Архитектура османской империи в 16 18 веках. Чудеса архитектуры. Османские мечети. Ранний Османский период

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Политехнический Институт

Кафедра материаловедения и технологий обработки материалов

РЕФЕРАТ

по И стории искусств

тема: «Архитектура Османской империи»

Преподаватель ___________ Ф.М. Носков

Студент ___________ К.Т. Анапияева

С одержание

  • Введение
  • 1. Османская архитектура
  • 2. Ранний Османский период
  • 3. Классический период
  • 4. Сельджукское барокко
  • 5. Поздний период
  • Заключение
  • Список используемых источников

В ведение

Так же, как и у многих народов, населяющих нашу планету, архитектура домов обыкновенных людей не может вызывать настоящий интерес. Чтобы действительно разобраться в архитектурных направлениях и прочувствовать полет мысли архитектора, необходимо обратить внимание на выдающиеся здания этой страны. В Турции это мечети, минареты, султанские дворцы и учебные заведения - медресе. Все эти здания носят на себе яркую печать османской культуры.

Период Османской культуры длился с 14 по 19 века. На османскую архитектуру большое влияние оказала архитектура Византии, а также традиции строительства мамлюкского Египта. Так Собор Святой Софии, построенный во времена Константинополя, стал образцом для подражания и источником вдохновения для турецких зодчих. Для Османской архитектуры характерны величественные своды, купола и арки, а также удивительное разнообразие стилей, которое отразило смешение традиций Средиземноморья и Мусульманского Востока.

1 . Османская архитектура

Это архитектура Османской империи, возникшая в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародившаяся на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под влиянием иранской, византийской архитектуры, а также Мамлюкских традиций, после завоевания Константинополя турками. В течении почти 400 лет византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, служили моделями для многих османских мечетей. До 360 года на месте Айя-Софии стоял храм языческой Артемиды. Император Константин поставил на его месте небольшую церковь в честь Святой Софии. А в VI веке, согласно легенде, императору Юстиниану во сне явился ангел с планом строительства нового грандиозного храма. Строительство самой красивой церкви в Малой Азии длилось 5 лет, и все доходы империи за это время не покрыли стоимости строительства. Храм открыл свои двери для верующих на Рождество в 537 году. Здесь есть колонны, привезенные из древних разрушенных храмов Артемиды в Эфесе и Храма Солнца в Ливане, алтарь из золота, с сапфирами, рубинами, жемчугом, аметистами. В середине XV века войска султана Мехмеда II захватили Константинополь, после чего к храму Святой Софии пристроили минареты и он стал мусульманской мечетью. Золотой полумесяц, сменивший крест, стоял на куполе до 1935 года, когда из собора решено было сделать музей.

Исламская религиозная архитектура, ранее представленная простыми зданиями с обширной декорацией, была преобразована Османами через динамичный архитектурный набор -- возведением сводов, куполов, полукуполов и колонн. Из узких и темных залов со стенами, покрытыми инкрустациями, мечеть была преобразована в здание утонченного изящества, сбалансированное эстетически и технически, с намеком на небесное превосходство. И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи, в проектах современных турецких архитекторов в Европе и, в частности, в России.

Историческая справка:

· В 1071 г. возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии.

· В 1326 г. на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса. В 1362 г. турки, завоевав земли в Европе, перенесли столицу в город Эдирне.

· В 1453 г. турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи.

Еще в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций. Период расцвета Румелийского султаната был временем подъема его культуры. Наиболее яркое проявление сельджукская культура нашла в архитектуре. Султаны, крупные феодалы и сановники, даже купцы для украшения других городов и с целью совершения богоугодных дел строили мечети, медресе (религиозные училища), тюрбе (мавзолеи), ханы (дома для приезжих), караван-сараи на дорогах и пр. Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

На своей родине в Центральной Азии тюрки жили в куполообразных палатках, целесообразных для их среды. Эти палатки позднее приобрели влияние на дальнейшее формирование турецкой архитектуры и декоративных искусств. Когда Сельджуки впервые появились в Иране, они столкнулись с архитектурой на основе старых местных традиций, к которым тюрки оказались восприимчивы. И, что не маловажно, так как проникновение тюрков в Малую Азию происходило через Закавказье, то, как отмечали многие ученые и исследователи, например, И.А.Орбели, для первых сельджукских мечетей прообразом послужили армянские и грузинские церкви.

2. Ранний Османский период

Начиная с создания первых Османских бейликов,1300--1453 года составляют ранний или первый Османский период, когда османское искусство находилось в поиске новых идей. Османы воспринимали существующий строй завоеванных городов, и архитектура не стала в этом вопросе исключением. На отвоёванных у византийцев землях военно-феодальная верхушка османов своей столицей избирает Бурсу. Наиболее важными сооружениями того времени являются мечеть Улу- Джами (1396--1400), Зеленая мечеть (1423), а также мечети в Изнике, столице другого османского бейлика-княжества, и других городах. Священная мечеть Улу-Джами является крупнейшей мечетью в Бурсе, так же она была первой Сельджукской мечетью, которая стала многокупольной. Строительство происходило между 1396--1400 годами по приказу султана Баязида I, архитектор Али Неджар. Особенностью Улу-Джами служат 20 куполов, расположенных по пять в четыре ряда. Существует предание, что их возвели вместо 20 отдельных мечетей, которые пообещал построить султан за победу в битве при Никополе (1396). Над мечетью возвышаются два минарета. Достопримечательностью сооружения является также фонтан, расположенный внутри здания, служивший когда-то для совершения омовения верующими перед молитвой. В расположенном над фонтаном куполе есть большое окно, играющее важную роль в освещении здания. Стены и столбы мечети украшают 192 надписи, представляющие собой выдающийся образец исламской каллиграфии в Турции.

После завоевания земель в Европе, Эдирне стал последней Османской столицей, предшествовавшей Стамбулу, и именно здесь мы можем наблюдать заключительные стадии архитектурного развития, кульминацией которых стало строительство крупных мечетей в Стамбуле. Здания, построенные в Стамбуле в период завоевания города, и строительство стамбульской мечети Баязита II (1501--1506) считаются также произведениями раннего периода. К их числу относят мечеть Фатих (1470), мечеть Махмут Паша (1464), дворец Топкапы (1475--1478). Османы интегрировали мечети в гармоничный архитектурный комплект, добавив в их структуру бесплатные столовые для бедных, богословские школы, больницы, турецкие бани и гробницы.

