Отличие пункта от части. Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов отчета. Правила оформления работы. Общие требования оформления текстовых документов

1. Общие требования оформления текстовых документов

1.1 Рефераты, курсовые и дипломные работы, прочие студенческие работы относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный текст (текст, разбитый на графы, таблицы, ведомости, спецификации и т.п.) и иллюстрации (схемы, диаграммы, графики, чертежи, фотографии и т.п.).

В документах Организации Объединенных Наций, чтобы ссылки и перекрестные ссылки были идентичны во всех языковых версиях, пункты обычно нумеруются последовательно с арабскими цифрами. Пункты не пронумерованы в резюме или другом главном материале, а также в письмах или заявлениях, полученных от государств-членов и распространенных в качестве документов.

Ответы упорядочены в алфавитном порядке имен государств или организаций в каждой из языковых версий. В публикациях Организации Объединенных Наций пункты следует пронумеровать, только если эти цифры будут полезными. Подпункты следует идентифицировать следующим образом.

1.2 Оформление реферата, курсовой, дипломной работы должно быть произведено по ГОСТ 7.32.

1.3 Текст излагается на одной стороне белой писчей бумаги формата А4 (210 297) четким и разборчивым почерком черными, синими или фиолетовыми чернилами. На каждой странице должно быть 28-30 строк и 60-64 знака в строке. Текст может выполняться печатным способом с использованием компьютера и принтера через полтора интервала. Шрифт Times New Roman. Цвет шрифта должен быть чёрным, высота букв, цифр и других знаков - не менее 1,8 мм (кегль не менее 12). Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры. По всем сторонам листа оставляют поля от края листа. Размеры: левого поля - 30 мм; правого поля - 10 мм; верхнего поля - 20 мм; нижнего поля - 20 мм.

Аппараты, материалы и реактивы

Первая степень:, и т.д. Вторая степень:, и т.д. Правильная форма показана в следующем примере. Меры, которые необходимо принять Генеральной Ассамблее в связи с укреплением безопасности и охраны, следующие. Утвердить предлагаемые пересмотренные механизмы финансирования Управления Координатора Организации Объединенных Наций по вопросам безопасности следующим образом.

Когда предметы, введенные пулями, коротки, никакая пунктуация не должна следовать за пунктами. В более сложных конструкциях, особенно если элементы состоят из целых предложений, после каждого элемента может использоваться полная остановка. Точки с запятой не должны использоваться.

2. Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов в текстовых документах

2.1 В студенческих работах (диплом, курсовые и рефераты) - нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул, приложений осуществляется арабскими цифрами без знака №.

2.2 Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре верхней части листа, либо в левом верхнем углу, без слова страница (стр., с.) и знаков препинания.

Идентификация альтернативных вариантов абзаца

Когда проекты текстов активно обсуждаются, могут быть предложены альтернативные варианты абзаца. Первоначальная версия обычно пронумерована арабской цифрой, за которой следуют альтернативные варианты, которые обозначаются последовательно следующим образом.

Эти термины и квадратные скобки удаляются после достижения согласия по тексту. Согласованные пункты затем нумеруются последовательно обычным способом. Вставить абзац. Такая же последовательность может использоваться без квадратных скобок для вставки дополнительных абзацев в тексты, такие как правила процедуры конференции или круг ведения межправительственной организации.

2.3 Титульный лист и листы, на которых располагают заголовки структурных частей студенческих работ "РЕФЕРАТ", "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ", "ПРИЛОЖЕНИЯ","РЕЦЕНЗИЯ", "ОТЗЫВ" не нумеруют, но включают в общую нумерацию работы.

2.4 Текст основной части реферата, дипломной либо другой студенческой работы делят на разделы, подразделы, пункты и подпункты.

Правильная форма показана в следующих примерах. Если Комиссия не примет иного решения, только три подкомиссии будут действовать одновременно при рассмотрении представленных материалов. Представления рассматриваются подкомиссиями в том порядке, в котором они получены.

