В какой стране родился гендель. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Гендель в искусстве

Творчество Генделя (1685-1759) – ярчайший образец музыкального искусства позднего этапа барокко, вмещается в те же хронологические рамки, что и искусство И. С. Баха. Фигура Генделя точно также типична для своего времени, как и фигура Баха, однако представляет совершенно иной тип творческой натуры. Своим происхождением композитор обязан семье с прочными силезскими корнями, родители передали своему сыну физическое и душевное здоровье, крепкое сложение (отец был человеком гигантского роста), точный и практический ум, работоспособность и стальную твердость спокойной воли.

Гендель очень рано (гораздо раньше, чем Бах) достиг мастерского владения своим стилем, но никогда не останавливался на какой-нибудь одной форме искусства. Эволюция его творчества улавливается сложно, затруднительно также назвать ее сознательной. Однако то, чему Гендель оставался верен всегда, это – ясное осознание цели: хорошо делать то, что он делает. Эстетическое кредо Генделя не авторитарно: он никогда не навязывал искусству собственную волю. В некотором смысле генделевский гений «всеяден»: он приспосабливается к различным веяниям, усваивает другие стили и другие мысли, и никакие препятствия не могут его пошатнуть.

Ментальность Генделя типична для немца (Лессинг считал, что самой характерной чертой немца является то, что «он ценит все хорошее везде, где он его находит, и обращает себе на пользу»), однако в Генделе отмечается еще и высшая способность к объективности. Уже в детстве, в Галле, он научился у Цахау различным стилям, не только перенимая дух каждого великого композитора, но и усваивая его путем подражания его манере. Это воспитание, по сути космополитическое, было довершено тремя поездками в Италию и полувековым пребыванием в Англии. И если Гендель не был во Франции, он, тем не менее, знал ее не хуже – примеры усвоения французского музыкального языка и стиля у него есть («Французские шансон»). Т.е., повсюду, где бы он ни находился, Гендель накапливал целые сокровища музыкальных воспоминаний, покупал и собирал иностранные произведения, фиксировал выражения и идеи в эскизах.

Также Гендель обладал страстью к живописи: был знатоком и оставил после себя коллекцию, в которой были произведения Рембрандта.

Манера письма Генделя принципиально отлична от баховской: он писал с легкостью, часто так, будто импровизировал, никогда не набрасывал эскизов целого произведения. Само искусство импровизации композитора поражало современников. Вместе с тем, Гендель обладал превосходным чувством формы, и ни один немец не превзошел его в искусстве создания красивых мелодических линий (именно его любовь к совершенству позволяла ему заниматься автоцитированием и цитированием, за что его часто упрекали в плагиатстве).

Музыка Генделя – детище эпохи, она чрезвычайно живописна: выражает чувства, эмоции, ситуации, даже эпохи и местности, имеет яркую поэтическую и моральную окраску.

В отличие от Баха, Гендель никогда не был церковным музыкантом и почти никогда не писал для церкви. Исключая Псалмы и Te Deum, он писал только инструментальную музыку для концертов и празднеств на открытом воздухе, оперы и оратории (для театра, а не для церкви, даже если в них не было эпизодов, требующих актерского разыгрывания).

В возвышенности и простоте искусства Гендель видел высокую задачу. Однажды он сказал: "Мне было бы досадно, если бы я доставлял людям только удовольствие; моя цель - делать их лучше". Таков коренной смысл его искусства. Такова была его художественная воля, этому служил его гений.

Гендель обязан рождением своего стиля Гамбургу. Здесь закончилась пора ученичества, здесь же молодой композитор пробует свои силы в опере и оратории - ведущих жанрах его зрелого творчества. И если к оратории он вернется много лет спустя, то опера полностью заняла его воображение в ближайшие десятилетия. Начиная с Гамбурга (первая опера – «Альмира», написана и поставлена в 1705 г.) и кончая Лондоном начала 40-х годов (последняя опера – «Деидамия», 1741 г.), Гендель - оперный композитор. В Гамбурге Гендель полностью овладел формой и стилем оперы-сериа, научился писать арии почти всех типов и речитативы. Развитая линия голоса, принцип слова для музыки, инструментальный тип мелодии, тяжеловатое голосоведение, скованная оркестровая фигурация - вот черты генделевского оперного стиля эпохи "Альмиры" и "Нерона".

В оркестровом письме композитора, в форме увертюры, в наличии балета сказывается французское влияние. Отдельные страницы "Альмиры", отличающиеся простонародным грубоватым языком, песенной формой арий, красноречиво свидетельствуют о влиянии местных традиций.

Гендель поехал в Италию в конце 1706 года. Во Флоренции никому не известный и ничем не прославившийся молодой немец первое время чувствовал себя неловко. К тому же он был в стесненном материальном положении, а его музыкой мало кто интересовался. Во Флоренции композитор не задержался и уже в апреле 1707 года уехал в Рим. И пробыл там относительно недолго, живя более чем скромно. Ни рекомендательные письма, ни собственная музыка не улучшили его положения. В Риме необходимо было быть первым, а Генделю для этого не хватало мастерства. Он вновь учится. Он посещает "академии", концерты, карнавалы, торжественные приемы и празднества. Гендель изучает совсем необычные для него стили. Он слушает католическую церковную музыку и пишет в подражание ей "Латинские псалмы". В Риме он познакомился с латинской ораторией, сочетающей текст нравственно-религиозного содержания с пением в сопровождении инструментов. Некоторую известность он получает как виртуоз. Осенью 1708 года Гендель достигает первого публичного успеха как композитор. При посредстве герцога Фердинанда Тосканского он ставит свою первую итальянскую оперу "Родриго" и обнадеженный успехом, спешит в Венецию.

В Венеции он знакомится с представителями двух государств, где позже найдет себе приют. Это были большие любители музыки - принц Эрнст Август из Ганновера и английский посол граф Манчестерский.

В конце февраля Гендель покидает Венецию. Он возвращается в Рим, и теперь вечный город кажется ему более приветливым. Успех "Родриго" во Флоренции сделал свое дело, не поскупился на похвалу Фердинанд Тосканский, - в Риме Генделю оказали замечательный прием. Дворцы меценатов гостеприимно распахнули двери, залы восторженно рукоплескали, Рим удивлялся и спешил познакомиться с Генделем. Он выступает на публичных состязаниях с лучшими из лучших в Риме, Доменико Скарлатти признает его победу. Его игру на клавесине называют дьявольской - весьма лестным эпитетом для Рима. Он пишет для кардинала Оттобони две оратории, тотчас исполненных. Им заинтересовалась католическая церковь.

После успеха в Риме Гендель спешит на юг, в Неаполь. Постоянный соперник Венеции в искусствах, Неаполь обладал своей школой и устоявшимися традициями. Гендель пробыл в Неаполе около года. За это время он написал очаровательную серенаду "Ацис, Галатея и Полифем" (серенада (или серената) - распространенный в XVIII в. жанр камерной пасторальной кантаты.

Главным сочинением Генделя в Неаполе была опера "Агриппина", написанная летом 1709 года и поставленная в том же году в Венеции, куда вновь возвращается композитор. Премьера состоялась 26 декабря. Гендель провел в Венеции всю зиму. Теперь он обладал мастерством, достаточным для завоевания любого европейского театра.

Таким образом, Италия была для Генделя не только светлой романтической порой его жизни, но и важным периодом его творчества. "Итальянские университеты" не прошли для композитора даром. Он освоил лучший европейский стиль музыкального письма, усовершенствовал и необычайно развил мелодику, достиг мастерства в голосоведении, оркестровой технике, формах композиции. Окончательно сложился и круг жанров, в которых работал композитор. Это были в основном жанры вокальной музыки - опера, кантата, оратория.

К концу 1710 года, получив у курфюрста официальный отпуск, Гендель, после краткого визита в родной Галле, через Дюссельдорф уехал в Лондон.

Когда Гендель приехал в Лондон, ему было 25 лет. Он обладал уже достаточной известностью, а предприимчивость и энергия, работоспособность и воля, унаследованные от отца, в соединении с природным даром художника составляли превосходный ансамбль. При композиторе были рекомендательные письма и приглашения английских дворян, с которыми он познакомился в Ганновере.

Гендель быстро знакомится с театральным миром Лондона, быстро получает заказ от Аарона Хилла, арендатора театра Гайдмаркет, и не менее быстро пишет оперу "Ринальдо".

Решительно повлиял на судьбу Генделя дебют в очень популярном в Англии жанре церемониально - торжественной музыки. В январе 1713 года Гендель пишет монументальный «Te Deum» («Te Deum» - гимн для хора (или хоров) и симфонического оркестра, иногда с участием певцов-солистов и органа, на текст католического песнопения. Классический тип «Te Deum’а», предназначенного для концертного исполнения на празднествах, установлен Генделем) и «Оду ко дню рождения королевы».

