Название исторического кружка в школе. Программа кружка "увлекательный мир истории". Сейчас различают кружки в основном по материалу, из которого они выполнены. Есть

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением

отдельных предметов» г.Череповца

Войнова Т.Ю.

Утверждено приказом директора

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Череповца

Кравцова В.Л.

Приказ № 116

Программа кружка «За страницами урока истории».

Срок реализации: 2013-2014 учебный год.

Возраст: 6 классы.

учитель истории и обществознания

г.Череповец, 2013г.

Пояснительная записка

Согласно требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кружок «За страницами урока истории» организован по общеинтеллектуальной направленности.

Данная программа разработана на основе компетентностного подхода в образовании. В условиях современного общества, когда достоверная информация устаревает в считанные часы, приобретение навыков самостоятельной работы через проектную деятельность будет важной и полезной для учеников, учащихся по данной программе.

Целью образовательной программы кружка «За страницами урока истории» является развитие личности учеников через формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности (в том числе и с использованием проектной деятельности) с учетом возрастных особенностей.

Задачи дополнительной образовательной программы:

    Обучение – расширение знаний об основных событиях, явлениях и процессах общественной жизни в истории России и зарубежных стран, формирование исследовательских навыков (таких как работа с историческими источниками, описание (реконструкция), элементы анализа и объяснения, работа с версиями и оценками), умения применять полученные знания и навыки в практической повседневной деятельности, развивать творческие способности через подбор дифференцированных заданий, повышение мотивации изучения истории и обществознания через применение нестандартных приемов обучения;

    Развитие исследовательских умений (ставить исследовательские вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, составлять план работы, проверять гипотезы, выделять информацию из разных источников, Систематизировать информацию, представлять результаты в разных формах (схема, таблица, устное и письменное сообщение, навыки создания проекта и его защиты), коммуникативных умений (совместная работа в группах по сбору и анализу необходимой информации, умение аргументировано высказывать свою и выслушивать чужую точку зрения);

    Воспитание активной гражданской позиции, ценностные установки на понимание и осознание необходимости изучения мировой истории, чувства гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности известных деятелей нашей Родины.

Особенностью программы кружка «За страницами урока истории» является то, что содержание занятий кружка позволяет узнать о тех сторонах общественной жизни, которые остаются за рамками учебников по истории, но при этом представляют наибольший интерес. Интересное знаниевое наполнение занятий кружка позволит эффективнее организовать работу по формированию исследовательской и коммуникативной компетенции, а применение нетрадиционных приемов обучения сделает данный процесс интереснее и увлекательнее.

Программа рассчитана на учеников 6 классов.

Сроки реализации программы: 2013-2014 уч. год.

Кружок «За страницами урока истории» включает теоретическую и практическую части. Формы организации занятий сочетают индивидуальную и групповую формы работы, проведение различных игр и конкурсов при использовании дифференцированных заданий. Кружок рассчитан на 34 часа, один час в неделю.

Предполагаемы результаты:

    Приобретение учащимися первичных знаний о месте и роли Череповца и нашего края в истории Отечества;

    Приобретение знаний об основных проблемах и личностях отечественной и всемирной истории;

    владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)

    Овладение навыками самостоятельной исследовательской и проектной деятельности;

    Овладение навыками работы в группе;

    Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тетрадь с конспектами и заданиями, готовые проекты (рефераты, презентации и т.д.).

Учебно-тематический план

Название разделов, тем.

Кол-во часов.

Практика

Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины

Тема 1 Наука о времени.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Тема 3 Монета на ладони.

Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.

Раздел 3 Роль личность в истории.

Тема 1 Кто творит историю?

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова»

Тема 6 Екатерина II и Петр III

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Раздел 4 История малой Родины.

Название разделов, тем.

Практика

Тема 1 Наука о времени.

Актуальность изучения истории в современном обществе, возможности применения методов исторического познания для понимания современного состояния и развития общества.

Понятие «вспомогательные исторические дисциплины», их значимость для истории.

Предмет и методы познания вспомогательными историческими дисциплинами исторической действительности.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Создание герба, работа с иллюстрациями, выступление перед аудиторией.

Тема 3 Монета на ладони.

Разработка аналитического описания, синтез, решение познавательных задач.

Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны.

Решение познавательных задач.

Тема 5 Почему мы так называемся?

Разработка аналитического описания, решение познавательных задач.

Тема 6 Быль и вымысел в истории.

Формулирование, доказательство, аргументация, работа с документами.

Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны».

Решение познавательных заданий и задач.

Тема 1 Миф о технической отсталости России.

Различные точки зрения на проблемы истории России, господствующие в современной науке.

Достижения и изобретения отечественных мастеров.

Решение проблемы, работа в группах, решение познавательных заданий и задач.

Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории.

Загадки и проблемы в мировой истории и споры исторической науке.

Формулирование, аргументация и доказательство своей точки зрения.

Тема 3 Миф о кровавой истории России.

Причины появления мифа. Сравнение России и Запада.

Решение проблемы (сопоставление России и Запада), работа в группах.

Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым.

Личность Бориса Годунова, основные направления его политики, оценки деятельности.

Формулирование, аргументация, доказательство своей точки зрения, работа с документами, картами, работа в группах.

Тема 5 Случайности и закономерности в истории.

Случайности в истории. Основные тенденции развития общества. Циклы истории.

Работа с источниками, анализ и синтез информации, работа в группах.

Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория.

Антинаука и паранаука, их влияние на развитие общества, антинаучные теории в современной исторической науки.

Формулирование, доказательство и аргументация своей точки зрения, публичные выступления.

Тема 7 Викторина «Что было, то было».

Викторина «Что было, то было».

Решение познавательных заданий, работа в группах.

Тема 1 Кто творит историю?

Роль классов и народных масс в истории. Лидеры в истории. Роль лидеров в развитии общества.

Работа с документами, высказывание и аргументация собственной точки зрения.

Тема 2 Лидеры I и II ополчения.

Исторические портреты лидеров I и II ополчения.

Составление исторического портрета личности, работа с документами.

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Личность Петра Великого. Значение петровских преобразований для истории России.

Исторические портреты личностей сподвижников Петра: судьба и значение их деятельности для России.

Составление исторического портрета личности, работа в группах, формулирование и аргументация своей точки зрения. публичные выступления.

Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна.

Влияние личности императрицы Анны Иоанновны на развитие различных сфер общества России.

Составление исторического портрета личности, работа в группах, публичные выступления, аргументация и доказательство своей точки зрения.

Различные подходы к пониманию личности Перта III. Влияние личности Екатерины II на развитие различных сфер общества России.

