Урок по литературе робинзон крузо. Урок по роману Д.Дефо "Приключения Робинзона Крузо". Удивительную жизнь прожил этот человек

СЦЕНАРИЙ

Класс: 5 «в»
Учитель: Павлова В.А.
Тема урока: - Жизнь и творчество Даниеля Дефо. Роман «Робинзон Крузо».
Тип урока: изучение новой темы.
Структура урока: Урок - анализ.

Цели урока: - понять особенности произведений зарубежной литературы;
- выявить имеющиеся знания о творчестве Дефо;
- познакомиться с особенностями жанра романа;
- проанализировать роман Дефо «Робинзон Крузо»;
- вызвать интерес к проблемам, затронутым в романе;
- развить фантазию и речь учащихся.
Наглядность: Портрет писателя, иллюстрации; выставка иллюстраций к роману Д. Дефо.
Форма досугового общения: дискуссия, беседа.
Игровые формы по типу: игра – викторина.

Ход урока:
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Поприветствуем наших гостей. Здравствуйте! Садимся.
Мы с вами завершили русскую литературу и переходим к зарубежной литературе. Этот урок посвящен судьбе и творчеству английскому писателю Даниелю Дефо и удивительный роман «Робинзон Крузо». Мы познакомимся с особенностями жанра романа; научимся развивать фантазию и речь; проанализируем роман Дефо «Робинзон Крузо».
ВА: - Ни одна литература в мире не существует отдельно. Всемирная литература – это живой организм, сложная система, которая живёт и развивается вместе со всем человечеством. Писатели окликаются на книги других писателей, спорят или соглашаются с ними. Конечно, мировая литература не полна без русской, но и русская литература невозможно представить себя без взаимодействия с мировой. Знать зарубежную литературу необходимо и для того, чтобы почувствовать себя путешественником по далёким и неведомым странам. На этом уроке мы и отправились в такое путешествие.
- А вы любите путешествовать? (Да, Нет). А приключения?
- Приключения Что таит для нас это слово? Почему мы так любим эти книги?
- Читайте книги о приключениях, в них много мужества, любви, честности. Мы узнаём, кто является героями приключенческих книг, и какие увлекательные события в них описываются.

В.А.: - Сейчас мы переходим ко второму этапу урока.
II. Индивидуальное выступление учащихся.
УЧИТЕЛЬ: - Мы послушаем выступления Филипповой Айты. Она нам приготовила сообщение и расскажет о великом английском писателе Даниеле Дефо.
Айта: Д.Дефо родился в семье торговца свечами Джеймса Фо. Дефо – это псевдоним. Семья была пуританская, очень строгих правил и веры. Став достаточно взрослым, Дефо занимался предпринимательством. Бывали дни, когда он был сказочно богат, но тут же мог тот час потерять. Он участвовал в двух восстаниях, после которых чудом уцелел. Приветствовал возвращение монархии. Стал журналистом. У него обнаружился литературный талант: он стал сочинять сатирические стихи, памфлеты, очерки.
-Спасибо Айта, садись.

ВА: - Урок начнем с определения жанра романа.
Что такое роман?
Роман – большая по объёму повествовательное художественное произведение – обычно в прозе – со сложным сюжетом. (Написан роман в 1719 году.)
- Почему я начала именно с этого? Дефо – одна из самых загадочных литературных фигур своей эпохи. Дефо говорил, что в Робинзоне Крузо он изобразил самого себя, свою жизнь. Но не только свою. Об этом мы узнаем от Платоновой Ани. Она нам приготовила история создания романа «Робинзон Крузо».
История создания романа «Робинзон Крузо».
Аня: В возрасте 59 лет (1819 год) Даниэль Дефо опубликовал первый и лучший роман. Замысле романа был подсказан писателю действительным путешествиям: в 1704 году шотландский моряк, Александр Селькирк, после ссоры с капитаном высадился на незнакомом берегу с небольшим запасом провизии и оружия. Четыре года он жил на острове.
Т.О. Дефо взялся за известный факт. Переменил имя героя. Перенёс с острова с Тихого океана в Атлантический. Отодвинул время действия примерно на 50-т лет назад. Увеличился срок в 7 раз, а само повествование – на сотни страниц.
- Хорошо, садись.
Пересказ.
В.А.: - Послушаем еще наших ребят. Они перескажут вкратце роман «Робинзон Крузо». Малышев Сережа и попов Миша.

ВА: - Переходим к третьему этапу урока, где перечисленное понятие помогут вам при анализе произведения.
Анализ произведения. Игра-Викторина.
- Для более детального и убедительного анализа мы проведем игру - Викторину. Опережающее задание прочитать дома роман, было дано.
УЧИТЕЛЬ: - Условие игры: Задаётся вопрос, вы отвечаете. За активность получите оценки. Участвуют все.
Вопросы:
- Он не знал куда попал? Как вы думаете на материк или на остров? (ответ: На остров).
- Каковы первые действия Робинзона на острове? (ответ: Он перевёз имущество с разбитого корабля).
- Где Робинзон провёл первую ночь на острове: (ответ: в дереве).
- Какое название Робинзон дал своему острову? (ответ: Остров Отчаяния).
- Как он узнал, что это остров? (ответ: Поднялся на самую вершину холма и осмотрелся. Кругом расстилалась море, за которым нигде не было видно земли).
- Какие ещё сделал открытия? (ответ: Растительность была дикая; людей нет; хищник зверей не вводятся).
- Как Робинзон выбрал место для жилья? (Место это должно удовлетворить следующим условиям: здоровая местность, питьевая вода, тень, защита от хищников, вид на море).
- Что и почему в первую очередь строит Робинзон? Насколько основательно подходит он к этому занятию? (ответ: Робинзон строит частокол вокруг будущего «дворца». На обработку одного кола уходило три дня. Робинзон боялся хищников и людей). Стр. 200
- Что было второй после ружья необходимой вещью для прогулок Робинзона по острову? Из чего она была изготовлена? (ответ: Зонт из козьих шкур).
- Как Робинзон убедил себя, что всё не так уж плохо? (ответ: Он составил реестр «зла» и «добра», т.е. на листе записал все плюсы и минусы своего положения. Поразмыслив, он понял, что отчаиваться не стоит).
- Что помогло Робинзону, остаться человеком? (ответ: Здесь уместно вспомнить рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». Возможны разные варианты ответа: удача, вера, труд, отсутствие воображения, сила духа и т.д.)