Уже в июле 1716 года новый король Англии Георг I приглашает с собой композитора в Ганновер, где Гендель пишет новые, вторые в его творчестве "Страсти".

До 1720 года Гендель находился на службе у старого герцога Чендосского. Эти годы оказались очень важными для композитора - он освоил английский стиль. Немецкий композитор принял подданство в английском искусстве. Гендель написал антемы и две маски. Антемы - библейские псалмы, положенные на музыку, духовные песни, хоровые фрески, в которых слышен могучий голос народа, оказались близки Генделю. В антемах выражено героическое и радостное. Две маски, два обаятельных представления в духе античности - тоже были английскими по стилю. Оба произведения Гендель позже переработал. Одно из них стало английской оперой («Ацис, Галатея и Полифем»), другое - первой английской ораторией («Эсфирь»).

Влияние антемов и оперного стиля явственно ощущается и в первых ораториях Генделя – «Эсфири» (1732 г.), в написанных следом «Деборе», «Аталии» (сочинены в 1733 г.). Речитатив в них еще вполне оперный, за редкими исключениями, арии также написаны в оперных традициях. Все эти оратории можно сценически оформлять, превращая их в оперную постановку.

Работа Генделя в жанре оперы в этот период протекала в очень сложных условиях – ему приходилось постоянно соперничать в признании с итальянскими композиторами и бороться с постоянно менявшимися вкусами английской аудитории. Поэтому оперы этого периода – «Радамистро», «Оттон», «Флавио», «Юлий Цезарь», «Тамерлан», «Ксеркс» вскоре после премьер снимались с репертуара. И вообще, англичане считали итальянский оперный стиль «болезнью» и музыкой, не соответствовавшей потребностям времени. Появление «Оперы нищих» Джона Гея и Джона Пепуша нанесло оперной карьере Генделя сокрушительный удар. В такой обстановке композитор прожил еще десять лет - 30-е годы. Он не переставал писать и ставить оперы - его упорство напоминало безумие. Каждый год он терпел поражение, каждый год он наблюдал примерно одну и ту же картину: молчаливый, невнимательный, пустующий зал.

40-е годы отличались от предшествующих десятилетий. Англия пуритан нуждалась в героике, а не в ангельских портретах принцев крови галантной придворной оперы, и героику эту находила прежде всего в Библии.

Не было страны в Европе, где с такой любовью и вместе с тем с таким практицизмом относились бы к Библии, как в Англии в XVII-XVIII веках. Идеологи пуритан увидели в ней громадный запас мудрости, накопленной многими поколениями и целыми народами. Пуритане прочли Ветхий завет как книгу о судьбе народа, о способе его существования.

Библейский язык и стиль, сюжеты, образы, персонажи и символы обоих заветов были чрезвычайно распространены в то время. Гендель усвоил вкус англичан и стал говорить с нацией на ее любимом языке. Композитор превосходно знал Библию: Георга выучили читать по ней. Генделю удалось в грандиозных библейских эпопеях-ораториях воплотить оптимизм побеждающего народа, радостное чувство свободы, самоотверженность героев. Выбор таких сюжетов, выбор ораториального стиля оказался знаменательным в жизни Генделя. Оратория 40-х годов подняла композитора на высшую ступень музыкальной иерархии, прославила его на века. Прославился он прежде всего в Англии. Его музыка стала эталоном британского стиля.

Новая эпоха началась для Генделя 22 августа 1741 года. В этот памятный день он приступил к оратории «Мессия». В «Мессии», его замысле особенно наглядно проявляется направление поисков Генделя. Для выражения своих философско-музыкальных идей он искал необычной, неизведанной до него формы воздействия на огромные массы людей. Он чувствовал в себе необычайную силу говорить со многими, делиться с людьми важными мыслями о жизни

Поэтому он избирает более свободную эпическую форму оратории, стремясь, однако, как в «Мессии», выразить сильные, драматически выявленные аффекты (но вне драмы!) и вызвать у слушателя экстатически-возвышенное состояние.

Оратория - жанр свободный. Он возник в Италии, в религиозных собраниях верующих, оппозиционно настроенных к папе римскому. Он так и не был признан официальным богослужебным пением. Попав под мощное воздействие гуманистической культуры, ораториальный жанр постепенно освобождался от своего религиозного содержания, превращаясь в род концертных, светских по духу вокально-оркестровых сочинений. Со временем жанр потускнел, ему не могли найти серьезного применения.

Гендель вдохнул в ораторию новую жизнь. Он вернул жанру способность говорить с людьми о важных вещах, причем не просто говорить, а убеждать и воодушевлять людей своими идеями. Но эти идеи должны были быть выражены по-новому, ибо человек XVIII века резко отличался от человека средневековья взглядом на свою сущность, на свое отношение к миру, к природе. Эпоха, в которую жил Гендель, отличалась не очень благочинным отношением к богу. Этого не мог не чувствовать композитор. Оратория у Генделя приобрела новый смысл. Происхождением связанная с литургией, она лишилась ритуального, обрядового начала.

В инструментальных жанрах сказалось выдающееся дарование Генделя как композитора и солиста на органе и клавесине. Концертность исполнения, которая в конце 17 – 1 пол. 18 века приобрела первостепенное значение, была характерна и для творчества и для игры Генделя. Его стиль клавесинной игры отличался силой, блеском, густотой звучания, которые до него на этом инструменте считались недостижимыми. В стиле органной игры доминировали праздничная торжественность, полнозвучие, темпераментность и импровизационность. Концертность Генделя, как черта стиля, отличалась от концертности придворного искусства. Она получила широкое претворение в различных жанрах инструментальной музыки композитора.

В клавирном творчестве Генделя центральное место занимала гомофонная сюита (lesson). Сюиты Генделя были изданы в трёх сборниках в 20-30 гг. Строение генделевских сюит очень индивидуально: помимо традиционных танцевальных пьес (аллеманда, сарабанда, куранта и жига) в неё включались прелюдии, фуги, увертюры, вариации. В этих сочинения Генделя содержится полный свод клавирной техники того времени, открываются новые перспективные возможности инструментов.

Произведения Генделя для камерных ансамблей по времени написания и стилю разделяются на 2 группы:

    юношеские, не очень зрелые произведения

    зрелые, мастерские сочинения, написанные в Лондоне в 30-нач.40 гг. Это – 15 сольных сонат для скрипки или гобоя и basso continuo)

Одно из центральных мест занимают концерты Генделя для различных инструментов: органные и concerti grossi. «Большие концерты» Генделя принадлежат к великим творениям оркестровой музыки 18 века и стоят в одном ряду с «Бранденбургскими концертами» Баха, концертами Вивальди.

Ор. 3 (1734 г.) – 6 Концертов для гобоя, ор. 6 (изд. в 1739 г.) - 12 concerti grossi.

Каждому концерту Генделя свойственны индивидуальные образные черты и средства выразительности. Концерты относятся к гомофонной музыке, однако в них много примеров полифонического склада, особый эффект игры светотени создают контрастные чередования эпизодов concertino и tutti.

Есть у Генделя и так называемые пленэрные жанры. Это лёгкая развлекательная музыка демократического направления. К ней относятся: двойные концерты «Музыка на воде (1715-1717), «Музыка фейерверка» (1749). Часто такие произведения исполняются в сопровождении пиротехнических номеров и пушечных выстрелов.

Таким образом, инструментальная музыка Генделя – это яркая часть наследия композитора, которая отражает характерные черты его стиля и его времени.

