Тематика произведения и ее анализ. Тема, проблема и идея как литературоведческие категории. Вступление. Отзыв как олимпиадный жанр

Одна из центральных и вместе с тем наиболее специфических проблем фолкнеровского творчества -- рассовая.«Проклятием белой расы» называл эту проблему Фолкнер. Главное для писателя тут, конечно, не психология откровенных расистов, а та стена отчуждения, которая возникает между простыми людьми обеих рас, искренне стремящихся к взаимопониманию, возникает вследствие глубинных, въевшихся в кровь и плоть людей, начиная с детского возраста, предрассудков. «Каждый белый ребенок на Юге,-- утверждается в «Свете в августе»,-- родится «распятым на черном кресте». Глубокой психологической разработкой этого положения служит роман «Осквернитель праха». Подросток Чик Маллисон проходит мучительный путь от отношения к оказавшему некогда ему помощь негру Лукасу как к «черномазому», который «должен признать, что он черномазый»,-- через попытки убедить себя в том, что предстоящее линчевание Лукаса, несправедливо обвиненного в убийстве белого человека, его, Чика, нисколько не касается, и вообще лучше уехать в это время из города.

Однако у многих читателей (а иногда и у критиков), знакомых с произведениями Фолкнера и его теорией времени, основанной на неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего,возникает вопрос: о каком будущем вообще может идти речь в мире Фолкнера, где властвует, на первый взгляд, жесткая предопределенность, обусловленность всех, человеческих поступков и самой жизни прошлым, где «от мертвецов не скрыться»?Наиболее ярко выразил эту точку зрения Ж.П.Сартр в своей статье «Время в «Шуме и ярости» Фолкнера»: «Пруст и Фолкнер... обезглавили время; они отобрали у него будущ ее, то есть измерение свободного выбора и действия...»,-пишет Сартр. Жизнь в книгах Фолкнера движется «подобно нарастанию суммы, которую мы все дополняем и до­полняем: «И...и...потом». Персонаж ей «Шума и ярости» Сартр сравнивает с сидящим задом наперед пассажиром мчащегося автомобиля: он не видит того, что впереди, не успевает разглядеть того, что происходит вокруг него, по бокам дороги, взгляд его устремлен назад, на пройденный путь.

Разобраться в этой проблеме необходимо для правильного понимания творчества Фолкнера, ибо категория времени- одна из важнейших в его мировоззрении и эстетике.В наиболее концентрированном виде Фолкнер выразил свое понимание связи прошлого с настоящим, свою теорию времени.

Для Фолкнера главное-показать всю сложность, многомерность изображаемой жизни, невозможность сведения ее к однозначным определениям. В ответ на вопрос, почему Нарцисса Бенбоу в «Сарторисе»-- привлекательный персонаж, а в «Святилище» она предстает злой, Фолкнер ответил: «...Я считаю, что ни один человек не является полностью хорошим или полностью плохим...». Характер Нарциссы,-- добавил писатель,--не претерпел изменений от «Сарторпса» к «Святилищу», просто он освещен с разных точек зрения.

Необходимо добавить, что рассказчики у Фолкнера зачастую не обладают окончательной оценкой происходящего, они находятся в гуще событий и сами пытаются постигнуть их смысл. Американский исследователь П. Свнггарт считает, что рассчазчики Фолкнера «объединяются»с читателями, ибо они, как и читателя, по ходу описываемого ими дей ствия пытаются разобраться в нем.

Читатель литературного произведения неизбежно, с той или иной степенью осознанности, оценивает прочитанное в этических категориях (добро/ зло, хорошо/ дурно), становясь тем самым на ту или иную ценностную позицию по отношению к полученной информации. В качестве наиболее общих ценностных категорий выступают «положительность» и «отрицательность» того или иного явления, вычленяемые и в других ценностных рядах (приятное/ неприятное, прекрасное/ безобразное, полезное/ вредное, и т. п.).

В философской этике в качестве основных категорий выделяются добро и зло как наиболее общие понятия «морального сознания», служащие для «положительной и отрицательной оценки явлений действительности». Находясь между собой в отношениях логической противоположности, они вместе с тем представляют собой стороны одной медали, принадлежа единой шкале, и в этом смысле могут быть сведены к одной категории (моральность); говоря об одной из них, мы с неизбежностью затрагиваем другую.

В ходе вынесения моральных оценок человек склонен искать четких определений добра и зла, которые придали бы им статус объективно существующих явлений. При этом он вынужден либо прийти к принципиальной неопределимости добра и зла, поскольку все возможные дефиниции соответствовали бы лишь частным случаям -- «отдельным видам добра» (теория Дж. Мура) , либо возвести определенную ценностную позицию -- то, что считается добром -- в ранг объективной - то, что является добром (нормативные этики) . Между тем, категории добра и зла являются не дескриптивными (описывающими какое-либо объективное свойство предмета), а пре-скриптивными, оценочными. Соответственно, различия в трактовке той или иной вещи как «доброй»/ «не доброй» проистекают из «различий моральных позиций оппонентов».

Многочисленные временные отступления в романах Фолкнера имеют целью именно исследовать прошлое н пути его воздействия на настоящее. Наиболее полно взаимодействие прошлого и настоящего, их теснейшее переплетение дано в первой главе «Шума п ярости», в которой повествование ведется от лица Бенджи. Наличие подобной нерасторжимости временных пластов в неразвитом, не подверженном никаким посторонним влияниям, детском сознании Бенджи, вероятно, должно доказать се истинность. Отношение героев Фолкнера к своему прошлому, приятие (или неприятие) времени в его нерасторжимом единстве многое определяет з их судьбе. Неумолимая власть прошлого часто порождает трагические конфликты в произведениях Фолкнера. Попытки Квентина уйти от времени, насильственно остановить его -- безуспешны, смерть, которая залож ена в нем из-за того, что его формирование как человека сделало его чуждым миру, в котором он живет, неотступно преследует его в образе тени, от которой Квентин тщетно пытается избавиться. Томас Сатлен, понстине трагическая фигура, титаническими усилиями пытающийся переделать, отрезать свое прошлое, терпит в борьбе с этим прошлым жестокое поражение. Но тщетно и стремление Баярда Сарто- риса подогнать, ускорить бег времени.

В своей речи при получении Нобелевской премии в 1950 г. Фолкнер ярко и убедительно выразил веру в то, что «человек не только выстоит, он победит». Человек «бессмертен... потому,-- продолжал писатель,-- что обладает душой, духом, способным к состраданию, жертвенности и терпению». Именно в «сострадании, жертвенности и терпении» видел писатель силу, способную противостоять злу. Эту идею Фолкнер неоднократно развивал в своих публичных выступлениях, а главное, она нашла воплощение з образах его любимых героев: Дилси, Гэвина Стивенса, Хореса Бенбоу (каким он предстает в романе «Святилищ е»), Байрона Банча, миссис П ауэрс, Лены Гроув. Однако единичные акты добра способны лишь на какое-то время внести просветление в окружающий мир, немного облегчить положение людей, коренным же образом переделать мир они не в состоянии, вызванные ими на краткий миг колебания на поверхности житейского моря быстро затухают, и поверхность принимает первоначальный вид. Не спасает от разрушения семью Компсон о Дилси, не может помочь невинно осужденному Гудвину и его семье Хорее Бенбоу, а Лена Гроув не в состоянии предотвратить ни те злодеяния, что созершаются в Джефф ерсоне во время ее пребывания там, ни, тем более, те, которые могут быть совершены там в будущем.

Под рубрикой "Главное" представлены мнения театральных деятелей по вопросам культуры и искусства, а также по наиболее острым актуальным проблемам действительности. Точка зрения представителя искусства вводится в текст при помощи интервью. Тематика звучит в названиях материалов: "27 марта - Международный день театра" (6 марта 2008 г.), "Бывшие советские - что нас объединяет?" (1 апреля 2008 г.), "Чем должен заниматься министр культуры?" (1 июня 2008 г.) и т.д.

