Анализ произведения в прекрасном и яростном мире. Платонов, анализ произведения в этом прекрасном и яростном мире, план

Смысл названия рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»

Андрей Платонович Платонов прожил трудную, полную лишений жизнь. «Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрос лого человека, лишая юности», - писал он жене. Тем не менее сердце писателя не ожесточилось. Об этом свидетельствуют такие произведения, как рассказ «В прекрасном и яростном мире».

Сюжет рассказа сводится к происшествию, случившемуся с машинистом Мальцевым. Во время одной из поездок на паровозе он слепнет от разряда молнии, а затем прозревает вновь. И хотя катастрофы паровоза чудом удаётся избежать, Мальцева отдают под суд. Рас­сказчик Костя, служивший его помощником, пытается помочь осуждённому машинисту. Но в результате эксперимента с электричеством Мальцев снова слепнет. Костя становится машинистом и берёт в одну из по ездок освобождённого, но слепого Мальцева. Сидя в ка­бине машиниста и вспоминая о своей любимой рабо­те, Мальцев вновь обретает способность видеть.

Автор назвал мир прекрасным и яростным. Он дей­ствительно прекрасен. Костя с удовольствием расска­зывает о том, каким замечательным машинистом был Мальцев, как он вёл паровоз, каким наслаждением было работать с таким человеком. «Он вёл состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредо­точенностью вдохновенного артиста», он «понимал машину точнее», чем другие. Однако совершенство Мальцева угнетало его самого, он чувствовал себя одиноким.

С яростью, стихией мира Мальцев столкнулся во время грозы, когда он не смог контролировать паро­воз. Всё его умение было бесполезным. Силы природы оказались неподвластны человеку. Пыльный вихрь, грозовая туча неслись навстречу паровозу. «Свет по­им нем вокруг нас; сухая земля и степной песок засвистели заскрежетали по железному телу паровозa. Людям стало трудно дышать, а паровоз не мог пробиться сквозь пыль и ветер.

Произошедшее изменило Мальцева. Его самоуве­ренность исчезла, он превратился в больного пожилого человека. Мальцев очень скучал по паровозам и проводил всё время, сидя около железной дороги.

Вновь обретя зрение, Мальцев стал всё видеть по другому. Теперь он нуждался в участии, в душевной теплоте других людей. Рассказчик провёл с прозревшим Мальцевым всю ночь, боясь оставить его наедине с прекрасным и яростным миром.

Что было бы с Мальцевым, не случись с ним та кого несчастья? Он продолжал бы вести жизнь иде­альную, но одинокую, скучную, лишённую душев­ной близости с другими людьми. А окружающий мир тем и прекрасен, что в нём остаётся частица, непод­властная человеку.

Произведение относится по жанровой направленности к философской прозе писателя, имеющей автобиографические моменты, раскрывающей в качестве основной тематики поступки обыкновенных русских людей, проявляющих, несмотря на трудности и перипетии жизни, свои лучшие душевные качества.

Сюжетная линия рассказа представляет собой жизненный эпизод, случившийся с рассказчиком Константином, от лица которого ведется повествование в произведении, во время его работы помощником машиниста железнодорожного состава.

Главным героем рассказа является Мальцев Александр Васильевич, представленный писателем в образе машиниста поезда, отличающегося талантливым отношением к своей работе, способным чувствовать и железнодорожную технику, и дорогу. В коллективе Мальцев считается лучшим сотрудником, способным выполнить любой сложный и ответственный выезд, осуществить передвижение на опасных участках железнодорожного пути, а также сократить упущенное другими железнодорожникам время движения в пути.

Повествователь представляет случай из жизни Мальцева, свидетелем и невольным участником которого становится рассказчик, когда во время грозового ливня машинист оказывается ослепленный разрядом удара молнии в момент управления большим пассажирским поездом. Потеря зрения Мальцева чуть не приводит к крушению железнодорожного состава, однако ситуация спасает помощник, быстро среагировавший на возникшую беду. При этом Мальцев, не осознавая, что ослеп, продолжает осуществлять управление поездом, поскольку его сознание четко представляет все мельчайшие детали и характеристики дороги, не замечая лишь свет сигнальных фонарей. Спустя несколько часов зрение Мальцева восстанавливается, а сам машинист, не понимая случившегося факта, предстает перед судом.

Помощник решает бороться за судьбу талантливого машиниста, считая его невиновным в произошедшем инциденте, и предлагает следственным органам провести научный эксперимент, в результате которого выносится заключение о временной потере зрения машиниста в связи с электрическими разрядами молнии. Мальцев оказывается на свободе, полностью оправданным.