История жизни
Георг Фридрих Гендель родился в Галле 23 февраля 1685 года. Начальное образование он получил в средней, так называемой классической школе. Помимо такого основательного образования, юный Гендель воспринял некоторые музыкальные понятия от наставника Иоганна Преториуса, знатока музыки и сочинителя нескольких школьных опер. Помимо школьных занятий, «иметь толк в музыке» ему также помогли вхожий в дом придворный капельмейстер Давид Пооле и органист Кристиан Риттер, обучавший Георга Фридриха игре на клавикордах. Родители обращали мало внимания на рано проявившуюся склонность сына к музыке, причисляя ее к детским забавам. В доме Генделей не могло идти и речи о настоящем обучении музыке. Лишь благодаря случайной встрече юного таланта с поклонником музыкального искусства герцогом Иоганном Адольфом судьба мальчика резко изменилась. Герцог, услышав чудную импровизацию, сыгранную ребенком, тотчас убеждает отца дать ему систематическое музыкальное образование. Гендель стал учеником известного в Галле органиста и композитора Фридриха Цахау. Гендель занимался у Цахау около трех лет. За это время он научился не только сочинять, но и свободно играть на скрипке, гобое, клавесине.
В феврале 1697 года умер отец Георга. Исполняя желание покойного, Георг окончил гимназию и через пять лет после смерти отца поступил на юридический факультет университета в Галле. Через месяц после поступления в университет он подписал годовой контракт, по которому «студент Гендель вследствие своего искусства» был назначен органистом в городской реформатский собор. Он стажировался там ровно год, постоянно «совершенствуя проворство в органной игре». Кроме того, он преподавал пение в гимназии, имел частных учеников, писал мотеты, кантаты, хоралы, псалмы и музыку для органа, обновляя каждую неделю репертуар городских церквей. Позже Гендель вспоминал: «Я в то время писал как дьявол».
В мае 1702 года началась война за испанское наследство, охватившая всю Европу. Весной следующего года, по истечении срока действия контракта, Гендель покинул Галле и направился в Гамбург.
Центром музыкальной жизни города был оперный театр. К приезду Генделя в Гамбург оперу возглавлял композитор, музыкант и вокалист Рейнхард Кейзер. Генделю было чему поучиться у Кейзера. Он внимательно изучал стиль оперных композиций знаменитого гамбуржца, его искусство управления оркестром.
Гендель устраивается в оперный театр в качестве второго скрипача (вскоре он стал первым скрипачом). Этот скромный факт в богатой событиями жизни композитора оказался решающим. С этого момента Гендель выбирает поприще светского музыканта, а опера, принесшая ему и славу, и страдание, становится основой его творчества на долгие годы.
Главным событием жизни Генделя в Гамбурге можно считать первое представление его оперы «Альмира» 8 января 1705 года. То был экзамен для Генделя. Успех оперы был прочным, ее играли около двадцати раз.
25 февраля того же года ставится вторая опера - «Любовь, приобретенная кровью и злодейством, или Нерон». Эта опера выдержала три представления.
В Гамбурге Гендель написал свое первое произведение в жанре оратории. Это так называемые «Страсти» на текст известного немецкого поэта Постеля.
Вскоре Генделю стало ясно, что в Гамбурге ему больше делать нечего. Он вырос, и Гамбург стал ему тесен. Накопив немного денег уроками и сочинением, Гендель неожиданно для всех уехал.
Гамбургу Гендель обязан рождением своего стиля. Здесь закончилась пора ученичества, здесь же молодой композитор пробовал свои силы в опере и оратории - ведущих жанрах его зрелого творчества.
Гендель поехал в Италию. С конца 1706 года до апреля 1707 года он жил во Флоренции, а затем отправился в Рим. Осенью 1708 года Гендель впервые добивается публичного успеха как композитор. При посредстве герцога Фердинанда Тосканского он ставит свою первую итальянскую оперу «Родриго».
Он также выступает на публичных состязаниях с лучшими из лучших в Риме, Доменико Скарлатти признает его победу. Его игру на клавесине называют дьявольской - весьма лестным эпитетом для Рима. Он пишет для кардинала Оттобони две оратории, тотчас исполненных.
После успеха в Риме Гендель спешит на юг, в солнечный Неаполь. Постоянный соперник Венеции в искусствах, Неаполь обладал своей школой и традициями. Гендель пробыл в Неаполе около года. За это время он написал очаровательную серенаду «Ацис, Галатея и Полифем», еще несколько вещей в таком же духе, но меньших по размеру.
Главным сочинением Генделя в Неаполе была опера «Агриппина», написанная летом 1709 года и поставленная в том же году в Венеции, куда вновь возвратился композитор. Премьера состоялась 26 декабря. Итальянцы, с присущей им горячностью и воодушевлением, воздали должное молодому немецкому композитору. «Они были как громом поражены грандиозностью и величием его стиля; никогда не знали они до того всей власти гармонии», - писал один из присутствовавших на премьере.
Италия оказала Генделю радушный прием. Однако композитор вряд ли мог рассчитывать на прочное положение в «империи Музыки». Итальянцы не сомневались в таланте Генделя. Однако, как впоследствии Моцарт, Гендель был для итальянцев тяжеловесным, слишком «немцем» от искусства.
Гендель уехал в Ганновер и поступил на службу к ганноверскому курфюрсту придворным капельмейстером. Но и там он пробыл недолго. Грубые нравы маленького немецкого двора, его нелепое тщеславие и покорное подражание большим столицам после Италии могли вызвать у Генделя только отвращение.
К концу 1710 года, получив у курфюрста официальный отпуск, Гендель отправился в Лондон.
Он сразу же вошел в театральный мир британской столицы, получил заказ от Аарона Хилла, арендатора театра Тайдмаркет, и вскоре написал оперу «Ринальдо».
Решительно повлиял на судьбу Генделя дебют в очень популярном в Англии жанре церемониально-торжественной музыки. В январе 1713 года Гендель пишет монументальный «Те деум» и «Оду ко дню рождения королевы». Ода была исполнена 6 февраля. Королева Анна осталась довольна музыкой и собственноручно подписала разрешение исполнить «Те деум». 7 июля по случаю подписания Утрехтского мира в присутствии королевы и парламента торжественно-величественные звуки генделевского «Те деума» огласили своды собора Св. Павла.
После успеха «Те деума» композитор окончательно решил делать карьеру в Англии.
До 1720 года Гендель находился на службе у старого герцога Чандоса, бывшего при Анне суперинтендантом королевской армии. Герцог жил в замке Кеннон, близ Лондона, где у него была превосходная капелла. Гендель сочинял для нее музыку.
Эти годы оказались очень важными - он освоил английский стиль. Гендель написал антемы и две маски - скромное количество при его баснословной продуктивности. Но эти вещи (наряду с «Те деумом») оказались решающими.
Две маски, два представления в духе античности были английскими по стилю. Оба произведения Гендель позже переработал. Одно из них стало английской оперой («Ацис, Галатея и Полифем»), другое - первой английской ораторией («Эсфирь»). Если антемы - героический эпос, то «Эсфирь» - героическая драма на библейский сюжет. В этих произведениях Гендель уже полностью владеет и языком, и характером чувств, выражаемых англичанами в искусстве звуков.
Влияние антемов и оперного стиля явственно ощущается и в первых ораториях Генделя - «Эсфири» (1732), в написанных следом «Деборте», «Аталии» (сочинены в 1733 году). И все-таки основным жанром 1720 - 1730-х годов остается опера. Она поглощает почти все время, силы, здоровье и состояние Генделя.
В 1720 году в Лондоне открылось театрально-коммерческое предприятие с капиталом в 20 000 фунтов стерлингов. Оно называлось «Королевской академией музыки». Генделю было поручено набрать в труппу академии лучших певцов Европы, преимущественно итальянской школы.
Гендель стал свободным предпринимателем, акционером. Почти двадцать лет, начиная с 1720 года, он сочинял и ставил оперы, набирал или распускал труппу, работал с певцами, оркестром, поэтами и импресарио.
Новое отечество не баловало Генделя благосклонностью. Долгое время широкая публика вообще не признавала его. Он был известен ограниченному кругу. Англичанам больше нравилась итальянская опера и ее автор синьор Бонончини. «Легко и приятно» - девиз Бонончини, смысл его жизни и искусства.
12 января 1723 года Гендель ставит «Отгона». На этот раз он пользуется приемами противника, он пишет легко, мелодически приятно, это была самая популярная опера в Англии тех дней. После этого остроумного контрудара Гендель пошел в наступление. В мае 1723 года - «Флавио», в 1724 году две оперы - «Юлий Цезарь» и «Тамерлан». В 1725 году - «Роделинда». Это была победа. Последняя триада опер была достойным венцом победителю.
Но судьба не была справедлива. Вкусы переменились, и теперь англичане смеялись над итальянской оперой, над Генделем - сочинителем итальянских опер, над Генделем, победившим итальянцев.
Для Генделя наступили трудные времена - все было против него. Старый курфюрст, единственный сильный покровитель - Георг I - умер. Молодой король, Георг II, принц Уэльский, ненавидел Генделя, любимца отца. Георг II строил ему козни, приглашая новых итальянцев, натравливал на него врагов. Публика не ходила на оперы Генделя.
В такой обстановке Гендель не переставал писать и ставить оперы - его упорство напоминало безумие. Каждый год он терпел поражение, каждый год он наблюдал примерно одну и ту же картину: молчаливый, невнимательный, пустующий зал.
В 1734 и 1735 годах в Лондоне был в моде французский балет. Гендель написал оперы-балеты во французском стиле: «Терпсихора», «Альцина», «Ариодант» и пастиччо «Орест». Но в 1736 году, в связи с обострившейся политической обстановкой, французский балет вынужден был уехать из Лондона.
В конце концов, Гендель разорился. Он слег, его разбил паралич. Оперное предприятие закрыли. Друзья дали ему в долг немного денег и отправили на курорт в Аахен.
Отдых был краток как сон. Он проснулся, он стоял на ногах, правая рука двигалась. Произошло чудо. Здоровье вернулось к Генделю.
В декабре 1737 года он завершает «Фарамондо» и берется за новую оперу «Ксеркс». 1738 год был удачным для Генделя. Солнце успеха одарило его теплом.
В начале года публика охотно пошла на «Фарамондо». В феврале Гендель поставил пастиччо «Алессандро Севере», а в апреле - «Ксеркс». В марте друзья устроили в его честь концерт. Он поправил свои дела, расплатился с самыми неотложными долгами. Нужда отступила.
Следующий год - опять разочарование. Опять запущены дела, театр пустует, опять небрежение к его музыке.
А в это время он пишет необыкновенно хорошо: фантазия была на редкость богатой, прекрасный материал послушно подчинялся воле, оркестр звучал выразительно и живописно, формы получались отточенными.
Он сочиняет одну из лучших своих «философических» ораторий - «Жизнерадостный, задумчивый и умеренный» на прекрасные юношеские стихи Мильтона, несколько ранее - «Оду св. Цецилии» на текст Драйдена. Знаменитые двенадцать кончерти-гросси написаны им в те годы.
И именно в это время Гендель расстается с оперой. В январе 1741 года была поставлена последняя - «Деидамия».
Закончилась двадцатилетняя борьба Генделя. Он убедился, что возвышенный род оперы-сериа не имел смысла в такой стране, как Англия. Двадцать лет Гендель упорствовал. В 1740 году он перестал перечить английскому вкусу - и британцы признали его гений. Гендель больше не противился изъявлению духа нации - он стал национальным композитором Англии.
Если бы Гендель написал только оперы, все равно его имя заняло бы почетное место в истории искусств. Но он никогда не стал бы тем Генделем, каким мы его ценим поныне.
Генделю опера была нужна. Она воспитала его, определила светский характер его искусства. Гендель отшлифовал в ней свой стиль, усовершенствовал оркестр, арию, речитатив, форму, голосоведение. В опере он обрел язык драматического художника. И все-таки в опере ему не удалось выразить главные свои идеи. Высшим смыслом, высшей целесообразностью его творчества были оратории.
Многие годы, проведенные в Англии, помогли Генделю по-новому осмыслить свое время, эпически, философскими категориями. Теперь его волновала история существования целого народа. Он представил себе английскую современность как героическое состояние нации, эпоху подъема, расцвета лучших, совершенных сил, ума и таланта народа.
Гендель почувствовал необходимость выразить новый строй мыслей и чувств. И он также обращается к Библии, популярнейшей книге пуританской нации.
Композитору удалось в грандиозных библейских эпопеях-ораториях воплотить оптимизм побеждающего народа, радостное чувство свободы, самоотверженность героев.
Выбор таких сюжетов, выбор ораториального стиля оказался знаменательным в жизни Генделя. Композитор шел к новому этапу с самого раннего периода своего творчества.
Новая эпоха началась для Генделя 22 августа 1741 года. В этот памятный день он приступил к оратории «Мессия». Позже писатели наградят Генделя возвышенным эпитетом - «творец Мессии». Для многих поколений «Мессия» будет синонимом Генделя.
«Мессия» - это музыкально-философская поэма о жизни и смерти человека, воплощенная в библейских образах. Впрочем, прочтение христианских догматов не так традиционно, как это может показаться на первый взгляд.
Гендель завершил «Мессию» 12 сентября. Ораторию начали уже репетировать, когда Гендель неожиданно покинул Лондон. Он уехал в Дублин по приглашению герцога Девонширского, наместника английского короля в Ирландии. Там он давал концерты весь сезон. 13 апреля 1742 года Гендель поставил в Дублине «Мессию». Ораторию тепло встретили, и он повторил ее. В августе Гендель возвратился в Лондон. А уже 18 февраля 1743 года состоялось первое исполнение «Самсона» - героической оратории на текст Мильтона.
«Самсон» Мильтона - одна из лучших европейских трагедий второй половины XVII века. «Самсон» Генделя - одно из лучших музыкально-драматических произведений первой половины XVIII века.
«Самсон» Мильтона - синтез библейского сюжета и жанра древнегреческой трагедии. У Генделя - синтез музыкальной драмы и хоровых традиций оратории.
В 1743 году у Генделя появились признаки серьезного заболевания. Правда, он довольно быстро выздоровел.
В следующие два года акции Генделя вновь упали. Война в Европе затягивалась. Английский народ проявлял недовольство, «патриоты» возмущались, в парламенте происходили битвы пуще военных, наконец, премьер-министр Картерет ушел в отставку, а в 1745 году в Шотландии высадился «романтический» принц Эдуард - последний из рода Стюартов. Лондону было не до Генделя.
А композитор писал и писал оратории. 10 февраля 1744 года он ставит «Семелу», 2 марта - «Иосифа», в августе заканчивает «Геркулеса», в октябре - «Валтасара». Осенью он вновь арендует на сезон Ковент-Гарден. Зимой 1745 года он ставит «Валтасара» и «Геркулеса». Его соперники прилагают все силы, чтоб не допустить успеха концертов, им это удается - Гендель снова на грани разорения. В марте он заболел, слег, но дух его не был сломлен.
11 августа 1746 года Гендель заканчивает ораторию «Иуда Маккавей» - одну из лучших своих ораторий на библейскую тему. Во всех героико-библейских ораториях Генделя (а их у композитора целый ряд: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Иосиф», «Валтасар», «Иуда Маккавей», «Иисус Навин» и другие) в центре внимания - историческая судьба народа. Их стержень - борьба. Борьба народа и его предводителей с захватчиками за независимость, борьба за могущество, борьба с отступниками во избежание упадка. Народ и его предводители - главные герои оратории. Народ как действующее лицо в виде хора - достояние Генделя. Нигде в музыке до него народ не выступал в таком обличии.
В 1747 году Гендель еще раз арендует Ковент-Гарден. Он дает серию подписных концертов. 1 апреля ставит «Иуду Маккавея» - ему сопутствует успех. Новая оратория исполняется еще пять раз. Гендель снова торжествует, он опять на высоте.
Удачным был для Генделя конец 1740-х годов. Англия оценила его заслуги, воздала ему должное. В 1747 году Гендель пишет оратории «Александр Балус» и «Иисус Навин». Весной следующего года он ставит новые оратории, а летом пишет еще две - «Соломон» и «Сусанна». Ему было 63 года.
В 1751 году здоровье композитора ухудшилось. 3 мая 1752 года ему оперируют глаза. Безуспешно. Болезнь прогрессирует.
В 1753 году наступает полная слепота. Гендель отвлекает себя концертами, играя на память или импровизируя. Изредка пишет музыку. В субботу 14 апреля 1759 года его не стало.

