Эволюция Дорна: от «Пары нормальных» до Open the Dorn . Редакция слушает новый альбом Ивана Дорна «Open the Dorn

14 апреля, когда вышел третий альбом Ивана Дорна «Open the Dorn», мы не смогли написать материал о нем, поскольку . Спустя несколько дней редакция сайт нашла нужные слова, чтобы рассказать о музыке, из которой состоит эта работа Ивана.

Игорь Панасов, главный редактор:

«Open the Dorn» показывает, что Дорн не намерен ущемлять себя в свободе, на какие бы рынки он не стремился и на каком бы языке не пел. Дьявол в мелочах, и вот он: уже в стартовом треке Иван, не моргнув глазом, мешает английский текст с русским. Так легко, что даже не сразу замечаешь трюк. Для него нет барьеров, границ, нет ничего святого и неприкасаемого в музыке.

Пресловутая «Collaba» с ее шальным клипом оказалась настоящей обманкой. Во-первых, в альбомной версии она имеет еще целую дополнительную минуту джазовой коды. Во-вторых, ломкие ритмы и сумасбродство этой композиции презентуют лишь одну из сторон «Open the Dorn» — здесь хватает песен, под которые можно танцевать, не рискуя вывихнуть себе суставы или шею («African» или «Beverly» с ее исключительной гитарной партией, к примеру). Наверняка, Дорну было плевать на ожидания публики после выхода ударного сингла – и это безрассудство завораживает.

Тут есть неброские самоповторы – в «Preach» вокальная линия очень похожа на «Невоспитанного», например. Но соль, конечно, в другом – в способности «Дорнабанды» верить творческим духам безраздельно. Достаточно включить «Wasted», где невероятным образом смешаны джаз, фанк, прог-рок, хип-хоп и соул, чтобы решить – Дорн это ваше, или лучше проходить мимо.

Сложно представить, нужно ли это американцам. Иван слишком часто заходит на территорию «черных» стилей, а там легко вычисляют чужаков. Сложно понять, как такой материал будет смотреться на большой сцене – он похож, скорее, на клубный формат. С другой стороны, и «Randorn» выглядел не то чтобы музыкой для Дворца спорта, а вышло просто сногсшибательно.

Мила Кравчук, заместитель главного редактора:

Я думаю, создатели «Open the Dorn» изначально рассматривали эту работу как провокацию. Как минимум, с приставкой «арт-». Получилось «как максимум», что для промо очень полезно.

В определения к альбому просятся «дерзкий» и «на кураже». В смешении стилей, в нагромождении ультрамодных битов и сэмплов присутствует музыкальная мысль: это чувствуется в умелой дозировке джазовых вставок в «Goodbye», задорной перекличке перкуссии и клавишных в «Preach», использовании ретро-синтезаторов в «YWFM».

Три кита «Open The Dorn»: разнообразная перкуссия, смачные духовые и дисторшн. Всего – от голоса до стиля в целом. Определить его сложно. Фанко-джаз? Лаунж-хоп? Соул-хаус? Все затейливо и нескучно, но есть проблема: для кого это все?

Если «Open The Dorn» найдет себя на зарубежном рынке – ок, порадуемся вместе. Для российского (не говоря об украинском) это слишком радикальный вызов (те же «Грибы» хотя бы понятно о чем поют). Хиты? Не смешите, их здесь нет. Подпевать сложно, танцевать – ну, попробуйте как-нибудь: на выбор предлагаются «Groovy Shit», «Beverly», «Preach» и (с большой натяжкой) «YWFM». «Such A Bad Surprise», как поет Иван в одноименном треке, традиционной калифорнийской песне «ни о чем».

«Open The Dorn» — неплохой feelgood-альбом для поколения космополитов, которые выросли в больших городах и измеряют мир величиной собственного эго. Стоит ли бояться конкуренции Кендрику Ламару – заокеанскому «ихнему всему», на место которого целится Дорн? Пока тот высмеивает Трампа, а Иван поет о проститутках – нет.

Юрий Береза, редактор:

Все, чего не было в украинской музыке до сегодня, общество штампует понятиями «прогресс» или «прорыв». Можно ли называть «Open The Dorn» такими словами? Да. Но не для нашей сцены. В трехлетний промежуток между «Randorn» и «OTD» появилось много групп и артистов, которые отметились экспериментами и необычным звучанием. Дорн в этом плане не новатор.

