Фейхтвангер оливье. Фейхтвангер, лион. Творчество в послевоенные годы

Сын фабриканта, получил солидное образование в университете родного города Мюнхена (здесь он изучал литературу и философию), а затем Берлина, где изучал германскую филологию, философию, а также санскрит.

Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности. Под влиянием патриархальных семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. В 1908 году начал издавать литературный журнал "Зеркало", который вынужден был вскоре закрыть из-за финансовых проблем. В 1912-1914 путешествовал. Отбывал во время Первой мировой войны службу в германской армии, из которой был отпущен по состоянию здоровья. В 1918 году Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта, с которым его связала многолетняя дружба. В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию, а начавшийся нацистский террор сделал возвращение невозможным. После прихода нацистов к власти в Германии Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению, а 25 августа 1933 года был лишен немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано.

В 1940 году, во время оккупации Германией Франции, писатель был интернирован в лагерь, ему удалось бежать, а затем с большим трудом получить необходимые документы и вместе с женой перебраться в США. С ноября 1943 года он жил на Вилле Аврора в Калифорнии, где благодаря поступлениям от фильмов по его произведениям, создал уникальную библиотеку, состоящую из 20000 томов.

В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых фашизм, его идеология подвергались беспощадному и гневному разоблачению.

За выдающиеся заслуги как художника и защитника идей мира и прогресса Лион Фейхтвангер был отмечен Государственной премией ГДР в области искусства и литературы, присуждённой ему в 1953 году.

Писатель умер в 1958 году от рака почек.

В настоящее время Вилла Аврора, где писатель провел свои последние годы, является творческой резиденцией для немецких писателей, художников и композиторов.

Литературная деятельность

Главный вопрос творчества Фейхтвангера - о путях, перспективах и движущих силах социальных изменений, свидетелем которых он был. В разные периоды Фейхтвангер отвечал на него по-разному, но всегда раздумья над судьбами человечества составляли пафос его духовных и творческих исканий. Фейхтвангер завоевал известность, главным образом, как автор исторических романов. «Я никогда не собирался изображать историю ради неё самой», - говорил писатель. В своих произведениях он видел и изображал столкновения идей, борьбу сил регресса и прогресса, последствия которой оказывали глубочайшее влияние на социальные конфликты современного ему общества. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план - параллели с событиями современности.

Свою литературную деятельность Фейхтвангер начал с драматургии. Его ранним произведениям свойственны изысканная, болезненная утончённость формы и бедность жизненного содержания, восславление красоты и пренебрежение нравственными ценностями жизни, преклонение перед личностью и холодное отношение к рядовым людям. Впоследствии писатель не без иронии отзывался о своём раннем творчестве, рассматривая его лишь как не очень плодотворный этап собственного духовного развития.

Гораздо более важную роль в его дальнейшей творческой эволюции сыграла литературно-критическая деятельность. Он написал много статей и рецензий, посвящённых в основном театру и драматургии. В это же время его внимание приковал к себе реалистический роман, а такие немецкие писатели-реалисты, как братья Томас и Генрих Манн, они оказали сильное влияние на творчество Фейхтвангера.

В годы Первой мировой войны Фейхтвангер решительно не принял ни её целей, ни националистической идеологии. Он занял антивоенную позицию и выступил против империалистической бойни. Антивоенные настроения выражены в стихотворении «Песнь павших» и в пьесе «Мир» - вариации на тему комедии греческого сатирика Аристофана. В годы войны Фейхтвангер много писал. В основном это были оригинальные пьесы и переделки произведений классической драматургии - «Персов» Эсхила, «Васантасены» древнеиндийского поэта Шудраки, драмы Калидасы «Царь и танцовщица». Наряду с мотивами социальной критики в его творчестве появляются пессимистические и фаталистические настроения. Фейхтвангер пишет драматический роман «Томас Вендт» (1920), драмы «Еврей Зюсс» (1917), «Голландский купец» (1921), охотно пользуется формой сатирического обозрения для высмеивания буржуазных политиков. Такова его «Англосаксонская трилогия» (1927).

Пережитое в годы войны, в дни революции в Баварии и контрреволюции в Германии навсегда вычеркнуло из творчества Фейхтвангера эстетизм. В произведениях этого периода - пьесе «Военнопленные» и в романе «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» - начинает господствовать социальная проблематика, ощущается приближение писателя к реализму.

После прихода к власти в Германии Гитлера писатель эмигрирует во Францию, где в 1936 году выходит его новый роман «Der falsche Nero» («Лже-Нерон»), в котором под маской жестокого и лживого римского императора выведен образ современного фюрера.

«Москва 1937»

В это время писатель становится популярным в СССР, и по приглашению советского правительства в 1937 году два месяца провел в СССР, был принят Сталиным. Книга «Москва 1937» рассказывает о Сталине и показательных судах и расстрелах в СССР, была в Москве издана массовым тиражом. Книга вызвала противоречивую реакцию в мире. В СССР начато издание собрания сочинений Фейхтвангера, было много изданий отдельных произведений. После германо-советского договора и до войны произведения Фейхтвангера в СССР практически не издавались.