Закрепление (закрепление изученного).

Закрепим наши знания. Тема романа - человек, оставленный один на один с природой и совершенно отрезанный от цивилизации.
ВА: - Что узнали о главном герое? (ответ: Робинзон родился в 1632 году в Йорке, отец его приехал из Бремена, занимался торговлей. Это была почтенная семья. Робинзон Крузо был третьим сыном, к профессии его не готовили, дело он должен был унаследовать. Отец хотел видеть его юристом, Робинзон же с детства бредил морскими путешествиями. К началу действия романа Робинзону 13 лет).
ВА: - Сколько лет прожил Робинзон на острове в полном одиночестве? (ответ: 23 года).
- Что Робинзон испытал на себе? (ответ: преодоление препятствий).
- Он находился на необитаемом острове? (ответ: Да. В джунгли и вынужден бороться за своё существование).
- Какой он из себя человек? (ответ: сильный духом, характером).

Заключительное слово. Вывод. Слово учителя.
В.А.: - И в заключении. На этом уроке вы познакомились с приключенческим произведениям зарубежного писателя – англичанина Даниеля Дефо.
- Скажите: К какому жанру относится это произведение? (ответ: роману).
- Какова основная идея? (ответ: Человек может победить природу)
- В русской литературе к жанру Робинзонате можно отнести какое произведение? (ответ: «Васюткино озер» о повесть Астафьева).
- Все посмотрите на доску и посмотрите на рисунки ребят и какая самая наибольше вам понравилось.
Итог урока. Рефлексия
- Подведение итогов, что Вы узнали?
- Что приключенческая литература может отражать серьезные идеи - это жанр «робинзонады» распространение в русской литературе.
В.А.: - Автор показывает нам, как человек сражается с природой и побеждает её. «Робинзон Крузо» на своём острове – один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудия обеспечивающий себя.
- Робинзон, как и Васюта не растерялся, попав в экстремальную ситуацию, он нашёл в себе силы для того, чтобы выжить в суровых условиях тайги. И этим вызывает огромное восхищение читателя. Прожил в экстремальных ситуациях почти 30-ть лет. Слово экстремальный, что оно означает от англ. «экстрим» - чрезвычайный.
VII. Домашнее задание. На странице 200. ответить на 1 вопрос (Как он характеризует героя?) 5-6 предложений

Выставление оценок самым активным участникам.

Урок литературы в 5 классе по теме «Д. ДЕФО. Краткие
сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и
удивительные приключения Робинзона Крузо» (1й урок).
Класс: 5.
УМК: Меркин Г.С. Учебник по литературе за 6 класс. Изд­во: 10­е изд.
стер. – М. 2012.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Воспитательные:

Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной
личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и
осмыслению произведений искусства, формированию гуманистического
мировоззрения учащихся.
Развивающие:


Способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Способствовать развитию интереса к литературе эпохи Просвещения, а также
к такому жанру в мировой литературе, как "робинзонада". Помогать развитию
речевых навыков. Способствовать развитию образного, абстрактного
мышления.
Образовательные:
Познакомить учеников с биографией и основными этапами
творчества Д.Дефо, дать представление об особенностях творчества
английского писателя. Продолжать работу по формированию читательской
компетенции через использование различных педтехнологий на основе анализа
литературного произведения.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация
Microsoft Power Point; раздаточный материал, портрет Даниеля Дефо,
иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо, текст.
Формируемые компетенции: социально­личностная компетенция,
учебно­
ценностно­смысловая и личностная компетентности учащихся,
познавательная компетентность, информационная и коммуникативная
компетентности, ценностно­смысловая и общекультурная компетентности.
Формы работы обучающихся: индивидуальные, парные, групповые,
фронтальные.
Оргмомент. Звучит музыка с шумом моря.
1.
­ Учитель читает отрывок из романа «Приключения Робинзона Крузо»
Этапы урока
на английском языке (у детей на столе на английском языке).
I WISH TO BE A SAILOR (я хочу быть моряком)
MY name (мое имя) is Robinson Crusoe. I was born in the old city of York
(был рожден в старом городе Йорке), where there is a broad river (где есть

широкая река; there is/are - имеется), with ships coming and going (с
кораблями приходящими и уходящими).
When I was a little boy (был маленьким мальчиком), I spent much of my
time (проводил много своего времени) looking (глядя) at the river.
How pleasant was the quiet stream (каким красивым был тихий поток),
flowing (текущий; to flow - течь), always flowing, toward the far­away sea (по
направлению к далекому морю)!
I liked to watch (смотреть на) the ships as they came in (как они
приходили) with their white sails (с белыми парусами) spread to the wind
(распростертыми на ветру).
I liked to think of the strange lands (думать о чуждых землях) which they
must have visited (которые они должно быть посетили), and of the many
wonderful things (прекрасных вещах/событиях) they must have passed (которые
они увидели/с которыми столкнулись).
I wished to be a sailor. I thought how grand it must be to sail and sail (я
думал как прекрасно это должно быть плавать под парусами) on the wide blue
sea (по широкому синему морю), with the sky above (сверху) and the waves
beneath (волнами сзади). Nothing could be pleasanter (ничто не могло быть
прекраснее).
My father wanted me to learn a trade (хотел /чтобы/ я научился ремеслу).
But I could not bear the thought of it (не мог вынести мысли об этом). I could not
bear the thought of working every day in a dusty shop (мысль о работе каждый
день в пыльном магазине).
I did not wish to stay in York all my life (все жизнь). I wanted to see the
world (увидеть мир). I would be a sailor and nothing else (хотел быть моряком и
никем другим).
My mother was very sad (печальна) when I told her.
A sailor"s life, she said, was a hard life (тяжелая жизнь). There were many
storms (штормов) at sea, and ships were often wrecked (корабли часто терпели
крушение; wreck - крушение).
She told me, too, that there were great fishes (огромные рыбы) in the sea,
and that they would eat me up if I fell into the water (съедят меня, если я упаду в
воду).
Then she gave me a cake (дала мне пирог), and kissed (поцеловала) me.
"How much safer (как намного = насколько безопаснее) it is to be at home!" she
said.
But I would not listen (не слушал ее) to her. My mind was made up (мое
решение было принято; to make up one’s mind - принять решение), and a
sailor I would be (и моряком я стал бы = хотел стать).
When I was eighteen years old (когда мне было 18 лет), I left my pleasant
home and went to sea (покинул мой красивый дом и отправился в море).
2. Постановка цели урока.

