Первый всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957. Фестивальное движение в мире. первый фестиваль в ссср

Исторически так сложилось, что при словосочетании «русский рок» большинство представляет перед собой такие группы как Кино, Алиса, ДДТ. Впрочем, есть отдельная прослойка граждан, которая немедленно заявит, что вышеперечисленные группы это не рок, а лютая попса. То ли дело Гражданская Оборона. Если пойти еще дальше, то молодое поколение смело скажет, что и Летов знатный поп исполнитель. Вот Психея или П.Т.В.П. это точно настоящий рок. И главное преимущество, что это не «русский рок». Хотя и поют там, на русском языке. Ведь именно язык формирует нашу идентичность. Потому я всегда воспринимал и Летова и Никонова как часть русского рока. При том, что оба открещиваются от этого ярлыка.

Сегодня я постараюсь избавить самого себя вообще от ярлыков и попробую копнуть далекое прошлое. Да, у нас не было своего Вудстока. Такое явление как Isle of Wight Festival у нас многим неизвестно, но кое-что проводилось и у нас. И я благодарен таким людям как Макаревич, Троицкий, Алибасов и многим другим. Почему? Да, потому что без них не было бы и современной рок сцены. Именно они пробили в своё время брешь, благодаря которой и родилось всё остальное.
Первый рок фестиваль в СССР проводился в Тбилиси в 1980-ом году. Для того времени это было уникальное явление. Естественно в афишах слово «рок» никак не фигурировало. Оно было под запретом. Существовало некое табу. Хотя читая воспоминания того же Подгородецкого из Машины Времени становится ясно, что кому надо тот прекрасно знал о роке. К слову его книгу «Машина с евреями» я рекомендую к прочтению. Она отлично иллюстрирует то время. Фестиваль же носил следующее название: « I всесоюзный фестиваль Молодежный музыки. Весенние ритмы-80».

Организаторами фестиваля выступили Грузинская филармония, Союз композиторов Грузии, Республиканский центр культуры молодежи и естественно ЦК комсомола Грузии. Так же деятельное участие принимал такой человек как Артемий Троицкий.

Фестиваль длился несколько дней. С 8-го по 16-ое марта. Проходил он на трёх площадках. Первая и основная это Большой концертный зал в Тбилиси. Здание, построено в 1971 году по проекту архитекторов Чхенкели и Газашвили. Насколько мне известно, сегодня здание существует и занимает его грузинская филармония.

2

Интерьеры изнутри. К сожалению фотографий публики и интерьеров с самого фестиваля мне найти не удалось. Но зато существует видео посвящённое фестивалю. Рекомендую к просмотру. Уникальная хроника времени. Абсолютно другие по менталитету люди. Абсолютно иное понимание концертов.

Вторым концертным залом служил Дом Офицеров. Бывшее здание Офицерского собрания. Архитектор Давид Числиев. Построено собрание было в 1916 году. Как оказалось, я проходил рядом с этим зданием в 2014 году. Вот моя фотография оттуда.

И третьей площадкой для концертов был цирк в городе Гори. Мне не удалось найти фотографий этого здания и, судя по всему, оно не сохранилось.

Всего за эти несколько дней на фестивале отыграла 20 команд из разных концов огромной страны. К сожалению фотографий, в сети очень мало. Благо хоть Алибасов выложил на своём сайте несколько. Вот его команда того времени «Интеграл». Приписана она тогда была к такому городу как Саратов. Коллектив дал стране таких исполнителей как Юрий Лоза, Евгений Белоусов, Сергей Челобанов и Марина Хлебникова. Все без исключения эти люди сегодня ассоциируются с махровой попсой, но та же Хлебникова пела вместе с группой «Х…й Забей». Такой вот занятный факт. Ну и, конечно же, эта команда дала стране Бари Алибасова. Ну, или он дал эту группу стране. Тут, с какой стороны поглядеть. К слову Алибасова многие ненавидят за группу «На-На», но судя по воспоминаниям о том фестивале он очень адекватный и вменяемый человек. В конце концов, без его аппаратуры фестиваль мог и не состояться.