«Испанская баллада» (по материалам статьи Л. Черной и изданию 1959 года)

В 1954 году Лиону Фейхтвангеру исполнилось семьдесят лет. И именно в это время он, как писал Томас Манн в своей статье «Друг Фейхтвангер», с раннего утра и далеко за полдень диктовал стенографистке, пожалуй, самое свое молодое произведение «Испанскую балладу», поэтическую повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к дочери севильского купца Ракели, прозванной в народе Фермоза - красавица. Писатель берется за новую книгу - глубокая древность. Крестовые походы, еврейские погромы, жестокие, воинственные песни, кольчуги, кровь, убийства, фанатизм, месть… Еще в 1935 году Фейхтвангер говорил: «Тщательно исследовав свою совесть, я смею сказать, что в своих исторических романах я намеревался дать то же содержание, что и в современных». Тогда же в 1935 году в речи «О смысле и бессмыслице исторических романов» писатель очень подробно раскрывает свои взгляды на исторический роман. «Слова „исторический роман“ вызывают сегодня неприятные ассоциации. Перед глазами встают приключения, интриги, костюмы, резкие, пестрые краски, патетические речи, смесь любви и политики, искусственное сведение больших событий к маленьким личным происшествиям». Возражая против этой точки зрения Фейхтвангер говорит, что он «в каждом отдельном случае приходил к заключению, что художник не хотел ничего иного, как изобразить свое современное отношение к жизни, свое субъективное, не историческое видение ммира…» «Я никогда не собирался изображать историю ради истории: в костюмах, исторических одеждах я видел лишь простейшее стилистическое средство создать иллюзию реальности». «… Очертания горы лучше видны издалека, нежели среди самой горной цепи». Данные высказывания нельзя понимать буквально, большинство из них делалось в пылу полемики и передавало мысли писатель в резкой ультимативной оформе. Исторические герои Фейхтвангера никогда не являлись просто его современниками, переодетыми в исторические одежды, а события прошлого никогда не были лишь трамплином для прыжка в настоящее. Создавая свои исторические произведения, Фейхтвангер глубоко изучал эпоху, с тем, чтобы как можно правдивее отразить ее в своих книгах. Недаром взыскательный художник Томас Манн, восхищался его добросовестностью и умением проникнуть в суть исторических событий. Сюжет «Испанской баллады» волновал Фейхтвангера на протяжении десятилетий. Однако, читая произведения, посвященные любви Ракели и Альфонсо, (Пьеса Лопе де Вега «Еврейка из Толедо», пьеса Грильпарцера того же названия) он находил, что авторы упустили что-то важное. «Ни в одной из литературных обработок данной темы не говорится об истории страны… А между тем судьба влюбленных с ней тесно связана. И чем основательней займется исследователь положение в тогдашней Испани, тем более глубокий смысл откроет он в истории Ракели и короля». В XII веке Кастилия была одним из пяти Христианских государств на Пиренейском полуострове. Кроме нее Христианскими были Арагонское королевство, Наварра, Леон и Португалия. На юге Испании было расположено до десятка полунезависимых мавританских эмиратов, подчинявшихся султану альмохадов, который в 1147 году покорил испанских мавритан. Мусульманская Испания находилась на более высоком экономическом уровне, нежели Христианская, превосходя ее в культурном отношении. Арабская культура в Испании оказала влияние на всю Западную Европу. Образованные европейцы читали труды арабских ученых, математиков, врачей, философов… Во второй половине XI века, незадолго до событий, описываемых в «Испанской балладе», началась реконкиста - обратное завоевание Пиренейского полуострова испанцами, потерявшими его в VIII веке. Но Христианская Испания не была единой. Феодалы враждовали друг с другом и со своими королями, как, например, легендарный Сид, даже иногда не гнушаясь союзом с маврами. Страну населяли люди разных верований, на полуострове бушевали войны. Но в то же время Христианский и мусульманские государства торговали между собой и поддреживали культурные связи. В это время Европа была охвачена идеей крестовых походов. К рыцарям, устремлявшимся на восток присоединялись толпы изголодавшихся крестьян, которые бежали от нищеты, притеснений и чумы. Поэтому в центре данного романа противостояние сил мира против сил войны и реакции. С первых страниц автор вводит читателя в гущу событий - король проиграл войну с мусульманской Севильей. Народ бедствует, хозяйство страны разорено. Король 8 лет не имеет права воевать - таков главный пункт мирного договора. Эти 8 лет можно употребить на то, что бы приумножить богатства страны, помочь ремесленникам, крестьянам и поднимающимся городам, обуздать непокорных феодалов, подрывающих королевскую властью. Поэтому отношение к миру и войне разделяет героев в этом романе. По одну сторону оказывается донья Леонор, королева Кастилии, архиеписком Мартин, барон де Кастро, один из крупнейших поэтов средневековья Бертран де Борн. По другую - дон Иегуда, министр короля, его дочь Ракель, возлюбленная короля, духовник короля, каноник Родриго.

«Безобразная герцогиня»

Первый исторический роман Фейхтвангера - «Безобразная герцогиня». История Маргариты Тирольской, южногерманской герцогини XIV века, написана как роман о трагедии гуманистической личности в жестоком обществе. Конфликт осложнен индивидуальной трагедией героини - энергичной и одаренной, но внешне отталкивающей и потому несчастной в личной жизни «безобразной герцогини».

«Еврей Зюсс»

Роман «Еврей Зюсс» посвящен Германии XVIII в. История еврейского финансиста, сделавшегося первым министром у герцога Вюртембергского и проводившего жестокую, разорительную для народа политику, повернута Фейхтвангером так, чтобы «исторический пессимизм» получил моральное и философское оправдание. Роман принес автору мировую известность. Фейхтвангера за этот роман обвиняли как в еврейском национализме, так и в антисемитизме.

