История придворной певческой капеллы и ее роль в музыкальном образовании россии. Певческая капелла

Статью в формате *.doc

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга - старейшее отечественное профессиональное музыкальное учреждение, определившее своей деятельностью становление и развитие всей русской профессиональной музыкальной культуры. Здесь впервые в России последовательно возникали все основные направления музыкального исполнительства и музыкального образования.

Датой рождения Капеллы принято считать 12 августа 1479 года, когда основанный великим князем Московским Иваном III хор Государевых певчих дьяков принимал участие в службе освящения Успенского собора, первого каменного храма Московского Кремля.

Певчие постоянно находились при государе и обеспечивали разнообразные нужды двора: участие в богослужениях, сопровождение государей при паломничестве, в гостевых визитах и военных походах, пение на торжественных приемах и обедах, при наречении на царство, в дни тезоименитств и крестин. Помимо музыки, певчие обучались грамоте и наукам. Первоначально в хоре пели только мужчины, но с середины XVII в. с развитием многоголосного пения в составе хора появились мальчики.

Иван Грозный привез из Новгорода в Александрову слободу двух замечательных мастеров-распевщиков - Федора Крестьянина и Ивана Носа, основателей первой русской певческой школы. Певцы хора были и творцами новых музыкальных произведений. В числе певчих дьяков были известные теоретики,композиторы и регенты XVI-XVII вв.: Ян Коленда, Николай Бавыкин, Василий Титов, Михаил Сифов, Стефан Беляев и др.

Воспитание в государевой семье обязывало досконально знать церковную службу, а значит, владеть музыкальной грамотой и уметь петь в хоре. Иван Грозный, например, не только пел, но и сочинял музыку. Сохранились два его собственных произведения - стихиры в честь митрополита Петра и Владимирской иконы Богоматери.

В 1701 году Петр I переименовал хор Государевых певчих дьяков в Придворный хор. Певчие постоянно сопровождали государя в его поездках и военных походах. Придворный хор побывал на берегах Невы ещё до основания Санкт-Петербурга иучаствовал в молебне в честь победы войск Петра при Ниеншанце. А 16 (27) мая 1703 года государевы певчие участвовали в торжествах по случаю основания новой столицы (история сохранила для нас имена всех 28 певчих). Вся последующая биография хора связана уже с Санкт-Петербургом.

Петр I много времени проводил в обществе своих певчих, заботился об их быте, сам следил за своевременным пополнением творческого состава, часто исполнял в хоре партию баса. Свидетельство тому - многочисленные записи в походном журнале, указы императора, сохранившиеся нотные хоровые партии, правленые рукой Петра.

21 сентября 1738 года по указу императрицы Анны Иоанновны для нужд Придворного хора в украинском городе Глухове открывается первая специальная школа. С 10 января 1740 года, по её же указу, вводится обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах.

Являясь единственным художественно и организационно сложившимся государственным хоровым коллективом, Придворный хор участвовал во всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в столице. Придворные певчие были непременными участниками торжественных празднеств, ассамблей и маскарадов. С 30-х годов XVIII века Придворный хор привлекается к постановкам спектаклей Придворного театра. Хор дал оперной сцене многих солистов, широко известных в музыкальных кругах своего времени. В их числе - Максим Созонтович Березовский и Марк Фёдорович Полторацкий, которые украшали своим участием итальянские и русские оперные спектакли. Дмитрий Степанович Бортнянский, будучи ещё мальчиком, исполнял соло в опере итальянского композитора Франческо Арайи.

Разнообразие деятельности хора потребовало увеличения его состава, и по указу императрицы Елизаветы Петровны от 22 мая 1752 г. он был укомплектован 48 взрослыми и 52 малолетними певчими.

15 октября 1763 года Придворный хор переименован Екатериной II в Императорскую придворную певческую капеллу. Её первым директором стал Марк Полторацкий.

За время своей деятельности Капелла явилась важнейшим источником музыкального просвещения в России, крупной профессиональной школой, воспитавшей многие поколения дирижёров, композиторов, певцов и исполнителей на оркестровых инструментах. Многие годы жизни и творчества выдающихся музыкальных деятелей - Глинки, Римского-Корсакова, Балакирева, Бортнянского, Аренского, Ломакина, Варламова и других - были связаны с Капеллой.

В первых же концертах открытого в 1772 г. Петербургского музыкального клуба певчие Капеллы с оркестром исполняли кантаты и оратории Перголезе, Грауна, Иомелли и др.

В течение нескольких десятилетий управление Капеллой осуществляется итальянскими маэстро. Это Балтазар Галуппи, учитель Бортнянского (1765-1768 гг.); Томмазо Траэтта (1768-1775 гг.); Джованни Паизиелло, сочинивший для петербургской сцены своего знаменитого «Севильского цирюльника» (1776-1784 гг.); Джузеппе Сарти (1784-1787 гг.). В эти же годы в Капелле работал Доменико Чимароза. Выдающиеся композиторы своего времени, они были замечательными наставниками. При их поддержке молодые русские музыканты овладевали высочайшим мастерством европейской музыкальной школы.

В 1796 году директором Капеллы становится Дмитрий Степанович Бортнянский. При нем хор Императорской капеллы приобретает европейскую известность. Дмитрий Степанович сосредоточивает все свое внимание на усовершенствовании хора и сочинении произведений для него.

В 1808 году по инициативе Бортнянского для Капеллы был выкуплен участок с двумя домами, большим садом и двором между ними. Здесь и сейчас находятся здания Капеллы. Благодаря соседству с Певческой капеллой получил свое название Певческий мост.

Со времени организации в 1802 г. Санкт-Петербургского филармонического общества Капелла участвовала во всех его концертах. Благодаря выступлениям Капеллы столица впервые познакомилась с выдающимися творениями музыкальной классики. Первое исполнение в России Реквиема Моцарта Капеллой с симфоническим оркестром состоялось 23 марта 1805 г., Missa solemnis Бетховена - 26 марта 1824 г. (мировая премьера); Мессы до мажор Бетховена - 25 марта 1833 г., Девятой симфонии Бетховена - 7 марта 1836 г., Реквиема Берлиоза -1 марта 1841 г., исполнялись оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», четыре мессы Керубини и др.

Хоровые концерты в зале Капеллы и даже «пробы» (генеральные репетиции) под управлением Бортнянского всегда привлекали множество слушателей.

После кончины Бортнянского Капеллу в 1826 году возглавил Фёдор Петрович Львов. При нем крепко сохранялись традиции главного русского хора.

