Сообщение о панках. История возникновения и сущность субкультуры «Панк

История возникновения и сущность субкультуры «Панк»

Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической).

За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы».

Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения.

Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Они очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу подростки, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.

1. Музыкальные неформальные молодёжные организации. (Главная цель таких молодёжных организаций - прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.)

2. Неформальные организации в спорте. (Ведущие представители данного течения -- знаменитые футбольные фанаты, а также рокеры)

3. Философствующие неформальные организации. (Выделяются среди них хиппи.)

4. Политические неформальные организации. (В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию)

К последней группе, политическим неформальным организациям, относятся панки.

Музыка для панков играет очень большую роль, так как они предпочитают пассивный протест и редко предпринимают открытые митинги и агитации, имеющие яркий политический окрас. С помощью музыки, панки выражают свое мировоззрение.

Панк, панки, панк-рокеры, пункера (от англ. punk -- отбросы) -- контркультура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма. Легендарная американская группа Ramones была первым музыкальным коллективом, игравшим панк-рок. Первой британской панк-группой были Sex Pistols. После возникновения этих и других коллективов панк распространился по всему миру (с 1980-х в СССР). Панк явился своеобразным ответом на кризис хиппи-движения и его уклона в мистицизм, на рок-музыку того времени, которая отошла от энергии и ритма традиционного рок-н-ролла, а также на трудную ситуацию для молодых людей на рынке труда. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Панк - такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна. Панку подкосили ноги тем, что его разрешили и вывели из подполья. Панк пустили на телевидение и эстрадные подмостки любых залов. Отсюда началась новая волна. Панк-рок начал деформироваться, изменяться, расчленяться по самым разным музыкальным, политическим, эстетическим направлениям. Появились десятки новых стилей со своими концепциями, новым художественным мышлением, видением мира, иными целями.

По возрасту панки - преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни.

Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению.

1. Истоки и влияния.

«Панк берет свое начало с середины 70-х годов 20-ого столетия, когда под влиянием Beatles и Rolling Stones стали появляться много молодежных команд, исполняющих рок-н-ролл» -- говорится в статье «Потерянное поколение» на сайте журнала Volkey.

Относительно сырой и грубый звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах, вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда The Stooges. Её лидер, Игги Поп, отвергал музыкальные утончённости, ценил в рок-н-ролле необузданный драйв.

Связующим звеном между движением панков и предыдущим поколением битников выступила «крёстная мать панк-движения», Патти Смит.

2. Внешний вид.

Некоторые молодые панки любят шокировать общественность антиконсервативным внешним видом, однако, следует заметить, что для остальных панк-рокеров внешний вид является второстепенной деталью. Идеологом внешнего вида панков была английский дизайнер Вивьен Вествуд, которая внесла атрибутику панков в массы и модную индустрию.

Некоторые панки предпочитают веселые прически c разноцветными стоящими торчком волосами, нередко с выбритыми волосами или ирокезами. Панки существенно повлияли на парикмахерское искусство введя смелый яркий окрас волос и асимметричные прически. Моду на ирокезы ввела британская группа The Exploited.

Аксессуары: цепи и булавки в одежде, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или различного рода высказываниями.

Удобная городская одежда: футболка (часто черного цвета), куртка (обычно «косуха»), джинсы, кеды, кроссовки или тяжелые ботинки. Одежда нередко специально порванная и потертая, снабженная иногда провокационными прокламациями.

Некоторые девушки-панки (панкуши) используют вызывающе-сексуальный имидж (яркий макияж, начес волос, короткие юбки, рваные колготки или чулки).

4. Родственные субкультуры.

Скинхэды -- молодежная субкультура шестидесятых годов, получившая «второе рождение» во времена панка. Музыка традиционных скинхэдов -- Ска, Oi!, Рокстеди и Регги.

Моды -- предшественники и современники панков. Оказали влияние на панк-рок. Музыка модов -- Ска, Соул.

Rude boys -- ямайская молодежь, предшественники и современники панков и традиционных скинхедов. Оказали влияние на внешний вид и музыкальные пристрастия тех и других. Музыка рудбойз -- Ска и Рокстеди.

Straight edge"ры -- субкультура, порождённая ранней американской панк/хардкор-сценой начала 80-х, характернейшей особенностью которой является отказ от наркотиков, алкоголя и табака, а также от беспорядочных половых связей.

Готы -- близкая панкам субкультура, возникшая в начале 1980-х годов. Готы, как правило, отличаются пессимистичным мировоззрением и не интересуются социально-критическими темами. Они предпочитают минорный готический рок, черный цвет и мрачную (зачастую вампирскую) эстетику. Готы нередко носят прически-«ирокезы», но не цветные, как у панков, а выглядящие так, как будто поставлены на чёрный гуталин.

Выводы по 1 главе.

Субкультуры, как подкультуры, имеющие собственные, в чем-то специфические, ценности, убеждения, нормы широко распространены в нашей стране. Панк - одна из таких субкультур.

Представители данной субкультуры любят эпатаж, шокировать окружающих, открыто проявлять свою яркую индивидуальность.

Панк появился в 70-х годах 20-го столетия и вплоть до настоящего времени активно видоизменялся. Но те «первые впечатления», которые произвел Панк на общество, стали стереотипом восприятия обществом данной субкультуры.

Панков относят к политическим неформальным организациям.

