Заглавный герой романа а доде. Альфонс Доде: биография, произведения писателя

Альфонс Доде (фр. Alphonse Daudet; 1840—1897) — французский романист и драматург, автор ярких рассказов из жизни Прованса, создатель знакового образа романтика и хвастуна Тартарена из Тараскона.

Биография

Альфонс Доде родился 13 мая 1840 г. в (прованском) городе Ниме в семье владельца небольшой фабрики шелковых тканей Винсена Додэ (1806—-1875). В 1848 году отец разорился, фабрику продали, и семья переехала в Лион. Не имея материальной возможности получить высшее образование, будущий писатель по окончании средней школы поступает на должность помощника учителя в провинциальный колледж, но вскоре оставил это занятие и в возрасте семнадцати лет вместе со старшим братом Эрнестом переехал в Париж, чтобы зарабатывать себе на жизнь журналистским трудом. Об этом периоде его жизни повествует автобиографический роман «Малыш» (Le Petit Chose, 1868). Однако известность к писателю пришла раньше — с публикацией прозаического сборника «Письма с моей мельницы» (1866).

Альфонс Доде с 1859 года начинает сотрудничать в нескольких газетах как репортер и театральный критик. В 1860 году он был представлен герцогу де Морни, который занимал пост президента Законодательного корпуса Второй Империи. У него Доде получил должность одного из секретарей, что не помешало Альфонсу заниматься журналистской и литературной деятельностью. На службе у де Морни Доде провел почти пять лет, до самой смерти герцога в 1865 году.

В 1867 году молодой писатель женился и стал жить исключительно литературным трудом.

Творчество

В период 1866—1868-х годов печатались регулярно в газетах его оригинальные лирические новеллы о природе и людях Прованса. Они были опубликованы в 1869 году отдельной книгой, названной «Письма с моей мельницы». Почти в то же время публиковался в прессе текст первого романа Альфонса Доде «Малыш», который вышел отдельной книгой в 1868 году. Эти два произведения принесли писателю славу и деньги.

С декабря 1869 года по март 1870 года в газетах печатается его новый роман «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», который выходит отдельной книгой в 1872 году.

К 30 годам Альфонс Доде стал одним из самых знаменитых французских писателей, сблизился с кругом ведущих литераторов страны, подружился с Флобером, Золя, братьями Гонкур и с Тургеневым, живущим тогда в Париже.

Выход в свет романов «Фромон младший и Рислер старший» (1874) и «Джек» (1876) вызвал новый прилив его популярности.

Главные произведения писателя, которые принесли ему мировую известность, были написаны в течение одного десятилетия (1866—1876), но он жил еще более 20 лет (умер в 1897 году) и почти ежегодно выпускал по роману, большинство из которых, хотя и не поднимались до уровня его первых книг, но обладали высокими художественными качествами, позволявшими числить его в первой «пятерке» самых крупных писателей Франции конца XIX века.

В позднем периоде творчества Доде усиливаются критические тенденции, он пишет острые социально-разоблачительные романы («Набоб» — 1877; «Короли в изгнании» — 1879; «Нума Руместан» — 1881; «Евангелистка» — 1883; «Бессмертный» — 1888). В 80-е годы писатель вновь обращается к образу Тартарена из Тараскона и пишет еще два романа о нем: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконовского героя» — (1885) и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» (1890).

Вместе с тем, примерно к середине 80-х годов, у Доде наблюдается все более явный интерес к психологическому анализу, к изображению не столько социальных, сколько внутренних, даже чисто биологических побуждений, толкающих человека на те или иные поступки («Сафо» — 1884); «Роза и Нинетта» — 1891; «Маленький приход» — 1895; «Опора семьи» — 1897.

