Нарисовать русский народный платок с растительным орнаментом. Модные узоры на платках. Чтение учащимися стихотворений

И так, рисуем платок в технике холодного батика.

Материалы:

Ткань - креп-сатин, белого цвета, размер приблизительно метр на метр. Ткань берем с запасом, т. е. готовое изделие будет где то 90х90 см.

Резерв - прозрачный фирмы Гамма

Краски - акриловые для шелка Silk, Гамма

Стеклянная трубочка для резерва

Тряпка, для удаления капли резерва с трубочки, и для сушки кистей.

Кисти - 3 беличьих кисти разного размера, №5 для мелких деталей, №12 для заливки крупных деталей, №24 плоская кисть для фона.

Карандаш, большой лист бумаги для рисунка, маркер для обводки рисунка.

Деревянная рама, или подрамник (я использую раздвижную раму)

Перед тем как натягивать ткань на раму, ее следует промыть в легком мыльном растворе, для того, чтобы смыть заводскую обработку ткани, потому как если ее не промыть, краска будет плохо растекаться. После высыхания ткани, ее следует слегка прогладить.

Для начала очень ровно позиционируем ее:

Затем прикрепляем ткань канцелярскими кнопками, делаем это начиная от середины к краям. Важно ткань натягивать очень ровно, чтобы не перекосить ее.

После того как ткань натянута, нам нужно сделать рисунок нашего платка в размер рамы. Можно сделать предварительный эскиз маленького размера, а затем увеличить его до размера платка. Я рисунок делаю без предварительного эскизирования, прямо на большом куске бумаги. Для того, чтобы рисунок был лучше виден, я обвожу его поверх карандаша перманентным маркером.

Затем подкладываем рисунок под ткань таким образом, чтобы он был хорошо виден сквозь нее. Если рисунок находиться слишком низко и не виден, то можно подложить книги или журналы, чтобы он был ближе к ткани.

Когда рисунок размещен под тканью, начинаем наносить резерв.

Наносим резерв тщательно, чтобы не было разрывов, иначе краска потечет. Когда прошли резервом весь рисунок, оставляем его высыхать. Высыхает где то за час. Если время на работу ограничено, то можно ускорить процесс сушки феном.

Когда резерв высох, начинаем непосредственно роспись. Перед тем как наносить краску, нужно смочить раскрашиваемую область чистой водой. Это нужно для того, чтобы краска текла более свободно, а так же для того, чтобы выявить те места, которые плохо пропитал резерв.

Роспись по ткани напоминает акварельную живопись, потому, как в акварели, мы постепенно вплавляем один цвет в другой, добиваясь неповторимых переходов и игры цвета. Я обхожусь без палитры, смешивая краски прямо на ткани. Новичкам такой фокус будет наверное сложен, поэтому советую воспользоваться пластиковой палитрой.

При нанесении краски следует учитывать вид ткани. На различной ткани краска ведет себя по-разному. Она может течь равномерно, либо больше по утку, либо больше по основе.

Наносить краску нужно аккуратно, чтобы не попасть другим цветом на уже прокрашенные области, так как исправить это уже не удасться.

По моей задумке цветы на платке будут светлее фона, я делаю их золотисто - оранжевыми, листья же будут темнее фона,я делаю их красно коричневыми.

Если все таки в некоторых местах резерв был нанесен плохо, и мы этого не заметили при смачивании ткани водой, в этих местах краска протечет на другую область рисунка. Нам этого не нужно, но так как фон предпологаеться довольно таки темным, то протечки можно особо не размывать. Но обязательно эти места вновь пройтись резервом, чтобы цвет темного фона не затек на светлые цветы. Если же вы делаете фон светлым, то как только краска протекла, ее нужно тут же размыть на сколько это возможно и место протечки пройтись резервом.

Постепенно, расписывая небольшие детали, переходим к росписи фоновой области. Необходимо помнить, что большую область нужно писать быстро, не прерываясь, чтобы краска текла равномерно и нигде не высыхала раньше времени, иначе можно получить некрасивые пятна и затеки.

Чтобы добавить интересный эффект "капель", посыпаем мокрую ткань в некоторых местах мочевиной. Мочевина продается в любом садово-огородном магазине. Есть какая то специальная присыпка для подобного эффекта, но стоит конечно на порядок дороже (не знаю как называется). Либо можно вместо мочевины посыпать крупной солью, соль создает "звездочки" более светлого цвета.