Трилогия об Иосифе Флавии

Фейхтвангер продолжил работу над еврейской темой в своей трилогии об иудейско-римском историке Иосифе Флавии; первая часть романа - «Иудейская война» - вышла в 1932, вторая - «Сыновья» - в 1935, заключительная часть - «Настанет день» - в 1945 г.

Иосиф Флавий, патриот и участник восстания Иудеи против римского владычества, перешёл на сторону римлян и стал одним из знаменитейших писателей-историков античного мира. В «Иудейской войне» и «Сыновьях» проблема отхода от еврейства оборачивается темой борьбы за единую космополитическую культуру, в которой должно найти гармоническое сочетание всё то лучшее, что несли в себе культуры греко-римская и еврейская.

Историческая активность героя предыдущего романа Фейхтвангера, Зюсса, была объективно вредоносной, даже преступной, а трагизм личной судьбы - бесплодным. Активность Иосифа Флавия совсем иного рода, она имеет общечеловеческую цель: слить воедино два мощных культурных потока, уничтожить бессмысленную ненависть между людьми разной крови. Трагедия Иосифа в том, что он одинок в своем сознании гражданина вселенной, и потому его задача невыполнима.

«Успех»

Фейхтвангер написал ряд романов о современности. Эти вещи глубоко злободневны. Им свойственны публицистичность и памфлетность. В «Успехе», «Семье Опперман», «Изгнании» развернута «современная история» Западной Европы - на фоне крушения буржуазной демократии в Германии и установления нацистской диктатуры.

В романе «Успех» представлена жизнь Баварии 1919-1923 гг. Послевоенный экономический, политический и моральный кризис. Подготовка и проведение «пивного путча». Фейхтвангер дал сатирический портрет «фюрера» Руперта Кутцнера. В романе - ведущая тема отвлеченной «справедливости», воплощенная в борьбе за освобождение Крюгера, заключенного в тюрьму из политических соображений - на основании лжесвидетельства. Роман «Семья Оппенгейм» написан сразу после прихода нацистов к власти в Германии.

Последние годы творчества

В послевоенные годы, живя в США, писатель пришёл к пониманию того, что творцами истории являются народные массы. Эта мысль, ставшая для него итоговой, проходит через все его поздние произведения, углубляя их реализм и сообщая им оптимистичность, не свойственную его раннему творчеству.

Если в ранний период духовного развития для Фейхтвангера идея общественного прогресса представлялась по меньшей мере сомнительной, то истинным героем его поздних произведений стал «…тот незримый кормчий истории, который был открыт в восемнадцатом столетии, в девятнадцатом тщательно изучен, описан и превознесён, с тем чтобы в двадцатом быть тяжко клеветанным и отвергнутым: прогресс».

Фейхтвангер решительно выступал против усиления международной реакции, против пропаганды холодной войны. Он пишет пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой разоблачает организаторов «охоты на ведьм» - процессов над жертвами комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. В последних своих романах, «Испанская баллада», и «Иеффай и его дочь», Фейхтвангер развивал идеи прогресса и гуманизма.

В СССР первого послевоенного десятилетия книги Фейхтвангера не издавались, а он подвергался жесткой критике в советской прессе. С 1955 года возобновилось массовое изданий произведений Фейхтвангера.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939.

Библиография (неполная)

  • Царь и танцовщица (1917)
  • Персы, по Эсхилу (1917)
  • Мир, по Аристофану (1918)
  • Военнопленные (1919)
  • Томас Вендт др. название 1918 год(1920)
  • Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ (1923)
  • Еврей Зюсс (1926)
  • Успех (1930)
  • Иудейская война (1932)
  • Семья Опперман (1933)
  • Сыновья (1935)
  • Лже-Нерон (1936)
  • Статьи журнала «Ворт» (1936-1939)
  • Изгнание (1938)
  • Братья Лаутензак (1943)
  • Симона (1944)
  • Настанет день (1945)
  • Лисы в винограднике (1947)
  • Гойя, или Тяжкий путь познания (1952)
  • Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо (1952)
  • Испанская баллада (1954)
  • Иеффай и его дочь
  • Чёрт во Франции (1941)

Трилогия об Иосифе Флавии (годы издания см. выше)

