Музыкальная гостиная, посвященная творчеству М. Глинки. Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. Сценарий музыкальной гостиной `М.И. Глинка`

Евтихова М.А.,

Учитель литературы,

Шевченко Л.Г.,

Учитель музыки

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

«МУЗЫКА –ДУША МОЯ»

М.И. Глинка

Комментарии к внеклассному мероприятию

Внеклассная работа является одной из самых удачных форм воспитания, образования и развития творческих способностей школьника. В подготовке внеурочного мероприятия особое внимание уделяется содержанию материала, организационным формам работы. Мы предлагаем сценарий литературно –музыкальной гостиной по теме «Музыка –душа моя», посвящённой творчеству М.И. Глинки. Эта разработка способна стать украшением школьного досуга.

Цель проведения:

Способствовать повышению интереса обучающихся к литературе и музыке средствами внеурочных форм

Эстетическое воспитание учащихся,

Расширение знаний по литературе и русской классической музыке,

Развитие творческих способностей.

Участники: Ведущая, Ведущий, Миша Глинка в детстве, его бабушка, его

Отец Иван Николаевич, его мать Евгения Андреевна, Анна Петровна Керн.

Оборудование: костюмы героев, портрет композитора, фонозаписи.

Предварительная подготовка: разучивание сценок.

Звучит вступление к романсу М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье». Выходят ^ Ведущий и Ведущая

Ведущая. Какая прекрасная музыка открывает наш сегодняшний вечер!

Ведущая. Михаил Иванович Глинка.

Ведущий. Глинка? Эта фамилия мне знакома. Мы слушали музыку Глинки на уроках музыки.

Ведущая. Я считаю, что Глинка должен быть знаком каждому, кто живёт в нашей стране. Ведь именно мелодия музыки Глинки в конце ХХ века на несколько лет стала Российским гимном. Давайте послушаем его начальные такты.

Звучит фонозапись начала бывшего Российского гимна.

Музыка Михаила Ивановича Глинки так прекрасна, потому что он обладал удивительным даром – мелодизмом. Не зря ещё при жизни он был уже признан музыкальным классиком.

Ведущий. И совершенно справедливо. Ведь подобно Пушкину, который создал наш литературный язык, Глинка создал язык музыкальный. Он первый из композиторов сочинил оперную, балетную и симфоническую музыку, которая стала образцом для целого ряда поколения композиторов.

Ведущая. А еще Глинка стал основоположником русского романса, и один из своих шедевров он написал на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Это романс и звучал в начале нашего вечера – «Я помню чудное мгновенье».

Ведущий. Да Глинка дружил с Пушкиным, но ранняя смерть поэта помешала их сотрудничеству. Но у романса «Я помню чудное мгновенье» интересная судьба. Давайте познакомим наших друзей с историей его возникновения.

Ведущая. Но этот романс Глинка написал, уже будучи знаменитым и зрелым композитором. А как развивался его музыкальный талант? Давайте вначале проследим творческий путь Глинки, а к романсу «Я помню чудное мгновенье» мы ещё вернёмся.

Ведущий. Оказывается, музыкальное дарование Глинки проявилось уже в раннем детстве. Но стоит рассказать о необыкновенном венчании его родителей. Дело в том, что состоялось оно благодаря бабушке композитора, которая отличалась крутым и решительным нравом. Жила она в своём имении неподалеку от города Смоленска, и задумала она женить своего сына Ивана.

Ведущие отходят в стороны. Появляется Бабушка, одетая в тёплый халат и чепец. Ей навстречу выбегает Иван Николаевич, целует ей руку.

^ Иван Николаевич. Доброе утро, маменька. Расскажите скорее, чем закончилось ваше вчерашнее сватовство к соседке нашей Евгении Андреевне? Ведь вы знаете, что мы давно любим друг друга. Что сказал её опекун? Дал согласие?

^ Бабушка (властно). Погоди, Иван, не торопи меня. Вот что: опекун ответил отказом.

Иван Николаевич. Ах, маменька! Что делать?

Бабушка. Погоди, говорю. Главное, что я на этот брак тебе благословление дала. Да и мне Евгения по душе пришлась. Так вот что мы сделаем. Нынче постарайся свидеться с нею да скажи, что ночью ты приедешь в закрытой карете, увезёшь её да и обвенчаешься в нашей церкви.

^ Иван Николаевич. Ах, маменька, её опекун этого не потерпит. Ведь погоню вдогонку пошлёт.

Бабушка. Иван, какой же нетерпеливый. Дай же матери договорить. Силен опекун твоей невесты да мне не указ. И меня он не хитрее. Смотри – зима на дворе стоит, все реки замёрзли, льдом покрылись. А от их села до церкви пять рек пересекать надо. Так я возле каждой переправы своих крепостных мужиков поставлю, и они топорами да дубинами будут ломать лёд за твоей каретой. Чай побоится погоня в ледяную воду сунуться.

^ Иван Николаевич. Ах, маменька, как вы добры! (Обнимает мать.)

Бабушка. Ну, то – то, будешь мать благодарить.

Уходят

Ведущая. Вот это бабушка была у композитора! Что за решительность, что за горячий нрав!

Ведущий. Да, и молодые её действительно благодарили. Только вот беда –умер у них первый сын. Поэтому, когда родился второй Мишенька, то бабушка решительно заявила, что будет воспитывать и беречь его сама.

Выходит Бабушка. Ей навстречу выходит Евгения Андреевна.

^ Бабушка (грозно). Это еще что такое? Почему Мишеньку гулять на улицу вывели?

Евгения Андреевна. Так лето, маменька. Дозвольте мальчику по травке погулять, свежим воздухом подышать.

Бабушка. Незачем ему по улице ходить, вдруг заболеет. Уж вы не уберегли своего первенца, не учите теперь меня, как внука воспитывать.

^ Евгения Андреевна. Да ведь ему скучно без прогулок будет.

Бабушка. Я его развеселю. Прикажу девушкам, пусть песни поют да сказки сказывают. А ты знаешь, Евгения, какие он мне картины мелом на полу рисует! И усадьба наша и пруд, и деревья, как живые! А еще я ему азбуку показала, он теперь читать умеет. А недавно собрал на кухне медные тазы да и стал на них поварёшкой изображать колокольный звон.

^ Евгения Андреевна. Колокольный звон?

Бабушка. Ну да. Точь – в – точь на нашей церкви колокола в праздники так звенят.

Евгения Андреевна. Это значит, у Миши музыкальный слух очень хороший.

Бабушка. Вон он каков у нас –молодой хозяин поместья смоленского.

^ Евгения Андреевна. Так может быть, Мишеньке, суждено музыкантом сделаться? Надо ему учителя по музыке нанять.

Бабушка. Ещё чего –музыкантом! Ему в наследство вступать, от меня да от отца своего имением управлять. А вот насчёт учителя музыки ты, пожалуй, права. Учителя надо будет ему нанять получше.

Уходят

Ведущая. Но недолго жил Миша баловнем. И шести лет ему не исполнилось, как его бабушка умерла. Миша подрастал, и пришло ему время учиться. Наняли хороших учителей, и те в один голос говорили, что мальчик способный, надо его учить. Особенно довольна была маменька. Мишенька не отходил от рояля, хватал на лету музыкальные премудрости. «Что делать, маменька, - говорил он, - музыка –душа моя». Только родители начали задумываться о том, чтобы мальчика начать серьёзно учить музыке, как нагрянула новая беда: в 1812 году в Россию вторглись французские войска и началась Отечественная война.

Сцена озаряется красным светом, звучит колокольный звон

Ведущий. По всей Смоленщине тогда гремел призыв: «Встанем на защиту родной земли!» Снаряжались в поход народные ополченцы, крестьяне незваным гостям засады в лесах устраивали. Вся смоленская земля обратилась в один пылающий костёр. А что же семья Глинки? Иван Николаевич отправил свою семью в Орел, а сам остался готовить войскам снаряжение и продовольствие.

