Кто был по национальности сергей довлатов. Биография Сергея Довлатова: личная жизнь, образование, литературная карьера, фото. Сергей Довлатов - биография

Наши предки говорили: «Не выноси сор из избы, когда солнце село». Тут кроется такой смысл - все дела нужно вершить днем, а ночью только плохие поступки совершают. Славяне верили, что днем, пока солнце светит, боги видят, а ночью в нашем мире не проявлены и не видят. Значит, делать ночью ничего не надо. От того и воры по ночам ходят. Но, тут же приводится такая мысль, что славяне считали сор чем-то вроде существа Нави и потому выбрасывали его далеко от дома не глядя и даже нельзя смотреть на восток и солнце во время такого дела.

Сор использовали ведьмы для вредительства:
Весной во время уборки, нужно собранный из дому сор, бросать на межу тому, кому хочешь навредить и сказать: «Все клопы, да блохи тебе!» и бежать с этого места без оглядки.

Жечь из дому сор нельзя — темные огонь запортят. Так есть
Если девушка плохо пол метет – жених будет кривой» (битый, некрасивый). Если хотели отгородиться от плохого человека, то в след ему бросали уголек из печи или домашний сор. Если семья переехала на новое место, то выметали всё из дому и горсть мусора брали с собой. Считалось, что сор связывает наш мир с миром предков и так связь с ними не прервется. Мусор в новом доме бросали в угол, который был виден как заходишь в двери. Если домочадцы, родственники или дорогие гости уехали в дальнюю дорогу, то три дня нельзя убираться - могут не воротиться. Тоже самое, когда ушел мужчина в армию или на войну.

Нельзя мести в след человеку, который вышел из дома, да еще выметать сор на улицу. И конечно же нельзя прибираться в доме, когда лежит больной: «не мети когда лежит хворый, а то с мусором и его можно вымести».

С точки зрения сохранения единого пространства дома и его защищенности во взаимодействии с окружающим миром сор нельзя выметать наружу, это разрывает защитный барьер, то же самое относится и к разговорам о домашних и доме.

Истинный глубинный смысл поговорки: «не выноси сор из избы» означает: храни домашние отношения в тайне, иначе нарушишь защитный барьер дома и накличешь беду!

В данном случае слово сор употребляется в значении дрязги, ругань, ссора, то есть всё бросовое, пересуды не выноси на показ. В действительности ругань в доме рождает бросовую энергию и кроме, как сор её не назвать.
Учитывая, что русский язык - язык образов и отражает истинное содержание вещей, их роль, то можно понять истинный смысл поговорки.

Потому рассказывать посторонним о своих ссорах не стоит, вы вызовете смех и привлечете чужую энергетику в дом, что может повлечь болезни и неудачи.

Наши предки говорили: «Не выноси сор из избы, когда солнце село». Тут кроется такой смысл - все дела нужно вершить днем, а ночью только плохие поступки совершают. Славяне верили, что днем пока солнце светит, боги видят, а ночью в нашем мире не проявлены и не видят. Значит, делать ночью ничего не надо. От того и воры по ночам ходят. Но, тут же приводится такая мысль, что славяне считали сор чем-то вроде существа Нави и потому выбрасывали его далеко от дома не глядя и даже нельзя смотреть на восток и солнце во время такого дела.
Сор использовали ведьмы для вредительства:

Весной во время уборки, нужно собранный из дому сор, бросать на межу тому, кому хочешь навредить и сказать: «Все клопы, да блохи тебе!» и бежать с этого места без оглядки.

Жечь из дому сор нельзя — темные огонь запортят. Так есть поверье в деревне Полесье: «кидать сор в огонь к весне ослепнуть» или ещё «кадить сор в огонь овцы струпьями покроются»…
Если девушка плохо пол метет — жених будет кривой» (битый, некрасивый). Если хотели отгородиться от плохого человека, то в след ему бросали уголек из печи или домашний сор. Если семья переехала на новое место, то выметали всё из дому и горсть мусора брали с собой. Считалось, что сор связывает наш мир с миром предков и так связь с ними не прервется. Мусор в новом доме бросали в угол, который был виден как заходишь в двери. Если домочадцы, родственники или дорогие гости уехали в дальнюю дорогу, то три дня нельзя убираться - могут не воротиться. Тоже самое, когда ушел мужчина в армию или на войну.

Нельзя мести в след человеку, который вышел из дома, да еще выметать сор на улицу. И конечно же нельзя прибираться в доме, когда лежит больной: «не мети когда лежит хворый, а то с мусором и его можно вымести».
С точки зрения сохранения единого пространства дома и его защищенности во взаимодействии с окружающим миром сор нельзя выметать наружу, это разрывает защитный барьер, то же самое относится и к разговорам о домашних и доме. Истинный глубинный смысл поговорки: «не выноси сор из избы» означает: храни домашние отношения в тайне, иначе нарушишь защитный барьер дома и накличешь беду! В данном случае слово сор употребляется в значении дрязги, ругань, ссора, то есть всё бросовое, пересуды не выноси на показ. В действительности ругань в доме рождает бросовую энергию и кроме, как сор её не назвать.

