Имена известных дирижеров. Известные дирижеры мира

Публикации раздела Музыка

По мановению руки

Валерий Гергиев. Фотография: Michal Dolezal / ТАСС

Т оп-5 российских дирижеров.

Валерий Гергиев

Сотрудники одного авторитетного журнала о классической музыке однажды задались целью выяснить, когда спит маэстро Гергиев. Сопоставили графики гастролей, репетиций, перелетов, пресс-конференций и торжественных приемов. И выяснилось: никогда. Получается, что он также не ест, не пьет, не видится с семьей и, естественно, не отдыхает. Что ж, в работоспособности - залог успеха. Только так можно стать одним из самых востребованных и самых популярных дирижеров мира - таким, как Валерий Гергиев.

В 7 лет Валеру родители привели в музыкальную школу. Мальчик выглядел очень озабоченным и все время поглядывал в окно. Еще бы, его отвлекли от футбола, а там наши проигрывают! После прослушивания педагог обратился к маме: «Мне кажется, слуха у него нет. Может быть, он станет Пеле...» Но материнское сердце не обманешь. Она всегда знала, что ее Валера - гений, и добилась, чтобы его приняли в музыкальную школу. Уже через месяц преподаватель взял свои слова обратно. Триумфом молодого музыканта, который из Владикавказа уехал в Ленинград, в консерваторию, стала победа на Конкурсе имени Герберта фон Караяна - самом престижном из всех. С тех пор Гергиев знает цену победам - и, как может, опекает молодых и талантливых музыкантов, оказавшихся рядом.

В 35 лет - он худрук Мариинского театра! Немыслимо: огромная махина с двумя труппами - оперной и балетной - и отличным симфоническим оркестром, доставшимся по наследству от Юрия Темирканова, - в твоем распоряжении. И можно играть любую музыку, какую захочешь. Даже Вагнера, так горячо любимого Гергиевым. Валерий Абисалович поставит в своем театре «Кольцо нибелунга» - все четыре оперы, идущие четыре вечера подряд. Сегодня это под силу только Мариинскому театру.

Но негласное соревнование с Москвой все же идет. Большому построили новую сцену, закрыли на реконструкцию - а Гергиев строит в Петербурге новый концертный зал, без единой государственной копейки (Мариинка-3), затем - роскошную Новую сцену Мариинки-2.

Москву Гергиев покорил всерьез и надолго в начале двухтысячных, когда основал здесь Пасхальный фестиваль и, конечно, возглавил его. Что творилось в столице в пасхальное воскресенье! Большую Никитскую перекрывали с милицией, на подходе к Большому залу Консерватории были сплошные медийные лица, лишний билетик не просто спрашивали - вырывали из рук за любые деньги. Москвичи так истосковались по хорошим оркестрам, что готовы были молиться на Гергиева, который со своим оркестром предоставлял им не просто качество - иногда случались и откровения. И так, в общем, продолжается до сих пор. Только сейчас это уже не несколько концертов, как в 2001-м, а 150 - по всей России и даже за ее пределами. Большого размаха человек!

Владимир Спиваков. Фотография: Фадеичев Сергей / ТАСС

Владимир Спиваков

Профессор Янкелевич подарил талантливому ученику Центральной музыкальной школы Володе Спивакову ту самую скрипку, с которой тот сделает свою музыкальную карьеру. Инструмент венецианского мастера Гобетти. У нее был «инфаркт» - деревянная вклейка на груди, и скрипичные мастера полагали, что, вообще-то, она звучать не должна. Но только не у Спивакова. «Вовочка, с тобой хорошо продавать скрипки: любая кастрюля через три минуты начинает звучать», - сказал ему однажды старый скрипичный мастер. Уже много позже, стараниями жены Сати, у Владимира Теодоровича появится заветный Страдивари. Мир же скрипач Владимир Спиваков покорил с Гобетти: выиграл несколько престижных конкурсов и объездил с гастролями все лучшие сцены планеты, не брезгуя, впрочем, и глубинкой, в том числе и российской - там тоже ждала публика.

Блестящий скрипач покорил весь мир. Но в середине 70-х, в самом разгаре карьеры, он начинает учиться профессии дирижера. Старейшина дирижерской школы Лорин Маазель спросил, не сошел ли тот с ума. Зачем ему это надо, если он так божественно играет. Но Спиваков был непреклонен. Его великий учитель Леонард Бернстайн был так покорен настойчивостью и талантом ученика, что подарил ему свою дирижерскую палочку. Но одно дело - научиться дирижировать, другое - найти коллектив для этого. Спиваков не стал искать, он его создал: весной 1979 года появился камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Оркестр быстро прославился, но до официального признания музыкантам приходилось репетировать по ночам - в кочегарках, ЖЭКах, в клубе Военной академии имени Фрунзе. По словам самого Спивакова, однажды в Томске оркестр дал три концерта в один день: в пять, семь и девять часов. А слушатели несли музыкантам еду - картошку, пирожки, пельмени.

