Кубизм - это модернистское направление в искусстве. Кубизм в живописи и архитектуре. Кубизм - это что такое? Кубизм в искусстве. Представители направления и картины в стиле кубизм

Парижская выставка 1925 года и европейское декоративное искусство

4.2 Чешский кубизм

Другое направление, также затрагивавшее темы, позднее использованные в Art Deco - это кубизм, ненадолго расцветший в Чехии. В отличие от кубистической живописи Пикассо и Брака, чешский кубизм - направление в декоративном искусстве и архитектуре. В этом смысле чешские мастера несколько опередили парижских дизайнеров, также использовавших идеи кубизма в предметах и зданиях.

Перед Первой мировой войной Прага все еще оставалась частью Австро-Венгерской империи, и поэтому именно «Венские мастерские» послужили образцом для дизайнеров Йозефа Гочара и Властислава Хофмана, обратившихся к кубизму. В 1912 году были основаны «Пражские художественные мастерские» с участием Павла Янака. Вся чешская мебель кубизма, сохранившаяся до нашего времени была изготовлена в этих мастерских, а с учетом новаторских зданий, возведенных в Праге, чешский кубизм представляет собой важный эпизод в развитии европейского декоративного искусства. Чешские кубисты осознавали себя представителями самостоятельного художественного направления, и свои проекты обосновывали теоретически. В этих манифестах можно проследить, как взаимодействуют между собой темы современности и декоративизма. Властислав Хофман написал в 1913 году: «В наше время простой натурализм уже не может увлечь новый мир чувств, сегодня нам нужна освобожденная форма. В противоположность растительным формам сецессиона, сегодняшний мир чувств находит свое выражение в облике машины, в четком пуризме ее формы». Эти слова предвосхищают взгляды Ле Корбюзье.

Вместе с тем такую торжественную декларацию современности следует рассматривать в определенном контексте. В противоположность машинной эстетики пионеров модернизма межвоенных годов, внешний вид механизмов в 1913 году не исключал идеи декора. И хотя чешские кубисты не слишком много внимания уделяли внешнему декорированию зданий, мебели и изделий из керамики, формы предметов были декоративны сами по себе - диковинные очертания и зазубренные края едва ли не исключали их функционального назначения. Существует мнение, что чешские кубисты столь охотно склонились к прикладному искусству потому, что требования практического строительства были неоднозначны. В 1909 году Павел Янак так сформулировал взгляд на современный декор:

«Чтобы строить хорошо, нужно сначала осознать, в чем состоит элементарная утилитарность здания, а затем перейти к дизайну его конструкции. Но архитектура требует большего, архитектура - это искусство. Современная архитектура не сводится к чистой пользе, к материалу и конструкции, но идет дальше, создавая абстрактные формы».

После войны, когда Австро-Венгерская империя распалась, на выставке 1925 года пресса расхваливала павильон недавно образовавшейся Чехословакии, построенный по проекту Гочара. Говорили, что его «ни в коем случае нельзя назвать провинциальным», поскольку он был «безоговорочно современным в полном смысле этого слова». Как и во многих других национальных павильонах, современность чехословацкого павильона была несколько приглушена попыткой выразить идеализированную национальную идентичность. Тем не менее, чешское декоративное искусство следует поставить в один ряд с французским, голландским, австрийским и бельгийским, так как «в старании создать современный стиль, содержащий в себе как можно больше новизны, оно чуть ли не вымело из павильона все традиционные стили».

Самые необычные здания в ряде городов мира связаны и с архитектурой кубизма. Кубизм в архитектуре известен менее, чем в живописи и декоративно-прикладном искусстве, но дома, созданные в этом стиле – одни из самых запоминающихся в мире.

В Праге и Роттердаме в 20 веке были возведены здания, создатели которых смогли по-своему реализовать в архитектуре одно из самых неоднозначных течений в искусстве модерна – кубизм. В Праге в среде молодых чешских архитекторов формируется направление, которое получило название «чешский кубизм» . Представителем этого направления был Павел Янак (1882 - 1956), сформулировавший теоретические аспекты чешского кубизма. Йозеф Гочар (1880 - 1945) – самый известный чешский архитектор 20 века, которому, как утверждают, удалось реализовать то, что задумал Павел Янак. Владислава Гофмана (1884 – 1964) называют Леонардо да Винчи чешского авангарда. За его плечами – архитектура в кубистическом стиле и реализация этого стиля в разных сферах декоративно-прикладного искусства.