Учитывая, что русский язык - язык образов и отражает истинное содержание вещей, их роль, то можно понять истинный смысл поговорки. Потому рассказывать посторонним о своих ссорах не стоит, вы вызовете смех и привлечете чужую энергетику в дом, что может повлечь болезни и неудачи.

PHOTO-1LСуществует ли статистика, которая определила бы, какое количество семей распалось из-за злого языка жены, сплетен и скандалов, которые выносились на всеобщее обозрение, предавались гласности и навсегда зачеркивали не только душевность во взаимоотношениях супругов, но и возможность что-либо исправить после публичного линчевания противоположной стороны. Думаю, цифры были бы удручающими.
Самое интересное, что простое негативное обсуждение мужа в разговоре с подругой, как разглашение сокровенного, тоже приравнивается к скандалу.
***
УЖАСЫ НАШЕГО ГОРОДКА: Еду на работу в общественном транспорте и слушаю странный разговор, состоящий, кажется, только из коротеньких реплик, но вовлекающий в соучастие и невольное сопереживание всех пассажиров застрявшей в тянучке маршрутки. Несмотря на то, что сидящая на переднем сидении женщина, практически ничего не говорит, картинка беседы вырисовывается до обидного очевидная и узнаваемая. Как всегда!
- Галя, привет, ну ты как?
- …..
- Да ты что?!
-….
- А он что?
-…
- А ты?
-…
- И что он сказал?
-…
- Нет, ну ты представляешь! Вот, урод! И что ты сказала?
-…
- Ты дура! Три раза дура!
-….
- Я не могу говорить. Мне так дало по нервах. И что теперь?
-…
- Вот гад!
-…
- У меня нервный срыв. Я не могу говорить, я в маршрутке….

В течение часа, пока мы стояли в пробке, все в таком же духе продолжалась содержательная телефонная беседа двух закадычных подруг. О чем они говорили? Нетрудно догадаться. Все о том же. О своем, о женском…

Сор из избы выносить - разглашать неприятности, ссоры, касающиеся только узкого круга лиц. Выражение обычно употребляется с отрицанием как призыв не разглашать подробности таких ссор (не надо сор из избы выносить). (Справочник фразеологизмов)

Выносить сор из избы – занятие, конечно, заманчивое. Почему? Да, потому что в этот момент вы не одиноки и вправе рассчитывать на сочувствие, сопереживание, мимолетную любовь, которой вам, судя по всему, не хватает в семье. Иначе, зачем было бы прибегать к помощи зала?
Но есть, по крайней мере,

ТРИ ПРИЧИНЫ , по которым «выносить сор из избы» категорически не рекомендуется.
Во-первых, это опасно
Народные выражения несут себе огромный заряд традиционных представлений наших предков о добре и зле и нравственное зерно человечности и здравого смысла. В мистическом плане это выражалось в их вере в то, что злой человек якобы мог наслать беду на хозяина дома, произнося особые магические слова над мусором из его жилища. По старинной примете, порчу на человека можно напустить по обрезкам ногтей, по вычесанным волосам, по любому мусору из его дома, поэтому сор обычно выметали под порог, а потом сжигали в печи. Вынести сор из избы означало навлечь на свой дом беду.
Так наши предки мотивировали необходимость сокрытия от окружающих интимной стороны своей жизни, того, что касалось очень близко самого человека, чтоб исключить вторжение в его мир, привнесение в него боли, страдания и печали.
Наивная языческая защита от сглаза, порчи и наговора, может быть объяснена простыми психологическими мотивациями.
УЖАСЫ НАШЕГО ГОРОДКА: «Встретила одна подруга прекрасного мужчину, они поженились и жили "душа в душу", но он был еврей. И другая подруга при встрече говорит: Я вот слышала что от евреев иногда бывает запах, скажи это правда? Подруга ответила что нет, никогда ничего не замечала...Вторая опять настойчиво начала спрашивать" скажи ну хоть чуть чуть они другие и кожа пахнет иначе" и первая подруга просто чтобы отвязться сказала "может быть чуть-чуть". вторая подруга передала это мужу и тот порубил всю мебель в квартире оставив записку "Чтобы тебе ничем еврейским не пахло". Семья распалась».
Выносить сор из избы – значит, почувствовать себя жертвой, печальный образ которой требует поклонения и почитания. НО есть огромная доля риска, этой жертвой в конце концов стать. Накликать на себя беду по полной программе. Только усилиями собственного языка. Поскольку мысль материальна, но слово, произнесенное вслед за мыслью, материально вдвойне.
Имидж жертвы так привлекателен порой, что женщина с удовольствием себя в него наряжает и рассказывает всем направо и налево о том, как ей не повезло с мужем, да какой он нехороший, да как она от этого получает ежедневный нервный срыв. Представляешь? А ты? А он? Вот, гад!
«Назови человека поросенком, он и захрюкает» - получается самое настоящее программирование на негатив.
Делая это, она в принципе даже не подозревает, что напрочь отрубает себе путь к счастью, не умея ценить то, что имеет.
«Что имеем, не храним, потеряем – плачем», - знакомая всем пословица тут как нельзя кстати. Ведь обсуждая с другими своего неудачника, мы усиливаем негатив, кодируем его на повторную неудачу, приклеиваем к нему ярлык. Да и к своей семейной жизни тоже. Потому что разве может быть она счастливой в принципе с таким отморозком.
СОВЕТ: Если уж вы мечтали о принце, но как-то не сложилось, и фантазии засыхают на корню. Предлагаю не переводить добро. А направить их в созидательное русло. Придумайте своему непутевому мужу новый имидж. А вдруг он «захрюкает» так, как вам бы того хотелось. Вашими, между прочим, усилиями и молитвами он может вообще успешно переместиться из полных неудачников в гении. Было бы желание. И любовь, конечно. Потому что без любви все это будет лишь горькой таблеткой от полного разочарования в жизни.
***
Моя старинная подруга, с которой я частенько обсуждала свои семейные дела, однажды очень мудро и твердо вправила мне мозги одной-единственной фразой. Когда я попыталась пожаловаться на своего и уже было поставила привычную заезженную пластинку разоблачительного монолога, она сказала:
- Если он так плох, чего же ты с ним живешь?
- Что ж мне его из-за раскиданных носков бросить что ли? – удивилась я.
- А если бросать не хочешь, спишь с ним, деньги его тратишь, щеку для поцелуя подставляешь, то зачем срамишь перед людьми. Каким ты его видишь, таким он и будет!
Я тогда даже, помнится, обиделась на нее за резкость.
Кстати, она никогда ни одного плохого слова о своем муже не сказала. Хотя он долгое время не работал и казался мне странноватым. «Не выносить сор из избы!» - полезный и почему-то забытый многими народный антикризисный метод борьбы с мусором в семейной жизни был девизом её жизни. Что было за дверью их дома, о чем они говорили, как справлялись с трудностями, что обещали друг другу, кто выносил мусорное ведро и стирал носки – это осталось тайной за семью печатями. Но когда подруга тяжело заболела и три месяца провалялась в больнице, её дом не рухнул, дети не голодали, её даже с работы не уволили, потому что он брал её переводы на дом и аккуратно посещал больницу. Два раза каждый день, утром и вечером.

