Государство и право франции периода средневековья. Виды монархии, исторические формы их становления

Установление абсолютной монархии во Франции связано, главным образом, с именами кардинала Ришелье и короля Людовика XIV, нельзя сказать, что она была их творением. Они только достроили то здание, которое постепенно возводилось в течение нескольких столетий. Рост королевской власти во Франции самым тесным образом связан с постепенным территориальным и национальным объединением страны после Столетней войны. Причем объединение обособленных первоначально феодальных территорий в королевский домен способствовало естественным образом и сплочению национальному и то, и другое вместе способствовали упрочению королевской власти. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2 томах. Том 2. Учебник - 4 изд. - М.: Эксмо, 2007.С. 373

Исходным пунктом этого процесса во Франции, как и всюду, является возрождение римского права с сопутствующей ему идейной реставрацией неограниченной власти государя. С конца XVI века наступает новый подъем королевской власти. В своем сочинении "О республике" (1576 год) Жан Боден возвращается к римскому пониманию государства и власти. Сущность государства, по его представлению, заключается в верховной власти, которая обладает тремя главными атрибутами: постоянством, неограниченностью и единством. Она постоянна, потому что всякая временная власть не может быть верховной. Не верховная она, если ограничена какими-либо условиями. Она едина, значит, не может быть поделена, например, между монархом и народным представительством.

Другим существенным фактором процесса была постепенная победа принципа наследственности над принципом избирательности в порядке передачи королевской короны. Родоначальником первой царствующей династии во Франции стал Гуго Капет, избранный на престол в 987 году. Нужно заметить, что избиравшие его феодальные сеньоры отнюдь не собирались отказываться от права выбирать себе королей и впредь, но делать им этого больше не пришлось: королевская корона из избирательной превратилась в наследственную. Случилось это благодаря целой совокупности обстоятельств, из которых наиболее существенную роль играли:

  • 1. непрерывность мужской линии капетингской фамилии в течение трех с половиной столетий (987-1328 гг.);
  • 2. общая тенденция к наследственности всякого рода государственных должностей;
  • 3. дальновидная политика самих капетингских королей, которые искусно умели пользоваться обоими отмеченными обстоятельствами в целях упрочения положения своей династии. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2 томах. Том 2. Учебник - 4 изд. - М.: Эксмо, 2007.С. 463.

При наличии первых двух обстоятельств каждому из королей не стоило особенного труда склонить феодалов к "избранию" своего старшего сына на престол в качестве предполагаемого наследника. Вплоть до коронации Филиппа Августа монархи систематически заручались таким предварительным избранием. Начиная с Филиппа II Августа такая практика прекращается: она становится излишней формальностью. В силу длинного ряда прецедентов факт успел уже приобрести значение права.

К началу XVI века завершается территориальное собирание Франции и вместе с ним заканчивается государственно-правовой процесс дефеодализации королевской власти. Франциск I (годы правления 1515-1547) представляет собой уже государя в новом смысле. Он - государь Божьей милостью, управляющий государством посредством чиновников, командующий всеми вооружёнными силами королевства, держащий в своих руках верховную судебную и законодательную власть и не знающий никаких правовых ограничений своей власти. Не существует более никакой власти в государстве, которая могла бы конкурировать с короной. С этого момента абсолютизм представляет собой совершившийся факт. Сам парижский парламент, который столетие спустя сделается ярым антагонистом короны, провозгласил во всеуслышание неограниченность королевской власти в качестве одного из основных начал государственного строя Франции.

Свои идеи и представления о королевской власти Генрих IV активно проводил на практике. Не особенно щадил Генрих и муниципальные вольности городов, замещая при случае выборные городские должности по своему усмотрению. Нельзя сказать также, чтобы он относился с неизменным уважением к традиционной независимости суда, не отступая при случае перед личным вмешательством в дело правосудия, что, впрочем, не противоречило тогдашним правовым понятиям, по которым король был главным судьей в королевстве. Не особенно церемонился новый монарх и с вольностями церкви, назначая, где нужно, епископов по своему усмотрению, и не стесняясь каноническими правилами.

Внешняя торговля также не ускользает от внимания Генриха. Открытие Америки и морского пути в Индию разом широко раздвинуло рамки международной торговли. Заслуживает быть отмеченным тот факт, что при Генрихе IV Франция впервые становится колониальной державой. Первая колония, основанная при нем в Северной Америке (Канаде), получила название Новой Франции.

Генриха IV уже можно назвать абсолютным монархом. Но абсолютизм этот был слишком тесно связан с личностью самого монарха и с конкретными условиями исторического момента. Ему по-прежнему недоставало сколько-нибудь прочной организации: у королевской власти не было постоянных и послушных органов. Графский В.Г. История государственного строя Франции: Учеб. для вузов. - М.: Феникс, 2007.С. 104. Выполнение этой задачи во французской истории связано, главным образом, с двумя именами: кардинала Ришелье и короля Людовика XIV. Слабость монархической организации обнаружилась тотчас после смерти Генриха IV.

Феодальная знать в XVI-XVII веках представляла собой элемент хронического мятежа. Именно поэтому Ришелье, сокрушая дворянство как политическую силу, был далек от мысли подкапываться под его социально-экономическое положение как привилегированного сословия. Для кардинала Ришелье, у которого на первом плане стояли государственные интересы, заключавшиеся в водворении внутреннего порядка, важно было реформировать дворянство, поскольку оно являлось противогосударственной силой. Поэтому первым делом Ришелье после того, как он получил в 1524 году властное положение, было сломить господствовавший во дворянстве дух своеволия и приучить его к повиновению государственной власти. Последовал ряд суровых мер: нескольким мятежным магнатам пришлось сложить свои головы на плахе, другие были вынуждены доживать свой век в мрачных казематах Бастилии. Затем, в 1626 году по его инициативе вышел королевский эдикт, предписывавший "сравнять с землёй все укреплённые замки, не находящиеся вблизи границ". Снос замков имел значение не столько фактического, сколько символического сокрушения феодальной знати.

С утратой былого политического значения французское дворянство не теряет своего привилегированного положения в социально-экономическом отношении. Так, за дворянским сословием было сохранено право не платить королевской подати. Нетронутым остался и сеньориальный суд, приносивший феодалам материальные выгоды.

Таким образом, правительница Мария Медичи в качестве опекунши была ставленницей парламента. Но прошло немного времени, и Ришелье пишет членам этого представительного органа: "У вас нет иной власти, кроме той, которая вам дана королем". Парламенту было решительно поставлено на вид, что его полномочия исчерпываются вопросами правосудия. На этом основании парламенту от имени короля предписывалось все эдикты, касающиеся правительства и администрации, вписывать в свои реестры без дальнейших формальностей. C первой половины XVII века парламент, ставший фактически единственной преградой абсолютизму, был значительно ограничен в своих действиях.