Кубизм как нигде в мире нашел своё место именно в Праге, поскольку его истоки уходят не только в абстрактные геометрические построения, но и в готическую архитектуру, столь характерную для Праги. Готические приемы в архитектуре и её выразительность стали для Павла Янака основополагающими принципами, которые повлияли на формирование его теории кубистической архитектуры. Классическим примером «чистого кубизма» в Праге является Дом у черной Божьей матери (арх. Йозеф Гочар, 1911 – 1912). Это сегодня облик здания может показаться довольно прозаичным и ничем особо не выдающимся, но для начала 20 века этот дом был очень необычным и даже вызывающим.

Уже в 20-х гг. 20 века чистый кубизм в Праге исчерпывает себя. Чешский кубизм эволюционирует в «рондокубизм» или народный стиль, чешское арт-деко или народный декоративизм (с названием стиля исследователи не могут определиться). Классическими примерами этого стиля являются очень красивые и необычные здания, которые можно увидеть только в Праге. Это здание Легиобанка (арх. Йозеф Гочар, 1921 – 1923) и Дворец Адрия (арх. Павел Янак, 1922 – 1925) . Здания в стиле рондокубизма можно встретить во всех уголках Праги. Архитекторы вводят в архитектуру домов элементы, которые заставляют вспомнить общие для всех славян срубные дома. Стилизованные бруски, треугольники, полукруги и круги появляются на фасадах этих своеобразных «народных» зданий – торговых и доходных домов, загородных вилл, театров, банков.

Начало 20-х годов прошлого столетия было настоящим авангардистским прорывом к новому искусству. Одним из его направлений стал кубизм, который связан в живописи с именами французских художников. Но в архитектурном кубизме пальма первенства принадлежит не Парижу, а Праге. Чешский кубизм стал уникальным явлением в мировой архитектуре. Начальный и самый интересный период развития этого архитектурного стиля пришелся на 1911-1914 годы, хотя кубические постройки еще возводились до конца 20-х годов.

Основоположником этого архитектурного стиля стал архитектор Павел Янак (Pavel Janák – 1882-1956). Он сформулировал основы кубизма в своей работе «Призма и пирамида». Источником, вдохновившим Янака, был природный процесс кристаллизации. Суть его теории сводилась к тому, что в природе есть сила, которая заставляет материю изменяться и принимать геометрическую форму.

Кристаллизация – самый наглядный пример проявления этой динамической силы. Привнести этот динамический процесс в архитектуру и придать зданиям кристаллическую форму – такую необычную и увлекательную задачу поставил Павел Янак. Практическим воплощением его идей и первым памятником кубизму в архитектуре стал построенный по его проекту в 1911-1912 годах дом семьи Якубек в Йичине.

К 1913 году в Праге были возведены несколько зданий, геометрической формы, напоминающих кристаллы. Наиболее яркий и выразительный из них – «Дом у Черной Мадонны» (U Černé Matky Boží), что находится на Целетной улице рядом с Пороховой башней. Он был творением архитектора Йозефа Гончара, который великолепно обыграл сочетание тупых и острых углов здания, расположенного на участке неправильной формы.

Угловой фасад этого дома не плоский, а будто несколько переломленный. Завершает здание двухэтажная мансарда, схожая с верхушкой кристалла. Скульптура Черной Мадонны, давшей название дому, была позаимствована и перенесена со здания предыдущей постройки, относящегося к XVII веку. Черный цвет Божьей Матери связывают с тем, что она символизирует землю от момента оплодотворения до ее оживления солнечными лучами.

Историки также предполагают, что черный цвет статуи Девы Марии связан со смешением культа Богоматери с культом древнеегипетской богини Изиды. Как бы там ни было, статуя Черной Мадонны удивительно хорошо смотрится на доме в кубическом стиле и придает ему величие и оригинальность. Все внутреннее убранство дома было выдержано в том же стиле.