И тогда я позавидовала ей по-доброму и поняла, в чем заключался её секрет. Секрет семейного счастья - в принятии своего варианта жизни с любовью и благодарностью, независимо от того, что могут сказать об этом друзья и знакомые. Какая вам, в сущности, разница, что они о вас подумают, как отреагируют на перипетии вашей семейной истории, если главные минуты своей жизни вы проживаете не с ними, а с НИМ. Самым близким своим человеком. Будьте хорошей для него, любите его, берегите и медитируйте над тем, чтоб ваши радужные мечты о его гениальности когда-нибудь воплотились в жизнь. И кто знает, а вдруг… они когда-нибудь сбудутся.

Во-вторых, сор - это показатель вашего поражения
Кто-то из мудрых сказал, что каждая женщина достойна того мужчины, который рядом с ней.
Именно она позволяет ему быть тунеядцем, грубияном, алкоголиком, неудачником или героем, исследователем, кормильцем, опорой.
Она, как камертон, настраивает семейную флейту и устанавливает погоду в доме.
Почему у некоторых женщин хорошим тоном считается обсуждение с подругами самого близкого человека? Почему чаще они говорят о нем не самые приятные вещи? Ищут себе оправдания? Хотят выглядеть выше?
Наверное, это позволяет им казаться лучше, чем он.
Но, по большому счету, лишь подтверждает их собственный неудачный выбор. Или неспособность наладить отношения.
«Ах, оставьте! Надоело! – скажет читательница, которую уже под завязку достала ответственность за всех и вся. – Опять женщина во всем виновата. Он лентяй – она его с дивана не согнала. Он любит выпить – она довела! Он гуляет – жена не смогла удовлетворить. Сколько можно на неё всех собак вешать!»
И начнет наша читательница мечтать о сказочном мужчине, умеющем принимать решения и отвечать за свои поступки, добытчике и защитнике, спокойном и уравновешенном воплощении лучших её надежд, «чтоб не пил, не курил, и цветы всегда дарил…» и дальше по тексту известной песенки. Заполнит свою голову до макушки этими фантастическими грезами и будет чуда ждать. Параллельно обсуждая и осуждая окружающих мужчин за их лень, грубость, тупость, скупость и прочие недостатки. Все обсуждают: соседки, знакомые, подруги. Чем она хуже? Чужих что ж не обсудить! А у неё ведь такого никогда не будет и быть не может, ведь ждет-то она настоящего. И мечтает по полной!
Мечтает, мечтает, а в итоге получает совсем не того. А так, средненького, которому, между прочим, присущи те же самые пороки, которые так приятно было обсуждать с другими.