Вручение премии группе «Автограф». Они заняли на фестивале второе место. Коллектив представлял Москву и впоследствии дал стране таких людей как Крис Кельми, Сергея Мазаева, тот что «Моральный кодекс» и Артура Беркута. Последний какое-то время трудился в «Арии». К слову пластинка этой группы имеется в коллекции моего отца. При том, что русскоязычную музыку он не очень-то чтил.

Группа Диалог. Город Николаев. Ким Брейтбург игравший в этой группе спустя много лет напишет музыку к песне «Голубая луна». Такой вот рок-н-ролл. Так же из «Диалога» вышли братья Меладзе. Хотя на этом фестивале их еще не было в составе.

Вручение премии Макаревичу.

Ну и легендарный питерский «Аквариум», который был дисквалифицирован за непристойное поведение. Впрочем, второй концерт им дали отыграть в цирке Гори.

Кроме указанных выше команд на фестивале играли Ариэль (Челябинск), кстати, забавный факт. Ведь на Урале Екатеринбург считается вотчиной русского рока, но первыми рок музыку представлял оттуда суровый Челябинск. Группа Блиц (Тбилиси), ВИА-75 (Тбилиси), Время (Горький), Вторая Половина (Курск), Глобус, они же Удачное приобретение (Москва), Группа Стаса Намина (Москва), Гунеш (Ашхабад), Даела (Грузия), Земляне (Ленинград, но это другие Земляне, не те что «трава у дома»), Кронверк (Ленинград), Лабиринт (Батуми), Магнетик-Бэнд (Таллин), Сиполи (Рига), Тип-Топ (Рига). Так же был заявлен Карнавал, но он на фестиваль не приехал. Из всех перечисленных групп лично меня впечатлила группа Гунеш. И даже не столько группа, сколько ударник. Ришад Шафиев фантастический человек с очень крутой игрой. Глядя на него я вспоминал фильм о Джинджере Бейкере.

По итогам была выпущена сборная пластинка. Естественно туда не попал Аквариум, но зато Гребенщиков после фестиваля был назначен самой властью на место лидера оппозиции.

Ну и отдельно стоит упомянуть пластинку группы «Автограф» вышедшую спустя какое-то время после фестиваля. Насколько мне известно, это первая в СССР пластинка, где упоминается на обложке слово рок. Так что Тбилиси-80 все-таки стал своего рода прорывом. И именно поэтому на заглавную фотографию я поставил картинку магазина фирмы «Мелодия» на Новом Арбате. Ведь издать свою запись была да и остается мечтой любого музыканта. Фестиваль некоторым людям помог это сделать.

Можно по-разному относиться к упомянутым людям. Можно считать или не считать всё это роком. Но с моей точки зрения именно этот фестиваль и эти люди повлияли в целом на дальнейшее развитие рок культуры сначала в СССР, а впоследствии и в России.

Продолжение естественно следует. Благо это был далеко не последний из знаковых фестивалей.

Летом 1957 года москвичи испытали настоящий культурный шок. Живущая за «железным занавесом» столичная молодежь получила возможность беспрепятственно общаться со своими зарубежными сверстниками, что имело далеко идущие последствия.

Атмосфера открытости

1957 год для нашей страны выдался чрезвычайно насыщенным. Он отметился испытанием межконтинентальной баллистической ракеты и спуском на воду атомного ледокола «Ленин», выводом на орбиту Земли первого искусственного спутника и отправкой в космос первого живого существа – Лайки. В этом же году было открыто пассажирское воздушное сообщение между Лондоном и Москвой, и, наконец, советская столица приняла VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Фестиваль произвел настоящий фурор в закрытом от внешнего мира советском обществе: такого наплыва иностранцев столица СССР еще не видела. В Москву приехали 34 тысячи делегатов из 131 страны мира. Многие свидетели событий ностальгируют за этими яркими и насыщенными днями. Несмотря на идеологическую подоплеку фестиваля на нем могли беспрепятственно общаться представители разных культур и политических пристрастий. Чтобы досуг интернациональной молодежи проходил более комфортно московские власти сделали свободным доступ в Кремль и парк Горького.

Для передвижения зарубежных делегаций были выделены открытые грузовики, из которых гости могли спокойно наблюдать за жизнью столицы, а горожане – за иностранцами. Однако уже в первый день фестиваля машины, атакованные общительными москвичами, на долгое время стопорились на дороге, из-за чего участники массово опаздывали на торжественное открытие форума в Лужниках.