­ Как вы думаете, о каком произведении и авторе пойдет речь сегодня
на уроке?
­ Почему я прочитала кусочек произведения на английском языке?
­ Для чего прозвучала музыка?
­ Что вы услышали за этими звуками?
­ О чем же пойдет речь на уроке?
3. Биография Дефо.
­ Дома вы читали это прекрасное произведение на русском языке. Для
вас подготовлено сообщение о жизни Даниэля Дефо (сообщение ученицы с
презентацией). Попробуйте уловить связь с текстом, прочитанным на
английском языке, есть ли сходство? (Приложение 1.)
4.
История создания романа и главный прототип Робинзона
(сообщение ученицы с презентацией). (Приложение 2.)
Что удивило вас в этой истории?
5. Физкультминутка (проводит ученик).
А над морем - мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба)
Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.
6. Были проведены исследования к изучению этого произведения.
Это исследование поможет нам при изучении произведения.
1 ученик представляет исследовательскую работу на тему
«Прототипы Робинзона Крузо».
Мы считаем, что наша тема актуальна, так как до сих пор неизвестно,
кто из прототипов является главным. Наша гипотеза состоит в том, что все
представленные версии могут иметь место, и эти факты интересны нам и
помогут в установлении истории создания романа.
Полное название книги звучало так: «Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать
восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки
близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во
время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб; с изложением его
неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».

Прототипов популярнейшего героя романа Даниеля Дефо «Робинзон
Крузо» было два, как минимум.
Первым прототипом героя романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» был
врач Хенри Питман. Он участвовал в бунте против английского короля Якова
II в 1685 году и поэтому был сослан на один из островов в Карибском море.
Он сумел выжить на необитаемом острове в ужасных условиях одиночества.
Построив самодельную лодку, бежал с острова. Однако на своей пироге он
причалил опять к необитаемому острову у берегов Венесуэлы. И все же, он
был спасен прибывшими за пресной водой венесуэльскими моряками. После
своего возвращения в Англию Питман опубликовал книгу под названием
«Удивительные приключения Хенри Питмана».
Исследователи творчества Дефо предполагают, что «робинзон» Питман
и Дефо были хорошо знакомы, и бывший врач рассказал писателю многие
детали своего приключения. Даже аборигена по имени Пятница Дефо взял из
рассказов Питмана.
Второй прототип Робинзона Крузо ­ шотландский моряк Александр
Селькирк. В 1704 году корвет под названием «Пять портов» совершал
кругосветное плавание. Моряк Александр Селькирк служил на нём боцманом.
Он всю дорогу не ладил с капитаном. Ему это всё надоело, и он сам попросил
высадить его на необитаемом острове. Остров расположен в южной части
Тихого океана очень далеко от ближайшего побережья. Из жалости моряку
дали немного еды и воды. Селькирк надеялся, что его вскоре подберёт какое­
нибудь судно.
Когда­то на острове, куда высадили Селькирка, жили люди и у них
были домашние животные. Они не дали Селькирку умереть с голоду. Сначала
Селькирк охотился на одичавших овец и коз, питаясь их мясом и одеваясь в
их шкуры. Затем он соорудил загон, где держал животных. Проблема была
только с одеждой – её грызли крысы. Селькирк приручил диких кошек – они и
спасли его от грызунов.
Александр Селькирк рассчитывал пробыть на острове месяц­полтора,
но был подобран британским кораблем в 1709 году, лишь через четыре года и
4 месяца. Он почти разучился говорить, приобрел повадки дикого зверя.
Когда лондонцы узнали о похождениях их земляка, Селькирк стал
популярной личностью английской столицы. Однако нежиться в лучах
всеобщего внимания Селькирку пришлось недолго. Немногословный, не
умевший красочно и ярко рассказывать о пережитом, он быстро наскучил
публике, перестал быть для нее забавой. Тогда он уехал в свой родной Ларго.
Встретили его здесь поначалу радушно, но потом отношение к нему
изменилось. Пребывание на острове не прошло бесследно: мрачный вид и
угрюмый взгляд Селькирка отпугивали людей, молчаливость и замкнутость
раздражали. Спустя несколько лет Селькирк вернулся на флот, стал
лейтенантом «на службе его величества короля Великобритании». Ему
поручили командовать кораблем «Уэймаус». Во время очередного плавания к