ГЕНДЕЛЬ (Handel ) Георг Фридрих (или Джордж Фредерик) (23 февраля 1685, Галле - 14 апреля 1759, Лондон),немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне. Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты (ок. 30), в т. ч. "Саул", "Израиль в Египте" (обе 1739), "Мессия" (1742), "Самсон" (1743), "Иуда Маккавей" (1747). Более 40 опер, органные концерты, кончерто гроссо для оркестра, инструментальные сонаты, сюиты.

В раннем возрасте обнаружил большие музыкальные способности и поначалу занимался музыкой втайне от отца, придворного цирюльника-хирурга, который хотел видеть своего сына юристом. Лишь около 1694 Гендель был отдан в обучение Ф. В. Цахову (1663-1712) - органисту церкви св. Марии в Галле. В возрасте 17 лет Гендель был назначен органистом кальвинистского собора, однако он увлекся написанием своей первой оперы "Альмира", за которой спустя полтора месяца последовала еще одна опера - "Нерон". В 1705 Гендель выехал в Италию, где провел около четырех лет. Работал во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции; во всех этих городах ставились его оперы-сериа, а в Риме - также оратории(в том числе "Воскресение"). Итальянский период жизни Генделя был отмечен также созданием многочисленных светских кантат(преимущественно для солирующего голоса с цифрованным басом); в них Гендель оттачивал свое мастерство вокального письма на итальянские тексты. В Риме Гендель написал несколько произведений для церкви на латинские слова.