Если проверка состояния удовлетворяет прибрежное государство. Были ли использованы соответствующие сочетания стопы континентальных наклонных точек и линий ограничений. Пункты представляют собой основные строительные блоки аргументов, приведенных в этой статье. В этой статье рассматриваются два основных элемента абзацев, предлагается общий метод построения абзацев, составлен общий шаблон для структуры абзацев и рассматриваются некоторые общие ловушки абзаца.

2.5 Заголовки структурных частей студенческих работ "РЕФЕРАТ", "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ", "ПРИЛОЖЕНИЯ","РЕЦЕНЗИЯ", "ОТЗЫВ" и заголовки разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и писать (печатать) прописными буквами, не подчеркивая.

2.6 Заголовки подразделов и пунктов печатают строчными буквами (первая - прописная) с абзаца и без точки в конце. Заголовок не должен состоять из нескольких предложений. Переносы слов в заголовках не допускаются.

В академическом эссе цель абзаца состоит в том, чтобы поддержать единую заявку или идею, которая помогает определить общий аргумент или цель документа. Пункты должны быть сосредоточены вокруг этой единственной идеи или точки, и они должны быть четко связаны с тем, что происходит перед ними.

Два основных вопроса: предложения и переходы темы

Один из лучших способов обеспечить то, чтобы пункт был сфокусирован и четко связан с тем, чтобы обеспечить его хорошее. Каждое предложение в абзаце должно помочь поддержать предложение по этому пункту, поэтому каждое предложение должно каким-либо образом связать с основным пунктом этого пункта. Предложения также должны хорошо соединяться друг с другом, а при подделке соединений «предложение к предложению» важно иметь решающее значение.

2.7 Расстояние между заголовками и текстом при выполнении работы печатным способом - 3-4 межстрочных интервала (межстрочный интервал равен 4,25 мм), расстояние между заголовками раздела и подраздела - 2 межстрочных интервала.

2.8 Каждую структурную часть дипломной и курсовой работы и заголовки разделов основной части необходимо начинать с новой страницы.

Метод: ввод, предоставление, объяснение, заключение

Помимо этих двух ключевых особенностей хороших абзацев, существует определенный способ представления информации в абзаце, и в пунктах можно избегать вещей. Следуя тематическому предложению, параграф должен вводить, предоставлять и объяснять его доказательства. После этого он должен либо повторить, с новыми доказательствами, связанными с темой, либо принять предложение или два, чтобы закрыть этот абзац.

В то время как хорошие предложения по теме предлагают представление о том, что будет означать этот параграф, и о том, как это вписывается в остальную часть статьи, в основе абзаца лежат доказательства и объяснения, которые подтверждают ключевое требование пункта. Мы можем называть это сердцем абзаца как в том смысле, что они дают цель абзацу, так и в том смысле, что они появляются в середине абзаца.

2.9 Разделы нумеруют по порядку в пределах всего текста, например: 1, 2, 3 и т.д.

2.10 Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой, например: 1.1, 1.2 или 1.1.1, 1.1.2 и т.д.

2.11 Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например: 1.1.1.1, 1.1.1.2 и т.д.

Схема структуры абзаца

Полезно подумать о структуре абзаца по сравнению со структурой эссе. Поскольку тело эссе нуждается в хорошем, так и доказательства и объяснения, приведенные в параграфе. Обычно это доказательство должно быть контекстуализированным, предваряемым или иным образом введенным до его предоставления.

Чтобы предоставить доказательства, обычно указывается факт, подтверждающий требование вашего абзаца, приведенное в теме предложения. После предоставления каких-либо доказательств вам придется объяснить, как эти доказательства подтверждают требование пункта. Пункты по любому вопросу требуют четкого объяснения первичных доказательств для любых претензий, подтверждающих это требование, поэтому не предполагайте, что ваши факты говорят сами за себя.