И так, мы закончили роспись. Если в каких либо местах цвет не настолько насыщенный как вам хотелось бы, можно добавить цвета, заново смочим нужные участки и усилить контраст.

После высыхания, ткань нужно аккуратно снять с рамы, вынув кнопки.

Рисунок закрепляем при помощи не очень горячего утюга с изнаночной стороны на средней температуре допустимой для даного типа ткани.

После закрепления рисунка, ткань нужно прополоскать в теплой воде с добавлением малого количества мягкого шампуня, это нужно сделать для того, чтобы избавится от жесткости ткани после утюжки.

После того как ткань прополощена и высушена, нужно ее опять прогладить и ровно обрезать в размер, а затем обработать края. Для тех кто не дружит со швейной машинкой, можно отнести платок в ближайшее ателье и за не большую плату вам там обработают край на оверлоке.

И вот наш платок готов!

И так, рисуем платок в технике холодного батика.

Ткань — креп-сатин, белого цвета, размер приблизительно метр на метр. Ткань берем с запасом, т. е. готовое изделие будет где то 90х90 см.

Резерв — прозрачный фирмы Гамма

Краски — акриловые для шелка Silk, Гамма

Стеклянная трубочка для резерва

Тряпка, для удаления капли резерва с трубочки, и для сушки кистей.

Кисти — 3 беличьих кисти разного размера, №5 для мелких деталей, №12 для заливки крупных деталей, №24 плоская кисть для фона.

Карандаш, большой лист бумаги для рисунка, маркер для обводки рисунка.

Деревянная рама, или подрамник (я использую раздвижную раму)

Перед тем как натягивать ткань на раму, ее следует промыть в легком мыльном растворе, для того, чтобы смыть заводскую обработку ткани, потому как если ее не промыть, краска будет плохо растекаться. После высыхания ткани, ее следует слегка прогладить.

Натягиваем ткань на раму.

Для начала очень ровно позиционируем ее:

Затем прикрепляем ткань канцелярскими кнопками, делаем это начиная от середины к краям. Важно ткань натягивать очень ровно, чтобы не перекосить ее.

После того как ткань натянута, нам нужно сделать рисунок нашего платка в размер рамы. Можно сделать предварительный эскиз маленького размера, а затем увеличить его до размера платка. Я рисунок делаю без предварительного эскизирования, прямо на большом куске бумаги. Для того, чтобы рисунок был лучше виден, я обвожу его поверх карандаша перманентным маркером.

Затем подкладываем рисунок под ткань таким образом, чтобы он был хорошо виден сквозь нее.

Если рисунок находиться слишком низко и не виден, то можно подложить книги или журналы, чтобы он был ближе к ткани.

Когда рисунок размещен под тканью, начинаем наносить резерв.

Наносим резерв тщательно, чтобы не было разрывов, иначе краска потечет. Когда прошли резервом весь рисунок, оставляем его высыхать. Высыхает где то за час. Если время на работу ограничено, то можно ускорить процесс сушки феном.

Когда резерв высох, начинаем непосредственно роспись. Перед тем как наносить краску, нужно смочить раскрашиваемую область чистой водой. Это нужно для того, чтобы краска текла более свободно, а так же для того, чтобы выявить те места, которые плохо пропитал резерв.

Роспись по ткани напоминает акварельную живопись, потому, как в акварели, мы постепенно вплавляем один цвет в другой, добиваясь неповторимых переходов и игры цвета. Я обхожусь без палитры, смешивая краски прямо на ткани. Новичкам такой фокус будет наверное сложен, поэтому советую воспользоваться пластиковой палитрой.

При нанесении краски следует учитывать вид ткани. На различной ткани краска ведет себя по-разному. Она может течь равномерно, либо больше по утку, либо больше по основе.

Наносить краску нужно аккуратно, чтобы не попасть другим цветом на уже прокрашенные области, так как исправить это уже не удасться.

По моей задумке цветы на платке будут светлее фона, я делаю их золотисто — оранжевыми, листья же будут темнее фона,я делаю их красно коричневыми.