  1. Иудейская война
  2. Сыновья
  3. Настанет день

Фильмография

  • Гойя, или Тяжкий путь познания
  • Семья Оппенгейм

Лион Фейхтвангер (Feuchtwanger, Lion) – выдающийся немецкий писатель и драматург.
В своих произведениях, главным образом исторических романах, обращался к острым социальным проблемам. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план – параллели с событиями современности.
Родился 7 июля 1884 в Мюнхене в зажиточной, религиозной еврейской семье. Получил гуманитарное образование в гимназии, затем в Мюнхенском и Берлинском университетах. Изучал германскую филологию, философию, санскрит. На исходе 1900-х гг.
Фкйхтвангер выступил как театральный критик, переводил и обрабатывал трагедии Эсхила, К. Марло, комедии Аристофана.
Начало литературной деятельности Фейхтвангера относится к 1901: книга "Одинокие", содержащая два рассказа, филологические исследования, театральные рецензии. В 1905-1907 гг. Фейхтвангер написал два тома "Маленьких драм" и роман "Глиняный бог" (1910). В 1908 Фейхтвангер основал литературный журнал "Шпигель", который служил "развитию революционных тенденций" в Германии. В 1914 Фейхтвангер был призван на фронт, но вскоре его демобилизовали по состоянию здоровья. Антивоенные взгляды писатель выразил в стихотворении "Песнь павших" (1915), в пьесе "Военнопленные"
(1915) и в пьесе "Мир" (1918). В годы войны много работал над пьесой "Уоррен Гастингс" (1916) и набросками романа "Еврей Зюсс" (1918). В ноябре 1918 писатель стал свидетелем революции в Баварии. Все пережитое и увиденное им нашло отражение в драматическом романе "Тысяча девятьсот восемнадцатый год" (1920). В 1922 Фейхтвангер в соавторстве с Б. Брехтом опубликовал пьесу "Эдуард II".
Антивоенные пьесы Фейхтвангера были запрещены. Славу писателю доставили исторические романы, написанные с учетом новейшие веяния в психологии, в т.ч. Еврей Зюсс (Jud Süß, 1920–1922), Успех (Erfolg, 1926), Безобразная герцогиня (Die häßlische Herzogin, 1923) и трилогия о войне иудеев с римлянами (Иудейская война – Der Jüdische Krieg, 1932; Сыновья – Die Söhne, 1935; Настанет день – Der Tag wird kommen, 1942) и др.
О России Фейхтвангер впервые узнал из книг русских писателей, причем неоднократно подчеркивал, что читая произведения Л. Толстого и А. Чехова, получил больше знаний о стране и ее людях, чем из многочисленных исторических трудов. В 1916 он написал статью о "Вишневом саде" Чехова и перевел эту пьесу на немецкий язык. Особое влияние, по признанию самого Фейхтвангер, на него оказал М. Горький. В 1917 на мюнхенской сцене Фейхтвангер в качестве режиссера с успехом поставил пьесу Горького "На дне". Стремление Фейхтвангера приехать в СССР во многом можно объяснить желанием увидеть Горького. Первый раз писатель приехал в СССР в 1929, затем в 1936. Он выступал на заводах, в редакциях, в Политехническом музее, перед артистами,
писателями, совместно с В. Бределем и И. Бехером являлся редактором издаваемых немецких журналов "Дас Ворт" и "Интернационале Литератур". Пребыванию в СССР Фейхтвангер посвятил очерк "Москва, 1937", в котором описывалась советская действительность, мнение о ней на Западе и собственно мысли автора. Книга вышла в 1937 в Амстердаме и тут же по личному указанию
Сталина была переведена и издана в СССР. В 1938 Фейхтвангер опубликовал обращение "К моим советским читателям". По роману "Семья Оппенгейм" в 1938 Г. Рошаль поставил одноименный кинофильм. Пьеса "Сны Симоны Машар" (1941-42), написанная Фейхтвангером в соавторстве с Б. Брехтом, была поставлена в 1942 в Московском театре им. Ермоловой (реж. А. Эфрос).
После прихода к власти фашистов (1933) Фейхтвангер, как и многие другие деятели культури и искусства, был лишен гражданства, его имущество было конфисковано, библиотека сожжена, а голову писателя оценили в 10 тысяч марок. Писатель бежал во Францию, где в Париже был создан Союз немецких писателей под председательством Л. Франка. Фейхтвангер был одним из
инициаторов Парижского конгресса, вошел в секретариат постоянного бюро Международной ассоциации писателей для защиты культуры.
С 1939 Фейхтвангер жил в городе Санари-сюр-мер (Франция), а в 1940 он
поселился в США, в предместье Лос-Анджелеса Пасифик-Полисадес.
В 1943 писатель принял участие в конгрессе писателей в Лос-Анджелесе, в том же году вышел в свет роман "Братья Лаутензак" (в рукописи "Чудотворец"), который продолжил серию антифашистских романов. Роман "Симона", посвященный Второй мировой войне, вышел в свет год спустя, в 1944, на английском языке, в 1945 он был издан в Амстердаме на немецком языке.
После войны писатель обращался исключительно к историческому жанру.
Основным объектом изображения в его новых романах стала Великая Французская революция (1789-1794). Основой первого романа "Лисы в винограднике, или Оружие для Америки" (1947) послужила идея неодолимости прогресса, которую несла с собой эпоха революции. Незаконченное эссе "Дом Дездемоны, или Величие и границы исторического повествования" посвящено природе
исторического жанра. В 1948 появилась пьеса Фейхтвангера, "Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне", в которой писатель выступил против "холодной войны";она вызвала международный резонанс.
К 125-летию со дня смерти испанского художника Франсиско Гойи Фейхтвангер написал роман "Гойя, или тяжкий путь познания" (1951). Особенностью построения произведения является то, что каждая глава заканчивается белыми стихами, в строках которых содержится идея данной главы и своеобразный вывод из нее. В 1953 в свет вышел роман "Мудрость чудака, или
смерть и преображение Жан-Жака Руссо".
Роман "Испанская баллада" (или "Еврейка из Толедо") (1955) посвящен событиям 12 века, времени крестовых походов, Реконкисте.
Умер Фейхтвангер в Лос-Анджелесе 21 декабря 1958.
Энциклопедия РОЛ, Энциклопедическая статья из "Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 2001".

Лион Фейхтвангер (нем. Lion Feuchtwanger). Родился 7 июля 1884 года в Мюнхене - умер 21 декабря 1958 года в Лос-Анджелесе. Немецкий писатель еврейского происхождения. Один из наиболее читаемых в мире немецкоязычных авторов. Работал в жанре исторического романа.

