Список литературы для чтения летом. Читаем летом: рекомендации опытных педагогов

Читатель "РГ" прислал в редакцию список книг, рекомендованных школой его ребенку-шестикласснику для чтения летом. Всего около ста (!) произведений. Народные баллады "Грозный и Домна" и "Крысолов из Гамельна", "Полтава" Пушкина и "Бленгеймский бой" Р. Саути, "Путешествие Гулливера" Дж. Свифта и "Дон Кихот" Сервантеса, "Дракон" Е. Шварца и "Роман о Тристане и Изольде" Ж. Бедье...

Мало того что сам просто огромный. Почему в нем так много "взрослых" произведений? По какому принципу подбирается литература? Об этом "РГ" беседует с учителем русского языка и литературы московской школы N 57, главным редактором журнала "Литература" Сергеем Волковым.

Сергей Владимирович, как учителя литературы составляют списки для чтения на лето?

Сергей Волков: Есть несколько подходов. Некоторые учителя вносят в список то, что будут проходить на уроках: чтобы дети были готовы, чтобы заранее нашли книжки и могли принести их на урок. С другой стороны, понятно: если ребенок все основные произведения прочитает летом, то к середине учебного года они потеряют для него остроту "первого впечатления". А повторение уже может его не заинтересовать. Поэтому вторая стратегия - не раскрывать все карты, а дать что-то, что может быть просто интересно ребенку, что расширит его кругозор, книги "вокруг программы". Поэтому и появляются расширенные списки, из которых можно выбрать что-то на каникулах и почитать в удовольствие.

Сергей Волков: Нет. Логика списка, который вам прислали, мне понятна. Он построен на пересечении двух стратегий. Учитель поступил честно: вот литература основная, а вот дополнительная, вот что почитать летом, а вот что нужно к урокам. И обязательный "набор" здесь относительно небольшой.

Учтите, что учителя во многом несвободны, потому что должны проходить произведения, которые вписаны в стандарт и программы. На стандарт ориентированы все линейки учебников. И в них есть такие произведения, которые детям в 12 лет могут быть неинтересны, но которые учитель должен пройти.

Еще проблема: в том же 7-м классе всего 2 урока литературы в неделю, в год 68 уроков. Много книг за это время не прочтешь и не обсудишь толком. А программы объемные. С другой стороны, учитель знает еще какие-то книги, которые могут "зацепить" ребенка, чтобы тот начал читать. И эти произведения он тоже хочет затронуть. Когда же? Иногда это бывает на внеклассном чтении, во время классных часов или даже в разговорах на переменках. Ну вот есть в присланном списке Юрий Коваль. Как без него? Он прекрасен. И даже если его нет в программе, подсунуть его детям надо. Так что учителю приходится выкручиваться.

Но вопросы к содержанию списка все равно есть?

Сергей Волков: Да. На мой взгляд, включать в этот список стихи, даже если это исторические баллады, значит "стрелять мимо". Все равно семиклассники не будут их читать самостоятельно. Летом это не нужно, достаточно будет прочесть к уроку литературы. И список бы сразу уменьшился - посмотрите, среди "ста произведений", которые привели в ужас родителя, много стихов.

Нужно еще понять, что представленный список ориентирован на программу Тамарченко и Стрельцовой, это программа для гуманитарно ориентированных классов, не для общеобразовательных. Такие классы есть в гимназиях и лицеях и списки для чтения в них больше.

Поймите, учитель не враг, который нагрузил ребенка лишним чтением. Для него проблема списка очень сложная. С одной стороны, хочется дать много, чтобы ребенок видел это "море" и мог выбрать из него. С другой стороны, кто-то этими объемами может быть обескуражен. И если родители воспринимают список на лето как тяжелую могильную плиту, это, конечно, грустно. Если родители с чем-то несогласны, если у них есть вопросы, эти вопросы надо задавать. Прежде всего учителю. Школа сегодня открыта к диалогу. Многие педагоги присутствуют в соцсетях. У нас работают телефоны, электронная почта - спрашивайте.

Некоторые произведения из школьного списка серьезно изучают студенты филфака: Шварц, Астафьев, Бедье, Сервантес... Скажем, осилят ли 12-летки такой серьезный роман как "Дон Кихот"?

Сергей Волков: Многие произведения в школе даются "на вырост". В средних классах дети развиваются очень по-разному. Одни уже читают серьезную литературу и переживают ее, других пока увлекают только комиксы или фантастика. И такой большой список дает шанс "зацепить" всех. Надо отдавать себе отчет в том, что значительная часть школьной программы вообще написана не для детей. "Дон Кихот", "Преступление и наказание", "Война и мир", "Мертвые души", "Евгений Онегин" написаны ни для 9-классников, ни для 10-классников. Они написаны для взрослого читателя. И когда учитель дает большой и сложный список литературы, он - есть такая надежда - понимает, что делает. Ориентируется в первую очередь на конкретный класс, на его возможности и интересы.

Сервантеса же в 7-м классе изучают, конечно, не в полном объеме. Из романа дети читают только избранные, самые яркие главы, которые сделали образ главного героя вечным. "Дон Кихот" в переложении для детей существует давно. Познакомиться с ним дело полезное. Я много раз был свидетелем того, как в седьмом классе главы романа читались с интересом, как дети писали по ним яркие работы.

Вообще если детям не говорить, что что-то сложно, то они как губка впитывают серьезные литературные произведения.

Включать в этот список стихи, даже если это исторические баллады, значит "стрелять мимо". Семиклассники не будут их читать самостоятельно

У нас в 57-й школе работала великая учительница Зоя Александровна Блюмина: она читала пятиклассникам "Вторую балладу" Пастернака - очень сложное стихотворение для взрослых. Читала вслух, на уроках. Раз, второй, третий. Дети всего не понимали, они просто повторяли за ней, чувствовали ритм, магию слов, эти стихи начинали в них жить - и они сами просили: "А давайте почитаем Пастернака".

Когда я был студентом и у меня только родился сын, преподаватель грузинской литературы поставила мне, молодому родителю, зачет автоматом. Но с условием, что я прочитаю сыну, когда он подрастет, поэму "Витязь в тигровой шкуре". Тогда я, конечно, это легко пообещал: лишь бы зачет поставили. А когда сын подрос, вспомнил данное слово. И стал еще совсем ребенку читать поэму в переводе Заболоцкого. Сложный синтаксис, причудливые слова, необычный ритм. Кажется, что ничего непонятно, но сын требовал еще и еще. И не потому, что он какой-то особенный - просто красивое и сильное завораживает. Потом такой же трюк повторился со вторым сыном...