Из пьес Доде самая известная — драматургическая переделка его собственного рассказа «Арлезианка» (L’Arlesienne, 1872), успехом немало обязанная музыке Жоржа Бизе. Но главное в творчестве Доде — проза. Здесь можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна натуралистическая точность наблюдений, предельная реалистичность. К первой категории относятся провансальские «Письма с моей мельницы» (Lettres de mon moulin, 1869) и «Тартарен из Тараскона» (Tartarin de Tarascon, 1872) — самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат, в основном, большие реалистические романы, в которых он, не показывая особой фантазии, списывает характеры с реальных лиц, а местом действия чаще всего выбирает Париж.

Произведения Альфонса Доде переводились и переводятся на множество языков.

Произведения

Романы

  • «Фромон младший и Рислер старший» (Fromont jeune et Risler an, 1874)
  • «Сафо» (Sapho, 1884)
  • «Джек» (Jack, 1876)
  • «Набоб» (Le Nabab, 1877)
  • «Короли в изгнании» (Les Rois en exil, 1879)
  • «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (1872)
  • «Тартарен в Альпах» (1885)
  • «Порт Тараскон» (1890)

Сборники рассказов

  • «Рассказы по понедельникам»
  • «Письма с моей мельницы»

Пьесы

  • «Арлезианка» (1872),
  • «Борьба за существование» (1889)

Литературные воспоминания

  • «Воспоминания литератора» (1888)
  • «Тридцать лет в Париже» (1888).

Библиография

  • Золя Э. Альфонс Доде // Э. Золя. Собр. соч., т. 25, М., 1966.
  • Пузиков А. И. Альфонс Доде и реалистические традиции // Пузиков А. И. Портреты французских писателей. — М., 1967.
  • Bornecque J.-H., Les annees d’apprentissage d’A. Daudet, P., 1951.
  • Dobie G.-V., A. Daudet, L., 1949.
  • Sachs М., The career of A. Daudet, Camb. (Mass.), 1965.

Экранизации

  • 1923 — Прекрасная нивернезка
  • Тартарен из Тараскона — ряд экранизаций

Оригинал: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B4%D0%B5,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%81

Романы Альфонса Доде известны многим французам и особенно в Лангедоке. Родина Доде-известного французского писателя 19 века это Прованс, был в то время одной из самых отсталых французских провинций, где еще чтился патриархальный уклад жизни.Несмотря на это Прованс отличался своеобразием, о котором писал Э. Золя в очерке о Доде: «Надо

знать Прованс, чтобы понять оригинальную прелесть поэтов, посылаемых им к нам. Они вырастают там, среди тмина и лаванды, полугасконцами, полуитальянцами,
убаюкиваемые ленивыми гре­зами и пленительной ложью. У них в крови солнце, а в голове песни птиц. Они являются в Париж, чтобы завоевать его, с такой наивной смелостью, что это одно уже наполовину обес­печивает за ними успех… В неумолимой парижской среде, истирающей характеры, точно жернов, они остаются самими собой, сохраняют характер родины, впечатлительность натуры и картинность языка, по которой их всегда отличишь от других. Это - природные поэты, и в сердце у них всегда живут песни родины».
Альфонс Доде родился 13 мая 1840 г. в древнем городе Ниме в семье владельца небольшой фабрики шелковых тканей Винсена Додэ. Предки писателя были крестьянами, но родители относились уже к буржуазной среде. Его отец, владелец фабрики по производству шелка, был всецело занят обогащением. Мать была набожной женщиной и много времени посвящала церкви, а не воспитанию детей. Альфонс был предоставлен самому себе и все время проводил на фабрике или в огромном саду, который отделял ее от родительского дома. Но в 1848 г. революция всколыхнула даже самые отдаленные уголки страны. Патриархаль­ность Прованса начинает отступать под натиском капитализма, обостряет­ся конкуренция, в результате чего многие мелкие предприниматели разо­ряются, и среди них отец Альфонса Доде. Обедневшее семейство переезжает в город Лион, где по окончании лицея шестнадцатилетний Альфонс поступает служить воспитателем в кол­леж для детей местных богатеев. Но после 7 месяцев работы в возрасте семнадцати лет вместе со старшим братом Эрнестом переезжает в Париж, чтобы зарабатывать себе на жизнь журналистским трудом.

