Художественная культура народов древнего мира. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

1. Культурология как наука. Объект, предмет и методы изучения.

2. Взаимодействие культурологии с другими науками.

3. Основные этапы развития культурологии как науки.

4. Сущность понятия «культура». Различные подходы в трактовке этого понятия.

5. Структура культуры.

6. Функции культуры.

7. Историческое развитие представлений о культуре.

8. Первоэлементы культуры и время их появления.

9. Антропогенез. Анализ различных теорий происхождения человека.

10. Проблема возникновения религиозных верований.

11. Культура и религия.

12. Мифология как этап общественного сознания.

13. Понятие мифов и мифологии. Классификация мифов.

14. Связь мифа с ритуалом. Мифологическое время и пространство.

15. Особенности мифологического мышления.

16. Мифотворчество в ХХ в.

17. Культура и цивилизация.

18. Типология культур.

19. Древний Восток как культурная целостность.

20. Культура Древнего Египта – культура «территориального царства».

21. Культура Двуречья – культура «территориального царства».

22. Эгейская культура.

23. Культура Древней Греции.

24. Особенности античной культуры.

25. Менталитет античного человека.

26. Особенности цивилизации и культуры Древнего Рима.

27. Христианство – как мировая религия.

28. Ценностные ориентации христианства. Нагорная проповедь Иисуса Христа.

29. Исторические пути христианства.

30. Влияние христианства на развитие европейской культуры.

31. Культурологические особенности мировых религий.

32. Менталитет средневекового человека.

33. Средневековье – культурная специфическая эпоха.

34. Особенности социокультурного развития России.

35. Языческая культура восточных славян.

36. Принятие христианства и проблема двоеверия.

37. Значение православия для формирования народного и государственного менталитета, национального самосознания.

38. Особенности русского менталитета.

39. Специфика древнерусского искусства.

40. П.Я. Чаадаев и теоретическое оформление национального самосознания.

41. Культурологические идеи западников, славянофилов и евразийцев.

42. Гуманизм как основа культуры Возрождения

43. Итальянское Возрождение: основные этапы и характерные особенности.

44. Выдающиеся деятели итальянского Возрождения.

45. Специфика Северного Возрождения.

46. Наука и техника Нового времени как культурообразующий фактор.

47. Историческая типология культур и локальных цивилизаций.

48. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. «Россия и Европа».

49. О. Шпенглер. «Закат Европы».

50. Типология и динамика цивилизаций в теории А. Тойнби. «Постижение истории».

51. Социокультурная теория П. Сорокина.

52. Игровая концепция культуры. Й. Хейзинга. «Человек играющий».

53. Культурно-историческая школа «Аннало

1111111111111111111111111111111

Культурология – это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека.

Объект культурологии

Объектом любой науки всегда является определенная область реальной действительности. Объект культурологического познания – исторический социальный опыт людей по отбору, аккумуляции и применению эффективных форм деятельности. Этот социокультурный опыт закрепляется в нормах, образцах поведения, законах, культурных ценностях и т.д., опредмечивается в технологиях и продуктах (результатах) деятельности людей по удовлетворению их индивидуальных и общественных потребностей, формирует особенности языков и культурных кодов, определяет содержание процесса социализации человека, отражается и интерпретируется в культурных текстах, философии, религии, социальных и гуманитарных науках, литературе, праве и т.д., транслируется от поколения к поколению в виде традиций, ценностей, экзистенциальных установок и т.д.

Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная , опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы - экономическую, политическую, религиозную, художественную - с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

Метод культурологии

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: - Генетический: направлен на обнаружение генезиса. - Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).

22222222222222222222222

Взаимосвязь культурологии с другими науками.

Взаимосвязь истории и культурологии очевидна, поскольку культурология занимается изучением в первую очередь истории культур. Ни один из учебников по истории не может обойтись без описания культурной жизни людей, культурных достижений определенного исторического времени. История как наука попутно дает анализ этих достижений, т.е. объясняет, какими историческими событиями они были вызваны. В то же время изучать и анализировать культуры народов или эпох невозможно в отрыве от исторических событий. Само понятие «культура» является историческим понятием, характеризующим уровень развития общества в данный исторический период, характер созданных обществом материальных и духовных ценностей, а также уровень развития творческих сил. Ученые-культурологи по-своему видели исторические процессы и исторических деятелей, предлагали свою трактовку истории. Взаимосвязь истории и культурологии выражается в историко-генетическом изучении культуры и психологии общества. Сама культура есть память, и она связана крепкими узами с историей.

Культурология взаимосвязана и с этнографией , т.е. наукой, которая занимается изучением бытовых и культурных особенностей различных народностей. Изучает она также культурно-исторические взаимоотношения этих народностей, их проблемы и исторические аспекты их происхождения.

Достижениями культуры является произведение материальных и духовных ценностей. О таких достижениях давно прошедших дней позволяет судить археология – наука, которая изучает историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности человека. Археологические методы исследования позволяют изучать культуру различных исторических эпох и народностей.

Философия для нее служит инструментом познания, интерпретации и прогнозирования, помогает проникнуть в суть понятия культуры, рассмотреть ее как способ бытия. Она позволяет оценивать общество, уровень развития его культуры под особым углом зрения. Анализ показывает, что освобождение культурологии от родительской опеки философии, выход ее за рамки философии культуры связан с судьбами европейской философской традиции, базирующейся на рефлексивной процедуре самообновления, идентификации с классическими идеалами. Современное понимание культуры складывается как осознание кризиса европейской рационалистической культуры, невозможности античной гармонии человека и природы. Более того, рационализм как путь развития европейской культуры подвергается сомнению. Ф. Ницше противопоставляет безжизненный, обманчивый мир рационализма живому космосу досократиков. Современные культурологические исследования во многом можно рассматривать как реализацию призыва К. Поппера – «назад к досократикам», позволяющую выйти за пределы европейской культуры и обратиться к общечеловеческим (антропологическим, этнографическим) ее основаниям.

3333333333333333333333333333333

Ни один из исторических процессов в древних цивилизациях не может сравниться по своей скорости и достигнутым результатам с развитием духовного мира человека. В этот период сформировался человек, достигший удивительных высот в искусстве, не только обладающий научными познаниями, но и умеющий передать их. Сформировались основные мировые религии (кроме мусульманства, которое сформировалось в УI веке). Результаты пути, которым прошло человечество в этот период в формировании духовной сферы, многократно превосходят достигнутые в последующие 1,5 тысячелетия, подобно тому, как в младенчестве, детстве и юности каждый человек осваивает основную массу необходимых ему на следующих этапах жизни сумму знаний и навыков.

Самым важным итогом развития культуры древнего мира является закладка основ научного познания.

Формирование любой науки проходит три стадии: накопление фактов о развитии той или иной сферы, являющейся объектом познания; прикладные научные обобщения и их проверка на практике, отбор достоверного исходного научного материала (идеографическая описательная наука, непосредственно выходящая из потребностей практической деятельности); теоретические выводы о закономерностях строения и динамики исследуемой сферы, выдвижение и проверка научных гипотез и теорий, формирование номографической (абстрактной) науки. Применительно к этим трем стадиям научного познания рассмотрим схему формирования «древа» наук в развитии культуры древнего мира.

Эмпирическая основа естественных и большинства технических наук была заложена в период неолита; можно говорить и о зачатках прикладных наук. Осваивая земледелие и скотоводство, формируя разнообразные виды ремесел (изготовление орудий труда, глиняных сосудов, одежды, примитивных украшений), строя дома и поселения, врачуя раны и болезни, склонные к наблюдениям, обобщениям и изобретательству члены неолитических общин накапливали знания о движении небесных тел, солнечных и лунных циклах, смене времени года (что позволило создать первые календари), учились считать и измерять (зачатки математики), познавали свойства воды, огня, используемых материалов (основа для возникновения физики, механики, химии), знакомились с повадками живых существ, изучали собственный организм (биология, медицина). В процессе практической деятельности методом проб и ошибок формировалась исходная база для технических наук - материаловедения, сельскохозяйственной, строительной. О зачатках общественных наук в тот период говорить рано. Раннерабовладельческая цивилизация (Египет, Месопотамия, Индия, Китай), многократно расширив сферу деятельности человека, дала толчок для формирования основ целой гаммы идеографических наук, выделения групп людей (преимущественно жрецов), которые профессионально занимались наблюдениями и обобщениями. Также раннерабовладельческая цивилизация дала толчок к зарождению общественных наук, накоплению их эмпирической основы: прикладной экономики и статистики (ведение царского хозяйства), политологии, географии, этнографии, языкознания. Изобретение письменности позволяло фиксировать события, положило начало истории.

В античную цивилизацию произошла первая научная революция, содержание которой состояло в формировании системы научных взглядов. Была создана первая система естественных наук, заложившая фундамент их современного здания, основы технических и общественных наук. Эпицентр научного прогресса из Египта и Месопотамии переместился в Грецию. «Греки были единственным народом, который перенял, большей частью почти и не признавая этого, массу знаний, сохранявшихся еще после нескольких столетий разрушительных войн и относительного пренебрежения к знанию в древних империях Египта и Вавилона. Но греки пошли гораздо дальше. Они восприняли эти знания и благодаря своему собственному глубокому интересу и разуму превратили в нечто и более простое, и более рациональное. Со времен древних греков и до наших дней эта нить знания уже больше не прерывалась». (См. Яковец Ю.В. История цивилизаций.С.167-169.)