Ведущая. Просчитался кичливый захватчик, считая, что завоюет Россию через два месяца. После битвы на Бородинском поле Наполеон вступил в Москву, встретившую его пожаром. Вот как об этом сказал Пушкин:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклоненный

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

На праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Осенью 1812 года началось бегство французских войск из России. Громила их русская армия во главе с любимым в народе полководцем Кутузовым, громили и отважные партизаны, и крестьянские отряды.

Ведущий. Вернувшись обратно в родное село, Михаил Глинка слышал немало рассказов и песен о народных смельчаках – героях – крестьянах. Из этих впечатлений и родилась потом идея создания первой народной оперы - «Иван Сусанин».

Звучит финал оперы «Иван Сусанин» - хор «Славься!».

Хор «Славься!», который мы только что услышали, звучит в финале оперы «Иван Сусанин».

Ведущая. Для того чтобы подробно рассказать об опере Глинки «Иван Сусанин», понадобится целая концертная программа. Сегодня же мы решили поговорить о его романсах. Много романсов Глинка сочинил на стихи Пушкина. Давайте вспомним, где будущий композитор впервые увиделся с Пушкиным. Ведь это было в годы учёбы Глинки в Петербургском благородном пансионе.

Ведущий. Да, именно там Михаил Глинка познакомился с Пушкиным. Поэт приезжал в пансион очень часто. Вместе с Глинкой учился брат Пушкина Лёвушка, а русскую словесность преподавал лицейский его друг Вильгельм Кюхельбекер.

Ведущая. По окончании пансиона Глинка получает низший титул чиновника –титулярный советник. Но вскоре он выходит в отставку и убеждает отца, что ему надо учиться музыке. Уже тогда первые сочинения Глинки оценили знатоки музыки. Послушайте один из первых его романсов – элегию «Не искушай» на стихи Евгения Баратынского. Тепло и искренне рассказывает композитор в этом романсе о тревогах и сомнениях человеческого сердца. Музыка наполнена волнением и силой чувства.

Идёт исполнение романса «Не искушай».

^ Текст (слова) романса Не искушай меня без нужды

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей,

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней.

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь

И не могу предаться вновь,

Раз изменившим сновиденьям.

Немой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова,

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь.

Я сплю, мне сладко усыпленье,

Забудь бывалые мечты.

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

Ведущий. Музыкальных учебных заведений тогда в России не было, и Глинка едет в Италию к знаменитым преподавателям.

Ведущая. И как же учился юный русский синьор?

Ведущий. Усердно. Так усердно, что вскоре превзошел своих учителей, и они стали звать его почтительным словом «маэстро», что в переводе с итальянского и означает «учитель». За годы пребывания в Италии Глинка написал много сочинений, в которых выразил своё восхищение красотами её природы. Вот послушайте, как тонко Глинка передал особенности итальянской ночи в романсе «Венецианская ночь», написанном в духе народной баркаролы.

Ведущая. «Венецианская ночь» написана на слова поэта Ивана Козлова, и музыка словно сливается со стихами, воспевающими благоуханную ночь в Венеции. В музыке мы слышим и колыхание волн, и капельки воды, падающей с вёсел. Итак, представьте себе блеск полной луны, прозрачный ароматный воздух и напев баркаролы – песни венецианских лодочников.

Звучит романс «Венецианская ночь».

Ведущий. Годы жизни в Италии принесли Глинке, по его собственным словам, много пользы. Затем он побывал в Вене и Берлине, где также занимался с крупнейшими педагогами- музыкантами того времени. Но его планы на будущее были связаны с созданием произведений, которые поведали бы всему миру о красоте родной земли и о людях, её населяющих. Как он сам отмечал в своих записках, он горел «мыслью о национальной музыке».

Ведущая. Возвратившись в 1834 г. в Россию, в кругу друзей – поэтов и музыкантов – Глинка рассказал о своём замысле написать оперу на русскую тему. Поэт Василий Андреевич Жуковский подсказал ему сюжет –подвиг народного героя Ивана Сусанина. И вот в 1936 г. такая опера была написана – «Иван Сусанин». Восторгам зрителей и музыкантов не было предела. Наконец на оперной сцене впервые был показан спектакль, героем которого стал простой человек, крестьянин, совершающий подвиг во имя России и отдающий свою жизнь за Родину.

Ведущий. Оперой «Иван Сусанин» восторгался и А.С. Пушкин. Композитор и поэт обсуждали план совместной работы над оперой «Руслан и Людмила», но, к сожалению, этому замыслу не суждено было воплотиться: через два месяца великий поэт был убит на дуэли. И из-за различных трудностей, связанных со службой Глинки, его вторая опера «Руслан и Людмила» появились на свет только через шесть лет – в 1842 году.

Ведущая. Но ведь за эти шесть лет Глинка создал немало других произведений – «Вальс – фантазию», романсы.

Ведущий. Да, он был в дружбе с поэтом Нестером Кукольником и многие свои произведения писал на его слова. Один из таких романсов – «Жаворонок» - полон восхищения прелестью родной природы. По музыке своей «Жаворонок» напоминает напев русской народной песни. А вступление и музыкальные проигрыши передают трели маленькой птички, то поднимающейся высоко в небо, то вновь спускающейся к земле.

Звучит романс «Жаворонок».

Ведущая. К 1939 году относится знакомство Глинки с Анной Петровной Керн –женщиной, которой Александр Сергеевич Пушкин посвятил свое знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Ведущий. Вот, наконец, мы и подошли к моменту, с которого начали свой вечер. Как же возникла у композитора идея написать романс на эти стихи?

Ведущая. Давайте обратимся к свидетельнице этой истории – самой Анне Петровне Керн.

^ Ведущий (обращается за кулисы). Прошу вас, Анна Петровна. (Подходит к кулисе и выводит за руку исполнительницу роли Анны Петровны Керн.) Прошу вас поведать нашим зрителям историю этого романса.

Керн. Моё знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным состоялось на вечере у наших общих знакомых в 1819 году. Затем я увидела его снова лишь через шесть лет, когда он пребывал в ссылке в своём имении Михайловское, а я приехала к своей тётке, жившей по соседству, в Тригорском. Мы почему-то были так смущены нашей встречей, что не скоро смогли даже просто разговориться. Через несколько дней, когда я уезжала, он пришел утром попрощаться и преподнёс мне только что вышедший экземпляр второй главы своего романа в стихах «Евгений Онегин». Страницы этого издания были ещё даже не разрезаны, а между ними я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье».

Ведущая. Какая романтическая история!

Керн. В 1839 году мою дочь Екатерину познакомили с Михаилом Ивановичем Глинкой.

Ведущий. Да, и Михаил Иванович Глинка даже оставил своё впечатление от этой встречи в своих записках: «Её ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей ее особе всё более и более меня привлекали». Тогда–то Глинкой и был написан этот лучший из его романсов, посвящённый вашей дочери, которую Глинка тогда называл Катрин. (Обращается к Керн.) Вы согласны со мной, Анна Петровна?

Керн. Конечно, как полно и неразрывно сливаются с музыкой пушкинские слова! Чудесная напевная мелодия слов «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты…» словно воплощает в себе мечту о счастье. И вдруг резкий перелом: «Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты», «В глуши, во мраке заточенья…» - это напоминают о себе тяжёлые годы жизненных испытаний. Музыка становится тревожной, а затем – и глубоко печальной. Но как победа жизни над мраком вновь возникает первая мелодия: «Душе настало пробужденье…».

Ведущий. Послушаем же этот романс.

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье». Когда он заканчивается, Керн уходит.

Трудным, но славным был жизненный путь композитора.

Ведущая. Во второй половине ХIХ века русская музыка достигла своего расцвета, и этим она во многом обязана гению Глинки.

Ведущий. Русский народ гордится Глинкой и любит его произведения. Сегодня мы познакомились с некоторыми удивительными романсами.

