивающиеся на о либо е. домишко.
  • Им. сущ. с окончаниями о либо е среднего рода: небо, пятно, море, ружье.

Эта группа существительных самая особая. К ней относятся только слова дамского рода и только с нулевым окончанием: мышь, печь, жизнь, явь.

Нужно держать в голове принципиальное правило, касающееся третьего склонения: когда слово оканчивается на один из шипящих звуков, в нем непременно пишется мягенький символ (дочЬ, ночЬ, печЬ). Не стоит путать их с существительными второго склонения на шипящую (луч, плащ, клещ). Они относятся к мужскому роду, а поэтому не требуют написания мягенького знака на конце.

Подводя итоги вышесказанного, мы смогли собрать воедино склонение существительных. Таблица показывает все более наглядно. Изучите ее пристально.

Сейчас мы знаем, что именуют склонением и какие слова относятся к каждому из их. Но далековато не весь лексический состав нашего языка подчиняется этим правилам. Есть такие существительные, которые вобрали в себя окончания как первого, так и второго склонения. Их именуют разносклоняемыми.

Каковы особенности таких имен существительных? Во-1-х, практически они все оканчиваются на мя: время, имя, бремя, стремя и другие. И слово путь также относят к этой группе.

Во-2-х, правила склонения разносклоняемых существительных таковы, что при изменении этих слов по падежам во всех формах будет суффикс ен (кроме И.п. и В.п.): времени, стремени, семени.

В-третьих, склоняя эти слова, мы сможем заметить, что в родительном , дательном и предложном падежах они взяли окончание и у 3 скл. а в творительном появилось окончание -ем, как во 2 склонении.

Наша речь стремительно пополняется новыми словами иноязычного происхождения. Они не имеют форм склонения в русском языке и потому называются несклоняемыми.

  • Иностранные слова, пришедшие к нам из других языков на о, -е, -и,- у. пальто, филе, Сочи, кенгуру. Во всех падежах они будут иметь одинаковую форму, поэтому склонять их попросту нет смысла. (Идти в пальто, подойти к кенгуру, поехать в Сочи.)
  • Фамилии, оканчивающиеся на ко, -аго, -ых. Юрченко, Живаго, Белых. (Быть в гостях у Козаренко, приехать к Красных.)
  • Слова, образованные способом аббревиации: СССР, АТС.

С этой темой связано правильное написание букв и и е на конце имен существительных. Соблюдая правила склонения, мы смогли выявить, что окончание е пишут в словах:

  1. Первого склонения (исключением является род. п.): к реке (дат.п.), о маме (пр.п.), по теме (дат.п.).
  2. Второго склонения: о луче (пр.п.), о море (пр.п.)
  1. Третьего склонения: в степи (пр.п.), к ночи (дат.п.)
  2. Первого скл. употребленное в родит. падеже: у реки.
  3. В словах, оканчивающихся на ие, ий, ия. в планетарии , по акции, о событии.
  4. У разносклоняемых существительных также пишут и. в пути, о времени.

Прочитав эти простые правила, вы будете знать, что называется склонением. Не стоит путать его со словоизменением других частей речи, как, например, спряжение у глаголов.

Изучать его нужно обязательно, поскольку от теоретических знаний зависит наша практическая грамотность. Из нашей статьи мы можем сделать следующие выводы:

  • Имена существительные изменяются не только лишь по падежам, но к тому же по числам.
  • Но стоит помнить, что не все слова этой части речи обладают данными категориями. Некоторые из них вообще не могут склоняться (несклоняемые) и не имеют одной из числовых форм (только множественное или единственное).
  • Каждое из склонений имеет свои особенности, поэтому стоит внимательно изучить их. Мы привели в пример склонение существительных (таблица).
  • Личные окончания, которые не имеют ударения, подчиняются своду определенных правил. Зависимо от склонения и падежа будет писаться буква либо е. либо и. Данная тема одна из самых трудных в курсе изучения имен существительных.

BLUBOO D1: новое видео демонстрирует возможности двойной камеры Мы уже рассказали достаточно о модели D1, но настало время поближе познакомиться с ее двойной камерой. Сегодня мы имеем видео, демонстрирующее возможно.