Древняя Греция дала науке плеяду величайших исследователей и мыслителей, среди которых Сократ, Платон и Аристотель. В этот же период были созданы первые учебно-научные учреждения: Академия Платона (387г. до н.э., просуществовала более 900 лет) и лицей Аристотеля (347г. до н.э.), соединивший обучение молодежи с разносторонними исследованиями.

Продолжением и развитием научного прорыва в Древней Греции стала эллинистическая наука. Наиболее знаменательным событием того периода было создание Александрийского мусейона, который был первым государственным исследовательским институтом; его можно рассматривать как египетский филиал лицея, продолжавший и развивавший исследования, начатые Аристотелем в самых различных областях знания.

Немалый вклад в формирование и развитие научного познания внесли локальные цивилизации Востока, и прежде всего Китая и Индии. Следует отметить философское и этическое учение Конфуция, который жил раньше Сократа, школы «странствующих ученых», которые периодически встречались в академии Цзися - столице царства Ци; учение Мо-Цзы о «всеобщей любви» и основанном на нем идеальном государстве; даосизм с его возвеличиванием пустоты и хаоса и представления об идеальном государстве, который правит путем «недеяния», не мешая естественному ходу событий. Развивалась школа легистов или законников; наиболее известный из них Шан Ян провозглашал закон единым и обязательным для всех подданных государства: однако правитель стоит над законом.

В более поздний период отмечены успехи астрономии, медицины, технических наук.

Наряду с наукой в древнем мире развивалось и искусство. Новые возможности для становления культуры как самостоятельного вида деятельности в системе разделения труда открылись в бронзовом веке. Эти возможности в полной мере были использованы в железном веке. Это был подлинный взлет культуры, оставивший многочисленные памятники на всех материках, но особенно в Месопотамии, Египте, Греции, Риме, Индии, Китае - древнейших очагах культуры.

Городская революция начала бронзового века открыла дорогу для сооружения архитектурных памятников - храмов, дворцов, усыпальниц, а затем и театров, общественных зданий. Так, в Шумере в 3 тыс. до н.э. сооружались храмы на высокой платформе, обнесенные стеной.

В отличие от монументального, подавляющего своим величием, восхваляющего богов, фараонов, царей искусства Древнего Египта или Месопотамии, греческое искусство возвышает и радует человека буйством юной силы и энергии, совершенством форм, разнообразием красок. Оно оптимистично, радостно по своей природе, преследует цель выразить совершенство прекрасного, придавая богам красоту человеческих тел. Кризис позднего античного искусства вел к помпезности, потере идеальной гармонии.

Огромный рост знаний, навыков и культурного наследия, которые нужно было освоить и развивать каждому последующему поколению, потребовали радикальных перемен в процессе воспитания и обучения. С переходом к рабовладельческому обществу произошло отделение умственного труда от физического, раздвоение образования. Для работников физического труда - как рабов, так и свободных - процесс обучения был по-прежнему был неотделим от производства. В то же время для подготовки работников умственного труда потребовалось создание школы философов, писцов и жрецов. Появились люди, профессионально занимавшиеся обучением подрастающего поколения. Возникли первые учебные заведения. Это было первой революцией в образовании, огромным шагом вперед в развитии человечества, создало предпосылки для рождения науки как системы знаний, для дальнейшего совершенствования техники, а также для других видов деятельности, связанных с овладением профессиями скульпторов, архитекторов и т.д.

Отделению процесса обучения способствовало создание письменности. Для обучения грамоте требовались напряженные занятия, учителя, владевшие навыками передачи знаний, учебные пособия. Уже в шумерском обществе в середине 3 тыс. до н.э. возникла как первое учреждение, школа Эдуба, готовившая писцов и землемеров.

Таким образом, первая революция в образовании способствовала дальнейшему развитию общественного и профессионального разделения труда, была его составной частью, привела к формированию специализированного вида деятельности, помогавшего подрастающему поколению овладевать основами грамотности, науки, культуры, управления, воинского дела. Однако эта система охватывала лишь узкий круг молодых людей, занятых различными видами умственного труда, действовала в течение небольшого периода жизни человека и отличалась чрезвычайной пестротой в разных странах. Для подавляющего большинства населения основной формой овладения необходимым минимумом знаний и практических навыков оставались семья и участие в трудовой деятельности. Школа жизни преобладала над обособленной образовательной школой.

Каждый из нас с детства знает о вавилонской башне и египетских пирамидах, о благородных индейцах и индийских божествах. Чаще всего мы не задумываемся над тем, что их объединяет, а ведь все это - частицы древнейших культур. Мы называем этот этап развития человека и культуры древним миром или древними цивилизациями, употребляя слово, произошедшее от латинского civilis - «гражданский», «государственный» - и подчеркивая тем самым переход от догосударственной стадии развития общества к государственности.

Важнейшее событие, которое позволило человечеству перейти на новую ступень развития, произошло еще в рамках первобытности. Таким событием, очевидно, следует считать так называемую «неолитическую революцию» - переход от присваивающего хозяйства к производящему, то есть переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Не нужно думать, что новая деятельность сразу же давала большие преимущества, в некоторых случаях она оказывалась даже менее эффективной, чем охота и собирательство. И тем не менее новые занятия и новый образ жизни открывали перед человечеством новые возможности.

Переход к земледелию, основанному на культивировании высокопродуктивных сортов - пшеницы, ячменя, кукурузы, риса, - приводил к относительной устойчивости в обеспечении продуктами питания. Это способствовало росту населения, появлению так называемого «избыточного продукта» и времени, которое могло быть использовано для производства предметов, не связанных с пропитанием.

Новая деятельность заставляла вести оседлый образ жизни. Сложные земляные работы, рытье каналов, строительство дамб, поля многократного использования - все это крепко привязывало людей к определенному месту. Это место человек обживал, оно наполнялось предметами - имуществом, которым человек обзаводился. Это место становилось важной частью представлений человека о мироустройстве, часто определяя центр мироздания.

Возникновение имущества, необходимость его распределения и достаточно сложные работы, в которых участвовало множество людей, требовали специального регулирования. Конечно, и в первобытной общине - особенно в позднепервобытной - существовали сложные механизмы регулирования межличностных отношений, но они продолжали оставаться в рамках кровно-родственных связей. При переходе к более сложно устроенному обществу на первый план выходили производственно-имущественные отношения, которые в отличие от кровно-родственных не имеют естественной основы, а значит, требуют специального регулирования. Так возникали первые государственные образования.

Постепенно изменился образ жизни и быт людей. Хижины и полуземлянки сменялись прочными домами - глинобитными и каркасными. Находки в древних погребениях свидетельствуют о распространении новых предметов. Появились богато расшитая, орнаментированная одежда, разнообразные украшения, первые зеркала из обсидиана - вулканического стекла, каменные палетки - пластинки, служащие для приготовления различных косметических средств, изящные коробочки, предназначенные для хранения этих средств.

Происходили перемены и в сознании людей. Менялись взаимоотношения человека и окружающего его мира - земного и божественного, накапливались знания, связанные с деятельностью людей, с многолетними наблюдениями за природой, аграрным циклом. Новые социальные структуры осмысливались и включались в представления о мироустройстве.

Путь от первобытности к цивилизации, от первобытности к древности в общих чертах един. Но это единство многообразно: общие закономерности реализовались в различных формах.

Вопрос о времени возникновения локальных различий в культуре до сих пор не решен, вокруг него ведутся споры. Ряд исследователей считают неолитический переворот своеобразным качественным скачком, разрушившим относительное единообразие и открывшим путь культурной самобытности. Противоположная точка зрения опирается на то, что уже в период палеолита материальная культура была представлена разнообразными формами, а это значит, что время формирования каждой культуры практически совпадает с временем возникновения человека в той или иной географической точке.

Постепенно на основании крупных территориальных объединений при благоприятных внешних и внутренних обстоятельствах складывались первые древние государства и первые неповторимые особые культуры. Многие факты свидетельствуют о том, что быстрее этот процесс шел в областях интенсивных культурных контактов, в таких районах и сформировались древнейшие цивилизации.

Говоря о древнем мире, обычно рассматривают так называемый Древний Восток - обширную территорию от Египта до Китая со сложившимися на ней, начиная с 5-4 тысячелетий до н.э., культурами, а также Древнюю Америку и греко-римскую древность, или, как ее принято называть, античность. Об античности, как правило, говорят отдельно, так как в силу различных обстоятельств она существенно отличается от остальных древних культур. Ранние цивилизации Америки тоже стоят особняком в истории Древнего мира - не только из-за своих особенностей, но и потому, что мы достаточно мало знаем о них. Первое «знакомство» европейцев с древними американскими культурами по существу их разрушило.

Культуры Древнего Востока типологически сходны несмотря на их разнообразие: они имеют ряд важных общих закономерностей, которые реализовались в этих культурах в различных формах. В первую очередь следует назвать те характеристики, которые не относятся к культурным, но оказывают на культуру то или иное влияние, определяют обстоятельства ее существования.

Прежде в его, это формирование государственности, что подчеркивает само название «цивилизация». Первоначально государственность возникла в виде городов-государств, постепенно сформировались более крупные территориальные объединения.