Ведущая. Но мы, к сожалению, не успели рассказать о других его прекрасных сочинениях.

Ведущий. Поэтому есть повод сказать нашим слушателям «до новых встреч» и вновь встретится в музыкальной гостиной, чтобы послушать красивую музыку.

Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
ДМШ гор. Гвардейска

«М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь»

Сценарная разработка

Интеллектуальной игры по музыкальной литературе

ЧТЕЦ: История сохранила для нас имена 2-х русских женщин,
чьи судьбы тесно переплелись с жизнью двух русских
гениев – поэта Александра Сергеевича Пушкина и
композитора Михаила Ивановича Глинки.
Имена этих женщин – Анна Петровна Керн и ее дочь
Екатерина.

РАЗДАЮТСЯ ЗВУКИ ВАЛЬСА («ВАЛЬС - ФАНТАЗИЯ»). ЗАЖИГАЮТСЯ КАНДЕЛЯБРЫ. ГОСТИ ВЫХОДЯТ НА СЦЕНУ.

ЧТЕЦ: (Сидя в кресле) Петербург. 1819 г. Один из шумных светских вечеров с ужином, танцами, шарадами. Пушкин неотступно следит взглядом за очень юной, очаровательной женщиной. Его воображение поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. К концу вечера он знает о ней уже многое.
Анна Керн 16 –ти летней девочкой выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который к тому же старше ее на 30 лет. Многие мимолетные впечатления юных лет стерлись в памяти поэта, но образ анны Керн глубоко запал в душу.

ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН.

ПУШКИН: Прошло 6 лет, я уже известный поэт, в ссылке, в глухом селе Михайловском. Однажды, будучи в гостях, я вновь встретился с Анной Петровной Керн. Все дни проходили среди стихов, развлечений, музыки. Каждый вечер я с волнением слушал пение керн. В этой женщине удивительно сочетались красота, женственное обаяние и пленительный голос.

ИСПОЛНЯЕТСЯ: « ВОЕТ ВЕТЕР» ПО ОКОНЧАНИИ ПУШКИН ПОДХОДИТ К КЕРН И ЦЕЛУЕТ РУКУ.

ЧТЕЦ: С каждым днем росло увлечение поэта. И вот наступил прощальный день.

ЗВУЧИТ «ПРОЩАЛЬНЫЙ ВАЛЬС» ГЛИНКИ

ЧТЕЦ: на фоне звучащей музыки читает дальнейший текст:
Вечер был так хорош, что молодым людям не хотелось сидеть в доме и все разбрелись по старому, запущенному парку. Пушкин и Анна Керн шли заросшими аллеями. Оба молчали. Молчали в предчувствии разлуки.
А. КЕРН: «Повинуясь минутному порыву, я нагнулась, сорвала гелиотроп и протянула цветок Пушкину».
ЧТЕЦ: на следующее утро, когда Анна Петровна уже в дорожном платье встретила поэта, он протянул ей прощальный подарок – только что изданную 2- ю главу «Евгения Онегина».
Когда Анна Петровна с волнением раскрыла книгу, выпал небольшой листок – 5 строф стихотворения, которое навсегда вошло в историю русской лирики как один из шедевров.

НАЧИНАЕТ ЗВУЧАТЬ РОМАНС ГЛИНКИ «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ» В ФОРТЕПИАННОМ ИЗЛОЖЕНИИ.
ПУШКИН: Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье,
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО ЧЕТВЕРОСТИШЬЯ КЕРН БЕРЕТ У НЕГО ИЗ РУК ЛИСТОК И ПОВТОРЯЕТ ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИ…
ПАУЗА…КЕРН УХОДИТ. ЗВУЧИТ «НОКТЮРН» ГЛИНКИ «РАЗЛУКА»

ПУШКИН: После ее отъезда я все ночи хожу по саду, говорю: «Она была здесь». Камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе, рядом с ним завядший гелиотроп.

ПУШКИН ОТХОДИТ К РОЯЛЮ.
ЧТЕЦ: Казалось бы, на этом можно было бы и закончить повествование о рождении стихотворения, которое стало жемчужиной лирической поэзии. Можно было бы, если бы не одно НО…

Через много лет это стихотворение послужило еще одним признанием в любви. Оно легло в основу романса, который подарил великий русский композитор Михаил Иванович Глинка дочери Анны Петровны Керн – Екатерине…
Это был грустный роман.
Судьбе было угодно разлучить два любящих сердца и лишь воспоминанием, эхом прошедшей любви звучит прелестный романс, стихи которого были посвящены великим ПУШКИНЫМ Анне Петровне Керн, а музыка к ним подарена гениальным ГЛИНКОЙ ее дочери – Екатерине.

ЗВУЧИТ РОМАНС «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ»

Зелёная дорожка

«Весна 1845 года стала весной русского симфонизма»
? О каком событии в жизни М.И. Глинки идёт речь.
Ответ: 10 апреля 1845 г. – триумфальный концерт в Париже положил начало известности Глинки в Европе. Глинка стал внутренне готов к созданию испанских увертюр.

Норвегия, Англия, Греция, Италия, Швеция.
? Как вы думаете, в каких странах Глинка никогда не смог бы жить и почему.

Ответ: Норвегия, Англия, Швеция, т.к. это страны с холодным климатом.

Рылеев, Кавос, Глинка.
? Что объединяет эти три имени.

Ответ: Рылеев, Дума «Иван Сусанин»
Кавос, опера «Иван Сусанин»
Глинка, опера «Иван Сусанин»

Если бы существовала машина времени и мы имели бы возможность сегодня пригласить на представление оперы «Иван Сусанин» его Величество императора Николая I, то чем бы он был возмущен и потребовал изменить в афише.

Ответ: Название оперы «Иван Сусанин» на «Жизнь за царя»

Известно, что Глинка был не только замечательным композитором, певцом, но и музыкантом-исполнителем.
? На каких необычных инструментах он мог играть.

Ответ: Колокола, кастаньеты.

«У батюшки собиралось много гостей и родственников… В таком случае посылали обыкновенно за музыкантами к дяде моему, за 8 верст… Музыканты оставались несколько дней… Музыка производила на меня непостижимое, восхитительное впечатление. Учитель рисования, заметив рассеянность на уроке, неоднократно журил меня и сказал мне однажды, что я только думаю о музыке. На что я отвечал: «Что же делать?...» Продолжить фразу.

Ответ: «Музыка – душа моя!»

Звучит Ноктюрн Джона Фильда

Это произведение известного композитора, музыканта, выдающегося педагога 19 века, игрой которого восхищался М.И,Глинка, называя ее сильной, мягкой, отчетливой, с редким изяществом мелкой техники, чистотой ее ажурных пассажей…». Глинкам успел взять у этого композитора три урока, но как пианист навсегда остался приемником его школы. О каком композиторе идет речь.
Ответ: Ирландский композитор Джон Фильд.
Звучит «Вальс – фантазия» Глинки в исполнении фортепиано.

Об этом произведении говорят, как о лирической исповеди души человека, как об элегической, романтической симфонической поэме.
Назовите это произведение, кому оно посвящено, и почему сегодняшнее исполнение не противоречит авторскому замыслу композитора.
Ответ: «Вальс-фантазия», 1839 г., написано для фортепиано, 1856 год – последняя оркестровая редакция. Посвящено Екатерине Ермолаевне Керн.

Красная дорожка

Звучит полонез из оперы «Иван Сусанин»
? Назвать прозвучавший музыкальный фрагмент, откуда он.

Ответ: Из симфонической музыкальной сюиты второго действия оперы «Иван Сусанин», музыкальная характеристика польской шляхты.

Какие танцы входят в танцевальную сюиту из второго действия оперы «Иван Сусанин». Какой из танцев не польский.
Ответ: Полонез, краковяк, ВАЛЬС, мазурка.