Но судьба преподносит железнодорожному гению новый сюрприз в качестве повторной потери зрения и, как следствие, невозможности заниматься любимой работой. Но на помощь снова приходит верный товарищ в лице помощника Кости, убеждающий и себя, и Мальцева в возможности преодолеть болезнь, что в конечном итоге и удается героям.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении писателем сложного и в то же время великолепного мира, окружающего человека, но при этом создающего в его жизни определенные трудности и проблемы. При этом человек, несмотря на жизненные невзгоды, чувствует собственные силы, возможности и потенциал, помогающие ему преодолеть все возникающие преграды и даже, лишившись в физическом плане зрения, сохранить в себе духовный взгляд на мир и остаться зрячим.

Анализ 2

Произведение Платонова «В прекрасном и яростном мире» было написано примерно в 1938 году. Все события происходят во времена репрессий. Главными героями опять же были обычные люди, с которыми все и происходило.

Главным героем стал мужчина по имени Костя. Именно он и рассказывает всю эту историю. Он работает машинистом железнодорожных путей. Вместе с ним работает еще один машинист по имени Саша Мальцев. Больше всего на свете ему нравится его работа. Он чувствует, когда поезд нужно немного подладить и когда он сломается и вовремя устранит проблему. Среди других работников он считается самым умным и талантливым. Ведь он может справиться практически с любой проблемой или бедой, которая произошла во время работы. Если другие работники выполняют работу один период, то ему удается намного сократить этот период и выполнить работу раньше.

Иногда им приходится выполнять свою работу даже во время плохой погоды. И вот однажды Мальцев во время грозы отправляется в рейс, но удар молнии бьет прямо по его машине и удар приходится на глаза. Мужчина не сразу понял, что больше не может видеть и старается дальше управлять поездом, но ничего не получается. И если бы второй машинист вовремя все это не увидел и среагировал, то беды не избежать. Немного погодя зрение приходит в норму и Саше можно дальше работать. Но об этом узнает государство и решает собрать суд, на котором виновнику будет выведен приговор.

Но так просто его второй машинист не собирается сдаваться и решает помочь своему коллеге. Ведь он ни в чем не виноват, а во всем виновата лишь погода, но обвинить ее нельзя. Тогда он предлагает следствию провести эксперимент, после которого все встанет на свои места. Эксперимент все доказал и теперь Мальцев может быть свободен и опять приниматься за свою любимую работу.

Но тут опять встревает судьба, у которой на Мальцева имеются совсем другие планы. И мужчина опять теряет зрение, только теперь уже навсегда. И заниматься прежними делами не может. Но без дела не остается его помощник, который опять пытается всем доказать, что если очень сильно захотеть, то можно все преодолеть и опять вернуться на свою работу. И вскоре ему удается поставить на ноги Мальцева и вернуть к прежнему делу, которому он так давно служит.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Осенний пейзаж Нестерова
  • Образ и характеристика Любови Гордеевны Торцовой в пьесе Бедность не порок Островского сочинение

    Одной из главных героинь в пьесе Островского «Бедность не порок» представлена красавица Любовь Гордеевна. Любовь богатая девушка, которую пора выдавать замуж.

  • Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

    Образ Лизы Болконской – один из многочисленных образов представительниц прекрасного пола романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

  • Образ автора в Слове о полку Игореве 9 класс сочинение

    В мировой литературе не так уж много произведений, которыми зачитывались бы всё новые и новые поколения. Именно к числу таких редких шедевров и принадлежит «Слово о полку Игореве». И хотя создано оно было в далёком XII веке

  • Идея защиты личности в романе «Дубровский» красной линией проходит через все произведение. Автор показывает сложные жизненные ситуации, а также сильных людей, которые не боятся отстаивать свои интересы и пресекать несправедливость.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Комплексный анализ рассказа А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире». (Материалы к уроку)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2018

1. Первоначально рассказ был назван «Машинист Мальцев». Как вы думаете, почему автор изменил название?

2.

В рассказе много профессиональной лексики, связанной с работой паровоза. Эти слова не мешают понимать рассказ, наоборот, делают его выразительнее.

3. «Александр Васильевич принял мое назначение в его бригаду спокойно и равнодушно; ему было, видимо, все равно, кто у него будет состоять в помощниках». Как вы думаете, почему Мальцев был равнодушен к тому, кто у него будет помощником? Почему он перепроверял работу помощника?