Так что встреча со сложно организованным произведением может очень благотворно действовать на детей. Главное тут не заставлять, не "впихивать" что-то насильно, а позволить ребенку в этом плыть, давать столько, сколько он может усвоить.

Инфографика РГ/ Антон Переплетчиков

Как научить ребенка любить литературу?

Сергей Волков: А разве можно научить человека любить? Максимум, что можно, самому интересоваться, читать, увлеченно об этом рассказывать, читать вслух... Когда ребенок наблюдает за живущим литературой взрослым, он задается вопросом: а что же он в этих книгах нашел? Так и зарождается интерес.

Однажды школьник понимает, что вдруг получает удовольствие от чтения, обсуждения интересной книжки. Это особенная магия, мы должны ею владеть хотя бы отчасти. Точных рецептов нет: тут нужно и обаяние, и харизма, и технологические ноу-хау.

  • "Песнь о Роланде"
  • В. Скотт "Роб Рой"
  • Н. Асеев "Синие гусары"
  • Е. Баратынский "Перстень"
  • Г.Р. Хаггард "Прекрасная Маргарет"
  • А.А. Бестужев-Марлинский "Испытание"
  • Романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола
  • Г.К. Честертон "Сапфировый крест"
  • А. Доде "Необычайные приключения Тартарена из Тараскона"
  • М. Дрюон "Тисту - мальчик с зелеными пальцами"
  • И. Ефремов "На краю Ойкумены"

Ефим Рачевский, народный учитель России, директор центра образования № 548 "Царицыно":

Список литературы на лето рекомендованный, а не обязательный. Учителя составляют его на основе принятой в школе образовательной программы. А та в свою очередь основана на рекомендованной министерством образования и науки примерной программе. Ситуация, на мой взгляд, абсурдная. Все необходимые произведения по-хорошему можно прочитать и в течение учебного года. А списки на лето - дань традиции, которая идет еще со времен СССР. В Советском Союзе были самые длинные в мире каникулы. И, как говорится, "чем меньше заняты войска, тем быстрее они разлагаются". Поэтому учителя нагружали школьников литературой, чтобы дети "не расслаблялись".

Как действовать родителю, увидевшему этот список? В первую очередь не паниковать. Выбрать вместе с ребенком самые интересные для них произведения и читать в свое удовольствие. Осваивать весь объем никто их не заставит. Большого секрета я не открою, если скажу, что мало кто из учителей 1 сентября спрашивает, прочитали ли школьники список литературы на лето. Того, что ребята осилят весь список, от них никто не ждет.

Юлий Гусман, кинорежиссер:

Я считаю, что "Дон Кихота" Мигеля Сервантеса не просто правильно, но необходимо читать в шестом классе. Я сам прочитал его в начальной школе - во втором классе, и мне все было понятно. Эта книга гораздо лучше того "мусора", который валяется в наших книжных магазинах. Слава богу, что "Дон Кихот" есть в списке литературы для чтения в шестом классе. Можно быть спокойными за составителей программ внеклассного чтения для школьников. Очень разумный выбор.

Павел Лунгин, режиссер:

Я думаю, что читать "Дон Кихота" в шестом классе рановато. Я помню, что впервые взял в руки эту книгу приблизительно в это же время и не понял ее. И он у меня остался в памяти как довольно скучная и непонятная книга. Всей игры я тогда не понял. Пытался вернуться к Сервантесу позже, но так, если честно, и не вернулся. Это вообще очень опасно - начинать читать слишком рано какие-то произведения. Поэтому счастливы те, кто прочитал Достоевского в зрелом возрасте, и те, кто вернулся к "Войне и миру" после школы. Хотя вопрос, конечно, спорный. Если закрыть глаза и сделать вид в шестом классе, что "Дон Кихота" не существует, то его потом в руки никто так и не возьмет. Это такое вечное противоречие. Надо расширять свои знания о культуре и о литературе, но, к сожалению, удовольствие от культуры и от книги "смазывается" в раннем возрасте.

Александр Кабаков, писатель:

Я прочитал "Дон Кихота" Сервантеса примерно в таком же возрасте. "Дон Кихот" - один из величайших мировых романов. Книга замечательна всем. Прекрасная сама по себе идея героя, который попадает в сумасшедшее будущее, будучи более нормальным, чем все окружающие. В сущности, из персонажей "Дон Кихота" выросло огромное количество других персонажей всей мировой литературы. Достаточно вспомнить князя Мышкина из "Идиота" Достоевского. "Дон Кихот" - это универсальный образец романа. Думаю, что "Дон Кихот" из тех книг, которые нужно перечитывать много раз. Первый раз в шестом-седьмом классе, а потом уже взрослым человеком. Книга просто обязательная к перечитыванию. Откладывать первое чтение разных, как многим кажется, "взрослых" произведений неправильно, потому что так можно отложить всю литературу, в том числе "Войну и мир". Если чтение откладывать, то взяться за эти книги в более позднем возрасте будет очень сложно. Если человек в тридцать лет впервые в своей жизни возьмет в руки "Дон Кихота", то он его просто не сможет прочитать до конца.

Елена Постнова, кандидат филологических наук, член Союза художников России, мама пятиклассника:

Список литературы – это хорошая "шпаргалка" для родителя. Каждое лето мы с сыном садимся и вместе выбираем из него книги. Сейчас ребенок увлечен рассказами Джека Лондона, до этого читал Стивенсона "Остров сокровищ" и другие книги. Думаю предложить ему "Приключения Оливера Твиста" Диккенса. Все произведения из школьного списка – это лучшие образцы мировой литературы, самые достойные примеры, которые и взрослым бы не помешало перечитать. Но осилить весь список за лето – это утопия. Поэтому учителя дают большой выбор, и каждая семья может найти что-то для себя. А везде – очень разные традиции. Где-то ребята читают "Евгения Онегина" уже в 12 лет, а где-то даже и не садятся за книгу.

Подготовили Ксения Колесникова и Наталья Соколова

Вот и окончен третий класс. А чтобы детишки не разучились читать за лето, заниматься чтением нужно хотя бы по 30 минут 2 раза в день. Утром встал, почистил зубы, заправил кровать, позавтракал, почитал. Перед сном тоже почитал. И не в тягость, и на пользу. Хорошо бы выработать такую привычку у ребенка еще с первого класса... Списки литературы на лето после третьего класса довольно внушительные. В них уже объемные книги. Для детей, читающих 90 слов в минуту, прочитать всю литературу по списку может быть даже не реально. Но учителя не должны требовать прочитать все эти книжки. Выберите наиболее интересные ребенку. Старайтесь охватить все книги, читать каждый день, но не беда, если не сможете прочитать всю данную учителем литературу.

