Оперное творчество Джузеппе Верди: общий обзор. Краткая биография джузеппе верди

Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi)
Годы жизни: 1813 - 1901

Творчество Джузеппе Верди - кульминация в развитии итальянской музыки XIX века. Его творческая деятельность, связанная, в первую очередь, с жанром оперы, охватила более полувека: первая опера («Оберто, граф Бонифачо») была написана им в 26-летнем возрасте , предпоследняя («Отелло») - в 74 года, последняя («Фальстаф») - в 80 (!) лет. Всего, с учетом шести новых редакций ранее написанных произведений, он создал 32 оперы, которые и поныне составляют основной репертуарный фонд театров всего мира.

Жизненный путь Верди совпал с поворотным моментом итальянской истории. Это была героическая эпоха Рисорджименто - эпоха борьбы итальянцев за свободную и неделимую Италию. Верди был активным участником этой героической борьбы, в ее драматизме он черпал свое вдохновение. Не случайно современники так часто называли композитора «музыкальным Гарибальди», «маэстро итальянской революции».

Оперы 40-х годов

Уже в первых операх Верди, созданных им в 40-е годы, нашли воплощение столь актуальные для итальянской публики XIX века национально-освободительные идеи: «Набукко», «Ломбардцы», «Эрнани», «Жанна д,Арк», «Атилла», «Битва при Леньяно», «Разбойники», «Макбет» (первая шекспировская опера Верди) и т.д. - все они основаны на героико-патриотических сюжетах, воспевают борцов за свободу, в каждой из них содержится прямой политический намек на общественную обстановку в Италии, сражающейся против австрийского гнета. Постановки этих опер вызывали взрыв патриотических чувств у итальянского слушателя, выливались в политические демонстрации, то есть становились событиями политического значения. Сочиненные Верди мелодии оперных хоров приобретали значение революционных песен и распевались по всей стране.

Оперы 40-х годов не лишены недостатков:

  • запутанность либретто;
  • отсутствие ярких, рельефных сольных характеристик;
  • подчиненная роль оркестра;
  • маловыразительность речитативов.

Однако слушатели охотно прощали эти недостатки за искренность, героико-патриотический пафос и созвучность собственным мыслям и чувствам.

Последняя опера 40-х годов - «Луиза Миллер» по драме Шиллера «Коварство и любовь» - открыла новый этап в творчестве Верди. Композитор впервые обратился к новой для себя теме - теме социального неравенства , которая волновала многих художников второй половины XIX века, представителей критического реализма . На смену героическим сюжетам приходит личная драма , обусловленная социальными причинами. Верди показывает, как несправедливое общественное устройство ломает человеческие судьбы. При этом люди бедные, бесправные оказываются гораздо благороднее, духовно богаче, чем представители «высшего света».

Оперы 50-х - 60-x годов

Тема социальной несправедливости, идущая от «Луизы Миллер», получила развитие в знаменитой оперной триаде начала 50-х годов - , «Трубадур» , (обе 1853). Все три оперы рассказывают о страдании и гибели людей социально обездоленных, презираемых «обществом»: придворном шуте, нищей цыганке, падшей женщине. Создание этих сочинений говорит о возросшем мастерстве Верди-драматурга. По сравнению с ранними операми композитора здесь сделан огромный шаг вперед:

  • усиливается психологическое начало, связанное с раскрытием ярких, неординарных человеческих характеров;
  • обостряются контрасты, отражающие жизненные противоречия;
  • новаторски трактуются традиционные оперные формы (многие арии, ансамбли превращаются в свободно организованные сцены);
  • в вокальных партиях повышается роль декламации;
  • возрастает роль оркестра.

Позднее, в операх, созданных во второй половине 50-х годов («Сицилийская вечерня» - для Парижской оперы, «Симон Бокканегра», «Бал-маскарад») и в 60-х годах («Сила судьбы» - по заказу петербургского Мариинского театра и «Дон Карлос» - для «Парижской оперы), Верди вновь возвращается к историко-революционной и патриотической тематике. Однако теперь общественно-политические события неразрывно связаны с личной драмой героев, а пафос борьбы, яркие массовые сцены сочетаются с тонким психологизмам. Лучшее из перечисленных сочинений - опера «Дон Карлос», разоблачающая страшную сущность католической реакции. В ее основе лежит исторический сюжет, заимствованный из одноименной драмы Шиллера. События разворачиваются в Испании времен правления деспотичного короля Филиппа II, предающего собственного сына в руки инквизиции. Сделав одним из главных героев произведения угнетенный фламандский народ, Верди показал героическое сопротивление насилию и тирании. Этот тираноборческий пафос «Дона Карлоса», созвучный политическим событиям в Италии, во многом подготовил «Аиду».

Поздний период творчества (1870-е - 1890-е годы)

Созданная в 1871 году по заказу египетского правительства, открывает поздний период в творчестве Верди . К этому периоду относятся также такие вершинные творения композитора, как музыкальная драма «Отелло» и комическая опера «Фальстаф» (обе по Шекспиру на либретто Арриго Бойто). В этих трех операх соединились лучшие черты стиля композитора:

  • глубокий психологический анализ человеческих характеров;
  • яркий, захватывающий показ конфликтных столкновений;
  • гуманизм, направленный на обличение зла и несправедливости;
  • эффектная зрелищность, театральность;
  • демократическая доходчивость музыкального языка, опирающегося на традиции итальянской народной песенности.

Т.е. довольно поздно: Верди, выросший в деревне, далеко не сразу попал в среду, где полностью могли раскрыться его способности. Его юность прошла в маленьком провинциальном городке Бусетто; попытка поступить в Миланскую консерваторию окончилась неудачей (хотя время, проведенное в Милане, не прошло даром - Верди частным образом занимался с дирижером миланского театра «Ла Скала» Лавинья).

После триумфа «Аиды» Верди говорил, что считает свою деятельность оперного композитора законченной и, действительно, целых 16 лет не писал опер. Это, во многом, объясняется засильем вагнерианства в музыкальной жизни Италии.

Творчество Верди - кульминация в развитии итальянской музыки XIX века. Его творческая деятельность, связанная, в первую очередь, с жанром оперы, охватила более полувека: первая опера («Оберто, граф Бонифачо») была написана им в 26-летнем возрасте, предпоследняя («Отелло») - в 74 года, последняя («Фальстаф») - в 80 (!) лет. Всего, с учетом шести новых редакций ранее написанных произведений, он создал 32 оперы, которые и поныне составляют основной репертуарный фонд театров всего мира.

В общей эволюции оперного творчества Верди просматривается определенная логика. В плане тем и сюжетов выделяются оперы 40-х годов с приоритетным значением сюжетных мотивов, рассчитанных на большой общественно-политический резонанс («Набукко», «Ломбардцы», «Битва при Леньяно»). Верди обращался к таким событиям древней истории, которые оказывались созвучными настроениям современной ему Италии.

Уже в первых операх Верди, созданных им в 40-е годы, нашли воплощение столь актуальные для итальянской публики XIX века национально-освободительные идеи: «Набукко», «Ломбардцы», «Эрнани», «Жанна д,Арк », «Атилла», «Битва при Леньяно», «Разбойники», «Макбет» (первая шекспировская опера Верди) и т.д. - все они основаны на героико-патриотических сюжетах, воспевают борцов за свободу, в каждой из них содержится прямой политический намек на общественную обстановку в Италии, сражающейся против австрийского гнета. Постановки этих опер вызывали взрыв патриотических чувств у итальянского слушателя, выливались в политические демонстрации, то есть становились событиями политического значения.

Сочиненные Верди мелодии оперных хоров приобретали значение революционных песен и распевались по всей стране. Последняя опера 40-х годов - Луиза Миллер» по драме Шиллера «Коварство и любовь» - открыла новый этап в творчестве Верди. Композитор впервые обратился к новой для себя теме - теме социального неравенства , которая волновала многих художников второй половины XIX века, представителей критического реализма . На смену героическим сюжетам приходит личная драма , обусловленная социальными причинами. Верди показывает, как несправедливое общественное устройство ломает человеческие судьбы. При этом люди бедные, бесправные оказываются гораздо благороднее, духовно богаче, чем представители «высшего света».

