Занятие рисованию 2 младше группе. Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Радуга цветов. Программа по изобразительной деятельности

Что такое здоровье? Это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье - это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие личности.

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что здоровье человека, будь он взрослым или ребенком, занимает самые приоритетные позиции в мире. Дело в том, что любому государству нужны творческие и активные личности, имеющие гармоничное развитие. А ведь с каждым днем к человеку предъявляются новые, все более высокие требования. Соответствовать им способна только здоровая личность.

Но как же решить эту задачу? Ответом на этот вопрос может стать восточная мудрость о том, что здоровье человека является вершиной, покорить которую каждый должен самостоятельно. Какова в данном случае задача педагогов? Они должны научить своих воспитанников покорять такую вершину.

Значение начального жизненного этапа

В дошкольном возрасте происходит формирование фундамента психического и физического здоровья человека. Первые семь лет жизни - это тот период, когда люди проходят огромный путь своего развития, который не находит повторения в последующие годы.

Именно в дошкольном периоде интенсивно развиваются все органы, происходит становление функциональных систем, формируется характер, закладываются определяющие черты личности. При этом маленький человек начинает определенным образом относиться к себе и к окружающим его людям.

Задача педагога

Взрослый человек, на которого возложена обязанность по воспитанию ребенка, должен:

Привить ему ценностное отношение к здоровью;
- научить отказываться от всего вредного для организма;
- прививать чувство ответственности за свое здоровье.

Эти задачи должны решаться путем осуществления программы «Здоровьесбережение в ДОУ». Успешность ее выполнения зависит от системного подхода к решению данной проблемы, который использует в своей работе учреждение. Деятельность, осуществляемая в данном направлении, должна проводиться согласно скоординированной политике, подкрепленной утвержденным комплексным планом действий.

Актуальность темы

Согласно ФГОС, воспитатель в своей работе должен применять различные технологии здоровьесбережения в ДОУ. Этим он добьется решения приоритетной задачи, которая стоит перед современным а именно - сохранения, поддержания и обогащения здоровья ребенка, педагога и родителей. Другими словами, всех субъектов учебного процесса, осуществляемого в ДОУ.

Воспитание социально-адаптированной личности

Программа по здоровьесбережению в ДОУ по ФГОС включает в себя этапы по поддержанию физического состояния ребенка. И это очень важно. Ведь физическое здоровье детей неразрывно связано с их эмоциональным благополучием, а также здоровьем психическим. И только высокий уровень всех этих составляющих позволяет говорить о гармонично развитой личности.

Программа по здоровьесбережению в ДОУ по ФГОС построена таким образом, что главенствующим в ней является принцип осознания того, что здоровый ребенок непременно является успешным. Добиться этого позволяет целая система мероприятий, направленных на физическое воспитание детей.

Применение педагогических технологий

В настоящее время работа по здоровьесбережению в ДОУ является одним из самых приоритетных направлений воспитательного процесса. Как осуществить эти мероприятия? И здесь на помощь педагогу приходят здоровьесберегающие технологии.

Стоит иметь в виду, что при определении не стоит останавливаться только на физической составляющей данного определения. В этом случае не стоит забывать о социально-психологической и духовно-нравственной стороне вопроса. Ведь здоровье - понятие многогранное. И оно включает в себя множество различных аспектов.

Именно поэтому модернизация системы российского образования направлена на то, чтобы создать условия здоровьесбережения ДОУ. Это непременно повысит качество воспитательного процесса. В связи с этим принятые недавно государственные стандарты (ФГОС) в качестве основной задачи, которая ставится перед образовательными учреждениями, выделяют всестороннее развитие подрастающего поколения с учетом возрастных возможностей и индивидуальных способностей каждого ребенка с одновременным сохранением и укреплением его здоровья.

Понятие педагогических технологий

Работа детьми по здоровьесбережению ДОУ напрямую зависит от той программы, по которой должны трудиться педагоги. При ее составлении учитываются:

Конкретные условия в ДОУ;
- профессиональная компетентность педагогов;
- показания заболеваемости детей.

