Картины турецких. История возникновения оригинального вида искусства

Совершенство природы, таинство мира и торжество красок можно передать с помощью живописи на воде, которую именуют эбру. Организация ЮНЕСКО признала ценность этой удивительной турецкой техники, включив её в список культурного наследия.

Эбру называют танцем ярких красок и неповторимых узоров. И это неслучайно, ведь каждая картина – уникальна, никому не удастся создать её точную копию снова.

История возникновения оригинального вида искусства

Когда точно появилось мраморирование, или эбру, неизвестно. Первая из найденных работ датируется XI столетием. Однако многие искусствоведы убеждены, что картина была создана в период, когда техника уникальной живописи была практически совершенной. Этот факт лишь свидетельствует о том, что эбру появилось значительно раньше.

Никто не может точно определить, где же зародилось искусство. Бытует утверждение, что его родиной является Индия, Бухарское ханство или Персия. История возникновения по-прежнему остается загадкой и окутана некой тайной.

Не вызывает сомнений, что эбру – эта прекрасная живопись, характерные особенности которой плавность, тонкость линий, а также медитативность. Восточное искусство не терпит спешки, а его шедевры создаются с необычайным вдохновением.

Развивалось мраморирование стремительными темпами в Турции, поэтому её и считают родиной эбру.

Техника живописи

Умение рисовать на воде является достаточно непростым занятием. Каждая выполненная работа словно фотография мгновения, в котором незримо присутствует человек, вселенная и вода. Уникальное искусство стало популярным способом самовыражения чувств художника.

Для выполнения рисунка на воде понадобятся следующие компоненты:

  • Экстракт растения гевен, используемый в качестве загустителя.
  • Краски, изготовленные из воды, желчи и натурального пигмента.
  • Кисти, сделанные из волоса конского хвоста.
  • Шило.
  • Специальный гребень, необходимый для заполнения пространства и создания фона.

После добавления загустителя, краски заполняют поверхность воды, но при этом они не растворяются. Каждую секунду меняют свои очертания, переплетаясь в замысловатые узоры. Кажется, что невозможно создать настоящий шедевр с помощью красок и воды. Однако волей талантливых художников бесформенные капли преображаются в неповторимую картину.

Затем к рисунку мастер прикладывает лист бумаги, который впитывает краски с жидкой поверхности, после чего изображение с узором останется на нём. Тем, кто решит попробовать себя в искусстве эбру, рекомендую поискать компоненты в специализированных магазинах для художников.

Эбру сегодня

Не так давно техника мраморирования находилась под угрозой исчезновения. Со временем забыли об этой уникальной технологии и наслаждались только шедеврами прошлого. Однако сегодня искусство снискало популярность. В наши дни занимаются его развитием и популяризуют эбру не только в Турции, но и во всем мире. Все чаще проводятся мастер-классы, открываются школы, а также проходят выставки.

Поистине эбру – это не достояние прошлого, а современное искусство с изящными линиями, в котором отражаются сокровенные чувства и мысли мастера.

Светлана Пономарёва


) прошел в Париже курс обучения портретной живописи, основанный на классическом понимании фигуры, рисунка и анатомии. Но он был художником, картины которого говорят о том, что он был живописцем, предпочитающим пейзаж и натюрморт.

Шекер Ахмет Паша, натюрморт “Айва и гранаты”, 1902

Художник вместо того, чтобы углубляться в детали и отображать реалистичность объектов, предпочитал интерпретировать своё понимание формы и света, экспериментировал на контрастных цветах, использовал для передачи формы резкие переходы светотени, варьировал разными кистями. Объекты ассиметрично располагаясь на холсте, обретали сказочный, романтический и магический отблеск.

Шекер Ахмет Паша “Лесник в лесу”

Хотя автопортрет и был написан согласно канонам французской школы живописи, всё же работа считается выполненной в соответствии с традициями живописцев Османской империи.