Мечеть Байязит -- одна из больших мечетей Стамбула, имеет два минарета. Расположена в старой части города на площади Байязит. Рядом с мечетью находятся ворота Гранд базара и главные ворота Стамбульского университета. Эта мечеть, была разрушена и вновь перестроена по приказу Султана Мехмеда Завоевателя,. Считается она самым древним и оригинальным образцом архитектуры османского периода. Религиозный комплекс на площади Байязит к западу от Капалы Чарши, включает в себя мечеть Байязит (Beyazit Camii), имарет (столовая для питания служителей, учащихся, больных и неимущих), медресе, больницу, хамам и караван-сарай. Он построен по заказу сына завоевателя Константинополя султана Байязита II архитектором Йакубшах Бин Султаншах. Мечеть Байязит самая старая из сохранившихся султанских мечетей города, построена в переходном стиле от раннеосманского к классическому, под сильным влиянием архитектуры собора Айя-София. Её главный купол поддерживается двумя полукуполами, опирающимися на колонны из египетского порфира. Вход в мрачноватый внутренний двор, декорированный цветным мрамором и с элегантным фонтаном посередине, через куполообразные ворота в сельджукском стиле, внутри которых обычно располагаются продавцы чёток и парфюмерии. Интересная особенность мечети то, что один минарет удален от другого на расстояние почти 100 м. Другая особенность заключается в том, что мечеть Байязит как и большинство мечетей раннеосманского периода, изначально приспособлена для размещения паломников, купцов и бродячих дервишей. При строительстве комплекса широко использовались колонны из мрамора, гранита, порфира и другие строительные элементы, позаимствованные с древнего византийского форума Феодосия. Имарет и караван-сарай сейчас принадлежат муниципальной библиотеке, а в медресе, расположенном к западу от мечети, разместился музей каллиграфии. С южной стороны мечети несколько мавзолеев, среди которых и мавзолей основателя мечети -- султана Байязита II. Архитектурные особенности мечети Байязит совмещают смешанный стиль оригинальных мечетей Бурсы и мечетей позднего османского периода и являет собой образец переходного периода в турецкой архитектуре.

3. Классический период

В ходе классического периода (1437--1703) , который последовал за переносом столицы в Стамбул, план мечети претерпевает изменения и включает в себя внутренний и внешний дворики. Внутренний двор и мечеть были неразделимы. Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текийе -- помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текие Сулейманийе), Каире, Багдаде и других городах. В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана. Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений. Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520--1566). Именно в этот период главным архитектором классического периода стал Мимар (Архитектор) Кемаль ад-дин Синан (родился в 1492 г. в Кайсери, умер в 1588 г. в Стамбуле).

Великий зодчий Синан начал новую эру в мировой архитектуре. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 (предположительно 334) позиций в различных городах. Это -- мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке или текийе (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д. Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543--1548) и Сулейманийе (1549--1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566--1574) в Эдирне. Мечеть Шах-Заде (1548) стала первым серьезным проектом Синана. Она была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей -- Мехмеда и Мустафы. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры.

Его вторая значительная работа мечеть Сулеймание (1550--1558) и окружающий ее комплекс, построенный для Сулеймана Великолепного. Можно отметить сходство этой мечети с мечетью Айя София, хоть эти два здания и разделяют тысячи лет. Однако различия есть - они внутри. В Айя Софии купол, подсвеченный окнами, кажется прихожанам недостижимо далеким, подобно Господу, удаленному от людей в космогонии византийского христианства. Ну а в мечети Сулеймание купол освещают почти полторы сотни окон, благодаря чему человек, сюда пришедший, попадает в поток света, струящегося от самой вершины купола на землю. Во внутреннем дворе мечети располагает мраморный фонтан для ритуальных омовений. Четыре минарета в углах напоминают о том, что Сулейман - четвертый султан после захвата османами Константинополя, а десять балконов-шерефе на минаретах символизируют, что он - десятый султан с момента основания Османской империи.

Селимийе (1568--1574) в Эдирне был построен в то время, когда Синан находился в расцвете своего таланта как архитектора. Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Она поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели и цветные витражи. В качестве своей базы в классическом периоде использовались элементы Византийской архитектуры соседних балканских стран. Среди наиболее известных работ Синана можно назвать также мечеть Рюстемпаша (1561--1563), мечеть Михриман Султан (1562--1565), мавзолеи Шехзаде, Султана Сулеймана Кануни (Законодателя), Роксоланы и Селима II. Минареты Синана -- это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным -- шюрфэ -- балкончиком в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания. XVI век Османские зодчие поставили образцом для последующих творений. Здания, такие как Голубая мечеть или Ахмедийе (1609--1616) (сейчас первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула) были простой имитацией Синановского стиля. Архитектор мечети -- Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана, который решил превзойти своего учителя. Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, включающего: медресе, больницу, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.

4. Сельджукское барокко

османский архитектура барокко

Во время правления Ахмеда III (1703--1730) и с подачи его великого визиря Ибрагима Паши последовал период мира с Францией, что повлияло на проникновение в Османскую архитектуру стилей барокко и рококо, которые были популярны в Европе в то время. Архитектура барокко -- период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150--200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре, и архитектуре. Произведения архитектуры этого периода -- Мечеть Нуруосмание, медресе Чифтеминаре в Сивасе, медресе Индже Минаре в Конье и т.д., занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот стиль часто называют Сельджукское барокко.

Мечеть Нуруосмание - один из самых ярких образцов османского стиля барокко. Начиная с времени правления султана Ахмеда III, вошедшего в историю под названием «ляле дэврэ» (lв le devre -- период тюльпанов), в архитектуре летних вилл, павильонов и фонтанов сооружаемых в Стамбуле всё чаще стали встречаться элементы нового стиля барокко (barocco -- причудливый), занесенного из Европы. При султане Махмуде I влияние этого стиля уже стало заметно и в архитектуре мечетей, в частности мечети Нуруосмание (1748-1755, арх. Мустафа-ага и Фореман Симеон). Нуруосмание отличается от классических османских мечетей наличием украшений на внешних стенах здания, декорированными верхушками минаретов и большой нишей в центральном нефе с тремя входными дверями. Купол мечети (высота 26 м) установлен на четырех громадных арках с многочисленными окнами. Дизайн, необычного для классической мечети, полукруглого внутреннего двора с колоннами и куполами, но без традиционного фонтана омовений подчёркивает стремление к величию и пышности присущее стилю барокко. Единственный элемент, отражающий старые традиции это широкий резной фриз внутри здания, с прекрасным каллиграфическим изображением первой суры Корана. По традиции мечети надо было бы присвоить имя основателя, но султан Махмуд I умер, не дождавшись окончания строительства. Его преемник, Осман III, присвоил ей вычурное (в стиле барокко) имя Нуруосмание (Nur- Оsmaniye - Священный свет Османа). В комплекс, помимо мечети, входят медресе, фонтан, стоящий прямо у входа в Капалы Чарши, мавзолей матери Османа III -- Валиде Султан Шехсувар и библиотека рукописей на османском, арабском и персидском языках.

