Музей военной формы. Музей военной формы в бахчиванджи Музей военной формы одежды рвио адрес

В Щёлково-4 (поселок Бахчиванджи) есть уникальный музей военной формы одежды, он расположен на территории в/ч 762 ЦОКБ вещевой службы. Коллекция музея по-истине уникальна. Такого большого количества военной формы и обмундирования нет больше нигде – ни в России, ни за границей. В некототорых местах представлены отдельные образцы формы определенных войск, где-то вещи, принадлежавшие историческим личностям, но полностью историю военного обмундирования по эпохам можно проследить только в щелковском музее военной формы одежды на Бахчиванджи.

Музей создавался на основе коллекции Императорского Интендантского музея, существовавшего до революции под покровительством Российского Императора. Высочайшим Указом было повелено собирать как типовые образцы военной формы, так и опытные, эксперементальные, дабы “сохранить для истории образцы военной формы”.

Во время революции Интендантский музей был частично разграблен “красой и гордостью революции”, а частично уничтожен.

Остатки Интендантского Музея были переданы частично в Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (в основном исторические образцы 18-19 веков),откуда в 30-е годы также часть передана в Московский областной краеведческий музей (г.Истра) частично переданы в театры и киностудии (где пришли в негодность благодаря стараниям режиссеров и постановщиков спецэффектов во время показа “охфицеров”) частично в интендантское управление Красной Армии для использования в качестве образцов военной формы.

Последнее собрание и составило основу ныне существующего музея формы одежды. Долгое время эта коллекция была при Научно-исследовательской лаборатории военной формы одежды интендантской службы Министерства Обороны и демонстрировалась лишь военным специалистам и “высокопосталенным товарищам”, пока в “послеперестроечное” время не стала доступна для широких масс, в том числе для историков, коллекционеров, музейных работников и всех, интересующихся военной формой одежды.

Коллекция музея, тогда еще лаборатории, была существенно дополнена типовыми и редкими экспонатами в 30-е годы и послевоенный период. Гимнастерки довоенного типа с “отложным” воротничком, форма образца 1943 года, “Парада Победы”, времен “холодной войны”. Имеются также образцы военной формы иностранных армий, прежде всего бывших “потенциальных противников”.

Только несведующий человек может сказать, что разработать форму одежды очень просто. Ведь кроме, собственно, геометрической формы, которая меняется в зависимости от характера решаемых задач и климатических условий местности, важными факторами являются цвет, фактура ткани, износ, выцветание после простирки и т.д. Даже вырез на груди гимнастерки должен иметь специальную форму для “снятия ее в экстренной ситуации методом разрыва, например при попадании напалма”.

Экспозиция музея расположена на двух этажах. На первом – одежда военнослужащих Советской армии образца 1969 -1988 годов, форма разработки 2010 года, передвижная выставка современной формы одежды иностранных армий, обмундирование армий стран Варшавского договора.

Второй этаж – это основная экспозиция. Здесь в хронологическом порядке представлены формы русских войск, начиная со времен царствования Петра I – от создания регулярной армии до 1969 года.

В дополнении к униформе музей содержит превосходную коллекцию наград и знаков различия – ведь это неотъемлемая часть мундира.

Музей находится на территории воинской части и является «режимным» объектом, в связи с чем необходимо заранее подавать заявку на посещение.

В связи с «выцветанием» экспонатов от вспышек фотоаппаратов, в музее действует определенный световой режим и фотографирование по особому распоряжению.

К сожалению, в музее слабо представлены образцы военной формы периода 1914-1922 гг., так называемого ” военного времени”, когда уставные образцы формы Русской армии модели 1912 г. преобразовывались самым невероятным образом в полевых условиях.