Об этом периоде его жизни повествует автоби ографический роман «Малыш» (Le Petit Chose, 1868). Так пришел в литературу молодой Альфонс Доде, щедро принеся в дар читателям всего себя - свою непосредственность южанина, свой верный глаз и доброе сердце. Таким его узнали и полюбили современники.

Уже в 1858 году, он работал в различных газетах и опубликовал свой первый сборник стихов Amoureuses. Альфонс ведёт богемный образ жизни. И даже заболевает сифилисом. Чтобы вылечиться, он отправился на Корсику, Алжир и в Прованс, где он будет черпать вдохновение для своих шедевров.Таким является «Письма с моей мельницы» опубликованном только в 1869 году.

В 1860 году Альфонс был представлен герцогу де Морни, который занимал пост президента Законодательного корпуса Второй Империи. У него Доде получил должность одного из секретарей, что не помешало Альфонсу заниматься журналистской и литературной деятельностью. На службе у де Морни Доде провел почти пять лет, до самой смерти

герцога в 1865 году.После этого Альфонс оказывается в сложном финансовом положении. В 1867 году он женится на богатой парижанке Юлии Аллард и у них будет 3-е детей. Эта женщина была музой для него, так как она чувствовала как он муж вдохновлялся и писал романы после посещения своего любимого Прованса.Такая поддержка жены даёт заниматься ему исключительно писательским трудом. На тему любви, творчества и вдохновения у Альфонса появятся рассказы под названием , которые актуальны и сейчас.

С декабря 1869 года по март 1870 года в газетах печатается его новый роман «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», который выходит отдельной книгой в 1872 году.

Любопытна история появления этого романа.В 1868 году роман стал печататься в газете «Пти монитор» без подписи,под заголовком «Барбарен из Тараскона». Но после опублоикования нескольких фельетонов этого романа выпуск прекратили. Сам Доде объяснял это отсутствием успеха у читателя, однако его сын Люсьен
приводит более правдоподобную причину: «Подтрунивание над администрацией [алжирской] было плохо воспринято в высших сферах». Доде передал «Барбарена» в «Фигаро», однако и тут ему не повезло. «Секретарем редакции «Фигаро» был в ту пору Александр Дювернуа… По странному стечению обстоятельств, я встретил Александра Дювернуа девять лет назад во время моей веселой экспедиции: он был тогда скромным чиновником гражданской администрации в Милианахе и с тех пор сохранил воистину благоговейное отношение к нашей колонии. Раздраженный, рассерженный тем, как я описал дорогой его сердцу Алжир, он, хотя и не мог помешать публикации «Тартарена», устроил так, что вещь была разорвана на куски, которые под ужасающим стереотипным предлогом «обилия материала» печатались так редко, что маленький роман растянулся в газете на столько же времени, что и «Три мушкетера»… Потом новые волнения. Герой моей книги именовался тогда Барбарен из Тараскона. И надо же так случиться, что в Тарасконе жило старинное семейство Барбаренов, которое пригрозило мне жалобой в суд, если я не изыму их имя из этого оскорбительного фарса. Мой суеверный страх перед судами и правосудием заставил меня согласиться заменить Барбарена на Тартарена уже в корректуре, которую пришлось пересматривать строчку за строчкой, скрупулезнейшим образом охотясь за литерой «Б». Несколько штук на трехстах страницах, должно быть,ускользнуло от моего взгляда, и в первом издании можно найти и Бартарена,и Тарбарена…» («История моих книг»).Отдельной книгой «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» вышли после франко-прусской войны, в 1872 году, в издательстве Дантю с посвящением нимскому приятелю Доде Гонзагу Прива. Книга расходилась хорошо, хотя и не имела сначала такого шумного успеха, как последующие романы Альфонса Доде. Далеко не все читатели поняли то, что составляло предмет гордости автора — типичность главного героя. Именно это Доде подчеркнул эпиграфом и об этом писал в «Истории моих книг: «Должен признаться, что, при всей моей любви к красивому слогу, к гармонической и яркой прозе, я не считаю, что в них заключено для романиста все. Ею истинной радостью остается иное: создавать живые существа, силой правды пустить по земле типы, которые потом сами начинают бродить среди людей с тем именем, с теми жестами и ужимками, которыми наделил их автор и которые заставляют говорить о них, — любимы ли они или презираемы, — вне связи с их создателем. Я сам всегда испытываю одно и то же чувство, когда при мне говорят об одном из прохожих на жизненном пути, об одной из марионеток в комедии политической, художественной или светской.»