В 1829 году прусский король Фридрих-Вильгельм III направляет в Санкт-Петербург для ознакомления с постановкой дела в Капелле капитана 2-го прусского гвардейского полка Пауля Эйнбека. Король хотел реорганизовать полковые (протестантские) хоры и хор Берлинского собора («Домхор») по образцу Петербургской капеллы. Эйнбек отзывается в своих донесениях о постановке дела в Капелле с большой похвалой. По словам Эйнбека, мальчики учились не только музыке, но и общеобразовательным предметам и, при спадении с голоса, если у них не появлялся хороший мужской голос, поступали или на гражданскую службу, или же на военную службу в офицерском чине.

Как сообщает капитан Эйнбек, Капелла имела в 1829 году в своем составе 90 человек: 40 взрослых (18 теноров и 22 баса, среди которых было 7 октавистов) и 50 мальчиков - по 25 дискантов и альтов.

Эйнбек называет следующие причины, обусловливающие высокое совершенство хора: 1) все певцы обладают исключительно хорошими голосами; 2) все голоса поставлены по лучшей итальянской методе; 3) как весь ансамбль, так и его соло-партии великолепно выучены; 4) как находящийся на государственной службе специально в качестве церковных певчих, хор Капеллы образует одно целое и не зависит от разных случайностей, а певцы не посвящают своей деятельности посторонним делам.

После Фёдора Львова руководство Капеллой перешло к его сыну Алексею Фёдоровичу, скрипачу с мировым именем, композитору, автору музыки гимна Российской империи «Боже, Царя храни!», а также выдающемуся инженеру путей сообщения. Алексей Львов, генерал-майор, тайный советник, близкий к императору и всей царской семье, стал великолепным организатором профессионального музыкального образования. Он был управляющим Придворной капеллой с 1837 по 1861 год.

1 января 1837 года по инициативе государя капельмейстером Капеллы был назначен Михаил Иванович Глинка, прослуживший в ней в течение трех лет. Исторический разговор императора Николая I и Глинки состоялся в вечер успешной премьеры «Жизни за царя». В своих «Записках» композитор вспоминает: «Того же дня вечером за кулисами государь император, увидя меня на сцене, подошёл ко мне и сказал: «Глинка, я имею к тебе просьбу и надеюсь, что ты не откажешь мне. Мои певчие известны по всей Европе и, следственно, стоят, чтобы ты за-нялся ими. Только прошу, чтобы они не были у тебя итальянцами».

Выдающийся знаток вокального искусства, Глинка быстро достиг высоких результатов в развитии исполнительского мастерства Капеллы. Он ревностно относился к подбору и обучению певчих. Так, летом 1838 года Глинка предпринял поездку на Украину и привёз оттуда 19 исключительно одарённых малолетних певчих и двух басов. Одним из них был Семен Степанович Гулак-Артемовский, оперный певец, композитор, драматический артист, драматург, автор первой украинской оперы.

В 1846 году при Капелле были открыты регентские классы для подготовки руководителей церковных хоров. С 1858 года в Капелле окончательно утвердилась работа оркестровых классов.

Это принесло огромные практические результаты: малолетние певчие получали возможность продлить свою жизнь в музыке. В возрасте, когда происходит ломка голоса, мальчики отчислялись из хора и переводились, в зависимости от природных способностей, в инструментальные или регентские классы. Некоторые певчие одновременно посещали и те, и другие классы.

Свою лепту в совершенствование исполнительского мастерства хора внесли выдающиеся русские музыканты Гавриил Якимович Ломакин и Степан Александрович Смирнов.

Большим вкладом в музыкальное просвещение России была 32-летняя деятельность организованного Львовым в 1850 г. Концертного общества при Придворной капелле. Главным администратором общества состоял Дмитрий Стасов. Местом деятельности общества был концертный зал Капеллы, а исполнителями - её хор, состоявший из 70 певчих, и оркестр Императорской оперы. Солистами были виднейшие вокалисты и инструменталисты. Хор Капеллы, выступавший в каждом концерте общества, расценивался Владимиром Стасовым как «замечательная редкость нашего отечества, не имеющая себе подобных в Европе».

В 1861 году должность управляющего Придворной певческой капеллой занял Николай Иванович Бахметев, генерал-майор, известный композитор и музыкант, большой знаток традиций русского церковного пения.

16 июля 1882 года по инициативе Александра III были утверждены временное положение и штат первого русского симфонического оркестра - Придворного музыкантского хора. Этим актом завершилось создание одного из крупнейших мировых музыкальных центров. Придворная певческая капелла теперь имела в своем составе большой хор, музыкальную школу, инструментальные классы, школу театральных искусств (Шляхетский корпус), регентские классы и, наконец, первый в России симфонический оркестр.

В 1883 году управляющим Придворной певческой капеллой был назначен Милий Алексеевич Балакирев, а его помощником утверждён Николай Андреевич Римский-Корсаков. Последний вел оркестровый класс в музыкальной школе и поставил это дело настолько хорошо, что постепенно выпускники школы стали ведущими музыкантами оркестра. Совместная работа Балакирева и Римского-Корсакова в течение 10 лет - целая эпоха в развитии исполнительской, учебной и воспитательной работы в Капелле.

С 1884 года обучение в школе Капеллы стало происходить по программам консерватории с выдачей выпускникам удостоверения свободного художника, подтверждавшего высшее музыкальное образование.

При Балакиреве была осуществлена капитальная перестройка всех зданий Капеллы по проекту Леонтия Николаевича Бенуа.

К концу XIX века Императорская придворная певческая капелла сложилась как уникальный, не имевший аналогов в мире, творчески-исполнительский и учебно-образовательный музыкальный центр, где процесс обучения и воспитания молодых музыкантов органично сочетался с концертно-исполнительской деятельностью. Именно здесь рождались наилучшие в России кадры по всем музыкальным специальностям.

XX век стал тяжелейшим испытанием для России и русской культуры. После Октябрьской революции 1917 года структура Капеллы подверглась разрушению: были аннулированы регентские классы и шляхетский корпус, где мальчиков, «спавших с голоса», обучали театральному мастерству. Впоследствии из структуры Капеллы был выведен симфонический оркестр, ставший основой первой советской филармонии, а затем и школа (Хоровое училище).

Бывшие Придворные хор и оркестр продолжили активную концертную деятельность. Большая часть концертов давалась на рабочих, студенческих и воинских клубных площадках, а также в собственном зале. В репертуар входили произведения Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Лядова, Рахманинова, народные и революционные песни.

В 1918 году Капелла была переименована в Петроградскую народную хоровую академию. В 1921 г. на базе Придворных хора и оркестра основана Петроградская государственная филармония. Бывший Придворный оркестр ныне известен как Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

До 1920 г. хор состоял из 30-35 мужчин и 40-50 мальчиков - воспитанников хоровой школы. Весной 1920 г. хор реорганизуется: в него впервые включается группа из 20 женских голосов.

