Субкультуры список и описание. Субкультуры. Общая классификация неформальных молодежных организаций и виды молодежных субкультур

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Молодежная субкультура появилась в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с "техногенной цивилизации". Если ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом. Как специфическое явление, молодежная культура возникает и в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст - время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически - миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово - зрелость его отодвигается. "Молодежь" как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность - поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи - досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Довольно часто все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг секса, "тусовок", музыки и наркотиков. Однако эта же среда формирует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой объявляется принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью всего поведения. Вся ценностная сетка молодежной контркультуры связана с иррационализмом, что продиктовано признанием собственно человеческого лишь в природном, то есть отмежеванием "человеческого" от того "социального", которое возникло вследствие "монополии головы". Последовательное проведение иррационализма определяет гедонизм как ведущую ценностную ориентацию молодежной контркультуры. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся важнейшим и органическим элементом контркультуры. Поскольку бытие контркультуры сконцентрировано на "сегодня", "теперь", то гедонистическая устремленность - прямое следствие этого.

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.В настоящее время в молодежной среде нашей страны можно выделить три ведущих категории субкультуры, первую из которых образуют молодые люди, занимающиеся мелким бизнесом (мажоры). Они ориентированы на "легкое" добывание денег и "красивую жизнь". Их характеризует деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. Им присущ нравственный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями.

Вторую категорию составляют "люберы", "гопники" и т.п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедованием "культа физической силы", ярко выраженной криминальной направленностью, и во многих случаях - связью с уголовным миром. Их "идеология" опирается на примитивизированные социалистические идеалы, окрашенные "уголовной романтикой". Основу деятельности таких групп составляет мелкий рэкет и спекуляции. Группировки этого толка, как правило, хорошо вооружены, причем уже не только цепями, ножами, кастетами, но и огнестрельным оружием. Описанные выше молодежные криминогенные объединения в условиях политической нестабильности представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом, и в любой момент могут стать инструментом деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентации.

Современная молодежь, однако, состоит не только из неформалов. Третью категорию составляют так называемые "яппи" и "не-ояппи". Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования, как необходимого трамплина для успешного продвижения в жизни. В манере одеваться их отличает деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность. "Яппи", как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта. Для них характерно стремление "делать деньги" и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов.

Хиппи - это специфическая подгруппа субкультуры, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности.

Панк - это субкультура, основой которой является музыкальное пристрастие к панк-року. С момента отделения от более широкого направления рок-н-ролла в середине-конце семидесятых годов, движение панк распространилось по всему земному шару и начало развиваться в великом множестве форм. Любая субкультура возникает только на руинах предыдущего течения, так в семидесятых годах произошло и с пересменкой хиппи-панк. Трогательные, почти воздушные, идеалы хиппи были сметены безудержной энергией разрушения, представленной панком. Культура панка отличается своим собственным стилем музыки, идеологией и модой. Она нашла свое отражение в изобразительном искусстве, танце, литературе и кино. Сам по себе панк состоит из множества более мелких субкультур, таких как стрит-панк, тяжелый панк и другие. Панк поддерживает тесную взаимосвязь с другими субкультурами, такими как готика и психобилити; сторонники этого движения выступают против коммерциализации, которая является одним из основных механизмов капитализма.

Молодежные субкультуры – явление не новое, но, как ни странно, для России нехарактерное. К нам это пришло с Запада, после того как произошли некоторые изменения в стране, в том числе рухнул «железный занавес» (подробнее об этом и о том, что такое субкультуры, читайте ). Сегодня существует множество субкультур, и их список регулярно пополняется.

Изучение типов молодежных субкультур началось в 70-е годы XX века. Предлагаю ознакомиться с некоторыми современными типологиями.

По принципу объединения

Наиболее популярная классификация, предложенная Л. В. Козиловой:

  1. Политические неформальные объединения.
  2. Религиозные объединения.
  3. Профессиональные и квазипрофессиональные объединения (общее дело и интересы).
  4. Спортивные и игровые объединения.
  5. Культурные объединения (творчество, познание, анализ).
  6. Гендерные объединения (пол, иные демографические признаки).
  7. Этнические объединения и землячества (общее происхождение или имитация такового).
  8. Криминальные (общность преступных интересов).
  9. Молодежные.
  10. Субкультурные (принадлежность к субкультурной среде).