К 30 годам Альфонс Доде стал одним из самых знаменитых французских писателей, сблизился с кругом ведущих литераторов страны, подружился с Флобером , Золя , братьями Гонкур и с Тургеневым , живущим тогда в Париже.

Во время Франко-прусской войны писатель вступил солдатом в пехотный полк. В «Рассказах по понедельникам» он обличал бездарное командование и прославлял патриотизм и благородство простых людей. К Парижской Коммуне 1871 г. Доде отнесся враждебно.

Главные произведения писателя, романы Альфонса Доде,которые принесли ему мировую известность, были написаны в течение одного десятилетия (1866-1876), но он жил еще более 20 лет (умер в 1897 году) и почти ежегодно выпускал по роману, большинство из которых, хотя и не поднимались до уровня его первых книг, но обладали высокими художественными качествами, позволявшими числить его в первой «пятерке» самых крупных писателей Франции конца XIX века.

В позднем периоде творчества Доде усиливаются критические тенденции, он пишет острые социально-разоблачительные романы («Набоб» - 1877; «Короли в изгнании» - 1879; «Нума Руместан» - 1881; «Евангелистка» - 1883; «Бессмертный» - 1888). В 80-е годы писатель вновь обращается к образу Тартарена из Тараскона и пишет еще два романа о нем: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконовского героя» - (1885) и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» (1890).

Из пьес Доде самая известная - драматургическая переделка его собственного рассказа «Арлезианка» (L’Arlesienne, 1872), успехом немало обязанная музыке Жоржа Бизе. Вы можете включить это видео и продолжать читать, эта музыка носит неповторимую атмосферу того времени…

Но главное в творчестве Доде - проза. Здесь можно выделить два главных направления: одно отличают юмор,ирония и яркость воображения; другому свойственна натуралистическая точность наблюдений, предельная реалистичность. К первой категории относятся провансальские «Письма с моей мельницы» (Lettres de mon moulin, 1869) и «Тартарен из Тараскона» (Tartarin de Tarascon,1872) - самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат, в основном, большие реалистические романы, в которых он, не показывая особой фантазии, списывает характеры с реальных лиц, а местом действия чаще всего выбирает Париж.

Писатель высоко ценил русскую литературу, особенно Толстого и Тургенева, с которыми он поддерживал дружеские отношения, внимательно прислушивался к советам последнего. Он имел читательский успех в России, где много раз переводилась история Тартарена. По рекомендации Тургенева, роман «Короли в изгнании» печатался в русском переводе в «Новом времени» в июле 1879 г., на месяц раньше, чем во Франции.

Отличается Доде от своих современников в области романа преимущественно тем, что вовсе не претендует на спокойствие и бесстрастие, на научную объективность или артистическое служение форме, одной только форме. Подобно Диккенсу, с которым его часто и не без основания сравнивают, он любит или ненавидит своих героев, живет их жизнью и часто говорит не только их устами, но прямо от своего лица, вопреки одному из главных правил натуралистического кодекса.