В своих операх 50-х годов Верди отходит от гражданско-героической линии и сосредотачивается на личных драмах отдельных персонажей. В эти годы создана знаменитая оперная триада - «Риголетто» (1851), «Травиата» (1853), «Трубадур» (1859). Тема социальной несправедливости, идущая от «Луизы Миллер», получила развитие в знаменитой оперной триаде начала 50-х годов - «Риголетто» (1851), «Трубадур», «Травиата» (обе 1853). Все три оперы рассказывают о страдании и гибели людей социально обездоленных, презираемых «обществом»: придворном шуте, нищей цыганке, падшей женщине. Создание этих сочинений говорит о возросшем мастерстве Верди-драматурга.


По сравнению с ранними операми композитора здесь сделан огромный шаг вперед:

  • усиливается психологическое начало, связанное с раскрытием ярких, неординарных человеческих характеров;
  • обостряются контрасты, отражающие жизненные противоречия;
  • новаторски трактуются традиционные оперные формы (многие арии, ансамбли превращаются в свободно организованные сцены);
  • в вокальных партиях повышается роль декламации;
  • возрастает роль оркестра.

Позднее, в операх, созданных во второй половине 50-х годов («Сицилийская вечерня» - для Парижской оперы, «Симон Бокканегра», «Бал-маскарад») и в 60-х годах («Сила судьбы» - по заказу петербургского Мариинского театра и «Дон Карлос» - для «Парижской оперы), Верди вновь возвращается к историко-революционной и патриотической тематике. Однако теперь общественно-политические события неразрывно связаны с личной драмой героев, а пафос борьбы, яркие массовые сцены сочетаются с тонким психологизмам.

Лучшее из перечисленных сочинений - опера «Дон Карлос», разоблачающая страшную сущность католической реакции. В ее основе лежит исторический сюжет, заимствованный из одноименной драмы Шиллера. События разворачиваются в Испании времен правления деспотичного короля Филиппа II , предающего собственного сына в руки инквизиции. Сделав одним из главных героев произведения угнетенный фламандский народ, Верди показал героическое сопротивление насилию и тирании. Этот тираноборческий пафос «Дона Карлоса», созвучный политическим событиям в Италии, во многом подготовил «Аиду».

«Аида» , созданная в 1871 году по заказу египетского правительства, открывает поздний период в творчестве Верди. К этому периоду относятся также такие вершинные творения композитора, как музыкальная драма «Отелло» и комическая опера «Фальстаф» (обе по Шекспиру на либретто Арриго Бойто).

В этих трех операх соединились лучшие черты стиля композитора:

  • глубокий психологический анализ человеческих характеров;
  • яркий, захватывающий показ конфликтных столкновений;
  • гуманизм, направленный на обличение зла и несправедливости;
  • эффектная зрелищность, театральность;
  • демократическая доходчивость музыкального языка, опирающегося на традиции итальянской народной песенности.

В двух последних операх, созданных на сюжеты Шекспира - «Отелло» и «Фальстаф» Верди стремится найти какие-то новые пути в опере, дать в ней более углубленную проработку психологического и драматического аспектов. Однако в плане мелодической весомости и содержательности (особенно это касается «Фальстафа») они уступают ранее написанным операм. Добавим, что в количественном отношении оперы расположились по линии «угасания». За последние 30 лет своей жизни Верди написал лишь 3 оперы: т.е. один спектакль за 10 лет.

Опера Джузеппе Верди «Травиата»

Сюжет « Травиаты» (1853 г.) заимствован из романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Как возможный оперный материал он привлек внимание композитора сразу после выхода в свет (1848 г.) Роман имел сенсационный успех и вскоре писатель переработал его в пьесу. Верди был на ее премьере и окончательно утвердился в своем решении писать оперу. Он нашел у Дюма близкую себе тему - трагедию загубленной обществом женской судьбы.

Тема оперы вызвала бурную полемику: современный сюжет, костюмы, прически были очень непривычны для публики XIX века. Но самым неожиданным явилось то, что впервые на оперную сцену в качестве главной героини, изображенной с нескрываемым сочувствием, вышла «падшая женщина» (обстоятельство, специально подчеркнутое Верди в названии оперы - именно так переводится итальянское «травиата»). В этой новизне - главная причина скандального провала премьеры.

Как и во многих других операх Верди либретто написал Франческо Пиаве. В нем всё предельно просто:

  • минимум действующих лиц;
  • отсутствие запутанной интриги;
  • акцент не на событийной, а на психологической стороне - душевном мире героини.

Композиционный план на редкость лаконичен, он сконцентрирован на лич-ной драме:

I д. - экспозиция образов Виолетты и Альфреда и завязка любовной линии (признание Альфреда и зарождение ответного чувства в душе Виолетты);

Во II д. показана эволюция образа Виолетты, вся жизнь которой совершенно преобразилась под влиянием любви. Уже здесь совершается поворот в сторону трагической развязки (встреча Виолетты с Жоржем Жермоном становится для нее роковой);

В III д. содержится кульминация и развязка - смерть Виолетты. Таким образом, ее судьба является основным драматургическим стержнем оперы.

По жанру «Травиата» - один из первых образцов лирико-психологической оперы. Обыденность и интимность сюжета привели Верди к отказу от герои-ческой монументальности, театральной зрелищности, эффектности, которыми отличались первые его оперные произведения. Это самая «тихая», камерная опера композитора. В оркестре господствуют струнные инструменты, динамика редко выходит за пределы р .

Гораздо шире, чем в других своих сочинениях, Верди опирается на современные бытовые жанры . Это, в первую очередь, жанр вальса, который можно назвать «лейтжанром» «Травиаты» (яркие образцы вальса - застольная песня Альфреда, 2 часть арии Виолетты «Быть свобод-ной...», дуэт Виолетты и Альфреда из 3 д. «Покинем край мы»). На фоне вальса происходит и любовное объяснение Альфреда в I действии.

Образ Виолетты.

Первая характеристика Виолетты дана в краткой оркестровой прелюдии, вво-дящей в оперу, где звучат 2 противоположные по смыслу темы:

1 - тема «умирающей Виолетты», предвосхищающая развязку драмы. Дана в приглушенном звучании скрипок divizi, в скорбном h-moll, хораль-ной фактуре, на секундовых интонациях. Повторив эту тему во вступлении к III действию, композитор подчеркнул единство всей композиции (прием «те-матической арки»);

2 - «тема любви» - страстная и восторженная, в яркой звучности E-dur, сочетает певучесть мелодики с плавной вальсовостью ритма. В самой опере она появляется в партии Виолетты во II д. в момент ее расставания с Альфредом.

В I действии (картина бала) характеристика Виолетты строится на перепле-тении двух линий: блестящей, виртуозной, связанной с воплощением внеш-ней сути образа, и лирико-драматической, передающей внутренний мир Виолетты. В самом начале действия господствует первая - виртуозная. На праздни-ке Виолетта кажется неотделимой от окружающей ее среды - веселящегося свет-ского общества. Ее музыка мало индивидуализирована (характерно, что Виолетта присоединяется к застольной песне Альфреда, которую вскоре подхватывает весь хор гостей).

После любовного объяснения Альфреда Виолетта находится во власти самых проти-воречивых чувств: здесь и мечта о настоящей любви, и неверие в воз-можность счастья. Вот почему ее большая портретная ария , завершающая I действие, строится на контрастном сопоставлении двух частей:

1 часть - медленная («Не ты ли мне...» f-moll ). Отличается задумчи-вым, элегическим характером. Плавная вальсообразная мелодия полна трепета и нежности, внутреннего волнения (паузы, рр , сдержанный аккомпанемент). В качест-ве своеобразного припева к основной мелодии выступает тема любовного приз-нания Альфреда. Отныне эта прекрасная мелодия, очень близкая теме любви из оркестровой прелюдии, становится ведущей лейттемой оперы (т.н. 2-я т. любви). В арии Виолетты она звучит несколько раз, сначала в ее партии, а потом у Альфреда, голос которого дан вторым планом.