Родился 7 июля 1884 г. в Мюнхене в семье фабриканта Зигмунда (Арона-Меера) Фейхтвангера (1854-1916), унаследовавшего маргариновое производство от своего отца Элькана Фейхтвангера (1823-1902), уроженца Фюрта, сына Зелигмана Фейхтвангера и Фейгеле (Фанни) Вассерман. Мать - Йоханна Боденхаймер (1864-1926). Родители поженились в 1883 году и Лион был старшим из девяти детей. Получил солидное образование в университете родного города Мюнхена (изучал литературу и философию), а затем Берлина, где изучал германскую филологию, философию, а также санскрит.

Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности. Под влиянием семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. В 1908 году начал издавать литературный журнал «Зеркало», который вынужден был вскоре закрыть из-за финансовых проблем. В 1912-1914 путешествовал.

Отбывал во время Первой мировой войны службу в германской армии, был демобилизован по состоянию здоровья. В 1918 году Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта, с которым его связала многолетняя дружба.

В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию. Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению, а 25 августа 1933 года был лишен немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано.

В 1940 году, во время оккупации Германией Франции, писатель был интернирован во французский концентрационный лагерь в местечке Ле Милль. Воспоминания о своей лагерной жизни, полной всяческих унижений, невзгод, были отображены им в книге «Чёрт во Франции». Лагерникам, среди которых было так много противников гитлеровского режима, грозила опасность попасть в руки фашистов, и тогда было решено перевести интернированных в другой лагерь, в Ним. Бежав оттуда и, получив с большим трудом необходимые документы, Фейхтвангер вместе с женой перебрался в США. С ноября 1943 года он жил на вилле Аврора в Калифорнии, где благодаря поступлениям от фильмов по его произведениям собрал библиотеку, состоящую из 20000 томов.

В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых разоблачались фашизм и его идеология.

За выдающиеся заслуги как художника и защитника идей мира и прогресса Лион Фейхтвангер был отмечен Государственной премией ГДР в области искусства и литературы, присуждённой ему в 1953 году.

Писатель умер в 1958 году от рака желудка.

В настоящее время вилла Аврора, где писатель провел свои последние годы, является творческой резиденцией для немецких писателей, художников и композиторов.

Главный вопрос творчества Фейхтвангера - о путях, перспективах и движущих силах социальных изменений, свидетелем которых он был. В разные периоды Фейхтвангер отвечал на него по-разному, но всегда раздумья над судьбами человечества составляли пафос его духовных и творческих исканий. Фейхтвангер завоевал известность, главным образом, как автор исторических романов. «Я никогда не собирался изображать историю ради неё самой», - говорил писатель. В своих произведениях он видел и изображал столкновения идей, борьбу сил регресса и прогресса, последствия которой оказывали глубочайшее влияние на социальные конфликты современного ему общества. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план - параллели с событиями современности.

Свою литературную деятельность Фейхтвангер начал с драматургии. Его ранним произведениям свойственны изысканная, болезненная утончённость формы и бедность жизненного содержания, восславление красоты и пренебрежение нравственными ценностями жизни, преклонение перед личностью и холодное отношение к рядовым людям. Впоследствии писатель не без иронии отзывался о своём раннем творчестве, рассматривая его лишь как не очень плодотворный этап собственного духовного развития.

Гораздо более важную роль в его дальнейшей творческой эволюции сыграла литературно-критическая деятельность. Он написал много статей и рецензий, посвящённых в основном театру и драматургии. В это же время его внимание приковал к себе реалистический роман, а такие немецкие писатели-реалисты, как братья Томас и Генрих Манн, оказали сильное влияние на творчество Фейхтвангера.

В годы Первой мировой войны Фейхтвангер решительно не принял ни её целей, ни националистической идеологии. Он занял антивоенную позицию и выступил против империалистической бойни. Антивоенные настроения выражены в стихотворении «Песнь павших» и в пьесе «Мир» - вариации на тему комедии греческого сатирика Аристофана. В годы войны Фейхтвангер много писал. В основном это были оригинальные пьесы и переделки произведений классической драматургии - «Персов» Эсхила, «Васантасены» древнеиндийского поэта Шудраки, драмы Калидасы «Царь и танцовщица». Наряду с мотивами социальной критики в его творчестве появляются пессимистические и фаталистические настроения. Фейхтвангер пишет драматический роман «Томас Вендт» (1920), драмы «Еврей Зюсс» (1917), «Голландский купец» (1921), охотно пользуется формой сатирического обозрения для высмеивания буржуазных политиков. Такова его «Англосаксонская трилогия» (1927).

Пережитое в годы войны, в дни революции в Баварии и контрреволюции в Германии навсегда вычеркнуло из творчества Фейхтвангера эстетизм. В произведениях этого периода - пьесе «Военнопленные» и в романе «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» - начинает господствовать социальная проблематика, ощущается приближение писателя к реализму.

После прихода к власти в Германии Гитлера писатель эмигрирует во Францию, где в 1936 году выходит его новый роман «Der falsche Nero» («Лже-Нерон»), в котором под маской жестокого и лживого римского императора выведен образ современного фюрера.

В это время писатель становится популярным в СССР, и по приглашению советского правительства в 1937 году два месяца провёл в СССР, был принят Сталиным. Книга «Москва 1937», рассказывающая о жизни в Советском Союзе, Сталине и показательных судебных процессах в СССР (Фейхтвангер лично присутствовал на Втором Московском процессе).

