Знакомство с художественной литературой. Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой. Приемы, работы над текстом произведения

Ирина Волжанкина
Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в ДОУ

Актуальность.

К сожалению, сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. 2015 год согласно Указу Президента России объявлен годом литературы не случайно . Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось от книги. Люди перестают читать, интерес, как к отечественной, так и к зарубежной литературе падает . Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к книге и желание работать с ней : ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль во всестороннем развитии ребёнка : «открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка , развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи».

Таким образом, проблема приобщения детей к книге, формирования «грамотного, вдумчивого и чуткого читателя» особенно актуальна в современном обществе.

С утверждением и введением в действие ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования воспитание и любви, и интереса к художественному слову , знакомство с художественной литературой выделено в образовательную область «Речевое развитие» .

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой , по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя» , культурно образованного человека.

Эти задачи можно сформулировать следующим образом :

1. воспитывать интерес к художественной литературе , развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно- художественный вкус , способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

Чтение художественных произведений развивает речь детей : обогащает, уточняет и активизирует словарь дошкольников на основе формирования у них конкретных представлений и понятий.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой я использую следующие методы :

1. Чтение по книге или наизусть.

2. Рассказывание.

3. Инсценирование.

4. Заучивание наизусть.

Формы традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые мы используем в работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой :Анкетирование родителей старшего дошкольного возраста .

Для успешного осуществления работы по ознакомлению с художественной литературой в группе созданы следующие условия.

Оборудование книжного уголка и организация работы :

Выставки, посвящённые творчеству детских писателей и художников -иллюстраторов детских книг, которые побуждают интерес к книге, желание послушать ещё раз любимое произведение.

В группе имеется библиотека. Работа в группе планируется и проводится с учётом лексических тем, поэтому книги расположены по темам :«Времена года» ,«Животные» ,«Птицы» ,«Профессии» ,«Транспорт» , и т. д.

Для обогащения библиотеки в группе была проведена акция "Книга-в подарок»", в которой родители воспитанников приняли активное участие.

Разговору о детских книгах, о её ценности для каждого человека была посвящена консультация для родителей : «Рекомендуем почитать вашим детям» , «Умные книжки – умным детишкам» .

Свои впечатления от знакомства с творчеством писателей и поэтов воспитанники отражали в художественно – продуктивной деятельности :

Выставка детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Своё отношение к сказкам, рассказам, стихам дети выражают в :

- рисовании на темы : «Мой любимый герой сказок» , «Дюймовочка» , «Царство золотой рыбки» , «По дорогам сказок А. Пушкина» ;

- лепке на темы : «Герои произведений Чуковского» , «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт» , «Конёк-горбунок» , «Что нам Осень принесла» , «Герой любимой книги» ;

- аппликации : «Волк и ягненок» , «Герои сказок А. Толстого» , «Лиса и журавль» ;

Конструировании из бумаги и природного материала : «Золотая рыбка» (оригами, «Лиса» (оригами) .

В группе существует традиция – так называемая «минутка чтения» ;

Ежедневно планирую время для обсуждения прочитанного, для разговора о любимых книгах. Считаю, что такие беседы направляют и развивают читательские интересы детей, помогают понять мотивы поведения героев произведения.

С творчеством детских писателей я знакомлю детей не только во время проведения непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой , но и при проведении совместной деятельности. Например, работая по теме «Овощи» и «Фрукты» , обращалась к творчеству В. Сутеева (сказка «Мешок яблок» ); работая над темой «Дикие и домашние животные» - к творчеству Е. Чарушина, как писателя и как художника-иллюстратора .

Не все дети моей группы записаны в библиотеке. Поэтому была организована «виртуальная» экскурсия в библиотеку.

Заучиванию стихотворений наизусть (в полном объёме или отрывка стихотворного произведения;

Проводятся «Вечера загадок» ;

Дидактические игры (ребусы, кроссворды и т. д.) ;

-Литературно- словесные , дидактические, настольно-печатные, творческие игры; сюжетно-ролевая игры : «Библиотека» , «Книжный магазин» ;

Рассматривание с детьми книг разных изданий одного автора, иллюстраций разных художников к одному произведению, портретов писателей и поэтов;

-Сюжетные игры : «Театр» , «Концерт;

-Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям : «Из какой сказки гость?» (или «Назови автора» ).