2.12 Если раздел или подраздел имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

2.13 После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте работы ставится точка (в отличие от стандарта).

3. Таблицы

3.1 В текстовом документе таблица является методом унифицированного текста, и такой текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, наглядностью, позволяет строго классифицировать, кодировать информацию, легко суммировать аналогичные данные. Умение строить таблицы является квалификационным требованием к выпусникам Вузов.

В статье социологии это может означать объяснение значимости статистики; в литературных исследованиях, самый интересный элемент цитаты из стихотворения или истории; в истории технологий, что техническое объяснение процесса означает простыми словами; а в философии - предположения и логические связи при работе в аргументе. В разных областях это объясняется по-разному, но все они требуют этого.

Формулы и уравнения

Наконец, параграф требует удовлетворительного заключения. Чтобы оценить, действительно ли вы сделали хорошую работу, завершая свой параграф, спросите себя, действительно ли последнее предложение или два передает смысл абзаца. Если нет, подумайте о добавлении сводного предложения.

3.2 Таблицу помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Слово "Таблица" и ее номер размещают слева в одной строчке с названием таблицы. Нумеруют таблицы арабскими цифрами в пределах всей работы, например: Таблица 1 или в пределах раздела, например: Таблица 2.3. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют. На все таблицы в тексте должны быть приведены ссылки, при этом следует писать слово "Таблица" с указанием ее номера, например: в соответствии с таблицей 1.3 .

Этот шаблон представляет собой очень простую структуру абзаца. Он отлично адаптируется и может использоваться на протяжении всего эссе, хотя, конечно, есть и другие способы формирования хороших абзацев. Хороший простой абзац может выглядеть примерно так.

Предложение, в котором объясняется, как только что приведенные доказательства относятся к теме предложения. Предложение, которое либо вводит новые доказательства, связанные с приговором к теме, либо закрывает абзац.

  • Предложение темы.
  • Предложение, которое вводит или конкретизирует доказательства.
  • Предложение, которое дает доказательства в поддержку тематического предложения.
Рассмотрим пример, иллюстрирующий.

3.3 Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся. Заголовки и подзаголовки таблиц точки не ставятся. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Графу "Номер по порядку" (№ п/п) в таблицу включать не допускается.

Почему это не имеет значения, где и как часто вы делаете абзац

Этот пункт может быть изменен или расширен несколькими способами, но ход этого пункта всегда должен поддерживать общую форму сквозного. Даже если мы добавили или удалили некоторые из конкретных предложений, эти основные функции должны быть выполнены. Обратите внимание, что в приведенном выше шаблоне минимальная длина абзаца - пять предложений. Это может быть слегка сжато, поскольку мы можем, например, ввести и предоставить доказательства в том же предложении. Мы можем только конденсировать так много, хотя, как правило, вы не сможете охватить все основные функции абзаца в трех предложениях. Частые абзацы встречаются редко, и их следует использовать только тогда, когда требуется особый акцент или точка абзац очень прост. Пункты с одним или двумя предложениями почти неслыханны и, как правило, следует избегать. Причина, по которой абзац работает слишком долго, зависит только от размера, но, скорее, вопрос о том, сколько вопросов или пунктов рассматривается в параграфе. Помните, что каждый абзац должен быть примерно одним, а каждый абзац должен быть просто достаточно долго, чтобы полностью объяснить или доказать свою точку зрения. Там, где есть существенный сдвиг в вопросе темы, даже при принятии одного более крупного аргумента, абзац часто следует разделять на два отдельных пункта. Там, где есть значительный сдвиг в аргументах, даже если тема остается неизменной, абзац часто следует разделять на два отдельных абзаца. Абзац несфокусирован или «слишком переутомлен», когда он упоминает много вещей, но не охватывает большинство из них достаточно подробно. Если вы найдете абзац с этой проблемой, вы можете устранить некоторые моменты, чтобы сосредоточиться только на нескольких, разбить абзац на более надежные подпункты, уделяя больше внимания каждой точке или работая над ужесточением связей между каждой из этих точек и их коллективным отношением к тематическому предложению или тезису. Обратите внимание, что для всех этих стратегий требуется дополнительная информация, чтобы объяснить соединения или чтобы углубить дискуссию. Фокус - более распространенная проблема в длинных параграфах, но может затронуть и короткие. Размер является хорошим показателем того, слишком ли длинный абзац. . Некоторые люди не согласны с параграфами: они либо пишут текст в блоке, либо делают слишком много абзацев, которые они разрывают текст.

