Да в ней намек добрым молодцам. Сказка Ложь, да в ней — Намек, Кто познает — тем Урок. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок

Ну кто из нас в детстве не любил сказок! Наверняка послушать мамин или бабушкин рассказ было одним из любимых занятий. Дедушки, кстати, тоже неплохие повествователи, в отличие от пап. Редко увидишь папу, читающего своему малышу, а еще реже – рассказывающего по памяти. Хотя, может я и ошибаюсь.
Сказки детям читать нужно, это очень важно. В них заложен очень глубокий смысл. И если для нас, взрослых, это лишь один из вариантов утихомирить ребенка, привлечь к слушанью, то педагоги знают, что сказки воспитывают детей, прививают моральные качества, развивают умение мыслить, анализировать. Вряд ли ребенка воспитают пестрые заграничные мультфильмы, особенно современные, со странной лексикой и непристойным поведением. А вот сказка «Колобок» научит кроху, что не нельзя вестись на хитрые и сладкие уловки.
Не все знают, что изначально сказки писались для взрослых, а не для детей. В сказках каждый народ высказывал свое мнение по поводу того, как вести хозяйство, как заводить семью, как полагается вести себя девушке, как парню. Так старшее поколение пыталось научить подрастающее. Ни одна сказка Пушкина не была написана для детей, он был писателем для взрослых!
И вот почему в строках «Сказка быль, да в ней намек…» упоминались молодцы, ведь это были сказания для девушек и юношей.
Позднее стали замечать, что сказки для детей очень познавательны и нравятся им. Народ задумался, а не воспитывать ли в такой способ самых маленьких? Так постепенно начали создаваться истинно детские произведения.
С помощью детских сказок малыши могут развивать свое воображения, узнавать, как можно поступать и как нельзя, ценить труд и уважать окружающих. Родители, читайте сказки своим детям, слушайте сказки вместе с ними! Сделайте детство своего малыша и вправду сказочным!

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Еще с раннего детства я очень любил сказки, любил их слушать и даже представлять себе, будто я сам герой этих сказок. Теперь я учусь в школе и на уроках литературы изучаю много разных произведений: повести, рассказы, стихи, прозу и т.д., но сказки русских писателей и писателей разных народов мира до сих пор мне интересны и близки.

Чем больше я читал разные сказки, тем больше я стал задумываться, а что вообще такое сказки? Мне захотелось понять, что в них общее и в чем отличия. Что означают слова высказывания русского писателя А. С. Пушкина: «Сказка ложь да в ней намек»? Какое влияние оказывают сказки на эмоциональное и психологическое состояние человека.

Цель исследования : узнать чему учат сказки, всегда ли добро побеждает зло и прикоснуться к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.

В ходе исследовательской работы я выдвинул гипотезу:

Если сказка - вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, высмеивание человеческих недостатков, значит, в них есть свой смысл, только главное его понять увидеть.

Исследовательские задачи:

Узнать историю возникновения сказок.

Изучить виды народных сказок.

Определить сходство сказок разных народов.

Сравнить русские сказки со сказками других народов.

Найти пословицы и поговорки к сказкам.

Провести сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.

Подвести итоги о проделанной работе.

Практические задачи:

Провести опрос среди учеников младших классов и своих одноклассников: «Что читают больше всего? Какие сказки нравятся и чему учат?»

«Объяснить значение выражения «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Создать презентацию.

Методы исследования:

Изучение литературы,

Опрос и анкетирование,

Эксперимент: создание и изготовление сказки- книжки,

В ходе этой работы, я перечитал много сказок, литературы, словарей, энциклопедий. Побывал в школьной библиотеке, посетил районную библиотеку нашего города, изучил информацию из интернета и т.д.

Актуальность работы: мир постоянно меняется, видоизменяется, прогрессирует, появляются новые технологии. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. В связи с этим мне кажется, что нужно больше давать нам детям такие понятия, как: доброта, долг, совесть, любовь, взаимовыручка и т.д. Нужны такие решения, которые помогли бы нам детям стать лучше и вырасти высоконравственными взрослыми.