Долго колебался ехать или нет в данный музей, куда организовывало пресс-тур министерство обороны, но в последний день все же созрел и поехал. Абсолютно не пожалел и был дико доволен, потому что место реально интереснейшее.
Вкратце история музея такова. На базе интендантского управления при Александре II был создан Императорский Интендантский музей куда свозили все образцы военной формы, эскизы, и не пошедшие в серию "бета-версии" различного обмундирования. В 1917 году экспонаты уложили в ящики, и 15 лет они тихо приходили в негодность в Петропавловской крепости. В 1932 году создается комиссия, которая осматривает коллекцию и распределяет ее следующим образом: большая часть экспонатов передается в Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, часть в киностудии и театры, часть в интендантское управление Красной Армии в качестве образцов. В 1949-1950 из Музея артиллерии множество экспонатов передали в интендантское управление, где они опять же на восемь долгих лет легли в ящики. Наконец в 1958 году их извлекли на белый свет и выставили в войсковой части в Одинцово, где никаких особых условий для хранения не было. С 1985 года музей находится в нынешнем здании в Бахчиванджи.
Съемки. Сами понимаете, что я не профи, а снимать приходилось в плохо освещенном помещении да еще и через стекло, которое постоянно стремилось бликовать и отражать меня самого.
Следующая проблема - подписи к фото. Времени было не так уж много, а экспонатов наоборот - масса, поэтому запомнить все не было никакой возможности. Кое-что прокомментировать смогу, кое-что выложит Тарлит, а уж он по форме специалист признанный.
Что ж, поехали.
Гобелен конца XVIII века. Чтобы его соткать у мастера ушло около 28 лет
1.

Различная форма
2.

3.

4.

Такие штаны называются чикчиры
5.

6.

7.

На мундире не штопанные места, а нитяные петли, на которых ранее носились награды
8.

Головные уборы
9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

А это шлем для экипажей бронетехники первой мировой
17.

Гимнастические рубахи для занятий спортом. Впоследствии они трансформировались в знаменитые гимнастерки
18.

Погон с вензелем Александра III
19.

Эполет
20.

21.

Мундир генералиссимуса, изготовленный для Парада Победы 1945 года. Слева - первый вариант, который был забракован Сталиным, вроде потому что на швейцара смахивал, а справа тот, в котором вождь народов был на Красной площади.
22.

Экспериментальная форма полковника Советской армии. На папахе откидываются бока и задняя часть (отложной назатыльник) и есть отворот ткани для закрытия лица (ветрозащитный клапан)
23.

Есть и иностранные образцы формы различных государств
Германская Демократическая Республика
24.

США
25.

Среди экспонатов есть различные бытовые предметы
Мыло. На нем не плесень, а вкрапления дегтя
26.

Это не колба для химических опытов, а стеклянная фляжка для воды
27.

Вот еще один вариант уже советской эпохи
28.

Солдатские госпитальные бахилы XIX века
29.

Кожаная сумка - ташка
30.

Раритетный ствол
31.

После февральской революции 1917 года Временное правительство решило избавиться от царской символики. Встал вопрос как поступить с боевыми знаменами полков. Выкрутились просто - нашили тряпочки на двуглавого орла и слово "царя"
32.

Советские знамена времен Великой Отечественной войны
33.

34.

35.

Макеты воинских повозок, имеющие специальное цифро-буквенное обозначение.
Пароконная повозка ПХ-I

Музей военной формы одежды (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Один из новейших адресов на музейной карте столицы, Музей военной формы одежды открылся в феврале 2017 г. в отреставрированном здании исторической усадьбы Тургеневых - Боткиных (начало 18 в.). В основу его экспозиции легла коллекция русского обмундирования, которую начал собирать еще Петр I. Более 300 предметов одежды и амуниции периодов истории от Александра I до Николая II были тщательно отреставрированы Российским военно-историческим обществом и представлены на суд зрителей в современной мультимедийной экспозиции. Она доказывает, что неинтересных тем не бывает - нужно лишь грамотно и с увлечением рассказывать о том, что любишь. И обилие посетителей это лишь подтверждает: в музее одинаково интересно и «старым воякам», и утонченным барышням, и детям всех возрастов.