Книга была издана в Москве массовым тиражом. Причём, В. С. Молодцову пришлось, по заданию Сталина, обеспечить за одни сутки организацию печати книги.

Книга вызвала противоречивую реакцию в мире. В СССР начато издание собрания сочинений Фейхтвангера, было много изданий отдельных произведений. После германо-советского договора и до войны произведения Фейхтвангера в СССР практически не издавались.

В послевоенные годы, живя в США, писатель пришёл к пониманию того, что творцами истории являются народные массы. Эта мысль, ставшая для него итоговой, проходит через все его поздние произведения, углубляя их реализм и сообщая им оптимистичность, не свойственную его раннему творчеству.

Если в ранний период духовного развития для Фейхтвангера идея общественного прогресса представлялась по меньшей мере сомнительной, то истинным героем его поздних произведений стал «…тот незримый кормчий истории, который был открыт в восемнадцатом столетии, в девятнадцатом тщательно изучен, описан и превознесён, с тем чтобы в двадцатом быть тяжко клеветанным и отвергнутым: прогресс».

Фейхтвангер решительно выступал против усиления международной реакции, против пропаганды холодной войны. Он пишет пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой разоблачает организаторов «охоты на ведьм» - процессов над жертвами комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. В последних своих романах, «Испанская баллада», и «Иеффай и его дочь», Фейхтвангер развивал идеи прогресса и гуманизма.

В СССР первого послевоенного десятилетия книги Фейхтвангера не издавались, а он подвергался жесткой критике в советской прессе. С 1955 года возобновилось массовое изданий произведений Фейхтвангера.

Семья

Брат - Людвиг Фейхтвангер (Ludwig Feuchtwanger, 1885-1947), немецкий юрист и литератор.
Племянник - Эдгар Фейхтвангер (Edgar Feuchtwanger, род. 1924), британский историк, мемуарист.
Брат - Мартин Фейхтвангер (Martin Feuchtwanger, 1886-1952), немецкий писатель, журналист и издатель.

Романы:

«Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ» (нем. Die häßliche Herzogin, 1923)
«Еврей Зюсс» (нем. Jud Süß, 1925)
«Зал ожидания» (нем. Wartesaal, 1930 - 1939) «Успех» (нем. Erfolg, 1930)
«Семья Опперман» (нем. Die Geschwister Oppermann, 1933)
«Изгнание» (нем. Exil, 1939)
«Иосиф Флавий» (нем. Flavius Josephus, 1932 - 1945)
«Иудейская война» (нем. Der jüdische Krieg, 1932)
«Сыновья» (нем. Die Söhne, 1935)
«Настанет день» (нем. Der Tag wird kommen, 1945)
«Лже-Нерон» (нем. Der falsche Nero, 1936)
«Братья Лаутензак» (нем. Die Brüder Lautensack, 1943)
«Симона» (нем. Simone, 1943)
«Лисы в винограднике» (нем. Die Füchse im Weinberg, 1947)
«Гойя, или Тяжкий путь познания» (нем. Goya oder der arge Weg der Erkenntnis, 1951)
«Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (нем. Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau, 1952)
«Испанская баллада (Еврейка из Толедо)» (нем. Die Jüdin von Toledo, 1954)
«Иеффай и его дочь» (нем. Jefta und seine Tochter, 1957).


Давно уже не читала я книгу так - с чувством, с толком, с расстановкой. И хотя это было не специально, а просто так получилось, но именно так и нужно читать эту книгу, с погружением в эпоху, с возможностью осмыслить и подумать о каждом герое, провести параллели с творческим путем самого писателя и согласиться, или не согласиться с идеей нравственной ответственности художника перед современниками и потомками. Мы же со своей стороны должны задать себе вопрос - имеем ли мы право судить людей прошлого, стали ли мы лучше их, цивилизованнее их? Или и в каждом из нас сидит до поры варвар и злобный демон?
Мы попадаем в Испанию, на дворе конец 18 века, во Франции произошла революция, в науке одно за одним происходят значительные шаги вперед, во всех Европейских странах время сильно ускорилось, но в Испании словно навеки средневековье. Инквизиция проводит свои мрачные аутодафе, уничтожая людей за малейший проблеск ума и свободомыслия, в то время как гранды во главе с королевским двором не знают как еще извратиться в пороках, и думают лишь как упрочить свое положение. Народ тоже не особо страдает нравственностью (в нашем понимании, конечно), да и что можно ожидать, если церковь официально продает отпущение грехов и разбойник, отдавая часть награбленного, искренне верит, что он благороден и чист. Человек из народа тоже считает за честь обмануть и надуть, и живет простыми животными удовольствиями, иногда развлекаясь кровавыми корридой, публичными казнями и сожжениями еретиков. И,впрочем как во все времена, лишь горстка людей искренне озабочена судьбой своей страны и верит в такие вещи, как просвещение и прогресс, и желают вмешиваться в политику не для своего обогащения.
Гойя в начале своего пути познания очень далек от подобного, он хочет лишь писать и зарабатывать на этом, ему нравится богатая жизнь, внимание и почет. Но хочешь-не хочешь, а приближаясь к власть имущим невозможно остаться непричастным. Словно сказочному герою предстоит пройти ему огонь-воду и медные трубы, потерять иллюзии, близких и любовь, здоровье и душевный покой. Дорого достается познание себя, своего времени и терзающих их пороков. Сам Фейхтвангер проделал похожий путь от искусства ради искусства до критического реализма и исторических романов, осмысливающих опять же его современность. Но осмысление это, как и офорты Гойи, доступны не всем. Не зная реалий времени написания можно многое пропустить. Послевоенное переосмысления своей роли в трагедии второй мировой и осуждение пособников фашизма, когда многие люди с совестью спрашивали себя - а все ли я сделал, что мог? и мог ли я что-то сделать? В книге мы тоже можем спросить себя, кто были правы - осторожные друзья Гойи, что говорили, что талант поможет лучше, если будет жив или те, кто гнили в застенках, но не предавали высоких идеалов? Гойя выбирает третий путь - иносказательный путь "всеобщего языка" своих картин, предсказывающих конец старого мира и обличающий его пороки.
В книге нет деления на хороших и плохих, каждый персонаж выписан как живой человек, со своей правдой, со своей болью и своей душевной грязью и чистотой, потому что в каждом есть и то и другое. Мы живем в совсем другое время, но средневековье и нас подстерегает (не потому ли эта тема так популярна в последнее время, что люди неосознанно понимают, что вновь ходят по краю?). Не так важно правдива ли история любви герцогини Альба и Гойи (на мой взгляд нет, по крайней мере не с ее стороны) и прочих исторических моментов, в этой книге главное не кто с кем спал и хороший ли художник и человек Гойя, а возможность поставить себя в подобную ситуацию и задать вопросы к своей совести. Герои книги выбирают различные варианты жизненной программы и мы можем вслед за ними выбрать себе вариант.