Если все таки в некоторых местах резерв был нанесен плохо, и мы этого не заметили при смачивании ткани водой, в этих местах краска протечет на другую область рисунка. Нам этого не нужно, но так как фон предпологаеться довольно таки темным, то протечки можно особо не размывать. Но обязательно эти места вновь пройтись резервом, чтобы цвет темного фона не затек на светлые цветы. Если же вы делаете фон светлым, то как только краска протекла, ее нужно тут же размыть на сколько это возможно и место протечки пройтись резервом.

Постепенно, расписывая небольшие детали, переходим к росписи фоновой области. Необходимо помнить, что большую область нужно писать быстро, не прерываясь, чтобы краска текла равномерно и нигде не высыхала раньше времени, иначе можно получить некрасивые пятна и затеки.

Чтобы добавить интересный эффект "капель", посыпаем мокрую ткань в некоторых местах мочевиной. Мочевина продается в любом садово-огородном магазине. Есть какая то специальная присыпка для подобного эффекта, но стоит конечно на порядок дороже (не знаю как называется). Либо можно вместо мочевины посыпать крупной солью, соль создает "звездочки" более светлого цвета.

И так, мы закончили роспись. Если в каких либо местах цвет не настолько насыщенный как вам хотелось бы, можно добавить цвета, заново смочим нужные участки и усилить контраст.

После высыхания, ткань нужно аккуратно снять с рамы, вынув кнопки.

Рисунок закрепляем при помощи не очень горячего утюга с изнаночной стороны на средней температуре допустимой для даного типа ткани.

После закрепления рисунка, ткань нужно прополоскать в теплой воде с добавлением малого количества мягкого шампуня, это нужно сделать для того, чтобы избавится от жесткости ткани после утюжки.

После того как ткань прополощена и высушена, нужно ее опять прогладить и ровно обрезать в размер, а затем обработать края. Для тех кто не дружит со швейной машинкой, можно отнести платок в ближайшее ателье и за не большую плату вам там обработают край на оверлоке.

И вот наш платок готов!

Под платком обычно подразумевают небольшой кусок ткани прямоугольной формы. Девушки используют его в качестве украшения или одежды. Среди мужчин так же встречаются любители платков, но реже. Существуют такие виды:

  • Русский национальный платок;
  • Косынка – треугольный ситцевый платок;
  • Фушю – тонкий платок из легкой ткани, прикрывающий шею;
  • Муфия – это арабский мужской головной убор;
  • Хиджаб – исламский женский головной платок;
  • Бандана – платок, который одевают на лоб;
  • Кашне – укрывает нижнюю часть лица, включая нос;

В моем примере мы узнаем как рисовать платок, который является частью женской одежды. Это классический вариант, который используют не только в России, но и по всему миру. Различите только в узорах и материале, из которого он изготовлен.

Как нарисовать платок карандашом поэтапно

Шаг первый. Я никогда не рисую вещи в вакууме, то есть отдельно от мира. В моих уроках ты всегда увидишь целостную картину происходящего. Поэтому я рисую набросок девушки, которая будет носить платок. Шаг второй. Делаю разметку лица и показываю элементы одежды. Шаг третий. Прорисовываю платок, в который обернута девушка и узор на нем. Рисую волосы девушке. Шаг четвертый. Надо уделить много времени узорам на платке. Шаг пятый. Если добавить теней и поправить контуры рисунок платка будет выглядеть гораздо красивее и реалистичнее: Советую нарисовать еще другие элементы одежды, например.

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе

Матвеева Светлана Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию конспект урока изобразительного искусства в 3 классе по программе «Планета Знаний», автор учебника Н. М. Сокольникова. Данная тема входит в раздел «Мир народного искусства». Материал может быть полезен учителям изобразительного искусства, учителям начальных классов, которые сами ведут изобразительное искусство, а также педагогам по художественным направлениям внеурочной деятельности.

Тема урока «Павловопосадские платки»

Цель: Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров.
Задачи:
- продолжить знакомство с традиционными народными художественными промыслами;
- обучать умению рисовать павловопосадские цветы;
- воспитывать любовь к традиционным народным художественным промыслам.