За две недели фестиваля было проведено свыше восьмисот мероприятий, однако молодые люди не ограничивались официальным регламентом и продолжали общение даже глубокой ночью. Столица гудела сутки напролет, – вспоминают очевидцы событий. Поздним вечером гости столицы и москвичи концентрировались в центре – на Пушкинской площади, проезжей части улицы Горького (современная Тверская) и на проспекте Маркса (ныне улицы Моховая, Охотный ряд и Театральный проезд). Молодежь распевала песни, слушала джаз, дискутировала на запрещенные темы, в частности, об авангардном искусстве.

Символы прошлого

Городские службы готовились к наплыву иностранцев заранее и столица, по воспоминаниям, очевидцев заметно преобразилась. На приведенных в порядок улицах появились диковинные в то время венгерские «икарусы», постарался и отечественный автопром, выпустивший новую «Волгу» (ГАЗ-21) и микроавтобус «Фестиваль» (РАФ-10). К началу мероприятий достроили стадион «Лужники» и гостиницу «Украина».

До сих пор москвичам об этом событии напоминает городская топонимика: проспект Мира, Фестивальная улица, парк Дружба. Последний был создан специально к фестивалю молодыми специалистами – выпускниками Московского архитектурного института.

В дни фестиваля впервые на советском телевидении появилась передача «Вечер веселых вопросов» (сокращенно ВВВ). Правда в эфир она вышла всего три раза. Спустя четыре года авторская команда ВВВ создаст новый продукт, ставший на долгие десятилетия телевизионным брендом – программу КВН.

Через два года после молодежного форума был возобновлен Московский кинофестиваль, где советские зрители получили уникальную возможность ознакомиться с новинками мирового, в том числе и практически неизвестного в стране западного кинематографа.

В 1955 году к Спартакиаде народов РСФСР поэтом Михаилом Матусовским и композитором Василием Соловьевым-Седым была написана песня «Подмосковные вечера», однако произведение так полюбилось москвичам, что его решили сделать официальной песней VI Фестиваля молодежи и студентов. Она не только стала одним из музыкальных символов столицы, но и самой узнаваемой иностранцами советской мелодией.

Общение с выгодой

Среди посетивших СССР делегаций была и американская, к ней в разгар «холодной войны» было приковано, пожалуй, самое пристальное внимание общественности. Специалисты говорят, что именно тогда в Советском Союзе впервые узнали о рок-н-ролле, джинсах и юбках клеш.

Знакомство на фестивале с американской культурой получило развитее: через два года в столицу приехала Американская национальная выставка, которая по замыслу организаторов должна былаошеломить советских людей, лишенных многих элементарных вещей. Именно с 1959 года в СССР получил широкое распространение напиток «пепси-кола».

Но вернемся к фестивалю. К молодежному форуму советская легкая промышленность партиями выпускала одежду с фестивальной символикой. Заветные платки или футболки, украшенные стилизованным цветком с пятью разноцветными лепестками, расходились как горячие пирожки. На всех не хватало. Тут то и всплыли фарцовщики, предлагая втридорога вожделенный товар.

Однако не только советские граждане, но и толпы гуляющих по московским улицам иностранцев стали мишенью, на которую нацелились спекулянты всех мастей. Наиболее ходовым товаром были американские доллары, которые фарцовщики скупали у иностранцев чуть выше официального курса, установленного на уровне 4 рублей за 10 долларов. Но своим согражданам «зеленые» они перепродавали уже с 10-кратной наценкой.

Именно во время московского фестиваля началась бурная деятельность будущих воротил нелегального валютного рынка страны – Рокотова, Яковлева и Файбышенко, громкий процесс над которыми в 1961 году закончился смертным приговором.

«Дети фестиваля»

Для советского общества, зажатого рамками идеологического контроля в вопросах полового поведения, фестиваль стал своеобразным маркером сексуального раскрепощения. Очевидцы вспоминают, как толпы девиц со всей Москвы стекались на окраины города к общежитиям, где проживали делегаты. Внутрь зорко охраняемых милицией зданий пробраться было невозможно, но никто не запрещал гостям выходить на улицу. А дальше без всяких прелюдий интернациональные парочки удалялись в темноту (благо погода позволяла), чтобы предаться запретным наслаждениям.