Составление исторического портрета личности, работа с картами, документами, публичные выступления.

Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения».

Личность Павла I. Зависимость исторической оценки личности от написания текста.

Составление исторического портрета личности, работа с документами, публичные выступления, формулирование и доказательство своей точки зрения.

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Исторические портреты выдающихся полководцев XVIII века.

Составление исторического портрета личности, работа с картами.

Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов».

Интеллектуальная игра «Выдающиеся личности Эпохи Дворцовых переворотов».

Решение познавательных заданий и задач, работа в группах.

Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае.

Понятие краеведения. Методы и предмет изучения. Значение краеведения для познания современного общества.

Решение познавательных заданий.

Тема 2 Наш край в истории Отечества.

Череповец с древнейших времен до 1777 года. Череповец с 1777 года до начала первой Мировой войны. Череповец от революции до Второй мировой. Череповец послевоенный.

Комментирование карт и документов, решение познавательных заданий.

Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение).

Работа в группах, составление сообщений, публичные выступления.

Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества».

Решение познавательных заданий, работа в группах, публичные выступления.

Тема 5 Город, в котором я живу.

Череповец современный.

Просмотр презентаций, составление вопросов по содержанию презентаций, взаимная оценка выступлений, публичные выступления.

Тема 6 Наши выдающиеся земляки.

Исторические портреты выдающихся земляков Вологодской области.

Публичные выступления, составление вопросов, доказательство своей точки зрения.

Тема 7 Череповец – город церквей.

Церкви города Череповца: история и современность.

Публичные выступления,

Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце.

Места досуга и отдыха в городе Череповца.

Работа в группах, составление плана культурного досуга на лето.

Тема 9 Моя семья в истории России.

История отдельной семьи.

Презентация проектов, подготовка сообщений, работа в группах.

Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца».

Игровое занятие

Решение познавательных заданий, публичные выступления, работа в группах.

Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка.

Игровое занятие.

Методическое обеспечение

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов.

Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины.

Тема 1 Наука о времени.

Печатано-словесный (эвристическая беседа), решение познавательных заданий.

Тетрадь для записей, учебные картины, карточки с заданиями.

Самопроверка карточек с заданиями.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Практическое занятие.

Практический (изготовление гербов)

Листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Готовые проекты гербов.

Тема 3 Монета на ладони.

Практическое занятие.

Исследование (работа с источниками), решение познавательных заданий.

Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны.

Интерактивная лекция (с использованием познавательных заданий).

Устный (эвристическая беседа), решение заданий и задач.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Наличие планов описательных рассказов, самопроверка заданий.

Тема 5 Почему мы так называемся?

Урок-лекция.

Устный (эвристическая беседа), решение познавательных задач.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями, атласы.

Самопроверка заданий, записи в тетради.

Тема 6 Быль и вымысел в истории.

Круглый стол.

Исследовательский (подготовка сообщений, работа с текстом источника, изложение идей, доказательство).

Тетрадь для записей, документы.

Записи в тетради, сообщения.

Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны».

Соревнование.

Игровой урок (Брейн-ринг).

Задания для команд, листы бумаги, карандаши.

Закрепление и обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике.

Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.

Тема 1 Миф о технической отсталости России.

Проблемная лекция.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории.

Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения)

Сообщения учащихся, тетради для записей.

Записи в тетради, сообщения.

Тема 3 Миф о кровавой истории России.

Проблемная лекция.

Печатно-словесный (лекция с использованием познавательных заданий).

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Самопроверка карточек, записи в тетради.

Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым.

Ролевая игра.

Игровой (урок-суд).

Задание для групп, листы с приговором.

Вынесение приговора (доказательство позиции).

Тема 5 Случайности и закономерности в истории.

Урок-лекция.

Устный (эвристическая беседа)

Тетрадь для записей.

Записи в тетради.

Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория.

Круглый стол.

Дискуссия.

Раздаточный материал (тексты).

Сообщения, записи в тетради.

Тема 7 Викторина «Что было, то было».

Соревнование

Игровой (викторина в форме «Своя игра»: учащиеся отвечают на вопросы викторины).

Тексты с вопросами разного уровня сложности.

Выявление победителей и призеров викторины, обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике.

Раздел 3 Роль личность в истории.

Тема 1 Кто творит историю?

Проблемная лекция

Печатно-словесный (эвристическая беседа, комментирование документов).

Записи в тетради.

Тема 2 Лидеры I и II ополчения.

Лекция с обсуждением документов.

Печатно-словесный (составление портрета личности, комментирование документов и картин).

Документы, картины, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Ролевая игра

Игровой (урок-суд).

Листы с заданиями для групп, ручки, бумага.

Листы с вынесенным приговором (доказательством позиции).

Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова».

Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, выслушивать и оспаривать мнения других)

Портреты личностей сподвижников Петра I, сообщения, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна.

Соревнование.

Игровой (Урок-суд).

Карточки с заданиями для групп, листы для вынесения приговора.

Заполненные листы с приговором (доказательством позиции).

Тема 6 Екатерина II и Петр III.

Практическое занятие.

Исследование (работа с картами и документами)

Атласы, документы.

Записи в тетради.

Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения».

Круглый стол.

Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения).

Документы, тетради для записей.

Сообщения, записи в тетради.

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, составление портрета личности).

Портреты личностей полководцев XVIII века, сообщения, портреты, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов».

Соревнование.

Игровой (Урок-КВН).

Раздел 4 История малой Родины.

Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае.

Урок-лекция.

Устный (беседа)

Тетради для записей, карточки с заданиями

Записи в тетради, самопроверка заданий.

Тема 2 Наш край в истории Отечества.

Урок-лекция

Печатно-словесный (беседа с комментированием карт и документов, решение заданий и задач)

Карты, карточки с заданиями.

Записи в тетради.

Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение).

Конференция.

Дискуссия (аргументация и доказательство собственной позиции)

Тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества».

Соревнование.

Игровой урок (урок-викторина в форме «Что? Где? Когда?»)

Карточки с заданиями, ручки, листы для выполнения заданий.

Определение победителя и призеров викторины.

Тема 5 Город, в котором я живу.

Урок-презентация.

Практический (просмотр презентаций, подготовка вопросов по содержанию презентаций)

Презентации.

Ответы на вопросы по содержанию презентаций.

Тема 6 Наши выдающиеся земляки.

Дискуссия (выслушивание сообщений, составление вопросов по содержанию).

Сообщения, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 7 Череповец – город церквей.

Урок-презентация.

Презентации

Готовые презентации.

Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце.

Практический (представление презентаций и сообщений, составление вопросов по содержанию).

Презентации, сообщения.

