Как меняется отношение пьера к наполеону. Нравственные искания Пьера Безухова, героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир

Андрей Болконский мечтал о славе, не меньшей славы Наполеона, поэтому и едет на войну. Он хотел благодаря войне прославиться, совершив подвиг. После участия в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, Болконский полностью поменял свое отношение к войне. Андрей понял, что война не так красива и торжественна, как он представлял. На Аустерлицком сражении, он достиг своей цели и совершил подвиг, подняв знамя убитого подпрапорщика и с призывом: "Ребята, вперед!" - повел батальон за собой в атаку.

После чего, Болконского ранили. Лежа на земле и наблюдая за небом, Болконский понял, что имел неправильные жизненные ценности.

Пьер Безухов относился к войне с большим интересом. Во время Отечественной войны Пьер полностью меняет свое отношение к Наполеону. Раньше он его уважал и называл «освободителем народов», но узнав, какой это человек на самом деле, Пьер остается в Москве, желая убить Наполеона. Безухов попадает в плен и переживает нравственные муки. Встретив Платона Каратаева, он сильно повлиял на мировоззрение Пьера. До участия в боевых действиях, Пьер не видел в войне ничего страшного.

Для Николая Ростова война это приключения. До своего первого участия в сражении, Николай не знал насколько война ужасная и страшная. Во время своего первого сражения, при виде падающих от пуль людей, Ростов боялся выходить на поле боя из-за страха смерти. Во время Шенграбенского сражения, получив ранение в руку, Ростов покидает поле боя. Война сделала Николая более храбрым и мужественным человеком.

Капитан Тимохин настоящий герой и патриот России. Во время Шенграбенского сражения, без чувства страха, он побежал на французов с одной саблей и от такой храбрости французы побросали оружие и убежали. Капитан Тимохин – это пример мужества и героизма.

Капитан Тушин в романе был изображен “маленьким человеком”, но он совершил большие подвиги. Во время Шенграбенского сражения Тушин мастерски командовал батареей и не подпускал французов. Во время военных действий Тушин чувствовал себя очень уверенно и храбро.

Кутузов был великим полководцем. Он скромный и справедливый человек, жизнь каждого его солдата имела для него огромное значение. Еще до Аустерлицкого сражения, на военном совете, Кутузов был уверен в поражении русской армии, но ослушаться воли императора он не мог, поэтому начал сражение, обреченное на неудачу. Этот эпизод показывает мудрость и продуманность полководца. Во время Бородинского сражения Михаила Илларионович вел себя очень спокойно и уверенно.

Наполеон – это полная противоположность Кутузова. Война для Наполеона – это игра, а солдаты – это пешки, которыми он управляет. Бонапарт любит власть и славу. Главная его цель в любом сражении – это победа, несмотря на людские потери. Наполеона волновал лишь результат сражения, а не то чем пришлось пожертвовать.

В салоне у Анны Павловны Шерер высшие слои общества обсуждают события войны с Францией и Наполеона. Они считаю Наполеона жестоким человеком, а войну бессмысленной.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

И поэтому его образ крайне важен для нас. В этой статье мы посмотрим на Пьера Безухова через призму трех событий или цепочек разных происшествий: это приход Наполеона к престолу, Бородинское сражение и поговорим о плене. Более вы также можете прочитать на нашем сайте.

Приход Наполеона

Франция находилась в состоянии тревоги и неуверенности в будущем. Все высшее общество было поглощено этими мыслями, а то, что Наполеон пришел к власти, сильно повлияло на умы молодых и пожилых людей. Молодежь восхищалась образом великого полководца, многие считали его образцом. Когда мы говорим о Пьере Безухове в романе "Война и мир", стоит сказать, что он тоже был восхищен тем, что делал Наполеон, его личностью и его талантом, и трудно было понять Пьеру, почему находились люди, препятствующие императору, творящему великую революцию.

Одно время Пьер даже хотел принять присягу, чтобы стоять на стороне Наполеона, но этого так и не произошло. Мыслимым подвигам и достижениям на пользу революционному движению Франции пришлось рухнуть в душе Пьера. В 1812 году, когда идеалы были потеряны, Пьер стал презирать Наполеона и даже возненавидел его. Вместо обожания этой личности Пьер решил, что должен сам уничтожить этого врага, тираническое господство которого принесло лишь беды родной земле. Если посмотреть на этого героя Толстого в тот момент, можно сказать, что Пьер Безухов в романе "Война и мир" - это человек, одержимый желанием расправиться с Наполеоном. Причем, он верил, что этим он выполнит свою миссию на земле, и вот оно - его предназначение.