Глава I

История возникновения сказок

Сказки появились задолго до письменности и книг. Еще в глубокой древности народ сочинял и передавал их из уст в уста, пронося их через столетия, из поколения в поколение и донесли до наших дней мечты и надежды предков. Каждое поколение вносило свои поправки в сказки, отражая изменения в образе жизни и степени познания мира.

Например, ученые называли сказку вымысел, так как в них не отражалась действительность жизни. Много исследователей фольклора сказкой называли все, что «сказывалось». Народная сказка - вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержанием и формы которого первоначально были связаны с мифами.

В Древней Руси слово «сказка» не было, была «баснь» - баять, значит сказывать, рассказывать. Когда мы говорим слово «сказка», невольно перед нами предстает особенный, красивый и таинственный мир, который живет по своим сказочным законам, где живут необыкновенные фантастические герои, где добро побеждает зло.

В толковом словаре Владимира Даля дано такое определение: «Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. В сказке есть зачин, присказка, концовка. Есть сказка богатырская, житейская, балагурная или докучная сказка». (Толковый словарь живого Великорусского языка)

В толковом словаре Ожегова: сказка- повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, ложь (разг.). 3.Сказка, то же, что чудо (в 3 знач.)» («Словарь русского языка» С. И. Ожегова, стр.720)

Сказки- древнейший жанр устного народного творчества. Выделяют следующие виды сказок:

Сказка фольклорная

Жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Литературная сказка . Ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.

Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определённых знаний, учебного действия и пр.) одушевляются.

1.2.Виды народных сказок.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но на сегодняшний день принята различными литературоведами и исследователями следующая классификация русских народных сказок:

Сказки о животных,

волшебные сказки,

бытовые сказки.

Рассмотрим подробно каждый вид сказок.

Волшебные - это самые популярные и любимые сказки для детей.

Волшебные, где человек общается с существами, которых в настоящей жизни не встретишь, например: Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, Сивка - Бурка, Морской Царь и др. Все эти персонажи обладают невероятной силой, такое возможно только в сказках. Женские образы, такие как: Царевна- девица, Василиса - Прекрасная, Марья - Моревна и др. Они так красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», и при этом обладают волшебством, умом и смелостью.

В волшебных сказках кроме простого народа появляются цари, королевичи, подданные, слуги. А за место обычных домов, возникают тридевятые царства и тридевятые государства, дворцы морские, в море - океане, таинственные подземелья и т.д. Фантастичный мир многоцветен, наполнен множеством диковинок: здесь текут молочные реки с кисельными берегами, в саду растут золотые яблочки, «поют птицы райские да мяукают котики морские». Люди общаются с животными, которые помогают добиться справедливости и наказать зло. Такие сказки, как: Сивка - Бурка, Жар - Птица, Емеля - дурак, где щука помогает найти свое счастье. Кроме живых существ героям оказывают помощь в трудную минуту и различные чудесные предметы, например: скатерть - самобранка, ковер - самолет, колечко, живая и мертвая вода, сапоги - скороходы и т.д. Эти предметы тоже обладают сверхчудодейственной силой.

Бытовые сказки:

В бытовых сказках, как и в других, события вымышлены, но в отличие от волшебных здесь происходит все обыкновенно, как в повседневной жизни. Героями становятся люди: бедняк и богач, крестьянин и купец, солдат и барин, и т.д. В этих сказках, «правда» всегда на стороне бедняка. Благодаря своей смекалке и находчивости, бедняки наказывают глупых и трусливых господ, попов, царей и т.д. так например: «Сказка о попе и работнике его Балде». Главный герой это Балда, персонаж сказочный. При этом он символ светлой стороны и бескорыстия. Поп хотел обмануть его, когда нанимал на работу, но Балда перехитрил его. «Вот Балда, сметливый очень, обманул попа, хитрец!». Жадность и алчнось была наказана. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». В этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. Здесь можно отнести такую поговорку: « Жадность до добра не доводит». В итоге можно сделать вывод, что сказка А.С.Пушкина прославляет ум, трудолюбие, доброту и смеется над жадностью и хвастовством, ленью и корыстью.