Готовые презентации, сообщения, записи в тетради.

Тема 9 Моя семья в истории России.

Урок-презентация.

Практический (представление презентаций, составление вопросов по содержанию).

Презентации

Готовые презентации.

Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца».

Соревнование.

Игровой (викторина «Самый умный»).

Карточки с вопросами викторины.

Определение победителей и призеров викторины, закрепление пройденного материала.

Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка.

Соревнование

Урок КВН (составить рассказ, сюжетное и аналитическое описание.

Список литературы

Литература для учителя:

    История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. Тема 1.

    Всемирная история./Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Вводная глава.

    История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д, 1997. Предисловие. Разд. № 1-2

    Блок М., Апология истории. М., 1986.

    Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991

    Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

    Шпенглер О. Закат Европы. М.: 1993. Т. 1

    Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

    Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987

    Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991.

    Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.

    Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

    Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988

    Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Главы 3.2, 4.2.

    Древние цивилизации. М., 1990.

    История Европы. М., 1996.

    Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1986.

    Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.

    Оссовская М., Рыцарь и буржуа. М., 1987.

    Хейзинга. Й. Осень средневековья. М., 1988.

    Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1986.

    Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

    История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.

    Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

    Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986.

    Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

    Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.

    Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988.

    Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.

    Христианство и Русь. М., 1988.

    Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990.

    Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994

Литература для учащихся:

    Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.

    Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.

    Мифы и легенды народов мира/Сост. Н.Будур и И.Панкеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

    Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.

    Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

    Задачник по истории Древнего мира./С.Н.Смирнов. – СПб., 1999.

    Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.

Интернет-ресурсы:

    www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории

    www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)

    www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».

    www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий

    myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия

    www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.

    www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.

    macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.

    www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории

    tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории » посвящен людям - современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

    www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения

    www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины

    festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»

    http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.

«Увлекательный мир истории».

Учитель истории и обществознания Нигматуллина А.Ш.

МБОУ СОШ №4 г. Гусиноозерска.

Пояснительная записка.

В последние десятилетия стала ощутимой потребность в думающей и творческой личности. В психологической и педагогической литературе появилось немало трудов, посвященных формированию творческой личности.

Актуальность данной темы, как утверждает профессор М. Кочурин в том, что: «Конструктивно - творческая природа человека должна развиваться обществом, «воспитывая человека как искателя, как автора предложений, гипотез, более или менее далеко уходящих в пространство времени, нам нужно воспитывать человека как экспериментатора - исследователя, сталкивающего в своих пробах и с ошибками, вынужденного постоянного корректировать, проявить себя». Я уверена в том, что именно в XXI веке человек должен быть творческим, который должен творчески подходить к любому вопросу и быть профессионалом своего дела.

Можно выделить два аспекта творческой деятельности:

Исследовательская деятельность (как творческий вид познания);

Собственно творческая деятельность, создание своего продукта. На мой взгляд, надо добиваться, чтобы школьники овладели обоими видами творческой деятельности.

К творчеству надо идти поэлементно и целостно обучая его особенностям, вооружая необходимыми умениями и навыками, и конечно, стимулируя творческую деятельность.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности, которые определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Именно творческий ученик, может себя реализовать как личность в условиях развития рыночной экономики и современного общества. И этому нужно учить в условиях современной школы.

Так возникла идея объединить детей в историческом кружке «Увлекательный мир истории». Программа – интеллектуальной направленности, является продолжением урочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся один раз в неделю.

Цель: С формировать познавательную потребность в освоении исторического материала.

Задачи:

Образовательные:

    Сформировать представление об основных этапах и ключевых событиях истории России;

Развивающие:

    развивать познавательные потребности и способности, креативность;

    повышение интереса учащихся к истории Отечества, родного края, семьи;

    формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

    овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

    совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности (развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации;

    формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение истории;

Воспитательные:

    воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

    Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

    Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

    Системность организации учебно-воспитательного процесса;

    Широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов, создание электронных презентаций;

    Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Календарно-тематическое планирование.

5 класс

Тема занятий.

Количество часов

Введение. «Листаем страницы истории».

Что такое история. Что дает изучение истории как науки. Источники изучения истории.

«Мир символов».

Создаем аппликации на темы:

Возникновение земледелия и скотоводства.

Изобретение лука и стрел.

Демонстрация работ.

«Своими руками».

Моделирование. Лекция.

Групповая, практическая работа.

(Подбор информации, материала, чертеж, моделирование.)

Моделирование:

1.Первобытное жилище,

2.Шадуф.

Занимательные задания.

«Изобретения древности, изменившие жизнь человека».

Сообщения учащихся.

Учимся создавать слайд - презентации.

«О, великие правители Древнего мира».

Сообщения учащихся.

Работа в группах. «Беседа с правителями»

1. Беседа с А. Македонским.

2.Беседа с Хаммурапи.

1. Сочинение «Военное искусство А. Македонского».

Придумай окончание сказки.

Составление библиографического словаря.

1. Великие правители Древней Греции.

2. Великие правители Древнего Рима.

«Семь чудес света».

Сообщения.

Создаем слайд-презентации.

Проектная работа: «Современное чудо света».

Предложи свое задание.

Создание сборника «Наши проекты».

Итого:

30 (4 ч. - резервных)

6 класс

Введение.

Чем увлекательна история.

«В поисках исторических источников».

Исторические источники. ВИД. Лекция.

Как работать с историческим документом. Памятка.

Исследование текста. Чтение фрагмента документа на древнерусском языке.

Пословицы, поговорки, сказки как исторические источники.

Написание сказки с историческим героем.

Посещение Селенгинского районного архива.

«Создаем своими руками».

Жилище - как исторический источник. Моделирование жилища. Поиск информации. Чертеж.

Тема: Древнерусское жилище:

Княжеские хоромы.

Боярские хоромы.

Крестьянская изба.

Создание слайд - презентации.

Создаем одежду. Поиск информации. Готовим выкройку. Шьем одежду.

«Предложи свое задание»

«Предание глубины глубокой».

Приметы древних славян. Сообщения учащихся.

Ритуалы и обряды славян.

Жилище древних славян.

Исследовательская работа.

Создаем слайд-презентации.

«По городам Руси».

Составление экскурсионного маршрута. Исследование карты. Поиск информации.

Создаем слайд - презентацию.

«Предложи свое задание».

Проведение экскурсии по городу Гусиноозерск. Выбираем экскурсоводов, местность. Подбор информации.

«Листаем страницы истории».

Создание сборник.

Итого:

30 (4 ч. - резервных)

7 класс

Введение.

Исторические факты. Загадки истории.

«Интереснейшие факты». XVII -XVIII вв..