3.4 Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

3.5 При делении таблицы на части и переносе их на другую страницу допускается головку или боковик таблицы заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы. Слово "Таблица" указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут "Продолжение таблицы" или "Окончание таблицы" с указанием номера таблицы.

Почему читателям нужны абзацы вообще

Абзац должен быть единицей мысли. Он связывает ваши знания об определенном аспекте вашего текста. Сконцентрировался на чтении текста. лучше понять текст. более легко запомнить содержание текста.

Когда вы должны сделать абзац

К сожалению, нет волшебного рецепта того, сколько абзацев вы должны внести в текст. Единственное важное значение имеет контекст смысла. Поэтому поставьте абзац, если вы, например.

Разница между абзацем и разрывом строки

Закончили мысль и обратились к чему-то новому. к ранее сказанному в нескольких предложениях, чтобы сделать дополнение. Измените точку зрения, так, например, что-то, что вы сначала объяснили с точки зрения клиента, теперь представляют с точки зрения продавца. Знаете ли вы, что абзац и разрыв строки не совпадают? Это в конечном итоге означает, что параграф всегда состоит из разрыва строки и пустой строки.

Наконец: особенности веб-текстов

Веб-тексты содержат больше абзацев, чем напечатанный текст, поскольку это облегчает считывание читателем содержимого на экране.

3.6 Располагают таблицы на странице обычно вертикаль. Помещенные на отдельной странице таблицы могут быть расположены горизонтально, причем головка таблицы должна размещаться в левой части страницы. Как правило, таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями.

3.7 Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, установленные стандартами, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте или приведены на иллюстрациях, например: L - длина .

3.8 Если текст, повторяющийся в разных строках графы, состоит из одного слова, его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее - кавычками.

3.9 Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначения марок материалов продукции, обозначения нормативных документов не допускается.

3.10 При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире). Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

3.11 Примечания к таблице (подтабличные примечания) размещают непосредственно под таблицей в виде: а) общего примечания; б) сноски; в) отдельной графы или табличной строки с заголовком.

3.12 Выделять примечание в отдельную графу или строку целесообразно лишь тогда, когда примечание относится к большинству строк или граф. Примечания к отдельным заголовкам граф или строк следует связывать с ними знаком сноски. Общее примечание ко всей таблице не связывают с ней знаком сноски, а помещают после заголовка "Примечание" или "Примечания", оформляют как внутритекстовое примечание.

4. Оформление иллюстраций

4.1 В текстовом документе для наглядности, доходчивости и уменьшения физического объема сплошного текста следует использовать таблицы и иллюстрации (схемы, диаграммы, графики, чертежи, карты, фотографии, алгоритмы, компьютерные распечатки и т.п.).

4.2 Иллюстрации в студенческих работах следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

4.3 Иллюстрации обозначают словом "Рисунок" и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы, за исключением иллюстраций приложений, например: Рисунок 1 , Рисунок 2 . Допускается нумерация в пределах раздела. Номер рисунка в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой, например: Рисунок 1.3 . (третий рисунок первого раздела).

4.4 Иллюстрации должны иметь подрисуночный текст, состоящий из слова "Рисунок", порядкового номера рисунка и тематического наименования рисунка, например: Рисунок 3. Динамика трудозатрат.

4.5 Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например: Рисунок А.2.