2 часть арии - быстрая («Быть свободной...» As-dur). Это блестящий вальс, увлекающий стремительностью ритма и виртуозной колоратурой. Подобное 2хчастное строение встречается во многих оперных ариях; одна-ко Верди приблизил арию Виолетты к свободной снене-монологу, включив в нее выразительные речитативные связки (в них - отражение душевной борьбы Виолетты) и использовав прием двуплановости (голос Альфреда издалека).

Полюбив Альфреда, Виолетта покинула вместе с ним шумный Париж, порвав со сво-им прошлым. Чтобы подчеркнуть эволюцию главной героини, Верди во II действии коренным образом изменяет особенности ее музыкальной речи. Внешний блеск и виртуозные рулады исчезают, интонации приобретают песенную простоту.

В центре II действия - дуэт Виолетты с Жоржем Жермоном , отцом Альфреда. Это, в полном смысле слова, психологический поединок двух натур: душевное благородство Виолетты противопоставлено обывательской посредственности Жоржа Жермона.

Композиционно дуэт очень далек от традиционного типа совместного пения. Это свободная сцена, включающая речитативы, ариозо, ансамблевое пение. В построении сцены можно выделить три больших раздела, связанных речитативными диалогами.

I раздел включает ариозо Жермона «Чистую, с серд-цем ангела» и ответное соло Виолетты «Вы поймете ль силу страсти». Партия Виолетты отличается бурным волнением и резко контрастирует размеренной кантилене Жермона.

Музыка 2 раздела отражает перелом в настроении Виолетты. Жермону удается заронить в ее душе мучительные сомнения в долговечности любви Альфреда (ариозо Жермона «Минует увлеченье») и она уступает его просьбам («Дочери вашей...»). В отличие от 1-го раздела, во 2-м преобладает совместное пение, в кото-ром ведущая роль принадлежит Виолетте.

З раздел («Умру, но памяти моей") посвящен показу самоотверженной решимости Виолетты отречься от своего счастья. Его музыка выдержана в характере сурового марша.

Следующая за дуэтом сцена прощального письма Виолетты и ее расставания с Aльфредом полна душевного смятения и страсти, которая достигает кульминации в экспрессивном звучании т. любви из оркестровой прелюдии (на словах «Ах, Альфред мой! Я так люблю тебя» ).

Драма Виолетты, решившейся уйти от Альфреда, продолжается на балу у Флоры (финал 2 д. или 2 картина 2 д.) Вновь, как и в начале оперы, звучит беззабот-ная танцевальная музыка, но теперь пестрая суета бала тяготит Виолетту; она мучительно переживает разрыв с любимым. Кульминация финала 2 д. - ос-корбление Альфреда, бросающего к ногам Виолетты деньги - плату за любовь.

III действие почти целиком посвящено Виолетте, измученной болезнью и все-ми покинутой. Уже в небольшом оркестровом вступлении возникает ощущение приближающейся катастрофы. Оно основано на теме умирающей Виолетты из оркестровой прелюдии к I действию, только в более напряженном c-moll. Характерно, что во вступлении к III действию нет второй, контрастной темы - темы любви.

Центральный по значению эпизод III действия - ария Виолетты «Простите вы навеки» . Это прощание с жизнью, с минутами счастья. Перед началом арии в оркестре появляется 2-я т. любви (когда Виолетта читает письмо Жоржа Жермона). Мелодия арии очень проста, строится на плавных мотивах опевания и песенных ходах на сексту. Очень выразителен ритм: акценты на слабых долях и длитель-ные паузы вызывают ассоциации с затрудненным дыханием, с физическим изнеможением. Тональное развитие от a-moll направлено к параллельно-му, а затем к одноименному мажору, тем горестнее возвращение в минор. Форма куплетная. Трагизм ситуации усугубляют праздничные звуки карна-вала, врывающиеся в открытое окно (в финале «Риголетто» в аналогичной роли выступает песенка Герцога).

Атмосферу приближающейся смерти ненадолго озаряет радость встречи Виолетты с вернувшимся Альфредом. Их дуэт «Покинем край мы» - это еще один вальс, светлый и мечтательный. Однако силы вскоре покидают Виолетту. Торжественно и скорбно звучит музыка последнего прощания, когда Виолетта дарит Альфреду свой медальон (хоральные аккорды в остинатном ритме на рррр - характерные признаки траурного марша). Перед самой развязкой снова звучит тема любви в предельно тихой звучности струнных инструментов.

Опера Джузеппе Верди «Риголетто»

Это первая зрелая опера Верди (1851 г.), в которой композитор отошел от героической тематики и обратился к конфликтам, порожденным социальным неравенством.

В основе сюжета - драма Виктора Гюго «Король забавляется», запрещенная сразу же после премьеры, как подрывающая авторитет королевской власти. Чтобы избежать столкновений с цензурой, Верди и его либреттист Франческо Пиаве перенесли место действия из Франции в Италию и изменили имена героев. Однако эти «внешние» переделки ничуть не уменьшили силу социального обличения: опера Верди, как и пьеса Гюго, обличает нравственное беззаконие и порочность светского общества.

Опера состоит из тех действий, на протяжении которых напряженно и стремительно развивается одна-единственная сюжетная линия, связанная с образами Риголетто, Джильды и Герцога. Подобная сосредоточенность исключительно на судьбах главных героев характерна для драматургии Верди.

Уже в I действии - в эпизоде проклятия Монтероне - предначертана та роковая развязка, к которой влекут все страсти и поступки героев. Между этими крайними точками драмы - проклятием Монтероне и смертью Джильды - расположена цепь взаимосвязанных драматических кульминаций, неумолимо приближающих трагический финал.

  • сцена похищения Джильды в финале I действия;
  • монолог Риголетто и следующая за ним сцена с Джильдой, в которой Риголетто клянется отомстить Герцогу (II действие);
  • квартет Риголетто, Джильды, Герцога и Маддалены - кульминация III действия, открывающая прямой путь к роковой развязке.

Главный герой оперы - Риголетто - один из ярчайших образов, созданных Верди. Это человек, над которым, по определению Гюго, тяготеет тройное несчастье (уродство, немощь и презираемая профессия). Его именем, в отличие от драмы Гюго, композитор и назвал свое произведение. Он сумел раскрыть образ Риголетто с глубочайшей правдивостью и шекспи-ровской многогранностью.

Это человек больших страстей, обладающий незаурядным умом, но вынужденный играть унизительную роль при дворе. Риголетто презирает и нена-видит знать, он не упускает случая, чтобы поиздеваться над продажными придворными. Его смех не щадит даже отцовского горя старика Монтероне. Однако наеди-не с дочерью Риголетто совсем другой: это любящий и самоотверженный отец.

Первая же тема оперы, открывающая краткое оркестровое вступление, связана с обра-зом главного героя. Это лейтмотив проклятия , основанный на упорном повторении одного звука в остропунктирном ритме, драматическом c-moll, у труб и тромбонов. Характер зловещий, мрачный, трагедийный, подчеркнутый напряженной гармонией. Эта тема воспринимается как образ рока, неумолимой судьбы.

Вторая тема вступления получила название «темы страдания». Она основана на горестных секундовых инто-нациях, прерываемых паузами.

В I картине оперы (бал во дворце Герцога) Риголетто предстает в обличье шута. Его ужимки, кривлянье, хромую походку передает тема, звучащая в оркестре (№ 189 по нотам). Для нее характерны острые, «колючие» ритмы, неожиданные акценты, угло-ватые мелодические обороты, «клоунадные» отыгрыши.

Резким диссонансом по отношению ко всей атмосфере бала является эпизод, связанный с проклятием Монтероне. Его грозная и величественная музыка характери-зует не столько Монтероне, сколько душевное состояние Риголетто, потрясенного прок-лятием. По дороге домой он не может забыть о нем, поэтому в оркестре появляются зловещие отзвуки л-ва проклятия, сопровождая речитатив Риголетто «Навек тем стар-цем проклят я». Этот речитатив открывает 2 картину оперы , где Риголетто участвует в двух совершенно противоположных по колориту дуэтных сценах.