«OTD», скорее, прорыв для самого Дорна. Альбом-доказательство чего-то для самого себя. Как будто он снес все барьеры в своей голове. Достиг творческой свободы без границ. Здорово, когда музыкант может отпустить себя и избавиться от дамоклового меча «попсы» над собой. Это плюс. Но когда слушаешь «OTD», думаешь о том, что Дорн все же сомневается в том, что делает.

Это видно по документальному сериалу об альбоме. Первые пару эпизодов все идет задорно-экспериментально, но в третьем Саша Чемеров (The Gitas, «Димна Суміш») опускает Дорна с небес на землю. После этого весь проект превращается в сплошную рутину и тихое самосовершенствование. Это настроение передалось «OTD»: некоторые треки хочется проматывать из-за их зацикленности («Groovy Shit», «Beverly») или неопределенности («Goodbye», «OTD»).

Это не отменяет того, что пластинка получилась насыщенной и интересной. «Collaba» спустя время раскрывается с ключевым нервозным битом. «Wasted» — грубый, энергичный фанк с рок-н-рольной кульминацией. «African» — стереотипный в плане связки «название/звучание» трек, но качевый. «Such A Bad Surprise» и «Hardbeat» — самые запоминающиеся композиции «OTD». Первая – из-за духового сэмпла, вторая — из-за гитарного соло Сурена Томасяна.

Вряд ли «Open The Dorn» выиграет «Грэмми» или войдет в сводный чарт Billboard. Это скорее попытка сплавать на разведку в чужие воды. Засчитано.

Фил Пухарев, редактор:

Этот альбом нужен был прежде всего самому Ивану. Пацан захотел записать англоязычный релиз в США – пацан сделал. Он в третий раз ломает публику через колено, но теперь слишком напоминает непослушного ребенка, который убежал от родителей в LA только для того, чтобы ломать, а не строить. И слушатель тут вроде как ни при чем.

Не потому ли в «OTD» Дорн с миру по нитке собирает звуки, которые тянутся из клубка его личной фонотеки? Еще сильнее раскачивает танцпол «с разбитой головой хаус-битами» («OTD», «Groovy Shit», «Collaba»). Изгоняет дьявола из джунглей под рагамаффин («African»). Устраивает ретроманский шухер в криминальных кварталах («Beverly», «YWFM»). Самоуверенно дразнит лохматого пса по кличке Фанк («Such A Bad Surprise», «Trapped»), а он возьми да и сорвись с цепи («Wasted»).

Теперь Дорн – не просто «певец ртом» в категории альтернативной поп-музыки. Это сонграйтер западного образца с хорошим вкусом, уже не умышленно играющий против правил, а просто делающий то, что хочется. Но в возможность его продвижения в США верится слабо. Потому что в четвертом альбоме мы услышим хип-хоп, опять на русском. Дорн не будет упорно стучаться в заграничные двери, это для него слишком скучно. Он вышибет их и умчится в противоположную сторону.

Человек интересный и многогранный. Начиная с далекого 2007 года, мы имеем удовольствие наслаждаться знакомым хрипловатым вокалом певца, ведь именно тогда к нам с Украины пришел хит Happy End от группы «Пара Нормальных». Ну а дальше - как по нотам. Чарты и клубы взрывает песня с загадочным названием «Стыцамэн», и вот Иван уже становится любимцем избалованной московской публики, и не только благодаря клубному звучанию песен, но и эпатажной манере поведения.

Все эти выступления в юбке в Лужниках, на каблуках - в Юрмале на «Новой волне», исполнение тверка (при написании даже стало как-то не по себе) не могут не эпатировать, а иногда и просто обескураживать! А потом, внезапно, Америка, кудрявая борода и крышесносное звучание нового альбома, презентованного клипом Collaba.

Если кто не видел - там Иван сначала исполняет фирменные замысловатые па, а потом и вовсе предстает в образе трансвестита в леопардовой юбке, кожаном топе и фиолетовом парике, но все с той же бородой. Не успели мы выдохнуть и послушать, собственно, весь альбом спокойно - и тут снова неожиданность: в сентябре 2017 года Иван Дорн получает престижную джазовую награду «Все цвета джаза» в номинации «Релиз года» по версии Радио JAZZ 89.1 FM.

Многие были не просто удивлены, а шокированы и возмущены тем, что поп-певец награжден наравне с такими корифеями джазового мира, как Нино Катамадзе , Лариса Долина , Игорь Бутман и прочие российские джазмены, однако, стоило вспомнить одну из пластинок артиста, и всё сразу встаёт на свои места.