В-третьих, вынести сор не панацея
Ну, почесали вы языками, отвели душу, получили вагон сочувствия и цистерну солидарных слез. Закрепили в своем мозгу образ негодяя, который вам в подметки не годится, выплеснули… А потом пришли домой, а там он сидит!
Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице
Выражает то лицо –
Чем садятся на крыльцо
Частушки
Что делать-то будете? С ним ведь дальше жить надо… А надо ли?
Некоторые спешат расставить точки над і и разрубают гордиев узел стандартным тривиальным способом. „С глаз долой – из сердца вон”. Развод кажется панацей, выходом, единственным способом исправить положение.”Новенький” претендент на руку и сердце видится чуть ли не иконой, на которую можно молиться. Но в тесном соприкосновении совместного проживания с ним, может оказаться, что он собственно ничем особенно не отличается от старенького. А в чем-то еще похлеще.
«Поменяла шило на мыло», - думает женщина и впадает в очередную депрессию. Ставит на себе крест и черное клеймо на всем роде мужском. Теперь можно молоть языком без устали. И не только с подругами их всех обсуждать.
А толку? Надолго ли хватит?
Все равно однажды захочется чего-то нормального, человеческого, гуманного. Любви, в конце концов. И женщина вновь настроится на чудо и начнет ждать.
Вот только ждать можно долго, и очень долго, так, что и жизнь пройдет. Когда часики настойчиво прозвонят о необходимости решения проблемы, когда уже за 30, 40, 50… , вот тогда включается другой органчик в мозгу, и планочка снижается. И думает мечтательница уже в более реальном ключе о самом элементарном замужестве за самым обыкновенным соседским мальчиком, с которым когда-то за одной партой сидела или в одном институте училась. И он оказывается вовсе без заграничного лоска, богатства и прочих вожделенных мужских достоинств. Обычный. Как все.
Первое время она старательно будет приписывать ему несуществующие достоинства. Сочинять эпитеты для своей неземной любви и представлять свою встречу с ним совершенно неординарной ситуацией, смахивающей на сцену из любовного романа. Дорисует детали, заштрихует несоответствия, закроет глаза на очевидные огрехи. А потом смирится. Ну, хоть такой есть!
Непутевый, да свой собственный!
Ну, а непутевого не грех и с подругами обсудить. Как давеча. Горько, но зато как у всех.
И покатится привычная телега по гнилостным болотам давешнего бла-бла-бла. По кругу. И так всю жизнь… Нравится вам такая перспектива?
Не нравится!? Вот и мне не нравится!
Поэтому, как только мне хочется рассказать кому-то, что мой муж совершенно не умеет складывать на место свои проклятые носки, я навешиваю на свои уста большой амбарный замок.
И представляете! Он, наконец, научился бросать их в корзину для белья. Вот это да! Не прошло и двадцати лет…

PHOTO-1LСуществует ли статистика, которая определила бы, какое количество семей распалось из-за злого языка жены, сплетен и скандалов, которые выносились на всеобщее обозрение, предавались гласности и навсегда зачеркивали не только душевность во взаимоотношениях супругов, но и возможность что-либо исправить после публичного линчевания противоположной стороны. Думаю, цифры были бы удручающими.
Самое интересное, что простое негативное обсуждение мужа в разговоре с подругой, как разглашение сокровенного, тоже приравнивается к скандалу.
***
УЖАСЫ НАШЕГО ГОРОДКА: Еду на работу в общественном транспорте и слушаю странный разговор, состоящий, кажется, только из коротеньких реплик, но вовлекающий в соучастие и невольное сопереживание всех пассажиров застрявшей в тянучке маршрутки. Несмотря на то, что сидящая на переднем сидении женщина, практически ничего не говорит, картинка беседы вырисовывается до обидного очевидная и узнаваемая. Как всегда!
- Галя, привет, ну ты как?
- …..
- Да ты что?!
-….
- А он что?
-…
- А ты?
-…
- И что он сказал?
-…
- Нет, ну ты представляешь! Вот, урод! И что ты сказала?
-…
- Ты дура! Три раза дура!
-….
- Я не могу говорить. Мне так дало по нервах. И что теперь?
-…
- Вот гад!
-…
- У меня нервный срыв. Я не могу говорить, я в маршрутке….

В течение часа, пока мы стояли в пробке, все в таком же духе продолжалась содержательная телефонная беседа двух закадычных подруг. О чем они говорили? Нетрудно догадаться. Все о том же. О своем, о женском…

Сор из избы выносить - разглашать неприятности, ссоры, касающиеся только узкого круга лиц. Выражение обычно употребляется с отрицанием как призыв не разглашать подробности таких ссор (не надо сор из избы выносить). (Справочник фразеологизмов)

Выносить сор из избы – занятие, конечно, заманчивое. Почему? Да, потому что в этот момент вы не одиноки и вправе рассчитывать на сочувствие, сопереживание, мимолетную любовь, которой вам, судя по всему, не хватает в семье. Иначе, зачем было бы прибегать к помощи зала?
Но есть, по крайней мере,