Первая, со Спарафучиле - это подчеркнуто «деловая», сдержанная беседа двух «заговорщиков», которая не нуждалась в кантиленном пении. Она выдержана в сумрачных тонах. Обе партии насквозь речитативны и ни разу не объединяются. «Цементирующую» роль играть непрерывная мелодия в октавном унисоне виолончелей и контрабасов в оркестре. В конце сцены вновь, как неотвязное воспоми-нание, звучит л-в проклятия.

Вторая сцена - с Джильдой, раскрывает иную, глубоко человечную сторону характера Риголетто. Чувства отцовской любви передаются через широкую, типично итальянскую кантилену, ярким примером которой являются два ариозо Риголетто из этой сцены - «Не говори о ней со мной» (№ 193) и «О, береги цветок роскошный» (обращение к служанке).

Центральное место в развитии образа Риголетто занимает его сцена с придворными после похищения Джильды из 2 действия . Риголетто появляется, напевая шутовскую песенку без слов, сквозь напускное равнодушие которой ясно ощущаются затаенная боль и тревога (благодаря минорному ладу, обилию пауз и нисходя-щим секундовым интонациям). Когда Риголетто понимает, что его дочь у Герцога, он сбрасывает маску деланного равнодушия. Гнев и ненависть, страстная мольба слышатся в его трагической арии-монологе «Куртизаны, исчадье порока».

В монологе две части. I часть основана на драматической декла-мации, в ней получают развитие выразительные средства оркестрового вступления к опере: тот же патетический c-moll, речевая выразительность мелодии, энергия ритма. Чрезвычайно велика роль оркестра - безостановочный поток фигурации струн-ных, многократное повторение мотива вздоха, возбужденная пульсация секстолей.

2 часть монолога строится на плавной, проникновенной кантилене, в которой ярость уступает место мольбе («Господа, сжальтесь вы надо мною ).

Следующая ступень в развитии образа главного героя - Риголетто-мститель. Таким он впервые предстает в новой дуэтной сцене с дочерью во 2 действии, которая начинается с рассказа Джильды о похищении. Подобно первому дуэту Риголетто и Джильды (из I д.), она включает не только ансамблевое пение, но и речитативные диалоги, и ариозо. Смена контрастных эпизодов отражает различные оттенки эмоциональ-ного состояния героев.

Заключительный раздел всей сцены обычно называют «дуэтом мести». Ведущую роль в нем играет Риголетто, который клянется жестоко отомстить Герцогу. Характер музыки очень активный, волевой, чему способст-вует быстрый темп, сильная звучность, тональная устойчивость, восходящая направленность интонаций, упорно повторяющийся ритм (№ 209). «Дуэтом мести» за-вершается все 2 действие оперы.

Образ Риголетто-мстителя получает развитие в центральном номере 3 действия, гениальном квартете , где переплетаются судьбы всех главных действующих лиц. Мрачная решимость Риголетто здесь противопоставлена и легкомыслию Герцога, и душевной муке Джильды, и кокетству Маддалены.

Во время разыгравшейся грозы Риголетто совершает сделку со Спарафучиле. Карти-на бури имеет психологический смысл, она дополняет драму героев. Кроме то-го, важнейшую роль в 3 действии играет беспечная песенка Герцога «Сердце красавиц», выступая предельно ярким контрастом по отношению к драматичес-ким событиям финала. Последнее проведение песенки открывает Риголетто ужасную истину: жертвой мести стала его дочь.

Сцена Риголетто с умирающей Джильдой, их последний дуэт - это развязка всей драмы. В его музыке преобладает декламационное начало.

Два других ведущих образа оперы - Джильды и Герцога - психологически глубоко различны.

Главное в образе Джильды - ее любовь к Герцогу, ради которой девушка жертвует своей жизнью. Характеристика героини дана в эволюции.

Впервые Джильда появляется в дуэтной сцене с отцом в I действии. Ее выход сопровождается яркой портретной темой в оркестре. Быстрый темп, жизнерадостный до-мажор, танцевальная ритмика с «озорными» синкопами передают и радость встречи, и светлый, юный облик героини. Эта же тема продолжает развиваться и в самом дуэте, связывая краткие, певучие вокальный фразы.

Развитие образа продолжается в следующих сценах I действия - любовном дуэте Джильды и Герцога и арии Джильды.

Вспоминая о любовном свидании. Ария построена на одной теме, развитие которой образует трехчастную форму. В среднем разделе мелодия арии расцвечивается виртуозным колоратурным орнаментом.

Опера Джузеппе Верди «Аида»

Создание «Аиды» (Каир, 1871 г.) связано с предложением со стороны египетского правительства написать оперу для нового оперного театра в Каире в ознаменование открытия Суэцкого канала. Сюжет был разработан известным французским ученым-египтологом Огюстом Мариеттом по старинной египетской легенде. В опере раскрывается идея борьбы между добром и злом, любовью и ненавистью.

Человеческие страсти, надежды сталкиваются с неумолимостью рока, судьбы. Впервые этот конфликт дан в оркестровом вступлении к опере, где сопоставляются, а затем и полифонически совмещаются два ведущих лейтмотива - тема Аиды (олицетворение образа любви) и тема жрецов (обобщенный образ зла, рока).

По своему стилю «Аида» во многом близка «большой французской опере» :

  • большими масштабами (4 действия, 7 картин);
  • декоративной пышностью, блеском, «зрелищностью»;
  • обилием массовых хоровых сцен и больших ансамблей;
  • большой ролью балета, торжественных шествий.

Вместе с тем, элементы «большой» оперы сочетаются с чертами лирико-психологической драмы , поскольку основная гуманистическая идея усилена психологическим конфликтом: все главные герои оперы, составляющие любовный «треугольник», испытывают острейшие внутренние противоречия. Так, Аида считает свою любовь к Радамесу предательством перед отцом, братьями, родиной; в душе Радамеса борется воинский долг и любовь к Аиде; между страстью и ревностью мечется Амнерис.

Сложность идейного содержания, акцент на психологическим конфликте обусловили сложность драматургии , которая отличается подчеркнутой конфликтностью. «Аида» - поистине опера драматических столкновений и напряженной борьбы не только между врагами, но и между любящими.

1 картина I действия содержит экспозицию всех основных персонажей оперы, кроме Амонасро, отца Аиды, и завязку любовной линии, которая отнесена буквально в самое начало оперы. Это трио ревности (№ 3), где раскрываются сложные взаимоотношения участников «любовного треугольника» - первая ансамблевая сцена оперы. В его порывистой музыке слышна и тревога, волнение Аиды и Радамеса, и едва сдерживаемый гнев Амнерис. Оркестровая партия трио основана на лейтмотиве ревности.

Во 2 действии контрастность усиливается. В первой его картине более крупным планом дано противопоставление двух соперниц (в их дуэте), а во второй картине (это финал 2-го действия) значительно обостряется основной конфликт оперы благодаря включению в него Амонасро, эфиопских пленников с одной стороны, и египетского фараона, Амнерис, египтян с другой.

В 3 действии драматургическое развитие всецело переключается в психологическую плоскость - в область человеческих взаимоотношений. Один за другим следуют два дуэта: Аида-Амонасро и Аида-Радамес. Они очень различны в выразительном и композиционном решении, но в то же время создают единую линию постепенно возрастающего драматического напряжения. В самом конце действия происходит сюжетный «взрыв» - невольное предательство Радамеса и внезапное появление Амнерис, Рамфиса, жрецов.

4 действие - абсолютная вершина оперы. Налицо его репризность по отношению к I действию: а) оба открываются дуэтом Амнерис и Радамеса; б) в финале повторяются темы из «сцены посвящения», в частности, молитва великой жрицы (однако если раньше эта музыка сопровождала торжественное величание Радамеса, то здесь - его ритуальное отпевание).

В 4 действии - две кульминации: трагическая в сцене суда и «тихая», лирическая в финале, в прощальном дуэте Аиды и Радамеса. Сцена суда - это трагическая развязка оперы, где действие развивается в двух параллельных планах. Из подземелья доносится музыка жрецов, обвиняющих Радамеса, а на переднем плане с отчаянием взывает к богам рыдающая Амнерис. Образ Амнерис наделен в сцене суда трагическими чертами. То, что она, в сущности, сама оказывается жертвой жрецов, приобщает Амнерис к положительному лагерю: она как бы занимает место Аиды в основном конфликте оперы.

