Островский жизнь надо прожить так чтобы. «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Главной чертой Николая Островского было правдолюбие и поиск справедливости

«Пояснительная записка Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере...»

Пояснительная записка

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее

сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть

здоровым и дружить со спортом.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье -

естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с

окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;

состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.

Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.

Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности.

Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.

Программа направлена на формирование у ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.



Особенности программы:

Рассматривается под оздоровительным аспектом.

Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.

Занятия построены с учетом возрастных критериев.

Использование техники китайской гимнастики УШУ.

Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Цели и задачи программы:

Цель: формирование мышечной структуры, развитие гибкости тела, повышение функциональных возможностей организма, повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.

Задачи:

сохранение и укрепление здоровья детей;

формирование привычки к здоровому образу жизни;

формирование двигательных навыков и умений;

развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);

развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);

профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;

формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

поддержание интереса к занятиям УШУ;

реализация физических возможностей каждого ребенка через дальнейшее совершенствование приобретенных ранее двигательных навыков и умений;

создание условий для проявления детьми своих творческих потенциалов и начало работы по целенаправленному развитию кондиционных двигательных и координационных способностей занимающихся;

определить фактический уровень возможностей каждого ребенка.

спрогнозировать тенденции к реализации этих возможностей в способности и довести «планку» физической подготовленности детей до уровня, необходимого для начала целенаправленных занятий УШУ;

психологически настроить обучающихся и занимающихся детей на предстоящий длительный учебно-тренировочный процесс;

ознакомить с простейшими элементами начальной техники УШУ и первоначальной базовой техникой ударов руками, основных стоек и перемещения;

Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:

Корригирующая, ритмическая, психомоторная гимнастики с элементами китайского УШУ

Динамические и оздоровительные паузы

Релаксационные упражнения

Хороводы, различные виды игр

Занимательные разминки

Различные виды массажа

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика с элементами Цигун Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:

Традиционные фронтальные занятия Игровые упражнения Занятия – путешествия Обучающие и развивающие Познавательные

Принципы построения программы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков - один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир.

Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия педагога и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Принципы взаимодействия с детьми:

сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;

постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;

исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;

сравнение всех результатов ребенка возможно только с его собственными, а не с результатами других детей;

каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

Срок реализации программы – 1 год:

* Периодичность - 2 раза в неделю * продолжительность занятий:

Для средней, старшей и подготовительной групп 25 минут в день два занятия с перерывом 10 минут * в месяц – 16 занятий * количество детей в группе – не более 15

Методическое обеспечение программы:

Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.

Проводятся под руководством тренера.

Формы и методы обучения:

Словесные – объяснение;

Наглядные – показ;

Поисковые – поиск новых идей, материалов;

Креативные – творческий подход.

Результативность программы:

Развитие физических качеств дошкольников посредством спортивнооздоровительной работы.

Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).

Разнообразные, увлекательные, совместные занятия вместе с детьми, обеспечивают двигательную активность детей, способствуют их эмоциональному подъему и формирует их коммуникативные навыки.

Основные движения Ходьба. Ходьба обычная, на носках с разными положениями рук, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бед­ра), широким и мелким шагом, приставным шагом вперед и назад, гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок; ходьба в полуприседе (гусиный шаг), в полуприседе перескоками на носочках (лягушачьи прыжки), опираясь на руки о ноги (медвежий шаг), на руках и ногах животом вверх (тараканий шаг), стелясь по полу (шаг крокодила). Ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змейкой, врассыпную. Ходьба в сочетании с другими видами движений.

Упражнения в равновесии. Ходьба по гимнастической скамейке прямо, левым и правым боком приставным шагом, спиной вперед; с набивным мешочком на спине; приседая на одной ноге и пронося другую махом вперед сбоку скамейки;

поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; ходьба по узкой рейке, по веревке прямо и боком, стойка на одной ноге с высоко поднятым коленом (поза «журавль»), прыжки на одной ноге на месте и с перемещением.

Бег. Бег обычный, медленный, быстрый, с ускорением; бег с высоким подниманием колена, с захлестыванием голени назад, с выбрасыванием прямых ног вперед, мелким семенящим и широким шагом, с сомкнутыми ногами на носочках, приставным шагом левым и правым боком, спиной вперед, «челночный» бег.