-«Он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта…»

4. Как сам Мальцев объяснил, что вел курьерский поезд в хвост товарному»?

-«Я привык видеть свет, и я думал, что вижу его, а я видел его тогда только в своем уме, в воображении. На самом деле я был слепой, но я этого не знал. Я и в петарды не поверил, хотя и услышал их: я подумал, что ослышался. А когда ты дал гудки остановки и закричал мне, я видел впереди зеленый сигнал, я сразу не догадался».

5. Как вы считаете, можно ли считать, что гордыня Мальцева (как известно, смертный грех) стала причиной его испытаний? Что хочет сказать Платонов читателю, ослепляя своего героя?

6. Почему рассказчик, не будучи другом Мальцева, решил помочь ему после освобождения из тюрьмы?

-«Я не был другом Мальцева, и он ко мне всегда относился без внимания и заботы. Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был ожесточен против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека; я почувствовал тайный, неуловимый расчет этих сил - в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня».

7. Первоначально рассказ был назван «Машинист Мальцев». Как вы думаете, почему автор изменил название?

8. В рассказе представлен реальный опыт Платонова, который в 1915-1917 гг. работал помощником машиниста в окрестностях Воронежа, да и отец его, как известно, был механиком и помощником машиниста. Докажите текстом, что автор хорошо знал то, о чем он пишет?

9. Многие исследователи творчества Платонова утверждают, что тема рассказа - одиночество мастера. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ аргументируйте.

10. Сформулируйте идею произведения? Для этого прежде подумайте над вопросом о том, почему автор ослепляет своего героя?

Платонов убеждает читателя в том, что талант часто приводит к гордыне, которая ослепляет человека, делает его невосприимчивым к тому, что происходит вокруг. Чтобы увидеть мир, людей, красоту, следует открыть свое сердце (вспомним: «зорко одно лишь сердце».

11. Какие проблемы поднимаются в рассказе? Насколько эти проблемы актуальны сегодня?

В рассказе поднимаются актуальные во все времена проблемы- проблема гордыни, сочувствия и внимания к людям, одиночества, справедливости наказания, проблема вины и ответственности, профессионализма.

12. Чему вас научил рассказ. Захотелось ли вам прочитать другие рассказы Платонова? Почему?

Использованная литература

1.«В прекрасном и яростном мире»: анализ рассказа Платонова . [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://goldlit.ru/platonov/1196-v-prekrasnom-mire-analiz

(дата обращения 10.04.18)

2. «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы - В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.

3. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2010.

Анализ произведения

Заглавие рассказа — «В этом прекрасном и яростном мире» — имеет существенное значение для понимания его проблематики. Почему мир Платонова «прекрасный» и «яростный»? Слово «пре­красный» связано с такими понятиями, как радость, гармония, чудо, красота, великолепие. Слово «яростный» в нашем сознании роднится с такими словами, как гнев, сила, стихия, порыв, не­нависть и так далее. У Платонова эти понятия сливаются в единый поток, имя которому — жизнь. Не так ли противоречива сама дей­ствительность? Не так ли противоречив сам человек? Писатель довольно ясно указывает в рассказе на существование двух сти­хий — природной и человеческой Можно увидеть и гармонию этих стихий, и их разобщенность, противоположность. Именно поэто­му герои Платонова чаще всего люди ищущие, пытающиеся оп­ределить свое место в мире.

Еще в 20-30-х годах XX века многие критики говорили о стран­ных героях Платонова, о непредсказуемых финалах его расска­зов, о ему одному понятной логике изображения. Но все даже самые злостные его недоброжелатели не могли не признать силу его таланта, свободу языка, невероятную плотность повествова­ние. Очень часто писатель задавался вопросами о месте человека в мире, о его одиночестве среди людей. Он обращал пристальное внимание на преследующее человека чувство пустоты, сирот­ства, ненужности в мире. Эти чувства живут практически в каж­дом герое Платонова. Таков и машинист Мальцев.

