Егор летов жизнь и смерть. Создание легендарной группы «Гражданская оборона». Специальные службы и психиатрическая больница

Биография и эпизоды жизни Егора Летова . Когда родился и умер Егор Летов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты музыканта, фото и видео .

Годы жизни Егора Летова:

родился 10 сентября 1964, умер 19 февраля 2008

Эпитафия

«Вот и всё, что было -
Не было и нету.
Все слои размокли,
Все слова истлели…»
Из песни Егора Летова

«На другом берегу много яркого света,
Птицы в Ирей летят да сиянье несут.
На другом берегу начинается лето.
Ты вернулся домой. Нас пока еще ждут».
Из стихотворения Андрея Шталя, посвященного памяти Летова

Биография

Первый масштабный и по-настоящему успешный концерт «Гражданской обороны» состоялся в 1988 г. в рамках Тюменского фестиваля альтернативной музыки. На то время группа уже имела практически всесоюзную популярность, но знали ее скорее с кассетных записей. По воспоминаниям очевидцев, Егор Летов вышел на сцену в бушлате и широченных клешах и начал петь «гадости о Ленине».

Будущий лидер отечественной контркультуры родился в Омске в семье военного и медсестры. После школы хотел было продолжать обучение, но так никуда и не поступил. А между тем работал художником-оформителем пропагандистских стендов при заводах, продавцом музыкальных пластинок, дворником и т. д. В это же время началась и его музыкальная деятельность: сначала в рамках проекта «Поп-механика», а затем и в группе «Посев» - прародительнице знаменитой «Гражданки».

Творчество Егора Летова, насквозь пропитанное дерзостью и бунтарством, сразу же привлекло внимание агентов КГБ. После нескольких лет угроз и преследований Летова все же упрятали в психлечебницу, где в целях «карательной психиатрии» на протяжении трех месяцев пичкали сильнодействующими психотропными препаратами. Как позже признавался сам Летов, выжить помогло одно лишь творчество. В больнице Егор помногу писал, так что к концу срока лечения у него накопилось достаточно материала для дальнейшей работы.

Егор Летов (справа) в составе группы «Гражданская оборона»


Однако же по выходе из больницы оказалось, что сотрудничать Летову особенно не с кем. Органы приложили все усилия, чтобы изолировать Егора от общества или, скорее, общество от него. Главного друга и соратника Летова - Константина Рябинина - забрали в армию, а с остальных друзей взяли подписку о невзаимодействии. Пришлось Летову продолжать студийную работу на поприще «Гражданской обороны» в одиночку. Удивительно, но именно этот период в истории группы оказался самым плодотворным и успешным.

Егор Летов умер в возрасте сорока четырех лет от сердечной недостаточности. Жена музыканта утверждает, что при жизни Летов перенес не один инфаркт, но никогда не обращался в больницу. Медицинская экспертиза показала, что смерть Летова, вероятно, была мучительной. Похороны Егора Летова состоялись в родном Омске на Старо-Восточном кладбище. Ныне на могиле Летова установлен скромный памятник с изображением иерусалимского креста, похожего на нательный крестик Егора.

Линия жизни

10 сентября 1964 г. Дата рождения Егора Летова (Игоря Федоровича Летова).
1980 г. Летов создает панк-группу «Посев».
1984 г. «Посев» перерождается в знаменитую «Гражданскую оборону».
1985 г. Музыкант попадает в психиатрическую лечебницу и проходит курс так называемой карательной психиатрии.
1987 г. Выходит ряд альбомов «Гражданской обороны»: «Хорошо!!», «Красный Альбом», «Тоталитаризм», «Некрофилия», «Мышеловка». Группа достигает всесоюзной популярности.
1990 г. Летов приостанавливает выступления в составе «Гражданской обороны» для работы над другими проектами.
1993 г. Студийная и концертная деятельность «ГО» возобновляется.
2007 г. Выходит последний и лучший, по мнению Летова, альбом «ГО» «Зачем снятся сны?».
19 февраля 2008 г. Дата смерти Егора Летова.
21 февраля 2008 г. Дата похорон Летова.

Памятные места

1. Город Омск, где родился и вырос Егор Летов.
2. Общеобразовательная средняя школа № 45, где учился Летов.
3. Омский шинный завод, где работал Егор после окончания школы.
4. Ритуальный зал Омской городской клинической больницы № 1 им. А. Н. Кабанова, где состоялось прощание с музыкантом.
5. Старо-Восточное кладбище в Омске, где похоронен Летов.

Эпизоды жизни

Поговаривают, что Летов родился в каменных конюшнях Колчака, переоборудованных под казармы для военных. Лишь через год после рождения ребенка семье Летовых выделили квартиру на окраине Омска на улице, бывшей несколькими годами ранее взлетной полосой аэродрома. Глухой спальный район, соседи - бывшие заключенные, постоянный разбой и поножовщина - примерно в таких реалиях взрастал будущий лидер контркультуры.

Всякий раз, когда Летов возвращался из Москвы в Омск, то увозил с собой несколько десятков килограмм книг. Потом запирался в своей квартире и читал их месяцами напролет.
Летов почитал творчество Хантера Томпсона, Хармса, Миллера, но вне конкуренции всегда оставался Достоевский.

Сергей Летов - старший брат Егора - тоже весьма знаменитая личность. В аристократических кругах его почитают как великолепного джазового саксофониста.