4.6 Схема - это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных документов. Обозначение схем и общие требования к их выполнению установлены ГОСТ 2.701-84. Правила выполнения схем алгоритмов и программ автоматизированным способом и от руки установлены стандартом ГОСТ 2.708-81.

4.7 Диаграмма - это графическое изображение, наглядно показывающее функциональную зависимость двух и более переменных величин; способ наглядного представления информации, заданной в виде таблиц чисел. Основные правила выполнения диаграмм установлены в рекомендациях Р 50-77-88.

5. Перечисления и примечания

5.1 Перечисления при необходимости могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений - строчную букву (арабскую цифру), после которой ставится скобка.

Например:

Заключение содержит:
- краткие выводы;
- оценку решений;
- разработку рекомендаций.

а)……
б)……
1)……
2)……
в)……

5.2 Примечания - это сравнительно краткие дополнения к основному тексту или пояснения небольших его фрагментов, носящие характер справки. В зависимости от места расположения примечания делятся на внутритекстовые и подстрочные.

5.3 Примечания размещают непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся.

5.4 Внутритекстовые примечания располагают внутри текста, который они поясняют. Начинают его словом "Примечание", которое печатают с прописной буквы с абзаца вразрядку. Если примечание одно, то после слова "Примечание" ставится точка. Одно примечание не нумеруют, например:

Примечание ___________________________________________________
______________________________________________________________

5.5 Если два и более примечаний сгруппированы вместе, они располагаются под самостоятельным заголовком "Примечания". В этом случае тексту каждого примечания предшествует только арабская цифра в начале его первой строки, а нумерация примечаний производится отдельно, т.е. 1, 2, 3 и т.д., например:

Примечания: 1. ________________________________________________
2.________________________________________________

5.6. После каждого примечания ставят точку. Примечания отделяют от основного текста 2-4 межстрочными интервалами.

5.7 Подстрочное примечание - это примечание, размещенное внизу страницы под основным текстом в виде сноски и связанное с ним знаком сноски - цифровым номером или звездочкой на верхней линии строки.

6. Оформление формул и уравнений

6.1 В рефератах и дипломных работах формулы следует нумеровать сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в круглых скобках. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например: в формуле (4).

6.2 Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (4.2).

6.3 Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравнения необходимо оставлять не менее одной свободной строки. В качестве символов физических величин в формуле следует применять обозначения, установленные соответствующими нормативными документами. Пояснение символов и числовых коэффициентов, если они не пояснены ранее, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова "где" (без двоеточия).

Например:

Статистической характеристикой, используемой при контроле качества продукции, является размах (R), определяемый по формуле

R = Xmax - Xmin, (4.3)

    где Xmax - максимальное значение контролируемого параметра в выборке;
    Xmin - минимальное значение контролируемого параметра в выборке.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.

6.4 Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак "х".

6.5 Порядок изложения математических уравнений такой же, как и формул.

7. Сокращения в текстовых документах

7.1 В студенческих работах (дипломная работа, курсовая и реферат) - допускаются общепринятые сокращения и аббревиатуры, установленные правилами орфографии и соответствующими нормативными документами, например: с. - страница; г. -год; гг. - годы; мин. - минимальный; макс. - максимальный; абс. - абсолютный; отн. - относительный; т.е. - то есть; т.д. 0 так далее; т.п. - тому подобное; др. - другие; пр. - прочее; см. - смотри; номин. - номинальный; наим. - наименьший; наиб. - наибольший; млн - миллион; млрд - миллиард; тыс. - тысяча; канд. - кандидат; доц. - доцент; проф. - профессор; д-р - доктор; экз. - экземпляр; прим. - примечание; п. - пункт; разд. - раздел; сб. - сборник; вып. - выпуск; изд. - издание; б.г. - без года; сост. - составитель; Мн. - Минск, Спб. - Санкт-Петербург.

7.2 Принятые в студенческих работах малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины, повторяющиеся в работах более трех раз, должны быть представлены в виде отдельного перечня (списка).