Излюбленным сюжетом орнаментации османских стилей были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. В орнаменте использовался куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых изображали вьющиеся растения, цветы или плоды. И, конечно, тюльпан.

Люди несведущие склонны полагать, что родина тюльпанов -- Голландия. Но это ошибочное представление. Прекрасный цветок появился в Азии и с глубокой древности был известен кочевникам. Тюльпан воспевали в стихах (самые ранние письменные упоминания можно найти в произведениях начала XI века), с ним сравнивали красивых девушек. Турки, также не чуждые прекрасного, вскоре начали культивировать тюльпан у себя на родине. Во времена правления Сулеймана Великолепного (1520--1566) турецкие садовники принялись создавать новые декоративные сорта -- за короткий срок их появилось около 300. Любовь турок к тюльпанам расцвела пышным цветом полтора века спустя, во времена правления Ахмеда III (1703? 1730 гг.). И этот период в истории Турции стал «Лале Деври» -- «Эрой тюльпанов». Цветы появились повсюду -- в орнаментах произведений прикладного искусства, в рукописных миниатюрах, в архитектурных декорах и, конечно, в садах. Луковицы редких сортов тюльпанов стоили дороже золота, покупать и продавать их можно было только в столице.

5 . Поздний период

Заключительный период архитектуры в Османской империи начался после XX веке после прихода к власти младотурков (1908--1909 года). Этот период назывался «Национальным архитектурным Ренессансом». В архитектуре этого периода начали применяться современные строительные технологии и материалы, такие как железобетон, железо, сталь, и стекло. Первоначально, этот стиль был призван способствовать патриотизму и исторической идентичности многонациональной Османской империи, но к концу Первой мировой войны, после создания Турецкой Республики, он был принят турецкими националистами для внедрения в сознание турков чувства патриотизма. В этой роли, она продолжается влиять на дальнейшую архитектуру Турции.

В течение XVIII, XIX и начале XX вв. Османская архитектура попадает под влияние европейских стилей. Округлые, волнистые и изогнутые линии преобладают в структурах этого периода, а первые примеры барочной архитектуры появились в XVIII в. в таких зданиях, как Гарем дворца Топкапы, дворец Айналикавак (1603--1617) и мечеть Зейнеп Султан (1769), мечеть Лалели (1760--1763) и т.д. Мимар Тахир является важным архитектор этого периода. Многие здания были построены в XIX веке с эклектичным миксом различных европейских стилей, таких как барокко, рококо и неоклассицизма архитектуры, включая дворец Долмабахче, дворец Бейлербейи, мечеть Долмабахче (1853--1855) и мечеть Ортакёй (1854--1856). Архитекторы из семьи Балян и братья Фоссати были ведущими специалистами того времени. Некоторые мечети были спроектированы даже с Османской аранжировкой Неоготического стиля, как мечеть Пертевнийал Валиде Султан или Аксарай Валиде Султан (1872) и мечети Йылдыз Хамидийе (1884--1886) рядом с дворцом Йылдыз и бульваром Барбарос. В конце XIX -- начале XX вв. Стамбул стал одним из ведущих центров движения «модерн» во главе с архитекторами Александром Vallaury и Раймондо д-Аронко, разработке ряда известных зданий в этом стиле. А в начале XX в турецкие архитекторы Мимар Кямаледдин Бей и Мимар Ведат Бей впервые вводят «турецкий неоклассический» архитектурный стиль, используя многие архитектурные элементы зданий прошлых веков. Примером этого стиля является Главный Почтамт в Стамбуле. Примеры Османской архитектуры классического периода (и не только), помимо Турции, можно увидеть на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе и Алжире, где строились мечети, мосты, фонтаны и школы.

З аключение

Возникновение османской архитектуры ознаменовалось переходом от простых форм, характерных для архитектуры Сельджуков, к величественным сооружениям, призванным показать всему миру роскошь и могущество Османской империи. В архитектурных формах османского стиля четко прослеживается влияние и других культур - армянской, иранской, и, конечно же, византийской. Византийские религиозные постройки - церкви и соборы - на протяжении четырехсот лет, последовавших после завоевания Фатихом Султаном Мехмедом Константинополя, служили османам образцами архитектуры. Основные черты османской архитектуры - устремленность сооружений вверх и сбалансированность композиции. Активно используются купола, арки, колонны, а в декоре зданий - восточный растительный орнамент. Классикой османской архитектуры считаются творения великого архитектора Мимара Синана. Пик его творчества пришелся на 16-й век, когда под руководством Синана были построены сотни мечетей, дворцов, мостов, фонтанов, медрессе и общественных зданий. Руке талантливого зодчего принадлежит знаменитая усыпальница Росксоланы, мечеть Шехзаде Мехмеда, мечеть Сулеймание в Стамбуле и мечеть Селимие в Эдирне.

С писок используемых источников

1. СТО 4.2-07-2014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. - Взамен СТО 4.2-07-2012 ; введ. 09.01.2014. - Красноярск 2014. - 51с.

2. Османская архитектура [Электронный ресурс]:Википедия - свободная энциклопедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Османская_архитектура

3. Мечети Стамбула [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http://www.openarium.ru/Турция/Стамбул/Мечети/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Развитие книгопечатного дела в Османской империи: создание и художественное оформление рукописных томов, производства бумаги и чернил. Стили и формы письма. Подчинение искусства мусульманским традициям. Развития архитектуры городов и сел, ее изменение.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Общая характеристика османского общества и османской культуры, распространение письменности и каллиграфии среди элиты. Жанры и формы османской литературы. Стамбул как крупнейший интеллектуальный и художественный центр империи и мусульманского мира.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Особенности архитектуры церкви Св. Михаила, являющейся символом Гамбурга и самым лучшим духовным сооружением в стиле барокко в северной Германии. Архитектура Алькасара в Сеговии, который в средние века служил одной из любимых резиденций королей Кастилии.

    презентация , добавлен 04.05.2011

    Древний Рим, ранняя Римская республика, расцвет Римской культуры: литература, архитектура. Эпоха ранней Империи: литература, архитектура. Культура упадка Римской империи. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры.

    доклад , добавлен 26.09.2002

    Особенности архитектуры в эпоху барокко, культовые сооружения данного периода. Значительные изменения в иконописи, использование старовизантийского письма. Рост популярности портретов сарматского типа. Развитие музыкального и театрального искусства.

    презентация , добавлен 16.04.2014

    Архитектура или зодчество, как искусство создавать здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Особенности развития и отличительные черты различных европейских архитектурных стилей: готика, романский стиль, барокко, рококо, классицизм, модерн.

    презентация , добавлен 19.02.2012

    Исторические особенности формирования Византийской империи, их влияние на культуру Византии. Христианство как доминанта художественной культуры. Художественная система Византии: архитектура, изобразительное искусство, иконопись, музыка, литература, театр.