Итак, 25 мая 2012 года свет увидел дебютный студийный альбом COR’N’DORN. Записанная в причудливом фьюжене поп-музыки, соула и фанка, пластинка также включала в себя элементы неосоула, хип-хопа, электропопа, постдабстепа. Фух, пожалуй, пора остановиться на этом, поверьте, критики найдут отсылки к еще нескольким поджанрам современной музыки и звучанию работ многих западных музыкантов.

Как бы там ни было, CON’N’DORN моментально признается одним из самых оригинальных и самодостаточных релизов 2012 года, а Ивана Дорна называют «хэдлайнером новой волны русскоязычной поп-музыки», еще бы - альбом получился настолько «западным», что не все сразу поняли, что певец-то наш. Ну, почти наш. Названия треков тоже интриговали: «Стыцамэн», «Оуе пахатам», «Бигуди», «Идолом», да и просто «?» - названия были понятны, вероятно, одному Ивану.

В итоге, вся эта замысловатая компиляция интриги, качественной музыки, подхриповатого речитатива и коверканных англицизмов «лова-лова» и «бэйба» приводят к тому, что певец на премии «Муз-ТВ» попал в номинацию «Прорыв года», а журнал Billboard Russia поместил фото Ивана Дорна на обложку, назвав «главным героем молодых музыкантов».

В ноябре 2014 года, после 669 дней работы, выходит второй альбом Ивана с названием Randorn. Как мы можем наблюдать, здесь сохраняется тенденция вставлять свою фамилию в название релиза, что, в принципе, сохранится и в дальнейших пластинках. Ну, оставим в покое эту маленькую причуду артиста, с кем не бывает!

Еще до выхода Randorn называли «самым ожидаемым альбомом года», так что релиз был обречен на успех. Конечно, сразу после выхода, музыкальные критики взорвались от восторга: пластинка вышла легкой, в ней вновь красиво обыграны главные поп-жанры современности - от r’n’b до дип-хауса.

«Вот так, лёгкой джазовой походкой я иду» - спел Иван на своей второй пластинке, как бы намекая, откуда все это взялось и к чему, собственно, ведет. Простые и всегда злободневные темы песен добавляют симпатий публики: в свойственной дурашливой манере Дорн поёт о спорте («Номер 23», «Спортивная»), влюбленности («Весна», «Гребля»), шоу-бизнесе, в конце концов («Актриса» и «Ты всегда в плюсе»). В итоге пластинка признается мощным насыщенным релизом - легенда is making, а выражение «нестыдная попса» навсегда превращена Дорном из небылицы в научный факт.

Третий студийный альбом Ивана Дорна OPEN THE DORN задолго до своей премьеры в апреле 2017 года возглавил топ предзаказов российского iTunes. Еще бы! На время написания пластинки певец со своей «Дорнобандой» (да-да, это официальное название!) переехал в Лос-Анджелес, а прошедшее с начала записи время музыканты фиксировали по росту волос: перед началом сессий все побрились налысо.

Первая «ласточка» релиза, трек Collaba шокировал публику не только видеорядом (см.выше), но и экспериментами Дорна с ритмом и звуком: в песне смешалась модная электроника, ломаная «бочка» и обрезанные по частотам барабаны, все вместе называемое загадочным словом «тустеп». Плюс, все готовые треки альбома прогонялись через студийное оборудование для более объёмного звучания, что не может не говорить о профессиональных метаморфозах артиста.

Если уже в RA’N’DORN было обозначено стремление Ивана не зацикливаться в одних и тех же рамках жанра, то в OPEN THE DORN это стремление вырастает в полный рост: модная электроника, фанк, соул, синтезаторные завывания, какая-то африканская перкуссия - в общем, на любой вкус и предпочтения меломанов. Ну и, конечно, ломаный английский с сильным славянским акцентом и эвфемизмами из разряда night butterfly. Меж тем, Дорн неоднократно заявлял, что считает этот альбом полноценной заявкой на получение престижной премии «Грэмми»!

Между всей этой вакханалией жанров и звуков, в феврале того же 2017 продуктивный Иван выпускает первый концертный альбом с конкретным на этот раз названием JAZZY FUNKY DORN и смелым слоганом: «Самому выпендрёжному проекту - самый выпендрёжный концертный альбом».