7.3 Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов следует выделить как самостоятельный структурный элемент студенческой работы и поместить его после структурного элемента "Содержание".

7.4 Текст перечня располагают столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа - их детальную расшифровку.

8.1 Ссылка - это словесное или цифровое указание внутри работы, адресующее читателя к другой работе (библиографическая ссылка) или фрагменту текста (внутритекстовая ссылка). Ссылка на источник обязательна при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул и прочего, а также под каждой таблицей и иллюстрацией.

8.3 Номер источника по списку необходимо указывать сразу после упоминания в тексте, проставляя в квадратных скобках (в косых - в случае машинописного оформления) порядковый номер, под которым ссылка значится в библиографическом списке.

8.4 Обязательно при использовании в работе заимствованных из литературных источников цитат, иллюстраций и таблиц указывать наряду с порядковым номером источника номера страниц, иллюстраций и таблиц. Например: , где 2 - номер источника в списке, 21 - номер страницы, 5 - номер таблицы.

8.5 Если таблицы и иллюстрации составлены (разработаны) автором самостоятельно, то, используя внутритекстовое примечание (согласно 5.4-5.6) под таблицей, а для иллюстраций под подрисуночным текстом, следует отметить, например: Примечание.

4.2.4 Разделы, подразделы должны иметь заголовки . Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

4.2.5 Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Нумерация страниц КР

4.3.1 Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту . Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

4.3.2 Титульный лист включают в общую нумерацию. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

4.3.3 Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию.

Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов

4.4.1 Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

4.4.2 Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится.

Пример

Типы и основные размеры

Нумерация пунктов первого раздела документа

2 Технические требования

Нумерация пунктов второго раздела документа

Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:

Методы испытаний

Аппараты, материалы и реактивы

Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела документа

Подготовка к испытанию

Нумерация пунктов второго подраздела третьего раздела документа

4.4.3 Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется. Наличие одного подраздела в разделе эквивалентно их фактическому отсутствию.

4.4.4 Если текст работы подразделяется только на пункты, то они нумеруются порядковыми номерами в пределах всей работы.

4.4.5 Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.

4.4.6 Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример

а)___________

б) ___________

в) ___________

4.4.7 Каждый структурный элемент КР следует начинать с нового листа (страницы).

4.4.8 Нумерация страниц работы и приложений, входящих в КР, должна быть сквозная .

Иллюстрации

4.5.1 Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в КР непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице .

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

4.5.2 Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

4.5.3 Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

4.5.4 Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают под иллюстрацией, посередине строки.

4.5.5Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела . В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

4.5.6 Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 - Детали прибора.

4.5.7 Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

Таблицы

4.6.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

4.6.2 Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

4.6.4 Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

4.6.5 Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.

Таблица _______________ - __________________

(номер) (наименование таблицы)

┌──────────┬────────────┬────────────┐

│ │ │ │} Заголовки граф

Головка {│ ├──────┬─────┼─────┬──────┤

│ │ │ │ │ │} Подзаголовки граф

├──────────┼──────┼─────┼─────┼──────┤

│ │ │ │ │ │

├──────────┼──────┼─────┼─────┼──────┤} Строки

│ │ │ │ │ │ (горизонтальные

└──────────┴──────┴─────┴─────┴──────┘ ряды)

Рисунок 1

6.6.6 Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения .

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В. 1», если она приведена в приложении В.

4.6.7 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

4.6.8 Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Примечания

4.7.1 Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать.

4.7.2 Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

4.7.3 Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Пример

Примечание -__________________________________________
____________________________

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами.

Пример

Примечания

1_______________________________________________

2_______________________________________________

3_______________________________________________

Формулы и уравнения

4.8.1 Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку . Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «X».

4.8.2 Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

4.8.3 Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример А=а:b, (1)

В=с:е. (2)

Одну формулу обозначают - (1) .

4.8.4 Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В. 1).

4.8.6 Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).