А сколько есть еще сказок, где героем становится солдат. Всем поможет, из беды выручит, смекалку проявит. Например: «Про одного солдата», «Нужда», «Солдат и смерть», «Каша из топора» и др. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху и достигает своей цели. Конфликт бытовой сказки состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые вызывали резкое препятствие: злобу, зависть, жадность («Горшочек, вари!» или сказка А. С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбки».)

По сути дела, в сказках происходит, как бы состязание ума и хитрости, находчивости и сообразительности, кто кого перехитрит, и в конце сказки справедливость торжествует. Или рассмотреть сказки про жадность, где героям все мало и в итоге они остаются ни с чем.

Сказки о животных:

Сказки о животных - самый простой вид сказок. Сюда примыкают сказки о растениях, о неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть). В них существует четкое разграничение положительного и отрицательного, поэтому никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу.

В этих сказках, животные разговаривают, спорят, ссорятся, дружат, враждуют и т.д.

Так например: «Кот и лиса», «Волк и коза», «Журавль и цапля» и др. Всем этим животным авторы наделяют их человеческими качествами. Они бывают глупыми, мудрыми, трусливыми и храбрыми и т.д. то есть умеют думать и анализировать. Все это конечно выдумано и сказочно, с реальной жизнью не совпадает. В сказках то или иное животное символизирует свой порок или наоборот. Звери и птицы похожи и не похожи на настоящих.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка - тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе (“Колобок”). В сказках о животных много юмора, развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Например: плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу - радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.

Жанр «Сказка» подчиняется своим законам. Один из них - закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо.

1.3.Сходство сказок разных народов мира.

Сказка представляет собой важнейшую часть национальной культуры каждого народа, однако, несмотря на выразительную национальную окраску этих произведений, многие их темы, мотивы, образы и сюжеты оказываются очень близкими для разных народов. В сказках разных народов мира, живет дерзновенная мечта человека о счастье, о чудесных предметах и чудесах: ковре-самолете и тысячемильных туфлях, о дворцах и так далее. Давно замечены черты большого сходства в сказках народов, живущих в разных уголках Азии, Европы, Африки. Так весьма популярных сказок, напоминающих «Золушку» из знаменитого сборника французских сказок Шарля Перро (1628—1703), насчитывается по всему миру не менее трехсот пятидесяти, и во многих из них фигурирует потерянная туфелька. В индийской сказке «Золотая рыба», записанной в глухом уголке Центральной Индии каждый, кто читал или слышал чудную Пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке», моментально уловит нечто хорошо известное. Более того, ученые утверждают, что сказка о золотой рыбке бытует, чуть ли не повсюду в Европе, в Латинской Америке и Канаде, а также в Индонезии и Африке. Колоритный образ Бабы Яги мы можем увидеть во многих сказках, отличным будет только название этого персонажа. Это может быть и ведьма, и колдунья, и злая волшебница, по всей вероятности произошло это потому, что прототипом таких персонажей могли послужить знахарки, жившие далеко от людей в лесной глуши и собирающие травы и коренья. Не секрет, что Иван - дурак похож на английского Джека - лентяя, оба смогли удачно женится, решая всевозможные головоломки с помощью ума и смекалки. Всем известная сказка про трех медведей, вообще отличается только одним персонажем, в русском варианте это маленькая девочка, а в английской сказке - немощная старушка. Существуют сказки, которые не только похожи персонажами, но и сюжетные линии таких произведений тоже очень схожи, это мы можем увидеть на примере сказок про Алёнушку и ее братца Иванушку и немецких сказочников братьев Гримм про Гензеля и Гретель. Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории, как бы ни были своеобразны пути и судьбы каждого из них, условия обитания, языки. В сходстве исторической народной жизни, очевидно, и следует искать ответ на вопрос о том, в чем же причины похожести, близости сказок народов, живущих на разных континентах, и в чем причины усвоения заимствованных сказок. И хотя в сказках разных народов имеются свои национальные черты и традиции, присущим ему особым поэтическим взглядом, все они проникнуты стремлением к социальной справедливости.