берегам Западной Африки в 1720 году Селькирк умер от тропической
лихорадки и был похоронен с воинскими почестями.
В 2008 году учеными британского Общества постсредневековой
археологии было обнаружено место стоянки Александра Селькирка. Находки
археологов позволяют предположить, что, находясь на острове, моряк
построил у ручья два шалаша и наблюдательный пункт, с которого можно
было видеть проходящие корабли. Там же была найдена пара навигационных
приборов начала XVIII века, которые, как полагают, принадлежали А.
Селькирку: капитан корабля, обнаружившего шотландца, упоминал, что
вместе с человеком на борт были подняты и какие­то математические
инструменты. Правда, он также писал, что Селькирк на своем острове
охотился на диких коз, однако никаких следов этого ученые пока не нашли.
Говорят, что встреча Александр Селькирк с Даниелем Дефо состоялась
в одном из портовых кабачков. История Селькирка вдохновила Дефо на
написание романа «Робинзона Крузо». Только
в романе Даниель
Дефо переместил остров Робинзона Крузо к берегам Бразилии, добавил к
сюжету аборигенов и «заставил» героя провести на необитаемом острове
почти 28 лет!
В романе Робинзон вырос в состоятельной семье и не имел
представления, как выполняют простую работу: шьют одежду, плотничают,
обжигают горшки, сеют и пекут хлеб, доят коз, взбивают масло и делают сыр.
Поэтому он постоянно вынужден был «изобретать колесо». Молодой человек
превращается в подлинного творца, обретает собственный внутренний мир,
становится мудрым человеком. Это книга о самовоспитании, о том, как
человек «делает себя сам».
Кстати, в наше время россияне читают не перевод знаменитого романа,
а русский пересказ Корнея Чуковского. От полного текста пересказ
отличается количеством страниц, их осталось не более половины.
Наше исследование подтвердило гипотезу: при создании своего романа
Дефо пользовался реальными историями, случившимися с реальными людьми,
причем прототип был не один.
2 ученик. «Что такое «робинзонада» и какую роль сыграл роман
Дефо в дальнейшем развитии мировой литературы?»
Нас заинтересовала, были ли в мировой литературе произведения,
написанные после романа Дефо, на похожую тему и кто являлся его
продолжателями, а также, что такое «робинзонада», которое мы встретили в
литературной критике, изучая роман Дефо.
«Робинзонада» ­ эпический литературный жанр, описывающий
поведение человека или группы людей, оказавшихся в изоляции от общества,
цивилизации, но преодолевающих все трудности, препятствия, возникающие
на их пути. «Робинзонады» ­ это один из популярных жанров в мировой
литературе.
Мы узнали, что Робинзонада - поджанр приключенческой

литературы, который вслед за романом Д. Дефо «Робинзон Крузо»
живоописует перипетии выживания одного или нескольких людей
на необитаемом острове. Примеры - «Коралловый остров» Р. Баллантайна,
«Таинственный остров» Ж. Верна, «Остров доктора Моро» Г. Уэллса,
«Повелитель мух» У. Голдинга, «Остров накануне» У. Эко.
В более широком смысле под робинзонадой понимаются все
произведения (не только литературные, но и фильмы, как, например,
«Остаться в живых»), рисующие жизнь и приключения «обособленных
личностей вне общества». При таком подходе под определение робинзонады
подпадают рассказы о «детях джунглей» - Маугли и Тарзане, а также,
например, романы «Семеро братьев» Алексиса Киви и «Пан» Кнута Гамсуна.
Среди наиболее известных произведений этого жанра следует отметить
следующие:
1.
Верн Ж. Таинственный остров. Школа робинзонов. Клодиус
Бомбарнак. Зимовка во льдах. Опыт доктора Окса.
2.
3.
Как
Внуков Н.А. Один.
Голдинг У. Повелитель мух.
видите, среди перечисленных мною произведений, которые
отнесены к жанру «робинзонады», можно увидеть и произведения XIX века,
и XX века, как серьезные, заставляющие задуматься о судьбе человечества, о
его будущем, так и те, которые являются пародией.
Итак, мы в результате исследования мы выяснили, что термин
«робинзонада» произошел от имени главного героя романа Дефо, а также
узнали последователей этой темы.
Как вы думаете, чем нам помогут эти исследования при изучении
произведения?
7. Викторина. (Работа в группах). Вы готовили вопросы по уроку и на
знание текста произведения. Высшую отметку получит группа, которая
задаст самые интересные вопросы и ответит на предложенный блок от
соперников.
1 группа.
­ Из скольких томов состоит книга о Робинзоне? (Из 3­х томов: 1­й –
1719 г., 2­й – 1719 г., ­ «Дальнейшие приключения Р. Крузо», 3­й – 1720 г. –
«Серьезные размышления Р. Крузо».)
­ Англичане XVII­XVIII веков иногда слышали от моряков о людях,
живших какое­то время на необитаемых островах, назовите причину, по
которой можно было оказаться жителем острова. (На английском флоте был
жестокий обычай оставлять на островах в чем­либо провинившихся
матросов.)
­ Кто был прототипом Р. Крузо? Джеймс Кук. Александр Селькирк.
Марко Поло.

­ Сколько лет было Р. Крузо, когда он впервые отправился в морское
путешествие? 18 лет. 27 лет. 32 года.
­ Робинзон потерпел кораблекрушение и волной был выброшен на
остров. Где он провел первую ночь? В пещере. На берегу. На дереве. (Он
боялся, что на острове водятся хищные звери.)
­ Откуда на необитаемом острове у Робинзона появились рабочие
инструменты и ружье? Переправил с разбитого корабля. Их выбросило на
берег. Нашел на острове в хижине.
2 группа.
­ Каких животных взял с корабля Р. Крузо? Двух кошек и собаку.
Морских свинок. Попугая.
­ Как Р. Крузо доставил продукты и вещи с корабля на берег? На себе.
На плоту. На шлюпке.
­ По каким признакам Робинзон искал себе место для жилища? (Дом
должен быть расположен в сухом месте, укрыт от солнечного зноя, защищен
от возможного нападения хищников и людей; из его окон должно быть видно
море, чтобы Робинзон не пропустил корабль, если тот появится.)
­ В какой одежде ходил Робинзон? (Первые три года носил рубашки и
брюки, а затем сшил себе одежду из шкур убитых им животных.)
­ Какую вещь «не первой необходимости» изготовил своими руками
Робинзон? (Зонтик, который мог открываться и закрываться.)
­ Почему и зонтик, и одежду Робинзон Крузо шил мехом наружу?
(Дождевая вода стекала по меху, как по наклонной крыше.)
3 группа.
­ Сколько лодок построил Робинзон Крузо? (Две: одну большую,
которую не смог спустить на воду; вторую меньших размеров.)
Однажды, изучая остров, Р. Крузо открыл цветущую зеленую долину.
Что на ней росло? Яблоки, груши. Персики, абрикосы. Дыни, виноград,
апельсины.
­ Что придумал Р. Крузо, чтобы не потерять счет времени? Складывал в
ящик маленькие палочки. Делал ножом зарубки на столбе. Подсчитывал дни в
дневнике.
­ Чем успокаивал себя Р. Крузо? Вспоминал о прошлом. Мечтал о
будущем. Вел дневник.
­ Из каких зерен вырастил урожай Р. Крузо? Из риса, ячменя. Из
пшеницы, овса. Из гречки, кукурузы.
­ Когда Робинзон смог позволить себе отделить часть зерна на еду?
(Только на четвертый год он приготовил себе лепешки.)
4 группа.
­ Птицы причиняли вред урожаю. Что сделал Р. Крузо, чтобы их
отпугнуть? Повесил подстреленных птиц на высоком столбе. Поставил
чучело. Бегал по полю, крича и размахивая руками.