Показывая свое личное отношение к рассматриваемому общественному явлению, выражая субъективную точку зрения, актеры, режиссеры, музыканты обращаются к современному состоянию искусства, выявляют тенденции его развития, подчас негативные. К примеру, в материале "27 марта - Международный день театра" (6 марта 2008 г.) Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра и Центра им. Мейерхольда, обрисовывает сегодняшнее состояние российского театра, акцентирует внимание на сложной ситуации, в которой развивается современное театральное искусство: "Репертуарный театр сегодня в серьезном кризисе. Сейчас в стране очень много театров, но среди них слишком много мертвых, не востребованных зрителем. И дело совсем не в серьезности происходящего на сцене. Огромное количество театров вообще не понимают, что им делать". В данной цитате режиссер говорит о состоянии кризиса в российском театре, выявляет его причины: невостребованность данного вида искусства зрителем, непонимание театрами, по какому пути им сегодня развиваться.

Внимание к общественным и культурным процессам, которые в настоящее время происходят в стране, обуславливает наличие в публикациях аналитики. Постановка проблем по большей части не отличается глубиной анализа (определение причин и последствий), но сводится к выявлению негативной ситуации, ее обрисовке. Своеобразно, что при этом определенная роль в исправлении проблемы, ее минимизации отводится именно деятелям культуры. Так, в публикации "Россия - Грузия: Что дальше?" (1 сентября 2008 г.), появившейся как отклик на события в августе 2008 г., речь идет о разрешении последствий военного конфликта. В связи с этим Олег Басилашвили, актер БДТ им. Товстоногова, заявляет о той обязанности, которая ложится на плечи людей, связавших свою жизнь с искусством: "И гигантская ответственность лежит на нас, на деятелях культуры, в том, чтобы это скорее было забыто или приобрело бы определенную, общую для нас всех оценку". Характерно, что при этом обращается внимание на нравственно-психологическую ситуацию в сегодняшней России. Актер обрисовывает портрет современного человека, говорит о постепенной деградации личности: "Я с ужасом наблюдаю наши телевизионные программы, которые в основном делаются для того, на мой взгляд, чтобы превратить зрителей телевидения в послушную быдлообразную массу, гогочущую, регочущую, не думающую ни о чем" . И в этих условиях ведущая роль в исправлении массового сознания, в донесении истинных духовных ценностей до каждой отдельной личности отводится представителям культуры: "Вот, на мой взгляд, деятели культуры, театра, кинематографии, писатели, художники должны сделать все, чтобы воспитывать в наших людях, в русских людях все то, что воспитывалось великой русской культурой. Гуманизм, доверчивость, любовь, уважение к другим народам".

В публикации "Чем должен заниматься министр культуры?" (1 июня 2008 г.) артисты не просто высказывают свои точки зрения о том, какова сегодня роль министра культуры, но указывают на существующие проблемы в сфере искусства, которые должны быть решены. "Посмотрите, в каком состоянии театры периферии. Режиссеры, директора театров на местах изыскивают любую возможность привлечь капитал к своим театрам, договариваются с чиновниками, ищут спонсоров. На это уходит огромное количество времени вместо того, чтобы думать о духовном качестве спектаклей. И хорошо, если министр будет помнить, что провинция - это вся Россия за исключением двух точек - Москвы и Питера", - говорит Эммануил Виторган, народный артист России. Как видно, в этой цитате ставится также вопрос о духовной стороне театральной деятельности, о ценностной, морально-нравственной стороне спектаклей. Сергей Безруков также указывает на духовную составляющую искусства, говорит о возможном решении проблем в творческой сфере: "Важно создать такие условия, чтобы искусство легко подпитывалось творчеством талантливых ребят. Понятно, что у министра много других обязанностей, но все же хочется, чтобы на первом месте стояла не столько экономика, сколько духовные ценности". И вновь в реплике актера звучит слово "духовные". Оно является ключевым, поскольку указывает и на проблему в театральном искусстве - отсутствие нравственной стороны у спектаклей, - и на необходимость ее решения - развитие у зрителя соответствующих духовных ценностей и потребностей

Следует отметить, что деятели театра и кино, высказывающие свое мнение по конкретному вопросу, во многом солидарны друг с другом. Их в равной степени заботит судьба театрального искусства в современном мире.

Под рубрикой "Главное" публикуются материалы аналитического характера, в которых известные актеры и режиссеры рассуждают о процессах, которые сегодня происходят в сфере театрального искусства, поднимают актуальные для нынешнего поколения проблемы культуры и указывают на неразрывно связанные с ними аспекты нравственного развития современного общества. Однако не ограничиваются только этим. Они затрагивают наиболее острые социально-политические события, к примеру, война Грузии с Цхинвале. И в связи с этим заявляют о миротворческой функции театра.

Определена тематика выступлений:

обязанности министра культуры ("Чем должен заниматься министр культуры", июнь 2008 г.);

подведение итогов театрального сезона ("Закрытие сезона - что запомнилось?", июль 2008 г.);

что сегодня объединяет людей в России ("Бывшие советские - что нас объединяет?", апрель 2008 г.);

Героями публикаций являются актеры, режиссеры, разные представители сферы театрального искусства. Четко обозначены в текстах речи - театральные деятели.

Характер мнений под рубрикой "Главное" полностью определяется субъективной позицией их авторов по данному вопросу. Но при этом представители культуры и искусства стремятся не столько высказать свою точку зрения на данную конкретную проблему, сколько раскрыть основные негативные тенденции ее развития.

Таким образом, на основе тематического, жанрового, структурного анализа публикаций в журнале "Театрал", мы установили, что это издание о театре как искусстве и образе жизни, нацеленное на освещение самых свежих театральных новостей. На страницах журнала рассказываются истории любви из жизни популярных персон прошлого и современности, публикуются сообщения о фестивалях и театральных съездах, интервью с известными актерами и режиссерами, а также рецензии на спектакли.

В журнале сложилась своя система рубрик, каждая из которых связана с одним из тематических направлений информационной политики журнала.

В рамках узкой тематической модели издания, соответственно специфике целей и задач информационной политики, сложились определенные особенности жанров. Характерно, что каждой рубрике соответствует своя жанровая разновидность.

Заметка появляется в рубрике "Новости". Специфика ее выражается в обязательной оценочности, в необычной интерпретации журналистом описываемых событий с нравственной точки зрения и с позиции актуальности для нынешней социально-психологической ситуации, поэтому в публикациях речь идет о проблематике спектаклей, о тех философских и морально-этических вопросах, которые поднимаются в постановках.

Присутствие нравственной оценки в заметках говорит о специфической цели материалов: развитие у читателя духовных ценностях и потребностях.

Публикации отличаются многотемностью, о чем позволяет говорить наличие двух подтезисов, раскрывающих главную тему, содержащуюся в установочном тезисе.

В жанровом отношении заметки тяготеют к анонсу, поскольку речь идет о будущих премьерах. Однако при этом в материалах сочетаются элементы событийности, взгляда в будущее и экскурса в прошлое. Отсюда преобладание превентивной информации. Важным элементом текстов становится интервью. За счет его использования заметка становится персонифицированной, обретает "лицо", героя, который показывает свое видение реальности.

Особенность отдельных заметок проявляется в характере их построения. Тексты имеют двухчастную структуру: образное начало и информационный конец. Это делает текст ярким, придает повествованию динамичность и определенную эмоциональность. Специфическая структура определяет цель публикаций: не просто сообщить о состоявшемся мероприятии, информировать о нем, ответив на вопросы что?, где?, когда?, но рассказать о наиболее интересных подробностях случившегося.