По сути, это записанный на пластинку концерт в престижном «Крокусе», в программу которого вошли все старые хиты певца - от «Стыцамэна» до «Бигуди» - обработанные на новый лад. После достаточно экспериментального по звучанию альбома RA’N’DORN, певец даже и не думает делать никаких шагов в сторону массовых зрителей и отправляется в тур уже не просто с «Дорнобандой», но и с целым оркестром скрипачей и трубачей, при этом альбом воспринимается как одна большая импровизация, джазово-фанковый джем-сейшн. Поп-музыка, джаз, фанк, хип-хоп, - в релизе всё смешалось в один крутой микс. Казалось бы, Дорн вконец попрал все законы успешного релиза: тексты абстрактны и непонятны - подпеть тут вряд ли получится, отличить конец одной песни от начала другой непросто и вместо упрощения продукта идёт уже сплошная импровизация, однако именно эти маячки и взорвали публику, изрядно уставшую от словечка «качает» применительно к музыке. Здесь Иван Дорн со своей «Дорнобандой» прокачали так, что мало не показалось никому!

Разумеется, отвечая на возмущения ценителей «классической школы джаза», никто не утверждает, что музыка Ивана Дорна - это чистый джаз. Но современная музыка объединяет в себе кучу жанров, а хейтерам пора бы вспомнить, что среди музыкальных критиков считается моветоном ставить жанровые ярлыки типа «рок», «хип-хоп», «поп».

Ведь, пожалуй, только эстрадная музыка может похвастаться кристальной чистотой на протяжении десятилетий, достаточно проиграть в голове и попытаться посчитать пять отличий песен Филиппа Киркорова 20-летней давности и сегодняшнего времени. Поэтому мы уже можем с уверенностью заявлять, что Иван сделал многое для популяризации джаза.

А послушать песни с JAZZY FUNKY DORN и удостовериться в этом всегда можно на радиостанции Радио JAZZ 89.1 FM. В конце концов, какую еще пластинку из 2017-го вы помните со словом «джаз» на обложке? Вот именно. Ну а стать еще более джазовым никогда не поздно: такой путь прошел и Пол Маккартни , и Джордж Майкл , и Род Стюарт , и много кто еще. Делали они это ближе к пятидесяти, так что у Ивана, которому в октябре только исполнится тридцать, полно времени. Мы подождём.

Вконтакте

Одноклассники

Дорна можно поздравить с дебютом. Артист выпустил свой первый англоязычный альбом. Сам певец не скрывает, что «OTD» — это эксперимент, записанный для расширения границ своего творческого ареала. Если сказать проще — чтобы попытаться покорить западный рынок.

Не секрет, что песни на русском заходят в Европе и США крайне редко. Поэтому, если тебе хочется зашибать деньгу за пределами России, то будь добр, пой на аглицком. Однако сам Дорн признаётся — с произношением у него есть определённые проблемы, и во время записи диска он по большей части упражнялся в языке. Как бы то ни было, но сильного «спик фром май харт» замечено не было. Да и особенно много текста в песнях нет. Зато присутствуют завывания Дорна, которые несколько отпугнули его прежних слушателей. Те, кто попродвинутей, сразу окрестили непонимающих «быдлом» и сказали, что они не шарят в современной . Дескать, Ваня подался в модный нынче Juke, который пришёл на смену уже допотопному дабстепу и прочей устаревшей электронщине. В наше время раскрутившийся стиль выбрасывается на помойку через год-полтора, а его приверженцы считаются жуткими динозаврами. Вот и здесь — мы-то и не знали, что Иван Дорн начал записывать музыку для танцев Footwork. Оказывается, как и многие стили, он пришёл к нам из самых низов, а конкретно из дешёвых танцевальных баров Чикаго, где и проводились эти танц-баттлы. В 2010 Mike Paradinas открывает зашоренной общественности сие великолепие.

И прогрессивный меломан как бы должен это воспринять. Но если не знать, что теперь это дико элитно и стильно, то можно не врубиться в «Open the Dorn» уже треке на третьем. Если слушать это дома или на улице в наушниках, то создаётся эффект экспериментальной электронщины и желания выключить. И тут-то открывается главная особенность пластинки — она намного лучше выглядит в виде концертных выступлений. Недавно Дорн презентовал «Beverly» на шоу Вечерний Ургант, и эта песня обрела форму и стала выглядеть много свежее, чем на альбоме. Хотя при прослушивании она меня зацепила (прежде всего интересной вставкой электрогитары). Поэтому, для русскоязычной аудитории Иван Дорн «OTD» может стать привлекательнее, если выйдет в виде концертного DVD. По крайней мере, для меня весь стиль и шарм альбома открылся именно при визуальном восприятии Дорна и его музыкального коллектива.