Путь в Большой зал Консерватории для «Виртуозов Москвы» был недолгим: сказать, что оркестр был популярен, - мало, здесь годится только превосходная степень. По примеру своего фестиваля во французском Кольмаре он организовал фестиваль и в Москве, куда приглашает мировых звезд. Рядом с творческими силами появилась еще одна линия - благотворительная, в Фонде Спивакова умеют найти и поддержать талант, а стипендиаты конкурируют только сами с собой (одним из первых был Евгений Кисин).

В 2000-х Владимир Теодорович создал еще один коллектив - Национальный филармонический оркестр России. Базируется он в Московском международном доме музыки, чей президент - Владимир Спиваков.

Юрий Башмет. Фотография: Валентин Барановский / ТАСС

Юрий Башмет

Вот человек со счастливой судьбой. Он, как Юрий Гагарин, - первый. Конечно, его не возят на лимузине с открытым верхом по улицам нашей столицы и всех прочих столиц мира, не называют его именем улицы и площади. Впрочем... Его именем называют музыкальные школы, а восторженные поклонники во всем мире положили к его ногам, наверное, миллион алых роз - а то и больше.

Знал ли он, когда во Львовской центральной музыкальной школе переводился со скрипки на альт, что прославит этот до сих пор считавшийся незатейливым инструмент? А виноваты во всем Beatles. Можно сказать, они подарили миру и альт, и Башмета. Как любой подросток, он увлекся - да настолько, что сколотил собственную группу и тайком от родителей выступал на праздниках. А потом не знал, как признаться, что у него припрятана пачка купюр крупного достоинства, в то время как мама за месяц тратила одну.

После Львовской ЦМШ он поступил в Московскую консерваторию, поехал на первый зарубежный конкурс - замахнулся сразу на престижный ARD в Мюнхене (а других-то по альту и не было) и выиграл! Думаете, здесь началась его карьера? Только не на родине. В Большом зале Консерватории он сыграл сольно тогда, когда его альт прозвучал уже в Нью-Йорке, Токио и на европейских сценах. В Москве соблюдали субординацию: «Как мы вам дадим зал, когда у нас в штате заслуженные и народные?» (То, что они были артистами оркестра, значения не имело.)

Не хотите выпускать с сольными программами? Создам оркестр. За «Солистами Москвы» поклонники и поклонницы ездили по всей России, это был один из лучших камерных оркестров СССР. А дальше - звук альта расслышали композиторы, по счастливой случайности (XX век!) искавшие новые средства выразительности. Они сотворили себе и публике кумира, стали писать новые и новые опусы для альта. Сегодня количество посвященных ему сочинений исчисляется десятками, а композиторский азарт все не останавливается: каждый хочет написать для Башмета.

Юрий Башмет сегодня руководит двумя оркестрами («Солисты Москвы» и «Новая Россия»), возглавляет несколько фестивалей (самый известный из них - Зимний, в Сочи), много времени отдает работе с детьми: организует мастер-классы и занимается юношеским симфоническим оркестром, где играют, конечно, лучшие из лучших.

Юрий Темирканов. Фотография: Александр Куров / ТАСС

Юрий Темирканов

Догадывался ли Сергей Прокофьев, что маленький мальчик, сын руководителя Комитета по делам искусств Кабардино-Балкарии (он опекал московский музыкальный «десант» во время эвакуации), станет одним из лучших дирижеров мира? И к тому же страстным поклонником музыки самого Прокофьева: на счету Юрия Темирканова не только исполнение знаменитых партитур композитора, но и возрождение забытых. Его трактовки симфоний Шостаковича или опер Чайковского причисляют к эталонным, на них ориентируются. Его оркестр - с длинным названием, которое в просторечии превратилось в «Заслугу» (от заслуженного коллектива России - Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича), - вошел в рейтинг лучших оркестров мира.

В 13 лет Темирканов приехал в Ленинград, с этим городом связал свою судьбу. ЦМШ при консерватории, сама консерватория, сначала оркестровый факультет, затем - дирижерский, у легендарного Ильи Мусина. Карьера его развивалась стремительно: после консерватории он дебютировал в Малом оперном театре (Михайловском), на следующий год выиграл конкурс и отправился на гастроли - в Америку - с Кириллом Кондрашиным и Давидом Ойстрахом. Затем возглавил оркестр Ленинградской филармонии и в 1976 году стал главным дирижером Кировского театра. Где и создал те самые эталонные интерпретации опер Чайковского, а одну из них - «Пиковую даму» - и сам поставил. Валерий Гергиев, кстати, недавно эту постановку отреставрировал и вернул на сцену Мариинки. В 1988-м - это предмет особой гордости дирижера: его выбрали - а не назначили «сверху»! - главным дирижером той самой «Заслуги», а затем и худруком Санкт-Петербургской филармонии.