Если рассматривать "Панк" в более широком смысле то он относиться и к музыкальной группе неформальных организаций.

Музыка для панков играет важную роль, так как они предпочитают пассивный протест и редко предпринимают открытые митинги и агитации, имеющие яркий политический окрас. С помощью музыки, панки выражают свое мировоззрение.

Чаще всего в неформальные объединения такого типа вступают подростки, у которых присутствуют какие-либо проблемы в семье, в коллективе сверстников и пр.

В группе подростков объединенных субкультурой «Панк» привлекают возможность общения по интересам, отсутствие осуждения каких-либо поступков, возможность проявления своей индивидуальности и др.

Такая субкультура «панки», какой мы знаем её сегодня, сформировалась в 60-е годы прошлого века

Панки – одна из популярнейших молодежных субкультур, сформировавшаяся в Великобритании в конце 1960-х годов. Главные особенности субкультуры – скептическое отношение к политике и обществу.

История субкультуры «панки»

Термин «панк» всегда отражал негатив и нецензурщину. Это слово известно со времен Шекспира – в его пьесах так называют женщин легкого поведения. А несколько веков спустя, в начале 20-го века, этот термин относился к преступникам-«шестеркам», или обычным людям, случайно связавшимся с преступным миром.

В 30-х годах панками назывались представители беднейших районов Уэльса. Их основными занятиями были курение опиума, токсикомания, употребление местного варианта самогона. Главный заработок происходил от бандитизма. Из музыки панки того времени предпочитали «черный джаз» - свое название этот музыкальный стиль получил потому, что исполнялся преимущественно чернокожими. Панки пропагандировали полную анархию и отрицали необходимость социума и государства.

К 60-м годам культура панков трансформировалась под влиянием классического рока, а также современных групп уровня Beatles. Одним из символов переходного периода между старым панком, роком и современным панком стал Игги Поп, лидер группы The Stooges.

История субкультуры панков тесно связана с музыкой и политикой. Первым коллективом, в чьем репертуаре появилась музыка панков, была группа Ramones. Первой группой, которая специализировалась исключительно на панк-роке, была группа Sex Pistols. По мере роста популярности этих групп, идеи панков распространялись по всему миру, а в 1980-х проникли и в СССР. Самым ярким представителем российского панка был Егор Летов и его группа «Гражданская Оборона». В дальнейшем появилась отдельная группа панков – панки-летовцы.

Появление панков совпало по времени с утратой популярности другой молодежной субкультуры – хиппи. Обе культуры имели достаточно много общего: стремление к бунтарству, свободе, неприятие консерватизма.

Идеология панков

Основная характеристика субкультуры панков сводится к протесту. В первую очередь, этот протест был культурным: панки выступали против коммерции на сцене, стремились к хулиганству и драйву. Во вторую очередь, это был (и есть) социальный протест. Панки пренебрегают стандартными правилами эстетики, морали, нравственности.

Панки не принимают массовость. Они протестуют против массовой культуры, производства, перепроизводства. Недовольство они проявляют и в одежде – их отличают разноцветные уникальные прически, потрепанная одежда, обилие цепей.

Основная ценность с точки зрения панка – свобода. Она не может быть ограничена, и каждый может поступать так, как считает нужным. Что панки и делают, практически ни в чем не ограничиваясь.

Видео о молодежной субкультуре «панки»

Большинство панков считают себя анархистами, хотя не все могут с определенностью сказать, на каких принципах основывается это учение.

Некоторые панки считают, что протестом против социума является и ведение здорового образа жизни. Этот взгляд они мотивируют тем, что большинство членов социума ведет нездоровый образ жизни, употребляет алкогольные напитки, наркотические препараты. Эти члены субкультуры называют себя «панки-вегетарианцы».

Внешний вид панков

Представители молодежной субкультуры «панки» всегда стремятся максимально шокировать и эпатировать окружающих. Потому они имеют соответствующий имидж:

  • Волосы. Большинство панков перекрашивают волосы в яркие цвета невероятных оттенков, начесывают, выбривают, фиксируют любым доступным способом в стиле «торчком». С 1980-х в среде панков огромной популярностью пользуется прическа «ирокез».
  • Одежда. Канонический панк носит рваные джинсы, заправленные или подвернутые под кеды или ботинки. Для повышения эффекта некоторые панки отмачивают джинсы в отбеливателе, благодаря чему достигается эффект рыжих разводов.
  • Косуха, как дань памяти рок-н-роллу и первым панкам, стремящимся вернуть классической рок-музыке изначальный драйв, ушедший вместе с приходом на сцену больших денег. Этим панки несколько похожи на металлистов .
  • Главной чертой внешности панка является «мертвый» стиль. Его можно встретить на любом элементе одежды, гаджете, аксессуаре: черепа, знаки и т.д.
  • Подчеркивая связь с рокерской культурой, многие панки носят соответствующие атрибуты – браслеты, ошейники и т.д. Частыми признаками панка считаются многочисленные татуировки и пирсинги.
  • Обилие нашивок и цепей. Цепи чаще всего крепятся к джинсам и курткам, туда же подшиваются нашивки, в том числе отражающие протест против политики.

Все перечисленное можно увидеть на многочисленных фото субкультуры панков.

Панки в России

В Россию панк проник в 1980-х годах. Изначально представители субкультуры воевали с тоталитаризмом, однако, вскоре тоталитаризм перестал быть модным. Субкультура получила определенную популярность, но формально все равно оставалась вне закона. На некоторое время панки ушли в сторону.