Отличительные черты приобретает в "Театрале" жанр информационной корреспонденции, появляющийся в рубриках "Около театра", "Фестивальный гид", речь в которых идет о состоявшихся спектаклях, прошедших выставках и фестивалях.

Одна из характерных особенностей - использования в информационном тексте особых художественных приемов, характерных для публицистических жанров.

) Маска. Журналист надевает на себя маску, разговаривая с читателем от лица героя материала, безжизненной марионетки. Все, о чем рассказывает автор показано глазами кукол, воспринято их чувствами. Превращаясь в марионетку, журналист тем самым воплощает некий художественный образ, создает мини спектакль с главными действующими лицами - куклами, организует в тексте публикации игру с читателем. Благодаря этому приему сухой информационный текст оживляется, что способствует эмоционально-образному рассказу о событии.

)"Портрет-иллюзия". Журналист дает портретную зарисовку, однако не обозначает, относится она к живому человеку или к неживому предмету. Тем самым создается некая интрига: читатель не догадывается, о ком на самом деле идет речь, о настоящем человеке или о кукле, поскольку может показаться, что говорится о реальном историческом лице, на самом же деле описывается марионетка.

) Деталь. С ее помощью создается описание обстановки. Выявлено наличие следующих разновидностей детали:

портретное описание - по описанию одежды можно понять, к какому слою общества принадлежит герой;

характеристика обстановки, выполняет психологическую функцию, так как посредством использования данной детали можно понять состояние персонажей;

) Стилизация. Употребление особых образных фраз и просторечных выражений из русского фольклора делает манеру повествования похожей на сказочную. Это делает текст интересным, а чтение занимательным.

Выявлен особый элемент информационной корреспонденции - оценка. Ей подвергается постановка в одной из публикаций. И хотя сама оценка не отличается глубиной анализа и направлена на формирование общих представлений о действии на сцене, тем не менее она демонстративно противоречива и парадоксальна, подразумевает игру с читателем. Журналист через оценку делится своими впечатлениями от увиденного на сцене. Это позволяет не только взглянуть на происходящее глазами автора, но и прочувствовать то же, что ощущал сам журналист. Это привносит в оценку элемент эмоциональности, что усиливается воздействие текста корреспонденции на читателя.

Можно говорить о присутствии художественных элементов в жанре информационной корреспонденции, что способствуют созданию эмоционально-образного представления о событии.

Специфика другого жанра, четко обозначенного в названии рубрики "Рецензии", заключена в особом нравственно-психологическом ракурсе анализа постановок. Он заключается в том, что рецензенты стремятся проникнуть в подтекст постановок, выявить взаимосвязи между поступками персонажей и их внутренним миром, соотнести темы, поднимаемые режиссерами, с морально-этическими аспектами жизни человека. Отсюда особый интерес рецензентов к символике постановок. Описание символического ряда в том или ином спектакле позволяет журналистам выявить скрытую идею поставленного на сцене произведения и определить ее значимость для читателя.

Ключевым элементов рецензий становится оценка, ей подвергаются: талант актеров, содержание спектакля, структура постановки, жанровые особенности, музыкальное сопровождение, костюмы и декорации, поведение и поступки персонажей, мастерство режиссера. Объекты оценки расположены по убыванию, в зависимости от частотности ее употребления.

Определены приемы построения оценки.

Контраст - противопоставление понятий.

. "Обманчивая оценка". Вначале рецензент описывает обстановку на сцене, создавая иллюзию положительной оценки. Однако следом опровергает представленное ранее мнение. Оценка строится на противопоставлении положительного и отрицательного смыслов.

Своеобразные черты в "Театрале" приобретает и жанр портретного очерка в рубрике "Love story". Здесь журналисты рассказывает об актерской карьере знаменитостей XX века.

Специфика очерка заключается в особом ракурсе рассмотрения жизни известных театральных деятелей прошлого - журналист описывает любовные истории, но сосредотачивает внимание не на интимных связях, а на творчестве актеров. Очеркиста интересует, как личная жизнь героев очерка влияла на их карьеру, на творческий рост. Отсюда следует целевая установка публикаций: раскрытие творческой стороны жизни личности через любовные истории, поэтому личные отношения актеров - лишь фон, на первом же плане - карьерные успехи и этапы творческой деятельности.

Своеобразна трактовка человеческой судьбы в очерках журнала. Жизнь известных людей интерпретируется как спектакль, фильм или книга о любви с хорошим либо плохим концом, поэтому в очерках прослеживается мысль, что жизнь для актера - сцена, где он играет определенные роли.

Выявлены художественные приемы создания характера и образа героя.

) Символика. В текстах очерка не раз возникают слова, которые являются ключом к пониманию поступков, становятся способом выражения изменений, происходящих в душе и сознании актеров. При этом слово-символ имеет далеко не однозначное значение.

Мы выявили наличие ряда слов, семантика которых проецируется на судьбу личности. Впервые обозначив их в заглавии очерка ("Поцелованные Богом", "Ледяные осколки зеркала"), журналист постоянно возвращается к ним в тексте, проецируя их на жизнь и поступки человека. В подтексте это создает целостную картину, посредством которой раскрывается неповторимость внутреннего мира героев очерков.

Лед - отчужденность, холодность, отгороженностью от мира, одиночество, безразличие к жизни и окружающим; недолговечные, хрупкие отношения с людьми.

Зеркало - замкнутость в себе, закрытость внутреннего мира от посторонних глаз, тайна, одиночество, существование наедине с самим собой.

Створки раковины - начало и конец жизни человека, сама же раковина - символ неприступности человека, его закрытости.

"Поцелуй бога" (метафорический символ) - шрам на лице, покровительство высших сил, божественное вмешательство в жизнь людей.

) Метафоризация - сравнение героя с мифологическим персонажем (русалкой, сфинксом), тем самым раскрываются особенности внутреннего мира человека.

) Антитеза - противопоставление понятий и обозначаемых ими смыслов. Характеризуется тем, что в определенном отрывке текста одного очерка журналист раскрывает отдельные, противоположные друг другу черты характера героя. Тем самым указывает на исключительность актера.

Можно говорить об особой, сложившейся в очерках, системе художественных средств, также способствующих созданию характера героя.

) Художественная деталь:

портретные зарисовки, иногда создающиеся с помощью метафоры.

психологические описания - "через внешность персонажа выявляется его внутренний мир, настроение или смена психологических состояний".

речевая характеристика, способствует пониманию психологического состояния героя.

) Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).

Все эти художественные приемы не просто делают текст очерка ярким, а повествование занимательным, но помогают понять настроение, состояние, внутренний мир героев очерка, выразить глубину их душевных переживаний.

Своеобразие очерка заключается в постоянном присутствии в тексте автора. Он выказывает свое отношение к поступкам героев, выражает мысли и чувства по отношению к ним. Формы представления авторской позиции в очерках "Театрала" многообразны.

раскрывающие черты характера человека,

способствующие выражению отношения журналиста к героям,

обобщенного характера, по форме близкие к афоризмам, с их помощью автор, не выступая напрямую от своего лица, выражает свое мнение относительно происходящих в жизни героев событий.

) Вопросно-ответные комплексы, с помощью которых организуется диалог с читателем, а также вводится в текст отношение автора к героям. Посредством вопросов очеркист призывает читателя вдуматься в те условия и обстоятельства, которые привели героев к совершению определенного поступка.

) Использование фраз с восклицательным знаком, а также особых частей речи, междометий. Их наличие делает текст очерков эмоциональным, а также способствует пониманию внутреннего ощущения самого журналиста, его отношения к людям, о которых он пишет.

Мы установили, что жанры очерка, информационной корреспонденции и рецензии на страницах "Театрала" обретают одну общую особенность, связанную с их тяготением к художественности, о чем свидетельствует: наличие образности, символики, использование маски и разнообразных изобразительно-выразительных средств, стилизация текста. Подобная тенденция продиктована установкой журнала на занимательное и доступное для читателя-непрофессионала изложение материала о театральном искусстве.