Александр Васильевич Мальцев обладал замечательным та­лантом — никто лучше него не мог чувствовать машины, не мог по одному взгляду определить неполадки в работе, не мог так всеобъемлюще воспринимать мир, замечать мельчайшие детали. Именно поэтому было вполне ожидаемым его назначение на са­мый новый и самый мощный поезд в депо — «ИС». Эта машина стала его детищем. Во время поездки он как будто сливался с паровозом воедино, чувствовал биение «его парового серд­ца», понимал малейший звук. Увлеченный работой, он стано­вился похож на вдохновенно играющего актера. Но как часто рассказчик — помощник Мальцева Костя — замечал непонятную грусть в его взгляде. А это было не что иное, как выливающееся наружу чувство одиночества. Гораздо позднее поймет Костя эту тоску. Талант машиниста обрекал Мальцева на одиночество, приподнимал над всеми и заставлял смотреть свысока. Мальцев практически не обращал внимания на нового своего помощника, и даже спустя год он относился к нему так же, как и к слесарю- смазчику. Он весь отдавался работе, растворялся в машине и в окружающей природе. Маленький воробей, попавший в воздуш­ную струю от паровоза, не оставался без внимания. Мальцев слег­ка поворачивал голову, чтобы проследить его дальнейшую судь­бу. Ему казалось, что только он один способен так много вобрать в себя, так много познать. Сила его таланта, как это ни печально, отдаляла его от остального мира людей, среди себе подобных он чувствовал себя одиноко. Потерянность и пустота царили в его душе. Это чувство так называемого сиротства характерно прак­тически для всех персонажей Платонова. С помощью этой харак­теристики героя писателю удалось делать более масштабные вы­воды. От судьбы одного человека он переходил к судьбам милли­онов. Его мысль о потерянности человека в эпоху революций и политических переворотов проходит через все его произведения.

И действительно, печальна дальнейшая жизнь осужденного людьми Мальцева: он отлучен от работы, которой отдавал всего себя, к которой тянулся душой. На примере Мальцева мы видим, как строится судьба человека, лишенного душевной полноты.

В рассказе важен и образ помощника Кости. Это человек чут­кий, наблюдательный, не менее внимательный к мелочам, чем его учитель. Возможно, он был менее талантлив, но его стара­тельность и прилежание очень помогли ему. Вскоре после отстав­ки Мальцева он и сам успешно сдает экзамены на машиниста. Да, действительно, Костя не настолько наделен даром чувствовать механизм, но он более внимателен к окружающим его людям. Это можно считать его талантом. Он смог разглядеть почти мимо­ходом тайную грусть во взгляде своего учителя, но он не оста­новился на этом, он искал «правду», разгадку этой тоски. И он найдет ее, но только немного позже. Это человек, который не глух к чужому горю. Именно он возвращает к жизни потерявшего себя Мальцева, ослепшего и никому не нужного. Каждый раз, собираясь в путь, он видел на скамейке своего учителя, опира­ющегося на трость. На все слова утешения Мальцев отвечал неиз­менным «Прочь!». Даже в своем горе, в своей беспомощности он боится подпустить к себе живого человека, чувствующую душу. Он до сих пор не верит, что есть на свете тот, кто смог бы понять его. А в его душе царила невыразимая тоска. Он пытался хоть как-то вновь уцепиться за тот бешеный ход жизни, вернуть хотя бы часть своего прошлого. Бесцельно приходил он в депо и жадно ловил звуки железной дороги, он поворачивал голову туда, откуда слышал мощное движение паровоза.

Гордый в своем одиночестве, он, тем не менее, подчиняется Косте, однажды предложившему поехать с ним. Вместо обычного «Прочь!» он сказал: «Ладно. Я буду смирным. Дай мне там в руки что-нибудь, дай реверс подержать: я крутить его не буду.

— Крутить его ты не будешь! — подтвердил я. — Если покру­тишь, я тебе дам в руки кусок угля и больше сроду не возьму на паровоз.

Слепой промолчал; он настолько хотел снова побыть на паро­возе, что смирился передо мной».

И вот Мальцев снова ощущает дыхание встречного ветра, чув­ствует под рукой мощь механического гиганта. Что он испытыва­ет в этот момент? Восторг! Радость! Упоение! Эта буря чувств возвращает его к жизни: он прозревает. Но и здесь не оставляет его Костя. Проводив его домой, он долго еще не может уйти. Чув­ствуя почти отцовскую привязанность к этому человеку, он боит­ся оставить его наедине с прекрасным и яростным миром.

Он чувствует его беспомощность перед миром, его наивность и простоту за маской высокомерия. Гениальный машинист, Маль­цев замечал красоту природы, наслаждался гармонией, отдаля­ясь от мира людей. И жестокий мир покарал его за это.