Лион Фейхтвнгер (нем. Lion Feuchtwanger) родился 7 июля 1884 года в Мюнхене, умер 21 декабря 1958 года в Лос-Анджелесе. Немецкий писатель с еврейскими корнями; один из самых читаемых в мире среди немецкоязычных авторов. Создатель множества исторических романов.

Биография

Лион Фейхтвангер родился в 1884 году в семье промышленника Зигмунда Фейхтвангера, ортодоксального еврея, унаследовавшего фабрику по производству маргарина от своего отца. Лион был самым старшим из девяти детей. В юношеском возрасте он поступил в Мюнхенский университет, где получил хорошее образование в области литературы и философии. Затем он продолжил обучение уже в Берлинском университете, где изучал немецкую филологию, философию и санскрит. Уважая семейные традиции, он занялся изучением еврейской истории, что определило тематику многих его произведений. Рано начал заниматься журналистикой и театром, обнаружил интерес к античности. Под его руководством в 1908 году начал выходить литературный журнал «Зеркало», однако вскоре был закрыт из-за денежных проблем.

С 1912 по 1914 годы путешествовал. После начала I мировой войны служил в германской армии, но по состоянию здоровья был демобилизован. Именно Фейхтвангер в 1918 году открыл выдающийся талант Бертольда Брехта, бывшего его другом. Когда в Германии к власти пришли нацисты, биография Фейхтвангера претерпела решительный поворот. В это время он находился за границей и, благодаря увещеваниям друзей, не стал спешить с возвращением на родину. В 1933 году писатель был лишён немецкого гражданства, а его имущество было конфисковано. При этом все его книги подлежали уничтожению.

Когда в 1940 году Франция была оккупирована фашистами, Фейхтвангер был интернирован в концентрационный лагерь во французском местечке Ле-Милль. Свои тяжёлые впечатления о периоде лагерной жизни он выразил на страницах книги «Чёрт во Франции». Чтобы лагерники, бывшие убеждёнными противниками гитлеровского режима, не попали в руки фашистов, их было решено переправить в другой лагерь на юге Франции. Фейхтвангеру удалось бежать оттуда и не без труда переправиться в США. Он поселился на вилле в штате Калифорния. Там он собрал огромную библиотеку из 20 тысяч томов на средства от кинопостановок своих произведений.

Во время II мировой войны писатель создал свои лучшие произведения, разоблачавшие фашистскую идеологию. Его великие заслуги, в том числе по защите идей гуманизма, были отмечены в 1953 году Государственной премией ГДР.

Лион Фейхтвангер скончался в 1958 году в результате тяжёлой болезни. Вилла Аврора, где он провёл свои последние годы, ныне является резиденцией для немецких деятелей искусства.

Литературная деятельность

Основным мотивом творчества Фейхтвангера является размышление о социальных процессах, происходящих в обществе, их направлениях и причинах. Именно судьба человеческого общества является предметом, более всего вдохновлявшим его на духовный и творческий поиск.

Славу писателю принесли его исторические романы. Фейхтвангер не считал их просто описанием имевших место событий, он старался выразить в них борьбу идеологий, столкновение созидающих и разрушающих сил, которые стали корнем всех социальных противоречий современного ему общества. Его можно назвать родоначальником такого типа исторического романа, где за описанием событий ушедшей эпохи угадываются явления современности, словно проводится множество параллелей.

Ранним драматическим произведениям Фейхтвангера свойственна изысканность и преувеличенная утончённость - и в то же время скудность реального содержания. В них он восхищается красотой, личными качествами, при этом пренебрегая нравственностью и относясь к простым людям без особой симпатии. В дальнейшем писатель не слишком гордился этим периодом своего творчества, с иронией отзываясь о нём как не самом плодотворном в духовном плане.