Осман Хамди Бей (1842-1910) Девочка с раскосыми глазами, 1882

Осман Хамди Бей, “Девочка с раскосыми глазами”

Намик Исмаил “Медиха Ханым”, 1920

Ибрагим Чаллы “Портрет Фатьмы Джимджоз”, 1933

Авни Лифиж “Портрет великолепной жены Сирель Лифиж”

Шереф Акдик “Портрет отца Кемаль Акдика”

Получив навык каллиграфии от своего отца, знаменитого каллиграфа Камиля Акдика (Kamil Akdik ), в этом деле Шереф (Şeref Akdik ) не просто научился красиво выводить линии, но даже стал мастером. Но призвание и талант привели его в искусство, и он выбрал профессию художника несмотря на то, что быть в то время каллиграфом считалось более престижным. Он создавал крупномасштабные композиции, состоящие из портретных сюжетов, натюрмортов, пейзажей и разных фигур. Темой его картин была жизнь людей Анатолии; в портретах он придерживался академического реалистичного понимания искусства. Однако в его пейзажах разных уголков Анатолии и Стамбула, выполненных техникой акварельной живописи, прослеживался импрессионистский стиль.

Фейхаман Дуран (1886-1970) Портрет супруги Гюзин Дуран, 1921

Фейхеман Дуран “Портрет Гюзин Дуран”, 1921

Портреты Фейхаман Дурана (Feyhaman Duran ) привлекают особенностью – что, имея бросающийся в глаза интерьер, выводят на первый план фигуру модели и делают в картине выразительным лицо.
В картинах раннего периода Фейхаман Дюран уделяет больше внимания деталям: детали одежды, форма волос, аксессуары, выражение лица. В более поздних видно, что он выводит на первый план сущность портрета, используя для этого подробные описательные способы добавленных деталей.

Симпатия в период учёбы между Гюзин Ханым и Фейхаманом Дураном завершилась браком в 1922 году. Картины с образом жены, создаваемые с большой любовью, были символом живописца как портретиста. Фейхаман Дуран в своих портретах задавался целью выразить образ личности и передать состояние внутреннего мира модели. Он говорил: «В портрете есть форма, а есть смысл. Одного из них недостаточно. Сила портрета в этом.»

Если говорить о современной турецкой живописи, то Фейхаман Дуран один из самых сильных мастеров этого направления. Искусство владения кистью, острая чувствительность к добру и злу, чувство цвета, умение с полной силой передавать эмоции человеческого лица можно обозначить его словами: «По-моему, цвет что-то такое же сладкое как конфета. Из глаз светится сладость!»

Нури Ийем (1915-2005) Портрет женщины, 1975

Нури Йем “Портрет женщины”, 1975

Фахрелниса Зейд “Портрет мадам Карон”

Сабри Беркель “Автопортрет”, 1931

Турецкий художник Сабри Беркель (Sabri Berkel ) последователь модернистского направления в живописи, некоторое время увлекался кубизмом, мастер гравюры.

В картинах Сабри Беркеля предметы, даже не проявляя жизни и эмоций на пути к совершенству со всем реализмом противостоят своей природе, а при необходимости превращаются в индивидуальные объекты. Он один из тех художников, в автопортретах которых наблюдается вот эта способность абстрагироваться от реальности и это свойство передает состояние внутреннего мира автора. В этом автопортрете, мы видим в зеркале мужчину с сумасшедшим взглядом. Он запечатлел себя застывшим в одной позе, задержавшим дыхание, сфокусировавшись на одну точку, так, как будто рисунок это всего лишь действие фотографа, который щёлкнул свой кадр и выдал моментальное изображение. Этот автопортрет может напомнить один из автопортретов Ваг Гога. Однако связывать Беркеля с другими художниками не стоит. В этой картине отсутствует эмоциональная составляющая, в ней нет никакого личного сообщения, в ней не передается переживаний, печалей или радостей. По авторской задумке никакие человеческие эмоции не должны перевешивать силу красоты.