К сожалению, до наших дней интерьеры не сохранились – их меняли по желанию владельцев или арендаторов здания. В 1994 году была закончена капитальная реконструкция здания. Жители Праги и ее гости могут любоваться «Домом у черной Мадонны» в первоначальном виде.

За помощь в подготовке и публикации данного материала хочется поблагодарить компанию «Окна Оптима», которая предлагает пластиковые окна (Челябинск) по самым доступным ценам. Более подробную информацию можно получить, перейдя по вышеуказанной ссылке.

Кубизм создал важную связь между искусством начала 20-го века и архитектурой. Исторические, теоретические и социально-политические отношения между авангардными практиками в живописи, скульптуре и архитектуре имели значительные последствия во Франции, Германии, Нидерландах и Чехословакии. Хотя существует много точек пересечения между кубизмом и архитектурой, однако провести между ними можно только несколько прямых связей. Чаще всего соединения производятся путём упоминания общих формальных характеристик: огранки формы, пространственной двусмысленности, прозрачности и множественность.

Архитектурный интерес кубизма, сосредоточен на распаде и соединении трехмерных форм, используя простые геометрические формы, наложенные друг на друга без иллюзий классической перспективы. Различные элементы можно добавить, сделать прозрачными или проникающими друг в друга, сохраняя при этом их пространственные отношения. Кубизм стал влиятельным фактором в развитии современной архитектуры с 1912 года (Кубистский дом Раймон Дюшан-Вийона и Андре Маре), развиваясь параллельно с архитекторами Петером Беренсом и Вальтером Гропиусом, благодаря упрощению проектирования зданий, использованию материалов, пригодных для промышленного производства и более широкому использованию стекла.

Ле Корбюзье, Центр Ле Корбюзье (Музей Хайди Вебер) в Цюрихе, квартал Зеефельд (Цюриххорн), фото duncid - KIF_4646_Pano ,

Кубизм в архитектуре стремился к стилю, который бы не нуждался в отсылке к прошлому. Таким образом, то, что стало революцией в живописи и скульптуре, направили на «глубокую переориентацию изменившегося мира». Кубофутуристические идеи Филиппо Томмазо Маринетти повлияли на отношения в авангардной архитектуре. Влиятельное движение «Стиль» использовало эстетические принципы неопластицизма, разработанный Питом Мондрианом под влиянием кубизма в Париже. Благодаря Джино Северини «Стиль» также был связан с кубистическими теориями через труды Альбера Глеза. Однако объединение основных геометрических форм с характерной красотой и легкостью промышленного использования - которое предвосхищал Марсель Дюшан в 1914 году - оставили основателям пуризма Амеде Озанфану и Шарль-Эдуар Жаннере (более известному как Ле Корбюзье), которые совместно выставляли картины в Париже, и в 1918 году опубликовали книгу «После кубизма». Амбиции Ле Корбюзье должны были перенести особенности его собственного стиля из кубизма в архитектуру. Между 1918 и 1922 годами Ле Корбюзье сосредоточил свои усилия на пуристической теории и живописи. В 1922 году он со своим двоюродным братом Жаннере открыли студию в Париже на Рю де Севр 35. Его теоретические исследования вскоре распространились на множество различных архитектурных проектов.

Раймон Дюшан-Вийон, макет La Maison Cubiste (Кубистического дома). Изображение опубликовано в Les Peintres Cubistes Гийомом Аполлинером 17 марта 1913 года.