Практически все древние цивилизации возникли на основе ирригационной формы земледелия. Она весьма производительна, обеспечивает значительную массу прибавочного продукта, но вместе с тем требует существенных коллективных усилий. Такой труд невозможен без централизованного административно-технологического регулирования. Организация коллективного труда, распределение его результатов, как следствие - усложнение социальной организации и ее регулирование - все это требовало возникновения специального аппарата, то есть государства.

Нельзя упускать из внимания важную особенность государственной власти на Древнем Востоке. Власть не порывала с традиционными первобытными формами регулирования межличностных отношений, а особым образом вырастала из них. Важнейшей основой государственного управления на Древнем Востоке стала сакрализация складывающейся социальной структуры. Личность правителя обожествлялась, и взаимоотношения подданных с властью становились отношениями между земным и божественным мирами, таким образом эти отношения оказывались вне оценки и критики. Поэтому даже то, что в наших глазах выглядит как исключительная зависимость и подавление, воспринималось как закономерное и гармоничное, будучи обусловлено божественным мироустройством. Социальные потрясения и возмущения, которые время от времени случались в древнем мире, свидетельствовали о глубоком мировоззренческом кризисе.

В качестве основы социально-экономического устройства древневосточных государств часто называют рабовладение. При ближайшем рассмотрении это утверждение может показаться спорным, так как статус и права той социальной группы, которую именуют рабами, слишком разнятся. Тем не менее, действительно, во всех древних государствах можно обнаружить слой или группу людей, находящихся внизу социальной иерархии и обладающую наименьшим количеством прав, типологически сходны методы принуждения и взаимоотношения этой группы людей с властью. Особенности социально-экономического устройства не относятся к предмету культурологии, а потому достаточно лишь констатировать определенную типологическую общность социально-экономической основы древних цивилизаций.

Духовная культура Древнего Востока представляла собой сплав, который основывался на мифологии, уходящей корнями в первобытное мифологическое сознание и сохраняющей многие его качества. Мифология в древних государствах, можно сказать, представляла собой форму идеологии. Одновременно она была и профессионально-эзотеричной, иносказательно-загадочной и сугубо прикладной, функциональной, во многом регулируя и регламентируя общественное устройство, труд и быт человека.

Индивидуальность и индивидуализм в древневосточной духовной культуре, как правило, отсутствовали. В древневосточном обществе первобытная поглощенность личности коллективом не преодолевалась, а, наоборот укреплялась, переходя на другой уровень. Человек выступал прежде всего как представитель своей социальной группы, носитель традиции, исполнитель законов, данных свыше. Духовная культура Древнего Востока не опиралась на представления о ценности личности, значимости индивидуального начала, она приняла на себя функции утверждения и возвеличивания начала надличностного, божественно-всеобщего.

Взаимоотношения реального и сакрального претерпели в Древнем мире важные изменения по сравнению с первобытностью. Повседневная практика земледельца имеет более однообразный характер и в основном более предсказуема по результатам, чем деятельность охотников и собирателей. Поэтому человек перестает ощущать постоянную зависимость от сверхъестественных сил, рассчитывая на божественную поддержку и благосклонность лишь в какие-то ключевые, поворотные моменты своей жизни. Деятельность людей древнего мира в основном определялась практическими целями и задачами, основывалась на опыте, т.е. имела, так сказать, рациональную основу. Земной и божественный миры, прежде бывшие единым целым, по существу, разделились, хотя, конечно, продолжали быть тесно связаны.

В соответствии с новым пониманием реального и сакрального изменялись мифологические представления. Многочисленные сверхъестественные силы, прежде, так сказать, сопровождавшие человека на каждом шагу, превращаются в богов. Появились представления о тех местах, где живут боги, о том, каким занятиям покровительствуют те или иные божества.

Постепенно во всех древних культурах сложились в большей или меньшей степени систематизированные представления об иерархии божественных сил. На протяжении столетий и тысячелетий представления эти не оставались без изменений. Верховные и второстепенные боги «менялись местами», некоторые божества соединялись в один образ. То же можно сказать о местных и общегосударственных богах.

Достаточно сложно восстановить полную картину мифологических представлений Древнего Востока. С одной стороны, они не представляли собой стройную систему, с другой - далеко не все мы знаем, многое можно только предполагать. Однако в общем виде мифологические системы Древнего Востока схожи: в их основе - политеизм, т.е. многобожие. Суть этих представлений - в существовании некоторой иерархии божественных сил, выделяются верховные и второстепенные боги, местные и, так сказать, общегосударственные. Различные области деятельности человека, важнейшие жизненные ситуации находятся в ведении разных богов. Мифологические представления реализовывались в соответствующих культах.

Важная часть древневосточных религиозных представлений - взгляды на «потустороннюю», «загробную» жизнь. Практически по всех древних мифологиях очень большое внимание уделялось тому, что происходит с человеком после смерти, каким образом человек переходит в иное существование, что нужно делать, чтобы «жизнь после смерти» сложилась наилучшим образом.

Постепенно в идеях о потусторонней жизни усиливался этический аспект, складывались представления о «загробном» воздаянии за праведную или грешную жизнь. И хотя в древних культурах эти взгляды еще фрагментарны и непоследовательны, они, безусловно, важны, так как были важной частью для формирующихся этических представлений древности.

В ритуальной стране древних религий особое, центральное, место занимало жертвоприношение. Жертва - это любой дар богу или богам, как правило, в обмен на некоторые блага или помощь с их стороны. В особенностях ритуала жертвоприношения в древних культурах отражен особый религиозный прагматизм древности. Взаимодействие с божественными силами происходит для решения сугубо практических задач трудовой деятельности, семейной жизни, быта. Древности еще не был знаком этический аспект обращения человека к богу, что ярко проявилось, скажем, в христианстве.

Значимость «потусторонних» представлений древних религий обусловила важную роль погребального ритуала, его разработанность и место в ряду древневосточной обрядности.

Параллельно с формированием мифологических систем и религиозных ритуалов появилась особая группа людей - те, кто обладал специальными знаниями и умениями, то есть жрецы. В одних культурах эта группа была весьма замкнутой и принадлежность к ней передавалась по наследству, в других - была открытой и предполагала лишь специальное обучение. Но есть одна общая черта, которая объединяла всех древневосточных священнослужителей: они занимали очень важное место в социальной иерархии, а иногда им по существу принадлежала государственная власть. Этому способствовал и особый сакральный статус правителя, чаще всего он одновременно был и верховным жрецом.

Особенность священнослужителей древности еще и в том, что их деятельность во многом выходила далеко за рамки культовой. Они были государственными деятелями, философами, обладателями и хранителями самых разнообразных знаний и умений - медицинских, сельскохозяйственных, художественных и др.

Важная общая черта древних религий - появление храмовой архитектуры. Как правило, это прежде всего «дом» бога, поэтому основные части храмового здания или храмового комплекса предназначались для того, чтобы там располагалось изображение божества, главным образом скульптурное, и совершались жертвоприношения, посвященные богу.

Говоря о древневосточных религиях в целом, следует подчеркнуть, что их роль в древних культурах была универсальной. Они регламентировали основные этапы трудовой деятельности, поведение человека в различных ситуациях, каноны художественного творчества, мифологией всецело определялась картина мира. Религию, таким образом, можно считать стержнем, на котором строился весь культурный комплекс Древнего Востока.

Помимо религии необходимо отметить еще две существенные особенности духовной культуры древности. Прежде всего следует сказать о знаниях. Рациональные знания основывались главным образом на опыте, их хранение и приумножение определялись прежде всего практическими задачами, поэтому принято считать, что знания в древних культурах носили прагматический характер. Вместе с тем появились и такие достижения, которые свидетельствуют о достаточно высоком уровне абстрагирования, а иногда по сути выходят далеко за рамки практического использования. Это, к примеру, появление понятия нуля, сложнейшие математические операции и точнейшие астрономические наблюдения. Во многих древних культурах сформировались оригинальные философские системы, перешагнувшие впоследствии временные и пространственные рамки.

Духовная культура древности определяется еще одной существенной характеристикой - возникновением письменности. Древняя письменность представляла собой пиктографическое или иероглифическое письмо. На основе древнего рисуночного письма постепенно развивалось слоговое, фонетическое письмо. Клинопись Древней Месопотамии тоже сформировалась из более древнего рисуночного письма. Несмотря на то что первоначально письменность возникла для решения практических задач - первые тексты носят «хозяйственный» характер, - очень скоро письменность включилась в общий контекст культуры. Появились священные книги, первые образцы словесного творчества. Но этим не исчерпывается роль письменности в древних культурах: она открыла перед человеком новые возможности. Появились новые способы хранения и передачи информации. Все большую роль в культуре древности начинало играть фиксированное начало, и это меняло знаковую структуру культуры. Впрочем, хранение и передача информации устной коллективной памятью, традицией продолжали играть в древних культурах важную роль.

Формирование художественной деятельности древности происходило постепенно - отдельные ее виды выделялись на основе ремесел. Появились люди, обладающие специальными навыками художественной деятельности. Так складывалось ювелирное дело на основе кузнечного ремесла, так из среды писцов произошли первые профессиональные литераторы. На смену первобытному синкретизму приходила таким образом профессионализация и специализация художественной деятельности.