Сабри Беркель “Рыбаки”

Хасан Веджихи Берекетоглу (1835-1971) Портрет жены Лейлы Берекетоглу

Хасан Веджихи Берекетоглу

Наджи Калмукоглу “Женский портрет”

Так же в это время он начал подписывать свои картины под псевдонимом Наджи Калмукоглу. Никола сдружился с другими иностранными художниками, волею судьбы оказавшихся в Турции.

Выставка Наджи прошла как фейерверк. Когда он в Анкаре на бульваре им.Ататюрка в бывшей кондитерской Кутлу «Kutlu Pastanesi » выставил 12.02.1942 года 80 своих работ, весь город ахнул. До того времени Анкара такой огромной галереи просто не видела.

Наджи был три раза женат. Все три жены были гречанки. У него один сын от второго брака. Эрол совсем не имеет отношения к искусству. Он переехал жить в Америку.

О смерти Наджи Калмукоглу ходят разные слухи. Он разбился 2 февраля 1951 года, упав с пятого этажа дома на Истекляль Джаддеси, расположенного в центре Стамбула.

Есть несколько версий его нелепой смерти:

  • Наджи убила русская разведка.
  • Его выкинули с балкона члены неизвестной русской мафиозной группировки.
  • Он выбросился сам, увидев кого-то, кого он сильно опасался.
  • Он покончил жизнь самоубийством.
  • Его выкинул человек, который принадлежал к турецкой разведке.
  • Он упал, когда лез через балкон к соседке, с которой он тайно встречался и проникал к ней якобы для того, чтобы рисовать её портрет. Тогда был дождь, и он, говорят, поскользнулся и упал.
  • Настоящую причину смерти так никто и не узнал.

) как одного из главных столпов нашего искусства, выбравшего за образец простую и неприхотливую жизнь, приближает его к импрессионистам». Однако сам Эшреф Юрен говорил примерно то, что «сходство между мной и импрессионистами может быть только в том плане, где есть соответствие и принятие цвета. Однако этого не хватает для того, чтобы стать импрессионистом. Луч света в перспективе неба и солнца меня переносит в другое место, и приближает меня к самому себе.»
Эшреф оставил немного портретов. Он больше находил себя в жанре пейзажа, в основном отдавая своё сердце Анкаре. Он отображал город и его окрестности, закаты, снежные мотивы, бульвары и улицы, парки, сверкающий вид фермы под Анкарой.

Джемал Толлу (1899-1968) – Женщина в черном платье, 1930

Джемал Толлу “Портрет женщины в черном”

Джемаль Толлу () в самом начале пути своего творчества работал больше над выполнением фигуры (1932-33). При выполнении своих картин, Джемал Толлу, анализируя портретные модели, создал свой стиль, основанный на понимании деформации фигуры. Видно, что мастер, который хорошо владеет серой палитрой, задает чёткие контуры и светотень для фигуры.

В 1937 году, работая в качестве ассистента в Академии изобразительного искусства под началом профессора искусств Леопольда Леви, художник больше концентрируется на пейзажах.

Hakkı Anlı ). В 1936 году он экспериментировал с фотографией, чтобы понять природу восприятия объектов. Он наполнил свои картины мистизмом, образы его произведений были окутаны таинственностью. Как бы он ни выступал против кубистов, в 1940 примкнул к группе направления кубизма, после чего стал всё больше погружаться в этот жанр, балансируя где-то на грани орфизма.

Фикрет Отьям (1926 -2015) Портрет женщины, 2014

Фикрет Отьям Портрет, 2014

Фикрет Отьям (Fikret Otyam ) один из самых разносторонних людей своего времени. Он работал журналистом, увлекался фотографией, издал несколько книг. Его картины, фотографии и книги - это душевные рассказы о людях юго-восточной Анатолии.