Пьер в Бородинском сражении

В 1812 году разразилась Отечественная война, и все устои общества поломались. Конечно, все это затронуло и Пьера, который до этого вел совершенно бесцельную и разгульную жизнь. Теперь же, чтобы послужить Родине, Пьер оставил всё и отправился воевать. И как же меняется здесь личность Пьера Безухова в романе "Война и мир"! Он столько искал себя, тщетно метался в поисках смысла в жизни, и тут ему представилась возможность сблизиться с солдатами - выходцами из простых людей, дать жизни другую оценку. И во многом это стало возможно благодаря Бородинскому сражению.

Солдаты в основном были настоящими патриотами, и это было не фальшиво и не наигранно. Они готовы были пожертвовать жизнью ради отечества и Пьер увидел все ужасы войны и настрой простых солдат. Пьеру вдруг начинает открываться понимание тех вопросов, которые мучают его столько времени. Оказывается, все так понятно. И Пьер Безухов хочет, идя за появившимся незнакомым чувством, дышать полной грудью и отдать жизни все сердце.

Пьер Безухов в романе "Война и мир" - плен

Лев Толстой продолжает показывать становление личности Пьера, и то, что происходит с ним дальше, в полной мере закаляет его и формирует зрелые взгляды на жизнь. Пьер Безухов попадает в плен, и французы учиняют ему допрос, оставляя жизнь. Однако некоторых других пленных казнят, и Пьер после этого почти сходит с ума. Встреча Безухова с человеком по имени Платон Каратаев помогает герою обрести гармонию в душе.

Хотя барак тесен, в теле физическая боль и гнетут переживания, Пьер Безухов вдруг понимает, что он действительно счастливый человек. Что-то изменилось в его сердце, он переоценил идеалы и по-другому взглянул на все вокруг. В итоге французы убивают и Платона Каратаева, который подарил Пьеру возможность посмотреть на жизнь правильно. Герой безумно страдает, а вскоре его освобождают из плена партизаны.

Напоминаем, что полную характеристику Пьера вы можете прочитать . А в данной статье мы рассмотрели тему: Пьер Безухов в романе "Война и мир".

Первая встреча в салоне А. П. Шерер. «Этот толстый молодой человек был сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова… Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался и был первый раз в обществе». «Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне…При виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх…Этот страх мог относится только к тому умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличившему его от всех в гостиной».
Отношение к войне, Наполеону. «Теперь война против Наполеона. Ежели б это война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу, но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо».
Мечты и цели Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал». П. Б.: - Можешь себе представить, я все еще не знаю, ни то, ни другое мне не нравится.

ВЫВОД: Увлечение революционными идеями и Наполеоном; растрачивание своих сил в кутежах с Долоховым и Курагиным. Пьер – граф Безухов, богатейший и знатнейший человек, масса обязанностей, от которых не уйти, - и пустых.

Совершаемые ошибки Состояние героя
Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд.
Женитьба на Элен « Она имела уже власть над ним. И между ним и ею не было уже никаких преград, кроме преград его собственной воли. Через полтора месяца он был обвенчан и поселился… счастливым обладателем красавицы жены и миллионом в большом доме графа Безухова». Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.
Дуэль с Долоховым Переломное событие в жизни Пьера. Дуэль заставила Пьера задуматься и понять, что живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло
Масонство Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.

ВЫВОД: Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я…», - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой.

Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни Что происходит с Пьером, как он меняется
Масонство Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда – знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного «очищения» мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое».
Деятельность в деревне «Приехав в Киев, Пьер вызвал всех управляющих и объяснил им свои намерения и желания. Он сказал им, что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, что женщины с детьми не должны посылаться на работы, что крестьянам должна быть оказана помощь,… что в каждом имении должны быть учреждены больницы, приюты и школы».
Участие в Отечественной войне 1812 года. А) Участие в Бородинском сражении. Б) Идея убить Наполеона А) Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом». «Наш барин» прозвали его солдаты и ласково смеялись между собой. Б) «Он должен был, скрывая свое имя, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона». Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.
В плену « Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго,… олицетворением духа простоты и правды».
Женитьба на Н. Ростовой Цель их любви – супружество, семья, дети. Интуитивное понимание близкого человека. Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю жизнь – смысл своей жизни: Пьер – в сознании себя опорой для более слабого человека.
Эпилог Пьер – член одного общества, один из его основателей.

Путь любимых героев Толстого – это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле, они понимают суть жизни – быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Безухова и Болконского сближает многое. Это передовые люди своего времени. Они не живут пустой светской жизнью. У них есть цель, притом, цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности.