В ходе контент-анализа публикаций "Театрала" в период за один год были определены субъекты деятельности и субъекты речи.

Субъектами деятельности в материалах журнала становятся популярные актеры прошлого и современности, а также известные режиссеры, реже - зрители и другие представители театрального искусства (музыканты, костюмеры, хореографы). Встречаются и весьма необычные герои - неживые предметы, куклы, от лица которых автор описывает событие.

В качестве субъектов речи чаще всего выступают сами журналисты, реже приводятся точки зрения актеров и режиссеров.

Исходя из тематики и способом подачи информации была определена целевая установка издания:

Представить театр как важнейший и необходимый сегодня элемент культуры;

Показать значительную роль театра в формировании мировоззрения и представления человека о современном искусстве и стиле жизни;

Развитие духовных потребностей личности;

Информирование о последних событиях из "жизни сцены";

Сформировать представление о миротворческой роли деятелей искусства в урегулировании острых социально-политических конфликтов в обществе.

Соответственно целям издания определена аудитория: массовый читатель, который интересуется театральной деятельностью, стремится быть информированными о готовящихся к выходу постановках, читатель, для которого театр - это стиль жизни.

Соотношение субъектов деятельности и субъектов речи, а также специфика целей и задач издания позволили определить преобладающую коммуникативную стратегию как презентационно-конвенциональную. С одной стороны выявлено наличие публикаций, цель которых: только сообщение о каких-либо событиях. С другой стороны, преобладает число текстов, в которых авторы, стремясь развить духовные потребности общества, посредством выхода на нравственную проблематику театрального искусства, организуют внутритекстовый диалог с читателем в виде вопросно-ответных комплексов.

На основе типологического, структурного, контактно-сопоставительного анализа, выявив преобладающую коммуникативную стратегию, определив цели издания, можно говорить о концепции журнала.

"Театрал" - издание, в котором присутствуют: во-первых, аналитические материалы с установкой на выявление и констатацию проблем современного театрального искусства, во-вторых, информационные публикации, нацеленные на сообщение новостей из мира театра, в-третьих, развлекательные тексты, в которых занимательность сюжета соединяется с эмоциональностью. Все материалы объединяет установка на эмоционально-образное восприятие содержания, а также рассмотрение событий театральной жизни, спектаклей, деятельности актеров и режиссеров в морально-нравственном аспекте. Это позволяет говорить о том, что "Театрал" сочетает в себе черты информационно-развлекательного и литературно-художественного журналов.

Вступление. Отзыв как олимпиадный жанр.

Сочинение на литературном материале .

Школьная практика школьное сочинение («река без берегов»).

Чистый отзыв – развернутое личностное высказывание о художественном произведении, цель которого передать впечатление о художественном произведении; задача – заинтересовать, привлечь внимание, обратить в свою веру.

Рецензия – развернутая характеристика – оценка художественного произведения на основе его детального разбора, полновесного квалификационного анализа; задача – дать аргументированное истолкование и оценку произведения.

Отзыв – рецензия – это особый жанр, совмещающий навыки филологического анализа текста и способность раскрыться как интересная личность.

При этом необходимо избегать крайностей: 1) не стоит нарочито демонстрировать свои познания в области филологии; использование терминов не должно стать самоцелью (это приведет к формализму); 2) не следует превращать поэтический текст в трамплин для самовыражения, когда главным становится внутренний мир автора отзыва, а не художественный мир стихотворения.

Любовь к поэзии.

«Любое произведение искусства представляет собой диалог с каждым стоящим перед ним человеком», - говорил Гегель. Нет и не может быть общего для всех рецепта, по какой схеме работать над отзывом.

«КЛЮЧ к каждому стихотворению заключен в нем самом. Задача исследователя состоит в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой ключ, который раскроет это – и только это – стихотворение, поможет проникнуть в его тайну. Ибо удивительный парадокс поэзии заключается в том, что она доступна всем достаточно культурным читателям – и в то же время содержит не сразу и не до конца постигаемую глубину мыслей и чувств. И чем образованнее читатель, чем лучше подготовлен он опытом жизни и чтения стихов, чем чаще перелистывает знакомые страницы – тем чаще ловит себя на мысли: «Как я мог не заметить этого раньше?..»

Необходимой предпосылкой анализа становится «вхождение», погружение в текст и принятие читателем художественного мира произведения в свой собственный мир. При этом наш душевный мир и сознание становятся инструментом анализа. Наши чувства и мысли и есть те измерительные приборы, которыми определяются накал пафоса и напряжение конфликта, на которых взвешиваются идеи и художественные достоинства произведения.

Композиция отзыва.

I. Вступление.

Грамотное и творческое «вхождение» в тему.

II. Основная часть.

Филологический анализ стихотворения:

+ Творческий характер работы:

1). Целостный анализ текста (соразмерность частей, уместность отступлений).

3). Орфографическая и пунктуационная грамотность.

III. Заключение.

Личное впечатление, суждение, вывод, рожденные стихотворением.

4. Работа над вступлением.

2.3. Вступление – грамотное и творческое вхождение в тему.

Внешний контекст : историко-культурный, историко-биографический, философский.

Вписать (по возможности) произведение в контекст исторического времени, литературного процесса, судьбы поэта.

1. Фактам биографии автора следует уделить внимание при условии, если они просматриваются в тексте произведения, (есть посвящение, имена, географические названия, даты). Чем более отвлеченно содержание стихотворения, тем менее уместно обращение к биографии автора. (Есенин «Собаке Качалова» или «Песнь о собаке»).

2. Творческая история произведения нужна, если этот материал углубляет, расширяет восприятие произведения и органично вводится в сочинение (Лермонтов «Тучи» или «Утес»).

3. О мировоззрении писателя, его гражданской позиции следует говорить в той мере, в которой это необходимо для понимания произведения (Вознесенский «Есть русская интеллигенция» или «Ты меня на рассвете разбудишь»).

Философский контекст : тема и проблема приобретают общезначимый, общечеловеческий характер (А. Дементьев «Не смейте забывать учителей»).

Примеры из книги «Учимся писать отзыв» (вступление: М. Цветаева «Попытка ревности» стр. 185-186; Ахматова «Творчество» стр. 214;

Практикум: написать вступление к стихотворению Риммы Казаковой «Пока ребенку нужен твой совет».

2.4. Смысл названия.

Назвать стихотворение означает дать имя ребенку.

Примеры: Цветаева «Попытка ревности», Бунин «Вечер», Пастернак «Единственные дни».

Тематика, проблематика, смысловые мотивы.

Раскрыть авторский замысел. Н. М. Шанский: «Без верного, однозначного, адекватно-непротиворечивого понимания литературного текста не может быть никакой речи ни о его анализе, ни о его филологической оценке как художественного целого с тем или иным конкретным содержанием».

Художественный мир– это территория непрерывного смысла (зона неслучайности любой детали).

И все-таки одним расчетом не обойтись: не менее важны при написании отзыва интуиция. Образное мышление, память. Богатое воображение.

Начать с задания: Определить тему, проблему стихотворения Алексея Кольцова «Ответ на вопрос о моей жизни»

1. Следует избегать прямолинейной трактовки художественной идеи (главной поэтической мысли), а рассматривать её движение через построение стихотворения, художественные образы, детали и другие элементы формы.

2. Не следует пересказывать стихотворение, воспроизводя его содержание.

3. Один из приемов анализа текста – выстраивание ассоциативных рядов, связанных с образами и мотивами стихотворения.