Фикрет Отьям

Из воспоминаний Фикрет Отьяма:
«Моё детство прошло в Анатолии. Поэтому я очень хорошо знаю, кто такие сельские жители. Кстати, когда я поступил в Академию, то и начал рисовать сельских женщин. Даже однажды Халикарнас Балыкчи (Halikarnas Balıkçı известный турецкий писатель), увидев на картинах женщин, воскликнул: “Это что?!!! Как черти!” Конечно, Балычки из Бодрума. Он не знает Малой Азии. «Наши женщины из Анатолии надевают шаровары, скроенные из 8 метров ткани. Вы не можете их знать»,- сказал я. После этого мы подружились. В первой картине я специально акцентировал внимание на глаза. Глаза восточных женщин красивы как глаза маленьких детёнышей ишаков, как глаза прекрасной антилопы. Я их знаю достаточно хорошо, поэтому, друг, не могу сделать другими.»

Первое турецкое княжество образовалось после вторжения монголов на земли Румского султаната, возглавляемого династией Сель-джукидов. Укрепившееся со временем новообразованное турецкое княжество вело множество завоевательных войн, в результате которых подчинило себе огромные территории в Малой Азии, Передней Азии, странах Северной Африки и Балканского полуострова, превратившись тем самым в могущественное государство, известное в истории как Османская империя.

Турецкая культура и искусство сложились на основе культурных традиций множества различных восточных стран, к которым относятся арабские страны, Закавказье, Византия и тех традиций, что достались им в наследство от сельджуков. Переняв традиции и опыт хеттов, арабов, греков и римлян, турки смогли развить свой собственный удивительный ни на что не похожий стиль. Основная часть турецкого населения являются мусульманами, хотя на территории государства ислам появился сравнительно поздно, но смог внести свою весомую лепту в формирование искусства этой страны.

Архитектура Турции

Архитектура Турции разнообразна. Строительство на территории страны велось в основном из камня. Рабочие создавали четкие линии на основе массивных блоков каменной кладки. Среди архитектурных сооружений в Турции можно встретить мечети, медресе, цитадели, дворцы, бани, крытые рынки и караван-сараи. Все строения щедро украшены ажурной орнаментальной резьбой, цветной керамической облицовкой и художественными изразцами, для сюжета которых чаще всего использовали растительные мотивы, геометрические фигуры и каллиграфические надписи. Снаружи турецкие здания украшены рельефным рисунком, вырезанным на поверхности камня. При этом мастера искусно использовали игру света и тени, придавая узору объемность и глубину. Вход в помещение и арки обрамляли пальметтами и розетками из растительных композиций образующих своеобразный фриз.

Мечети в Турции строили различных видов. Те, что являются наследием сельджукского монументального зодчества, представляют собой объемное единое пространство с большим куполом и высоким входным порталом. Нередко эти здания имеют треугольный парус, являющийся своеобразной интерпретацией купола, а также их украшают тонкие устремленные вверх минареты, придающие массивной конструкции некоторую легкость. Период османской архитектуры характеризуется использованием традиций византийского искусства. Купол, покрывающий большой молитвенный зал размещали на массивных столбах. Дворы окружали галереями с многочисленными арками, которые подпирают изящные колонны из белого или розового мрамора со сталактитовыми капителями. Сверху галереи покрыты небольшими куполами.

Мусульманские мечети отличаются от тех, что были возведены согласно византийским традициям. Они имеют более крутой профиль купола, плавный силуэт и изящные линии. Здания обычно строились в несколько ярусов, сужающихся кверху и плавно переходящих в купол, опирающийся на большие конхи. Внутреннее помещение мечети хорошо освещено за счет множества окон, сделанных на каждом ярусе. Стены его украшены цветным узором витражей и мраморными инкрустированными панелями.