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках, на спина и на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками. Пролезание в обруч разными способами: прямо, боком, спиной вперед. Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, в стороны с использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног, перелезание с пролета на пролет прямо и по диагонали.

Прыжки. Прыжки на двух ногах: на месте (разными способами) в чередовании с ходьбой, с поворотом кругом по часовой стрелке и против, продвигаясь вперед с зажатым между ног предметом. Прыжки через препятствия последовательно через каждое; на одной ноге через линию, веревку вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением. Прыжки вверх из глубокого приседа. Прыжки с высоты до 40 см, в длину с места, в длину с разбега, вверх с места, доставая предмет, подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребенка, с разбега (не менее 50 см). Подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь вперед; прыжки на двух ногах с продвижением вперед по наклонной поверхности.

прыжки на мягкое покрытие с гимнастической скамейки высота до 40 см.

Бросание, ловля, метание. Перебрасывание легкого мяча друг другу снизу, из-за головы, из положения сидя ноги скрестно, через препятствие. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками, одной рукой, с хлопками, поворотами.

Отбивание мяча правой и левой рукой поочередно на месте и в движении.

Метание легкого меча на дальность левой и правой рукой, метание в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя), метание в движущуюся цель.

Перебрасывание набивных мячей, бросание их на дальность Строевые упражнения. Построение (самостоятельно) по команде в колонну по одному, в круг, в шеренгу с соблюдением установленного интервала и дистанции.

Расчет на первый - второй и перестроение из одной шеренги в две и назад;

равнение в колонне, шеренге, размыкание и смыкание приставным шагом от направляющего, от середины строя; повороты направо, налево, кругом.

Общеразвивающие упражнения (ОФП).

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.

Поднимать руки вверх, вперед, в стороны, вставая на носки (из положения стоя, пятки вместе, носки врозь), отставляя ногу назад на носок; поднимать руки вверх из положения руки к плечам. Разводить и сводить пальцы; поочередно соединять все пальцы с большим. Поднимать и опускать плечи; энергично разгибать согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки), вперед и в стороны, вращения предплечьями вперед и назад; отводить локти назад (рывки руками) и выпрямлять руки в стороны из положения руки перед грудью; выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками (кисти у плеч). Вращение выпрямленными руками вперед и назад. Удержание позиции «упор лежа» на ладонях и кулаках.

Упражнения для развития и укрепления мышц живота и спины. Наклоны головы вперед и назад, влево и вправо, повороты в стороны. Повороты туловища в стороны руки за головой или сцеплены перед грудью; наклоны вперед, подняв руки вверх и касаясь пола в наклоне, наклон назад прогибом, руки на поясе, наклоны в стороны влево и вправо, вращение верхней частью туловища, ноги при этом широко расставлены, вращения бедрами, голова при этом неподвижно.

Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать обе ноги вверх и вниз, двигать ногами, вращая, как при езде на велосипеде, одновременно сгибать и разгибать ноги, притягивая их к груди и опуская на пол, поднимать обе ноги одновременно, стараясь коснуться лежащего за головой предмета, складываться, притягивая колени к груди и поднимая корпус, руки за головой (коробочка).

Из исходного положения лежа на животе: одновременно поднимать и опускать сомкнутые руки и ноги (лодочка,)сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны. Из упора присев прыжком переходить в упор лежа.

Упражнения для развития и укрепления мышц живота и ног. Приседать, держа руки за головой; поочередно пружинисто сгибать ноги (стоя, ноги врозь);

приседать из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь. Выполнять выпад вперед, в сторону; касаться носком выпрямленной ноги (мах вперед) ладони вытянутой вперед руки (одноименной и разноименной); свободно размахивать ногой вперед - назад, держась за опору.

Упражнения: «гусиный шаг», «лягушачьи прыжки», «бег таракана», выпрыгивания из приседа.

Подвижные игры. Подвижные игры ОФП направленности - фундамент для целевого вида программ, для усвоения и развития физических качеств не только общей выносливости, но и определенной физической деятельности, связанной с конкретными задачами, которая способствует овладению специфическими умениями и навыками, а также их прочному закреплению.

Спортивная деятельность направляется на развитие скоростных и силовых качеств, быстроты и ловкости, реактивности и точности, гибкости тела и подвижности суставов, координации и согласованности в движениях, а также физической выносливости.