Завет

«Не теряйте надежды и совести, не впадайте в грех уныния, не складывайте оружия, не опускайте рук. Хватит заживо гнить в своих уютных капканах. Покиньте свои пыльные, затхлые закоулки - выйдите на свет безбожный, вдохните полной грудью. Родина ждeт вас - безнадeжно-молодых, отчаянных и непокорных. Требуйте и достигайте невозможного! Наступите на горло своей тоске, апатии, лени. Казните свой страх. Действуйте так, чтобы Смерть бежала от вас в ужасе. Мир держится - пока ещe держится! - на каждом из нас - живом и непобедимом. И пусть нас мало - нас и всегда было немного - но именно мы двигали и движем историю, гоним еe вперeд по сияющей спирали. Туда, где времени не было, нет и не будет. В вечность. Так не позорьте же себя и своe будущее. Встаньте!»

Выступление Егора Летова на мемориале Башлачева (1990 г.)

Соболезнования

«Он никогда не забывал, зачем живет…»
Наталья Чумакова, жена

«Егор Летов был самым ярким и гениальным из нонконформистских музыкантов, он стал настоящим классиком русской культуры с точки зрения поэзии, музыки и гражданской позиции. И одновременно Егор - это приговор системе, и ныне существующей политической, и внутричеловеческой… Смерть Егора - громадная потеря лично для меня».
Александр Дугин, политик и философ

«Егор Летов - это, может быть, единственный человек, который придумал абсолютно оригинальную и интересную рок-музыку на русском языке, причем без всяких фольклорных спекуляций. На меня очень сильно повлияло его поэтическое и музыкальное творчество. Я, честно говоря, не знаю, что такое русский панк-рок и существует ли таковой вообще, - в любом случае мне нет до него особого дела. «Гражданская оборона» всегда держалась особняком и принадлежала, на мой взгляд, не какому-то мифическому русскому панку, но мировой рок-н-ролльной культуре. И смерть Егора Летова - это, безусловно, большая для нее утрата».
Максим Семеляк, журналист

«…Я всегда считал и считаю сейчас, что в России были только два человека-явления, одинаково ярких и мощных, но друг от друга не зависящих - это Боря Гребенщиков и Егор Летов. По поводу его ухода я думаю, что у Егора произошло некое освобождение и его увлекательное путешествие продолжается - просто в несколько другом измерении».
Ник Рок-н-ролл, музыкант

«Борис Гребенщиков, говоря о Башлачеве, охарактеризовал его как художника, чья миссия - исследование проклятия русской души и вынесение этого беса на поверхность, чтобы знать, с кем воевать. Я то же самое могу сказать про Егора Летова - с оговоркой, что он занимался этим исследованием глубже и последовательней. С уходом Егора это поле экспериментов над человеческим сознанием опустело. На этом поэте держалась вся экзистенциальная сущность нашей рок-музыки».
Александр Липницкий, культуролог и тележурналист

«…Со смертью Егора какая-то часть эпохи закончилась, для меня он был крайней чертой, некой границей свободы, вдали которой уже полный беспредел».
Юрий Шевчук, музыкант

Выпуск программы «Музыкальная инъекция», посвященный памяти Егора Летова

В феврале 2008 года в Омске неожиданно умер 43-летний лидер культовой панк-группы «Гражданская оборона» Егор Летов. С тех пор прошло два года, но точные причины безвременной смерти легендарного музыканта до сих пор не озвучены.


Ходят только слухи: будто бы Егор во сне захлебнулся рвотными массами, якобы у него из-за отравления алкоголем остановилось сердце... Самое интересное, что всей правды не знают (или тщательно скрывают?) даже близкие покойного. По крайней мере, старший брат Егора - «широко известный в узких кругах» московский джазмен Сергей Летов - до сих пор не понимает, что же случилось с его братом.

Последние четыре года мы с Игорем (настоящее имя Егора) не общались, - рассказывает "ЭГ" Сергей. - В очередной раз поссорились. У нас и до этого случались ссоры, после которых мы не общались по два-три года.

- А в последний раз что не поделили?

Ссора произошла заочно. Мы договорились, что я приеду в Омск на запись нового альбома Игоря. Я незадолго до этого купил ему профессиональный цифровой магнитофон, так как у брата к тому времени эта техника пришла в упадок. Студия «ГрОб рекордс» только называлась студией, на самом деле это была комнатка в папиной трехкомнатной хрущевке, наша бывшая детская... Незадолго до поездки у меня возникли финансовые трудности. И я написал Игорю по электронной почте, что приеду в Омск, если он оплатит мне авиабилет хотя бы в одну сторону. Он, видимо, страшно обиделся и даже не ответил. С тех пор мы с братом практически не общались.

- Но вам, как брату, наверняка известно, при каких обстоятельствах скончался Егор?

Для меня самого это загадка. Подозрений у меня еще больше, чем опубликовано версий. Я разговаривал с директором группы Сергеем Попковым, это самый надежный человек в окружении брата. Сергей сказал, что согласно свидетельству работников скорой помощи, смерть наступила около полудня (близкие обнаружили, что Егор мертв, около пяти часов вечера).

- Некоторым кажется странным то, что Егор умер на новой квартире, не прожив в ней и трех месяцев...