Что означает понятие «педагогические технологии при здоровьесбережении»? У различных авторов оно трактуется по-разному. Так, родоначальник данного понятия Н.К. Смирнов в своих трудах говорил о том, что это не что иное, как совокупность методов и форм такой организации процесса обучения, который бы не проводился в ущерб здоровью учащихся. По его мнению, здоровьесбережение в ДОУ должно присутствовать при применении любой педагогической технологии и являться ее качественной характеристикой. При этом важно, чтобы здоровье сохранялось у всех А к ним относятся педагоги, дети и их родители.

Здоровьесберегающие технологии являются своеобразным сертификатом безопасности физического состояния людей, участвующих в образовательном процессе. Кроме того, подобные технологии служат совокупностью тех методов, приемов и принципов работы воспитателя, которые представляют собой дополнение к традиционным педагогическим технологиям.

Цель применения

Для чего необходимо здоровьесбережение в ДОУ? Цель этого направления многогранна. Так, для ребенка такого рода педагогические технологии позволяют обеспечить высокий уровень его здоровья с одновременным культуры. Валеологическая компетентность является совокупностью осознанного отношения малыша к своему здоровью и умением оберегать, сохранять и поддерживать его. Все это позволит дошкольнику эффективно и самостоятельно решать задачи безопасного поведения, а также здорового образа жизни, которые связаны с оказанием самой элементарной физической и психологической помощи и взаимопомощи.

Здоровьесбережение ДОУ родителей и педагогов - это содействие в становлении культуры здоровья. В данное понятие входит поддержание физического состояния воспитателей, а также валеологическое просвещение пап и мам малыша.

Здоровьесбережение в ДОУ с применением соответствующих технологий позволит значительно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса. При этом такая программа сформирует у родителей и педагогов ценностные ориентиры, направленные на укрепление здоровья дошкольников. Но это возможно только в том случае, когда будут созданы условия для корректировки технологий с учетом конкретных условий, а также специализации учреждения. Кроме того, программа, направленная на здоровьесбережение педагогов ДОУ и родителей малышей будет формировать у взрослых положительные мотивации только в том случае, когда она будет опираться на статистический мониторинг физического состояния детей. При этом во все проводимые мероприятия важно вносить поправки, которые касаются интенсивности технологических приемов и обеспечения индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

Только тогда все действия помогут достичь цели. Здоровьесберегающие технологии позволят сформировать у ребенка стойкую мотивацию, направленную на ведение активного образа жизни. В таком случае малыш будет жизнерадостен, открыт к общению и оптимистичен. Достижение поставленной цели является залогом успешного развития всего спектра качеств и свойств личности.

Разновидности педагогических технологий

Что должен включать в себя план по здоровьесбережению в ДОУ? В него должны входить все мероприятия, направленные на использования различного вида здоровьесберегающих технологий. А это:

Физкультминутки (динамические паузы);
- ритмопластика;
- спортивные игры;
- технологии, имеющие эстетическую направленность;
- релаксация;
- гимнастика для глаз и пальчиковая, для пробуждения и дыхательная;
- оздоровительный бег;
- физкультзанятия;
- коммуникативные и развлекательные игры;
- самомассаж;
- занятия по теме «Здоровье»;
- технологии воздействия цветом, музыкой;
- сказкотерапия и т. д.

Этапы внедрения

План по здоровьесбережению в ДОУ осуществляется при прохождении нескольких ступеней. Так, этапами внедрения подобных технологий являются:

1. Анализ физического развития и исходного состояния здоровья. При этом важно учесть уровень развития валеологических навыков и умений детей. Немаловажным фактором для проведения анализа должна стать и здоровьесберегающая среда, существующая в ДОУ.

2. Организация необходимого пространства.

3. Установление контактов с другими сотрудниками детского учреждения.