    контрольная работа , добавлен 07.11.2009

    Ислам как религия и культура. Священные писания ислама - последнее священное писание, которое ниспослано Богом. Архитектура мусульманских храмов. Мечеть Санджаклар - комбинация стилей. Мечеть из ветвей дерева в Эфиопии. Площадь Регистан в Самарканде.

    презентация , добавлен 22.05.2016

    Влияние различных факторов на культурный процесс в Киевской Руси. Архитектура и зодчество Киевской Руси до XI века. Строительство в период феодальной раздробленности. Архитектура Новгорода и Пскова. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2008

    Особенности русской архитектуры XVIII века, ее яркие представители и памятники, история и этапы становления. Предпосылки развития в России архитектуры барокко, роль Ф.Б. Растрелли в его популяризации. Развитие и направления изобразительного искусства.

Из всех видов искусства наибольшее развитие в Османской империи получила архитектура.

На первых порах она развивалась под сильным влиянием как сельджукского, так и византийского искусства. С начала XV в. турецкая архитектура принимает все более оригинальный характер. Основными памятниками турецкой архитектуры рассматриваемого периода были религиозные постройки - мечети, тюрбе и др.

Султаны, члены династии, крупные сановники, желая украсить столицу, увековечить свое имя или совершить богоугодное дело, строили мечети, мавзолеи и другие религиозные здания. Многие мечети и дворцы являются шедеврами архитектуры. К ним относятся знаменитая Зеленая мечеть (Йешиль джами), построенная в Бурсе в 1419 г. султаном Мехмедом I Челеби (1413-1421 гг.) Свое название мечеть получила от украшающего ее фаянса бирюзового цвета. Поражает безупречный вкус и роскошь внутреннего убранства.

В наружном оформлении мечети царят мрамор с тонкой резьбой и бирюзовые фаянсовые плитки, которые окаймляют окна. В интерьере приковывает внимание богатство изразцовых украшений с удивительной и замысловатой игрой цвета и рисунка. Окружности, звезды и геометрические фигуры в бирюзовом, зеленом, белом и голубом цвете чередуются друг с другом, образуя бесконечно меняющуюся композицию, которая своей изощренностью и вместе с тем гармонией должна воплощать не что иное, как небесный рай.

Простая надпись по-персидски у богато украшенного алтаря (михраб) свидетельствует о том, что керамические плитки сработаны мастерами из Тебриза (Иран). Зеленая мечеть создана по схеме айван (терраса в домах восточного типа), с фонтаном в центральном зале и приподнятыми над полом галереями с каждой из четырех сторон для молящихся.

Основой для средневекового искусства Турции стал художественный опыт народов Ирана, Грузии, Армении, арабских стран и Византии, а также сельджуков. В конце 12-13 вв. из камня строились города (Конья и др.), окруженные мощными крепостными стенами, с цитаделью в центре и кварталами, часто изолированными друг от друга.

Для культовой архитектуры характерны ясная гармония стереометрически чётких форм, распространение композиций с айванами и открытым двором или с центральным залом, перекрытым куполом, широкое применение 3-угольных парусов в перекрытиях.

Из гражданских построек (включавших элементы оборонного зодчества) особенно хорошо известны караван-сараи и бани. В декоративной отделке ведущую роль играли рельефы с геометрической плетёнкой, стилизованными растительными (иногда фигурными) мотивами и надписями, облицовочные плитки тёмно-синих и зелёных тонов, нередко составляющие целые орнаментальные мозаики.



Работая над декором, мастера обычно оставляли часть стены гладкой, что придавало узорочью особую пластичность.

Если зодчество Турции в 14 первой половине 15 вв. было связано преимущественно со строительными навыками сельджукского времени, то архитектуре конца 15-16 вв. свойственно в первую очередь творческое переосмысление византийских традиций.

Разрабатывая тип купольного культового здания, турецкие мастера конца 15-16 вв. (прежде всего Синан) создавали грандиозные целостные, строго центрические пространственные композиции: вместе с тем архитектурная форма живописно обогащалась множеством сводов, ниш и окон, а внутренние помещения насыщались орнаментальными росписями и инкрустированными мраморными панелями.

Особая декоративная пышность была характерна для дворцовых построек: стены зданий павильонного типа, возводившихся среди садов, украшались ковровыми керамическими композициями, где преобладали цветочные мотивы. В 12-19 вв. в турецких городах сооружались также медресе, мавзолеи, бани (обычно купольные), изысканно оформленные фонтаны. В городской жилой архитектуре преимущественное распространение получили фахверковые дома с выступающими верхними этажами.

Бесспорным достижением турецких зодчих Эмина Оната и Орхана Арды является мавзолей Ататюрка - строгий, торжественный, впечатляющий по своей архитектуре.

Мечеть Сулеймание

Самая большая мечеть Стамбула выделяется своим огромным куполом на фоне старого города. Внимательный турист отметит сходство этой мечети с мечетью Айя София, хоть эти два здания и разделяет тысяч лет. Однако различия есть - они внутри.

Мечеть Долмабахче

Мечеть Долмабахче - это одна из самых красивых и богато декорированный мечетей. Она находится в южной части дворца Долмабахче, на берегу пролива Босфор.

Византийская церковь святого Георгия

Храм святого Георгия находится в живописном уголке Аланьи, вблизи средневековой крепости.

Мечеть Михримах султан

Мечеть Михримах Султан, построенная в XVI веке, – яркий пример средневековой османской архитектуры. Особо примечательны витражные окна с ярким орнаментом и мраморный минбар, щедро отделанный ажурной резьбой. Двери и оконные ставни выполнены из дерева с инкрустацией перламутром и слоновой костью.

Церковь св. Ирины

Церковь Святой Ирины (на турецком Aya İrini, на греческом Αγία Ειρήνη, Айя-Ирена) самое раннее сооружение из всех церквей Константинополя, которое сохранилось до наших дней. Церковь была посвящена «Святому миру» а не святой Ирине, как гласят некоторые легенды, также добравшиеся до наших дней. Расположилась церковь во внутреннем дворике дворца Топкапы, который в свою очередь занимает не последнее место в культурном наследии Турции и находится в историческом районе Стамбула – районе Султанахмет.

Армянская церковь Акдамар

На острове Акдамар озера Ван когда-то стоял древний армянский монастырь, от которого до наших дней сохранилась только одна церковь Акдамар, построенная в X веке. От остальных монастырских построек не осталось и следа.

Мечеть Фатиха

Наиболее часто посещаемая и любимая туристами достопримечательность Трабзона – это Мечеть Фатиха, которая расположена в средневековой крепости.