В начале 1710 Гендель выехал из Италии в Ганновер, чтобы занять должность придворного капельмейстера. Вскоре он получил отпуск и отправился в Лондон, где в начале 1711 была поставлена его опера "Ринальдо", восторженно принятая публикой. Вернувшись в Ганновер, Гендель проработал немногим больше года и осенью 1712 вновь выехал в Лондон, где оставался до лета 1716. За этот период он написал четыре оперы, ряд произведений для церкви и для исполнения при королевском дворе; был удостоен королевской пенсии. Летом 1716 Гендель в свите английского короля Георга I еще раз посетил Ганновер (возможно, именно тогда были написаны его "Страсти по Брокесу" на немецкое либретто) и в конце того же года возвратился в Лондон. По-видимому, в 1717 Гендель написал "Музыку на воде" - 3 оркестровые сюиты, предназначенные для исполнения во время парада королевского флота на Темзе. В 1717-18 Гендель состоял на службе графа Карнарвонского (впоследствии герцога Чандосского), руководил музыкальным исполнением в его замке Кэннонс (близ Лондона). В эти годы он сочинил 11 англиканских духовных гимнов-антемов (известны как "Чандос-антемы") и два сценических произведения в популярном английском жанре маски, "Ацис и Галатея" и "Эсфирь" ("Аман и Мардохей"). Обе маски Генделя рассчитаны на возможности скромного исполнительского ансамбля, которым располагал кэннонский двор.

В 1718-19 группа близких к королевскому двору аристократов, стремясь укрепить позиции итальянской оперы в Лондоне, основала новое оперное предприятие - Королевскую академию музыки (Royal Academy of Music). Гендель, назначенный музыкальным руководителем академии, отправился в Дрезден, чтобы набрать певцов для оперы, которая открылась в апреле 1720. Годы с 1720 по 1727 были кульминационными в деятельности Генделя как оперного композитора. За "Радамистом" (второй оперой, написанной специально для Королевской академии) последовали "Оттон", "Юлий Цезарь", "Роделинда", "Тамерлан", "Адмет" и другие произведения, принадлежащие к вершинам жанра оперы-сериа. Репертуар Королевской академии включал также оперы Джованни Бонончини (1670-1747), которого считали соперником Генделя, и других видных композиторов; в спектаклях участвовали многие выдающиеся певцы, в том числе сопрано Франческа Куццони (1696-1778) и кастрат Сенезино (ум. 1759). Однако дела нового оперного предприятия шли с переменным успехом, а сенсационный успех пародийной "простонародной" "Оперы нищего" (1728) на либретто Джона Гея (1685-1732) с музыкальным оформлением Иоганна Кристофа Пепуша (1667-1752) прямо способствовал его краху. Годом раньше Гендель получил английское подданство и сочинил четыре антема по случаю коронации Георга II (еще раньше, в 1723, он был удостоен звания композитора Королевской капеллы).

В 1729 Гендель стал соучредителем новых сезонов итальянской оперы, на этот раз в лондонском Королевском театре (King"s Theatre) (в том же году он выехал для набора певцов в Италию и Германию). Это оперное предприятие просуществовало около восьми лет, в течение которых успехи чередовались с неудачами. В 1732 новая редакция "Эсфири" (в форме оратории) была исполнена в Лондоне дважды, вначале под управлением самого Генделя, а затем силами конкурирующей труппы. Гендель готовил это произведение к постановке в Королевском театре, однако епископ Лондона запретил переносить библейский сюжет на театральные подмостки. В 1733 Гендель был приглашен в Оксфорд на фестиваль своей музыки; специально для исполнения в оксфордском Шелдоновском театре (Sheldonian Theatre) он написал ораторию "Аталия". Между тем, в Лондоне была учреждена новая труппа, Дворянская опера (Opera of the Nobility), составившая серьезную конкуренцию генделевским сезонам. Недавний любимый певец Генделя Сенезино стал ее ведущим солистом. Борьба Дворянской оперы и генделевского предприятия за симпатии лондонской публики проходила драматично и завершилась банкротством обеих трупп (1737). Тем не менее в середине 1730-х Гендель создал такие замечательные оперы, как "Роланд", "Ариодант" и "Альчина" (две последние - с развернутыми балетными сценами).

Годы с 1737 по 1741 в биографии Генделя были отмечены колебаниями между итальянской оперой-сериа и формами, опирающимися на английские тексты, прежде всего ораторией. К окончательному выбору между этими двумя жанрами его подтолкнули провал оперы "Дейдамия" в Лондоне (1741) и восторженный прием оратории "Мессия" в Дублине (1742).

Премьеры большинства последующих ораторий Генделя происходили в новом лондонском театре Ковент-Гарден в дни Великого поста или незадолго до него. Большая часть сюжетов взята из Ветхого завета ("Самсон" , "Иосиф и его братья" , "Валтасар" , "Иуда Маккавей" , "Иисус Навин" , "Соломон" и другие); его оратории на темы из античной мифологии ("Семела" , "Геркулес" ) и христианской агиографии("Феодора" ) не имели особого успеха у публики. Как правило, в перерывах между частями ораторий Гендель исполнял собственные концерты для органа с оркестром или дирижировал произведениями в жанре кончерто гроссо(особенно примечательны 12 Concerti grossi для струнного оркестра соч. 6, опубликованные в 1740).

В течение последних десяти лет жизни Гендель регулярно исполнял "Мессию", обычно силами 16 певцов и около 40 инструменталистов; все эти исполнения были благотворительными (в пользу Воспитательного дома в Лондоне). В 1749 он сочинил сюиту "Музыка для королевского фейерверка" для исполнения в Грин-парке в честь Аахенского мира. В 1751 Гендель потерял зрение, что не помешало ему год спустя создать ораторию "Иевфай". Последняя оратория Генделя, "Триумф Времени и Правды" (1757), скомпонована преимущественно из более раннего материала. Вообще говоря, Гендель часто прибегал к заимствованиям из своих ранних произведений, а также из музыки других авторов, которую он умело адаптировал к собственному стилю.

Смерть Генделя была воспринята англичанами как потеря крупнейшего национального композитора. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве. До "баховского возрождения" начала 19 в. репутация Генделя как самого значительного из композиторов первой половины 18 века оставалась незыблемой. В. А. осуществил новые редакции "Ациса и Галатеи" (1788), "Мессии" (1789), оратории "Празднество Александра" (1790) и Оды ко дню св. Цецилии (1790). считал Генделя величайшим композитором всех времен. Конечно, эта оценка преувеличена; тем не менее нельзя отрицать, что монументальные оратории Генделя, и прежде всего "Мессия", принадлежат к самым впечатляющим памятникам музыки барокко.

23 февраля 2015 года исполняется 330 лет со дня рождения одного из самых великих композиторов за всю историю музыкального искусства. П.И.Чайковский писал о нем:«Гендель был неподражаемый мастер относительно умения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты, каких никогда не достигали другие композиторы…»

В истории музыки наиболее удивительным, плодотворным, давшем миру целое созвездие величайших композиторов, был XVIII век. Ровно в середине этого века произошла смена музыкальных парадигм: эпоха Барокко сменилась классицизмом. Представители классицизма — это Гайдн, Моцарт и Бетховен; а вот эпоху Барокко наряду с , пожалуй, самым великим музыкантом человеческого рода, венчает гигантская (во всех отношениях) фигура Георга Фридриха Генделя . Давайте поговорим сегодня немного о его жизни и творчестве; а для начала

я хочу пригласить Вас на большой концерт его памяти, который состоится в кафедральном лютеранском соборе Св. Петра и Павла в Санкт-Петербурге (известном как Petrikirche ) на Невском пр., дом 22-24 , Прозвучат любимые арии из его опер, концерт для органа "Кукушка и соловей" (солист - Георгий Благодатов), камерная и оркестровая музыка популярного на протяжении трёх столетий композитора в исполнении петербургских музыкантов.

Наш хор тоже пригласили поучаствовать в исполнении самой знаменитой оратории Генделя "Мессия". Всего будет петь 5 хоров в сопровождении симфонического оркестра. Мы будем петь только одну часть из этой оратории "Аллилуя" . Говорят, что в Англии, когда исполняется эта музыка до сих пор все встают.

Обычно звучит этот гимн в особые торжественные дни, такие, как Пасха и Рождество. Слушая это произведение, чувствуешь какой-то подъем в душе, хочется встать и тоже петь вместе с хором.


Сам Гендель говорил об Аллилуйе, что не знает был ли он во плоти или вне плоти, когда писал эту музыку, что это знает только Бог.

Б.Шоу в своем эссе "О ГЕНДЕЛЕ И АНГЛИЧАНАХ" писал: "Для англичан Гендель не просто композитор, но объект культа. Скажу больше — религиозного культа! Когда во время исполнения «Мессии» хор начинает петь «Аллилуйю», все встают, как в церкви. Английские протестанты переживают эти минуты почти так же, как если бы лицезрели поднятие чаши со святыми дарами. Гендель обладал даром убеждать. Когда звучит его музыка на словах «восседающий на своем извечном престоле», атеист теряет дар речи : атеист, слушая Генделя, начинаете видеть Бога, посаженного на извечный престол Генделем. Вы можете презирать кого и что угодно, но бессильны противоречить Генделю. Все проповеди Боссюэ не могли убедить Гримма в существовании Бога. Но четыре такта, в которых Гендель неопровержимо утверждает бытие «извечно сущего отца, хранителя мира на земле», сбили бы Гримма с ног, как удар грома. Когда Гендель говорит вам, что во время исхода евреев из Египта «не было ни единого иедугующсго во всех коленах их», то совершенно бесполезно сомневаться в этом и предполагать, что уж один-то еврей наверняка хворал гриппом, Гендель этого не допускает; «ни единого иедугующего не было во всех коленах их», и оркестр вторит этим словам резкими громовыми аккордами, обрекающими вас на безмолвие. Вот почему все англичане верят, что теперь Гендель занимает высокое положение на небесах."