Работа в библиотеке. Поиск интересных фактов

истории Отечества XVII -XVIII вв.. Составление сборника.

Работа с историческими документами.

«Предложи свое задание».

«История в датах и цифрах».

Лекция. «Это интересно»

Решение исторических задач.

Составление задачника.

Составление хронологической таблицы.

Составление хронологических комплексов. (Закрепощение крестьян, борьба России за выход к Черному морю, монголо - татарское нашествие).

Учимся анализировать статистические данные.

«Загадки истории».

Загадочные истории. Сообщения.

Проводим расследования. (Учимся доказывать свои суждения, применяя факты).

Создаем слайд-презентации.

«Историческое моделирование»

Сообщения. Темы: «Бьется в тесной печурке огонь» (описание жилища,домашней утвари), «Во саду ли, в огороде...» (с/х орудия,работа животноводов, «Не хлебом едины...» (праздники, костюмы).

Создание чертежей.

Моделирование.

«Снимаем кино»

Пишем сценарий. Темы: «Петр I в заграничном походе», «Заседание коллегий», «Ассамблеи». Распределяем роли.

Репетиция.

Съемки.

«Создание сборника»

«Работы творческой мастерской»

Итого:

30 (4ч. - резервные)

8 класс

«Введение»

«Личность в истории».

«Открытия, изменившие мир»

Лекция. «Открытия, изменившие мир».

Сообщения. «Великие открытия XIX – XX вв.»

Занимательные задания.

Мифы о научных открытиях. Обыгрывание ситуаций.

Создание слайд-презентаций.

Сочинение: «Как делаются великое открытия».

Создание вопросника по теме.

«Выдающие люди XIX – XX вв»

Лекция. «Выдающие люди».

Работа в группах. Интервью.

Составление библиографического словаря справочника.

Творческое задание. «Гордость нашей семьи».

Занимательные задания.

Предложи свое задание.

«Глазами художника».

Лекция. «Выдающие деятели искусства».

Совершим экскурсию. Выбор репродукции. Поиск информации. Подготовка выступлений. Создание слайд-презентации.

Занимательные задания.

Творческое задание: «Оживи ситуацию»

Создание картины.

Беседа. «Как это, быть художником?»

Предложи свое задание.

Создание сборника.

«Великие открытия».

Итого:

30 ч. (4 ч. - резервные)

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция.

Технологии, методики:

    уровневая дифференциация;

    проблемное обучение;

    моделирующая деятельность;

    поисковая деятельность;

    информационно-коммуникационные технологии;

    здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи.

с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

с уроками информатики: оформление презентаций, подбор информации из Интернет-ресурсов.

с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Возможные результаты («выходы») творческой деятельности:

    альбом,

    газета,

    журнал, книжка-раскладушка,

    коллаж,

    коллекция,

    костюм,

    макет,

    модель,

    музыкальная подборка,

    наглядные пособия,

    плакат,

    презентации,

    серия иллюстраций,

    сказка,

    справочник,

    стенгазета,

    сувенир-поделка,

    учебное пособие,

    фотоальбом,

    экскурсия.

При составление рабочей программы использован следующий учебно-методический комплекс:

    Балязин В.Н. Занимательная история России – М.: издательство «Первое сентября», 2001.

    Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории- М.:Просвещение: Учеб. лит., 2000.

    Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып.1- М.: Просвещение, 2008.

    Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.- М.: Айрис-пресс, 2006.

    Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2001.

    Варакина И.И, Парецкова С.В. Внеклассные мероприятия по истории России 10-11 классы.- Волгоград, «Учитель-АСТ», 2005.

Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники)

1.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир.
2.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века.
3.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новое время.
4.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время.
5.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в.
6.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX -XX вв.
7.История России. XX век. в 4 частях.
8.От Кремля до рейхстага.
9.Энциклопедия истории России.
10.Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России IX - XIX вв.
11.ЕГЭ история.
12.Занимательная история. Часть 1.
13.Занимательная история. Часть 2.
14.Династия Романовых.
15.История России с древнейших времен до конца XVI в.

Приложение

5 класс.

Мир символов.

Создание аппликации.

Аппликация - это особое средство наглядности, который вводит нас в мир символов, условностей.

На этом занятии детям дается задание выполнить аппликацию на определенною тему.

Примерные темы:

«Возникновение земледелия и скотоводства»,

«Изобретение лука и стрел».

Предлагается два способа выполнение аппликации:

1. Копирование силуэтов рисунков и вырезание их.

2. Создание своего изображения на основе предложенных иллюстраций и его вырезание. Этот путь гораздо труднее первого, требует не только художественных способностей, но и творческого осмысления.

В работе детям важно уловить суть проблемы, показать развитие явления. Нужно использовать подвижную аппликацию: в определенный момент перемещать силуэты, пополнять новыми картинками, убирать ненужные.

Детям перед началом работы необходимо продемонстрировать пример.

Охота на мамонта.

Люди роют огромную яму - налаживают ее ветвями - появляется мамонт - попадает в яму - люди забрасывают его камнями .

Историческое моделирование.

Материальные памятники воплощенные в моделированных объектах - это спутники жизни прошлого. Моделирование развивает творческие способности, пополняет исторические знания, представления, заставляет предметно взглянуть на историческое прошлое.

Моделирование можно поделить на несколько видов:

    общественные здания (храмы, дворцы, театры)

    частные постройки, орудия труда, технические приспособления, оружие, предметы быта, украшения, одежда.

«Строительным» материалом для макетов является: картон, бумага, лучина, бруски, фанера, круглые палочки, сосновая кора, пластилин, клей, вата, вымоченная в клейстере (лепка барельефов, куполов), гипс. Для имитирования ландшафта может использоваться: опилки, окрашенные в нужный цвет, истолченный мел, губка, гуашь, краски.

Прежде, чем делать макет нужно провести предварительную работу:

    Найти и изучить информацию, по тому объекту, макет которого вы хотите выполнить;

    Выполнить чертеж, соблюдая масштаб. Сначала делается чертеж из простой бумаги и вырезается, только после того как вы прикинете, что получиться, нужно перейти к оригинальному чертежу.

Примерные темы: «Первобытное жилище», «Шадуф».

«Первобытное жилище».

Материал: палочки, неочищенные от коры, куски коры, солома, писчая бумага, оклеенная ватой, и окрашенная, имитирующая шкуры животных.

Могут быть представлены макеты Хижин, свайных построек, пещеры, дольменов.

Модель шадуфа. (Отчасти напоминает деревенский «журавль»).