Прежние учреждения сохранились, но одни из них утратили своё былое значение, не приобретя взамен нового, другие - не потеряв старого, приобрели настолько новое значение, что роль этих учреждений в государстве коренным образом изменилась. К первым относятся высшие коронные чины, генерал-губернаторы и финансовые присутствия, ко вторым - королевский совет, статс-секретари и местные интендантства с подчиненными им субделегатами. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 431-432.

Еще до Ришелье королевский совет начинает заслонять собой высшие коронные чины, которые из-за своей наследственности стали непригодны в качестве органов королевской власти. Поэтому все важнейшие законодательные и административные акты подготавливаются советом, и большая часть актов монаршей воли издается от имени "короля в своем совете". Там жеЭтот орган становится как бы воплощением высшей правительственной власти. Ришелье не внес никакой существенной перемены в это положение дела, он только сделал состав совета более послушным орудием королевской власти, сократив число его независимых членов, заседавших там в силу привилегии сана или по праву рождения, и увеличив количество советников по назначению короны. При Ришелье, который был не только первым, но, в сущности, и единственным министром в королевстве, статс-секретари стали в ближайшую зависимость от первого министра. Со смертью кардинала статс-секретари освободились от этой зависимости и из канцелярских чиновников превратились почти в министров. История статс-секретарей после Ришелье есть история беспрерывного роста их правительственного значения. При Людовике XIV статс-секретарей будут уже величать монсеньорами - титулом, остававшимся до тех пор исключительной привилегией принцев крови и высших коронных чинов.

Так быстро рос и развивался разветвленный бюрократический аппарат французского абсолютистского государства. Чиновники имели свои особые привилегии и до середины XVII века назывались "людьми мантии". Первоначально чиновничество в классовом отношении было однородным. Оно возникало в основном в городах и вербовало своих членов из среды городского патрициата и именитого купечества.

С учреждением главнокомандующих в провинциях и провинциальных интендантов было положено начало той административной централизации, которая составляет характерную черту абсолютной монархии Франции. И Ришелье может с полным основанием считаться истинным родоначальником этой централизации. Людовик XIV является в этом отношении, как, впрочем, и во многих других, лишь продолжателем дела, начатого первым министром Франции, кардиналом Ришелье.

С централизацией административной машины рука об руку идет ее бюрократизация. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2 томах. Том 2. Учебник - 4 изд. - М.: Эксмо, 2007.С. 356 После упразднения должности суперинтенданта в 1661 году должность генерал-контролера приобрела новое значение во многом благодаря личным качествам и характеру деятельности своего первого представителя - Жана Батиста Кольбера, бесспорно самой выдающейся личности из всех министров Людовика XIV. В деятельности Кольбера с 1661 года по 1683 год находит себе небывало широкое развитие та правительственная опека, первые отчетливые признаки которой наблюдались в царствование Генриха IV. Эта опека над всеми сторонами народного хозяйства вырабатывается при Кольбере в законченную и стройную систему.

Что касается парламентов, то им пришлось испытать на себе последствия своего участия в неудавшейся фронде: вопросы управления снова были изъяты из их ведения. С превращением интендантства в постоянное и общее для всей страны учреждение полномочия финансовых присутствий окончательно перешли к интендантствам. Наконец, относительно сословного представительства известно, что в последний раз Генеральные штаты были созваны в 1614-1615 годах, начиная с царствования Людовика XIV остатки сословного представительства продолжают жить лишь в провинциальных штатах Лангедока, Бретани, Прованса, Бургони и нескольких маленьких областей. Но и в отношении сохранившихся провинциальных штатов были приняты все меры к тому, чтобы они как можно меньше служили помехой для центральной власти и ее областных органов.

Городское и сельское местное самоуправление оставалось до Людовика XIV практически нетронутым. Новая политика правительства по отношению к городскому и сельскому самоуправлению является одним из первых образцов фискальной политики, ставшей впоследствии неизменным атрибутом французской монархии. Фискальность находила отражение и в росте налогового бремени, который далеко опережал рост платежных сил населения. Значительно увеличивается число прямых и косвенных налогов, объявляется денежный сбор даже с таких актов, как крещение, бракосочетание и погребение.

Несмотря на страшное увеличение налогового бремени, далеко опережающее прогресс народного хозяйства, возрастание государственных доходов все-таки не поспевало за быстро растущими расходами. Сумма долгов, которую Людовик завещал своему преемнику. По вычислениям статистика Ловассера, сумма эта составляла до 3,5 миллиардов лир, что в 20 раз превышало годовой бюджет государства. Закономерен вопрос - откуда такое возрастание долгов?

Причинами этого явления стали три фактора: быстрый рост административного аппарата, расходы на установление культа королевской власти, и, наконец, внешняя политика.

Со времени Людовика XIV французская монархия порывает с традициями, завещанными Генрихом IV и Ришелье, в глазах которых "хороший француз важнее хорошего католика", и делает решительный шаг назад, возвращаясь к изжившим себя традициям Филиппа II Испанского, чьим правнуком был Людовик XIV. В 1685 году вышел королевский указ, которым отменялся Нантский эдикт 1589 года, предоставлявший протестантам свободу вероисповедания. Король в качестве "старшего сына католической церкви" не желал более терпеть еретиков в своем государстве. Началась настоящая травля протестантов. Несмотря на запрещение, они целыми толпами бежали из страны. Естественно, что такая политика привела к упадку благосостояния страны. Людовик XIV, умирая, оставил своему наследнику разоренное королевство и такую брешь в государственных финансах, которую едва ли даже можно было заделать: общая сумма оставленного им государственного долга превышала в 20 раз валовой и в 25 чистый доход государства. Блестящее по видимости царствование было, вероятно, самым тяжелым из всех пережитых Францией. В нем ключ к пониманию неизбежности Великой французской буржуазной революции в 1789 году, положившей конец абсолютной монархии.

Государство и право Российской империи в период абсолютной монархии

В конце XVII в. в России формируется особая форма правления получившая название - абсолютная монархия или самодержавие .

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой вся полнота государственной власти юридически принадлежит всецело и неразделимо одному лицу - монарху, который формально никем и ничем не ограничен, полностью безответственен и никому не подконтролен. Юридическая неограниченность полномочий монарха создает иллюзию о надклассовости ее власти, но фактически вся власть находится в руках придворных и чиновников, направляющих деятельность самодержца в интересах господствующего класса - феодалов. Самодержец лишь представитель и защитник интересов этого класса. Абсолютная монархия последняя государственная форма диктатуры класса феодалов. В то же время абсолютная монархия является самостоятельно организованной политической силой и ее интересы не всегда совпадают с интересами господствующего класса полностью, особенности в части консерватизма последних.

Абсолютизм возникает в переходные эпохи, т.е. когда в недрах феодализма зарождаются буржуазные отношения. Эти эпохи характеризуются началом разложения средневековых феодальных сословий и резким усилением классовой борьбы.