По типам общностей их носителей

В. Соколов и Ю. Осокин выделяют следующие субкультуры:

  • половозрастные,
  • социально-профессиональные,
  • профессионально-корпоративные,
  • досуговые,
  • религиозные,
  • этнические,
  • территориальные,
  • локальные.

По времени возникновения

Т. В. Латышева выделила такие субкультуры:

  • прошлого (стиляги, тедди-бойз);
  • реанимированные (хиппи, готы);
  • современные (ролевики, отаку).

По принципу официальности

Можно выделить формальные и неформальные молодежные группы.

К формальным относятся официально зарегистрированные в учреждениях юстиции молодежные объединения:

  • политические молодежные объединения (молодежный парламент при Государственной Думе ФС РФ, Народно-демократический союз молодежи (НДСМ), движение «НАШИ», «СТАЛЬ» и др.); всероссийские общественные неполитические молодежные объединения («Российский Союз Молодежи», «Студенческое самоуправление», «Российские Студенческие Отряды» «Мир тесен» и др.);
  • объединения людей с ограниченными возможностями здоровья («Перспектива», «Новые возможности», «Первый российский интернет-портал для инвалидов» и др.);
  • молодежные правозащитные объединения («Равновесие», фонд «Новые перспективы» и др.);
  • экологические молодежные объединения («Зеленый парус», «Лес и мы», «Друзья Балтики» и др.);
  • религиозные молодежные объединения («Общее дело»).

К неформальным молодежным группам относятся незарегистрированные юридически или запрещенные законом:

  • экстремистские (националисты, вандалы, религиозные экстремисты и др.);
  • агрессивные движения (гопники, панки и др.);
  • социально-опасные и криминальные формирования (незаконные околорелигиозные формирования (секты), «черные следопыты», деструктивные мимикранты).

По принципу DIY

Д. В. Вольф классифицирует субкультуры по принципу включенности участников в развитие своей субкультуры.

Пассивные

Например, отаку, фурри, металлисты, готы. Представители пассивных групп не создают чего-то нового, а подражают имеющемуся, иногда возводя это в культ. Чаще всего речь идет о каком-то произведении искусства, о чем-то творческом, либо конкретном жанре, стиле искусства. Участники пассивной субкультурной группы слепо подражают своему «идолу» в поведении, речи, одежде и т. д.

Эти группы не имеют социального и политического характера. У них нет своей философии. Есть только желание повторить что-то или кого-то. Эти они самовыражаются. Представители таких групп являются:

  • слушателями,
  • потребителями,
  • зрителями,
  • поклонниками,
  • фанатами.

Активные

К активным субкультурам относятся те, представители которых сами создают и развивают свою культуру, участвуют в ней и активно влияют на социум. Притом в свою очередь активные группы можно поделить:

  • на активные физически (скейтеры, сноубордисты, серферы, роллеры, триальщики, паркурщики, байкеры, а также все экстремальные молодежные группы);
  • активные ментально (битники и члены литературных объединений).

Активные группы можно разделить:

  • на репродуктивные (ролевики и реконструкторы, меломаны);
  • продуктивные (хиппи, панки, металлисты, рокеры, инди, граффити, лито).

По отношению к обществу

Г. А. Нигматулина выделила толерантные субкультуры (байкеры, брейкеры, реперы), нигилистические (мажоры, битники), негативно настроенные группы (хиппи, панки), агрессивные (скинхеды).

  • Представители толерантных групп стараются максимально отстраниться от внешнего мира и не выражать своего отношения к нему.
  • Нигилисты показывают свой стиль жизни и ценности, но не противопоставляют его общепринятым нормам, а предоставляют в виде альтернативы.
  • Негативно настроенная молодежь выражает недовольство и отвращение к общепринятой культуре, но не пытается ее разрушить.
  • Представители агрессивных групп прямо пропагандируют непринятие главной культуры общества и выражают свое отношение открытыми протестами.

Как способ самовыражения

И. Ю. Сундиева любую субкультуру рассматривает как самодеятельность (культурную, политическую, социальную) и способ самовыражения. И выделяет агрессивную субкультуру, эпатажную, альтернативную, социальную и политическую.

  • Агрессивная субкультура имеет культ физической силы (жесткое противостояние мы – они) и внутреннюю иерархию.
  • Эпатажная субкультура подразумевает самовыражение через внешний вид, вызов сложившимся нормам и правилам.
  • Альтернативная культура представляет собой выработку поведения, проведение досуга, образ жизни, отличные от общепринятых.
  • Социальная культура имеет цель в виде решения конкретных социальных задач (экологические, этнокультурные и движения милосердия).
  • Политическая субкультура имеет свои идеи и направлена на изменения социальных ситуаций в стране согласно этим идеям.