Однако идеологические органы, считавшие своим долгом следить за нравственным обликом советских граждан, очень быстро организовали летучие дружины. И вот вооруженные мощными фонарями, ножницами и парикмахерскими машинками блюстители нравственности отыскивали любовников, и у пойманных на месте «преступления» любительниц ночных похождений выстригали на голове часть волос.

Девице с лысой «просекой» на голове не оставалось ничего делать, как побриться наголо. Жители столицы тогда неодобрительно присматривались к молодым представительницам слабого пола, носившим на голове туго повязанный платок.

А спустя 9 месяцев после молодежного праздника в советский обиход прочно вошло словосочетание «дети фестиваля». Многие утверждали, что в Москве в это время произошел «цветной бэби-бум». Известный джазовый саксофонист Алексей Козлов, вспоминая ту атмосферу раскрепощенности, царившую летом 1957 года в Москве, отмечал, что особый интерес у столичных девушек вызывали выходцы из африканских стран.

Историк Наталья Крылова не склонна преувеличивать масштабы рождаемости метисов. Они, с ее слов, были небольшие. Согласно сводной статистической выписке, подготовленной для руководства МВД СССР, после фестиваля было зафиксировано рождение 531 ребенка смешанных рас. Для пятимиллионной Москвы это было ничтожно мало.

К свободе

Главным итогом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве стало пусть и частичное, но все же приоткрытие «железного занавеса» и последовавшее за этим потепление социального климата в стране. Советские люди по-иному взглянули на моду, манеры поведения и образ жизни. В 60-е годы в полный голос о себе заявило диссидентское движение, были совершены смелые прорывы в литературе, искусстве, музыке и кинематографе.

Сам фестиваль порадовал и удивил посетителей насыщенностью и разнообразием мероприятий. Так в кинотеатре «Ударник» было продемонстрировано 125 фильмов из 30 стран, большинство из которых еще вчера цензура отнесла бы к запрещенному кино. В парке Горького прошла выставка художников абстракционистов с участием Джексона Поллока, который совершенно не вписывался в каноны пропагандируемого в СССР соцреализма.

В 1985 году в Москву вернулся уже двенадцатый по счету фестиваль молодежи и студентов. Он стал одним из символов намечающейся перестройки. Советские власти наделись, что фестиваль сможет развеять за рубежом негативное представление об СССР. Столицу тогда основательно очистили от неблагожелательных элементов, но вместе с этим и остальных москвичей оградили от близкого контакта с иностранными гостями. Общаться было разрешено только лицам прошедшим строгий идеологический отбор. Многие тогда заметили, что такого единения молодежи как в 1957 году в предперестроечной Москве уже не было.

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов открылся 28 июля 1957 года в Москве. Закрытие было 11 августа. Гостями фестиваля стали 34000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля - «За мир и дружбу». Ему предшествовал Всесоюзный фестиваль советской молодёжи.
Символом молодёжного форума стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. К фестивалю в Москве открылся парк «Дружба», гостиница «Украина», стадион «Лужники». В столице впервые появились венгерские автобусы «Икарус», были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга». Для свободного посещения был открыт Московский Кремль.

Москва буквально гудела. Основной наплыв народа сосредоточивался в центре, на улицах Горького, на Пушкинской площади, проспекте Маркса, Садовом кольце. Молодежь общалась, пела песни, слушала джаз, дискутировала о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, обо всем, что волновало юные умы.

Впервые за многие годы был приоткрыт «железный занавес», разделяющий мир на два лагеря. У советских же людей 6-й Всемирный Фестиваль перевернул взгляды на моду, манеру поведения, образ жизни, ускорив ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось именно в фестивальной круговерти.

Для жителей Москвы он стал настоящим шоком, настолько неожиданным оказалось все, что они увидели и почувствовали. Сейчас даже бесполезно пытаться объяснять людям новых поколений, что крылось тогда за словом «иностранец».

Постоянная пропаганда, направленная на воспитание ненависти ко всему зарубежному, привела к тому, что само это слово вызывало у советского гражданина смешанное чувство страха и восхищения. Днем и вечером делегации были заняты на встречах и выступлениях. Но поздним вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль за контактами, но у них не хватало рук.