Предпосылки:

Þ отсталость по сравнению с Западной Европой;

Þ удаленность от морей препятствовала развитию производительных сил и установлению связей с передовыми странами - Англией, Францией, Голландией;

Þ активный процесс разделения труда, рост внутренней и внешней торговли, товарного оборота;

Þ приспособление сельского хозяйства к рыночным отношениям. Сельхозпродукция и прежде всего хлеб, становится предметом экспорта;

Þ стремление к обогащению помещиков за счет увеличения оптовой продажи сельхозпродукции, а значит производства хлеба - влекло усиление эксплуатации крепостных;

Þ развитие товарного производства требовало развития эффективности хозяйства, а значит промышленности. Возникают полотняные, суконные и пр. фабрики, кожевенные заводы. Одновременно идет процесс развития тяжелой промышленности. Но на предприятиях использовался труд крепостных, что приводило к разорению их личных хозяйств, росту эксплуатации;

В итоге : в недрах феодализма закладываются основы буржуазных отношений, требующих свободной рабочей силы, свободы предпринимательства, поддержки государства и обеспечение законодательной базы, ориентации государства на поддержку новых классов, а главное ликвидации сословных привилегий.

Однако , монархия являлась выразителем интересов сословия феодалов и защищала их интересы. Чрезмерная эксплуатация вела к выступлениям населения и требовала ужесточения и укрепления внутреннего порядка. Во внешних отношениях развитие товарных отношений и буржуазии требовала расширения рынков сбыта и сырья, следствием чего стала активная внешняя политика, мощная оборона.



После смерти бездетного царя Федора Алексеевича обострилась борьба придворных группировок за власть. Претенденты: малолетний Петр - сын второй жены царя Натальи – по линии Нарышкиных (по линии матери) и слабоумный Иван, брат царя по линии Милославских (по мат.).

Сестра Ивана Софья воспользовавшись недовольством стрельцов притеснениями со стороны группировки, находившихся у власти Нарышкиных, в 1682 г. спровоцировала их выступление. В итоге - были убиты братья Натальи Нарышкиной (мать Петра), и их сторонники - в т.ч. кн. Долгорукий - глава Стрелецкого приказа, разгромлены Стрелецкий и Холопий приказы. Стрельцы потребовали расширения прав и привилегий. После удовлетворения требований стрельцы расправились с восставшими холопами и посадскими людьми.

Результат - на престоле оказалось два царя Иван и Петр. Фактическая же власть - у их сестры регентши Софьи (т.к. один слабоумный, второй - малолетний). На протяжении 7 лет Софья управляла совместно с кн. Голицыным.

В 1689 г. семнадцатилетний Петр женился, что означало его совершеннолетие и окончание регентства. Софья, не получив поддержки бояр и дворян в стремлении венчаться на престол, попыталась спровоцировать новое восстание с целью ликвидации претендента на престол - Петра и его сторонников. Вовремя предупрежденный Петр успел укрыться в Троице - Сергеевском монастыре. За ним последовали "потешные" войска (Преображенский и Семёновский полки), оставшийся верным стрелецкий полк, патриарх, верные бояре и дворянские полки. Софья, со стрельцами двинулась к Петру "с повинной" пытаясь достичь компромисса, но была схвачена, заточена в Новодевичий монастырь, а ее сторонники казнены, поддерживавшие регентшу стрельцы - высланы из Москвы в иные города. Власть полностью перешла в руки Петра (но до 1696 г., официально его соправителем оставался Иван, который не вмешивался в управление государством до смерти).

Общественный строй (не повторяя курса общей истории)

Дворянство. Петр I ликвидировал деление господствующего класса на группы. Было образовано одно сословие - дворянство с равными правами и обязанностями.

Законодательные акты определявшие положение дворянства: Указ "О единонаследии" (1714), "Табель о рангах" (1722), Манифест "О даровании вольности и свободы всему российском дворянству" (1762), Жалованная грамота Екатерины II дворянству (1785). По указу "О единонаследии" - любые земельные владения дворян, не зависимо от формы приобретения, получили единый статус и назывались недвижимым имуществом. С 1731 г. недвижимое имущество подлежало разделу между всеми сыновьями, а не передавалось одному как прежде.

По "Табели о рангах" все должности в армии, флоте и гражданской службе делились на 14 рангов. На продвижение в должности знатность не влияла. Все дворяне должны были начинать службу с низших чинов. «Табель о рангах" позволял талантливым представителям нижних сословий продвигаться по службе и получать дворянство, сначала личное, потом - потомственное. Петр I ввел обязательную службу для всех дворян с 15 летнего возраста до старости. Не более 1/3 сыновей дворянской семьи могло находиться на гражданской службе (с 1730 г. - служба с 20 лет на срок 25 лет). Только в 1762 г. Петр III издал манифест "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" по которому дворяне освобождались от обязательной воинской и гражданской службы.

Только при Екатерине II окончательно были окончательно сформулированы все права и привилегии дворянства в "Жалованной грамоте":

§ освобождение от обязательной службы, от податей, повинностей, от телесных наказаний.

§ дворянские звания передавались жене и детям.

§ пользовались имущественной и личной неприкосновенностью.

§ пользовались правом на сословный суд. Лишить дворянства и имущества мог только суд с утверждением решения царем.

§ имели право владеть недвижимостью, крепостными, заниматься торговлей, открывать фабрики и заводы.

§ получили право на самоуправление (дворянские собрания).

Численность дворян в России выросла за счет присвоения званий отличившимся представителям иных сословий и распространения "Жалованной грамоты" на дворянство присоединенных территорий (например, Украины, Крыма и пр.).

Духовенство. До XVIII в. православная церковь обладала серьезным политическим и экономическим влиянием. Владела большим количеством земли и 1/5 крепостных.

Реакционная роль церкви заключалась в доктрине о независимости церкви от государства. Кроме того церковь оказала сопротивление реформам Петра I и поддержка царевича Алексея во время беспорядков.

В ответ Петром 1 принимаются меры по ограничению влияния духовенства:

§ после смерти патриарха Адриана, Петр I не назначил нового патриарха, а учредил должность "блюстителя патриаршего престола";

§ установлен контроль государства за церковными доходами и расходами, ввел запрет на возведение новых зданий, монастырей и пр.;

§ в 1701 г. церковные земли изъяты и переданы светской власти;

§ в 1720 г. управление церковными землями передано церковному учреждению Синоду (под контролем обер-прокурора), но доходы от имущества поступали в государственную казну;

§ низшее духовенство (настоятели приходов, дьяконы и дьячки) подлежали воинской службе и несли иные государственные повинности;

§ в 1762 г. Петр III издал указ о передаче церковных земель из ведения Синода - царскому правительству;

§ в 1764 г. Екатерина II – издала Указ о секуляризации церковных и монастырских земель, (за исключением небольших участков для монастырей, но без крепостных).