Платонов мастерски создает контраст между двумя этими ми­рами. Это особенно видно в сценах борьбы паровоза со стихией. «Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за го­ризонта. С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри ее рвали свирепые, раздраженные молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальнюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле, словно спеша на ее защиту». Мальцев и машина борются с силами природы. Платонов насыщает текст яркими метафорами, эпитетами. Сам паровоз ста­новится похож на мифическое божество. И каков же исход этой борьбы? В конечном итоге природа приходит снова к гармонии: «Мы ощущали запах сырой земли, благоухание трав и хлебов, напитанных дождем и грозой, и неслись вперед, нагоняя время». Но что же происходит с человеком? Ослепленный молнией, Маль­цев теряет зрение. Многие исследователи часто говорят о двух молниях. Первая из них — столь сильная, грандиозная, лишила человека зрения, но не надолго. А вот вторая — искусственная — надолго лишает Мальцева способности видеть.

Заглавие рассказа — «В этом прекрасном и яростном мире» — имеет существенное значение для понимания его проблематики. Почему мир Платонова «прекрасный» и «яростный»? Слово «пре-красный» связано с такими понятиями, как радость, гармония, чудо, красота, великолепие. Слово «яростный» в нашем сознании роднится с такими словами, как гнев, сила, стихия, порыв, не-нависть и так далее. У Платонова эти понятия сливаются в единый поток, имя которому — жизнь. Не так ли противоречива сама дей-ствительность? Не так ли противоречив сам человек? Писатель довольно ясно указывает в рассказе на существование двух сти-хий — природной и человеческой Можно увидеть и гармонию этих стихий, и их разобщенность, противоположность. Именно поэто-му герои Платонова чаще всего люди ищущие, пытающиеся оп-ределить свое место в мире.

Еще в 20-30-х годах XX века многие критики говорили о стран-ных героях Платонова, о непредсказуемых финалах его расска-зов, о ему одному понятной логике изображения. Но все даже самые злостные его недоброжелатели не могли не признать силу его таланта, свободу языка, невероятную плотность повествова-ние. Очень часто писатель задавался вопросами о месте человека в мире, о его одиночестве среди людей. Он обращал пристальное внимание на преследующее человека чувство пустоты, сирот-ства, ненужности в мире. Эти чувства живут практически в каж-дом герое Платонова. Таков и машинист Мальцев.

Александр Васильевич Мальцев обладал замечательным та-лантом — никто лучше него не мог чувствовать машины, не мог по одному взгляду определить неполадки в работе, не мог так всеобъемлюще воспринимать мир, замечать мельчайшие детали. Именно поэтому было вполне ожидаемым его назначение на са-мый новый и самый мощный поезд в депо — «ИС». Эта машина стала его детищем. Во время поездки он как будто сливался с паровозом воедино, чувствовал биение «его парового серд-ца», понимал малейший звук. Увлеченный работой, он стано-вился похож на вдохновенно играющего актера. Но как часто рассказчик — помощник Мальцева Костя — замечал непонятную грусть в его взгляде. А это было не что иное, как выливающееся наружу чувство одиночества. Гораздо позднее поймет Костя эту тоску. Талант машиниста обрекал Мальцева на одиночество, приподнимал над всеми и заставлял смотреть свысока. Мальцев практически не обращал внимания на нового своего помощника, и даже спустя год он относился к нему так же, как и к слесарю- смазчику. Он весь отдавался работе, растворялся в машине и в окружающей природе. Маленький воробей, попавший в воздуш-ную струю от паровоза, не оставался без внимания. Мальцев слег-ка поворачивал голову, чтобы проследить его дальнейшую судь-бу. Ему казалось, что только он один способен так много вобрать в себя, так много познать. Сила его таланта, как это ни печально, отдаляла его от остального мира людей, среди себе подобных он чувствовал себя одиноко. Потерянность и пустота царили в его душе. Это чувство так называемого сиротства характерно прак-тически для всех персонажей Платонова. С помощью этой харак-теристики героя писателю удалось делать более масштабные вы-воды. От судьбы одного человека он переходил к судьбам милли-онов. Его мысль о потерянности человека в эпоху революций и политических переворотов проходит через все его произведения.

И действительно, печальна дальнейшая жизнь осужденного людьми Мальцева: он отлучен от работы, которой отдавал всего себя, к которой тянулся душой. На примере Мальцева мы видим, как строится судьба человека, лишенного душевной полноты.