Лирические темы и мотивы. У эмоционального настроения или размышления есть какой-то повод или источник, обозначенный явно или таящийся в сознании поэта. Все эти факты и мысли принято называть лирическими мотивами. Лирическое содержание – это сплав мотивов с порожденным ими эмоциональным раздумьем, размышлением, настроением:

Образ – потенциально каждое существительное; мотив – потенциально каждый глагол.

Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.

В учебной, справочной и даже научной литературе термин «тема» толкуется по-разному. «Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие - основную общественную проблему, поставленную в произведении», - пишет Г.Л. Абрамович, склоняясь ко второму толкованию, но не исключая и первого. В понятии темы в этом случае объединяются два совершенно разных значения. Более четко эти значения разграничены в Литературном энциклопедическом словаре**, что исключает, по крайней мере, смешение понятий. Иногда тема отождествляется даже с идеей произведения, причем начало подобной терминологической неоднозначности положил, очевидно, М. Горький: «Тема - это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно».

Нам необходимо четко разграничить и сами термины «тема», «проблема», «идея», и - главное - стоящие за ними структурные уровни художественного содержания, избегая дублирования терминов. Такое разграничение было в свое время проведено Г.Н. Поспеловым и в настоящее время разделяется многими литературоведами. В соответствии с этой традицией под темой мы будем понимать объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации (взаимоотношения характеров, а также взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п.), которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведени е и образуютобъективную сторону его содержания. Тематика в таком понимании выступает как связующее звено между первичной реальностью и реальностью художественной, она как бы принадлежит сразу обоим мирам: реальному и художественному. При этом следует, разумеется, учитывать то обстоятельство, что действительные характеры и взаимоотношения характеров не копируются писателем «один к одному», а уже на этом этапе творчески преломляются: писатель выбирает из действительности наиболее, с его точки зрения, характерное, усиливает эту характерность и одновременно воплощает ее в единичном художественном образе. Так создаетсялитературный персонаж - вымышленная писателем личность со своим характером, то есть совокупностью индивидуальных устойчивых черт личности - социальных и психологических.

Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении . (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

Под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать область осмысления, понимания писателем отраженной реальности. Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения. На уровне проблематики читателю как бы предлагается диалог, подвергается обсуждению та или иная система ценностей, ставятся вопросы, приводятся художественные «аргументы» за и против той или иной жизненной мироориентации. Проблематику можно назвать центральной частью художественного содержания, потому что в ней, как правило, и заключено то, ради чего мы обращаемся к произведению - неповторимый авторский взгляд на мир. Естественно, что проблематика требует повышенной активности и от читателя: если тему он принимает как данность, то по поводу проблематики у него могут и должны возникать собственные соображения, согласие или несогласие, размышления и переживания, направляемые размышлениями и переживаниями автора, но не целиком им тождественные. Выше, в первом разделе, мы обсуждали плодотворную идею М.М. Бахтина о специфическом познании художественного содержания как диалоге между автором и читателем; в наибольшей мере эта идея относится как раз к проблематике произведения .

В отличие от тематики проблематика является субъективной стороной художественного содержания, поэтому в ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир или, как писал Л.Н. Толстой, «самобытное нравственное отношение автора к предмету»*. Число тем, которые предоставляет писателю объективная действительность, поневоле ограничено, поэтому не редкость, когда произведения совершенно разных авторов написаны на одну и ту же или сходную тему. Но нет двух крупных писателей, произведения которых совпадали бы по своей проблематике . Своеобразие проблематики - своего рода визитная карточка автора. Так, практически не было поэта, который в своем творчестве обошел бы тему поэзии, но как по-разному звучит у разных поэтов проблематика , связанная с этой темой! Пушкин рассматривал поэзию как «служенье муз», поэта - как боговдохновенного пророка, подчеркивал величие поэта и его роль в деле национальной культуры. Лермонтов акцентировал гордое одиночество поэта в толпе, его непонятость и трагическую судьбу. Некрасов ставил вопрос о гражданственности поэтического творчества и общественной полезности деятельности поэта в «годину горя», резко выступая против теорий «чистого искусства». Для Блока поэзия была прежде всего истолковательницей и выразительницей мистических тайн бытия. Маяковский первым стал рассматривать поэзию как своего рода «производство», ставя вопрос «о месте поэта в рабочем строю». Как видим, при единстве темы проблематика у каждого из поэтов оказывается весьма индивидуальной и субъективной.

Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности. Во многих случаях произведения словесного искусства становятся многопроблемными, и эти проблемы далеко не всегда разрешаются в пределах произведения. А.П. Чехов справедливо писал, отдавая приоритет проблематике даже перед идеей: «Вы смешиваете два разных явления: решение вопроса и правильную постановку вопроса. Только второе обязательно для художника. В «Евгении Онегине» или «Анне Карениной» не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, потому что все вопросы поставлены в них правильно» (Письмо А.С. Суворину от 27 октября 1888 г.)*. Проблематика произведения дает читателю возможность размышлять и переживать, а это, в сущности, главное, ради чего мы обращаемся к художественной литературе.

Типы проблематики

Вопросы типологии художественной проблематики стали разрабатываться литературоведами довольно давно. Разграничение некоторых типов проблематики и их подробное описание мы можем найти в работах Гегеля, Шиллера, Белинского, Чернышевского и других эстетиков и литературоведов XVIII-XIX вв. Однако системной научной разработке эта проблема подверглась только в XX в. Одной из первых плодотворных попыток разграничить типы художественной проблематики была попытка М.М. Бахтина, который выделил романную и нероманную концепции действительности. В типологии М.М. Бахтина они различались прежде всего по тому, как подходит автор к пониманию и изображению человека*. Однако и та и другая группа оказывались внутренне неоднородными, что делало необходимым дальнейшую разработку типологии художественного содержания в направлении большей дифференциации типов. Дальше всех здесь пошел, вероятно, Г.Н. Поспелов, который выделил уже четыре типа проблематики : «мифологическую", «национально-историческую», «нравоописательную» (иначе - «этологическую») и романную (в терминологии Г.Н. Поспелова - «романическую»)**. Эта типология, правда, не свободна от существенных недостатков (неточности терминологии, излишняя социологизация, произвольное и неправомерное связывание типов проблематики с литературными жанрами), однако на нее уже вполне можно опереться, чтобы идти дальше.

Мифологическая проблематика

Мифологическая проблематика - это «фантастико-генетическое осмысление» «тех или иных явлений природы или культуры»*; объяснение, которое дает автор произведения возникновению тех или иных явлений. Так, например, автор «Метаморфоз» Овидий дает, опираясь на фольклорную легенду, объяснение, откуда и каким образом появился на земле цветок нарцисс - в него, оказывается, был превращен юноша по имени Нарцисс, не любивший никого, кроме самого себя.

Мифологическая проблематика была очень развита на ранних стадиях литературы, а также в долитературном творчестве - фольклоре. Конечно, многие современные писатели просто используют мифологические модели для воплощения совсем иной (чаще всего философской) проблематики (например, рассказ Л. Андреева «Иуда Искариот», роман Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесы Ж. Ануя), но и собственно мифотворчество актуально для литературы XX в. Прежде всего оно проявляется в таких важных для современного художественного мышления течениях, как научно-фантастическая литература и в особенности литература «фэнтези». Как пример научно-фантастического мифотворчества можно привести романы А. Кларка «Космическая одиссея 2001» и К. Саймака «Заповедник гоблинов». В первом из них дается фантастическое объяснение возникновению разумной жизни на Земле: зародиться ей помогли высокоразвитые космические пришельцы; во втором фантастически осмысляются поверья о гоблинах, троллях, феях и т.п.: оказывается, «нечистая сила» - это наиболее древние обитатели Земли, населявшие ее еще миллиарды лет назад и теперь постепенно вымирающие. Примером мифологической проблематики в литературе «фэнтези» с успехом может служить трилогия Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец».