4. по здоровьесбережению с изучением всех приемов и методик данного направления.

5. Внедрение различных форм работы по укреплению и сохранению здоровья различных категорий взрослых и детей.

6. Работа с родителями малышей, имеющая валеологическую направленность.

Все описанные выше технологии должны быть включены в план самообразования воспитателя ДОУ по теме здоровьесбережения. Его действия в дальнейшем должны иметь комплексную направленность. Только в таком случае у ребенка сформируется привычка к ведению здорового образа жизни. Работа по внедрению данных технологий должна проводиться не только воспитателями. Необходимо, чтобы в ней принимали участие инструкторы по физкультуре, музыкальные руководители, педагоги-психологи, логопеды. Только в таком случае ребенок научится понимать собственные эмоции, начнет управлять поведением, а также почувствует и услышит свое тело.

Применение оздоровительных режимов

Что еще должно предусматривать здоровьесбережение детей в ДОУ? В эту программу непременно включаются:

Разнообразные оздоровительные режимы, среди которых гибкий и адапционный, по сезонам и щадящий;
- комплекс мероприятий развивающего характера, в который входит прохождение «дорожек здоровья», воздушное закаливание, хождение босиком, полоскание рта и горла, бодрящая гимнастика и т. д.;
- разнообразные физкультурные занятия;
- максимальное применение двигательного режима;
- профилактические мероприятия в виде ритмопластики, сухого бассейна, логоритмики, тактильных дорожек.

В план самообразования воспитателя ДОУ по теме здоровьесбережения непременно должен быть включен вопрос, касающийся организации рационального питания.

Необходимо предусмотреть также целый комплекс мероприятий, сохраняющих психологическое и физическое здоровье взрослых. Кроме того, вся деятельность педагога должна проводиться с соблюдением требований СанПиНа.

Результаты внедрения педагогических технологий

Воспитатель, получающий самообразование по здоровьесбережению ДОУ, должен помнить о том, что работа над физическим и психологическим состоянием ребенка - это не отдельные периодические мероприятия. Внедрение в практику соответствующих технологий непременно должно стать идеологией всего образовательного процесса. Ведь его результатом станет создание определенной поведенческой базы личности, которая останется на всю жизнь.

Итогом внедрения здоровьесберегающих технологий должно явиться:

Формирование необходимых навыков, содействующих ведению здорового образа жизни как у детей, так и у взрослых;
- активное взаимодействие всех специалистов ДОУ по вопросам организации оздоровительной и физкультурной работы с малышами;
- проявление терпимости каждого из участников внедрения таких технологий в общий воспитательный процесс ДОУ;
- создание нормативно-правовой базы, рассматривающей вопросы оздоровления подрастающего поколения;
- внедрение в жизнь новейших научно-методических способов;
- организация процесса, направленного на сохранение физического и психического здоровья детей и на создание необходимого здоровьесберегающего пространства не только в ДОУ, но и в семье;
- сохранение и улучшение показателей здоровья детей.

Внедрение подобных педагогических технологий является одним из самых перспективных направлений работы образовательных учреждений. Эта совокупность приемов и методов обучения маленьких детей позволит добиться гармоничного развития личности без ущерба для их физического и психического развития.

Технологии стимулирования и сохранения здоровья

Рассмотрим более подробно те приемы, которые применяются педагогом во время мероприятий по сохранению здоровья детей.

Одной из составляющих такого процесса является ритмопластика. Она развивает у детей гибкость и музыкальный слух, формирует правильную осанку.

Во время занятий педагогу следует проводить и динамические паузы. Они представляют собой комплекс упражнений по пальчиковой и дыхательной гимнастике. Должны включать они и зарядку для глаз. Подобные физкультминутки длятся, как правило, совсем недолго. Их периодичность зависит от утомляемости детей. Время, отводимое на их проведение, - от 2 до 5 минут.