Наличие второй, «тихой» кульминации - чрезвычайно важная особенность драматургии «Аиды». После грандиозных шествий, процессий, триумфальных маршей, балетных сцен, напряженных столкновений, подобная тихая, лирическая концовка утверждает прекрасную идею любви и подвига во имя нее.

Ансамблевые сцены.

Все важнейшие моменты в развитии психологического конфликта в «Аиде» связаны с ансамблевыми сценами, роль которых исключительно велика. Это и «трио ревности», выполняющее в опере функцию завязки, и дуэт Аида с Амнерис - первая кульминация оперы, и дуэт Аиды с Радамесом в финале - развязка любовной линии.

Особенно велика роль дуэтных сцен, возникающих в наиболее напряженных ситуациях. В I действии это дуэт Амнерис с Радамесом, перерастающий в «трио ревности»; во 2 действии - дуэт Аиды с Амнерис; в 3 действии два дуэта с участием Аиды следуют подряд. Один из них - с отцом, другой - с Радамесом; в 4 действии тоже два дуэта, окружающих кульминационную сцену суда: в начале - Радамес-Амнерис, конце - Радамес-Аида. Едва ли найдется другая опера, в которой было бы столько дуэтов.

При этом все они очень индивидуальны. Встречи Аида с Радамесом не носят конфликтного характера и приближаются к типу «ансамблей согласия» (особенно в финале). Во встречах Радамеса с Амнерис участники резко обособлены, но борьбы не возникает, Радамес уклоняется от нее. А вот встречи Аиды с Амнерис и Амонасро в полном смысле слова можно назвать духовными поединками.

С точки зрения формы все ансамбли «Аиды» являются свободно организованными сценами , построение которых всецело зависит от конкретного психологического содержания. В них чередуются эпизоды, основанные на сольном и ансамблевом пении, речитативные и чисто оркестровые разделы. Яркий пример очень динамичной сцены-диалога - дуэт Аида и Амнерис из 2 действия («дуэт испытания»). Образы двух соперниц показаны в столкновении и динамике: эволюция образа Амнерис идет от лицемерной мягкости, вкрадчивости к нескрываемой ненависти.

Ее вокальная партия строится преимущественно на патетическом речитативе. Кульминация в этом развитии наступает в момент «сбрасывания маски» - в теме «Ты любишь, люблю и я» . Ее неистовый характер, широта диапазона, неожиданность акцентов характеризуют властный, неукротимый нрав Амнерис.

В душе Аиды отчаяние сменяется бурной радостью, а затем мольбой о смерти. Вокальный стиль более ариозный, с преобладанием скорбных, молящих интонаций (например, ариозо «Прости и сжалься» , основанное на печальной лирической мелодии, звучащей на фоне арпеджированного аккомпанемента). В этом дуэте Верди использует «прием вторжения» - как бы в подтверждение торжества Амнерис в его музыку врываются звуки египетского гимна «К берегам священным Нила» из I картины. Еще одна тематическая арка - тема «Боги мои» из монолога Аиды из I действия.

Развитие дуэтных сцен всегда обусловлено конкретной драматургической ситуацией. Примером могут служить два дуэта из 3 д. Дуэт Аиды с Амонасро начинается их полным согласием, что выражается в совпадении тематизма (тема «Возвратимся мы скоро в край родной» звучит сначала у Амонасро, затем у Аиды), но его итогом становится психологическое «отдаление» образов: Аида морально подавлена в неравном поединке.

Дуэт Аиды с Радамесом, наоборот, начинается контрастным сопоставлением образов: восторженные возгласы Радамеса («Опять с тобой, дорогая Аида» ) противопоставлены скорбному речитативу Аиды. Однако, через преодоление, борьбу чувств достигается радостное, восторженное согласие героев (Радамес в любовном порыве решается бежать с Аидой).

В виде дуэтной сцены выстроен и финал оперы, действие которого разворачивается в двух параллельных планах - в подземелье (прощание с жизнью Аиды и Радамеса) и в храме, расположенном над ним (молитвенное пение жриц и рыдания Амнерис). Всё развитие финального дуэта направлено к прозрачной, хрупкой, устремленной ввысь теме «Прости, земля, прости, приют всех страданий» . По своему характеру она близка лейтмотиву любви Аиды.

Массовые сцены.

Психологическая драма в «Аиде» разворачивается на широком фоне монументальных массовых сцен, музыка которых рисует место действия (Африка) и воссоздает суровые величавые образы древнего Египта. Музыкальную основу массовых сцен составляют темы торжественных гимнов, победных маршей, триумфальных шествий. В I действии две такие сцены: сцена «прославления Египта» и «сцена посвящения Радамеса».

Главная тема сцены прославления Египта - торжественный гимн египтян «К берегам священным Нила» , который звучит после того, как фараон объявил волю богов: египетские войска поведет Радамес. Все присутствующие охвачены единым воинственным порывом. Особенности гимна: чеканность маршевого ритма, оригинальная гармонизация (ладовая переменность, широкое использование отклонений в побочные тональности), суровый колорит.

Самая грандиозная по масштабу массовая сцена «Аиды» - финал 2 действия. Как и в сцене посвящения, композитор использует здесь самые разнообразные элементы оперного действия: пение солистов, хор, балет. Наряду с основным оркестром применяется духовой оркестр на сцене. Обилие участников объясняет многотемность финала: в его основе множество тем самого различного характера: торжественный гимн «Слава Египту», певучая тема женского хора «Лавровыми венками», победный марш, мелодию которого ведет труба соло, зловещий лейтмотив жрецов, драматическая тема монолога Амонасро, мольба эфиопов о помиловании и т.д.

Множество эпизодов, составляющих финал 2 д., объединяются в стройную симметричную конструкцию, состоящую из трех частей:

I часть трехчастна. Она обрамляется ликующим хором «Слава Египту» и суровым пением жрецов, основанном на их лейтмотиве. В середине же звучит знаменитый марш (соло трубы) и музыка балета.

2 часть контрастирует крайним своим драматизмом; ее образуют эпизоды с участием Амонасро и эфиопских пленников, молящих о помиловании.

3 часть - динамическая реприза, которая начинается с еще более мощного звучания темы «Слава Египту». Теперь она объединяется с голосами всех солистов по принципу контрастной полифонии.

Имя: Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi)

Возраст: 87 лет

Деятельность: композитор, дирижёр

Семейное положение: вдовец

Джузеппе Верди: биография

Джузеппе Верди (полное имя – Джузеппе Фортунино Франческо Верди) – великий итальянский композитор. Его музыкальные произведения – это «сокровища» мирового оперного искусства. Творчество Верди – кульминация развития итальянской оперы 19 века. Благодаря ему опера стала такой, какой она является сейчас.

Детство и юность

Родился Джузеппе Верди в маленькой итальянской деревне Ле Ронколе, недалеко от города Буссето. В тот момент эта территория принадлежала Первой Французской империи. Таким образом, в официальных документах указана страна рождения Франция. Родился он 10 октября 1813 года в крестьянской семье. Его отец Карло Джузеппе Верди содержал местный трактир. А мать Луиджа Уттини работала пряхой.


Любовь к музыке мальчик проявил еще в детстве, поэтому сначала родители подарили ему спинет – клавишный струнный инструмент, похожий на клавесин. А вскоре он начала изучать музыкальную грамоту и учиться игре на органе в деревенской церкви. Первым его учителем стал священник Пьетро Байстрокки.

В 11 лет маленький Джузеппе стал исполнять обязанности органиста. Однажды на службе его заметил состоятельный городской купец Антонио Барецци, он предложил помочь мальчику получить хорошее музыкальное образование. Сначала Верди переехал в дом Барецци, мужчина оплачивал для него самого лучшего преподавателя, а позднее оплатил и обучение Джузеппе в Милане.


В этот период времени Верди увлекся литературой. Предпочтение отдает классическим произведениям , .