La Maison Cubiste (Кубистский дом)

В «Осеннем салоне» 1912 года была выставлена архитектурная инсталляция, которая быстро стала известна как Maison Cubiste (Кубистский дом), подписанная Раймон Дюшан-Вийоном и Андре Маре вместе с группой соавторов. Метценже и Глез в манифесте «О кубизме», написанном во время сборки «Maison Cubiste», написали о независимой природе искусства, подчеркнув, что декоративные аспекты не должны управлять духом искусства. Декоративная работа для них была «антитезой изображения». «Истинное изображение» писали Метценже и Глез, «несёт свой raison d"être (смысл) в себе. Его можно перенесен из церкви в гостиную, из музея в рабочий кабинет. По сути независимое, неизбежно завершенное, оно не обязательно сразу же удовлетворит ум: наоборот, оно должно привести его, мало-помалу, к фиктивным глубинам, в которых пребывает свет. Оно не гармонирует с тем или иным ансамблем; оно гармонирует с вещами в целом, с вселенной: это организм... ». «Ансамбли Маре были приняты в качестве обрамления кубистических работ, потому что позволили картинам и скульптурам сохранить свою независимость», пишет Кристофер Грин «создавая игру контрастов, в результате участия не только самих Глеза и Метценже, а и Мари Лоренсиана, братьев Дюшан (Раймонд Дюшан-Вийона разработавшего фасад) и старых друзей Маре, Леже и Роже де ла Френе. La Maison Cubiste был полностью меблированным домом с лестницей, перилами из кованого железа, гостиной - салон Буржуа, где висели картины Марселя Дюшана, Метценже («Женщина с веером»), Глеза, Лоренсина и Леже, и спальней. Он был примером L"art décoratif (декоративного искусства), домом в котором кубистическое искусство отображено в комфорте и стиле современной, буржуазной жизни. Зрители на «Осеннем салоне» проходили через полномасштабную 10-на-3-метровую гипсовую модель первого этажа фасада, спроектированного Дюшан-Вийоном. Эта архитектурная инсталляция была впоследствии выставлена на «Арсенальной выставке» 1913 года в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне, и указана в каталоге Нью-Йоркской выставки как Раймон Дюшан-Вийон, номер 609 и под названием «Фасад архитектурный, штукатурный».

фото: Ymblanter, Кубистский дом (Многоквартирное здание) , архитектор Йосеф Хохол, Прага-2, Вышеград, Некланова 98/30,

Оригинальная кубистская архитектура встречается очень редко. Существует только одна страна в мире, где кубизм действительно применялся к архитектуре - а именно Богемия (сегодня Чехия) и особенно в её столице Праге. Чешские архитекторы были первыми и теми единственными в мире, кто когда-либо проектировал оригинальные здания в стиле кубизм. Кубистская архитектура процветала в основном в 1910-1914 годах, но здания в стиле кубизм или под его влиянием также строились после Первой мировой войны. После войны в Праге развился архитектурный стиль, называемый рондокубизм, объединение кубистской архитектуры с круглыми формами.

В своих теоретических правилах архитекторы, работавшие в стиле кубизм, выразили потребность в динамизме, который бы превалировать над сущностью и покоем, содержащиеся в нём, через творческую идею, так чтобы результат вызывал у смотрящего чувство динамизма и выразительной пластичности. Это должно быть достигнуто через формы, полученные из пирамид, кубов и призм, расположение и сопоставление наклонных поверхностей, главным образом треугольных, скульптурных фасадов в выступающих кристалоподобных элементах, похожих на так называемую бриллиантовую огранку, или даже ячейки, которые напоминают позднюю готическую архитектуру. Таким образом, всем поверхностям фасадов предаётся форма, включая даже фронтоны и мансардные окна. Решетки, а также другие архитектурные украшения приобретают трехмерные формы. При этом были созданы новые формы окон и дверей, например гексагональные окна. Чешские архитекторы-кубисты также создавали кубистическую мебель.

Ведущими архитекторами кубизма были: Павел Янак, Йозеф Гочар, Властислав Гофман, Эмиль Краличек и Йосеф Хохол. Они работали в основном в Праге, но также и в других чешских городах. Самым известным кубистским зданием считается Дом «У Чёрной Матери Божьей» в Старом городе Праги, построенный в 1912 году Йозефом Гочаром с единственным кубистическим кафе в мире «Гранд кафе Ориент» (Grand Café Orient). Властислав Гофман построил входные павильоны Дяблицкого кладбища в 1912-1914 годах, Йосеф Хохол спроектировал несколько жилых домов под Вышеградом. Недалеко от Вацлавской площади также сохранились кубистические фонари, разработанные Эмилем Краличеком в 1912 году, который также построил Diamond House в Новом городе Праге приблизительно в 1913 году.