Национальную принадлежность Генделя оспаривают Германия и Англия. В Германии Гендель родился, на немецкой почве сложилась творческая личность композитора, его художественные интересы, мастерство. С Англией же связана большая часть жизни и деятельности Генделя, формирование эстетической позиции в музыкальном искусстве, Генделя называют Орфеем эпохи Барокко. Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрожд ения и предшествовала музыке классицизма . Слово «барокко» предположительно происходит от порт угальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы. В «Музыкальном словаре» (1768 год) Ж.-Ж. Руссо дано вот такое определение музыки «барокко» "Это «странная», «необычная», «причудливая» музыка доклассической эпохи." Ей сопутствуют такие качества музыки как «спутанность», «высокопарность», «варварская готика». Итальянский искусствовед Б.Кроче писал: " «историк не может оценивать барокко как нечто позитивное; это чисто отрицательное явление… это выражение дурного вкуса». Б арочная музыка использовала более протяжённые мелодические линии и более строгий ритм, чем музыка эпохи Ренессанса..

Эпоха Барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью. В то время женщина должна была быть нестественно бледной, с вычурной прической, в тугом корсете и с огромной юбкой, а мужчина - в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен.

В эпоху Барокко произошел взрыв новых стилей и технологий в музыке. Дальнейшее ослабление политического контроля католической церкви в Европе, которое началось в эпоху Воз рождения , позволило процветать светской музыке.

Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Понимание, что музыкальные инс трументы должны объединяться неким стандартным образом, привело к возникновению первых оркестров.

Один из самых важных типов инструментальной музыки, который появился в эпоху Барокко был концерт. Изначально концерт появился в церковной музыке в конце эпохи Возрождения и, вероятно, это слово имело значение "контрастировать" или "бороться", но в эпоху Барокко он утвердил свои позиции и стал самым важным типом инструментальной музыки. В начале эпохи Барокко, приблизительно в 1600 году, в Италии композиторами Кавальери и Монтеверди были написаны первые оперы, сразу получившие признание и вошедшие в моду. Основой для первых опер были сюжеты древнегреческой и римской мифологии.

Будучи драматической художественной формой, опера поощряла композиторов воплощать новые способы иллюстрировать эмоции и чувства в музыке, фактически, воздействие на эмоции слушателя стало главной целью в произведениях этого периода.

Опера распространилась во Франции и Англии благодаря великим работам композиторов Рамо, Генделя и Перселла .
В Англии была также развита орат ория , которая отличается от оперы отсутствием сценического действия, оратории часто основаны на религиозных текстах и историях. "Мессия" Генделя - показательный пример оратории.

В Германии опера не завоевала такой популярности, как в других странах, немецкие композиторы продолжали писать музыку для церкви.

Многие важные формы классической музыки берут свои истоки в эпохе Барокко - ко нцерт , соната, опера.

Барокко была эпохой, когда идеи о том, какой должна быть музыка, обрели свою форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Но главное, что принесла нам эпоха барокко - это инструментальная музыка. Вокал потеснила виола. Инструменты объединялись в оркестры. Интересно сравнить Генделя с Бахом. Если Бах черпал своё творчество из Евангелия, литургической жизни Лютеранской Церкви и каких-то запредельных глубин своей души, отсекая при этом те формы музыки, которые не вмещали это содержание (например, Бах не писал опер), то Гендель чрезвычайно чутко улавливал сам процесс сиюминутной культурно-общественной жизни, запечатлевая его в привычных эпохе звуках. Но это не просто музыкальное отражение своего времени — иначе о Генделе никто сегодня бы и не вспомнил. Своим великим творческим даром Гендель переплавил публичное, обыденное и повседневное искусство в строгую, величественную и полнокровную музыку, несущую в себе и отображение вечной, небесной гармонии, и некое прикосновение к незыблемым основам Божьего мироздания. Если бы Гендель жил в наше время, он сочинял бы мюзиклы и писал бы музыку к фильмам — и это были бы самые грандиозные и возвышенные мюзиклы и самые качественные, лучшие и популярные саундтреки. Музыка Генделя — квинтэссенция публичного, как сказали бы сейчас, «массового» искусства первой половины XVIII века, а сам он — величайший шоумен своей эпохи.

Родился Георг Фридрих Гендель 23 февраля 1685 г. в саксонском городе Галле. (Меньше чем через месяц и менее чем в ста километрах от Галле, в Айзенахе, родится Иоганн Себастьян Бах. Два этих гения всё время были рядом, хотя у них никогда не получилось встретиться очно.)
Род Генделя, в отличие от Баха, не был музыкальным. Это был, как сейчас говорится, «средний класс». Отец Генделя, которого также звали Георг, был уже пожилым человеком; овдовев, он вступил в 1683 г. во второй брак — и вторым сыном от этого брака и был наш герой. К моменту его рождения его отцу было 63 года — возраст уже весьма почтенный. Георг-старший дослужился до достаточно высокого звания камердинера и личного врача (хирурга) бранденбургского курфюрста (Галле подчинялся Бранденбургскому князю) и был весьма обеспеченным человеком — о чём свидетельствует родной дом Генделя.

Дом в Галле, где родился Г.Гендель

С самых ранних лет маленький Георг ничем так не интересовался, как музыкой: игрушками его были барабаны, трубы, флейты. Отец Георга не поощрял увлечения сына. Но и не мешал ему учиться игре на клавесине, который стоял на чердаке. Отец позволил мальчику заниматься музыкой с Фридрихом Вильгельмом Цахау, органистом собора Пресвятой Богородицы, который и по сию пору возвышается на главной площади Галле. В этой церкви Генделя крестили, в ней он учился музыке; и сейчас здесь стоит орган, на котором Цахау занимался с Генделем. Цахау был прекрасным педагогом и очень талантливым композитором. Он, собственно, был единственным учителем Генделя, и повлиял на него очень сильно, и не только профессионально, но и по-человечески; Гендель на всю жизнь сохранил к нему тёплые чувства. Учёба была не муштрой, Цахау подходил к преподаванию творчески и прекрасно осознавал, с каким развивающимся талантом он имеет дело. Это сознавал отнюдь не только он. Герцог Заксен-Вайссенфельский, услышав однажды игру мальчика, пришёл в такой восторг, что предложил его отцу назначить маленькому музыканту личную стипендию, чтобы тот профессионально учился музыке. Имя Генделя начинало становиться известным: например, бранденбургский курфюрст вызвал мальчика к себе в Берлин. Отцу скрепя сердце пришлось вести его к своему работодателю. Курфюрст предложил отправить Георга, которому было всего 11 лет, на свои средства учиться в Италию — но старый Гендель этому изо всех сил воспротивился, и курфюрст отступил. (А в скобках заметим и нравы того времени: придворный лекарь осмеливается противоречить своему князю — и ничего.)
Неудивительно такое внимание к маленькому музыканту и восхищение им. Послушаем музыку , написанную им в возрасте 13-15 лет. Третья и четвертая часть из трио-сонаты соль-минор.