Немного истории

История коллекции музея восходит к «магазину образцов» Петра I - собранию военной формы русской армии, которое, согласно приказу императора, должно было неустанно пополняться любыми нововведениями - от изменения формы околышей до пуговиц нового литья, не говоря уже о масштабных изменениях мундира. Кроме того, коллекция пополнялась и образцами обмундирования иностранных армий, его чертежами и проектами. Со временем «магазин образцов» превратился в полноценный Императорский интендантский музей, который просуществовал до 1917 г.

Пришедшим к власти рабочим и крестьянам пережитки царского режима были неинтересны, поэтому коллекцию музея - к счастью, не сожгли! - отправили в подвалы Петропавловской крепости. В 1930-е гг. некоторые раритеты пополнили фонды артиллерийского музея, большая же часть собрания разошлась по костюмерным театров и киностудий. Усилиями энтузиастов сохранившиеся экспонаты были вновь собраны в коллекцию и скрупулезно отреставрированы - они и составили экспозицию Музея военной формы одежды.

Изюминка коллекции - восстановленный мундир унтер-офицера Тенгинского пехотного полка, где проходил военную службу М. Ю. Лермонтов.

Знакомство с музеем неизменно начинается с его здания - и в данном случае форма ничуть не менее важна, чем содержание. Двухэтажный особняк начала 18 столетия в стиле классицизма принадлежал И. П. Тургеневу и принимал в своих залах многих известных личностей, в том числе Карамзина и Жуковского. А в 1830-х гг. усадьба сменила владельца - новым, не менее именитым, хозяином стал столичный предприниматель и меценат Боткин. После революции анфилада залов усадьбы превратилась в коммуналки, затем здесь разместили различные конторы. В 2000-х особняк отреставрировали - и сегодня он встречает посетителей во всем великолепии своего классического облика, с мягким желтовато-зеленым цветом фасада, изящным фронтоном и сдержанной лепниной.

Что посмотреть

Экспозиция музея представлена на двух постоянных выставках: «Спасенные реликвии» и «Спасенные реликвии. Два века славы». Вниманию посетителей представлено русское военное обмундирование в его историческом развитии с начала 18-го по начало 20 в.: повседневное и праздничное облачение гренадеров, драгунов, кавалергардов, кирасиров, пехотинцев различных полков, отдельные предметы одежды и амуниции - фуражки, сапоги, пояса, седельные сумки, портупеи и многое другое. Мультимедийная экспозиция погружает в конкретную историческую эпоху, объясняет путь, который прошла армия от роскошной, но непрактичной, до удобной и функциональной формы.

Особое место в собрании занимает парадное облачение престижных императорских полков - элегантности кроя могли бы позавидовать современные модельеры.

Оригиналы военной формы некоторых исторических периодов оказались утрачены, и эти эпохи представлены костюмами к кинокартинам «Мосфильма». Важную часть экспозиции занимают и миниатюры, показывающие форму императорской гвардии 1906-1917 гг., полноценные образцы которой практически не сохранились.

Практическая информация

Адрес: Петроверигский пер., 4 стр. 1, усадьба Тургеневых - Боткиных. Ближайшая станция метро - «Китай-город». Веб-сайт .

Время работы: со вторника по воскресенье с 11:00 до 20:00. Выходной - понедельник. Касса закрывается за час до окончания работы музея.

Вход - 250 RUB, льготный билет - 150 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Долго колебался ехать или нет в данный музей, куда организовывало пресс-тур министерство обороны, но в последний день все же созрел и поехал. Абсолютно не пожалел и был дико доволен, потому что место реально интереснейшее.