Герой писателя носит образ «маленького человека», взятого из различных слоев общества и показанного с любовью и юмором. Автор делает акцент на его душевной жизни, его мечтах и устремлениях, но жизнь зло смеется над мечтой героя Доде, терпящего душевный крах в силу обстоятельств, глубоко враждебных светлому гуманистическому началу.

Последние годы жизни Доде переживал творческий кризис. Умер Доде в Париже в 1897 году и похоронен на кладбище Пер-Лашез.

В этом видео Вы можете посмотреть экранизацию знаменитого романа Альфонса Доде “Тартарен из Тараскона”.

Тартарен – маленький толстенький человек из провинциального французского городка позапрошлого века. Каждый день он собирается в свое Большое Путешествие. При этом ни разу в жизни ему так и не удалось покинуть Тараскон. Собираясь спасать экспедицию в Альпах, он слишком долго тренируется и проверяет снаряжение — и экспедиция уже спасена без него. Намереваясь вызволять пострадавших от лавины, он никак не может решиться, и доброе дело совершает кто-то другой. Наконец, подготовившись к очередной миссии, он встречает молодую приезжую барышню, которая влюбляется в него – и уж какая теперь экспедиция!Жители Тараскона бесконечно подтрунивают над Тартареном. И череда комических ситуаций, случайных совпадений, розыгрышей соседей приводит к тому, что Тартарен…наконец совершает подвиг своей жизни. И весь город восхищается им…

Основные произведения: романы Альфонса Доде «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (1872), «Тартарен в Альпах» (1885), «Порт Тараскон» (1890), «Малыш» (1868), «Фромон младший и Рислер старший» (1874), «Джек» (1876), «Набоб» (1877), «Короли в изгнании» (1879), «Нума Руместан» (1881), «Евангелистка» (1883), «Сафо» (1884), «Бессмертный» (1885) и другие; сборники рассказов «Письма с моей мельницы» (1869), «Рассказы по понедельникам» (1873); книги воспоминаний; пьесы.

Наиболее известные высказывания и афоризмы Альфонса Доде:


В известном романе Альфонса Доде "Набоб" представлена французская действительность периода Второй империи с присущими тому времени политическими противоречиями, ложной системой выборов, развращенностью нравов.

Выдающийся французский писатель Альфонс Доде в своем сатирическом романе-трилогии "Тартарен из Тараскона" ("Необычайные приключения Тартарена из Тараскона", "Тартарен на Альпах", "Порт-Тараскон"), обличает мещанские нравы буржуазного общества. Роман "Бессмертный" - одно из последних крупных произведений А. Доде, в котором автор высмеивает нравы, царившие во Французской академии..

"Нума Руместан" носил предварительное название "Север и Юг", в романе Доде хотел показать французский "Юг помпезный, классический, театральный, обожающий зрелища, костюмы, подмостки, пышные султаны, фанфары и знамена, плещущиеся по ветру...

Альфонс Доде - Нума Руместан (пер. Загуляева)

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ.
Альфонс Додэ хорошо знал и описал лучше других французские нравы конца Второй империи и начала Третьей республики (1860-1890), - нравы, к слову сказать, мало отличающиеся от нынешних. В ту эпоху, после политических конвульсий 1870-71 г.г.

Вдохновленные Провансом "Письма с моей мельницы" - одно из самых оригинальных и известных его произведений.

"Прекрасная нивернезка" - единственное произведение Доде, написанное для детей. Первое его издание Доде посвятил своему младшему сыну: "Моему милому мальчику Люсьену Доде".

Почти все значительные произведения Альфонса Доде увидели свет рампы. Инсценировки его романов, сделанные другими литераторами или, ранее, самим писателем, с успехом шли в театрах Парижа. Но лишь одной "инсценировке" небольшого рассказа из "Писем с мельницы" суждено было завоевать бессмертие на подмостках всего мира.

В центре романа - дама полусвета Фанни Легран по прозвищу Сафо. Фанни не простая куртизанка, а личность, обладающая незаурядными способностями. Фанни хочет любить, готова на самопожертвование, но на ней стоит клеймо падшей женщины.