Когда слушаешь пластинку как аудио, то он кажется суховатым. Здесь есть более привычные фанково-соуловые треки вроде «Goodbye» или «Such a Bad Surprise», которые старательно отсылают в олдскульный и тянут за ностальгическую лямку. Супротив них диск ставит перед фактом — Иван Дорн развивается и, кажется, забросил свои прежние поп-хиты. Теперь у него есть такие нестандартные вещи, как «Groovy Shit» или «African». Это нужно принять как факт. Слушать или нет — выбирать только вам.

«OTD» — пример того, как действительно не всегда стоит судить по диску с первого прослушивания. А точнее — с прослушивания первых 3-4 треков. Это музыка для определённого настроения или даже состояния (мы не пропагандируем запрещённые в РФ вещества). Но то, что она лучше прозвучит в виде клубного выступления — это факт.

Третий студийный альбом Ивана Дорна «Open the Dorn», который задолго до премьеры возглавил топ предзаказов российского iTunes. По итогам года пластинка, скорее всего, окажется среди лидеров, даром что предыдущий релиз артиста, концертник «Jazzy Funky Dorn», увидел свет всего пару месяцев назад. В минувшие выходные особо преданные фанаты могли оценить все одиннадцать песен с альбома, обойдя ровно столько же точек прослушивания в Москве или Киеве. Всё это, как и новый клип «Collaba », где Дорн изображает секс-работницу, говорит о том, что в успехе своего детища Невоспитанный более чем уверен. Разбираемся, из чего состоит философия Дорна, откуда взялась эта уверенность в себе и как кандидат в мастера спорта по гребле и балетный танцор превратился в одну из главных звёзд новой постсоветской музыки.

Контроль

«Ты продюсер, от тебя зажигаются звёзды. Ты хотел бы сам, но тебе уже поздно». Возможно, сам Дорн и не признаётся в этом, но откровенно ёрнический тон в песне «Ты всегда в плюсе» почти наверняка навеян его собственным опытом. Продюсерской марионеткой Иван побыл в группе «Пара нормальных », где по сути дебютировал после того, как засветился на украинских шоу талантов. Проект едва ли можно назвать провалом по меркам постсоветского шоубиза, однако время, проведенное в нём, Дорн вспоминает без удовольствия: причиной тому и мизерные гонорары (свыше 90% которых, если верить Ивану, утекали в карман директора группы), и необходимость участвовать в предвыборной кампании Виктора Януковича. Отработав контракт, Дорн в 2010 году ушёл из группы и с тех пор контроль над собственной карьерой уже не отдавал никому.

Дорнобанда

«Started from the bottom, now we’re here» - будь у Дорна герб, он вполне мог бы выбить на нём цитату из Дрейка. Как и канадский рэпер, Иван знает цену отлаженной командной работе и едва ли не в каждом интервью подчёркивает значимость собранной им «дорнобанды». Далеко не все из её участников известны публике, но как минимум трёх ключевых игроков выделить можно: Роман Bestseller, DJ Pahatam и Лимонадный Джо.

Ответственный за звук альбомов «Co’N’Dorn» и «Randorn» Роман Bestseller - один из самых занятых украинских продюсеров (Quest Pistols, Светлана Лобода, Джиган, наконец, Джамала). В 2015 году выпустил сольный EP «Modno », звучащий абсолютно в дорновском стиле.

Битмейкер Юрий Грицак , он же Лимонадный Джо, по-прежнему орудует за диджейским пультом (отсюда интро «Лимонадный» на недавнем концертнике «Jazzy Funky Dorn»).

Евгений Яременко , он же DJ Pahatam, начинавший как хип-хоп-диджей, стал своего рода идеологом дорновского стиля - могучего котла, в котором варится множество поджанров клубной музыки от jackin house до чикагского джука. Прошлой весной Pahatam выпустил EP «God’s Son ».

Костяк «дорнобанды», куда сперва вошли Бестселлер и Pahatam, собрался : сразу после ухода из «Пары нормальных» Дорну пришло предложение выступить на корпоративе. Он согласился и за десять дней почти с нуля собрал программу: «Именинника, который стал невольным виновником рождения «дорнобанды», я даже не видел. Не помню, как он выглядит, потому что видел только его торчащие кроссовки из-под стола - он набухался ещё до нашего выступления. И ему понравилось».