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

15 симптомов рака, которые женщины в большинстве случаев игнорируют Многие признаки рака похожи на симптомы других заболеваний или состояний, поэтому их часто игнорируют. Обращайте внимание на свое тело. Если вы замети.

15 самых красивых жен миллионеров Познакомьтесь со списком жен самых успешных людей мира. Они потрясающие красавицы и нередко успешны в бизнесе.

10 ранних признаков слабоумия Слабоумие – это больше, чем простая потеря памяти. Изучите следующие 10 предупреждающих симптомов, чтобы вовремя распознать болезнь.

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость предназначена для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Экспозиция в литературе, составная часть сюжета (или, по другой терминологии, фабулы), логически предшествующая завязке. Намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя. Прямая Э. помещается в начале произведения, задержанная - в середине.

  • - см. время в художественном произведении...
  • - связь современной литературы с предыдущими периодами ее развития, с литературой прошлых эпох. Рубрика: художественные методы и направления Прочие ассоциативные связи: новаторство и традиция в литературе "В...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - см. пространство в художественном произведении...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - Амазонки выведены и в "Александрии" Псевдо-Каллисфена и отсюда сделались известными во всей Европе...
  • - с именем английского поэта связано известное под именем байронизма литературно-общественное настроение, которое явилось результатом впечатления, произведенного на всю образованную Европу как гениальными...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - короткие, обыкновенно картинно выраженные изречения, содержащие какое-нибудь общее правило житейской мудрости или философскую мысль...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Интерес к средневековой и народной литературам, возникший в конце XVIII в. и особенно сильный у романтиков, обратил внимание поэтов и исследователей на множество забытых сказаний, образов, представлений...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - небольшое эпическое стихотворение, которое в немногих чертах излагает событие, хотя и обыкновенное, но возбуждающее фантазию и чувство...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - В статье Поэзия указано значение С. в обиходе поэтического мышления...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Драма, 1) один из трёх родов литературы. Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении...
  • - Инструментовка, звукопись, упорядоченный подбор звуков в стихе или в прозе, организующий художественное единство отрезков текста: аллитерации, ассонанс, звукоподражание и т. п. См. Фоника...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Мотив в литературе, простейшая, неразлагаемая далее смысловая единица в мифе и сказке. Комбинация нескольких мотивов составляет фабулу. М. в эпосе разных народов часто сходны...

    Большая Советская энциклопедия

  • - «Прогрессисты», распространённое в литературе название членов Прогрессисткой партии, существовавшей в 1861-1918 сначала в Пруссии, а затем в объединенной Германии...

    Большая Советская энциклопедия

"Экспозиция (в литературе)" в книгах

Экспозиция

Из книги Дали и Я [без иллюстраций] автора Милле Катрин

Экспозиция Эта книга является следствием четырех лет занятий Сальвадором Дали, и в частности его текстами, занятий весьма бессистемных, но ставших предметом многочисленных докладов. Прослушав один из них - на коллоквиуме, который проходил в аббатстве в Арденнах весной

Экспозиция

Из книги Свет и освещение автора Килпатрик Дэвид

Экспозиция «Правильная» экспозиция означает такой выбор регулируемых параметров, который обеспечивает наилучшее качество изображения. Однако пленки обладают некоторой фотографической широтой, допускающей незначительные ошибки экспозиции или позволяющей их

ОБЩАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Из книги Философия символических форм Э. Кассирера автора Свасьян Карен Араевич

ОБЩАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ Три тома книги Кассирера посвящены соответственно феноменологии языка, мифа и познания. Исследователю, прежде чем приступить к содержательному анализу самих текстов, следовало бы задержать внимание на форме построения их. Символичен уже самый план

1. Экспозиция. Два мира

Из книги Эпоха викингов в Северной Европе автора Лебедев Глеб Сергеевич

1. Экспозиция. Два мира Эпоха викингов для Западной Европы началась 8 июня 793 г. и закончилась 14 октября 1066 г. Она началась с разбойничьего нападения скандинавских пиратов на монастырь св. Кутберта (о. Линдисфарн) и закончилась битвой при Гастингсе, где потомки викингов,

Экспозиция

Из книги Как писать книги автора Хаецкая Елена Владимировна

Экспозиция Любое произведение словесности, от школьного сочинения «Онегин как лишний человек» до романа «Хромой против слепого», строится приблизительно по одному и тому же плану. Вы его знаете: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.Эти