С 1874 по 1880 год Доде регулярно сотрудничал в газете "Журналь офисьель" как театральный критик. Им было написано больше двухсот пятидесяти рецензий, статей, заметок. Небольшая часть из них - ряд портретов актеров - была включена писателем в книгу "Воспоминания литератора".

Не каждому автору удается создать литературный персонаж, чье имя станет нарицательным. Французскому писателю Альфонсу Доде это удалось. Герой его трилогии - Тартарен из Тараскона, трусоватый, хвастливый, неистребимо жизнерадостный авантюрист, в котором соединились черты Дон Кихота и Санчо Пансы, прославил Доде на всю Европу.

Альфонс Доде является французским романистом и драматургом. Годы жизни - 1840-1897. Писателя по праву считают талантливым автором рассказов из будней Прованса, творцом знакового романтичного персонажа и хвастуна по имени Тартарена из Тараскона.

Биография Альфонса Доде начинается с даты - 13 мая, 1840 года. Родился будущий литературный творец в городе Ниме в семье Винсена Додэ, собственника небольшого производства шелковых тканей (1806-1875). Семья вынуждена была переехать в Лион в 1848 году, вследствие разорения. Фабрику пришлось продать. Альфонс не имел материальной возможности обучаться в высшем заведении. После окончания средней школы он поступил в провинциальный колледж на должность помощника преподавателя. Но вскоре Доде оставляет данное задание и в 17 лет вместе со старшим братом Эрнестом отправляется в Париж на заработки. Зарабатывать на жизнь он решил журналистским трудом. О данном жизненном периоде повествует автобиографический роман под названием «Малыш» (1868, Le Petit Chose).

С 1859 года Альфонс начал сотрудничать с несколькими газетами в качестве репортера и театрального критика. В 1860 году талантливый автор был представлен де Морни, герцогу занимающему пост президента Законодательного корпуса Второй Империи. У него Альфонс Доде работал секретарем, данное занятие ни коей мере не мешала заниматься ему журналистикой и литературой. На службе у герцога Доде пробыл 5 лет до самой смерти де Морни в 1865 году.

1867 год знаменуется торжественным событием для писателя, состоялась женитьба Альфонса и Юлии Аляр. От их брака родилось 3 детей: Ленно, Люсьен и дочка Эдме.

Творческая биография Альфонса Доде

В газетах постоянно печатались истинные лирические новеллы о людях и природе Прованса (1866-1868). Также они были опубликованы отдельной книгой в 1869 году. Она имела название «Письма с моей мельницы». В то же время опубликовали текст самого первого романа «Малыш» в прессе. В 1868 году произведение вышло отдельной книгой. Два творения принесли автору не только славу, но и деньги.

Декабрь 1869 - март 1870 в газетах напечатали его новый роман «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона». В 1872 году творение вышло отдельной книжкой.

К тридцатилетию Альфонс Доде завоевал небывалую популярность и стал одним из наиболее известных писателей во Франции. Он смог сблизиться с ведущими литераторами государства, подружиться с Золя, Флобером, Тургеневым (на тот момент проживал в Париже), братьями Гонкур.

Новый прилив популярности приходится на 1874 и 1876 года после выхода в свет романов «Фромон младший и Рислер старший», «Джек».

Произведения, принёсшие Доде мировую славу, были написаны за одно десятилетие (1866-1876). Он прожил еще два десятилетия и умер в 1897 году. Каждый год, одарённый творец выпускал по роману. Большинство из этих произведений не отвечали уровню его первых книг, но все они обладали высочайшими художественными качествами. Благодаря данным показателям Альфонс Дидо числился в первой «пятёрке» самых заслуженных писателей конца 19 века во Франции.

Поздний период творчества характеризуется усилением критических тенденций. Автор делает упор на острые социально-разоблачительные произведения, такие как романы 1877 года - «Набоб», 1879 - «Короли в изгнании», 1881 - «Нума Руместан», 1883 - «Евангелистка», 1888 - «Бессмертный».