Так же необходимо отметить работу по отбору книг для ремонта :

"Книжкина больница" - цель привить детям бережное отношение к книге.

В октябре совместно с музыкальным руководителем провели утренник, посвященный дню Республики. В ходе, которого воспитанники нашей группы, занявшие призовые места в районном конкурсе чтецов, прочитали патриотические стихотворения, посвященные героям Башкортостана.

Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации) .

Следующая форма работы - создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому.

Дома ребята совместно с родителями приняли участие в изготовлении книг «Книжки-малышки» , где выступали в роли иллюстраторов, проявляя при этом творчество и фантазию.

При ознакомлении детей с художественной литературой знакомлю их

с разными жанрами художественных произведений : рассказами, сказками, стихотворениями, баснями.

Чтение литературного произведения совмещаю с рассматриванием репродукций картин известных живописцев. Например, слушая стихи об осени А. Пушкина, дети сравнивают их с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень» . Выражают свои впечатления в образном слове, начинают понимать и воспроизводить образность языка стихотворений.

А, составляя описательный рассказ по пейзажной картине И. Шишкина «Зима» , знакомятся с пьесой А. Вивальди «Зима» .

Рассматривая репродукцию картины И. Левитана «Март» ребята слышат стихи о весне Е. Баратынского и Ф. Тютчева.

Итогом проведенной работы можно назвать следующие результаты :

В группе создана библиотека детской литературы , постепенно пополняется книжный фонд;

Отмечается постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению

прочитанного. Знакомству с творчеством детских писателей;

работа в данном направлении проводится в тесном сотрудничестве с родителями.

Надеюсь, что положительное отношение к книге, воспитанное в дошкольном возрасте , ознакомление с творчеством детских писателей станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

А закончить своё выступление я хочу словами народной мудрости «Испокон века книга растит человека» .

Методика ознакомления дошкольников с литературными произведениями исследована в работах Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович и других. Большинство исследователей выделяют две основные формы ознакомления детей с произведениями:

На специальных занятиях, во время которых воспитатель может передавать текст, читая детям (наизусть или по книге) или рассказывая;

Вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.п.).

В соответствии с этим можно выделить основные методы ознакомления с художественной литературой:

Чтение воспитателя по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

Рассказывание воспитателя, допускающее относительно свободную передачу текста с возможной заменой слов, их перестановкой, включением пояснений;

Заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов (небольших по объему), требующее от ребенка не только дословного знания текста, но и выразительной, т.е. ясной и отчетливой, передачи мыслей, чувств автора;

Инсценирование, способствующее посредством развития наглядно-образного мышления ребенка не только дословному запоминанию им текста, но и отработке интонационной выразительности речи.

Так, детям младшего дошкольного возраста рассказывают небольшие произведения, а среднего и старшего возраста читают по книге довольно значительные по объему фольклорные и литературные сказки, рассказы, повести, рассказывают наизусть стихи.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях. Традиционно выделяются несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов.

3. Чтение или рассказывание литературных произведений в сочетании с произведениями, принадлежащими к другим видам искусства (прослушивание литературных или фольклорных произведений с музыкальными или с рассматриванием репродукции с картины известного художника).

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (игрушек, настольного театра, кукольного и теневого театра, фланелеграфа, диафильмов, диапозитивов и т. п.).

Занятия, посвященные ознакомлению дошкольников с литературными произведениями, требуют от воспитателя определенной подготовки. Выделяют несколько этапов подготовки к занятию:

Подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;

Постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;

Отбор методов работы с книгой.

На этапе подготовки воспитателя к чтению художественного произведения главное внимание рекомендуется уделять решению не только воспитательных задач, но и литературных. Для этого необходимо определение замысла автора, выявление подтекста, оценка характеров персонажей, выявление своеобразия художественных средств, с помощью которых реализуется замысел автора, – композиции, средств выразительности и других.

Довести до понимания детей главный замысел автора, основную мысль произведения – в этом заключается главная литературная задача, и формулировать ее рекомендуют всегда конкретно. Литературная задача является обучающей: ради нее и читается детям книга, которая их увлекает, развлекает и обучает, обобщая опыт, необходимый каждому, кто вступает в жизнь. Литературная задача поможет сформулировать и другую программную задачу – воспитательную.