Сам колодец делается из красного материала (пластилин, гипс, глина). Для коромысла берется прут, к одному концу привязывается камень, к другому ведро. Коромысло крепиться к выемке. Рядом с колодцем крепиться желоб, по которому будет стекать вода.

«Беседа» с исторической личностью.

Памятка.

    Выбор исторической личности (определить кто будет выполнять роль). Поиск информации.

    Составление простого плана по тексту.

    Можно использовать метода «от обратного», представить жизнь народа изучаемого периода, выбрать группы населения, которые положительно относились к деятельности выбранной личности (либо отрицательно).

    Продумать свой диалог (как представители конкретной группы).

Занимательные задания.

5 класс.

Задание к блоку «Мир символов».

Задание 1. В криптограмме зашифровано имя одного из героев Древней Греции. Найдите способ её решения и ответьте на вопрос, чем знаменит данный герой.

Задание 3 . Придумайте окончание сказки.

В Древнем Египте была создана сказка о заколдованном царевиче. Ее конец не сохранился. Вот начало этой сказки.

«Жил да был фараон. Родился у него сын. Это был единственный и долгожданный ребенок, который фараон вымолил у богов. Но царевич заколдован и уже с его рождения богини предсказывают, что он умрет молодым или от крокодила, или от змеи, или от собаки. Такова судьба, которую никто нне силах изменить

Но родители царевича хотят перехитрить судьбу. Они отделили своего сына от всего живого - поместили мальчика в большой башне и приставили к нему верного слугу.

Проходят года. Мальчик растет и начинает интересоваться окружающим миром. Как то внизу он замечает какое то странное существо на четырех ногах...»Это собака», - объясняет удивленному ребенку слуга. «Пусть приведут мне такую же!» - просит царевич. И ему дают щенка, которого он растит в башне.

Но вот мальчик становиться юношей, и родители вынуждены объяснить ему, почему он живет один, строго охраняемый, в этой башне. Царевич убеждает отца, что судьбы не миновать. И тот отпускает его в дальнее странствование.

В сопровождение своего верного слуги и собак и царевич на колеснице добирается до страны Сирии. Здесь так же в высокой башне живет красавица царевна. Она достанется тому в жены, кто проявит богатырскую силу и прыгнет на высоту70 локтей прямо в окно башни, из которого выглядывает эта царевна.

Никому этого не удается и лишь наш герой совершает этот прыжок и добирается к ней. С первого взгляда они полюбили друг друга. Но отец царевны не хочет отдавать свою дочь в жены какому то безвестному египтянину. Дело в том, что царевич скрыл свое происхождение и выдал себя за сына воина, бежавшего от злой мачехи. Но царевны и слышать ничего не хочет ни о ком другом «Если отнимут у меня этого юношу, не буду есть, не буду пить, умру в тот же час!». Пришлось отцу уступить.

Молодые люди поженились. Они счастливы. Но царевна стала замечать, что ее супруг иногда грустит. И он открывает ей страшную тайну, говорит о предсказании богинь: Я обречен трем судьбам - крокодилу, змее, собаке». Тогда жена сказала ему: «Прикажи убить собаку». Он же ответил ей: «Нет, не прикажу убить собаку, которую взял щенком и вырастил».

Царевна решает предотвратить страшный рок, нависший над ее мужем, и ей это дважды удается. Первый раз она спасает его от змеи, которая вползла в спальню. Предчувствую грозящую царевичу опасность, царевна поставила в спальню чашку молока, и змея, прежде, чем ужалить царевича, набросилась на молоко. Тем временем царевна проснулась, призвала на помощь служанку, и вдвоем они раздавили гадину.

Молодожены отправляются в Египет, и тут царевна снова спасает своего супруга - на этот раз от крокодила. И вот наступил следующий день...»

На этом месте текст на папирусе обрывается. Как, по-вашему, закончилась сказка?

Осень, зима и ранняя весна самое время для походов на дополнительные занятия, кружки и секции. Летом будет явно не до них.

Предлагаю обзор интересных детских кружков в самых разных музеях Москвы.

1. Государственный Дарвиновский музей
от 7 лет
м. Ленинский проспект
бесплатно

В Дарвиновском музее открыта Студия анималистической живописи, где школьники и дошкольники могут получить серьезное художественное образование. Программа изостудии рассчитана на 7 лет обучения, а ученики получают обширное представление о рисунке, живописи, композиции и истории искусств. А для ребят 11-12 лет и старше в музее Дарвина уже более 50 лет работает Кружок юных биологов. Сюда приглашают школьников, которые любят путешествия и исследования и мечтают побольше узнать о животных и живой природе.


2. Государственный Биологический музей им. Тимирязева
от 10 лет
м. Краснопресненская
бесплатно

В Биологическом музее школьники могут записаться в Палеонтологический кружок. Программа занятий рассчитана на два года. За это время дети познакомятся с основами теории эволюции, палеонтологии, геодезии и других дисциплин, с биологическим разнообразием Подмосковья и других регионов России. Детям наверняка понравится вести полевой дневник, писать научные заметки и рефераты и проводить настоящие исследования.


от 12 лет
м. Краснопресненская
бесплатно

С октября по май для детей в Планетарии работают астрономические кружки, в которых ребята могут больше узнать об астрономии и космосе. Занятия проводят в Большом Звездном зале, в Обсерватории и на Астрономической площадке. Тут можно не только послушать интересные лекции, но и отправиться а увлекательную экскурсию или выезное наблюдение за звездным небом. Кроме прочего, для кружковцев организуют встречи с интересными людьми.


от 6 лет
м. Охотный ряд
от 2 640 руб./курс занятий

В Историческом музее детям уделяют много внимания: в этом году тут работает 14 разнообразных кружков. Можно заниматься изобразительным творчеством или рукоделием, изучать историю Древней Руси, знакомиться с археологией, нумизматикой или технологией резьбы по дереву, и даже ставить спектакли в историческом театре кукол. В некоторых кружках дети могут заниматься вместе с родителями.


от 6 лет
м. Парк Культуры
от 500 руб./занятие, 1500 руб./абонемент

Как и во многих столичных музеях, в Музее Москвы работает Детский творческий центр. Например, малышам предлагают изучать историю искусств. В студии можно пройти путь от наскальной живописи до современного искусства - с упором на историю Москвы. Также при музее есть кружок для любителей лепки из пластилина. Еще одна студия посвящена археологии: в занимательной форме малышам расскажут об основах этой науки, древнейшем прошлом Москвы, средневековых ремеслах и прочих интересных вещах.