­ Какой посудой пользовался Робинзон? Сплетенной из прутьев.
Глиняной. Деревянной.
­ На одиннадцатом году пребывания на острове Р. Крузо приручил
животное. Какое? Лошадь. Козу. Барана.
­ Какой фразе в первую очередь научил попугая Р. Крузо? «Бедный,
бедный Робинзон. Куда ты попал?» «Робинзон родился в Англии. Хочу
домой». «Мы вернемся домой».
­ Незадолго до конца жизни на острове Р. Крузо спас от смерти дикаря.
Как его звали? Суббота. Понедельник. Пятница.
­ Сколько лет прожил на острове Р. Крузо? 28 лет. 32 года. 15 лет.
5 группа. Разгадать кроссворд. (Приложение 3)
Вопросы от учителя всем группам.
­ Кого Робинзон взял с собой, когда покидал остров? Кошку и собаку.
Пятницу и попугая. Пятницу и собаку. Почему?
­ Может ли на самом деле существовать райский необитаемый остров,
описанный в романе? (О существовании такого острова ничего не известно)
­ Благодаря чему Р. Крузо, живя на необитаемом острове, сумел
остаться в живых? Продуктам, которые взял с корабля. Оружию. Энергии,
настойчивости и труду.
8. Робинзон Крузо после своего долгого путешествия приехал к нам
в гости. Предлагаю взять у него интервью на тему «Что помогло
Робинзону выжить на необитаемом острове». В парах подготовьте по 2
вопросу знаменитому герою. Инсценируйте интервью. Остальные
оценивают Робинзона и корреспондента.
9. Беседа с учениками, работа с текстом.
Меняется ли Робинзон Крузо на острове?
(Он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить,
а не существовать, не предаваться унынию).
На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносит в него всё,
что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и
внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему он так
поступает?
(Робинзону Крузо важно проанализировать всё происходящее. Он
находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске
истины).
10. Рефлексия.
­ Подтвердились ли ваши знания о романе?
­ Чем был интересен урок?
­ Почему образ Робинзона интересен до сих пор?
11. Синквейн со словом «Робинзон».
12. Подведение итогов. Отметки.
Так кто же такой «Робинзон» и почему сейчас это имя стало нарицательным?

Чему учит нас этот роман?
Домашнее задание.
1 группа – Какие качества характера необходимы человеку для
выживания?
2 группа – Какие предметы необходимы для выживания?
3 группа – Нарисовать иллюстрацию к роману. Почему выбрали этот
эпизод?
4 группа – Если бы я был Робинзоном…(продолжите)
5 группа – Каким я увидел Робинзона.
1.
2. Урнов Д. М. Дефо. ­ М., 1978.
Даниель Дефо «Робинзон Крузо». М.: Эксмо, 2008.
Литература
Перечень используемых на занятии ЭОР
Название ресурса
1. Набор
информационных
инструментов
2. Биография
3. Исследовательские
работы
4. Текст на
английском языке
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР
Форма
предъявлени
я
информации
Презентация www
.900

Igr
. net ,
Сообщение,
презентация
Защита
Чтение
http://ppt4web.ru/literatura/defo­
puteshestvennik.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дефо,_Дани
ель
http://shkolazhizni.ru/culture/articles/2486
4/
http://lingualeo.com/ru/jungle/robins
on­crusoe­1­frank­19987#/page/1

Конспект урока по литературе для 6 класса

ТЕМА: «Чему может научить Робинзон Крузо?».

Цель. В ходе решения практических задач закрепить знания, полученные учащимися на предыдущих уроках.
Планируемые результаты:

Предметные: литература - обобщение и систематизация знаний по роману Д Дефо «Приключения Робинзона Крузо»

английский язык – закрепление английской лексики по теме, составление текста

Познавательные: используя игровые моменты, реализовать интеллектуальный потенциал учащихся, продолжить развитие навыка работы с текстом.
Личностные: формировать умение анализировать ситуацию, доказывать свою точку зрения, развивать быстроту мышления и коммуникативные способности.
Коммуникативные: формировать понятие взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве.

Ход урока

1.Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала.

СЛАЙД 1

Учитель: Посмотрите на слайд. Кто живет в этой комнате?

Ученики описывают комнату, делают вывод, что это комната морского путешественника, может быть писателя. Звучит тема урока.

Английская часть. Учитель объявляет тему урока на английском языке.

Учитель: Мы завершаем работу над замечательнейшим произведением Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».У нас сегодня необычный урок. Это будет урок – приключение и в некотором смысле путешествие… И я предлагаю вам, ребята, побыть в роли Робинзона и его друга – Пятницы..

Откройте тетради и запишите тему урока на русском и английском языке.

СЛАЙД 2

2. Мотивация к учебной деятельности/

Объявление целей урока (записаны на доске).