Подъем зодчества малоазийских сельджуков (сельджукидов) падает на время правления султана Ала ад-дина Кей Кубада I (1219-1236), при котором были построены города Алаие и Кубадие, строились мечети, караван-сараи, были реставрированы стены Конии и Сиваса.
Индже-Минарели. Едва ли не самым интересным зданием периода строительства в Конии является купольная мечеть Индже-Минарели (1251).
Само здание скромно, но портал его оформлен чрезвычайно пышно.
Очень эффектны декоративные ленты с изящным эпиграфическим орнаментом, огибающие портал и как бы завязанные узлом над входом. Плоскость портала над стрельчатой нишей выбрана в форме совка и украшена огромными резными цветами.
Такие же цветы находятся внутри мечети при переходе от куба основания к куполу, в месте, где обычно помещаются тромпы или сталактиты.
Минарет мечети имеет характерную малоазийскую форму: призма, на ней - цилиндр; затем еще цилиндр меньшего объема и коническое завершение. Переходы от одного объема к другому оформляются в виде балкончиков, поддерживаемых ступеньками сталактитов.
Преемниками династии сельджукидов в Малой Азии было государство турок-османов, формирование которого относится к первой половине 14 века.
Первоначально вассалы Конийского султана, османы, после монгольского нашествия, в короткий срок, пользуясь преимуществами своей военно-феодальной организации и политической раздробленностью своих противников, не только подчинили себе близлежащие округа с греческим и тюркоязычным населением, но и распространились на Балканах.
Архитектура классического периода (16 в). Так называемый «классический стиль» в архитектуре Турции падает на период после занятия турками Константинополя, то есть на период после 1453 года.
Турция приобрела значение передовой державы, игравшей важную роль в торговой и политической жизни Европы и Востока, и к началу 16 века включала в свой состав Малую Азию, Египет, Северную Африку, часть Ирана, Балканский полуостров, Крым и значительные районы Кавказа.
Подъем политического могущества повлек за собой расцвет искусства и, прежде всего, архитектуры.
Наивысшего расцвета турецкая архитектура достигает в правление Сулеймана Законодателя (Сулеймана Великолепного, 1520-1566).
Одним из слагаемых культурного наследия турок-османов было сельджукское искусство. Однако, придя на берег Босфора, османы столкнулись с древней и высокой архитектурой Византии. Великое сооружение византийцев - Софийский собор оказало заметное влияние на турецкое культовое зодчество.
В решение культовых сооружений архитекторы Османской Турции привносят новые оригинальные черты как в поисках силуэта наружных масс зданий (ступенчатость, образованная рядом куполов, минареты), так и в разработке плана (двор на аркадах, перекрытых куполками). В здании собственно мечети турецкие архитекторы преодолевают расчлененность внутреннего пространства на нефы, давая благодаря опоре на 4 пилона или 4 колонны свободное, открытое взору посетителей, большое внутреннее пространство, освещенное рядами окон. Это получило свое развитие в работах знаменитого зодчего 16 века Ходжи Синана (1489-1573).
Архитектор Синан. Синан строил, главным образом, в Стамбуле, украшая столицу Сулеймана Великолепного. Сохранившиеся списки работ архитектора насчитывают несколько сот сооружений, в том числе мечети, медресе, госпитали, караван-сараи, дворцы, бани, мосты, водопроводы (одних только мечетей Синан создал более восьмидесяти).
Наиболее знаменитые его творения - мечеть Сулеймана в Стамбуле, мечеть Селима в Эдирне (Адрианополе), мечеть Шах-заде в Стамбуле.
Мечеть Сулеймана (Сулеймание). Мечеть Сулеймана (1550-1556) величественно поднимается на вершине холма, господствующего над Золотым Рогом. Оригинально решенные перекрытия - купол, два примыкающих к нему полукупола над центральным нефом и меньшие куполки на углах и на боковых нефах - придают ступенчатость наружным массам здания.
Характерный силуэт мечети подчеркивается четырьмя минаретами, которые поставлены по сторонам двора со своеобразным оптическим расчетом: минареты которые ближе к мечети, выше, чем два других, находящихся на концах двора. Это создает удачный эффект перспективы, подводя взгляд зрителя к куполу.
План мечети напоминает план константинопольской Софии. Размеры ее - 63×69 м.
Четыре огромных гранитных столба, взятых из императорского замка Юстиниана, держат купол. Высота купола- 71 метр (превышает высоту константинопольской Софии на 6.м); диаметр - 26 метров.
В орнаментации интерьера оригинальны арки с чередующимися блоками темного и белого мрамора. Арки опираются на колонны с капителями в форме мраморных сталактитов с позолоченными ребрами.

Мечеть Сулеймана (Сулеймание) в Стамбуле. План

Сулеймание изобильно декорирована изразцами; в верхней части стен имеются эпиграфические фризы (белые по синему фону) и медальоны с надписями из Корана. Многочисленные окна увенчаны стрельчатыми тимпанами и украшены витражами.
В мечети Сулеймание Синан достиг большой свободы внутреннего пространства путем облегчения системы опор боковых нефов. Окончательно эта задача была им разрешена в адрианопольской мечети Селимие (1567-1574).
Ученики Синапа продолжили его «классический стиль».
Мечеть Ахмеда (Ахмедие). Архитектор Мехмед Ага создал в 1609-1616 годах, неподалеку от Софии, на территории бывшего византийского императорского дворца и ипподрома самую большую в Стамбуле мечеть Ахмеда (Ахмедие) с шестью минаретами.
Главное, что поражает в мечети Ахмеда, - это обилие света, который щедрым потоком льется из окон, расположенных в пяти этажах. После создания мечети Ахмеда «возобновленный классический стиль» повторяет найденные формы, утрачивая, вместе с тем, гармоничность и монументальность культовых сооружений 15-16 веков (например, мечеть Мухаммеда II в Стамбуле).
Гражданское строительство 15-16 веков. Жилые дома Стамбула и других городов Османской Турции открыты не в сторону двора, а в сторону улицы, над которой нависают балконы или поддерживаемые консолями вторые этажи (что дает известную экономию площади). Материал нижйих этажей - фахверк (деревянный каркас и каменная забутовка на известковом растворе); второй этаж - деревянный. По плану дома однотипны: в подвальном помещении размещаются кухня, склад угля, часто прачечная и цистерна для дождевой воды; в первом этаже - гостиная и столовая (приемная часть - селямлик); во втором - женская половина (гарем).
В малых формах - в намогильных сооружениях, киосках, фонтанах, а также в оформлении интерьеров жилых зданий наблюдается гораздо большая общность с декоративным искусством Ирана.
Распад Османской империи, военное поражение и утеря значительных территорий в 18-19 веках привели архитектуру и другие виды искусства к упадку.