Переоценить роль М.И. Глинки в русской культуре не возможно. Глинка – основоположник русской классической музыки.
? Создателем каких музыкальных жанров он явился.
Ответ: 1.Национальной русской классической оперы героической и сказочно-эпической.
2.Русского симфонизма.
3. Русской школы вокального пения.

По представленному ритмическому рисунку определить и назвать произведение.
Ответ: «Камаринская»
? Жуковский, Николай I, Анна Петровна Керн, Минин и Пожарский, барон фон Розен. Чье имя в списке лишнее и почему.
Ответ: А.П.Керн, не имеет отношения к опере «Иван Сусунин».

Прочесть участникам игры описание мимозы, как растения.
? Какое отношение это имеет к Глинке.

Ответ: Прозвище Глинки в детстве из-за его слабого здоровья.

Желтая дорожка

Цитата: «Глаз свободно уходит в даль, не встречая ничего, кроме красно-серой почвы и темно-голубого неба… Я не знаю, что есть в мире печальнее этой пустыни. Представьте при этом мертвом молчании ослепительную яркость жгучего солнца, от которого трескается обнаженная земля…»
?В эту страну Глинка был влюблен, именно там он написал одно из самых лучших своих произведений, музыкальное вступление к которому – это образ земли, а основная тема – это образ самой жизни. О какой стране идет речь, назвать произведение.
Ответ: Испания. «Арагонска хота».

Известно, что всю свою жизнь Глинка охотно и усердно занимался науками. В каких странах М.И, мог бы обходиться без переводчика, став взрослым.
Ответ: Франция, Германия, Англия, Персия, Италия, Испания, знал латынь.

Звучат отрывки из литературных произведений:
1.«Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…»
(«Руслан и Людмила»)
2.«…Сказка ложь, да вней намек!
Добрым молодцам урок…»
(«Сказка о золотом петушке»)
3.«…Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил…»
(«Сказка о царе Салтане»)
Назвать автора этих строк. Какой из отрывков имеет отношение к игре и почему.
Ответ: Отрывок № 1, Глинка написал оперу «Руслан и Людмила»
-5-
? Назвать наибольшее количество имен царственных особ из сказок А.С.Пушкина.
Ответ: Дадон, Салтан, Гвидон, Елисей.

Вопрос с портретами. На представленных на экране портретах узнать М.И.Глинку.

О ком идет речь в следующей цитате:
«… закажешь, бывало, столько-то стихов, такого-то размера, 2-х, 3-х сложного и даже небывалого, - ему все- равно – придешь через день, уж и готово. Многие в насмешку говорили, что у него по карманам разложены вперед уже заготовленные стихи, которые он вынимал столько каждого сорта, сколько следовало, и каждый сорт из особого кармана…» О ком идет речь.
Ответ: барон фон Розен, либреттист опнры «Иван Сусанин».

?- «…А что, у Кукольника есть хорошие стихи? -
- Говорят, что у него есть и мысли» - А.С.Пушкин.
С такой иронией говорил А.С. Пушкин о Несторе Кукольнике, литераторе, поэте. О человеке скрытном, неоднозначном, повесе и игроке, но, несомненноталантливом и неординарном. Об их отношениях с М.И.Глинкой можно сказать словами того же Пушкина:
«…Они сошлись – волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…».
Плодом их дружбы явились многие музыкальные произведения. Одно из них вы сейчас услышите. Назовите произведение и сборник, в который оно входит.
Ответ: песня «Жаворонок», июнь – август 1810 г., «Прощание с Петербургом».

Показать игрокам дубовую ветку или желудь. Какое отношение имеют эти предметы к нашей игре.
Ответ: П.И.Чайковский сказал: «…вся симфоническая музыка заключена в «Камаринской» Глинки подобно тому, как весь дуб в желуде!..»

ПУШКИН И ГЛИНКА

Форма : литературно-музыкальный вечер

Цели:
- повышение общей культуры школьников,
- содействие эстетическому воспитанию,
- знакомство с образцами русской музыкальной культуры.

Возраст : учащиеся старших классов.

Количество участников : 1 –2 класса.

Место проведения : концертный зал, читальный зал, класс.

Оборудование: - музыкальная аппаратура, пианино, пластинки, аудиокассеты, книжная выставка, портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки.

Советы: Литературно-музыкальный вечер будет более эффективным, эмоциональное восприятие более полным, если все романсы и музыкальные фрагменты будут звучать в "живом" исполнении. Не рекомендуется перемежать музыкальные записи с живым исполнением.

Литература:
1. Басина М. На брегах Невы. М., 1969.
2. Васина-Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка. М., 1982.
3. Гессен А.И. Звучал мне долго голос нежный... Музыкальная жизнь. 1972. № 22.
4. Глинка М. Записки. - Л., 1953.
5. Гольдфайн Л. Пушкин и музыка. Воспитание школьников.1997. № 6.
6. И я открою свою землю... (Глинка). - М., 1976.
7. Керн А.П. Воспоминания о Пушкине. М., 1987.
8. Орлова А.А. Глинка в Петербурге. Л., 1970.
9. Попов Н. Вечер поэзии русского романса. Воспитание школьников. 1995. № 5.
10. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-т. Т.1-3. М.,1962.
11. Пушкин в музыке. Справочник. М., 1974.
12. Рудь И. Страницы музыкальной Пушкинианы. Музыкальная жизнь. 1974. № 11.
13. Слово о музыке. Русские композиторы 19 века. М., 1990.
14. Соболева Г. Русский романс. М., 1995.


СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

Звучит «Вальс» А. Грибоедова

Ведущий: Есть имена в русской культуре, которые больше, чем имена, без них просто невозможно представить русскую историю. К ним, несомненно, относятся и современники - А.С. Пушкин и М.И. Глинка.

Чтец: Русский критик В. Стасов писал: "...Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты, оба - родоначальники нового русского художественного творчества, оба - глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке".

Ведущий: Попробуем перенестись в Петербург 19 века. Светская жизнь кипела ключом: балы, собрания, театр, званые обеды. Пушкин знал свет не понаслышке. Он был молодым человеком, который принимал активное участие в этой блестящей суетной жизни.

Чтец: Из рассказа брата Льва: «По выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своей молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны».

Ведущий: Пушкину нравились балы. «Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума...» Может быть, поэтому он так великолепно описывает светскую жизнь в «Евгении Онегине».

Чтец: Вошел. Полна народу зала;
Уж музыка играть устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.

Ведущий: Однако скоро светские развлечения приелись ему. Другие интересы пришли им на смену.

Чтец: Из записок А.П. Керн: "При воспоминании прошедшего я долго и часто останавливаюсь на том времени, которое ознаменовалось поэтической деятельностью Пушкина и отметилось в жизни общества страстью к чтению, литературным занятиям и, если не ошибаюсь, необыкновенною жаждой удовольствий. И тогда снова оживает передо мною доброе старое время, кипевшее избытком молодых сил. Я вижу веселый, беспечный кружок поэтов той эпохи, живший грезами о счастии. Из него выделяются в моем воспоминании с особенной ясностью: Пушкин, Дельвиг и Глинка".

Ведущий: Действительно, различные кружки стали чрезвычайно популярными в то время. Кроме того, очень модными и посещаемыми стали литературно-музыкальные салоны. Вспомним строки из "Евгения Онегина":

Чтец: В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской,
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный
И не пугал ее ушей
Живою странностью своей

Ведущий: Здесь собирались сливки общества, сюда приходили поэты, музыканты, художники, здесь беседовали, слушали музыку.

Звучит «Вальс» А. Даргомыжского

Ведущий: В начале 19 века в России появляется романс и сразу завоевывает крепкие позиции. Почти все известные композиторы того времени отдают дань этому жанру, возможно потому, что в романсе сливаются музыка поэзии и поэзия музыки. Легкая, приятная мелодия, простые, хорошо запоминающиеся слова делают романс самым популярным явлением музыкальной жизни середины 19 века.