В 80-х годах Альфонс вновь возвращается к образу Тартарена из Тараскона и сочиняет еще 2 романа об этом персонаже: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконовского героя» - 1885 и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» - 1890.

К середине 80-х у писателя наблюдается явный интерес к психоанализу, изображению внутренних, биологических побуждений, заставляющих человека делать те или иные поступки - «Сафо» (1884), «Роза и Нинетта» - 1891, «Маленький принц» - 1895, «Опора семьи» - 1897.

Самой известной пьесой Доде является драматургическая переделка его рассказа «Арлезианка» - 1872. На данное творение повлияла музыка Жоржа Бизе. Но всё-таки главной в биографии Альфонса Доде обнаруживается проза с двумя ответвлениями. Первое насыщено юмором, яркостью воображения, иронией, второе характеризуется точностью натуралистических наблюдений, предельной реалистичностью. К первому варианту принадлежат провансальские «Письма с моей мельницы» - 1869, «Тартарен из Тараскона» - 1872 - своеобразные и наиболее популярные творения писателя. Ко второму варианту относятся большие романы, отличающиеся реалистичностью. В них автор «срисовывает» характеры героев с реальных людей, местом действия обнаруживается зачастую Париж.

Произведения талантливого писателя переведены на множество языков.

В творении «Письма с моей мельницы» автор показывает, что имеется совсем другая жизнь, что существуют люди, проживающие отмеренный им промежуток времени только по справедливым и естественным законам природы. Они не стремятся заработать все деньги мира, не гонятся за славой и роскошью, не потворствуют порокам. Такие люди честно трудятся, искренне любят ближних людей. Они довольствуются малым, отдавая многое. Они умеют радоваться красивейшей природе Прованса и с особым мужеством встречают трудности. Рассказы о подобных героях основываются на фольклоре, народных сказках и преданиях. Действия раскручиваются на фоне волшебно сказочной природы юга Франции. Человечный мир Прованса противодействует бесчеловечному Парижу как атрибуту жестокого развития цивилизации, что и посодействовало привлечению к книге Альфонса миллионов читателей.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Доде Альфонса представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Альфонс Доде (фр. Alphonse Daudet; 1840-1897) — французский романист и драматург, автор ярких рассказов из жизни Прованса, создатель знакового образа романтика и хвастуна Тартарена из Тараскона.

Альфонс Доде родился 13 мая 1840 г. в (прованском) городе Ниме в семье владельца небольшой фабрики шелковых тканей Винсена Додэ (1806-1875). В 1848 году отец разорился, фабрику продали, и семья переехала в Лион. Не имея материальной возможности получить высшее образование, будущий писатель по окончании средней школы поступает на должность помощника учителя в провинциальный колледж, но вскоре оставил это занятие и в возрасте семнадцати лет вместе со старшим братом Эрнестом переехал в Париж, чтобы зарабатывать себе на жизнь журналистским трудом.

Об этом периоде его жизни повествует автобиографический роман «Малыш» (Le Petit Chose, 1868). Однако известность к писателю пришла раньше — с публикацией прозаического сборника «Письма с моей мельницы» (1866).

Альфонс Доде с 1859 года начинает сотрудничать в нескольких газетах как репортер и театральный критик. В 1860 году он был представлен герцогу де Морни, который занимал пост президента Законодательного корпуса Второй Империи. У него Доде получил должность одного из секретарей, что не помешало Альфонсу заниматься журналистской и литературной деятельностью. На службе у де Морни Доде провел почти пять лет, до самой смерти герцога в 1865 году.

В 1867 году молодой писатель женился и стал жить исключительно литературным трудом.

Творчество

В период 1866-1868-х годов печатались регулярно в газетах его оригинальные лирические новеллы о природе и людях Прованса. Они были опубликованы в 1869 году отдельной книгой, названной «Письма с моей мельницы».