По типу интересов (Ю. В. Монько и К. М. Оганян)

  • Музыкальные (рейверы, рокеры, брейкеры, битломаны, металлисты, реперы).
  • Интеллектуальные (толкиенисты, археологи, русачи).
  • Религиозно-философские (неохристиане, пушкинисты, буддисты).
  • Спортивные (фанаты, роллеры, байкеры).
  • Компьютерные (хакеры, администраторы).
  • Контркультурные (хиппи, панки, стиляги).
  • Деструктивные (люберы, гопники, скинхеды, фашисты).

По принципу включенности индивида

Предлагаю свою классификацию молодежных субкультур по принципу включенности молодого человека в субкультуру и объему ее влияния на жизнь индивида.

Поверхностные субкультуры

Характерен внешний эпатаж, исключительно внешнее самовыражение. Представители не имеют конкретной философии, правил, установок и ценностей. Как правило, такие субкультуры не опасны. К ним относятся:

  • фрики,
  • хипстеры,
  • косплееры.

Субкультуры убежденности

Субкультуры убежденности не затрагивают внешний вид человека, но оказывают большое влияние на его мировоззрение, поведение. Могут иметь свои правила, принципы, установки. Такие субкультуры способны создавать угрозу и проблемы обществу. К ним относятся:

  • хакеры и кракеры;
  • геймеры;
  • язычники и неоязычники.

Субкультуры глубокой включенности

Субкультуры глубокой включенности индивида имеют конкретные философию, мировоззрение, идеи, пытаются достичь их (законными и/или незаконными способами). При этом имеют внешние признаки принадлежности тому или иному движению. Могут переходить в субкультуры поклонения. К ним относятся:

  • хиппи,
  • панки,
  • готы,
  • растаманы.

Субкультуры поклонения

Субкультурам поклонения (фанатизма) свойственно полностью охватывать все сферы жизни индивида, формировать его взгляды, потребности, поведение. Чаще всего проявляются и внешне. Являются опасными для общества. К ним относятся:

  • футбольные болельщики,
  • нацисты,
  • скинхеды,
  • сатанисты.

На практике классифицировать субкультуры и определять принадлежность индивида к той или иной молодежной группе сложнее в силу двух причин:

  • Во-первых, одна и та же субкультура может быть охарактеризована с разных сторон и относиться к разным типам.
  • Во-вторых, субкультуры часто взаимодействуют друг с другом, заимствуют что-то из других культур, видоизменяются, «умирают» и возрождаются, развиваются. Эта специфика может усложнять деятельность по подбору средств и методов взаимодействия с группами.

Ценности субкультур

Ценности молодежных субкультур до сих пор не исследованы до конца. Возможно, это связано с их динамичностью, трансформацией и тенденцией к заимствованиям.

Ценности субкультур – диктуемые субкультурой приоритеты и потребности во всех сферах жизни индивида (социальная, духовная, материальная).

  • Как правило, ценности молодежных субкультур не противоречат полностью общепринятым образцам. Чаще они могут мирно сосуществовать или же критике поддаются отдельные аспекты жизни общества. Группы, ценности которых абсолютно противоположны общепринятым, называются контркультурами.
  • В культуре российской молодежи встречаются элементы как контркультур, так и субкультур. В молодежной субкультуре наиболее важной сферой является досуговая. Отсюда и вытекают многие особенности времяпрепровождения и мировоззрения молодых людей.

Для некоторых субкультур, например диггеров и толкиенистов, главной ценностью является риск, поиски приключений, испытание себя, поиски новых и необычных ощущений, смысла жизни. Такая же тяга к риску движет и членами субкультур, связанных с опасными видами спорта.

Можно выделить несколько групп субкультур, классифицировав их по ценностям.

По направленности ценностей

  • Музыкальное направление (рокеры, рэперы, металлисты и т. д.).
  • Спортивно-экстремальное (паркурщики, скейтеры, байкеры, мотоциклисты, велосипедисты, воркаут).
  • Субкультуры виртуального пространства (геймеры, хакеры, иные интернет-субкультуры).
  • Модно-потребительские группы (хипстеры, стиляги и т. д.).
  • Эпатажно-эскапистские (эмо, готы, хиппи).
  • Спортивные болельщики (футбольные фанаты, ультрас).
  • Танцевальные группы (брейк-данс, хип-хоп и другое).
  • Креативно направленные (граффити).
  • Творчески увлеченные (анимешники) и творчески-имитационные (реконструкторы, толкиенисты).