Национальная проблематика

Следующий тип, выделенный Г.Н. Поспеловым, - проблемаитка национально-историческая. Создатели произведений , в которых воплощался этот тип проблематики , «интересовались в основном историческим становлением и судьбой целых народностей», «национальной судьбой».

Если учесть, что важнейшей проблемой в произведениях данного типа является проблема сущности национального характера - более глубинная, нежели проблема внешнего исторического бытия нации, народа, - то круг произведений, входящих в данный тип, придется существенно расширить. Наряду с национальными поэмами, отражающими складывание национальной государственности («Илиада» Гомера, «Слово о полку Игореве», «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели), с произведениями в новой литературе, вызванными к жизни моментами межгосударственных и внутринациональных конфликтов («Клеветникам России» Пушкина, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого, «Василий Теркин» Твардовского и др.). существуют и произведения, в которых проблемы национального характера, национальной самобытности (национального менталитета, как сказали бы сейчас) ставятся и решаются на совершенно «мирном», даже бытовом материале. К таким произведениям можно отнести стихотворение Тютчева «Умом Россию не понять…», цикл М.Е. Салтыкова-Щедрина «За рубежом», рассказы Лескова «Левша» и «Железная воля», рассказы Чехова «Глупый француз», «Дочь Альбиона», «Перекати-поле»; «Русские сказки» Горького, «Балладу о русской игрушке» и «Балладу о печерском Муромце» Е. Евтушенко и т.п. В этой связи представляется также уместным несколько изменить сам термин, предложенный Г.Н. Поспеловым, и говорить не о «национально-исторической», а просто о национальной проблематике .

Социокультурная проблематика

Следующим типом проблематики , выделение которого имеет принципиальное для всей системы значение, является в типология Г.Н. Поспелова нравоописательная, или этологическая проблематика . «"Этологическая" литература заключает в себе «…» осмысление гражданско-нравственного уклада социальной жизни, состояния общества в отдельных его слоев». Само выделение данного типа, безусловно, обоснованно и очень полезно для практики анализа.

Итак, специфический аспект действительности, осмысляемый в системе социокультурной проблематики , - устойчивые общественные отношения, условия и образ жизни той или иной части общества, сложившиеся в сфере массового, обыденного сознания мнения, привычки, организация быта и т.п. Основной признак социокультурной проблематики - акцент на устойчивые, сложившиеся, повторяющиеся черты бытия и сознания людей; здесь важна не динамика, а статика жизни. Второй существенный признак произведений с этой проблематикой - то, что в них осмысляются, как правило, такие свойства и качества, которые характерны для очень широкой группы людей, иначе говоря, осмысляется состояние среды, множества, а не индивидуальная неповторимость отдельной личности. Это не значит, впрочем, что здесь не могут появляться герои в той или иной мере исключительные, но исключительность их носит, так сказать, количественный характер: качества, присущие в принципе всем представителям данной среды, в характере героя возводятся в некую степень, гиперболизируются (таков, например, характер гоголевского Плюшкина, приобретающий временами гротескные очертания). Однако при этом герою никогда не свойственны такие качества, которых нет в массе, в людях той социальной среды, которую он представляет.

Социокультурный тип объединяет весьма широкую группу произведений , конкретная направленность проблематики в них может быть различной. Писатели могут акцентировать в своих произведениях политический момент («История одного города» Щедрина, сатирические стихотворения Катулла, высмеивающие тогдашних правителей Рима, ода «Вольность» Радищева и др.); моральное состояние общества (средневековый «Роман о Розе», повесть Чулкова «Пригожая повариха», цикл очерков Щедрина «Помпадуры и помпадурши»); собственно социальные отношения различных слоев общества («Волк и ягненок» Крылова, «Ревизор» Гоголя, "Мещанское счастье» Помяловского); черты повседневного быта и культуры («Мертвые души» Гоголя, «Мелочи архиерейской жизни» Лескова, романы Золя).

Романная проблематика

Наконец, четвертый тип проблематики , который Г.Н Поспелов называет «романической» и которую чаще называют романной, - это идейные интересы писателей к «"личностному" началу и в себе самих, и в окружающем их обществе». В том, что важнейшая проблема романного мышления есть проблема личности, сходятся практически все исследователи этого типа проблематики . Еще одной важнейшей чертой романной проблематики , отличающей ее прежде всего от проблематики социокультурной, является акцент не на статике, а на динамике, на различного рода изменениях - либо во внешнем положении человека, либо в его эмоциональном мире, либо в его «философии», точке зрения на действительность.

Два названных аспекта - интерес к личностному началу и акцент на динамике - наиболее общие, интегрирующие признаки романной проблематики . Однако широта этих признаков такова, что они позволяют объединить в один тип весьма несхожие между собой произведения - такие, например, как «Эфиопику» Гелиодора и «Преступление и наказание» Достоевского, «Тристан и Изольда» и «Мать» Горького и т.п. Тип романной проблематики оказывается, таким образом, гораздо более широким и расплывчатым в своем конкретном наполнении, чем любой другой из рассмотренных выше. А это и теоретически вызывает сомнения, и практически пользоваться такой типологией не очень удобно. Поэтому в сфере романной проблематики целесообразно и необходимо выделять самостоятельные типы (или подтипы, дело не в термине). Основанием для такого деления будет служить различие в специфике осмысления изображенной действительности, особый проблемный подход к ней.

Действительно, если взять общий для всего романного содержания проблемный интерес - интерес к личности, к личностному началу, - то легко можно заметить, что личность сама по себе, так сказать, многоаспектна и писатели могут подходить к ее осмыслению с нескольких принципиально различных сторон. Их произведения тогда будут, естественно, сильно разниться по своей проблематике . Отсюда необходимость и возможность дальнейшего типологического членения романной проблематики .

В истории литературы мы встречаемся по меньшей мере с двумя проблемными типами романного содержания. Исторически первым таким типом можно считать проблематику , в которой писатели делали основной акцент на динамике внешних изменений в судьбе и положении личности. Идейный интерес писателей сосредоточивался на том, какие превратности выпадают на долю человека, как благоприятные и неблагоприятные случайности стремительно меняют его положение и как сам человек «держится» в этом потоке несущих его событий. Произведения с такого рода проблематикой часто называют авантюрными романами; сохраняя термин, мы будем называть этот подтип романной проблематики «авантюрным».

Истоки такого типа романов мы находим еще в фольклоре на самых ранних стадиях развития искусства слова: так, «Одиссея» Гомера, представляющая собой литературную обработку фольклорных источников, может быть отнесена по своей проблематике именно к этому типу. В так называемой «мифологии» разных народов также встречаются, хотя и не часто, сюжеты, воплощающие этот тип проблематики ; наиболее известными примерами будут здесь, пожалуй, библейская легенда об Иосифе, проданном в рабство своими братьями, миф об Эдипе и его позднейшие интерпретации в древнегреческой трагедии, многие сюжеты «Тысячи и одной ночи» (в частности, знаменитые путешествия Синбада); наконец, многие русские «волшебные сказки», в которых герой «без роду без племени» отправляется искать счастья, попадает в различные переделки и в конце концов обычно получает в награду царскую дочь и становится царем. Во всех этих сюжетах, несомненно, присутствует важнейший признак романной проблематики - специфический интерес к личностному началу, поскольку героЙ здесь «освобожден» от фиксированного социального положения, от профессиональных, корпоративных и иных связей и выступает «сам по себе». К нему вполне применима характеристика, которую В.В. Кожинов дает Тилю Уленшпигелю - герою романа гораздо более позднего и , естественно, более развитого: «Это обыкновенный смертный, опирающийся только на самого себя, на возможности единичного человеческого тела и духа»* и , добавим, опирающийся еще на случай, на счастливый поворот объективной и не зависящей от человека судьбы. Спецификой романной проблематики ранних стадий было именно пристальное внимание к судьбе личности, к ее «доле», «року».