ТРИ ПРИЧИНЫ , по которым «выносить сор из избы» категорически не рекомендуется.
Во-первых, это опасно
Народные выражения несут себе огромный заряд традиционных представлений наших предков о добре и зле и нравственное зерно человечности и здравого смысла. В мистическом плане это выражалось в их вере в то, что злой человек якобы мог наслать беду на хозяина дома, произнося особые магические слова над мусором из его жилища. По старинной примете, порчу на человека можно напустить по обрезкам ногтей, по вычесанным волосам, по любому мусору из его дома, поэтому сор обычно выметали под порог, а потом сжигали в печи. Вынести сор из избы означало навлечь на свой дом беду.
Так наши предки мотивировали необходимость сокрытия от окружающих интимной стороны своей жизни, того, что касалось очень близко самого человека, чтоб исключить вторжение в его мир, привнесение в него боли, страдания и печали.
Наивная языческая защита от сглаза, порчи и наговора, может быть объяснена простыми психологическими мотивациями.
УЖАСЫ НАШЕГО ГОРОДКА: «Встретила одна подруга прекрасного мужчину, они поженились и жили "душа в душу", но он был еврей. И другая подруга при встрече говорит: Я вот слышала что от евреев иногда бывает запах, скажи это правда? Подруга ответила что нет, никогда ничего не замечала...Вторая опять настойчиво начала спрашивать" скажи ну хоть чуть чуть они другие и кожа пахнет иначе" и первая подруга просто чтобы отвязться сказала "может быть чуть-чуть". вторая подруга передала это мужу и тот порубил всю мебель в квартире оставив записку "Чтобы тебе ничем еврейским не пахло". Семья распалась».
Выносить сор из избы – значит, почувствовать себя жертвой, печальный образ которой требует поклонения и почитания. НО есть огромная доля риска, этой жертвой в конце концов стать. Накликать на себя беду по полной программе. Только усилиями собственного языка. Поскольку мысль материальна, но слово, произнесенное вслед за мыслью, материально вдвойне.
Имидж жертвы так привлекателен порой, что женщина с удовольствием себя в него наряжает и рассказывает всем направо и налево о том, как ей не повезло с мужем, да какой он нехороший, да как она от этого получает ежедневный нервный срыв. Представляешь? А ты? А он? Вот, гад!
«Назови человека поросенком, он и захрюкает» - получается самое настоящее программирование на негатив.
Делая это, она в принципе даже не подозревает, что напрочь отрубает себе путь к счастью, не умея ценить то, что имеет.
«Что имеем, не храним, потеряем – плачем», - знакомая всем пословица тут как нельзя кстати. Ведь обсуждая с другими своего неудачника, мы усиливаем негатив, кодируем его на повторную неудачу, приклеиваем к нему ярлык. Да и к своей семейной жизни тоже. Потому что разве может быть она счастливой в принципе с таким отморозком.
СОВЕТ: Если уж вы мечтали о принце, но как-то не сложилось, и фантазии засыхают на корню. Предлагаю не переводить добро. А направить их в созидательное русло. Придумайте своему непутевому мужу новый имидж. А вдруг он «захрюкает» так, как вам бы того хотелось. Вашими, между прочим, усилиями и молитвами он может вообще успешно переместиться из полных неудачников в гении. Было бы желание. И любовь, конечно. Потому что без любви все это будет лишь горькой таблеткой от полного разочарования в жизни.
***
Моя старинная подруга, с которой я частенько обсуждала свои семейные дела, однажды очень мудро и твердо вправила мне мозги одной-единственной фразой. Когда я попыталась пожаловаться на своего и уже было поставила привычную заезженную пластинку разоблачительного монолога, она сказала:
- Если он так плох, чего же ты с ним живешь?
- Что ж мне его из-за раскиданных носков бросить что ли? – удивилась я.
- А если бросать не хочешь, спишь с ним, деньги его тратишь, щеку для поцелуя подставляешь, то зачем срамишь перед людьми. Каким ты его видишь, таким он и будет!
Я тогда даже, помнится, обиделась на нее за резкость.
Кстати, она никогда ни одного плохого слова о своем муже не сказала. Хотя он долгое время не работал и казался мне странноватым. «Не выносить сор из избы!» - полезный и почему-то забытый многими народный антикризисный метод борьбы с мусором в семейной жизни был девизом её жизни. Что было за дверью их дома, о чем они говорили, как справлялись с трудностями, что обещали друг другу, кто выносил мусорное ведро и стирал носки – это осталось тайной за семью печатями. Но когда подруга тяжело заболела и три месяца провалялась в больнице, её дом не рухнул, дети не голодали, её даже с работы не уволили, потому что он брал её переводы на дом и аккуратно посещал больницу. Два раза каждый день, утром и вечером.