Итак, Гендели вернулись в Галле, и сын продолжил своё обучение в регулярной школе. Но недолго отец таким образом влиял на жизненный путь композитора: 11 февраля 1697 года он скончался (нашему Генделю 13 лет). Гендель стал свободен. Однако из чувства почтения он не только успешно окончил школу, но и поступил в 1702 году, в возрасте 17-ти лет, в Галльский университет на юридический факультет, параллельно усердно занимаясь музыкой. К этому времени уже сформировался творческий метод Генделя и основные особенности его музыки. Писал Гендель необыкновенно быстро, безо всякого обдумывания, он никогда не возвращался к уже написанному материалу (за исключением самого последнего периода своей жизни), чтобы обработать или улучшить его. Надо сказать, что почти так же сочиняли Моцарт и Шуберт; Бах же, Гайдн и Бетховен, наоборот, усердно работали над музыкальным материалом. Но даже и в сравнении с Моцартом и Шубертом творческий метод Генделя был чем-то особенным. Музыка изливалась из него сплошным потоком, он постоянно был обуреваем ею. Источник этого потока, этой изливающейся струи был, конечно же, в каких-то тайных небесных обителях, где творятся радость бытия, благая сила существования, добро, гармония и красота. Радость и энергия — вот что, пожалуй, главное у Генделя.
В 1702 году Гендель поступил на юридический факультет университета своего родного города Галле. Но учиться там он не стал. Уже через месяц после поступления в университет он становится органистом придворного собора в Галле. Семья уже не противилась этому — нужно было материально поддерживать вдову-мать и двух сестёр; со смертью отца доход семьи стал весьма скудным. Но денег было катастрофически мало, и Гендель перебирается в Гамбург Прибыв в Гамбург в 1703 году, Гендель начал с преподавания музыки. За уроки хорошо платили, и, кроме того, это помогло Генделю завязать нужные и полезные знакомства. Но главным для Генделя была, как я уже сказал, Гамбургская опера. Георг Фридрих устроился играть в оперный оркестр на скрипке. Он как губка впитывал все музыкальные и сценические театральные приёмы, и уже через полтора года по прибытии в Гамбург написал свою первую оперу, «Альмиру». Опера имела огромный успех. Генделю в то время было всего 20 лет. Молодого композитора заметил флорентийский принц Джан Гастон Медичи и пригласил его приехать в Италию. Он прибыл туда в 1706 году. В Италии Генделя ожидала масса новых впечатлений. Он усиленно изучал творчество неаполитанских мастеров: Алессандро Скарлатти, Лео, Страделлы и Дуранте. Вскоре и у него развивается стремление к творчеству. Впервые он выступает перед публикой во Флоренции с оперой «Родриго». Весть о «неистовом саксонце» вскоре облетела всю Италию. Куда бы он ни поехал, всюду его опережал успех «Родриго». В Риме его с распростертыми объятиями встречают артисты «Академии Аркадии», а ведь среди членов этого общества были такие известные люди, как, например, Арканджело Корелли, Доменико Скарлатти (сын неаполитанского маэстро), Пасквини и Бенедетто Марчелло. Гендель жадно впитывает знания. В Италии к нему пришла слава мастера "итальянской оперы". Из Италии Гендель уехал в начале 1710 и отправился в Ганновер, где был назначен капельмейстером ганноверского курфюрста Георга I, который был законным наследником английского трона. В 1714, после смерти английской Королевы Анны Георг I стал Королём Англии. Гендель, который и раньше уже бывал в Лондоне, последовал за своим королём и принял Британское гражданство. Часть его успеха в Лондоне несомненно связана с королевским покровительством. Он активно участвовал как музыкально, так и коммерчески в развитии оперного искусства Великобритании. Позже, в 1730-х он будет создавать свои оратории, оды и т.д. в традиционном английском стиле. Он один из немногих иностранцев признан в Англии как величайший английский композитор.

Ему в Лондоне при жизни поставили памятник. Перед Великим Постом 1759 года Гендель почувствовал приближение смерти. Он составил окончательную редакцию завещания, сделал все распоряжения, которые счёл нужным, простился с друзьями и после этого попросил, чтобы его больше не тревожили и оставили одного. При этом он сказал: «я хочу быть один и умереть в , чтобы с Богом и Спасителем моим увидеть и день Воскресения». Такого выражения глубокой веры от него не слышал никто и никогда за всю его жизнь. Его желание исполнилось. Он умер совершенно один в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу 14 апреля 1759 года. Было ему 74 года. Похоронен Гендель в Вестминстерском аббатстве. За свою жизнь Гендель написал около 40 опер («Юлий Цезарь», «Ринальдо» и т. д.), 32 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, камерной вокальной и инструментальной музыки, а также ряд произведений «популярного» характера («Музыка на воде», «Музыка для королевских фейерверков», Concerti a due cori).
Вот таким получилось наше знакомство с одним из величайших композиторов Г.Ф.Генделем, которому завтра исполнится 330 лет.

Приходите на концерт в Петри кирхе.

И еще несколько слов о том, как важно, чтобы человек всегда верил в себя и в свои силы.

Слава всегда сопровождала Генделя, самого высокооплачиваемого композитора на земле. В то время люди готовы были драться, чтобы попасть первыми на его концерты. Но постепенно его слава стала увядать, так как людям все приедается. Народ перестал ходить на концерты Генделя. Новые произведения никого уже не интересовали, и вскоре этого композитора назвали "старомодным".

Георгу тогда было около пятидесяти. Став банкротом, пережив инсульт и потеряв зрение, Гендель опустился в глубокую депрессию и оказался изолированным. Но в одно утро он получил письмо от одного своего давнего поклонника. В конверте находились отрывки, взятые из Священного Писания. Один из них особо затронул старого композитора. То были слова Самого Бога: "Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш" (Ис.40:1).Это так подействовало на Генделя, что 22 августа 1741 года он захлопнул дверь своего дома и вновь начал работу.

Пережитое не сломило его, напротив, оно благоприятно подействовало на композитора: его характер смягчился, музыка стала еще трогательнее, произведения были посвящены только Иисусу Христу. Именно в этот период Гендель сочинил самые лучшие произведения, одним из которых был хорошо известный во всем мире хорал "Аллилуйя".

Вся оратория «Мессия» была написана Генделем всего за 24 дня. Вдохновение его не покидало. В результате получилось весьма удивительно гармоничное сочинение: солисты, хор и оркестр пребывают в идеальном равновесии, но самое удивительное и притягивающее в «Мессии» - исходящая от музыки позитивная энергия.

В конце партитуры «Мессии», он вывел три буквы: S. D. G. Что означает «Одному Богу Слава» !

Когда этот гимн исполнялся впервые, король Англии Георг II, присутствовавший на концерте, встал, тем сам ым выражая благоговейное преклонение перед Творцом. С тех пор каждый раз при исполнении этого произведения вся публика вставала, что происходит и по сей день.

Георг Гендель снова стал знаменитым и продолжал работать до конца своих дней. А на примере его жизни многие люди узнали, что могут сделать слова утешения даже с самым отчаявшимся человеком и главное - верить в себя и никогда не сдаваться!

Да, мы сделали это! Вот как звучит Аллилуйя Генделя в нашем исполнении. Должен заметить, что Петр кирхе в смысле акустики - не самое лучшее место. В 1962 году здесь был открыт плавательный бассейн. Лишь в 1993 году здание было отдано лютеранской церкви. Однако при реконструкции, осуществленной в 1990-е гг были нарушены системы уникальных кирпичных сводов. В теле т. н. обратных сводов пробиты отверстия большого диаметра для прохождения металлических колонн нового перекрытия. Новый пол расположен на 4 метра выше прежнего, под ним всё ещё находится чаша бассейна. Удалить её не представляется возможным без проведения комплексных изысканий и разработки проекта усиления конструкций. Снижение высоты зала очень чувствуется, из-за этого испорчена акустика, теперь приходится использовать микрофоны. Но тем не менее мы спели Аллилуйю. Вот как она прозвучала.

Жизненный и творческий путь Г. Ф. Генделя.

Г. Ф. Гендель (1685 - 1759) – немецкий композитор барокко. Родился в Галле близ Лейпцига, первую половину своей жизни прожил в Германии, а вторую половину – с 1716 г. – в Англии. Гендель умер в Лондоне и похоронен в Вестминстерском аббатстве (усыпальница английских королей, государственных деятелей, знаменитых людей: Ньютона, Дарвина, Диккенса). В Англии Генделя считают английским национальным композитором.

В раннем возрасте Гендель обнаруживает большие музыкальные способности. Уже в 7-летнем возрасте Гендель покоряет своей игрой на органе герцога Саксонского. Однако музыкальные увлечения ребёнка наталкиваются на противодействие отца, мечтавшего о юридической карьере сына. Поэтому Гендель поступает в университет на юридический факультет и параллельно служит органистом в церкви.

В 18-летнем возрасте Гендель переезжает в Гамбург, город, имеющий первый в Германии оперный театр, соревнующийся с театрами Франции и Италии. Именно опера влекла к себе Генделя. В Гамбурге появилась первая оратория Генделя «Страсти по Евангелию от Иоанна», первые оперы – «Альмира», «Нерон».

В 1705 г. Гендель направляется в Италию, пребывание в которой имело огромное значение для формирования генделевского стиля. В Италии окончательно определилось творческое направление композитора, его приверженность итальянской опере-seria. Оперы Генделя получают восторженное признание у итальянцев («Родриго», «Агриппина»). Гендель пишет также и оратории, светские кантаты, в которых оттачивает своё вокальное мастерство на итальянские тексты.

В 1710 г. композитор едет в Лондон, где с 1716 г. обосновывается окончательно. В Лондоне он отдаёт много времени изучению хорового искусства Англии. В результате появляются 12 антемов – английских псалмов для хора, солистов и оркестра на библейские тексты. В 1717 г. Гендель пишет «Музыку на воде» - 3 оркестровых сюиты для исполнения во время парада королевского флота на Темзе.