Изучая сказки и проводя параллели между ними, мы не можем не заметить, что все они несут какую-то определенную смысловую нагрузку, все они учат быть добрыми, вежливыми, уважительными по отношению к окружающим, честными, смелыми и отважными людьми. Именно такие сказочные персонажи показывают нам детям, что добрые дела всегда побеждают, а зло будет наказано.

Что же объединяет сказки разных народов? Чем они похожи? Первое что можно выделить это сюжет. Второе это сходство видов сказок. Во многих сказках фигурируют животные. Например: русская народная сказка “Волк и козлята” и английская народная сказка “Волк и три котёнка».

Сюжеты сказок тесно связаны с мифами и религией.Различия сказок разных народов в стиле повествования, национальных чертах героев, описываемых обычаях и традициях.

1.4.Сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.

Сравниваем сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и сказку братьев Гримм «Белоснежка». Сюжеты сказок сильно перекликаются, наличие главных героев одинаковое, похожие события. Братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин - о русских людях. О национальном колорите

Образы богатырей, взятые из русских былин;

Терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;

Троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;

Язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта - она прославляет человеческую верность и любовь. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - литературная сказка, написанная в стихах. «Белоснежка» - обработанный народный вариант в прозе. Помощники, методы, приют для героини и финал у сказок разный.

Вывод:

Русские сказки при похожести, на первый взгляд, своим сюжетом на немецкие сказки, имеют свой национальный русский колорит.

Немецкие сказки братьев Гримм на самом деле являются народными немецкими сказками. Сказки А. С. Пушкина (на примере «Сказки о мертвой царевне») содержат нравственные ценности автора и авторское отношение к героям.

Имеющиеся особенности сказок являются естественным отражением отличий уклада, быта, культуры русского и немецкого народов, сложивших эти сказки или записавших их. Знание национальных особенностей сказок различных стран играет важную роль в развитии языковой и лингвострановедческой компетенции.

Глава II

2.1. Опрос и анкетирование среди учеников нашей школы.

Мною было проведено анкетирование учеников нашей школы, где приняли участие школьники с 1-го по 8-е классы. В ходе опроса были заданы такие вопросы:

Что Вы читаете?

Какие сказки(жанры) нравятся больше всего?

Согласны ли Вы с высказыванием А. С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? И что эти слова обозначают?

Как Вы считаете, сказки учат нас или нет? Если да, то почему?

Какие ваши сказки любимые? Чем они нравятся?

Помогли ли сказки понять Вам какую- либо, жизненную мудрость?

На какого героя хотелось бы Вам быть похожи? Почему?

Результаты:

Большинство детей предпочитают читать фантастику и сказки. Дети младших классов больше всего любят читать сказки о животных. Дети постарше любят читать волшебные сказки, их как оказалось большинство. И только ребята старших классов отдают предпочтение бытовым сказкам.

Больше всего детям запоминаются народные сказки, затем зарубежные писатели и сказки русских авторов. Обобщив нравственные ценности и качества, при опросе стало ясно, что на первое место ребята ставят доброту и трудолюбие. Затем чувство юмора и смелость, красоту, сообразительность и силу.

Любимые сказки о животных были: «Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и Волк», «Мужик и медведь», и др. Анализ показал, что чаще всего дети упоминали сказки, в названия которых входит имя Лисы (82%), Волка (68%), Зайца (36%), Медведя (45%), Мышки (23%).

Положительными дети считают Зайца (86%), Медведя (50%), Петуха (45%), Кота (23%), Мышку (23%). Многие из моих ровесников считают, что под обликом каждого сказочного животного скрывается характер человека 86% и только 14% думают, что сказочные звери имеют нрав и повадки, свойственные животным.