В результате урока учащиеся должны освоить следующие навыки:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- понимание сопричастности к культуре своего народа,
- уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- представления о роли искусства в жизни человека;
- восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
основ эмоционально ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов;
- рисовать схемы размещения орнаментов на павловопосадских платках;
- повторять образцы павловопосадских цветов.
- решать творческую задачу: рисовать платок с павловопосадскими узорами (гуашь).
- рисовать угол платка с павловопосадскими узорами (простой карандаш).

- подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- следовать при выполнении художественно – творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
- объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
- продумывать план действий при работе в паре;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выполнять художественно – творческую работу;
- планировать свои действия при создании художественно – творческой работы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
- анализировать, из каких деталей состоит объект.
- изучать какие платки и шали носят женщины в крае.
- вести поиск информации об истории производства павловопосадских платков и известных мастерах.
Учащиеся получат возможность научиться:
- моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
- учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе.
- участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно - творческой работы в группе;
- владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
- владеть диалогической формой речи, уметь дополнять,
отрицать суждение, приводить примеры.
Учебно – методический комплект:
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. - М.: Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». - М.: Астрель.

Ход урока

I. Организационный момент и мотивация к учению.
Учитель:
Проверьте, всё ли в порядке?
Кисти, краски и тетрадки?
Добрый день, ребята! Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте.
(Звучит песня в исполнении Таисии Повалий «Оренбургский пуховый платок»).
Учитель: Ребята, откройте глаза и скажите, что Вы представили? Какие чувства вызвала у Вас эта песня? О чём она?

II. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Ребята, предлагаю Вам поработать в группах. Но для начала давайте вспомним правила работы в группе.
(Повторение правил работы в группе).
Учитель: Внимательно посмотрите на фотографии с изображением разных платков. Подумайте, на какие группы их можно разделить.
Каждой группе предлагается набор фотографий. Группы делят их по определённым признакам (по цвету, по форме, по рисунку). Далее следует обсуждение.
III. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Ребята, хочу обратить Ваше внимание на группу платков одинаковых по своему рисунку.
(Учитель помещает фотографии этой группы на доску).
Учитель: Кто знает, как называются эти платки? Посмотрите ребята, что у меня в руках?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель (накинув на плечи платок):
Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла
Мамин павлопосадский платок,
Что-то важное, вспомнила сразу душа,
Как свободы глотнула глоток.
А в платке то самом: поле, поле цветёт!
И цветы в нём безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живет:
Реки… горы… дороги и нивы!


Учитель: Да, ребята, у меня в руках – павлопосадский платок. И, как Вы, наверное, уже догадались тема сегодняшнего урока: «Павловопосадские платки». Мы продолжаем знакомиться с традиционными народными художественными промыслами. Будем учиться рисовать павловопосадские цветы.
IV. Знакомство с новым материалом.
(Далее можно показать презентацию по данной теме).
Примерный рассказ по теме
Павловские платки своё название получили от названия небольшого города Павловский Посад, который расположен в Московской области. Это один из старейших российских центров, в котором изготовляли платки. В 19 веке в Павлове на ярмарках большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки. Как можно было не купить такую красоту?! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом. Бывают платки с кистями и бахромой, большие и маленькие. Абсолютно всем и платки были к лицу! Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Для одного платка использовалось более десятка досок. Для каждого цвета – своя доска.
Со временем машинное производство стало вытеснять ручное. Набивной рисунок стали наносить с помощью специальных шаблонов. Живописные павловопосадские платки знамениты не только в России, но и во многих странах мира.


Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах. Они придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье.
Следует отметить, что павлопосадские набивные платки производятся уже более 200 лет. Они стали неотъемлемой частью культуры России.Традиционные рисунки – это цветы и листья. Цветущие ветви розы и лилии – знак древа жизни, райского сада. Позже появился рисунок «турецкий огурец». Со временем появились и другие мотивы, отвечающие тенденциям современной моды. Рисунок располагается симметрично от центра. Для одного платка используется 18-23 тонов, сочетание цветов гармоничное и правильное, поэтому павлопосадские платки такие яркие и универсальные. Изначально преобладали насыщенные цвета - бордовый, черный, ярко-синий, темно-зеленый - обозначающие богатство.
V. Физкультминутка. Танец с платком.
(Дети выполняют движения под музыку).