Действительно, в конце декабря 2007 года они с женой Натальей Чумаковой, гитаристкой «Гражданской обороны», переехали в новую трехкомнатную квартиру в элитном районе Омска. А 82-летнего отца с собой не взяли. Возможно, это и сыграло роковую роль. Ведь папа всегда следил за Игорем и, если что, вызывал «скорую».

- И часто приходилось вызывать? У Егора были серьезные проблемы со здоровьем?

Отец рассказывал мне, что за полгода до смерти у Игоря была остановка дыхания. Папа тут же вызвал «скорую», и врачи реанимировали брата дыханием «рот в рот» и стимуляцией сердца. А вообще, за свою жизнь Игорь пережил 14-15 клинических смертей. Мы с отцом не раз на простынях выносили его к «скорой»... Дело в том, что наша мать родом из Семипалатинска. Она получила приличную дозу радиации. И, как результат, мы с братом все детство не вылезали из больниц. Игорь был чрезвычайно болен - у него была врожденная недостаточность поджелудочной железы.

- Правда, что Егор с отцом жили как кошка с собакой? Говорят, ваш брат мог и руку на него поднять?

Не хотелось бы об этом говорить... Но думаю, вполне мог. Странно, ведь родители его обожали и позволяли буквально все. Считали, что Игорь не жилец на этом свете, поэтому его любое желание тут же выполнялось. Как-то брат в каком-то окошке увидел горшок с кактусом и сказал, что хочет такой же. Так отец пошел в ту квартиру и попросил от растения «детку»! При этом у Игоря с отцом всю жизнь были очень сложные отношения. А вот с мамой у него, наоборот, был очень тесный контакт. Она умерла в 53 года от рака, как и ее мать, моя бабушка. Так Игорь с тех пор каждый год 31 декабря в одиночку ходил на могилу мамы и наряжал для нее новогоднюю елку!

- Сергей, обсуждается и такая версия смерти, как передозировка наркотиков. Могло такое быть? Егор не раз говорил в интервью, что употреблял ЛСД...

Я ни разу не видел, чтобы он принимал наркотики. Он даже не курил! Правда, когда у меня были проблемы с девушкой, он советовал мне принять ЛСД. Но сам он пробовал наркотики всего один-два раза. Проблема у него была в другом...

- Алкоголь?

К сожалению, да. Подозреваю, что он начал употреблять алкоголь для того, чтобы выдерживать двухчасовые концерты. «Допинг» ему был нужен для драйва, для вдохновения. Кстати, я сам употреблял алкоголь перед выступлением всего несколько раз - и только тогда, когда играл с «Гражданской обороной». Во время концерта и в перерыве все выпивали. Не для опьянения, нет. Чтобы хватило сил довести концерт до конца.

О том, что у брата проблемы с алкоголем, я впервые услышал году в 1996-м от его администратора Жени Грехова. Потом года через два ко мне с той же просьбой обратился его издатель Евгений Колесов: «Ты единственный, кого Игорь послушается». И я боролся. Насильно кормил его таблетками.

- Помогало?

Иногда. Я анализировал, почему с ним это происходит. И вспомнил, что был среди наших предков один алкоголик. Наш дед по матери - казак Мартемьянов, репрессированный в 1937 году - писал моей бабушке: «Нас у родителей было пятеро». Но перечислял только четырех. Мне это всегда казалось странным. А объяснилось все так: был у дедушки брат Володя, алкоголик, и дед его стеснялся, покупал ему одежду, давал деньги, лишь бы он только не показывался ему на глаза.

- Вы не пробовали убедить Егора кодироваться?

Психиатры сказали мне, что его нельзя кодировать. Поскольку он человек очень сильной воли, ничего не боится. И страх смерти его не остановит.

- Сергей, я так поняла, ваши отношения с Егором не отличались теплотой. Не разговаривать четыре года - это сильно...

Это неправильный вывод. Да, у нас периодически случались длительные ссоры. А бывало, что я каждую неделю получал от него из Омска по письму на 5-6 страниц! Но потом переписка прервалась - с Игорем боролся КГБ, его сажали на принудительное психиатрическое лечение. Мы даже по телефону разговаривали сухо - в конце 80-х линию прослушивали.

Но натянутыми наши отношения назвать нельзя. Наверно, именно тогда, когда я стал привозить 8-летнему еще Игорю пластинки, он решил стать музыкантом. Меня самого в детстве родители определили в музыкальную школу, но эта долбежка мне быстро обрыдла, и я уехал от матери с отцом в новосибирскую физико-математическую школу-интернат. А там.. затосковал по музыке. Через несколько лет купил саксофон и переехал в Москву. А еще через какое-то время ко мне нагрянул 16-летний Игорь и объявил, что хочет учиться игре на бас-гитаре. И эту гитару мы ему нашли - с помощью известного питерского звукорежиссера Андрея Тропилло, который записывал «Аквариум» и «Кино». Кстати, брат так и прожил жизнь музыкально неграмотным, нигде не учился...

- Не понимаю, как родители отпустили подростка-сына в Москву...

Игорь был довольно трудный в быту человек. А тут еще и переходный возраст... Родители от него рыдали и писали мне письма: «Сергей, забери его к себе». Он легко выходил из себя. Его мог довести до белого каления работающий телевизор. Советскую пропаганду он воспринимал как вражескую. А наш отец был армейским политработником, поэтому они на протяжении всей жизни ссорились.