В 1922 году хор был выделен в самостоятельную организацию и весь учебно-производственный комплекс, состоящий из хора, хорового техникума и хоровой школы, и переименован в Государственную капеллу. В октябре 1922 года она переименовывается в Академическую капеллу.

В 1923 году в хоровую школу при Капелле впервые были приняты девочки. С 1925 года хор Капеллы состоял из 30 мужчин, 28 женщин, 40 мальчиков и 30 девочек.

В 1928 году в Капелле был установлен орган фирмы E.F.Walcker, ранее находившийся в Голландской Реформаторской церкви на Невском проспекте.

Наивысшие творческие достижения Капеллы первой половины XX века во многом связаны с именами Палладия Андреевича Богданова и Михаила Георгиевича Климова.

Палладий Богданов - выдающийся музыкант и педагог, ученик Балакирева, композитор, народный артист РСФСР. Короткое время Палладий Андреевич был старшим учителем пения (главным дирижёром) Придворной певческой капеллы. В начале Великой Отечественной войны хоровая школа, возглавляемая Богдановым, была эвакуирована в Кировскую область. При возвращении из эвакуации в 1943 году школа задержалась в Москве, и на её основе Александром Свешниковым было создано Московское хоровое училище. В 1944-1945 гг. в кратчайшие сроки Палладий Богданов восстанавливает деятельность школы в стенах Ленинградской капеллы. Долгие годы он руководил Хором мальчиков училища, воспитав блестящую плеяду музыкантов.

Михаил Климов - выдающийся дирижёр и педагог, внесший колоссальный вклад в совершенствование первого русского хора, его сохранение, развитие в новых условиях и приведение его к вершинам исполнительского искусства. С каждым годом Климов пополнял репертуар Капеллы фундаментальными произведениями мировой классики, формировал новые хоровые программы. В концертах регулярно исполнялись крупные кантатно-ораториальные произведения русской и западноевропейской музыки.

В 1928 году Капелла под руководством Климова выезжает в большую гастрольную поездку по странам Западной Европы: Латвии, Германии, Швейцарии, Италии. Гастроли прошли с исключительным успехом. Впоследствии известный дирижер Димитриос Митропулос назвал климовскую Капеллу «восьмым чудом света».

После кончины Климова в 1937 г., в предвоенный период короткое время Капеллой руководили Николай Данилин и Александр Свешников - выдающийся специалист хорового дела и талантливый организатор.

Великая Отечественная война изменила характер деятельности Капеллы. Часть артистов хора ушла на фронт. Остальной состав Капеллы и её хоровая школа в 1941 году была эвакуирована в Кировскую область.

Главным дирижёром в это тяжелейшее время была Елизавета Петровна Кудрявцева, выдающийся педагог, первая женщина-дирижёр профессионального хора в России. Перестроив репертуар, Капелла в составе 50-60 артистов выступала с концертами в воинских частях, госпиталях, на фабриках и заводах, в концертных залах многих городов. С сентября 1941 по июль 1943 года Капелла дала 545 концертов.

Осенью 1943 года художественным руководителем Капеллы был назначен Георгий Александрович Дмитревский, выдающийся мастер, один из крупнейших советских хормейстеров. Он внёс огромный вклад в развитие исполнительской и учебно-воспитательной деятельности Капеллы. С его именем связано блестящее возрождение Капеллы в послевоенные годы.

В ноябре 1944 года Капелла возвратилась в Ленинград. Состав хора с 60 человек увеличился вдвое. К концу 1945 года деятельность Капеллы возобновилась почти в довоенном объеме.

В период с 1946 по 1953 годы Капеллой были впервые исполнены и возобновлены «Иоанн Дамаскин» Танеева, Месса си минор Баха, Реквием Верди, «Времена года» Гайдна, «Из Гомера» Римского-Корсакова, Реквием Моцарта, хоры из опер Вагнера и многие другие произведения. Состоялись премьеры ряда крупных сочинений советских композиторов.

В 1954 г. в связи со 150-летием со дня рождения М.И. Глинки Академической капелле и Хоровому училищу при ней было присвоено имя Михаила Иванович Глинки.

В течение двух десятилетий Капелла переживала серьёзный творческий кризис. Частая смена руководителей, дирижёров, хормейстеров, нестабильность певческого состава, отсутствие творческого единства внутри коллектива неблагоприятно сказывались на звучании хора. Затормозилась работа над новыми произведениями.

В 1974 году Капеллу возглавил её воспитанник Владислав Чернушенко. Наделённый огромным талантом, блестящими профессиональными знаниями и организационной энергией, он сумел вернуть старейший хор России на его исторические позиции. Под его руководством возрождается мировая слава знаменитого русского хора.

С именем Владислава Чернушенко связано и возвращение в концертную жизнь страны громадного пласта русской духовной музыки, долгое время находившейся под запретом. Именно хор Ленинградской капеллы под управлением Чернушенко в 1982 году после 54-летней паузы исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова. Вновь зазвучали духовные произведения Гречанинова, Бортнянского, Чайковского, Архангельского, Чеснокова, Березовского, Веделя.

С приходом Владислава Чернушенко постепенно восстановился характерный для Капеллы широкий диапазон исполняемой музыки; важное место в репертуаре заняли сочинения крупных вокально-инструментальных форм - оратории, кантаты, реквиемы, мессы. Особое внимание Капелла уделяет музыке современных композиторов, а также редко исполняемым сочинениям.

1 ноября 1991 года в структуре Капеллы воссоздан Симфонический оркестр, который завоевал признание и симпатию широких слушательских кругов самых разных стран мира. С коллективом сотрудничают выдающиеся дирижёры и исполнители нашего времени.

Хор и Симфонический оркестр Капеллы много и с большим успехом гастролирует как по России, так и за рубежом. Как и в прежние времена, критика относит Капеллу к числу лучших музыкальных коллективов мира.

В средневековье капеллой называлась часовня при храме (по-итальянски capella – часовня), в которой размещался хор. Позже капеллой стали называть группу музыкантов, служивших придворной знати. В современном понимании капелла –это хоровой коллектив с большим количеством участников. В 1479 году при царском дворе в Москве была образована первая русская капелла – «хор государственных певчих дьяков». В середине XVIII века в его состав, кроме мужских, были включены голоса мальчиков.