Альгис Жюрайтис. Фотография: Косинец Александр / ТАСС

Альгис Жюрайтис

Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Альгис Жюрайтис прожил 70 лет и 28 из них работал в лучшем театре большой страны - Большом. Уроженец Литвы, он окончил Вильнюсскую консерваторию (а позже получил еще одно образование - в Московской) и дебютировал в Литовском театре оперы и балета. Талантливого дирижера быстро заметили в столице - и Жюрайтис получил место в Москве: сначала был дирижером-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио, затем дирижером Москонцерта и, наконец, в 1960-м попал в Большой театр.

Жюрайтис прославился работой с Юрием Григоровичем: большинство спектаклей знаменитый хореограф выпустил в Большом именно с Жюрайтисом, в том числе легендарный «Спартак».

Скандальную славу принесла дирижеру его статья в газете «Правда», посвященная экспериментальному спектаклю Альфреда Шнитке и Юрия Любимова «Пиковая дама»: в результате публикации постановка не дождалась премьеры, ее запретили. Гораздо позже в своих интервью Шнитке выскажет предположение, что за появлением этой публикации стоял секретарь ЦК КПСС по идеологии - Михаил Суслов, известный своими искусными интригами.

Последние 20 лет дирижер был женат на певице Елене Образцовой. «В один миг я влюбилась в Альгиса Жюрайтиса. Не понимаю, как это произошло - в одну секунду! Возвращались с гастролей и оказались в одном купе… Никаких провокаций с обеих сторон не было. Мы сидели, болтали. И вдруг точно искра вспыхнула между нами! И я уже больше не могла без него жить».

Было бы неслыханной самонадеянностью с моей стороны рассуждать о знаменитых дирижёрах всех времен и народов. На этот счет я могу вам предоставить только ссылку на мнение более авторитетных экспертов, чем я:). Но моё собственное мнение ведь представляет тоже какую-то ценность, как любое самостоятельное мнение думающего человека, так ведь? Поэтому поступаю следующим образом: попытаюсь выделить основные этапы в становлении режиссёрского искусства и связанные с этими этапами имена знаменитых дирижёров. Так будет справедливо со всех сторон:)

связан с весьма громоздким предметом под названием «баттута». Этакий жезл, которым главный музыкальный руководитель ударял в пол, отмеряя такт. А с этой самой баттутой связано, в свою очередь, самое нелепое трагическое происшествие в музыкальном мире. Композитор, музыкант и дирижёр Жан-Батист Люлли скончался от гангрены в 1687 году. А причиной послужила травма ноги во время дирижирования с помощью баттуты…

  • В 17-м веке роль дирижёра

очень часто исполняли ведущие музыканты оркестра. Иногда это были органисты или клавесинисты, но чаще – скрипачи. Наверно же, от этой традиции пошло выражение «первая скрипка»? И вот тут мне хочется назвать следующее, достаточно современное имя: Вилли Босковски. Будучи скрипачом и дирижёром, он несколько десятилетий 20-го века являлся концертмейстером знаменитого Венского филармонического оркестра. А оркестр этот по традиции никогда не имел главного дирижёра. Босковски часто дирижировал на манер самого Штрауса – со скрипкой в руке.

  • В конце 18-го, в 19-м веке музыкальные произведения

усложнились настолько, что следующим закономерным шагом стало формирование профессии «освобожденного» дирижёра. Теперь уже исполняются произведения не только собственного сочинения, но и других собратьев по цеху. А со временем и вовсе происходит чёткое разделение между видами деятельности: дирижёр теперь совсем не обязательно композитор! Одними из первых профессиональных дирижёров, сумевших завоевать международную репутацию, были Ганс фон Бюлов и Герман Леви .

  • Нельзя не упомянуть и такое событие – появление дирижёрской палочки.

Это произошло в 19-м веке и определившийся в то время вид этого немаловажного инструмента остаётся традиционным и в наши дни. А изобретателем считают немецкого композитора и дирижёра Луи Шпора .

  • В истории дирижёрства имеется поистине революционный момент.

А именно: дирижёр поворачивается лицом к оркестру и спиной к публике ! Честно: я что-то и не представляю, а как же было до этого? Не мог же дирижировать маэстро, стоя лицом к публике, но спиной к музыкантам?! Ну, как бы там ни было, а это событие отмечается, как особенное. И в связи с этим мне вспоминается самый проникновенный, душещипательный фрагмент: полностью уже оглохший Бетховен дирижирует на премьере своей симфонии №9. Исполнение закончено. Композитор не в состоянии услышать никаких звуков. Стоя к публике спиной, он не может и видеть реакцию аудитории. И тогда музыканты разворачивают его лицом к залу и Бетховен видит какой триумф вызвало его новое произведение.

  • Напоследок позволю себе озвучить свою личную привязанность:).