Список литературы для чтения летом УМК Планета знаний 3 класс

  1. Мифы народов мира (по одному из древнегреческих, шумерских, славянских)
  2. Сказки народов мира (по одной русской, армянской, итальянской, индийской)
  3. Русские народные былины по одной про Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича
  4. Крутогоров Ю. Александр Невский, Крещение Руси, Куликовская битва.
  5. А.П. Гайдар «Горячий камень», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «РВС», «Сказка о военной тайне».
  6. Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб?»
  7. Алексеев С. Рассказы о великой московской битве.
  8. Твен М. «Приключения Тома Сойера»
  9. А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
  10. Кир Булычёв «Миллион приключений»
  11. Эрих Распе «Приключения барона Мюнхаузена»
  12. В.Катаев «Сын полка»

Ведем читательский дневник (тетрадь):

Список литературы после 3 класса по программе Гармония

  1. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома
  2. А.Лингрен. Мадике и Пимс из Юнибаккена
  3. С. Прокофьева. Астрель и хранитель леса. Ученик волшебника. Приключения желтого чемоданчика
  4. И. Акимушкин. Следы невиданных зверей
  5. Д. Сабитова. Цирк в шкатулке
  6. Т. Крюкова. Чудеса не понарошку
  7. И.Токмакова. Маруся еще вернется
  8. Ю. Алешковский. Кыш и два портфеля
  9. В. Голявкин. Мой добрый папа
  10. В. Чаплина. Питомцы зоопарка
  11. П. Ершов. Конек-горбунок
  12. Б. Житков. Что бывало
  13. С. Козлов. Ежик в тумане
  14. Т. Янсон. Муми-тролль и другие
  15. Е. Левитан. Сказочные приключения маленького астронома
  16. В. Курчевский. Быль сказка о карандашах и красках
  17. В. Дуров. Мои артисты. Мои звери
  18. Г. Пивоварова. По страницам занимательной географии
  19. А. Чехов. Белолобый
  20. Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали
  21. С. Алексеев. Рассказы о Суворове и русских солдатах
  22. Г. Чернено. Путешествие в страну роботов
  23. В. Крапивин. Оруженосец Кашка
  24. С. Аксаков. Детские годы Багрова внука
  25. А. Болотов. Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков
  26. К. Ушинский. Детский мир и хрестоматия
  27. Л. Чарская. Записки маленькой гимназистки
  28. Б. Житков. Морские истории
  29. К. Чуковский. Серебряный герб

Список рекомендуемой литературы на лето по системе Занкова для 3 класса (переходим в 4й)

  1. Э. Н. Успенский «25 профессий Маши Филипенко»;
  2. В. П. Крапивин «Белый щенок ищет хозяина»;
  3. А. П. Гайдар «Тимур и его команда»;
  4. Н. И. Дубов «Беглец»;
  5. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»;
  6. К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»;
  7. Ян Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.»;
  8. Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»;
  9. Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»;
  10. Кир Булычёв «Путешествие Алисы»;
  11. Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»;
  12. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»;
  13. А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

Еще список по Занкову

  1. Русская народная сказка Морской царь и Василиса Премудрая.
  2. Былина Садко
  3. Лермонтов М.Ю. Бородино
  4. Андреев Л. Петька на даче
  5. Чехов А.П. Ванька. Гриша. Белолобый.
  6. Куприн А. Слон.
  7. Берестов В. Стихи
  8. Бажов П. Голубая змейка. Синюшкин колодец.
  9. Алексин А. В стране вечных каникул.
  10. Булычев К. Заповедник сказок.
  11. Шварц Е. Сказка о потерянном времени.
  12. Коваль Ю. Приключения Юры Куролесова.
  13. Велтисов Е. Приключения Электроника.
  14. Твен М. Приключения Тома Сойера.
  15. Бернет Ф. Маленький лорд Фаунтлерой.
  16. Барри Д. Питер Пэн.
  17. Сент-Экзюпери А. Маленький принц.
  18. Линдгрен А. Рони, дочь разбойника. Приключения Эмиля из Леноберги.
  19. Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая борода.
  20. Родари Д. Джельсамино в стране лгунов.
  21. Метерлинк М. Синяя птица.
  22. Гофман Э. Щелкунчик или Мышиный король.

Список литературы на лето по Программа Школа 2100

  1. Куприн А.И. “Белый пудель”
  2. Гарин-Михайловский Г.М. “Детство Темы”
  3. Алексеев С.П. Рассказы о войне 1812 года; Сто рассказов из русской истории
  4. Гайдар А.П. “Тимур и его команда”; “Судьба барабанщика”
  5. Гурьян О. “Мальчик из Холмогор”
  6. Коваль Ю. “Приключения Васи Куролесова”
  7. Крюкова Т. “Невыученные уроки”
  8. Лагин Л. “Старик-Хоттабыч”
  9. Носов Н. “Витя Малеев в школе и дома”
  10. Ю. Олеша Ю. “Три толстяка”
  11. Осеева В. “Васек Трубачев и его товарищи”, “Отряд Трубачева сражается”
  12. Гауф В. Сказки: “Холодное сердце”; “Карлик-нос”
  13. Гюго В. “Гаврош”; “Козетта”
  14. Лагерлеф С. “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”
  15. Сэтон-Томпсон Э. Рассказы о животных. – Животные герои. Маленькие дикари
  16. Воскобойников В.М. “Жизнь замечательных детей” Книги 1,2,3.
  17. Крапивин В. “Оруженосец Кашка”, “Тень каравеллы” Повести
  18. Томин Ю.Г. “Карусели над городом” Фантастическая повесть
  19. Линдгрен А. “Мио, мой Мио!” Повести-сказки
  20. Метерлинк М. “Синяя птица”
  21. Ильина Е. “Четвертая высота”
  22. Катаев В. “Сын полка”