- Меня все время интересовало, где Егор набрался этой оппозиционности?

У него всю жизнь была такая позиция: «А я против!». У меня в 80-е годы были патриотические убеждения, из-за чего он часто называл меня фашистом, националистом, мы ссорились, подолгу не общались... При этом Игорь очень легко поддавался влиянию. Кто-то расскажет ему что-то яркое - и вот брат начинает с пылом отстаивать новую точку зрения. Вот смотрите, в конце жизни он переименовал все свои альбомы. Был «Солнцеворот» - стал «Лунный переворот». От многого отрекся.

В начале 90-х его популярностью попыталась воспользоваться наша оппозиция. Брат сначала поддался их влиянию, а потом сказал мне: «Я понял, что оппозиция - это такая же власть, как и официальная. Только одни играют рыжего клоуна, а другие - белого. Доброго следователя и злого». Словом, он пришел к мысли, что оппозиция в не меньшей степени, чем власть, ответственна за происходящее в стране.

- Егор мечтал о славе?

Его всегда интересовало признание масс. И в этом мы с ним очень расходились. По мне, так лучше играть для 15-20 человек, но для тех, кого сам уважаешь. А Игорь осуждал меня за элитарность. Он говорил: «Я играю на стадионах. Хорошая музыка должна нравиться всем». Я тут же парировал: «Значит, выходит, лучший музыкант - это Киркоров?» Но при этом стремлении к популярности он никогда не грезил богатством. Деньги ему были нужны, чтобы заниматься творчеством, покупать книги и пластинки. После него осталась огромная библиотека и фонотека. Он вообще был куда более развит, чем большинство рокеров и уж тем более - панк-музыкантов. Образ жизни он вел совсем не рокерский. Ведь рокер как живет? Выпил, познакомился с девушками, а лучше - с двумя, на сцене поймал кураж, поломал инструмент... А Игорь в Москве первым делом шел в книжный магазин и увозил в Омск 20-30 килограммов книг. А потом месяцами сидел в своем квартире в хрущевке в Чкаловском поселке, ни с кем не общался, читал книги и сочинял новую музыку.

- Сергей, несколько слов о женщинах в жизни Егора. Некоторые винят его в том, что покончила с собой его первая гражданская жена, певица Янка Дягилева ...

Что за ерунда! Игорь к ней очень хорошо относился. Это я поначалу ее не воспринял. Помню, они вместе приехали ко мне в Москву, и я поразился отсутствию у брата вкуса: Янка была некрасивой, полной, абсолютно не женственной особой. Помню, я даже сказал ему что-то по этому поводу. О том, что она писала стихи и песни, я узнал только после ее гибели. Брат так переживал по этому поводу, что даже нанес себе ножом два глубоких перекрестных пореза на руке. Чтобы болью физической заглушить боль душевную. Кстати, в гибели Янки тоже много неясного. Считается, что это было самоубийство, что она утонула в реке Ине, но говорят, что когда ее труп достали из воды, было заметно, что проломлен череп...

- А вообще, Егор был любителем женщин?

Точно нет. Можно сказать, за всю жизнь у него были устойчивые отношения с тремя женщинами: Янкой, Аней Волковой и последней женой Натальей Чумаковой, дочерью новосибирского профессора. С ней единственной у Игоря брак был зарегистрирован официально.

- Вам кто из жен брата больше всего нравился?

Если честно, Аня Волкова. Высокая, красивая, на все руки мастерица... Думаю, что если бы они с братом не разошлись, он бы сейчас был жив. Паяла провода, “строила” всех, несла на себе гитары, когда музыканты были не “в кондиции”. А могла и пощечин надавать, чтобы чересчур “расслабившихся” привести в чувство!

- Почему же Аня и Егор расстались?

Потому что брат в самом начале 1998-го влюбился в какую-то 19-летнюю замужнюю даму, жившую тогда в Москве. Я не знаю, кто она такая. Но знаю, что именно это привело к ссоре и разрыву с Аней.

Вспоминаем Егора Летова. Своими воспоминаниями и мнением о нем с нами делятся:
Вадим Кузьмин (Чёрный Лукич), лидер группы «Сионизм» Игаль Розенберг, Илья Мамонтов группа «Эпидемия», лидер группы «Гулаг» Павел Григорьев,а также Валентин (Джек) Сохарев (группа «Медведь Шатунъ»).

Солдатами не рождаются…

В детстве он 14 раз перенёс клиническую смерть. Он никогда не боялся смерти, она шла с ним нога в ногу. Он знал её в лицо. Для кого-то он был великим музыкантом, для кого-то поэтом, писателем, философом… У него было много талантов. Для меня Игорь Фёдорович Летов был солдатом, который воевал в мирное время. Хотя почему был? Егор продолжает жить, он остался в сознании тысяч людей. Ведь тот, кто не боится смерти, не может умереть! И чтобы он оставался живым хотя бы для меня и ещё нескольких человек, прочитавших мои размышления, я решил написать о нём. «Что ещё можно писать о Летове?! ВСЁ уже сказано!» - скажут многие из вас. Можно. Можно писать о нём бесконечно, и всё равно всего не раскрыть. Он был очень неординарной личностью, постоянно противоречил своим словам, менял взгляды во всём: в политике, в музыке, в жизненной позиции. Но неизменным оставался один принцип: «Я всегда буду против!» Он был против идеалов, стереотипов, системы, против себя самого. Из-за этого принципа многие пытались сломать его, но ни психиатрическая лечебница, ни непонимание, ни даже угроза смерти не сломали его. Он оставался всё тем же солдатом, что и был раньше.