Экспозиция (в литературе)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

ЭКСПОЗИЦИЯ

Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев Дмитрий

ЭКСПОЗИЦИЯ Количество освещения, которое при экспонировании получает светочувствительный слой, называется экспозицией (математически оно выражается произведением освещенности на выдержку). Величина экспозиции должна быть достаточной для того, чтобы на

Экспозиция

Из книги Цифровая фотография в простых примерах автора Биржаков Никита Михайлович

Экспозиция Экспозиция – это общее количество освещения матрицы цифровой камеры, интенсивность которого определяет диафрагма, а время – выдержка. Часто употребляют другой термин – экспонирование, что означает время, в течение которого происходит освещение

Экспозиция

автора Газаров Артур Юрьевич

Экспозиция Во время фотосъемки по разным причинам кадр может оказаться неправильно экспонированным - «недодержанным» или «передержанным». Воспользуйтесь специальной функцией в графическом редакторе и увеличьте или уменьшите экспозицию, внеся поправку. При этом

Экспозиция

Из книги Цифровая фотография от А до Я автора Газаров Артур Юрьевич

Экспозиция Хорошая черно-белая фотография - это, как правило, качественная работа фотографа. Прежде всего, экспозицию нужно установить очень точно, чтобы сцена была передана с плавными тональными переходами, а снимок не получился темным или слишком светлым, если,

Экспозиция

Из книги Цифровая фотография без Photoshop автора Газаров Артур Юрьевич

Экспозиция Снимки иногда получаются темными или пересвеченными. Причина в том, что матрица фотокамеры не обладает достаточно широким диапазоном, экспозамер может ошибаться в сложных условиях.Допустим, в яркую солнечную погоду объект находится на темном фоне (деревья).

2. Экспозиция

Из книги Искусство драматургии автора Эгри Лайош

2. Экспозиция Существует ложная идея, что экспозиция – это просто другое название для начала пьесы. Авторы учебников говорят, что мы должны создать атмосферу, настроение, условия, прежде чем начнется действие. Они говорят нам, как должны появляться персонажи, что при этом

НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭГОИЗМ И ЭГОЦЕНТРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

автора Чупринин Сергей Иванович

НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭГОИЗМ И ЭГОЦЕНТРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ Одна из форм литературного поведения, проявляющаяся либо в склонности того или иного писателя к самовосхвалению, либо в демонстративном отсутствии у этого писателя интереса (и уважения) к творческой

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ, АПОКАЛИПТИКА, КАТАСТРОФИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

Из книги Жизнь по понятиям автора Чупринин Сергей Иванович

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ, АПОКАЛИПТИКА, КАТАСТРОФИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ от греч. eschatos – последний и logos – учение.Самым знаменитым носителем эсхатологического сознания в русской литературе, вне всякого сомнения, является странница Феклуша из пьесы Александра

Экспозиция

Из книги Искусство беллетристики [Руководство для писателей и читателей.] автора Рэнд Айн

Экспозиция Экспозиция - изложение того, что требуется читателю, чтобы понять сцену. В начале истории это сообщение о том, что случилось до этого. Вы также можете дать экспозицию во время повествования. Спустя некоторое время, например, читателю потребуется знать, что

Экспозиция в литературе (от лат. expositio — изложение, объяснение) представляет собой описание событий, предшествующих завязке. Ее основные функции: 1) первое знакомство читателя с поэтическим миром произведения, 2) ориентация во времени и пространстве, 3) представление действующих лиц, 4) изображение ситуации до конфликта.

Вхождение в незнакомый художественный мир, созданный посредством словесных образов, по сравнению с миром реальным, видимым воочию, психологически затруднено. Этот мир не охватишь единым взором. Его приходится вбирать в себя постепенно, последовательно декодировать, штрих за штрихом, кадр за кадром. Читатель должен проделать определенную умственную работу, напрячь все свое воображение, чтобы получить более или менее адекватный образ того, что предлагает ему автор.