Ежедневно педагог должен проводить спортивные игры с детьми. При этом они, как правило, являются частью физкультурного занятия. Рекомендуются подвижные игры для детей и во время прогулки. Проводят их и в групповой комнате, когда у малышей отсутствует возможность проявлять высокую степень подвижности. Игры должны быть подобраны с учетом возраста ребенка, а также места и времени их проведения.

Важна для поддержания и укрепления детского здоровья и релаксация. Основной ее задачей является обучение малышей управлению собственными эмоциями и поведением. Благодаря релаксации дошкольники начинают «слышать» свое тело.

Педагог проводит мероприятия, направленные на создание баланса положительных и отрицательных эмоций, а также обеспечение жизнеутверждающего положения и поддержание внутреннего равновесия. Задача взрослого состоит не в том, чтобы подавить или искоренить возникшие у ребенка эмоции. Он учит детей ощущать свои чувства и управлять поведением.

Для достижения этой цели используются упражнения на расслабление как той или иной части мышц, так и всего тела. Во время проведения релаксации важно создать необходимое настроение. Для этого в комнате должна звучать спокойная музыка (Рахманинова, Чайковского) или звуки природы. В таких упражнениях есть элемент игры, и поэтому они очень нравятся детям, которые достаточно быстро обучаются такому непростому, казалось бы, расслаблению.

В программе здоровьесбережения непременно должна участвовать и пальчиковая гимнастика. Основными ее задачами являются:

Развитие точности и ловкости рук;
- стимулирование творческих способностей малыша;
- развитие речи и фантазии;
- подготовка руки дошкольника к письму.

Занятия по пальчиковой гимнастике проводятся ежедневно. Они могут быть индивидуальными или с привлечением группы детей. Тренировка мелкой моторики позволяет стимулировать пространственное мышление, речь, кровообращение и внимание, быстроту реакции и воображение. Все это особенно полезно тем детям, у которых есть речевые проблемы.

В любое свободное время педагог может проводить с детьми гимнастику для глаз. Конкретный период времени будет зависеть от зрительной нагрузки ребенка. С помощью такой гимнастики снимается статическое напряжение мышц глаз, в них улучшается кровообращение. Для обучения детей упражнениям педагог использует наглядный материал.

Одним из видов физкультурно-оздоровительной работы является дыхательная гимнастика. Благодаря ее упражнениям у детей происходит активизация кислородного обмена в тканях. При этом нормализуется работа всего организма.

При составлении планов по здоровьесбережению педагог должен предусмотреть ежедневную бодрящую гимнастику. Она проводится в течение 5-10 минут сразу после дневного сна. Это небольшой комплекс, в который входят:

Упражнения на кроватях;
- движения по коррекции плоскостопия;
- воспитание правильной осанки;
- умывание.

Ежедневно с детьми должна проводиться и утренняя гимнастика. Эти 6-8 минут занятий будут максимально эффективными, если получат музыкальное сопровождение. При этом у деток начнется активное формирование гимнастических навыков и умений.

Более сложный комплекс упражнений должны включать в себя физкультурные занятия. Их проводят три раза в течение недели. Длительность таких занятий не должна быть менее тридцати минут. Используемые при этом упражнения обучают дошкольников двигательным навыкам и умениям. При регулярном проведении физкультурных занятий у детей повышается иммунитет.

Но как бы много мы, взрослые, ни делали для своих детей, хороший результат можно будет получить только после подключения к процессу оздоровления самого ребенка. Несмотря на свой возраст, он способен сделать многое для своего физического развития. Об этом малышу просто надо рассказать. Для достижения поставленной цели педагог проводит серию занятий под названием «Азбука здоровья». Их темы: «Мой организм», «Я и мое тело» и т. д.

В виде динамической паузы в процессе обучения или в форме игры взрослый должен предложить детям сделать самомассаж. При этом простые и доступные движения должны сопровождаться яркими образами и веселыми стихами. После самомассажа усиливается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, улучшается осанка. Укрепляется не только физическое здоровье человека, но и его психика.