Очередной виток начался в 2000-х. Появились новые панк-группы, не боявшиеся шокировать окружающих. Появились деньги. Сегодняшние российские панки имеют не так много общего с классическим пониманием этого слова. Они не стремятся к анархии, не выступают против общества и его законов. В определенной степени, музыкальная часть панка стала бизнесом. А сама единая субкультура панков распалась на десятки молодежных образований.

В чем сходство и различие между панками и хиппи?

Идеологии панков и хиппи формировались практически одновременно и в сходных условиях. Представители обеих субкультур пренебрегают общепринятыми нормами, правилами, выступают против политики.

Основное различие состоит в отношении к миру. Хиппи утверждают, что мир прекрасен и без денег, политики и войн, поэтому нужно отказаться от мирских благ, агрессии, взяться за руки и медитировать. Панки считают, что мир ужасен, и ему уже ничего не поможет, поэтому можно быть анархистом и проявлять агрессию по отношению к несогласным.

Влияние панков в мире

Помимо музыки субкультура панков проникла и в другие виды современного искусства и культуры. Так, крупнейшим представителем субкультуры в живописи явился Энди Уорхолл, ставший одним из самых высокооплачиваемых художников современности. В литературе появились направления стим-панк и киберпанк.

Трудно переоценить вклад субкультуры панков в мировое «неформальное наследие». Увлечение молодежи различными направлениями панка продолжается и сегодня. В любом крупном городе мира можно встретить молодого человека с ирокезом на голове, в потрепанной одежде, с пирсингом во всех доступных местах.

Панк постоянно трансформируется, распространяется, растворяется в других субкультурах, но полностью никогда не исчезает. Его основные черты, такие, как протест против сложившегося строя, социальная направленность и стремление к личной свободе не теряют свою актуальность уже более полувека, и вряд ли потеряют. Панк жив, пока есть ограничение свободы, пока есть что-то, против чего можно протестовать.

В разной степени субкультура панков оказала огромное влияние на множество других субкультур. Многие из них сформировались на основе панка. В их числе:

  • Готы – субкультура, сформировавшаяся в 80-х годах. Многими исследователями считается «дочерней» культурой панка, более пессимистичной и не интересующейся критикой социума.
  • Инди. В России этот термин означает в основном музыку, в мире – явление в культуре, при котором исполнитель не стремится стать коммерчески успешным представителем мейнстрима, не обращает внимания на ожидания потребителей, а делает упор исключительно на самовыражение.
  • Straight Edge – «панки-вегетарианцы». Практикуют полный отказ от мяса, алкоголя, табака, наркотиков. В случае перегибов отказываются также от употребления кофе, медикаментов и т.д. Сегодня это движение пришло в упадок.

Панки – одна из самых известных в мире неформальных субкультур. О них пишутся книги, снимаются фильмы, разрабатываются новые музыкальные направления, основанные на идеологии и стилистике культуры. Кто-то пытается понять причины протеста, кто-то просто рассказывает о панках и их жизни.

Единственное, что объединяет панков – это протест против современного общества. Форм протеста может быть много, от создания невероятных причесок до пропаганды анархии в любых доступных местах.

Как Вы относитесь к такой молодежной субкультуре, как панки? Поделитесь своим мнением в

На просторах нашей необъятной родины и за её пределами, существует огромное количество неформальных движений неподдающихся объяснению обычному среднестатистическому человеку. А именно разговор пойдёт о субкультуре под названием ПАНК (Punk). Я думаю всем нам знакомы молодые люди, в кожаных косухах , тяжёлой обуви в любое время года, в майках с большой буквой “A” на спине и с длинными ирокезами, играющие музыку в переходах или просто собирающиеся отдельными тусовками где ни будь в центре города.

Это и есть они, . Ребята зачастую придерживаются определённых мировоззрений, имеют твёрдую точку зрения по поводу своих политических, жизненных и антиобщественных взглядов. Конкретнее сказать, движение панк напрямую связано с отрицанием какой-либо власти, законов, социальных нужд и гарантий. В общем, анархия – полное беззаконие. Так же панки, за частую злоупотребляют спиртным, наркотическими веществами и отличаются достаточно вульгарным поведением в отличии от других субкультур. В принципе слово панк(punk) изначально и переводилось как – отброс, свинья, шпана, или другими ругательными словами. Вспоминая историю возникновения этого движения, бытуют множество разных историй, которые в той или иной степени являются правдой. Мы рассмотрим основную и более вероятную версию.

В далёкие 70-ые годы, под влиянием групп Rolling Stones и The Beatles, образовывается множество команд играющих несложные “4 аккорда” с достаточно простой, но заводной мелодией. Образуются такие команды как Sex Pistols, The Exploited которых можно назвать родоначальниками панк-рока в целом. Стоит отметить, что основную мысль и идею анархии, многие панк группы выражали именно через музыку. Появляется символика анархии, чёрно-красный флаг. Молодёжь устраивает дебоши, задирает прохожих, зачастую находясь под алкогольным или наркотическим опьянением, тем самым показывая протест против власти, и показывая свою независимость и свободу. В основном это были дети рабочих, которые не хотели работать за копейки, тем самым показывая свою независимость от государства. Да действительно, как Цой сделал прорыв и требовал перемен в России и странах СССР, так и в общем всему миру не хватало той, настоящей, свободной революции. В то время многие группы как Led Zeppelin, Deep Purple, Pink Floyd разъезжали на лимузинах и имели собственные самолёты, Sex Pistols и Exploited были более доступными и эпатажными личностями, которые говорили на языке свободы, периодически устраивая разгром на сцене. Конечно власти обеспокоились происходящей ситуацией, ведь количество групп образованных в то время по общим подсчётам сводилось к тысячам, а количество молодёжи поддерживающих движение панк вообще не возможно было сосчитать. Первое время конечно власти ограничивались задержаниями, арестами, запретами на выступления групп, но когда стало понятно что нарастающим снежный ком уже не остановить, отпустили ситуацию.