Учитель: У нас 2 команды смелых и знающих, решившихся на столь отчаянное приключение. Ваши группы будут маленькими корабликами, путешествующими по бескрайнему морю. Ведут корабли увлечённые и эрудированные капитаны. …именно они в конце урока оценят работу членов экипажа. Я буду оценивать в целом работу команд.

А теперь, юные искатели приключений, - в путь! Он будет непрост, но я надеюсь, что вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба.

Представим, что мы слышим шум моря, в небе ярко светит солнце, а кругом только непроходимый лес…

СЛАЙД 3

Итак, мы оказались на острове среди океана.

3.1. Организация и самоорганизация учащихся.

Команде дается 15 сек. на размышление. Если команда не дает правильного ответа, то команда-соперник может ответить на вопрос, заработав дополнительный балл.)

Вспомните полное название романа «Робинзон Крузо»?

( Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо - моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве, на необитаемом острове у берегов Америки, близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; С изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим)

На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносит в него всё, что с ним происходит. Скажите, какова цель ведения этого дневника?

(Робинзон учился анализировать своё настроение и поступки. Дневник помог ему быть более стойким. Дневник стал его собеседником.)

Как Робинзон относится к деньгам? Что думает о тех деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они ему?

("Ненужный хлам!...Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей". Однако потом всё же берёт их с собой на остров. Человек ценен сам по себе.)

- Как изменился Робинзон за 28 лет одиночества? Чему он научился?

(Он научился добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира, сыр и масло из козьего молока, посуду из глины, мебель и дом, обрабатывать шкуры, плести корзины, печь хлеб, возделывать землю и т.д. А главное – он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию.)

- Можете ли вы назвать главные, на ваш взгляд, качества Робинзона, которые помогли ему не только выжить, но и остаться человеком, даже стать лучше, чем раньше?

(Энергия, настойчивость и трудолюбие, вера в свои силы.)

- Скажите, какого человека вы можете назвать Робинзоном?

(Человек, который, оказавшись в трудной жизненной ситуации, без поддержки других людей, самостоятельно преодолевает трудности, не унывает, верит.)

Итак, первый этап позади, и мы отправляемся дальше.

3.2. Английская часть – составление текста.

СЛАЙД 4,5

4.1.Анализ текста. Словарная работа .

Команды в течение минуты должны записать на листах перечень продуктов, которые Робинзон смог переправить на остров с корабля. После этого каждая команда по очереди называет по одному слову. Балл присуждается той команде, у которой названий продуктов оказалось больше. Затем в таком же порядке команды перечисляют инструменты и вещи, которые Робинзон смог переправить.

(Продукты: рис, сухари, три круга голландского сыру, пять больших кусков вяленой козлятины, несколько ящиков вина, до шести галлонов рисовой водки и др. Инструменты: Три мешка с гвоздями, отвертка, два десятка топоров, точило, трос, бечевки, большой кусок запасной парусины, канаты и др.)

А теперь давайте подведем итог двух конкурсов. (Жюри объявляет баллы)

Обеим командам выдается компьютерная распечатка отрывка из произведения, в этом отрывке пропущены глаголы. Задача команд – вписать правильные слова.

Текст для первой команды: «30 сентября 1659 года . Наш корабль, застигнутый в открытом море страшным штормом, потерпел крушение. Весь экипаж, кроме меня, утонул ; я же, несчастный Робинзон Крузо, был выброшен полумертвым на берег этого проклятого острова, который назвал островом Отчаяния.

До поздней ночи меня угнетали самые мрачные чувства: ведь я остался без еды, без жилья; у меня не было ни одежды, ни оружия; мне негде было спрятаться , если бы на меня напали враги. Спасения ждать было неоткуда. Я видел впереди только смерть: либо меня растерзают хищные звери, либо убьют дикари, либо я умру голодной смертью.

Когда настала ночь, я влез на дерево, потому что боялся зверей. Всю ночь я проспал крепким сном, несмотря на то, что шел дождь».

Текст для второй команды: «1 октября. Проснувшись поутру, я увидел , что наш корабль сняло с мели приливом и пригнало гораздо ближе к берегу. Это подало мне надежду, что, когда ветер стихнет , мне удастся добраться до корабля и запастись едой и другими необходимыми вещами. Я немного приободрился , хотя печаль о погибших товарищах не покидала меня. Мне все думалось , что останься мы на корабле, мы непременно спаслись бы. Теперь из его обломков мы могли построить баркас, на котором и выбрались бы из этого гиблого места.

Как только начался отлив, я отправился на корабль. Сначала я шел по обнажившемуся дну моря, а потом пустился вплавь. Весь этот день дождь не прекращался , но ветер утих совершенно».

Работы сдаются жюри для оценивания.

4.2. Английская часть

Из букв, составляющих имя РОБИНЗОН КРУЗО, ДАНИЭЛЬ ДЕФО составить как можно больше английских слов

СЛАЙД 6

5. Физкультминутка.

Какая из команд быстрее двигается по следу – игра.

6. Мини – исследование.

Творческие группы получают задание.

Изобразить символически основные мысли после прочтения романа. Жизненные уроки Робинзона Крузо. Работа осуществляется на листе ватмана.

7. Интерактивный тест. СЛАЙД 7

Конкурс проходит в форме блиц-опроса. В течение минуты участнику задаются вопросы, на которые он должен дать быстрый верный ответ. Побеждает тот, у кого окажется большее количество верных ответов.