Все эти, а также множество других технологий, направленных на здоровьесбережение детей, обладают достаточно высокой эффективностью. Однако позитивное воздействие всех методов и приемов определяется не только их качественными характеристиками, но и грамотным применением в общей системе образования.

Каждого малыша, достигнувшего определенного возраста, родители записывают в детский сад. Одни действуют, исходя из тех соображений, чтобы ребенок не проводил свои дни, бесцельно гоняя мяч, часами просматривая мультфильмы. В других случаях (практически в каждой семье) за чадом некому присмотреть из-за рабочей занятости. Но какова бы ни была причина, стабильно обеспечивается здоровье детей в детском саду, что имеет положительное влияние как в психическом, так и в физическом отношении.

Многие мамы считают правильным оставлять своего малыша дома, предпочитая держать его весь день при себе и «сдувать с него пылинки». Такое свое поведение они объясняют тем, что при общении с другими малышами возникает вероятность подцепить различные вирусные заболевания. Однако те же самые мамы не понимают или принципиально не хотят понять, что нельзя превращать ребенка в «тепличное растение».

А постоянное нахождение малыша в домашних стенах и ограничение в общении сделает из него закомплексованного, замкнутого в себе и необщительного эгоиста. Крайне важно определить его в детское учреждение, предоставляя ребенку полную свободу общения и саморазвития. Как бы родители этого не хотели, они в любом случае не смогут уделить своему чаду достаточно времени, чтобы поиграть с ним и позаниматься.

Мамы весь день заняты домашними делами: стирка, глажка, приготовление еды, уборка и прочее. Папы же большую часть времени проводят на работе, ну а вечером бывают слишком уж уставшими, чтобы заняться детской игрой либо воспитанием.

Обеспечение здоровья детей является проблемой №1 как для их родителей, так и для воспитателей. Поэтому организуются и проводятся различные мероприятия, направленные как на физическое, так и на умственное развитие. Это могут быть развивающие игры (загадки, задачки на разные темы), несложные физические упражнения, постановка маленьких сцен и другое.

Принимая во всем этом участие, ребенок поневоле развивается, совершенствуется, познает мир, учится общению со сверстниками и взрослыми людьми (в данном случае, с воспитателями, родителями детей из группы). А самое главное, знакомится с такими жизненными понятиями, как: самостоятельность, ответственность, решительность. Эти понятия играют ведущую роль в становлении личности.

Оздоровительные мероприятия

В любом детском саду проводится ряд оздоровительных мероприятий, направленных на обеспечение и поддержание здоровья малыша. Оздоровительные мероприятия включают:

  1. Воспитание потребности здорового образа жизни.
  2. Физкультурно-оздоровительные работы.
  3. Закаливание.
  4. Профилактика.

Воспитание потребности здорового образа жизни

Данное мероприятие направлено на то, чтобы развить в ребенке потребность самому вести и стремиться к здоровому образу жизни. При этом особое внимание уделяется на соблюдение малышом режима дня, привитие и развитие культурно-гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом.

Физкультурно-оздоровительная работа

Такой вид оздоровительных мероприятий является не менее важным, чем все другие. Занимаясь физкультурой и гимнастикой, укрепляются мышцы, суставы, костная ткань малыша. Организм приобретает возможность бороться с различными недугами, заболеваниями, расстройствами. Таким образом, физкультурно-оздоровительные мероприятия включают:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия;
  • подвижные игры и игровые упражнения;
  • физкультурные занятия на свежем воздухе;
  • спортивные игры;
  • дыхательную гимнастику после дневного сна;
  • диагностику физического развития;
  • спортивные и музыкальные праздники;
  • активный отдых.