Музыка

По приезду в Милан он пытается поступить в Консерваторию, но сразу получает отказ. Его не принимают из-за недостаточного уровня игры на фортепиано. Да и возраст, на тот момент ему уже было 18 лет, превышал установленный для приема. Примечательно, что сейчас Миланская Консерватория носит имя Джузеппе Верди.


Но молодой человек не отчаивается, он нанимает частного преподавателя и изучает основы контрапункта. Он посещает оперные спектакли, концерты различных оркестров, общается с местным бомондом. И в это время он начинает задумываться о том, чтобы стать композитором для театра.

По возвращении Верди в Буссето Антонио Барецци организовал для молодого человека первое в его жизни выступление, которое произвело настоящий фурор. После этого Барецци предложил Джузеппе стать преподавателем для его дочери Маргариты. Вскоре между молодыми людьми возникла симпатия, и у них начался роман.


В начале карьеры Верди писал небольшие по объему произведения: марши, романсы. Первой значимой постановкой стала его опера «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», которая была представлена миланскому зрителю в театре «Ла Скала». После оглушительного успеха с Джузеппе Верди был подписан договор на написание еще двух опер. В оговоренные сроки он создал «Король на час» и «Набукко».

Постановка «Король на час» была плохо принята зрителем и провалилась, а от «Набукко» импресарио театра поначалу и вовсе отказался. Ее премьера все же состоялась, правда, спустя два года. И эта опера имела оглушительный успех.


Для Верди, который после провала «Короля на час» и потери жены и детей собирался покинуть музыкальное поприще, «Набукко» стала глотком свежего воздуха. За ним закрепилась репутация успешного композитора. «Набукко» за год была поставлена в театре 65 раз, к слову, она и по сей день не сходит с мировых сцен.

Этот период в жизни Верди можно охарактеризовать как творческий подъем. После оперы «Набукко» композитор написал еще несколько опер, которые были также прекрасно встречены зрителем – «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани». Позднее постановка «Ломбардцы» была поставлена в Париже, правда, для этого Верди пришлось внести изменения в изначальный вариант. В первую очередь он заменил итальянских героев на французских, а во вторую – переименовал оперу в «Иерусалим».

Но одним из самых известных произведений Верди стала опера «Риголетто». Написана она по мотивам пьесы Гюго «Король забавляется». Сам композитор считал эту работу своим лучшим творением. Русский зритель знаком с «Риголетто» по песне «Сердце красавицы склонно к измене». Оперу поставили тысячи раз в различных театрах мира. Арии главного героя, шута Риголетто, исполняли , .

Два года спустя Верди пишет «Травиату» по произведению «Дама с камелиями» Александра Дюма-младшего.

В 1871 году Джузеппе Верди получает заказ от египетского правителя. Его просят написать оперу для Каирского оперного театра. Премьера оперы «Аида» состоялась 24 декабря 1871 года и была приурочена к открытию Суэцкого канала. Самая известная ария оперы – «Триумфальный марш».

Композитор написал 26 опер и реквием. В те годы оперные театры посещали все слои общества, как местная аристократия, так и бедняки. Поэтому итальянцы Джузеппе Верди по праву считают «народным» композитором Италии. Он создавал такую музыку, в которой простой итальянский народ чувствовал собственные переживания и надежды. В операх Верди люди слышали призыв к борьбе с несправедливостью.


Примечательно, что со своим главным «соперником» Джузеппе Верди родился в один год. Творчество композиторов вряд ли спутаешь, но именно их считают реформаторами оперного искусства. Разумеется, композиторы были наслышаны о друг друге, но ни разу не встречались. Однако в своих музыкальных произведениях отчасти они старались полемизировать друг с другом.


О жизни и творчестве Джузеппе Верди были написаны книги и даже снимались фильмы. Самой известной киноработой стал мини-сериал Ренато Кастеллани «Жизнь Джузеппе Верди», который вышел на экраны в 1982 году.

Личная жизнь

В 1836 году Джузеппе Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Вскоре девушка родила дочь Вирджинию Марию Луизу, но в полуторогодовалом возрасте девочка умирает. В этом же году, месяцем ранее, Маргарита родила сына Ицилио Романо, который тоже умирает в младенчестве. Через год скончалась и сама Маргарита от энцефалита.


В 26 лет Верди остался один: его покинули и дети, и супруга. Он снимает жилье недалеко от церкви Санта Сабина, ему тяжело пережить эту потерю. В какой-то момент он даже решает перестать сочинять музыку.


В 35 лет Джузеппе Верди влюбился. Его возлюбленной стала итальянская оперная певица Джузеппина Стреппони. 10 лет они прожили в так называемом «гражданском» браке, чем вызывали в обществе крайне негативные толки. Пара поженилась в 1859 году в Женеве. А от злых языков супруги предпочитали скрываться вдали от города – на вилле Сант-Агата. Кстати, проект дома был создан самим Верди, он не захотел прибегать к помощи архитекторов.


Дом получился лаконичным. А вот сад, окружающий виллу, был по-настоящему роскошным: всюду цветы и экзотические деревья. Дело в том, что свободное время Верди любил посвящать садоводству. К слову, как раз в этом саду композитор похоронил свою любимую собаку, оставив на ее могиле надпись: «Памятник моему другу».


Джузеппина стала для композитора главной музой и опорой в жизни. В 1845 году у певицы пропадает голос, и она принимает решение закончить оперную карьеру. Вслед за Стреппони это решил сделать и Верди, на тот момент композитор уже богат и знаменит. Но супруга уговаривает мужа продолжить свою музыкальную карьеру, и как раз после его «ухода» был создан шедевр оперного искусства – «Риголетто». Джузеппина вплоть до своей смерти в 1897 году поддерживала и вдохновляла Верди.

Смерть

21 января 1901 года Джузеппе Верди был в Милане. В отеле у него случился инсульт, композитора парализовало, однако он продолжал читать партитуры опер «Тоска» и «Богема» , «Пиковая дама» , но его мнение по поводу этих произведений так и осталось невысказанным. Каждый день силы покидали великого композитора, и 27 января 1901 года его не стало.


Похоронили великого композитора на Монументальном кладбище в Милане. Но через месяц его тело было перезахоронено на территории дома отдыха для пенсионеров-музыкантов, который в свое время создал сам композитор.

Произведения

  • 1839 – «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо»
  • 1940 – «Король на час»
  • 1845 – «Жанна д’Арк»
  • 1846 – «Аттила»
  • 1847 – «Макбет»
  • 1851 – «Риголетто»
  • 1853 – «Трубадур»
  • 1853 – «Травиата»
  • 1859 – «Бал-маскарад»
  • 1861 – «Сила судьбы»
  • 1867 – «Дон Карлос»
  • 1870 – «Аида»
  • 1874 – Реквием
  • 1886 – «Отелло»
  • 1893 – «Фальстаф»

Джузеппе Верди - один из знаменитых итальянских композиторов. Его творчество - это огромный вклад в становление оперного искусства, оно стало кульминационным моментом в развитии итальянской оперы девятнадцатого столетия.

Краткая биография

Джузеппе Верди (полное имя Джузеппе Фортунио Франческо) родился 10 октября 1813 года в небольшой итальянской деревушке Ле Ронколе , которая располагается в северной части Ломбардии. На тот момент эта местность была частью Первой Французской империи, таким образом, по документам место рождения Верди - Франция . Интересным фактом можно назвать то, что в этом же году родился Рихард Вагнер, который в будущем стал главным соперником Верди и одним из ведущих композиторов оперной школы Германии .

Ранняя биография Джузеппе Верди интересна тем, что родители будущего великого композитора не были музыкантами. Отец содержал трактир, а мать была пряхой. Семья жила очень бедно, поэтому и детство Верди оказалось тяжелым . Первой ступенью приобщения к музыке стала помощь мальчика в деревенской церкви. У Пьетро Байстрокки мальчик обучился игре на органе и музыкальной грамоте. Родители были рады тяге сына к музыке и даже подарили ему спинет - небольшой струнный инструмент, похожий на клавесин. Его композитор хранил до конца жизни.