Как неожиданно я выяснила для себя самой: мне трудно судить о дирижёрском профессионализме, поэтому в своих оценках я «добираю» такими качествами, как артистизм и чувство юмора. Вероятно поэтому из числа дирижёров века 20-го, я выделяю двоих: Геннадий Рождественский и Даниэль Баренбойм . Записью выступления последнего я и заканчиваю этот пост:

Не может существовать без дирижеров, равно как киноиндустрия без режиссеров, литературно-издательская сфера деятельности без редакторов, модные проекты без дизайнеров. Руководитель оркестра обеспечивает органичное взаимодействие всех инструментов во время выступления. Дирижер является главным действующим лицом на сцене филармонии, концертного зала или любой другой музыкальной площадки.

Виртуозы

Слаженность симфонического оркестра, стройное звучание многочисленных музыкальных инструментов достигается за счет мастерства дирижера. Недаром наиболее талантливые из них удостаиваются различных высоких званий и титулов, а в народе их называют "виртуозами". И действительно, безупречное владение дирижерской палочкой позволяет довести до каждого музыканта, сидящего в оркестровой яме, все нюансы творческого порыва. Огромный симфонический оркестр вдруг начинает звучать как единое целое, а музыкальная композиция при этом раскрывается во всем своем великолепии.

Известные дирижеры объединяются по признаку мастерства, все они прошли школу высокого искусства, не сразу к ним пришла популярность и признание широкой публики. Популярность приобретается годами. В большинстве своем известные дирижеры, помимо концертной деятельности, занимаются преподаванием, ведут курсы обучения для молодых музыкантов, а также мастер-классы.

Самопожертвование

Искусство дирижирования оркестром требует многолетней практики, непрерывного совершенствования, которое выливается в бесконечные репетиции. Некоторые известные дирижеры отличаются особым творческим упорством, граничащим с самопожертвованием, когда личная жизнь отодвигается на второй план и остается только музыка. Впрочем, подобная ситуация идет на пользу искусству.

Наиболее известные дирижеры связаны контрактами с определенными музыкальными коллективами, и это дает им возможность достичь высокого уровня исполнения При этом необходимо всеобщее взаимопонимание, которое впоследствии послужит залогом успешной концертной деятельности.

Известные оперные дирижеры

В мировой музыкальной иерархии есть имена, которые знают все. Фамилии известных оперных дирижеров можно встретить на афишах, рекламных щитах, их именами называют круизные лайнеры. Эта популярность вполне заслуженная, поскольку мало кто еще способен посвятить всю свою жизнь, без остатка, музыке. Самые известные дирижеры разъезжают по всему миру, гастролируют с различными музыкальными коллективами или руководят оркестрами в крупных музыкальных центрах. Оперные спектакли требуют особой слаженности оркестра при сопровождении вокальных партий, арий и каватин. Во всех музыкальных агентствах можно узнать фамилии известных оперных дирижеров, которых можно пригласить на сезон или ряд выступлений. Опытные импресарио знают стиль работы и особенности характера каждого. Это помогает им сделать правильный выбор.

Известные дирижеры России

Музыка, особенно оперная, состоит из множества компонентов. Здесь и оркестр, включающий в себя разнообразные инструменты: духовые, струнные, смычковые, ударные. Солисты, исполнители вокальных партий, хор и другие участники спектакля. Разрозненные фрагменты оперного представления в одно целое объединяют режиссер спектакля и дирижер оркестра. Причем последний активно участвует в действии от начала и до конца. В России есть дирижеры, которые своей музыкой направляют оперу по тому единственно верному пути, который приводит зрителя к настоящему искусству.

Известные дирижеры России (список):

  • Александров Александр Васильевич.
  • Башмет Юрий Абрамович.
  • Борисовна.
  • Владимирович.
  • Броневицкий Александр Александрович.
  • Василенко Сергей Никифорович.
  • Гаранян Георгий Абрамович.
  • Гергиев Валерий Абисалович.
  • Горенштейн Марк Борисович.
  • Александрович.
  • Евтушенко Алексей Михайлович.
  • Ермакова Людмила Владимировна.
  • Кабалевский Дмитрий Борисович.
  • Кажлаев Мурад Магомедович.
  • Коган Павел Леонидович.
  • Лундстрем Олег Леонидович
  • Мравинский Евгений Александрович.
  • Светланов Евгений Федорович.
  • Спиваков Владимир Теодорович.

Каждый известный российский дирижер может успешно руководить любым зарубежным симфоническим оркестром, для этого достаточно нескольких репетиций. Профессионализм музыкантов помогает преодолеть и и разницу стилей.

Мировые знаменитости

Известные дирижеры мира - это талантливые музыканты, признанные широкой публикой.

Павел Коган

Наиболее известный российский дирижер, который уже более сорока лет дарит миру свое искусство. Его популярность беспрецедентна. Имя маэстро в списке десяти величайших современных дирижеров. Родился музыкант в семье прославленных скрипачей, Леонида Когана и Елизаветы Гилельс. С 1989 года является бессменным художественным руководителем, а также Главным дирижером МГАСО (Московского государственного симфонического оркестра). Одновременно представляет Россию в крупных музыкальных центрах Америки.