от 6 лет
м. Александровский сад
900-6 400 руб./курс занятмй

При музеях Московского Кремля работает Детский центр. Для самых маленьких там открыли студию "Светлица". Программа студии включает интересные экскурсии по Кремлю и творческие задания, которые помогут закрепить полученные знания на практике. Лекторий Музеев Кремля приглашает детей с родителями на увлекательные лекции по истории и искусствоведению. Лекции проходят по выходным в здании Оружейной палаты. Для детей от 10 лет и их родителей в Кремле работает Клуб любителей древностей - там можно познакомиться с разными музейными профессиями и науками: археологией, нумизматикой, оружиеведением и геммологией.


от 4 лет
м. Третьяковская



В Третьяковской галерее уделяют большое внимание юным гостям. Для детей тут работает лекторий, где рассказывают о современном искусстве, о ярких художниках и важных направлениях в искусстве нашего времени. Кроме того, в Третьяковке работает детская студия, в которой с дошкольниками занимаются рисованием профессионалы этого дела. Попасть в студию можно по результатам творческого конкурса и собеседования. В филиале галереи на Крымском валу работает творческая мастерская для детей: там, среди прочего, проводят абонементные занятия для маленьких любителей искусства.

8. Государственный музей имени Пушкина
от 4 лет
м. Кропоткинская
6 000-12 000 руб./абонемент

В музее Пушкина действует несколько образовательных программ и более 18 детских абонементов. Малышам предлагают в игровой форме знакомиться со сказками Пушкина, делать свои первые шаги на поприще живописи, рисунка и декоративных техник и народных ремесел, зниматься в театральной студии. А дети от 9 лет и старше могут записаться в Школу юного дворянина и в полной мере ощутить себя современником великого поэта. Полное расписание абонементных занятий можно найти на сайте музея.


от 7 лет
м. Охотный Ряд
2 000-7 000 руб./курс занятий

При музее действуют несколько кружков для детей и взрослых. Прежде всего, это Клуб юных геологов, в котором дети знакомятся с основами геологии и экологии, изучают явления природы и иностранные языки - английский или китайский. Занятия проходят раз в неделю, продолжительность - 2 часа. Преподают в Клубе сотрудники музея, а также педагоги и студенты московских вузов. Юным геологам читают лекции и проводят мастер-классы. Кроме того, дети совершают познавательные вылазки в другие естественнонаучные музеи Москвы. А некоторые занятия проводят в полевых условиях, чтобы познакомить детей с азами професии.

Кроме того, в музее Вернадского можно ставить опыты в кружке "Научные приключения", изучать физику, заниматься творчеством в художественной студии "Мастерская природы", посещать шахматный клуб, изучать промышленный дизайн или робототехнику или обучаться в школе юных часовщиков.


от 8 лет
м. ВДНХ
50 руб./занятие

В Музее космонавтики открыли клуб "Космический отряд" для учеников младшей и средней школы. Здесь юные любители космоса смогут получить ответы на свои вопросы: например, узнать чем занимаются космонавты на орбите, чем космический корабль отличается от ракеты. Детям читают лекции о новейших технологиях космической отрасли, устраивают познавательные встречи с космонавтами, астрофизиками и другими учеными, организуют экскурсии и астрономические наблюдения. Занятия проходят в двух группах: 8-11 и 11-15 лет. Вступить в "Космический отряд" могут все желающие.

Оставайтесь на связи!

Расскажите, пожалуйста, что это за кружок и чем он будет заниматься?

Наталия Игнатович: Мы долго готовились к появлению на свет церковно-исторического кружка. В прошлом году после успешной защиты итоговых работ, подготовленных на кафедре церковно-исторических дисциплин, выпускники долго не хотели расходиться и в спонтанной беседе выпускников и преподавателей родилась мысль о создании кружка. Нам хотелось, чтобы возникла живая научная среда, в которой объединились бы уже сложившиеся исследователи в области церковной истории и те, кто делает только первые шаги в этом направлении. Конечно, это важно для взаимного обучения и помощи, для творческого общения, но дело не только в этом. В какой-то момент стало понятно, что поодиночке мы не можем достигнуть тех целей, которые перед собой ставим – в изучении и исследовании истории общин и братств, опыта новомучеников и исповедников Российской церкви в XX веке, духовного сопротивления советской власти. Слишком необъятны эти темы и слишком малы наши силы, поэтому нужно объединять усилия.

Не все выпускники бакалавриата смогут пойти учиться дальше. Но многие за время написания диплома приобрели вкус к работе в архивах, к написанию научных текстов. Многие говорили: я хочу продолжать этим заниматься, но не знаю, куда это желание приложить. Замечательно, что рождение кружка было инициировано самими выпускниками и поддержано членами кафедры. Мы надеемся не только продолжать свои церковно-исторические исследования, но и вместе профессионализироваться, и помогать студентам СФИ, выбирающим для своих выпускных работ темы по церковной истории. Нам дорого благословение отца Георгия Кочеткова , ректора СФИ, и его пожелание нам не только трудиться во славу Божью и Его Церкви, но и помнить, что без прошлого нельзя понять настоящее и будущее.

Кстати говоря, кружки историков были довольно распространенным явлением в Российской империи до революции. Вот, например, кружок известного историка Сергея Фёдоровича Платонова объединял до тридцати человек. Они собирались один-два раза в месяц по средам на квартире у Платоновых. Вначале ждали, пока все подойдут, потом переходили в столовую, где был накрыт стол с самоваром, бутербродами, печеньем. За чаем беседовали на научные и житейские темы, Сергей Фёдорович рассказывал о своих поездках по городам, по монастырям в поисках древних рукописей. Это был небольшой дружеский круг. И таких кружков было достаточно много. В учебных диспутах, в чтении научных рефератов на встречах этих кружков по сути формировались основы исторической науки рубежа XIX-XX веков.

Это говорит об амбициях – у вас такие же задачи?

Наталия Игнатович: Наши цели значительно скромнее. Хотя, конечно, можно и помечтать о формировании определённой научной исторической школы – почему бы и нет? Но если серьезно, мы не думаем о себе слишком многого. Нам хотелось бы стать таким дружеским кругом, сама атмосфера которого вдохновляет на дальнейшие труды на церковно-историческом поприще.

Какие темы интересуют участников кружка в первую очередь?

Наталия Игнатович: История Русской церкви в ХХ веке во многом еще не проявлена, в ней слишком много еще «белых пятен», и вот этим мы и хотели бы заниматься. В ближайший год нашими приоритетными темами станут те, что связаны со 100-летними юбилеями: 100-летие русской революции, Поместного Собора 1917/18 годов и возрождения братского движения.

Как стало возможным, что наша страна встала в 1917 году на путь большевизма и сопряженного с ним террора и разрушения? Почему не смогли победить силы, сопротивлявшиеся этому? Нам хотелось бы размышлять об этом, тем более что вопросы эти и по сей день остаются дискуссионными.