Дом «У Чёрной Матери Божьей» в Праге, построен Йозефом Гочаром в 1912 году, фото: VitVit ,

Вилла Коваржовица в Праге построенная Йосефом Хохолем (Kovařovicova vila, Praha 2-Vyšehrad, Libušina 49/3, Rašínovo nábřeží 49/28), фото: Enfo,

теги: архитектура общественных зданий, кубизм




- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

Скользя взглядом по фотографиям зданий, построенных в XX веке, я вспоминаю борхесовскую метафору «сада расходящихся тропок». Борхеса сейчас не принято читать, поэтому возьму на себя ужасную работу - перескажу мысль гения. Он предлагает вообразить, что, каждый раз, когда человеку предоставляется выбор, он выбирает не один, а сразу все возможные варианты, при этом реальность раздваивается или троится (по числу сделанных выборов). Похожее допущение делает квантовая механика (см. «многомировая интерпретация»).

«В истории бывают моменты, когда миру как будто предъявлено несколько вариантов будущего»

В истории бывают моменты, когда миру будто бы предъявлено несколько вариантов будущего, и он колеблется, не зная, какой предпочесть (здесь стоит посмотреть сборник новелл Стефана Цвейга «Звёздные часы человечества»). Мысль о том, что история могла сложиться иначе - это дразнящая мысль. Тут речь не об альтернативной истории (какими бы хорошими выдумщиками ни были Носовский и Фоменко, они всегда в проигрыше, так как реальность, которую они описывают, ограничена пределами их текстов, а подлинная история богата бесконечными подробностями) - я говорю о тех случаях, когда мир действительно мог двинуться по другому пути. А раз он на самом деле мог это сделать, значит, альтернативный путь обладает некоторой реальностью, пусть неполной, но настоящей. Кажется, что мы смутно различаем черты другой современности, глядя на неё через какую-то пелену, и, если сдвинем её и плотнее прижмёмся лицом к замочной скважине, сможем разглядеть чуть больше.

Раймон Дюшан-Вийон и др. Кубистский дом. 1912. Фрагмент

Андре Маре. Одна из комнат в «Кубистском доме»

Йозеф Холол. Кубистский дом в Праге, 1912

Йозеф Хохол. Кубистский дом в Праге, 1913

Йозеф Хохол. Вилла Коваровича в Праге, 1913

Йозеф Гочар. Дом чёрной Мадонны в Праге, 1912. Фрагмент фасада

Йозеф Гочар. Дом чёрной Мадонны в Праге, 1912. Лампа в кафе

Йозеф Гочар. Дом чёрной Мадонны в Праге, 1912. Кубистские крючки для одежды в кафе

Йозеф Гочар. Вилла Бауэра в Либодржиче, 1914

Эмиль Краличек. Уличный фонарь в Праге, 1914

Кресла Павла Янака в Музее кубизма в Праге

Отокар Новотны. Павильон Чехии на выставке Немецкого Веркбунда в Кёльне, 1914

Милевско, Чехия. Бывшая Новая синагога. 1914

Но если мы можем проникнуть хотя бы взглядом в другую современность, значит, и что-то оттуда может попасть к нам. Не исключено, что часть нашей обыденности - пришельцы «оттуда», предметы, за которыми стоит другой причинный ряд. Такими вещами кажутся мне поздние постройки Джо Понти. Это архитектура модернизма, но некого иного модернизма. В ней слишком много спектакля, слишком много формы. У этой архитектуры другие корни. И недавно я понял, какие.

Архитектура классического модернизма была создана не с первой попытки. Её появлению предшествовало несколько неудачных экспериментов. Самый крупный из них - кубистский. Кубизм - одно из многих художественных течений начала XX века, но у его создателей были более масштабные амбиции. Им казалось, что кубизм - это новый стиль эпохи, а значит - универсальный стиль, общий для всех видов искусства. Им почти удалось создать кубистскую архитектуру. Под абсент, думаю, заводили разговор и о кубистской музыке, но в этом направлении дело продвинулось мало.