Философская проблематика

Романной проблематикой завершается типология Г.Н. Поспелова. Однако думается, что четыре выделенных им типа проблематики не могут исчерпать всего проблемного многообразия литературы. По крайней мере еще один тип необходимо вводить в классификацию. Я имею в виду произведения с так называемой философской проблематикой . Идейный интерес писателей в этом случае направлен на осмысление наиболее общих, универсальных закономерностей бытия общества и природы, как в онтологическом, так и в гносеологическом аспектах. Истоки этого типа опять-таки лежат довольно глубоко: мы находим их в притчах Ветхого и Нового завета, в «Сократических диалогах» Платона, в «Диалогах в царстве мертвых» Лукиана. Впоследствии этот тип, впрочем, нечасто появляется в литературе, но зато в XIX и особенноXX в. заметно активизируется. Здесь можно назвать такие произведения как «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «Пир во время чумы» Пушкина, «Изречение Мельхиседека» Батюшкова, «Природа - сфинкс…» Тютчева, некоторые «Стихотворения в прозе» Тургенева и О. Уайльда, «Слепых» Метерлинка, такие пьесы Шоу, как «Горько, но правда», «Простак с Нежданных островов», Брехта «Добрый человек из Сезуана» и многие другие произведения, написанные в основном в жанрах притчи, иносказания, «параболы», в том числе и значительную часть так называемой «научной фантастики», в частности, повести Р. Шекли или братьев Стругацких.

До сих пор проблематика этого рода не выделялась в самостоятельный тип, а причислялась к одному из уже существующих. Так, Г.Н. Поспелов относит подобные произведения к этологической группе, а М.М. Бахтин - к романной. Оба решения, по-видимому, неудачны, потому что существенно нарушают единство этологического или романного типов. В самом деле, философская коллизия (если автора интересует ее разрешение, а не изображение философских систем как таковых) вряд ли может рассматриваться как одна из разновидностей социокультурной проблематики . Здесь принципиально иная направленность писательских интересов: не уклад жизни той или иной социальной группы, а истина «в конечной инстанции». Поэтому можно смело говорить о принципиальных, типологических отличиях философской проблематики от социокультурной.

Что же касается романа, особенно в его идейно-нравственной разновидности, то здесь, по-видимому, точек соприкосновения больше - тот же поиск истины, «правда», концепции жизни выступают на первый план. Но есть и существенные отличия, касающиеся опять же наиболее принципиальных признаков романной проблематики . Первое состоит в том, что если идейно-нравственную проблематику интересует, может быть, не столько сама истина, сколько процесс личностного поиска истины, то философская проблематика берет те или иные точки зрения на мир практически безразлично к их носителям. Если для идейно-нравственной проблематики характерно личностное переживание человеком своей жизненной позиции, то философская проблематика «озабочена» прежде всего логической и фактической доказательностью своих итоговых выводов. Таким образом, основная проблема романного мышления - проблема личности - практически не ставится в философском типе проблематики ; если идейно-нравственная проблематика демонстрирует непосредственнейшую, теснейшую связь человека и «идеи», то философская связывает их лишь в конечном итоге, а иногда такая связь осуществляется и вовсе за пределами произведения - на уровне взаимосвязей «автор-произведение» и «произведение-читатель».

Из сказанного легко можно сделать вывод и о втором принципиальном отличии романной и философской проблематики : последнюю почти не интересует динамика, акцент делается на статике. Для идейно-нравственной проблематики важен процесс формирования и изменения идейно-нравственных основ человеческой личности, характера; философская проблематика занята установлением, «констатированием» существующих устойчивых закономерностей.

***********************

Проблематика многих конкретных произведений часто выступает в своем типологически чистом виде. Так, если мы говорим, что в мифе о Прометее проявляется мифологическая проблематика , в «Полтаве» Пушкина - национальная, в «Герое нашего времени» - идейно-нравственная, в «Истории одного города» Щедрина - социокультурная и т.д., то имеется в виду, что другие типы проблематики не играют в содержании этих произведений существенной роли. И таких произведений , в которых в относительной чистоте воплощается какой-то один тип проблематики , в литературе довольно много. Но часто встречаются и такие произведения, в которых сочетаются два, реже три или четыре проблемных типа. Так, идейно-нравственная и социокультурная проблематика сочетаются в романах Диккенса, Бальзака, в «Евгении Онегине» Пушкина, в драмах Островского, в «Господах Головлевых» Щедрина, в рассказах Чехова. Любопытное и не частое сочетание национальной и идейно-нравственной проблематики мы встречаем в поэме Пушкина «Медный всадник», в трилогии Симонова «Живые и мертвые». Национальная и авантюрная проблематика часто соединяются в романах В. Скотта. Наконец, существуют и произведения , в которых встречается сочетание трех или четырех типов проблематики : таковы эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», Шолохова «Тихий Дон», А.Н. Толстого «Хождение по мукам», P.M. дю Гара «Семья Тибо», в которых объединяются социокультурная, национальная и идейно-нравственная проблематика ; роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором к этим типам добавляется еще проблематика философская, и некоторые другие произведения.

Наличие в содержании произведения разных типов проблематики - один из моментов художественного своеобразия этого произведения . Однако при анализе следует иметь в виду, что не всегда разные типы проблематики существуют в произведении «на равных правах». Так, например, в повести Гоголя «Тарас Бульба» наряду с ведущим национальным типом существуют также романные аспекты проблематики , связанные с любовью Андрия к полячке. Они в определенной мере создают содержательное своеобразие повести и влияют на закономерности стилеобразования в ней. Но в общем художественном строении произведения эти аспекты занимают, бесспорно, подчиненное положение. С помощью романного конфликта подчеркивается острота конфликта национального, усиливается драматизм этой стороны содержания. Аналогичную вспомогательную роль играет социокультурный фон в идейно-нравственных романах Достоевского, романные аспекты в социокультурной по ведущему типу поэме Гоголя «Мертвые души» и т.п. Все это показывает, что анализ проблемного состава произведения , взаимодействия типов проблематики в системе одного художественного целого должен быть достаточно тонким и диалектичным.

**********************

Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)

Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий).

Художественное произведение представляет собой систему, центром которой является идейно-тематическое содержание. Тема текста(от древнегреческого thema — «то, что дано, положено в основу») — это понятие, указывающее, какой стороне жизни автор уделяет внимание в своём произведении, то есть предмет изображения. Чтобы сформулировать тему, надо ответить на вопрос: «О чём это произведение?». Очень часто тема произведения отражена в его заглавии. Например: «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Судьба человека» М.А. Шолохова.Иногда в одном и том же произведении автор отображает несколько взаимосвязанных между собой явлений, раскрывает несколько тем, тогда речь идёт о тематике произведения. Например, в романе М.А. Булгакова мы можем найти тему творчества, тему любви, тему милосердия, тему возмездия и т.д.; в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — тему преступления, тему социального неравенства, тему «униженных и оскорблённых», тему юридического и нравственного законов, тему сострадания, тему детства и др.; в пьесеА.С. Грибоедова «Горе от ума» — тему ума, тему счастья, тему общественно-политической жизни России начала XIX в. и т.д.Источником тематического разнообразия литературы является жизненный и читательский опыт автора. Известно, что А.Н. Островский вырос в купеческой среде, где имел возможность досконально изучить нравы и обычаи этого сословия; именно это обстоятельство определило тематику его пьес. А. И . Куприн освоил множество профессий, что позволило ему включить в творчество самые разные темы, осветить многие стороны жизни людей самых разных социальных групп: военных, рабочих, певцов, цирковых артистов, музыкантов и т.д. Литература — такой же богатый источник тем, как и реальная жизнь: речь идёт о «вечных темах» — природы, любви, дружбы, войны и мира, творчества и т.д. Кроме того, в истории литературы известны случаи, когда тема была подарена одним автором другому (например, Пушкин подарил Гоголю темы и сюжеты «Ревизора» и «Мёртвых душ»).В отличие от темы, проблема представляет собой не номинацию какого-либо явления жизни, а формулировку противоречия, связанного с этим жизненным явлением. Иначе говоря, проблема — это вопрос, на который автор пытается ответить в своём произведении, аспект, в котором рассматривается тема. Например, в пьесе «Горе от ума» поставлена проблема ума и счастья: что такое ум? как взаимосвязаны ум и способность человека стать счастливым? Произведения , посвящённые одной и той же теме, могут иметь разную проблематику .