В то же время Фейхтвангер занимался литературной критикой, написанием рецензий и статей на тему драматургии и театральной жизни. Эта составляющая дала гораздо больший толчок для его последующего творческого становления. Именно тогда его заинтересовал реалистический роман, а в особенности такие его представители, как Томас и Генрих Манн, сильно повлиявшие на творчество Фейхтвангера.

В годы I мировой войны писатель стал решительным её противником, не приняв ни идей, ни целей развязанного империалистами кровопролития. Свою антивоенную позицию писатель отразил в пьесе «Мир», вариации на тему древнегреческой комедии и стихотворении «Песнь павших». Во время войны он создал множество произведений. Это как оригинальные пьесы, так и переделки сочинений античных авторов - «Персов» Эсхила, драмы «Царь и танцовщица» Калидасы, «Васантасены» индийского поэта Шудраки. Помимо остросоциальных мотивов, в творчестве этого периода проявляются мрачные настроения обречённости. Лион Фейхтвангер пишет драмы «Еврей Зюсс» и «Голландский купец», драматический роман «Томас Вендт». А в более поздней книге «Англосаксонская трилогия» он с большим мастерством сатирика высмеивает буржуазных политиков.

Биография Фейхтвангера тесно переплетена с событиями двух мировых войн, революционных и контрреволюционных действий в Германии. После всего пережитого писателем, из его творчества исчезает эстетизм, новым художественным направлением его произведений становится реализм. Таковы написанные им роман «1918 год» и пьеса «Военнопленные», где социальная проблематика выходит на первый план.

В 1933 году рейхсканцлером Германии становится Гитлер. Фейхтвангер вынужден эмигрировать во Францию, и уже там, в 1936 году, выходит его роман «Лже-Нерон». В нём иносказательно, под видом лживого и жестокого императора, выводится образ германского фюрера.

Произведения Фейхтвангера приобретают успех у советских читателей, и его приглашают посетить Советский Союз. Там он провёл 2 месяца и смог лично встретиться со Сталиным. После поездки он издаёт книгу «Москва 1937», которая посвящена жизни в СССР и показательным судам, происходившим тогда в стране. У нас она была массово издана, а у мировой публики вызвала крайне неоднозначную реакцию. Популярность писателя в СССР заставляет издавать собрания его сочинений. Но после договора между СССР и Германией и вплоть до начала войны его произведения у нас не печатались.

«Безобразная герцогиня» (1923)

Роман о жизни германской герцогини XIV века Маргариты Тирольской. Это трагический роман, он рассказывает о неприятии жестоким окружением гуманистической личности. Но в нём есть и личная трагедия главной героини, талантливой и деятельной женщины, не находящей своего счастья из-за отталкивающей внешности. Этот роман стал первым в цикле исторических произведений Фейхтвангера.

«Еврей Зюсс» (1925)

Действие романа разворачивается в XVIII веке. Он повествует о судьбе еврейского финансиста, получившего большую власть при герцоге и проводившего разорительную, неприемлемую для народа политику. При этом рассказана история так, словно писатель приводит нравственное оправдание «исторического пессимизма». Этот роман принёс Фейхтвангеру первый широкий успех у публики.

«Успех» (1930)

Произведение «Успех», а также книги «Семья Опперман» и «Изгнание» посвящены событиям современности. Они в достаточно памфлетной форме говорят о событиях в Западной Европе, где на смену рассыпающейся буржуазной демократии стремительно приходит нацистская диктатура. События романа «Успех» происходят в Баварии после I мировой войны. Книга рассказывает о них в довольно сатирической форме. Вся тогдашняя жизнь пронизана упадком: финансовым, моральным, политическим. Главенствует в романе тема «возвышенной справедливости», выраженная в борьбе за освобождение Крюгера, брошенного в тюрьму по ложному обвинению и с явной политической целью.

«Иосиф Флавий» (1932-1945)Данная трилогия продолжает еврейский цикл произведений литератора. Эти книги посвящены жизнеописанию Иосифа Флавия, иудейско-римского историка.

«Испанская баллада» (1954)Эта книга была написана Фейхтвангером в семидесятилетнем возрасте, но её можно назвать самым молодым его произведением. Это поэтическая повесть о любви короля Испании Альфонса VIII к Ракели, красавице-дочери севильского купца.

Поздние годы творчества

В послевоенные годы стиль произведений Фейхтвангера изменяется. Теперь они ещё более пронизаны реализмом, но при этом в них выражены оптимистические настроения. Его поздние книги выражают новую, заключительную для творчества писателя мысль о том, что историю творят народные массы.

Если в начале творческого пути Фейхтвангеру представлялись наивными идеи прогресса в общественной жизни, то на новом этапе они его по-настоящему вдохновляют. Именно прогресс он называет «незримым кормчим истории», бывшим жестоко оклеветанным и отвергнутым двадцатым столетием. Прогресс является истинным героем его поздних произведений, таких как «Иеффай и его дочь» и «Испанская баллада».
Пропаганда холодной войны и процессы по расследованию антигосударственной деятельности («охота на ведьм») заставляют писателя занять жёсткую позицию. Он пишет «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне» пьесу, где разоблачает эти явления.

После окончания войны в течение 10 лет книги Фейхтвангера не выходили в советской печати. Он подвергался решительной и жёсткой критике. Лишь в 1955 году в СССР возобновилось массовое издание его произведений.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Фейхтвангера Лиона представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.