Дыхательная гимнастика.

Развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, координации движения и дыхания. Выполнение правильного ритмичного дыхания при произнесении звуков. Восстановление дыхания после нагрузки и сброс напряжения, восстановление сил после силовых упражнений, успокоение через дыхание.

Специальная физическая подготовка (СФП).

Гибкость. Комплекс упражнений для растягивания мышц и сухожилий, развития гибкости спины и позвоночника, укрепления связочного аппарата, увеличения подвижности и разработки вывернутости суставов.

Упражнения СФП. Стойка и «отжимания» в позиции «упор лежа на кулаках», хождение на руках с помощью партнера - «тачка».

Элементы базовой техники.

Форма кисти: формирование кисти в «ладонь» - ЧЖАН и «кулак» - ЦЮАНЬ.

Техника рук: прямой удар кулаком - ЧУНЦЮАНЬ.

Позициии: начальная позиция стойка "смирно", пятки и носки вместе - БИНБУ, исходная позиция стойка "ожидания" ноги на ширине плеч, стопы параллельны КАЙЛИБУ.

Стойки: «всадник на лошади» - МАБУ, «человек, стреляющий из лука» ГУНБУ, «стойка на одной ноге» - ДУЛИБУ, «скрученная стойка» - СЕБУ.

Построение стоек. Перестроения из левосторонней стойки в правостороннюю на месте. Перестроения из одной стойки в другую на месте.

Морально-волевые качества и этикет.

Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы
Из романа (ч. 2, гл. 3) «Как закалялась сталь» (1932-1934) советского\" писателя Николая Алексеевича Островского (1904-1936): «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и. мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.
Охваченный этими мыслями, Корчагин ушел с братского кладбища».
Цитируется: как призыв к достойной, деятельной жизни.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


  • Жизнь коротка, искусство вечно
  • Жизнь начинается после сорока

Смотреть что такое "Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы" в других словарях:

    Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы

    Чтобы не было мучительно больно - см. Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    жизнь - , и, ж. 1. Период существования человека. ** [Не надо печалиться] вся жизнь впереди [надейся и жди]. // Слова из песни А.Экимяна на стихи Р.Рождественского “Не надо печалиться” (1975 г.). Этот же мотив используется в песне А.Пахмутовой на …

    жизнь - и, ж. 1. Особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития. Возникновение жизни на земле. □ Основой жизни являются белковые соединения, которые при высокой температуре свертываются. В. Комаров, Происхождение растений.… … Малый академический словарь

    год - , а, м. == Славные годы. ◘ Она [индустриализация] была проведена в славные годы первых пятилеток. ХО, 388. == Юбилейный год. ◘ Ваше имя? Э э э. Фамилия? Э э э. На что жалуетесь? Э э э. А какой нынче год? Юбилейный. Купина, 122. *… … Толковый словарь языка Совдепии

    ПАВЕЛ КОРЧАГИН - «ПАВЕЛ КОРЧАГИН», СССР, КИЕВСКАЯ киностудия, 1956, цв., 102 мин. Героико романтическая драма. По роману Н.Островского «Как закалялась сталь». «Самое дорогое у человека это жизнь. Она дается один раз и прожить ее нужно так, чтобы не было… … Энциклопедия кино

    Как закалялась сталь - У этого термина существуют и другие значения, см. Как закалялась сталь (значения). Как закалялась сталь Жанр: роман

    Как закалялась сталь (роман) - У этого термина существуют и другие значения, см. Как закалялась сталь. Как закалялась сталь Жанр: роман

    Пульс хранителя дверей лабиринта - Студийный альбом «Алисы» Дата выпуска 18 февраля 2008 Записан … Википедия

Книги

  • Как закалялась сталь (аудиокнига MP3) , Н. Островский. "Как закалялась сталь" - один из величайших романов советского времени, автобиографический роман советского писателя - Николая Алексеевича Островского. Это бессмертное произведение… Купить за 173 руб аудиокнига
  • Как закалялась сталь , Островский Николай Алексеевич. "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"-пожалуй, одна из самых известных…

"Самое дорогое у человека - это жизнь.

Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества".