Встреча с Барецци

Следующей ступенью в музыкальной карьере мальчика стала встреча с Антонио Барецци , богатым торговцем и любителем музыки, который жил в соседнем городе Буссето. Он обратил внимание на одаренного мальчика и верил, что Джузеппе в будущем не станет трактирщиком или деревенским органистом. Он считал, что у него великое будущее. В десять лет Верди, по совету Антонио Барецци, переезжает в Буссето, где продолжает учебу . Однако жизнь его стала еще тяжелее. По воскресеньям Верди возвращался в Ле Ронколе , где по-прежнему играл на органе во время проведения мессы. В эти годы у него появился преподаватель по композиции - Фернандо Провези, который был директором филармонического общества в городе Буссето. В это же время юный Джузеппе увлекается классиками мировой литературы: Шиллером, Данте, Гете , Шекспиром. Вероятно, отсюда и идут корни его творчества.

Милан

Биография Джузеппе Верди содержит информацию о многочисленных переездах. В восемнадцать лет он оправляется в Милан, чтобы продолжить образование. Там он пытается поступить в консерваторию, в которую его не принимают из-за недостаточного высокого уровня игры на фортепиано. Интересный факт: сейчас эта консерватория носит имя Верди. Однако Джузеппе не отчаивается, он обучается контрапункту у частного преподавателя, параллельно посещая оперные спектакли и различные концерты. Он начинает задумываться о карьере композитора для театра, в чем его все больше и больше убеждает общение с миланским обществом.

Краткой биографию Джузеппе Верди назвать нельзя, ведь он прошел очень длинный путь, прежде чем стать знаменитым. В 1830 году Верди возвращается в Буссето. Антонио Барецци не потерял веры в своего протеже, поэтому помогает ему устроить первое публичное выступление. Затем Джузеппе становится преподавателем музыки для дочери Барецци, Маргариты. Молодые люди влюбляются друг в друга и в 1836 году играют свадьбу. Скоро у пары рождаются дочь Вирджиния Мария Луиза и сын Ицилио Романо , однако оба ребенка умирают в младенчестве. Верди в это время работает над своей первой оперой. В 1840 году от энцефалита умирает и жена композитора.

Провал и успех

И биографию, и творчество Джузеппе Верди кратко можно охарактеризовать как яркую череду взлетов и падений. Постановка первой оперы композитора (" Оберто , граф Бонифачьо " ) в Милане была довольно успешной, после чего импресарио театра " Ла Скала" , Бартоломео Мерелли , заключил с Джузеппе контракт на две оперы. В срок им были написаны " Король на час" и " Набукко" (" Навуходоносор " ). Однако опера " Король на час" с треском провалилась, и Верди, который в это время потерял жену и детей, хотел покончить с карьерой оперного композитора. Однако вторая опера - " Набукко" , премьера которой состоялась 9 марта 1842 года - имела большой успех. В жизни Джузеппе Верди начинается новый этап, ведь именно после премьеры " Набукко" за ним утвердилась отличная репутация. За последующий год оперу поставили шестьдесят пять раз, с тех пор и по сей день она не сходит со сцен лучших оперных театров всего мира . Следующие несколько опер также имели успех в Италии.

В 1847 году оперу " Ломбардцы" ставят в Парижское опере. Она была переименована в " Иерусалим" , также композитору пришлось несколько переработать свое произведение, в том числе заменить персонажей-итальянцев французами. Произведение стало его первой работой в стиле гранд-опера .

Скандальные отношения

Одним из самых ярких моментов в биографии Джузеппе Верди является роман с певицей Джузеппиной Стреппони . Верди было тридцать восемь лет, а Джузеппина заканчивала свою карьеру. Они вступили в законный брак только спустя одиннадцать лет, а все эти годы их сожительство порицалось.

Когда Джузеппина перестала выступать, Верди решил закончить карьеру вместе с ней (возможно, в этом он последовал примеру Джоаккино Россини ). Впервые за много лет он был счастлив: знаменит, влюблен , да к тому же и состоятелен. В этот момент биография и творчество Джузеппе Верди тесно сплетаются. Вероятно, именно Джузеппина убедила его продолжить карьеру. Возможно, под влиянием романтического флера , из которого так часто черпают вдохновение гении, он создает свой первый шедевр - оперу " Риголетто " .

Либретто несколько раз переписывалось из-за несоответствия цензуре, и Верди порывался бросить работу над ним, однако закончил произведение, и первая же постановка, которая состоялась в 1851 году в Венеции, имела невероятный успех. До сих пор " Риголетто " считается, пожалуй, одной из лучших когда-либо написанных опер. Артистический талант Верди в полную силу раскрылся в этом произведении: по всей партитуре разбросаны прекрасные мелодии, ансамбли и арии , которые впоследствии становятся частью классического оперного репертуара, идут друг за другом, трагедия и комедия сливаются вместе.

Продолжение карьеры

Спустя два года список известных произведений Джузеппе Верди пополняется еще одним шедевром. Им становится опера " Травиата " , либретто которой создано по мотивам пьесы " Дама с камелиями" Алесандра Дюма-сына.

Следом были написаны еще несколько опер. Одна из них - это " Сицилийская вечеря" , постоянно исполняемая в наши дни, ее Верди написал по заказу Парижской оперы. Это также и произведения " Трубадур" , " Бал-маскарад" , " Сила судьбы" (заказ из России). " Макбет" претерпел изменения, был выпущен во второй редакции.

В 1869 году композитор пишет Libera Me - часть " Реквиема" памяти Россини , а в 1974 году копилка музыкальных произведений Джузеппе Верди пополняется собственным реквиемом на смерть писателя Алессандро Мандзони , поклонником которого был композитор.

Одной из последних великих опер Верди является " Аида" . Композитор получил заказ на ее написание от правительства Египта, которое таким образом хотело отметить открытие Суэцкого канала, и сначала Верди отказался. Однако потом, посещая Париж, вновь получил то же предложение, но уже через дю Локля - либреттиста и импрессарио. На этот раз композитор решил ознакомиться со сценарием, а после этого принял предложение.

Соперники

Биография Джузеппе Верди не будет полной, если не упомянуть о соперничестве с Вагнером. Каждый из них был лидером оперной школы своей страны, всю жизнь они конкурировали и недолюбливали друг друга, хотя так ни разу и не встретились. Отзывы Верди о музыке соперника были немногочисленны и нелестны. Он говорил, что Вагнер напрасно выбирает нехоженые тропы, пытается " лететь" там, где человеку результативнее идти пешком. Однако узнав о смерти Вагнера, он опечалился, так как считал, что этот композитор оставил огромный след в истории музыки. Со стороны Вагнера известно лишь одно высказывание о Верди. Великий немецкий композитор, обычно щедрый на критику в адрес других маэстро, послушав " Реквием" Верди, сказал, что лучше ничего не говорить.

Последние годы

Последние двенадцать Верди работал очень мало, в основном редактируя ранние свои произведения. После смерти Рихарда Вагнера Верди пишет оперу " Отелло" по мотивам пьесы Шекспира. Ее премьера состоялась в Милане в 1887 году. Необычность произведения состоит в том, что оно не имеет традиционного для итальянской оперной школы деления на речитативы и арии - здесь чувствуется влияние оперной реформы Вагнера. Опять же, под влиянием этой реформы, поздние произведения Верди стали в большей степени речитативными, что и придавало опере эффекта реалистичности, хотя поклонников традиционной оперы иногда и отпугивало.

Необычной стала и последняя опера Верди, " Фальстаф " , либретто которой было написано по пьесе " Виндзорские проказницы" Шекспира. Здесь прослеживается манера " сквозного развития" , таким образом, произведение с блестяще написанной партитурой гораздо больше тяготеет к вагнеровским " Мейстерзингерам" , нежели к комическим операм Моцарта и Россини . Неуловимые и искрометные мелодии позволяют развитию сюжета не задерживаться, что и создает эффект сумбурности, который столь близок к духу самой шекспировской комедии . Опера венчается семиголосной фугой, в которой Верди демонстрирует свое великолепное владение контрапунктом.