Список литературы на лето 3 класс Школа России

  1. М. Лермонтов. Ашик-Кериб
  2. П. Ершов. Конёк-Горбунок
  3. И. Крылов. Волк и журавль. Квартет
  4. В. Одоевский. Городок в табакерке
  5. А. Чехов. Мальчики
  6. В. Гаршин. Сказка о жабе и розе
  7. С. Аксаков. Аленький цветочек
  8. Л. Андреев. Кусака
  9. Е. Шварц. Сказка о потерянном времени
  10. Б. Житков. Как я ловил человечов
  11. К. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Дремучий медведь
  12. М. Зощенко. Ёлка
  13. В. Бианки. Оранжевое горлышко
  14. Мамин-Сибиряк. Приемыш
  15. А. Куприн. Барбос и Жулька
  16. В. Астафьев. Стрижонок Скрип
  17. Ю. Коваль. Приключения Васи Куролесова
  18. Е. Велтисов. Приключения Электроника
  19. К. Булычев. Путешествия Алисы
  20. Д. Свифт. Путешествия Гулливера
  21. Г.Х. Андерсен. Русалочка
  22. М. Твен Приключения Тома Сойера
  23. Ф. Баум. Страна Оз
  24. Ф. Бернет. Маленький лорд Фаунтлерой
  25. Д. Барри. Питер Пен
  26. А. Линдгрен. Малыш и Карлсон
  27. Р. Брэдбери. Все лето в один день
  28. Т. Янссон. Сказки про Муми-тролля
  29. А. Сент-Экзюпери. Маленький принц

И второй:

Список литературы на лето после 3 класса для Школы России

  1. Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утёнок» .
  2. Аркадий Петрович Гайдар «Голубая чашка».
  3. Бажов П. «Малахитовая шкатулка », «Уральские сказы».
  4. Булычёв К. серия «Алиса и её друзья».
  5. Волков А. «Волшебник изумрудного города» (с продолжением.)
  6. Губарев В. Повести «Путешествие в утреннюю звезду», «Королевство кривых зеркал».
  7. Лагерлёф С. «Путешествие Нильса с дикими гусями».
  8. Лари Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
  9. Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок и др.».
  10. Милн А. «Винни-Пух и все, все, все».
  11. Медведев В. «Неизвестные приключения Баранкина», «Капитан Соври-голова».
  12. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля».
  13. Олеша Ю. «Три толстяка».
  14. Осеева В. «Васёк Трубачев и его товарищи».
  15. Пройслер О. «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной».
  16. Родари Д. «Приключения Чиполлино».
  17. Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных».
  18. Твен М. «Приключения Тома Сойера».
  19. Ишимова А. История России в рассказах для детей.
  20. Житков Б. На льдине.
  21. Кассиль Л. Главное войско.
  22. Катаев В. Сын полка.
  23. М.Зощенко, рассказы.
  24. Н.Носов «Незнайка в солнечном городе».
  25. Медведев «Баранкин, будь человеком».

Список литературы на лето для 3 класса, программа Перспектива

Отечественная литература

  1. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек
  2. А.П. Чехов. Каштанка
  3. А.М. Горький. В людях
  4. Л. Лагин. Старик Хоттабыч
  5. В. Катаев. Сын полка
  6. А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители
  7. Ю. Олеша. Три толстяка
  8. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы
  9. К. Булычев. Приключения Алисы
  10. Г.А. Скребницкий. Сказки следопыта. Лесной голосок
  11. Н.И. Сладков. Бюро лесных услуг
  12. Г.Я. Снегирёв. Маленькое чудовище (читать онлайн или скачать pdf)

Зарубежная литература

  1. Сказки: Ш.Перро, Братья Гримм, Г.Х.Андерсен
  2. Л.Кэролл. Приключения Алисы в стране чудес
  3. М.Твен. Приключения Тома Сойера
  4. Э.Т.А.Гофман. Щелкунчик и Мышиный король
  5. Дж.Свифт. Приключения Гулливера
  6. Э.Распе. Приключения барона Мюнхаузена
  7. А.С.Экзюпери. Маленький принц
  8. В.Гюго. Гаврош. Козетта
  9. Ч.Диккенс. Приключения Оливера Твиста

И второй:

Список литературы по программе Перспектива:

  1. Мифологические сюжеты Древней Греции.
  2. Русские волшебные сказки и сказки разных народов « Крошечка-Хаврошечка», « Царевна Несмеяна», «Летучий Корабль», «Финист - ясный сокол», «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)
  3. Былины Киевского цикла
  4. Басни Эзопа
  5. Басни Крылова
  6. Н. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы
  7. Ш. Перро. Рике с хохолком
  8. А. Милнн. Винни-Пух и все-все-все
  9. Ю. Коваль. Соловьи
  10. Ю. Дмитриев. О природе для больших и маленьких
  11. А. Гайдар. Горячий камень
  12. К Паустовский. Стальное колечко
  13. Л. Петрушевская. Сказки
  14. С. Козлов. Сказки
  15. Ян Ларри. Необычайные приключения Карика и Вали
  16. С. Лагерлеф. Путешествие Нильса с дикими Гусями
  17. Д. Даррелл. Моя семья и другие звери
  18. Д. Харрис. Сказки дядюшки Римуса
  19. К. С. Льюис. Лев, ведьма и платяной шкаф
  20. Д. Родари. Джельсомино в стране Лжецов, Приключения голубой стрелы
  21. Р. Киплинг. От чего у верблюда горб
  22. Э. Распе. Приключения Мюнхаузена
  23. Э. Сетон-Томпсон. Уличный певец
  24. Ф. Баум. Волшебник страны ОЗ
  25. О. Пройслер. Маленькое привидение
  26. П. Треверс. Мери Поппинс
  27. В. Голявкин. Рассказы
  28. Ю. Раскин. Когда папа был маленьким
  29. Э. Хогарт. Мафин и его весёлые друзья
  30. Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья
  31. В. Губарев. Королевство кривых зеркал
  32. С. Прокофьева. Ученик волшебника
  33. Л. Лагин. Старик Хоттабыч

и списки по ФГОС для всех программ:

Список литературы на лето для будущего 4 класса №1

  1. П.П.Ершов "Конек-горбунок"
  2. А.С.Пушкин - стихи, сказки
  3. 3. М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб"
  4. Ф.И.Тютчев - стихи
  5. А.А.Фет - стихи
  6. Н.А.Некрасов - стихи и поэмы
  7. В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"
  8. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"
  9. Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени"
  10. С.А.Есенин - стихи
  11. 13. М.И.Цветаева - стихи
  12. Е.И.Чарушин - рассказы о животных
  13. Е.С.Велтистов "Приключения электроника"
  14. К.Булычев "Путешествие Алисы"
  15. Д.Свифт "Путешествие Гулливера"
  16. Г.Х.Андерсен "Русалочка"
  17. М.Твен "Приключения Тома Сойера
  18. В.Железников "Чучело"
  19. Э.Т.А.Гофман "Щелкунчик и мышиный король"
  20. "Звёздный мальчик"
  21. "Карлик-нос"
  22. Р.Киплинг "Маугли"
  23. Ю.Олеша "Три толстяка"
  24. Р.Распэ "Приключения барона Мюнхаузена"
  25. А.Погорельский "Черная курица или подземные жители"
  26. П.Треверс "Мери Поппинс"