ТЕМА: ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ

Эпиграф Я не жил прежде. Только теперь живу.

Князь Андрей

Эта девушка такое сокровище…Это редкая

Пьер Безухов

Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.

- Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу?

Остановимся на сценах, которые показывают Наташу в самые яркие моменты ее жизни, когда особенно ощутима «диалектика души». Итак, первая встреча с Наташей. Прочтите описание ее поведения, портретную характеристику.

- В чем, по-вашему, прелесть героини, ее обаяние?

Обаяние ее – в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече.

Вторая встреча с героиней. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с ней. Болконский, который переживает тяжелый душевный кризис, приезжает по хозяйственным делам в Отрадное. Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна. Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой безумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как все, что живет и любит жизнь. (эпизод «Ночь в Отрадном» том 2, часть 3, гл.2).

- Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?

Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Шерер среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди как реки».

Вспомните эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини: «…песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…» Зачитать сцену пляски (том 2, часть 4, гл. 7) или просмотреть фрагмент видеофильма.

В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность ее жизни – любовь», - пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью.

Первый бал Наташи Ростовой – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймет тебя. В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

- Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.

Зрелый человек, князь Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?

Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе. Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь.

- Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?

Полюбив, она желает счастья сейчас же, немедленно. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Надо чем-то заполнить образовавшуюся пустоту. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Анатоль и Элен, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа доверяла Пьеру, полагая, что граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной.

- Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?

Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полной жизнью. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.

Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И она пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может стать женой Болконского. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Она сама себе беспощадный судья.

- Что же возрождает Наташу к жизни?

Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось по-прежнему, благополучно. Но вот горе обрушилось на всю семью – погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. «Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь» - пишет Толстой. Итак, гибель брата, эта «новая рана» вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.

Введение

Исторические личности всегда представляли особый интерес в русской литературе. Некоторым посвящены отдельные произведения, другие являются ключевыми образами в сюжетах романов. Таковым можно считать и образ Наполеона в романе «Война и мир» Толстого. С именем французского императора Наполеона Бонапарте (Толстой писал именно Бонапарте, да и многие герои называли его только Буонопарте) мы встречаемся уже на первых страницах романа, а расстаемся лишь в эпилоге.

Герои романа о Наполеоне

В гостиной Анны Шерер (фрейлины и приближенной императрицы) с большим интересом обсуждают политические действия Европы по отношению к России. Сама хозяйка салона говорит: «Пруссия уже объявила, что Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него…». Представители светского общества – князь Василий Курагин, приглашенный Анной Шерер эмигрант виконт Мортемар, аббат Морио, Пьер Безухов, Андрей Болконский, князь Ипполит Курагин и другие члены вечера не были едины в отношении к Наполеону. Кто-то его не понимал, кто-то им восхищался. В «Войне и мире» Толстой Наполеона показал с разных сторон. Мы видим его как полководца-стратега, как императора, как человека.

Андрей Болконский

В разговоре с отцом – старым князем Болконским, Андрей говорит: «…а Бонапарте все-таки великий полководец!». Он считал его «гением» и «не мог допустить позора для своего героя». На вечере у Анны Павловны Шерер Андрей поддержал Пьера Безухова в суждениях о Наполеоне, но все же сохранил и собственное мнение о нем: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но…есть другие поступки, которые трудно оправдать». Но спустя время лежа на поле Аустерлица и глядя в голубое небо, Андрей услышал слова Наполеона о нем: «Вот прекрасная смерть». Болконский понял: «…это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…» Во время осмотра пленных Андрей думал «о ничтожности величия». Разочарование в своем герое пришло не только к Болконскому, но и к Пьеру Безухову.

Пьер Безухов

Только что появившийся в свете, молодой и наивный Пьер рьяно защищал Наполеона от нападок виконта: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав все хорошее, – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Пьер признавал за французским императором «величие души». Он не защищал убийств французского императора, но расчет его действий во благо империи, готовность взять на себя столь ответственное дело – поднять революцию – это казалось Безухову настоящим подвигом, силой великого человека. Но столкнувшись лицом к лицу со своим «кумиром», Пьер увидел всю ничтожность императора, жестокость и бесправие. Он лелеял мысль – убить Наполеона, но понял, что тот не стоит этого, так как не заслужил даже геройской смерти.

Николай Ростов

Этот юноша называл Наполеона преступником. Он считал, что все его действия неправомерны и по наивности души ненавидел Бонапарта «как мог».

Борис Друбецкой

Перспективный молодой офицер, протеже Василия Курагина высказывался о Наполеоне с уважением: «Я бы желал видеть великого человека!»