На песнях Егора выросли и воспитаны многие рок музыканты, может даже благодаря Егору они и стали таковыми. Я решил узнать у этих самых музыкантов, кто же такой Летов для них. Конечно, многие из них просто проигнорировали мою просьбу, но некоторые любители «Гр.об.» согласились немного поговорить об Игоре Фёдоровиче.

Никто не мог так точно сказать о Егоре, как человек, знавший его лично, это хороший поэт, музыкант, ну и просто замечательный человек - Вадим Кузьмин, также известный, как Чёрный Лукич.

-Скажите, как Игорь Фёдорович и «Гражданская оборона» повлияли на молодёжь, ведь его слушали тысячи?

Мне сложно судить как он повлиял на молодёжь того времени, так как я уже не был молодёжью. Одно могу сказать: панки, которые слушали Летова, переняли у него много нигилизма. Хотя он и не был таковым. Наши ребята вообще были очень добрыми. Могу сказать про себя. Очень сильно повлиял. Потому что многие коллективы, если их можно так назвать, поиграли, надоело и бросили. А Егор был «одержим» музыкой. Он был готов творить днями и ночами, что меня в нём, как в музыканте, очень привлекало. Упорство и талант сделали своё дело. Из него «выросло» очень много групп. Мы сотрудничали с ним, но, в конце концов, разбежались. Но, я считаю, хорошо, что так случилось, так как наше творчество сильно отличалось от музыки Летова. Это как в букете: если все цветы одинаковые, то букет не будет таким красивым, как с разными цветами.

-Егор часто противоречил себе. Менял взгляды. С чем это связано?

Очень интересный вопрос. Менял взгляды он, наверно, потому, что был человеком сильно увлечённым. Ему было достаточно прочитать одну книгу, чтобы поменять свою точку зрения. Так, например, в политике. В юности был ярым анархистом. Позже стал одним из основателей НБП. Я тоже поддерживал национал-большевиков, но не верх партии, а простых ребят, которые борются за права народа. Но все наши ребята всегда поддерживали советскую власть и очень хорошо к ней относились. Я вообще считаю, что СССР развалили воры и предатели. Но как сказал Черчилль: «Кто в молодости не был радикалом - у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором - у того нет ума.»

--А какие отношения были у вас с Летовым? Вы были друзьями или просто сотрудниками по цеху?

В 87-м – начале 88-го мы очень дружили, я думаю, что были даже лучшими друзьями. Но с середины 88-го мы практически перестали общаться. Мы могли не видеться годами. Может быть из-за того, что он не умел признавать своих ошибок. У него был талант перевернуть всё так, что он был ни при чём. Он мог привести кучу аргументов, и всех убедить, что он один только и прав. А ещё у него была какая-то врождённая самоуверенность, что ли. Игорь всегда был лидером, и пытался всех держать в кулаке. Это в какой-то мере и хорошо, но не в дружбе. Я бы даже сказал, что он был узником собственных идей.

-А как у него было с алкоголем и наркотиками?

В юности он вообще не пил. В то время как мы с манагером курили, да и Кузя покуривал, он даже к сигарете не притронулся. Позже немножко выпивал, но это не было постоянно, это были единичные случаи. Что касается наркотиков, то, как мне кажется, он больше говорил об этом. Может, когда он начал играть психоделику, он попробовал несколько раз, чтобы почувствовать, что это такое, но это тоже были единичные случаи. Но это чисто моё мнение, не знаю, как было на самом деле. Помню, мы давали концерт толи в Москве, толи в Питере, и после концерта зашли в бар отдохнуть, выпить. Так в то время как все выпивали, Егор просто сидел за столиком. За вечер одну бутылку пива выпил. А вообще, мы больше пили.

-Что насчёт вас? Как ваша музыка изменилась за это время? Понятно, что с возрастом вкусы меняются, но в какую сторону?

Даже не знаю. Как-то после записи первого альбома, мы сидели и прослушивали, что получилось, и, после записи, я сказал: «Всё, буду играть детские песенки». Так вот, по сегодняшний день играю. Я бы большинство своих песен именно так бы и назвал. Но я, наверно, единственный человек из всех наших ребят, который играл то, что действительно хотел. И по сей день играю. Я не ограничиваю себя рамками. Когда-то играл панк, но теперь это стало неинтересно. Просто играю то, что хочу и всё.

-Не менее интересно сказал лидер группы «Сионизм» Игаль Розенберг:

-Игаль, скажи, кто для тебя Егор Летов?

Прежде всего - самый оригинальный и влиятельный рок музыкант пост советского пространства. Человек, равного которому по масштабам творчества не только в экс СССР, но и во всём мире очень мало. Лично же для меня Егор - очень важный духовно человек, повлиявший на меня как на музыканта и вообще как человека. Ну и, конечно, я Игорю Фёдоровичу благодарен за затыкание рта всем технарям и формалистам от рока. Он доказал, что даже если ты не умеешь особо технично играть на музыкальных инструментах, ты можешь многого добиться.