Почти в то же время публиковался в прессе текст первого романа Альфонса Доде «Малыш», который вышел отдельной книгой в 1868 году. Эти два произведения принесли писателю славу и деньги.

С декабря 1869 года по март 1870 года в газетах печатается его новый роман «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», который выходит отдельной книгой в 1872 году.

К 30 годам Альфонс Доде стал одним из самых знаменитых французских писателей, сблизился с кругом ведущих литераторов страны, подружился с Флобером, Золя, братьями Гонкур и с Тургеневым, живущим тогда в Париже.

Выход в свет романов «Фромон младший и Рислер старший» (1874) и «Джек» (1876) вызвал новый прилив его популярности.

Главные произведения писателя, которые принесли ему мировую известность, были написаны в течение одного десятилетия (1866-1876), но он жил еще более 20 лет (умер в 1897 году) и почти ежегодно выпускал по роману, большинство из которых, хотя и не поднимались до уровня его первых книг, но обладали высокими художественными качествами, позволявшими числить его в первой «пятерке» самых крупных писателей Франции конца XIX века.

В позднем периоде творчества Доде усиливаются критические тенденции, он пишет острые социально-разоблачительные романы («Набоб» — 1877; «Короли в изгнании» — 1879; «Нума Руместан» — 1881; «Евангелистка» — 1883; «Бессмертный» — 1888).

В 80-е годы писатель вновь обращается к образу Тартарена из Тараскона и пишет еще два романа о нем: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконовского героя» — (1885) и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» (1890).

Вместе с тем, примерно к середине 80-х годов, у Доде наблюдается все более явный интерес к психологическому анализу, к изображению не столько социальных, сколько внутренних, даже чисто биологических побуждений, толкающих человекка на те или иные поступки («Сафо» — 1884); «Роза и Нинетта» — 1891; «Маленький приход» — 1895; «Опора семьи» — 1897.

Из пьес Доде самая известная — драматургическая переделка его собственного рассказа «Арлезианка» (L’Arlsienne, 1872), успехом немало обязанная музыке Ж. Бизе. Но главное в творчестве Доде — проза. Здесь можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна натуралистическая точность наблюдений, предельная реалистичность.

К первой категории относятся провансальские «Письма с моей мельницы» (Lettres de mon moulin, 1869) и «Тартарен из Тараскона» (Tartarin de Tarascon, 1872) — самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат в основном большие реалистические романы, в которых он, не показывая особой фантазии, списывает характеры с реальных лиц, а местом действия чаще всего выбирает Париж.

«Письма с моей мельницы»

В этом произведении Доде показывает, что существует и совсем иная жизнь, что есть люди, живущие по естественным и справедливым законам природы. Они не делают деньги, не гонятся за богатством и роскошью, не погрязают в пороках, а честно трудятся, умеют искренне и горячо любить, довольствуются малым, радуются прекрасной природе Прованса и мужественно переносят трудности.

Рассказы о таких людях строятся на фольклорной основе народных преданий и сказов. Действие разворачивается на фоне сказочно прекрасной природы юга Франции.

Патриархальный, глубоко человечный мир Прованса противостоит бесчеловечному Парижу как символу жестокого прогресса цивилизации, что и привело к книге Доде миллионы читателей, особенно из числа непреуспевших.

Произведения

«Фромон младший и Рислер старший» (Fromont jeune et Risler an, 1874)
«Сафо» (Sapho, 1884)
«Джек» (Jack, 1876),
«Набоб» (Le Nabab, 1877)
«Короли в изгнании» (Les Rois en exil, 1879).
«Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (1872),
«Тартарен в Альпах» (1885),
«Порт Тараскон» (1890).

«Арлезианка» (1872),
«Борьба за существование» (1889)

Литературные воспоминания:

«Воспоминания литератора» (1888),
«Тридцать лет в Париже» (1888).