Универсальный список при переходе из 3 в 4 класс №2

1. Былины: «Илья Муромец выходит на свободу», «Первый бой Ильи Муромца», «Добрыня и Змей», «Добрыня, посол князя Владимира», «Садко» в пересказе И.В.Карнауховой
2. А.К.Толстой «Илья Муромец»
3. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке» , «Сказка о попе и работнике его Балде»
4. М.Ю.Лермонтов «Три пальмы», «Два великана», «Он был дитя…», «Казачья колыбельная песня»
5. Л.Н.Толстой «Белка и волк», «Мильтон и Булька», «Старик и яблони», «Царь и рубашка»
6. А.П.Чехов «Беглец», «Детвора», «Белолобый», «Каштанка»
7. Ф.И.Тютчев «Декабрьское утро», «Люблю грозу в начале мая…», «Эти бедные селенья…», «В небе тают облака…»
8. А.А.Фет «Сентябрьская роза», «Я пришел к тебе с приветом…», Учись у них - у дуба, у березы…», «Чудная картинка…»
9. А.Н.Плещеев «Бабушка и внучек», «Мой садик», «Детство», «Былое»
10. И.С.Никитин «Утро на берегу озера», «Воспоминания о детстве», «Музыка леса», «Весело сияет месяц над селом…»
11. И.А.Бунин «На пруде», «Северная береза», «Тает снег…», «Первый утренник…»
12. В.Ф.Одоевский «Бедный Гнедко», «Индийская сказка о четырех глухих»
13. П.П.Бажов «Голубая змейка», «Золотой Волос», «Огневушка-Поскакушка»
14. Е.Л.Шварц «Рассеянный волшебник»
15. В.Ю.Драгунский «На Садовой большое движение», «Похититель собак»
16. В.В.Голявкин «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Как я встречал Новый год», «Калейдоскоп»
17. Б.С.Житков «Пудя», «Галка», «Кружечка под елочкой»
18. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога», «Кот-ворюга», «Теплый хлеб»
19. М.М.Зощенко «Галоши и мороженое», «Глупая история», «Храбрые и умные», «Умные животные»
20. В.Я.Брюсов «Колыбельная», «Люблю я канарейку», «Коляда», «Первый снег»
21. С.А.Есенин «Воробышки», «Пороша», «Сыплет черемуха снегом…», «С добрым утром!»
22. М.И.Цветаева «За книгами», «В субботу» (отрывок), «Из сказки - в сказку» (отрывок)
23. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей Кутафью и царевну Горошинку», «Богач и Еремка», «Вертел»
24. А.И.Куприн «Извозчик Петр», Скворцы», «Белый пудель»
25. М.М.Пришвин «Курица на столбах»
26. Е.И.Чарушин, циклы рассказов про Тюпу и Томку
27. В.П.Астафьев «Весенний остров», «Конь с розовой гривой»
28. Б.Л.Пастернак «Март», «Июль», «Зверинец»
29. Д.Б.Кедрин «Мороз на стеклах»
30. Н.М.Рубцов «Медведь», «Ласточка», «Воробей», «Про зайца»
31. С.Д.Дрожжин «В крестьянской семье», «Деревня», «Песня Микулы Селяниновича», «Снег сверкает и летает»
32. К.Булычев «Девочка с планеты Земля»
33. Г.Х.Андерсен «Улитка и розовый куст»
34. М.Твен «Дик Бейкер и его кот»
35. С.Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», «Сказание о Христе» (отрывки)

Универсальный короткий список:

  1. Былины: Садко, Исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Соловей - Разбойник.
  2. А.Погорельский. Черная курица, или Подземные жители.
  3. А.Гайдар. Тимур и его команда. Дальние страны.
  4. Д.Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
  5. Н.Некрасов. Дед Мазай и зайцы.
  6. Д. Мамин-Сибиряк. Приемыш. Емеля-охотник.
  7. А. Волков. Желтый туман. Тайна заброшенного замка.
  8. Кир Булычев. Путешествие Алисы.
  9. Д. Свифт. Приключения Лемюэля Гулливера.
  10. М.Твен. Приключения Тома Сойера.

Лето пришло! Это значит, что нужно выспаться, сходить на пляж, а также прочитать ужасный список литературы на лето. У нас у всех есть друзья, которые все время откладывают, а затем пытаются все успеть в последнюю полную паники неделю перед началом нового учебного года. Но если вы составите план и будете его придерживаться, вы сможете избежать стресса и прочитать все вовремя, при этом имея достаточно времени на отдых и на то, чтобы насладиться своими каникулами. В этой статье вы научитесь составлять план чтения списка литературы на лето и способам его придерживаться. Вы также узнаете, как читать быстрее и как расправиться с этим списком литературы!

Шаги

Часть 1

Составление плана

    Составьте список основной литературы. Пройдитесь по своему списку или спискам и выясните, какие именно книги вам необходимо прочесть за лето. Затем составьте список с названием каждой книги, а также с количеством страниц в каждой из них. И наконец, прочитайте суперобложку или поищите ее в Интернете и найдите краткий обзор по каждой книге, чтобы иметь представление, о чем они.

    • Вы можете пометить понравившиеся книги галочкой или плюсиком, а неинтересные книги – кружком или минусом. Планируя график чтения, чередуйте книги, которые вы хотите прочесть, и неинтересные книги. Если вы отложите все не понравившиеся книги на конец, вы практически наверняка не сможете прочесть их все.
  1. Составьте свой собственный список. Если вам не дали список литературы на лето, но вы чувствуете, что хотите немного почитать и освежить свой ум или подготовиться к колледжу, вы можете составить свой собственный список литературы. Попросите помощи у преподавателя или у библиотекаря.

    Достаньте книги, которые вам необходимо прочесть. Если вы собрались купить книги из списка, закажите их как можно раньше. Если вы собрались брать книги в библиотеке, помните, что их может не быть тогда, когда вам это нужно, так что начинайте читать заранее и реорганизуйте свой список на основании того, какие книги доступны.

    • Подумайте о том, чтобы обменяться книгами с одноклассниками. Это потребует немного больше планирования, но зато обойдется вам совершенно бесплатно.
    • Подумайте о покупке цифровых версий книг, чтобы всегда иметь возможность прочитать их на электронной книге или на телефоне.
  2. Определите свой стиль продуктивности. Вы справляетесь с задачей поэтапно или пытаетесь все успеть в последний момент? Вы не сможете магическим образом изменить свой стиль продуктивности, тем более за лето, так что составьте план так, чтобы он вам подошел.