В дни фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодые люди, а особенно девушки, как будто с цепи сорвались.

Пуританское советское общество стало вдруг свидетелем таких событий, которых не ожидал никто. Поражали формы и масштабы происходившего. К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к местам, где проживали иностранные делегации.

Это были студенческие общежития и гостиницы на окраинах города. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено милицией и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки удалялись в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся.

Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой -- безрассудным, отчаянным распутством.

Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие дружины, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками.

Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками, а так как их было слишком много, дружинникам было ни до выяснения личности, ни до простого задержания. У пойманных любительниц ночных приключений выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно - постричься наголо. Сразу после фестиваля у жителей Москвы появился особо пристальный интерес к девушкам, носившим на голове плотно повязанный платок...

Толпы иностранцев, с утра до ночи бродивших по городу, спровоцировали всплеск активности и у фарцовщиков.

Они покупали у зарубежных гостей «зеленые» чуть дороже, чем по официальному курсу (тогда в СССР волевым порядком было установлено соотношение 4 рубля за 10 долларов), а потом продавали на черном рынке уже с 10-кратным наваром. Именно во время VI Всемирного фестиваля молодежи начали свою деятельность будущие «столпы» нелегального валютного рынка Рокотов, Файбышенко, Яковлев, громкое дело которых в 1961 году закончилось расстрельным приговором.

Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице, в метро или троллейбусе.

А весной следующего, 1958 года Москву накрыла «черная волна». В столичных роддомах один за другим появлялись темнокожие младенцы. Причину такого демографического феномена долго искать не пришлось, и потому в языке появился новый термин - «дети фестиваля».

К молодежному форуму фабрики массовыми партиями пошили женские платки, платья и юбки, украшенные эмблемой фестиваля - стилизованным цветком с пятью разноцветными лепестками.

Такая одежда пользовалась в те дни в СССР бешеным спросом.

В дни праздника советские «руководящие инстанции» разрешили невиданную «акцию вольнодумства». В парке Горького была устроена выставка художников-абстракционистов, в том числе знаменитого Джексона Поллока, лидера американских экспрессионистов.

На музыкальном конкурсе, входившем в программу фестиваля, впервые прозвучала песня «Подмосковные вечера». Будущий «хит всех времен и народов» исполнил певец Владимир Трошин.
http://www.liveinternet.ru/

Эта открытка того года выпуска хранится в моей коллекции. Интересно, флаги США и Кубы на шарике расположены рядом. Кто мог предположить тогда, что через 5 лет будет Карибский кризис и мир будет накануне мировой войны, а через 58 лет эти страны восстановят дип. отношения...

Наш флаг рядом с флагом Великобритании. Я родился в августе 57-го. Интересно, что через 55 лет часть моей жизни будет связана с этой страной...