Так, стихотворения М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова под общим названием — «Родина» — посвящены одной и той же теме, но в них представлены разные проблемы: лирический герой Лермонтова размышляет над вопросом, что для него вмещает понятие «родина»,какую родину он любит; некрасовский же герой отвечает на вопрос, за что он ненавидит свою малую родину. Справедливо и обратное утверждение: произведения, в которых поставлена одна и та же проблема, могут иметь разнотематическую направленность. Например, проблема нравственного выбора (как сделать правильный выбор? что предпочесть: личное благополучие или благо других людей? чем может обернуться малодушие, сделка с совестью? и т.п.) может быть представлена на разном жизненном материале: в произведениях, посвящённых военным событиям или частной жизни представителей разных эпох и сословий и т.д. («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Живи и помни» В.Г. Распутина, «Сотников» В. Быкова и др.).

Даже в относительно небольшом литературном произведении в рамках одной темы автором может быть поставлена не одна проблема, а совокупность, комплекс проблем, поэтому принято говорить о проблематике произведения . Чем крупнее произведение и разнообразней его тематика , тем шире круг поставленных автором проблем. Например, проблемы истинного и ложного патриотизма и героизма, нравственного выбора, истинной и ложной красоты, роли личности в истории, проблема семьи, долга и чести — вот далеко не полный спектр проблематики эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».В литературоведении выделяют историческую, национальную, социальную, философскую, нравственную, психологическую проблематику ; возможны и промежуточные типы: социально-нравственная, социально-философская, нравственно-психологическая и т.п.

В русской классической литературе XIX—XX вв. наиболее актуальными были проблемы: человек и нравственный закон, человек и среда, человек и общество, личность и судьба, личность и честь, герой времени, духовно-нравственные искания, смысложизненный поиск и др.Идея (от греческого слова «idea» — то, что видно) — главная мысль литературного произведения, авторская тенденция в раскрытии темы, ответ на поставленные в тексте вопросы — иначе говоря, то, ради чего произведение написано.М.Е. Салтыков-Щедрин назвал идею душой произведения. Идея всегда субъективна (т.к. несёт отпечаток личности автора, его эстетических и этических взглядов, симпатий и антипатий) и образна (т.е.выражается не рациональным путём, а через образы, пронизывает всё произведение). Идея не представлена в художественном тексте эксплицитно, то есть явно; чтобы её увидеть, понять, необходимо детально и глубоко проанализировать текст.

Если произведение литературы создано великим мастером, то оно будет отличаться богатством идейного содержания. При этом, по мнению критика Н.А. Добролюбова, «художественное произведение может быть выражением известной идеи не потому, что автор задался этой идеей, а потому, что автора его поразили такие факты действительности, из которых эта идея вытекает сама собой». Следует помнить, что не всегда идея, побудившая автора взяться за перо, полностью, без изменений реализуется в произведении художника. Как правило, существуют «ножницы» между замыслом и его воплощением. Автору, создавшему вымышленную реальность — художественный мир своего произведения , впоследствии приходится считаться с законами, по которым существует этот мир. Так, А.С. Пушкин был вынужден «выдать замуж» за генерала Татьяну Ларину, хотя и не подозревал, что его героиня способна сделать такой шаг. И .С. Тургенев не испытывал симпатий к нигилизму, более того — пытался показать его несостоятельность, но создал притягательный образ героя-нигилиста Базарова, возвышающийся над милыми сердцу писателя аристократами. Все эти примеры свидетельствуют, что истинный художник всегда следует художественной правде — правде искусства, логике характера, даже если это не вполне соответствует его мировоззрению.

Тема (гр. thema буквально значит нечто, положенное в основу) - это предмет познания. Тематика - это те явления жизни, которые отражены в произведении.

В древности полагали, что целостность литературного произведения определяется единством главного героя. Но еще Аристотель обратил внимание на ошибочность подобного взгляда, указав на то, что рассказы о Геркулесе остаются разными рассказами, хотя и посвящены одному лицу, а «Илиада», повествующая о многих героях, не перестает быть целостным произведением.

Целостный характер произведению придает не герой, а единство поставленной в нем проблемы, единство раскрываемой идеи.

Предметом изображения в произведениях худо­ж литературы могут быть самые различные явления человеческой жизни, жизни природы, животного и растительного мира, а также материальной культуры (здания, обстановка, виды городов и т. п.).

Но основным предметом познания в художествен­ной литературе являются харак­терные особенности человеческой жизни. Это социаль­ные характеры людей как в их внешних проявле­ниях, отношениях, деятельности, так и в их внутренней, душевной жизни.

Есин: Тема – «объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации, которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания».

Томашевский: «Единство значений отдельных элементов произведения. Она объединяет компоненты художественной конструкции».

Сюжет может быть одним и тем же, но тема различается. В массовой литературе сюжет тяготеет над темой. Жизнь очень часто становится объектом изображения.

Тема часто определяется литературными пристрастиями автора, принадлежностью его к определенной группировке.

Понятие внутренней темы – темы, сквозные для писателя, это то тематическое единство, которое объединяет все его произведения.

Тема является организующим началом произведения .

Проблема – это выделение какого-либо аспекта, акцент на нем, разрешающийся по мере развертывания произведения, - это идейное осмысление писателем тех социальных харак­теров, которые он изобразил в произведении. Писатель выделяет и усиливает те свойства, стороны, отношения изображаемых характеров, которые он считает наиболее существен­ными.

Проблематика в еще большей степени, чем тематика, зависит от миросозерцания автора. Поэтому жизнь одной и той же социальной среды может быть осознана различно писателями, имеющими разное идейное миро­созерцание.

Мольер в комедии «Тартюф», выведя в лице главного героя пройдоху и лицемера, обманывающего прямодушных и честных людей, изобразил все его мысли и действия как проявления этой основной отрицательной черты харак­тера. Имя Тартюфа стало нари­цательным обозначением лицемеров.

Идея – это то, что хочет сказать автор, зачем написано это произведение.

Именно благодаря выражению идеи в образах литератур­ные произведения так сильно действуют на мысли, чувства, волю читателей и слушателей, на весь их внутренний мир.

Выраженное в произведении отношение к жизни, или ее идейно-эмоциональная оценка, всегда зависит от осмыс­ления писателем изображаемых им характеров и вытекает из его мировоззрения.

Идея литературного произведения - это единство всех сторон его содержания; это образная, эмоциональная, обобщающая мысль писателя.

Читатель обычно искренне поддается иллюзии того, что все, изображенное в произ­ ведении, - это сама жизнь; он увлекается действиями, судьбами героев, переживает их радости, сочувствует их страданиям или же внутренне их порицает. При этом читатель часто сразу не осознает, какие существенные особенности воплощены в героях и во всем ходе изо­ бражаемых событий и какое значение имеют подробности их поступков и переживаний.

А ведь эти подробности создаются писателем для того, чтобы через них возвысить характеры одних героев в сознании читателя и снизить характеры других.

Только перечитывая произведения и раздумывая о них, читатель может прийти к осознанию того, какие общие свойства жизни воплощены в тех или других героях и как их осмысляет и оценивает писа­ тель. В этом ему часто помогает литературная критика.