Закаливание

Процедуры закаливания направлены на укрепление здоровья каждого ребенка, делая его сильным и повышая его иммунитет. Перед тем, как приступить к осуществлению данного мероприятия, исключается наличие у ребенка какого-либо заболевания. В целом, закаливание предусматривает:

  • игры на свежем воздухе, пешие прогулки;
  • принятие воздушны ванн;
  • осуществление водных процедур;
  • игры с водой;
  • дозированные солнечные ванны.

Хождение босиком является одновременно и процедурой закаливания, и огромным удовольствием. Детям это очень нравится.

Профилактика

Соблюдение ребенком основных мер профилактики также является частью программы обеспечения здоровья. Профилактические мероприятия подразумевают:

  • обеспечение чистоты среды;
  • создание здорового микроклимата;
  • рациональное и сбалансированное питание;
  • витаминизация – употребление витаминных напитков, фруктов;
  • профилактика гриппа – проведение фитотерапии с использованием лука и чеснока;
  • профилактические прививки, позволяющие защитить ребенка от таких серьезных заболеваний, как: коклюш, свинка, туберкулез, ветряная оспа и прочие;
  • процедуры ароматерапии;
  • лечебно-физическая культура;
  • общеукрепляющий массаж.

Осуществление оздоровительных мероприятий направлено на то, чтобы ребенок, находясь в детском саду, рос абсолютно здоровым и крепким!

Любовь Арндт
Здоровьезберегающая среда в ДОУ - условие физического и психического здоровья детей.

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно ». Н. М. Амосов.

Актуальная тема во все времена – это здоровье человека . Здоровье нельзя удержать лекарствами.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка . В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни , которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Только здоровый ребёнок может быть успещен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того на сколько грамотно организованна работа с детьми по физическому воспитанию , на сколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребёнка .

Актуальность развивающей педагогики оздоровления обусловлена созданием в ДОУ эффективной здоровьесберегающей , педагогической системы, которая позволит своевременно пеодолеть нарушения состояния здоровья и развития ребёнка .

Здоровьесберегающая среда – это гибкая , развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благприятный режим организации жизнедеятельности детей .

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных занятий и социального опыта. Предметно-развивающая среда должна обеспечить не только физическую активность детей , но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого рационально организовать среду в группе .

В каждой группе должен быть создан оздоровительный режим дня , способствующий гармоничному физическому и полноценному психическому развитию , предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей , а также состояния их здоровья .

пособия должны соответствовать возрастным особенностям, пространству двигательной зоны, периодически меняться с учётом выполнения программы, интересов детей и результатов индивидуальной работы. должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (быть безопасным для детей , легко мыться) ;

К основным направлениям оздоровительной деятельности в детском саду относится :

Организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей ;

Организацию здорового сбалансированного питания;

Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;

Организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей .

Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети вынуждены значительное время находиться в малоподвижной позе. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения .

Необходимо оздоровительную работа вести постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстраивать в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день. Утро начинается с гимнастики. Она важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Во время проведения гимнастики на улице особое внимание уделяем правильному дыханию. Прогулка является мощным средством закаливания организма. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4, 5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день : в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой . При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет , а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 С и скорости ветра более 15 м/с.

Важная роль педагога заключается в правильной организации прогулки (подбираем подвижные игры с чередованием малоподвижных игр, проводим гимнастические упражнения, направленные на развитие двигательной активности, организуем трудовую деятельность на территории участка, цветнике, огороде, наблюдения за природой и окружающим миром, беседы, организуем сюжетно – ролевые игры, проводим индивидуальную работу с детьми с учетом возрастных особенностей) .

После дневного сна проводим гимнастику «Пробуждения» . Дети в трусиках выполняют ряд упражнений. Это способствует закаливанию организма.

Также для профилактики плоскостопия, закаливанию организма дети ходят босиком по гимнастическому коврику, (летом по камешкам, траве, выполняют ряд упражнений, например : «Подними карандаш» , «Сложи платочек» , «Прокати мяч» , Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 мин. и постепенно доводится до 15-20 мин. Смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп, которое происходит главным образом под воздействием низких температур пола и земли.