«Смуглянка», «Синий платочек», «Журавли», «Лебединая верность» - эти и многие другие всем нам знакомые и любимые песни, рожденные в СССР, прозвучали 27 октября в г. Черкесске, в концертном зале Государственной филармонии КЧР, на IV республиканском фестивале военно-патриотической песни «Ордена Отечества», посвященном 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции и Дню рождения ленинского комсомола.
Мероприятие проводилось по инициативе Карачаево-Черкесского регионального отделения Ленинского коммунистического союза молодежи при поддержке Карачаево-Черкесского регионального отделения Коммунистической партии РФ. Учредителем фестиваля является Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. В фестивале военно-патриотической песни «Ордена Отечества» приняли участие молодые исполнители из всех районов республики, молодежные общественные организации, активисты комсомольской организации, студенты образовательных учреждений республики.
С открытием фестиваля гостей и участников поздравили заместитель министра туризма, курортов и молодежной политики КЧР Арсен Казаноков, первый секретарь комитета Карачаево-Черкесского регионального отделения Коммунистической партии РФ, член ЦК КПРФ, член Центрального комитета Ленинского коммунистического союза молодежи РФ Кемал Бытдаев, депутат Народного Собрания (Парламента) КЧР, секретарь комитета Карачаево-Черкесского регионального отделения Коммунистической партии РФ Сергей Ласков. Были вручены цветы почетным гостям фестиваля: участникам Великой Отечественной войны Муссе Махову, Хамиду Канаматову; ветеранам Коммунистической партии - председателю Совета ветеранов г. Черкесска Дмитрию Бурулёву, Виктору Еременко.
От имени учредителей, участников и гостей фестиваля в знак уважения была возложена корзина с цветами к памятнику борцам за Советскую власть. Почетное право возложить корзину с цветами было предоставлено участникам сводного поискового отряда «Подвиг» г. Черкесска.
В рамках конкурсной программы фестиваля было показано 15 номеров. Из уст юношей и девушек звучали прекрасные песни, до дрожи пробирающие всех слушателей своим смыслом. В конкурсе участвовали не профессионалы, но те, кто хотел подарить частичку своей любви к Родине другим.
- Подать заявку на участие в конкурсе мог каждый. Я не занимаюсь пением профессионально. Но сегодня от всей души исполнила любимую многими песню «Синий платочек». Я - комсомолка и участвую во всех мероприятиях по комсомольской и партийной линии. Тот, кто победит на конкурсе сегодня, будет выступать на главном концерте, посвященном 100-летию Октябрьской революции, 7 ноября, - сказала конкурсантка от комитета Черкесского городского отделения ЛКСМ Лидия Лакиенко.
Пока жюри подводило итоги конкурса, гостям было предложено посмотреть документальный фильм о революционном времени.
И вот оглашаются результаты конкурса. Первое место присуждено ученице гимназии № 4 г. Усть-Джегуты Алине Айбазовой за исполнение композиции «Ты же выжил, солдат»; второе - ученице СОШ аула Адиль-Халк Алтынай Муталиповой, выступившей с песней «Письмо, пришедшее с войны», третье - участнику из Усть-Джегутинского района Шамилю Мижеву, исполнившему «Журавли». А специальный приз фестиваля от минтуризма получил ансамбль «Мадригал» СОШ № 1 ст. Зеленчукской. Призерам вручаются дипломы от ЦК ЛКСМ и министерства туризма и кубки. Остальные участники получили грамоты и призы за участие.
- Основная цель сегодняшнего фестиваля - воспитание молодежи в духе патриотизма. Выступали на конкурсе и комсомольцы, и обычные учащиеся, которые с большой охотой откликнулись на приглашение, и это отрадно видеть. Самим ребятам интересно поучаствовать. Они исполнили песни именно советского периода. Через них передается связь поколений. Чтобы дети лучше знали свою историю, проводится такой вот фестиваль, который сплачивает молодежь, - рассказал член бюро регионального отделения ЛКСМ Александр Лесовой. - Наша комсомольская организация живет и работает. Иногда можно услышать, что комсомола нет. Это не так. Комсомол у нас действует, более того, численность комсомольцев у нас в республике составляет 226 человек. Также возрождается красногалстучная пионерия - в республике более трех тысяч пионеров. Я не вижу ничего плохого ни в комсомоле, ни в пионерии. Эти две молодежные организации учат прежде всего патриотизму, любви к Родине. У нас довольно большая комсомольская организация в Зеленчукском районе. Буквально каждый год дети ездят в МДЦ «Артек». Так как у нас по уставу комсомольская организация ещё и общественная, мы проводим в школах открытые уроки - патриотические мероприятия. В них нет никакой политики, просто рассказываем ребятам о наших героях комсомольцах, например о шестнадцатилетнем патриоте Диме Юрченко, Зое Космодемьянской, Александре Матросове.
Песни, рожденные в СССР, продолжают жить до сих пор. Их знают и любят не только те, кто жил в Советском Союзе, но и молодое поколение, которое знает о советском времени лишь из учебников истории. И прошедший фестиваль является ярким тому подтверждением.

Сегодня День открытия XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Вспомним, каким был первый ВФМС в 1957 году, после которого в СССР начали рождаться чернокожие дети.
А в 1985 году в числе делегатов от ГДР была тогда ещё никому неизвестная Ангела Меркель.
Фестиваль породил в СССР диссидентов, стиляг, моду на рок-н-ролл, он породил браки с иностранцами.
В Москве благодаря фестивалю открылись «Лужники» и парк «Дружба», вышли на маршруты первые «Икарусы».