Вторая тема, о Соборе 1917/18 годов, до сих пор изучена совершенно недостаточно. Можно назвать лишь несколько замечательных исследований, посвященных этой теме – Елены Владимировны Беляковой , Александра Геннадьевича Кравецкого, протоиерея Николая Балашова и еще несколько. Из источников изданы пока только Деяния Собора, отражающие ход общих соборных заседаний. Сейчас еще выпущено 5 томов из 34-томного издания Новоспасского монастыря, а когда выйдут остальные еще неизвестно. Да и все ли материалы туда войдут? Вот, например, знаете ли вы, что во время работы Собора было образовано Братство членов священного Собора? Будут ли изданы эти материалы? Фонд Собора в ГАРФе включает 660 дел, в каждом из которых от нескольких архивных листов до 600 с лишним! Представляете, какой это объем? Не изданы до сих пор материалы работы отделов Собора, а это важнейшие документы, дающие представление о реальной работе и о подходах к решению наболевших церковных вопросов членов Собора, многие из которых потом станут исповедниками и новомучениками российскими. Дай Бог, чтобы проект Новоспасского монастыря был доведен до конца, это очень важная и нужная работа! Мы же ставим перед собой задачу делать точечные исследования, а также изучать и обсуждать то, что уже издано.

Изучение истории братств всегда было приоритетным для нашей кафедры. Но сейчас у нас есть особый повод для ее осмысления: после октябрьской революции 1917 года в нашей церкви родился новый тип братств, связанный с необходимостью защищать церковь в условиях гонений за веру. Инициатором в этом деле стал сам Святейший патриарх Тихон. Его призыв к верующим сплотиться и образовать из своей среды союзы и братства звучит уже в послании о вступлении на патриарший престол от 31 декабря 1917 года. В начале 1918 года этот призыв повторяют и сам Святейший, и Синод, и Собор. Церковь ответила на эти призывы образованием братств в Москве, Петрограде, Пензе и многих других городах. Однако мы мало что об этом знаем! О московских и петроградских братствах мы знаем благодаря исследованиям наших студентов, а вот история братств в других регионах нами еще почти не освоена.

Если же говорить более широко, то нам хотелось бы для начала собрать те исследования и наработки, которые были сделаны до нас, внимательно их изучить и обсудить. В сентябре мы планируем провести первый семинар, на котором рассмотрим известные нам дореволюционные и современные работы о российских православных братствах 1864-1905 годов.

Чем еще вы планируете заниматься?

Наталия Игнатович: Мы бы хотели помогать музейно-выставочному отделу Культурно-просветительского фонда «Преображение» в поиске необходимых материалов для выставок. Частью работы по изучению истории братств должно стать формирование картотеки братств – существенного подспорья для всех нас в дальнейших исследованиях. Кроме того, сейчас важно направить усилия на собирание личных свидетельств, пока, слава Богу, живы еще свидетели веры и жизни церкви в ХХ веке.

Нужно думать и о том, как повышать свой профессиональный уровень. Мы бы хотели приглашать известных ученых с лекциями, да и сами мы можем знакомить друг друга с тем, чем мы занимаемся. У каждого есть свой профессиональный интерес, и мы можем взаимно обогащать друг друга.

Кружок собирается раз в месяц. Мы успели встретиться три раза. Пока что мы лишь нащупываем формы общения и совместных трудов. Но что меня не перестает удивлять – что, мягко говоря, не слишком свободные люди выкраивают время в своем жизненном графике для кружка. Казалось бы – зачем им это? Но кружковцы говорят мне, что их это вдохновляет. И сердце наполняется благодарностью Богу за это неравнодушие и вдохновение!

Описание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
исторического кружка - студии «КЛИО – клуб любителей истории Отечества» ПЕДАГОГА Зеленовой Анны Сергеевны

ДЛЯ 5 - 6 КЛАССОВ НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

г.Тюмень, 2013 г.
Пояснительная записка
История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения обучающихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности. Обучающиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку. Историческое краеведение раскрывает связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Цель программы: Создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению. Задачи: · воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края; · развивать навыки учебно-исследовательской работы; · развивать активность и самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности. В работе исторического кружка участвуют обучающиеся с 5-х и 6-х классов. Продолжительность программы – 1 год, в объеме 34 часа. Тематика работы Исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории Западной Сибири, быта, уклада жизни прошлых поколений. Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся. Программа занятий Исторического кружка позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи. Итогом реализации программы является приобщение обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности обучающихся; успешное выступление на различных конференциях, олимпиадах. Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.
  • Работа в архивах.
  • Конференции.
  • Работа с документами.
  • Исследовательская деятельность.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
  • организация экскурсий в музеи;
  • пешие экскурсии по городу;
  • посещение концертов фольклорных коллективов;
  • сбор материалов;
  • оформление материалов экспедиции;
  • создание и оформление этнографического уголка в школе;
  • участие в краеведческих конкурсах.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
УУД:
Личностные: - ориентир в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; - гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край. - эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Западной Сибири; - чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; Регулятивныея: - планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; - анализировать и синтезировать необходимую информацию; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; - вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; - на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; - устанавливать причинно-следственные связи; - самостоятельно подбирать литературу по теме; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; - работать в семейных архивах. - Коммуникативныея: - понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций сотрудничестве. - выступать с сообщениями; - аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Литература:
1. Беспалова Л. Г. Сибирский просветитель.– Свердловск, 1973.
2. Валеев Ф. Т. Западно-сибирские татары. – Казань, 1980.
3. Веселкина В. В. История тюменского края. – Свердловск, 1980.
4. Вилков О. Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XII в. – М., 1967.
5. Галязимов Б. И. Легенды седого Иртыша. – Свердловск, 1987.
6. Головнев А. В., Зайцев Г. С., Прибыльский Ю. П. История Ямала. Тобольск – Яр-Сале, 1994.
7. Громыко М. М. Западная Сибирь в XIII в. – Новосибирск, 1965.
8. Жученко Б. А. Заварихин С. П. Тюмень архитектурная. – Свердловск, 1984.
9. Иваненко А. С. Четыре века тюменского поля. – Свердловск, 1990.
Миненко Н. А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири. – Новосибирск, 1979.
10. История Сибири. Т. 1, 2, 3. – Л., 1968.
11. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири. – Новосибирск, 1974.
12. Копылов Д. И. Ермак. – Иркутск, 1989.
13. Копылов Д. И. Наш край в документах и иллюстрациях. – Свердловск, 1966.
14. Копылов Д. И. Обрабатывающая промышленность Западной Сибири в XVIII-первой половине XIX вв. – Свердловск, 1973.
15. Копылов Д. И., Прибыльский Ю. П. Тобольск. – Свердловск, 1969; 1974.
16. Копылова С. В. Каменное строительство в Сибири. – Новосибирск, 1979.
17. Кочедамов В. И. Первые русские города в Сибири. – М., 1978.
18. Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII в. – М., 1990.
19. Очерки истории Тюменской области. – Тюмень, 1994.
20. Очерки русской литературы Сибири. Т. 1. – Новосибирск, 1982.
21. Ретунский В. Ф. Государственные преступники: страницы политической ссылки в Зауралье. – Сургут, 1992.
22. Ромодановский Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII. – Новосибирск, 1973.
23. Софронов В.Ю. Откуда земля сибирская пошла. – Екатеринбург, 2001.
24. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. – Сургут, 1993.
25. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. – Новосибирск, 1986.Абрамов Н.А. Город Тюмень (из истории Тобольской епархии). – Тюмень, 1998.
26. Буцинский П. Н. Открытие Тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан. – Харьков, 1891.
27. Буцинский П. Н. Сибирские архиепископы: Макарий, Нектарий, Герасим. – Харьков, 1891.
28. Громыко М.М. Буганов А.В. О воззрениях русского народа. – М., 2000.
29. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.
30. Зайцева Л.Ю., Савицкая О.Н. История Курганской области (церковь Южного Зауралья в досоветский период). Т. 4. – Курган, 1998.
31. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII в.– Новосибирск, 1990.
32. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1–2. – М., 1992.
33. Копылов А.Н. Очерки по истории культуры Сибири XVII – начало XIX вв. – Новосибирск. 1974.
34. Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви Северо-Западной Сибири. – Тюмень, 2001.
35. Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. 1–8. – М., 1994.
36. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1–3. – М., 1994.
37. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири.–Новосибирск, 1979. 17
38. Наумова О.Е. Иркутская епархия XVIII – первая половина XIX вв. – Иркутск, 1996.
39. Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1988.
40. Полный церковно-славянский словарь. Т. 1–2. – М., 1998.
41. Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники XVIII в. СПб., 1905.
42. Религия и церковь в Сибири. Сборник научных статей и документальных материалов. Выпуск 1–14. – Тюмень.
43. Софронов В.Ю., Сладкова Л.Н. Откуда земля сибирская пошла.– Екатеринбург, 2001.
44. Софронов В.Ю. Светочи земли Сибирской. – Екатеринбург, 1998.