Мифология и ритуал явились почвой для развития отдельных видов искусства. На основе мифа формировался эпос, в котором слово утрачивало свою магическую функцию, исчезала и присущая мифу цикличность, персонажи становилась менее загадочны, более предсказуемы и схематичны. Изобразительное искусство, тоже выросшее из мифа и ритуала, оставалось главным образом в кругу мифологических тем и сюжетов, но в этих рамках все больше внимания уделялось реальной «земной» жизни человека, его занятиям, предметному миру, который его окружал. Архитектура - и дворцовая, и храмовая, - довольно быстро пройдя путь от простейших форм к более сложным, оставалась затем в рамках сформировавшихся художественных принципов достаточно долго - на протяжении столетий и даже тысячелетий.

Говоря о древнем искусстве, мы имеем в виду прежде всего искусство изобразительное, это единственный вид искусства, о котором мы можем составить сколько-нибудь полное представление благодаря сохранности памятников. Литература представлена несравненно фрагментарнее, к тому же сложно судить, насколько типичны для своего времени дошедшие до нас памятники древневосточной литературы, в какой степени они отражают ситуацию, сложившуюся в словесном творчестве. Кроме того, большая часть текстов основывалась на длительной устной традиции, которая существенно меняла первоначальный облик произведения словесного творчества. Поэтому древние литературные произведения представляют собой соединения фрагментов, созданных в разное время. Нельзя упускать из виду и то, что в основном эти тексты носили сакральный характер, т.е. не являлись литературой в полном смысле слова. О музыкальном и танцевальном искусстве мы можем сказать только то, что они существовали - известны изображения музыкантов и танцовщиц, обнаружены музыкальные инструменты, но нет возможности представить, каковы же были древневосточные музыка и танец.

Рассматривая художественную культуру, мы обычно говорим и об архитектуре в ее неутилитарном, художественном значении. Архитектура как таковая не относится в полной мере к области искусства, она расположена на стыке культуры материальной и художественной, так же как и прикладные искусства. Тем не менее ряд памятников зодчества и художественного ремесла - это подлинные произведения искусства, и их нельзя обойти вниманием при анализе художественной культуры. Это тем более важно при изучении ранних периодов истории культуры, так как обычно архитектура и декоративно-прикладные искусства представлены сравнительно полно и во многом помогают представить художественные идеи той или иной эпохи, той или иной культуры.

Таким образом, анализ древневосточного искусства основывается главным образом на изучении изобразительного искусства, архитектуры и декоративно-прикладных искусств.

Одно из наиболее важных качеств древнего искусства - его каноничность. Формирование художественной деятельности сопровождалось созданием четких правил, по которым создавались произведения искусства, и отбором сюжетов, достойных изображения, главным образом они связаны с религией - мифологией и ритуалом - и деяниями правителей.

Та картина мира, которая возникала в произведениях искусстве древности, как на фундамент опиралась на содержательные и изобразительные каноны, их можно считать основными принципами создания художественной реальности в искусстве ранних цивилизаций. Художественная реальность древнего искусства была довольно замкнутым миром, основы этого мира оставались практически неизменными на протяжении столетий.

Существенной особенностью искусства древнего мира была его утилитарность, особого рода прагматизм. Все то. что мы сейчас рассматриваем как произведения искусства, имело утилитарное, практическое назначение или носило религиозный, магический характер. Соответственно и художественная деятельность не приобрела вполне самостоятельный статус, она была соединена с деятельностью религиозной и производственной, а создатели произведений искусств были жрецами или государственными чиновниками. Синкретизм первобытной культуры и, в частности, существование искусства в рамках этого сложного единства, неотделенность искусства от других областей культуры - все это оказало решающее влияние на искусство древности, определило его двойственную природу. С одной стороны, искусство опиралось на специальные принципы создания художественной реальности, отличной от окружающего человека мира. С другой стороны, ни одно произведение искусства не создавалось как нечто самоценное, все произведения искусства древности должны были решать какие-то производственные или религиозные задачи.

И духовная, и художественная культура древнего мира были ориентированы на повторимость, воспроизведение одних и тех же сюжетов по определенным правилам. Авторитет традиции, следование канонам и обычаям привели к значительной культурной устойчивости: почти не изменяясь, древние культуры просуществовали столетия и даже тысячелетия.

«История начинается в Шумере». Эта известная всем фраза сказана об одной из древнейших культур - культуре Древней Месопотамии.

В отличие от Древнего Египта, который формировался и развивался достаточно автономно на единой этнической основе, Древнее Междуречье представляло собой соединение народов, государств и культур.

Начала цивилизации возникли на юге Месопотамии на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. Первая государственность связана с загадочным народом - шумерами. До сих пор ведутся споры об этническом происхождении этого народа, о его языке, о том, откуда пришел этот народ на равнину между Тигром и Евфратом. Выше по течению рек жили семитские племена. В III тысячелетии до н.э. они образовали свою государственность. Севернее Шумера было государство Аккад, Шумер и Аккад вместе составили Вавилонию. На самом севере Месопотамии семиты образовали еще одно государство - Ассирию. Границы государств Древней Месопотамии были очень подвижны в силу внутренних и внешних обстоятельств,

Среди народов, составивших этническую основу культуры Междуречья, следует назвать еще амореев - западносемитские племена, хурритов, бывших в III-II тысячелетиях до н.э. населением Северной Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья, арамеев, пришедших на эту территорию во II тысячелетии до н.э., и халдеев, вторгшихся в Месопотамию на рубеже II и I тысячелетий до н.э. В середине I тысячелетия до н.э. Месопотамия была завоевана персами.

Материальная культура равнины между Тигром и Евфратом в древности определялась ирригационным земледелием, за исключением северных областей, где основой экономики была торговля. Развивались ремесла, археологические раскопки свидетельствуют о том. что высокого уровня достигла обработка металлов, гончарные изделия покрывались эмалью и глазурью, глазурованные кирпичи использовались для облицовки зданий.

Духовная и художественная культура Древней Месопотамии, как и в других древних цивилизациях, опирались на религиозные представления и ритуалы.

Религиозные взгляды народов, населявших Древнее Двучерье, отличались друг от друга. Нов силу тесного взаимодействия и взаимовлияния, ассимиляции одних народов другими сложился некоторый общий мифологический комплекс. Важнейшие боги, как это свойственно всем древним религиям, были связаны с окружающим миром.

Сведения о богах Древней Месопотамии противоречивы, но в общем виде их можно представить так. Возглавляет пантеон богов триада - Ану, бог неба, Бел, бог земли, и Эа, бог воды и подземного царства. Несколько солнечных богов представляют разные стороны этого, столь важного для жизни на земле, светила. Самас, бог света, Мардук, бог восходящего солнца, Ниниб, воинственный, грозный солнечный бог. Большое значение в представлениях о божественном мире играли Син, бог Луны, и богиня утренней и вечерней звезды Истар, связанная также и с идеей плодородия. Пантеон богов сложился в южной части Месопотамии, постепенно представления о божественных силах с небольшими изменениями распространились на север. У ассирийцев кроме того, очевидно, был особо почитаем национальный бог Асур.

Письменность Древней Месопотамии стоит особняком в истории культуры древнего мира. Эту систему письма назвали клинописью. Предположительно клинопись возникла на основе более раннего пиктографического письма путем упрощения написания знаков и сокращения их письма. Параллельно происходила фонетизация письма: некоторые знаки обозначали уже не понятие, а сочетание звуков, слог. Как и в других древних культурах, первые тексты носили хозяйственный характер. Позднее появляются тексты учебные и, как бы мы сказали, юридические, памятники словесности древней Месопотамии, представляющие разные жанры.

Законотворчество - одна из наиболее ярких примет Древнего Междуречья. Самые ранние из известных нам законов связаны с шумерским правителем Уруинимгиной, находившимся у власти с 2318 по 2312 г. до н.э. Но самый знаменитый свод законов был создан при Хаммурапи, с правлением которого в 1792-1750 гг. до н.э. связан расцвет Вавилонского царства. По сравнению с предшествующими правовыми нормами законы Хаммурапи представляются весьма совершенными, хотя они и не всегда отменяли древнейший принцип «око за око».

Важной частью духовной культуры Древней Месопотамии было рациональное знание, главным образом математика и астрономия.

Художественная культура Двуречья, как и всего Древнего мира, определялась мифологической тематикой. Деяния правителей, их военные победы, участие в охотах тоже занимали большое место в искусстве Древней Месопотамии, особенно ярко эта тематика проявилась в ассирийском искусстве.

Большое число сохранившихся глиняных табличек знакомит нас с памятниками словесности Древнего Двуречья. Самым знаменитым произведением древности можно назвать «Эпос о Гильгамеше», известный в разных вариантах. Поиски героем эпоса Гильгамешем бессмертия отражают особенности представлений о «царстве мрака и скорби», которое ожидает человека после смерти.

Изобразительное искусство Месопотамии, по-видимому, прошло несколько этапов своего формирования. Наиболее древний связан с шумерским периодом культуры, когда примерно с середины IV тысячелетия до н.э. до середины III тысячелетия до н.э. сначала формируются символы и знаки, обозначающие различные божественные силы, позднее появляются антропоморфные изображения богов. Постепенно формируются изобразительные и содержательные каноны. Круг тем ограничен мифологическими и ритуальными сюжетами, «царская» тематика почти отсутствует.