По типу объединения ценностей

  1. По типу времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы, нацисты). Для них ценностью является формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, участие в решении политических проблем, сохранение и восстановление памятников культуры и истории, улучшение окружающей среды, любая социальная и политическая активность.
  2. По образу жизни (пипл, хайрасты, религиозные организации, «системники» и любые их ответвления). Пропагандируют и следуют идее ценности человеческого общения, мира и любви. Представителей таких групп объединяет поиск бытия без экономических и социальных проблем, противоречий, войн, повседневных хлопот и иных потрясений. Очень часто даже повзрослев, люди не уходят из этих субкультур, так как для них это не способ проведения досуга, а сама жизнь.
  3. По альтернативному творчеству (не признанные официально художники, скульпторы, музыканты, граффитисты). Первое место занимает творческая самореализация. Они рисуют, пишут стихи, музыку, но их творчество выходит за рамки общепринятого, потому не признается официально.

По уровню преемственности и ценности ПАВ

  • Группы с негативным отношением (неонацисты, шовинисты, движение стрэйт-эджд).
  • «Группы риска» (растаманы, хиппи, панки, рейверы, рэперы, эмо, готы, байкеры).
  • Группы с нейтральным отношением (аниме, натуристы, нудисты, ролевики, толкиенисты).

По отношению ценностей к общепринятым способам их достижения

  • Конформисты. Ценности группы совпадают с общественными и достигаются законными средствами.
  • Ретретисты. Ценности группы совпадают с общественными, но достигаются любым путем, в том числе противозаконным.
  • Ритуалисты. Общественные ценности отрицаются, но ценности субкультуры достигаются только законным путем.
  • Инноваторы. Не признаются ни ценности, ни способы их получения. Участники предлагают альтернативные методы достижения целей.
  • Мятежники. Не признаются ценности и способы, выдвигаются альтернативы. Для их достижения выбираются любые методы.

По гендерным ценностям

  • Андрогинность (отсутствие отличия полов и разделения социальных ролей). Тенденция заметна, например, у эмо, глэм-рокеров, фриков, готов, анимешников, хиппи.
  • Маскулинность (культ физической силы, брутальности и мужественности). Характерна для футбольных фанатов, байкеров, металлистов, скинхедов, гопников.
  • В некоторых субкультурах сохранилась гендерная идентификация и разделение ролей (гламур, ролевики, хип-хоп).
  • Гендерно индифферентные, то есть нейтральные группы (панк, раста, рейв, альтернатива, роллеры, скейтеры, сноубордисты, хакеры, растаманы).

Спорным является вопрос о причинно-следственных связях между ценностными ориентациями субкультур и особенностями современной молодежи:

  • с одной стороны, молодежь сама создает и развивает субкультуры, а значит, вкладывает определенные ценности;
  • с другой – субкультуры взаимодействуют друг с другом, с общей культурой, с культурой других стран, а значит, в них проникают новые (возможно, кому-то выгодные) установки.

Как правило, ценности субкультур очень влияют на формирование личности и оставляют свой след навсегда. Даже после самоопределения человека в обществе и ухода из субкультуры некоторые субкультурные ценности навсегда остаются с ним. Ценности и тенденции молодежной среды, наблюдаемые в наши дни, могут укорениться и стать определяющим фактором в формировании будущего страны, общества, мировой культуры.

Напоследок предлагаю познакомиться с новым и опасным молодежным движением «Молодежный патруль». Это яркий пример деструктивной и асоциальной молодежной субкультуры. Неужели в таком мире мы хотим жить?

Любое цивилизованное общество предполагает наличие, осуществление и организацию людьми совместной деятельности. Способы ее организации могут быть как формальными, так и неформальными, они не заменяют друг друга и протекают по существенно отличающимся законам.

Например, в формальных группах отношения как бы обезличены: люди действуют по предписанным законам или правилам. В неформальных отношениях, людей или группы людей, происходит общение и коммуникация через общественное мнение или систему межличностных отношений.

Другими словами, «формалы» — это члены общества, которые придерживаются нормам и законам этого общества, а «неформалы» — не соблюдают данные нормы, «выходят за рамки» социальных стереотипов и шаблонов.

Подростки — неформалы

В основе любого неформального движения лежит идея свободного сообщества единомышленников, сохраняющего эмоциональную теплоту и в тоже время предоставляющая каждому члену определенную индивидуальную свободу.