-Как он повлиял на молодёжь тех лет?

Я вообще-то с трудом представляю, как Летов влиял на вашу молодёжь? Могу сказать про тех, с кем я рос. Влияние, конечно, было большим. В основном у подобающей молодёжи. Гопота у нас Летова не слушала, больше Круга. В музыкальном плане Летов - фигура тотальная. Трудно быть фанатом «Гражданской Обороны» и, допустим, ДДТ.

-Можно ли его музыку считать панк-роком? И Егора – панком?

Не знаю. Вопрос из серии "был ли Боб Дилан хипом?". На основании что хипари его любят и сам Дилан любил ЛСД и траву. Летов видимо поначалу сам хотел быть панком. Потом это стало, наверное, не актуально. В любом случае между Гражданской Обороной и, допустим, Грин Дей ничего общего нет...

-Какой вклад он внёс в советский (русский) рок?

Я не знаю что такое русский рок. Если я, например, - еврей, израильтянин, напишу песню на русском языке, будет ли это русским роком? Считаю Егора фигурой международного масштаба, значение которого ещё предстоит осмыслить. Он внёс огромный вклад в рок музыку. Но если смотреть шире, то - это редкое оправдание существования рок музыки в вашей стране.

-А почему его слушало столько молодёжи?

Не думаю, что большое количество молодёжи его слушало. Думаю, Летовские рейтинги были пониже, чем у Алисы или даже у Юры музыканта. Это вот как раз и создавало эксклюзивный клуб любителей "ГО".

-Очень интересная точка зрения у Ильи Мамонтова (группа «Эпидемия»)

-Услышал его еще в школе, под начало спада пика популярности - год 92й-93й, наверное. Явление было настолько сильным, что его имя и фамилия стали именем нарицательным практически сразу. Не менее нарицательным стало и известное изображение ("Все идет по плану"), так же как и символика и имидж и даже детали имиджа. Это было настолько ни на что не похоже и влиятельно, что часто поглощало знакомых полностью. Я знал обладателей огромных коллекций его бесчисленных записей, так же людей, слушавших его песни ежедневно, или начинавших творить под влиянием его творчества. Однозначно можно сказать, что единожды послушав Егора, его невозможно ни с кем перепутать. Я даже не могу определить его стиль. Панк же, - скорее, описание образа жизни или модное слово, которое привлекало молодежь, тем более, в конце 80-х этот термин стал очень обсуждаться. Думаю, что если они и называли себя так, то только по началу. Прожив какое-то время и послушав музыки, я пришел к выводу, что суть подавляющего большинства советско-российского рока в музыке - это заимствование из западной культуры, которое зачастую оторвано от реальности, в силу своей инородности. Так вот, Егор Летов - это одно из немногих явлений, отражающих именно советско-российские реалии, явление по настоящему показывающее, каким является рок в СССР и России. Даже по части оборудования и продюссирования - это 100% отечественное явление. Говорить о вкладе бессмысленно, так как, по сути, он и является олицетворением советско-русского рока. О влиянии «ГО» сложно сказать, я его представляю скорее неким транслятором, рупором эпохи и ярким представителем и создателем жанра. По этому, каждый находил свое в его творчестве, которое часто служило катализатором для переживаний. Кроме того, его сложно воспринимать буквально, это скорее энергетический посыл, в первую очередь и передача атмосферы, причем ограниченным набором средств. Я считаю Егора человеком, которому уделили внимание меньше, чем следовало. И совершенно точно самым ярким и оригинальным представителем именно отечественной рок-музыки.

-Несколько строчек написал лидер группы «Гулаг» Павел Григорьев:

Для меня Егор Летов - талантливейший музыкант, поэт и художник. Его музыка насквозь пропитана духом бунтарства 90х. Такие люди, как Егор, рождаются раз в сто, а может и в тысячу лет... Он не просто за кем -то повторял, он основал свой стиль - сибирский панк рок. На почве творчества Игоря Фёдоровича, мы создали панк проект "ГУЛАГ". Молодежь его любила и продолжает любить. Наверно, за бунтарский дух. На мой взгляд, Летов - это самый яркий представитель русского рока, абсолютно не похожий ни на одну группу.

-Но среди рок музыкантов не все так думают о Егоре Летове. Так, например, считает Валентин (Джек) Сохарев (группа «Медведь Шатунъ»):

-Я Летова не любил. Не как автора, а как феномен. Янка на его фоне была гораздо харизматичнее. Но "Мышеловку" и "Прыг-скок" я всегда считал шедеврами, до которых многим и мне ещё очень и очень далеко. Для меня Егор Летов никем не являлся. Может только одним из немногих авторов, чьими парой-тройкой альбомов я был вполне доволен. Да, какой-то вклад в музыку он внёс, но величину этого вклада обсуждать дело неблагодарное. Да и на молодёжь он повлиял сокрушительно. Больше половины моих друзей и знакомых, слушали и боготворили "ГО". За 20 лет из-за алкоголя, наркотиков и самоубийств я потерял 17 человек. Но он был таким популярным из-за того, что в начале 1989 года Юрий Юлианович Шевчук всем уже приелся. Молодёжи нужен был другой, обновлённый флаг. А тут и выскочили как черти из табакерки, с одной стороны - Ласковый май, с другой - Гражданская оборона. Короче говоря "Гражданская Оборона" была самой настоящей попсой, только рычащей и плохо записанной. А попсу наш народ всегда любил. Также потому, что творчество Летова было универсальным. Кто хотел, слышал в нём матерные панк-рок песенки про нашу русскую правду-матку, кто хотел - заумности всякие философско-эзотерические. В общем, так получалось, что творчество Летова было востребовано довольно разными слоями населения.
Каждый видел Егора Летова таким, каким хотел. В этом и заключается его неповторимость. Не обязательно, как мне кажется, любить «Гражданскую оборону», не обязательно даже быть поклонником таланта самого Егора, но важно просто не забывать его…Пусть Егор живёт хотя бы в нашем сознании…

Интервью Летова.