В 1720 г. в Лондоне был открыт оперный театр «Королевская академия музыки» (с 1732 г. – «Ковент-Гарден»), музыкальным руководителем которого становится Гендель. Период с 1720 по 1727 гг. является кульминационным в деятельности Генделя как оперного композитора. Гендель создавал по несколько опер в год. Тем не менее, итальянская опера всё более и более стала испытывать кризисные явления. Английское общество стало испытывать острую потребность в национальном искусстве. И хотя лондонские оперы Генделя были распространены по всей Европе как шедевры, падение престижа итальянской оперы отражается и на его творчестве. В 1728 г. «Королевскую академию музыки» пришлось закрыть. Однако Гендель, не отчаиваясь, едет в Италию, набирает новую труппу и открывает сезон Второй оперной Академии. Появляются новые оперы: «Роланд», «Ариодант», «Альчина» и др., в которых Гендель обновляет трактовку оперы-seria– вводит балет, усиливает роль хора, делает музыкальный язык более простым и выразительным. Однако борьба за оперный театр кончается поражением – Вторая оперная Академия закрывается в 1737 г. Композитор тяжело переносит крах Академии, заболевает (депрессия, паралич) и почти 8 месяцев не работает.

После провала оперы «Дейдалия» (1741) Гендель отказывается от сочинения опер и сосредотачивает внимание на оратории.В период с 1738 по 1740 гг. были написаны его библейские оратории: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия» и др. Оратория «Мессия» после премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства.

На закате жизни Гендель добивается прочной славы. Среди произведений, написанных в последние годы, выделяется «Музыка для фейерверка», предназначенная для исполнения на открытом воздухе. В 1750 г. Гендель берётся за сочинение новой оратории «Иевфай». Но здесь его сражает несчастье – он слепнет. Слепой, он заканчивает ораторию. В 1759 г. Гендель умирает.

Характеристика творческого стиля Генделя.

Огромное значение имеет духовная тематика – образы Ветхого и Нового заветов (оратории «Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей»). В них Генделя привлекал эпический размах и героический характер многих образов (библейские образы в героическом, гражданском аспекте).

Музыка Генделя передаёт не психологически тонкие нюансы, а большие чувства, которые композитор воплощает с такой силой и мощью, что заставляет вспомнить творения Шекспира (Генделя, как и Бетховена, нередко называют «Шекспиром масс»). Отсюда – основные черты его стиля:

монументальность, широта (обращение к крупным формам – опере, кантате, оратории)

оптимистическое, жизнеутверждающее начало

общечеловеческий уровень творчества.

Свыше 30 лет своей жизни Гендель посвятил опере (свыше 40 опер). Но только в ораториальном жанре Гендель создал подлинно великие произведения (32 оратории). Сюжеты для ораторий Гендель черпал из различных источников: исторических, античных, библейских. Наибольшую популярность получили его библейские оратории: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей». Свои оратории Гендель предназначал для театра и исполнения в декорациях. Желая подчеркнуть светский характер своих ораторий, он стал исполнять их на концертной эстраде, создав тем самым новую традицию исполнения библейских ораторий. В ораториях внимание Генделя приковано не к индивидуальной судьбе героя, как в опере, не к его лирическим переживаниям, а к жизни целого народа. В отличие от оперы-seria, с её опорой на сольное пение, стержнем оратории оказался хор как форма передачи мыслей и чувств народа. Формой сольного пения в оратории, как и в опере, является ария. Гендель вводит новую разновидность сольного пения - арию с хором.

Музыкальное искусство эпохи Классицизма образно-смысловое наполнение. Личности.

Классицизм - образная среда

На протяжении 15 -18вв. попытка возрождения античности заявляла о себе, каждый раз обнаруживая новые свои грани. В разные периоды это стремление принимало различные формы. На ранних этапах музыкальный классицизм соседствовал с периодом мощного расцвета барокко, использовал многие барочные средства и не смог в тот период реализоваться в той же мере, как, например, в литературе (Ж.Б.Мольер, П.Корнель, Ж.Расин).

Классицизм 18в. формировался во Франции в период распада абсолютной монархии, выдвижения третьего сословия и предреволюционных идей эпохи Просвещения. Эти идеи оказали заметное влияние на развитие искусства Франции и других стран западной Европы. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в наличии единого, всеобщего порядка, управляющего ходом вещей в природе и жизни, гармоничности человеческой натуры. Разум служил главным критерием в познании прекрасного. Теоретической базой движения Просвещения был материализм, атеизм, рационализм, критицизм, прагматизм, оптимизм. Французские просветители обожествляли природу и "естественный порядок вещей", считали необходимым уподобить ему общественную жизнь. Эти идеи соответствовали эстетике Классицизма. Искусство призывало человека воспитывать в себе чувство гражданского долга, а не предаваться забавам и наслаждениям. Эти идеи принимали подчас парадоксальные формы. Просветители отводили изобразительному искусству роль иллюстратора морали, часто банальных и сентиментальных житейских истин и требовали безапелляционной дидактичности в осуществлении воспитательных функций. Всепроникающая литературность приводила к тому, что картины могли пересказывать, как роман. Показательны названия произведений наиболее последовательного "просветителя" Ж.-Б. Греза: "Битые яйца", "Наказанный сын", " Два воспитания" - они действительно вызывали желание пересказывать сюжет. Характерно, что сами художники, и в том числе Грёз, писали пространные письма с подробными комментариями и объяснениями сюжетов своих картин. В музыке эти принципы тоже нашли своё преломление, - мало того, здесь они сыграли прогрессивную роль. Музыкальные образы стали зримыми и конкретными. Многие музыкальные темы настолько рельефны, что их можно "рассказать". Противопоставление рельефных, контрастных тем-образов, их столкновение и взаимодействие легло в основу музыкальной драматургии сонатного Allegro - наивысшего достижения музыкального классицизма.

Эстетика классицизма содержит сумму обязательных правил, которым должно отвечать произведение искусства. Важнейшие из них - требования равновесия красоты и истины, логической ясности замысла, стройности и законченности композиции, чёткого разграничения жанров. В Драматическом искусстве обязательными были принципы «трех единств» («единство времени», «единство места», «единство действия»). Ещё одна норма классицизма, нашедшая воплощение в музыке, касается образного содержания. Сюжеты, литературные или обобщённые, должны заканчиваться победой добра над злом, торжеством светлых сил, утверждением оптимистического, светлого начала. Образы музыкальных произведений должны быть рельефными и опред-ми: героическими, страждущими, ликующими, фатальными, галантными, комичными и др.

Наиболее яркое воплощение классицизм получил во второй половине 18в. в творчестве венских классиков. Становление Венской классической школы приходится на годы бурного развития немецкого и австрийского просветительства. Переживает свой расцвет немецкая поэзия, достигает высокого развития философия. В Австрии, в период так называемого "просвещенного абсолютизма" Иосифа II создаётся почва для распространения передовых идей. Крупнейшие художники и мыслители эпохи - Гердер, Гёте, Шиллер, Лессинг, Кант, Гегель выдвигают новые гуманистические идеалы. Это оказало существенное воздействие на формирование мировоззрения композиторов венской классической школы. Музыканты, вынужденные находиться на положении лакеев у аристократической знати или служить в церквах, удовлетворяя по необходимости часто отсталые вкусы коронованных и титулованных властителей, острейшим образом ощущали несправедливость и абсурдность создавшегося положения вещей. Видными представителями классицизма были композиторы мангеймской школы: К.В.Глюк,Л.Боккерини,К.Д.фон Диттерсдорф,Л.Керубини. Вершина музыкального классицизма - творчество венских классиков - В.А.Моцарта, Й. Гайдна и Л.В.Бетховена.

Эстетика классицизма, подразумевающая стройность и законченность композиции, её равновесие и рациональность повлекла за собой интенсивное развитие музыкальных форм. Это дало новое осмысление целому ряду жанров, бытовавших на начало этого периода. В инструментальной музыке соната, симфония, инструментальный концерт последней трети 18 в. - это уже абсолютно не те сонаты, симфонии, концерты, которые мы встречаем в музыке барокко. В них другие формы, другая лексика, другой образный смысл и другая логика. Важнейшим завоеванием этого этапа было утверждение симфонизма как носителя образно-смыслового содержания в развитии и сложном сплетении противоречий. Симфонизм венских классиков вбирает в себя некоторые элементы оперной драматургии, воплощая большие, развёрнутые идейные концепции и драматические конфликты. С другой стороны, принципы симфонического мышления проникают не только в различные инструментальные жанры (соната, квартет и т. д.), но и в оперу, и в произведения кантатно-ораториального типа.