    Составьте график чтения. Возьмите блокнот или календарь, на котором отображаются дни до начала учебного года. Если у вас запланированы выходные или какие-то особые дела, отметьте их в календаре. Возможно, вы все же сможете почитать в эти дни, но этого может быть недостаточно. Затем решите о порядке, в котором вы будете читать книги, и составьте график на основе своего стиля продуктивности.

    • Если вы подходите к выполнению задачи спокойно и методично, планируйте прочитать установленное количество страниц в день. Посчитайте общее количество страниц, что вам необходимо прочитать, и количество оставшихся дней, а затем разделите страницы на дни. Запишите это значение в свой календарь и старайтесь прочитывать его каждый день.
    • Если вы склонны откладывать работу и делать ее кучей, тогда лучше всего установить крайний срок для каждой книги. Например, вы можете спланировать все так, чтобы прочесть «Старик и море» не позже первого июля, «Фаренгейт 451» к 20 июлю и так далее. Вам все равно следует постараться читать каждый день, но даже если вам придется оставаться допоздна, чтобы прочитать все книги за день до срока, по крайней мере, они будут прочтены.
  3. Стимул. Хорошим способом заставить себя выполнить трудное задание, это придумать награду за завершение различных этапов этого задания. Подумайте о вещах, которыми вы можете вознаградить себя при каждом прочтении книги или по завершению всего списка. Например, вы можете сходить в кино, купить новый диск или сделать выходной, чтобы поиграть в видеоигры.

    Не теряйте время. Если вы собьетесь с графика или пропустите один из сроков, ваша работа может быстро накопиться до такого момента, когда выполнить ее будет практически невозможно. Если вы начали отставать, отмените другие мероприятия, если это необходимо, и наверстайте все как можно раньше. В августе вы себя еще поблагодарите.

    Попросите о помощи. Если в ваших книгах встречаются слова, значение которых вам неизвестно, не нужно их угадывать. Найдите их в словаре! Если вам трудно понять сюжет книги, поспрашивайте вокруг и узнайте, кто из знакомых ее прочитал и может вам помочь, или же найдите методическое пособие в Интернете или в библиотеке.

    • Методическое пособие очень полезное, но оно не заменит самого прочтения книги.
  4. Найдите товарища по чтению. Если вы знаете кого-то, кто читает ту же книгу, встретьтесь несколько раз, чтобы обсудить прочитанное и сравнить свои записи. После того как вы оба закончите читать, подумайте о том, чтобы посмотреть самую недавнюю экранизацию книги, если таковая имеется. Вы сможете обсудить, как фильм отличается от книги, что вам больше понравилось и посочувствовать тому испытанию, через которое вы оба прошли.

    Наслаждайтесь чтением! Трудно заставить себя наслаждаться обязательному заданию, но не забывайте, что большинство книг в списке были выбраны благодаря своей исключительности. Не обращайте внимания на тот факт, что вас заставили читать книги из списка, и постарайтесь насладиться этим опытом. Возможно, вы будете приятно удивлены тем, насколько веселым и интересным окажется это домашнее задание.

    Часть 3

    Как научиться читать быстрее
    1. Создайте положительную среду для чтения. Довольно трудно читать быстрее, когда тебе неуютно и постоянно что-то отвлекает. Чтение в тихом месте с хорошим освещением поможет вам лучше сосредоточиться на книге и не забыть о прочитанном. Тогда вам не придется тратить лишнее время на то, чтобы перечитывать все заново. Выключите телевизор, отложите в сторону планшет и уберите звук на телефоне. Затем убедитесь в наличии достаточного освещения и удобного кресла для чтения.

После окончания третьего класса школьники получают задание на каникулы - список литературы для летнего чтения при переходе из 3 в 4 класс. Будущие четвероклассники должны читать летом каждый день хотя бы по 30-40 минут. В списке рекомендованной литературы для будущих четвероклассников есть книги как русских, так и зарубежных писателей.

Список литературы на лето при переходе в 4 класс

  • Аксаков С. «Аленький цветочек»
  • Алексин А. «В стране вечных каникул»
  • Андерсен Г. Х. «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Дикие лебеди»
  • Астафьев В. «Стрижонок Скрип»
  • Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Каменный цветок», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце»
  • Баллады о Робин Гуде
  • Барри Д. «Питер Пэн»
  • Бианки В. «Оранжевое горлышко»
  • Брэбери Р. «Все лето в один день»
  • Булычёв К. «Алиса и её друзья», «Заповедник сказок»
  • Былины: Илья Муромец и Соловей -Разбойник. Садко.
  • Вальнер Н. «Ольгин град»
  • Велтисов Е. «Приключения Электроника»
  • Верн Ж. «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров»
  • Волков А. «Волшебник изумрудного города», «Жёлтый туман», «Тайна заброшенного замка»
  • Гайдар А. П. «Голубая чашка», «Чук и Гек», « Школа», «РВС», «Сказка о военной тайне», «Дальние страны», «Судьба барабанщика»
  • Герои Эллады. Из мифов Древней Греции
  • Гофман «Щелкунчик или мышиный король»
  • Григорович Д.В.«Гуттаперчевый мальчик»
  • Гринвуд Д. «Маленький оборвыш»;
  • Губарев В. «Королевство кривых зеркал», «Трое на острове»
  • Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»
  • Драгунский В. «Главные реки», «Что любит Мишка»
  • Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина»
  • Ершов П. «Конёк - Горбунок»
  • Зощенко М. «Ёлка»
  • Керролл Л.«Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
  • Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»
  • Короленко В.Г. «Слепой музыкант»
  • Крылов И. «Волк и Журавль», «Квартет»
  • Купер Ф. «Зверобой»
  • Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с гусями.
  • Лагин Л. «Старик Хоттабыч»
  • Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок и др.»
  • Медведев В.В. «Баранкин, будь человеком!»
  • Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
  • Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе»
  • Одоевский В.Ф. «Городок в табакерке»
  • Олеша Ю. «Три толстяка»
  • Осеева В.А. «Динка»
  • Погорельский А. «Чёрная курица, или Подземные жители»
  • Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
  • Раут Э."Муфта, Полботинка и Моховая Борода"
  • Русские народные сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая»
  • Рыбаков "Бронзовая птица", "Кортик"
  • Свифт Д. «Путешествия Гулливера»
  • Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»
  • Толстой А.Н. «Детство Никиты»
  • Троепольский "Белый Бим, Чёрное Ухо"
  • Трэверс П. «Мэри Поппинс»
  • Чехов А.П. «Каштанка», «Мальчики»
  • Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»

Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Школа России»)