Чтец: Они уносят дух - властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает, но я,
тоски не властен утолить:
Душа безумная томится и желает -
и петь, и плакать, и любить.
(В.И. Красов «Звуки»)

Ведущий: Если мы послушаем романсы того времени, то услышим проникновенные слова о любви, дружбе, в них часто звучит тоска по минувшему, грусть от неразделенной любви.

Звучит романс Глинки "Как сладко с тобой мне быть"

Ведущий: Одним из наиболее талантливых и быстро подающих надежды композиторов того времени был Михаил Иванович Глинка. Он родился в 1804 году в семье богатого помещика. В детстве получил много музыкальных впечатлений. Например, после одного из концертов крепостного оркестра своего дяди мальчик получил сильное потрясение.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: «Музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление, я оставался целый день... в каком-то лихорадочном состоянии...»

Ведущий: Он не собирался быть музыкантом или профессиональным композитором, однако судьба неудержимо влекла его к музыкальной деятельности. "Что же делать? ...Музыка - душа моя" - отвечал он как-то своему учителю.

В 20 лет Глинка создает свой первый романс, в 34 года он - уже известный русский композитор, на счету которого романсы на слова известных поэтов того времени - Жуковского, Баратынского, Козлова и других.

Ведущий: Романсы Глинки - это лирический дневник жизни композитора, его размышления о жизни, зарисовки природы. Например, за границей он пишет романс "Венецианская ночь" на слова поэта Ивана Козлова. Это романс - картина, композитор изображает в звуках красоту южной ночи, таинственное влечение страстей. Он говорил, что в передаче пейзажа важнее всего "душевное настроение, производимое подобным зрелищем" и его "целиком можно выразить музыкою". В романсе "Венецианская ночь" Глинка показал себя не только мастером музыкального пейзажа, но и блестящим стилистом, который передал в музыке интонации и ритмы итальянских баркаролльных песен.

Звучит романс Глинки "Венецианская ночь"

Ведущий: А что же Пушкин? Александр Сергеевич любил музыку. Вспомним строки из "Каменного гостя":
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь - мелодия...
Стихи его чрезвычайно музыкальны и мелодичны. Может быть, поэтому очень многих композиторов привлекало его творчество. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более трех тысяч музыкальных произведений.

Чтец: Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлющей тени;
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеек игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел.
...........................................
Скоро, скоро холод зимний
Рощу, поле посетит;
Огонек в лачужке дымной
Скоро ярко заблестит;
Не увижу я прелестной
И, как чижик в клетке тесной,
Дома буду горевать
И Наташу вспоминать.

Ведущий: Поэзия Пушкина каждого композитора захватывала по-своему. Но если говорить о романсах, то Глинку стоит вспомнить прежде других. Возможно, оттого, что в лирике поэта и в музыкальном творчестве Глинки много родственного. Мы можем увидеть совпадение мироощущения. Это сказывается в тяготении к светлым, возвышенным образам. У Пушкина и Глинки горе никогда не бывает надрывным, радость - безоблачной, любовь - спокойной.
Естественно, что два таких известных и близких по мироощущению человека не могли не встретиться. И, действительно, они и часто бывали в одном и том же обществе.

Чтец: Глинка вспоминал позднее о субботах Жуковского: "... у него еженедельно собиралось избранное общество, состоявшее из поэтов, литераторов и вообще людей, доступных изящному... А.С.Пушкин, князь Вяземский, Гоголь были постоянными посетителями. Гоголь при мне читал свою "Женитьбу"... Иногда вместо чтения пели, играли на фортепиано, бывали иногда и барыни, но которые были доступны изящным искусствам".

Ведущий: Пушкин и Глинка встречались и у Дельвигов, Олениных, у М.Л. Яковлева, у сестры Пушкина - Ольги Павлищевой.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: «...Около этого же времени я часто видался с известнейшим поэтом нашим Александром Сергеевичем Пушкиным … и пользовался его знакомством до самой его кончины».

Ведущий: Молодой композитор и известный поэт не только вращались в одном обществе, не только общались друг с другом, но и оказывали влияние на творчество друг друга.
Как-то Грибоедов сообщил Глинке тему грузинской песни. Мелодия так понравилась А.С. Пушкину, что он пишет на музыку стихи "Не пой, волшебница, при мне". Это было в 1828 году. Первая редакция романса не была опубликована. Готовя заключительную редакцию романса, Глинка заменил слова "волшебница" на более удачное "красавица".

Звучит романс Глинки "Не пой, красавица, при мне"

Ведущий: Многие романсы Глинки вызывались к жизни сильными впечатлениями. Будучи натурой страстной, легко увлекающейся как, кстати, и А.С. Пушкин, он часто испытывал чувства восхищения, радости и это воплощалось иногда в прекрасных творениях его музы. Так родился один из лучших романсов Глинки "В крови горит огонь желанья". Он был посвящен Каролине Колковской - ученице театрального училища. По просьбе директора императорских театров Глинка стал учить пению четырех лучших воспитанниц театральной школы.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: "Все они были хорошенькие, между ними была также известная в то время красавица Степанова. Но не она, а другая воспитанница, не столько красивая, мало-помалу разбудила поэтическое чувство в душе моей".

Ведущий: Все звали ее Линочкою. Глинка шутил: "Она - Линочка, а я - Глиночка". Романс, написанный на стихи Пушкина Глинка посвящает ей.

Чтец: Глинка писал: "Этот романс написал я 20 или 21 мая того же 1838 года … и послал его в письме к Нестору Кукольнику для доставления бывшей ученице моей, о которой сохранил еще живое воспоминание. К этой музыке подобраны впоследствии слова Пушкина"...

Ведущий: Глинка сам часто пел этот романс с большим чувством.

Звучит романс "В крови горит огонь желанья"

Ведущий: Еще более полное слияние стихов и музыки присутствует в другом романсе на стихи А.С. Пушкина. Это стихотворение поэт посвятил Анне Петровне Керн, с которой познакомился в 1819году и которой был увлечен до такой степени, что выскочил неодетым на мороз, чтобы проводить ее. После этого бала Пушкин не встречался больше с Анной Керн и в 1825 году, в Михайловском, он был приятно удивлен, встретив ее, такую же красивую и обаятельную. Затухшее чувство пробуждается вновь в сердце поэта. Они много времени проводят вместе. Пушкин читает в Тригорском своих "Цыган", Стремясь выразить свою признательность поэту, Анна Петровна поет для него "Венецианскую ночь" Глинки.

Чтец: Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой,
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной

Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков.
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.

Ведущий: Глубокой ночью Пушкин сидел за своим столом, рядом лежал цветок гелиотропа, сорванный Анною. Горела свеча. На листок бумаги ложились строки:

Чтец: Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Ведущий: На следующий день Анна уезжала и Пушкин пришел проводить ее и вручил ей небольшой листок со стихотворением, которое было ей посвящено. Это было стихотворение "Я помню чудное мгновенье".
Прошло 15 лет. В 1839 году судьбе было угодно, чтобы дочь Анны Керн - Екатерина Ермолаевна встретилась с известным уже тогда композитором Михаилом Глинкою. Глинка увлекается ею.

Чтец: Из письма Глинки:" нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице, ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство... все более и более меня привлекали... Я нашел способ побеседовать... и... высказал тогдашние мои чувства".

Ведущий: Глинка обратился к Анне Петровне и попросил у нее автограф пушкинского стихотворения. Ему хотелось в музыке выразить чувства, некогда владевшие поэтом. Так родился знаменитый романс, где "все правдиво, ясно, пластично".