Николай Островский

Николай Островский родился 29 сентября 1904 года в селе Вилия на Волыни в семье отставного военного.

Его отец Алексей Иванович отличился в Русско-турецкой войне 1877-1878 года и за особую храбрость был награжден двумя Георгиевскими крестами. После войны Анатолий Островский работал солодовщиком на винокуренном заводе, а мама Островского, Ольга Осиповна, была кухаркой.

Семья Островских жила небогато, но дружно, ценила образование и труд. Старшие сестры Николая - Надежда и Екатерина стали сельскими учительницами, а сам Николай был досрочно был принят в церковно-приходскую школу "по причине незаурядных способностей", которую окончил в 9 лет с похвальным листом. В 1915 году он окончил двухклассное училище в Шепетовке, а в 1918 году поступил в Высшее начальное училище, позднее преобразованное в Единую трудовую школу, и стал представителем учащихся в педагогическом совете.

С 12 лет Островскому пришлось работать по найму: кубовщиком, рабочим на складе и подручным кочегара на электростанции. Впоследствии он писал Михаилу Шолохову об этом периоде своей жизни: "Я штатный кочегар и насчет заправки котлов был неплохой мастер".

  • Островский, Белинский, Некрасов и другие... экстремисты


Тяжелая работа не мешала романтическим порывам Островского. Его любимыми книгами были "Спартак" Джованьоли, "Овод" Войнич, романы Купера и Вальтера Скотта, в которых отважные герои боролись за свободу против несправедливости тиранов. В юности он читал друзьям стихи Брюсова, приехав к Новикову, проглотил "Илиаду" Гомера, "Похвалу глупости" Эразма Роттердамского.

Под влиянием шепетовских марксистов Островский втянулся в подпольную работу и стал активистом революционного движения. Воспитанный на романтически-авантюрных книжных идеалах, он принимал Октябрьскую революцию с восторгом. 20 июля 1919 года Николай Островский вступил в комсомол и ушел на фронт сражаться против врагов революции. Он сначала служил в дивизии Котовского, затем - в 1-й Конной армии под командованием Буденного.

В одном из боев Островский на всем скаку упал с лошади, позже он получил ранение в голову, и в живот. Все это жесточайшим образом сказалось на его здоровье, и в 1922 году восемнадцатилетний Островский был отправлен на пенсию.

После демобилизации Островский нашел себе применение на трудовом фронте. Окончив школу в Шепетовке, он без отрыва от производства продолжил учебу в Киевском электротехническом техникуме, и вместе с первыми комсомольцами Украины был мобилизован на восстановление народного хозяйства. Островский участвовал в строительстве узкоколейной дороги, которая должна была стать основной магистралью для обеспечения дровами вымирающего от холода и тифа Киева. Там он простудился, заболел тифом и в бессознательном состоянии был отправлен домой. Усилиями родных ему удалось справиться с болезнью, но вскоре он вновь простудился, спасая в ледяной воде лес. Учебу после этого пришлось прервать, и, как оказалось, навсегда.

Обо всем этом он позже написал в своем романе "Как закалялась сталь": и как, спасая лесосплав, бросился в ледяную воду, и жестокой простуде после этого трудового подвига, и о ревматизме, и о тифе...

В 18 лет он узнал, что врачами ему поставлен страшный диагноз - неизлечимая, прогрессирующая болезнь Бехтерева, которая приводит больного к полной инвалидности. У Островского сильно болели суставы. А позже ему был поставлен окончательный диагноз - прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов.

Врачи предложили потрясенному юноше перейти на инвалидность и ожидать конца. Но Николай выбрал борьбу. Он стремился сделать жизнь и в этом, казалось бы, безнадежном состоянии, полезной для других. Однако, последствия изнурительной работы все чаще давали себя знать. Первые приступы неизлечимой болезни он испытал в 1924 году и в этом же году стал членом Компартии.

Со свойственной ему полной самоотдачей и юношеским максимализмом он посвятил себя работе с молодежью. Он стал комсомольским вожаком и организатором первых комсомольских ячеек в пограничных районах Украины: Берездове, Изяславле. Вместе с комсомольскими активистами Островский участвовал в борьбе ЧОНовских отрядов с вооруженными бандами, стремящимися прорваться на советскую территорию.