  • А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • М. Лермонтов. Ашик-Кериб
  • П.Ершов. Конёк-Горбунок
  • И.Крылов. Волк и журавль. Квартет
  • В.Одоевский. Городок в табакерке
  • А.Чехов. Мальчики
  • В.Гаршин. Сказка о жабе и розе
  • С.Аксаков. Аленький цветочек
  • Л.Андреев. Кусака
  • П.Бажов. Серебряное копытце
  • Е Шварц. Сказка о потерянном времени
  • Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей
  • В.Драгунский. Главные реки. Что любит Мишка
  • Б.Житков. Как я ловил человечов
  • К Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Дремучий медведь
  • М.Зощенко. Ёлка
  • В.Бианки. Оранжевое горлышко
  • Мамин-Сибиряк. Приемыш
  • А.Куприн. Барбос и Жулька
  • М.Пришвин. Выскочка
  • В.Астафьев. Стрижонок Скрип
  • Ю.Коваль. Приключения Васи Куролесова
  • К.Булычев. Путешествия Алисы
  • Д.Свифт. Путешествия Гулливера
  • Г.Х. Андерсен. Русалочка
  • М.Твен Приключения Тома Сойера
  • Ф.Баум. Страна Оз
  • Ф.Бернет. Маленький лорд Фаунтлерой
  • Д.Барри. Питер Пен
  • А.Линдгрен. Малыш и Карлсон
  • Р.Брэдбери. Все лето в один день
  • Т.Янссон. Сказки про Муми-тролля
  • А.Сент-Экзюпери. Маленький принц

Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Перспектива»)

Отечественная литература

1. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек

2. А.П. Чехов. Каштанка

3. А.М. Горький. В людях

4. Л. Лагин. Старик Хоттабыч

5. В. Катаев. Сын полка

6. А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители

7. Ю. Олеша. Три толстяка

8. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы

9. К. Булычев. Приключения Алисы

10. Г.А. Скребницкий. Сказки следопыта. Лесной голосок

11. Н.И. Сладков. Бюро лесных услуг

12. Г.Я. Снегирёв. Маленькое чудовище

Зарубежная литература

1. Сказки: Ш.Перро, Братья Гримм, Г.Х.Андерсен

2. Л.Кэролл. Приключения Алисы в стране чудес

3. М.Твен. Приключения Тома Сойера

4. Э.Т.А.Гофман. Щелкунчик и Мышиный король

5. Дж.Свифт. Приключения Гулливера

6. Э.Распе. Приключения барона Мюнхаузена

7. А.С.Экзюпери. Маленький принц

8. В.Гюго. Гаврош. Козетта

9. Ч.Диккенс. Приключения Оливера Твиста

Список литературы на лето для перешедших в 4 класс (по программе «Школа 2100»)

1. Куприн А.И. «Белый пудель»

2. Гарин-Михайловский Г.М. «Детство Темы»

3. Алексеев С.П. Рассказы о войне 1812 года; Сто рассказов из русской истории

4. Гайдар А.П. «Тимур и его команда»; «Судьба барабанщика»

5. Гурьян О. «Мальчик из Холмогор»

6. Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»

7. Крюкова Т. «Невыученные уроки»

8. Лагин Л. «Старик-Хоттабыч»

9. Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»

10. Ю. Олеша Ю. «Три толстяка»

11. Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Отряд Трубачева сражается»

12. Гауф В. Сказки: «Холодное сердце»; «Карлик-нос»

13. Гюго В. «Гаврош»; «Козетта»

14. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

15. Сэтон-Томпсон Э. Рассказы о животных. — Животные герои. Маленькие дикари

16. Воскобойников В.М. «Жизнь замечательных детей» Книги 1,2,3.

17. Крапивин В. «Оруженосец Кашка», «Тень каравеллы» Повести

18. Томин Ю.Г. «Карусели над городом» Фантастическая повесть

19. Линдгрен А. «Мио, мой Мио!» Повести-сказки

20. Метерлинк М. «Синяя птица»

21. Ильина Е. «Четвертая высота»

22. Катаев В. «Сын полка»

Список литературы на лето после окончания 3 класса (между 3 и 4 классом) по программе «Гармония»

  • Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома
  • А.Лингрен. Мадике и Пимс из Юнибаккена
  • С. Прокофьева. Астрель и хранитель леса. Ученик волшебника. Приключения желтого чемоданчика
  • И. Акимушкин. Следы невиданных зверей
  • Д. Сабитова. Цирк в шкатулке
  • Т. Крюкова. Чудеса не понарошку
  • И.Токмакова. Маруся еще вернется
  • Ю. Алешковский. Кыш и два портфеля
  • В. Голявкин. Мой добрый папа
  • В. Чаплина. Питомцы зоопарка
  • П. Ершов. Конек-горбунок
  • Б. Житков. Что бывало
  • С. Козлов. Ежик в тумане
  • Т. Янсон. Муми-тролль и другие
  • Е. Левитан. Сказочные приключения маленького астронома
  • В.Курчевский. Быль сказка о карандашах и красках
  • В. Дуров. Мои артисты. Мои звери
  • Г. Пивоварова. По страницам занимательной географии
  • А. Чехов. Белолобый
  • Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали
  • С. Алексеев. Рассказы о Суворове и русских солдатах
  • Г. Чернено. Путешествие в страну роботов
  • Ю. Коваль. Приключения Васи Куролесова
  • В. Крапивин. Оруженосец Кашка
  • Е.Велтисов. Приключения Электроника
  • С. Аксаков. Детские годы Багрова внука
  • А. Болотов. Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков
  • А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители
  • К. Ушинский. Детский мир и хрестоматия
  • Л. Чарская. Записки маленькой гимназистки
  • Б. Житков. Морские истории
  • К. Чуковский. Серебряный герб

5 класс

1. Русские народны сказки

«Царевна-лягушка», «Иван - крестьянский сын», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

2. Древнерусская литература

«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

4. В.А. Жуковский «Спящая царевна», «Кубок»

5. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

6. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

7. П.П. Ершов «Конек-Горбунок»

8. В.М. Гаршин «Attalea Princeps»

9. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

10. Н.В. Гоголь «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством»

11. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «На Волге»

12. И.С. Тургенев «Муму»

13. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

14. А.П. Чехов «Хирургия»

15. И.А. Бунин «Косцы»

16. В.Г. Короленко «В дурном обществе»

17. П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»

18. К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»

19. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

20. А.П. Платонов «Никита»

21. В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

22. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

23. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

24. Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

25. Жорж Санд «О чем говорят цветы»

26. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

27. Джек Лондон «Сказание о Кише»

6 класс

1. Древнерусская литература

«Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе»

И.И. Дмитриев «Муха»