Сказки, по мнению моих одноклассников, учат доброте и мудрости (64%), честности и справедливости (45%), вежливости и отзывчивости (36%), трудолюбию (36%), дружбе и верности (27%), любви к животным (27%), любви к окружающим (23%), храбрости (14%).

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок »- эти слова мы знаем с детства.

На вопрос: «Что обозначают слова А. С. Пушкина?» Ребята ответили, что сказка в их понимании - это назидание автора читателю (доброму молодцу), облаченное в интересную форму (вымысел). Сказка - ложь (вымысел), да в ней намек (назидание) - добрым молодцам (читателям слушателям) урок (назидание нужно запомнить).

Старшеклассники предпочтение отдали не сказкам, но все отметили, что очень любили сказки в детстве и с удовольствием их слушали, когда им читали. Сейчас ребята больше смотрят мультфильмы иностранного производства, преимущественно современные и к сожалению путают героев сказок и былин, вместо русских народных сказок.

3.Заключение.

Сюжеты сказок у разных народов похожи , потому что похожи представления всех народов о добре и зле, истине и неправде, о справедливости и обмане, о том, что считать достоинством, геройством, трусостью.

В сказках все хорошо кончается и добро побеждает. Возвращаясь к словам А. С. Пушкина: « Сказка ложь, да в ней намек…» Этот « намек» - есть правда сказки. Она не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным.

Я достиг своей цели : узнал что такое сказки, для чего нужны и чему учат. Расширил глубину своих познаний в выражении «Сказка ложь, да в ней намек…»

Пришел к выводу , что такие качества людей, как уважение, дружба и т.д. присущи героям практически во всех сказках. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нельзя обманывать, быть жадным и предавать друзей. Сказки особенно наши русские народные- это красивые жизненные учебники. Они самым лучшим образом учат нас правде жизни.

В ходе работы я узнал, как интересен и богат мир сказок. Выяснил, какие человеческие качества ценятся больше всего. Убедился, что сказки писались не просто так, а для того, чтобы научить нас правилам жизни, трудиться и быть добрее друг другу.

Для меня было удивительно и интересно , что герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом учат нас воспитанию и заставляют невольно делать определенные выводы. После знакомства со сказками, мы еще больше влюбляемся в народное творчество, нашу историю и становимся немного добрее и чище.

Главным в сказках были труд и ум, с помощью которых герои выходили из сложных ситуаций.

Я еще раз убедился в том, что понимание сути сказок стало отправной точкой в определении основных ценностей во взаимоотношениях между людьми. Я тоже стараюсь жить в своём классе по правилам, которые отражают нравственные законы общества и хочу, чтобы все ребята тоже старались жить по ним. Я с уважением отношусь ко всем и стараюсь, чтобы каждому было приятно и интересно со мной общаться и работать. Я стараюсь не обижать людей и помогать им если нужна моя помощь. Для меня дорого мнение о себе других людей. Я очень люблю свою родину и постараюсь сделать ее еще лучше.

Моя гипотеза подтвердилась, что сказка действительно вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, где высмеиваются человеческие недостатки, но в ней есть свой смысл, только главное его понять и увидеть.

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки!

4. Список использованной литературы.

Английские народные сказки.

      Аникин В.П. Теория фольклора//Курс лекций. — Москва: КДУ, 2007. — 432 с.

Аникин В.П. Русские народные сказки. Лучшие сказки мира.-Москва, 1992г.

      Брагин А. «Обо всем на свете. Большая детская энциклопедия» Издательство: "АСТ, Астрель" ,2002
      Брандис Е, О.В. Алексеева, Г.П. Гроденский и др.//Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ.- М.: Учпедгиз, 1959 г.-354с.

Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.: Наука, 1975

Википеия-словарь.

Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.

Пушкин А.С. «Сказки»

Русские народные загадки. Пословицы. Поговорки. /Просвещение 1990г.

Сказки. Зарубежная классика/Сказки немецких писателей,-М.: АРДИС,- 2013г.

Сказки народов мира.

Сказки Братьев Гримм.

Трубецкой Е.Н. Иное царство и его искатели в русской народной сказке, 1997г.