Звучит романс "Я помню чудное мгновенье"

Ведущий: Знакомство Пушкина и Глинки продолжалось около 20 лет. За это время Глинка создал 10 романсов на стихи поэта. В своих звуках он раскрыл эмоциональное богатство пушкинских стихов, наполнил их высшей простотой, позволил слушателям разделить свои думы, чувства, переживания.
В 1824 году в "Полярной звезде" было опубликовано стихотворение А.С. Пушкина "Адели", которое, по всей видимости обращено к Адели Давыдовой, девочке 14 лет. Это легкое, шутливое жизненное напутствие. Глинка пишет музыку к этому стихотворению. Как всегда, композитор прекрасно уловил настроение поэта и передал его в легкой, даже изящной музыкальной форме.

Звучит романс "Адели"

Ведущий: Пожалуй, из всех русских поэтов у А.С. Пушкина мы найдем наиболее совершенные образцы любовной лирики. Его стихи, эмоциональны, страстны, и в то же время изящны и мелодичны.

Чтец: В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Ты уж для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего.
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Перед изгнанием его.
Ведущий: Немудрено, что и Глинка - эмоциональный, живой, не мог не пленяться стихами Пушкина. Он прочитал стихотворение Пушкина, посвященное Осиповой "Я Вас люблю, хоть и бешусь" и... родился романс "Признание".

Звучит романс "Признание"

Ведущий: Говоря о взаимоотношениях Пушкина и Глинки, нельзя не вспомнить более серьезные произведения. Когда Михаил Иванович написал свою первую оперу "Жизнь за царя", вызвавшую множество споров, Пушкин очень высоко оценил ее и на дружеской вечеринке прочитал куплет:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

В последние месяцы жизни поэта Глинка виделся с ним довольно часто. У него созревает решение написать оперу по поэме Пушкина "Руслан и Людмила" и он делится этим замыслом с поэтом.

Чтец: Из записок Глинки: "На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей "Руслан и Людмила", сказал, что он бы много переделал, я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить этого намерения".

Ведущий: Оперу Глинка начал через 6 месяцев после смерти А.С., а закончил в 1842 году. Таким образом, участие А.С. в составлении либретто оперы не состоялось, однако Глинка сумел сохранить в опере главное: дух юношеской поэмы Пушкина. Музыка искрится радостью, весельем. Глинка создал замечательную, и очень "пушкинскую" оперу, В ней - величавость древнего мифа, и сказочная фантастика, и мир реальных человеческих отношений. "Руслан и Людмила" - это опера-сказка, но сказка русская.

Звучит «Увертюра» из оперы "Руслан и Людмила"

Ведущий: (на фоне затихающей музыки): И в опере, и в чудесных романсах Глинка близок поэту - не только по величине своего гения, но и по светлому мироощущению, по солнечной ясности и глубокой народности своего искусства, утверждающего полнозвучность и радость жизни.

Подготовила В.Б. Антипова , зав. библиотекой ПОИПКРО

Тема: Творчество и жизненный путь М.И. Глинки.

Цель урока: сформировать основные жизненные вехи творческого пути М.И. Глинки и провести аналогию с историческими событиями.

Задачи урока:

  • Познакомить с жизнью и творчеством великого русского композитора М.И. Глинка.
  • Развивать умение петь в хоре, слушать музыку и анализировать музыкальное произведение.
  • Воспитывать патриотизм, любовь к музыке, уважение к историческому и культурному наследию русского народа.

Оборудование:

Для учителя: фортепиано, магнитофон, портрет, наглядные карточки, доска, мел.

Для учащихся: текст песни.

Музыкальное приветствие.

Мы встретились с вами на занятии, где царствует музыка. Поэтому начнем его с прослушивания музыкального произведения. Подумайте, каким был человек, написавший такую музыку (пение «Славься»).

Итак, каким вы представляете себе композитора этого произведения? Обоснуйте свое мнение.

Отвечают.

А как вы думаете, каким был это композитор в детстве.

Отвечают, обосновывают.

А теперь послушайте воспитания о своем детстве композитора и сравните со своими предположениями.

« В первые годы жизни целиком и полностью был предоставлен бабушке. С ней, кормилицею и нянею провел я около 3 или 4 лет, видаясь с родителями редко. Я был ребенком слабого сложения, бабка моя почти всегда хворала, а потому в комнате ее было всегда очень тепло. Несмотря на это, я не выходил из шубки. Меня кормили по ночам чаем с разного рода бубликами; на свежий воздух выпускали меня очень редко и только в теплое время. Бабушка меня баловала до невероятной степени- мне ни в чем не было отказа.»

Как видите, ваши предположения не совпали с рассказом композитора. Несмотря на то, что он рос болезненным, изнеженным ребенком, автор сумел создать величественную музыку, прославляющую сою отчизну. А знаете ли вы имя композитора?

Итак, тема нашего занятия Творческий и жизненный путь М.И.Глинки.

М.И.Глинка родился 20 мая 1804 года, умер 03 февраля 1857 года. Жизнь каждого человека неразрывно связана с историей своей страны. Вспомним, какие исторические события произошли в это время.

На доске исторические даты: 1812 года, 1825 . известно ли вам какие исторические события происходили в России в эти годы..?

1812 год - время отечественной войны с Наполеоном, который дошел до Москвы, но был разгромлен русскими войсками.

1825 год - год восстания декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Восставшие требовали ввести конституцию в государстве. Восстание было подавлено правительственными войсками. Среди декабристов были Кюхельбекер, Рылеев и др. с кем Глинка встречался на своем жизненном пути.

Познакомимся поближе с биографией Глинки.

Миша Глинка родился в семье помещика в селе Новоспасское Смоленской губернии. Там прошло его детство. Его первые музыкальные впечатления были связаны с русскими народными песнями и колокольным звоном. В доме устраивались праздники, приезжало много гостей, домашний оркестр давал концерты. Один из скрипачей оркестра учил его игре на скрипке, гувернантка - игре на фортепьяно. Успехи маленького Миши поражали окружающих. Детство было веселым и беззаботным.

Но в 1812 году семья Глинки, спасаясь от нашествия французов, переезжает в Орел.

После освобождения родного села, они возвращаются домой, где все напоминает о вторжении врага. Миша слушал рассказы о подвигах партизан и русской армии. Впоследствии его детские впечатления нашли отражение в музыкальных произведениях.

В 1817 году отец привозит Михаила Глинку в Петербург и определяет его в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Воспитателем Глинки был Вильгельм Кюхельбеккер - будущий декабрист.

В 16 лет Глинка начинает первые опыты в сочинении музыки. Однако напряженная учеба и жизнь в городе сказываются на здоровье юноши, который был болезненным еще в детстве. Поэтому на протяжении совей жизни Михаил Иванович часто ездит: то на Кавказ, то в родное селе или за границу поправить свое здоровье. Он путешествует по Италии, Австрии, Германии. Знакомится с творчеством классиков: Моцарта, Бетховена, Гайдна и др.

Будучи за границей всегда тоскует по родине. У него зарождается идея написать истинно русскую народную музыку. В Петербурге он встречается с литераторами: Пушкиным, Жуковским, Вяземским, гоголем, Плетневым и др. Они горячо поддерживают его мысль о написании русского национального произведения, и песня «Славься», с которой мы начали наше занятие, стала одним из таких произведений.

С 1844 года Глинка ездит с концертами по Европе и его имя становится известным во Франции, Италии, Испании Германии, Польше.

В 1856 году М.И.Глинка уезжает в свое последнее путешествие в Германии в 1857 году умирает в Берлине. Его прах был перевезен в С.-П. и захоронен в Александро-Невской Лавре.

Таков был жизненный путь Глинки, и он оставил после себя великое музыкальное наследие.

Может ли кто-либо из вас назвать произведения Глинки?

Итак, Михаил Иванович Глинка сочинил две оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», 85 романсов, множество симфонических и инструментальных произведений.

Вернемся к песне «Славься». Эта песня написана Глинкой для хора как финальный номер оперы «Иван Сусанин». Предлагаю Вам исполнить ее хором.

Учитесь петь, поете хором

Давайте обобщим, что вам больше запомнилось о жизни и творчестве Глинки. Для этого составим кластер. Итак, ключевое выражение «Жизнь и творчество Глинки", какие ассоциации возникают у вас.