Что же касается развития панка в СССР, то изначально неформалы постсоветского пространства выступали против тоталитаризма, однако борьба была не долгой, в начале 90-х система постепенно начинала давать трещину, а в итоге совсем развалилась. Многие группы которые выпускались подпольно, впервые увидели свет и получили всеобщую огласку. Однако тематика таких групп как Гражданская Оборона (Гр.Об.), Чудо-Юдо, Объект насмешек, всё же была запрещена. И в конечном итоге, в середине 80-х начало 90-х, вопрос существования панк культуры стал ребром, против чего всё-таки бороться?

Дальнейшее развитие панка начало новый виток где-то в 2000. У многих групп появляется своё звучание, свой стиль и своё поведение на сцене. В самом начале, конечно, всё существовало на добровольных началах, но в последствии всё это стало попахивать коммерцией, с целью заработка денег. Хотя стоит отдать должное такому развитию событий. Многие группы как Король и Шут, Пилот, Кукрыниксы действительно талантливые ребята. Начиная свою творческую карьеру, имея за спиной только свой талант и желание создавать хорошую музыку, они и не мечтали о таком успехе. И конечно без вложения средств мы могли бы и не услышать многие шедевры Российского панк-рока.
Подводя итог, хочется отметить, что цели изначально развивающегося панка и настоящего сильно разнятся. Многое конечно забыто, многое уже кажется диким, но однако существование такой субкультуры как панк, до сих пор существует и медленными шагами но продолжает развиваться. Правда в других направлениях.

О музыкальной составляющей панковской субкультуры достаточно подробно рассказал мой коллега в предыдущей статье. Я же хотела бы подробнее остановиться на немузыкальной стороне дела. Итак, откуда берет свои истоки эта своеобразная субкультура? Первые панки появились в конце 1960-х годов в Великобритании. Их возникновение неразрывно связано с появлением нового на тот момент музыкального стиля – панк-рока. Некоторые ресурсы утверждают, что панки появились вообще в 1930-х годах в той же Великобритании. Слушали они джаз, были выходцами из малообеспеченных рабочих семей, часто не работали и употребляли всякую дрянь. Однако под такое определение можно подвести любую группу социально неблагополучной молодёжи в любой стране в любую эпоху и сказать, что они были панками. Другое дело, что именно в Великобритании такую молодёжь называли панками, однако слово «punk» тогда было просто ругательным и в переводе означало «никчёмный», «пропащий человек», «бродяга» и т.д. Панк как субкультура появился на рубеже 1960-1970-х годов с появлением панк-рока.

Идеология панков – это протест. Протест культурный – панки 1970-х были недовольны коммерциализацией тогдашней рок-сцены. Им не нравились аккуратно подстриженные Битлы и The Rolling Stones, рассекавшие на дорогих авто. Панки требовали больше драйва и хулиганства. Своё недовольство они выражали всем своим внешним видом – невообразимые причёски ярких цветов, рваная одежда в булавках и цепях. Социальный протест панков выражался (и выражается) в пренебрежении общепринятыми нормами морали и эстетики. Панки также протестовали против массовой культуры и массового производства. Главная ценность в жизни – свобода, и никто не имеет права её ограничивать, поэтому каждый может вести себя, как хочет и делать, что хочет. Панки так и делали, ни в чем себя не ограничивая. Основная масса представителей панковской среды причисляет себя к анархистам, хотя вряд ли многие из этого большинства имеет чёткое понятие о принципах анархизма. Среди прочих идейных направлений в субкультуре панков имеют место НС-панки, sXe-панки и панки-вегетарианцы. Такие панки считают, что здоровый образ жизни – это тоже протест против общества, где подавляющее большинство курит, употребляет алкоголь и наркотики.
Важно отметить, что панк со временем стал не только музыкальным стилем, а проник и в другие области искусства. В живописи одним из ярких представителей панка является Энди Уорхолл – один из наиболее популярных и оплачиваемых художников современности. В литературе также распространился панк. Выдающиеся представители панк-литературы: Патти Смит, Джон Кларк и Джим Кэрол. Под влиянием панка в литературе появились и такие направления, как киберпанк и стим-панк. О панках снято множество фильмов, как документальных, так и художественных, панкам посвящены некоторые литературные произведения.
Субкультура панка очень многое дала современной культуре. Многие субкультуры и музыкальные стили берут своё начало из панка. Субкультура готов, как и готик-рок, выделилась из панковской среды. Современные готы до сих пор выбривают виски, как и панки почти полвека назад. Субкультура хиппи многое взяла от панковского анархизма, немного облагородив её. Идея безграничной свободы заимствована именно у панков. С появлением движения хиппи многие панки присоединились к нему, поскольку также поддерживали идеи ненасилия, мультикультурализма и свободы. Такие стили музыки, как хардкор (и прочие -коры), Oi!, грайндкор , глэм-рок , грандж , альтернативный рок, new-wave и так далее. А сколько ещё всякого скейт-панка, поп-панка, пост-панка, ска-панка… Исходя из всего вышесказанного можно увидеть, что вклад панковской субкультуры в, так сказать, мировое неформальное наследие неоценим.
Увлечение молодёжи панком продолжается до сих пор. Во многих городах мира можно встретить молодых людей с ирокезами, в рваной одежде, обильно усыпанных пирсингом в самых интересных местах. Панк развивается, трансформируется, переживает подъёмы и спады, но никуда не уходит. Его острая социальная направленность, извечный дух протеста против всех и вся и дальше будет привлекать молодёжь всех стран. Панк будет процветать до тех пор, пока есть, против чего протестовать, то есть, по-видимому, ещё очень и очень долго.