Организуя экспозиционную часть произведения, писатель вынужден считаться с тем, что всегда найдется читатель, у которого просто не хватит терпения преодолеть этот психологический барьер, и книга вернется на полку непрочитанной. Поэтому экспозиции в литературе надлежит быть предельно лаконичной, яркой, выразительной и в то же время информационно емкой. Вместе с тем, решаясь на тот или иной вариант, писатель сообразуется с целым веером дополнительных обстоятельств: или отдает дань привычным стереотипам, соответствующим его темпераменту, идиостилю, или круто меняет стратегию, столкнувшись с мало знакомым ему жизненным материалом, или подчиняется законам некой экстраординарной жанровой формы, например, детектива, или, наконец, стремится сохранить верность художественным канонам определенного метода.

Легкий, стремительный Пушкин с его летящей, насыщенной глаголами движения фразой, спартанским лаконизмом и аскетической скупостью в описаниях отличался ярко выраженной склонностью к энергичным, кратким экспозициям. "Воздушная громада" «Онегина», спрессованная в "магический кристалл" романа в стихах, довольствуется в качестве экспозиционной части воспроизведением "внутреннего монолога" едущего к богатому дяде племянника, заранее досадующего на предстоящую "скуку / С больным сидеть и день и ночь". Ему ничего не остается, как принять наследство и обживать свалившееся на него имение. Некоторое время новоявленный помещик избегает соседей; наконец, знакомится сначала с Ленским, а затем с Лариными. Не успели мы как следует осмотреться — завязывается конфликт...

Совершенно иной тип экспозиции предпочитает в своих пьесах А.Н. Островский. Главное для него — характеры: типические характеры в типических обстоятельствах. И то, и другое у писателя-реалиста должно быть доскональнейшим образом детерминировано, а значит воссоздано с предельной степенью достоверности, подробно, в деталях. Поэтому первый акт целиком, а то и начало второго драматург отводит под экспозицию, щедро дополняя ее и после завязки, на протяжении практически всей пьесы. Такова экспозиционная часть "Грозы": с томительной медлительностью разворачиваются перед нами картины, на первый взгляд, спящего мертвым сном "темного царства". Зритель получает возможность окинуть внимательным взором окрестности захолустного Калинова, познакомиться с жизнью его обитателей, с их нравами, характерами. Каждая сцена, каждое явление, каждое произнесенное персонажем слово увеличивают количество художественных аргументов в пользу очевидной реальности, несомненной истинности происходящего.

Примерно теми же соображениями руководствовался И.А. Гончаров, распространив едва ли не на треть романа гигантскую экспозицию "Обломова". Вопреки аксиоматическому мнению Лессинга о динамической природе литературной образности, заглавный герой произведения упорно бездействует. Если его былинный тезка Илья Муромец «просидел сиднем» тридцать лет и три года, то Илья Ильич Обломов, похоже, готов столько же времени пролежать, не вставая с постели! Наивный хитрец просит каждого посетителя не подходить к нему близко, чтобы не простудить хозяина ("Вы с мороза!"). Читатель уже давно догадался: если Обломов подпустит гостя к себе, придется здороваться с ним за руку, а значит — встать с постели, умыться, одеться и... зажить совершенно несвойственной ему деятельной жизнью. Но, согласно идейному замыслу романа Илья Ильич, в отличие от Штольца, отстраняется от практической деятельности, а неустанная нравственная работа его души, которую не замечает никто, для проницательного читателя несомненна.

Чего стоят, к примеру, его удивительные « полеты во сне и наяву»! В мгновение ока преодолевая пространство и время, безнадежно инертный герой оказывается в любезной его сердцу Обломовке безгрешным, полным надежд и энергии (!) ребенком, соприкасается с идиллическим миром добрых простодушных людей, тянется к беззаветной нежности покойной матушки. Совершив это путешествие вместе с Обломовым, мы понимаем, что его гиперболизированная, сделавшая его имя нарицательным леность — на самом деле активный протест против бессердечия и бездушия окружающей его жизни. Обломов — не комический, а трагический герой. Недаром он умирает от разрыва сердца!

Напрашивается вывод: беспрецедентно пространная экспозиция произведения, мотивированная прежде всего доминирующим свойством личности центрального персонажа, естественным и незаметным образом переходит в завязку основного конфликта — неразрешимого противоречия между мечтой и делом, сердцем и рассудком, идеалом и действительностью.