На этапе подготовки также необходимо определиться с выбором методических приемов, назначение которых – облегчить детям процесс слушания и понимания текста. Среди них можно выделить:

Основные: выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение;

Вспомогательные: показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще);

Словесные приемы: объяснение непонятных детям слов; введение слов – этических оценок поступков героев («храбрец», «трудолюбивая», «бездельница», «решительный», «мужественный», «добрый», «злой» и т.п.); привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями и т.п.

После литературного анализа произведения и выбора приемов, облегчающих процесс слушания, рекомендуется методическая разработка самого занятия. Воспитатель должен наметить вопросы для обсуждения прочитанного, обдумать возможность использования иллюстраций, способы толкования незнакомых для детей слов и выражений и другие методические аспекты.

В структуре типичного занятия по художественному чтению и рассказыванию выделяют следующие части:

1) предварительная подготовка детей к ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального восприятия текста, включающая в себя:

Беседу, которая готовит к предстоящей встрече с книгой;

Показ иллюстраций;

Объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений;

Рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения.

2) первичное знакомство с произведением в процессе выразительного чтения текста воспитателем.

3) беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.

4) повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого.

Главная цель первой части занятия – подготовить детей к восприятию произведения, помочь войти в мир, созданный художником слова, связать их жизненный и литературный опыт с темой произведения. В такую беседу целесообразно включить показ иллюстраций, объяснения воспитателя, его рассказ о творчестве писателя, об истории создания того или иного произведения.

Остановимся подробнее на требованиях к рассказу об авторе произведения:

Факты из жизни писателя, приводимые рассказчиком, должны быть точными и научными, т.е. опираться на известные в литературоведении материалы;

Рассказ должен быть доступным ребёнку-дошкольнику. Не следует приводить даты (хронология непонятна ребёнку). Можно использовать перифразы, например: «это было очень давно, когда не было ещё не только ваших мам и пап, но даже ваших бабушек и дедушек» и т.п.;

Рассказ должен быть близок детским интересам, т.е. в нём должны найти место сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям, литературном творчестве;

Рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом, подготовленным заранее (портреты, фотографии, репродукции, выставка книг в уголке книги, иллюстрации к произведениям писателя и др.);

В рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, о его жизни и творчестве, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра фильмов и т.д.

Завершить подготовку к восприятию необходимо указанием жанра произведения (рассказ, сказка, стихотворение), его названия и фамилии автора.

Далее следует вторая часть занятия – выразительное чтение художественного произведения воспитателем. Нецелесообразно во время чтения или рассказывания отвлекать детей от восприятия текста разными объяснениями, вопросами, поскольку художественный образ оказывает на ребенка гораздо большее воздействие, чем все его толкования и объяснения.

Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным в произведении событиям и героям, но вместе с тем является еще неполным, поверхностным. Задача воспитателя – в процессе беседы после чтения углубить, уточнить первоначальное восприятие и понимание текста. С этой цель предлагается несколько категорий вопросов:

1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоционально отношение детей к явлениям, событиям, героям:

Что больше всего понравилось в произведении?

Кто больше всех понравился?

Нравится или не нравится тот или иной герой?

2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему:

Кто вам больше всех понравился и почему?

3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей:

Почему так произошло?

4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности:

Дети, послушайте, какое интересное слово в рассказе – …

5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания, способствующие выявлению логической последовательности событий.

6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам:

Зачем писатель рассказал нам эту историю?

Как бы вы назвали этот рассказ?

Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы, побуждают их не только вспомнить содержание произведения, но и осмыслить его, выразить словом возникшие при слушании мысли и переживании.

Необходимо также иметь в виду, что вопросов, которые предлагаются детям, не должно быть слишком много. Постановка вопросов определяется содержанием конкретного произведения и педагогическими задачами. Но в любом случае они должны побуждать ребенка к размышлению, помочь ему увидеть скрытое художественное содержание.

Последняя часть занятия представляет собой повторное чтение текста с целью углубить прочитанное. Она должна возвратить ребенка непосредственно к тексту художественного произведения. По мнению Л.М. Гурович, в памяти детей должно остаться само произведение, а не беседа «по поводу», хотя ее продолжительность может превышать само чтение. Рекомендуется завершать занятие повторным чтением всего произведения, если оно небольшое по объему, или отдельных понравившихся эпизодов. Можно также предложить прием, усиливающий воздействие текста и способствующий лучшему его пониманию, - рассматривание иллюстрации.