Болезнь прогрессировала, и началась бесконечная череда пребывания в больницах, клиниках и санаториях. Мучительные процедуры, операции не приносили улучшения, но Николай не сдавался. Он занимался самообразованием, учился в Свердловском заочном коммунистическом университете, и очень много читал.

  • Русские писатели-классики о российских либералах

В конце двадцатых годов в Новороссийске он познакомился со своей будущей женой. К осени 1927 года Николай Алексеевич уже не мог ходить. К тому же у него началась болезнь глаз, которая в итоге привела его к слепоте, и была следствием осложнения после сыпного тифа.

Николай Островский с женой Раисой за год до смерти.

Осенью 1927 года Островский начал писать автобиографический роман "Повесть о "котовцах". Рукопись этой книги, созданная поистине титаническим трудом и отправленная по почте в Одессу бывшим боевым товарищам для обсуждения, к несчастью, потерялась на обратном пути, и судьба ее так и осталась неизвестной. Но Николай Островский, привыкший выносить и не такие удары судьбы, не потерял мужества, и не отчаялся.

В письме от 26 ноября 1928 года он писал: "Вокруг меня ходят крепкие, как волы, люди, но с холодной, как у рыб, кровью. От их речей веет плесенью, и я их ненавижу, не могу понять, как здоровый человек может скучать в такой напряженный период. Я никогда не жил такой жизнью и не буду жить".

С этого времени он навсегда был прикован к постели, и осенью 1929 года Островский переехал на лечение в Москву.

"Принесенных стоп в 20 - 30 книг ему едва хватало на неделю", - отмечала жена. Да в его библиотеке было не две - две тысячи книг! А начиналась она, по свидетельству матери, с журнального листа, в который хотели завернуть ему селедку, но он принес селедку, держа за хвост, а журнальный лист положил на полку... "Я очень изменился?" - спрашивал позже Островский Марту Пуринь, своего давнего друга. "Да, - ответила она, - ты стал образованным человеком".

В 1932 году он начал работу над книгой "Как закалялась сталь". После восьмимесячного пребывания в больнице Островский вместе с женой поселился в столице. Абсолютно обездвиженный, слепой и беспомощный, он ежедневно на 12-16 часов оставался в полном одиночестве. Пытаясь побороть отчаяние и безысходность, он искал выход из своей энергии, а так как его руки еще сохраняли некоторую подвижность, Николай Алексеевич решил начать писать. С помощью жены и друзей, сделавших ему специальный "транспарант" (папку с прорезями) он пытался записывать первые страницы будущей книги. Но и эта возможность писать самому продолжалась недолго, и в дальнейшем он был вынужден диктовать книгу своим родным, друзьям, соседке по квартире, и даже девятилетней племяннице.

С болезнью боролся с тем же мужеством и упорством, с какими некогда воевал на гражданской войне. Он занимался самообразованием, читал одну за другой книги, заочно окончил коммунистический университет. Будучи парализованным, вел на дому комсомольский кружок, готовил себя к литературной деятельности. Работал по ночам, с помощью трафарета, а днем друзья, соседи, жена, мать сообща расшифровывали написанное.

Николай Островский стремился научиться хорошо писать - следы этого хорошо видны опытному глазу. Он учился искусству литератора у Гоголя (сцены с петлюровским полковником Голубом; зачины типа "хороши вечера на Украине летом в таких маленьких городишках-местечках, как Шепетовка..." и др.). Учился у своих современников ("рубленый стиль" Б.Пильняка, И.Бабеля), у тех, кто помогал ему редактировать книгу. Учился писать портреты (получалось не очень умело, однообразно), искать сравнения, индивидуализировать речь персонажей, строить образ. Не все было удачным, с трудом приходилось освобождаться от штампов, находить удачные выражения, - делать это все приходилось, преодолевая болезнь, неподвижность, элементарную невозможность самому читать и писать...

Посланная в журнал "Молодая гвардия" рукопись получила разгромную рецензию: "выведенные типы нереальны". Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи. После этого рукопись активно редактировали заместитель главного редактора "Молодой Гвардии" Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева, известная писательница того времени. Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича.

Первую часть романа имела огромный успех. Номера журнала, где он публиковался, невозможно было достать, в библиотеках за ним стояли очереди. Редакцию журнала захлестнул поток читательских писем.