Запись концерта 20 лет гражданской обороне.

Мелеховец Дмитрий, г. Пинск

Будущий «патриарх сибирского рока» Игорь Летов (Егор – псевдоним) появился на свет 10 сентября 1964 года в Омске, в обычной советской семье. Отец Егора был военным, затем исполнял обязанности секретаря городского райкома КПРФ, мать работала врачом. По слухам, в детстве Летов 14 раз перенес клиническую смерть.

У мальчика с детства перед глазами был живой пример неисчерпаемой любви к музыке: старший брат Егора Сергей – известнейший саксофонист, музыкант, работающий в разных стилях. Учился Егор в средней школе №45 города Омска, которую благополучно окончил в 1982 году. После окончания школы Летов уехал к брату в Подмосковье. Там Егор поступил в строительное ПТУ, но спустя год был отчислен за неуспеваемость.

Вернувшись в Омск, Летов продолжил работать над проектом под названием «Посев», который он основал в 1982 году. С этой поры биография и жизнь пионера «русского панк-рока» была неразрывно связана с музыкой и творчеством.

В те годы Егор Летов трудился на шинном и мотостроительном заводах Омска. В должности художника музыкант рисовал портреты Ильича и агитплакаты для коммунистических митингов и собраний, позже подрабатывал дворником и штукатуром.

Музыка

Свои песни группа «Посев» записывала на магнитоальбомы. Процесс этот проходил в обычных квартирах на примитивном оборудовании, благодаря чему звук получался глухим, дребезжащим и нечетким. Впоследствии, даже получив доступ к нормальной звукозаписывающей технике, Летов не отказался от «квартирного» метода, сделав «гаражный звук» своим фирменным стилем.

Неповторимость кустарного звучания, характерного и для поздней «Гражданской обороны», во многом была обусловлена музыкальными пристрастиями лидера обеих групп. В интервью Летов не раз упоминал, что на его песни повлиял американский гаражный рок 1960-х и творчество исполнителей, работающих в духе экспериментального, панковского, психоделического рока.


Группа «Посев» завершила свое существование в 1984 году. Примерно в это же время была образована легендарная «Гражданская оборона», известная также как «Г.О.» или «ГрОб». Летов продолжал работать в своем излюбленном «гаражном» стиле, одновременно открыв независимую студию звукозаписи «ГрОб-рекордс».

Студия располагалась в квартире обычной омской хрущевки. На деньги, вырученные от концертов, Егор издавал альбомы «Г.О.» и других групп, имеющих отношение к сибирскому панк-року.


Выпущенные альбомы, подпольные концерты, распространявшиеся с рук записи и совершенно неповторимый стиль исполнения наряду с матерными текстами песен, исполненными глубоким смыслом, принесли «Гражданской Обороне» оглушительную популярность у советской молодежи. Песни Летова отличает небывалая энергетика, узнаваемый ритм и самобытный звук.

По словам его коллег по цеху, Егор смог доказать, что играть рок можно, даже не умея виртуозно брать сложные аккорды или гениально использовать барабанную установку. Удивительно, но сам Летов никогда не причислял себя к панковскому движению, он просто всегда был «против». Против строя, системы, устоявшихся стереотипов, против самого себя. И этот нигилизм наряду с критичностью текстов взяли за образец последующие советские и русские панк-группы.

Спецслужбы и психиатрическая больница

На заре своей музыкальной карьеры лидер «Г.О.» был убежденным противником коммунизма и устоявшегося строя, хотя против самой советской власти он никогда не выступал. Однако политический и философский контекст его песен так явно проглядывал сквозь напускное панковское безразличие, что группой и ее создателем не могли не заинтересоваться соответствующие органы.


Егору неоднократно делались внушения сотрудниками КГБ. Они требовали прекратить деятельность группы. Поскольку Летов ответил отказом, в 1985 году его поместили в психиатрическую лечебницу. К музыканту применяли насильственные методы лечения, накачивая сильнейшими нейролептиками. Такие препараты применялись для полнейшего изменения психики «пациента», а сам Летов сравнивал их действие с лоботомией.

К счастью, заключение длилось всего 4 месяца. Выбраться из психбольницы Егору помог брат Сергей, который пригрозил опубликовать в западных СМИ историю о том, как в СССР борются с неугодными музыкантами.

Творчество

В период с 1987 по 1988 годы Егор возвращается к проекту «Гражданская Оборона» и записывает несколько альбомов, среди которых «Мышеловка», «Все идет по плану» и другие. Он сам исполняет песни, играет на инструментах, выступает в роли звукорежиссера и саундпродюсера. В 1988 году на студии Фирсова записан бутлег «Русское Поле Эксперимента».