Спасибо. Мне приятно, что вы многое почерпнули с урока.

И я предлагаю закончить урок исполнением хора «Славься». Обращаю ваше внимание, что это произведение задумывалось Глинкой как гимн России. Однако, император выбрал музыку композитора Львова. Но это не уменьшает величие и значимость произведения. Исполним хор «Славься» как гимн величию Глинки и нашей родины стоя.

Спасибо за урок. Все свободны.


(к 210-летию со дня рождения)

Лекция – концерт

Цель:
Познакомить учащихся, их родителей с музыкой и основными этапами жизненного и творческого пути М. И. Глинки, 210 лет со дня рождения которого исполняется в 2014 году.

План лекции – концерта:
I. Вступление
II. Жизненный и творческий путь композитора:
1804-1817 детство, домашнее воспитание
1817-1828 учёба в Пансионе, служба в канцелярии
1830-1834 поездка за границу
1834-1836 сочинение, премьера оперы «Иван Сусанин»
1838 - служба в Певческой капелле, набор певчих на Украине
1840 - знакомство с Е. Керн, вокальный цикл «Прощание с Петербургом»
1842 - опера «Руслан и Людмила»
1844 - Франция, Испания
III. Заключение, вывод

Программа концерта:

1. «Полька» (фортепианный ансамбль)
2. «Простодушие» (переложение для скрипки и фортепиано)
3. Романс «Не искушай» (переложение для скрипки, альта и фортепиано)
4. Вариации «Среди долины ровныя»
5. «Танец» из оперы «Иван Сусанин» (фортепианный ансамбль)
6. «Гудэ витер» (переложение для флейты и фортепиано)
7. Ноктюрн «Разлука»
8. Романс «К Молли» (переложение для скрипки, альта и фортепиано)
9. Романс «Я помню чудное мгновенье»
10. «Жаворонок» (переложение для скрипки и фортепиано)
11. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

Участники концерта:
преподаватели и учащиеся всех отделений музыкальной школы

I
Михаил Иванович Глинка занимает такое же положение в русской музыке, как Александр Сергеевич Пушкин – в русской литературе. Если Пушкин – наш первый поэт мирового значения, то Глинка – первый композитор, открывший новую эпоху русской культуры.
II
М.И. Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. Первые шесть лет жизни он провёл под присмотром своей бабушки Фёклы Александровны, которая нежно любила внука и дрожала от страха за его здоровье. Мальчика кутали в тёплую одежду, не выпускали круглый год из жаркой комнаты, но в результате такого воспитания он не приобрёл крепкого здоровья. Сам Глинка впоследствии дал себе прозвище «мимоза».
Помогали растить Мишу выбранные бабушкой няни. Как у Пушкина была любимая няня Арина Родионовна, так у Глинки - няня Авдотья Ивановна. Эта молодая весёлая женщина знала много разных сказок и песен и приобщила будущего композитора к русскому народному творчеству. Песни нянюшки Авдотьи были первыми музыкальными впечатлениями Глинки, на которых возникла его глубокая любовь к родной русской песне.
Несмотря на повышенное внимание со стороны бабушки, мальчик был тихого и кроткого нрава. Его любимым занятием было рисование мелом на полу деревьев и церквей, с малых лет появилась страсть к колокольному звону. Мальчик мог различать звон разных церквей и ловко подражал звонарям на двух медных тазах.
После смерти бабушки жизнь Миши пошла по-новому. Он имел теперь возможность ходить по всему дому, общаться со своими родителями, младшими сёстрами, сверстниками, появилось очень много новых впечатлений. Мальчик рос способным, рано научился читать, увлекался рисованием, рассказами о природе, путешествиях.
В 1812 году семья Глинок покинула на время свой дом, спасаясь от нашествия французов (Отечественная война 1812 года) и переехала в Орёл. В это время маленькому Мише довелось услышать немало историй о героических подвигах русских людей, вставших на защиту своей Родины. Но никто тогда ещё не мог и предположить, что в будущем он создаст бессмертный памятник героизму русского народа – оперу «Иван Сусанин».
Вернувшись в своё имение, родители Миши выписали из Петербурга гувернантку, которая принялась обучать детей различным языкам, географии и музыке. Заучивание правил по теории «вдолбяшку», т. е. слово в слово, как того требовала строгая Варвара Фёдоровна Кламмер, не очень-то нравилось Мише, но в целом он легко и быстро овладевал техникой фортепианной игры.
В доме Глинок часто собирались гости, устраивались вечера с танцами, исполнением пьес на фортепиано и различных ансамблей. Будущий композитор и его младшая сестра Полинька принимали самое активное участие в таких музыкальных мероприятиях.

● Звучит фортепианный ансамбль:
М. Глинка « Полька»

Часто в домашних концертах участвовал оркестр крепостных музыкантов Мишиного дядюшки Афанасия Андреевича. Для юного Глинки каждое такое выступление было настоящим событием. Особенно ему запомнилось одно выступление, когда музыканты исполняли квартет шведского композитора Б. Крузеля. Новое впечатление от этой музыки было настолько ярким, непостижимым и восхитительным, что мальчик какое-то время не мог больше ни о чём другом думать. Именно тогда, в 10 лет, он произнёс свои знаменитые слова: «Музыка – душа моя!». Он брал в руки скрипку или маленькую флейту и старался подделываться под оркестр.
Таким образом, получив домашнее образование, Глинка умел уже играть на фортепиано и немного на скрипке и флейте. Эти инструменты мы с вами тоже услышим в сегодняшнем концерте.

● Звучит пьеса «Простодушие»
(в переложении для скрипки и фортепиано)

В 1817 году 13-летнего Мишу отправили учиться в Благородный пансион для юношей при Петербургском педагогическом институте. Здесь он изучал языки, географию, зоологию, занимался и музыкой: ему даже удалось взять несколько уроков у знаменитого в то время пианиста Джона Фильда. Родители часто водили Михаила в театр - оперы и балеты вызывали у юноши неописуемый восторг. В пансионе Глинка познакомился со многими известными поэтами – Пушкиным, Дельвигом, Баратынским.
Через некоторое время после окончания пансиона, в 1824 году, Глинка поступил на службу в канцелярию помощником секретаря. Эта служба оказала важное влияние на дальнейшую судьбу Михаила Ивановича, т. к. всё своё свободное время он посвящал музыке, брал уроки танцев, пения, занимался композицией.
Одним из первых опытов в сочинении с текстом, написанных в этот период, стал романс «Не искушай» на слова Е. Баратынского. Это произведение сам Глинка считал своей первой творческой удачей. В романсе проявляется глубокое чувство поэзии, слышна певучесть поэтической речи. Мелодия удивительно проста и естественна и в то же время полна теплотой чувства, выразительностью, в ней уже можно ощутить индивидуальный творческий почерк молодого Глинки, сказывающийся в красоте и особой пластичности мелодии.

● Звучит романс
«Не искушай»
(в переложении для скрипки, альта и фортепиано)

В канцелярии Михаил Иванович прослужил недолго – всего 4 года, и в 1828 году он оставил службу, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Примерно к этому времени относится сочинение им вариаций на тему популярной городской песни, бытовавшей в первой половине 19 века, « Среди долины ровныя». Вариации являются одним из первых опытов композитора в этом жанре, но уже представляют собой исключительный образец большой художественной ценности, зрелости и законченности.
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветёт, растёт высокий дуб
В могучей красоте.