У детей старшей группы (пять-шесть лет) предполагается формировать следующих умения:

Устанавливать многообразные связи в сюжете произведения;

Не только видеть поступки, но и раскрывать переживания героев;

Понимать скрытые мотивы поступков героев;

Эмоционально относится к героям произведения, откликаться на описываемые события;

Выражать свое отношение к персонажам и мотивировать его;

Характеризовать нравственные качества персонажей;

Различать жанровые особенности стихотворных и прозаических произведений;

Обращать внимание на язык произведения, авторские приемы изображения (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.).

В подготовительной группе (шесть-семь лет) дети начинают осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами, но и начинают проникать в их внутренний смысл, в эмоциональный подтекст. В связи с этим в данном возрасте должны быть сформированы следующие умения:

Проникать в смысл произведения, видеть авторскую позицию;

Осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков;

В своих эмоциональных оценках учитывать коллизию всего произведения, а не только его отдельные фрагменты;

Выделять композиционные особенности произведений;

Различать жанровую природу рассказов, сказок, стихотворений;

Понимать смысловую и эмоциональную роль слова в произведении;

Воспринимать текст без опоры на иллюстрацию, с учетом достаточно высокого уровня развития воссоздающего воображения.

Наталья Сомова
Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой .

Детская литература в России возникла на основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки с времен древней Руси способствовали идейно-эстетическому и нравственному формированию многих поколений. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать с героями художественных произведений , дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Ознакомление детей с художественной литературой помогает активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова.

Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, то есть воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на педагогических мероприятиях с детьми .

Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми . Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.

На сегодняшний день проблема приобщения детей к художественной литературе является одной из актуальных. Проблема обусловлена рядом причин :

Приобщение к художественной литературе используется в недостаточном объеме;

Нет потребности в сохранении и передачи семейного чтения;

Становление связной речи у детей.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа . Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы , необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой .

На основе восприятии выдвигаются следующие задачи :

Воспитывать интерес к художественной литературе , развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы :

О жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях.

О композиции.

О простейших элементах образности в языке.

Воспитывать литературно- художественный вкус , способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

Задача детского сада, как отмечала Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию , которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж , литературную начитанность , так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров. В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, Х. К. Андерсена и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию , предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы , формирования личности ребенка, его художественного развития , существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные , эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Методика художественного чтения и рассказывания.

Выделяется несколько типов занятий :

Чтение и рассказывание одного произведения.

Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке) . Можно объединить произведения одного жанра или несколько жанров. На таких занятиях объединяют новый и ужу знакомый материал.

Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства :

Чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника .

Чтение в сочитании с музыкой.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

Чтение и рассказывание с игрушками.

Настольный театр.

Кукольный и теневой театр, фланелеграф.

Диафильмы, кинофильмы, телепередачи.

Чтение как часть занятия по развитию речи.

Оно может быть логически связано с содержанием занятия.

Чтение может быть самостоятельной частью занятия.

Основными методами являются следующие :

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением .

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависить от жанра и возраста слушателя.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду : чтение и рассказывание.

У детей младшего дошкольного возраста воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы, детей подводят к различению жанров. В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна.

В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения , стремления эмоционально откликнуться на описание события. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными дидактическими играми вне занятий.

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью, трудом.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге, в каждой группе создается литературный центр , это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований :

Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.

Эстетичность оформления.

В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.

В младших группах в литературном центре должны быть 3-4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями.

В средней группе на полочках-витринах 4-5 книг, материал для ремонта, разные виды театра, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок.

В старшей и подготовительной группах содержание становиться более разносторонним. Количество книг увеличивается до 8-10. Сюда входят русские народные сказки, сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература , карты, атласы, энциклопедии.

Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Елена Никифорова
Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра дошкольного образования

«Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой »

Выполнила : Никифорова Елена Валентиновна

слушатель 3 группы

по профессиональной переподготовки

«Дошкольная педагогика и психология»

Консультант : Ардинцева Светлана Васильевна

старший преподаватель кафедры ДО

г. Ставрополь, 2016 г.

Введение 3

2. Принципы подбора произведений для круга детского чтения 4

3. Условия ознакомления детей с художественной литературой 5

дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой 6

Заключение 8 Список используемой литературы 9

Введение

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей .

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка . Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга, напротив дает возможность домыслить, до фантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Таким образом, чтение художественной литературы можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства . И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы .

Целью данной работы является ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой .

Задачи :

Проанализировать роль художественной литературы в жизни ребенка дошкольного возраста ;

Определить влияние художественной литературы на развитие образной речи детей .

Рассмотреть методику чтения художественной литературы ;

Выявить особенности методики по ознакомлению с художественной литературой .

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось , интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры.

В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению президентом Владимиром Владимировичем Путиным подписан Указ от 12.06.2014 N 426 о проведении в 2015 году в Российской Федерации Года литературы .

Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении , это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

Данное направление представлено в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования в двух образовательных областях :

Речевое развитие включает знакомство с книжной культурой, детской литературой , понимание на слух текстов различных жанров детской литературы .

- художественно -эстетическое развитие предполагает восприятие художественной литературы , фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений .

2. Принципы подбора произведений для круга детского чтения

Очень важно, какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многогранен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.

Дети стремятся подражать героям, которые им симпатичны. И очень важно, чтобы дети выбирали положительных героев. Так как, проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Книга должна раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, мужества, сострадания и честности. Посредством литературных произведений формируется правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам. Книги, созданные для детей , формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

Отбор книг для детского чтения должен осуществляться по определенным принципам :

Психологические принципы. Необходим учет возрастных особенностей детей . Возрастные особенности : быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта.

Педагогические принципы. Воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.

Литературоведческие принципы . Наличие всех видов литературы : проза, поэзия, драма.

Историко-литературные принципы . Наличие в домашней библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира .

Существуют критерии отбора книг для детского чтения :

Произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.

Литература должна быть адаптирована для детского чтения : книга сокращается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.

3. Условия

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр , это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований :

Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.

Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательный.

В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.

В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как игрушку. В литературном центре должны быть 3 – 4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать) .

В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей . На полочках-витринах 4 – 5 книг, материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др., разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок. Требования к книгам те же. В литературном центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений . Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги , иллюстрации, обращать внимание на последовательность событий. Проводятся беседы о книгах. У детей формируются навыки обращения с книгой.

В старшей и подготовительной группах содержание становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10 дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят русские народные сказки, и сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература , карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки, беседы о писателях и художниках , литературные утренники .

4. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой

Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи, воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства такие как : Словесный- чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п. Выразительное чтение художественной литературы , беседа по произведению, прослушивание грамзаписи

Практический- игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, элементы инсценировки

Наглядный- показ иллюстрации, движение пальцами, руками, показ схемы, составление алгоритма, просмотр видеофильмов, диафильмов, оформление выставки, книжного уголка

Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей . Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы : словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы :

Оформление уголков чтения в группах детского сада.

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки

Занятия по ознакомлению с биографиями писателей.

Создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге.

Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители . Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

Празднование именин произведения.

Посещение занятий в районной библиотеке.

5. Заключение.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе . Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том , что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.

Подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать , в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе , научить ребенка любить сам процесс чтения.

Список используемой литературы

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение» , 2013.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте . М., 1990.

3. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2012.

4. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И., Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2014., 223с.

5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста . Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений . – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2014.

6. Электронный ресурс - http://skyclipart.ru/

Методы ознакомления с художественной литературой

Основными методами являются следующие:

  • 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
  • 2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
  • 3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  • 4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Формы работы с книгой в детском саду

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

  • 1. Чтение или рассказывание одного произведения.
  • 2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
  • 3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
    • · чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
    • · чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика - усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

  • 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
    • · чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки "Три медведя" сопровождается показом игрушек и действий с ними);
    • · настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке "Репка");
    • · кукольный и теневой театр, фланелеграф;
    • · диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
  • 5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
    • · оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);
    • · чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

  • · обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;
  • · определение программного содержания - литературной и воспитательной задач;
  • · подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего, подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым "предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями". С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов - обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная - деревянная, горница - комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой ("течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку" - при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

Вместе с тем, анализируя текст, надо помнить, что не все слова требуют толкования. Так, читая сказки А. С. Пушкина, нет необходимости объяснять понятия "столбовая дворянка", "соболья душегрейка", "пряник печатный", так как они не мешают пониманию основного содержания. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тексте, но на вопрос о значении слова необходимо давать ответ в доступной ребенку форме.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.