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Разрушает все шаблоны и стереотипы не только во внешнем облике, но и в отношениях. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

В 1980-х годах, с первыми порывами свободы, набрала силу так называемая «Система» – молодежное объединение преимущественно панк — рокеров и хиппи. Она существовала как протест или бунт в адрес коммунистической системы.

Неформальная молодежная субкультура и ее движение «Система» развалилось вместе с развалом СССР, но новый уклад жизни людей, стремление к лучшей жизни и постепенное разочарование сформировало большое количество других неформальных молодежных и подростковых групп.

Особенности молодежной субкультуры

В современном мире, замечаем мы это или нет, но уже сформировалась довольно устойчивая молодежная субкультура. Она имеет свои внутренние и внешние особенности. Во – первых, это общий интерес и одна идейная программа на всех участников неформальной молодежной организации. Во – вторых, наличие у неформалов желания самоутвердиться, наряду с конкуренцией в группе таких же.

При этом, у каждой неформальной молодежной группировки слабо выражена внутренняя структура и внутренние связи.

Современные молодежные субкультуры

Еще одной немаловажной чертой и особенностью всех молодежных движений является их внешние отличительные признаки. У каждой группы существует свое название, свой неформальный статус и так называемый dress – code (кодекс одежды). Т.е. форма одежды или атрибут, который свидетельствует о принадлежности подростка или юноши к той или иной неформальной модели молодежной субкультуры.

Давайте разберёмся в классификации современных молодежных субкультур

Итак, для начала все неформальные объединения делятся на группы, а те, в свою очередь, на микро группы. При разделении руководствуются сугубо симпатиями и антипатиями.

Существуют также исключительно неформальные подростковые движения, неформальные молодежные и смешанные группировки. Встречаются антисоциальные неформалы и положительно настроенные.

Общая классификация неформальных молодежных организаций и виды молодежных субкультур

Спортивно направленные неформалы

Это так называемые спортивные фанаты. Их движение характеризуется четкой дисциплиной и организованностью. Молодые люди и подростки, которые хорошо разбираются в том или ином виде спорта, знают его историю. Пропагандируют здоровый образ жизни. Внешний облик их узнаваем – спортивные шарфы, кепки, футболки и т.п.

Политически направленные молодёжные субкультуры

Самая социально направленная молодежная субкультура и неформальная группировка. Они отличаются социальной активностью, участием во всевозможных митингах и имеют четкую политическую позицию. К ним относятся: пацифисты, нацисты (скинхеды), панки и др.

  • молодежная субкультура пацифистов, которая выступает против войны, и одобряют борьбу за мир.
  • молодежная субкультура «скинхеды» (от англ. Skin –кожа, Head – голова) стихийно возникшая маргинальная организация, которая характеризуется националистическими взглядами и готовностью их отстоять. Скинов легко отличить от других: бритоголовость, черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках.
  • молодежная субкультура панков, в основном, экстремистское неформальное подростковое движение, поведение которых отличается эпатажем и безудержным желанием привлечь к себе внимание окружающих.

Философствующие молодёжные субкультуры

Выделяются среди них такая молодежная субкультура как хиппи. Неряшливая одежда, голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки – отличительные внешние признаки хиппи. Неформальная молодежь находится в вечном поиске смысла жизни, познании себя и окружающего мира.

Музыкально направленное движение неформалов

Молодежная субкультура реперов, рокеров, брейкеров, паркур (уличная акробатика) и др. Неформалов данной молодежной субкультуры объединяет устойчивый интерес к музыке или танцам. И этот интерес чаще всего трансформируется в стиль жизни.

Другие современные молодёжные субкультуры

  • готы (всячески популяризируют культ смерти, очень внешне похожи на вампиров);
  • эмо (сокр. от слова «эмоции»). Их молодежная субкультура основывается на идее, что жизнь подростка – это очень суровое испытание, и поэтому эмо — неформал грустит и печалится. Об этом говорит черный цвет в одежде подростка, сочетающийся с розовым, который является символом любви и дружбы.
  • молодежная субкультура анархистов отличает их демонстративная прямолинейность во взглядах и агрессивность поведения. Черный цвет в одежде, и обязательный металлический аксессуар.

Психология неформальности

Подростки неформалы имеют свои психологические особенности, прежде всего, желание и склонность к подражанию. Это объяснимо, т к. подростки «не умеют» еще быть самим собой, находятся в поиске смысла «Я» и своего предназначения в жизни. Еще одна характерность любого неформала молодежной субкультуры — это стремление выделиться, тяга к автономности и независимости.