В 1703 году «хор государевых певчих» переехал в Санкт-Петербург. Он с успехом выступал на всех дворцовых вечерах, балах, маскарадах, участвовал в богослужениях. В конце XVIII века хор стал именоваться Придворной певческой капеллой. В 1808 году Капелла разместилась в бывшем особняке архитектора Ю.М. Фельтена на набережной реки Мойки.

В тридцатые годы XIX века ее капельмейстером и учителем пения был М.И. Глинка. В 1839 году при Капелле были открыты первые в России инструментальные классы, которые готовили музыкантов. В 1885 году на основе учеников Капеллы Н.А. Римский-Корсаков организовал симфонический оркестр.

После Октябрьской революции Капелла была преобразована в Народную хоровую академию. В 1920 году в ее состав вошли также женские голоса. А спустя два года академия получила название Государственная академическая капелла. В 1954 году капелле было присвоено имя М.И. Глинки.

Также при ней в 1958 году создали хоровое училище. Сегодня петербургская Капелла – это один из лучших в России исполнителей хоровых произведений русских и западноевропейских композиторов XV – XX веков. В разное время ей руководили известные музыкальные деятели: Д.С. Бортнянский, Н.А. Львов, М.А. Балакирев, А.С. Аренский и другие. В 1937 – 1941 годах Капеллу возглавлял А.С. Свешников, ныне В.А. Чернушенко – ректор Государственной консерватории. В состав Капеллы входят смешанный хор и хор мальчиков – учащихся хорового училища.

Здание Капеллы на набережной реки Мойки в конце XIX века было перестроено архитектором Л.Н. Бенуа в формах неоклассицизма. По проекту зодчего на фризе здания золотыми буквами были выложены фамилии деятелей русской музыкальной культуры, такие как Разумовский, Бортнянский, Львов, Глинка и др. В 1927 году из голландской церкви на Невском проспекте, 20 в концертный зал Капеллы был перенесен уникальный орган. В шестидесятые годы XX века инструмент был реконструирован: он получил электрическое управление, а число его труб увеличилось вдвое.

На месте здания Государственной академической капеллы имени М.И. Глинки в 1730 году стоял небольшой деревянный двухэтажный дом, владельцем которого был лекарь Христиан Паульсен родом из Голландии. Строение находилось в удалении от Мойки. За домом в сторону нынешней улицы Большой Конюшенной тянулись аллеи сада и грядки огородов. 15 мая 1773 года Фельтен приобрел у вдовы и сына Паульсена «с деревянным строением двор... мерою земли с лица по Мьи реке 31 сажень с аршином». И на этом участке архитектор Ю. Фельтен к 1777 году построил трехэтажный каменный дом с двумя флигелями.

Пройдя обучение в Петербурге и Германии, молодой архитектор в 1754 году поступил «для упражнения в практической архитектуре» к строившему Зимний дворец прославленному Растрелли. Успехи ученика на избранном поприще были столь велики, что уже в сорок лет он стал «назначенным» Академией художеств за «архитектурный прожект для статуи конной Петра Великого».

Из нового дома Фельтену нетрудно было следить за выполнением своих проектов, ибо совсем близко строился Старый Эрмитаж с легким переходом над Зимней канавкой, а на Марсовом поле переделывался Ломбард, позднее перестроенный Стасовым под Павловские казармы.

С 1776 года Фельтен сосредоточил свое внимание на постройке здания Академии художеств, в которой он занимал пост директора. И, решив переехать на казенную квартиру, он в 1784 году продал свой особняк на набережной Мойки и переселился на Васильевский остров.

От новых владельцев бывший фельтеновский дом в 1808 был откуплен казной, и в нем разместили придворных певчих, хор которых с 1763 года именовался Императорской придворной певческой капеллой.

История Капеллы восходит к началу XVIII века. В торжествах по случаю взятия Ниеншанца (шведская крепость, стоявшая при впадении в Неву реки Охты) в 1703 году участвовал и хор певчих дьяков, сопровождавший царя Петра в походе. Пел хор и при начале работ по сооружению Петропавловской крепости. В 1713 году «Хор государевых певчих дьяков» был окончательно переведен из Москвы в Санкт-Петербург, ставший к этому времени столицей России. Хор тогда состоял из 60 человек. Петр сам исполнял партии баса. В числе певцов был Алексей Разумовский, с которым позже тайно обвенчалась дочь Петра Елизавета.

Хор состоял исключительно из мужчин, лишь в 1920 году он пополнился женскими голосами.

Внешний вид здания сложился далеко не сразу. В 1830-е годы к бывшему фельтоновскому дому пристроили концертный зал. В 1887-1889 годах академик архитектуры Л. Н. Бенуа капитально перестроил здание Капеллы, и оно приобрело сохранившийся до наших дней вид. По существу, был создан комплекс связанных между собой построек, соединяющих набережную Мойки с Большой Конюшенной улицей. В главном корпусе разместился превосходный по акустике концертный зал, его фланкируют корпуса училища хорового искусства, сзади, вплоть до Большой Конюшенной улицы, 11, расположены жилые корпуса для служащих. Это один из первых образцов рациональной организации внутриквартального пространства.

Минуя ограду с красивой решеткой, мы попадаем в парадный двор, и перед нами раскрывается фасад концертного зала. Оформление его – замковые камни изысканного рисунка, барельефы с изображениями музицирующих младенцев, кованые фонари да семь картушей с фамилиями: Разумовский, Ломакин, Львов, Бортнянский, Глинка, Турчанинов, Потулов.

Михаил Иванович Глинка, имя которого было присвоено Капелле в 1954 году, и Дмитрий Степанович Бортнянский широко известны как композиторы, педагоги, теоретики и пропагандисты русской музыкальной культуры. Они оба работали в Капелле, первый - капельмейстером, второй - директором. Имена же остальных сегодня известны разве что специалистам по истории музыки.

Гавриил Якимович Ломакин (1812 - 1885), выдающийся дирижер и знаток хорового пения, автор популярных романсов, преподавал в Капелле, где своими теоретическими работами внес значительный вклад в систему подготовки хоров.

Петр Иванович Турчанинов (1779 - 1856) и Николай Михайлович Потулов (1810 - 1873) также были поборниками отечественной музыки. Все свое преподавательское, композиторское и теоретическое творчество они посвятили борьбе за возрождение старинного вокального искусства.

Дмитрий Васильевич Разумовский (1818 - 1880) был профессором хорового пения Московской консерватории, воспитал плеяду известных русских музыкантов, например С. И. Танеева, автора крупнейшего в дореволюционное время исследования по истории древнерусского хорового искусства. Большое значение имела и работа Разумовского по расшифровке музыкальных русских рукописей допетровских эпох.