Вкратце история музея такова. На базе интендантского управления при Александре II был создан Императорский Интендантский музей куда свозили все образцы военной формы, эскизы, и не пошедшие в серию "бета-версии" различного обмундирования. В 1917 году экспонаты уложили в ящики, и 15 лет они тихо приходили в негодность в Петропавловской крепости. В 1932 году создается комиссия, которая осматривает коллекцию и распределяет ее следующим образом: большая часть экспонатов передается в Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, часть в киностудии и театры, часть в интендантское управление Красной Армии в качестве образцов. В 1949-1950 из Музея артиллерии множество экспонатов передали в интендантское управление, где они опять же на восемь долгих лет легли в ящики. Наконец в 1958 году их извлекли на белый свет и выставили в войсковой части в Одинцово, где никаких особых условий для хранения не было. С 1985 года музей находится в нынешнем здании в Бахчиванджи.

Съемки. Сами понимаете, что я не профи, а снимать приходилось в плохо освещенном помещении да еще и через стекло, которое постоянно стремилось бликовать и отражать меня самого.
Следующая проблема - подписи к фото. Времени было не так уж много, а экспонатов наоборот - масса, поэтому запомнить все не было никакой возможности. Кое-что прокомментировать смогу, кое-что выложит Тарлит, а уж он по форме специалист признанный.

Что ж, поехали.

Гобелен конца XVIII века. Чтобы его соткать у мастера ушло около 28 лет.

Различная форма.





Такие штаны называются чикчиры.

На мундире не штопанные места, а нитяные петли, на которых ранее носились награды.

Головные уборы.








А это шлем для экипажей бронетехники первой мировой.


Гимнастические рубахи для занятий спортом. Впоследствии они трансформировались в знаменитые гимнастерки.


Погон с вензелем Александра III.


Эполет.

Мундир генералиссимуса, изготовленный для Парада Победы 1945 года. Слева - первый вариант, который был забракован Сталиным, вроде потому что на швейцара смахивал, а справа тот, в котором вождь народов был на Красной площади.


Экспериментальная форма полковника Советской армии. На папахе откидываются бока и задняя часть (отложной назатыльник) и есть отворот ткани для закрытия лица (ветрозащитный клапан).

Есть и иностранные образцы формы различных государств.

Германская Демократическая Республика.



США

Среди экспонатов есть различные бытовые предметы.

Мыло. На нем не плесень, а вкрапления дегтя.


Это не колба для химических опытов, а стеклянная фляжка для воды.


Вот еще один вариант уже советской эпохи.


Солдатские госпитальные бахилы XIX века.


Кожаная сумка - ташка.


Раритетный ствол.


После февральской революции 1917 года Временное правительство решило избавиться от царской символики. Встал вопрос как поступить с боевыми знаменами полков. Выкрутились просто - нашили тряпочки на двуглавого орла и слово "царя".

Советские знамена времен Великой Отечественной войны.




Макеты воинских повозок, имеющие специальное цифро-буквенное обозначение.

Пароконная повозка ПХ-I.


Конно-пулеметная тачанка КПТ.

разместившегося в Щелковском районе Подмосковья недалеко от платформы Бахчиванджи.
Музей военной формы одежды создавался на основе коллекции Императорского интендантского музея, существовавшего до революции под покровительством Российского Императора. Высочайшим Указом было повелено собирать как типовые образцы военной формы, так и опытные, экспериментальные, дабы «сохранить для истории образцы военной формы».

2. Во время революции интендантский музей был частично разграблен, а частично уничтожен. Остатки коллекции интендантского музея были переданы: частично в музей артиллерии, инженерных войск и войск связи; частично в театры и киностудии; частично в интендантское управление Красной армии, для использования в качестве образцов военной формы.

3. Регулярные части, а с ними и единая форма одежды появились при Петре I. Солдаты носили кафтан: в пехоте - зеленый, а в кавалерии - синий, единый для всех камзол красного сукна, шляпы-треуголки и портупею со шпагой. Офицерам полагался также шарф и отличительный знак на груди. Петр I придавал большое значение внешнему виду своих воинов, заботился, чтобы они выглядели достойно и в то же время имели удобное для боя снаряжение.