Образ главного героя романа - Корчагина был автобиографичен. Писатель переосмыслил личные впечатления и документы, и создал новые литературные образы. Революционные лозунги и деловая речь, документальность и художественная вымысел, лиризм и хроника - все это соединилось у Островского в новое для советской литературы художественное произведение. Для многих поколений советской молодёжи герой романа стал нравственным образцом.

Однажды, недовольный некоторыми семейными сценами романа, какой-то критик написал, что они способствуют "разжижению гранитной фигуры Павки Корчагина". Николай был возмущен - гранит не строительный материал для живого человека. Назвал статью "вульгарной": "Сердечно болен, однако отвечу ударом сабли". Одна из его добровольных секретарей, Мария Барц, оставила нам свидетельство того, что его беспокоило при диктовке: "По-человечески ли получилось? Не лубочно ли? Не слишком ли ортодоксален Павел Корчагин? Не плакатен ли?"

В 1933 году Николай Островский в Сочи продолжил работу над второй частью романа, а в 1934 году вышло первое полное издание этой книги.

В марте 1935 года в газете "Правда" был опубликован очерк Михаила Кольцова "Мужество". Из него миллионы читателей впервые узнали, что герой романа "Как закалялась сталь" Павел Корчагин - не плод фантазии автора. Что именно автор этого романа - и есть герой. Островским начали восхищаться. Его роман переводился на английский, японский и чешский языки. В Нью-Йорке он печатался в газете.

  • Кто диктует правила на писательском фронте Беларуси

1 октября 1935 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Островского наградили орденом Ленина. В декабре 1935 года Николаю Алексеевичу была предоставлена квартиру в Москве, на улице Горького, и специально для него была построена дачу в Сочи. Также ему было присвоено воинское звание бригадного комиссара.

Островский продолжал работать, и летом 1936 года он закончил первую часть романа "Рожденные бурей". По настоянию автора новую книгу обсудили на выездном заседании президиума правления Союза советских писателей на московской квартире автора.

Последний месяц жизни Николай Алексеевич был занят внесением поправок в роман. Он трудится "в три смены" и готовился отдохнуть. А 22 декабря 1936 года сердце Николая Алексеевича Островского остановилось.

В день его торжественных похорон, 26 декабря, книга вышла в свет - рабочие типографии набрали и отпечатали ее в рекордно короткие строки.

Мейерхольд поставил спектакль о Павке Корчагине по инсценировке романа, сделанной Евгением Габриловичем. За несколько лет до своей смерти Евгений Иосифович Габрилович рассказывал, какое это было грандиозное зрелище: "На просмотре зал взорвался овациями! Это было так жгуче, так потрясало! То была торжественная трагедия". Трагедийность той эпохи мы хорошо видим сегодня. Тогда видеть ее было запрещено. Ведь "жить стало лучше, жить стало веселее"... Спектакль запретили.

Роман "Как закалялась сталь" Островского выдержал более 200 изданий на многих языках мира. До конца 1980-х годов он занимал центральное место в школьной программе.

Николай Островский был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским Советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Ангелины Зиминой, финалистки конкурса среди учеников 10-11 классов в 2016 году

ЗИМИНА АНГЕЛИНА АНДРЕЕВНА

СОШ №19 им. Героя России Алексея Кириллина города Сызрани городского округа Сызрань Самарской обл.
Педагог: Куртяник Маргарита Аркадьевна

Герои духа. «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»

Заочный этап

Герои духа. «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»

Маленькая Элла проснулась и поглядела в окно. Разорванным одеялом висели низкие облака. Всё было серым. Лил дождь, завывал ветер. Вот уже несколько дней Элла не вставала с постели: она простудилась на прогулке и не выходила из комнаты.

Девочка поежилась: неуютно и сыро было за окном, похожим на леденец. По стеклу бежали водяные струйки, и маленькая девочка, подойдя к окну, стала повторять их движение ладошками. В комнату, шурша юбкой, вошла мама.
- Элла, тебе подарок.

- Подарок? Откуда?

Из России.

России... Я много слышала об этой стране.

Девочка развернула сверток и вынула из него маленького ангелочка. Он был весь из стекла и явно с любовью раскрашен яркими и нежными красками. Его крылышки были будто припорошены снегом.

Как красиво!