Двери мечетей покрыты красивым резным узором, состоящим из нескольких симметрично расположенных полос, образующих ленты с геометрическим орнаментом, растительным узором и пятиконечными звездами. Дворцы в Турции имеют парковую планировку с множеством павильонов, расположенных среди садов. Фонтаны, расположенные в павильонах крытых куполом украшены резьбой по мрамору. Внутри помещений все стены сплошным ковром покрыты узором из стеблей растений и ярких цветков тюльпанов и гвоздик.

Скульптура Турции

Скульптурные фигуры в Турции сохранились со времен сельджукского господства. Ими украшены монументальные постройки. В основном это высокие рельефные изображения фигур, сильно выделяющиеся на плоскости по сравнению с ровной стеной, которую обязательно оставляли гладкой для того, чтоб подчеркнуть скульптурный характер рисунка. Скульптурные изваяния также располагали на углах и фронтонах ниш.

Живопись Турции

Об искусстве древней турецкой живописи можно судить по немногочисленным рукописям, украшенным миниатюрами, которые создавались под воздействием иранской и азербайджанской художественной школы. Позже когда окончательно сформировался особый стиль турецкой миниатюры, ее использовали при дворе для возвеличивания султана. Гамма цветов, которые применяли турецкие художники в своей работе, немного грубовата, и построена на резких контрастах. Фигуры у них получались угловатыми и жесткими, в картинах не было романтичности и лиричности. Но в целом их произведения отличались гармонией и красочностью образа. Современная турецкая живопись развивается под влияние европейской художественной школы.

Декоративно-прикладное искусство Турции

Прикладное искусство Турции представлено разнообразными керамическими изделиями, как бытового, так и облицовочного характера. Для их росписи используют разнообразные стилизованные растительные мотивы, а также иногда фигуры людей и животных. Нередко на них можно было встретить изображение лодки с парусом, букеты цветов, состоящие из тюльпанов, гиацинтов, гвоздик, ирисов и виноградной лозы. Роспись делают с использованием красно-коричневой, зеленой и голубой краски. К тому же турки делают прекрасные шелковые и парчовые ткани, покрытые красочным орнаментальным узором с растительным и геометрическим рисунком. Традиционными считаются турецкие красные ткани с серебряным или золотым узором. У турков развито ковроделие, ставшее для них народным ремеслом. Турецкие ковры и коврики для молитвы имеют сдержанный колорит и выразительную композицию. Также в Турции производят изделия из фаянса, деревянные резные предметы, изделия из металла – посуду и оружие.

Литература Турции

Древняя турецкая литература представлена произведениями, написанными во времена правления сельджуков, когда религиозные и научные труды писали на арабском языке, а придворные поэты писали свои стихи на персидском языке. С того времени до наших дней дошли произведения народного творчества – мифы, легенды, сказки, пословицы, частушки, песни, поговорки, загадки, анекдоты и исторические сказания. Все турецкие литературные произведения тогда были написаны в стихах, к примеру, это были рыцарские романы и произведения, восхваляющие правителя. Когда начался упадок Османской империи, поэты стали создавать сатирические произведения, повествующие о порочной жизни и пьянстве, взятничестве и казнокрадстве царивших в то время при дворе. Прозу в то время использовали лишь для написания книг по медицине, религии и истории. Авторы, писавшие прозу в Турции, появились гораздо позже. Они начали создавать произведения различных жанров не характерных для более ранней турецкой литературы, таких как новелла, приключенческий и социальный роман, а также патриотическая пьеса. В своих работах писатели значительно упростили турецкий литературный язык и приблизили его к народному.


Многие европейцы запоем рисовали Восток. Но их Восток - это обнажённые женщины в гаремах и банях. У итальянца Фаусто Дзонаро совсем другое видение темы. Это базар, чадры, городские улицы и лица людей. Дзонаро жил в Турции и рисовал для последнего её султана.