И тогда я позавидовала ей по-доброму и поняла, в чем заключался её секрет. Секрет семейного счастья - в принятии своего варианта жизни с любовью и благодарностью, независимо от того, что могут сказать об этом друзья и знакомые. Какая вам, в сущности, разница, что они о вас подумают, как отреагируют на перипетии вашей семейной истории, если главные минуты своей жизни вы проживаете не с ними, а с НИМ. Самым близким своим человеком. Будьте хорошей для него, любите его, берегите и медитируйте над тем, чтоб ваши радужные мечты о его гениальности когда-нибудь воплотились в жизнь. И кто знает, а вдруг… они когда-нибудь сбудутся.

Во-вторых, сор - это показатель вашего поражения
Кто-то из мудрых сказал, что каждая женщина достойна того мужчины, который рядом с ней.
Именно она позволяет ему быть тунеядцем, грубияном, алкоголиком, неудачником или героем, исследователем, кормильцем, опорой.
Она, как камертон, настраивает семейную флейту и устанавливает погоду в доме.
Почему у некоторых женщин хорошим тоном считается обсуждение с подругами самого близкого человека? Почему чаще они говорят о нем не самые приятные вещи? Ищут себе оправдания? Хотят выглядеть выше?
Наверное, это позволяет им казаться лучше, чем он.
Но, по большому счету, лишь подтверждает их собственный неудачный выбор. Или неспособность наладить отношения.
«Ах, оставьте! Надоело! – скажет читательница, которую уже под завязку достала ответственность за всех и вся. – Опять женщина во всем виновата. Он лентяй – она его с дивана не согнала. Он любит выпить – она довела! Он гуляет – жена не смогла удовлетворить. Сколько можно на неё всех собак вешать!»
И начнет наша читательница мечтать о сказочном мужчине, умеющем принимать решения и отвечать за свои поступки, добытчике и защитнике, спокойном и уравновешенном воплощении лучших её надежд, «чтоб не пил, не курил, и цветы всегда дарил…» и дальше по тексту известной песенки. Заполнит свою голову до макушки этими фантастическими грезами и будет чуда ждать. Параллельно обсуждая и осуждая окружающих мужчин за их лень, грубость, тупость, скупость и прочие недостатки. Все обсуждают: соседки, знакомые, подруги. Чем она хуже? Чужих что ж не обсудить! А у неё ведь такого никогда не будет и быть не может, ведь ждет-то она настоящего. И мечтает по полной!
Мечтает, мечтает, а в итоге получает совсем не того. А так, средненького, которому, между прочим, присущи те же самые пороки, которые так приятно было обсуждать с другими.

В-третьих, вынести сор не панацея
Ну, почесали вы языками, отвели душу, получили вагон сочувствия и цистерну солидарных слез. Закрепили в своем мозгу образ негодяя, который вам в подметки не годится, выплеснули… А потом пришли домой, а там он сидит!
Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице
Выражает то лицо –
Чем садятся на крыльцо
Частушки
Что делать-то будете? С ним ведь дальше жить надо… А надо ли?
Некоторые спешат расставить точки над і и разрубают гордиев узел стандартным тривиальным способом. „С глаз долой – из сердца вон”. Развод кажется панацей, выходом, единственным способом исправить положение.”Новенький” претендент на руку и сердце видится чуть ли не иконой, на которую можно молиться. Но в тесном соприкосновении совместного проживания с ним, может оказаться, что он собственно ничем особенно не отличается от старенького. А в чем-то еще похлеще.
«Поменяла шило на мыло», - думает женщина и впадает в очередную депрессию. Ставит на себе крест и черное клеймо на всем роде мужском. Теперь можно молоть языком без устали. И не только с подругами их всех обсуждать.
А толку? Надолго ли хватит?
Все равно однажды захочется чего-то нормального, человеческого, гуманного. Любви, в конце концов. И женщина вновь настроится на чудо и начнет ждать.
Вот только ждать можно долго, и очень долго, так, что и жизнь пройдет. Когда часики настойчиво прозвонят о необходимости решения проблемы, когда уже за 30, 40, 50… , вот тогда включается другой органчик в мозгу, и планочка снижается. И думает мечтательница уже в более реальном ключе о самом элементарном замужестве за самым обыкновенным соседским мальчиком, с которым когда-то за одной партой сидела или в одном институте училась. И он оказывается вовсе без заграничного лоска, богатства и прочих вожделенных мужских достоинств. Обычный. Как все.
Первое время она старательно будет приписывать ему несуществующие достоинства. Сочинять эпитеты для своей неземной любви и представлять свою встречу с ним совершенно неординарной ситуацией, смахивающей на сцену из любовного романа. Дорисует детали, заштрихует несоответствия, закроет глаза на очевидные огрехи. А потом смирится. Ну, хоть такой есть!
Непутевый, да свой собственный!
Ну, а непутевого не грех и с подругами обсудить. Как давеча. Горько, но зато как у всех.
И покатится привычная телега по гнилостным болотам давешнего бла-бла-бла. По кругу. И так всю жизнь… Нравится вам такая перспектива?
Не нравится!? Вот и мне не нравится!
Поэтому, как только мне хочется рассказать кому-то, что мой муж совершенно не умеет складывать на место свои проклятые носки, я навешиваю на свои уста большой амбарный замок.
И представляете! Он, наконец, научился бросать их в корзину для белья. Вот это да! Не прошло и двадцати лет…

Сергей Донатович Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе, куда родителей эвакуировали во время войны, в семье театрального режиссера Доната Исааковича Мечика (1909-1995) и литературного корректора Норы Сергеевны Довлатовой (1908-1999). В 1944 году семья вернулась в Ленинград. Вскоре отец Сергея Довлатова Донат Исаакович ушёл из семьи. Общались они редко, в основном посредством записок.