Алексей Федорович Львов (1798 - 1870), заступив после смерти отца, Ф. П. Львова, на пост директора Капеллы, значительно реформировал как систему преподавания, введя инструментальный класс, так и состав хора, в результате чего хор Петербургской певческой капеллы стал одним из лучших в Европе и получил высочайшую оценку Г. Берлиоза. Но не только как реформатор практики хорового пения известен А. Ф. Львов. Он был основателем Петербургского симфонического общества, плодовитым композитором, написавшим ряд опер и оперетт, сочинений для хора и скрипичных концертов и даже русского гимна.

К сожалению, на фасаде Капеллы нет фамилий М. Ф. Полторацкого, А. С. Аренского, Н. И. Бахметьева, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, чья жизнь также была связана с Капеллой.

М. Д. Балакирев и Н. А. Римский-Корсаков, возглавлявшие это учреждение в 1883 - 1894 годах, добились реконструкции устаревшего к тому времени здания Капеллы, ставшего крупным явлением в архитектуре Петербурга последней четверти XIX века.

Статья Петра Трубинова с дополнениями Виталия Филиппова

Участок, на котором располагается комплекс зданий и дворы Капеллы, был приобретен по инициативе Д.С. Бортнянского. Здесь жили и работали такие именитые мастера, как А.Е. Варламов, А.Ф. Львов, М.И. Глинка, Г.Я. Ломакин. Перестройка зданий Капеллы, проведенная Л.Н. Бенуа, вдохнула в эти камни новую жизнь. Архитектурное убранство фасадов, интерьеры, планировка помещений, их техническое оснащение, концертный зал с великолепной акустикой — все это стало полностью соответствовать творческим, художественным и бытовым потребностям хора с многовековым прошлым.

Комплекс зданий Капеллы занимает участок клинообразной формы, начинающийся от реки Мойки и сужающийся к Большой Конюшенной улице. На набережную Мойки выходят два жилых корпуса, проезд между которыми ведет в парадный двор. В глубине двора находится концертный зал Капеллы и пристроенный к нему Царский павильон, которые видны из Зимнего дворца с Дворцовой площади.

Такую форму участок сохранил с самого своего появления, которое можно отнести ко времени между 1714 годом, когда началось освоение левого берега Мойки и 1738, когда участок был зафиксирован на плане Петербурга.

В настоящее время вся территория Капеллы разбита поперечными корпусами на четыре проходных двора. Кроме того, имеются еще два боковых двора внутри выходящих на Мойку жилых флигелей и два световых. Благодаря такому обилию дворов в планировке участка, здания Капеллы удивительным образом вписались в пространственную структуру Петербурга, сложившуюся к концу XIX века. Эти дворы со дня своего появления стали необходимым звеном, соединившим Дворцовую площадь и Большую Конюшенную улицу.

Капелла поселилась в зданиях на Мойке не сразу, а лишь спустя сто с лишним лет после того, как в 1703 году, переехав из Москвы, участвовала в торжественном богослужении на закладке Петербурга. По инициативе директора Капеллы Д.С. Бортнянского 15 октября 1808 года строения на этом участке были выкуплены казной и после необходимого ремонта, выполненного архитектором Л.И. Руска, 1 ноября 1810 года заняты певчими.

Прежде для Придворного хора снималось жилье на Адмиралтейском канале, а спевки проводились в Зимнем дворце. Длительные постоянные переходы по улице, перемежавшиеся с пением, пагубно сказывались на состоянии здоровья певчих, особенно детей. Получив собственное здание, Капелла избавлялась от необходимости проводить репетиции в другом месте. Вскоре после смерти Бортнянского появился широкий проезд с Дворцовой площади к набережной Мойки. В 1834 был построен деревянный, а в 1840 каменный Певческий мост перед зданием Капеллы через Мойку. Таким образом, «Певческие корпуса» оказались включены в ансамбль Дворцовой площади, и установилась кратчайшая прямая дорога к Зимнему дворцу.

Здания, в которые въехала Капелла, построил для себя один из предыдущих владельцев участка, архитектор Ю. М.Фельтен, в 1773-1777 годах. Фельтеновские флигели, выходившие на Мойку, были двухэтажными, в каждом из флигелей имелся арочный проезд во внутренние дворы, а между корпусами — проезд в главный двор. Внутренняя планировка корпусов сохранилась без значительных изменений до сих пор и легла в основу работы Бенуа по перестройке всего комплекса. Центральный дом с крупным выступом, стоявший в глубине участка, был трехэтажным. За центральным домом простирался сад, ограниченный со стороны Большой Конюшенной улицы трехэтажной постройкой.

Здание, в котором оказалась Капелла, изначально имело другое функциональное назначение. Построенное, как усадьба, теперь оно использовалось для проживания и работы большого концертно-учебного заведения. На плане Петербурга 1828 года постройки на участке обозначены, как Певческие корпуса. Однако новый директор Капеллы Ф.П. Львов в своей записке в Министерство Императорского двора засвидетельствовал, что «там даже не было подходящего места для пения». Жилых и подсобных площадей не хватало.

В 1828 году архитектору Шарлеманю были заказаны два проекта перестройки зданий Капеллы, один из которых был высочайше утвержден. Проект Шарлеманя подразумевал полное изменение застройки усадьбы, хотя и оставлял флигели по набережной Мойки. К этим флигелям планировалось пристроить длинные корпуса вдоль межевых границ участка. В результате образовался бы сквозной проезд с набережной Мойки на Конюшенную улицу. Концертный зал проектом не предусматривался. Однако перестройку отменили.

В 1830 году директор Ф.П. Львов представил новое прошение о пристройке зала для пения. Это прошение было удовлетворено, и в феврале того же года Шарлемань добавил трехэтажную пристройку к главному корпусу, во втором и третьем этажах которой разместил зал. Именно в этом зале занимались с певчими Глинка и Ломакин, и именно здесь проходили первые репетиции Н.А. Римского-Корсакова с его детищем — оркестром инструментальных классов Капеллы. Стены этого зала сохранились до сих пор, и часть его объема ныне занимает рекреационный зал, в котором собираются артисты перед выходом на сцену.

Певчим все так же не хватало квартир, и в 1834 году Львову удалось исхлопотать надстройку жилых корпусов на набережной Мойки. Ее осуществил архитектор П.Л. Виллерс. Одновременно он закрыл арочные проезды, которые вели с улицы во внутренние боковые дворы этих корпусов, и устроил вместо них две новые квартиры. В боковые дворы отныне можно было попасть только через проезды из главного двора. В том же году Виллерс переделал парадные ворота Капеллы, выполнив новый рисунок решетки, сохранившийся до сих пор. Во время перестройки 1886-1888 гг. Бенуа переделал ограду со стороны Мойки, заново изготовив решетку ворот с сохранением старого рисунка.