Ушаков, Дмитрий Николаевич. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.

В некотором царстве, в некотором государстве. Есть поселение, град Московский. Правит в нём Царь и советники его. Народ жил в этом граде и горестей не знал, но нежданно-негаданно поселилась в царстве Лихо одноглазое. Маленькое злобное существо, любящее напакостить простым людям, а на все их жалобы царю и советникам, умалчивало и придумывало несуразные отговорки.
И вот собрал простой люд дружину, дабы победить Лихо одноглазое, да не тут то было. Лихо оказалось хитропопое и вовремя наябедничало князьям и советникам, что, мол, этот люд его больше обижает. И отвернулись тогда князья с советниками от людской дружины. И послали тогда советники к ним своих опричников, и слушали они молву русскую. Выслушали всё опричники, покачали головами, молвили, что всё понимают, но сделать ничего не могут.
Задумался люд и, понял, что надобно к Бабушке Яге идти за советом. Она хоть суровая, но справедливая.
Тем временем в государстве колдун объявился, наслал он на реки и колодца порчу колдовскую невиданную и, стала вместо воды жижа коричневая и вонючая течь. Особенно сказалось это на местах отхожих, и полезла нечисть на свет божий.
У одного плотника только заказов уйма была, все ходили к нему затычки для причинных мест испрашивали. А с малой нужной пока ещё справлялись.
И вот, пришла людская дружина к Бабе Яге. Встретила она их на пороге, кормить, правда не стала, но речь держать дозволила. И поведали люди бабушке о напасти своей лютой, о Лихе одноглазом беззаконие творящем, о колдуне страшном. Почесала бабушка чело своё мудрое, призадумалась, да говорит:
- Обождать надобно. Я помощников своих на разведку отправлю, чтобы была полная картина происходящего.
Собрала она ежей да белок и, прочую лесную живность, да наказала им выведать, вынюхать, что твориться в царстве – государстве.
Долго ли коротко ли шло время, а пришли зверушки с новостями.
И поведали Яге о том, что узнали. Ахнула бабушка, а чело её седым совсем стало. Глаза злыми сделались, потемнело небо, засвистел ветер. Бабка цыкнула своим зубом, и колдовство своё творить стала.
И грянул гром, и, задрожала земля русская. И явился зверь доселе невиданный – лапки грязные, спинка тёмная, а брюшко светлое. Звали его Тяпкин Ляпкин.
И пошёл Тяп-ляп правду искать по Руси матушке, а за ним и народ потянулся.
Долго искали они правды. Долго бродили по долам и весям. И вот пришли люди добрые к Чуду чудному, а рядом с чудом возвышаются два добрых молодца.
Испросили они у молодцев, что же за Чудо такое чудное, диво дивное. И ответили им молодцы:
- Чудо это обо всём знает, всё видит. Чудо сие заморское, звать его Интернет. Узреть в нём можно много ведомого и неведомого.
И потянулся люд русский к чудо зреть. И начали они в своих немногочисленных рядах искать дьяка приходского, грамоте обученного.
Вышел к ним дьяк худой, да с длинной бородой нечёсаной. Сам луком и самогоном пахнет и молвит он им:
- Ну, что вам миряне надо?
- Правды хотим отыскать, узнать, как с Лихом одноглазым бороться. Лихо действует, спасу нет. Бог высоко, Царь далеко, молвы людской не слышит. Бояре морды в бороды попрятали и сидят себе по углам, мошну набивают, жрут да гадят. А народ не знает, как справиться с напастью сей. Испроси добрый молодей у Чуда чудного, как быть нам.
Достал дьяк перо и бумагу, и нацарапал что-то.
Тычет Чуду он написанное, молчит Чудо. Те молодцы, что Чудо охраняют, молвить изволили:
- Положи сий пергамент на стол и жди.
Положили, отошли, стали ждать. Тут мышка норушка прибежала. Сканером зовущаяся, по листу пробежала, глазками посверкала и пошла к Чуду на доклад. Засветилось Чудо, моргать начало. Пожужжало, покряхтело и выдало:
- Неверный ввод.
Пригорюнился дьяк, мозг напряг, отхлебнул и бутыли и, изрек:
- Сила бесовская.
Засветилось Чудо заморское пуще прежнего, побежали, неведомы символы по гладкой поверхности. Напрягся народ в ожидании, молиться начал и, челом поклоны отбивать. А Чудо всё святилось и жужжало…
Дни и ночи пролетали, люд устроился рядом с Чудом и ждал, а оно всё святилось, моргало, да звуки непонятные начало издавать.
Чудо долго думало и, в итоге явило лик чудесный и, изрёк сей лик:
- Не обучены вы грамоте чудесной, так вопрошайте. Выслушаю.
И поведал народ лику чудному свои тягости и, задумался лик.
Прибежал вдруг заяц беляк, приник ухом правым к Чуду, а левое лапкой заткнул. Глазками поморгал, хвостиком помахал, да явилась на свет божий Береста чудная, с письмом челобитным. И молвил лик народу:
- Ступайте в дворец царский, вручите царю сий пергамент, праведно написанный и ждите суда божьего.
Отблагодарили люди Чудо чудное, чем могли и, засобирались домой.
Долго ли коротко ли, да пришли к дворцу царскому. Отдал люд царю Бересту волшебную лично в руки и, изрёк Царь:
- Ступайте по домам, я суд вершить буду.
Поверили люди, и пошли по домам.
А в царстве закипела работа доселе невиданная….