Молодёжное фестивальное движение зародилось сразу после Второй мировой войны - ровно 70 лет назад, в 1947 году. Люди устали от войн. Это был протест молодого поколения против насилия, межнациональных конфликтов. Движение левых прогрессивных ребят и девчонок - за мир во всём мире. Конечно, Советский Союз через молодёжное движение продвигал и свои идеологические цели, тем более, что симпатии к нашей стране как победительнице фашизма во всём мире были очень велики. Начинала рушиться колониальная система, и молодёжь этих стран также обращала свой взор на первую страну социализма.

Первые фестивали прошли в странах народной демократии - Чехословакии, Венгрии, ГДР, Румынии, Польше. А самый масштабный, VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, состоялся летом 1957 года в Москве, куда приехали 34 тысячи зарубежных гостей из 131 стран мира.
До сих пор этот рекорд не побит. При этом в стране всего полтора года назад развенчали культ личности Сталина, общение с иностранцами категорически не приветствовалось, а тут улицы столицы на две недели заполонила разноязыкая толпа, которая свободно шла на общение с москвичами и гостями столицы. И никто этому не препятствовал. Для советских людей это был шок, самый яркий эпизод тогдашней оттепели.

Эмблему фестиваля придумал московский художник-график Константин Кузгинов. Автор выбрал цветок с пятью разноцветными лепестками, которые символизировали континенты. Красный цвет олицетворял Европу, желтый - Азию, синий - Америку, фиолетовый - Африку, зеленый - Австралию. В сердцевине цветка был изображен глобус с надписью "За мир и дружбу".

В рамках подготовки к фестивалю в Москве были построены новые гостиничные комплексы "Турист" (1956) и "Украина" (1957) и возведен спортивный комплекс в Лужниках (1956; ныне - стадион "Лужники"), на нем состоялись церемонии открытия и закрытия VI ВФМС. В преддверии фестиваля на Центральном телевидении СССР была создана молодежная редакция "Фестивальная".

В Музее космонавтики состоялся телемост с находившимися на орбите космонавтами корабля "Союз Т-13" Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных. Заслуженный мастер спорта СССР Анатолий Карпов и шахматисты из других стран (Венгрии, Колумбии, Португалии и Чехословакии) дали сеанс одновременной игры на 1 тыс. досках. Известные художники Херлуф Бидструп (Дания) и Таир Салахов (СССР) провели мастер-классы. Ежедневно в столице работали более 200 творческих площадок.В Москве появился проспект Мира (объединил 1-ю Мещанскую, Б. Алексеевскую, Б. Ростокинскую улицы, Троицкое шоссе и часть Ярославского шоссе). По нему проследовали делегации в день открытия фестиваля. Участниками форума на северо-западе столицы был заложен Парк дружбы, а берущая начало от парка улица в 1964 году получила название "Фестивальная".

В дни фестиваля проходили международные и национальные концерты, цирковые представления, конкурсы, выставки, встречи и семинары, театральные постановки и кинопоказы (в кинотеатрах "Ударник", "Колизей", "Форум", "Художественный"), шахматные матчи, спортивные состязания по различным видам спорта и др. Был открыт бесплатный доступ в Московский Кремль, в Грановитой палате организовывались балы. В Парке им. Горького прошла выставка художников-абстракционистов с участием американца Джексона Поллока.
Мир услышал песни, которые любимы до сих пор, - чего стоят одни только «Подмосковные вечера», прозвучавшие на церемонии закрытия. Позже мелодия стала позывными «Маяка», а сама песня - визитной карточкой СССР.

Страна получила вечно молодую телепередачу КВН: в то время на Центральном телевидении появилась молодёжная редакция «Фестивальная», где был создан прообраз КВН - программа «Вечер весёлых вопросов».
Кстати, тридцатилетним журналистом на масштабную молодёжную тусовку в Москву приезжал будущий нобелевский лауреат по литературе Габриэль Гарсиа Маркес. Позднее он напишет эссе «СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы».
В числе лауреатов фестиваля были клоун Олег Попов, певицы Эдита Пьеха, София Ротару, Нани Брегвадзе, солист балета Марис Лиепа и др.