В течение XIX века надстройки совершались еще трижды, в результате почти все здания комплекса стали трехэтажными. Несмотря на все перестройки, к концу XIX века помещений катастрофически не хватало. К этому времени Певческая капелла осуществляла не только свою основную функцию — службы при Императорском дворе, но и вела собственную концертную деятельность. В зале, построенном Шарлеманем, была устроена ложа для императрицы. А из зала пробили дополнительные дверные проемы в соседние помещения, чтобы слушатели могли располагаться и там.

Был налажен регулярный образовательный процесс в инструментальных и регентских классах. При Капелле также имелся нотный склад, так как ее директор к тому времени играл единовластную роль цензора на все духовно-музыкальные сочинения, допущенные к исполнению в церкви. Вся эта деятельность велась в обветшавших, маленьких, сырых, неудобно расположенных помещениях.

В 1883 году во главе Капеллы были назначены: начальником — граф С.Д. Шереметев, управляющим — М.А. Балакирев, его помощником по музыкальной части — Н.А. Римский-Корсаков. Им удалось убедить Министерство Императорского двора в необходимости капитальной перестройки здания Капеллы. Разработку проекта поручили гражданскому инженеру Н.В. Султанову. Его проект предполагал надстройку части корпусов до четырех этажей. В результате дворы Капеллы совершенно лишились бы солнечного света. Кроме того, не удовлетворяла предполагаемая наружная отделка фасадов. В конечном счете проект отменили, и в июле 1886 года Александр III одобрил проект Л.Н. Бенуа.

При создании нового ансамбля Капеллы Бенуа использовал наиболее прочные из имевшихся построек: жилые корпуса, выходящие на Мойку, лицевую стену жилого корпуса на Большой Конюшенной улице (надстроив два этажа и возведя здесь дворовую часть здания на новом фундаменте) и часть главного здания, разобрав фельтеновские стены до уровня сводов первого этажа, а трехэтажную пристройку Шарлеманя оставив целиком. Полностью, на новых фундаментах, по проекту Бенуа были выполнены Школьные флигеля, Регентские классы, Царский павильон, Машинное здание и два жилых дворовых флигеля со стороны Конюшенной улицы.

Учебные корпуса Бенуа спроектировал по образцу здания Санкт-Петербургского университета. Проходя через здание, коридор второго этажа оказывается в помещении бывшего концертного зала, построенного Шарлеманем. В этом месте Бенуа оставил рекреационное помещение для отдыха и сбора артистов перед выходом на сцену.

Все здания комплекса композиционно связаны единым рисунком фасада, перетекающим с набережной Мойки в парадный двор.

Бенуа сумел виртуозно замаскировать неправильные формы участка. Таким образом, не видя плана, можно вообразить, будто все дворы имеют симметричную прямоугольную форму. Между тем, во всем комплексе зданий Капеллы нет практически ни одного строго прямоугольного пространства. Даже концертный зал имеет форму раструба, расширяясь от сцены к хорам примерно на метр. Мастерски выполненные круглое и полукруглое фойе концертного зала делают совершенно невидимым искривление границ участка.

Концертный зал Капеллы считается по акустике одним из лучших в Европе. Его пол и потолок сделаны наподобие скрипичной деки. Потолок зала не плоский, а кессончатый, подвешенный к металлической конструкции крыши. В центре сцены Бенуа предполагал устройство органа, но управляющий Капеллой Балакирев, будучи приверженцем православной традиции, воспрепятствовал его установке. Однако Бенуа все предусмотрел для того, чтобы впоследствии орган можно было легко установить. Спустя сорок лет, в 1928 году, это и было сделано: в Капеллу перенесли орган из Голландской церкви.

Другое изменение, внесенное в проект по инициативе Балакирева, касалось квартиры управляющего, занимавшей весь второй этаж в южном корпусе, выходившем на Мойку. Балакирев попросил устроить балкон в угловом окне этой квартиры, что и было сделано там и в такой же квартире напротив. От балкона управляющего протягивалась воображаемая нить к балкону над центральным въездом Зимнего дворца и, таким образом, налаживался визуальный контакт главы Капеллы и императора. С балкона управляющего можно было следить не только за главными воротами Капеллы, но и за жизнью, происходившей на Дворцовой площади. События Кровавого воскресенья разворачивались в 1905 году в непосредственной близости от этого балкона: кавалеристы, стоя с противоположной стороны Певческого моста, перекрыли дорогу к Дворцовой площади шествию рабочих, собравшихся у корпусов Капеллы.

Бенуа проектировал не только здания Капеллы и их внешнюю отделку, но и выполнил эскизы интерьеров и мебели. Помимо упомянутых уже фойе, особой достопримечательностью являются вестибюль со школьной лестницей, комнаты нотной библиотеки и «сборной», гардеробные, расположенные этажом выше. Все они были обнесены деревянными панелями, а под потолком по периметру комнат устроен второй ярус с перилами и узкой лесенкой, ведущей к нему.

3 октября 1894 года, вскоре после завершения работ по перестройке зданий, в концертном зале Капеллы случился пожар. Сгорел только потолок концертного зала, а стены, хоры и вся отделка зала были залиты водой. Боковые жилые флигели нисколько не пострадали. Причина пожара заключалась в неисправности дымохода, проходившего в стене зала. Капелла была вынуждена ликвидировать очаги и печи, находившиеся в квартирах под залом, и заменить в них печное отопление центральным. Через год после пожара, 9 ноября 1895 года состоялось повторное освящение зала, восстановленного в его первоначальном виде.

Печальная судьба постигла построенный Бенуа Царский павильон. В сентябре 1941 года во время фашистской бомбардировки одна из неразорвавшихся бомб расколола павильон надвое. Несколько лет павильон простоял с трещиной, а затем был разрушен. Фотография, датированная 1943-1944 годами, демонстрирует на месте павильона гору битого кирпича с одиноко стоящей входной дверью.

Примерно в то же время, когда расчистили руины Царского павильона и на его месте разбили газон, рельеф фасада концертного зала был сглажен еще одной переделкой. Левый арочный проезд, откуда осуществлялся прежде вход слушателей в фойе и на лестницу к партеру концертного зала, закрыли с двух сторон и устроили в образовавшемся помещении гардероб, а окна служебных помещений по бокам от бывшего павильона заложили наглухо.