Оксана Рязанцева
Консультация «Сказка - ложь, да в ней намек»

«Сказка ложь , да в ней намек !

Добрым молодцам урок!»

Сказки знают все . По крайней мере, несколько сказок каждый из нас может вспомнить. И «Репку» , и «Колобок» , и про Ивана Царевича и серого волка, и… И все-таки, смею сказать , мы не знаем сказки . Ну, хотя бы : кто помнит сказку о Ерше Ершовиче ? Или сказки «Горшеня» , «Семилетка» ? Велико число сказок (ученые насчитывают их многие сотни, а на слуху у нас обычно не более десятка.

Не только количество запоминавшихся сказок является свидетельством их знаний. Ведь сказка – это не рассказ , не повесть, не стихотворение или поэма, которые мы читаем в книгах… Многие ли из нас могут рассказывать сказки ? Ведь знать сказки – это значит так исполнять их, чтобы слушали нас, затаив дыхание, чтобы плакали или смеялись!

И еще много вопросов возникает, когда заходит речь о народной сказке .

Так что же такое сказка ?

Если подобрать к слову «сказка » , однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл : сказка – сказывать – рассказывать . То есть сказка – это то , что рассказывается , это устный рассказ о чем либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.

Но всякий ли интересный рассказ является сказкой ? Можно с уверенностью ответить на этот вопрос : нет! Народ сам в своих пословицах и поговорках отметил еще одну характерную особенность сказок . Наверное, всем нам не раз приходилось слышать или самим говорить тем, кто рассказывает о чем – то , во что трудно поверить : «Не рассказывай сказки , «Все это – сказки Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней : «Сказка – складка , а песня – быль» , «Сказка – ложь , а песня правда» . О чем все это говорит? О том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.

И в самом деле, разве можно поверить в то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу из проруби? Трудно представить себе в жизни и то, о чем рассказывает сказка «Царевна – лягушка» : Иван – царевич женится на лягушке, совершающей немыслимые чудеса.

В сказке все необычно , все выдумано от начала до конца. Топор сам рубит лес, печка разговаривает; взмывает в небо ковер – самолет. В занимательных сказочных историях звери – лиса, волк, медведь, заяц, петух, козел – разговаривают между собой, помогают друг другу или обманывают один другого, плачут и смеются, горюют и радуются. Люди, если они есть в этих сказках , не замечают необычности происходящего.

В сказках оживают неодушевленные предметы. Вот веселый колобок. Бабушка только что испекла его, как он вдруг соскочил с подоконника, покатился по дороге и запел свою хвастливую песенку.