Граф Растопчин

Представитель светского общества, заступник русской армии говорил о Бонапарте: «Наполеон поступает с Европой, как пират на завоеванном корабле».

Характеристика Наполеона

Неоднозначная характеристика Наполеона в романе Толстого «Война и мир» представляется читателю. С одной стороны он – великий полководец, властелин, с другой – «ничтожный французишка», «холопский император». Внешние черты опускают Наполеона на землю, он не так высок, не так красив, он толст и неприятен, как нам хотелось бы его видеть. Это была «потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью». Описание Наполеона присутствует в разных частях романа. Вот он перед Аустерлицким сражением: «…худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место…Он стоял неподвижно… и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика». Кстати, этот день для него был особенно торжественен, так как это был день годовщины его коронования. А вот мы видим его при встрече с генералом Балашевым, приехавшего с письмом от государя Александра: «…твердые, решительные шаги», «круглый живот…жирные ляжки коротких ног…Белая пухлая шея… На моложавом полном лице… выражение милостивого и величественного императорского приветствия». Интересна и сцена награждения Наполеоном самого храброго русского солдата орденом. Что хотел показать Наполеон? Свое величие, унижение русской армии и самого императора, или преклонение перед храбростью и стойкостью солдат?

Портрет Наполеона

Бонапарт очень ценил себя: «Бог дал мне корону. Горе тому, кто её тронет». Эти слова были произнесены им во время коронации в Милане. Наполеон в «Войне и мире» выступает для кого кумиром, для кого врагом. «Дрожание моей левой икры есть великий признак», – говорил Наполеон о себе. Он гордился собой, он любил себя, он восславлял свое величие над всем миром. Россия стояла на его пути. Победив Россию, ему не стоило уже труда подмять под себя всю Европу. Наполеон вел себя надменно. В сцене разговора с русским генералом Балашевым Бонапарт позволил себе дернуть его за ухо, сказав при этом, что это великая честь – быть вздернутым за ухо императором. Описание Наполеона содержит много слов, содержащих негативную окраску, особенно ярко Толстой характеризует речь императора: «снисходительно», «насмешливо», «злобно», «гневно», «сухо» и т.д. Дерзко высказывается Бонапарт и о русском императоре Александре: «Война – мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?»

Раскрытый в этом сочинении образ Наполеона в «Войне и мире» позволяет нам сделать вывод: ошибка Бонапарта в переоценке своих возможностей и излишней самоуверенности. Желая стать властелином мира, Наполеон не смог победить Россию. Это поражение сломило его дух и уверенность в своей силе.

Тест по произведению

Пьер Безухов в плену

(по роману "Война и Мир")

Перед тем, как приступить к вопросу о том, как Пьер провел время в плену, мы должны разобраться, как он туда попал.

У Пьера, как и у Болконского, была мечта походить на Наполеона, всячески ему подрожать и быть, как он. Но каждый из них понял свою ошибку. Так, Болконский увидел Наполеона, когда был ранен при Аустерлицком сражении. Наполеон показался ему «ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Пьер же возненавидел Наполеона, когда он ушёл из своего дома, переодевшись и вооружившись пистолетом, чтобы принять участие в народной защите Москвы. Пьер вспоминает каббалистическое значение своего имени (число 666 и проч.) в связи с именем Бонапарта и о том, что ему предначертано положить предел власти «зверя». Пьер собирается убить Наполеона, даже если придётся пожертвовать собственной жизнью. По обстоятельствам, он не смог убить Наполеона, он был схвачен французами и посажен в плен на 1 месяц.

Если рассматривать психологические побуждения, которые происходили в душе Пьера, то можно сказать, что События Отечественной войны позволяют Безухову выйти из той замкнутой, ничтожной сферы установившихся привычек, житейских отношений, которые сковывали, подавляли его. Поездка на поле Бородинского сражения открывает Безухову новый, дотоле незнакомый ему мир, открывает реальный облик простых людей. В день Бородина, на батарее Раевского, Безухов становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, их умения просто и естественно совершать подвиг самоотвержения. На Бородинском поле Пьеру не удалось избежать чувства острого страха. “О, как ужасен страх, и как позорно я отдался ему! А они... они все время до конца были тверды, спокойны”... - подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону... "Они не говорят, но делают”. Безуховым овладевает желание сблизиться с ними, войти “в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

Оставаясь в Москве во время пленения ее французскими войсками, Безухов сталкивается со множеством неожиданных для него явлений, с противоречивыми фактами и процессами.

Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “... в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось...”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.

В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. "... Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого".

Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».

В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.

В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.

«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.

В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».