И.А. Крылов «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей»

3. А.С. Пушкин

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: «Барышня-крестьянка»;

«Дубровский»

4. И.С. Тургенев «Бежин луг»

5. Н.А. Некрасов «Железная дорога»

6. Н.С. Лесков «Левша»

7. А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

8. А.И. Куприн «Чудесный доктор»

9. А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

10. А.С. Грин «Алые паруса»

11. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

12. В. Г. Распутин «Уроки французского»

13. Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

14. В.М. Шукшин «Чудик», «Критики»

15. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

16. М. де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

17. П. Мериме «Маттео Фальконе»

18. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

7 класс

1. Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко»

2. «Калевала»

3. «Песнь о Роланде»

4. Древнерусская литература

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

5. А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Станционный смотритель»

6. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

7. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Повесть о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем»

8. И.С. Тургенев «Бирюк»

9. Н.А. Некрасов «Русские женщины», «Размыщления у парадного подъезда»

10. А.К. Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

11. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

12. Л.Н. Толстой «Детство»

13. А.П. Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня»

14. И.А. Бунин «Цифры», «Лапти»

15. Максим Горький «Детство», «Старуха Изергиль»

16. ВА.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Хорошее отношение к лошадям»

17. Л. Андреев «Кусака»

18. А.П. Платонов «Юшка»

19. Федор Абрамов «О чем плачут лошади»

20. Евгений Носов «Кукла», «Живое пламя»

21. Юрий Казаков «Тихое утро»

22. Д.С. Лихачев «Земля родная», «Письма о добром»

23. М.М. Зощенко «Беда»

24. О. Генри «Дары волхвов»

25. Р.Д. Брэдбери «Каникулы»

8 класс

1. Житие Александра Невского

2. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

3. А.С. Пушкин «История Пугачева», «Капитанская дочка»

4. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

5. Н.В. Гоголь «Ревизор», повесть «Шинель»

6. И.С. Тургенев «Записки охотника»: «Певцы», «Хорь и Калиныч»

7. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

8. Н.С. Лесков «Старый гений», «Человек на часах»

9. Л.Н. Толстой «После бала»

10. А.П. Чехов «О любви», «Человек в футляре»

11. И.А. Бунин «Кавказ»

12. А.И. Куприн «Куст сирени»

13. И.С. Шмелев «Как я стал писателем»

14. М.А. Осоргин «Пенсне»

15. Тэффи «Жизнь и воротник»

16. М.М. Зощенко «История болезни»

17. А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

18. В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

19. У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

20. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

21. В. Скотт «Айвенго»

9 класс

1.Слово о полку Игореве.Повесть временных лет. (Прозаический перевод)

2.Д.И.Фонвизин «Бригадир»

3.А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

4.Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

5.А.С.Грибоедов «Горе от ума»

6.А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии»

7.М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

8.Н.В.Гоголь «Мертвые души», «Петербургские повести»

9.Ф.М.Достоевский «Белые ночи»

10.А.Н.Островский «Бедность – не порок»

11.Л.Н.Толстой «Отрочество», «Юность»

12.И.А.Бунин «Темные аллеи»

13.А.И.Солженицын «Матренин двор»

14.У.Шекспир «Гамлет»

Тема Великой Отечественной войны : М.А. Шолохов «Судьба человека», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», А. Фадеев «Молодая гвардия», Г. Бакланов «Навеки-девятнадцатилетние»

10 класс

Для обязательного чтения

1. И.С. Тургенев. «Отцы и дети».

2. А.Н. Островский «Гроза».

3. А.И. Гончаров. «Обломов».

4. Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Лирика

5. Л.Н. Толстой. «Война и мир».

6. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

7. А.П. Чехов. «Вишневый сад». «Человек в футляре». «Ионыч». «Палата № 6». «Крыжовник».

8. М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города».

9. А.А. Фет. Лирика

10. Ф.И. Тютчев. Лирика

11. А.К. Толстой. Лирика

Для дополнительного чтения

1. И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо». «Рудин»

2. А.Н. Островский. «Бесприданница». «Свои люди – сочтемся».

3. А.И. Гончаров. «Обыкновенная история»

4. Н.А. Некрасов. «Русские женщины»

5. Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»

6. Ф.М. Достоевский. «Идиот»

7. А.П. Чехов. «Дом с мезонином». «Дама с собачкой». «Попрыгунья».

8. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы»

Из зарубежной литературы (2-3 произведения по выбору учащихся)

Ги де Мопассан. Новеллы («Ожерелье». «Пышка» и др.)

П. Мериме. Новеллы («Этрусская ваза». «Голубая комната». «Локис» и др.)

Ф. Стендаль. Ванина Ванини». «Пармская обитель». «Красное и черное».

О. Бальзак. «Евгения Гранде». «Отец Горио»

Ч. Диккенс. «Большие ожидания»

У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия».

11 класс

Список произведений для летнего чтения
Произведения для обязательного чтения 1. М.А. Шолохов. «Тихий Дон»
2. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
3. Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго»
4. А.М. Горький. «На дне».
5. А.И. Куприн. «Поединок»
6. Н.А. Островский. «Как закалялась сталь»
7. А. Фадеев. «Разгром»

Произведения о Великой Отечественной войне (3-4 по выбору учащегося) 1. Ю. Бондарев. «Горячий снег». «Батальоны просят огня». «Берег». «Выбор».
2. Б. Васильев. «А зори здесь тихие…» «В списках не значился»
3. В. Быков. «Обелиск». «Сотников»
4. В. Астафьев. «Пастух и пастушка». «Прокляты и убиты».
5. В. Некрасов. «В окопах Сталинграда»
6. Б. Горбатов. «Непокоренные»
7.В. Распутин. «Живи и помни»
8. К. Воробьев. «Убиты под Москвой»
9. М. Владимов. «Генерал и его армия».
10. М. Шолохов. «Они сражались за Родину»
11. А. Фадеев. «Молодая гвардия»

Современная литература (по выбору учащегося 2-3 произведения)
Т. Толстая. «Кысь»
В. Пелевин. «Хрустальный мир».
Л. Улицкая. «Сонечка». «Русское варенье»
А. Битов. «Фотография Пушкина»
В. Маканин. «Лаз». «Кавказский пленный». «Андеграунд, или Герой нашего времени»
М. Владимов. «Верный Руслан»

Антиутопии
1. Е. Замятин. «МЫ» (для обязательного чтения)
2. О. Хаксли. «Дивный новый мир»
3. Дж. Оруэлл. «1984». «Скотный двор».
Утопии Т. Мор. «Утопия».
Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» (для обязательного чтения)