Реализация этого стремления вполне реальна в группе таких же как он сам. Но на самом деле подросток растворяется в толпе себе подобных. «Подавляющее большинство неформальных группировок молодежной субкультуры держаться не на сознательном единстве, это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов».

Одно из условий существования подростковых неформальных групп — наличие или создание оппонентов, недоброжелателей и т. п. Чаще всего врагом номер один становится мир взрослых. Подросток неформал выражает несогласие, неудовлетворенность системой и распространяет этот протест на всех неформалов в группе.

Готов и панков помнят все, а многие и сами ими были – тогда, в нашем навеки утраченном 2007. А что насчёт современных подростков? Рассказываем, кто ещё, кроме хипстеров, задаёт тон в поколении 2010-х.

Чем мы отличаемся?

Молодёжные субкультуры в том виде, в каком мы их знаем, появились после Второй Мировой войны, когда подростки наконец-то обзавелись деньгами и временем для поиска самоидентификации. В 50-е и 60-е годы случился настоящий бум субкультур, многие из который в том или ином виде существуют и сегодня (например, или ).

Но с появлением Интернета многое изменилось. Если раньше настоящий рокер оставался рокером всегда и везде, то сейчас субкультура – это маска, которую можно надеть и снять. Сегодня вечером ты обсуждаешь с хипстерами свежий роман Паланика – а завтра надеваешь кожаную куртку и берцы, чтобы пойти на рок-концерт в подвальный бар в компании панков – и никто тебя не осуждает, потому что фрагментарное вхождение в субкультуру – сейчас норма.

Информация о субкультурах стала доступна всем, и часто их имидж становится предметом пародий

А ещё Интернет размывает возрастные границы. Раньше «переболеть» субкультурой можно было в десятилетний промежуток между концом детства и окончательным началом взрослой жизни. Теперь даже ребёнок имеет практически неограниченный доступ к информации и может выбирать себе ту модель поведения, которая ему близка, да и взрослые не желают отказываться от привычных образов. В результате в субкультуру входят не только подростки, но и дети, и совсем зрелые люди.

Новые субкультуры не соответствуют перечню признаков, определяющих субкультуры раньше. Это даже даёт некоторым исследователям повод говорить о том, что субкультур больше не существует и на смену им пришли «культурные миксы». Тем не менее, попробуем разобраться, что ещё не успело отмереть.

Ванильки (ванильные)

Эта специфическая субкультура появилась в начале 2010-х и распространена в основном среди девушек-подростков. Название произошло то ли от любви к одежде ванильных оттенков, то ли от любви к сладостям, то ли восходит к названию фильма «Ванильное небо». Их мировоззрение строится на трёх идеях. Во-первых, это подчёркивание женственности, нежности, слабости (любовь к кружевам, пастельным тонам, каблукам и лёгкому макияжу). Может быть, это стало реакцией на навязывание девушкам образа сильной женщины. А может быть, девочки, выросшие в семьях советского образца (где мать сначала работала наравне с отцом на заводе, а потом ещё столько же готовила борщ дома), почувствовали, что новое время даёт им возможность прожить не такую, как у матери, жизнь.

Распространённый образ «ванильной» девушки

Вторая особенность – любовь к депрессивности, скрытому трагизму. Любая субкультура так или иначе бунтует против общества, но у ванильных это «тихий бунт» – уход в себя, отстранение от общества. И, наконец, ванильные выбирают особый тип одежды. Часто это принт с британским флагом или надпись «I love NY», больше очки, неаккуратный пучок волос. Считается, что ванильные – предшественники всем известных хипстеров.

Слово «ванильный» стало нарицательным и обозначает всё приторно-нежное. А сами ванильки – неизменный предмет шуток в Интернете.

Тамблер-гёрл (веб-панк)

«Тамбер-гёрл» их называют потому, что свой стиль они копируют и распространяют на сайте Tumblr. Чёрные кресты на фоне космоса, тонкие чёрные ошейники, туфли на плоской высокой подошве, короткие чёрные юбки-солнышки, шляпы с широкими полями – наверняка вы видели не одну подобную картинку. В отличие от субкультур прошлого, им не надо заморачиваться с тем, чтобы шить одежду вручную или доставать в экзотических местах – к услугам тамблер-гёрл множество тематических магазинов вконтакте. А поскольку веб-панк – это совмещение реального и виртуального, фотографию следует украсить пиксельными рисунками, блёстками, единорогами, радугами и фоном Windows.