В качестве второго этапа, когда изобразительность Древней Месопотамии складывается в своих основных чертах, можно назвать период с середины III тысячелетия до н.э. до конца II тысячелетия до н.э. В это время окончательно складываются каноны. Мифологические темы характеризуются тем, что возникают образы богов с закрепленными за ними символами, которые помогали узнавать изображенных богов. Подобные процессы происходят и в «царской тематике»: изображение царя имеет четкие признаки, регламентированы жесты, позы правителей, их соотношение с другими изображенными персонажами. Становятся распространенными большие рельефы, стелы, вместо небольших статуэток возникают скульптурные произведения большого размера, формируется настенная живопись.

В течение II и I тысячелетий до н.э., когда Месопотамия входила в состав различных крупных держав, сформировавшееся изобразительное искусство стало основой изобразительности всей Передней Азии.

Архитектура Древнего Междуречья нам плохо известна. Археологические раскопки могут дать о зодчестве лишь самое общее представление, а самые знаменитые сооружения, такие, как вавилонская башня и висячие сады Семирамиды, известны нам лишь по описаниям. Значение культуры Древней Месопотамии очень велико, хотя, конечно, не так, как античности или даже культуры Древнего Египта. Большую роль в культуре Древнего мира сыграла письменность Двуречья. С одной стороны, аккадский язык и клинопись во второй половине II тысячелетия до н.э. стали средством международного общения на Ближнем Востоке. С другой стороны, клинопись повлияла на письменность других народов, в частности на финикийское слоговое письмо, к которому восходит греческий алфавит, а значит, письменность Древней Месопотамии можно считать далеким предком нашей отечественной системы письма. Пользуемся мы и шестидесятеричной системой счета Древнего Двуречья, считая, что час состоит из 60 минут, а минута - из 60 секунд, а круг делится на 360 градусов. В целом можно сказать, что культура Древней Месопотамии в период усиления ее государственности оказалась очень влиятельной на Древнем Востоке и должна считаться весьма важной частью древневосточной культуры.

Одна из древнейших культур - известная всем и тем не менее неразгаданная - та, что возникла в долине реки Нил.

Истоки древнеегипетской культуры нужно искать не позднее IV тысячелетия до н.э. Принято считать, что к началу IV тысячелетия до н.э. оформляется ландшафт долины реки Нил, завершается переход населения к оседлому образу жизни, начинается формирование местных культур.

Этнические корни египтян до сих пор - тема для дискуссий. Обнаруженные археологами так называемые доисторические культуры Египта настолько не похожи на собственно древнеегипетскую культуру, что породили ряд гипотез об иноземном происхождении культуры Египта. Большинство современных египтологов указывают на африканские корни египетской культуры и считают, что она формировалась постепенно с этническим становлением египтян как сплава различных народов - и африканских, и семитских.

К IV тысячелетию до н.э. на основе мелких поселений возникают более значительные и постепенно в долине реки Нил возникает ряд городов-государств, которые впоследствии преобразовались в области Древнего Египта, или, как их называли греки, номы. Со временем города-государства объединились в два крупных царства - Северное, или Нижний Египет, и Южное, или Верхний Египет. Правитель Северного Египта носил красную корону, Южного - белую.

К концу так называемого додинастического периода, о котором мы мало что можем сказать с уверенностью, сформировались важнейшие основы древнеегипетской культуры: религиозные представления, иероглифическое письмо, художественный стиль. В определенной степени изменяясь и развиваясь, они сохранялись на протяжении трех тысячелетий.

Объединение двух царств и возникновение единого государства принято связывать с царем Верхнего Египта - Менесом, который подчинил Нижний Египет, создал единое государство и стал основателем первой династии. Вполне возможно, однако, что объединение произошло еще до Менеса - один из правителей так называемого додинастического периода был изображен увенчанным двойной красно-белой короной.

В некотором смысле с деятельностью Менеса связано и привычное нам название «Египет». На границе Верхнего и Нижнего Египта этим правителем был заложен город Белые стены, который греки позднее называли Мемфис. Одно из названий этого города или, по другим источникам, название храма в этом городе - Xи-ку-пта(х) или Хет-ка-Птах, что означало «крепость духа Пта(ха)» или «обитель духа Пта(ха)». Речь шла. скорее всего, о главном боге этой местности. Это название в греческой транскрипции звучало как «Айпоптос», что стало основой наименования государства. Сами же египтяне называли свою страну «Кемет» или «Та-Кемет» - «Черная земля» - по цвету почвы.

Традиционно историю Египта и его культуры принято делить на несколько периодов усиления египетской государственности, с которыми были связаны расцветы культуры, - Древнее, Среднее и Новое царства. Время между этими эпохами обычно называют «переходными периодами». Они характеризуются междоусобицами, утратой независимости, отсутствием значительных художественных явлений и достижений.

Еще один хронологический принцип, который применяется в египтологии, - обозначение отрезков времени по династиям правителей. Но несмотря на кажущуюся четкость, египтологи до сих пор спорят о границах периодов, о том, к какому этапу относить ту или иную династию.

Правление первых двух династий (3000-2800 гг. до н.э.) часто выделяют и называют Ранним царством. Это время становления древнеегипетской государственности, формирования производственной и социально-экономической основы государства. Создается единая достаточно совершенная ирригационная система. Это ведет к возникновению высокопродуктивного земледелия, совершенствует скотоводство и ткачество. К этому же периоду относится и появление папируса, предназначенного для письма.

В достаточно короткое время происходит становление социальной структуры. Возникает придворная знать, бюрократический аппарат - чиновники-писцы, священнослужители исполняют и сакральную, и государственную роль. Страной правит фараон - так мы называем древнеегипетских правителей. Слово «фараон» произошло от египетского «великий дом» или «большой дом», т.е. дворец правителя, - такое иносказание нужно было применять, говоря о древнеегипетском царе, имя которого нельзя было произносить. По-египетски это звучало примерно как «пер-о». в греческой транскрипции это слово преобразилось в «фа-раон».

Конец додинастического периода (3300-3000 гг. до н.э.) и Раннее царство послужили своеобразным горнилом, в котором выплавилась древнеегипетская культура. За несколько столетий сформировался фундамент духовной и художественной культуры, который определял культурное движение на протяжении трех тысячелетий.

Древнее царство, примерная датировка которого 2800-2250 гг. до н.э., начинается с воцарения фараона Джосера, первого правителя III династии. Очень мало нам известно достоверно о деятельности этого царя, вполне вероятно, что в это время происходила дальнейшая централизация государства и формирование бюрократического аппарата.

С именем фараона Джосера связано строительство первой пирамиды. В качестве автора этой архитектурной идеи и руководителя работ чаще всего называют верховного сановника Имхотепа, который, по преданию, был еще и зодчим, астрологом, врачевателем, магом, философом и писателем и почитался последующими поколениями египтян. Облик первой пирамиды отличается от закрепившегося впоследствии конструктивного принципа. Она представляет собой шесть уступов, которые можно понимать и как ступени лестницы, направленной к небу, и как гробницы несколько измененной формы - с квадратным основанием, поставленные друг на друга. Обычно гробницы, их называют мастаба. имели прямоугольное, а не квадратное основание, боковые грани - и это повторяется в пирамиде Джосера - были наклонены. Самая древняя пирамида была частью целого погребального комплекса. Эта традиция определила облик наиболее значительных архитектурных сооружений Древнего Египта. Кроме пирамиды в погребальный комплекс входили храмы, а также постройки для других погребений, например знати.

Самые большие пирамиды, находящиеся на плато Гизе, были построены для фараонов IV династии - Хуфу, или Хеопса, как в греческой транскрипции звучит его имя, Хафра, или Хефрена, и Менкаура, или Микерина.

С этой же династией, хотя не очень ясно, с каким именно правителем - Хафра или Хуфу, - связано и сооружение знаменитого Сфинкса - фантастического существа с телом льва и головой человека. Статуя Сфинкса была вырезана в осадочных породах сверху вниз, от головы к основанию. Вырубленные при этом блоки были, скорее всего, использованы для возведения храма у лап Сфинкса. Впоследствии образ Сфинкса становится весьма популярным в древнеегипетском искусстве. В эпоху Нового царства целые аллеи Сфинксов вели к храмам.

В период Древнего царства происходит окончательное становление художественного стиля. В изобразительном искусстве формируются содержательные каноны - темы и сюжеты, отраженные в произведениях искусства, главным образом это настенные росписи. Круг тем определяется в основном мифологией и ритуалом, особенно погребальным, встречаются также сюжеты, связанные с деятельностью фараонов.

Параллельно с содержательными канонами окончательно оформляются и изобразительные - показ фигур в сложном развороте, обозначение величиной фигур социальной значимости, использование письменного текста и многое другое. Подобные процессы происходили и в скульптуре. Достаточно быстро формируется стилистика неповторимого и своеобразного скульптурного портрета. Несмотря на то что иероглифическое письмо появилось раньше, первые обширные тексты принадлежат эпохе Древнего царства. Это прежде всего так называемые «Тексты пирамид» и «Мемфисский богословский трактат».

Во время Древнего царства вполне определилась и основополагающая роль религии в древнеегипетской культуре. Боги понимались как создатели всего сущего, покровители различной деятельности и важнейших ситуаций в жизни человека, мифологией всецело определялась картина мира, религиозный ритуал регламентировал поведение и повседневную жизнь человека.