В итоге: была подорвана экономическая база, а значит и политическое влияние церкви. Она была полностью поставлена на службу государству, как составная часть идеологического аппарата.

Крестьяне . Самая многочисленная, но наиболее бесправная часть населения. С целью упорядочения сбора податей, в 1718 г. была проведена подушная перепись населения и введена подать не с двора (как раньше), а с мужской души. В результате переписи, в число крепостных попали еще сохранявшие свободу люди: незаконнорожденные, дети приходского духовенства, не занимавшие церковных должностей и пр.

В период правления Екатерины II и Павла I царское правительство раздало помещикам свыше миллиона черносошных крестьян, что ухудшило положение последних. Число крепостных возросло за счет распространения действия законов России на вновь присоединенные регионы Украины, Крыма и Средней Азии.

К XVIII в сложилось 6 разрядов крестьян:

1. Государственные крестьяне, принадлежавшие царю;

2. Дворцовые (с 1797 г. удельные) крестьяне, закрепленные и обслуживающие дворцовое хозяйство;

3. Церковные и монастырские (после секуляризации земель - экономические ) крестьяне (с 1786 г. были уравнены в правах с государственными);

4. Посессионные крестьяне купленные фабрикантами и заводчиками и приписанные к предприятиям. Допускалась их продажа вместе с заводом и использовать только на заводских работах;

5. Однодворцы - потомки служилых людей расселенные на окраинах России, драгун, пушкарей и пр., которые при реформах Петра I не получили дворянства. Они платили подушную подать, но в правовом отношении не отличались от государственных крестьян;

6. Помещичьи крестьяне (основная масса). Их положение было наиболее бесправным. Помещик мог распоряжаться своими крестьянами: продавать, дарить, закладывать, завещать и пр. Эксплуатация выражалась в форме оброков и барщины которые устанавливались помещиками (например, продолжительность барщины составляла 3-4, а иногда и до 6 дней в неделю). Помещик имел право использовать их в домашнем хозяйстве, делить между ними землю, разрешать споры, переселять, женить и выдавать замуж, судить и наказывать, а с 1760 г. - даже ссылать в Сибирь, с 1765 г. - на каторжные работы или сдавать в рекруты. Все их имущество также было собственностью помещика.

Холопы. Положение холопов, которые в начале XVIII в. не платили податей государству и не несли повинностей, было изменено в 1720 г. Согласно закону холопы платили подати наравне с крепостными. В итоге - различия между этими категориями стерлись.

Мещане. По "Регламенту главному магистрату" 1721 г. горожане делились на 2 категории: регулярных (постоянно живущих) и нерегулярных (временно живущих в городе). Регулярные делились на две гильдии: 1 - банкиры, крупные купцы, врачи, аптекари, художники; 2 - мелкие торговцы и ремесленники. Гильдии пользовались самоуправлением: сходы - обсуждали насущные вопросы, устанавливали размеры денежных сборов, избирали должностных лиц - гильдейского старосту и его товарищей. Одновременно, ремесленники делились на цехи во главе с выборными альдермантами. К нерегулярным гражданам относились "подлые люди" - чернорабочие, слуги, лишенные права участвовать в самоуправлении.

В 1785 г. Екатерина II издала "Жалованную грамоту городам" регулировавшую правовое положение городского населения. Горожане теперь делились на 6 разрядов:

1. Лица которые имели в городе недвижимость - дом, строение, землю;

2. Купцы, которые делились на 3гильдии (от размера капитала);

3. Ремесленники объединенные по цехам с выборными старостами и двумя товарищами. Все вместе они избирали ремесленного голову.

4. Иногородние и иностранцы;

5. Именитые граждане: зарождающаяся буржуазия (владели капиталом не менее 50 т. руб.): банкиры, оптовики, судовладельцы, ученые, художники;

6. Посадские люди: мелкие собственники.

Мещане не имели права владеть землей (за исключением владельцев заводов и фабрик). Именитые граждане и купцы имели почетные грамоты, освобождавшие их от уплаты подушной подати и рекрутчины. Вместо подати они вносили процент с капитала, а вместо рекрутской повинности - 500руб. с рекрута. Освобождались от телесных наказаний. Основная масса населения платила подати, несла рекрутскую, постойную, дорожную, мостовую и иные повинности. К ним применялись телесные наказания. Из их среды могли избираться должностные лица городского самоуправления.

Государственный строй (выше дано определение абсолютной монархии)

Высшие органы власти и государственного управления :

Императорская власть . После Северной войны в 1721 г. Сенат и Синод присвоили Петру I титул императора (имеющий международное значение). Императорская власть никем и ничем не ограничена. Он обладал высшей административной, законодательной, судебной и церковной властью. Абсолютизм получил законодательное оформление в толковании к 20 артикулу Воинского Устава и в Духовном регламенте. 05.02.1722 г. был издан Указ о наследии престола - император теперь сам назначал наследника престола.

Сенат. При Петре I был создан Сенат, который в отличие от боярской Думы являлся бюрократическим учреждением. Его члены были подотчетны царю. Указом от 2.03.1711 г. определялись задачи Сената: осуществление судебных и административных функций. Первоначально Сенат являлся временным учреждением, но с 1722 г. превратился в постоянно действующий государственный орган управления. Контроль за деятельностью Сената осуществлял генерал-прокурор. Последнему подчинялась непосредственно канцелярия Сената и система фискалов (во главе с обер-фискалом), призванная "тайно наблюдать государственный интерес". Связь Сената с губерниями осуществлялась через губернских комиссаров (по 2 на губернию).

К 1719 г. окончилась реорганизация центральных органов управления. Вместо многочисленных приказов были образованы коллегии управлявшие отдельными отраслями хозяйственной и общественной жизни . В 1720 г. был издан Генеральный регламент, установивший общие положения коллегиального управления и порядок делопроизводства.

Заняв престол после предшественников, Екатерина II с целью ослабления влияния Сената приступила к его реформе. Она разделила его на 6 департаментов и сократила права членов сената. В прямом подчинении императрицы находились генерал-прокурор и главный директор полиции .

Сенат объединял деятельность 6 коллегий (иностранных дел, военной, административной, коммерции, медицинской, экономической), почтового департамента, 4 экспедиций (тайной, межевой, государственных доходов и горных дел) и 2 контор. Ему же подчинялся и Синод. Павел I превратил Сенат в высшее судебное учреждение, лишив его административных функций.

Верховный Тайный Совет . Учрежден Екатериной II в 1726 г. Состоял из 6-8 приближенных императрицы во главе с гр. Меньшиковым. Решал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Без его согласия императрица не могла издавать основные законы. Ему был подчинен Сенат и Синод. Должность генерал-прокурора упразднялась. Роль Тайного Совета увеличилась после смерти императрицы, когда до совершеннолетия Петра II он фактически управлял государством. После смерти Петра II Тайный Совет пригласил на престол Анну Иоановну при условии подписания кондиций (условий правления Россией). Анна Иоановна условия подписала, но в 1730 г. их аннулировала, восстановив самодержавие.