Элла подбежала к рождественской ели и подвесила ангелочка на ветку. Он будто светился и дарил свой свет маленькой Элле. Девочка завороженно смотрела на него, а ее губы шептали: «Россия... Как бы я хотела жить в России».

Никто не знает, когда именно великая княгиня полюбила Россию с ее снегами, вьюгами и... православными храмами. Может быть, это случилось именно тогда, когда она маленькой девочкой держала в руках маленького ангелочка.

И вот она, Россия! Венчание было сказочно прекрасным. Великая княгиня ещё не знала, что приносит клятву верности стране, которая даст ей много горького и пленительного счастья. Выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, принцесса Елизавета, а теперь великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, с первых дней замужества начала

Посещать приюты, дома престарелых, тюрьмы. Она помнила завет матери: «Самый близкий путь к Богу – самоотречение и служение ближним».

Вскоре Елизавета Федоровна напишет отцу, что только в Православии она может найти всю настоящую и исконную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. В 1881 году над Елизаветой Федоровной был совершен чин принятия в Православную церковь.

Хотя яркое солнце пряталось за хмурыми тучами, а подмосковные луга еще покоились под снегом, никто уже не сомневался, что наступила долгожданная весна. Такая счастливая и радостная Пасха! Какое ликование было у неё в душе на Пасху, когда вместе с любимым мужем она пела Светлый тропарь «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...» и подходила к Святой Чаше.

Утро 1905 года. Ничего не предвещало беды. И вдруг – взрыв! Великий князь был разорван на куски.

Елизавета Федоровна прибыла к месту взрыва белая, как полотно. Там уже собралась толпа. В алом месиве из снега и крови – клочья одежды, обуви, куски тела ее мужа. Террорист не промахнулся: бомба попала прямо в грудь великого князя.

Княгиня встала на колени прямо в мокрый снег. Руки дрожали, перед глазами плыл туман. Она стала медленно укладывать на носилки все, что осталось от её Сергея. Получился небольшой бугорок. Какой-то солдат накрыл его шинелью.

Она шла за носилками с плотно сжатыми губами, бледным лицом. Никто не услышал от неё ни крика, ни плача, не увидел в глазах слёз. Носилки внесли в церковь и поставили перед амвоном. Елизавета Федоровна простояла перед ним всю службу.

«Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе с Вами я восхожу в более высокий мир – в мир бедных и страдающих", – говорила Елизавета Федоровна сестрам Марфо-Мариинской обители 9 апреля 1910 года, когда она сменила черное траурное платье на монашеское одеяние.

Первая красавица страны распустила двор, переселилась из дворца в келью Марфо-Мариинской обители, спала на досках без матраца, соблюдала все посты. Сама перебинтовывала раны, помогала при операциях.

Не будучи русской по происхождению, она стала русской по духу, несущей в мир милосердие и добро, любовь и прощение... Она всем сердцем полюбила Россию и Православие, и не отказалась от него даже на краю гибели.

Весной 1918 года она была задержана и выслана из Москвы. В мае она вместе с другими представителями дома Романовых была перевезена в Екатеринбург.

Ночь с 17 на 18 мая 1918 года была темная и глухая, не было слышно ни звука. Казалось, даже сверчки и те умолкли. И только исхлестанные ветром деревья стонали. За узниками пришел конвой. Елизавета Федоровна постоянно молилась. Но не о себе... Молитвы, обращенные к Богу, были об её палачах, об их грешных душах. «Господи, прости им, не знают, что делают!» Всех столкнули в заброшенный рудник, достигавший в глубину 60 метров. Палачи бросили в шахту бомбы, чтобы скрыть следы преступления.

2017 год. Ясный солнечный денек. Я осторожно открываю калитку Марфо-Мариинской обители. Кажется, за эти годы ничего не изменилось: кованые ворота, чугунные решетки... и храм, белым лебедем взметнувшийся ввысь к Богу. Здесь, в Марфо-Мариинской обители, как-то особо остро чувствуется сопричастность к истории России и ответственность за всё происходящее, чувствуется героический дух новомучеников.

Я с благоговением прикладываюсь к иконе и мощам преподобномученицы Елизаветы Федоровны. «Прости их, Елизавета, прости всех нас».