Оформляются в период Древнего царства и представления о верховных богах - солнечном боге Ра, покровителе подземного царства Осирисе, боге мудрости Тоте и других. Происходили и слияния общеегипетских и местных богов, так как бог Ра известен в нескольких своих локальных ипостасях. Упорядочиваются религиозные ритуалы, важнейшая часть культовой практики связана с представлениями о потусторонней жизни.

Эпоха Древнего царства, сформировавшая древнеегипетскую культуру, завершается государственным кризисом, периодом политической и экономической нестабильности, страна распадается на ряд враждующих между собой областей. Сведения об этом периоде весьма противоречивы.

Новое объединение и воссоздание единого государства связывают с фараонами XI династии, бывшими первоначально правителями Фив - постепенно усилившегося города на юге. С XI династии, т.е. примерно с 2050 г., начинают отсчет Среднего царства - периода, который многие египтологи предлагают считать классическим, временем наивысшего расцвета древнеегипетской культуры. Искусство Среднего царства стремилось возродить традиции Древнего царства, но, конечно, во всех видах искусства появляется и кое-что новое.

Архитектурные памятники Среднего царства мало сохранились. В период Нового царства камень древних построек закладывали в фундамент новых храмов, стремясь тем самым подчеркнуть преемственность, перевоплощение древних архитектурных творений в новые. Среди значительных построек Среднего царства следует назвать пирамиды - меньшего размера и более простые по технике исполнения в сравнении с пирамидами Древнего царства. Нельзя не отметить и знаменитый «Лабиринт», как его назвали греки, - заупокойный храм Аменемхета III, состоящий из множества помещений, ходов, галерей и коридоров.

Особое значение имеет Среднее царство в истории древнеегипетской письменности и словесного творчества. Литература этого периода представлена различными жанрами. Это и повествовательное произведение «Приключения Синехута», это и обвинительная речь, направленная против несправедливости, «Красноречивый поселянин», это и «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», это и поучения. Создаются и новые заупокойные тексты - «Тексты саркофагов».

В период Среднего царства формируется и новый вид письма - скоропись, или иератическое письмо. Появляются первые математические и медицинские тексты, в которых излагаются представления о сердце, кровеносной системе, и учение о мозге и нервной системе, говоря современным нам языком. В этих медицинских учениях основой были магические идеи, но наряду с этим уже появились и рациональные, практические наблюдения и представления.

Эпохе блестящего расцвета египетской культуры положило конец иноземное нашествие, и с 1710 г. до н.э. в истории Древнего Египта наступает так называемый второй переходный период. Гиксосы-захватчики окончательно были изгнаны из долины Нила примерно в 1560 г. до н.э. фараоном Яхмосом I, основателем XIII династии. Его правлением начинается эпоха Нового царства.

Новое царство - это не только период восстановления египетской государственности и оживления древнеегипетской культуры. Это еще и время, когда Египет становится могущественной мировой державой, а его культура выходит далеко за пределы долины Нила, вступает во взаимодействие с культурами других народов.

Эпоха Нового царства весьма противоречива. С одной стороны, это период величия и мощи Египта и его культуры, с другой - время мировоззренческого кризиса, переосмысления важнейших ценностей. Грандиозность строительства перерождается в гигантоманию, появляются сатирические, критические и пародийные произведения, подвергавшие сомнению то, что прежде казалось незыблемым.

Фивы, с которых вновь, как и в Среднем царстве, началось возрождение Египта, и Мемфис продолжают играть важную роль в древнеегипетской культуре. Появляются и новые культурные центры, Аменхотеп IV, или Эхнатон, переносит столицу в новый город Ахетатон. Фараон Рамсес II строит столицу в Дельте - город Пер-Рамсес. Карнак становится важнейшим религиозным центром Египта в Новом царстве.

Важнейшим, даже, можно сказать, переломным событием в истории культуры Нового царства стала так называемая Амарна - время царствования Аменхотепа IV, или Эхнатона, как он назвал себя в честь нового государственного бога Атона, поклонением которому он пытался заменить все существующие прежде культы. «Угодный Атону» или «Полезный Атону» - так переводят новое имя Аменхотепа IV. Религиозная реформа Эхнатона до сих пор - повод для дискуссий. Ее мотивы, характер, сущность - все это может иметь различные интерпретации. Бесспорна лишь общая канва событий.

Через несколько лет после начала царствования фараон Аменхотеп IV порывает со всей предшествующей религиозной, а значит, и государственной традицией. В качестве государственной религии он вводит единобожие - культ солнечного бога Атона. Это был и разрыв с традиционным для Египта многобожием, и вызов влиятельному фиванскому жречеству - служителям бога Амона, и пренебрежение столь важными для древних египтян «потусторонними» представлениями, связанными с богом Осирисом, и в целом разрушение устоявшейся картины мира и традиционного уклада жизни.

Происшедшее отозвалось в разных областях древнеегипетской культуры. Эхнатон подверг сомнению важнейшие мировоззренческие основы, и зерна этого сомнения проросли в сакральных текстах, в критических и пародийных сочинениях, которые стали появляться в египетской словесности. Появляется светская литература и, в частности, любовная лирика. В изобразительном искусстве в амарнский период и после него усиливаются реалистические мотивы. Архитектурные сооружения этого периода в основном были представлены застройкой новой столицы, которая называлась Ахетатон, что переводится как «Горизонт Атона».

После смерти Эхнатона Египет вернулся к прежним верованиям, деятельность Аменхотепа IV подверглась осуждению, а служители бога Амона в еще большей степени, чем раньше стали влиять на государственные дела. Тем не менее, конечно, Амарна не прошла бесследно для египетской культуры, опыт тех изменений, которые происходили в период правления Эхнатона, оказались важными в общекультурном смысле. В искусстве, богословской мысли продолжали развиваться те тенденции, которые возникают в Амарну. А культ солнечного бога Амона даже начинал приобретать некоторые черты единобожия.

Широко известен один из преемников Эхнатона - муж его дочери Тутанхамон. Именно ею правление возвращает Египет к прерванной традиции. Но знают Тутанхамона не столько благодаря его государственной деятельности - он мало что успел сделать, так как умер в возрасте восемнадцати лет. Свою известность этот древнеегипетский правитель приобрел благодаря тому, что его гробница была найдена неразграбленной, хотя в первом из помещений кто-то побывал и создал там беспорядок. Для египтологии оказалось чрезвычайной важным то, что в захоронении Тутанхамона сохранились все предметы, которые сопровождали человека в другой мир, - это существенно обогатило наши представления о древнеегипетской религии и культуре в целом.

Наибольшее количество архитектурных и скульптурных памятников сохранилось от эпохи правления Рамсеса II. Это и знаменитые колоссы, и фиванский поминальный храм Рамессеум, и знаменитый нубийский храм Абу Симбел, и многое другое. Рамсес II основал новую столицу в Дельте - город Пер-Рамсес, в котором хотел соединить величие важнейших городов Древнего Египта.

Правление этого фараона можно считать последним периодом расцвета государственности и культуры Древнего Египта. После смерти Рамсеса II внутренние беспорядки и раздоры, также внешние угрозы ослабили Египет. Единство Севера и Юга в это время начинает разрушаться, Нижний Египет попадает под средиземноморские влияния, Нижний Египет пытается сохранить незыблемой собственную египетскую традицию. Несмотря на старания правителей возродить былое величие, государственность Древнего Египта и многовековая культурная традиция неуклонно движутся к закату.

В конце II тысячелетия до н.э. Новое царство сменяет третий переходный период, а затем наступает так называемое Позднее царство, когда Египет попадает под власть сначала Ассирии, а потом персов. Завоевания Александра Македонского, можно сказать, положили конец самостоятельному существованию Древнего Египта. В 332 г. до н.э. Египет становится частью государства Александра Македонского и тем самым - частью нового, эллинистического мира.

Три тысячелетия истории древнеегипетской культуры завершились, но культура Древнего Египта не прекратила свое существование. Современный Египет - не единственный преемник древнеегипетской традиции. Велико влияние, которое оказал Древний Египет на культуры Передней Азии. Древнеегипетское наследие можно обнаружить в античной культуре - заимствованное и преображенное. В определенном смысле и европейская культура, опираясь на античность, может считать Древний Египет своим далеким предком.

В истории культуры древнего мира особняком стоят культуры Древней Америки. Свою государственность, или, как принято говорить, свои цивилизации там создали народы, населявшие Мезоамерику и область Анд. Народы, жившие на других территориях американских континентов, не вышли за пределы родового строя.

Ряд исследователей предлагают считать родоначальницей высокоразвитых американских культур и первым примером государственности цивилизацию так называемых ольмеков. С этим народом, населявшим юг Мексики, связывают достаточно высокие культурные достижения на рубеже II и I тысячелетий до н.э. и в первой половине I тысячелетия до н.э. Глиняные пирамиды, каменные монументы с резьбой на мифологические темы, огромные каменные головы в шлемах - вот далеко не полный перечень значительных явлений этой культуры.

Культура ольмеков во многом представляет собой загадку для современного исследователя: не вполне определена территория, которую населял этот народ, ничего не известно об этнической принадлежности этой культуры, мы не можем охарактеризовать путь, который прошла эта культура, назвать основные стадии ее формирования. Тем не менее культуру ольмеков обычно называют как один из самых ранних в Америке примеров перехода от первобытности к древности.