В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова.

Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.

В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Построение занятия по заучиванию стихотворения.

В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Поводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. По сути она аналогична беседе, которую проводят перед чтением прозаического произведения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора ("Я прочитаю стихотворение Сергея Александровича Есенина "Поет зима - аукает".)

После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. Воспитатель не имеет права, писала Е. И. Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения: "Ее речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей" (СНОСКА: Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М., 1967. - С. 146)

Использование художественной литературы вне занятий

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога.

При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи:

а. выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой; воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.

б. всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

При решении первой задачи необходимо внимательно следить за тем, чтобы литература по программе детского сада была не только прочитана, но и закреплена.

Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание.

Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Повторное чтение обычно дается помимо занятия. Но иногда первичное знакомство с произведением происходит не на занятии. Так, в младших группах рассматривается картинка или игрушка, и читаются стихи А. Барто об игрушках. В более старшем возрасте также вне занятий могут быть впервые прочитаны стихи при восприятии красивых явлений природы (снегопад, ледоход, березовая роща). В этих случаях на занятиях закрепляют материал, с которым дети были ознакомлены в процессе наблюдения.

Воспитатель использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами. Во время одевания на прогулку уместным может быть чтение стихотворения Е. Благининой "Научу обуваться и братца" ("Я умею обуваться, если только захочу, я и маленького братца обуваться научу. Вот они, сапожки: этот - с левой ножки, этот - с правой ножки"). Успокаивая ребенка, педагог перебирает его пальчики и приговаривает потешку: "Пальчик-мальчик, где ты был? - С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил" Во время умывания воспитатель читает стихи: "Водичка-водичка, умой мое (Витино, Вовино) личико, чтобы глазыньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок". Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребенка уму-разуму, забавляют, создают настроение. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.

В более старшем возрасте систематически расширяется литературный багаж за счет чтения программных и внепрограммных произведений русской и мировой литературы. Дети среднего возраста проявляют интерес к сказкам о животных и волшебным. В старших группах особый интерес представляет чтение книг в течение длительного времени (чтение с продолжением), таких, как "Приключения Незнайки и его друзей" Н. Носова, "Золотой ключик" А. Толстого и др.

Помимо занятий возможно планирование чтения с целью натолкнуть детей на игру.

М. М. Конина считала, что в течение дня не следует читать детям больше одного раза. Малышам 3 - 4 лет не следует читать больше 10-15 мин, детям в возрасте 5 - 6 лет - больше 25 мин, детям 6 - 7 лет - 30 - 35 мин.

Закреплению прочитанного способствуют беседа о сказках и рассказах, о произведениях писателя, отгадывание героев художественных произведений, своеобразные викторины, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов. Все эти приемы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге. Таким образом, у воспитателя много возможностей, чтобы книга заняла почетное место в жизни детей.

Осуществление второй задачи связано с решением проблем, стоящих перед воспитателем, - воспитания вежливости, доброты, формирования навыков правильного поведения. Решение любой из этих задач может рассматриваться в двояком плане: воспитание у детей недостающих качеств и закрепление уже имеющихся. Соответственно подбирается литература. Для воспитания недостающих качеств М. М. Конина рекомендовала прием "сгущенности чтения" литературных произведений по определенной теме на короткий отрезок времени. Чтение сопровождается беседами. Дети будут слушать, запоминать, рассказывать о прочитанном, а иногда и поступать в соответствии с поступками литературных персонажей. Ребенок самостоятельно переходит к хорошим поступкам. Вначале ему требуется подтверждение, правильно ли он сделал, а позднее совершение хороших поступков доставляет ему удовольствие и без одобрения. Такие порывы детей надо поддерживать и относиться к ним серьезно, с пониманием.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Уместен проблемный вопрос: "Почему говорят, что книга - друг человека?" Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с "книжкиной неделей", с литературным утренником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку "Наши любимые книги и картины". В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т.д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками - иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

В работе по знакомству с творчеством художников детской книги (Ю. С. Васнецова, Ю. Д. Коровина, В. В. Лебедева, А. Ф. Пахомова и других) педагогам поможет опыт работы воспитателей, о котором рассказывается в книге Г. Н. Дороновой "Дошкольникам о художниках детской книги" (М., 1991).

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.