Смерть великого композитора

В 1901 году, 21 января, у Верди случился инсульт. В это время он был в отеле, в Милане . Композитор оказался парализован, однако читал партитуры опер " Тоска" и " Богема" Пуччини, " Пиковая дама" Чайковского и " Паяцы" Лонкавалло , но что он думал о них, осталось неизвестно. Спустя шесть дней, 27 января, великого итальянского композитора не стало. Его похоронили в Милане на Монументальном кладбище, однако через месяц тело было перезахоронено в Доме отдыха для пенсионеров-музыкантов, основателем которого был Верди.

Стилистика

Практически каждый композитор испытывает на себе известное влияние коллег или предшественников. Музыка Джузеппе Верди не стала исключением. В ранних его работах прослеживается влияние Россини , Беллини, Мейербера и особенно Доницетти . В двух последних операх (Фальстаф и Отелло) заметно влияние его главного соперника - Рихарда Вагнера. На многих современников повлиял Гуно , однако Верди ничего не заимствовал у великого француза, которого многие считали величайшим творцом эпохи. В опере " Аида" присутствуют пассажи, в которых прослеживается знакомство с творчеством Михаила Глинки.

Оркестр и сольные партии

Произведения Джузеппе Верди порой имеют не слишком сложную оркестровку. Именно ему приписывают фразу о том, что оркестр является большой гитарой. Композитор полагался на свой мелодический дар в описании чувств и эмоций героев. Часто во время звучания сольных вокальных партий оркестровка весьма аскетична, весь оркестр становится одним аккомпанирующим инструментом. Некоторые критики полагали, что это результат недостатка образования самого композитора, однако, прослушав многие его произведения, мы легко можем убедиться в обратном. Для творчества Верди характерны и определенные новшества, которые другие композиторы никогда не заимствовали из-за их сильной узнаваемости (например, струнные, летящие вверх по хроматической гамме).

Каждому, кто хоть немного разбирается в классической музыке, знакомо имя Д. Верди. Оперы (список их будет рассмотрен в этой статье) великого итальянского композитора до сих пор идут на сценах мировых театров. Верди часто называют итальянским Чайковским.

Рассмотрим более подробно искусство данного музыканта.

Юность композитора

Верди родился в небольшой в 1813 году, однако в тот момент ее территория считалась частью Франции. Родители его были бедны, поэтому они не могли позволить сыну заниматься музыкой всерьез, хотя верили в то, что Джузеппе все-таки добьется успеха.

Детство и юность мальчика прошли в борьбе за право получить образование музыканта, однако часто на этом поприще его ждали неудачи: например, он не был принят в число учеников Миланской консерватории (которая сегодня носит имя этого величайшего композитора).

Верди повезло: он нашел мецената в лице купца Антонио Барецци. Антонио попросил молодого музыканта стать учителем его дочери Маргариты. Молодые люди полюбили друг друга и поженились. Однако судьба их брака была печальной: Маргарита родила двоих детей, которые умерли в младенчестве, а вскоре и сама скончалась.

В это время молодой композитор работал над своей первой оперой.

Первые оперы

Миланская Ла Скала поставила первую оперу композитора, которая называлась «Оберто, граф Бонифачьо». Постановка была одобрена как критиками, так и публикой. Руководство театра заключило с композитором контракт на написание еще двух опер. Оперы Верди, написанные благодаря этому контракту, назывались «Король на час» и «Набукко». Первая была принято достаточно холодно, что вызвало у Верди приступ депрессии, однако вторая (премьера ее состоялась в 1842 году), напротив, вновь была встречена громкими аплодисментами.

С момента первого показа на сцене началось триумфальное шествие этой оперы Верди по всему миру. Она была поставлена около 65 раз на разных театральных площадках, что принесло молодому композитору настоящую славу и материальный достаток.

Последующие творческие работы

Верди поспешил приступить к созданию новых опер. Ими стали оперы «Ломбардцы в крестовом походе» (позже переименованная автором в «Иерусалим») и опера «Эрнани».

«Иерусалим», впервые показанный в 1847 году, также получил широкую известность. После этих двух музыкальных творений оперы Верди стали популярны во всем мире, а сам композитор получил и то, о чем мечтал все свое трудные детство и юность: возможность писать музыку и находить отклик в сердцах публики.

Оперы-шедевры

Популярность произведений Верди (оперы, список которых все рос) принесли ему почет и достаток. В возрасте за 30 лет к нему снова пришла любовь. Его избранницей стала певица Джузеппина Стреппони. Верди решил уйти на покой, но прежде этого написал и поставил в театре оперу, которая принесла ему всемирную славу.

Эта опера называлась «Риголетто». Сюжет ее был взят у знаменитого французского писателя В. Гюго.

Другим произведением мастера стала работа, также принесшая ему большой успех. Называлась она «Травиата» и была создана по мотивам произведений А. Дюма.

Следующие оперы стали менее популярными, однако публика посещала их с неизменным интересом, так как имя Верди было уже у всех на слуху. Это такие произведения, как «Сицилийская вечеря», «Трубадур», «Бал-маскарад».

Оперы Верди (список этих произведений очень велик) писал даже по заказу российских театров. Так, опера «Сила судьбы», премьера которой состоялась в 1862 году, была написана для Императорского театра, расположенного в Петербурге.

Оперы из египетской истории и творчества Шекспира

В последние годы своей жизни Верди становится не просто знаменитым композитором, чье имя заставляет замолкать ведущих музыкантов мира, но и признанным гением музыкального искусства.

Он создает произведения, которые до сих пор считаются непревзойденной классикой. Эти слова можно отнести к нескольким из его поздних произведений - опере «Аида», премьера которой состоялась в Каире в 1871 году (опера была написана в честь открытия и опере «Отелло» (1887 год).

Оперы Джузеппе Верди, список которых представлен выше, поразили современников силой страсти, любви и верой в возможности человека. Эти творения рассказывают о том, как непросто героям дается право на счастье и как часто трагические обстоятельства заставляют терять все, что ценилось когда-то.

Последняя работа композитора

Среди последних произведений маэстро можно назвать оперу «Фальстаф» 1893 года, созданную по пьесе Шекспира. Спустя 8 лет после ее премьеры Верди умер в почтенном возрасте от общего инсульта. Похоронили его в Милане с огромными почестями. Его ученики завершили еще несколько начатых им оперных партитур.

Кратко рассмотрим сюжеты этих опер.

Оперы Верди: список по мотивам и их сюжет

Рассмотрим сюжеты наиболее популярных произведений композитора.

  • Опера «Набу́кко» - рассказывает о библейских событиях: о том, как царь Вавилона отпустил на волю плененных евреев.
  • Опера «Эрна́ни» написана по мотивам произведений В. Гюго. В ней в романтическом ключе пересказывается историю любви разбойника.
  • Опера «Жа́нна д’Арк» создана по мотивам пьесы Шиллера «Орлеанская дева». Является малоизвестной работой Верди (оперы, список которых мы рассматриваем, включают в себя в целом 26 работ композитора).
  • Опера «Макбе́т» также написана по мотивам литературного произведения. В данном случае это работа Шекспира о чете Макбетов, решившихся на кровавое и страшное преступление ради власти и богатства.
  • Опера «Риголе́тто» рассказывает о трагической истории жизни старого и уродливого шута герцога, с которым его господин проделал очень злую шутку.
  • Опера «Травиата» передает сюжет «Дамы с камелиями» А. Дюма. Произведение рассказывает о судьбе падшей женщины.
  • Опера «Аи́да» - одна из наиболее сильных работ композитора. Рассказывает о любви между эфиопской красавицей-принцессой и военачальником фараона Рамзеса.
  • «Оте́лло» передает сюжет одноименного произведения Шекспира.

Оперы Верди (список с содержанием этих творений был приведен выше) до сих пор остаются эталоном музыкального искусства. Проходят века. Однако произведения маэстро как были популярными, так популярными и остаются. Ученые до сих пор изучают неповторимый стиль композитора. А простые зрители просто наслаждаются музыкой Верди.

Много сил отдал своим произведением Верди. Оперы, список которых мы рассмотрели в этой статье, стали визитной карточкой маэстро.