Наша жизнь такая короткая. Но она не ценнее вечности. И это доказывает подвиг новомучеников и исповедников Российских, осветивших нашу жизнь ярким и ровным светом!

Светлой любви к Богу! И светлой памяти духовным героям! Сайт конкурса «Лето Господне»

При реализации проекта «Лето Господне» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Откуда фраза "жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно"?

    Эти слова каждый помнит еще с детства. Роман Николая Алексеевича Островского Как закалялась сталь был включен в школьную программу и подлежал обязательному прочтению. Отрывок из романа как раз с этой фразой требовалось выучить наизусть. Годы прошли, стерлись подробности, имена героев, ну, может, кроме только Павки Корчагина, но осталась непреложная истина и смысл сказанного великим классиком - призыв к достойной, деятельной жизни, совершению обдуманных поступков, ответственности за свою жизнь и содеянное в ней.

    Из романа (ч.2, глава 3) Как закалялась сталь (1932-1934 гг) :

    Сейчас не многие помнят откуда эта фраза и кто ее сказал, потому что на сегодняшний день пропала ее актуальность. Эта фраза была впервые озвучена Николаем Островским в произведении Как закалялась сталь. Ее смысл в том, что нужно совершать хорошие поступки такие, чтобы совесть в глубокой старости не мучила. А что мы имеем на сегодняшний день: наше общество будет мучиться и страдать если кто то кого то не обманет, а если такое случиться то это будет в верхом счастья и удачи и раскаиваться в этом никто не будет.

    Как закалялась сталь. Островский. Хорошее произведение.

    Жизнь надо прожить так, чтобы потом не было мучительно больно - довольно известная фраза каждому школьнику из книги писателя Островского-Как закалялась сталь.Есть одноименный фильм по этой книге.

    Сейчас скорее всего не все школьники ее знают или помнят.А вот раньше все время развивалась тема о патриотизме, и когда были пионеры и комсомольцы,это произведение и фраза были очень актуальными.

    В данный момент времени о патриотизме в какой то степени забыто.Смысл данной фразы том,что нужно всегда быть порядочным и честным человеком,который должен любить свою Родину,должен совершенствоваться и развиваться,чтобы потом на склоне лет, ему не было бы за себя стыдно.

    Н.Островский Как закалялась сталь. Раньше в школе этот отрывок заставляли учить наизусть. Вдумайтесь в содержание и сравните со своей жизнью. Стыдно ли вам за некоторые поступки, что уже совершены? Я думаю, что таких людей найдется немало. Потом живешь и переживаешь, что сделанного не исправить. Поэтому прежде чем что-то совершить - нужно подумать, хорошо ли это, не будет ли мне потом всю жизнь стыдно за содеянное?

    Эту фразу когда-то давным-давно сказала непорченная старая дева, когда поняла, что в этом деле ей уже ничего не светит. С тех пор каждая старая дева, которой в жизни не пришлось ни разу испытать радости интимной близости, оправдывается перед людьми и перед самой собой этими словами.

    Данная фраза принадлежит, если так можно выразиться - писателю Н.Островскому.

    Фраза философская, как я считаю, есть в нем двойной подтекст. В общем, каждый из нас ее по-своему воспринимает, как я считаю!!!

    На самом деле сейчас так часто употребляют эту фразу в речи и так много значений у нее появилось, что уже и не все знают, откуда она произошла. Я вот тоже честно говоря, до того, как прочитала ответы, что Жизнь нужно прожить так, чтобы оптом не было мучительно больно не знала, что это из произведения Как закалялась сталь. А вообще, из нее хороший девиз получается)

    Припоминаю, что-то такое мы в школе на уроке литературы записывали в тетрадочки с афоризмами и заучивали наизусть. Произведение называется как закалялась сталь. , написал его Николай Островский.

    Эта фраза из знаменитого произведения Николая Островского Как закалялась сталь, по этой книге создан фильм про Павку Корчагина. Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцелно прожитые годы, за подленькое, мелочное прошлое.... Раньше входило в программу русской литературы для обязательного изучения наизусть.

    Николай Островский очень мко, буквально в одной фразе выразил всю философию человеческой жизни и взаимоотношений людей в обществе.

    Произведение называется Как закалялась сталь- название тоже очень мощное и образное с глубоким внутренним подтекстом самосовершенствования человеческого характера.