Все люди разные по своему мировоззрению, очень редко можно встретить человека с пред-ставлением о жизни, похожим на ваше. Под влиянием родителей, школы, телевидения, интернета у каждого человека формируется свое мнение обо всем, которое часто отличается от того, что нам пытаются навязать власть имущие. И вот если у целой группы людей одновременно формируются одинаковые определенные взгляды на жизнь, то можно говорить о возникновении субкультуры. В этом обществе свои правила жизни, своя система ценностей, поведение, сленг, внешний вид. Именно по поведению и по внешнему виду субкультуры и различаются чаще всего.

В конце шестидесятых - начале семидесятых годов прошлого столетия в Америке, Англии, Австралии и Канаде возникла одна из неформальных молодежных субкультур - панки. Слово «punk» изначально имело несколько смыслов: женщина «легкого» поведения, заключенный нижнего ранга, ругательство. И вот в 1975-1976 годах в США появились музыкальные группы, которые определяли образ жизни и свое творчество, как панк - отбросы, грязь. Появилось панк движение, главной задачей которого было разрушение всяческих стереотипов и рамок посредством агрессии. Главный лозунг панков - «Я ненавижу». Они ненавидели все, начиная со своих родных и заканчивая обществом в целом. Себя называли «цветами на помойке», белое у них было черным, чистому предпочитали грязное, жизни - смерть. Главными принципами у панков были: «Будущего нет» и «Живи быстро, умри молодым».

Как стать панком?

Если есть желание стать панком, для начала изучите историю панк-движения, потому что, если сделаете прическу «ирокез», оденете рваные джинсы, но не будете знать, для чего эти атрибуты панков появились, то это будет только маскарад, не более того. Панки не подчиняются общественным нормам, а демонстрируют альтернативный образ жизни, в том числе и своим эпатажным внешним видом, рассчитанным на шок для окружающих. Их внешний вид говорит о желании выделиться из «серой толпы». Костюм панка - это смесь намеренно рваной одежды из «second hand», списанной военной формы, черной кожи и разнообразных дешевых побрякушек.

Прическа панков - это именно та отличительная особенность, по которой их чаще всего различают, а самая распространенная из причесок - ирокез. Это выбритые виски и залакированный вертикальный гребень, раскрашенный в разные цвета. Прически в стиле панк - это также прически могикан, помойка, колпаки. Для создания прически панка необходимо побольше вашей фантазии и бесбашенности, и вы будете неотразимы! Макияж панков напоминает театральный - выбеленные лица, черные губы и тени, черный лак на ногтях, пирсинг на многих частях тела.

Разновидности панков

Панки, как субкультура, условно делятся на такие виды:

Чем занимаются панки?

Одно из основных занятий панков - музыка, они пишут панк-музыку и играют ее, уст-раивают даже фестивали и концерты, могут выпускать самодельные музыкальные журналы.

Основное отличие панков от остальных людей - это отрицание и непризнание любой власти, поэтому, пока существуют власть предержащие, диктующие свои законы и мораль, будет существовать и субкультура панк.

Различные направления молодежных субкультур стали активно привлекать к себе внимание общественности – старшего поколения, политиков, психологов – во второй половине ХХ века. Панки стали именно той культурой, которая явно определилась со своей индивидуальностью, заявляя миру свою «непохожесть». Но насколько эта культура в действительности является антисоциальной? Именно с этим вопросом мы приступали к изучению панк-движения в современном мире.

Современное представление о панках настолько искажено, что найти в сегодняшней России человека, который бы четко представлял себе, что такое настоящее панк-движение, практически невозможно. Именно этим и определяется актуальность данного исследования.

Панк (Punk) – так раньше называли на уличном жаргоне женщин легкого поведения. В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале XX века его относят уже к заключённым – «шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы».

В середине 1970-х гг. в Великобритании во время сильнейшей безработицы и апатии внезапно появляется яркая молодежная культура, названная журналистами «панк», что означает «гниль». Большинство исследователей увидели в нем новую молодежную субкультуру, вроде модов или рокеров, разойдясь лишь в определении ее социальной базы.

Панк изначально представлял собой контркультуру, далее развившуюся в контркультурное движение. Основными отличиями контркультуры от молодежной субкультуры является преобладание политических форм противостояния над символическими и отрицание доминирующих ценностей вместо принадлежности классу или традиции.