Павел Коган выступает по всему миру с лучшими симфоническими оркестрами, его искусство считается непревзойденным. Маэстро является России, носит звание «Народный артист России». Также Павел Коган обладает множеством наград, среди которых Орден «За заслуги перед Отечеством» и Орден Искусств.

Герберт фон Караян

Всемирно известный дирижер австрийского происхождения Герберт фон Караян (1908-1989) родился в семье греческих иммигрантов. В возрасте восьми лет поступил в консерваторию "Моцартеум" в городе Зальцбург, где проучился 10 лет и получил начальные навыки дирижирования. Одновременно молодой Караян осваивал игру на фортепиано.

Дебют состоялся в 1929 году в Зальбургском Фестивальном театре. Герберт продирижировал оперу "Саломея". В период с 1929 по 1934 год был Главным капельмейстером в театре немецкого города Ульма. Затем Караян долгое время стоял за дирижерским пультом оркестра Венской филармонии. Тогда же он выступил с оперой Шарля Гуно "Вальпургиева ночь".

Звездный час для дирижера наступил в 1938 году, когда опера Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда" в его исполнении имела огромный успех, после чего Герберта стали называть "Чудо-Караян".

Леонард Бернстайн

Американский дирижер (1918-1990), родился в семье еврейских иммигрантов. Музыкальное образование началось для Леонарда еще в детстве, он учился играть на фортепиано. Однако постепенно мальчик приобщился к дирижированию, и в 1939 году у него состоялся дебют - юный Бернстайн исполнил с небольшим оркестром композицию собственного сочинения под названием The Birds.

Благодаря высокому профессионализму Леонард Бернстайн быстро приобрел популярность и уже в молодые годы возглавил Нью-Йоркский филармонический оркестр. Будучи всесторонним творческим человеком, дирижер занимался литературой. Его перу принадлежит около десятка книг, посвященных музыке.

Валерий Гергиев

Знаменитый дирижер Гергиев Валерий Абисалович родился 2 мая 1953 года в Москве. В возрасте девятнадцати лет поступил в Ленинградскую консерваторию. Будучи студентом участвовал в международном конкурсе дирижеров в Берлине, где занял второе место.

После окончания консерватории в 1977 году молодой дирижер был принят в качестве ассистента в Кировский театр. Его наставником стал и уже в 1978 году Валерий Гергиев встал за пульт и отыграл оперу Прокофьева "Война и мир". В 1988 году сменил Юрия Темирканова, после его ухода в Ленинградскую филармонию.

Год 1992 был ознаменован возвращением Кировскому театру его исторического названия "Мариинский театр". Театральная публика Санкт-Петербурга, чтобы попасть на оперные спектакли, записывается заранее, на месяцы вперед. Сегодня Валерий Гергиев является главным дирижером театра и его художественным руководителем.

Евгений Светланов

Известный дирижер, русский и всемирный, Евгений Федорович Светланов (1928-2002) оставил заметный след в культурном наследии России. Обладает званиями «Герой Социалистического Труда» и «Народный артист СССР». Является лауреатом Ленинской и Государственной премии СССР.

Творческая карьера Светланова началась сразу после окончания Института имени Гнесиных в 1951 году. Он продолжил обучение в Московской консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования и композиции.

Дебют состоялся в 1954 году на сцене Большого театра в постановке оперы Римского-Корсакова "Псковитянка". С 1963 по 1965 год был главным дирижером Большого театра. В период его работы заметно повысился уровень оперных спектаклей.

В 1965-2000 гг. совмещал работу в должности художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра СССР (позже России).

Владимир Спиваков

Российский дирижер Спиваков Владимир Теодорович родился в 1944 году в городе Уфе. В 1968-м окончил Московскую консерваторию, в 1970-м аспирантуру.

Мастерству Владимир Спиваков обучался в Горьковской консерватории у профессора Израиля Гусмана. Позже прошел специальный курс в США, у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля.

В настоящее время является бессменным руководителем и дирижером камерного симфонического оркестра «Виртуозы Москвы», который лично организовал в 1979 году. Выступал с европейскими оркестрами и музыкальными коллективами США. Дирижировал в театре «Ла Скала», Академии Чечилия, филармонии немецкого города Кельна и Французского радио. Является президентом Международного Дома музыки в Москве.

Юрий Башмет

Российский дирижер Башмет Юрий Абрамович родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Народный артист СССР. Лауреат четырех Государственных премий Российской Федерации.

В 1976 году окончил Московскую консерваторию. В 1972-м, еще будучи студентом, приобрел скрипку-альт итальянского мастера Паоло Тесторе, изготовленную в 1758 году. На этом уникальном инструменте Башмет играет и сегодня.

Активную концертную деятельность начал в 1976 году, а спустя два года получил должность преподавателя в Московской консерватории. В 1996 году Юрий Башмет создает «Эспериментальную кафедру альта», на которой проходит изучение партий альта в симфонической, оперной и камерной музыке. Тогда же получает звание профессора Московской консерватории. В настоящее время занимается активной благотворительной и общественной деятельностью.