Почти 60 лет Капелла простояла без Царского павильона. В 2000 году в рамках проекта благоустройства пешеходной зоны «Дворы Капеллы» на основе дошедших до нас чертежей, фотографий и данных археологии павильон был воссоздан по проекту архитектора В.Н. Вороновой. После восстановления Царского павильона окна и арочный проезд не открыли, таким образом облик парадного двора восстановлен лишь частично. Часть расхождений связаны и с лестницей Царского павильона.

На протяжении XX века в зданиях Капеллы проходила постоянная перепланировка: спальни превращались в классы, классы в квартиры, квартиры в спальни, и так далее. Но помимо многократных перепланировок зданий в советское время с Капеллой происходили и некоторые более существенные изменения.

После революции Придворная капелла стала Государственной. На ее сцену стал выходить не только хор Капеллы, но и другие коллективы. Чтобы эти выступления не мешали занятиям в школе, требовался дополнительный вход в репетиционные помещения и на сцену. Так появился служебный вход, переделанный из окна в бывшую спальню, и дополнительная лестница на второй этаж.

В 1970-е годы к тыльной стороне концертного зала на уровне второго этажа пристроили галерею, позволяющую артистам и администрации попадать в зрительный зал и фойе не через сцену. Галерея также используется для выставок картин и фотографий, как место для отдыха слушателей в антрактах. Одновременно галерея дала два дополнительных помещения для отдыха артистов за кулисами.

Декретом от 11 ноября 1917 года был запрещен детский труд. Это означало, что хор Капеллы больше не может так же интенсивно, как раньше, использовать в своих выступлениях голоса мальчиков. Поэтому в 1920 году детский хор стал существовать отдельно, а во взрослый хор Капеллы вместо мальчиков были набраны женские голоса. Такое резкое увеличение штата потребовало дополнительных квартир, а, кроме того, разграничение учебных и творческих задач снова потребовало перепланировки помещений. Отдельный артистический вход оказался в этом смысле как нельзя более кстати. Под квартиры переделали бывший регентский корпус. Для того, чтобы обособить жилые помещения от концертных, вместо светового двора в этом корпусе была устроена отдельная лестничная клетка.

В 1955 году Хоровое училище официально отделилось от Капеллы, став самостоятельной организацией, хотя и продолжало размещаться в одном с ней здании и участвовать в совместных концертах. Вместо одной из бывших спален на третьем этаже устроили спевочный зал для Хорового училища, так что мальчики уже не должны был делить репетиционные помещения со взрослой Капеллой. В начале 1970-х годов обособление достигло своего пика и «академический» коридор второго этажа был перегорожен стеной, разделившей «малых» и «больших» певчих.

В 1986 году Хоровое училище и вовсе переехало в другое здание. Поводом для переезда послужили начавшие осыпаться в классах потолки. Капитальный ремонт школьных корпусов не проводился, но эти корпуса успешно используются и до сих пор. После переезда Хорового училища его помещения были немедленно заняты посторонними организациям.

После реставрации в октябре 2005 года открылся концертный зал Капеллы. Хотя реставраторы предприняли попытки вернуть его первоначальный облик (например, восстановив позолоту и колёр штукатурки), тем не менее, сравнение с архивными материалами выявляет ряд неточностей. В частности, фотографии до 1956 года показывают живописные панно в центральной части торцовой стены над сценой. Панно были выполнены на холсте художником-декоратором императорских театров А. Лево и изображали балюстрады и вазы с цветами на фоне окрашенной под мрамор штукатурки. За счет зрительного зала увеличена глубина сцены. Не восстановленным остался изящный дирижерский подиум.

Бюсты Д.С. Бортнянского и А.Ф. Львова работы А.Л. Обера, стоявшие на специальных постаментах, в первые годы советской власти были заменены на бюсты Маркса и Ленина, а в 1970-е гг. их место заняли дополнительные настенные светильники, постаменты же с того времени пустовали. По инициативе художественного руководителя Капеллы В.А. Чернушенко и на его личные средства бюсты были заново воссозданы скульптором Б.А. Петровым и 3 февраля 2012 г. заняли свое место на сцене.

Помимо восстановительных работ начало XXI века ознаменовалось для Капеллы еще и строительством на соседнем с южной стороны участке новой гостиницы. Высокое здание, построенное из тяжелых бетонных конструкций, дало осадку в грунте, в результате чего на стенах Капеллы появились трещины. К счастью, при помощи металлических связей треснувшие стены удалось стянуть.

Многие бывшие площади Императорской Капеллы ныне используются посторонними людьми и организациями. Теперь там расположено элитное жилье, рестораны, галереи и пр. Несколько флигелей и занимаемые ими земельные участки были переданы частному инвестору. Остается лишь надеяться, что Капелле удастся в будущем собрать по крупицам наследие, которое оставил для потомков Леонтий Николаевич Бенуа.

Петр Трубинов

История Придворной Певческой Капеллы и ее роль в музыкальном образовании России

Абашкина Ирина Игоревна, учитель музыки, лицей №623 им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург

С приходом к власти Петра Iи основанием им новой столицы российского государства Санкт-Петербурга в 1703 году центр музыкального образования переносится из Москвы на берега Невы. В 1713 году Петром был организован Придворный хор, в состав которого входили Государевы певчие дьяки. Хор Государевых певчих дьяков был личным хором русских царей, он участвовал в различных дворцовых церемониях и находился в Москве в резиденции русских государей. Петр переименовывает хор в Придворных певчих и переводит его в новую столицу. Будучи большим любителем церковного пения, он уделяет серьезное внимание своей капелле. Как пишет Локшин: «Многие певцы хора, обратившие на себя внимание качеством своих голосов, выходили в «знатные люди».

После смерти Петра значение Придворного хора возрастало, и 21 сентября 1738 года императрица Анна Иоанновна издала указ об организации в городе Глухове школы для подготовки певчих для Придворного хора. Вот как характеризовал значение школы генерал-аншеф Яков Кейт в своем донесении: «набирать со всей Малой России из церковников, также из казачьих и мещанских детей и прочих и содержать всегда в той школе до 20 человек, выбирая, чтобы самые лучшие голоса были, и велеть их регенту обучить киевскому и партесному пению, и которые пению обучены будут, из тех по вся году лучших присылать ко двору Е.И.В. человек по 10, на то место паки вновь набирать».

Такая же школа по указу Анны Иоанновны 1740 года была организована в Санкт-Петербурге. Указ гласит следующее: «повелеваем отныне впредь для придворной капеллы содержать при дворе нашем из малолетних малороссийского народа людей обученных нотного пения до двадцати человек, которых в удовольствие придворной копеллии на разных приличных той копеллии инструментах обучать».