«Кубизм - это новый стиль эпохи, а значит - универсальный стиль, общий для всех видов искусства»

Раймон Дюшан-Вийон и др. Кубистский дом. 1912

Архитектура кубизма начиналась эффектно. На Осеннем салоне в Париже в 1912 г. коллектив авторов выставил большой, 10 на 3 метра, макет «кубистского дома». Фасады спроектировал скульптор Раймон Дюшан-Вийон; интерьеры комнат (кажется, их можно было увидеть, обойдя макет и заглянув сзади), делали несколько человек, среди которых главным был Андре Маре. Комнаты были полностью обставлены, и на стенах висели маленькие картины художников-кубистов. После Парижа «кубистский дом» показывали на Армори Шоу в Нью-Йорке.

Сразу же появились и первые постройки архитекторов-кубистов. Но не в Париже, а в Праге, крупнейшем центре кубистского искусства за пределами Франции. Их строили в короткий период 1912 - 1914 гг. архитекторы Йозеф Хохол, Йозеф Гочар, Павел Янак, Отокар Новотны и некоторые другие. Кроме того, за эти три года чешские архитекторы создали довольно много кубистской мебели и предметов интерьера.

Архитектура кубизма авангардна, и вместе с тем поразительно традиционна. Мы видим в ней всё те же симметричные фасады, фронтоны, люкарны, порталы, что и в зданиях прошлых лет; только подвергшиеся характерной треугольной пикселизации. Это как бы особняки ар нуво, увиденные глазами Робера Делоне. Архитектура кубизма не подвергала тотальному отрицанию опыт прошлого. Она лишь предлагала украсить новыми орнаментами фасады зданий, структурно остающихся прежними.

Манифест Баухауза, 1919. Справа - гравюра «Храм социализма» Лионеля Файнингера

Вальтер Гропиус. Вилла Зоммерфельд в Берлине. 1921

Вальтер Гропиус. Вилла Зоммерфельд в Берлине. 1921. Интерьер. Перила лестницы - Йост Шмидт, кресла - Марсель Брёйер

Вальтер Гропиус. Вилла Зоммерфельд в Берлине. 1921. Двери

Йозеф Алберс. Витажи виллы Зоммерфельд в Берлине. 1921

Николай Ладовский. Проект дома-коммуны. 1920

Вальтер Гропиус. Памятник павшим в марте. Веймар. 1921

Эрих Мендельсон. Шляпная фабрика в Лукенвальде. 1923

Ханс Пёльциг. Административное здание в Ганновере. 1923. Фрагмент фасада

Фердинанд Шану и др. Магазин в Овиатт Билдинг в Лос-Анджелесе. 1927 - 1929. Козырёк-светильник над входом

Эрнст Паулюс и Людвиг Паулюс. Евангелическая церковь св. Креста в Берлине, 1927 - 1929.

Эрнст Паулюс и Людвиг Паулюс. Евангелическая церковь св. Креста в Берлине, 1927 - 1929. Интерьер

Йозеф Франке. Церковь св. Креста в Гельзенкирхене. 1927 - 1929. Интерьер

Особняк Жана Дусе в Нёйи-сюр-Сен, 1929. Лестница Йожефа Чаки. Фото Пьера Легрена

Уильям ван Аллен. Крайслер-Билдинг. Нью-Йорк. 1930. Фрагмент портала

Тимоти Пфлюгер. Театр «Парамаунт» в Окленде, США. 1931.

Чешский кубизм был скоротечен. После Первой мировой войны те же архитекторы, теперь уже граждане независимой Чехословацкой республики, вернулись в профессию; но их постройки были уже другими. Наигравшись в треугольники, в 20-е годы они полюбили полукруги и цилиндры. То, что они создали в этот период, называют архитектурой рондокубизма. На их довоенные постройки она совсем не похожа.

На этом история кубистской архитектуры заканчивается. Она вся уложилась в три предвоенных года. Но её отдельные мотивы часто встречаются в зданиях, построенных в последующие десятилетия.