Особо дети любят выполнять пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мелкой моторики рук, воздействует на весь организм в целом.

Дети очень любят воду.

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию. Умывание водой комнатной температуры оказывает на детский организм закаливающее влияние. Температура воды постепенно снижается (с 29-30 до 22-20 на 2 через каждые 5-6 дней) . Дети с большим удовольствием выполняют водные процедуры. Сначала умывают лицо, кисти рук, затем шею и руки до локтя.

В результате систематического закаливания нормализуется состояние нервной системы. Повышается устойчивость эмоциональной сферы, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

Но нельзя забывать и о принципе индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья , уровень закаленности, пол).

Так-же очень важно обратить внимание и на психологическую среду в ДОУ . Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности и защите. Ощущение безопасности - важнейшее условие межличностного общения. Говоря об этом, мы имеем в виду психологическую безопасность . Человек, находясь в психологически опасной ситуации , переживает тревогу и страх. Самым распространенным источником эмоциональных переживаний ребенка являются его отношения с другими людьми. Искренность и открытость в отношениях в значительной степени зависит от эмоционального состояния. При отсутствии доброжелательного психологического климата в детском коллективе, нетрудно обнаружить у ребенка явные признаки смущения, некомфортности - он говорит тихим голосом, избегает контакта глазами, переминается с ноги на ногу, дергает одежду, держит руки у рта. Частые прогулы без причины могут свидетельствовать о том , что ребенок не желает находиться в коллективе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии ребенка дают наблюдения за его позой в тех или иных ситуациях. Так, скрещенные руки и ноги во время общения - защитная реакция. Если ребенок прикрывает рот рукой когда слушает, это свидетельствует о том , что он не доверяет тому, с кем разговаривает. Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности. Чувство страха и незащищенности обусловливает возникновение защитных реакций, которые могут проявляться в различных формах поведения. Под влиянием страха человек иногда стремится стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание тех, кто является источником его беспокойства. Другой формой защитного поведения, которая часто встречается, является агрессия. Выражение «Нападение - лучшее средство защиты » наиболее точно характеризует этот тип поведения. Детям, да и взрослым, редко удается, к сожалению, определять собственные ощущения. Например : «Я сержусь» , «Мне грустно» , «Я чувствую себя спокойно» . В действительности мы редко используем эти, казалось бы, простые выражения, что свидетельствует о том , что мы не привыкли прямо говорить о своих чувствах. Каждый ребенок приходит к нам из собственной семьи, из родного дома. Так чем же отличается дом от любого другого места? Дом является, теоретически, тем пространством, где ребенок максимально может проявить свою индивидуальность. Дома, в семье существуют обычаи и ритуалы, которые сближают ее членов. Самым безопасным в психологическом плане местом для ребенка является его дом. Если это на самом деле так, эти дети счастливы. Чтобы детский сад стал тем местом, где ребенок чувствует себя как дома, а может быть и лучше, сотрудником необходимо приложить немало стараний и изобретательности. Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства , где ребенку с первого дня посещения предоставляется возможность выражать свое «Я» , делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентирами, где поощряется выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений, где развивается готовность и умение брать на себя ответственность, где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности. Главным условием такого психологического пространства является безопасная среда , атмосфера психологического комфорта , которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической , поскольку в этой атмосфере исчезают барьеры, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность и творчество. Создание психологического комфорта - одна из важнейших задач. Необходимо поощрять творческие проявления ребенка. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача воспитателя - не подавлять желания, творческие порывы учеников, а поддерживать и направлять их. У каждого воспитателя, безусловно , есть свой арсенал методов и приемов, позволяющих создавать комфортную психологическую среду для воспитанников .

Можно выделить основные : -

Никаких монологов при проведении НОД Только диалог, живой, в котором участвуют все.