4. Представленные в музее экспонаты рассказывают о том, как появилась и изменялась военная форма в России, которую с гордостью носили многие поколения защитников Отечества.

5. Долгое время коллекция существовала при научно-исследовательской лаборатории военной формы одежды интендантской службы Министерства обороны и демонстрировалась лишь специалистам. Сейчас музей открыт для всех, интересующихся военной формой одежды.

6. Подавляющее большинство экспонатов — исторические оригиналы.

7.

8. На этом мундире видны петельки для орденов и медалей.

9. Обмундирование нашей армии менялось довольно часто, во многом по причине увлечения государственных мужей европейскими нарядами

10. В первые советские времена экспозиции не поздоровилось. Одни экспонаты подарили другим музеям, другие передали в театры и на киностудии. Многое банально распродали. А то, что осталось, сложили в ящики и заперли на складе. Возродить музей смогли только после войны, когда уцелевшие раритеты вернули Главному интендантскому управлению. Но лишь в 1985 году экспонаты разместились в современном отапливаемом здании, обустроенном целиком силами тыловых служб.

11. В здешних залах узнаешь много интересного об обыденных вещах и привычных с детства названиях. К примеру, фуражиры долгое время были единственными служивыми Русской армии, к головному убору которых приделывался козырек. Но не из форсу и не в качестве знака различия, а в чисто практических целях: считалось, что такой шапкой очень удобно отмерять лошадям овес.

12. Мундир для солдата всегда был чем-то большим, нежели просто одежда. Недаром ведь при увольнении с военной службы особо оговаривалось право ношения военной формы бывшими военнослужащими. Этому придавалось значение как одному из видов поощрения и признания заслуг.

13.

14.

15.

16.

17.

18..

19.

20. Интересна история появления погон и эполет. Первоначально эполеты - плотные металлические пластины - служили защитой от сабельного удара, а погоны были удобны тем, что предохраняли верхнюю часть мундира от быстрого износа при положении оружия «на плечо». К тому же они как бы скрепляли собой остальные части обмундирования - портупею, перевязь, ранцевые ремни. Знаки различия на них появились позже.

21. Чучело лошади Ворошилова по кличке Маузер.

22.

23. Музей располагает большой экспозицией военной формы и послереволюционного периода.
Каждый кавалерийский полк имел свой цвет фуражек, а таких полков было аж 128.

24.

25. Штандарты для Парада Победы. Первый вариант.

26.

27. Когда 27 июня 1945 года Президиум ВC СССР присвоил Сталину звание генералиссимуса, то встал вопрос: какая форма отныне к лицу главнокомандующему? Разработку мундира для обладателя уникального воинского звания поручили начальнику Тыла Вооруженных сил генералу Хрулеву. Представлял пошитую форму главный интендант Советской армии Драчев. Увидев «наряд», Сталин поморщился. Не понравились ему многочисленные галуны, роскошные золотые эполеты и золотые же лампасы на брюках. Выставив Драчева, вождь сказал подчиненным, что не хочет выглядеть, как петух или швейцар из ресторана. Тем не нужно было объяснять дважды: уже через несколько дней представили мундир скромнее — шерстяной китель с отложным воротничком. Он и получил высочайшее одобрение. Теперь оба варианта формы генералиссимуса можно увидеть в единственном месте — Музее русской, советской и иностранной формы одежды Центрального вещевого управления Минобороны РФ.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35. В музее большая коллекция наград разных стран.

36.

37.

38.

39.

40.


Спасибо пресс центру МО military_press за интересную экскурсию.
Музей находится на территории воинской части и является «режимным» объектом, в связи с чем необходимо заранее подавать заявку на посещение.

В связи с «выцветанием» экспонатов от вспышек фотоаппаратов, в музее действует определенный световой режим и фотографирование по особому распоряжению.