Итай Талгам

Известный дирижёр из Израиля и консультант, помогающий лидерам из бизнеса, образования, правительств, медицины и других областей становиться «дирижёрами» своих команд и достигать гармонии через сотрудничество.

Итай Талгам утверждает, что лидерские навыки универсальны, а стили общения дирижёра с оркестром во многом похожи на взаимоотношения начальника с сотрудниками в компании. Но вот универсального принципа организации подобных взаимосвязей не существует. Автор делится наблюдениями о подсмотренных у великих дирижёров способах управления оркестром и разделяет их на шесть условных категорий.

1. Доминирование и контроль: Рикардо Мутти

Итальянский дирижёр Рикардо Мутти внимателен к деталям и очень тщателен в вопросах управления оркестром как на репетициях, так и на выступлениях. В его жестах сосредоточены все нюансы игры: он оповещает музыкантов о сменяющемся тоне задолго до того, как им предстоит перестроиться. Мутти контролирует каждый шаг подчинённых, никто и ничто не остаётся без его внимания.

Тотальный контроль обусловлен тем, что и сам дирижёр чувствует давление со стороны высшего руководства: совета директоров или постоянно присутствующего духа великого композитора. Такой лидер всегда подвержен осуждению со стороны безжалостного супер-эго.

Доминирующий лидер несчастен. Подчинённые его уважают, но не любят. Особенно наглядно это было продемонстрировано на примере Мутти. Между ним и высшим руководством миланского оперного театра «Ла Скала» произошёл конфликт. Дирижёр изложил свои требования начальству, при невыполнении которых грозился покинуть театр. Он надеялся, что оркестр встанет на его сторону, но музыканты заявили об утрате доверия к руководителю. Мутти пришлось уйти в отставку.

По-вашему, этот дирижёрский пульт - трон? Для меня это необитаемый остров, где властвует одиночество.

Рикардо Мутти

Несмотря на это, Рикардо Мутти считают одним из величайших дирижёров XX века. Итай Талгам рассказывает, что на семинарах по управлению персоналом большинство слушателей заявили, что не хотели бы такого руководителя. Но на вопрос: «Эффективно ли его руководство? Может ли он заставить подчинённых выполнять свою работу?» - практически все отвечали утвердительно.

Доминирующий лидер не верит в способность сотрудников к самоорганизации. Он полностью берёт на себя ответственность за результат, но требует беспрекословного подчинения.

Когда это работает

Подобная тактика справедлива при наличии проблем с дисциплиной в коллективе. Автор приводит пример из биографии Мутти и рассказывает о его опыте работы с Израильским филармоническим оркестром. Это прекрасный коллектив, но стиль его работы сформировался на стыке европейских, средиземноморских и ближневосточных культур. Разнообразие традиций привело к недостатку формальной дисциплины внутри оркестра.

В тот момент, когда палочка Мутти застыла в воздухе в преддверии первых нот, один из музыкантов решил подвинуть свой стул. Раздался скрип. Дирижёр остановился и произнёс: «Господа, не вижу в своей партитуре слов „скрип стула“». С той секунды в зале звучала только музыка.

Когда это не работает

Во всех остальных случаях и особенно тогда, когда работа сотрудников связана с . Стиль управления Мутти исключает наличие ошибок, а ведь именно они зачастую ведут к новым открытиям.

2. Крёстный отец: Артуро Тосканини

Звезда дирижёрского дела Артуро Тосканини проявлял максимальное участие в жизни оркестра на репетициях и на сцене. Он не стеснялся в выражениях и ругал музыкантов за ошибки. Тосканини прославился не только своим талантом дирижёра, но и профессиональной вспыльчивостью.

Каждую неудачу подчинённых Тосканини воспринимал близко к сердцу, ведь ошибка одного - ошибка всех, особенно дирижёра. Он был требователен к другим, но не более, чем к себе: заблаговременно приходил на репетиции и не просил привилегий. Каждый музыкант понимал, что дирижёр искренне переживает за результат, и не обижался на оскорбления за неточную игру.

Тосканини требовал от музыкантов полной отдачи и ждал безупречного исполнения. Он верил в их талант и был собранным на концертах. Было видно, как он гордится своей «семьёй» после удачного выступления.

Важный мотиватор сотрудников такого коллектива - желание хорошо работать «для отца». Таких руководителей любят и уважают.

Когда это работает

В тех случаях, когда коллектив готов принять три основных принципа семейной культуры: стабильность, эмпатию и взаимоподдержку. Также немаловажно, чтобы руководитель обладал авторитетом, был компетентным в своей области, имел профессиональные достижения. К такому руководителю должны относиться как к отцу, поэтому он должен быть умнее и опытнее подчинённых.