VI ВФМС в Москве стал одним из знаковых событий эпохи оттепели, первым международным мероприятием в СССР, в котором приняли участие тысячи иностранных гостей. На фестивале они получили возможность неформально общаться с гражданами Советского Союза. Фестиваль положил начало широкому распространению "западной" моды, повышению интереса к иностранной массовой культуре.

Второй раз, уже XII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, Москва принимала в 1985 году. В то время страна была уже больше открыта миру, а мир присматривался к новому лидеру - Михаилу Горбачёву. Тогда, открывая фестиваль, он ещё называл нашу страну родиной «великого Ленина». К нам приехали такие знаменитости, как президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч, культовая фигура рок-музыки Боб Дилан, певец Дин Рид. А в числе делегатов от ГДР была тогда ещё никому не известная Ангела Меркель.

Эмблемой XII ВФМС была созданная еще в 1957 году ромашка с пятью разноцветными лепестками, символизирующими континенты. Однако в сердцевине цветка на фоне глобуса вместо надписи "За мир и дружбу" было помещено графическое изображение голубя - символа мира. Автором обновленной эмблемы стал художник Рафаэль Масаутов. Талисманом фестиваля была "Катюша" - русская красавица в сарафане и кокошнике.

По традиции фестиваль начался с торжественного шествия его участников. 27 июля с Маршем мира члены делегаций прошли по крупным магистралям столицы, в частности по Комсомольскому проспекту. Открытие, а также закрытие мероприятия состоялось на Центральном стадионе им. В. И. Ленина (ныне - "Лужники"). Фестивальный факел был зажжен легендарным военным летчиком Иваном Кожедубом от Вечного огня Могилы Неизвестного Солдата у стен Кремля. Затем на стадион его доставили факелоносцы - лауреат премии Ленинского комсомола, слесарь-сборщик Павел Ратников и аспирантка, дочь первого космонавта планеты Галина Гагарина. После зажжения фестивальной чаши прозвучал "Гимн демократической молодежи мира".

Фестиваль длился восемь дней. Проходили встречи и семинары, дискуссии и круглые столы, митинги, различные выставки и конкурсы, концерты художественных коллективов делегаций и профессиональных артистов, массовые гуляния. Были организованы спортивные состязания, в том числе забеги на "фестивальную милю" (1985 м) и товарищеские встречи по различным видам спорта (хоккею, баскетболу, волейболу). "Забег мира" открыл председатель Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч.

Перед гостями с концертными программами выступили американский певец Дин Рид, немецкий рок-певец Удо Линденберг, группы "Машина времени" и "Интеграл", Валерий Леонтьев, Михаил Муромов, Лариса Долина, Екатерина Семенова и др. В спорткомплексе "Олимпийский" в "Ледовом бале" приняли участие известные фигуристы Марина Черкасова, Игорь Бобрин, Юрий Овчинников и др. Песня автора-исполнителя из Тольятти Юрия Лившица "Вальс тишины" стала заключительной мелодией фестиваля.

После завершения основной программы фестиваля 3-16 августа 1985 в пионерском лагере "Артек" состоялся международный детский праздник "Салют, мир! Салют, фестиваль!".

О XII ВФМС в 1985 году были сняты документальные фильмы: "12 всемирный. Страницы фестивального дневника", "Хоровод мира и дружбы", "Здравствуй, 12 Всемирный". В преддверии фестиваля выпущены почтовые марки с фестивальной символикой, памятная монета достоинством в 1 рубль, проведен специальный тираж государственной лотереи. С символикой фестиваля было изготовлено более 7 тыс. наименований сувенирной продукции, среди которой была и ставшая популярной кукла "Катюша". На улицах Москвы было установлено порядка 500 живописных панно, размещено 450 текстовых лозунгов и призывов.

Пока Москва принимала гостей, страна смотрела это действо по телевизору и ждала, когда же начнут пускать в столицу граждан без московской прописки. Когда это случилось, уже после закрытия фестиваля, провинциалы ринулись по московским магазинам скупать то, что ещё осталось на полках. Кстати, из впечатлений того года почему-то больше всего запомнился… вкус фанты. Её в розлив продавали на улицах столицы. И, кажется, что тогда она совсем не была похожа на нынешнюю.

Сегодня в Москве состоится международный парад-карнавал студенчества.
Официальные церемонии открытия и закрытия (15 и 21 октября) пройдут в Сочи.