Невозможно поверить также в жестокие поступки персонажей сказок , в страшные события. Это все тоже выдумки, вымысел.

Так что же сказки повествуют о том , чего не было? В таком случае зачем она? Неужели только для того, чтобы зажечь воображение слушателя или читателя? А. С. Пушкин незнание сказок расценивал как недостаток своего «проклятого» воспитателя! Ему же принадлежат слова : «Сказка – ложь , да в ней намек ! Добрым молодцам урок!. Так он закончил свою знаменитую «Сказку о петушке » .

Наверное, многих поразит стилевое разнообразие сказок ; некоторые сказки так не похожи на уже читанные! Но в этом – то и прелесть их. Как необычно и как замечательно разговаривают между собой в сказке «Светлана прекрасная» Ворон Воронович и его красавица жена : «Это что у тебя русским духом пахнет?» Она улыбнулась и говорит : «Наверно, ты по русской земле летал и русского духа нахватался!»

Во многих сказках счастливый конец : злодей наказан, а положительный герой – добрый молодец или прекрасная девица – получает награду. Это неудивительно. Ведь, сказки возникли очень давно. Когда человек мечтал о том, чтобы научиться управлять силами природы, понять все, что происходит в мире, мечтал о свободном труде, о счастье. В сказках от утверждал веру в добро, в торжество справедливости. Поэтому добрую падчерицу из сказки «Морозко» суровый Мороз награждает златом – серебром, а ленивую, грубую дочку оставляет ни с чем.

Сказка – ложь оказывает самой настоящей правдой : она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть злодеев, врагов. Она утверждает народные жизни : честность, преданность, смелость, коллективизм. О чем рассказывает , например, такая, казалось бы, детская сказка «Репка» ? Конечно же не о том, как лучше дергать репку – одному, вдвоем, втроем или вчетвером. Сказка – о другом ; о силе коллектива, о том, что в коллективе важна самая малая величина, учит нас ценить труд каждого.

Сказок в мире великое множество. Из них мы узнаем о жизни разных народов, их обычаях, традициях, верованиях. Народные сказки передавались из поколения в поколение. Их собирали в отдельные книги. Несколько томов русских сказок собрал и обработал А. Н. Афанасьев.

Сказки сочиняли и многие писатели. Вы хорошо знаете и любите «Сказку о рыбаке и рыбке » , «Сказку о попе и работнике Балде» А. С. Пушкина, «Конька – горбунка» П. П. Ершова, «Аленький цветочек» С. Г. Аксакова. Трудно перечислить всех, кто писал и собирал сказки . Это и К. И. Чуковский, и С. Я. Маршак и многие другие.

И наконец, последнее. Нельзя подходить к поэтическому миру сказок с нашим , во многом рациональным мышлением. В то, о чем так интересно повествуют сказки , надо верить. В них есть своя художественная правда. И поэтому, как ни странно, но, например, в сказках из моря берут воду для питья, через море ездят на лодочке, на море – окияне можно построить мост… Именно поэтому возможно в сказках соединение , казалось бы, несоединимого.

Одним словом, сказки это сказки . И мне хочется верить. Что после такого большого, во многом нового знакомства с ними мы больше полюбим народное искусство, нашу историю, станем немного добрее и немного чище.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Сказка - ложь, да в ней намек, для родителей урок» 2015 год - год Российской литературы! Мы решили посвятить родительское собрание на тему: "Сказка - ложь, да в ней намек для родителей урок".

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность «Сказка-ложь, да в ней намек…» в старшей группе Тема НОД: «Сказка-ложь, да в ней намек…» Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно.

Часть 2 Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек». Цель: Нравственное воспитание детей на примере сказок. Задачи проекта: 1.

Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек» Часть 1 Цель: Нравственное воспитание детей на примере сказок. Задачи проекта: 1. Помочь понять детям, что дружба помогает в жизни. 2.

Педагогический проект «Сказка - ложь, да в ней намек…» Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» Актуальность. Развитие речи – это очень важная тема в развитии ребенка. Плохо говорящие.