Open the Dorn

Первый англоязычный альбом Дорна по инерции окрестили попыткой «покорения Запада». И сам Дорн признавался, что «Open the Dorn» появился из-за его желания получить «Грэмми» . Но если за альбомом действительно стоит долгоиграющий стратегический план по завоеванию нового рынка, то сейчас его, во всяком случае, не видно. Англоязычные музблоги Дорна пока знают слабо, и чтобы расшевелить их, нужно нечто большее, чем одно видео и пара месяцев неагрессивного промо. Это наверняка понимают артист и его команда. Как понимают они и то, где по-прежнему обитает дорновская фанбаза - премьера альбома устроена в Киеве и Москве , а не в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. «Open the Dorn» - это скорее пробный шар, испытание для самого себя и выход из зоны комфорта (об этом говорит и сам Иван). Таким же пробником, нужным прежде всего самому артисту, была программа «Jazzy Funky Dorn». Хоть грайндкор играй - главное, чтобы фантазия не простаивала.

Стыцамэн

С чего началось признание

Иван Дорн - Стыцамен →

Таких удачных попаданий у Дорна будет ещё немало. Манерный вокал, который во времена выхода первого альбома многие приняли за исполнительскую «фишку», появился от того, что Иван попросту стеснялся петь на русском. Название хита «Стыцамэн» тоже свалилось с потолка - в сети есть разные варианты того, что означает слово, но на самом деле, это не более чем набор вставших рядом букв (супергероя, который «спасает людей от плохой музыки» Дорн придумал уже потом). То, что эти случайности в итоге приживаются и становятся основой стиля, говорит о почти слепой вере Дорна и его бригады в собственную интуицию. Когда же к интуиции прилагаются самоирония и радар, направленный на передний край клубной музыки, получается поистине мощное комбо.

Пожалуй, в постсоветской попсе найдётся совсем немного смельчаков, которые могут упаковать две-три песни в одну, как это делает Дорн в «Мишка виновен» или «Ты всегда в плюсе». Отвечая на вопрос, почему другие не следуют примеру Дорна, Бестселлер, кажется, выдвинул наиболее достоверную версию: «А тяжело быть первым просто, понимаешь? Даже вот после Вани тяжело быть вторым. Дело ведь не только в мейнстримовых аранжировках, но и в русской фонетике. Наши слова длиннее раза в два, чем английские. На русском сложнее петь так же круто, складно и фирменно, как чернокожие… Нужно в верном направлении думать и рассчитывать тенденции музыкальных направлений. Это как мода на одежду».

Экран


То, что Дорн - работяга, а не просто везунчик, доказывает и его актёрская карьера, но на этом поле Иван проиграл с разгромным счётом. На экране он дебютировал ещё будучи в составе «Пары нормальных» в 2008 году, но выделить его главный успех в кино куда сложнее, чем главный провал. Когда Иван согласился не только записать песни, но и сыграть главную роль в комедии 2014 года «Весёлые ребята;)», ничто не предвещало катастрофы. Но развеселить фильм Валерия Тодоровского смог разве что тех, кто прикрутил смайлик к названию ленты. Оценивая результат, Дорн не стесняется: «Говно».. С подачи украинского телеведущего Сергея Притулы, заявившего, что Дорн спонсирует бойцов АТО , музыкант получил от земляков что-то вроде неофициального удостоверения Робина Гуда.

Так продолжалось до этой недели, когда на YouTube появилось длинное интервью Дорна Юрию Дудю . В нём Иван пояснил, что деньги жертвовал не АТО, а жертвам обстрела в Мариуполе, и охарактеризовал противостояние двух стран как «ссору младших братьев (украинцев) со старшими (россиянами)». Среди украинцев такой выбор лексики восторга не вызвал: глава минкульта Евгений Нищук назвал слова Дорна оскорбительными и недопустимыми , сетевые комментаторы и вовсе трубят о госизмене.

Сам Иван не торопится с объяснительной, но похоже, что в беседе с Дудём слова он выбирал если не умом, то сердцем. Человек, родившийся в России, выросший в Украине и с тех пор регулярно мотающийся из одной страны в другую, он, скорее всего, и правда считает междоусобицу досадным недоразумением, искренне убеждён, что на мировую стороны пойдут очень скоро, и, как может, старается приблизить этот момент.