Фердинанд Шану и др. Интерьер магазина в Овиатт Билдинг в Лос-Анджелесе. 1927 - 1929

Известно, что художники-кубисты сильно повлияли на формирование стиля ар деко. Собственно, они были авторами этого стиля. Андре Маре, автор интерьеров «кубистского дома» 1912 г., после войны стал популярным проектировщиком мебели ар деко. На знаменитой парижской выставке 1925 года он вместе с Эженом Сю оформил два павильона. Важнейший интерьер французского ар деко - обстановку дома Жака Дусе в Нёйи-сюр-Сен (1929) - создавала целая команда художников-кубистов. При этом, конечно, словарь ар деко не сводится к кубистским мотивам. Этот стиль черпал из многих источников.

Вдобавок и живопись кубизма менялась. «Аналитический» кубизм 20-х совсем не похож на живопись довоенных выставок, которая подвергала действительность монотонной триангулярной деконструкции. Тем более удивительно, что в архитектуре ар деко часто встречаются мотивы именно довоенного угловатого кубизма - мы замечаем их в светильниках, встроенных в потолок магазина Овиатта в Лос-Анджелесе (1928, архитектор - француз Фердинанд Шану), в потолках театра «Парамаунт» в Окленде (1931, архитектор Тимоти Пфлюгер) и т. д.

Многочисленные течения в живописи 20-х годов, спорящие друг с другом за право быть преемниками кубизма, почти все так или иначе использовали его приёмы. Его дробящиеся, кристаллические формы - общее достояние всей тогдашней авангардной живописи. Мы находим эти мотивы, в частности, и в картинах экспрессионистов; а также в зданиях, которые строили немецкие архитекторы-экспрессионисты. С формальной точки зрения, некоторые из этих построек (например, фабрику в Лукенвальде Мендельсона и дом Зоммерфельда в Берлине, несохранившийся шедевр молодых профессоров Баухауза) можно с полным правом назвать кубистскими. Впрочем, в доме Зоммерфельда видят также сильное влияние Райта.

Фрэнк Ллойд Райт. Зал собраний Первого Унитарианского общества в Мэдисоне. 1949 - 1951

Фрэнк Ллойд Райт. Автосервис в Клокей, 1958

Миланским архитекторам второй половины XX века было тесно в рамках модернистского канона, и все они так или иначе нарушали его. Самый известный архитектор Северной Италии, Джо Понти (он начинал в 20-е годы как умеренный классик) в своих поздних постройках вдруг обращается к опыту кубизма, который прежде его не интересовал. В его венесуэльской вилле Планшар карнизы и фасады разламываются, их куски, как льдины, наползают друг на друга, и кое-где на фасадную плоскость, тонкую как лист, можно взглянуть с торца. Как будто виллу то-то заморозил, а потом ударил молотком, и она раскололась. В церкви Сан Франческо а Фоппопино и соборе в Таранто Понти вспоминает опыт немецких экспрессионистов, которые подвергали кубистской геометризации мотивы готики.

«Кубисты реформировали искусство и не зарились на большее»

Архитектура кубизма - несостоявшийся проект. И легко понять почему. В середине 20-х годов основоположники «современного движения» выработали новые принципы архитектуры, изобрели её заново, с нуля. В начале 10-х кубисты лишь придумали, как её по-новому украшать. Модернисты всерьёз строили новый, небывалый мир, рай на земле. Социальные амбиции кубистов ограничивались мечтой о богатом коллекционере. Кубисты реформировали искусство и не зарились на большее; модернисты выворачивали мир наизнанку. Эта задача интереснее. Вот почему и немецкие архитекторы-экспрессионисты (правда, не все), и чешские кубисты (все) в середине 20-х, легко забыв опыт предшествующих лет, с увлечением принялись строить белые дома с окнами-экранами и плоскими крышами. И это направление господствовало в архитектуре тридцать лет, распространилось на всю планету и определило облик среды, в которой до сих пор живёт большинство человечества. Но всё это время ему как будто сопутствовал призрак архитектуры кубизма, скрываясь в полутьме, в складках истории, и время от времени выглядывая оттуда, словно пытаясь дожить свою жизнь, оборвавшуюся слишком рано.