Мавзолей в Галикарнасе

Местонахождение : Галикарнас, Кария (Бодрум, Турция)

Начало строительства : 359 г. до н.э.
Являестя гробницей-памятником карийского правителя Мавсола

Заказчик : супруга Мавсола Артемисия III (что примечательно, начала строить за 6 лет до смерти мужа)))

Архитекторы : Сатир и Пифей

Скульпторы : Леохар, Скопас, Бриаксид и Тимофей.

Входит в 7 чудес света.

Гробница дала название всем последующим сооружениям этого типа – мавзолеям.

Источник :
“Greek Architecture” by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D.
Professor of ART AND ARCHAEOLOGY
IN RINCETON UNIVERSITY

Дворец Топкапы

Местонахождение : Стамбул (Турция)

Создание: 1453-1853 гг.
Заказчики: первоначально – султан Мехмед Завоеватель, позднейшая и главная перестройка при Сулеймане I

Церковь святого Феодора в Константинополе

Другое название : мечеть Килиссе-Джами, мечеть Молла-Гюран

Местонахождение : Стамбул (Турция)
Создание: ~ 1081-1118 гг.


Османская архитектура (или, как ее называют, турецкая)- это архитектура Османской империи, возникшая в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародившаяся на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под влиянием иранской, византийской архитектуры, а также Мамлюкских традиций, после завоевания Константинополя турками. В течении почти 400 лет византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, служили моделями для многих османских мечетей.

Исламская религиозная архитектура, ранее представленная простыми зданиями с обширной декорацией, была преобразована Османами через динамичный архитектурный набор – возведением сводов, куполов, полукуполов и колонн.

Из узких и темных залов со стенами, покрытыми инкрустациями, мечеть была преобразована в здание утонченного изящества, сбалансированное эстетически и технически, с намеком на небесное превосходство.

И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи, в проектах современных турецких архитекторов в Европе и, в частности, в России.

Еще в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций.

Историческая справка:

В 1071 г. возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии.
В 1326 г. на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса.
В 1453 г. турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи.


Период расцвета Румелийского султаната был временем подъема его культуры. Наиболее яркое проявление сельджукская культура нашла в архитектуре. Султаны, крупные феодалы и сановники, даже купцы для украшения других городов и с целью совершения богоугодных дел строили мечети, медресе (религиозные училища), тюрбе (мавзолеи), ханы (дома для приезжих), караван-сараи на дорогах и пр.

Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

На своей родине в Центральной Азии тюрки жили в куполообразных палатках, целесообразных для их среды. Эти палатки позднее приобрели влияние на дальнейшее формирование турецкой архитектуры и декоративных искусств. Когда Сельджуки впервые появились в Иране, они столкнулись с архитектурой на основе старых местных традиций, к которым тюрки оказались восприимчивы.

И, что не маловажно, так как проникновение тюрков в Малую Азию происходило через Закавказье, то, как отмечали многие ученые и исследователи, например, И.А.Орбели, для первых сельджукских мечетей прообразом послужили армянские и грузинские церкви.

Ранний Османский период

Начиная с создания первых Османских бейликов,1300-1453 года составляют ранний или первый Османский период, когда османское искусство находилось в поиске новых идей. Османы воспринимали существующий строй завоеванных городов, и архитектура не стала в этом вопросе исключением.


На отвоёванных у византийцев землях военно-феодальная верхушка османов своей столицей избирает Бурсу. Наиболее важными сооружениями того времени являются мечеть Улу джами (1396-1400), Зеленая мечеть (1423), а также мечети в Изнике, столице другого османского бейлика-княжества, и других городах. Священная мечеть в Бурсе Улу Джами была первой Сельджукской мечетью, которая стала многокупольной.

После завоевания земель в Европе, Эдирне стал последней Османской столицей, предшествовавшей Стамбулу, и именно здесь мы можем наблюдать заключительные стадии архитектурного развития, кульминацией которых стало строительство крупных мечетей в Стамбуле.

Здания, построенные в Стамбуле в период завоевания города, и строительство стамбульской мечети Баязида II (1501-1506) считаются также произведениями раннего периода. К их числу относят мечеть Фатих (1470), мечеть Махмут Паша (1464), дворец Топкапы (1475-1478). Османы интегрировали мечети в гармоничный архитектурный комплект, добавив в их структуру бесплатные столовые для бедных, богословские школы, больницы, турецкие бани и гробницы.

Классический период

В ходе классического периода (1437-1703) , который последовал за переносом столицы в Стамбул, план мечети претерпевает изменения и включает в себя внутренний и внешний дворики. Внутренний двор и мечеть были неразделимы.

Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текийе – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текие Сулейманийе), Каире, Багдаде и других городах.

В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана. Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений.

Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Именно в этот период главным архитектором классического периода стал Мимар (Архитектор) Кемаль ад-дин Синан (родился в 1492 г. в Кайсери, умер в 1588 г. в Стамбуле).

Великий зодчий Синан

Синан начал новую эру в мировой архитектуре. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 (предположительно 334) позиций в различных городах. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке или текийе (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.

Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне. Мечеть Шах-Заде (1548) стала первым серьезным проектом Синана. Она была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы.

Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. Его вторая значительная работа мечеть Сулеймание (1550-1558) и окружающий ее комплекс, построенный для Сулеймана Великолепного. Мечеть Селимийе (1568-1574) в Эдирне был построен в то время, когда Синан находился в расцвете своего таланта как архитектора.

Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели и цветные витражи. В качестве своей базы в классическом периоде использовались элементы Византийской архитектуры соседних балканских стран.

Среди наиболее известных работ Синана можно назвать также мечеть Рюстемпаша (1561-1563), мечеть Михриман Султан (1562-1565), мавзолеи Шехзаде, Султана Сулеймана Кануни (Законодателя), Роксоланы и Селима II.

Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным – шюрфэ – балкончиком в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

Еще о работах Синана...

XVI век Османские зодчие поставили образцом для последующих творений. Здания, такие как Голубая мечеть или Ахмедийе (1609-1616) (сейчас первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула) были простой имитацией Синановского стиля. Архитектор мечети - Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана, который решил превзойти своего учителя.

Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, включающего: медресе, больницу, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.

Сельджукское барокко

Во время правления Ахмеда III (1703-1730) и с подачи его великого визиря Ибрагима Паши последовал период мира с Францией, что повлияло на проникновение в Османскую архитектуру стилей барокко и рококо, которые были популярны в Европе в то время. А произведения архитектуры этого периода – медресе Чифтеминаре в Сивасе, медресе Индже Минаре в Конье и т.д., занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот стиль часто называют Сельджукское барокко. После Турции он снова возник в Италии и пользовался популярностью в Османской империи, а декоративные элементы европейских барокко и рококо повлияли даже на религиозные сооружения Османской архитектуры.

Излюбленным сюжетом орнаментации османских стиля были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. В орнаменте использовался куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек.

Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых изображали вьющиеся растения, цветы или плоды. И, конечно, тюльпан.