Но прежде всего, панк – это музыка, громкая, тяжелая и очень быстрая, главной задачей которой ставилось то, чтобы люди увидели протест, задумались о жизни, о будущем. Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком» . Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: любительские группы репетировали в основном в гаражах – больше им просто некуда было деваться. «Гаражные» панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов и были известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечали на запросы не массовой, а локальной аудитории (школы, колледжа, района).

Факел, зажженный «гаражниками», подхватывают в 1973-1974 годах вполне образованные молодые люди из Нью-Йорка. Они собираются по вечерам в дорогих клубах. Кумиром этой молодежи становятся новые группы: «Talking Heads», «New York Dolls» «Ramones» , которые представляются теперь первыми панк-музыкантами второй, настоящей волны панк-рока. Первой настоящей панк-группой принято считать Нью-Йоркских «Ramones» .

Поначалу деятельность американских панков не выходила за границы клубных вечеринок. Они оставались в рамках приличия, практикуясь в основном в музыке и авангардистской литературе – символизме, футуризме. В общем, как выражались американские СМИ, «интеллигенция развлекается, ничего страшного». Так все и думали, пока гроза панк-рока не грянула над Великобританией в 1976 году. Англичане точно скопировали американцев – и ошеломили респектабельную Англию. То, что прошло в США не очень заметно, подняло за океаном бурю, называлась она – «Sex Pistols».

Поначалу напуганные власти объявили панков хулиганами. Но когда хулиганят сотни тысяч, это называется по-другому – бунт. Причем бунт этот возник из трансформированного конфликта «отцов и детей».

Старые мечты рухнули – новым никто не верил. Пришло время отчаяния, полного неприятия окружающего мира и нигилизма. При изобилии материальных благ ни у общества, ни у конфликтующей с ним молодежи не оказалось достаточно прочных моральных качеств для того, чтобы воспользоваться ими во благо себе и всему человечеству. Это тоже послужило причиной возникновения панк-бунта. В начале 1976 года добропорядочным англичанам показалось, что британская молодежь сошла с ума. Улицы наводнили толпы отвратительного вида подростков.

Атрибутика стиля панк вошла в моду и производилась на конвейере. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Панк – такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна.

Первые панк-группы (такие как «Sex Pistols», «Clash», «Jam» и др.) выражали в своих песнях и поведении анархичность, апокалиптичность, отрицание ради отрицания, эпатаж, недовольство всем. Большинство этих групп достаточно быстро саморазрушились, избегнув участи контркультуры 1960-х и не став частью системы. Преуспевание панка в шоу-бизнесе (как части массовой культуры) «успешно» потерпело поражение.

Но панк «не умер», появляется так называемая вторая, политизированная, волна европейского панка (1980-1984), представленная группами «Crass», «Conflict», «Discharge» в Великобритании, "BGK" в Голландии и др. За четверть века существования панк сумел сформировать целую систему, оппозиционную шоу-бизнесу. Он противопоставил маленькие независимые лэйблы – транснациональным музыкальным концернам, фанзины, размноженные на ксероксе при использовании дешевой переработанной бумаги и соевых чернил, – дорогим глянцевым журналам, системы дистрибьюции, распространяющие панк-музыку и панк-идеи посредством рассылки по почте или непосредственно на концертах или фестивалях – покупкам в дорогих супермаркетах и т. п.

С другой стороны, панкам удалось создать альтернативное социокультурное и отчасти экономическое пространство, в котором основными ценностями являются не деньги и конкуренция, а дружба и сотрудничество.

Сегодня принято говорить, что в отличие от английского панка, возникшего как естественная реакция на социально-экономический кризис на Западе, панк в СССР появляется как протест против тоталитарного мышления. Безусловно, как и многие другие явления «советского андеграунда», он испытывал на себе западное влияние, хотя прямые заимствования в 1980-х были фактически невозможны.

Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии, а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири. Молодые люди, интересующиеся западной музыкой, приобретали у фарцовщиков пластинки «Sex Pistols», «Clash» и других британских панк-групп, ловили музыкальные передачи по «Голосу Америки», ВВС с Севой Новгородцевым, читали советские журналы и газеты, которые не преминули откликнуться на появление нового молодежного течения как «нароста на гниющем теле буржуазной культуры».

Что представляли собой первые панки в СССР и в чем заключалось их противостояние советской власти? Выделим три основные ареала, где панк получил наибольшее, отличное от других регионов развитие – это Ленинград, Москва и Сибирь (Омск, Новосибирск, Тюмень), и, в соответствии с этим, попытаемся ответить на поставленные вопросы.

Первыми ленинградскими панками были подростки 15-17 лет, меломаны, собиратели пластинок. Знакомились они чаще всего на «пластиночном толчке», собирались вместе, пьянствовали, слушали музыку. Они пытались жить так, как им нравится, но это было серьезным противоречием не только доминирующей идеологии, но и советским законам (например, закон о тунеядстве). Многие хотели побывать за границей, оказаться там, где были любимые панк-группы. Для ленинградских панков панк-рок не был выражением политического протеста, призывами к разрушению системы. Это было скорее стихийное внутреннее неприятие официально принятых норм и ценностей, отступление от которых в советском государстве могло расцениваться в спектре от мелкого хулиганства и вплоть до предательства Родины. По официальной версии, рок-музыка была изобретением западной пропаганды, призванным отвлекать советскую молодежь от строительства коммунизма, а западную демократическую – от борьбы с капитализмом.