В 1989 году были записаны альбомы нового проекта Егора «Коммунизм», чуть ранее он познакомился и стал работать с , выдающейся рок-исполнительницей, автором песен, чья жизнь трагически оборвалась в 1991 году. После смерти Янки Егор доделал и выпустил ее последний альбом «Стыд и Срам».

В 1990 году Летов распустил «Гражданскую Оборону», отыграв концерт в Таллине. Решив, что его проект превращается в попсу, музыкант увлекся психоделическим роком. Результатом этого увлечения стал очередной проект «Егор и О...зденевшие», в рамках которого вышло два альбома. В 1993 году Летов реанимировал «Гражданскую Оборону», продолжая работать в составе обеих музыкальных групп.


В последующие годы музыкант выпустил несколько альбомов, часть из которых были составлены из заново записанных старых песен. Последний концерт «ГО» состоялся в Екатеринбурге 9 февраля 2008 года.

На рубеже веков Летов увлекся политикой, состоял в НБП, водил дружбу с Лимоновым, Анпиловым, Дугиным. В 2004 году Егор Летов официально отрекся от политики.

Личная жизнь

Личная жизнь столь неординарного человека, как Летов, была довольно бурной. Знакомые описывали его как очень разностороннюю личность. Егор был способен неоднократно менять свои взгляды. На его мнение мог легко повлиять фильм, книга, при этом он был прирожденным лидером, рядом с которым тускнели все остальные.


На редких фото музыкант изображен во время концертов, с друзьями или с соратниками по рок-группам, а дома – исключительно с котами, однако это не означает, что в его жизни не было женщин. Официально женат Летов был один раз, неофициально – дважды, детей у музыканта не было.

В конце 80-х гражданской женой лидера «Гражданской Обороны» была Янка Дягилева, возлюбленная, муза и коллега Летова. Вместе они записали несколько альбомов и сыграли немало концертов-квартирников.


После трагической и загадочной смерти Янки женой музыканта стала подруга Дягилевой Анна Волкова, также принимавшая участие в записи некоторых альбомов «Г.О.». В 1997 году Летов женился на Наталье Чумаковой, по совместительству бас-гитаристкой группы.

Смерть

У Егора было немало творческих идей, среди которых проект фильма по роману Кортасара «Игра в классики» и альтернативные музыкальные проекты. Однако этим планам было не суждено осуществиться.


19 февраля 2008 года музыкант и певец скончался. Причиной смерти Летова официально названа остановка сердца, однако впоследствии была обнародована альтернативная версия: острая дыхательная недостаточность как следствие отравления этанолом.

Похороны, на которые приехало немало народу, в том числе из обеих столиц, сопровождались гражданской панихидой. Егора Летова похоронили в Омске рядом с могилой матери.

Дискография

Сольные альбомы:

  • «Русское поле эксперимента», 1988;
  • «Концерт в городе-герое Ленинграде», 1994;
  • «Егор Летов, концерт в рок-клубе «Полигон»», 1997;
  • «Братья Летовы» (с Сергеем Летовым), 2002;
  • «Егор Летов, ГО, Лучшее» (сборник питерских концертов), 2003;
  • «Вершки и корешки», 2005;
  • «Все как у людей», 2005;
  • «Апельсин. Акустика», 2011.

Другие проекты:

  • «Песни в пустоту» (акустика с Е. Филатовым), 1986;
  • «Музыка весны» (пиратский сборник), 1990-1993;
  • «Пограничный отряд гражданской обороны», 1988.

Лучшие песни:

  • «Русское поле экспериментов»;
  • «Вечную весну»;
  • «Про дурачка»;
  • «Все идет по плану»;
  • «Я всегда буду против»;
  • «Зоопарк»;
  • «Моя оборона» и другие.

Егор Летов - советский и российский музыкант и поэт, основатель группы «Гражданская оборона ».

Биография Егора Летова

Егор Летов родился 10 сентября 1964 года в Омске. Мать Егора была врачом, а отец военным, прошедшим Великую Отечественную войну, позднее занявшим должность секретаря райкома КПРФ. У Егора также есть старший Сергей - музыкант и саксофонист.

После окончания школы Летов переехал в Подмосковье к своему брату, чтобы поступить в московское строительное ПТУ. Однако вскоре после поступления он был отчислен за неуспеваемость и вернулся в родной город. В 1982 году Егор создал рок-группу «Посев », названную в честь общественно-политического журнала.

Спустя два года Летов сформировал группу «Гражданская оборона ». Вскоре после создания группа стала популярна и за пределами Сибири. В 1985 году Летов был принудительно госпитализирован в психиатрическую лечебницу, где пробыл в течение нескольких месяцев.

К началу 1990-х годов группа «Гражданская оборона» записала несколько альбомов и стала одной из самых популярных советских рок-групп. В мае 2007 году вышел последний альбом группы, под названием «Зачем снятся сны?», который позднее был признан лучшим альбомом Летова .

19 февраля 2008 года музыкант скоропостижно скончался в возрасте 43 лет по причине остановки сердца.

В память о Егоре Летове было снято несколько документальных фильмов и было издано несколько томов со стихами музыканта. На данный момент Летов является одним из самых ярких представителей русского рока и ключевой фигурой в «сибирском андеграунде».