Работа учебником (с. 84–85 учебника).
Учитель: Ребята, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
- Какую форму имеет платок? (Квадратную).
- Чем украшены платки? (Цветами).
- Какими цветами? (Букетами или гирляндами из роз, пионов, георгин, лилий, ирисов, ромашек, колокольчиков).
- Какого цвета фон платков? (Зелёный, синий, красный, белый).


VI.Творческая работа. Закрепление знаний, навыков.
Выполнение практической работы.
1.Демонстрация образцов рисунков.
(Каждому ребёнку раздаётся угол платка из белой бумаги).



2.Выполнение учащимися практической работы.
(Задание в рабочей тетради выполняется гуашью).
(В момент выполнения практической работы можно включить песню в исполнении Ани Лорак «Синий платочек»).
3. Контроль за выполнением практической работы.
VII. Анализ работ учащихся.
Выставка работ.
VIII. Итог урока.
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Рефлексия.
Учитель: Посигнальте, какое у Вас настроение от урока? Что понравилось? Чему ещё придётся поучиться? Где может пригодиться Вам полученный на уроке материал? Спасибо за урок!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

Тема « Павлово-Посадский платок. Орнамент в квадрате. Набойка».

Урок для 6 класса.

Разработала учитель МБОУ «СОШ №13»

Лыгина Наталия Николаевна

г.Череповец

2015 год

Цель урока: «Изобразить орнамент в квадрате по мотивам павлово - посадского платка в технике «штамповка».

Задачи:

1. Познакомиться с историей павлово-посадского набивного платка.

2. Изучить схемы орнамента в квадрате, характерные для павлово-посадского платка.

3. Изучить орнаментальные мотивы павлово-посадских платков.

4. Изучить цветовую гамму павлово-посадского платка.

5. Изготовить штамп – манеру с растительным орнаментом из овощей.

6. Изображение орнамента в квадрате по одной из выбранных схем в технике «штамповка» (квадрат вырезается из цветной бумаги).

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

2

3

4

Организационный момент

Предлагает сформулировать цель и задачи урока.

Слушают учителя. Формулируют цель и задачи урока исходя из темы урока.

Изучение нового материала

Предлагает информацию об истории производства павлово-посадских набивных платков.

Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) – один из старейших российских старинных центров. В 18 – первой половине 19 века богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотой нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков. украшенных красочным набивным орнаментом.

Постепенно производство разрасталось и приобрело ярко выраженный национальный характер. Особенности производства, композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых начинается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов – наборщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декорировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. Популярен орнаментальный мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху. Преобладает молочно-белый, чёрный, красный, тёмно-синий, вишнёвый фон.

На протяжении 1920-30-х гг. в Павловском Посаде выпускались преимущественно хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором.

Искусство нарядного набивного шерстяного платка было возрождено после Вов, когда стала активно применяться ручная набойка. Однако с конца 1950-х гг. ручное производство стало постепенно вытесняться современными печатными машинами и техникой фотопечати. В настоящее время платков ручной набойки на Московском платочном объединении в Павловском Посаде вырабатывается немного. Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приемы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности колорита.

Слушают учителя.

Запоминают новые термины.

Отвечают на вопросы.

Творческая практическая деятельность

(творческий

поиск)

Предлагает рассмотреть несколько схем построения орнамента в квадрате (схемы построения орнамента павло-посадского платка), орнаментальные мотивы, цветовую гамму. Уточняет значение терминов: орнамент, набойка, манера, штамповка, стилизация, колорит.

Предлагает вырезать штампы из овощей с растительным орнаментом и изобразить орнамент в квадрате в технике «штамповка».

Ребята знакомятся со значением новых терминов. Рассматривают схемы орнаментов; вырезают штампы; определяются с цветовым решением. Выполняют композицию орнамента.

Итоги урока. Рефлексия.

Предлагает полюбоваться своей работой и ответить на вопросы по истории производства платка, по схемам, орнаментальным мотивам и технике выполнения.

Рассматривают свою работу. Делают выводы, отвечают на вопросы.

Презентация:

1. Тит. лист

Цель и задачи – на 2-м листе

3. История платка с картинками платков

4. Образцы платков

5 Примеры схем

6. Примеры орнаментальных мотивов

7. Фото изготовления штампа

8. Фото печатания орнамента

9. Фото образцов детских работ.