Древнейшим очагом формирования государственных образований и культуры нового типа считают Мезоамерику, в рамках которой можно назвать такие значительные культуры, как Теотихуакан, цивилизации майя и ацтеков. Этими культурами, Древняя Мезоамерика, конечно, не исчерпывается, ее характеризовало значительное этническое многообразие, но наиболее важные культурные достижения мы связываем именно с этими народами.

Хронологические рамки существования ранних цивилизаций Мезоамерики определяются, с одной стороны, возникновением ранней государственности в конце I тысячелетия до н.э., с другой стороны, испанским завоеванием. Обычно историю культур Мезоамерики разделяют на два этапа: с конца I тысячелетия до н.э. до IX в. н.э. - ранний, или, как его еще называют, классический период, и с X по XVI в. - поздний период.

Среди городов-государств I тысячелетия н.э. одним из наиболее влиятельных как в политическом смысле, так и в культурном отношении можно назвать Теотихуакан, находившийся недалеко от того места, где сейчас расположен город Мехико. Археологические раскопки помогают нам представить облик этого города. Большинство архитектурных сооружений представляли собой постройки на разной высоты пирамидальных основаниях. Среди наиболее важных сооружений можно назвать Пирамиду Солнца и Пирамиду Луны, бывшие, скорее всего, основаниями храмов, комплекс дворцовых построек различного назначения, объединенный общим основанием, комплекс торговых и хозяйственных построек. Город был геометрически четко спланирован. В основе планировки находились две широкие, пересекающиеся под прямым углом улицы, или проспекта, как их еще называют.

Множество фактов указывает на то. что Теотихуакан был крупнейшим хозяйственным, торговым, религиозным и художественным центром Древней Мезоамерики. Разнообразная архитектура, красочные многофигурные росписи, скульптурные изображения мифологических персонажей, антропоморфные глиняные и каменные маски, своеобразная керамика - все это дает основания считать, что культура Теотихуакана достигла весьма высокого уровня развития. Не вполне ясные для нас драматические события привели в конце VII в. н.э. к тому, что город был разрушен. Очевидно, это было связано с военными действиями между народами, населявшими Мезоамерику и территории севернее ее.

После падения Теотихуакана формируется ряд влиятельных городов-государств. В определенной степени культурой - преемницей Теотихуакана, можно назвать культуру тольтеков, создавших в IV - начале X вв. мощное государство на сложной этнокультурной основе, включившей в себя культуру народов, пришедших с севера, находившихся на более низкой стадии развития, и то, что осталось от цивилизации Теотихуакана.

Государство тольтеков существовало недолго, в середине XII в. оно было разрушено вторгшимися с севера народами, среди которых были и ацтеки. В начале XIV в. этот воинственный народ основал свою столицу, город Теночтитлан на том месте, где сейчас расположен город Мехико. В последующие десятилетия ацтеки весьма успешно вели соперничество с другими государствами Мезоамерики, постоянно расширяя свои владения, и к началу XVI в. государство ацтеков представляло собой огромную империю, простиравшуюся от Тихого океана на западе, до Мексиканского залива на востоке и с севера на юг - от Северной Мексики до Гватемалы.

Несмотря на то, что название этого народа, можно сказать без преувеличения, известно всем, наши представления о культуре ацтеков фрагментарны и их трудно систематизировать. Происходит это потому, что большая часть памятников культуры разрушена, а то, что осталось, находится под застройкой последующих веков, что весьма затрудняет археологические изыскания. Несмотря на многие невосполнимые потери, культура ацтеков не закрыта для дальнейшего исследования, возможно, на свет появятся материалы, которые позволят представить ее более полно и систематично.

Одна из культур, с которыми связывают наивысшие достижения ранних цивилизаций Америки, - это культура майя. Важнейшие особенности этой культуры в наибольшей степени среди культур Древней Америки близки к древнему миру Старого Света. Этому народу принадлежат единственная в Америке развитая система иероглифического письма, весьма точный календарь, математическое понятие нуля, значительные архитектурные сооружения, скульптура и живопись. Вместе с тем майя в отличие от древних народов Старого Света не умели обрабатывать металлы, не изобрели колеса, не знали гончарного круга, не были знакомы с одомашниванием животных. Они создали свою поразительную цивилизацию, не имея этих важных для древних культур умений.

В начале нашей эры в центрально-американских джунглях возникают островки цивилизации майя и достаточно быстро формируются важнейшие основы культуры. В первые века нашей эры здесь появляются города с храмовой и дворцовой архитектурой, возникает скульптура - стелы, рельефы, терракотовые статуэтки - и настенные росписи. Создается иероглифическая письменность, чему свидетельство - многочисленные надписи на росписях, стелах, рельефах. Очевидно, достаточно рано был создан и календарь.

Считают, что VI-IХ вв. - период наивысшего расцвета культуры майя. Особенно ярко этот расцвет проявился в искусстве - в скульптуре и настенных росписях. Традиционные для древнего искусства сюжеты - деяния правителей и ритуальные сцены - достигают совершенства в естественности изображения и гармоничности композиции. Значительным явлением культуры майя VI-IХ вв. явились керамические сосуды, покрытые многоцветными росписями, обнаруженные в богатых захоронениях. Повторяющиеся надписи по этой ритуальной керамике дали ключ к расшифровке письменности майя. Архитектурные сооружения культуры майя представлены многокомнатными сооружениями на низких гатат-формах - дворцами и храмами, расположенными на высоких пирамидальных основаниях, в ряде из которых обнаружены захоронения знати. В качестве более поздних архитектурных сооружений называют еще площадки для ритуальной игры в мяч.

В IХ-Х вв. по каким-то не очень ясным для нас причинам цивилизация майя оказывается на грани гибели: города опустевают, резко сокращается количество населения. После X в. культура майя продолжала существовать на полуострове Юкатан и в горах Гватемалы, хотя и испытала на себе влияние северных народов. К XVI в. территории, которые населяли майя, увеличились, но их культура уже не смогла достичь того величия, какое характеризовало эту цивилизацию в I тысячелетии н.э.

Культуру Южной Америки в древности чаще всего связывают с инками. Но возраст огромной империи инков, с которой встретились европейские завоеватели в XVI в., насчитывал всего лишь одно столетие. Начало государственности и переход к культуре нового типа относят к более ранним культурам, существовавшим на территории Боливии и Перу с начала нашей эры. Некоторые исследователи склонны называть в качестве древнейшей культуру Чавин, возникшую в конце II тысячелетия до н.э. и развивавшуюся практически синхронно с культурой ольмеков в Мезоамерике. Отмечают и некоторое сходство этих культур, насколько об этом можно судить по тем их фрагментам, которые доступны для анализа.

С начала нашей эры в Южной Америке формируется несколько культур, обладающих общими чертами. Достаточно рано древние южноамериканцы научились обрабатывать различные металлы - золото, серебро, медь и их сплавы, используя их для различных нужд. Большого совершенства достигло ткачество. Ткани изготавливались из шерсти и хлопка, с помощью разнообразных природных красителей создавались сложные узоры и рисунок. Значительное развитие характерно и для гончарного ремесла. Керамика с многоцветными росписями составляет еще одну из примет этих культур.

Первая ирригационная система в Южной Америке связана с государством Чиму, существовавшим после X в. н.э. С этим же государством связаны обнаруженные значительные дворцовые постройки.

Среди государств Южной Америки в XV в. выделяется государство инков. Постепенно завоевывая соседние территории, инки создали сильную государственность. Важнейшую роль в империи играли обожествленный правитель, наследственная аристократия и жрецы. Отдельные районы были связаны между собой сетью дорог, по которым курсировала почта - гонцы пешие и на ламах. Но несмотря на кажущееся могущество государства инков, оно довольно быстро пало при столкновении с европейскими завоевателями,

Характеризуя древние культуры Америки в целом, следует отметить, что они не знали многюс важнейших умений и культурных завоеваний, свойственных древнему миру Старого Света. За редким исключением, они не одомашнивали животных и не занимались скотоводством, ранние цивилизации Мезоамерики не знали обработки металлов и познакомились с ней к концу классического периода. Древняя Америка не изобрела колеса и гончарного круга, не применяла плуг в земледелии, за редким исключением не создала системы письма, а значит и не имела письменных памятников, которые могли бы помочь в изучении истории культуры. Кроме того, слишком многое было уничтожено европейскими завоевателями и этот ущерб во многом невосполним.

Тем не менее изучение культуры Древней Америки имеет и важное преимущество перед древностью Старого Света. Историку американской культуры могут помогать многочисленные этнографические материалы от описаний очевидцев - европейцев-завоевателей - до почти личного знакомства - гибель традиционного уклада жизни американских индейцев произошла примерно к концу XIX в.

Но все же и по сей день Древняя Америка остается самой загадочной страницей в истории Древнего мира.

По мере развития любого древнего общества возникала потребность в систематизации накопленных знаний и передачи опыта будущим поколениям. Первые попытки нашли свое отображение в наскальных рисунках. Так появилась художественная культура. Это результат преобразования жизнедеятельности человека и, как следствие, создание исторических ценностей изобразительного искусства путем запечатления мыслей, эмоций и знаний на предметах. Первыми подручными средствами, на которых были нанесены изображения, являлись камни, кости и шкуры животных, кора деревьев.