Родина тюльпанов

Люди несведущие склонны полагать, что родина тюльпанов – Голландия. Но это ошибочное представление. Прекрасный цветок появился в Азии и с глубокой древности был известен кочевникам. Тюльпан воспевали в стихах (самые ранние письменные упоминания можно найти в произведениях начала XI века), с ним сравнивали красивых девушек. Турки, также не чуждые прекрасного, вскоре начали культивировать тюльпан у себя на родине.

Во времена правления Сулеймана Великолепного (1520–1566) турецкие садовники принялись создавать новые декоративные сорта – за короткий срок их появилось около 300. Любовь турок к тюльпанам расцвела пышным цветом полтора века спустя, во времена правления Ахмеда III (1703- 1730 гг.). И этот период в истории Турции стал "Лале Деври" – "Эрой тюльпанов". Цветы появились повсюду – в орнаментах произведений прикладного искусства, в рукописных миниатюрах, в архитектурных декорах и, конечно, в садах. Луковицы редких сортов тюльпанов стоили дороже золота, покупать и продавать их можно было только в столице. Отчаянные, но небогатые любители тюльпанов рисковали жизнью – воровали цветы из садов султана и его придворных.

Естественно, современная Турция отличается от той, давней, но тюльпаны здесь по-прежнему любят, а в последние годы даже стремятся восстановить историческую справедливость – напомнить всему миру, что родина этих прекрасных декоративных цветов находится на Босфоре. Уже несколько лет подряд в апреле сады и парки Стамбула расцветают полями тюльпанов, а в апреле проводится тюльпанный фестиваль.

Поздний период

В течение XVIII, XIX и начале XX вв. Османская архитектура попадает под влияние европейских стилей. Округлые, волнистые и изогнутые линии преобладают в структурах этого периода, а первые примеры барочной архитектуры появились в XVIII в. в таких зданиях, как Гарем дворца Топкапы, дворец Айналикавак (1603-1617) и мечеть Нур-у Османие (1748-1755), мечеть Зейнеп Султан (1769), мечеть Лалели (1760-1763) и т.д. Мимар Тахир является важным архитектор этого периода.

Многие здания были построены в XIX веке с эклектичным миксом различных европейских стилей, таких как барокко, рококо и неоклассицизма архитектуры, включая дворец Долмабахче, дворец Бейлербейи, мечеть Долмабахче (1853-1855) и мечеть Ортакёй (1854-1856). Архитекторы из семьи Балян и братья Фоссати были ведущими специалистами того времени.

Некоторые мечети были спроектированы даже с Османской аранжировкой Неоготического стиля, как мечеть Пертевнийал Валиде Султан или Аксарай Валиде Султан (1872) и мечети Йылдыз Хамидийе (1884-1886) рядом с дворцом Йылдыз и бульваром Барбарос.

В конце XIX - начале XX вв. Стамбул стал одним из ведущих центров движения «модерн» во главе с архитекторами Александром Vallaury и Раймондо д-Аронко, разработке ряда известных зданий в этом стиле. А в начале XX в турецкие архитекторы Мимар Кямаледдин Бей и Мимар Ведат Бей впервые вводят «турецкий неоклассический» архитектурный стиль, используя многие архитектурные элементы зданий прошлых веков. Примером этого стиля является Главный Почтамт в Стамбуле.

Примеры Османской архитектуры классического периода (и не только), помимо Турции, можно увидеть на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе и Алжире, где строились мечети, мосты, фонтаны и школы.

  • Мечети Стамбула
  • Смотрим иллюстрации....
  • Следующая значительная школа в архитектуре ислама – Османская. К ней в основном относятся памятники, созданные в Турции. Еще в XI в. турки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Среди них выделялся Румийский султанат со столицей в городе Конья. Сельджукские правители, добившиеся политического и экономического могущества, объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. Следуя иранским традициям, они возводили мечети с центральным двором, окруженным 4 айванами, многочисленные мавзолеи и медресе.

    Чтобы избежать расчлененного пространства, сельджуки создали собственный тип медресе, в котором над одним большим залом размещался купол. Это медресе Каратай было открыто в Конье еще в XIII веке.

    Но после опустошительного монгольского нашествия Румийский султанат распался, а возникшее через некоторое время на части его территории новое государство нанесло сокрушительный удар по слабеющей Византийской империи, в результате чего сначала в Малой Азии, а затем и на обширном пространстве Ближнего и части Среднего Востока и Балканского полуострова возникла Османская империя.

    Золотым веком Османской империи стало правление в XVI в. Сулеймана Великолепного. Он не только значительно расширил границы своего государства, но и успел построить множество храмов, крепостей и дворцовых комплексов. Среди выдающихся сооружений султана дворец Топкапы. Вернее, это сложный дворцово-парковый комплекс, в котором среди зелени и цветов, следуя отдельным зонам, располагались частные покои султана и его гарем. Здесь девушек привезенных из разных концов страны обучали поэзии, музыке, танцам.

    В покоях султана собирались правитель, его мать и женщины, родившие султану наследников престола. Тут бывали и фаворитки, избранные женщины, сумевшие добиться расположения своего повелителя.

    В павильоне Чинили Кёшк («фаянсовый павильон» – турецк.), украшенном фаянсом и расписной керамикой женщины устраивали концерты и прославляли великолепие султана. Он и его сыновья были единственными мужчинами, которые могли сюда войти. Главными надзирателями в этом недоступном для посторонних месте были черные евнухи.



    Фаянс украшал весь гарем. Изразцовую плитку привозили из города Изник. Она славилась своим красно-бурым цветом, который давала земля с востока Турции. Колоннады поддерживали своды павильонов, а некоторые из покоев даже были перекрыты куполами.

    Излюбленным сюжетом орнаментации османских дворцовых помещений были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. Во времена Ахмеда II стали рисовать лютик и листья гороха, которые вскоре стали главным мотивом османского орнамента. Действительно, это растение с гибким вьющимся стеблем необыкновенно пригодно для орнамента, что позволяет избежать в нем монотонности.

    Дворец Топкапы в Стамбуле.

    Архитектор Ильяс Али в орнаменте использовал куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии, в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых рисовали вьющиеся растения, цветы или плоды. Султан Мехмед Челеби (1413–1421) организовал производство изразцов и изделий из керамики в Нике, Бурсе и других городах. Кроме того, мечети и дома богатых горожан украшались фресками, которые османские мастера заимствовали у византийцев, эта живопись называлась калем. Фрески делались не только на стенах, но и на потолках, чаще всего это были пейзажи.

    Украшением гарема был величественный купол в покоях султана, создание которого приписывали великому Сенану. Османские султаны большое внимание уделяли украшению столицы. В связи с этим была введена специальная должность главного архитектора султана. В период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566) главным архитектором был ходжа Кемаль ад-дин Синан (1489–1578 или 1588), обращенный в ислам армянин. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.