Если ванильки считают подчёркивают депрессивностью свою «инаковость», то веб-панк говорит: депрессия – абсолютно нормальное состояние в этом полном боли мире. Над своей депрессией можно (и нужно!) остроумно шутить. Все твои таланты сводятся к поеданию пиццы, просмотру сериалов и сну? Отлично, ты принят в эту компанию.

Конечно, как и любая субкультура, веб-панк стереотипен, и по-настоящему остроумных шуток, интересных образов и глубоких мыслей вы там, скорее всего, не найдёте. А ко всему прочему тамблер-гёрл часто критикуют за романтизацию пассивности, лени и прочих плохих вещей.

Манера тамблер-гёрл делать картинки с надписями на красивом фоне стала предметом бесчисленных пародий в Интернете

Корейская волна

Корейская волна – это субкультура, состоящая из фанатов южнокорейских музыкальных групп. Название «корейская волна» придумали в Китае, куда эта волна, закономерно, докатилась гораздо раньше. Видели, как какая нибудь ваша знакомая репостит на стену картинку с несколькими не различимыми для неподготовленного взгляда азиатскими лицами и подписью «Кто-то такой милый! А кто-то опять его обижает! Ничего, кто-то им покажет!»? Это именно оно.

Инструкция

Одна из самых старых, но до сих пор популярных субкультур - хиппи. Они проповедуют свободу во всех проявлениях (от внутренней свободы до свободной любви), пацифизм, стремятся к независимости, творческой реализации. Внешне выглядят ярко, носят джинсы, свободные майки, жилетки. И женщины, и мужчины носят длинные волосы, яркие фенечки на руках. Могут уходить из дома и путешествовать почти без средств к существованию, летом живут в палаточных городках.

Похожи на хиппи и близки им по философии растаманы или растафари. Современные растаманы, особенно в России, живут не по тем принципам, которые изначально пропагандировали растаманы. Они просто слушают музыку регги, любят Боба Марли, делают дреды, носят красно-желто-зеленую шапку и негативно относятся к подчиненной материальным ценностям западной культуре.

Популярной среди молодежи помладше является культура эмо. Образовано название культуры от слова "эмоциональный" и отражает эмоциональность приверженцев этого движения. Приверженцев субкультуры называют эмокидами. У них яркая внешность: длинная косая челка, сильно подведенные глаза, пирсинг, черно-розовая одежда, черный лак, множество браслетов и значков. Они стремятся к самовыражению, но часто воспринимаются как ранимые, депрессивные, плаксивые подростки. Также считается, что эти ребята склонны к суицидальному поведению.

Молодые люди, которые любят жизнь и при этом постоянно рискуют ей из-за получаемого удовольствия, называются экстремалами. Сюда можно отнести различные направления экстремальных видов спорта: роллеры, паркурщики или трейсеры, скейтбордисты и т.д. Даже граффитеров, которые рискуют быть пойманными, тоже можно отнести к этой группе. Стиль одежды у них обычно спортивный, свободный, может напоминать рэперский.

Философия близка одной довольно старой субкультуре - панкам. Их лозунг о том, что будущего нет, определил их позицию: исправить ничего нельзя, а поэтому на жизни можно поставить крест. Узнать в толпе панка не составит особого труда - ирокез на стриженой голове, рваная и грязная одежда. Часто собираются на тусовки с огромным количеством алкоголя, наркотиками и драками. Изначально движение родилось на основе любви к панк-музыке.

Довольно много общего с панками у готов. Сначала развивалась эта из-за пристрастия к готической музыке, но затем появилась и своя . Они воспринимают себя как противников безвкусицы, пестроты и массового сознания, а потому выбирают черный цвет в одежде, символику смерти как напоминание о жизни, походы с друзьями на кладбище. Внешне с ними часто путают сатанистов, которые опасны для общества, так как поддерживают насилие над людьми и жертвоприношения.

Опасной для общества считается еще одна субкультура - скинхэды. Уже по их названию можно понять, что особенностью является бритая голова. Проповедуют культ сильной личности, идеи национал-социализма и антисемитизма. Ненавидят приверженцев других "ярких" субкультур: эмо, хиппи, мажоров, а также людей не европейского типа, избивают их. Чаще всего во главе такой молодежной группировки стоит зрелый человек с профашистскими взглядами.