Зарождение художественного творчества в развитии человеческого общества по мнению историков относится к эпохе верхнего палеолита Первые обнаруженные наскальные росписи, принадлежавшие тому времени, представляют собой собирательные образы людей или отдельного вида животных. Это свидетельствует о том, что первая художественная культура древности основывалась на эмоциях, жизненные ощущения и впечатления собирались в мысленные образы и находили свое отражение в рисунках.

Первобытный человек не отделял себя от окружающего мира, поэтому первые изображения того времени не были копиями конкретного животного, а являлись обобщенными представлениями об объекте. Это является формой художественно-образного мышления, сформированного на данном Именно на единстве человека с природой основана мифология. Поэтому дошедшие до нас древние писания так точно и прозрачно передают бытие наших предков.

В процессе формировалось способствующее объективному познанию окружающего мира и переходу от собирательных образов к конкретным объектам, наделенных присущими им свойствами и качествами. Вследствие этого художественная культура более позднего периода явила на свет произведения, созданные в результате абстрагированного мышления.

Искусство древних народов формировалось в результате военных походов и переселений. Художественная Греции имеет в своей основе использование опыта эгейского искусства и берет свое начало в 11-1 вв. до н.э. после дорийского переселения.

Первые образцы древнегреческого художественного искусства ученые относят к истории возникновения вазописи. Географическое положение страны наложило отпечаток на произведения искусства того периода и объясняет преобладание морской темы в росписи ваз. Художественная культура греческого народа была распространена на многих островах Черного и Средиземного морей, а также охватывала часть Малой Азии. А в результате походов А. Македонского развернулась на территории всего Ближнего Востока. В Древней Руси художественная культура складывалась под влиянием Она возникла после принятия крещения. Это период правления князя Владимира Святославовича. В то время византийские мастера принимали участие в росписи древнерусских храмов. И первые иконы были завезены на территорию Древней Руси из Византии.

Изучая первый вопрос необходимо исходить из того, что курс "Культурология " решает несколько взаимосвязанных задач:
получить необходимый минимум теоретических знаний о сущности, структуру, функции, закономерности и основные исторические типы культуры;
помочь гармоничному сочетанию профессиональных и гуманитарных знаний, способствовать выработке профессиональной этики и нравственности;
Выработать способность к творческому, критически осмысленного восприятия различных национально-культурных, этноконфессиональных и других платформ;
помочь сориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе, музыке и т.д.;
выработать осознание восприятия социально-преобразующих функций культуры.
Этот курс дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна, как сама жизнь.
Слово "культура" - в лексиконе практически каждого человека, но в это понятие вкладывают разнообразный смысл. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие - еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы. Третьи под "культурой" вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать "трудовые свершения", то есть хозяйственные задачи.
Проблемы культурологии изучают много конкретных наук - археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие
различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д.
Культура - это многогранная проблема исторического развития.
Термин "культура" происходит от латинского "сultura", означавший возделывание земли, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.
Уже в этом смысле термина можно выразить важную особенность - единство культуры, человека, его деятельности. Это понятие в отличие от другого - "natura" (природа) означает в одном контексте "создано", "вне естественное". Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
Объектом культурологии являются прогрессивно-преобразующая деятельность народов по совершенствованию материальной и духовной сфер жизни общества с древнейших времен до наших дней.
Предметом культурологии являются те процессы, события, факты, составляющие закономерности культурного развития.
Известно много определений культуры. В научной литературе насчитывается более 250 различных ее определений, но большинство ученых склоняются к следующей формулировке: Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Сегодня понятие "культура" означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальной духовных ценностях. Выделяют две формы культуры: материальную и духовную, а в рамках культуры - политическую, научную, эстетическую, профессиональную и другие формы.
Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и рождена тем, что она постоянно пытается искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет.
Культура выступает как историческая категория и требует для своего анализа и определения не только философского, но и исторического подхода. Учитывать то, что мировой опыт культуры как науки состоит в определении наиболее важных логических линий культурного развития человечества, его исходных и общих для всех народов принципов. Она опирается на фактический материал и заключение таких наук, как
1) этнография и археология,
2) обобщенная история и философия,
3) социальная психология и социология,
4) языкознание и искусствоведение и т.д.
Культура выполняет, наряду с познавательной, очень важную в наше время культурно-воспитательную функцию, привлекая человека к гуманистическим духовным ценностям как собственного народа, так и человечества в целом. Значимость ее изучения особенно возрастает в связи с актуализацией национально-патриотического, нравственного, эстетического воспитания, формирования действительно гуманистического мировоззрения.
В истории мировой культуры можно четко проследить следующие основные типы систем культурного развития: а) временной, к которому относятся определенные системы культурных эпох, которые последовательно сменяют друг друга, б) историко-культурный, включающий национальные, зональные и региональные системы культур, действующих на широком географическом пространстве друг возле друга.
Наиболее распространенной в современной культурологии есть такая классификация культурных регионов: дальневосточный, индийский, арабо-американский, европейский, тропически-африканский, латиноамериканский. В свою очередь каждый из этих регионов имеет свою внутреннюю структуру. Например, в рамках европейского культурного региона существуют определенные различия между культурами романских, германских, славянских, финно-угорских народов и т.д.
Можно выделить следующие основные типы культурного взаимодействия: культурная интеграция, когда то, что было общим для других культур, становится общим и для данной культуры; аккультурация, суть которой в том, что решающая чаще чужой культуры становится для данной культуры своей. Процесс, ведущий к уменьшению разницы культурного достояния, но не обязательно охватывает существенную часть культуры, следует отличать от аккультурации, что означает сближение.
По содержанию и влиянием культуры на человека исследователи предлагают делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как явление, формирует человека может воспитывать личность не только моральную, но и аморальное.
Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит развитие человека. Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нем нет человечности, если культура направлена??не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры - всестороннее развитие человека.
Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, мораль, политику, право, религию. Все эти элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления как культура.
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разносторонние и функции в жизни общества и человека.
Основные функции культурологии:
Серьезного внимания требует осмысления основных функций культуры.
* Основной функцией феномена культуры является человекосозидательная или гуманистическая. Все последние так или иначе связаны и даже вытекают из нее;
* Функция трансляции социального опыта. Ее нередко называют информационной;
* Культура выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Не случайно поэтому культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности означает для новых поколений потерю социальной памяти (феномен манкуртизму);
* Познавательная (гносеологическая) функция вытекает из первой. Она раскрывает перед человеком достижения человечества в историческом познании мира через культуру, которая объединяет в органическую целостность естественные, технические и гуманитарные знания, человек познает мир и самого себя. Исторические знания формируют понимание исторического процесса, воспитывают осознание причастности к своему народу, нации, человечества. Большим культурологическим потенциалом наделены также естественные и технические науки, поскольку они вооружают человека знаниями о природе и достижениями цивилизации. Однако прогресс этих наук может создавать и угрозу технократизации человеческого мышления, дегуманизации содержания познавательной деятельности;
* Мировоззренческая функция культуры проявляется в том, что она синтезирует в целостную и завершенную форму всю совокупность духовного мира человека - познавательных, эмоционально-чувственных, оценочных, волевых. Мировоззрение обеспечивает органическую целостность элементов сознания через восприятие и понимание мира не в координатах физического пространства и времени, а в социально-культурном измерении. Следовательно, культура и мировоззрение находятся в диалектическом единстве. Основным направлением культурного мировоззрения, через который она включается в сферу социокультурной регуляции.
* Суть коммуникативной функции культуры сводится к передаче исторического опыта поколений через механизм культурной преемственности и формирование на этой основе разнообразных способов и типов общения между людьми. Эту функцию культуры выполняет с помощью сложной знаковой (символической) системы, которая хранит опыт поколений в словах, понятиях, формулах науки, обрядах религий, средствах производства, предметах потребления. При этом одни символические формы имеют ярко выраженный общечеловеческий смысл, другие - национальный, региональный, религиозный.
* Официально-нормативная функция культуры реализуется через систему ценностей и норм, которые служат регуляторами общественных отношений, культурно-духовными ориентирами на определенном этапе развития общества. Нормы в форме морали, права, обычаев, традиций, обрядов, ритуалов служат средствами приспособления ценностей с требованиями жизни в определенном историческом измерении.
* Интегративная функция культуры выражается в способности объединять людей независимо от их мировоззренческой и идеологической ориентации, национальной принадлежности в определенные социальные общности, а народы - в мировую цивилизацию. Особенно велика потребность в интеграционной функции культуры ощущается в современных условиях, когда в одних регионах растет социальная напряженность, а в других происходит бурный процесс интеграции. Сегодня культурный прогресс направлен, с одной стороны, на интеграцию народов, социальных и культурных систем, с другой - на получение национального суверенитета и сохранения культурной самобытности;
* Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
* Семиотическая или знаковая (от греч. Seme"ion - учение о знаках) функция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные знаки (физика, математика, химия, биология) также имеют собственные знаковые системы.
Как вывод к первому вопросу есть понимание того, что ознакомление с культурой - неотъемлемая часть интеллектуального потенциала, кому в будущем придется принимать решения, которые могут повлиять на социально - экономическое развитие нашего государства, включая экономику, политику, культуру.