К такому принципу управления зачастую прибегают, когда коллектив переживает трудные времена. В период укрепления профсоюзов крупные компании вводят слоганы из разряда «Мы одна семья!» Руководство стремится улучшить рабочие условия, даёт возможность сотрудникам получить дополнительное образование, проводит корпоративные мероприятия и обеспечивает подчинённых соцпакетом. Всё это нацелено на то, чтобы мотивировать сотрудников работать ради начальства, которое о них заботится.

Когда это не работает

В некоторых современных организациях, где отношения между людьми порой важнее формальной иерархии. В таких коллективах не подразумевается глубокой эмоциональной вовлечённости .

Подобный принцип управления требует не только авторитета и компетентности руководителя, но и способности подчинённых оправдать возложенные на них ожидания. Итай Талгам рассказывает о своём опыте обучения у дирижёра Менди Родана. Тот много требовал от ученика и воспринимал каждую его неудачу как личное поражение. Это давление вкупе с руганью угнетало автора. Он понял, что такой учитель поможет ему получить диплом, но не воспитает в нём творческую личность.

3. Согласно инструкции: Рихард Штраус

Автор рассказывает, что многих присутствующих на его семинарах управленцев поведение Штрауса на сцене лишь смешило. Посетители выбирали его в качестве потенциального руководителя только из расчёта на то, что при таком начальнике можно не особенно утруждать себя работой. Веки дирижёра опущены, сам он выглядит отстранённым и лишь изредка бросает взгляды на ту или иную секцию оркестра.

Этот дирижёр не ставит цели вдохновлять, он лишь сдерживает оркестр. Но если присмотреться, то становится понятно, что является основой подобного принципа управления - следование инструкциям. Штраус сосредоточен не на музыкантах, а на нотах, даже если оркестр играет его произведение. Этим он показывает, насколько важно неукоснительно следовать правилам и чётко исполнять произведение, не допуская собственных интерпретаций.

Стоит понимать, что отсутствие интерпретаций и открытий в музыке - это вовсе не плохо. Подобный подход позволяет обнажить структуру произведения, сыграть его так, как задумывал автор.

Такой руководитель доверяет подчинённым, требует от них соблюдения инструкций и верит, что они смогут им соответствовать. Подобное отношение льстит сотрудникам и мотивирует их, они обретают уверенность в себе. Главный минус подхода заключается в том, что никто не знает, что случится при возникновении ситуации, не указанной в инструкциях.

Когда это работает

Подобный принцип управления работает в разных случаях. Иногда он является максимально комфортным для спокойных профессионалов, привыкших работать согласно букве закона. Иногда снабжение сотрудников обязательными инструкциями просто необходимо, например при взаимодействии разных групп подчинённых.

Автор приводит пример своего опыта работы с оркестром и рок-группой Natasha’s Friends. Проблема возникла из-за того, что музыканты из группы пришли к концу второго часа трёхчасовой репетиции. Они были уверены, что ничто не помешает посвятить музыке остаток дня, не думая о том, что репетиции оркестра подчинены более строгим временным рамкам.

Когда это не работает

Принцип управления, основанный на следовании инструкциям, не работает там, где должно поощряться умение творить и создавать новые идеи. Как и абсолютное подчинение лидеру, следование инструкциям подразумевает отсутствие ошибок, ведущих к новым открытиям. Также оно может лишить сотрудников профессионального энтузиазма.

Автор приводит пример из биографии дирижёра Леонарда Бернстайна. Израильский филармонический оркестр под его управлением репетировал финал симфонии Малера. Когда дирижёр дал сигнал для вступления медных духовых, в ответ последовала тишина. Бернстайн поднял взгляд: часть музыкантов ушла. Дело в том, что конец репетиции был назначен на 13:00. На часах было 13:04.

4. Гуру: Герберт фон Караян

Маэстро Герберт фон Караян на сцене почти не открывает глаза и не смотрит на музыкантов. Он лишь ждёт, что подчинённые будто магическим образом считают его желания. Этому предшествовала предварительная работа: дирижёр тщательно объяснял нюансы игры на репетициях.

Гуру не указывал музыкантам временные рамки и не задавал ритм, он лишь внимательно слушал и передавал оркестру мягкость и глубину звука. Музыканты при этом идеально попадали друг в друга. Они сами становились взаимозависимыми дирижёрами и раз за разом совершенствовали свои навыки совместной игры.

Подобный подход говорит о самонадеянности лидера: он действует в обход принятых постулатов и всегда уверен в успехе. При этом участники коллектива гораздо сильнее зависят друг от друга, чем от указаний руководства. Они наделены властью непосредственно влиять на результаты работы. На них возложена дополнительная ответственность, поэтому пребывание в подобном коллективе для некоторых может стать психологически трудным испытанием. Этот стиль управления похож на доминирование Мутти в том, что лидер также недоступен для диалога и навязывает подчинённым своё видение организации.