В рассказе важен и образ помощника Кости. Это человек чут-кий, наблюдательный, не менее внимательный к мелочам, чем его учитель. Возможно, он был менее талантлив, но его стара-тельность и прилежание очень помогли ему. Вскоре после отстав-ки Мальцева он и сам успешно сдает экзамены на машиниста. Да, действительно, Костя не настолько наделен даром чувствовать механизм, но он более внимателен к окружающим его людям. Это можно считать его талантом. Он смог разглядеть почти мимо-ходом тайную грусть во взгляде своего учителя, но он не оста-новился на этом, он искал «правду», разгадку этой тоски. И он найдет ее, но только немного позже. Это человек, который не глух к чужому горю. Именно он возвращает к жизни потерявшего себя Мальцева, ослепшего и никому не нужного. Каждый раз, собираясь в путь, он видел на скамейке своего учителя, опира-ющегося на трость. На все слова утешения Мальцев отвечал неиз-менным «Прочь!». Даже в своем горе, в своей беспомощности он боится подпустить к себе живого человека, чувствующую душу. Он до сих пор не верит, что есть на свете тот, кто смог бы понять его. А в его душе царила невыразимая тоска. Он пытался хоть как-то вновь уцепиться за тот бешеный ход жизни, вернуть хотя бы часть своего прошлого. Бесцельно приходил он в депо и жадно ловил звуки железной дороги, он поворачивал голову туда, откуда слышал мощное движение паровоза.

Гордый в своем одиночестве, он, тем не менее, подчиняется Косте, однажды предложившему поехать с ним. Вместо обычного «Прочь!» он сказал: «Ладно. Я буду смирным. Дай мне там в руки что-нибудь, дай реверс подержать: я крутить его не буду.

Крутить его ты не будешь! — подтвердил я. — Если покру-тишь, я тебе дам в руки кусок угля и больше сроду не возьму на паровоз.

Слепой промолчал; он настолько хотел снова побыть на паро-возе, что смирился передо мной».

И вот Мальцев снова ощущает дыхание встречного ветра, чув-ствует под рукой мощь механического гиганта. Что он испытыва-ет в этот момент? Восторг! Радость! Упоение! Эта буря чувств возвращает его к жизни: он прозревает. Но и здесь не оставляет его Костя. Проводив его домой, он долго еще не может уйти. Чув-ствуя почти отцовскую привязанность к этому человеку, он боит-ся оставить его наедине с прекрасным и яростным миром.

Он чувствует его беспомощность перед миром, его наивность и простоту за маской высокомерия. Гениальный машинист, Маль-цев замечал красоту природы, наслаждался гармонией, отдаля-ясь от мира людей. И жестокий мир покарал его за это. Материал с сайта

Платонов мастерски создает контраст между двумя этими ми-рами. Это особенно видно в сценах борьбы паровоза со стихией. «Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за го-ризонта. С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри ее рвали свирепые, раздраженные молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальнюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле, словно спеша на ее защиту». Мальцев и машина борются с силами природы. Платонов насыщает текст яркими метафорами, эпитетами. Сам паровоз ста-новится похож на мифическое божество. И каков же исход этой борьбы? В конечном итоге природа приходит снова к гармонии: «Мы ощущали запах сырой земли, благоухание трав и хлебов, напитанных дождем и грозой, и неслись вперед, нагоняя время». Но что же происходит с человеком? Ослепленный молнией, Маль-цев теряет зрение. Многие исследователи часто говорят о двух молниях. Первая из них — столь сильная, грандиозная, лишила человека зрения, но не надолго. А вот вторая — искусственная — надолго лишает Мальцева способности видеть.

Автор наводит читателя на мысль, что законы мира людей куда более жестоки и беспощадны, чем природные законы. Люди не смогли рассмотреть талант Мальцева. Он становится еще бо-лее одиноким. Путь к спасению Мальцева — в образе Кости. Он не только возвращает зрение бывшему машинисту, но и откры-вает перед ним путь в мир людей. «Ты видишь теперь весь свет!»

План

  1. У Мальцева появляется новая машина и новый помощник.
  2. Описание работы Мальцева.
  3. Из-за молнии Мальцев слепнет и подвергает опасности жиз-ни многих людей.
  4. Мальцева отдают под суд.
  5. Рассказчик берет слепого с собой на машину, и тот прозре-вает.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему автор этот мир называет прекрасным и яростным
  • повесть в этом прекрасном и яростном мире анализ
  • отзыв о книге платонова в прекрасном и яростном мире
  • платонов в прекрасном и яростном мире год написания
  • отзыв в прекрасном и яростном мире