1. Кто был прототипом Робинзона Крузо? (Александр Селькирк)

2. В каком городе родился Робинзон? (Йорк)

3. Сколько лет было Робинзону Крузо, когда он впервые отправился в морское путешествие? (18 лет)

4. К кому в плен попадал Робинзон? (К туркам)

5. Сколько лет Робинзон прожил в плену у турок? (Два года)

6. Где Робинзон провел первую ночь после кораблекрушения? (На дереве)

7. На чем Робинзон переправлял вещи на остров? (На плоту)

8. Каких животных взял с корабля Робинзон? (Двух кошек и собаку)

9. Сколько рейсов на корабль сделал Робинзон? (12)

10. В какой одежде ходил Робинзон? (Которую сшил из шкур убитых животных)

11. Какую вещь сделал себе Робинзон? (Зонтик)

12. Почему зонтик и одежду Робинзон шил мехом наружу? (Чтобы стекала по нему дождевая вода)

13. Сколько лодок построил Робинзон? (Две)

14. Что придумал Робинзон, чтоб не терять счет времени? (Столб, на котором делал зарубки)

16. Робинзон вел дневник. Чем и на чем он писал? (Он взял с корабля чернила, перо и бумагу)

17. Какие предметы мебели Робинзон сделал прежде всего? (Стол и стул)

18. Какие животные обитали на восточной части острова? (Козы)

19. Из чего Робинзон изготовил свечи? (Из козьего жира)

20. Из каких зерен вырастил урожай Робинзон? (Ячменя и риса)

21. Когда Робинзон смог отделить себе часть зерна на еду? (На четвертый год)

22. Почему Робинзон хотел перенести свою палатку в другое место? (Он боялся землетрясения)

23. Чем лечился Робинзон, когда заболел лихорадкой? (Табаком)

24. На корабле Робинзон нашел книги. Какую книгу он читал чаще всего? (Библию)

25. В каком виде Робинзон придумал употреблять виноград? (В виде изюма)

26. Какие погодные периоды были на острове? (Период дождей и период засухи)

27. Как часто Робинзон мог сеять зерна и собирать урожай? (Дважды в год)

28. От каких врагов Робинзон защищал урожай? (От коз, зайцев, птиц)

29. Что научился плести Робинзон? (Корзины)

30. Как звали попугая, которого приручил Робинзон? (Попка)

31. Какой посудой пользовался Робинзон? (Глиняной)

32. Какую фразу научился произносить попугай Робинзона? (Бедный, Робинзон! Где ты был?)

33. Откуда Робинзон собирался стрелять по дикарям? (С дерева)

34. Робинзон спас на острове дикаря. Как его звали? (Пятница)

35. Сколько лет прожил на острове Робинзон? (28)

36. На каком корабле спасся Робинзон? (На пиратском)

37. Кого взял с собой Робинзон, когда покидал остров? (Пятницу и попугая)

8. Подведение итогов урока.

Отчет творческих групп. Листы вывешиваются на доску.

Любить жизнь.

Упорно преодолевать препятствия.

Не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию

Любить труд.

Человеку не так уж много и надо для счастья.

Деньги – ненужный хлам

В герое романа Д. Дефо, как мы с вами убедились, сочетаются и положительные, и отрицательные качества. Потому он нам и интересен. И тем более важно, что именно обычный человек, подобный нам, сумел выжить, выстоять, остаться Человеком.

Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность – мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – чтобы с нами ни произошло.

9. Рефлексия.СЛАЙД

Итак, все испытания остались позади. Вы отлично справились с заданиями. Скажите, что вам запомнилось больше всего на нашем уроке? Какое задание вам показалось наиболее интересным? Чем оно вам понравилось? А какое задание вызвало трудности?

Вы сегодня все молодцы, ребята! Очень понравилось, как вы работали на уроке. А теперь передаем слово нашему жюри. Жюри подводит итоги, вручает дипломы.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация дефо»


«Чему может научить Робинзон Крузо?»

(По роману Д. Дефо)

"What can teach Robinson Crusoe?"

(The novel D. Defoe)



Задание группе 1

Put the sentences in the correct order according to the pictures.

1) In the morning the sea was low and Robinson saw his ship. He swam to the ship and got on it.

2) He found some tools on the ship and began to make a raft.

3) The raft was ready and Robinson put it on the water.

4) Robinson put the boxes on the raft, jumped on it and swam to the island.

5) Robinson went to the ship every day and brought many useful things to the island. They helped him to survive.





Вспомните полное название романа о Робинзоне Крузо.

(«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка. Прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко,куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого погиб весь экипаж. исключая его одного, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»)

Модератомодераторр


2.Кто был прототипом Робинзона Крузо?

(шотландский моряк и боцман Александр

Селькирк, который прожил на необитаемом острове Мас-а-Тьерра, что в 400 километрах от Чили, больше четырех лет.)


4. Сколько лет было Робинзону Крузо, когда он впервые отправился в морское путешествие?


5.Англичане XVII-XVIII веков иногда слышали от моряков о людях, живших какое-то время на необитаемых островах, назовите причину, по которой можно было оказаться жителем острова.

(На английском флоте был жестокий обычай оставлять на островах в чем-либо провинившихся матросов.)


6. Каких животных взял

с корабля Р.Крузо?

1.Двух кошек и собаку.

2. Морских свинок.

3. Попугая.

Двух кошек и собаку


8. Незадолго до конца жизни на острове Р.Крузо спас от смерти дикаря. Как его звали?

1Суббота.

2. Понедельник.

3. Пятница.

3. Пятница.


7. Какой фразе в первую очередь научил попугая Р.Крузо?

1. «Бедный, бедный Робинзон. Куда ты попал?» 2. «Робинзон родился в Англии. Хочу домой». 3. «Мы вернемся домой».

  • «Бедный, бедный Робинзон.

Куда ты попал?»


9. Кого Робинзон взял с собой, когда покидал остров?

1. Кошку и собаку. 2. Пятницу и попугая. 3. Пятницу и собаку.

Пятницу и попугая.


10. Сколько лет прожил

на острове Р.Крузо?

1. 28 лет. 2. 32 года. 3. 15 лет.


Сколько рейсов на корабль сделал Робинзон Крузо?

двенадцать


В какой одежде ходил Робинзон Крузо?

В первые три года носил

рубашку и брюки,

затем сшил себе одежду

из шкур убитых

им животных


Почему зонтик и одежду Робинзон сшил себе мехом наружу?

Чтобы дождевая вода могла

стекать по меху, как по наклонной плоскости


Где Робинзон провел первую ночь на острове?

На дереве.