Кабинет министров . Учрежден в 1731 г. из 3 министров во главе с Бироном. В 1741 г. Елизавета Петровна упразднила кабинет восстановив полномочия Сената, но уже в 1756 г. учредила совещательный орган "Конференцию при высочайшем дворе", который рассматривал вопросывнешней политики и строительства вооруженных сил. После смерти Елизаветы создавались различные совещательные органы при императорах.

Коллегии. Петром I вместо приказов учреждены коллегии, функции которых были более тщательно регламентированы и систематизированы. Всего создано 12 коллегий:

§ "первейшие государственные коллегии" - воинская (набор, вооружение, снабжение армии), Адмиралтейская (строительство, вооружение снабжение ВМС), Коллегия иностранных дел;

§ финансовые - камер-коллегия (государственные доходы), штатс-коллегия (расходы), ревизион-коллегия (контрольные функци);

§ торгово-промышленные - Берг-коллегия (горная и металлургическая промышленность), Мнуфактур-коллегия (крупная промышленность кроме горной и металлург.), комерц-коллегия (торговля в первую очередь внешняя);

§ Юстиц-коллегия - высший судебный и апелляционный орган.

§ Вотчинная коллегия – ведала дворянским землевладением и разрешением земельных споров.

§ Коллегия духовных дел – ведала церковными делами. Позже - преобразована в Синод.

Коллегии имели единую структуру:

Присутствие и канцелярию


Назначались царем ð президент, вице-президент. Секретарь, нотариус, перевод-

4-5 советников. чик, актуариус, копиисты, регис-

Назначались Сенатомð 4 асессора траторы, канцеляристы.

При каждой коллегии состоял фискал, позже - прокурор (осуществлял контроль). Заседания присутствия были ежедневные, решения принимались путем голосования.

Местные органы управления .


Становление и развитие абсолютной монархии. XV в. в истории Англии ознаменовались ослаблением королевской власти и усилением явлений децентрализации. Старое дворянство, терявшее свои экономические позиции, стремилось отстоять свою политическую самостоятельность, препятствуя дальнейшей централизации страны. Крупные бароны, имевшие значительный политический вес на местах, подчинили своему контролю не только местное управление, но и, оказывая влияние на выборы в парламент, заполнили нижнюю палату своими ставленниками. На протяжении всего XV в. баронская аристократия вершила судьбы

страны, ввергая ее в феодальные распри и династические войны. В 1399 г. по инициативе баронов северных графств был низложен последний король из династии Плантагенетов. Воцарение новой династии - династии Ланкастеров не исправило положения. В 1455 г. началась феодальная междоусобица, поводом к которой послужил династический спор между правившей династией Ланкастеров и родственниками королевского дома, крупнейшими землевладельцами Англии герцогами Йоркскими. Война, получившая название войны Алой и Белой розы, продолжалась до 1585 г. и закончилась возведением на престол Генриха VII Тюдора представителя младшей ветви Ланкастерского дома.
На протяжении более, чем векового правления Тюдоров (1485-1603 гг.) в Англии сложилась и достигла расцвета новая форма правления - абсолютная монархия.
Начало процесса укрепления центральной власти положил основатель династии - Генрих VII (1485-1509 гг.). Он подавил несколько мятежей знати, распустил феодальные дружины, конфисковал земли непокорных баронов, уничтожил аристократические кланы тех, кто по праву крови мог претендовать на английский престол. Уже в период его правления английский парламент стал послушным орудием королевской власти, с помощью которого король проводил свои основные решения. Это стало возможным в результате политики лавирования между интересами различных социальных групп.
Политику Генриха VII продолжил его сын - Генрих VIII (1509-1547 гг.), в период правления которого абсолютизм в Англии приобрел сложившиеся формы. Отличаясь властным и даже деспотичным характером, Генрих VIII практически добился подчинения парламента королю, преобразовал государственную административную систему, провел церковную реформу, в результате которой главой церкви в Англии стал король. В 1539 г. он добился от парламента признания за королевскими указами - ордонансами- равной юридической силы с парламентскими статутами. Центральным административным органом королевства стал Тайный совет короля, которому была передана исполнительная власть в государстве. Стремясь распространить королевскую власть не только на светские, но и на церковные дела, он провел в Англии церковную реформу, в результате которой английская церковь вышла из под власти римского папы. Поводом к ней послужил отказ папы Климента VII признать развод Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской. В ответ на это под давлением короля английский парламент принял «Акт о супрема- тит (1534 г.), в котором папская власть в Англии отменялась и главою церкви провозглашался английский король. Парламентскими актами 1535-1539 гг. в Англии были закрыты все монасты- 176
ри и предписана секуляризация церковных земель. Конфискация монастырских земель и имущества значительно укрепила экономическое могущество королевской власти.
Пользуясь правами главы церкви, Генрих VIII провел преобразования и самого вероучения, которые привели к появлению особого вероисповедания - англиканства, представляющего собой смесь католицизма и протестантизма. Окончательно основы англиканской догматики и обрядности в целом оформились в период правления его сына - Эдуарда IV (1547-1553 гг.). В результате такой реформации англиканская церковь сохранила католическую обрядность и духовную иерархию, хотя главой церкви стал английский король. В ее доктрине католическое учение о спасающей силе церкви сочеталось с протестантским учением о спасении личной верой и о значении Священного писания как основы вероучения. Церковная реформа Генриха VIII, с одной стороны, усилила и обогатила королевскую власть в Англии, а с другой - создала оппозицию как со стороны английских католиков, так и со стороны английских и шотландских протестантов.
Наивысшего расцвета английский абсолютизм достиг в период правления Елизаветы I Тюдор (1558-1603 гг.), которая довела до совершенства политику лавирования между старым дворянством и буржуазно-дворянским лагерем джентри и городских буржуазных элементов. Однако уже в конце ее правления стали наблюдаться зачатки кризиса абсолютизма. Набиравшие экономическую силу буржуазные элементы активно стремились к перераспределению власти в свою пользу.
Нарастание кризиса абсолютизма связано с правлением первых королей из династии Стюартов, воцарившихся после смерти бездетной Елизаветы I. Пытаясь противодействовать набравшей силу оппозиции, представители этой династии - короли Яков I (1603-1625 гг.) и Карл I (1625-1649 гг.) проявили стремление установить в Англии порядки, присущие абсолютным монархиям континентальной Европы. Так Яков I ознаменовал свое восхождение на трон декларацией, названной им «Истинный закон свободной монархии», где объявил, что «король является верховным властителем над всей страною точно так же, как он является господином над всяким лицом, которое в ней обитает, имея право жизни и смерти над каждым из обитателей». Здесь же было заявлено, что король «выше закона» и «ввиду этого общие законы, выработанные публично в парламенте, по известным королю соображениям в силу его власти могут быть смягчены и приостановлены по причинам ему только известным». Стремлением утвердить в Англии принципы неограниченной и бесконтрольной королевской власти Яков I настроил против себя парламент. Уже первый парламент, созванный в его правление, указал на заблуж-