Еще одной похожей группой, но без идеологии как таковой являются . Обычно это ребята с окраин города, занимающиеся мелкими грабежами, кражами, хулиганством и т.д. Это неблагополучные представители современной молодежи, которые используют в речи жаргонные слова, ненормативную лексику, подражают лицам, отбывавшим наказание в тюрьме. Внешний вид обычно неопрятный: спортивный костюм, черная кожаная куртка, кепка. По отношению к людям, ориентированным на западные жизненные принципы, настроены агрессивно.

Довольно новым явлением в современной культуре стало движение ролевиков. Это молодые люди, которые собираются большими группами и играют в ролевые игры. Философию объяснить достаточно просто: если не можешь изменить мир настоящий, придумай свой, поверь в него и меняй его. К ним же можно отнести толкиенистов, ребят, участвующих в исторических реконструкциях, в некоторой мере анимешников, даже девочек-барби. Всех, кто играет какого-то персонажа, пусть и не все время, можно отнести к ролевикам.

Еще одной субкультурой, приверженцами которой становятся люди постарше, являются байкеры. В отличие от обычных мотоциклистов для байкеров их байк является частью жизни. Любители рока, пива и мотоциклов всегда узнаваемы в толпе: косуха, джинсы или кожаные штаны, банданы, татуировки. Большими группами они собираются на фестивалях и на ночных дорогах.

Видео по теме

Обратите внимание

Не любое объединение молодежи можно считать субкультурой. Так, до сих пор спорят, считаются ли субкультурой хипстеры или это просто люди, следующие модным тенденциям. Не до конца решен вопрос с хакерами и геймерами, которые ведут определенный образ жизни и следуют определенным принципам, но не объединяются в группы в реальной, а не компьютерной жизни.

Еще лет 30 назад в нашей стране все было одинаковым – мебель, музыка, да и сами люди. Но и тогда в глубоком подполье существовали субкультуры, адепты которых идентифицировали себя как антагонисты существующему строю. Это противоречие проявлялось в стиле поведения, в одежде, в музыке и в особенном сленге. Так друг за другом появились хиппи, металлисты, панки, рэперы, готы, эмо – одним словом, неформалы. Параллельно с музыкальными субкультурами развивались криминальная и гоп-культура, которые со временем себе присвоили музыку шансон, ставшую их фирменным знаком.

Инструкция

Итак, к кому же себя отнести? Вы носите длинные волосы, увлекаетесь рисованием хной, слушаете Шер, Сонни и the Rolling Stones. В вашем гардеробе исключительно с этническими мотивами или -клеш с рубашками, вы с ног до головы обвешаны фенечками, бусами, сделанными из сандалового дерева, вы любите путешествовать автостопом с гитарой за спиной и без в кармане. Если ваш девиз по жизни – «Занимайся любовью, а не войной», то вы типичный хиппи.

Если у вас все те же длинные волосы, гитара за спиной и джинсы, но при этом носите толстовки и футболки предпочтительно черного цвета типа «Metallica». На ваших запястьях напульсники с металлическими шипами (антигопы), большие перстни типа «коготь», а на ногах казаки фирмы Camelot, Grinders или Мартинс. Вы любите быструю езду, да и вообще не расстаетесь со своим «Харлеем», слушаете «Арию», «Мастер» и «Коррозию металла». Значит вы металлист.

Все те же длинные волосы, но уже черного цвета, губы, накрашенные помадой того же цвета? Вы носите длинный черный плащ или платье с корсетом, досуг проводите исключительно на местном кладбище, а просыпаетесь под чудную музыку Cradle of Filth или Lacrimosa? Тогда вы гот.

Вы любите негритянские напевы, перемежающиеся речитативом? Ваши кумиры – выходцы из Гарлема, которые носят штаны, доставшиеся им от старших братьев и от того постоянно съезжающие до самых колен при ходьбе, широкие футболки и шапки, съезжающие на лоб? Вы обвешены золотыми цепями и кольцами толщиной в палец, на которых крупными буквами написано ваше имя. Вы выросли на песнях Децла? В свободное время вы пишете на заборах «2Pac жив» и участвуете в баттлах, танцуя нижний или верхний брейк-данс? Значит вы точно рэпер.

Вы каждый день на районе, где вас достали пацаны из соседнего микраша. Из магнитолы, которую вы позаимствовали у фраера, доносятся сладостные звуки песен Кати Огонек или Михаила Круга. Вы носите стильные треники с местного рынка и кроссовки Abibas, не расстаетесь с кепарем и барсеткой и очень метко плюете через щель в зубах, у вас есть синяя татуха, которую вы набили в армии или в тюрьме. Значит вы гопник.