Он боялся хищных зверей


Развернутый план-конспект урока

Класс: 6

Тема: Даниель Дефо. «Робинзон Крузо»

Цель: Формировать читательскую культуру учащихся

Задачи: обучающая: выяснить историческую основу произведения

Д.Дефо; учить ославлять человеческий труд

развивающая: развивать навыки эпического произведения

воспитательная: воспитывать интерес к мировой

литературе

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы: эвристический

Приемы: слово учителя, сообщения учащихся, беседа,

литературный диктант, игра

Литература: Підручник для 6 кл. загальнооосвітніх закладів з

російською мовою навчання/Л.А.Сімакова. – К.:

Вежа,2006. – 256с.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие

Проверка отсутствующих

2. Сообщение темы, задач, целей урока

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с романом Д.Дефо «Робинзон Крузо». На прошлом занятии мы ознакомились с жизненным и творческим путем Даниэля Дефо, сегодня же ближе перейдем к анализу самого произведения. Вам нужно было на сегодня подготовить и рассказать историю создания этого произведения.

3. Актуализация опорных знаний

Что же легло в основу этого романа? (Толчком для создания романа стал эпизод из корабельного дневника, опубликованного под названием «Путешествие вокруг света». Позднее один журналист напечатал статью о приключениях шотландского матроса Селкирка, который и стал прототипом Робинзона Крузо)

Работа над понятием «прототип» (на основе рассуждений детей, учитель делает вывод, что такое прототип)

Для того, чтоб лучше разобраться в истории создания романа, давайте поиграем в литературную игру

Игра «Найди 5 отличий»

Вспомните историю Селкирка, на каком острове, в каком океане, сколько лет он пробыл в одиночестве, и назовите пять отличий с романом «Робинзон Крузо» .(дети с помощью наводящих вопросов учителя, находят отличия)

1.Дефо изменил имя героя

2.Перенес остров из Тихого океана в Антлантический

3.Сместил время действия на 50 лет назад

4.Увеличил время пребывания на острове в 7 раз

5.Изменил характер героя

4. Изучение нового материала

Слово учителя: Для того, чтоб начать анализ произведения, давайте проверим знание вами текста. На доске вы видите пункты плана, написанные вразброс. Вам необходимо разместить их в правильной последовательности.

1.Спасение Робинзона и мальчика Ксури (5)

2.Успехи Робинзона, предпринимателя в Бразилии (6)

3.Ссора с родителями (1)

4.Робинзон соглашается на предложения плантаторов (7)

5.Мавританский плен и освобождение из него (4)

6.Путешествие в Гвинею (3)

7.Побег из родного дома (2)

Литературный диктант

Молодцы, а теперь давайте перейдем непосредственно к тексту. Сейчас мы напишем с вами литературный диктант.

Возобновите рассказ о литературном герое, вставив необходимые по смыслу слова.

Робинзон Крузо родился в 1632 году в богатой семье в городе … (Йорке ). Отец видел своего сына в будущем … (юристом ). Но Робинзон только о … (морских путешествиях ).1 сентября 1651 года Робинзон Крузо, не спросив разрешения у родителей, … (отправился в путешествие ). Первое плавание было неудачным, поскольку корабль … (во время бури затонул ). Спасшись и пережив потрясение, Робинзон снова отправился в море. В этот раз на корабль, который плыл к берегам Гвинеи, напали пираты, и юноша попал в плен. Только через … (2 года ) Робинзон сумел сбежать. Со временем Крузо очутился в Бразилии, и стал владельцем … (сахарной плантации ). 1 сентября 1659 года непоседливый юноша снова отправился в Гвинею, чтобы купить там … (рабов ). Но корабль во время шторма спасти было невозможно. Робинзон стал единственным, кому удалось выжить.

Беседа с учащимися

    Когда Робинзон оказался на острове, что в первую очередь он сделал? (перевез с корабля все необходимое, построил жилье )

    Пытался ли Робинзон покинуть остров? (да, даже построил лодку)

    Почему он не смог этого сделать? (не смог сам спустить лодку на воду)

    Пытался ли он улучшить свою жизнь на острове? Докажите (научился изготавливать мебель, посуду, занялся сельским хозяйством)

    Как Робинзон назвал свой остров? Почему? (Остров Отчаяния)

    Когда Робинзон занимался обустройством жилища, набежала туча, и начался ливень. Но его испугал не столько ливень, сколько это. Что и почему? (молния, потому что могла попасть в порох и уничтожить все запасы)

    Эту находку с затонувшего корабля Робинзон считал самой дорогой, которую он бы не отдал в то время даже за целый корабль золота. (ящик с инструментами )

    О чем все это говорит?

Для лучшего раскрытия образа Робинзона, давайте попробуем пересказать историю от первого лица. (Дети рассказывают о себе от имени Крузо)

Вывод учителя

Жан - Жак Руссо считал, что первою книгой, которую должен прочитать ребенок после «Букваря», должна стать книга Д.Дефо «Робинзон Крузо». Поскольку, по мнению философа, в этой книге есть два самые лучшие учителя. Первый из них – природа. Как вы думаете, а какой второй? Это труд.

Итог урока

Представьте себя на месте Робинзона. Составьте советы для тех, кто попадет на необитаемый остров или кодекс поведения на необитаемом острове.

    Прежде, чем отчаиваться, подумай, что могло быть и хуже

    Научись смотреть чаще на светлые, чем на темные стороны своего положения

    помни больше о том, что у тебя есть, чем о том, чего ты лишен

    противопоставляй добро злу

    ищи поддержку в вере в Бога

    примирись с неизбежным, пытайся изменить то, что тебе под силу

Надеюсь, сегодня вы поняли, что не стоит отчаиваться ни в коем случае, чтобы ни произошло. Нужно верить в свои силы, и тогда безусловно удача вернется к вам

Оценка достижений учащихся за урок и комментирование оценок

Домашнее задание

1. Подговиться к написанию сочинения – подобрать цитаты в тексте, характеризующие характер главного героя, и перемены, произошедшие в нем