Сибирский ареал панк-рока представлен, главным образом, тремя городами – Омском, Новосибирском и Тюменью. Так называемый сибирский панк-рок был наиболее политизированным и открыто направленным против тоталитарной системы. Это нашло выражение как в текстах песен (например, группа «Кооператив ништяк» в разгар репрессий на рок-музыкантов пела: «Бродит призрак по Европе, отрубите ему ноги»), так и в реакции власти на их творчество. Участников сибирских панк-групп сажали в психиатрические лечебницы, отправляли в армию, но они оставались «льдом под ногами майора» .

Советская панк-культура 1980-х, изначально ориентируясь на западное течение, органично переосмысливала его, переплетала с национальными корнями. В итоге возникали абсолютно оригинальные явления, порожденные, прежде всего не подражательством, а желанием самовыразиться и как-то противопоставить себя официозу.

В СССР панк являлся контркультурой уже в силу своей запретности, поэтому он противостоял системе. С 1987 года тоталитарные механизмы начинают активно разрушаться, и рок-музыка, по моему мнению, внесла в этот процесс свой вклад, хоть и небольшой, будучи носителем иных ценностей культуры. Здесь и заключается основное противоречие отечественного панка: приняв участие в разрушении системы, он оказался в сложной ситуации – против чего бороться теперь, когда все можно? Вслед за тем панк теряет свой статус контркультуры с уничтожением запретности, а развитие современных западных форм противостояния в России затруднено из-за сложной социально-экономической и политической ситуации. Существование панк-движения, как и других форм контркультуры в СССР в том виде, в каком они функционировали до перестроечной эпохи, потеряло смысл на рубеже 1980-90-х гг.

Понятие о панк-музыке в России изменилось и эволюционировало.

В СССР Панк был субкультурой, как нам кажется, только в период с 80-х до 90-х годов. Именно в этот период в стране происходил системный кризис, 70% молодежи оказались за чертой бедности, крах идеологии и централизованная система распределения товаров: все это создавало благодатную почву для развития такой субкультуры как панк.

После 90-х панк стал разлагаться, он коммерциализировался, потерял идею, потерял себя, но вместе с этим панк и не исчез полностью, он разделялся на другие социальные явления. Таким образом, в Советском Союзе играть рок, а тем более панк, было противостоянием. Это было запрещено, и люди, которые занимались рок-музыкой и не вписывались в стандартный образ «простого советского человека», часто серьезно рисковали не только быть избитыми в отделении милиции или «дружинниками», но и лишиться свободы. Государственная власть пыталась подавить любые отклонения от официальной идеологии: выгоняла с работы и из институтов, отправляла в армию и в психиатрические лечебницы на принудительное лечение, травила через прессу (разоблачительные статьи) и т. п. С другой стороны, что панки могли противопоставить государственной машине? Противостояние происходило, прежде всего, на уровне образа жизни и мировоззрения, что проявлялось в поведении, внешнем виде, системе ценностей. Неприятие советской идеологии и стандартизированного общества не обязательно выражалось в критике и борьбе.

Глава 2. Панки как субкультура

Сегодня панк представляется нам чаще всего в грязном, плохо пахнущем, и нетрезвом образе. Если обратиться к старшему поколению с вопросом «Кто такой панк?», в 9 из 10 случаев можно услышать, что-нибудь не очень приятное.

На сегодняшний день большая часть подростков, называющих себя панками, не знают даже элементарных фактов из раздела истории панк-движения. Некоторые «панки» настолько далеки от реальности, что просто смешны. С этим тесно связана вторая глава работы и непосредственно само исследование.

2. 1. Поведение в обществе. Политическая позиция.

Самооценка панка

Панк всегда имеет свое мнение и не боится его высказывать. Ему все равно, что о нем будут думать. Он таков, какой есть и ничего не станет менять. Традиционно считается, что поведение панка во всех случаях – это борьба, борьба против системы. Против какой, решает сам панк. Система подразумевает под собой в первую очередь правила. Правила – значит подчиняться. Подчиняться – значит сдаваться. Это и есть самый главный пункт в панковской политике.

Определяющим стало наплевательское отношение к окружающим и самим себе, установка всегда совершать только то, что хочется сию минуту. Мораль оказалась измененной на 180 градусов: все, что считалось аморальным у нормальных людей, на улице становилось внешним проявлением «нравственности».

Панк-культура предполагала полную свободу действий. Панки хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению к полицейским и задирали прохожих. Таким способом они спешили выразить свой протест миру, в котором родились и выросли. Философия панков была философией «потерянного поколения», простой до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест.

Сами панки по-разному оценивают и панк-движение, и себя в этой культуре. Вот несколько выдержек с одного из панковских форумов:

«я панк, потому что мне так хочется. Панк – это необязательно валяться в грязи, а для посвящения спать в помойке. и ирокез ставить на пиве, смешанном с мочей. А обязательно – состояние души» . (Орфография и стилистика высказываний сохранены в оригинале – прим. В. С.).

«Для начала я скажу вам, чем панк не является: это не мода, не определенный стиль одежды, не бунт на коленях против родителей, не новейшее «крутое» течение или особый стиль музыки. На самом деле это Идея, которая ведет и строит вашу жизнь. Думай самостоятельно, будь самим собой, не просто принимай то, что дает общество, – создавай свои собственные правила, живи своей собственной жизнью!» .