В 1959 году Довлатов поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета имени Жданова (кафедра финского языка). Во время учёбы подружился с молодыми ленинградскими поэтами Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Иосифом Бродским. Однако университет пришлось покинуть после двух с половиной лет обучения (отчислен со второго курса за неуспеваемость).

С 1962 по 1965 год Сергей Довлатов служил в армии, в системе охраны исправительно-трудовых лагерей на севере Коми АССР. После демобилизации поступил на факультет журналистики ЛГУ, в то же время работая журналистом в многотиражке Ленинградского кораблестроительного института "За кадры верфям" . Начал писать рассказы. Входил в ленинградскую группу писателей "Горожане" вместе с В. Марамзиным, И. Ефимовым, Б. Вахтиным и др. Одно время работал личным секретарем у писательницы Веры Пановой.

В 1972-1975 гг. жил в Таллинне, работал корреспондентом газет "Советская Эстония" и "Вечерний Таллин". В 1976 г. вернулся в Ленинград, был принят в штат журнала "Костер" . Писал рецензии для литературных журналов "Нева" и "Звезда" . Работал экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом (Михайловское).

Писал прозу, но из многочисленных попыток напечататься в советских журналах ничего не вышло. Набор его первой книги был уничтожен по распоряжению КГБ. С конца 60-х Довлатов публикуется в самиздате, а в 1976 году некоторые его рассказы были опубликованы на Западе в журналах "Континент" , "Время и мы", за что был исключен из Союза журналистов СССР.

В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал в Вену, а затем переселился в Нью-Йорк. Издавал "лихую" либеральную эмигрантскую газету "Новый американец", с 1980-го по 1982-й был ее главным редактором. Одна за другой выходят книги его прозы — "Невидимая книга" (1978), "Соло на ундервуде" (1980), повести "Компромисс" (1981), "Зона" (1982), "Заповедник" (1983), "Наши" (1983) и др. К середине 80-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижном журнале "New-Yorker" , став вторым после Владимира Набокова русским писателем, печатавшимся в этом солидном издании.

За двенадцать лет жизни в эмиграции издал в общей сложности двенадцать книг, которые выходили в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче "Писатель у микрофона" на радио "Свобода ".

Довлатов был официально женат дважды. От первого брака с Асей Пекуровской у него осталась дочь Мария (р. 1970 г.). Двое детей — Екатерина (р. 1966 г.) и Николай (р. 1984 г.) — от второй жены Елены Довлатовой. Дочь Александра (р. 1975 г.) — от гражданской жены Тамары Зибуновой.

Сергей Довлатов умер в возрасте 49 лет 24 августа 1990 года от сердечной недостаточности, в машине скорой помощи по дороге в больницу. Похоронен в Нью-Йорке на кладбище "Маунт Хеброн" (Mount Hebron Cemetery).

Я вынужден сообщать какие-то детали моей биографии, иначе многое останется неясным. Сделаю это коротко, пунктиром.
Толстый застенчивый мальчик... Бедность... Мать самокритично бросила театр и работает корректором...
Школа... Дружба с Алешей Лаврентьевым, за которым приезжает "форд"... Алеша шалит, мне поручено воспитывать его... Тогда меня возьмут на дачу... Я становлюсь маленьким гувернером... Я умнее и больше читал... Я знаю, как угодить взрослым...
Черные дворы... Зарождающаяся тяга к плебсу... Мечты о силе и бесстрашии... Похороны дохлой кошки за сараями... Моя надгробная речь, вызвавшая слезы Жанны, дочери электромонтера... Я умею говорить, рассказывать...
Бесконечные двойки... Равнодушие к точным наукам... Совместное обучение... Девочки... Алла Горшкова... Мой длинный язык... Неуклюжие эпиграммы... Тяжкое бремя сексуальной невинности...
1952 год. Я отсылаю в газету "Ленинские искры" четыре стихотворения. Одно, конечно, про Сталина. Три — про животных...
Первые рассказы. Они публикуются в детском журнале "Костер". Напоминают худшие вещи средних профессионалов...
С поэзией кончено навсегда. С невинностью — тоже...
Аттестат зрелости... Производственный стаж... Типография имени Володарского... Сигареты, вино и мужские разговоры... Растущая тяга к плебсу. (То есть буквально ни одного интеллигентного приятеля.) Университет имени Жданова. (Звучит не хуже, чем "Университет имени Аль Капоне")... Филфак... Прогулы... Студенческие литературные упражнения...
Бесконечные переэкзаменовки... Несчастная любовь, окончившаяся женитьбой... Знакомство с молодыми ленинградскими поэтами — Рейном, Найманом, Бродским...