дения короля, полагавшего, будто «привилегии палаты общин основаны на доброй воле короля, а не на исконных ее правах». Парламентская оппозиция постоянно отказывала королю в достаточном финансировании его начинаний, что вынуждало Якова I искать новые источники пополнения казны. Взяв курс на полное упразднение власти парламента, он, не дожидаясь решения парламента, ввел новые повышенные пошлины, начал торговать землями из королевского домена, дворянскими титулами и патентами на промышленные и торговые монополии.
Политику Якова I продолжил его сын и преемник Карл I. В 1629 г. он вообще распустил парламент. Беспарламентское правление Карла I ознаменовалось нарушением основных английских законов в податном и судебном о1,ношениях. Им была введена новая - корабельная подать, активно заработали чрезвычайные суды по политическим и церковным делам - Высокая комиссия и Звездная палата. Репрессивные мероприятия короля только обострили политическую ситуацию и в конечном итоге привели Англию к революции.
Общественный строй. Изменения, происходившие в экономике, не могли не отражаться на социальной структуре населения. Прежде всего менялся облик английского дворянства. В результате междоусобной феодальной войны (1455-1485 гг.), значительная часть феодальной аристократии была истреблена. Поднялось значение нового дворянства - джентри, ряды которого пополнялись за счет городской буржуазии (ростовщиков, купцов) и разбогатевшего крестьянства, покупавших рыцарский патент и переходивших в сословие дворян. Пытаясь увеличить свои доходы, джентри активно развивали новые капиталистические формы хозяйствования в деревне. В своих поместьях они перешли к товарному производству, разводили овец, торговали шерстью и другими продуктами. Помимо эксплуатации крестьян-держателей они активно использовали труд наемных сельскохозяйственных рабочих, приносивший огромный доход.
Существенные изменения произошли и в составе крестьянского населения. Деление на фригольдеров, превратившихся в собственников земли, и копигольдеров - лично свободных, но поземельно зависимых, сохранялось. Но из числа состоятельных собственников выделилась прослойка йоменов - разбогатевших крестьян, порой пополнявших ряды нового дворянства. В то же время продолжала отслаиваться и группа малоземельных крестьян - коттеров (или коттеджеров), живших в страшной бедности и имевших лишь небольшой приусадебный участок земли и хижину (коттедж). Стремление нового дворянства увеличить производство шерсти порой приводило к расширению скотоводческих пастбищ за счет крестьянских земель. Огораживая пастбища, джентри 178
насильственно сгоняли крестьян с земли, уничтожая целые деревни и вынуждая крестьян превращаться в сельскохозяйственных рабочих. Все это приводило к тому, что английская деревня ранее города становилась базой для развития капиталистических отношений.
Возросшее значение нового дворянства и зарождавшихся буржуазных элементов, заинтересованных в целостности страны и развитии национального рынка, приводило к усилению королевской власти как опоры стабильности в стране. Таким образом, предпосылки абсолютизма коренились прежде всего в социально- экономических переменах, вызванных зарождением и развитием буржуазных отношений.
Государственный строй. По форме правления Англия XV в. - первой половины XVI в. являлась абсолютной монархией. Центральными органами власти и управления были король, Тайный совет и парламент.
Король сосредотачивал в своих руках всю реальную власть, являясь одновременно главой государства и англиканской церкви. Он созывал и распускал парламент, имел право без участия парламента издавать законодательные акты - ордонансы- и налагать вето на любой парламентский акт; назначал на высшие государственные должности; являлся верховным судьей и главнокомандующим вооруженных сил. Однако, в силу островного положения военную мощь страны составлял только сильный флот. Регулярной армии, на которую могла бы опереться королевская власть, в Англии не было. Королевская гвардия, созданная Генрихом VIII, насчитывала не более двухсот человек. В случае необходимости предполагался созыв войск местного ополчения, предназначенных для защиты страны, на содержание которых власть не тратила ни пенса.
В период абсолютизма важное значение приобрел Тайный совет короля - постоянно действующий исполнительный орган королевства. Он был немногочисленным и четко определенного состава не имел. Как правило, в него входили высшие сановники государства: королевский секретарь, лорд-канцлер, казначей и др. В своих действиях Тайный совет подчинялся исключительно королю. Компетенция его являлась довольно обширной, но законодательно неопределенной. Совет участвовал в составлении королевских указов, управлял английскими колониями, занимался вопросами внешней торговли, выполнял некоторые судебные функции и др.
Парламент как орган сословного представительства сохранил важную роль и в период абсолютизма. Структура его не изменилась. По-прежнему он состоял из двух палат - палаты лордов и палаты общин, социальный состав которых претерпел некоторые
изменения. В результате феодальной войны 1455-1485 гг. и преследований сепаратистов первыми королями из династии Тюдоров численность баронской аристократии значительно сократилась. Титул лорда теперь можно было получить за выдающиеся заслуги перед короной. В связи с этим в верхнюю палату порой попадали лица, не являвшиеся представителями родовой аристократии. Возможность купить дворянский титул (рыцарский патент) изменила и социальный состав нижней палаты, основу которой составили новое дворянство и зарождавшаяся буржуазия. Главная же прерогатива парламента - решение вопросов, связанных с налогообложением, сохранилась и в период абсолютной монархии.
Огромную роль в укреплении абсолютизма сыграла несколько преобразованная судебная система. Наряду с традиционными судами общего права появились так называемые суды справедливости (суд канцлера, суд адмиралтейства), решавшие дела, которые не могли быть рассмотрены судами общего права из-за отсутствия в них соответствующих правовых норм. Такие дела возникали на почве развивающегося мореплавания и морской торговли. Первоначально их разбирал сам король «из милости», а когда количество дел выросло, рассмотрение их было поручено канцлеру. При решении дел канцлер руководствовался не только принципами справедливости и доброй совести, но и нормами римского частного права.
Вопреки традиционной судебной системе в период абсолютизма были созданы чрезвычайные суды - Звездная палата и Высокая комиссия. Звездная палата, возникшая еще в период правления Генриха VII, для наблюдения за соблюдением статутов о роспуске вооруженных дружин знати, впоследствии превратилась в суд короля по делам политической измены. Высокая комиссия являлась верховным церковным судом, решавшим вопросы, связанные с вероотступничеством от англиканства.
Система местных органов управления изменилась мало. По- прежнему органы местного самоуправления избирались населением. Однако и здесь власть короля была усилена. Учреждалась должность лорда-лейтенанта, который назначался королем в каждое графство для руководства местным ополчением, а также контроля за деятельностью мировых судей и полиции.
Таким образом, в XV в. - первой половине XVI в. в Англии возникла и получила развитие абсолютная форма монархии. Английский абсолютизм имел ряд специфических черт, отличавших его от абсолютизма классического образца. Во-первых, несмотря на усиление королевской власти в Англии продолжал функционировать парламент, сохранивший свои основные прерогативы. Во- вторых, были сохранены выборные органы местного самоуправ- 180

ления. В-третьих, королевская власть не располагала развитым аппаратом чиновников и не имела в своем распоряжении постоянной армии. В совокупности особенности английского абсолютизма определили его незавершенный характер.