● Звучат вариации
«Среди долины ровныя»

В 1830 году начали сказываться результаты бабушкиного «тепличного» воспитания, и родители решили послать сына за границу с целью поправить его здоровье.
Около 4-х лет Глинка провёл в поездках по разным странам. Путешествие охватывало Германию, Италию, Польшу, Австрию, Финляндию. Лечение у разных докторов Михаил Иванович совмещает с развитием и совершенствованием своих музыкальных и композиторских навыков. Он знакомится с мастерами итальянской оперы, встречается с известными музыкантами того времени Ф. Мендельсоном, Ф. Шопеном, продолжает писать, берёт уроки у итальянских маэстро, посещает знаменитые театры, но главной идеей этого времени, полностью овладевшей Глинкой, становится идея создания русской национальной оперы. Глинка многому научился у мастеров итальянской оперы – Доницетти и Беллини, но мысль о создании именно русской оперы, правдивой и величественной, не покидает композитора.

Неожиданное известие о смерти отца заставляет Глинку принять решение вернуться домой. Здесь Глинка с большим воодушевлением принимается за написание различных тем для будущей оперы «Иван Сусанин». Сюжет, подсказанный композитору поэтом В. Жуковским, взят из истории русского народа – подвиг русского крестьянина Ивана Сусанина, который завёл врага в непроходимый лес, тем самым обрекая на гибель, но погиб и сам. Через некоторое время было получено разрешение на постановку оперы на сцене Большого театра в Петербурге, но с условием отказаться от денежного вознаграждения и переименовать оперу, посвятив её императору, поэтому вместо «Ивана Сусанина» она была названа «Жизнь за царя».
В 1836 году состоялась премьера оперы, она имела совершенный успех. Сам государь присутствовал на премьере и первым поблагодарил композитора за оперу, вручив ему царский подарок – перстень в 4000 рублей. Состоялось чествование Глинки, в котором участвовали А. Пушкин, В. Жуковский, артисты и друзья композитора.

● Звучит фортепианный ансамбль
«Танец» из оперы «Иван Сусанин»

После премьеры «Ивана Сусанина» Глинка был назначен капельмейстером придворной Певческой капеллы. Он взялся с энтузиазмом учить певчих чтению нот, работал над чистотой интонации. Весной 1838 года Михаил Иванович был послан на Украину для набора певчих. Там он имел возможность поближе познакомиться и вникнуть в музыку украинских песен. И даже сам попробовал написать несколько песен в стиле украинской музыки на стихи украинского поэта Виктора Забелы. Опыты оказались настолько удачными, что многие слушатели песен нередко принимали их за обработку народных народных мелодий. Мы послушаем одну песню в украинском стиле в переложении для флейты и фортепиано:

● Звучит «Гудэ витер»
(в переложении для флейты и фортепиано)

Набранные певчие были представлены императору, он самолично их экзаменовал, остался весьма доволен и распорядился выдать Глинке вознаграждение в 1500 рублей.
В это же время Глинка издаёт «Собрание музыкальных пьес» и пишет для своей сестры Елизаветы Ивановны, находившейся тогда с больным племянником в Петербурге, ноктюрн «Разлука». Это сочинение уже можно отнести к периоду полного расцвета творческого гения Глинки. Пьеса замечательна по яркой и оригинальной мелодии, по силе чувства, по зрелому мастерству и является практически лучшей фортепианной пьесой Глинки, относится к произведениям, имевшим основополагающее значение в развитии жанра русской фортепианной лирической миниатюры.

● Звучит ноктюрн «Разлука»

Одновременно с ноктюрном «Разлука» М. И. Глинка принимается и за другой ноктюрн – «Сожаление», но смерть горячо любимого 16-летнего брата Андрея не даёт ему закончить это сочинение. Позже, в 1840 году, Михаил Иванович использует тему этого ноктюрна в романсе « К Молли» или «Не требуй песен от певца» (на слова Н. Кукольника), вошедшего затем в цикл вокальных пьес «Прощание с Петербургом».

● Звучит романс «К Молли»
в переложении для скрипки, альта и фортепиано

В 1840 году, уже будучи женатым, Глинка знакомится с Екатериной Керн, к которой у него возникают пламенные поэтические чувства. Подобно А. Пушкину, вручившему своей возлюбленной, Анне Петровне Керн, свои лучшие стихи « Я помню чудное мгновенье», М. Глинка спустя 15 лет, посвящает свой лучший романс на эти стихи также своей возлюбленной – её дочери, Екатерине. В романсе идеально сливаются пленительные стихи выдающегося поэта и вдохновенная музыка выдающегося композитора. Мелодия чарует своей красотой, плавностью и гибкостью. Для стиля романса характерны стройность и завершённость формы.
Я помню чудное мгновенье –
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

● Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»

В 1840 году М. И. Глинка написал цикл из 12 романсов на слова своего близкого друга – поэта Нестора Кукольника «Прощание с Петербургом». В это время происходят постоянные семейные неурядицы, доводившие Глинку до полного отчаяния; единственным выходом из сложившейся ситуации он видит свой отъезд из Петербурга, поэтому цикл становится отражением всех переживаемых в тот момент настроений.
Одним из произведений, вошедших в этот цикл, является скромная, бесхитростная песенка народного склада «Жаворонок». Она звучит как воспоминание о родных просторах. Глинка с детства любил наблюдать за птицами, слушать их пение и часто устраивал дома целые вольеры с большим количеством пернатых. Подражанием птичьему щебетанию в фортепианном вступлении, улетающими вверх октавами в сопровождении он рождает настроение светлой грусти, задумчивости. Мелодия романса сразу стала очень популярна и часто звучала в быту русских людей.
Между небом и землёй Не видать певца полей!
Песня раздаётся Где поёт так громко
Неисходною струёй Над подруженькой своей
Громче, громче льётся. Жаворонок звонкий?

● Звучит романс «Жаворонок»
в переложении для скрипки и фортепиано

Планы отъезда за границу, предполагавшегося в 1840 году не осуществились. На одном из концертов, на котором были исполнены произведения композитора, государь отозвался о нём: «Глинка – великий мастер, жаль, если при одной его опере останемся!» И вот, задержавшись на родине, Михаил Иванович вплотную занялся сочинением второй своей оперы «Руслан и Людмила», идею которой ему подсказал драматург А. Шаховской. Но в отличие от «Ивана Сусанина» он пишет её по кусочкам, урывками, используя темы, сочинённые ранее в предыдущих заграничных поездках. Взяв сюжет из юношеской поэмы А. Пушкина, он тем самым как бы посвящал своё новое произведение памяти великого поэта. На сочинение оперы ушло около двух лет, и 1842 году состоялась её премьера. За постановку оперы «Руслан и Людмила» Михаил Иванович получил 3000 рублей серебром. Оперу давали часто, и она имела успех. На одном из представлений присутствовал сам Ф. Лист, который высоко оценил талант Глинки.

● Звучит Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

III
В последние годы жизни Глинке всё-таки удалось ещё побывать за границей, и не один раз. Он посетил Францию, Испанию, о которых давно мечтал. Музеи, дворцы, театры, встречи со знаменитыми музыкантами, в частности, с Г. Берлиозом, при поддержке которого парижане имели возможность познакомиться с музыкой Глинки. В эти годы сочинено ещё немало интересных произведений, которые мы с Вами, возможно, услышим в других концертах; написаны автобиографические «Записки».
Но болезни всё чаще и чаще давали о себе знать, и зимой 1857 года композитора не стало. Он закончил свой жизненный путь вдали от Родины, будучи в Германии. Благодаря хлопотами сестры, Людмилы Ивановны, он был похоронен в Петербурге, на кладбище Александро-Невской лавры. Но для музыки Глинки уже наступило бессмертие: она проникла в самые отдалённые уголки родного края, всё чаще и чаще звучала за рубежом, и остаётся живой и поныне. Ещё многие поколения музыкантов будут учиться у Глинки его совершенному мастерству, нравственной силе, скромной и чистой красоте.

Используемая литература:
1. М. Шорникова «Русская музыкальная классика»
2. В. Васина – Гроссман «М. И. Глинка»
3. М. И. Глинка «Записки»
4. Е. Канн – Новикова «К 100-летию М. И. Глинки»

Бычкова Н. О.
г. Балаково, 2014 год