Когда это работает

Когда работа коллектива связана с творчеством сотрудников, например в сфере искусства. Американский художник Сол Левитт нанимал молодых художников (в сумме несколько тысяч), объяснял концепции и давал некоторые указания. После чего подчинённые отправлялись творить уже без контроля Левитта. Его интересовал результат, а не подчинение в процессе. Разумный и мудрый лидер, он понимал, что совместное творчество лишь обогащает проект. Именно это сделало его самым выставляемым художником в мире: за всю жизнь он провёл более 500 персональных выставок.

Когда это не работает

В каждом коллективе уместность этого принципа управления зависит от множества индивидуальных факторов. Такой подход зачастую приводит к краху, поэтому, например, Cadbury & Schweppes создали кодекс корпоративного управления Cadbury, который описывает процедуры, призванные защитить компанию от чрезмерного эго руководителя и донести важную информацию до всех участников процесса.

Также автор рассказывает поучительную историю из собственного опыта. Он хотел начать свою работу с симфоническим оркестром Тель-Авива с громкой инновации. Итай Талгам разбил струнную секцию на квартеты и расположил духовые между ними. Он предположил, что так каждый из музыкантов сможет почувствовать себя солистом. Эксперимент не удался: участники не смогли поддерживать коммуникацию, находясь далеко друг от друга, поэтому чрезвычайно плохо сыграли.

5. Танец лидера: Карлос Клайбер

Карлос Клайбер танцует на сцене: вытягивает руки, подпрыгивает, наклоняется и раскачивается из стороны в сторону. В другие моменты он руководит оркестром лишь кончиками пальцев, а порой просто стоит и слушает музыкантов. На сцене дирижёр делится радостью и приумножает её. Он имеет чёткое видение формы и ведёт за собой музыкантов, но делает это не как лидер, а как солирующий танцор. Он постоянно требует от подчинённых участия в интерпретациях и не нагружает свои указания деталями.

Такой лидер управляет не людьми, а процессами. Он представляет подчинённым простор для введения инноваций, стимулирует их самостоятельно создавать . Сотрудники делят с лидером власть и ответственность. В таком коллективе ошибку легко исправить и даже преобразовать в нечто новое. «Танцующие» руководители ценят амбициозных сотрудников, предпочитая их тем, кто способен добросовестно выполнять свою работу по инструкции.

Когда это работает

Подобный принцип применим, когда рядовой сотрудник может владеть более релевантной информацией, чем начальник. В качестве примера автор приводит свой опыт работы с агентствами по борьбе с терроризмом. Агент в полевых условиях должен уметь самостоятельно принимать решения, порой нарушая прямые приказы командования, потому что он обладает наиболее полными и актуальными знаниями о ситуации.

Когда это не работает

Когда сотрудникам неинтересна судьба компании. Также автор утверждает, что такой подход не удастся искусственно навязать. Это сработает, только если вы способны искренне радоваться за успехи сотрудников и результат работы.

6. В поисках смысла: Леонард Бернстайн

Секрет взаимодействия Леонарда Бернстайна с оркестром раскрывается не на сцене, а вне её. Дирижёр не желал отделять эмоции, жизненный опыт и устремления от музыки. Для каждого из музыкантов Бернстайн был не только руководителем, но и другом. Он приглашал к творчеству не профессионала, но человека: в его оркестрах исполняют, слушают и сочиняют музыку прежде всего личности, а уже потом подчинённые.

Бернстайн ставил перед музыкантами главный вопрос: «Зачем?» В этом заключался : он не заставлял играть, а делал так, чтобы человеку самому захотелось играть. Ответ на вопрос Бернстайна у каждого был своим, но все одинаково чувствовали причастность к общему делу.

Когда это работает

Диалог руководства с сотрудниками и наделение их деятельности смыслом пойдут на пользу любой организации, где работа участников коллектива не доведена до совокупности однотипных действий. Немаловажное условие при этом заключается в том, что сотрудники должны уважать лидера и считать его компетентным.

Когда это не работает

Итай Талгам рассказывает о ситуации, когда он попытался применить метод Бернстайна, но встретил лишь непонимание со стороны подчинённых. Причиной послужило то, что многие из музыкантов симфонического оркестра Тель-Авива были значительно старше и совершенно его не знали. Первая репетиция прошла не слишком удачно. «Что-то не так, - сказал Талгам оркестру. - Вот только не знаю что. Темп, интонация, что-то ещё? Как думаете? Что можно исправить?» Один из пожилых музыкантов встал и произнёс: «Там, откуда мы приехали, дирижёр не спрашивал нас, что делать. Он знал, что делать».

В книге «Несведущий маэстро» Итай Талгам не только рассказывает о принципах управления великих дирижёров, но и раскрывает три важных качества эффективного лидера: неведение, наделение смыслом пустот и мотивационное слушание. Автор говорит не только о том, каким должен быть лидер, но и о роли подчинённых в рабочих коммуникациях. Универсального принципа управления не существует, каждый эффективный руководитель вырабатывает его самостоятельно. А чему-то научиться и перенять некоторые приёмы можно у шести великих дирижёров, о которых написано в этой книге.