    Сам архитектор Синан наиболее удачными считал три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне.

    Мечеть Шах-Заде была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. В офромлении интерьера были использованы разноцветный камень и витражи, но кенотафов в самой мечети нет. По османской традиции, для захоронения останков строилось специальное тюрбе, вне мечети, которое само по себе представляет небольшую часовню.

    Мечеть Сулейманийе (Сулеймана 1) повторяет решение собора св. Софии. Огромное внутреннее пространство здания увенчано огромным куполом, опирающемся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Ощущение пронизанного светом воздуха создается благодаря использованию инкрустированных мраморных панелей и цветных витражей.

    Мечеть Сулейманийе сооружена на вершине холма и господствует над бухтой Золотой рог. Ее окружают платаны и кипарисы. Ее два минарета – разной высоты, но они поставлены далеко друг друга, что делает этот факт мало заметным. Более низкий равен по высоте шпилю купола. Внутри можно увидеть античные колонны с разными капителями, взятые из различных византийских церквей, однако они хорошо вписаны в общий ансамбль мечети. На востоке от мечети находится тюрбе султана Сулеймана и тюрбе его любимой супруги Роксоланы.

    Мечеть Селимийе поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен.

    Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным балкончиком «шюрфэ» в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

    7 лет строил Синан мечеть, превратив ее в настоящий социальный центр. Под многочисленными куполами располагалась не только мечеть, но кухни для бедных, школа, больница.

    Синан, названный турецким Леонардо, оставил после себя не только многочисленные шедевры, но и талантливых учеников. Среди них можно назвать Седефкара Мехмед-ага, построившего напротив собора св. Софии мечеть Ахмедийе (1609-1617). В народе за ней закрепилось другое название: «Голубая мечеть» - из-за того, что интерьер храма украшен голубыми изразцами из Изника. Их более двухсот тысяч, и они сплошным ковром покрывают стены мечети.

    Громадный зал мечети (в нем одновременно может совершать молитву 35 тыс. верующих) залит светом. Двести шестьдесят больших окон устроены таким образом, что свет достигает даже самых дальних уголков храма. Боковые галереи, образуемые мраморными колоннами и стрельчатыми арками, увеличивают и без того огромный молитвенный зал, создавая впечатление необыкновенного простора.

    Голубая мечеть в Стамбуле.

    Опирающийся на четыре мощные каннелированные пилоны, диаметром 5 м, купол (его диаметр у основания - 33,6 м) легко парит в воздухе, достигая высоты 43 м. Основание мечети - прямоугольник со сторонами 72х64 метра. Несомненно, что образцом для строительства явился храм Святой Софии: каскад куполов, напоминает аналогичный прием, примененный строителями византийского храма. Центральный купол окружают четыре полукупола, а под ними располагаются еще четыре купола меньшего размера. Боковые галереи образуются мраморными колоннами и стрельчатыми арками, которые увеличивают и без того огромный молитвенный зал, отчего внутри мечети создается впечатление необыкновенного простора.

    Михраб из цветного мрамора является поистине шедевром, ибо трудно поверить, что из мрамора можно соткать столь дивный тонкий узор. На стене (слева от михраба) в рамке укреплен кусок священного камня из Каабы. Михраб (молитвенная ниша, обращенная в сторону Мекки) и минбар (кафедра для чтения проповедей) вырезаны из белого мрамора.

    Необычным является количество минаретов - их шесть: четыре высоких минарета, с тремя балконами (шерефе), как обычно, стоят по углам ограды, а два минарета пониже, с двумя шерефе - на внешних углах внутреннего двора.

    В мечети есть внутренний двор, в который ведут трое ворот, а посреди двора находится фонтан для омовений с шестиугольным каменным бассейном. Восточную часть двора занимает мусульманская школа - медресе. Здание мечети (его размеры - 72 × 64 м) окружает крытая колоннада из порфира, на крыше которой устроено 30 маленьких куполов.

    Об архитектуре Турции можно говорить бесконечно. Историю турецкой архитектуры можно разделить на три периода. Первый, сельджукский период, примерно 13 век. Второй, османский период, примерно 14-19 век. Третий, современный период, конец 20 века начало 21 века.

    Внутри каждого периода выделяют несколько этапов. Подобные жилища средних слоев населения, как и у других народов, не представляют никакого интереса, поэтому, когда говорят о турецкой архитектуре, то имеют в виду самые яркие и наиболее известные сооружения, таких как: караван-сараи, мечети, медресе, общественные бани, а так же правительственные здания и многое другое.

    Империя сельджуков, которая была до прихода турок на территорию Анатолии (т.е. на современной территорию Анталии), примерно, в 11 веке, включала в себя еще и Иран. Иран – это государство, которое имеет высокую культуру и довольно развитую архитектуру. Турки привезли из Ирана навыки и опят, которые хорошо повлияли на строительство и всю архитектуру данного периода. Для сельджукского периода характерны элегантность, простота, гармоничные пропорции не только комнаты, но и всего здания. Еще можно отнести богатство и изысканность деталей, особенно входных ворот или парадных дверей. Этому стилю характерны еще небольшие внутренние дворики.

    Османский период имеет большое влияние византийской архитектуры и строительных традиций Египта. Например, хорошо известный Собор Святой Софии. Это известный памятник, который относится к византийскому зодчеству, стал большим примером для подражания и источником вдохновения для других сооружений данного периода. Архитектура османского периода характеризуется величественными куполами, сводами, арками. В общем виде архитектура данного периода отражается как архитектура Средиземноморья и Ближнего Востока.

    На современную турецкую архитектуру оказала огромное влияние политика секуляризации, которая началась при Кемалеме Ататюрке. Если раньше медресе и мечети являлись основными образцами национальной архитектуры, то уже в середине 1920 годов строительство медресе, мечетей и других культурных сооружений не поощрялось государством. В связи с этим резко усилилось влияние современной архитектуры. Этим объясняется отсутствие преемственности в стиле современной турецкой архитектуры. С 1920 года основными образцами архитектуры стали офисы, гостиницы, музеи, правительственные здания и т. п. Главными чертами стиля становятся простота, функциональность и модернизм. Основоположниками современной школы турецкой архитектуры считаются Седат Хаким Элдем, Клеменс Хольцмайстер и Онат.

    Архитектура Турции очень разнообразна. Большая часть сооружений и зданий построено из камня. Бани, цитадели, дворцы, крытые рынки, все практически здания украшены искусными эрзацами, керамической облицовкой, орнаментной резьбой. Архитектура Турции имеет свои характерные черты, к ним можно отнести каллиграфические надписи, геометрические фигуры и растительные мотивы. Чтобы придать узору объемность и глубину архитекторы использовали «игру света и тени».