Во второй половине XV - начале XVI в. во Франции начинает складываться новая политическая система - абсолютная монархия, пришедшая на смену сословно-представительной. Абсолютизм стал новым этапом централизации страны, административной унификации и усиления королевской власти. Основой усиления королевской власти в этот период было разрушение политической организации средневековых сословий, вызванное зарождением и развитием раннекапиталистических отношений.

Главой государства был король. В его руках были сосредоточены все важнейшие нити государственного управления. Власть осуществлялась посредством королевского совета. Формально король не был связан мнением совета, реально же решения монарха обычно выражали коллективную волю совета. В XVI в. господствовал принцип свободного комплектования совета королём. Однако, следуя традиции, король приглашал своих «прирождённых советников» (принцев крови, кардиналов, главнокомандующего - коннетабля, главу гражданского ведомства - канцлера). В совет также входили высокопоставленные юристы и финансисты, хотя стояли они неизмеримо ниже знати на социальной лестнице. Усложнение задач государственного управления привело к расширению совета. Он превратился к XVII в. в сложную систему секций. Главным элементом королевского совета конца XVI - первой половины XVII в. был деловой совет, где в присутствии короля обсуждались наиболее важные государственные дела. Все советники фактически назначались королём. Социальный состав королевского совета стал изменяться при Генрихе IV: с конца XVI в. в совете утверждается почти монопольное господство высшего гражданского чиновничества (робенов), вытеснившего знать и прелатов, которые доминировали в нём ещё при последних Валуа. Социальное возвышение чиновничества способствовало усилению королевской власти.

Совет работал в тесном взаимодействии с руководителями основных ведомств, уже в XVII в. называвшихся министрами (канцлером, главой финансового ведомства, сюринтендантом и статс-секретарями). При Ришелье появились зачатки морского министерства, а сам он в 1628 г. получил должность сюринтенданта навигации и торговли. Система министерств сменила средневековую организацию высших коронных чинов, пожизненно назначавшихся, как правило, из высшей знати. Министры, напротив, почти все происходили из ро- бенов и сменялись королём. Посты коннетабля (верховный главнокомандующий) и адмирала Франции были фактически упразднены в 1627 и 1628 гг. Развитие министерств явилось важнейшим аспектом бюрократизации государственного управления. Король управлял теперь с помощью постоянного, назначаемого им высокопоставленного гражданского чиновничества, знать была отстранена от непосредственной политической власти.

Для реализации принятых решений в распоряжении короля имелось несколько типов учреждений, главными из которых были институт губернаторов и чиновные корпорации.

Институт губернаторов сложился к началу XVI в. В крупные провинции назначались обычно представители высшей знати. Провинциальные губернаторы рассматривались как полномочные представители короля в своих областях и обладали весьма широкой компетенцией, будучи также военной властью. Используя своё влияние в правительстве, губернаторы способствовали карьере при дворе, в армии, в аппарате массе провинциальных дворян и чиновников, влияли на распределение пенсий и титулов, решение судебных процессов. Правительство стало рассылать в провинции своих чрезвычайных представителей, профессиональных юристов и финансистов, которые оказывали губернаторам в качестве членов их советов необходимую специализированную помощь в вопросах управления.

Однако губернаторам не всегда удавалось добиться полновластия в провинциях. Соперниками губернаторов выступали королевские трибуналы (суды) и в первую очередь парламенты - своеобразные чиновные корпорации. Это были судебные органы, которые имели самые широкие общеадминистративные функции, в частности надзор за муниципальным управлением. Все они являлись коллегиальными органами, где дела обсуждались и решались голосованием.

Высшее звено составляли верховные суды, самым влиятельным из которых был Парижский парламент. Ниже верховных судов стояли бальяжи (на юге - сенешальства).

Специфической чертой французского абсолютизма была почти всеобщая продажа должностей. Благодаря этому государственный аппарат обладал определённой независимостью от правительства.

Особое место в политической системе абсолютизма занимала финансовая система. Наиболее традиционным видом доходов были поступления с королевского домена. В целом же основы налогообложения оформились во Франции в XV в., когда стали постоянными прямой (талья) и косвенные налоги (эд и габель). В разных провинциях они взимались по-разному. Дополнительным источником доходов в XVI-XVII вв. стала продажа должностей и государственных рент. В XVII в. государство стало прибегать к краткосрочным займам у частных лиц.

В сборе всех видов доходов центральную роль играли финансисты. Этот слой складывался на протяжении XVI - начала XVII в., включив в себя богатое купечество и банкиров.

Ещё на исходе Столетней войны французские короли первыми в Европе обзавелись постоянной наёмной армией - ордонансовыми ротами, главную силу которых составляли рыцари-жандармы. Некоторое военное значение сохраняло дворянское ополчение (бан и арьер- бан) и отряды свободных стрелков (франтиреров). Ордонансовые роты возглавляли видные аристократы, нередко губернаторы провинций. Они исчезли со сцены в начале религиозных войн, когда рыцарская конница окончательно устарела в военно-техническом отношении. Основу армии составляли теперь наёмные роты лёгкой кавалерии и пехоты (кондотьеры). Численность армии мирного времени оставалась относительно скромной - 25 тыс. человек. Лишь с началом Тридцатилетней войны она возросла в 3-4 раза. В середине XVII в. руководство армией было передано под власть гражданских чиновников. На тех же основаниях был реорганизован и флот. Таким образом, в руках короля сосредоточилась весьма надёжная сила.

Укрепление государства в эпоху абсолютной монархии сопровождалось значительным расширением его воздействия на общество. Главной формой участия подданных в управлении государством являлись сословные ассамблеи - генеральные, провинциальные, вальяжные и т.д. Генеральные штаты, которые наиболее активно функционировали в 20-30-е гг. XV в., не превратились тем не менее в постоянно действующий институт. Они собирались редко и только в годы политических кризисов (последний раз - в 1614-1615 гг.).