Дата провед.
Наименование разделов
Форма занятий
Приемы и методы организации
Методический и дидактический материал
Дата провед. Форма подведения итогов
Раздел I . Введение
1. «И дым Отечества нам сладок и приятен…»
Теоретическое занятие. Словесный, практический . Учебные пособия
Коллективное обсуждение.
Раздел II . Западная Сибирь в XVI - XVII вв.
2-3. По следам Ермака. Теорет. занятие. Словесный. Летописи.
Коллективное обсуждение.
4-5. Первые русские города Западной Сибири Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы
Коллективное обсуждение
6. О чем рассказывает Тобольский Кремль. Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм.
Коллективное обсуждение
7 – 9.
Работа над проектом « Западная Сибирь в XVI - XVII в».
Практические занятия.
Научно – исследовательский.


Конкурс проектов.
Раздел III . Западная Сибирь в XVIII - XIX вв.
10. КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ Теоретическое занятие. Словесный. Летописи.
Коллективное обсуждение.
11. « Богатство России Сибирью прирастать будет…»
Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы
Коллективное обсуждение
12. Сибирь как ссылка в XVII-XIX веках Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм.
Коллективное обсуждение
12 – 13.
Работа над проектом « Западная Сибирь в XVIII - XIX вв.
Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Исторические источники, летописи.

Конкурс проектов.
Раздел IV . Западная Сибирь в XX - XXI вв.
14. Тюменское купечество
Теоретическое занятие. Словесный. Архивные документы.
Коллективное обсуждение.
15. Тюмень в гражданской войне
Теоретическое занятие. Словесный. Арх. документы., фотоматериалы
Коллективное обсуждение
16. «Тюмень- город госпиталь»
Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм.
Коллективное обсуждение
17 – 18.
Работа над проектом « Западная Сибирь в XX - XXI вв.
Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Исторические источники, летописи.

Конкурс проектов.
Раздел V . Улицы нашего города
19. Знакомство с улицами нашего города (история названий улиц).
Теоретическое занятие.
Топонимическое исследование.
Архивные документы, летописи.

Коллективное обсуждение.
20 – 21. Работа над проектом «Юный экскурсовод». Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, материалы фондов, фотографии.

Конкурс юных экскурсоводов.
Раздел VI . Памятники нашего города
22. Памятники Тюмени, как летопись города.
Теоретическое занятие.
Научно – исследовательский.

Коллективное обсуждение.
23. Периоды истории страны и города в памятниках.
Практическое занятие.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, арх.докум.

Коллективное обсуждение.
24.
Работа над проектом «Электронная экскурсия» Практические занятия.
Научно – исследовательский Электронная виртуальная экскурсия Конкурс проектов.
Раздел VII . Знаменитые земляки
25-26 Знаменитые люди, родившиеся и проживавшие в Западной Сибири
Теоретическое занятие.
Словесный.
Архивные данные, историческая карта

Коллективное обсуждение.
Раздел VIII . Наш край родной
27.
Традиции народов Западной Сибири
Теоретическое занятие.
Словесный.
Исторические источники, летописи.

Коллективное обсуждение.
28. Культура народов Западной Сибири
Теоретическое занятие.
Словесный.
Историческая литература, архивные материалы, фотографии, письма.

Коллективное обсуждение.
Раздел IX . Тюмени - 427 лет
29-30.
Работа над проектом «Тюмени – 427».
Практические занятия. Научно – исследовательский.
Историческая литература, архивные материалы, фотографии, историческая карта.

Конкурс проектов.
Раздел X . Выдающиеся люди нашего города сегодня.
31. Встреча с интересными людьми.
Практическое занятие. Словесно – практический.
Фотографии, документы, устные рассказы.

Коллективное обсуждение.
32.
Создание презентации «Выдающиеся люди нашего города сегодня».
Практическое занятие.
Научно исследовательский.
Архивные материалы, фотографии, документы, воспоминания.

Презентация.

Раздел XI . Научно – практическая конференция.
33-34.
Отчет о работе кружка

Практическое занятие.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, историческая карта, проектные работы.

Презентация, показ электронных экскурсий.