Мальчик, который хотел стать художником

Фаусто родился в семье каменщиков. Поколение за поколением его предки работали на стройках, и своему сыну Дзонаро-старший собирался обеспечить такую же карьеру. Но мальчик больше всего на свете хотел рисовать. И… никакого скандала. Нежно любивший его отец согласился. Фаусто стал ходить на учёбу каждый день в училище, расположенное в соседнем городке - за 12 километров. Чтобы обучение было не так разорительно для семьи, ходил он пешком, повесив ботинки на шею - чтобы не стирались. Так что отцу приходилось тратиться только на краски и бумагу.




Мальчик оказался одарён. Стало ясно, что живопись - его призвание. После училища он поступил в Академию изящных искусств в Вероне. Ему помогла меценатка, дворянка Стефания Омбони, поддержавшая немало юных дарований из глубинки. Курс, на котором учился Фаусто, можно назвать золотым - многие из студентов стали потом знаменитыми художниками.

Художник Дзонаро: один из сотен

Образование получают, чтобы потом работать. Вакансии великого или выдающегося художника в газетах не было, и Дзонаро открыл собственную школу рисования, уехав из Вероны в Венецию. Сам он много писал, стараясь найти свой собственный стиль на стыке гладкого линиями итальянского реализма и «неряшливого» французского импрессионизма.





Рисовал всё, что видел. Жанровые сценки с улиц, из мастерских и лавочек; детей, девушек, юношей, мужчин, женщин, стариков; дома, стены, каналы, мостовые. Такие картины разлетались у туристов, как горячие пирожки, и все венецианские художники писали их чуть ли не конвейерным методом. Дзонаро был классом выше большинства коллег, много выставлялся на родине и за границей, получал одобрительные отзывы критиков, но туристы всё равно не отличили бы его полотна от десятков других выставленных на продажу картин со всё теми же мальчишками, цветочницами, лавочниками и праздными барышнями.




В своей школе он познакомился с девушкой по имени Элизабетта Панте. Молодые люди влюбились, женились и съездили в Париж - именно там Фаусто с творчеством импрессионистов и познакомился. Художницы из Элизы не вышло, зато она стала неплохим фотографом.




Дзонаро очень поддерживал герцог Паоло Камерини, как скупая его картины, так и делая крупные заказы, например, на несколько пастельных пейзажей для оформления гостиной. Вообще умение Дзонаро писать выразительные пейзажи послужило на руку его потомкам. Он успел сделать несколько картин, изображающих Пендино, один из самых старых и самых неблагополучных районов Неаполя, за несколько лет до того, как его снесли. В общем, всё шло а тому, что в истории Дзонаро останется как один из множества певцов в Италии. Но случай в лице российского посла в Турции всё изменил.


Улицы Стамбула и дворец султана

В 1892 году Фаусто вместе с семьёй переехал в Стамбул, чувствуя, что в Италии закисает. Жене и детям на новом месте понравилось, да и сам художник воспрял. Как всегда, он немедленно влюбился в улицы нового города. Полотно за полотном заполнялись фигурами людей, составляющих жизнь этих улиц. В Турции было не так много европейских художников, так что, когда послу России Нелидову понадобилось заказать картину, он обратился именно к Дзонаро.





Картина должна была стать подарком султану Абдулу Хамиду. На ней, по желанию заказчика, Дзонаро изобразил турецких кавалеристов, проходящих по мосту под восхищённые взгляды горожан. Полотно султану несказанно понравилось, и в 1896 году Дзонаро был приглашён на должность придворного живописца.




Позже, после переворота, о Фаусто будут вспоминать как о художнике последнего султана Турции. Но тогда ничто, казалось, не предвещало султану печальной судьбы, и Дзонаро рисовал Абдула Хамида и его семью, запечатлевая довольные жизнью, цветущие лица. И, конечно, параллельно писал улицы, улицы, улицы - полные бородачей и женщин в платках. Никто столько не сделал, чтобы оставить портрет самой Турции на рубеже веков, сколько этот итальянец. Неудивительно, что турки его до сих пор обожают.