В основе отношений государства и церкви лежало подчинение национальной церкви политическому и частично административному контролю со стороны монархии. По Болонскому конкордату 1516 г. французские короли получили право назначать кандидатов на вакантные бенефиции, что поставило епископат в зависимость от правительства. Однако клир сохранял сословно-политическую организацию и обладал многообразными и эффективными каналами влияния на правительство, отстаивая свои социальные и религиозные интересы.

Каким же социальным группам принадлежала политическая власть?

В XVI в. власть была сосредоточена в руках высшей знати, господствовавшей в королевском совете, распоряжавшейся армией и контролировавшей провинциальное управление с помощью института губернаторов.

В XVII в. аристократия была в значительной степени отстранена от непосредственной политической власти, хотя сохраняла определённое влияние.

Ведущие позиции занимало высшее гражданское чиновничество, которое, не сливаясь со знатью, представляло особую фракцию элиты французского общества. Тем не менее, аристократия обладала многочисленными каналами косвенного воздействия на политику. Таковым был прежде всего королевский двор. На придворной службе состояло около полутора тысяч представителей знатнейших семей королевства. Институт двора имел огромное политическое значение: с одной стороны, король, как первый дворянин королевства, жил здесь в среде своего сословия и проникался его потребностями, с другой - аристократия постепенно начала подчиняться монархии. Двор стал важным инструментом контроля над дворянством.

Наряду с придворной знатью влиятельными группами были высший клир и финансисты, не только занимавшие должности в аппарате, но и воздействовавшие опосредовано через систему денежных обязательств.

Именно этим четырём группам, составлявшим вместе сложную по структуре элиту французского общества, принадлежала главная роль в управлении государством.

Абсолютизм как форма власти был общеевропейским явлением, характерными чертами которого были:

  • 1. Стремление к максимальному сосредоточению светской и церковной власти в руках короля.
  • 2. Постепенное ограничение, а затем упразднение всех органов и учреждений, как-либо ограничивавших королевскую власть.
  • 3. Наличие профессионального, разветвлённого бюрократического аппарата управления.
  • 4. Формирование сильной регулярной армии.
  • 5. Политика меркантилизма, т.е. покровительство отечественной торговле, и система протекционизма, т.е. покровительство отечественной промышленности.

Историки называют случайным, но повсеместным признаком абсолютизма наличие роскошного придворного быта. Государи окружили себя блестящим двором, ввели придворный этикет, устраивали пышные торжества, которыми подчёркивали блеск и величие королевского двора.

В период позднего средневековья не осталась неизменной и государственная система европейских стран. На смену сословно-представительной монархии, обеспечивавшей определенное равновесие общественных сил в XVI-XVII вв., после подавления сепаратизма феодальной знати, пришла абсолютная монархия.

С конца XV века в Европе идет переход к абсолютной монархии от сословно-представительной, такой форме правления, при которой верховная государственная власть по закону принадлежит монарху - королю, императору, царю. Юридическое обоснование своей власти монархи находили в восстановлении нормы римского права, которая была зафиксирована в VI веке в Кодексе византийского императора Юстиниана: «Воля императора имеет силу закона».

Характерные черты периода абсолютизма в Европе:

формирование институтов публичной власти - созданный собственный бюрократический аппарат во дворе и на местах;

постоянная наемная армия;

налоговая и фискальная система;

аппарат насилия - полиция;

судебная система;

унифицированное государственное право;

Происходит эволюция органов сословно-представительной монархии, при которой происходит ликвидация привилегий феодальной аристократии, и при которой сословные органы эволюционируют в структуры публичной власти - это Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии, кортесы в Испании, ландтаги и рейхстаг в Германии, ригсдаг в Швеции, сеймы в Речи Посполитой, Земские соборы в России; также происходит изменение отношений государства и церкви - государство деспотично подчиняет себе церковь.

Основные причины перехода к абсолютизму в Анrлии и Франции состояли в следующем.

Bo-пepвых, в условиях Реформации значительно ослабло влияние римско-католической церкви. Чтобы сохранить свои позиции, она нуждалась в поддержке монархов, а не в противоборстве с ними. Peлигиозные протестантские течения сами носили светский характер и первоначально были не настолько влиятельны, чтобы воздействовать на центральную власть.

Bo-втopых, было подорвано влияние местной феодальной знати, традиционно противостоящей власти монархов. В управлении гocyдарством возросла роль чиновничества. В экономической жизни увеличилось значение торгово-предпринимательской городской элиты.

B-тpeтьиx, военная роль тяжелой рыцарской конницы резко уменьшилась, Основу новых армий составили профессиональные, наемные войска, пехотинцы, оснащенные огнестрельным оружием, артиллерией. Их содержание стоило дорого и было по средствам только королевскому двору.



В-четвертых, младшие сыновья феодалов, купцы и промышленники были заинтересованы в существовании сильной центральной власти, способной осуществлять колониальную экспансию, захватывать новые земли и рынки. Развитие мануфактурного производства требовало отмены права местных феодалов на установление таможенных пошлин и введение дополнительных налогов, ущемляющих торгoвлю.

Становление абсолютистской монархии в Англии связано с правлением Генрuxа VII(1485-1509),во Франции - Франциска I(1515- 1547). Реальная власть сконцентрировалась в руках их ближайших приближенных. В Англии это был тайный совет (в eгo состав входили чиновники высшего paнгa, ответственные перед королем) и Звездная палата (она рассматривала дела о государственной измене и искореняла оппозицию местной феодальной знати). В период устaновления абсолютизма в Англии число лордов, заседавших в парламенте, сократил ось более чем наполовину. Большинство из них были казнены или лишены всех привилегий. Французский король опирался на Большой королевский совет.

Формально opгaны сословного представительства не прекращали свoeгo существования. Однако во Франции во время правления Франциска l генеральные штаты не созывались ни разу. В Англии парламентская система сохранилась, однако роль парламента в политической жизни уменьшилась. И на eгo состав, и на принимаемые законы решающее влияние оказывал королевский двор.

В оппозиции абсолютизму находилась местная феодальная знать, стремящаяся сохранить свои привилегии. Во Франции борьба феодальных кланов за влияние на политику двора обострилась в период религиозныx войн (1562-1594) между католиками, сторонниками контрреформации, и протестантами, которые называли себя гyгeнoтами.

Наиболее известным и подробно описанным в художественной литературе эпизодом этих войн была Варфоломеевская ночь, резня, учиненная католиками в Париже. В ходе нее погибло около 2 тыс. гугенотов.



В Англии сопротивление абсолютизму также приняло религиозную форму.

Тенденции к усилению центральной власти проявлялись в Испании, Австрии, небольших государствах Италии, Германии. Однако сопротивление местной знати и религиозное многообразие огpаничили их проявление.

Большую популярность в Европе приобрели труды флорентийца Н. Макиавелли (1469- 1527). Он обосновывал необходимость в интересах государства и eгo народа правления сильной личности - государя, который действует решительно, рационально, переступая, если необходимо, морально-этические нормы.