1960 год. Новый творческий подъем. Рассказы, пошлые до крайности. Тема — одиночество.
Неизменный антураж — вечеринка.
Выпирающие ребра подтекста. Хемингуэй как идеал литературный и человеческий... Недолгие занятия боксом... Развод, отмеченный трехдневной пьянкой... Безделье... Повестка из военкомата... За три месяца до этого я покинул университет.
В дальнейшем я говорил о причинах ухода — туманно. Загадочно касался неких политических мотивов.
На самом деле все было проще. Раза четыре я сдавал экзамен по немецкому языку. И каждый раз проваливался.
Языка я не знал совершенно. Ни единого слова. Кроме имен вождей мирового пролетариата. И наконец меня выгнали. Я же, как водится, намекал, что страдаю за правду. Затем меня призвали в армию. И я попал в конвойную охрану. Очевидно, мне суждено было побывать в аду...

Судьбу писателя придумала жена

Один из самых распространённых мифов о Сергее Довлатове приписывает ему донжуанские наклонности и аж 200 пассий в одном только Ленинграде. Однако, как утверждают люди, близко знавшие его, Довлатов женщин… боялся! И в жизни писателя были только две пассии: одну — Асю — он любил, а второй — Елене — был обязан всем.

С Асей Пекуровской он познакомился на филфаковской лестнице. Довлатов любил её безумно, но Ася, вскоре родившая ему дочь Машу, предпочла неудачнику Сергею, отчисленному из университета, более успешного Василия Аксёнова, романы которого уже тогда печатались в журнале «Юность». Когда она объявила Довлатову, что уходит, он сначала грозился самоубийством. Видя, что это не помогает, заперся с любимой в комнате, наставил на неё ружьё и кричал, что убьёт её, если она не останется с ним! Но Ася была непреклонна — и отчаявшийся Довлатов спустил курок…

К счастью, его рука дрогнула, и пуля ушла в потолок. Услышав выстрел, в комнату ворвалась его мать, а Пекуровской удалось убежать. Больше она не вернулась. Довлатов же, как писал он потом, отметил уход любимой женщины трёхдневной пьянкой. Только через 18 лет Ася решилась показать Довлатову дочь, но тот отнёсся к своему ребёнку холодно — Маша была слишком похожа на мать, которая когда-то его бросила. Сейчас старшая дочь Довлатова живет в Сан-Франциско и пишет слоганы для афиш, зарабатывая за каждый столько, сколько её отец не получил за всю жизнь.

Говорят, он никогда не реализовал бы себя, если бы не вторая жена — Елена. Замкнутая и молчаливая, она обладала тем мужским характером, которого так не хватало самому Довлатову. Хотя он пишет, что жена нисколько не интересовалась его прозой, именно она своими руками набрала на печатной машинке полное собрание его сочинений. Сергею было достаточно одного движения Лениных бровей, чтобы понять: рассказ нужно переделать. Именно она, утверждают знакомые семьи, принимала все важные решения в его жизни. Несмотря на то, что однажды они временно разошлись, Лена продолжала жить в его квартире с его матерью и их дочерью Катей. Однажды Лена сказала Довлатову: «Вот тебе поплиновая рубашка, и распишись на бумажке, что ты не возражаешь против отъезда дочери в Америку». И он подписал!

По некоторым сведениям, эмиграцию тоже подстроила Елена. Всё началось с мелочи — Сергей поехал провожать Лену и Катю на аэродром, где долго махал им вслед своим шарфом. Из-за ледяного ветра у него тут же заболело горло, и он позвонил на самоходную баржу «Алтай», где тогда работал сторожем, чтобы за него отдежурили, а сам поехал домой. Не дождавшись врача, он активно занялся самолечением — пил водку. Поэтому приехавший врач вместо больничного констатировал у Довлатова алкогольное опьянение. В это время на барже за него отдежурили и записали на его имя рабочие часы — а это был натуральный подлог, за который начальство впоследствии Довлатова лишило работы.

Дальше — больше: после увольнения над ним нависла угроза быть арестованным за тунеядство, от чего он спасался весьма оригинальным способом. Подкупил за бутылку вермута знакомого журналиста, который сидел на первом этаже и высматривал милиционеров, пришедших за Довлатовым. Как только они объявлялись, журналист поднимал трубку и говорил Сергею два слова: «Бл*ди идут». По этому сигналу Довлатов закрывал дверь на щеколду и залезал с головой под одеяло — так ему долго удавалось скрываться. Однако кроме милиции за ним охотился еще и КГБ, где прознали про публикацию за границей произведений Довлатова, о чем он сам даже не подозревал! Схватили его во время одного из выходов в магазин — и в тюрьме полковник КГБ завёл с ним разговор издалека: «Сергей Донатович, вы любите свою жену? Свою дочь? Вас ведь издают за границей? Вы не хотите уехать — мы вам поможем…» Так Довлатов оказался за океаном, где снова женился на своей же жене.