«Я – панк, потому что Я ПРОТИВ. Панк – это состояние души, образ мыслей, не столь важно насколько это проявляется внешне. Панк – это внутри. Ненавижу тех, кто считает панк просто модной атрибутикой!»

«Любое движение – это в первую очередь идея, а не шмотки и показуха Всегда главное – то, что внутри, а не то, о чем орут на каждом перекрестке. Точно так же, как и анархию превратили в свободу бухать и беспределить, хотя ее смысл намного глубже» .

Мы видим, что большая часть тех людей, кто относит себя к панкам, сходятся во мнении, что панк – это прежде всего идея, образ жизни и мыслей, и только потом – внешняя атрибутика! Именно идеология панк-движения не изменилась с 70-х годов, но сами панки отмечают, что с идеей панка знакомо очень небольшое количество молодежи, относящей себя к панк-культуре. Таким образом, получается, что панк-движение «вырождается». Превращаясь из «Идеи» в «Моду»

2. 2. Общественная оценка панка

Социологи Интернет сайта Info_Mania, проводя социологический опрос среди разных слоев населения г. Москвы (выборка – 100 человек), часто получали такие характеристики панков, как «шизофреническая категория», «может, со своими убеждениями, но психически больные люди», «невоспитанный, легкомысленный народ» и панка как «молодежного сдвига по фазе». Некоторые опрашиваемые отмечали в качестве отличительной черты панков «гребешки».

Приведем несколько распространенных мнений обычных людей о панк-движении:

«В моём понимании панк, это по-любому балахон, гады, хохолок для понта и нашивка с анархией. Панк по-любому должен ездить на концерты вместо митингов, ибо там можно нажраться, а если он не дай Бог не нажрется, то он увидит мир трезвыми глазами, ужаснется и случайно начнет думать своей башкой, а не чужими идеями и стереотипами. Панк, это, прежде всего, протест, а против чего, как, зачем, и почему – это уже не важно. Панк – это состояние души» .

Для того, чтобы получить данные по вопросам общественной оценки панков и панк-культуры, учащимся Гимназии № 8 были предложены две анкеты, на основе которых мы смогли прийти к следующим выводам:

1) О панке имеют общее представление более половины опрошенных нами учащихся старших классов.

2) Представление о панке строится в основном на внешней атрибутике – одежде, обуви, прическах.

3) Поведение панка большинством учащихся воспринимается как антисоциальное – курение, алкоголь, агрессия.

Cкладывается впечатление того, что большинство обычных людей в Москве (по опросу Info_Mania), а так же обычных городах России (учащиеся города Ангарска) не разбирается в нюансах молодежных субкультур и для них панки почти ничем не отличаются от металлистов или хиппи. Отношение к панкам в обществе достаточно негативное – «агрессивные, наркоманы, алкоголики». Этот образ панка, созданный СМИ, активно подтверждается самими панками («пионерами»), черпающими свою «эстетику и идеи» из масс-медиа.

Мы постараемся систематизировать наиболее распространенные убеждения о панках среди обывателей, и дать свои комментарии к ним. В качестве основы для данных утверждений были взяты результаты исследования агентства Info_Mania. Мы провели аналогичный опрос среди учащихся нашей гимназии и пришли к определенным выводам, которые и оформили в виде комментариев.

Утверждение 1. Все панки – это тупые, ограниченные «птушники» и двоечники (в общем, люди низкого интеллектуального уровня развития).

Комментарий: утверждение очень распространенное среди обывателей. 34 % опрошенных учащихся Гимназии №8 согласились с правильностью этого утверждения. Однако большинство респондентов (49%) не согласились с таким мнением россиян, отметив, что так о панках говорят люди, малознакомые с панками, никогда с ними не общавшиеся. Да, конечно, среди панков есть и «птушники», и вообще очень глупые люди, но их не так много и составляют они лишь малый процент от числа всех панков. Гораздо больше среди последователей панк-движения процент студентов вузов.

Утверждение 2: панк – это чисто молодежное течение, подростковый протест, проходящий с возрастом. Панком можно быть в период с 12 до 18, максимум 20 лет, а дальше нужно взрослеть.

Комментарий: На этом утверждении мнения гимназистов разделились примерно поровну: 45% опрошенных согласились с тем, что панк-движение носит молодежный характер, а 43% опровергли это мнение. Это вполне соответствует тем данным, которыми располагаем мы, занимаясь исследованием панка.

Действительно, большинство панков начинают «панковать» в юношеском или подростковом возрасте, но это не значит, что панк – сугубо молодежное течение. Некоторые отходят с возрастом от панка, но в большинстве своем это люди, для которых мнение большинства, толпы, важнее их собственного мнения. Есть среди бывших панков и те, кто просто разочаровался в идеях этого движения. Однако, есть и панки 30 лет и старше, и хотя не все из них придерживаются внешних атрибутов панка, но по-прежнему разделяют большинство «панковских» идей. И вообще, в утверждении «Панком можно быть в период с 12 до 18, максимум 20 лет, а дальше нужно взрослеть», слово взрослеть на самом деле, как правило, используется обывателями в значении «стать таким как все, принять идеи распространенные в обществе». Сравните со значением слова «взрослеть» в толковом словаре. Быть нонконформистом (а панки нонконформисты, т. к. придерживаются идей, не являющихся на сегодня распространенными в обществе), не значит не быть взрослым человеком.

Утверждение3: Панки – вечно грязные и никогда не моются, от них постоянно дурно пахнет.