Желательно ежедневно планировать работу в группах. При этом дети учатся общаться в малом коллективе, спорить, просить о помощи и предлагать ее. Самое главное и самое труднодостижимое - позитивный эмоциональный настрой воспитателя. Нелегко, но необходимо ему управлять своими эмоциями, и учить детей тому же .

Все мероприятия, проведенные в детском саду, невозможно без участия семьи в этом процессе, так как целый ряд оздоровительных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях . Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения. В группах оформили стенды для родителей, регулярно проводим консультации, родительские собрания, организовываются совместные спортивные праздники. Ведь только благодаря совместной деятельности педагогов и родителей можно добиться наиболее значимых результатов в решении проблемы – снижения заболеваемости детей , укреплению их здоровья .

Список используемых источников

1. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.

2. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений . - М., 2002.

3. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

4. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья . 2000. Т. 7. N2. С. 29 – 34. Фомина Н. А.

5. Чеботарева О. В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих

Первый раз отдавая своего малыша в детский сад, практически все родители сталкиваются с одной и той же проблемой: ребенок начинает чаще болеть. Как же можно обеспечить крепкое здоровье детей в детском саду и избежать частых простудных или инфекционных заболеваний? Полезные рекомендации есть в Стране советов.

Слабое здоровье детей в детском саду всегда было большой проблемой. Ребенок, в первый раз попадая в детский сад, оказывается в довольно агрессивной вирусно-микробной среде , ведь в коллективе могут находиться дети с простудой, насморком и т. д. А потому в детском саду ребенок часто оказывается под угрозой заболеваний.

Чтобы улучшить здоровье детей в детском саду , нужно соблюдать несколько достаточно простых правил. Для начала, если ребенку только предстоит поступить в детский сад, нужно заняться укреплением его иммунитета. Так, нужно давать ребенку гулять на свежем воздухе, обеспечивать содержание в ежедневном рационе ребенка всех необходимых витаминов и минеральных веществ.

Ребенку не нужно создавать «тепличные условия» , пытаясь всячески оберегать его от малейшего влияния окружающей среды. Это значит, что не нужно чрезмерно кутать ребенка во время прогулок, не нужно создавать в доме «стерильную чистоту». Лучше давать ребенку побольше контактировать с другими детьми (это полезно и в плане социального развития), регулярно проводить закаливающие процедуры.

Здоровье детей в детском саду зависит не только от состояния иммунитета , но, оказывается, еще и от того, насколько малышам психологически комфортно в стенах детского дошкольного учреждения. Если ребенок идет в сад со слезами, если никак не может привыкнуть к коллективу, то и на его здоровье это скажется не лучшим образом.

Поэтому адаптации ребенка в детском саду следует уделить особое внимание . Нужно постараться выбрать сад, в котором бы ребенку нравилось. Нужно также и подготовить малыша к первому походу в детский сад: рассказать, как весело он сможет провести там время, как сможет поиграть с другими детьми.

Чтобы быть в полной уверенности, что здоровье детей в детском саду не пошатнется, лучше всего еще до поступления в сад пройти с ребенком медицинский осмотр . Во время осмотра врач определит, здоров ли ребенок, нет ли у него признаков какого-либо начинающегося заболевания. Если иммунитет ребенка ослаблен после болезни, то лучше дождаться, когда иммунитет окрепнет, а уже потом вести малыша в детский сад.

Часто здоровье малышей в детском саду страдает от того, что родители приводят в группу заведомо больного ребенка . Такое поведение родителей чревато заражением других детей в коллективе и осложнением течения заболевания собственного ребенка. По возможности заболевшего ребенка нужно оставлять дома.

Правда, и перестраховываться, держа ребенка дома по 3-4 недели при малейшем подозрении на простуду, тоже не стоит. Дело в том, что за это время в детском коллективе появятся уже новые вирусы и микробы, а потому ребенок рискует вновь заболеть сразу же после первого посещения детсада.

Это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.