К моменту восшествия на престол Екатерины IIхор Придворной Певческой капеллы насчитывал около 100 человек - 48 взрослых и 52 мальчика. Будучи поклонницей итальянского музыкального стиля императрица поручает надзор за капеллой итальянскому капельмейстеру Бальдазаре Галуппи, а директором капеллы в 1763 году становится Марк Федорович Полторацкий, заведующий школой в городе Глухове. В этот период капелла достигает высокого певческого мастерства. Однако, своими наивысшими достижениями она обязана деятельности замечательного русского музыканта, композитора и педагога Д.С. Бортнянского - выпускника глуховской школы. После обучения в Италии Бортнянский возвращается в Россию, и в 1769 назначается управляющим капеллой. Получив должность руководителя капеллы, Бортнянский проводит ряд прогрессивных мер, которые повышает профессиональные качества хора. В частности, он добивается отмены участия хора в оперных спектаклях, а также заботится о повышении материального уровня певцов. Известно большое количество отзывов современников Бортнянского, характеризующих его как замечательного педагога. Так, известный русский композитор Варламов - ученик Бортнянского пишет о нем следующее: «Семидесятилетний старичок возьмет фальцетом, и так нежно, с такою душою, что остановишься от удивления». А С.В. Смоленский характеризует хор капеллы под управлением Бортнянского следующим образом: «Хор…был приучен петь звучно, с тщательными оттенками и с отличным произношением слов. Крик и вычурные эффекты были совершенно изгнаны из исполнения капеллы, ставшей оттого петь умно и просто… Капелла стала руководительницей русского пения».

Помимо руководства хором Придворной Певческой капеллы Бортнянский работал и с другими хоровыми коллективами. В этой связи известны хор Сухопутного кадетского корпуса, Смольного института, хор графа А.К.Разумовского.

После смерти Д.С.Бортнянского в 1825году директором Придворной Певческой Капеллы становится Ф.П.Львов, который во многом продолжил традиции обучения певчих, заложенные Бортнянским. О том, что в это время мастерство певчих оставалось на достаточно высоком уровне, свидетельствуют донесения капитана 2-го ранга прусского гвардейского полка Эйнбека, хорошо знавшего хоровое дело, направленного прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III. Прусский король был восхищен звучанием хора капеллы и хотел по ее образцу создать хор берлинского протестантского собора (Dom-Chor). В своих донесениях Эйнбек пишет о том, что малолетние певчие получают достаточно серьезное образование. Они обучаются не только музыке, но и проходили общеобразовательные предметы, что позволяло им в случае потери голоса перейти на гражданскую службу или на военную в чине офицера.

Однако со временем, этот уровень значительно снижается. Вот, что пишет Ф.П.Львов в своем письме Николаю I: «Нет достаточных средств к приличному обучению малолетних певчих. Дети обучаются только пению, не получая никакого образования».

В 1836 году на должность директора капеллы назначается А.Ф.Львов. А в 1837 году руководителем хора капеллы становится М.И.Глинка. Несмотря на достаточно непродолжительный срок деятельности на этом посту Глинка старается изменить к лучшему существующую систему обучения. В своих записках он пишет следующее: «Я взялся учить их музыке, т.е. чтению нот, и исправить интонацию, по-русски - выверить голоса…Когда в первый раз явился я для преподавания с мелом в руке, мало нашлось охотников; большая часть больших певчих стояла поодаль с видом недоверчивым, и даже некоторые из них усмехались. Я, не обращая на то внимания, принялся за дело так усердно и скажу, даже ловко, что после нескольких уроков все почти большие певчие, даже и такие, у которых были частные и казенные уроки, приходили ко мне на лекции». В 1838 году Глинка отправляется на Украину для набора детей в хор капеллы. Также в период его деятельности на должности руководителя хора в капелле были организованы инструментальные классы. Однако обстановка, сложившаяся к этому времени в капелле не позволила Глинке максимально проявить свои педагогические идеи, что и стало причиной его ухода из этого заведения в 1838 году.

На смену Львову в 1861 году на должность директора Придворной Певческой Капеллы приходит Бахметев, его деятельность не имела какого-либо серьезного значения для развития этого заведения. Наоборот, при Бахметеве в капелле были закрыты инструментальные классы. В этот период капелла постепенно теряет прежний статус передового учебного заведения, так как ее значение ослабевает перед активно возрождающимся Синодальным хором и училищем в Москве. Лишь с приходом на пост директора капеллы в 1883 году графа С.Д. Шереметева, а на должность управляющего капеллой замечательного музыканта М.А.Балакирева эта ситуация несколько изменяется. Важные преобразования в учебном процессе капеллы были связаны также с деятельностью Н.А.Римского-Корсакова, которого Балакирев приглашает помощником управляющего капеллой. Вот как характеризует Римский-Корсаков состояние обучения в капелле на момент своего прихода: «Безграмотных… мальчиков забитых и невоспитанных, кое-как обучаемых скрипке, виолончели или фортепиано, при спадении с голоса большею частью постигала печальная участь…Из них выходили писцы, прислуга, провинциальные певчие, а в лучших случаях невежественные регенты или мелкие чиновники… Весь строй учебного дела как по инструментальному классу, так и по регентской специальности, установленный автором «Боже, царя храни», никуда не годился. Надо было все переделать или, лучше сказать, создать новое». Так, в капелле реформируется инструментальный класс, создается оркестровый класс, а также принимается новая программа обучения регентов. Руководители капеллы наряду со специальными предметами делают акцент на повышение общего уровня учащихся.

Однако, в 1893 году Римский-Корсаков оставляет капеллу, а вслед за ним - в 1895 году из капеллы уходит и М.А.Балакирев. На должность Балакирева заступает композитор А.С.Аренский, который не оставил какого-либо серьезного следа в деятельности этого заведения. В 1901 году в капеллу по личному настоянию императора Николая Iприходит С.В.Смоленский. Но его взгляды на церковное пение, активно развивавшиеся в Синодальном хоре и училище, не встретили поддержки в стенах Придворной Певческой Капеллы. И, как пишет Гарднер: «Его энергия и его воззрения на церковное пение, так ярко выявившиеся в стилистическом направлении московского Синодального хора и Синодального Училища разбились о твердую, установившуюся и ставшую господствующей музыкальную традицию Придворной певческой капеллы с ее равнением церковного пения на общеевропейскую музыку» .

Через два года Смоленский подает в отставку. Однако, несмотря на серьезные изменения в руководстве капеллы, она вплоть до революции остается крупнейшим учебным заведением в России, а также ее хор является одним из лучших. В 1917 году Придворная Певческая Капелла утрачивает свой статус духовного заведения, а в 1922году она переименовывается в Государственную Академическую капеллу имени М.И.Глинки.